Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО). Автономная некоммерческая организация, особенности ее создания

руководитель юридического отдела
автономной некоммерческой организации
«Региональный финансово-экономический институт» (РФЭИ), г. Курск

Подготовить указанную статью автора побудило ознакомление с материалами одного судебного дела, причиной которого послужил конфликт между учредителями автономной некоммерческой организации в сфере издательской деятельности по поводу ее имущества и порядка управления. Решение подобных вопросов затруднительно для суда в силу неясности и нечеткости ряда норм, недостаточно однозначно регулирующих отношения внутри автономной некоммерческой организации . И хотя дело еще не завершено, но все же уже можно сформулировать ряд рекомендаций и предложений, которые помогут более детально регламентировать правовой статус автономной некоммерческой организации (АНО) и ее органов управления, а также других видов отношений, складывающихся в процессе реализации компетенции подобной организации.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на ряд вопросов, правильное, более точное и детальное урегулирование которых силами самих учредителей может снизить степень риска возникновения подобных конфликтов.

Правовое положение системы органов управления АНО в основном закреплено в Федеральном законе «О некоммерческих организациях » (далее — Закон), в частности в ст. 29, 30 Закона. Причем правовая регламентация создания и деятельности органов управления АНО намного более детализирована, чем, например, фондов и некоторых иных некоммерческих организаций .

Ключевым вопросом организации и деятельности любой организации является система организации управления и компетенция ее органов. Рассмотрим особенности правового положения органов управления АНО. В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления. Особенностью этого органа управления АНО является то, что он обязательно должен быть коллегиальным, то есть состоять не менее чем из двух лиц. Второе обязательное требование к структуре органов управления АНО — обязательность создания исполнительного органа управления АНО. Указанный орган, в свою очередь, может быть как коллегиальным, так и (или) единоличным.

Особенность правового регулирования деятельности по управлению АНО состоит в том, что п. 3 ст. 10 Закона установлено, что за деятельностью АНО его учредителями осуществляется надзор. Порядок и условия осуществления такого надзора должны устанавливаться учредительными документами АНО. Механизм реализации учредителями АНО права осуществлять контроль над деятельностью АНО Законом не урегулирован. Поэтому данный вопрос относится с компетенции учредителей АНО. Из сравнения п. 3 ст. 10 с п. 3 ст. 7 Закона следует, что по своему назначению надзорный орган АНО, которым являются учредители АНО, представляет собой аналог попечительского совета, существующего в фондах.

Статья 28 Закона устанавливает порядок закрепления в Уставе системы управления любой некоммерческой организацией, в том числе и АНО. В частности, согласно ст. 28 Закона в отношении каждого из органов управления некоммерческой организацией в Уставе некоммерческой организации обязательно должен быть определен ряд обязательных положений.

В частности, должна быть закреплена структура и компетенция органов управления организации (то есть перечень органов управления, их иерархия, соподчиненность, зависимость, взаимосвязи, подотчетность, механизм взаимодействия различных подразделений и т.п.).

Анализ ряда уставов АНО показывает, что уставы большинства АНО в разных сферах услуг содержат, как правило, эти положения, причем в большинстве случаев воспроизведенные дословно.

Однако при закреплении данных положений следует иметь в виду, что при выборе правовой конструкции органов управления некоммерческой организации важно учесть, что компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определена п. 3 ст. 29 Закона императивно. Поэтому при конструировании объема компетенции любого из органов управления следует отслеживать недопустимость дублирования либо противоречий в компетенции различных органов управления.

Следующим обязательным условием является регламентация порядка формирования органов управления некоммерческой организацией (то есть кем и из числа кого избираются (назначаются) члены каждого из органов управления, в каком порядке и с использованием каких процессуальных процедур), поскольку от уровня детализации этих особенностей зависит чёткость создания и работы различных органов управления организации.

Важным, а иногда решающим для совершения определенных действий органов и должностных лиц организации является регламентация сроков полномочий (то есть на какой срок избирается, назначается каждый из органов управления некоммерческой организации, порядок пролонгации и досрочного прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации).

