40 дней по умершему. Можно ли убираться после похорон? Кого не поминают

В христианских традициях сороковой день после кончины считается намного важнее, чем день смерти. Именно в этот день новопреставленной душе на небесах выносится вердикт о ее дальнейшей участи. Поэтому родные и близкие, организуя поминки на 40 дней, могут оказать помощь в этот день, что-то исправить, изменить в лучшую сторону путь души ушедшего человека. Поминать человека в этот день принято молитвами, церковной службой, обедом и раздачей милостыни.

Что происходит с душой за это время

По традициям православия, когда дух покидает тело, с ним остаются все последствия, хорошие или плохие, которые он вольно или невольно причинил при жизни. Все привязанности, привычки и черты характера не забываются после смерти физического тела. 40 дней после кончины душа знакомится с прелестями Рая и ужасами Ада, чтобы осознать все свои поступки, грехи, и раскаяться. В этот период душа страдает, она может мучиться от сожалений и угрызений совести.

Искренне верующие люди всю сознательную жизнь готовятся к переходу в загробный мир и осознают, что за свои поступки придется отвечать. Они воспринимают смерть как момент встречи с Богом и отчета за свои деяния. Очень важно при этом, на каком духовном уровне душа находилась в момент перехода.

В православии считается, что поминовение усопшего на 40-й день может смягчить окончательное решение Творца и повлиять на то, где будет пребывать душа в вечности. Близкие и церковь молятся в этот день за ушедшую из жизни душу, просят Бога о милости к ней, желают ей очищения от грехов, и вымаливают для нее лучшей участи.

Церковное поминовение

Чтобы достойно провести умершего родственника, облегчить его переход в иную жизнь и вымолить ему прощение и упокоение, поминки на 40 дней включают специальную церковную службу. По желанию родственников можно выбрать один из следующих вариантов или же все вместе:

  • сорокоуст - ежедневная церковная молитва в течение 40 дней;
  • псалтырь по усопшему, или молитва «неусыпаемая» - особая молитва, которая читается в основном монахами в монастыре круглосуточно;
  • панихида - заупокойная служба с поминальными молитвами.

Заказывать панихиду можно в поминальные дни, а также в любой день, когда одолевает тоска по ушедшему близкому человеку. Так же и молиться за него дома или в церкви можно в любое время. В церкви ставят свечи за упокой души. Это считается одним из видов пожертвования. После зажигания свечи можно искренне помолиться своими словами или готовой молитвой, попросить прощения у Господа за грехи умершего.

Посещение могилы

Поминальные традиции включают обязательное посещение кладбища в определенные дни и выполнение ритуалов на могиле. Можно пригласить туда батюшку для проведения службы или съездить самим и просто помолиться. На кладбище обычно берут цветы и церковную свечку. Цветов в букете должно быть четное количество. Цветы возлагают на могилу, отдавая дань уважения ушедшему человеку.

Затем зажигают свечу и устанавливают на могиле. При зажженной свече произносят молитву, вслух или про себя, прося Господа об упокоении души. Можно побыть немного у могилы в тишине, вспоминая все хорошее, что было связано с усопшим человеком. Можно также мысленно пообщаться с ним, поблагодарить, пожелать добра.

На кладбище нельзя вести себя, как в обычной жизни, заводить посторонние разговоры, шутить, смеяться. Нельзя обсуждать похороны, могилу, присутствующих, поминки, правильность или неправильность их проведения. Сколько бы людей не присутствовало у могилы, здесь всегда уместна атмосфера умиротворения и спокойствия.

Организация стола

В день поминовения принято угощать всех окружающих поминальными кушаньями и раздавать милостыню. Поминальный стол готовится дома или в другом удобном месте. Считается, что в 40-й день дух умершего человека возвращается домой, именно на поминки, и после этого покидает земной мир навсегда.

Вот почему так важно собраться в этот день в кругу близких и родных и пережить вместе этот важный и скорбный момент прощания. Поминальный обед не является праздником и не устраивается для праздного времяпровождения с музыкой и песнями. Это продолжение церковного обряда, поэтому обед должен проходить чинно и достойно.

