Частная космонавтика: кто станет русским "Илоном Маском". Первый частный космический аппарат вышел на орбиту

  • Космонавтика
  • Материал готовился для публикации в "Новой газете" . Текст приводится в авторской редакции.

    Еще совсем недавно от частной космонавтики ждали новых прорывов: возобновления дальних пилотируемых полетов, удешевления спутников и ракет и упрощения доступа к результатам космических исследований. На сегодняшний день пришло понимание: ренессанс в безвоздушном пространстве откладывается, если не отменяется.

    22 мая 2012 года с космодрома Канаверал успешно стартовала ракета Falcon 9 с грузовым космическим кораблем Dragon на борту для снабжения Международной космической станции. Так открылась новая страница истории мировой космонавтики — приход частников в «большой космос». Через три месяца американская частная компания Planetary Resources, провозгласившая целью добычу полезных ископаемых на астероидах, получила несколько миллионов долларов инвестиций от венчурного фонда с российским участием I2bf. Тогда же совершал успешные пробные полеты частный ракетоплан Space Ship Two, который должен был стать основой программы туристических полетов в ближний космос. В целом казалось, что наконец-то наступил космический ренессанс и вот-вот к астероидам отправятся частные харвестеры, на Луну пойдут рейсовые шаттлы, расцветут транспланетные корпорации и на один из тяжелых рудовозов заступит на службу лейтенант Элен Рипли…

    На Западе, где частники работали на NASA чуть ли не с момента появления агентства, для компаний новой волны придумали свой термин — New Space. В России, где космос был традиционно государственный, его успешно заменяет «частная космонавтика».

    Из России за развитием New Space следят тщательно. Бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин встречался с основателем компании SpaceX Илоном Маском, выискивал российских бизнесменов, готовых стать русским аналогом американца. Тогда же в учрежденном фонде «Сколково» открыли космический кластер в надежде на то, что «русские Маски» хлынут туда из своих гаражей, где они мастерили ракеты.

    С тех пор прошло более трех лет. За это время в космос отправились четыре российских частных спутника, но появления компании, хотя бы близко сравнимой со SpaceX, так и не состоялось.

    К началу XXI века ситуация в российской и американской космонавтике, несмотря на существенную разницу в бюджетах, была по некоторым признакам схожей. Оба агентства находились в кризисе самоопределения, пытаясь найти свой путь в условиях исчезнувшей космической гонки. Сходно формировалась и отрасль — в каждой стране была своя пара конкурирующих гигантов: Boeing и Lockheed Martin в США, и ГНПЦ им. М. В. Хруничева и РКК «Энергия» в России. NASA продвигало амбициозную и сверхдорогую программу Constellation — с полетом на Марс и строительством базы на Луне. В России руководители госпредприятий обещали базу на Луне к 2015 году, надеясь на увеличение бюджетных вливаний.

    По истечении первого десятилетия нового века пути космических агентств начали расходиться. В США Boeing и Lockheed Martin создали ракетного монополиста United Launch Alliance (ULA), при этом государственные средства, выделяемые на космос, неуклонно сокращались начиная с 1989 года. Программу Constellation закрыли, похоронив уже почти готовую ракету Ares и оставив только проект нового космического корабля Orion. В 2011 году от дорогого и опасного, хоть и эффективного, Space Shuttle тоже пришлось отказаться. Международную космическую станцию достроили, а гонять шаттлом на орбиту экипажи — это как карьерный самосвал использовать в качестве маршрутного такси.

    В такой ситуации руководство NASA решило взрастить новое поколение космических корпораций, предложить космос за более низкие цены. Было объявлено о старте программ Commercial Orbital Transportation Services (COTS) и Commercial Crew Development (CCDev). Первая должна была культивировать компании-«грузчики» — для снабжения МКС, а вторая — компании-«таксисты» — для доставки экипажей туда же.

