Логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа) конспект занятия многозначные слова (многозначные слова со значением предметности). Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения.

Программное содержание:

1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.

3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

4.Развивать интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.

Ход занятия

Вводная беседа:

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе./

Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей./

Ребята, а с кем можно дружить? /С другом./ А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители./

Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга./

Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы

"Однажды встретились два друга.

Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.

Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история."

Эвристическая беседа:

О ком этот рассказ?

Что случилось с Сережей?

А что ответил Саша?

Почему же друзья разошлись?

Какая проблема возникла у мальчиков?

Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

Сможем ли мы помочь мальчикам?

Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).

Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

2. Актуализация знаний

А какие вы знаете ключи?

Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/

Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами.

3. Выдвижение гипотез

Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/

- Значит, Сережа мог потерять:, :, или: ключ.

Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/

Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

4. Проверка решения

Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: /

Из всех источников знаний в нашей группе есть:

Давайте заглянем в него.

Проверка в словаре.

Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник).

Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение.

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной. (Д.Лукич)

Физ. Минутка

Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.

Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/

Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)

5. Введение в систему знаний

Рассматривание иллюстрации ключа - родника.Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ

не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком

Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/

Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее.

Скажи "родник" - и вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились

Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные?

Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : .

Сколько значений у слова "ключ"?

Значит, слово "ключ" - : .

Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./

Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :)

Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?

На занятиях дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, упражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Умение применять слово в соответствии с его значением поможет правильно выстраивать высказывание. Будут преодолены ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.
Совершенно новый пласт лексики, не используемый до сих пор детьми, представлен в виде фразеологических оборотов. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть тех фразеологизмов, с которыми дети встречаются во время выполнения заданий.
П Е Р В О Е З А Н Я Т И Е
Тема: «Многозначные слова»

  • Расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.

  • Дать общее представление о многозначности слов, показать некоторые наиболее распространённые случаи переноса значений; учить детей практически различать прямое и переносное значение.

  • Сформировать у детей представление о том, что многозначными могут быть различные части речи.

  • Показать ученикам на примерах, что новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.
Оснащение: картинки с изображением многозначных слов (баранка, морж, колокольчик); таблица:

I. М н о г о з н а ч н ы е с у щ е с т в и т е л ь н ы е. Логопед начинает занятие с напоминания о том, что слово имеет значение, и предлагает детям объяснить смысл некоторых однозначных слов (карандаш, огурец, диван и т.п.) или определить слово по значению (девятый месяц года; шестой день недели; мебель для лежания и т.д.). Затем читает стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране» (Приложение 2)


  • Послушайте стихотворение стихи А. Шибаева «Баранка». (Прилож.3).Прозвучало ли в нём многозначное слово? (Да, слово «баранка»)

  • Почему шофёр не мог съесть баранку? Какие значения есть у слова баранка ?

  • Чем похожи съедобная баранка и баранка - руль ? Посмотрите на картину. (Они схожи внешне ).

  1. М н о г о з н а ч н ы е п р и л а г а т е л ь н ы е. Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.

  • Какие по-вашему вещи бывают острыми? Проверьте себя, верно ли вы объяснили. Логопед вслух читает рассказ Б. Рябинина «Острые вещи». (Приложение4)

  • Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

  • Что из этих предметов можно назвать острым : сабля, перец, ножницы, лампа ?

  • Запишите полученные словосочетания в тетрадях.(Острая сабля, острый перец, острые ножницы )

  • В каких случаях слово острый можно заменить словом горький ? (Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус )

  • Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько )

  • Как называется такое слово? (Многозначным)

  1. М н о г о з н а ч н ы е г л а г о л ы. А теперь разгадайте загадку С.Я.Маршака.
Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду,

Покуда он идёт . (Д о ж д ь)


  • На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт ?

  • На доске записаны столбиком: Мальчик идёт. Дождь идёт. Машина идёт . Прочитайте и подумайте в каких значениях используется слово «идёт » в данных предложениях.

  • Спишите, заменив слово «идёт» словом, подходящим по смыслу: Мальчик шагает. Дождь льёт. Машина едет.

