Карта интересов 174 вопроса интерпретация. Куда пойти учиться? Опросник карта интересов А
ИНСТРУКЦИЯ
«У вас есть возможность продолжить учебу или заняться интересной работой. Для того чтобы помочь вам разобраться в своих интересах, предлагаем вам перечень вопросов. Рядом с номером вопроса поставьте знак (++), если вам очень нравится, и вы хотели бы стать специалистом; (+) - если вам нравится знать, но не делать; (-) - если вам не нравится».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА Нравится ли Вам:
3. Изучать устройство электро- и радиоприборов?
5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?
6. Знакомиться с жизнью растений и животных?
8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?
10. Знакомиться с работой врача?
11. Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе?
15. Выполнять домашние задания по химии?
16. Исправлять бытовые электро- и радиоприборы?
17. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?
18. Ходить в походы по родному краю для его изучения?
19. Изучать биологию, ботанику, зоологию?
21. Участвовать в общественной работе?
22. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если сами они не могут его сделать?
26. Знакомиться с военной техникой?
27. Проводить опыты по физике?
30. Собирать и ремонтировать машины (например, велосипед)?
31. Собирать коллекции минералов?
32. Работать в саду, на огороде?
33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи)?
36. Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств?
37. Помогать по хозяйству дома?
38. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности? 39.Участвовать в военных играх, походах?
40. Заниматься в математическом или физическом кружке?
41. Готовить растворы?
42. Собирать радиоприемники?
43. Моделировать (например, изготовлять модели планеров)?
44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях?
45. Наблюдать за живой природой?
46. Изучать иностранный язык?
47. Выступать с докладами на исторические темы?
48. Выполнять работу пионервожатого?
49. Ухаживать за детьми?
50. Делать разные покупки?
51. Беседовать с товарищами об искусстве?
52. Заниматься в спортивных секциях?
53. Участвовать в физических или математических олимпиадах?
54. Решать задачи по химии?
55. Выполнять работы с измерительными приборами?
56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами?
57. Знакомиться с географическими или геологическими картами?
58. Проводить опытническую работу по биологии?
59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?
60. Изучать политический строй в разных странах?
61. Обсуждать вопросы воспитания?
62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека?
63. Убеждать людей в чем-либо?
64. Знакомиться с историей искусств?
65. Быть организатором в походах и играх?
66. Выполнять математические действия по формулам?
67. Находить химические явления в природе?
68. Разбираться в радиосхемах?
69. Выполнять чертежи?
70. Производить топографическую съемку местности?
71. Ухаживать за животными?
72. Выступать с докладами по вопросам литературы?
73. Знакомиться с историей культуры?
74. Давать объяснения младшим школьникам?
75. Изучать причины возникновения разных болезней?
76. Знакомиться, общаться с разными людьми?
77. Принимать участие в смотрах художественной самодеятельности или выставках изобразительного искусства?
78. Соблюдать режим (распорядок) дня?
Обработка. По каждому направлению в соответствие с ключом подсчитывается количество плюсов и минусов:
Физико-математическое направление - 1,14,27, 40, 53, 66 вопросы;
Химия -2, 15,28,41,54,67;
Электротехника - 3, 16, 29, 42, 55, 68;
Техника - 4,17,30,43, 56, 69;
Геология и география - 5,18, 31, 44, 57, 70;
Биология и сельское хозяйство - 6, 19, 32,45, 58,71;
Филология и журналистика -- 7, 20, 33, 46, 59, 72;
История и общественная деятельность -8,21,34,47,60,73;
Педагогика и воспитательная работа -9,22, 35,48,61,74;
Медицина - 10, 23, 36, 49, 62, 75;
Сфера обслуживания и домашнее хозяйство - 11,24, 37, 50,63,76;
Искусство - 12, 25, 38, 51, 64, 77;
Военное дело, физическая культура- 13,26,39, 52,65,78.
Интерпретация. Число плюсов и минусов по каждому направлению дает довольно ясное представление об интересах учащихся. После подсчета количества «+» и «-» по направлениям выделяются те из них, которые имеют наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым количеством плюсов, то преобладающим интересом следует считать тот, в котором содержится меньшее число минусов. Если количество плюсов и минусов одинаково по нескольким направлениям, можно судить о примерно одинаковом развитии интересов и склонностей школьника к соответствующим областям знаний и деятельности.
