Чарльз Диккенс - биография, личная жизнь: История любви. Диккенс, Чарльз – краткая биография

(1812 - 1870) показал обширное полотно жизни Викторианской Англии. С присущим ему чувством юмора писатель мастерски высмеял пороки, невежество и социальное неравенство современного ему общества. Его произведения стали классикой мировой литературы, их с удовольствием читают и перечитывают миллионы людей и в наши дни.

Мы отобрали 7 книг Диккенса, которые следует прочесть каждому.

Посмертные записки Пиквикского клуба

«Посмертные записки Пиквикского клуба» - это первый роман Чарльза Диккенса, впервые был выпущен издательством «Чепмен и Холл» в 1836-1837 годах. Именно с этой книги (а также ее румяного и пухлого главного героя) началась блистательная карьера писателя.

Приключения Оливера Твиста

«Приключения Оливера Твиста» - самый знаменитый роман великого Диккенса. Второй по счету в его творчестве и первый в английской литературе, где главным героем является ребенок.

Старая добрая Англия неласкова к сиротам и нищим детям. История мальчика, оставшегося без родителей и вынужденного скитаться по мрачным трущобам Лондона. Перипетии судьбы маленького героя, многочисленные встречи на его пути и счастливый конец трудных и опасных приключений - все это вызывает неподдельный интерес у множества читателей по всему миру.

Большие надежды

Роман «Большие надежды» не нуждается в представлении - огромное количество театральных постановок и экранизаций постоянно держат его в поле зрения читателей.

Герой романа «Большие надежды», молодой человек Филип Пиррип (или просто Пип), стремится стать «истинным джентльменом» и добиться положения в обществе. Но его ждут разочарования. Деньги, обагренные кровью, не могут принести счастья, а «мир джентльменов», на который Филип возлагал столько надежд, оказался враждебным и жестоким.

Тяжелые времена

Действие романа «Тяжелые времена» происходит в промышленном городе Кокстаун, в котором все обезличено: люди одинаково одеты, выходят из дома и возвращаются в одни и те же часы, одинаково стуча подошвами одинаковых башмаков. В городе распространена философия фактов и цифр, которой следует богатый банкир Баундерби. Такова и система воспитания в школе Грэдграйна - без любви, тепла, воображения. Бездушному миру фактов противостоит труппа бродячего цирка и маленькая дочь циркача - Сисси Джуп.

Холодный дом

«Холодный дом» был написан в 1853 году и является девятым по счету романом в творчестве Диккенса, а также открывает период художественной зрелости автора. В этой книге дан срез всех слоев британского общества Викторианской эпохи, от высшей аристократии до мира городских подворотен. Мастер создания интриги, писатель насытил произведение тайнами и запутанными сюжетными ходами, оторваться от которых просто невозможно.

Рождественские повести

«Рождественские повести» были написаны Диккенсом в 40-х годах XIX века. В этих историях главными персонажами являются феи, эльфы, призраки, духи умерших и... обычные англичане. В них сказка переплетается с реальностью, а ужасы потустороннего мира не уступают жестокости окружающей действительности. Волшебное, страшное и в меру нравственно-воспитательное чтение на все времена.

Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим

«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» - в значительной степени автобиографический роман Чарльза Диккенса, опубликованный в пяти частях в 1849 году и отдельной книгой в 1850-м.

Отец Дэвида умер незадолго до рождения своего сына. Поначалу мальчик рос, окруженный любовью матери и няни, однако с появлением отчима, упертого тирана, считающего ребенка своей обузой, о прежней жизни пришлось забыть. Еще один «наставник», невежественный мистер Крикл, бывший торговец хмелем, ставший директором школы, продолжил вколачивать в юного героя свои убогие представления о порядке. Но эти варварские методы воспитания прерывает внешне суровая Бетси Тротвуд, которая становится для мальчика воплощением добра и справедливости.

19 века, который обрел огромную любовь читателей еще при жизни. Он по праву занимает ведущее место среди классиков мировой литературы.

