Анализ картины кандинский композиция номер 6. Что нарисовано на картинах Кандинского

1913

Холст, масло

195.0 × 300.0 см

Комментарии Кандинского:

В картине можно видеть два центра:
1. Слева - нежный,розовый,несколько размытый центр со слабыми, неопределенными линиями,
2. Справа (несколько выше, чем левый) - грубый, красно-синий, в какой-то мере диссонирующий, с резкими, отчасти недобрыми, сильными, очень точными линиями.
Между двумя этими центрами - третий (ближе к левому),который можно распознать тлишь постепенно, но который является главным центром. Здесь розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе, и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра - «где-то» - определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее.
Небольшие формы в этой картине требовали чего-то дающего эффект одновременно очень простой и очень широкий («largo»). Для этого я использовал длинные торжественные линии, которые уже употреблял в « Композиции 4». Я был очень рад увидеть как это, уже раз использованное, средство дает здесь совершенно иной эффект. Эти линии соединяются с жирными поперечными линиями, рассчитано идущими к ним в верхней части картины, и вступают СП последними в прямой конфликт.
Чтобы смягчить слишком драматическое воздействие линий, т.е. скрыть слишком назойливо звучащий драматический элемент (надеть ему намордник), я позволил разыграться в картине целой фуге розовых пятен различных оттенков. Они облачают великое смятение в великое спокойствие и придают всему событию объективность. Это торжественно спокойное настроение, с другой стороны, нарушают разнообразные пятна синего, которые дают внутренне впечатление теплоты. Теплый эффект цвета, по природе своей холодного, усиливает драматический элемент, однако способом опять-таки объективным и возвышенным. Глубокие коричневые формы (особенно слева вверху) вносят уплотненную и абстрактно звучащую ноту, которая напоминает об элементе безнадежности. Зеленый и желтый оживляют это душевное состояние, придавая ему недостающую активность.
Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания.
Итак, все, в том числе и взаимно противоречащие элементы, уравновесились, так что ни один из них не берет верх над другими, а исходный мотив картины (Потоп) был растворен и перешел ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. Не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета.
Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой.

Еще работы года

Еще работы из коллекции Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Комментарии

2019

#5. Дмитрий, Санкт Петербург

10 февраля
Никак не научитесь. Кандинский швырнул нам кость. Именно швырнул и именно кость. Если язык Ваш подвешен неплохо, по поводу этой кости можно долго говорить. Ни о чем. Кость, она и есть кость. С нее много не взять. Простите, но я воспринимаю это все, как стеб над потомками. Злой стеб, словно с позиции предполагаемого интеллектуального превосходства.

2015

#4. Константин, Санкт-Петербург

23 ноября
Абстракционизм - это вычленение формальной составляющей из композиции, и представление этой формальной композиции как совершенно новый метод искусства... хотя на самом деле без формальной составляющей невозможна никакая композиция...

2013

#3. Че,

2011

#1. Александр, Энгельс

28 июля
меня впечатляют яркие краски поэтому я приобрел репродукцию композиции 6 в эрмитаже, но как научиться понимать абстракционизм?

В 2016 году весь мир отмечает юбилей Василия Васильевича Кандинского - основоположника и теоретика абстрактного искусства, одного из самых влиятельных художников ХХ века. К 150-летию абстракциониста Третьяковская галерея на Крымском валу и Государственный Эрмитаж подготовили проект, включающий выставку двух главных шедевров художника «Контрапункт: композиция VI – композиция VII», которую можно посетить с 13 апреля по 13 июня.

Система беспредметной живописи Кандинского включает три типа картин, воплощающих три стадии удаления от первоначального импульса, который дал толчок к их написанию: импрессии, импровизации и композиции. Лучшими работами живописца признаны «Композиция VI» и «Композиция VII». В России эти произведения последний раз демонстрировались вместе 27 лет назад.

«Без названия (Первая абстрактная акварель)», 1910


«Композиция X», 1939

Что нарисовано на картинах Кандинского?

Когда речь заходит об абстракционизме, многие далёкие от искусства люди сразу выносят свой категоричный вердикт: мазня. После этого обязательно следует фраза о том, что любой карапуз наверняка нарисует лучше, чем эти художники. При этом само слово «художники» обязательно будет произнесено с демонстративным презрением, которое в ряде случаев даже будет граничить с брезгливостью.

В рамках культурного ликбеза в этой статье рассказывается, что стремился отобразить на своих полотнах один из самых известных абстракционистов Василий Кандинский.

Картина «Композиция VI»
Год: 1913
Выставлена в музее: Эрмитаж, Санкт-Петербург


Изначально картину «Композиция VI» Кандинский хотел назвать «Потоп», поскольку в этой работе живописец намеревался изобразить катастрофу вселенского масштаба. И действительно, внимательно присмотревшись, мы можем увидеть очертания корабля, животных и предметов, будто тонущих в клубящихся массах материи, словно в волнах штормового моря.