Первым и обязательным кушаньем готовится кутья на поминки. Это обычная каша, чаще всего рисовая, которую готовят в большой посуде с добавлением изюма, меда, орехов. Блюдо символизирует сладость вечной жизни.

Рекомендуют составлять меню на поминки из максимально постных блюд. Простая еда приносит пользу и телу, и духу. В этот день главная задача не наслаждение едой, а единение и утешение скорбящих. Люди собираются за поминальным обедом, чтобы вместе помолиться за упокой, а также поблагодарить всех присутствующих за помощь и сочувствие.

Если не получается устроить поминальный обед именно в 40-день, очень важно выдержать главную процедуру - церковное поминовение и молитвы об усопшем. Стол же можно перенести на любой другой день. Главное при этом сосредоточиться на простоте, не допускать неоправданных трат и обязательно отдать часть вещей или денег на благотворительность в память об умершем.

Поминальная речь

На обеде принято поминать усопшего и минутой молчания после нее. На поминках каждый желающий может выступить, но произнести главную речь должен человек, сохраняющий самообладание и умеющий сдерживать эмоции. Он же может затем давать слово желающим высказаться и сглаживать неловкие моменты, отвлекая внимание присутствующих, если кто-то не сможет сдержать плач.

Эту роль может выполнять как распорядитель, так и наиболее выдержанный и рассудительный член семьи. Сначала слово дают самым близким родственникам, затем друзьям и знакомым. К выступлению следует подготовиться заранее, так как импровизация может оказаться неудачной из-за нахлынувших эмоций.

Вещи умершего

Поминальные ритуалы могут соответствовать церковным правилам, а могут быть просто сложившейся традицией. Так в поминальные дни принято раздавать сладости и выпечку окружающим со словами «за царство небесное», чтобы те помянули покойного. Также, по прошествии 40 дней , перебирают вещи покойного и раздают нуждающимся или отдают в церковь.

Все поминальные ритуалы направлены на то, чтобы сохранить добрые воспоминания об ушедшем человеке и помочь его душе обрести успокоение и вечную райскую жизнь.

Смерть родственника или близкого друга – событие, которое наполняет сердце скорбью. Но верующие люди обретают утешение, делая всё возможное, чтобы душа усопшего безболезненно перешла за грань земного. В христианстве принять считать, что участь души человека решается на сороковой день после его смерти. Душа простится с земной жизнью, со всем, к чему она привыкла, что любила. И покинет мир живых навсегда.

Приближение решающей даты

Молитва – главная поддержка, которую вы оказываете душе усопшего. Пока её судьба ещё не решена, близкие люди могут своими искренними молитвами смягчить вердикт Высших Сил. Господь, видя ваше искреннее стремление помочь душе родного человека воссоединиться с Ним, может простить грехи покойному, проявив отеческое милосердие.

Другие важные моменты:

  1. Траурные одежды. Ношение особых строгих (не обязательно чёрных) одежд в течение сорока дней поможет вам избежать крайностей в поведении – суеты, неудержимой истерики.
  2. Отказ от развлечений, вредных привычек.

Подготовка к поминкам

Душа усопшего на сороковой день возвращается к месту своего земного обитания (ненадолго), а после того, как родственники проведут поминки, оставит землю навечно. Верующие люди убеждены: «проводы» – это помощь, которую мы оказываем, чтобы душа покойного обрела Царствие Небесное.

Напомним, какие блюда уместны на поминках:

  • Кутья . Это главное блюдо на поминках.
  • Пироги (с рисом, грибами, творогом).
  • Кисель из ягод.
  • Нарезка из сыра, колбасы (если поминки припадают на пост, мясные блюда – под запретом).
  • Картофель (тушёный или в виде пюре).
  • Блюдо, которое покойный любил. Это может быть салат, рагу, блинчики. Слишком сложные, экзотические блюда готовить нежелательно.

От алкоголя в такой день лучше отказаться.

Кого приглашать на поминки?

На сороковой день после смерти усопшего его родственники и друзья собираются на поминки, чтобы почтить его память, вспомнить значимые (светлые) моменты из жизни усопшего. Важно для души почившего, чтобы люди, которые знали его при жизни, вспомнили о его добрых делах, о лучших чертах его характера.