Обязательным условием также является регламентация порядка принятия решений органами управления некоммерческой организации. Причем для коллегиального органа здесь важны следующие критерии: кворум, число голосов, необходимое для принятия того или иного решения, в каких случаях требуется абсолютное большинство голосов членов органа управления, кто и в каких случаях пользуется правом «вето», может ли иметь место кумулятивное, дистанционное, заочное голосование, какова процедура оповещения о заседаниях органа управления некоммерческой организации).

Следует детально регламентировать порядок выступления от имени некоммерческой организации (то есть какой орган управления представляет организацию в деловом обороте и действует от ее имени без доверенности либо на основании каких документов).

Учитывая то обстоятельство, что АНО, как и сходный ей в этой части фонд, являются организациями, не имеющими членства, и что они могут существовать независимо от лиц, их создавших, учредителям АНО необходимо при решении вопроса о создании организации, не имеющей членства, сформировать первоначальный состав высшего органа управления АНО в порядке, определенном Уставом АНО. С целью избежания возможных конфликтов в сфере управления АНО в будущем целесообразно максимально детально регламентировать в Уставе дальнейшие выборные процедуры органов управления.

Высший орган управления АНО

Основная функция высшего органа управления АНО состоит в обеспечении соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана. Указанные цели могут быть самыми разнообразными. Основное требование к ним — они должны быть детально регламентированы в Уставе АНО. Иначе возрастает риск того, что отдельные виды деятельности АНО при расширении масштаба деятельности АНО могут быть признаны не соответствующими целям деятельности, указанной в Уставе АНО.

Законом в отношении АНО в отличие от организаций, основанных на членстве (некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), не определен состав, порядок и условия формирования высшего органа управления применительно к механизму его образования. Ст. 29 Закона в этой части устанавливает лишь одно обязательное условие: такой орган управления АНО должен быть коллегиальным. А порядок его формирования и срок полномочий ст. 28 Закона предписывает определить в Уставе.

Поскольку наименование для высшего органа управления АНО не установлено Законом, можно самостоятельно установить какое-либо наименование. По аналогии с существующими наименованиями это может быть совет, правление, президиум, высший орган и т.п.

В литературе предлагается несколько возможных способов формирования высшего органа управления АНО. В частности, авторы книги предлагают следующие конструкции:

а) высший орган управления АНО может состоять из числа учредителей АНО (их представителей), поскольку права учредителей по надзору над деятельностью АНО не относятся к имущественным правам. В силу чего учредители могут осуществлять свои права по управлению организацией как лично, так и через своих представителей (при этом в уставе следует предусмотреть такой порядок формирования высшего органа управления, который учитывал бы случаи отказа учредителя участвовать в управлении, порядок назначения (избрания) члена высшего органа управления в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).

Мне представляется, что в дополнение к этому предложению следует определить и критерии, предъявляемые к возможным представителям учредителей;

б) высший орган управления АНО может состоять из конкретных, указанных в Уставе, лиц. В этом случае авторы рекомендуют определить в Уставе порядок формирования высшего органа управления АНО, в случае выбытия из этого органа лица, определенного Уставом, что, на наш взгляд, достаточно сложно, поскольку при значительном составе участников, их сменяемости придется довольно часто вносить изменения в Устав.

в) комбинированный способ формирования высшего органа управления АНО, совмещающий случаи а) и б). В таком варианте при создании АНО учредители формируют высший орган управления АНО, состоящий из числа учредителей и (или) их представителей либо (и) конкретных лиц. При этом устанавливается срок полномочий высшего управления АНО в избранном составе. А в дальнейшем (либо в случае досрочного выбытия одного из членов высшего органа управления АНО) сам высший орган управления АНО избирает какое-либо лицо в состав своих членов (кооптация).

На мой взгляд, этот комбинированный вариант не самый лучший, поскольку также предполагает включение в состав органа управления АНО конкретных лиц, в случае выбытия которых снова придется вносить изменения в Устав.