  • Сколько значений глагола «идёт» мы выделили? (Несколько, а именно – три )

  • Как называется такое слово? (Многозначным словом)

  • Напишите рядом со словом идёт слова, подходящие по смыслу – едёт, шагает, льёт .

  • Что общего в значениях глагола «идёт»? (обозначают движение )

  1. С х о ж е с т ь з н а ч е н и й м н о г о з н а ч н о г о с л о в а.

Я б не поверил,

Когда бы не видал,

Как с курами вместе

Будильник гулял.


  • Что общего между будильником и петушком? (Будят по утрам – выполняют одно и тоже действие).

  • В чём-то могут быть схожи значения многозначного слова? (Во внешнем виде, признаке, действии).

Выводы


  1. У слова может быть не одно, а несколько значений: баранка съедобная и баранка – руль, ножка ребёнка – ножка стола – ножка гриба.

  2. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии.

Приложение к уроку «Многозначные слова »
Приложение 1.

Приложение 2.

«В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молоко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

Приложение 3.

Баранка
Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил- вертел баранку.

А зачем крутил-вертел? –
Лучше взял бы да и съел!

Приложение 4.

«Острые вещи»


  • Гриша, не бери нож. Обрежешься!

  • Гриша, не бери вилку. Уколешься!

  • Зачем ты взял стекляшку? Видишь,
она острая…

Когда сели обедать, мама налила супу

сыну, положила котлету.


  • Я горчицу хочу, - сказал Гриша.

  • Нельзя тебе горчицы, она острая, -

  • сказала мама.
Засмеялся Гриша.

  • Эх, ты! Разве горчица – острая?

  • Она – горькая! Я ещё вчера лизал.

Б. Рябинин

Приложение 5.

Я знаком с одним моржом,

Ест он кашу, пьёт боржом,

Очень любит эскимо.

Вместе ходим мы в кино.

Я к моржу домой хожу,

С ним за партою сижу.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковкин Боря.

Он – спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

А. Стройло

В Т О Р О Е З А Н Я Т И Е

Тема: « Переносные значения слов, словосочетаний, предложений»

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь слов, словосочетаний, предложений с переносным значением.

  • Дать учащимся представление о том, что многозначными могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и предложения.

  • Ознакомить учащихся с прямым и переносным значением некоторых слов, словосочетаний, предложений; формировать умение находить в тексте слова с переносным значением; определять переносное лексическое значение слова, словосочетания, предложения; употреблять их в своей речи.

  • Развитие языкового чутья, памяти, связной речи.

  • Воспитание любви к русской речи.

Оснащение: картинки с изображением многозначных слов (баранка, колокольчик, золотая рожь, золотое кольцо , морж , петух и будильник , молоко и часы бегут ); На доске записаны слова: . Таблица:

«Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько значений», раздаточный материал.
* * *

Игра «Найди общее».

На столе лежат картинки: баранка(руль и колечко из теста), колокольчик (цветок и звонок), золотая рожь и золотое кольцо, морж (северное животное и человек, купающийся зимой), петух и будильник, бежит молоко и бегут часы .

Инструкция: «Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые схожи по внешнему виду и называются одним словом ( баранка, колокольчик) ;

Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые имеют общий признак и называются одним словом (золотая рожь и золотое кольцо – «жёлтые» , морж (северное животное и человек, купающийся зимой, - закалённые, выносливые), ;

Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые называются одним словом по сходству выполняемых действий (петух и будильник – будят по утрам, бежит молоко и бегут часы – быстро движутся».


  • На доске записаны слова: хвост, баранка, скальпель, указка, экран, вулкан, канал, трамвай, язык, школа, колокольчик, игла, сосна, суффикс, магнитофон, цемент . Логопед просит детей по цепочке прочитать вслух слова и объяснить значение каждого слова.

  • Выпишите в тетрадь только многозначные слова.(хвост, баранка, вулкан, канал, язык, колокольчик, игла).

  • Посмотрите на картинку – составьте словосочетания со словом «золотой» : кольцо, рожь, голова, руки, волосы, осень: золотое кольцо, золотая рожь, золотая голова, золотые волосы, золотая осень.