Принято приглашать на «проводы» не только близких друзей и родню человека, ушедшего в мир иной, но также и его коллег, учеников, наставников. В идеале, каждый, кто хорошо относился к покойному, может прийти на поминки. Ведь сороковины – это день окончательного расставания души с миром живых.

Не стоит тратить большие суммы денег, чтобы поразить приехавших на поминки родственников разнообразием блюд. Разумнее будет оказать финансовую помощь сиротам или людям, обременённым тяжёлыми болезнями.

Перед поминками следует разобрать вещи покойного и раздать родственникам, друзьям. Выбрасывать их нельзя. Чем больше искренних молитв о душе покойного прозвучит на сороковой день после его кончины, тем лучше будет всем. И покойному, и тем, кто скорбит о нём. Обсуждение каких-то тёмных тайн усопшего, его ошибок и неблаговидных поступков – табу. Если вы знаете, что на поминках будут люди, склонные сплетничать, переговорите с ними заранее и попросите, чтобы они вели себя учтиво.

Куда идти?

На сороковой день родные усопшего идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Разумеется, такие записки разрешено подавать лишь за тех, кто был крещён. Можно отнести в церковь часть вещей умершего человека – всегда найдутся те, кто будет рад даже скромному дару.

Посещение кладбища – второй важный момент «проводов». Родственники, собираясь на кладбище, берут с собой букеты цветов , лампадки. В каждом букетике, который будет возложен на могилу почившего, должно быть чётное количество цветов.

В этот день будет решено, попадёт ли душа усопшего в Свет… или присоединится к Тьме. Если вы возложите цветы на могилу усопшего, помолитесь об успокоении его души – это будет лучшим способом выразить ему свою любовь.

Суета и споры – не для этого дня…

Стоит заранее определиться, кто будет ведущим на поминках. Чаще всего эту роль берёт на себя супруг (супруга) умершего. Если боль утраты настолько сильная, что человеку трудно без слёз говорить об ушедшем, можете назначить «ведущим» кого-то из друзей, коллег покойного. Что следует делать ведущему:

  • Проследить, чтобы поминальную речь произнесли все желающие.
  • Не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или – в ссору.
  • Уловить момент, когда гости устанут от происходящего, начнут говорить о будничных вещах. Это сигнал, что поминки нужно заканчивать.

Разговоры о наследстве, болезнях членов семьи, о личной жизни гостей – не то, что должно звучать за поминальным столом. Поминки – это «подарок» душе усопшего, а не повод оповестить мир о собственных проблемах.

Дополнительно

Самая важная поминальная трапеза обычно проводилась на сороковой день поминок . На сороковой день считалось что душа окончательно покидает землю и отлетает далеко в потусторонний мир к Богу, ожидать дня божьего суда, и в этот день ей назначается по её заслугам при жизни и силе молитв за неё после, то место, где она будет находиться это время.

До 40-го дня поминок, усопший именуется новопреставленным, а в сами поминки 40 дня дополнительно заказывают в церкви сорокоуст или панихиду, за что обязательно платятся деньги. Раньше имена умерших записывали в годовое поминовение — синодик .

Зачем делаются поминки на 40 дней

А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят. Поэтому считалось что если «проводины » не устроить, то его душа будет мучатся, поэтому 40вому дню от смерти предавалось особое значение, день смерти кстати считался за первый день.

Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом. К такой постели никто не должен был прикасаться, так как она была постелена именно для умершего.

Также часто в углу дома после похорон вешали полотенце и оставляли его висеть так 40 дней, так как по поверьям душа умершего продолжает сорок дней ходить по знакомым ему местам, а когда пролетает через дом, каждый раз обтирает полотенцем свое лицо. Происхождение этого ритуала вероятнее всего связано с тем что полотенце у славян считалось символом пути, указателем доро­ги домой.

Также имело значение, приходилась ли поминальная трапеза на постный день, так как если это происходило, то меню самой трапезы менялось соответственно требованиям поста. А если поминки приходились на будний день великого поста, то они переносились на ближайшие к ним выходные дни, называлось встречное поминовение.

