Чьи интересы затронет реформа похоронной отрасли. О проблемах в сфере предоставления ритуальных услуг

«Такого не было с 90-х годов, чтобы были такие разборки на кладбище. Версия СК, что приехали люди, они ссылались на должностных лиц конкретных из государственного предприятия, которые их прислали за деньгами. Это надо уже разбираться правоохранительным органам, на каком основании»

Задержанные после драки на Хованском кладбище в ОВД «Коммунарский». Фото: Алексей Штокал/ТАСС

Организатором массовой драки, произошедшей в субботу на Хованском кладбище столицы, стал 42-летний житель Астраханской области Лечий Яхьев, сообщил телеканал «360°».

По делу допрошено уже более ста человек. Задержания продолжаются. Полиция, которая не смогла накануне пресечь драку, теперь намерена проверить все 78 столичных кладбищ на нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и миграционных законов.

В результате столкновений погибли три человека, более 30 получили ранения и травмы различной степени тяжести. Трое пострадавших остаются в крайне тяжелом состоянии.

Эксперты считают, что одной из главных причин побоища на Хованском кладбище стал законодательный вакуум в ритуальной сфере, а не мигранты. Сегодня нужна новая редакция закона «О погребении и похоронном деле» — он был принят в 1996 году. Причем, новый вариант закона уже есть, но застрял где-то в недрах кабинета министров.

Что должен изменить новый документ? Об этом в интервью Business FM рассказал вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Алексей Сулоев.

Алексей Сулоев вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России «Мы с 1996 с года работаем по старому закону «О погребении и похоронном деле». Закон этот устарел. На сегодняшней день мы имеем несколько основных проблем в похоронной отрасли России. Первая — это коррупция при продаже информации о смерти. Далее — отсутствие земли под новые захоронения, особенно в крупных городах. Следующая проблема — ликвидация системы подготовки. Раньше готовили всех агентов, директоров похоронных, сейчас это ликвидировано. Понятно, что приходят не профессионалы. То, что мы видим на Хованском кладбище, — очевидный пример. Следующая проблема — бесконтрольный допуск на рынок всех желающих. Сегодня никто не может посчитать, сколько организаций работает, где. Нет ни реестров, ничего. Последнее — это отсутствие общественного и государственного контроля. Что предлагается новым законом? Предлагается ввести лицензирование, как во всем мире. Предлагается часть услуг на кладбище отдавать, как это, опять же, во всем мире делается, на конкурсной основе в коммерческие организации. Как опыт показывает, в этом случае и качество услуг становится выше, и снижаются цены. На мой взгляд, федеральный бюджет недополучает до четырех миллиардов рублей налогов ежегодно. Потому что сегодня по России 75% ритуального рынка находится в тени. Эксперты оценивают, что рынок — это от 50 до 200 миллиардов рублей. У нас сегодня на одного умершего приходится до девяти ритуальных агентов. Среднемировая цифра — 1,2 — 1,5. получается, что агенты сегодня борются не за качество, не за снижение цены, а за доступ к информации о смерти. То есть, они платят людям, которые имеют информацию. И после того, как они получили информацию, они эти деньги вкладывают в стоимость заказа. Мы сегодня находимся на первом месте в мире по взяткам. Например, в Москве взятка за предложение информации о смерти достигает сегодня 20 тысяч рублей. Опять же, эти деньги никуда не деваются, а вписываются в счет заказчика. К сожалению, закон, который уже давным-давно написан, находится на согласовании в правительстве. Воз и ныне там. Что касается работы мигрантов на кладбищах, то такой проблемы не существует. Пожалуй, только на Хованском, ну, может быть, еще на Перепечинском кладбище у нас работают мигранты. На остальных кладбищах мигрантов работает столько же, сколько в любой другой сфере деятельности Москвы. Проблема-то не в мигрантах, а в криминализации этой сферы, которая на сегодняшний день становится все больше и больше. Такого не было с 90-х годов, чтобы были такие разборки на кладбище. Версия СК, что приехали люди, они ссылались на должностных лиц конкретных из государственного предприятия, которые их прислали за деньгами. Это надо уже разбираться правоохранительным органам, на каком основании. Сейчас же много в Интернете записей, где люди говорят, что платили директору кладбища. Там суммы фигурируют очень большие. Я думаю, что в этом вопросе надо разбираться. Если ликвидировать эту причину, на конкурсной основе предоставлять эти услуги, проблема будет решена. Или мы дальше будем получать подобные проблемы. Неважно, будут ли это мигранты или преступные группировки. Как таковой проблемы мигрантов не существует ни на одном кладбище».