Сам Кандинский впоследствии, говоря об этом полотне, отмечал, что «не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета». Мастер особо указывал, что в данном случае исходный мотив картины (Потоп) был растворён и перешёл ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», - объяснял Кандинский. В итоге живописец решил присвоить полотну номерное название, так как любое другое могло вызвать у ценителей искусства ненужные ассоциации, которые бы испортили им те эмоции, которые должна вызывать картина.

Картина «Композиция VII»
Год: 1913


«Композицию VII» называют вершиной художественного творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Поскольку создавалась картина очень кропотливо (ей предшествовали более тридцати эскизов, акварелей и работ маслом), финальная композиция является комбинацией из нескольких библейских тем: воскрешения из мёртвых, Судного Дня, всемирного потопа и райского сада.

Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние... Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса.

Картина «Композиция VIII»
Год: 1923
Выставлена в музее: Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк


«Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Главная идея как таковая в этой работе отсутствует, вместо неё сам художник даёт конкретное описание фигур и цветов картины. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали - «тепло и высоко». Острые углы - «теплы, остры, активны и желты», а прямые - «холодны, сдержанны и красны». Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Синий «опускается в бездонные глубины». Голубой же «развивает звук флейты».

Картина «Смутное»
Год: 1917
Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва


Название «Смутное» было выбрано для картины не случайно. Неясность и «смута» отображены в работе Кандинского драматическим столкновением центростремительных и центробежных сил, словно разбивающихся друг о друга в центре полотна. Это вызывает ощущение тревоги, нарастающее по мере «вживания» в произведение. Масса дополнительных цветов осуществляет своеобразную оркестровку главной борьбы, то усмиряя, то обостряя смуту.

Картина «Импровизация 20»
Год: 1911
Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва


В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.

Коллекция. Василий Кандинский

Форма без содержания подобна не руке, но пустой перчатке, заполненной воздухом, утверждал Кандинский. Его «Композиция VI» - история о преодолении хаоса

Картина «Композиция VI»
Холст, масло 195×300 см
1913 год
Ныне хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

К беспредметной живописи Василия Кандинского, как он сам рассказывал, привел случай. Однажды вечером в Мюнхене, вернувшись с пленэра в мастерскую, художник увидел там незнакомую «неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину». «Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку...»

Беспредметная, однако, не значит безыдейная. В тревожной атмосфере накануне Первой мировой войны художник обращался к библейским сюжетам о конце мира. Замысел «Композиции VI» появился, когда он написал на стекле картину на тему Всемирного потопа - звери, люди, пальмы, ковчег и буйство водной стихии. То, что получилось, Кандинский решил доработать и превратить в большое полотно маслом. В «Композиции VI» не только изображения стали абстрактными, но и идея - более общей: обновление мира через разрушение. Кандинский пояснял: «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, которое следует за гибелью мира».


1 Волны. Извилистые линии, в которые превратились воды, затапливающие мир, создают ощущение хаоса, разгула стихии.


2 Розовое пятно. Это, как писал сам Кандинский, один из трех центров композиции - «нежный», «со слабыми, неопределенными линиями». На исходной картине на этом месте находился холм с женщиной и животным, пытающимися спастись. Розовый в понимании Кандинского - цвет телесности.


3 Сине-красное пятно. Хаос на картине мнимый: продумывая композицию, художник уравновешивал основные элементы. Рядом с аморфным розовым - второй центр, по словам Кандинского, «грубый», «с резкими, отчасти недобрыми, сильными, очень точными линиями» и диссонансом холодного и теплого цветов.


4 Бело-розовое пятно - центральный элемент картины. Живописец пояснял, что клубящиеся мазки должны создавать ощущение пространственной неопределенности. «Положением главного центра - „где-то“ - определяется внутреннее звучание всей картины», - писал художник.


5 «Лодка». Образ лодки с похожими очертаниями неоднократно встречается на картинах Кандинского. Исследователь творчества художника Хайо Дюхтинг полагал, что это символ стремления вперед.



6 Параллельные линии . В них превратились струи дождя с исходной картины. Художник использовал противостояние горизонтальных и вертикальных линий, чтобы придать композиции драматичность.


7 Розовые пятна. «Чтобы... скрыть слишком назойливо звучащий драматический элемент (надеть ему намордник), я позволил разыграться в картине целой фуге розовых пятен различных оттенков», - отмечал Кандинский.


8 Коричневый . Как выразился художник, «глубокие коричневые формы... вносят уплотненную и абстрактно звучащую ноту, которая напоминает об элементе безнадежности». В трактате «О духовном в искусстве» он характеризовал коричневый цвет как «тупой, жесткий, мало склонный к движению», но при этом способный удачно сдерживать динамику остальных красок.