Семья

Чарльз Диккенс, краткая биография которого представлена в этой статье, родился в 1812 году в Лэндпорте. Его родителями были Джон и Элизабет Диккенс. Чарльз был вторым по счету ребенком из восьми детей в семье.

Его отец работал на военно-морской базе Королевского флота, но был не работягой, а чиновником. В 1815 году его перевели в Лондон, куда он переехал со всей семьей. Однако прожили в столице они недолго. Уже через два года их ждал Чатем.

Из-за излишних затрат, несоответствующих достатку семьи, Джон Диккенс в 1824 году попал в долговую тюрьму, где по выходным дням к нему присоединялись жена и дети. Ему несказанно повезло, поскольку через несколько месяцев он получил наследство и смог выплатить долги.

Джону была присвоена пенсия в Адмиралтействе и, кроме того, жалование репортера, которым он подрабатывал в одной из газет.

Детство и юность

Чарльз Диккенс, биография которого интересна любителям литературы, учился в школе в Чатеме. Из-за отца ему рано пришлось выйти на работу. Это была фабрика по производству ваксы, где мальчику платили по шесть шиллингов за рабочую неделю.

После выхода отца из тюрьмы Чарльз остался на своей службе по настоянию матери. Кроме того, он начал посещать Веллингтонскую академию, которую окончил в 1827 году.

В мае того же года Чарльз Диккенс устроился младшим клерком в адвокатскую контору, а через полтора года, порядком освоив стенографию, стал работать свободным репортером.

В 1830 году его пригласили в "Монинг Хроникал".

Начало карьеры

Публика сразу приняла начинающего репортера. Его заметки привлекали внимание многих.

В 1836 году были напечатаны первые литературные опыты писателя - нравоописательные "Очерки Боза".

В основном он писал о мелкой буржуазии, ее интересах и положении дел, рисовал литературные портреты лондонцев и психологические зарисовки.

Надо сказать, что Чарльз Диккенс, краткая биография которого не позволяет охватить все детали его жизни, и свои романы начал печатать в газетах отдельными главами.

"Посмертные записки Пиквикского клуба"

Роман начал выходить в свет в 1836 году. По мере появления новых глав читательская аудитория писателя только росла.

В этой книге Чарльз Диккенс показывает старую Англию с различных сторон. В центре внимания - добродушный чудак мистер Пиквик, имя которого стало в итоге нарицательным.

Члены клуба путешествуют по Англии и наблюдают за темпераментами разных людей, сами зачастую попадая в смешные и

Создание романа - это отдельная преинтереснейшая глава. Диккенсу поступило предложение раз в месяц сочинять небольшой рассказ, соответствующий одной из гравюр художника Роберта Сеймура. Писателя все отговаривали от этой затеи, но он будто чувствовал, что создает что-то великое.

Скорое самоубийство Сеймура изменило все. Редакторам пришлось найти нового художника. Им стал Физ, который впоследствии был иллюстратором многих произведений Диккенса. Теперь не писатель, а художник оказался на втором плане, рисуя картинки, соответствующие тексту.

Роман произвел невероятный фурор. Именами героев тут же стали называть собак, давать прозвища, носить такие шляпы и зонты, как у Пиквика.

Другие произведения

Чарльз Диккенс, биография которого известна каждому жителю Туманного Альбиона, заставил смеяться всю Англию. Но это послужило ему подспорьем для решения более серьезных задач.

Следующим его произведением стал роман "Жизнь и приключения Оливера Твиста". Сложно сейчас представить себе человека, который не знает историю сироты Оливера из лондонских трущоб.

Чарльз Диккенс изобразил широкую социальную картину в своем романе, затрагивая проблему работных домов и показывая в противовес жизнь богатеньких буржуа.

В 1843 году выходит "Рождественская песнь", ставшая одним из самым популярных и читаемых рассказов об этом волшебном празднике.

В 1848 году публикуется роман "Домби и сын", называемый самым лучшим в творчестве писателя.

Следующим его произведением становится В некоторой степени роман автобиографичен. Диккенс привносит в произведение дух протеста против капиталистической Англии, старых устоев морали.