7.4 . ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ
Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация Н. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.
ИНСТРУКЦИЯ
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
1. Профессия одна из важнейших в обществе 2. Работа с людьми 3. Работа требует постоянного творчества 4. Работа не вызывает переутомления 5. Большая зарплата 6. Возможность самосовершенствования 7. Работа соответствует моим способностям 8. Работа соответствует моему характеру 9. Небольшой рабочий день 10. Отсутствие частого контакта с людьми 11. Возможность достичь социального признания, уважения 12. Другие факторы (какие?) |
1. Мало оценивается важность труда 2. Не умею работать с людьми 3. Нет условий для творчества 4. Работа вызывает переутомление 5. Небольшая зарплата 6. Невозможность самосовершенствования. 7. Работа не соответствует моим способностям 8. Работа не соответствует моему характеру 9. Большой рабочий день 10. Частый контакт с людьми 11. Невозможность достичь социального признания, уважения 12. Другие факторы (какие?) |
ОБРАБОТКА
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как:
где: N - объем выборки (количество обследуемых), п количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, п+ - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от -1 до + 1 . Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).
Форма 7.2
Название выборки _ Объем выборки N =
Факторы 1 2 3 4 5 6 7 | |
п + |
Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение п + и п-. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.
Совершенно ясно, что два
невысоких коэффициента значимости
хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.
Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90% респондентов вообще не назвали его в числе значимых - не обратили на него внимания.
В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
С использованием данной методики проводилась серия исследований, в основном на материале высшей школы (в том числен наши собственные). Значительно меньше имеется работ с ее применением, в которых предметом анализа был бы процесс обучения в средней профессиональной школе.
Наши исследования, проведенные в ПТУ на разных выборках (отражающих различный профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В нижеследующей таблице приведены по различным выборкам пять наиболее значимых факторов. Причем их место в таблице соответствует величине коэффициента значимости.
Таблица
Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся ПТУ
Факторы и их значимость |
|||||
Профессия одна из важнейших в обществе |
Негативный фактор: работа вызывает переутомление |
Работа соответствует способностям |
Работа с людьми |
Работа требует постоянного творчества |
|
Большая зарплата |
Негативный фактор: слишком частый контакт с людьми |
Возможность самосовершенствования |
|||
Негативный фактор: работа вызывает переутомление |
Профессия одна из важнейших в обществе |
Работа с людьми |
Работа соответствует способностям |
* факторы, имеющие одинаковую значимость.
Как видно из таблицы, структура значимых факторов, определяющих отношение учащихся к профессии, достаточно идентична в различных училищах, хотя имеется и определенная специфика, которая, очевидно, связана с профилем училища, особенностями контингента, в том числе и половыми различиями. Так, установлено, что фактор зарплаты входит в число наиважнейших, что согласуется с данными других исследований, включая материалы зарубежных авторов (ДанчИ.,1985). В одной выборке (см. в табл. «А») фактор зарплаты не вошел в число значимых, что мы связываем со спецификой данной выборки по полу - абсолютное большинство здесь составили девушки. Отметим, что в упоминавшемся выше исследовании венгерского психолога И. Данча сведения по половому составу выборки отсутствуют.
Из таблицы видно, что устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся ПТУ имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, объективное признание и субъективное понимание учащимися общественной важности профессии существенным образом влияют на удовлетворенность сделанным выбором, а, следовательно, способствуют профессиональной стабилизации. Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности: желанием творчества и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Как показал проведенный нами дополнительный анализ, данныйфактор занимает разные места в подгруппах успевающих и неуспевающих учащихся (более значим для первых, менее значим для вторых), в целом его субъективная значимость в обеих подгруппах высокая: в первом случае - второй ранг, во втором - четвертый. Эти результаты недвусмысленно указывают на то, что у современной молодежи ориентация на творчество в будущей профессиональной деятельности - независимо от ее специфики и содержания - четко выражена. Ожидание творческих элементов в профессии, усмотрения творческих начал в будущей профессиональной деятельности обусловливают отношение к профессии, влияют на ее выбор и удовлетворенность им. При этом, как показывают исследования, такие тенденции проявляются на различных уровнях профессионального образования: и в средней, и в высшей школе. Конечно, разные профессии и разные «трудовые посты» по выражению Е. А. Климова представляют неравные возможности для творчества. Однако, как справедливо подчеркивает Б. Ф. Ломов, «творчество - это не исключительное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая деятельность включает момент творчества» (1984, с. 230). Станет или не станет профессиональная деятельность творческой - во многом зависит от самой личности. А потому формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству есть необходимое звено системы профессионального обучения.
