Умение найти золотую середину при принятии решений. Философия как наука

Любовь не абстрактная категория. Она выражается в поступках, словах, эмоциях. Близкие отношения - это не только поцелуи, вздохи и любовные игры, но и экзамен на умение считаться друг с другом. Это объединяющая двух людей живая энергия, перетекающая от одного партнера к другому. Поэтому вопрос – а что дают партнеры друг другу? – очень важен.


Если вы не возвращаете партнеру энергию в виде любви – близкий человек просто выдохнется и почувствует себя одиноким с вами рядом, а вы рискуете оказаться в глазах партнера равнодушным и эгоистичным человеком.


Если вы будете выражать любовь слишком бурно – близкий человек может потерять ощущение ценности чувства, направленного на него. А может быть еще хуже – чрезмерная демонстрация любви станет восприниматься как назойливость или стремление обязать партнера, связать его чрезмерной опекой по рукам и ногам.


Если на его долю достаются негативные эмоции в виде критики, насмешек, упреков и подозрений, а отношения постоянно напряжены и чреваты неприятными моментами – влечение к вам ослабнет, чувства притупятся, и любовь может остыть, отношения же грозят превратиться в унылую привычку «мириться с недостатками» совместной жизни. И тогда реальная проблема, требующая совместного обсуждения и решения, не будет услышана или будет воспринята как очередная ваша нудная нотация.


В любовном союзе, как это ни странно, важное значение имеют не жаркие страсти и бурные порывы, а «золотая середина». Это касается всего: и вызываемых друг у друга эмоций, и секса, и заботы, и общения. Передозировка любовного пыла и внимания приносит усталость и стремление отстраниться, а недостаток – вызывает чувство заброшенности, ненужные подозрения и раздражение. Как сохранить тепло отношений и обоюдную уверенность друг в друге? Как найти «золотую середину»?


Запомните: выяснение отношений – это конфликтная зона . Поэтому, пытаясь уладить недоразумения или непонимание между вами, не делайте этого в спальне, когда партнер поглощен совсем другими мыслями и увлечен совсем другими целями. Не устраивайте «разбор полетов» в состоянии алкогольного опьянения, или наутро после обильных возлияний, не «зудите», когда близкий человек плохо себя чувствует физически. Не стоит начинать разговор при включенной громкой музыке, или тогда, как партнер чем-то занят или, например, во время футбола по телевизору. Обстановка при таких серьезных разговорах должна быть свободной от срочных дел, спокойной, и вас ничего не должно разделять или отвлекать друг от друга. «Полигоном» для выяснения отношений может стать, например, комфортное совместное чаепитие, со вкусными «плюшками» за столом. Думайте о том, что ваша любовь и хорошее расположение духа близкого человека гораздо важнее, чем частичный дискомфорт, вызванный временными неувязками – и на этой позитивной волне начинайте говорить о наболевшем.


Не держите в себе обиды, не скрывайте проблемы, которые сами не решите, не замалчивайте то, что вас или раздражает в близком человеке. Но и не превращайте общение в бесконечные упреки, жалобы, неуёмную критику. Лучше спокойно, выбрав удобный момент, обсудить причины и симптомы дискомфорта в отношениях. Во время такого разговора нужно стараться «не выходить из берегов», отстраниться от эмоций, быть по возможности кратким, не разглагольствовать о недостатках партнера, и ни в коем случае не ехидничать.


Доверительный разговор, выстроенный в форме диалога, принесет гораздо больше толку, чем трагикомический спектакль- монолог в вашем исполнении или перечень претензий – от манеры одеваться до ошибок в поведении. Постарайтесь избавиться в речи от глаголов повелительного наклонения и назойливых рекомендаций: что, как и когда ему делать. Акцентируйте свое внимание на вопросе – почему так поступает или выглядит партнер?


В отношениях с друзьями или с родственниками также старайтесь сохранять умеренность. Полное пренебрежение к ним с вашей стороны будет воспринято как обидное равнодушие, а стремление «лезть в глаза» и нравиться всем без разбора – как неискренность и вульгарное кокетство. Общаясь с друзьями, родителями, родственниками, проявляя к ним внимание, постоянно держите в поле зрения и внимания вашу драгоценную «половинку». В то же время старайтесь сдерживать в себе порывы доказать всем вокруг, как вы любите своего избранника или избранницу, демонстрировать публично, сколь дорог вам партнер. Согласитесь, заговорщические «секретики», откровенные взгляды, интимные намеки, настойчивые « » в присутствии друзей или родителей будут неправильно поняты ими, заставят их почувствовать себя лишними и слегка униженными, вызвать бессознательную ревность. В партнере же это может спровоцировать чувство стыда, неловкости и стеснения. В любом случае – такое поведение внесет раздражение и неприятную напряженность.