При большом количестве учредителей АНО такая процедура может повторяться довольно часто, а следовательно, потребует значительных дополнительных затрат времени и денежных средств. Хотя следует оговориться, что при определенных условиях и особенностях, связанных с включением в состав органа управления АНО особо значимых для организации лиц, приемлемым может быть именно такой вариант.

Уставом могут быть установлены различный порядок и условия для избрания (назначения) лица в состав высшего органа управления АНО. Они зависят от опыта, знаний и воли учредителей.

Порядок формирования и сроки полномочий, компетенция высшего органа управления АНО (его членов) должны быть детально определены Уставом. Судебная практика свидетельствует о том, что именно отсутствие закрепления этих процедурных вопросов может впоследствии привести к серьезным конфликтам и разладу среди учредителей АНО и их представителей. При формировании высшего органа управления автономной некоммерческой организации нужно помнить и учитывать ограничения, установленные п. 5 ст. 29 Закона, согласно которым лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов высшего органа управления АНО. Санкций за нарушение этого правила Закон не устанавливает, в связи с чем появляется соблазн в нарушении этой нормы, особенно при небольшой численности учредителей АНО и при нежелании привлекать силу со стороны. Однако в случае возникновения спора, нарушение указанного ограничения может явиться основанием для судебного иска с целью признания незаконным порядка формирования такого органа управления АНО.

Компетенция высшего органа управления АНО в отличие от фонда однозначно определена Законом и содержит исчерпывающий перечень вопросов (п. 3 ст. 29 Закона), а именно:

  1. Изменение Устава АНО.
  2. Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования имущества АНО.
  3. Образование исполнительных органов управления АНО и досрочное прекращение их полномочий.
  4. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса АНО.
  5. Утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений.
  6. Создание филиалов и открытие представительств АНО.
  7. Участие АНО в других организациях.
  8. Реорганизация и ликвидация АНО.

Особенность компетенции высшего органа управления АНО состоит в том, что в отличие от фонда приведенный перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления АНО, установлен императивно, то есть не может изменяться и (или) дополняться Уставом АНО.

Относительно обеспечения необходимого количества участников высшего органа управления АНО, которые должны присутствовать на заседании этого органа, п. 4 ст. 29 Закона в части кворума высшего органа управления АНО закрепляет: «...заседание... правомочно, если на указанном... заседании присутствуют более половины его членов». Эта норма является императивной и также не может быть изменена путем внесения изменений в Устав АНО.

Пунктом 4 ст. 29 Закона регламентирован порядок принятия решений высшим органом управления автономной некоммерческой организации.

Им установлено, что:

а) по вопросам, не относящимся к исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается большинством голосов членов, присутствующих на... заседании»;

б) по вопросам исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами».

Это означает, что в части порядка принятия решений высшим органом управления АНО Уставом АНО не может быть установлен иной порядок или изменена процедура принятия указанных решений. Нормы Закона лишь предоставляют возможность альтернативного выбора из двух предложенных законодателем вариантов: либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов — только по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Уставом также должно быть установлено, какое большинство голосов является квалифицированным, а именно, например 60%, 2/3, 75%, 90%, 100%, и при решении каких именно вопросов квалифицированное большинство необходимо.

Члены высшего органа управления АНО осуществляют свои функции по участию в управлении на безвозмездной основе, т. к. в соответствии с п. 5 ст. 29 Закона: «Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления». Но с другой стороны, если членами высшего органа управления АНО являются чьи-либо представители (например, представители учредителей АНО), то ничто не мешает доверителю за свой счет установить вознаграждение своему представителю за выполнение последним представительских функций в высшем органе управления АНО. В целом этот вопрос является достаточно сложным, противоречивым и мало исследованным.

«Промежуточный» орган управления

Учредительными документами АНО может быть предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа управления АНО (который не является ни высшим, ни исполнительным, ни контрольным, ни надзорным; поэтому для удобства условно его иногда называют «промежуточным», «межуровневым» и «дополнительным» органом управления). К ведению данного органа управления АНО может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Объем полномочий этого органа управления АНО определяется в Уставе организации.