    Финалисты начали просматриваться к 2010 году. За грузовое снабжение взялись Orbital Sciences и SpaceX. Первая компания была не новичком, имея за спиной почти тридцатилетнюю историю, десятки запущенных в космос легких ракет, производство космических аппаратов. SpaceX же, созданная в 2002 году, запустила успешно лишь одну легкую ракету, но, судя по всему, в NASA уже обратили внимание на амбициозного создателя компании Илона Маска.

    Во второй тур конкурса на доставку экипажей на МКС вышли три компании: Boeing, SpaceX и Sierra Nevada. Каждая из них предложила свое решение. Слишком экзотичный шаттл от Sierra Nevada «зарубили» на третьем этапе, и сейчас «космическое такси» готовят всего две компании.

    Если SpaceX сделала ставку на разработку собственной линейки ракетных двигателей, ракет и космических кораблей, то в Orbital отдали все на аутсорс. Их ракету Antares строили на украинском «Южмаше», двигатели НК‑33 еще советского производства закупали в Самаре и модернизировали в США, а грузовой космический корабль Cygnus делала европейская корпорация Thales. Подобная тактика дала сбой, когда пятый Antares взорвался осенью 2014 года на стартовом столе. Этот же взрыв уничтожил первый экспериментальный спутник «космических шахтеров» Planetary Resources. А всего через неделю разрушился в воздухе на испытаниях коммерческий ракетоплан Virgin Galactic, который так и не смог поднять ни одного туриста.

    Лишь SpaceX продолжала выводить грузовые космические корабли Dragon, запускать коммерческие и государственные спутники. Илон Маск активно лоббировал скорейшую сертификацию своей ракеты для военных запусков с целью подорвать здесь монополию ULA и добраться до щедрых военных бюджетов. Развитию компании мешали только неудачи в авантюрных попытках Маска создать многоразовую ракету. Первые ступени Falcon 9 пытались сесть на плавучую платформу в Атлантическом океане, но дважды разрушались при касании. Однажды шторм помешал платформе выйти из порта, и ступень просто ушла в воду, хотя ее создатели сообщили, что сделала она это в точно запланированном месте.

    Летом 2015 года и Falcon 9 ждала еще одна неудача — ракета взорвалась на первой минуте полета. И вдруг пришло осознание, что частники — это не панацея, а космос по-прежнему сложен и дорог.

    Похожая история с увлечением частными наноспутниками. NASA с университетами продолжают развивать это направление, но с коммерческим применением все никак не сложится. В американский стартап Planet Labs вложили более $150 млн долларов, и они запустили более сотни наноспутников для съемки земной поверхности. Спутники присылают красивые снимки, которыми можно любоваться на сайте компании, но коммерческую состоятельность они так и не показали.

    Российская компания «Даурия Аэроспейс» тоже надеялась побороться на рынке микроспутников. Но в 2014 году стало ясно, что на инвестиции, сравнимые с Planet Labs, рассчитывать не приходится, потому пришлось переключиться на изготовление космической техники на заказ. К тому же пришел и стартап «Спутникс», и ряд других сколковских резидентов. От собственных проектов пришлось отказаться.

    В России, как и в США, главный заказчик — это государство. И вот тут российский частный космос столкнулся с тем, что Роскосмос — это не NASA. После падения «Протонов» в 2011‑м и 2012‑м российское космическое агентство занялось реорганизацией и реформированием, в котором частный космос не рассматривался как партнер вообще. NASA делает ставку на принцип «не хранить яйца в одной корзине» и вкладывает миллиарды на развитие конкурентной среды. Федеральное космическое агентство движется в противоположном направлении — становится само себе частником и монополистом. Ликвидируются даже исторически сложившиеся конкурирующие центры: готовится создание двигателестроительного, спутникостроительного, ракетостроительного холдингов.

    В такой среде для российских космических частников остается не так много направлений для развития. Самый очевидный — всеми правдами и неправдами добиваться госзаказа. Причем не обязательно уповать на Роскосмос — есть в России и другие ведомства.