Не бойтесь наедине признаваться вашему близкому человеку в опасениях относительно его поведения, но ни в коем случае не делайте публичных замечаний или напоминаний о прошлых «грешках». Не иронизируйте в присутствии посторонних по поводу прошлых «косяков» и не напоминайте о прошлых обидах. Никогда не обсуждайте своего партнера «за глаза» даже с самыми лучшими намерениями – ни с его друзьями, ни с его родственниками. И уж тем более говорите о партнере «в третьем лице» в его присутствии, даже если у вас есть жедание умилиться и «посюсюкать» о нем, чтобы угодить тем, кто с ним связан дружескими или родственными узами.


Никогда не ставьте условий, не предъявляйте ультиматумов, не ставьте партнера перед выбором: «или я – или мама (друзья, родственники)», «или курение – или поцелуи», и так далее. Связи и вредные привычки появились раньше, чем вы возникли в жизни близкого человека. И уж поверьте, что выбрав для себя совместную жизнь, он меньше мечтал, что в результате такого выбора ему придется полностью менять свою жизнь, отказываться от того, что раньше ему приносило удовольствие или маленькие житейские радости. Не нависайте!


В то же время не стоит бездумно закрывать глаза на вольности в вашем присутствии – например, безудержный флирт с подругами или друзьями, мат в разговоре, слишком затянутые дружеские посиделки, слишком частые попойки. Постарайтесь мягко, но убедительно дать понять вашему партнеру, что с вами нельзя не считаться, и вы – не просто «дополнение» к нему, а вполне самостоятельный человек, претендующий, как минимум, на определенную порцию внимания и уважения.


Не перегружайте на партнера свои проблемы, не бегите к нему с мелкими жалобами, не обсуждайте с ним все происшествия с вашими друзьями и подругами, не дергайте его по каждому пустяковому поводу, демонстрируя свою нарочитую несостоятельность и беспомощность. В то же время – не стоит «тянуть на себе» совместные обязанности и решать созданные не вами проблемы. Справляться с трудностями быта, с финансовыми вопросами нужно сообща, а принимать решения – вместе, посоветовавшись и найдя компромисс.


«Золотая середина» в отношениях принесет равновесие и уверенность обоим. В отношениях главное – не передавить, ваш партнер должен чувствовать надежный и безопасный «тыл», ведь другого «тыла», кроме вас, у него – нет. И при правильном отношении – не появится…

Каждый работодатель хочет, чтобы у него работали лучшие сотрудники. И это вполне естественно - ведь лучшие сотрудники, соответственно, лучше выполняют поставленные перед ними задачи. И, исходя из таких благих намерений, в требования к будущему сотруднику руководители включают огромный список необходимых характеристик. При этом они надеются выбрать кандидата только с хорошими личностными качествами, рассчитывая на то, что именно он будет плодотворно и с удовольствием трудиться на благо работодателя. Однако такие идеально соответствующие требованиям кандидаты попадаются чрезвычайно редко, если попадаются вообще. Почему? Попробуем в этом разобраться.

Прежде всего, выдвигая требования к кандидатам, необходимо помнить, что не бывает однозначно плохих или хороших психологических качеств человека. Оценка этих качеств зависит от ситуации, в которой они проявляются, и в соответствии с ситуацией они получают свое название. Осторожный и трусливый, бережливый и скупой, храбрый и наглый, добрый и мягкотелый - все эти пары различных по оценочному суждению качеств отображают отношения к одним и тем же личностным особенностям в разных ситуациях. Так и с претендентами на вакантные должности - практически нет однозначно плохих или хороших кандидатов, просто в зависимости от своих личностных особенностей они либо подходят для выполнения предлагаемой нами работы, либо не подходят.

Выдвигаем адекватные требования

К сожалению, требования, выдвигаемые к кандидату, зачастую бывают не совсем адекватными его будущим функциям, а иногда и довольно противоречивыми. Например, необходимость быть жестким, напористым руководителем и при этом чутким к проблемам людей. Кроме того, в этих требованиях не учитывается, что чрезмерно выраженное какое-либо очень желательное для нас, работодателей, качество в будущем может стать причиной многих проблем.

Например, выдвигая такое требование, как наличие у кандидата очень высокого уровня ответственности, руководитель не задумывается над тем, что гипертрофированная ответственность выражается в стремлении держать все под контролем, а это не только приводит к повышенным требованиям к окружающим, но порождает излишнее нервное напряжение как самого человека, так и тех, кто работает рядом с ним.