Чарльз Диккенс, произведения которого в обязательном порядке присутствуют на полке каждого англичанина, в последние годы писал исключительно социальные романы. Например, "Тяжелые времена". Историческое произведение позволило писателю высказать свои соображения относительно французской революции.

Роман "Наш общий друг" привлекает своей многоплановостью, в нем писатель отдыхает от социальных тем. И именно здесь меняется его манера письма. Она продолжает трансформироваться и в следующих произведениях автора, к сожалению, не законченных.

Жизнь Чарльза Диккенса была необыкновенной. Писатель умер в 1870 году от инсульта.

Диккенс уверял, что он видит и слышит персонажей своих произведений. Они, в свою очередь, постоянно путаются под ногами, не желают, чтобы писатель занимался чем-либо, кроме них.

Чарльз очень часто впадал в транс, что не раз замечали его товарищи. Его постоянно преследовало чувство дежавю.

С 1836 года писатель был женат на Кэтрин Хогарт. У супругов было восемь детей. Со стороны их брак казался счастливым, но Диккенса удручали нелепые размолвки с женой, переживания за болезненных детей.

В 1857 году он влюбился в актрису Эллен Тернан, с которой встречался до самой смерти. Разумеется, это были тайные отношения. Современники называли Эллен "невидимой женщиной".

Годы жизни: с 07.02.1812 по 09.06.1870

Знаменитый классик мировой литературы, один из величайших англоязычных прозаиков XIX века, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик.

Родился в Лендпорте рядом с Портсмутом в семье портового чиновника. Чарльз был вторым из восьми детей. В 1822 семья переезжает в Лондон, какое-то время он посещает начальную школу. 1824 – Чарльз вынужден бросить школу и начать работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в Хангерфорд-Стерз на Стрэнде. 20 февраля 1824 – его отец арестован за долги и заключен в тюрьму Маршалси. Получив небольшое наследство, он рассчитывается с долгами и 28 мая того же года освобождается. Около двух лет Чарльз посещает частную школу под названием Академия Веллингтон-Хаус. Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Чарльз изучает стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. 1828 – он становится независимым репортером суда Докторс-Коммонз. К своему восемнадцатилетию Диккенс получает читательский билет в Британский музей и принимается усердно пополнять своё образование. 1832 – становится репортёром «Парламентского зеркала» (The Mirror of Parliament) и «Тру сан» (The True Sun).

1833 – Диккенс становится постоянным репортёром «Морнинг кроникл» (The Morning Chronicle), газеты, публиковавшей репортажи о значительных событиях во всей Англии.

В 1835 году Диккенс обручается с дочерью Дж.Хогарта, издателя «Ивнинг кроникл», Кэтрин и вскоре женится на ней.

К двадцати четырехлетию Диккенса все его очерки, в т.ч. несколько не публиковавшихся ранее произведений, выходят отдельным изданием под названием «Очерки Боза» (Sketches by Boz). В них затронуты почти все дальнейшие диккенсовские мотивы: улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетённым.

В дальнейшем Диккенс становится на путь критического реализма. Роман "Приключения Оливера Твиста" (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных домах.

С годами Диккенс приходит к убеждению, что только в среде угнетённых масс сосредоточены положительные тенденции современного общества, проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами.

Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в "Лавке древностей" (1841) и в "Рождественских повестях" (1843-1846), где использовано и сказочное начало.

В последние годы жизни здоровье писателя ухудшается. Не обращая внимания на угрожающие симптомы, он предпринимает ряд утомительных публичных чтений, которые неизменно пользуются популярностью, а затем отправляется в большое турне по Америке. После короткого летнего отдыха он начинает новое турне, приводящее к значительному ослаблению здоровья. После турне Диккенс начинает писать «Тайну Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood), планируя двенадцать ежемесячных выпусков, и убеждает своего врача разрешить ему двенадцать прощальных выступлений в Лондоне, которые он проводит в первые месяцы 1870г. 9 июня 1870 – Диккенс умер в своем доме Гэдсхилле. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. «Эдвин Друд» остался написанным лишь до середины.