    Например, Минсвязи несколько лет назад заказывало спутник у французов. А в апреле 2015 года Роскосмос признался, что в текущем объеме финансирования в ближайшие 10 лет он не справится с требованиями МЧС. Военным тоже наверняка найдется, чем заняться на околоземной орбите.

    Западный же рынок для россиян практически закрыт — там и своих стартаперов хватает. Поэтому остается только Восток со странами БРИКС, но там рынки еще только присматриваются к возможностям космического бизнеса. Хотя первая ласточка уже есть: "Китайский инвестиционный фонд «Киберноут» сегодня


    Сегодня мы расскажем про то, как частная американская компания SpaceX , основанная в 2002 году, быстро превратилась в серьезного игрока на космическом рынке . Уже через несколько лет она может стать главным конкурентом Роскосмосу.

    ОснованиеИстория SpaceX – это наглядное доказательство тому, что частный бизнес может быть более эффективным, чем государственные структуры буквально в любой сфере деятельности, даже на таком наукоемком и дорогом поприще, как освоение Космоса.

    Компания SpaceX была основана в 2002 тогда еще практически широко неизвестным бизнесменом . К тому моменту его знали как одного из основателей электронной платежной системы PayPal.



    Появление компании SpaceX связано с мечтой Маска о полетах Человечества на Марс. Он жалел, что на рубеже тысячелетий интерес общества к этой идее остыл. И Маск решил собственными руками инициировать будущую колонизацию Красной планеты.

    Получив после продажи PayPal 165 миллионов американских долларов, он вложил эти деньги в создание частной космической компании, финальной целью которой и должны стать полеты к Марсу. Но это в будущем, а сначала нужно было заняться запусками аппаратов на орбиту Земли.

    В качестве основы для своей деятельности компания SpaceX решила использовать космические аппараты многократного использования. Это должно существенно уменьшить себестоимость доставки груза на орбиту.

    Интересно, что изначально Илон Маск планировать использовать в своих целях американские и российские ракеты, но со временем пришел к выводу о необходимости разработки собственных, инновационных космических аппаратов.

    Ракета Falcon 1Первый старт ракеты-носителя от SpaceX произошел 24 марта 2006 года. Космический аппарат Falcon 1 имел в длину 21,7 метра, а также стартовый вес в 38555 килограммов, из которых 670 кг приходилось за полезную нагрузку. Однако запуск окончился провалом еще на этапе работы первой ступени.



    Также неудачными для SpaceX оказались второй и третий старты ракеты Falcon 1. Причем, в последнем случае космический аппарат уже нес в себе полезную нагрузку: один американский военный спутник, два малазийских коммерческих микроспутника, а также прах умерших для захоронения в Космосе.

    Инвесторы, которые присматривались к амбициозной компании, теряли к ней интерес, а личные средства Илона Маска стремительно заканчивались.

    И тогда Маск решил пойти ва-банк. Буквально через два месяца после третьего падения Falcon 1, 28 сентября 2008 года был осуществлен четвертый старт ракеты, который оказался удачным. При этом сам директор SpaceX утверждает, что в случае провала этого запуска, компания перестала бы существовать.

    13 июля 2009 года в Космос удачно отправилась пятая ракета Falcon 1. Она доставила на орбиту Земли малазийский спутник RazakSAT.

    Falcon 9 и Falcon HeavyПрограмма Falcon 1 ограничилась лишь пятью запусками. Но на смену старой, пробной ракете, быстро пришел новый космический аппарат – Falcon 9. Впервые эта ракета-носитель отправилась на орбиту 4 июня 2010 года. На данный момент, осуществлено 18 запусков Falcon 9, все – успешные.



    Длина современного варианта ракеты Falcon 9 составляет 68,4 метра, а стартовая масса – 506 тонн, из которых 13150 килограммов могут быть полезной нагрузкой. Носитель создан для доставки на орбиту космического челнока Dragon (первый старт – 8 декабря 2010 года).