Или такое качество, как нацеленность на результат - замечательное свойство личности для любого топ-менеджера компании. Тем не менее следует обязательно учитывать, что при взаимодействии с подчиненными менеджер, строго нацеленный на результат, только ставит задачу и сообщает о том, что должно быть сделано, но никогда не объясняет, как это делать. И не потому, что не хочет объяснить, а просто потому, что не в состоянии осознать того, что другие чего-то могут не понимать. Именно по этой причине у человека, нацеленного исключительно на результат, никогда не получится обучать других, что может быть воспринято как высокомерие и провоцировать напряжение в коллективе. Таким образом, если среди задач, которые будут стоять перед новым сотрудником, есть потребность объяснять другим, как выполнять задание, то в этом случае нужно искать кандидата, среди качеств которого также присутствует нацеленность на процесс. Но при этом мы будем вынуждены смириться с тем, что нацеленность на результат у такого претендента будет несколько ниже.

Кроме того, для всех ли работников необходима нацеленность на результат? Если речь идет о сотрудниках, занимающихся продажами, организацией или расширением бизнеса, внедрением новых технологий и т. д., то это качество является безусловным преимуществом. Однако следует задуматься, в какой мере оно требуется шоферу, охраннику, делопроизводителю, библиотекарю, медсестре и другим работникам, которые изо дня в день выполняют практически однообразную, достаточно монотонную работу. Какой реальный результат на такой работе можно получить? При этом почему-то среди требований к таким категориям работников «нацеленность на результат» нередко занимает ведущую позицию.

Какая нужна самооценка

«Нужны специалисты с высокой самооценкой» - такое требование часто можно заметить в объявлениях молодых развивающихся компаний. И это, в общем, оправданное требование, поскольку высокая самооценка придает человеку уверенность, вследствие чего он способен выдвигать инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию. Однако если руководитель является сторонником доминирующего, авторитарного стиля управления, то для него подчиненный с высокой самооценкой - это потенциальный источник конфликтных ситуаций. Ведь уверенный человек знает себе цену и не позволит собой помыкать, повышать на себя голос, будет отстаивать свои интересы и идеи или же просто возражать руководителю, когда будет видеть, что последний не прав.

А вот люди с заниженной самооценкой - в поведении робкие и неуверенные, - как правило, подчиняемые, хорошие исполнители, не перечат, работают по определенному руководителем алгоритму. Обычно они достаточно хорошо выполняют однообразную работу, однако теряются, когда необходимо проявить творческий подход. Они не готовы принимать решения за других, но очень ответственно относятся к выполнению своей работы. При этом могут даже проявить настойчивость, если уверены в своей компетентности.

Определяя уровень самооценки, важно не ошибиться в ее адекватности, т. е. чтобы при низкой самооценке у человека не было слишком больших амбиций (высокого уровня притязаний). Такие люди могут вести себя самоуверенно, иногда даже развязно, но они никогда не возьмут на себя ответственность за принятые решения, они мнительны и подо­зрительны, болезненно воспринимают все разговоры и сплетни о себе. При такой неадекватности самооценки и уровня притязаний любая ситуация оценивания воспринимается человеком как угрожающая, стало быть, может провоцировать его агрессивность и возникновение конфликтов.

Конформность и коммуникабельность

Еще одним замечательным качеством, которое также имеет свои плюсы и минусы, является конформность - умение приспособиться к окружающим. С одной стороны, конформный человек может безболезненно и для себя, и для других влиться в новый коллектив, наладить взаимоотношения и в сжатые сроки начать полноценно выполнять поставленные перед ним задачи, поскольку адаптация такого сотрудника происходит достаточно быстро. Но, с другой стороны, повышенная конформность приводит к податливости мнению большинства, неспособности иметь и отстаивать свою точку зрения, растерянности в ситуациях, требующих быстрого принятия решений.

Поэтому, если для руководителя важно поддержание хороших взаимоотношений в коллективе, поскольку от этого существенно зависит результат работы, следует искать достаточно конформного кандидата. Однако если новому сотруднику предстоит провести реорганизацию работы, строго контролировать деятельность других, навести и поддерживать порядок (например, на складе, чтобы избежать потерь и порчи товара), то здесь необходим человек несколько неуживчивый, не допускающий панибратских отношений.

Но, пожалуй, чаще всего работодатели ищут коммуникабельных сотрудников, т. е. таких, которые умеют общаться. И действительно, сегодня нелегко выделить сферу деятельности, в которой общение было бы совсем не нужным. Но коммуникабельность может проявляться по-разному: один много и безудержно рассказывает, другой просто приятен в общении, третий - способен внушать и убеждать.

Работодателю, прежде чем выдвигать к кандидату такое требование, как коммуникабельность, важно четко определить: что, как и, главное, зачем надлежит выполнять будущему сотруднику, какие задачи будут перед ним стоять. Ведь и актер, и политик, и учитель часто делают, по сути, одно и то же - выступают перед аудиторией. Но задачи у них совершенно разные, и, следовательно, их коммуникабельность тоже должна проявляться по-разному. Кроме того, важно помнить, что коммуникативная активность далеко не всегда является свидетельством коммуникативной компетентности, а человек, который много и легко говорит - не всегда говорит то, что нужно, там, где нужно, и тому, кому нужно.