Информация о произведениях:

Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880-1890-х гг. затмила славу Байрона.

В честь Диккенса назван кратер на Меркурии.

Библиография

Основные произведения:

Очерки Боза (Sketches by Boz), 1836)
(The Posthumous Papers of the Pickwick Club), публиковались ежемесячными выпусками, апрель 1836 - ноябрь 1837
(The Adventures of Oliver Twist), февраль 1837 - апрель 1839
Николас Никкльби (The Life and Adventures of Nicholas Nickleby), апрель 1838 - октябрь 1839
(The Old Curiosity Shop), еженедельные выпуски, апрель 1840 - февраль 1841
Барнеби Радж (Barnaby Rudge: A Tale of the Riots of "Eighty), февраль-ноябрь 1841
(The Christmas books):
(A Christmas Carol), 1843
Колокола (The Chimes), 1844
Сверчок за очагом (The Cricket on the Hearth), 1845
Битва жизни (The Battle of Life), 1846
Гонимый человек (The Haunted Man and the Ghost’s Bargain), 1848
Мартин Чезлвит (The Life and Adventures of Martin Chuzzlewit), январь 1843 - июль 1844
(Dombey and Son), октябрь 1846 - апрель 1848
, рукопись 1949
(David Copperfield), май 1849 - ноябрь 1850
(Bleak House), март 1852 - сентябрь 1853
(Hard Times: For These Times), апрель-август 1854
Крошка Доррит (Little Dorrit), декабрь 1855 - июнь 1857
(), апрель-ноябрь 1859
(Great Expectations), декабрь 1860 - август 1861
Наш общий друг (Our Mutual Friend), май 1864 - ноябрь 1865
(The Mystery of Edwin Drood), апрель 1870 - сентябрь 1870. Опубликованы только 6 из 12 выпусков, роман не закончен.