Перечень вопросов, отнесенных к компетенции такого «промежуточного» органа управления АНО, также определен как исчерпывающий. Но в части кворума и процесса принятия решений данным органом управления Устав АНО может содержать разные варианты, поскольку для «промежуточного» органа управления АНО Законом не установлены какие-либо условия, а следовательно, дается простор для комбинирования различных подходов.

Видимо, такой «промежуточный» орган управления АНО имеет смысл, и (или) по различным причинам достаточно трудно набрать установленный п. 4 ст. 29 Закона кворум для проведения заседания по указанным вопросам. Однако если наличие такого «промежуточного» органа управления необходимо, то для этого в Уставе АНО требуется указать все необходимые сведения, регламентирующие деятельность органа управления, которые установлены п. 1 ст. 28 Закона.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации

Исполнительный орган АНО осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления АНО. В его состав входят штатные работники, состоящие с организацией в трудовых отношениях.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено три варианта системы исполнительных органов некоммерческой организации (в том числе и автономной). В частности, исполнительный орган некоммерческой организации может быть: коллегиальным и единоличным, либо только единоличным, либо только коллегиальным.

Поскольку в соответствии со ст. 28 Закона в Уставе обязательно должен быть указан порядок выступления от имени некоммерческой организации, то возможность представительства в лице коллегиального органа очень проблематична.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления автономной некоммерческой организации.

Если Уставом АНО предусмотрено наличие одновременно и коллегиального, и единоличного органа управления АНО, то исходя из ст. 28 Закона необходимо во избежание нарушения Закона и дабы не давать поводов для конфликтных ситуаций, четко определить в Уставе АНО компетенцию каждого из органов управления АНО.

При указании в Уставе иных сведений об исполнительных органах управления АНО следует руководствоваться требованиями п. 1 ст. 28 Закона. При определении порядка формирования исполнительных органов также можно использовать различные варианты и комбинации, аналогичные предложенным выше.

Надзор учредителей за деятельностью автономной некоммерческой организации

Для автономной некоммерческой организации в Законе отсутствуют указания на обязательное наличие Попечительского совета. Хотя, возможно, для АНО, как для организации, не имеющей членства, такой орган был бы необходим.

В то же время п. 3 ст. 10 Закона предусмотрено право учредителей осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном ее учредительными документами. В связи с этим в Уставе АНО следует предусмотреть один из нескольких возможных вариантов осуществления надзора со стороны учредителей АНО за деятельностью АНО, например:

а) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО сами, непосредственно. Такой вариант наиболее удобен, когда у АНО один или достаточно малое число учредителей. В противном случае у надзорного органа могут быть проблемы с кворумом;

б) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО через созданный ими (в порядке, установленном Уставом) надзорный орган АНО;

в) учредители создают ревизионную комиссию, назначают ревизора или привлекают аудитора, который осуществляет надзор за деятельностью АНО.

В любом случае с целью обеспечения постоянного контроля и надзора за деятельностью АНО целесообразно предусмотреть в Уставе порядок их осуществления, в том числе в случаях отказа учредителя от осуществления функций надзора либо в случае смерти, ликвидации учредителя — юридического лица и иных возможных ситуациях.

Законодателем не установлены формы и способы осуществления надзора за деятельностью АНО со стороны ее учредителей (будет ли это постоянный, систематический надзор, периодические выборочные или внеочередные проверки деятельности органов управления АНО, либо посредством заслушивания отчетов органов управления о своей деятельности, либо через осуществление внешнего аудита). Законом не решен также вопрос о надзорных полномочиях учредителей (надзорного органа), т. е. в полной мере обязательны их решения для исполнения другими органами и самой автономной некоммерческой организацией или же эти решения носят рекомендательный характер. Каковы будут последствия для АНО и ее органов управления, если Попечительский совет выявит различные нарушения в деятельности АНО или органов управления АНО? Какие меры и в отношении кого учредители АНО вправе будут применять, в каком порядке? Эти вопросы, видимо, необходимо регламентировать Уставом АНО.

В противном случае порождаемые конфликты, как следствие несовершенства централизованного и внутреннего локального правового регулирования осуществления учредителями АНО надзора за деятельностью АНО, подскажут вынужденные пути совершенствования этих форм регулирования.