Вероятно, при выдвижении к кандидату требования о высокой коммуникабельности более целесообразным будет определение необходимых для него коммуникативных умений в зависимости от задач, которые ему предстоит решать. Рассмотрим для примера деятельность сотрудника, который должен по телефону отвечать на вопросы клиентов. В одном случае перед ним может быть поставлена задача поддерживать с клиентом разговор, пока его коллега ищет в базах данных ответ на заданный вопрос. В другом случае, если запрашиваемая информация отсутствует, необходимо минимально сократить время общения. В первом случае нужен сотрудник, способный заговорить клиента, во втором - вежливо и доброжелательно отказать.

Хорошо, когда человек креативен - проявляет ко всему творческий подход, выдвигает интересные идеи. Такой сотрудник может способствовать внедрению нового направления деятельности, выведению организации на более высокий уровень развития или хотя бы просто не дать коллективу застояться в рутине. Но глупо требовать от такого сотрудника полного воплощения его идей, особенно если для этого необходимы значительные затраты времени. Он попросту не способен долго работать над одной идеей, поскольку в его голове будут рождаться следующие - более интересные, необычные или свежие. А к старым идеям он просто теряет интерес.

И так практически со всеми качествами - все они имеют свои плюсы и минусы. Человек, имеющий свою точку зрения на все вопросы, с трудом воспринимает взгляды других людей, особенно если они очень сильно не совпадают с его собственными.

Внимательный, педантичный сотрудник обычно работает медленно и из-за склонности к перепроверкам сделанного не сможет выполнить срочную работу. Крайним проявлением высокой стрессоустойчивости может быть безразличие к окружающим, а чрезмерная активность способствует быстрой потере интереса к уже начатым делам и их незавершению.

Не лишним будет при выдвижении требований к кандидату также учитывать особенности корпоративной культуры организации. Если в коллективе принято совместное обсуждение всех вопросов, то замкнутый, неразговорчивый сотрудник просто не впишется в этот коллектив. А человек, привыкший к быстрому и четкому исполнению поставленных задач, придется не ко двору в организации, где любому делу предшествует длительное раскачивание.

Нежелательные качества кандидата

Выдвигая требования к кандидату, иногда очень важно определить не только, какие качества должны быть у него, но и каких не должно быть.

На руководящие должности, например, категорически не годятся люди с низкой (заниженной) самооценкой, неуверенные в себе, нерешительные, не способные принять на себя ответственность. Такие сотрудники являются хорошими исполнителями.

Исполнитель на руководящей должности не способен организовать работу подчиненных, провести эффективное совещание. Он будет просить, а не давать распоряжения; спрашивать, а не контролировать результаты выполняемой работы; переделывать сделанное сам, если обнаружит ошибки, а не требовать их исправления от других. Он будет бояться принимать ответственные решения, уклоняясь от них или перекладывая ответственность на других и, как следствие, затягивая решение любого вопроса. Иногда он будет обижаться, повышать на подчиненных голос, угрожать им наказаниями. В зависимости от других личностных качеств такого руководителя, его будут жалеть, презирать или игнорировать, и качество работы от этого будет только ухудшаться.

Нельзя для выполнения коллективной работы принимать импульсивных, эмоционально несдержанных кандидатов, даже если они являются высококлассными специалистами. Сами-то они, может, и будут работать, но окружающие после их эмоциональных вспышек будут просто деморализованы.

Эмоционально неустойчивых кандидатов нельзя принимать и для работы с большим потоком клиентов или посетителей. Неуравновешенность, низкий эмоциональный самоконтроль таких сотрудников будет отпугивать клиентов и отправлять их к конкурентам. А при низкой конкуренции вас просто завалят жалобами на поведение вашего сотрудника. Хотя для отпугивания нежелательных посетителей такой сотрудник очень даже может пригодиться.

Таким образом, выдвигая требования к кандидату на работу, важно определиться не только с тем, какие качества должны быть присущи претенденту и каких не должно быть, но и с тем, насколько желательные для нас качества должны быть выражены. Ведь не зря говорится, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Поэтому основной и, возможно, наиболее сложной задачей станет определение той золотой середины, где указан необходимый минимум выраженности желательных и допустимый максимум выраженности нежелательных качеств наших претендентов.

Ирина Мостовая

Справочник кадровика

  • Подбор и отбор, Рынок труда

Ключевые слова:

1 -1

НАТА КАРЛИН

Человек, находясь на распутье при принятии важного решения, руководствуется двумя крайностями – хорошо и плохо. Что наступит после того, как мы сделаем или не сделаем что-то важное? Обязательно конец света или воцарится мир и гармония? Почему мы бросаемся в крайности? Неужели нет золотой середины?