В наше время существует огромное количество методик для тестирования школьников. Популярностью пользуются тесты на профориентацию, что вызвано интересом и самих детей: кто-то хочет узнать, к какой профессию стоит присмотреться, а кто-то удостовериться в правильности уже определённой для себя сферы. Тест А. Е. Голомштока «Карта интересов» поможет учащимся, учителям и родителям в сложном выборе.
Характеристика модифицированной методики А.Е. Голомштока
Автор методики А. Е. Голомшток - советский педагог, один из руководителей группы, занимавшейся изучением отношения школьников к выбору специальности, а также проблем формирования интересов. Им были опубликованы несколько работ по этой тематике (к примеру, «Выбор профессии и воспитание личности школьника»), которые стали основой в этой области.
«Карта интересов» - это опросник, состоящий из 174 пунктов, в которых отражены 29 сфер: физика, химия, биология, математика, астрономия, право, общественная деятельность, журналистика, транспорт и так далее.
Проводить исследование полагается дважды за время обучения школьников: в 7 и 10 классах. Автор теста считает, что именно в возрасте 12–13 лет формируются основные предпочтения детей, связанные с тем, чем они хотели бы заниматься, окончив школу, а в 16–17 имеют уже более или менее устоявшиеся взгляды на будущую профессию.
По итогам теста педагог или психолог получит информацию о том, к каким сферам деятельности у школьника больше склонностей. Это поможет понять, в каком направлении стоит действовать при воспитании, обучении и общении с ребёнком.
Итоги диагностики помогут учащимся и родителям выяснить, какая сфера деятельности ближе школьнику
Проведение тестирования «Карта интересов» среди школьников
Для проведения теста потребуется распечатать матрицы и списки сфер деятельности в равном группе, в которой организовывается исследование, количестве. Опросник вы можете зачитывать сами, в этом случае проще держать обратную связь с детьми. Диктовать следует размеренно и давать время на то, чтобы учащиеся подумали и дали нужный ответ.
Перед началом тестирования необходимо объяснить школьникам условия:
- Нельзя игнорировать вопросы, ответ должен быть дан на каждое утверждение.
- Стоит быть предельно внимательными и не путать номера утверждений.
- Если что-то пропустили или не поняли, полагается сразу же спросить об этом - в дальнейшем будет очень трудно разобраться, в каком именно месте возникли трудности.
Затем полагается объяснить, как отмечать тот или иной ответ. Делать это лучше всего наглядным образом, написав на доске или также распечатав и раздав детям вместе с матрицами.
- Если то, что предлагается в утверждении, школьнику очень близко, в клеточку напротив номера ставится «++».
- Когда просто нравится, то «+».
- При возникающих сомнениях в выборе того или иного ответа учащемуся следует записать «0», но таких случаев должно быть как можно поменьше. Лучше рекомендовать школьнику подумать подольше.
- Если названное не нравится, то под номером вопроса ставится «-».
- Когда озвученное испытуемый не любит категорически, то ответом должен служить знак «- -».
Зачитывая утверждения, не забывайте добавлять «Нравится ли вам…», «Любите ли вы…», «Хотели бы вы…». Например: «Нравится ли вам знакомиться с жизнью растений или животных?» или «Любите ли вы уроки домоводства или домашние занятия домоводством?».
Все вопросы относительно условий теста лучше разбирать сразу, чтобы потом не возникло нестыковок
Подведение итогов и интерпретация результатов
Для обработки ответов используется матрица ответов из 6 строк и 29 столбцов. Каждая из колонок обозначает определённую сферу деятельности. Попросите школьников посчитать плюсы и минусы в каждом столбце, отметив, что в тех случаях, когда стоит «++» и «- -», необходимо прибавлять не один балл к сумме, а два, и подписать под столбцами получившиеся результаты.