Экранизации произведений, театральные постановки

2009 Дэвид Копперфильд /David Copperfield
2009 Рождественская история 3D /A Christmas Carol
2009 Дэвид Копперфильд (ТВ) /David Copperfield
2008 Крошка Доррит (сериал) /Little Dorrit
2007 Щелкунчик: Рождественская история (видео) /Nutcracker: A Christmas Story, The
2007 Лавка древностей (ТВ) /Old Curiosity Shop, The
2007 Оливер Твист (ТВ) /Oliver Twist
2007 Домбэ и сын (ТВ) /Dombais et fils
2005 Холодный дом (сериал) /Bleak House
2005 Оливер Твист (2005) /Oliver Twist
2004 Рождественские приключения Кэррол (ТВ) /Karroll"s Christmas; современная интерпретация
2004 Призраки Рождества (ТВ) /A Christmas Carol
2004 Мальчик по имени Твист (ТВ) /Boy Called Twist; Современная адаптация на южноафриканский мотив
2003 Твист /Twist
2002 Николас Никлби /Nicholas Nickleby
2001 Побег Артфула Доджера (сериал) /Escape of the Artful Dodger
2001 Сверчок за очагом
2001 Скрудж и Марли (ТВ) /Scrooge and Marley
2001 Рождественская сказка (мультфильм) /Christmas Carol: The Movie
2001 Жизнь и приключения Николаса Никльби (ТВ) /Life and Adventures of Nicholas Nickleby, The
2000 Тайна Чарльза Диккенса (ТВ) /Mystery of Charles Dickens, The
2000 Дэвид Копперфилд (ТВ) /David Copperfield
1999 Дэвид Копперфилд (ТВ) /David Copperfield
1999 Духи Рождества (ТВ) /A Christmas Carol
1999 Оливер Твист (сериал) /Oliver Twist
1999 Большие надежды (ТВ) /Great Expectations
1998 Все собаки празднуют Рождество (мультфильм) /An All Dogs Christmas Carol
1998 Наш общий друг (сериал) /Our Mutual Friend
1998 Большие надежды /Great Expectations; Современная адаптация с переносом времени и места действия
1997 Скряга (ТВ) /Ebenezer
1997 Духи Рождества /A Christmas Carol
1997 Миссис Скрудж (ТВ) /Ms. Scrooge
1997 Оливер Твист (ТВ) /Oliver Twist
1997-1998 Оливер Твист (сериал) /Nouvelles aventures d"Oliver Twist, Les
1995 Лавка древностей (ТВ) /Old Curiosity Shop, The
1994 Рождественская песня (мультфильм) /A Christmas Carol
1994 Тяжелые времена (ТВ) /Hard Times
1993 Дэвид Копперфилд (ТВ) /David Copperfield
1994 Мартин Чезлвит (сериал) /Martin Chuzzlewit
1993 Тайна Эдвина Друда /Mystery of Edwin Drood, The
1992 Рождественский гимн Маппет-шоу (мультфильм) /Muppet Christmas Carol, The
1991 Оливер Твист /Adventures of Oliver Twist, The
1989 Большие надежды (сериал) /Great Expectations
1988 Рождество (ТВ) /Christmas
1988 Рождественские песнопения Черной Гадюки (ТВ) /Blackadder"s Christmas Carol; Ироническая интерпретация
1988 Новая рождественская сказка /Scrooged; современная комедийная интерпретация
1988 Оливер и компания (мультфильм) /Oliver & Company
1988 Трудные времена /Tempos Difíceis
1988 Крошка Доррит /Little Dorrit
1986 Дэвид Копперфилд (сериал) /David Copperfield
1985 Оливер Твист (сериал) /Oliver Twist
1985 Записки Пиквикского клуба (сериал) /Pickwick Papers, The
1984 Повесть о двух городах (ТВ) /A Tale of Two Cities
1984 Лавка древностей /Old Curiosity Shop, The
1983 Дэвид Копперфилд (ТВ) /David Copperfield
1983 Веселое Рождество у Микки (мультфильм) /Mickey"s Christmas Carol
1983 Домби и сын (сериал) /Dombey and Son
1982 Оливер Твист (анимационная версия) / Oliver Twist
1982 Оливер Твист (ТВ) /Oliver Twist
1981 Большие надежды (сериал) /Great Expectations
1980 Тайна Эдвина Друда (телеспектакль)
1980 Повесть о двух городах (ТВ) /A Tale of Two Cities
1980 Непрекращающиеся приключения Оливера Твиста (сериал) /Further Adventures of Oliver Twist, The
1979 Лавка древностей (сериал) /The Old Curiosity Shop
1978 Скрудж (ТВ) /Scrooge
1975 Лавка древностей /Old Curiosity Shop, The
1974 Оливер Твист /Oliver Twist
1974 Домби и сын
1974 Большие надежды (ТВ) /Great Expectations
1971 Большие надежды /Great Expectations
1971 Рождественская песня (ТВ) /A Christmas Carol
1970 Скрудж /Scrooge
1969 Дэвид Копперфилд (ТВ) /David Copperfield
1968 Оливер! /Oliver!
1967 Сверчок за очагом (ТВ) /Cricket on the Hearth
1965 Дэвид Копперфилд (ТВ) /David Copperfield
1964 Мистер Скрудж (ТВ) /Mr. Scrooge
1962 Оливер Твист (сериал) /Oliver Twist
1961 Большие надежды (сериал) /Grandes Esperanças, As
1961 Крошка Доррит (ТВ) /Petite Dorrit, La
1960 Оливер Твист (сериал) /Oliver Twist
1959 Большие надежды (сериал) /Great Expectations
1958 Рассказ о двух городах /A Tale of Two Cities
1955 Оливер Твист (сериал) /Oliver Twist
1952 Записки Пиквикского клуба /Pickwick Papers, The
1951 Скрудж /Scrooge
1949-1954 Саспенс (сериал) /Suspense
1948 Оливер Твист /Oliver Twist
1947 Николас Никльби /Nicholas Nickleby
1946 Большие надежды /Great Expectations
1943 Рождественский гимн (ТВ) /A Christmas Carol
1938 Рождественский гимн /A Christmas Carol
1935 Повесть о двух городах /A Tale of Two Cities
1935 Мистер Скрудж /Scrooge
1935 Тайна Эдвина Друда /Mystery of Edwin Drood
1935 Девид Копперфилд /Personal History, Adventures, Experience, & Observation of David Copperfield the Younger, The
1934 Лавка древностей /Old Curiosity Shop, The
1934 Большие надежды /Great Expectations
1934 Крошка Доррит /Klein Dorrit
1933 Оливер Твист /Oliver Twist
1926 Холодный дом /Bleak House