Делалось это потому что в выходные дни совершаются большие Божественные литургии и панихиды. А поминальные дни, которые приходились на первую неделю после Пасхи (Светлую седьмицу ) и на понедельник второй пасхальной недели, переносились на специальный день поминок .

Что говорят на поминки 40 дней?

Часто за столом вспоминались заодно и все умершие предки и родственники, а сам недавно умерший представлялся как воплотившийся и находящийся вместе со всеми за общим столом. Часто хозяева даже кланялись и обращались к свободному месту для покойника со словами «Кушай-ка, родименький ».

Теоретически эта традиция пошла от апостолов, которые после Вознесения Иисуса все равно продолжали ставить его долю хлеба и вина, так же как если бы он был с ними.

Место где обычно сидел покойный при жизни никто не занимал , вместо этого обычно спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели, а вместо еды ставили пустую тарелку с перекрещенной на ней ножом и вилкой. Иногда если на сороковой день приходил священник, он садился во главе стола, а место покойного находилось справа от него.

Часто также оставляли рюмку водки и кусок черного хлеба, но это также отголосок языческих обрядов. Иногда эту рюмку с водкой оставляли до 40вого дня смерти, а когда водка убывала, то говорили что покойный её пьет. Также иногда оставляли водку с закуской и на самой могиле.

Современной Церковью считается, что на православном столе гораздо лучше заменять рюмку водки, рюмкой со святой водой . Да и вообще эта традиция теоретически по своему происхождению просто показывает, что умерший человек, все еще находиться рядом с нами.

Поэтому особенно если усопший не пил алкоголь, и не ел черного хлеба совершать данный ритуал в таком виде просто странно и даже не совсем адекватно. Лучше выбрать что-то из того что любил человек при жизни, если это предназначается ему, то однозначно будет более правильно, хотя есть и другие мнения на этот счет, но мы их обсудим как ни будь отдельно.

Как долго проводиться поминальный обед и поминки?

Сидели на поминальном ужине обычно довольно долго, особенно на 40 дней поминок, даже существовала такая примета, что тот, кто уйдет первым с поминок скоро умрет. Но думаю, эта традиция появилась чтобы подольше растянуть поминки и лишний раз помянуть усопшего.

После поминальной трапезы родственникам надо было сходить в баню помыться , хотя желательно это было сделать до захода солнца, но часто этого не успевали сделать, естественно это также было частью процедуры очищения.

Если таки еда с поминального стола оставалась, то на ночь её просто со столовыми приборами накрывали тканью, и посуду тоже обычно не мыли в этот день.

Ночью не плакали чтобы «не призвать умершего с кладбища» , также по этой причине во всем доме на ночь плотно закрывались окна и двери. Это также было частью ритуала для того чтобы покойный не вернулся, если днем таки не получилось запутать следы назад к дому, а также думаю чтобы минимизировать плачь родственников, и дать им поспать после тяжелого дня и печального события.

Милостыня на 40 дней

Также существует так называемая «тайная » или «потаенная » милостыня . Суть ее в том, что родственники сорок дней время от времени раскладывали по крыльцам и окнам бедных соседей в милостыню и подаяние, немного денег, хлеба, блины, яйца, иногда какие-то вещи коробки спичек, платки, куски ткани и немного одежды. В теории такая «тайная» милостыня обязывала соседей молиться за усопшего, и даже те, кто забирали эту милостыню, прини­мали на себя часть от грехов души усопшего.

Иногда гостям поминок раздавали деревянные ложки , и когда в последствии люди ели этими ложками они при еде невольно вспоминали о человеке, в честь которого проводились поминки. Иногда с той же целью на похоронах родным раздавались платки, которые они должны были хранить в память об усопшем и вспоминая его мысленно добрым словом.

Траур и тужение

После этого близкие родственники погибшего старались соблюдать траур «тужение », обычно он длился до 40 дней , в некоторых случаях полгода и даже год. В траур старались не проявлять сильных горестных эмоций, а больше думать о смысле жизни, также считалось, что лучше не стричься и не следить за траурной одеждой, что также могло расцениваться как неуважение усопшего.