Затем школьникам следует найти по номерам колонок в списке сфер интересов те, минусов и плюсов в которых у них оказалось больше - это будут направления с наивысшей степенью антипатии и симпатии соответственно. Но посоветуйте испытуемым вывести результаты и касаемо других деятельностей, набравших меньшее количество «голосов». Это поможет им лучше узнать себя, понять, на чём стоит акцентировать внимание. А вам останется зачитать, что же означает то или иное количество «+» и «-»:
- наибольшее отрицание - от -12 до -6;
- неинтересно, не подходит - от -5 до -1;
- слабый интерес - от 1 до 4;
- выраженный интерес - от 5 до 7;
- наивысшая степень интереса - от 8 до 12.
Необязательно поручать испытуемым подсчитывать результаты. Можно сделать это самостоятельно, собрав заполненные матрицы, а затем лишь проинформировать учащихся об итогах.
Организатору под силу подвести итоги самостоятельно, не привлекая к этому испытуемых
В завершение исследования спросите у детей, понравился ли им тест, чтобы получить обратную связь для себя.
Что же делать организатору с полученной информацией? Если вы классный руководитель группы школьников, в которой проводили диагностику, будет очень кстати использовать итоги тестирования в деле повышения заинтересованности ученика к знаниям, опираясь на информацию о том, что ему близко. Вы всегда сможете поговорить с ребёнком о том, что ему нравится, увеличив уровень доверия и понимания, ведь дети очень тонко чувствуют, когда мы проявляем к ним неподдельный интерес. Те же преимущества появляются, если вы родитель или психолог.
Файл: Материал к тесту
Ничего сложного в проведении теста по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока нет. А пользы от такой диагностики достаточно много. Если вы преподаватель и вместо обычного урока решите провести подобное исследование, дети будут вам только благодарны.
" А.Е.Голомштока.
Назначение теста
Исследование профессиональных интересов респондентов.
Инструкция к тесту
Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс , если не нравится – минус .
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит
в результатах тестов ваше имя или фото
. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23
” или “Мужчина, 31
“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей
” и “Доступ в любое время
” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят
ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.
Ключ и обработка результатов теста
Сфера интересов | № Вопросов | ||||
---|---|---|---|---|---|
Физика и математика | 1 | 11 | 21 | 31 | 41 |
Химия и биология | 2 | 12 | 22 | 32 | 42 |
Радиотехника и электроника | 3 | 13 | 23 | 33 | 43 |
Механика и конструирование | 4 | 14 | 24 | 34 | 44 |
География и геология | 5 | 15 | 25 | 35 | 45 |
Литература и искусство | 6 | 16 | 26 | 36 | 46 |
История и политика | 7 | 17 | 27 | 37 | 47 |
Педагогика и медицина | 8 | 18 | 28 | 38 | 48 |
Предпринимательство и домоводство | 9 | 19 | 29 | 39 | 49 |
Спорт и военное дело | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.
Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.
Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены .
Автор
Москва, Россия – психолог-профконсультант
Источники
- Методика «Профиль» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.
Шкалы: интересы - физика и математика, химия и биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, география и геология, литература и искусство, история и политика, педагогика и медицина, предпринимательство и домоводство, спорт и военное дело
Назначение теста
Исследование профессиональных интересов респондентов.
Инструкция к тесту
Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс , если не нравится - минус .
Тест
Обработка и интерпретация результатов теста
Сфера интересов № Вопросов
Физика и математика 1 11 21 31 41
Химия и биология 2 12 22 32 42
Радиотехника и электроника 3 13 23 33 43
Механика и конструирование 4 14 24 34 44
География и геология 5 15 25 35 45
Литература и искусство 6 16 26 36 46
История и политика 7 17 27 37 47
Педагогика и медицина 8 18 28 38 48
Предпринимательство и домоводство 9 19 29 39 49
Спорт и военное дело 10 20 30 40 50
Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.
Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности, или профессионально важные качества.
Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
Источники
Методика «Профиль» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.В его основе лежит перечень популярных сейчас видов профессий и направлений деятельности, таких как информационные технологии, социология, философия, бизнес, по которым составлены вопросы к учащимся.
Ответив на предложенные вопросы школьники (старшеклассники) смогут точнее и увереннее принять решение куда поступать, на кого учиться.
Куда пойти учиться? Опросник карта интересов А. Е. Голомштока, модификация Филимоновой О. Г.:
Инструкция.
Вам предстоит оценить свои интересы в пределах 29 направлений. Если то или иное занятие вам очень нравится, то в бланк ответов ставьте +2. Если оно вам просто нравится, то поставьте +1. Если оно вам безразлично, то поставьте 0. Если вы не любите этим заниматься, то напишите –1, ну а если вам совсем не нравится это занятие, то поставьте –2.
Вопросы к тесту:
- Знакомиться с жизнью растений и животных.
- Посещать уроки географии, читать литературу по географии.
- Читать художественную или научную литературу о геологических экспедициях.
- Изучать причины возникновения болезней и пути их лечения.
- Заниматься домоводством: готовить, шить, приводить в порядок мебель и одежду.
- Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.
- Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии.
- Читать техническую литературу, журналы.
- Разбираться в электрических и электронных схемах.
- Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна и т.д.)
- Разрабатывать свои собственные компьютерные программы.
- Наблюдать за поведением людей, интересоваться причинами их поступков.
- По возможности работать на стройках (во время летних каникул).
- Читать книги о разных видах транспорта, профессиях, связанных с транспортными перевозками.
- Интересоваться военной техникой и новейшими разработками в этой области.
- Посещать уроки истории в школе.
- Самостоятельно писать стихи и прозу.
- Читать газеты, журналы, публицистическую литературу.
- Интересоваться закономерностями развития общества.
- Читать литературу о работе воспитателя, учителя, о деятельности педагогов.
- Смотреть телепередачи о раскрытии преступлений.
- Работать в сфере обслуживания.
- Читать дополнительную литературу по математике.
- Знакомиться с компьютерными программами по бухгалтерскому учету.
- Посещать курсы иностранных языков.
- Смотреть фильмы и читать литературу о художниках и их творчестве.
- Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены, кино.
- Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.
- Посещать спортивные секции.
- Изучать ботанику, зоологию, биологию, экологию.
- Знакомиться с географическими особенностями различных стран по описаниям и картам.
- Посещать геологические музеи.
- Посещать уроки анатомии и физиологии человека.
- Знакомиться с работой предприятий легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.).
- Изучать физические явления и законы.
- Читать научно-популярную литературу об открытиях в области химии и деятельности выдающихся химиков.
- Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, искать статьи в журналах).
- Разбираться в устройстве электроприборов, видео- и радиоаппаратуры и электрических машин.
- Посещать кружки по обработке дерева, металлов.
- Читать книги о программировании, журналы о новых компьютерных изобретениях и технологиях.
- Читать научно-популярную литературу по психологии.
- Выполнять наброски различных зданий, проектировать постройки.
- Интересоваться историей развития разных видов транспорта.
- Участвовать в военных сборах, играть в военные игры.
- Читать книги по истории, узнавать новое об исторических событиях, деятелях науки и культуры.
- Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками.
- Смотреть ежедневные выпуски новостей по телевизору, обсуждать со взрослыми и сверстниками проблемы общественной жизни.
- Посещать факультативные занятия по обществознанию.
- Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами.
- Участвовать в разработке уставов, положений, нормативных документов для школы.
- Помогать покупателям выбирать покупку в магазине.
- Читать научно-популярную литературу об открытиях в области математики, о жизни выдающихся математиков.
- Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
- Учить второй иностранный язык дополнительно.
- Читать книги об изобразительном искусстве.
- Посещать творческие вечера-встречи с актерами.
- Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.
- Играть в спортивные игры, участвовать в спортивных соревнованиях.
- Собирать информацию о животных, растениях, микроорганизмах.
- Смотреть телепередачи о разных странах.
- Знакомиться и составлять описание геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.).
- Читать и смотреть фильмы о врачах и достижениях в области медицины.
- Знакомиться с новыми технологиями, используемыми в пищевой и легкой промышленности.