Литература

  1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в редакции на 23 мая 2001 г.) // СЗ РФ. 1996. № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

Автономная некоммерческая организация, или АНО - это автономное и некоммерческое учреждение унитарного типа. Как правило, к таким организациям обычно относят религиозные, фондовые и некоторые другие предприятия. Несмотря на то что понятие и его расшифровка знакомы многим, особенности и отличия такой организации для многих остаются загадкой.

В чем ключевые отличия АНО от других предприятий?

Такое предприятие возникает исключительно на базе имущественных паев физических и юридических лиц. Здесь полностью отсутствует членская форма участия. Сама организация занимается научной, спортивной, правовой или здравоохранительной деятельностью.

Несмотря на тот факт, что предприятие не является коммерческим, оно имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. В отношении коммерческой деятельности действует несколько ограничений. Она разрешена лишь в тех случаях, когда соответствует целям существования организации и способствует их достижению. Благодаря этому, некоммерческие организации подобного типа широко распространены на территории Российской Федерации.

Например: Автономная некоммерческая организация «Центр оказания помощи», различные пансионаты, частные клиники, спортклубы, здравоохранительные центры и т. д.

Важно! Учредители не имеют никакого отношения к долговым обязательствам организации, равно как и она - к их финансовым трудностям.

Управление компанией осуществляется согласно тому порядку, который регламентирован Уставом организации. Общее собрание учредителей считается высшим управленческим органом АНО с коллегиальным типом правления. Генеральный директор или председатель назначается путем голосования на общем собрании. Кандидатура выбирается из тех лиц, которые являются учредителями.

Автономная некоммерческая организация: образование и регистрация

Существенным отличием регистрации АНО является то, что сначала организация формируется, а уже потом регистрируется. Как уже было отмечено выше, учредителями предприятия могут быть как физические, так и юридические лица.

Решение об учреждении АНО принимается коллективно во время собрания ее учредителей либо самостоятельно единоличным учредителем. Пакет документов на регистрацию в компетентный орган должен быть подан не позднее, чем через 3 месяца с первого дня существования компании. Государственная пошлина на регистрацию АНО оплачивается до момента подачи документов.

Собрав и утвердив все необходимые бумаги, оплатив государственную пошлину и предоставив копии дополнительных бумаг, которые могут потребоваться, учредители получают решение. В случае положительного ответа, все данные, согласно установленному порядку, обязательно вносятся в ЕГРЮЛ.

Какие документы требуются для регистрации?

В Уставе, как в базовом документе, обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • наименование предприятия - полное название, например Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Люкс»;
  • его местонахождение;
  • информация о роде деятельности;
  • порядок управления;
  • предмет и цели деятельности организации;
  • порядок действий в отношении имущества в случае ликвидации предприятия;
  • способы формирования имущества;
  • порядок редактирования учредительной документации;
  • другая информация, которая не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Кроме обязательного Устава, некоммерческая организация вправе заключить учредительный договор, который, в отличие от Устава, не подлежит обязательной регистрации.

Что собой представляет учредительный договор?

В таком договоре могут быть прописаны:

  1. Порядок выхода учредителей из автономной некоммерческой организации.
  2. Условия передачи материальных ценностей.
  3. Порядок организации.
  4. Другие важные моменты.

Какие бумаги нужно подготовить?

Полный список документов для регистрации предприятия:

  • заявительная форма;
  • устав организации;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • данные о юридическом адресе предприятия;
  • другие документы, которые могут потребоваться: виза для учредителей-иностранцев, согласование использования указанного имени, выписки из реестров для зарубежных лиц и т. д.

Как производится выход из состава учредителей АНО?

Согласно действующему законодательству, процедура выхода из состава учредителей АНО может быть произведена по собственному желанию. Однако включение новых лиц в состав АНО производится только после вынесения общего коллективного решения других участников.

В 2014 году законодательство РФ претерпело некоторые изменения, после которых стало обязательным фиксировать в ЕГРЮЛ вход и выход участников предприятия. Если данные не были указаны в Уставе, в нем фиксируется редакция.