Ча́рльз Джон Ха́ффем Ди́ккенс (англ. Charles John Huffam Dickens [ˈtʃɑrlz ˈdɪkɪnz] ; 7 февраля 1812 года , Портсмут , Англия - 9 июня 1870 года , Хайэм (англ.) русск. , Англия) - английский писатель , романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма , но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса: « », «Оливер Твист », «Николас Никльби », «Дэвид Копперфильд », «Холодный дом », «Повесть о двух городах », «Большие надежды », «Наш общий друг », «Тайна Эдвина Друда ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Чарльз Диккенс "Превосходный случай" рассказ

    ✪ Чарльз Диккенс - Тайна Эдвина Друда, радиоспектакль

    ✪ Известные люди Чарльз Диккенс Док фильм

    ✪ Диккенс Чарльз "В английской школе" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать

    ✪ Диккенс Чарльз - Домби и сын

    Субтитры

Биография

Литературная деятельность

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр . Как только Диккенс выполнил - на пробу - несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой.

«Дэвид Копперфильд»

Роман этот в значительной мере автобиографичен. Тема его серьезна и тщательно продумана. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Многие ценители творчества Диккенса, в том числе такие литературные авторитеты как: Л. Н. Толстой , Ф. М. Достоевский , Шарлотта Бронте , Генри Джеймс , Вирджиния Вулф , - считали этот роман его величайшим произведением.

Личная жизнь

Диккенс был среднего роста. Его природная живость и малопредставительная наружность были причиной того, что он производил на окружающих впечатление человека низкорослого или, во всяком случае, очень миниатюрного сложения. В молодости на его голове была чересчур экстравагантная, даже для той эпохи, шапка каштановых волос, а позже он носил тёмные усы и густую, пышную, тёмную эспаньолку такой оригинальной формы, что она делала его похожим на иностранца.

Прежняя прозрачная бледность лица, блеск и выразительность глаз остались у него; «отмечу ещё подвижный рот актёра и его экстравагантную манеру одеваться». Честертон пишет об этом:

Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны. Он охотно наряжался и в сногсшибательные халаты; рассказывают даже, что он в таком одеянии позировал для портрета.

За этой внешностью, в которой было столько позёрства и нервности, таилась большая трагедия.

Потребности членов семьи Диккенса превышали его доходы. Беспорядочная, чисто богемная натура, не позволяла ему внести какой бы то ни было порядок в свои дела. Он не только перетруждал свой богатый и плодотворный мозг, заставляя его чрезмерно работать творчески, но будучи необыкновенно блестящим чтецом, он старался зарабатывать приличные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов. Впечатление от этого чисто актёрского чтения было всегда колоссальным. По-видимому, Диккенс был одним из величайших виртуозов чтения. Но в своих поездках он попадал в руки каких-то сомнительных антрепренёров и, зарабатывая, в то же время доводил себя до изнеможения.