    И если первые старты ракеты Falcon 9 не подразумевали ее многоразового действия, то сейчас компания SpaceX постепенно начала отработку технологии многократного использования первой ступени ракеты. А ведь именно эта ее часть является самой дорогой статьей расхода при космических пусках. Если научиться сохранять ее при стартах, то себестоимость полетов в Космос существенно снизится.

    Сейчас компания SpaceX ведет разработку космического аппарата Falcon Heavy, который станет самой мощной в истории ракетой-носителем. При стартовой массе в 1463 тонны она сможет нести до 53 т полезной нагрузки. Ожидается, что при помощи именно этих ракет компания SpaceX будет осуществлять свои миссии на Марс.

    Космические челноки Dragon и Dragon V2Как уже упоминалось выше, параллельно с созданием все более мощных и совершенных ракет-носителей, компания SpaceX ведет разработку также и космических челноков, которые получили имя Dragon.



    Dragon – это грузовой космический корабль, который может доставлять на орбиту до 3310 килограммов полезного груза и забирать оттуда до 2500 кг.

    Челнок Dragon может стыковаться с Международной космической станцией. На данный момент (25 мая 2015 года) осуществлено уже семь успешных стыковок подобного рода, шесть из которых были коммерческими.



    Космический корабль Dragon подразумевает многократное использование в течение двух лет, однако контракт компании SpaceX с NASA предусматривает создание нового челнока для каждого старта.

    Dragon V2 – это новая, усовершенствованная версия космического челнока Dragon от SpaceX. От своего предшественника она отличается тем, что предназначена также для перевозки живых людей (до семи человек за один пуск). А это требует совершенно новых технологих в обеспечении безопасности полетов.



    был официально представлен весной 2014 года. На данный момент идут его технические тесты и запуски, однако не в полноценном режиме.

    Первый беспилотный полет Dragon V2 на орбиту, как ожидается, будет осуществлен в декабре 2016 года, а старт с экипажем планируется на апрель 2017.



    Продолжением линейки Dragon может в скором будущем стать космический челнок Red Dragon. Он будет создан непосредственно для Марсианской миссии. Однако подробности этого проекта широкой общественности пока что неизвестны.

    Текущие проектыСейчас компания SpaceX сосредоточилась на осуществлении коммерческих полетов на Международную космическую станцию. Это позволяет ей зарабатывать деньги на свои дальнейшие проекты. Главным ее заказчиком при этом является NASA. Две этих структуры имеют действующий контракт, подразумевающий взаимно выгодное сотрудничество, по крайней мере, до 2017 года.

    NASA видит в SpaceX свою надежду на дальнейшее функционирование Международной космической станции. Ведь в 2014 году Россия заявила о своем постепенном выходе из проекта МКС, а потому доставлять полезные грузы и астронавтов на орбитальную станцию уже через несколько лет может быть некому.



    Компания SpaceX надеется на дальнейшее снижение себестоимости запусков Falcon 9. С начала 2015 года она проводит попытки контролируемого приземления первой ступени ракеты-носителя на специальную . Результаты близки к успеху, однако идеальной посадки пока что не произошло ни разу.


    Факторы успеха компании SpaceXНадо признаться, что нынешние успехи компании SpaceX оказались достаточно непредсказуемыми для мирового технического сообщества. Мало кто верил, что Илон Маск сможет достичь желаемого результата – успешного в техническом и коммерческом плане предприятия по частному освоению Космоса.

    Среди основных факторов успеха специалисты выделяют следующие пункты:

    1. Частный характер компании SpaceX.
    Опыт последнего десятилетия показал, что бизнес практически на всех уровнях является куда более эффективным собственником, чем государственные структуры. Касается это и космической отрасти.

    Частная компания SpaceX куда сильнее нацелена на достижение окончательного результата как можно быстрее и дешевле, чем государственное агентство NASA. Последнее многократно критиковалось за раздутые бюджеты, созданные исключительно для их освоения.

    2. Низкая себестоимость космических полетов
    С самого начала своего существования компания SpaceX планировала использовать многоразовые космические аппараты. Это позволит снизить себестоимость каждого пуска почти в два раза.