  • Послушайте стихотворение Е. Серовой «Отчего ты рожь золотая?» Подумайте и скажите – что здесь значит слово «золотой» (Приложение 1)

  • Сделана ли рожь (руки) из металла – золота? (Нет )

  • Почему рожь назвали «золотой»? (потому что её растят «золотые» руки).

  • Золотые руки – трудолюбивые, умелые. Вот как о них говорит поэт (Приложение 2)

  • Словом «золотой» мы называем самое дорогое, ценное, хорошее: золотые руки (умелые, ценные), золотой работник (умелый, ценный), золотая голова (умная), золотое сердце (доброе, отзывчивое) . Вот как много значений у этого слова, как - будто раскололи кусочек золота, чтоб на всё хватило.

  • Значение «ценный, как золото» мы назовём переносным. Придумайте и запишите два словосочетания со словом «золотой » в прямом и переносном значении (Например: Золотая брошь. Золотая голова ).

Послушайте рассказ «Молоко убежало» Э.Киселёвой (Приложение 3). Чего не знала Нина?

Чего не знала Нина? Что означает выражение « молоко убежало» ?


  • Посмотрите на картину: какими словами можно заменить слово бежит в предложениях. Логопед записывает на доске: Бежит девочка. Бежит река. Бежит облако.

  • Где слово «бежит» использовано в переносном смысле? (Бежит река. Бежит облако.)

  • Замените слово «бежит» в двух последних предложениях словом, подходящим по смыслу.(Течёт река. Плывёт облако.)

  • Запишите полученные предложения в тетрадь.

  • Прочитайте предложения (каждый ребёнок получает карточку – Приложение 4). Объясните значения выделенных слов. Дети по цепочке читают пары предложений, объясняют вслух значения выделенных слов.

  • Выпишите те предложения, в которых выделенные прилагательные употреблены в переносном значении. Что лежит в основе переноса?

  • Игра «Раскрой значения слова».
Инструкция: «Подойдите по очереди, вытяните карточку (Приложение 5),прочитайте многозначное слово, написанное на ней. Вы должны составить с этим словом словосочетание так, чтобы раскрылись все возможные значения слова. Например: «Я вынимаю карточку со словом «острый»: острый нож, острая боль, острое стекло».
Выводы

  1. У многозначного слова бывает прямое и переносное значение.

  2. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.

Приложение к уроку «.Переносные значения слов, словосочетаний, предложений »

Приложение 1

Отчего ты рожь золотая?

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

Е. Серова

Приложение 2
Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях

Руки эти.

Самые нужные

Руки на свете.

Приложение 3

Молоко убежало
Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало», - и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и молоко не может убежать», – решила она.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюля с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь. (Такие вещи ей строго было запрещено делать, да Нина непослушной была).

Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

А молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край.

Бежит, шипит на горячей плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная.

Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось из-за Нины всем кашу есть без молока.

(Э.Киселёва)

Приложение 4

Около родника зеленела короткая бархатная травка. Бабушка надела старинное бархатное платье.

Объяснения Сергея были очень туманными . В туманной дали мелькнут корабли.

Около одиноко стоящего дома выросло каменное здание. Выражение лица Павла осталось каменным.

В окна первого этажа были вставлены железные решётки. В отряде была железная дисциплина.

На Земле космонавтов ждала тёплая встреча. Осень была необыкновенно тёплая .

В дом можно войти только через чёрный ход. На отце был чёрный костюм.

Приложение 5

зрелый

хребет

шляпка

строить



Литература


  1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.:Пр.,1988.

  2. Будагов Р.А.. Слово и его значение. Изд-во МГУ, 1947.

  3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоцетин С.С.,2006.

  4. Козырева Л.М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий/ - Ярославль: Академия развития, 2006

  5. Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий/ - Ярославль: Академия развития, 2006

  6. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебное пособие для IV класса, под ред. Н.М. Шанского. М.,»Просвещение», 1970, стр. 109.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка, изд. 8.М.»Советская энциклопедия», 1970.,стр.273.

  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос,1995.