Иногда на траур также останавливались все часы в доме и занавешивались зеркала. Женщины должны были носить платок, а мужчины часто носили траур только по важным датам и во время погребения, а в остальное время ходили в обычной одежде. Также считалось за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле раньше, чем через год со дня смерти.

На этом проведение поминок, приуроченных к смерти часто заканчивалось, и дальше проводились в основном традиционные поминки на общие и приравниваемые к ним церковные праздники.

Посмертные поминки на 40 дней не так сильно отличались от поминок в другой день, просто старались сделать их более тщательно, так как они были самыми главными, но в поминках остальных дней, соблюдались примерно те же традиции и правила. Славяне издревле проводили свои общие поминки предков своего рода также примерно по тем же датам, из которых самыми главными для поминания считались масленица и родоница.

Более детально Традиции Поминок древних славян, а также и , мы обсудим в следующих статьях, оставайтесь в хорошем состоянии духа в любых даже самых сложных ситуациях, и уж тем более научитесь ценить если у вас все хорошо, тогда это хорошо будет происходить с вами все чаще, чего вам и желаю.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

С духовной точки зрения земная жизнь человека - это подготовка его души к будущей вечной жизни. Смерть тела в православной традиции - не антагонист жизни. Это лишь часть жизни, смысл которой во временном разделении тела и души до Страшного суда и Всеобщего воскресения.

Куда уходит душа по окончании земного пути? Какое значение имеют третий, девятый и сороковой дни после физической смерти? Какие традиции необходимо соблюдать при этом и почему? Что происходит на 40 день? Разберемся в этом.

Куда отправляется душа на третий, девятый и сороковой дни

Покинув тело, душа не уходит из мира живых сразу же. Переход происходит постепенно. Многих интересует вопрос, сколько дней душа умершего находится дома, среди родных и близких людей. Что делает душа все это время?

  1. В первые три дня связь с тем, что было значимо и дорого при жизни, еще очень сильна. Душа умершего человека помнит свое земное бытие: поступки, события, окружение. Она еще способна испытывать земные человеческие эмоции: привязанность к близким, страх, смятение, потребность в завершении важных дел и т.д. В этот период душа получает свободу и может находиться, где пожелает. Многие души посещают любимые ими при жизни места или находятся поблизости от скорбящих членов семьи.
  2. На третий день душа новопреставленного совершает поклонение Богу. Также она встречается с другими душами - праведников и святых. Затем в течение 6-ти дней она видит райскую обитель и прославляет Творца. В этот период она отходит от земных скорбей, находит покой. Но души, отягченные множеством грехов, раскаиваются и скорбят.
  3. Что означает девятый день после смерти человека? Душа усопшего вновь сопровождается ангелами на поклонение Владыке. По Его повелению душа отправляется теперь уже в ад. Там она обозревает муки грешников, и сама испытывает мытарства, глядя на них. Это испытание длится тридцать дней.
  4. На сороковой день после смерти душа возносится к Богу и поклоняется Ему. После этого Судия, наконец, определяет место, где будет душа до Второго пришествия. Именно поэтому 40 дней после смерти - важная дата.

Двадцать дней со дня смерти - дата, которая пришла из язычества

Многих людей интересует, что значит 20 дней после смерти и входит ли эта дата в поминальные дни после похорон.

В православной традиции такой даты нет. Она относится к народным поверьям языческого толка - считается, что душа не покинула мир живых окончательно. Накануне двадцатого дня после смерти близкие родственники шли на кладбище, чтобы с помощью специальных заговоров созвать покойников на собрание. Призывались души усопших ранее родственников и новопреставленного.

По этому случаю пекли пироги, ставили на стол кисель и пели специальные заговоры накануне совершения обряда. Также молились и просили Бога за усопшего.

На следующий день специально для покойного на стол ставили еду - пирог или блины и напиток – чай или кисель. Зажигали свечи возле икон. К вечеру душу умершего провожали в иной мир. Для этого читали молитвы и говорили прощальные слова, выйдя из дома.

В наши дни 20 дней со дня смерти отмечать не принято. Этот обычай встречается редко в сельской местности.


Поминать покойных следует на 3, 9 и 40 день

В православной традиции поминают усопших на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также на годовщину.