    Также на себестоимость космических полетов сильно влияет малое количество сотрудников в компании SpaceX. На данный момент, оно исчисляется тремя с половиной тысячами человек. Для сравнения, в NASA числится более 18 тысяч сотрудников.

    3. Инновационность
    Компания SpaceX видит свой успех в максимальном внедрении инновационных технологий. Частная фирма имеет возможность привлекать к сотрудничеству лучших в мире специалистов в тех или иных сферах деятельности. Работать в фирме Илона Маска – это мечта для миллионов инженеров, программистов и администраторов. Все они нацелены на успех, на максимально стремительное и безграничное развитие.



    4. Государственная поддержка
    Однако успеха частной компании SpaceX не было бы и без поддержки со стороны государства. К примеру, агентство NASA вложило в проекты этого детища Илона Маска сотни миллионов долларов, называя их оплатой за будущие старты. Это происходило даже в те моменты, когда никто не мог гарантировать успешность инициатив SpaceX. Фактор Илона МаскаНу и, конечно, обговаривая причины успехов SpaceX, не стоит забывать про так называемый «фактор Илона Маска». Этот человек является не только генеральным директором и основным инвестором компании, но также главным инженером в ней. Он лично участвует в процессе разработки, и делает это весьма успешно.



    Илона Маска называют самым гениальным человеком из ныне живущих. Кто-то даже считает его инопланетянином, которого отправили за Землю, чтобы помочь нам совершить технологический прорыв.



    При этом Маск не только талантливый инженер и визионер, но также вполне успешный предприниматель, который сумел превратить свою детскую мечту о полетах на Марс в реальную, коммерчески привлекательную компанию.Будущие проектыОсновной целью SpaceX, как уже говорилось выше, является осуществление пилотируемых полетов на Марс, а в будущем и его колонизация. Илон Маск как-то заявил, что благодаря этой компании в 2029 году переезд одной семьи на Красную планету будет стоить 500 тысяч американских долларов.

    Маск мечтает о постоянно обитаемой колонии на Марсе, целых городах с населением в миллионы человек. Красная планета может стать новым домом для Человечества, если в будущем с Землей что-либо случится.

    Закладка будущего космодрома компании SpaceX

    ФинансыИнтересно, что компания SpaceX не спешит начинать массовое привлечение сторонних финансов к своей деятельности. Ей вполне хватает тех средств, которые уже вложили в нее сам Илон Маск, NASA, а также несколько других инвесторов, в том числе, и корпорация Google.

    Маск обещает, что выход SpaceX на рынок ценных бумаг осуществится лишь после начала полноценного процесса освоения Марса. А это будет не ранее, чем через десять лет.

    Финансовые аналитики оценивают нынешнюю капитализацию SpaceX в 4-5 миллиардов долларов. При этом выручка компании за 2012 год составила около 400 миллионов, а за 2013 – уже 634 млн. Но в будущем, когда полеты на Красную планету станут реальностью, цена SpaceX может подскочить в десятки раз. Понятно, почему инвесторы этой компании не спешат подпускать к ней еще кого-либо.

    КритикаОднако далеко не все аналитики расхваливают SpaceX и управленческий гений Илона Маска. Все чаще можно услышать критику в сторону этой компании.

    Кто-то считает ее большим мыльный пузырем. Ведь на данный момент себестоимость отправки одного килограмма полезного груза ракетами SpaceX существенно не отличается от цен Роскосмоса и других космических операторов.

    Критики подмечают, что американское правительство через NASA без оглядки вливает в SpaceX сотни миллионов долларов, как будто это не частная, а государственная компания. К тому же благодаря своему сотрудничеству с властями Маск получает существенные преференции для других направлений своего бизнеса.

    В любом случае, SpaceX открывает перед Человечеством новые горизонты. В лице этой компании всего за десять с небольшим лет у Роскосмоса и других «старых» игроков на космическом рынке появился перспективный конкурент. При этом его успехи с каждым годом, даже с каждым новым месяцем становятся все больше и заметнее.