  3. Ушаков Н.П. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей.М., «Просвещение»,1971.

  1. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., «Просвещение», 1964.


Основополагающий вопрос

  • Сколько

  • слов

  • на свете?


Проблемные вопросы

  • Что такое слово?

  • Какие бывают слова?

  • Нужны ли нам слова?

  • Какие вы знаете слова с одинаковым звучанием?

  • Почему слова звучат одинаково, но имеют разные значения?

  • Какие секреты есть у многозначных слов?


Гипотеза

  • Если ребенка с раннего возраста знакомить с богатством, яркостью и выразительностью русской лексики,

  • то у него формируется устойчивый интерес и любовь к русскому языку, обогащается словарный запас, развивается речь.


Участники проекта

  • воспитанники логопункта старшей группы

  • учитель-логопед

  • воспитатели

  • родители


Аннотация проекта

  • Часто у детей возникают вопросы на которые они хотят получить ответы.

  • В данном проекте я знакомлю детей с понятием «многозначность слов», что позволяет показать им богатство русского языка, раскрыть «секреты», пробудить интерес и воспитать любовь к словесности, обогатить лексический запас ребенка.

  • Работа над проектом предполагает его реализацию в течение 1-2 месяцев, с последующим закреплением в регламентированной и нерегламентированной деятельности.


по типу- практический по характеру контактов – открытый по количеству участников – подгрупповой по продолжительности – краткосрочный по содержанию - межпредметный


Задачи проекта

  • Познакомить детей с понятием «многозначность» слов

  • Расширить активный словарь

  • Развить интерес к родному языку



Этапы проекта

  • Организационно-подготовительный

  • (14.09 – 30.09)

  • Основной (1.10-30.10)

  • Заключительный (2.11-3.11)







Словарь многозначных слов для обследования

  • По внешнему сходству

  • Колокольчик

  • Пятачок

  • Шляпка


По сходству внутренних свойств

  • Морж

  • Будильник

  • Иголки


Выводы

  • В результате проектной деятельности дети узнали

  • У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение может появляться, если один предмет чем-то похож на другой

  • Надо различать значения слов, т.к. это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль

  • У детей расширился словарный запас

  • Дети с большим желанием занимались на протяжении этой проектной деятельности, и я думаю, если такие занятия по обогащению словаря, проводить регулярно, то у детей будет формироваться интерес и любовь к родному русскому языку.


Ольга Скобелева
Конспект занятия по развитию речи. «Многозначное слово - ключ»

Конспект занятия по развитию речи "многозначные слова " в средней группе.

Цель :

Познакомить детей с многозначными словами ;

Учить выделять предметы, которые обозначают многозначные слова ;

Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении .

Развивающие :

Развивать мышление , способность к умозаключению , речь.

Активизировать словарь детей многозначными словами .

Оборудование : панно, магниты, сказочный герой – Буратино.

Демонстрационный материал :

Картинки с изображением «ключей » (Ключ - музыкальный знак ; ключ - от двери ; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ )

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказки. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города. Путешествовать мы будем на ковре-самолете. Итак, мы летим на большом ковре; закрываем глаза, расправляем руки - словно крылья и отправляемся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы открываем глаза. И тогда мы окажемся в волшебной стране (дети встают на коврик) . Звучит музыка из сказки «Буратино» (минусовка)

Дети открывают глаза. Появляется Буратино (держит руки за спиной) .

Воспитатель : Это что за очень странный - Человечек деревянный?

Мальчик с Азбукой под мышкой - деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину?

глупый, добрый….?

Ответ детей : Буратино

В : правильно ребята - Буратино.

Буратино : Здравствуйте ребята, а что вы здесь делаете?

А вы случайно не находили здесь мой ключ ?

Дети : отвечают, что прилетели на ковре-самолете в путешествие.

В : Буратино, а какой ключ ты потерял ?

Б : Далёко, далёко за морем. Стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, за дверцей большая страна Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене, но где этот ключик - не знаю ? Никто не рассказывал мне.

В : Ребятишки, а вы не встречали «золотой ключик » , про который говорит Буратино.