Директор Хованского кладбища уволен. Возбужден ряд уголовных дел в отношении задержанных уроженцев Северного Кавказа. Дела расследуются по статьям «Убийство», «Незаконное хранение огнестрельного оружия» и «Массовое причинение тяжкого вреда здоровью двум или более лицам». По данным ТАСС, среди задержанных, которых считают одними из организаторов побоища, — уроженцы Чечни и Дагестана.

После массовой драки на Хованском кладбище глава столичного управления МВД Анатолий Якунин решил увеличить численность патрульно-постовой службы в Новой Москве.

По статистике, каждому человеку раз в десять лет приходится сталкиваться с похоронами. В девяти случаях из десяти ритуальный агент оказывается на пороге дома умершего раньше, чем скорая помощь или сотрудники полиции. Главное в этой профессии — добраться до тела усопшего самым первым. Ритуальные услуги — нелицензируемый вид деятельности: организацией похорон может заниматься кто угодно. Отдельные виды ритуальных услуг уже лицензировались в период с 1994 года по 2002 год. После отмены лицензирования, когда в Москву хлынул поток индивидуальных предпринимателей со всех регионов и бывших стран СНГ, появился огромный спрос на информацию о смерти ото всех, кто ею обладал. В первую очередь, эта информация появляется у сотрудников медицинских учреждений и полиции. Передача персональных данных незаконна, поэтому стоимость информации об одном умершем может переваливать за 25 тысяч рублей, что в итоге отражается на стоимости ритуальных услуг «черных» агентов. Тарифы диктуют сами агенты, на глаз оценив платежеспособность клиента. Оплата осуществляется без кассового аппарата. В качестве чека используются поддельные бланки строгой отчетности. В такие бланки ритуальный агент может вписать абсолютно любую цену.

Откуда берутся ритуальные агенты

Частные ритуальные агентства мимикрируют под государственные учреждения. По запросу «ритуальная служба» на первой же странице любого поисковика показывается множество различных «городских» и даже «государственных ритуальных служб», которые на самом деле таковыми не являются. Такие организации незаконно используют в своих документах и на сайтах государственную символику, чтобы вызвать доверие у клиентов. Они не платят налогов и не вкладываются в инфраструктуру. Вместе с этим, в подобных агентствах организуют платные курсы для будущих ритуальных агентов, где их обучают хитростям профессии.

А хитрость профессии заключается в том, что будущего агента учат манипулировать клиентом, который и без того находится в беспомощном состоянии из-за потери близкого человека. Стоимость обучения на нелегальных курсах варьируется от 5 до 15 тысяч рублей, но она «оправдывает себя». На дорогостоящих курсах будущего агента знакомят со «своими» людьми в структурах, а это — те же работники моргов, скорой помощи и полиции. По окончании курса, который в среднем длится две недели, агенту выдают удостоверение с незаконно используемой геральдической символикой.

После обучения, когда новоиспеченный ритуальщик заучит все необходимые фразы о соболезновании, его «прикрепляют» к району его проживания, где он дежурит сутками напролет в ожидании звонка о чужой смерти.

Все это время ритуальный агент никуда не отлучается, он сидит на телефоне. Услышав долгожданный звонок, агент должен оказаться «на адресе» в течение 10 минут — прежде, чем сюда примчатся другие агенты. Находясь на взводе после длительного ожидания, агенты нередко устраивают драки прямо на пороге дома.