- Проводить опыты по физике.
- Знакомиться с новыми технологиями в химическом производстве, с получением новых веществ и материалов.
- Разбирать, ремонтировать, интересоваться устройством различных механизмов (часов, бытовых приборов, швейных машин).
- Ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.
- Смотреть телевизионные передачи об исследовании и применении различных веществ и материалов.
- Заниматься информатикой дополнительно.
- Посещать психологический кружок.
- Участвовать в ремонтных работах дома, в школе, помогать в строительстве домов, построек.
- Смотреть телепередачи, фильмы о профессиях, связанных с транспортными перевозками.
- Ходить на экскурсии в места военной славы, посещать военные музеи.
- Смотреть исторические фильмы, телепередачи.
- Посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.
- Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
- Проводить опросы общественного мнения, брать интервью, выявлять тенденции в развитии разных явлений общественной жизни.
- Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).
- Выяснять причины противоправного поведения людей.
- Наблюдать за работой продавца, повара, официанта, читать литературу и смотреть телепередачи о конкурсах в сфере обслуживания.
- Посещать дополнительные занятия по математике.
- Читать сообщения на экономические темы в печати.
- Читать книги на иностранном языке дополнительно.
- Посещать художественные выставки.
- Посещать театры.
- Слушать оперную музыку, посещать концерты симфонической музыки.
- Посещать спортивные соревнования, следить за их ходом, слушать и смотреть радио- и телепередачи о спорте.
- Смотреть телепередачи о животных и растениях.
- Самостоятельно составлять географические карты, накапливать и собирать различные географические сведения, изучать закономерности.
- Участвовать в геологических экспедициях.
- Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.
- Опробовать рецепты приготовления пищи.
- Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
- Решать сложные задачи по химии и участвовать в химических олимпиадах.
- Моделировать самолеты, ракеты, корабли, машины и пр.
- Проектировать и собирать электрические и радиоприборы (радиоаппаратуру, датчики температуры, движения, домофоны, системы сигнализации и т.п.).
- Мастерить изделия из дерева, металла и других материалов, собирать детали своими руками.
- Посещать уроки информатики в школе.
- Интересоваться проявлениями характера человека, правилами взаимодействия людей.
- Смотреть телевизионные передачи о строительстве («Квартирный вопрос» и т.д.).
- Интересоваться новыми разработками в мире транспорта (новинки автомобилестроения, новые изобретения в авиации, в железнодорожном транспорте и т.п.)
- Читать книги, смотреть фильмы на военную тему, знакомиться с историей крупных сражений, войн и судьбами великих полководцев.
- Посещать исторические музеи, ездить на экскурсии по историческим местам.
- Писать классные или домашние сочинения по литературе.
- Взаимодействовать с людьми: убеждать, разъяснять, организовывать и т.п.
- Читать литературу по философии, социологии.
- Выполнять работу воспитателя, замещать уроки в младших классах.
- Читать юридическую литературу, интересоваться историей права.
- Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание во время похода, поездки, путешествия.
- Решать сложные задачи по математике.
- Интересоваться вопросами экономической географии.
- Смотреть фильмы на иностранном языке без перевода и пытаться понять их.
- Рисовать дома для удовольствия.
- Выступать на сцене перед зрителями.
- Заниматься в музыкальной школе, студии, в хоре, музыкальном кружке.
- Читать книги о здоровом образе жизни, о спорте, выдающихся спортсменах.
- Разводить растения, ухаживать за животными, посещать выставки и участвовать в них.
- Участвовать в географических экспедициях, походах.
- Собирать коллекции минералов.
- Ухаживать за больными, оказывать им помощь.
- Придумывать новые рецепты приготовления пищи, конструировать новые модели одежды.
- Решать сложные задачи по физике, участвовать в физических олимпиадах.
- Знакомиться с разными возможностями применения химических знаний (фармацевтика, криминалистика, промышленность и т.п.)
- Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому.
- Читать и смотреть телепередачи о достижениях в области электроники и радиотехники.
- Знакомиться с информацией о новых технологиях в области материаловедения.
- Работать на компьютере, использовать Интернет в целях поиска дополнительной информации.