    Помимо этого, успехи SpaceX и Илона Маска являются наглядным примером для других бизнесменов, которые также задумываются над возможностью .

    В Китае состоялся успешный запуск первой в стране частной ракеты OS-X компании OneSpace Technology. Основатель компании сравнивает ее успех с деятельностью SpaceX Илона Маска и к 2019 году планирует провести десять таких пусков.

    SpaceX, США

    SpaceX Илона Маска — самая известная частная компания среди всех занимающихся ракетостроением и космическими запусками. Свой первый запуск на околоземную орбиту она осуществила в 2008 году. В феврале 2018 года SpaceX запустила к Марсу сверхтяжелую ракету с вишневым автомобилем Tesla Roadster на борту. Одно из главных достижений компании — отработка технологии посадки разгонных блоков на беспилотные платформы в океане, а затем их повторное использование.

    В 2019 году компания планирует осуществить первый испытательный полет космического корабля для экспедиции на Марс. Сейчас на счету компании 54 успешных запуска ракеты Falcon 9 и один запуск тяжелой Falcon Heavy. По оценкам экспертов, компания тратит около $1,25 млрд в год, и, чтобы выйти на самоокупаемость, ей нужно осуществлять минимум 20 коммерческих запусков ежегодно только для того, чтобы покрыть расходы, — именно столько компания провела в 2017 году.

    Blue Origin, США

    Компания, основанная главой Amazon, миллиардером Джеффом Безосом в 2000 году, специализируется на разработках в области космического туризма. В конце апреля она провела успешное испытание системы New Shepard, предназначенной для суборбитальных полетов. New Shepard — система из космического корабля и многоразовой одноступенчатой ракеты. Уже в 2018 году Blue Origin планирует провести запуск корабля с человеком внутри.

    В 2016 году компания сообщила о разработке тяжелой ракеты-носителя New Glenn для запусков на орбиту спутников и космического туризма. Кроме того, компания совместно с United Launch Alliance проводит испытания двигателя, который должен заменить российские двигатели РД-180. Создание системы New Glenn, первый запуск которой должен состояться в 2020 году, Безос оценил в $2,5 млрд. По словам миллиардера, на компанию он тратит собственные деньги, прибыли она пока не приносит.

    Virgin Galactic, США

    Основанная британским миллиардером Ричардом Брэнсоном компания планирует работать в сфере космического туризма и занимается разработкой суборбитального корабля многоразового использования класса SpaceShipTwo. В апреле 2018 года прошли успешные испытания этого корабля. В ноябре 2017 года Брэнсон рассказывал, что его компания уже продала «билеты» желающим попасть в космос на общую сумму $225 млн.

    В октябре Саудовская Аравия заявила о намерении вложить в проект около $1 млрд.

    Orbital ATK, США

    Orbital ATK — американская частная компания, возникшая в результате слияния Orbital Sciences Corporation (OSC) и аэрокосмических подразделений Alliance Techsystems. Первый запуск ракеты Antares, разработанной OSC, состоялся в 2013 году. У Orbital ATK есть контракт с NASA по запуску грузовых кораблей к МКС. В октябре 2014 года ракета Antares взорвалась при старте, после чего последовал двухлетний перерыв в запусках. Двигатели для ракеты в рамках контракта на $1 млрд поставляет российская РКК «Энергия».

    На данный момент компания осуществила семь запусков ракеты Antares, один из которых завершился неудачей. Восьмой запланирован на 20 мая 2018 года. По итогам 2016 года операционная прибыль Orbital ATK составила $474 млн.

    Rocket Lab, США

    Компания основана в 2006 году новозеландцем Питером Беком, штаб-квартира расположена в Калифорнии. По словам Бека, компания «была основана для того, чтобы открыть доступ в космос, лучше понять нашу планету и улучшить ее жизнь».

    В январе 2018 года Rocket Lab осуществила успешный запуск ракеты-носителя Electron с площадки в Новой Зеландии. Ракета доставила на орбиту три спутника, предназначенных для коммерческих заказчиков.