9 Желтые и зеленые пятна , согласно комментарию к картине самого Кандинского, «оживляют это душевное состояние, придавая ему недостающую активность». Рассуждая о цветах, Кандинский описывал желтый как «типично земной» цвет и при этом самый яркий.

Художник
Василий Васильевич Кандинский


1866
- родился в Москве в семье коммерсанта.
1892–1911 - был женат на двоюродной сестре, Анне Чемякиной.
1893 - окончил юридический факультет Московского университета.
1895 - увидев на выставке картину Клода Моне «Стога сена», решил бросить карьеру юриста и стать художником.
1896 - уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи в частной школе Антона Ажбе.
1910–1939 - написал десять «Композиций» (эту разновидность абстрактных картин Кандинский наиболее тщательно продумывал).
1914 - вернулся в Россию.
1917 - женился на дочери генерала Нине Андреевской. У пары родился сын Всеволод, три года спустя мальчик умер.
1922 - стал преподавателем в новой школе искусств Баухаус в Германии по приглашению ее основателя.
1933 - переселился во Францию, опасаясь нацистских преследований «дегенеративного искусства».
1944 - умер в предместье Парижа Нёйи-сюр-Сен от сердечного приступа. Похоронен на Новом кладбище Нёйи.

Фото: FINE ART IMAGES, ALAMY / LEGION-MEDIA

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Композиция 6 художника Василия Кандинского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Василия Кандинского Композиция 6: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Василия Кандинского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Василия Кандинского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин этого автора на натуральном холсте.

Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. В 1871 году семья переехала в Одессу, где его отец-коммерсант управлял чайной фабрикой. Василий получил классическое образование в гимназии, учился играть на фортепиано и виолончели, занимался рисованием с частным преподавателем.

В 1886 году поступил на юридический факультет Московского университета, после окончания которого остался преподавать, получив звание доцента. В 1896 году получил приглашение на место профессора юриспруденции в знаменитый Дерптский университет в Тарту, но тридцатилетний Кандинский под впечатлением от посещения выставки французских импрессионистов в Москве решает посвятить себя живописи и отправляется в Мюнхен (на тот момент центр европейского искусства).

Первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой он получил в престижной частной школе югославского художника Антона Ажбе. В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс «первого немецкого рисовальщика» Штука.

С 1903 года вместе с художницей Габриэль Мюнтер, которая впоследствии стала его второй женой, в течение пяти лет путешествуют по Европе, пишут картины, участвуют в выставках. Работы этих лет представляют собой пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Образы реальной действительности постепенно вытесняет игра цветовых пятен и линий.

По возвращении в Баварию они поселились в городке Мурнау у подножия Альп.

Кандинского всегда отличало организующее начало, В Мюнхене им было основано художественное объединение «Фаланга», при нем- школа, где он преподавал. В 1909 благодаря ему появилось «Новое объединение художников».

Кандинский также занимался и литературной деятельностью. В 1912 году вышла его книга «О духовном искусстве». Эта книга явилась первым теоретическим обоснованием абстракционизма, перевернув представление об искусстве вообще.

В 1914 году с началом мировой войны Кандинский как гражданин России был вынужден покинуть Германию. Он с женой переехал в Швейцарию. В конце того же года, расставшись с Габриэль, он возвратился в Россию.

В кризисные годы революции он помимо абстрактных картин под влиянием авнгардистско-художественной атмосферы Москвы пишет импрессионистические пейзажи и романтические фантазии.

В 1917 году женится в третий раз на дочери русского генерала Нине Андреевской.

В России Кандинский сотрудничал с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы.

Большое влияние на развитие искусства он оказал как профессор московского Свомаса (Свободные мастерские), реализуя составленный им учебный план на основе анализа цвета и формы, развивая идеи своей книги «О духовном искусстве»

Также участвовал в организации и управлении московским Институтом художественной культуры. Однако здесь мнения с коллегией института расходились, и из-за постоянных нападок коллег, считавших его работы «изуродованным спиритизмом», он принимает решение в конце 1921 года уехать из Москвы.

Под давлением социалистической идеологии на искусство, которое впоследствии привело к появлению соцреализма, после 1922 года картины Кандинского на долгие годы убирают из советских музеев.

Свои идеи Кадинский продолжает развивать в Веймаре в Германии. Приняв приглашение основателя знаменитого Баухауса Вальтера Гропиуса, там он возглавил мастерскую настенной живописи.

В 1925 году вследствие нападков правых партий Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься собственным творчеством.

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах.

Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому - ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями.

Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". Но и здесь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию: "Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Так, рядом с "миром природы" появляется новый "мир искусства" - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое "абстрактное искусство" называть конкретным искусством".