Дети : (ответ детей «нет не встречали).

В : Ребята и ты Буратино, а вы знаете, какие еще бывают «ключи » ?

Дети : (отвечают) : гаечный ключ… .

Б : А что, разве бывают другие ключи ? Я таких и не знаю, но очень хочу узнать….

В : Да бывают. Это называется «многозначное слово » . Слово одно , а значений много .

Д и Б : расскажите, какие бывают еще ключи , нам очень интересно.

Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.

В : Он в дверях, он в замке,

Он и в нотной строке,

Он и гайку отверну,

Он и может, если захочет,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

В : О каких ключах говорится в этом стихотворении?

Д : отвечают.

В : Правильно (вешает картинки на магниты) : дверной ключ , нотный (а по другому он называется скрипичный, гаечный ключ . Но мы еще не все ключи рассмотрели . Сейчас сделаем физкультминутку и продолжим.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел ,

(руки развести в стороны )

Ключик , видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать ,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

В : Отдохнули, а теперь продолжим. Послушайте стихотворение и отгадайте : «О каком ключе в нем говориться » ?

Скажи "Родник" -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий .

Мы и родник зовем ключом .

(Ключ от дверей тут ни причем.)

Дети : ключ – это родник .

В : Какие вы молодцы. Конечно это родник. Вешает картинку.

В : Вот сколько много значений у слова «ключ » . Так какое это слово ?

Д : «Многозначное » , потому что слово одно , а значений много… .

Б : Сколько много нового я узнал от вас. Спасибо большое вам и вам ребята. Пойду я сейчас искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам еще раз, я хочу узнать еще и другие многозначные слова . Машет рукой и уходит.

В : Ребята, еще есть одно значение, которое мы не можем посмотреть на картинке. Это «ключ » - информация, позволяющая расшифровать кроссворд или ответ на задание. А теперь прошу пройти на наш ковер-самолет и отправляемся обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.

На дальнейших занятиях полученная информация повторяется и закрепляется.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №77 Приморского района Санкт-Петербурга
Автор: Сергеева Жанна Николаевна Воспитатель ГБДОУ д/с №77 Приморского района Санкт-Петербург 2014
НОД: «Речевое развитие»
Тема: «Знакомство с многозначными словами».
Цель занятия:
Познакомить детей с понятием многозначые слова.
Задачи с интеграцией образовательных областей:
«Познание» - расширить знания детей в области русского языка, познакомить детей с понятием многозначные слова.
«Речевое развитие» - активизировать и обогащать словарный запас детей, закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы.
«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.

«Физическое развитие» - совершенствовать физические качества детей через физические упражнения.

Оборудование:

Кукла дидактическая, лук со стрелами, лук репчатый, утюг, одежда кукольная, мягкие игрушки;
Дидактические картинки с изображениями многозначных слов: игла швейная, еловая ветка, шприц медицинский, еж;
Загадки про многозначные слова;
Двусторонние карточки с многозначными словами, мячик.

Предварительная работа:

1.Составление и отгадывание загадок-описаний о предметах.
2. Составление описательных рассказов.
3. Дид.игры: «Отгадай что опишу», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «Подбери пару».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. В.: - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел мальчик Петя.
Он принес с собой игрушки лук со стрелой и свои любимые мягкие игрушки.
В: - Петя, тебе мама оставила записку. Давай ее прочитаем.
(воспитатель вслух читает записку)
« Петя помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи».

Петя: - Хорошо. Сейчас я почищу свой лук тряпочкой, чтобы он был чистым-чистым, а потом поглажу, поласкаю свои любимые игрушки. (Воспитатель имитирует все эти действия куклы).
В: - Ребята, как вы думаете, справился с заданием Петя? Что просила сделать мама Пети?
- Какой лук просила мама почистить? (репчатый лук)
- А как нужно было вещи погладить? (погладить утюгом одежду)
В: - Правильно ребята. Получается, что Петя все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло? Давайте обратимся за помощью к уважаемому «Вопросу».
(На доске появляется изображение героя-вопроса «?»)