2 апреля 1836 года Чарльз женился на Кэтрин Томсон Хогарт (19 мая 1815 - 22 ноября 1879), старшей дочери его приятеля, журналиста Джорджа Хогарта. Кэтрин была верной женой и родила ему 10 детей: 7 сыновей - Чарльз Каллифорд Боз Диккенс-младший (6 января 1837 - 20 июля 1896), Уолтер Саведж Ландор (8 февраля 1841 - 31 декабря 1863), Фрэнсис Джеффри (15 Января 1844 - 11 Июня 1886), Альфред Д"Орсей Теннисон (28 октября 1845 - 2 января 1912), Сидни Смит Галдиманд (18 апреля 1847 - 2 мая 1872), Генри Филдинг (16 января 1849 - 21 декабря 1933) и Эдвард Бульвер-Литтон (13 Марта 1852 – 23 Января 1902), - три дочери - Мэри (6 Марта 1838 - 23 Июля 1896), Кэтрин Элизабет Макриди (29 октября 1839 - 9 мая 1929) и Дора Энни (16 августа 1850 - 14 апреля 1851). Но семейная жизнь Диккенса сложилась не вполне удачно. Размолвки с женой, какие-то сложные и тёмные отношения с её семьёй, страх за болезненных детей делали семью для Диккенса источником постоянных забот и мучений. В 1857 году Чарльз встретил 18-летнюю актрису Эллен Тернан и сразу влюбился. Снял для неё квартиру, долгие годы навещал свою любовь. Их роман продлился до смерти писателя. На сцену она больше не вышла. Этим близким отношениям посвящён художественный фильм «Невидимая женщина » (Великобритания, 2013, режиссёр Рэйф Файнс).

Но все это не так важно, как обуревавшая Диккенса меланхолическая мысль о том, что, по-существу, серьёзнейшее в его трудах - его поучения, его призывы к совести власть имущих - остаётся втуне, что, в действительности, нет никаких надежд на улучшение того ужасного положения, создавшегося в стране, из которого он не видел выхода, даже глядя на жизнь сквозь юмористические очки, смягчавшие резкие контуры действительности в глазах автора и его читателей. Он пишет в это время:

Личностные странности

Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. Когда это случалось, писатель нервно теребил в руках шляпу, из-за чего головной убор быстро терял презентабельный вид и приходил в негодность. По этой причине Диккенс со временем перестал носить головные уборы [ ] .

О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.

Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от неё на разговор с кем-то из посторонних.

Во время работы над романом «Мартин Чезлвит » Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!» - писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно ещё обойтись без людей, - признавался Диккенс в одном из писем, - но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе».

«Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», - замечает парапсихолог Нандор Фодор , автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).

Поздние произведения

Меланхолией и безысходностью проникнут и социальный роман Диккенса «Тяжёлые времена» (1854). Роман этот явился ощутимым литературно-художественным ударом, нанесенным по капитализму XIX века с его идеей неудержимого промышленного прогресса. По-своему грандиозная и жуткая фигура Баундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс не щадит в романе и лидера забастовочного движения - чартиста Слэкбриджа, готового на любые жертвы ради достижения своих целей. В этом произведении автор впервые подверг сомнению - неоспоримую в прошлом для него - ценность личного успеха в обществе.

Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом значительных произведений. За романом «Крошка Доррит» (Little Dorrit , -) последовал исторический роман Диккенса «Повесть о двух городах » (A Tale of Two Cities , ), посвящённый французской революции . Признавая необходимость революционного насилия, Диккенс отворачивается от него, как от безумия. Это было вполне в духе его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.

К этому же времени относятся «Большие надежды »(Great Expectations ) () - роман с автобиографическими чертами. Герой его - Пип - мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно для главного героя, хотя Диккенс всегда избегал катастрофических развязок в своих произведениях и, по собственному добродушию, старался не расстраивать особо впечатлительных читателей. По тем же соображениям он не решился привести «большие надежды» героя к полному их крушению. Но весь замысел романа наводит на мысль о закономерности такого исхода.

Новых художественных высот достигает Диккенс в своей лебединой песне - в большом многоплановом полотне, романе «Наш общий друг » (англ. Our Mutual Friend , ). В этом произведении угадывается желание Диккенса отдохнуть от напряжённых социальных тем. Увлекательно задуманный, наполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием - от иронии до трогательного незлобивого юмора - этот роман должен был по замыслу автора, вероятно, выйти легким, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены словно полутонами и в значительной степени присутствуют на заднем плане, а отрицательные персонажи оказываются или надевшими на себя злодейскую маску обывателями, или настолько мелкими и смешными личностями, что мы готовы им простить их вероломность; а порой настолько несчастными людьми, которые способны возбудить в нас вместо негодования всего лишь чувство горькой жалости. В этом романе заметно обращение Диккенса к новой манере письма: вместо иронического многословия, пародирующего литературный стиль викторианской эпохи - лаконичная манера, напоминающая скоропись. В романе проводится мысль об отравляющем действии денег - их символом становится мусорная куча - на общественные отношения и бессмысленности тщеславных устремлений членов общества.