С раннего возраста, каждый человек регулярно становится перед выбором:

Брюки сегодня надеть или юбку?
с красавчиком или провести вечер с умным и интересным поклонником?
Пойти учиться в институт по призванию или послушаться родителей в выборе профессии?
Устроиться на интересную или доходную работу?

Продолжать можно бесконечно! Как же сложно принять правильное решение, когда выбор касается таких серьезных вещей, как выбор профессии или рабочего места.

Есть на свете люди, которые не сомневаются в правильности принятого решения. Им можно только позавидовать.

Фаталисты-пофигисты.

Эта категория людей невольно . Они не терзают себя выбором, плывут по течению в ту сторону, куда укажет «перст судьбы». Им проще протянуть руку, достать из шкафа то, за что схватились, и надеть это, не задумываясь. На свидание отправиться с тем, кто позвонит первым. В институт пойти учиться тот, который . Какая работа подвернется первая, на той и остаться до конца жизни. И, ведь, по-своему они абсолютно правы! Зачем терзать себя излишними сомнениями, если жизнь сама расставит все на свои места?

Интуиция.

Есть еще одна категория людей, которые никогда не сомневаются в правильности сделанного выбора. Это индивидуумы с развитым . Или те, кто считает, что это чувство у них есть. Они никогда не сомневаются в правильности принятого решения. Ведь, уверенность в том, что интуиция не подведет, их не покинет.

Но такие люди в меньшинстве, остальные мучаются, терзаются и сомневаются.

Когда сомневаешься в правильности принятого решения, поможет «квадрат Декарта»

На что полагается человек, когда не знает, как правильно поступить в данной конкретной ситуации?

Просчитать развитие событий до мелочей можно только в том случае, если воспользоваться теорией вероятности. И то, значение будет очень приблизительным. Однако мало кто из нас знает, как это сделать. Поэтому, доверившись воле случая, можно добиться лучших результатов, чем те, когда человек намерен «плыть против течения» только для того, чтобы доказать, что решение было верным.

Чтобы научиться правильно оценивать сложившуюся проблему и сделать решающий шаг, воспользуйтесь «квадратом Декарта».

Существует множество способов, которые могут показать все «за» и «против» в результате принятия того или иного решения. Например, можно разделить лист бумаги на две части. В первой колонке выписать плюсы, которые вы извлечете в результате принятого решения. Во второй – минусы.

Наиболее действенным методом считается «квадрат Декарта». Теперь уже лист бумаги делится на четыре части, в каждой из которых стоит вопрос, требующий развернутого ответа:

Положительные стороны от исполнения желаемого. (Что ожидает, если совершить намеченное);
Положительные стороны от неисполнения желаемого. (Что ожидает, если не совершить намеченное);
Отрицательные стороны от исполнения желаний. (Чего удастся избежать, если получить желаемое);
Отрицательные стороны от неисполнения желаемого. (Чего удастся избежать если не получить желаемого).

Ответив в каждом квадрате на заданные вопросы, вы быстро придете к правильному решению. Здесь нужно оценить и взвесить все плюсы и минусы, которые могут возникнуть в результате вашего решения, и принять единственно правильное.

Что влияет на поиск правильного решения

Что такое правильное решение? Это расстояние между отправной точкой (задача) и точкой, в которой человек получит удовлетворение своих потребностей и замыслов (решение). В этом процессе задействованы все составляющие личности человека: ум, воля, характер и мотивация. Все это, как помогает, так и мешает правильно принять решения. Оцените себя, попробуйте вспомнить, что конкретно движет вами в тот момент, когда требуется мобилизовать все усилия, чтобы сконцентрироваться на одной задаче. Отметайте лишнее, и отстраните от себя ненужное.

Подтверждение.

Находясь в поиске верного решения, человек взвешивает все составляющие предполагаемого успеха. Выбирайте исходя из фактов, не руководствуйтесь домыслами и призрачным «а вдруг». Игнорируйте сведения, которые вы считаете противоречивыми, ищите рациональное зерно.

Последовательность.

Каждое действие, которое вы предпринимаете для решения проблемы, должно быть последовательно.

Вектор размышлений о проблеме должен быть направлен в одну точку. Идите кратчайшим путем, не отвлекаясь на лирические отступления от темы.

Мобильность.

Имеется в виду способность человека на изменяющуюся ситуацию. С появлением новых фактов, которые противоречат выбранному вами решению, следует адекватно оценить ситуацию, и принять соответствующие меры.

Концентрация.

Во время принятия важного для вас решения, желательно абстрагироваться от других проблем. Усилия мозга нужно направить на конкретную задачу, от выполнения которой зависит душевное спокойствие, материальное благополучие или будущее в целом.

Избирательность.