    Interstellar Technologies, Япония

    Японская компания Interstellar Technologies основана в 1997 году. Ее цель — осуществление коммерческих запусков спутников на орбиту на носителях собственного производства. Первый запуск своей ракеты Interstellar Technologies планировала осуществить еще летом 2017 года, однако он завершился неудачей — полет прервался через 80 секунд после запуска, а сама ракета упала в море.

    Вторую попытку запуска Interstellar Technologies планировала провести в апреле этого года, однако ее пришлось отложить до лета из-за утечки азотного газа из ракеты, которую специалисты компании не смогли устранить.

    OneSpace Technology, Китай

    Китайская частная компания со штаб-квартирой в Пекине была основана в 2015 году. В прошлом году OneSpace заключила договор с государственной инвестиционной группой в Chongqing Liangjiang Aviation Industry о строительстве в Китае совместной научно-производственной площадки в городе Чунцин. Запуск базы запланирован на конец 2018 года, в ее состав войдут исследовательский и испытательный центры и другие лаборатории. OneSpace Technology планирует ежегодно собирать и тестировать около 30 ракет, а свой годовой доход оценивает в $240 млн. Исполнительный директор компании Шу Чан в интервью CNN сравнил OneSpace со SpaceX Илона Маска. «SpaceX — первые в США. Мы — первые в Китае», — заявил он.

    В 2019 году OneSpace планирует провести десять запусков и стать одним из лидеров на рынке. «Наша миссия — создание продуктов и услуг, которые выведут людей на орбиту и в космос за небольшие деньги», — говорится на сайте компания. В качестве результата своей работы OneSpace видит «миллиарды людей в космосе».

    Связанные статьи

      Потерянная девственность. История успеха Ричарда Брэнсона

      Сэр Ричард Брэнсон прошел путь от маленького мальчика, страдающего дислексией, до миллиардера, живущего на острове в Карибском море, и настоящей рок-звезды от мира больших денег, вдохновляющей своими эпатажными выходками предпринимателей по всему миру.

      Роскосмос нюхнет "Эфир"

      Дочка корпорации — Российские космические системы — планирует к 2025 году создать глобальную спутниковую сеть "Эфир" за 299 миллиардов рублей. Пользователям сети будут доступны телефонные звонки и выход в незакрытый Роскомнадзором сегмент Интернета. Скорее всего, у российской корпорации как всегда ничего не получится.

      Россия теряет монополию на пилотируемые полеты в космос

      Прекращения монополии корпорации на пилотируемые полеты в РКК «Энергия» ждут после ввода в эксплуатацию американских космических кораблей Starliner и Crew Dragon.

      Эксперты назвали сроки окупаемости российской многоразовой ракеты

      Россия возобновила работу над проектом многоразовой ракеты-носителя. Зачем нужен проект, заработать на котором удастся не ранее чем через десять лет, выяснял РБК.

    МОСКВА, 9 фев — РИА Новости. Частные инвесторы по всему миру вкладывают все больше средств в космические проекты. Как в этом участвует Россия — в подборке РИА Новости.

    Многоразовый корабль

    Компания "КосмоКурс" разрабатывает многоразовый суборбитальный корабль, привлекая для этого частные инвестиции. Проект рассчитан на космический туризм. Летом 2017 года компания получила лицензию "Роскосмоса" на осуществление космической деятельности.

    Корабль примет на борт шесть туристов, которые проведут 15 минут в космосе, поднявшись на высоту примерно 180 километров — именно на такой орбите Юрий Гагарин впервые облетел Землю. Как рассказал РИА Новости генеральный директор фирмы Павел Пушкин, приступить к изготовлению корабля и открыть бронирование билетов на космические полеты планируется уже в этом году. Летные испытания начнутся в 2021 году.