Как формируются материальные ценности и другое имущество в АНО?

Формально организация все же считается некоммерческой, а потому первоначально ее имущество формируется путем передачи каких-либо ценностей, которыми владеют ее учредители. После передачи имущественных прав, владелец лишается своих прав на ценность. Как и было указано выше, компания не несет ответственности за долги своих основателей и генерального директора, равно как и они не имеют отношения к долговым обязательствам учреждения.

Иными словами: автономная некоммерческая организация профессионального образования, которую основал только один учредитель, но затем в ее состав вошли другие участники, в случае серьезных финансовых проблем не имеет право требовать свое имущество обратно.

Реорганизация и ликвидация предприятия

Все действия, которые осуществляются в отношении предприятия, в обязательном порядке согласовываются во время общего собрания учредителей, то есть коллективно.

А как проходит реорганизация предприятия? При желании автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд, но окончательное решение по этому поводу принимает высший орган. Также реорганизация вполне возможна в формате присоединения, преобразования, выделения и слияния.

Ликвидация может быть осуществлена не только по согласованию учредителей организации, но и по решению уполномоченного органа. Кредиторы вправе выносить свои требования сроком не менее двух месяцев со дня публикации данных о ликвидации предприятия. Назначенная ликвидационная комиссия должна предупредить кредиторов о ликвидации АНО и принять меры по их выявлению и получению ими дебиторской задолженности.

Процесс ликвидации

Этапы добровольной ликвидации предприятия:

  1. Принятие решения о ликвидации и создание ответственной ликвидационной комиссии, установление сроков и порядка ликвидации предприятия.
  2. Уведомления в управление Минюста, территориальные отделения ПФ и фонда социального страхования, налоговой.
  3. Размещение типового объявления о ликвидации предприятия в СМИ.
  4. Составление промежуточного баланса, в котором отображаются все долговые обязательства компании, список ее должников, информация об уплате налогов и т. д.
  5. Погашение задолженностей и работа с кредиторами.
  6. Подготовка всей необходимой документации для ликвидации фирмы.

Преимущества и недостатки АНО

Из-за целого ряда льготных преимуществ в налогообложении, предприятия типа АНО являются довольно лакомым кусочком для предпринимателей. При недостаточно скрупулезном отношении к планированию Устава будущей компании эти преимущества могут стать серьезными недостатками.

Будьте внимательны к видам деятельности. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования, цель которого очевидна, не может заниматься другими видами деятельности. Даже если они разрешены для других АНО.

Существенным отличием других предприятий является то, что предпринимательская деятельность может быть направлена только на достижение целей компании. А целью ее существования не является получение прибыли от предпринимательской деятельности.

В отличие от любого коммерческого предприятия, прибыль здесь разделяется равными долями между всеми участниками. Законодательство категорически запрещает разделять прибыль на круг учредителей. Последние все же имеют право пользоваться различными благами и услугами, производимыми предприятием. Что касается выполнения каких-либо поставленных задач, то за него должна быть предусмотрена заработная плата.

Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Введена она была Законом о некоммерческих организациях (в перечне некоммерческих организаций, содержащемся в ГК РФ, она отсутствует). Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.

Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений - субъектов права оперативного управления данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Определение автономной некоммерческой организации почти совпадает с определением фонда, различаясь лишь незначительно, прежде всего – целями создания. Так, автономная некоммерческая организация в отличие от фонда создается в целях предоставления услуг.

Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен.

Таким образом, у данной организационно-правовой формы юридического лица следующие особенности:

Не основана на членстве;

Учредителями могут выступать как граждане, так и юридические лица;

Представляет собой объединение имущественных взносов учредителей;

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации;

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей;

Цели - предоставление различного рода услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Ограничений в отношении субъектного состава учредителей законом не установлено. При этом, закон четко ограничивает тех лиц, которые могут выступать в качестве учредителей. Ими, в частности, могут быть только физические и юридические лица. Законом не установлены ограничения по составу учредителей, таким образом, возможен ли только один учредитель для автономных некоммерческих организаций, поскольку прямого запрета нет, следует прийти к выводу, что это возможно.