Выбирайте действительно достойные внимания факты. Отметайте лишнюю информацию, не считайте важным то, что не стоит вашего внимания и усилий.

Жизненный опыт.

В принятии серьезных решений не стоит опираться только на собственный опыт. Советуйтесь с умными людьми, смотрите передачи, ищите советы в интернете или книгах.

Не ставьте во главу угла ваши способности. Успехи, которых вы добивались раньше – это совокупность вашего вклада, помощи окружающих и счастливого стечения обстоятельств. Делайте выводы из ошибок, старайтесь в будущем не «наступать на те же грабли».

Сконцентрируйтесь, выберите путь, которым вы пойдете к принятию решения, успокойтесь и действуйте. В вопросе осознания и разработки плана действий, не должно присутствовать излишней спешки, фанатизма и завышенных прогнозов по поводу результата. Эти моменты снижают эффективность процесса и придают победе горький привкус неудовлетворения.

Не сомневаться в вашем решении помогут 3 стратегии

Правильно принять решение поможет метод канадского профессора Генри Минцберга. По его мнению, существует три ступени к успеху:

Действие.

Этот процесс означает, что у вас не остается времени на раздумья. Существует такая категория принятия решений, которая подразумевает, что времени на раздумье просто нет. Действовать надо немедленно. Тогда вступают в силу установки, заложенные инстинктом самосохранения, личным опытом и ошибками других людей. Чтобы правильно оценивать подобные ситуации, научитесь извлекать уроки из всего, что преподносит вам жизнь. В конкретной ситуации часто спасает .

Процесс долгого обдумывания ситуации, присущ представителям западной культуры. Он подразумевает алгоритм из следующих действий:

И формулировка проблемы;
Систематизация полученных данных;
Корректировка направления;
Оценка параметров, влияющих на результат, и выбор необходимых средств для ;
Поиск альтернативных решений и вариантов развития событий;
Оценка возможных исходов развития событий;
Решение и действие.

Интуиция.

Люди, принимающие решения на интуитивном уровне, руководствуются наитием, которое они сами характеризуют, как некое «озарение», пришедшее внезапно. Случается так, что человек долгое время ищет ответ на конкретный вопрос, который не дает ему покоя. Он засыпает и просыпается с этой мыслью. В один прекрасный день, он понимает, что проблемы нет совсем, решение ее уже есть в голове. В подсознании каждого человека скрыта система знаний и жизненного опыта. В критический момент все процессы организма активизируются, что позволяет быстро ориентироваться в создавшейся обстановке.

Подразделяют четыре этапа принятия решений на интуитивном уровне:

Выявление проблемы и сбор информации о ней. В этом процессе задействовано мышление, эмоциональный аспект, личный опыт и влияние окружающей среды;
Сосредоточение всех мыслительных функций на осмыслении проблемы с целью прочувствовать глубину и возможность ее решения;
Инсайт (озарение), которое приходит на смену размышлениям;
Перепроверка фактов, сравнительный анализ результатов развития событий и итоговая корректировка.

Как принять решение, и не сомневаться больше

Так, что же считается самым главным фактором для правильного принятия решений? Конечно же, достаточное количество времени на обдумывание, систематизацию факторов, поиск правильного направления действий и выбор одного решения из нескольких возможных. Чтобы научиться принимать решения, о которых никогда не придется пожалеть, воспользуйтесь следующими советами:

Время и место.

Не действуйте спонтанно в принятии важных шагов. Наметьте время, когда вы сможете побыть в одиночестве.

Если на следующее утро вы проснетесь с чувством облегчения от того, что , действуйте! Если нет, то решение не верное, или не единственно верное.

Принятие судьбоносного решения, . У вас создается ощущение, что перед вами стоит стена, в которую вы уперлись лбом, и дальше прохода нет. Отстранитесь от проблемы на некоторое время. Например, сходите в кинотеатр, чтобы развеять . Отвлеките мозг от той нагрузки, которая заставляет его работать в режиме цейтнота. Но, как только почувствуете, что ощущение тяжести на душе прошло, возвращайтесь к проблеме с новыми силами.

Важно и нужно.

Задумайтесь над необходимостью того, чем вы сейчас заняты. Действительно это для вас представляет такую ценность, что стоит тратить усилия и нервы? Если вы стоите на правильном пути, то сомнения в необходимости решения этой проблемы нужно отмести. Если же нет, то вы должны четко решить для себя – какая выгода вами движет.

Приняв предварительное решение, не спешите действовать. Еще раз оцените варианты развития событий, сравните их с предыдущим опытом, вспомните промахи знакомых, только после этого приступайте к выполнению намеченного плана.

В тот момент, когда вы поймете, что ваше решение единственно возможное и правильное, вы почувствуете облегчение. Теперь все стало на свои места. Вам легче, но действовать предстоит строго по плану. Не забывайте, что от точности в последовательности действий, зависит результат, которого вы хотите добиться.