В этом последнем завершенном произведении Диккенс продемонстрировал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевавших им невеселых мыслей.

По-видимому, мрачные размышления должны были вновь найти выход в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда » (The Mystery of Edwin Drood ).

С самого начала романа просматривается изменение творческой манеры Диккенса - его стремление поразить читателя увлекательным сюжетом, погрузить его в атмосферу тайны и неопределенности. Удалось бы ему это в полной мере - остается неясным, так как произведение осталось незаконченным.

Основные произведения

Романы

  • «Посмертные записки Пиквикского клуба » (The Posthumous Papers of the Pickwick Club), публиковались ежемесячными выпусками, апрель 1836 - ноябрь 1837
  • Приключения Оливера Твиста (Oliver Twist), февраль 1837 - апрель 1839
  • Николас Никльби (The Life and Adventures of Nicholas Nickleby), апрель 1838 - октябрь 1839
  • Лавка древностей (The Old Curiosity Shop), еженедельные выпуски, апрель 1840 - февраль 1841
  • Барнеби Радж (Barnaby Rudge: A Tale of the Riots of "Eighty"), февраль-ноябрь 1841
  • Рождественские повести (The Christmas books):
    • Рождественская песнь (A Christmas Carol), 1843
    • Колокола (The Chimes), 1844
    • Сверчок за очагом (The Cricket on the Hearth), 1845
    • Битва жизни (The Battle of Life), 1846
    • Гонимый человек (The Haunted Man and the Ghost’s Bargain), 1848
  • Мартин Чезлвит (The Life and Adventures of Martin Chuzzlewit), январь 1843 - июль 1844
  • Торговый дом Домби и Сын, торговля оптом, в розницу и на экспорт (Dombey and Son), октябрь 1846 - апрель 1848
  • Дэвид Копперфильд (David Copperfield), май 1849 - ноябрь 1850
  • Холодный дом (Bleak House), март 1852 - сентябрь 1853
  • Тяжёлые времена (Hard Times: For These Times), апрель-август 1854
  • Крошка Доррит (Little Dorrit), декабрь 1855 - июнь 1857
  • Повесть о двух городах (A Tale of Two Cities), апрель-ноябрь 1859
  • Большие надежды (Great Expectations), декабрь 1860 - август 1861
  • Наш общий друг (Our Mutual Friend), май 1864 - ноябрь 1865
  • Тайна Эдвина Друда (The Mystery of Edwin Drood), апрель 1870 - сентябрь 1870. Опубликованы только 6 из 12 выпусков, роман не закончен.

Сборники рассказов

  • «Очерки Боза» (Sketches by Boz), 1836
  • «Мадфогские записки» (The Mudfog Papers), 1837
  • «Путешественник не по торговым делам» (The Uncommercial Traveller), 1860-1869

Библиография изданий Диккенса

  • Чарльз Диккенс. Домби и сын. - Москва.: «Государственное издательство»., 1929 г.
  • Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в 30 томах.. - Москва.: «Художественная литература»., 1957-60 г.
  • Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в десяти томах.. - Москва.: «Художественная литература»., 1982-87 г.
  • Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в 20 томах.. - Москва.: «Терра-Книжный клуб», 2000 г.
  • Чарльз Диккенс. Дэвид Копперфилд.. - «Прапор», 1986 г.
  • Чарльз Диккенс. Тайна Эдвина Друда. - Москва.: «Костик», 1994 г. - 286 с. - ISBN 5-7234-0013-4 .
  • Charles Dickens. Bleak House.. - «Wordsworth Editions Limited», 2001. - ISBN 978-1-85326-082-7 .
  • Charles Dickens. David Copperfield.. - «Penguin Books Ltd.», 1994.