2. Петя и воспитатель: - Уважаемый вопрос, объясните, почему же Петя не понял, о чем его просила мама?
В: - Ребята, «?» сначала просит нас, чтобы мы отгадали его загадки.

Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)

Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)

Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
(Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы,).

В - Подумайте, что общего есть на этих картинках? (иголки)
В: - Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения).
В:- Петя спрашивает, а как узнать о какой игле идет речь?(ответы детей)
В: - Для этого нужно слово «игла» употребить с другим словом.
Например, покажите мне, швейную иглу.
А как назовем иглу у ежа, у елки? (ежиная игла, еловая игла)
В: - А как называется эта игла? (выставляется картинка с медицинской иглой).
- Повторим вместе: «медицинская» игла.
В: - Что делают такой иглой? (делают уколы)

3. В:- Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
В: -Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.)
- У кого или у чего есть еще ножки? (у гриба есть ножка, у табуретки)
- Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.
- А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? (дверная ручка, пишущая ручка).
Динамическая пауза……
В:- А сейчас мы послушаем песенку, в которой прозвучит еще одно многозначное слово попробуйте догадаться, что это за слово, заодно мы с вами сделаем разминку. (Звучит детская песенка Д.Тухманова, Ю.Энтина
«Храбрый зайчик». Дети вместе с воспитателем выполняют физические упражнения).

В: - Итак, какое многозначное слово прозвучало в этой песне? (Зайчик солнечный)
4. В: - Молодцы. А сейчас, давайте мы свами немного поиграем с мячом. И заодно узнаем новые многозначные слова, и Петя на вас посмотрит и поучится.
- Игра называется «Попади в цель» . Перед вами картинки – мишени вы должны сначала назвать что нарисовано на картинке, а потом бросить мячиком прямо в картинку. Картинка перевернется, и мы свами увидим новое многозначное слово. (Дети выходят по очереди бросают мячик, называя и объясняя многозначные слова) (коса, ключ, мышка, лисичка)
5. В: - Пока мы с вами играли, уважаемый Вопрос дал задание Пете. Давайте посмотрим, как он справился с этим заданием. Посмотрите правильно ли Петя подобрал пары картинок с многозначными словами?. (медицинская игла-виноград, иголка-кисть).
- Нет, неправильно. Давайте поможем Пете, подберем необходимые пары многозначных слов. (Дети выходят к доске и правильно расставляют пары многозначных слов: иголка – медицинская игла, кисть – кисть винограда).

6. В: - Вопрос и для нас подготовил такое же задание.
- Назовите предметы, которые здесь изображены.
- Давайте среди этих картинок найдем многозначные слова, слова которые звучат одинаково, но имеют несколько значений и соединим их одной линией. (Дети по очереди выходят к доске и находят многозначные слова, объясняя соединяют их линией.) (нос буратино-нос чайника, ручка чашки-ручка зонтика, ножка гриба- ножка стола, скрипичный ключ-дверной ключ).
7. В: - А сейчас мы познакомимся с новыми многозначными словами. В этом конверте спрятаны два многозначных слова, а что это за слова мы узнаем, когда каждая команда соберет свою картинку из частей. Итак, сейчас вы разделитесь на 4 команды и вам нужно будет собрать целую картинку.
(Дети в своих командах собирают картинку из конверта).
- Итак, какие картинки у вас получились. (бабочка галстук-бабочка насекомое, колокольчик звонок-колокольчик цветок).
- Какие же многозначные слова получились? (бабочка и колокольчик).
-А теперь найдите картинки, которые вы собрали и приклейте к соответствующему слову. (На плакатах крупными буквами написаны слова: колокольчик, бабочка и около этих слов дети прикрепляют собранные картинки) Приложение №1
8. Итог:
В:- Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначные)
- Что есть общее, одинаковое у этих слов? (название)
-А что разное? (значение этих слов)
В: - Молодцы.
-Ну что Петя теперь ты понял, что же тебе действительно нужно сделать, о чем тебя просила мама?
Петя: - Спасибо, ребята, я теперь все понял. И сейчас все сделаю как надо. (Воспитатель имитирует действия куклы: гладит утюгом вещи и чистит лук).