24 февраля 2014, 17:25

Что это? Что-то посередине - серенькое, средненькое, посредственное? Но почему тогда ЗОЛОТАЯ?

Порассуждаем?!

Встретились две женщины и жалуются одна другой.

Первая говорит: «Мой муж такой скряга, такой скряга! Всё деньги копит. Цветы мне дарил только на первое свидание. О подарках я вообще забыла. Продукты у нас самые скромные – ничего лишнего: картошка, овощи, да молоко! Мы никуда не ходим и не ездим отдыхать! Одежда по минимуму…

А другая говорит: «А мой такой расточительный, я уже устала его переубеждать! Постоянно делает мне подарки, и в праздники и в будни. Завалил меня букетами. Говорит, что я достойна самых красивых бриллиантов и цветов. Он очень любит путешествовать и развлекаться. Мы каждый уикенд и отпуск куда-нибудь выезжаем… Мы не на что не можем накопить! Вот так и живем с родителями.

Вот так! Две стороны одного вопроса – две крайности. Бывает в жизни ситуации, когда мы хотим сделать всё идеально, тратим много энергии и бросаемся из . Иногда это приводит к печальному результату. И оглядываясь назад можно сделать вывод: «Лучше бы вообще ничего не делал!»

В жизни много ситуаций, в которых крайность не приводит к нужному результату. Нужен баланс.

В воспитании правило ЗОЛОТОЙ середины особенно важно!

Например: одни родители, пользуются методами, основанными на попустительстве в отношении к ребенку. Ребенок в этом случае предоставлен самому себе, он полностью бесконтролен со стороны взрослых. Развитие его происходит по стихийному сценарию, в основном под влиянием улицы. У таких детей чаще наблюдается задержка психического развития по психогенному типу. Вырастает он чаще не организованным, у него мало полезных привычек. Другая крайность: родители контролируют каждый шаг своего дитя, многое делают за него, на любое действие дают совет или критикуют. К чему это приводит? Ребенок полностью вырастает зависимым, не самостоятельным. У него не развивается самоконтроль. Он не умеет добиваться своей цели. Выбирает себе спутника жизни, который управляет его поступками. Хотя самому человеку это может и не нравиться, и он сопротивляется, скандалит, но в тоже время так и не выходит на активную жизненную позицию, а живет по указке и в роли жалобщика. Вот и напрашивается здесь некий баланс!

Возьмём отношения между юношей и девушкой. Мы поначалу мечтаем о безграничном внимании со стороны противоположного пола. Но когда этого внимания становиться ОЧЕНЬ много и оно проявляется постоянно, в течение длительного времени - мы все начинаем его избегать! Отношения прекращаются! Чаще с непониманием той стороны, которая готова была «отдать всё ради любимого человека».

В психологии всегда у одной проблемы есть два крайних полюса. Как пример: Вы вероятно замечали, что у слишком аккуратных родителей может быть ребенок совершенный неряха. Отношение к чистоте . И при особых условиях развития у человека появляются так называемые фрустрации, которые и закрепляют проблему в определенном типе поведения. Зафиксироваться это может как в одном так и в противоположном полюсе. Маниакальная чистоплотность и беспредельная неряшливость имеют тот же корень одной проблемы. Точно так же можно говорить и о других поведенческих проявлениях человека, акцентуациях его характера, отношениях друг с другом и с самим собой.

Поэтому и бывают в жизни феномены, когда человек бросается из крайности в крайность. Это легко, всего один шаг, как от любви до ненависти! Он не убирает причины своих внутренних переживаний, живет с одной и той же проблемой (думая, что решил её) но только в другом её полюсе!!!

Важно! Правило, золотой середины не всегда применимо. В степени совершенства ума, здоровья, лидерских качеств, … действует принцип «чем больше, тем лучше». Неприменимо оно и к геометрическим параметрам.

Правило ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ хорошо подходит к параметрам интенсивности: очень мало – мало – средне – много – очень много, например, холодно – нормально – жарко, тихо – нормально – громко, низкий – средний – высокий и т.д. Таких параметров в мире очень много.

А самое великое искусство – это умение находить золотую середину в человеческих отношениях!

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

Ежедневно взрослому человеку приходится принимать несколько десятков решений. Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Вам, вероятно, доводилось встречаться с людьми нерешительными, которые долго думают, прежде чем сделать даже пустяковый выбор. Если вы хотите вырастить из ребенка полноценную и самостоятельную личность, очень важно учить малыша выбирать. Тогда он научится быстро и правильно принимать решения и адекватно относиться к собственным ошибкам.

Как воспитать решительность в ребенке

к оглавлению

Когда и как нужно учить ребенка выбирать?

Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.