Если потенциальный клиент решит отказаться от навязываемых услуг, то ритуальный агент обязательно подсунет ему бланк для подписи, чтобы письменно зафиксировать отказ от якобы бесплатных услуг и даже психологической помощи. Эти бумаги не значат ничего. Такие действия рассчитаны на то, что человеку, находящемуся в состоянии стресса, будет сложно подписать некий «официальный» документ.


Если же ритуальный агент, обогнав или победив конкурентов в драке, получает доступ к телу усопшего, он обязательно потребует предоплату — половину от общей суммы. Как сказано выше, тарифы устанавливают сами агенты. Зайдя в дом, ритуальщик сразу оценивает, сколько он сможет вытянуть из скорбящей семьи. Скромные похороны в среднем обходятся в 50 тысяч, агент получает от этой суммы 20 процентов, все остальное достается агентству. Удачливый ритуальщик может проводить по несколько похорон в день, зарабатывая на процентах неплохую сумму.

Еще одним лакомым куском для аферистов стала продажа земельных участков под захоронение на кладбищах, где по закону участки предоставляются бесплатно. На эту удочку люди, потерявшие близкого, попадаются нередко и отдают мошенникам в Московском регионе от 30 до 80 тысяч рублей, а порой и больше.

Как обстоят дела за пределами столицы

В регионах организовать похоронную фирму гораздо проще, чем в столице, но и доходы у них скромнее. Организовать похороны в глубинке в среднем стоит около 20 тысяч рублей. Все, что необходимо для организации похорон, — это обычно поддержанный «уазик» в качестве катафалка, водитель, землекопы (они же и будут осуществлять вынос гроба из морга) и проверенная схема по закупке персональных данных у сотрудников медучреждений. Взятка сотруднику скорой помощи гораздо ниже, чем в Москве, не больше 5 тысяч рублей. Рентабельность такого бизнеса может достигать свыше 100 процентов, если учесть, что тарифы все так же диктуют сами ритуальщики.

Из-за отсутствия контроля большая часть кладбищ в регионах образовалась стихийно, место, на котором находится предполагаемое кладбище, может иметь абсолютно другое предназначение, например, это может быть поле для засева. Отсюда возникают инфраструктурные проблемы. Если на чью-нибудь могилу упадет дерево, дорогу к кладбищу размоет дождь или там стихийно образуется помойка, муниципальные власти не смогут навести там порядок, так как официально там никакого кладбища нет. Для решения проблемы необходимо проводить переоформление документов для изменения статуса земель специального назначения, чем местные чиновники не всегда хотят заниматься.

Грань между медицинскими и ритуальными услугами

На Западе давно существуют похоронные дома, которые предоставляют весь спектр ритуальных услуг, в том числе и услуги морга. В России организовать частный морг практически невозможно. Этим пользуются работники медучреждений. Так, в подмосковном морге города Дедовск сотрудники морга на протяжении многих лет требовали деньги за бесплатные услуги. На весь 30-тысячный Дедовск приходится одна городская больница. В больнице работает и единственный в городе морг. По словам сотрудников медучреждения, из этого морга ежедневно забирают от 4 до 10 тел. Николай Морозов, который хоронил свою 84-летнюю мать, столкнулся с вымогательством: санитар потребовал 10 тысяч рублей за бесплатные процедуры для покойного. Новость о том, что полиция занялась проверкой морга, местные жители встретили с энтузиазмом. Свидетели говорят, что в праздничные и выходные дни сумма возрастала до 15 тысяч рублей. Сейчас все сотрудники злополучного морга уволены, но это не единичный случай — с подобными жалобами в «Верум» обращаются регулярно.