    Семейство сверхлегких ракет "Таймыр"На МАКСе представили первую частную сверхлегкую ракету-носитель Семейство сверхлегких ракет "Таймыр", которое на МАКСе представила компания "Лин Индастриал", сможет выводить в космос от 10 до 180 килограммов полезной нагрузки, заявил генеральный директор компании Алексей Калтушкин.

    Разработкой семейства сверхлегких ракет-носителей занимается российская компания "Лин индастриал". Ее генеральный конструктор Александр Ильин известен как популяризатор космонавтики и автор блога "lin". Флагманский проект компании, ракету "Таймыр", впервые представили на авиасалоне МАКС в 2015 году. Ее проектируют для доставки на низкую орбиту грузов с полезной нагрузкой от 10 до 180 килограммов, главным образом микро- и наноспутников (до 10 килограммов), которые чрезвычайно популярны в мире. Семейство ракет "Таймыр" удовлетворит спрос на космические запуски со стороны научных проектов, а также частных компаний и, как уверены разработчики, сделает "космос доступным для каждого".

    Много шума наделала история со взрывом разрабатываемого компанией ракетного двигателя на испытаниях в конце 2016 года, после чего проект ракеты "Таймыр" был значительно пересмотрен. В 2017-м столкнувшаяся с финансовыми трудностями "Лин индастриал" вошла в группу компаний "Галактика", где ее подключили к новому проекту — разработке зондирующей ракеты-прототипа "Тейя".

    Компания рассчитывает запустить первую сверхлегкую ракету в космос в начале 2020 года.

    © Лин индастриал Сверхлегкая ракета-носитель "Таймыр-3-100"


    © Лин индастриал

    Сверхлегкая ракета для наноспутников

    Очень легкую ракету для вывода на орбиту грузов массой 1-10 килограммов конструирует компания "НСТР ракетные технологии". Как и "Лин индастриал", фирма намеревается завоевать часть быстро развивающегося рынка небольших орбитальных спутников. Прототип ракетного двигателя, действующего на смеси закиси азота и керосина, испытали год назад. Тогда в интервью РИА новости генеральный конструктор проекта Николай Дзись-Войнаровский предрекал бум космических стартапов в России.

    Компания "НСТР Ракетные Технологии" развивает также сеть роботизированных наземных телескопов, управляемых через интернет. Идея в том, чтобы любой желающий смог присоединиться к сети и воспользоваться телескопом для наблюдений за космическими объектами.

    Морской старт

    Осуществлять космические запуски с морской платформы намерена фирма "S7 space", принадлежащая одноименной российской авиакомпании. В 2016 году "S7 space" приобрела плавучий корабль-космодром, построенный еще в 1990-е для запусков ракет "Зенит" украинского производства. Компания планирует совершить 70 коммерческих пусков в течение 15 лет. После 2023 года предполагается использовать новые ракеты среднего класса "Союз-5", разрабатываемые РКК "Энергия".

    Малые спутники для ДЗЗ

    Пример успешной российской частной компании, уже реализовавшей ряд проектов, — "Даурия Аэроспейс". В 2014 году она успешно вывела на орбиту два малых спутника Perseus для зондирования Земли и затем продала их американцам. Чуть позже на орбиту отправили спутник DX1. Еще два малых космических аппарата "МКА-Н" N1 и N2 постигла неудача — они не вышли на связь после запуска 14 июля 2017 года.Кубсаты "Спутникс"

    Кубсаты — маленькие спутники массой несколько килограммов — разрабатывает компания "Спутникс", входящая в космический кластер "Сколково". Это первая коммерческая фирма в России, успешно запустившая аппарат на орбиту. К созданию семейства кубсатов U привлекают студентов различных российских вузов. Компания располагает также платформой наноспутников — OrbiCraft-Pro.

    Выбрав образовательное направление в довольно пестрой области частной космонавтики, "Спутникс" придумывает проекты, вовлекающие в отрасль школьников и молодежь: например, настольный конструктор, с помощью которого даже ребенок сможет собрать микроспутник, или распечатывание наноспутников на 3D-принтере прямо на МКС.