Имущественная база автономной некоммерческой организации создается путем передачи учредителями имущества в собственность некоммерческой организации, а также путем приобретения имущества за счет разрешенной деятельности. Причем учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Законом допускается осуществление предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организацией, которая должна отвечать общим для некоммерческих организаций признакам - соответствие целям, для достижения которых создана указанная организация.

Прежде всего, - это возмездное оказание услуг в соответствии с уставом организации. Кроме того, автономная некоммерческая организация вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, и в этой связи - вправе участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Особенностью является право учредителей осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации.

Формы такого надзора законом не регламентированы и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей в уставе организации.

Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией.

Порядок осуществления контроля должен быть определен в учредительных документах организации. Таким обязательным учредительным документом в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является устав. По желанию учредителей может быть заключен учредительный договор.

Основной формой деятельности автономной некоммерческой организации является оказание услуг в соответствии с учредительными документами. В этой связи учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами, что является нормой, способствующей предупреждению возможных злоупотреблений со стороны учредителей автономной некоммерческой организации.

Согласно Закону о некоммерческих организациях автономная некоммерческая организация может быть преобразована только в фонд.

При ликвидации автономной некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой автономной некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Учредители при ликвидации автономной некоммерческой организации не получают часть ее имущества. В отличие от фонда автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована в общем порядке ликвидации некоммерческих организаций.

А-М.Х. Богатырев,

и.о. начальника отдела по делам

некоммерческих организаций

Чтобы сделать правильный выбор, предлагаем Вам сначала ознакомиться с предусмотренными законодательством формами некоммерческих организаций и их отличительными чертами.
Согласно закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.), некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» определены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • Потребительские кооперативы
  • Фонды
  • Учреждения
  • Некоммерческие партнерства
  • Государственные корпорации

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является цель их создания - они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Другой признак - общность интересов объединяющихся граждан.
Подробнее об общественных организациях и их регистрации читайте в разделе Общественные организации.

Потребительские кооперативы.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В отличие от других форм некоммерческих организаций, доходы от предпринимательской деятельности кооператива распределяются между его членами.

Фонды

Признаками фонда как некоммерческой организации являются - отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является своеобразным некоммерческим «банком», где сначала аккумулируются средства за счет пожертвований, а затем распределяются на уставные цели фонда - социальные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Учреждения

Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично или полностью этим собственником. При этом имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, а не собственности. При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник.

Некоммерческие партнерства

Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей. Отличительным признаком некоммерческого партнерства является право его членов на часть имущества в случае ликвидации партнерства или выхода из него. Некоммерческое партнерство удобно как объединение лиц свободных профессий (юристов, врачей, писателей и т.п.)

Автономные некоммерческие организации

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и пр. Имущество, переданное учредителями организации, принадлежит ей на праве собственности.
Эта форма некоммерческих организаций наиболее удобна для деятельности в сфере услуг.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Государственная корпорация

Новая форма некоммерческих организаций, введенная Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 г.
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании закона, которым устанавливаются особенности ее правового статуса.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. В настоящее время государственная регистрация некоммерческих организацией (за исключением общественных организаций) осуществляется в ИМНС.
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Для регистрации некоммерческой организации согласно закону необходимы следующие учредительные документы:

  • Устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
  • Учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
  • Решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. АНО создается в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Услуги АНО предоставляются всем заинтересованным лицам.

На сегодняшний день в России в форме автономной некоммерческой организации зарегистрировано и успешно функционирует множество частных школ, учебных заведений дополнительного образования, детских садов, частных больниц, медицинских организаций, организаций спортивного профиля, оздоровительных центров и проч.