Почему поминают на 9 и 40 дней? Обычай связан с тем, что душа человека после смерти до 40 дней еще не ушла из мира живых окончательно. О том, где находится душа умершего до 40 дней, говорилось выше.

Третий день связан с началом поклонения Господу и «знакомством» души с небесной обителью. Поминки в этот день символизируют воскресение Спасителя.

На девятый день душа предстает перед Богом для второго поклонения. В этот день близкие новопреставленного должны молиться и попросить у Владыки милосердия к нему. Поминки олицетворяют заступничество ангельских чинов за душу перед Судией.

Сорок дней после смерти означают третье поклонение Господу и окончательное определение Им дальнейшей участи души вплоть до Всеобщего воскресения. В этот день молитвы близких людей могут очень помочь душе умершего. С их помощью могут быть прощены многие грехи, а душе откроется путь в райскую обитель.

Также следует понимать, что происходит с душой умершего на годовщину смерти. Для умершего христианина этот день является рождением для жизни вечной. Его душа возносится к Богу, чтобы присоединиться к другим таким же душам. Поэтому для родных и друзей покойного это дата окончательного прощания с ним. Годины завершают годовой литургический круг и являются последним днем, когда делают поминки по усопшему.

Как правильно поминать усопших - главное молитва, а не еда

Ошибочно считать главным атрибутом еду и спиртные напитки. Не все знают, как правильно поминать усопших. Важнее всего молитва - как церковная, так и домашняя. Особое значение имеет панихида -специальное всенощное богослужение. Первый раз ее совершают еще до погребения, затем на третий, девятый день и через сорок дней после похорон.

Затем заказывают панихиду на год со дня смерти, а далее можно ежегодно проводить ее на годовщину.

Первые сорок дней после кончины - самые важные для души покойного. Необходимо, чтобы не только батюшка в храме, но и родные умершего дома ежедневно читали молитвы и просили милости у Бога для его души.

Наряду с молитвой большое значение для души имеет милостыня. На сороковины обычно раздают вещи новопреставленного, прося при этом помолиться за него.

Молитва до сорока дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Молитва после сорока дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Правила поминальной трапезы

  1. Постное угощение. Угощение на поминках простое и постное.
  2. Кутья и блины. На поминки 40 дней обязательно готовят кутью и блины. Кутью готовят из пшеницы, риса или ячменя, добавляя в нее изюм, орехи, мак и сухофрукты.
  3. Спиртное нельзя. Вопреки укоренившейся мирской привычке, на православных поминках употреблять не принято. Не надо превращать поминки в шумное застолье с алкоголем, а также ставить на стол стакан с водкой «для покойного».
  4. Кисель, морс, квас, сок. На поминальном столе уместны кисель, морс, квас или сок. А для души умершего гораздо важнее будут добрая память и молитва за упокой.
  5. Поминальные слова на 40 дней. Они должны быть краткими и теплыми - их будут слушать скорбящие родственники. Уместно вспомнить хороший эпизод из жизни покойного. Можно даже сочинить стихи по случаю.

Кутья – традиционное блюдо поминальной трапезы

Меню сороковин

Типичные блюда, которые стоят на столе в этот день:

  • Кутья с медом
  • Мясной бульон с фрикадельками
  • Сдобные или постные блины
  • Картошка с мясом - пюре или тушеная. Иногда можно заменить гречневой кашей
  • Жареная курица или котлеты
  • Жареная рыба
  • Кисель или компот

Значение числа 40 в Библии

Число 40 имеет особое значение в событиях, описываемых Библией:

  • Иисус Христос вознесся на Небо через сорок дней после воскресения.
  • Пророк Илия пришел к горе Хорив через такое же количество дней.
  • Наконец, Моисей 40 дней постился перед тем, как Бог ему даровал скрижали с десятью заповедями.

Глубоко верующему христианину не следует бояться смерти - это лишь переход души в иной мир. Тлену подвержено тело, но не душа.

Несмотря на то, как выглядит покойник через 40 дней и далее, его душа пребывает в бессмертии и получает воздаяние за свои земные поступки. Об этом следует помнить и готовиться, творя при земной жизни добрые дела.