Беседы с детьми тему экология. Беседа по экологическому воспитанию «Наш дом - природа» в старшей группе

Сценарий экологической беседы для младших школьников «Ландыши»


Поминчук Данила ученик 10 Б класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения многопрофильный лицей №20 г. Ульяновска
Руководитель: Матвеева Светлана Николаевна
Описание работы: В рамках проекта «Сохраним нашу Землю!» и акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» предлагаем Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о ландышах – редких растениях, занесённых в Красную Книгу. Данная беседа будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста.
Цель: знакомство с редкими растениями – ландышами.
Задачи:
- уточнить знания детей о ландышах;
- повышать экологическую грамотность детского населения;
- воспитывать чувства бережного отношения к окружающему нас миру.

Ход беседы

Учитель:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!


Учитель: Весна – это время года, когда тает снег, текут ручьи, всё вокруг распускается и зеленеет, растёт и благоухает! Но в последнее время всё чаще с приходом весны под талым снегом оказываются горы мусора. Как Вы думаете, можем ли мы изменить ситуацию?


Учитель: Верно, нам под силу сделать нашу Землю чистой и по-весеннему свежей. Мы можем начать с малого. Навести порядок в своём доме, во дворе, на улице, в школе, то есть в тех местах, которые нас окружают. И тогда воздух, которым мы дышим, станет экологически чистым.
А Вы знаете, что такое экология ?
(Следуют ответы и рассуждения детей).


Учитель: Наша земля - это наш дом. Экология - это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, а также влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Экология очень важная и нужная наука! Необходимо любить и беречь всё, что создано матушкой природой. И конечно бережно использовать все её природные богатства.
Леса, чистый воздух и воды –
Красная книга природы.
Не нужно, друзья, помогать
Страницы в неё добавлять!

А кто из Вас слышал и знает, что такое Красная Книга ?
(Следуют ответы и рассуждения детей).


Учитель: Красная книга - это книга, в которую занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.
Почему она Красного цвета, догадались?
(Следуют ответы и рассуждения детей).
Учитель: Красный цвет – предупреждает нас об опасности, как и сигнал светофора, говорит нам: «Стоп!». Сегодня мы с Вами поговорим об одном таком растении, занесённом в Красную Книгу. А узнать о каком растении пойдёт речь, Вы сможете, разгадав загадку:
Белые горошки
На зелёной ножке?

(Следуют ответы и рассуждения детей).


Учитель: Конечно же, это ЛАНДЫШИ ! Посмотрите, какие они красивые! Ландыш майский - вид травянистых цветковых растений. Является единственным видом рода Ландыш.


Учитель:
Какой же ты душистый!
Какой же ты красивый!
Но почему дрожишь ты?
Ты что такой пугливый?
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью…
Предлагаю Вам попробовать нарисовать эти замечательные цветы – ландыши.

(Дети рисуют).


Учитель: Ландыши растут в лесу, там, где есть тень от деревьев.
(Далее следует показ презентации).


Учитель: На территории нашей страны ландыши растут, в основном, в европейской части, встречаются они и в лесах нашей области.
Весной ландыши прорастают из земли острыми стрелками, и уже к маю на стебельке появляется множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета.


Плод ландыша - круглая оранжево-красная ягода.
Ландыш дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Но будьте осторожны! Этот цветок ядовит! И хотя всё растение ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.


Ландыш занесён в Красную Книгу России!
Благодарим за внимание!

Презентация на тему: Ландыши

Тема: «Наш дом»

Беседа об экологии.

Цель: Формировать у детей представление о том, что представляет собой окружающий нас мир, расширить знания детей о природе.

Ход занятия.

«Ох, какая сегодня плохая экология», - говорит мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова». «Да» ,- соглашается папа, - экология у нас совсем никудышняя, об этом и в газетах пишут все время и по телевизору говорят и показывают. Надо её исправлять».

Кто же такая это экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах? Может она похожа на Фрекен – Бок из мультфильма, которую показывали по телевизору и которую «низводил» Карлсон? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

Спроси у папы или у мамы, что такое экология. Может быть они скажут? «Это когда все вокруг плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты есть». «Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?» - спросишь ты и будешь абсолютно прав. Экология ни в чём не виновата. Во всем, что случилось с природой, виноват человек.

Но для того чтобы понять, почему так произошло, давайте сначала выясним, что же такое «экология». Слово это не русское, а греческое. И переводится слово «экология», как наука о доме. Но дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, окнами, полом. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом – необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему – природа.

Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем больше становятся наши города. Чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще нам хочется подышать запахом леса, луга, послушать пение птиц, уехать подальше от удушливого воздуха городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом – природа. Дом без которого нам не прожить.