Отличительные особенности АНО

Главное отличие автономной некоммерческой организации от других форм некоммерческих организаций - в специфических целях создания и деятельности. Как уже упоминалось, АНО создается в целях предоставления услуг. Большинство российских организаций, зарегистрированных в форме АНО, предоставляет образовательные, медицинские и оздоровительные услуги, а также услуги в сфере спорта, культуры и просвещения. Не ограничиваясь данными сферами, в целом, в рамках АНО может быть создана организация, оказывающая услуги по реализации проектов, направленных на развитие деятельности в любой определенной социальной сфере, и услуги по содействию в решении актуальных проблем в этой области.

При этом преимуществом АНО является право оказания услуг на возмездной основе. В этом форма АНО схожа с коммерческой организацией, однако не стоит ориентироваться на неограниченную возможность ведения предпринимательской деятельности в рамках некоммерческой организации, и вот почему.

Автономная некоммерческая организация, как и любая другая форма некоммерческой организации, имеет специальную правоспособность. Это означает, что она вправе заниматься коммерческой деятельностью, но только той, которая необходима для достижения целей, ради которых она создана и которые прописаны в ее уставе, и соответствующей этим целям. При этом, для осуществления такой предпринимательской деятельности некоммерческая организация должна иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (10 000 руб.).

В целом, следует помнить, что основное отличие некоммерческой организации от коммерческой заключается в том, что первая создается не для извлечения прибыли . А полученная АНО в результате ведения коммерческой деятельности прибыль не распределяется между ее учредителями, а направляется исключительно на достижение целей, ради которых такая организация создана.

Ранее, выбор АНО, а не ООО, был продиктован, например, возможностью получения образовательной лицензии только некоммерческими организациями. Теперь заниматься образовательной деятельностью на основании лицензии вправе и коммерческие организации, поэтому выбор в пользу создания АНО, а не коммерческой организации, в основном связан с наличием некоторых налоговых преимуществ, возможностью получать целевые пожертвования, и др.

Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и - например, наряду с ними не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений - субъектов права оперативного управления, АНО, как и фонд, обладает правом собственности на переданное, в том числе, ее учредителями, имущество. Можно сказать, что наравне с фондом, АНО представляет собой объединение имущественных взносов учредителей.

При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не сохраняют никаких прав на переданное имущество и не несут ответственности по обязательствам организации. Более того, они могут пользоваться услугами АНО только на равных условиях с другими лицами.

Таким образом, АНО имеет много общих черт с фондами, их законодательные определения практически идентичны. Отличие от фондов состоит прежде всего в целях создания - АНО создается в целях предоставления услуг в определенной области.

Если Вы сомневаетесь в выборе организационно-правовой формы некоммерческой организации, Вам стоит обратиться за помощью к нашим специалистам. Ошибки в выборе формы создания НКО могут существенно затруднить работу или управление организацией в дальнейшем.

Особенности управления АНО

Как уже упоминалось, автономная некоммерческая организация - это унитарная организация, т.е. не имеющая членства. Применительно к этой организационно-правовой форме законодатель предусматривает только учредителей и не предусматривает участников.

Автономная некоммерческая организация создается учредителями, или единственным учредителем, и управляется органами, предусмотренными ее уставом. Таким образом, структура АНО определяется учредителями свободно.

Высшим органом управления АНО может быть общее собрание ее учредителей. Таким образом, в отличие от фонда, учредители АНО сохраняют контроль управления организацией, а также вправе самостоятельно осуществлять надзор за деятельностью других органов. Поэтому внешний надзорный орган (в фонде это - Попечительский совет) в АНО не обязателен.

При этом, в отличие от фонда, законодатель прямо предусмотрел возможность лица по своему усмотрению выйти из состава учредителей АНО, а также возможность принятия новых лиц по единогласному решению учредителей.

Уставом автономной некоммерческой организации может быть предусмотрен постоянно действующий коллегиальный орган, например, Правление, Совет и т.п. Такой орган состоит из нечетного количества членов (не менее трех) и избирается на определенный срок (как правило, на три года).

Для организации текущей деятельности АНО учредители назначают единоличный исполнительный орган - Председателя Правления, Директора, Президента и т.п. К его компетенции относятся вопросы текущего руководства, которые не входят в исключительную компетенцию высшего органа управления. Функции единоличного исполнительного органа АНО может выполнять единственный учредитель или один из учредителей.