Осень в произведениях поэтов и писателей. Классный час"осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов". Звучит романс «Отговорила роща золотая…»

Урок внеклассного чтения во 2 классе

Тема : осень в произведениях художников и поэтов

Цели : Сформировать у учащихся интерес к детским книгам как к источнику знаний. Учить ориентироваться в книге и среди книг, предугадывать примерное содержание любой детской книги ещё до чтения через метод чтения –рассматривания. Умение определять собственное отношение к прочитанному. Развивать мышление, анализ, умение делать выводы.

Оборудование : слайды, детская книжная выставка, экран, компьютер.

Ход урока

I.Мотивационный этап.


  1. Приветствие.
Книга – верный друг детей,

С ней живётся веселей.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Определение темы и задач урока.

Загадка. Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Какие осенние месяцы знаете?

Что такое осень? Какие явления могут происходить осенью?

Обобщение. Художники, писатели, поэты по- разному изображают времена года: кто – красками, кто литературным словом. Послушайте, как поэты описывают осень в своих стихах.

2.Чтение стихотворения с заданием. - Что такое осень?

Осень – это тучи,

Лужи и дожди.

Слякоть, непогода.

Ждёт зимы природа

И тепла от солнышка

Ты уже не жди.

Осень – это листьев

Чудо – разноцветье,

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень – это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С тёплою одеждой,

С крышей из зонтов,

С вянущей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

О каких приметах осени говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями поэтов и художников, которые описывали осень изображениями на своих полотнах.

II. Работа с выставкой книг.

Посмотрите на нашу книжную выставку. Как вы думаете, о каком времени года мы можем в них прочитать? (Об осени.)

А как вы это поняли?

Посмотрите внимательно, нет ли на выставке лишних книг?

Как вы поняли, что лишняя именно эта книга? (Не соответствует обложка и название книги.)

Как можно назвать эту выставку? (Осень.)

III. Анализ стихотворных произведений А.С.Пушкина.


  1. Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»
- У многих поэтов осень была любимым временем года. Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении « Осень» признаётся в своей любви к этому времени года. Послушайте это стихотворение и скажите, какие чувства вы испытывали и какие картины вы представили?

2.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» учеником.

Какие чувства вы испытывали, когда слушали его? (Грусть, печаль)

Какие картины вы представили? (Тускло светит солнце, голые деревья, улетают птицы)

Осенью восхищались многие поэты, и каждый по-своему показывал её в своих произведениях. Сейчас послушайте стихотворение К.Бальмонта «Осень» и скажите, как показывает красоту и прелесть осени автор?

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся-

И заплачет спросонья.

Беседа по прочитанному.

Понравилось вам стихотворение?

Какие картины вы представили, слушая стихотворение? (Крики улетающих птиц, блеск деревьев, вянущие цветы)

Похоже ли, это стихотворение на предыдущие? (В этом стихотворении тоже описывается осень, но другими яркими, красочными словами)

4. Чтение стихов об осени учащимися. Конкурс стихов.

О чём читали стихи ребята? Чьё чтение вам особенно понравилось?

5. Чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева “Есть в осени первоначальной» ученицей.

Понравилось вам стихотворение?

Какие чувства вы испытывали, слушая его? (Грусть, печаль)

Какие картины вы представили? (Вечерний закат, пустое поле, улетают птицы)

Похоже ли это стихотворение на предыдущие? (Здесь тоже автор описывает красоту осенней природы)

6. Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

Понравилось вам стихотворение?

Какие чувства вы испытывали, слушая его? (Грусть, печаль)

Какие картины вы представили, слушая стихотворение?(Пасмурный день, голые деревья, прекрасный закат, ожидание зимы)

Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?

Вывод. Русская природа с давних времён всегда вдохновляла поэтов своей красотой. На примерах данных стихов мы увидели, что рисуя природу, поэты выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.

7.Соотнесение репродукций картин с содержанием прочитанных книг.

Родная природа вдохновляет и русских художников. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание такого художника, как Исаака Ильича Левитана. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых известных картин является «Золотая осень».

а) 1 репродукция (показ слайда) Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

Какими красками художник изобразил осень? (Тусклыми, хмурыми)

Какая пора осени здесь изображена? (Поздняя осень, так как небо хмурое, деревья голые)

Какие стихотворные строки можно отнести к этой репродукции?

(Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость. С.Есенин)

Б) 2 репродукция (показ слайда) Василий Поленов «Золотая осень»

Какими красками художник изобразил осень? (Яркими, светлыми)

Какую пору осени изобразил художник? Почему? (Ранняя осень, так как трава ещё зелёная, мало пожелтевших листьев)

Какие из строк, прочитанных нами на уроке стихов, подходят к этой картине?

(А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»)

Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из стихов)

в) И.С.Остроухов «Золотая осень» (показ слайда)

Посмотрите на эту репродукцию. Какими красками художник изобразил осень?

Какая пора осени изображена? Почем?

Какими строками из стихов вам хочется подписать эту картину?

г) 4 репродукция Николай Петрович Крылов «Осень» (показ слайда)

Какие краски взял художник для изображения осени? (Светлые, яркие)

Какая пора осени здесь изображена? Почему? (переход от ранней поры в среднюю, так как трава ещё зелёная, небо светлое, но деревья жёлтые)

Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции? (Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

8. Анализ выставки творческих работ учащихся.

IV. Самостоятельное чтение стихотворения А.С.Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!» и работа с книгой.

У вас на партах у каждого есть книга. Рассмотрите её и обратите внимание на обложку, издательство, содержание, иллюстрации. Найдите в книге стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» и прочитайте его.

1. Работа по ориентировке в книге.

Чем интересна книга? Как она называется?

Кем издана книга?

В каком году вышла книга?

Кто проиллюстрировал эту книгу?

Как вы это узнали?

В книгу входят произведения одного поэта или нескольких? Как вы это узнали?

Как ты искал нужное стихотворение?

В книге есть иллюстрации к этому стихотворению. Помогли они вам представить ту картину, которую описал А.С.Пушкин?

2. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

Какие чувства вы испытали, читая это стихотворение? (Грусть, печаль)

Какие картины вы представили? (Наступление осени, увядание природы)

V. Итог урока.

1. Беседа.

Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое.

2. Викторина.

Сейчас мы проведём викторину и посмотрим, кто из вас запомнил всех поэтов и их стихи. Соотнесите фамилии поэтов и написанные ими стихи.

А.С.Пушкин «Осень»

К.Бальмонт «Нивы сжаты. Рощи голы»

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной»

С.Есенин «Уж небо осенью дышало»