Но вернемся к экологии. Мы с вами знаем, что в доме нужно как можно чаще убираться (даже если совсем не хочется это делать), разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, выносить мусор каждый день. Но если природа – тоже наш дом, то и здесь уместны такие же правила. Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву. Читая книги по экологии вы узнаете, почему заяц в лесу белый, а летом серый, для чего у него такие зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живет и кто может его скушать.

В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол под тяжестью самых толстых жителей не должен провалиться. Если развалим стены – упадет крыша, от дома ничего не останется.

Природа, как мы уже выяснили, - дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи – словно стены упадут в нашем доме. Какое-то время он ещё простоит, но потом начнет разрушаться. А чтоб этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь знакомая наука экология.

Ученые говорят, что экология – это наука, которая изучает. Как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.

С растениями и животными все понятно: они могут питаться друг другом, жить вместе, помогать друг другу. А вот что такое « окружающая среда»? Когда говорят среда, подразумевают и все, что есть вокруг нас, в том числе и природу. А она вокруг нас. А в плену у природы в какой-то степени люди были всегда, потому что они - её часть. И никогда не верь, если тебе скажут, что человек – это царь природы, её хозяин. Миллиарды лет существовала природа без человека, и если он не изменит к ней своего отношения, то в будущем может поплатиться. А вот человек без природы не жил никогда, ни одной минутки. Поэтому нельзя плохо относиться к природе, разрушать свой дом. Природу нужно беречь, бережно относиться к ней.

  • Что такое окружающая среда?
  • Какая среда их окружает?
  • Почему её надо беречь?

  • Рожкова Марина Владимировна

    Рекомендации . Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.

    Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

    Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

    Ход беседы

    Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

    А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

    Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

    А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

    Один из школьников читает стихотворение:

    Мы посадим липы и клены,
    Будет город нарядный, зеленый.
    Тополя мы посадим рядами,
    Станут площади наши садами.
    Окружим мы деревьями школу-
    Пусть звенит над ней гомон веселый.
    Любят зелень счастливые дети.
    Любят видеть деревья в расцвете.
    Пусть цветет с каждым годом все краше
    Молодая планета наша.
    (Н.Кутов )

    Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

    Этот мальчик любит в зной
    Отдыхать в тени лесной.
    А скажи-ка ты ему:
    Если лес тебе так мил,
    Сам нигде ты почему
    Деревца не посадил?
    (М.Миршакар )

    Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

    У красы-березки платье серебрится,
    У красы-березки зеленые косицы.
    Со двора к березке выскочили козы,
    Стали грызть березку, а березка- в слезы.
    Защищать березку стали мы гурьбою,
    Чтоб краса-березка выросла большою.
    (П.Воронько )

    Ранней весной можно увидеть такую картину.

    Пастух кору надрезал у березы,
    Склоняясь, тянет сладкий сок.
    За каплей капля падает в песок
    Березы кровь, прозрачная, как слезы.
    (Ф.Сологуб )

    Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

    Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

    Какой-то мальчишка поранил березку,
    Изрезал ножом на березке бересту.
    Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
    Глубокую ранку бинтом завяжу.
    (В.Суслов )

    Запомните!

    Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

    Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

    Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

    Не мешайте мне трудится,
    Я водицы притащу
    И колодезной водицей
    Всех, конечно, угощу.
    Пейте, пейте, не жалейте,
    А хотите, в лейку лейте-
    Поливайте огород:
    Он ведь тоже воду пьет!
    (Е.Благинина )

    Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

    Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

    1-й ученик.

    Для гостей на окно
    Сыплет Костя пшено,
    Воду льет на блюдце:
    Пусть они напьются.

    2-й ученик.

    Мерзнут лапки у синичек:
    Плохо им без рукавичек,
    Да и голодно в мороз…
    Я им семечек принес:
    Посмотрите-ка сюда,
    Это вкусная еда!..
    На ладонь ко мне садятся.
    Греют лапки. Не боятся.

    Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

    Найдутся дела у школьников и летом.

    А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
    Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

    Сорную траву - из поля вон!
    Сорная трава на корню крепка.

    Какие вы знаете сорные растения?

    Вырос в поле злой и колкий,
    Во все стороны иголки. (Репейник )

    Колюч, да не еж,
    Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )

    Только тронь и отдернешь ладонь,
    Обжигает трава, как огонь! (Крапива )

    Крапива - коварная трава.

    Прячется в траве крапива,
    Жжет детишек терпеливо.
    Злых и добрых - всех кусает,
    Никого не пропускает!

    Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

    Ожидаешь урожая -
    Не ленись пораньше встать!
    Если ж ты запустишь грядки,
    Не прополешь, не польешь -
    Ни одной морковки сладкой
    В огороде не найдешь!
    (Т.Белозеров)

    Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

    Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

    Знаете ли вы, что…

    Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

    Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

    Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

    Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

    О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

    «В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

    Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

    В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

    Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

    Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

    Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

    В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

    Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

    Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

    Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

    А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

    Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

    «Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

    В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

    На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

    Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

    Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

    Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

    В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

    Всех ребят мы в большие походы
    Звонкой песней сумеем завлечь.
    Охранять зорко нашу природу -
    Это Родину, значит, беречь.

    Список использованной литературы

    1. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
    2. Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
    3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
    4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.

    Экологическая сказка

    Эта история произошла в лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

    Однажды Медвежонок пришёл в гости к зайчику и сказал:

    Зайчик, а пойдём поищем полянку в лесу и устроим пикник?

    Зайчик обрадовался и сказал:

    Я и сам хотел позвать тебя гулять, пойдём конечно!

    Вот зверята взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Друзья нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

    Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, уселись на пенёчки передохнуть и отправиться по домам, а весь мусор остался разбросанным по полянке, не хотелось им убирать за собой.

    Мимо проходил старый Ёж, увидев это, он расстроенно промолвил:

    Эх, ребетня, как же так можно?! Вы засоряете лес, в котором, сами же живёте, неужели вам сложно убрать за собой? Лес страдает от мусора.

    Зверята очень устали, им совсем не хотелось собирать мусор, да и стемнело к тому времени уже, и они убежали домой, что бы старый Ёж не отругал их.

    Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, но устраивать пикник на ней друзьям совсем не хотелось, ведь она была уже не такой красивой, как раньше, там было много мусора, однако настроение у малышей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её.

    Помоги Зайчик! - кричал Медвежонок.

    Тяни лапу, Мишка! - пытался помочь ему друг.

    Ой-ой-ой... - кричал от боли Медвежонок..

    Вот! - воскликнул Зайчик, освободив Медвежонка.

    Но вот беда, Мишка порезал лапу.

    А мимо пролетала Сова, она увидела, что случилось, и спустилась помочь малышам.

    Уф-уф..., что же тут случилось? Кто же тут так намусорил? Какие бессовестные звери!

    Она обработала Мишке рану, и перевязала лапу.

    Бегите, играйте на другой полянке, и смотрите, не оставляйте мусор за собой, а то ещё кто-нибудь также пораниться.

    Зверята ушли молча, им было очень стыдно признаться тётушке Сове, что это они сами не убрали после себя. Но малыши поняли, что они натворили, они решили больше никогда не мусорить, а ещё извиниться перед Ежом, от которого убежали в тот день.

    Они прибежали к Ежу постучались и он впустил их к себе:

    Зачем пришли ко мне?

    Ребятам было стыдно, но они очень хотели исправиться. Медвежонок сказал:

    Простите нас, дедушка Ёж, мы больше так не будем!

    Да, да, простите нас пожалуйста, дедушка Ёж, мы правда-правда больше не будем мусорить! – взмолился Зайчик.

    Старый Ёж улыбнулся и ответил:

    Это хорошо, что вы всё поняли, теперь я вижу, что вы будете ценить свой лес, молодцы! А ту полянку вы убрали?

    Малыши потупили взгляды, но быстро нашлись и в один голос выпалили:

    Мы всё уберём сейчас!

    Вернулись на полянку, весь-весь мусор собрали и довольные пошли домой. Больше зверята не оставляли после себя мусор и даже чужой убирали, потому что поняли, что мусорить нельзя.

    На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне.

    Экологическая игра для детей старшего дошкольного возраста

    «Птицы, рыбы, звери»

    Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

    Задачи:

    Закрепить полученные детьми знания;

    Активизировать словарь детей;

    Развивать моторику рук и координацию движений;

    Игровые действия:

    Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», «сорока», «утка» …и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

    Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

    Беседа на экологическую тему для детей старшей и подготовительной группы

    «Что было бы, если из леса исчезнут…»

    Цель: сформировать у детей представление о экосистеме и важности всех обитателей леса.

    Задачи:

    Активизировать речь детей;

    Закрепить полученные знания;

    Сформировать доброжелательность к обитателям леса;

    Ход беседы:

    Воспитатель предлагает детям представить, что в лесу пропал какой-либо вид обитателей:

    Что бы произошло с остальными жителями, лесом, людьми?

    А если бы исчезли птицы? А если бы пропали насекомые? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?...

    Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

    Контрольная работа. 3 Вариант. Белюга Ирина.31-ДО.

    1. Цель экологического образования дошкольников это:

    а) формирование начал экологической культуры и экологического сознания;

    б) формирование системы знаний о природе;

    в) формирование трудовых умений и навыков в природе.