Очевидно, что необходимо вносить изменения в нынешнее законодательство, которое могло бы поставить точку в войне между медицинскими учреждениями и ритуальными агентствами: медучреждения не должны заниматься коммерческой деятельностью в ритуальной сфере. Правда, с этим не согласна заместитель руководителя Департамента здравоохранения Татьяна Мухтасарова: это по ее инициативе в уставы больниц были внесены изменения — к видам деятельности больниц добавилось «оказание ритуальных услуг», хотя профильное законодательство не предусматривает оказание платных ритуальных услуг учреждениями здравоохранения.

Ритуальная монополия

Согласно опросу, проведенному общественной организацией «Верум», жители Москвы стали реже пользоваться услугами незваных агентов, т. к. намного проще и спокойнее провести всю процедуру прямо в морге, где на законных основаниях пребывают различные городские специализированные службы. Безусловно, это хорошая тенденция, которая позволяет вывести из «серого» сегмента огромные деньги и направить их в городской бюджет.

Но надо сказать, что государственное бюджетное учреждение «Ритуал» — не такое уж и «бюджетное». Стоимость оказания ритуальных услуг является завышенной. На эти же цены ориентируются и другие, менее крупные игроки рынка. Ручная копка земли оценивается по Москве 600-800 рублей за один кубометр. Получается, реальная стоимость выкапывания одной могилы составляет не более 3 тысяч рублей. ГБУ «Ритуал» оценивает эту услугу от 8 до 10 тысяч в зависимости от сезона. Так что тут еще стоит посмотреть, насколько поднимет цены на ритуальные услуги их передача в одни руки.

Свет в конце тоннеля

Нелегальный денежный поток сегодня составляет 60-70 процентов всего оборота. По оценкам Департамента торговли и услуг, в Москве около 2 тысяч «черных» агентов и организаций. Деньги, находящиеся в их обороте, украдены у граждан и из госбюджета. Коррупционные «подношения» внутри цепочки «больница/морг — ритуальная организация» достигают 1 миллиона долларов в год на одну ритуальную организацию.

Корень проблемы кроется в несоответствии сегодняшнему дню положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле». Закон, принятый еще в 1996 году, создавался, чтобы регулировать нашу отрасль в переходный период, далее в него предполагалось внести правки. Но за два десятилетия этого так и не было сделано. В результате закон противоречит Федеральному закону об антимонопольной деятельности, Земельному и Гражданскому кодексам. Объяснение простое: наведение порядка в сфере «похоронки» невыгодно криминалитету, сложившемуся здесь за все эти годы.

Почему при общем желании навести порядок в отрасли нормального закона до сих пор нет? Да потому, что нет структуры или организации, которая знала бы все нюансы отрасли и была бы способна создать полноценный документ. Криминализация похоронного рынка шла ударными темпами — точнее, она не прекращалась, начавшись в 1990-х годах. Это единственная сфера экономики, в которой выручка частных организаций поступает только в виде наличных средств. Вряд ли кто-нибудь может вспомнить, что оплачивал услуги похоронным агентам или организациям через кассу, и уж точно никогда никому не предлагали ознакомиться с государственными тарифами на ритуальные услуги. Потому что их просто нет.

Многие эксперты отрасли небезосновательно видят проблему роста криминала в отсутствии единого контролирующего государственного органа. Сегодня в профессиональной среде есть предложения создать Федеральное агентство в системе какого-либо ведомства, связанного с ритуальной отраслью. Вопрос остается открытым. Законопроекты подготовили Федеральная антимонопольная служба и Минстрой, и ни один вариант не принят к рассмотрению законодателями из-за серьезных структурных недостатков этих проектов. Да и Рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере погребения и похоронного дела — не совсем тот орган, который смог бы расставить все точки над «i», вопрос законодательства должен решаться на межведомственном уровне.