- Помогать знакомым преодолевать трудности, решать жизненные проблемы, выслушивать, успокаивать.
- Читать книги о строительных работах («Как построить дом?» и т.д.)
- Заниматься в клубах авиамоделирования, автолюбителей, парусного моделирования, быть членом дайвинг-клуба.
- Встречаться с участниками военных действий, слушать их рассказы.
- Знакомиться с историческими закономерностями, посещать олимпиады по истории.
- Читать книги или смотреть передачи о поэтах и писателях.
- Писать статьи в газеты, журналы.
- Интересоваться историей философской мысли.
- Обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.
- Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
- Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, работаете, живете.
- Участвовать в математических олимпиадах.
- Вести расчеты своих доходов, расходов, а также доходов и расходов своей семьи.
- Общаться с иностранцами на разных языках, работать переводчиком.
- Посещать студию изобразительного искусства, художественную школу.
- Заниматься в театральной студии.
- Слушать классическую музыку.
- Регулярно смотреть Олимпийские игры, спортивные соревнования.
Бланк ответов.
Направление | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | Итог |
1. ************** | 1 | 30 | 59 | 88 | 117 | ||||||
2. ************** | 2 | 31 | 60 | 89 | 118 | ||||||
3. ************** | 3 | 32 | 61 | 90 | 119 | ||||||
4. ************** | 4 | 33 | 62 | 91 | 120 | ||||||
5. ************** | 5 | 34 | 63 | 92 | 121 | ||||||
6. ************** | 6 | 35 | 64 | 93 | 122 | ||||||
7. ************** | 7 | 36 | 65 | 94 | 123 | ||||||
8. ************** | 8 | 37 | 66 | 95 | 124 | ||||||
9. ************** | 9 | 38 | 67 | 96 | 125 | ||||||
10. ************** | 10 | 39 | 68 | 97 | 126 | ||||||
11. ************** | 11 | 40 | 69 | 98 | 127 | ||||||
12. ************** | 12 | 41 | 70 | 99 | 128 | ||||||
13. ************** | 13 | 42 | 71 | 100 | 129 | ||||||
14. ************** | 14 | 43 | 72 | 101 | 130 | ||||||
15. ************** | 15 | 44 | 73 | 102 | 131 | ||||||
16. ************** | 16 | 45 | 74 | 103 | 132 | ||||||
17. ************** | 17 | 46 | 75 | 104 | 133 | ||||||
18. ************** | 18 | 47 | 76 | 105 | 134 | ||||||
19. ************** | 19 | 48 | 77 | 106 | 135 | ||||||
20. ************** | 20 | 49 | 78 | 107 | 136 | ||||||
21. ************** | 21 | 50 | 79 | 108 | 137 | ||||||
22. ************** | 22 | 51 | 80 | 109 | 138 | ||||||
23. ************** | 23 | 52 | 81 | 110 | 139 | ||||||
24. ************** | 24 | 53 | 82 | 111 | 140 | ||||||
25. ************** | 25 | 54 | 83 | 112 | 141 | ||||||
26. ************** | 26 | 55 | 84 | 113 | 142 | ||||||
27. ************** | 27 | 56 | 85 | 114 | 143 | ||||||
28. ************** | 28 | 57 | 86 | 115 | 144 | ||||||
29. ************** | 29 | 58 | 87 | 116 | 145 |
Ключ к тесту, расчет значений, интерпретация:
После ответа на все вопросы подсчитайте сумму цифр ответов по каждому направлению с учетом знаков. Предпочтительными являются виды деятельности и профессий, набравшие максимальное количество баллов.
Интерпретация, расшифровка направлений.
1.Биология
2.География
3.Геология
4.Медицина
5.Легкая и пищевая промышленность
8.Техника, механика
9.Электротехника, радиотехника, электроника
10.Обработка материалов (дерево, металл и т.п.)
11.Информационные технологии
12.Психология
13.Строительство
14.Транспорт, авиация, морское дело
15.Военные специальности
16.История
17.Литература, филология
18.Журналистика, связи с общественностью, реклама
19.Социология, философия
20.Педагогика
21.Право, юриспруденция
22.Сфера обслуживания
23.Математика
24.Экономика, бизнес
25.Иностранные языки, лингвистика