Умение выбирать следует тренировать и тогда, когда кроха немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6 летний малыш может сделать выбор посерьезнее. Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать, почему он выбрал именно это, а не другое.

Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. И будьте готовы уважать и выбор ребенка, и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.

Умение принимать решения — часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит. А вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами. Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.

к оглавлению

А нужно ли это ребенку?

Есть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.

Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.

Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости.

к оглавлению

Помогите ребенку сделать выбор

Иногда чувства ребенка настолько загадочны, что даже он сам не может их объяснить. Он не помнит, что чувствовал полминуты назад, ему неведомо, что он будет чувствовать через полчаса. Поэтому выбор, который взрослым кажется совершенно незначительным, для ребенка может быть очень сложным. Например: «Ты пойдешь с мамой на рынок или останешься с папой дома?». Ребенок в смятении: он хочет быть и там, и там одновременно. Но, тем не менее, решение в этом случае нужно принимать ему самому, а не кому-нибудь из родителей. Ведь принятие решений – неотъемлемая часть развития личности.

к оглавлению

Выбираем одежду вместе

Для малыша 3-6 лет ежедневной проблемой является выбор одежды. Знакомый вопрос: «Мама, что мне надеть?» или же «Мама, где мои вещи?». А бывают и восклицания: «Я не хочу это носить!». Во избежание этого, разрешайте ребенку выбирать одежду самостоятельно. Ведь это связано не только с развитием чувства стиля, но и с желанием самовыражения. Пусть ребенок с вечера решает, что он будет одевать утром.

Если ребенку не нравится выбирать из двух вариантов, предоставьте более широкий выбор. А чтобы у него не возникло мысли облачиться в новогодний костюм или летние шорты, просто уберите все нарядные вещи и одежду не по сезону.

Независимо от того, как именно вы решите организовать процесс выбора одежды, позаботьтесь о том, чтобы малышу было удобно с ней обращаться. Маленькому ребенку намного проще справиться с пуговицами, чем с молнией, легче застегнуть обувь на липучку, чем завязать шнурки.

к оглавлению

О выборе и псевдовыборе

В науке о выборе есть и свои хитрости. Так, многие психологи, советуют выбор заменять псевдовыбором. Например, трехлетний малыш не хочет одеваться. Мама предлагает ему выбрать, какую футболку надеть: серую или синюю. Но бывает и так, что эти два варианта одинаково не устраивают маленького капризулю. Псевдовыбор следует предоставлять лишь в том случае, когда ясно видно, что это всего лишь капризы. Но если у малыша есть четкое желание, которое имеет причину, не отмахивайтесь от ребенка, предлагая ему псевдовыбор. И будьте готовы к тому, что он вскоре не поймается на удочку и скажет, что ему не нужно ни то, ни другое.

Старайтесь прислушиваться к мнениям и желаниям своего ребенка. Так, если он упорно отказывается, есть, спать, гулять, обратите внимание на его здоровье и психо-эмоциональное состояние. Принуждая ребенка к чему-либо, вы рискуете ему навредить.

Таким образом, если вы желаете вырастить самостоятельного и ответственного за свои поступки человека, с раннего возраста учите ребенка делать выбор. Поверьте, со временем он сам сможет объяснить мотивы своих поступков, а пока он маленький просто уважайте его предпочтения.

к оглавлению

А как быть со старшими детьми?

Повседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.

Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы. Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «акционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен. И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.

Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений. Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать. Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции. Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.

Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу. Многие родители, думая, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад.

к оглавлению

Выбор правильных жизненных ценностей

Не ошибиться с выбором в спорной ситуации ребенку помогут жизненные ценности, которые соответствуют общепринятым моральным нормам. В силах родителей привить ребенку моральные ценности. Что для этого нужно?

  • Учите ребенка на примерах из своей жизни. Детям очень нравится слушать правдивые истории на тему «Когда мама была маленькой…». Самым лучшим способом дать правильные жизненные ориентиры считается вплетение в рассказ моральных дилемм. Можно с воспитательной целью использовать также сказки. Поверьте, истории из жизни и сказки намного эффективнее поучений и лекций.
  • Никогда не отступайте от собственных жизненных принципов. Сказанное должно быть обязательно сделано. Ведь дети учатся всему, подражая взрослым (в первую очередь – родителям). Никогда не допускайте того, чтобы вашему ребенку было за вас стыдно. Заявленным приоритетам всегда следуйте неуклонно.
  • Учите своих детей собственной религии, вере. Моральные принципы религии могут стать дополнительной подсказкой для ребенка и помощью в принятии правильного решения.
  • Всегда будьте в курсе, кто окружает вашего ребенка и может повлиять на него. Каждый человек, который проводит с ним время, в любом случае оставляет след в мировоззрении вашего ребенка. Поэтому не помешает ознакомиться с моральными принципами людей, которые вас окружают.

Елена Каспиркевич