    2. Раскройте сущность понятия «аудиальный психологический релизер»

    Психологический релизер - специфический стимул, свя­занный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

    3. Соответствие между видом наблюдения и его сущностью:

    4. Какие экологические пространства существуют? Дайте характеристику одному.

    - "Экологическое пространство" - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

    · на участке ДОУ;

    · в помещении ДОУ;

    Уголок природы в группе детского сада. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

    5. Предметное, графическое или действенное изображение заместителей реальных предметов, явлений природы, окружающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями называется:

    а) моделью;

    б) моделированием;

    в) картиной.

    6. Использование ТСО как метод экологического воспитания. Виды ТСО.

    Технические средства обучения - это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

    Существуют следующие виды ТСО : информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные . К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы

    7. Специально организованная сюжетно-ролевая игра, имеющая свою структуру и особенности это:

    а) дидактическая игра;

    б) подвижная игра;

    в) игровая обучающая ситуация.


    Похожая информация.


    Сегодня природа переживает немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. Донести до детей эти вопросы не просто, беседа на экологическую тему поможет просто и доступно озвучить данную проблему.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Беседа на тему: «Экологическая безопасность».

    Цель беседы: формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

    Задачи беседы: развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, учить сравнивать, обобщать; развивать речь, мышление, расширять кругозор и словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру обучающихся.

    Сегодня природа переживает немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. Да, для развития науки и техники требуется огромное количество угля, руды, нефти и древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружают плотины, изменяют русла рек, затапливают большие территории. Мы получаем свет, газ, тепло, но при этом губим тысячи животных и растений!

    Экология – это наука о нашем общем доме.

    Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны специалисты.

    Как вы думаете, влияет ли деятельность человека на окружающую среду?

    Что может быть опасным для человека?

    Какие пути загрязнения атмосферы вы знаете?

    Экологическая катастрофа – необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Причины: пренебрежение мерами безопасности, халатность персонала и руководства предприятий, алчность, стремление к экономии средств.

    Примеры крупных экологических катастроф:

    Чернобыльская катастрофа – радиационное загрязнение территории Украины, частично Белоруссии и России;

    Гибель Аральского моря – исчезновение моря;

    Авария на АЭС Фукусима.

    В европейских странах почти не осталось нетронутых биосистем. За время своего существования и особенно в XX веке, человечество ухитрилось уничтожить около 70% всех естественных биосистем на планете. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются переработке.

    На территории России имеется 9 млн. кв. км. нетронутых, а значит «работающих» экологических систем. Значительная часть этой территории –тундра, которая биологически малопродуктивна. Зато российская лесотундра, тайга, сфагновые (торфяные) болота – это экосистемы, без которых невозможно представить нормально действующую биоту всего земного шара.

    Как вы думаете, основные запасы пресной воды находятся в...

    Реках и озерах;

    Ледниках и айсбергах;

    Искусственных водоемах?

    Какое уникальное озеро нашей страны вы знаете?

    (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель - рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

    Как вы думаете, почему меняется климат?

    (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

    А чем так опасны синтетические моющие средства?

    (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)

    Кроссворд.

    1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле. (солнце )

    2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях (вода )

    3. Плодородный слой земли (почва )

    4. Смесь газов (воздух )

    Тест.

    (выберите правильный вариант и составьте слово)

    1. Эколог – это?

    А – учитель экологии.

    П - специалист по защите окружающей среды.

    2.Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды

    В – через воздух, воду и почву;

    Р – через воздух, воду и продукты питания.

    3.Что такое экологическая безопасность?

    А – как растения и животные живут рядом и влияют друг на друга;

    О – защита от вредных действий загрязнения окружающей среды.

    4. Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?

    К – отойти в сторону;

    Г – не задерживаться в тех местах, где загрязнен воздух.

    5. Как защититься от загрязненной воды?

    М – не пить грязную воду;

    Н – использовать бытовой фильтр.

    6. Какое правило личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

    О – мыть овощи и фрукты;

    А – пользуйтесь тарелкой и столовыми приборами.

    7. Цепь загрязнений – это?

    Е – вытоптанные тропинки;

    З – сжигание листвы, появление ядовитого дыма, гибель насекомых.

    (ПРОГНОЗ)

    Давайте выработаем следующие правила и будем их придерживаться:

    Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак.

    Сортировка мусора.

    Собирать макулатуру и сдавать.

    Собирать мусор.

    Купить многоразовую сумку для магазина.

    Сажать деревья и не только!

    Общаться с живой природой.

    Кормить любых живых существ.