Если вы заинтересуетесь творчеством Василия Кандинского и захотите пополнить свою коллекцию его работами, интернет-магазин BigArtShop будет рад предоставить вам свои услуги.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют репродукциям картин Василия Кандинского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

В мае в Третьяковке покажут 2 великие картины Василия Кандинского из Эрмитажа и Третьяковки на выставке "Контрапункт: композиция VI-композиция VII", посвященной 150-летию художника.


Куратор выставки Ирина Шуманова пояснила: "Эта выставка - во многом эксперимент для Третьяковки, потому что мы пытаемся преодолеть разрыв между показом современного искусства и классического, в том числе классического авангарда с точки зрения экспонирования. На выставке представлено всего две картины 1913 года: "Композиция VI" и "Композиция VII". В Москве они встречались последний раз в 1989 году, но я видела их встречи в разных странах мира. Поверье, это впечатление стоит всей выставки", - сказала она.

В The Art Newspaper вышла хорошая колонка з аведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрия Озеркова. Текст привожу полностью ниже

Два Кандинских

Считается, что абстрактное искусство началось с Василия Кандинского . Эрмитаж и Третьяковка впервые за много лет вместе показывают две главные композиции Кандинского — шестую и седьмую. В последний раз эти полотна встречались в 2002-м в Японии, где красиво висели рядом. Мне было поручено забрать Композицию 6 из Киото и вернуть в Эрмитаж. Это была моя первая дальняя командировка, я летел над всей Россией, через вечер, ночь и утро, а пейзажи и битвы облаков в иллюминаторе казались цветовыми пассажами из Композиции 6 .

Обратный самолет из Японии полетел через Аляску. Гигантский карго с двумя пассажирами — японцем Мусаси и мною. Время от времени Мусаси спускался в трюм и проверял крепление тросов, неизменно щелкая фотоаппаратом. Я следовал за ним по пятам, мучая его вопросами. «Что вы так суетитесь, ребята?» — спросил вышедший пообедать пилот. — «Везем главную картину Кандинского». — «Сколько же она стоит?» — Я назвал сумму страховой оценки. — Пилот поперхнулся колой: «Надеюсь, мы удачно сядем».

Когда на горизонте показался Анкоридж, нас позвали в пятиместную кабину («только никому не говорите») встречать рассвет. Сели мягко. Экипаж распрощался, а нас повезли в звеняще пустой аэропорт, где под надписью «Welcome to America!» стоял необъятных размеров офицер, до краев наполненный кофе. Сопровождающие куда-то исчезли. Листая мой паспорт, офицер проснулся: «У вас нет американской визы, и вы пытаетесь въехать в США!» — «Не пытаюсь». — «Что же вы тут делаете?» — «Меня привез другой офицер». — «Но вы стоите на американской земле!»

В первом кругосветном путешествии, совершенном благодаря Кандинскому, я не думал о смысле Композиции 6 . Что на ней изображено? Предметы растворены в цветах, утративших связь с горизонтом. Внизу картины можно, кажется, увидеть лодку на волнах, правее — линию холмов, в небе — солнечные лучи, но быть до конца уверенным в этом нельзя. Стоя перед картиной, переживаешь всплеск лишь энергетический, эмоциональный.

Суть совершенного Кандинским мне удалось осознать позже. Его главное достижение состоит во внезапном отрыве сюжета от буквальной событийности пейзажа. Что бы ни было основой, картина устанавливает исключительную ценность своего собственного тела, раскрываемого лишь в эмоции. Коллизия цветовых пятен, между которыми и происходит основное действо, оказывается перенесена из области разума в область эмоций, живущую ощущениями. И художественная гармония формируется уже исключительно в душе зрителя. Впечатление от нее сродни музыкальному переживанию, что не раз подчеркивал сам Кандинский. Об этом — о контрапунктах — и будет выставка.

Сопоставление двух главных «абстрактных» композиций 1913 года показывает эволюцию языка Кандинского в сторону сугубо пластического. Написанная вскоре за эрмитажной, картина из ГТГ совершенно свободна от исходной пейзажности и предметной привязанности. Удерживает ее лишь абстракция цвета: баланс, насыщенность, теплота. Цвета оторвались от поверхности и устремились в космос, где и будет развиваться действие всех последующих работ художника, называемых теперь не иначе как абстрактными.

Абстракция — самое, казалось бы, безобидное искусство — оказывается жупелом для тоталитаризма ХХ века. Дело не только во внешней бессмысленности цветовых коллизий в глазах обывателя. Сила потенциального эмоционального раскрытия зрителя здесь столь высока и открывает ему такую свободу духа и «внутреннюю необходимость», что он способен на невероятные прорывы. Это бомбы замедленного действия в историческом масштабе.