А ведь принятие закона — это как раз та важнейшая задача, решение которой позволило бы вернуть ритуальную отрасль в правовое поле. Необходимо распределить полномочия между Правительством РФ, Минстроем, Минфином и субъектами Российской Федерации. И самое главное — необходимо очертить рамки и границы, дать юридическое определение самого рынка ритуальных услуг, который сегодня делится на ряд сегментов, функционирующих практически самостоятельно и разрозненно. В результате существующий закон не определяет разграничение медицинских и ритуальных услуг, нет контроля над приватностью информации об усопшем. Не решены вопросы создания частных кладбищ, признания захоронений бесхозными, вопросы финансирования государственных специализированных служб (ГСС), занимающихся захоронением, в частности, неопознанных лиц.

Плюс ко всему после принятия нового закона предстоит принять соответствующие постановления Правительства. Так что работа предстоит большая и серьезная, если мы действительно хотим порядка. Мы не случайно говорим «мы». Мы — это гражданское общество, профессионалы и государственные структуры, которые заинтересованы в том, чтобы покончить с беспределом в сфере ритуальных услуг, ведь похоронная отрасль — это звучит формально. На самом деле речь идет о нашей человеческой, культурной и исторической памяти. А пока закона нет - криминал крепнет, государство недополучает налоги, граждане страдают, участники рынка молчат.

Все эти вопросы обычно решаются введением государственного лицензирования либо саморегулирования (СРО). Специалисты больше склоняются к саморегулированию, поскольку эта система позволяет проводить оценку быстрее, имеет больше ресурсов, чем лицензиат, для контроля качества работ, к тому же не привязана к региону, а действует на всей территории России и может иметь неограниченный срок действия. Механизм исключения из членов СРО в случае нарушения правил лишает организацию возможности работать.

Чтобы введение СРО не привело к росту цен на услуги для конечного потребителя, вопрос должен быть решен параллельно с введением системы их тарификации. В любом случае, цены не могут превышать тех, которые сейчас предлагаются «черными» агентами. Государство должно содействовать работникам сферы ритуальных услуг в создании условий для саморегулирования профессиональной деятельности. При этом надо развивать систему добровольной сертификации услуг. Соответственно, работа без допуска СРО будет являться прямым нарушением законодательства и повлечет за собой административную либо уголовную ответственность и ликвидацию предприятия. При этом членство в СРО должно защитить законные интересы и права добросовестных организаций при взаимодействии с органами власти.

Похоронное обслуживание населения - одна из наиболее социально значимых сфер услуг. Приобщение к цивилизованному похоронному сервису, сохранение ритуальных традиций имеет боль-шое значение в самых различных аспектах социально-экономи-ческой и духовной жизни страны. Это особенно актуально сейчас, когда после многих десятилетий забвения вернулось понимание, что культура похорон - неотъемлемая часть общей культуры.
Действующее законодательство выделило похоронное дело как самостоятельный вид деятельности, что впервые позволило работникам похоронной службы России заявить о себе как об особом круге специалистов, занятых в важнейшей и весьма деликатной сфере.
Последние годы похоронное обслуживание населения привлекает все большее внимание органов государственной власти и общества. Ежегодно стали проводиться выставки похоронной индустрии, семинары, конференции, появился ряд печатных изданий, посвященных вопросам похоронного дела. И действительно, сегодня невозможно недооценить огромную социальную значимость похоронных услуг для россиян и ответственность, возникающую в связи с погребением умерших граждан.
В Российской Федерации ежегодно умирает более 2 млн человек. Соответственно принимается и исполняется такое же количество заказов на предоставление ритуальных услуг, связанных с погребением умерших, установкой надмогильных сооружений.
При организации похорон необходимо учитывать, что каждый умерший человек вне зависимости от его положения должен быть похоронен достойно, в соответствии с существующими гражданскими, религиозными и национальными традициями.
За прошедшее десятилетие в сфере похоронного дела произошли принципиальные изменения в организации работы предприятий, что сильно отразилось на показателях, характеризующих рынок похоронных услуг. Важнейшим этапом в развитии данной сферы стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.93 № 1295, которым была одобрена Федеральная целевая программа “Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы” (далее - Программа). Государственным заказчиком Программы выступил Госстрой России.
Основная цель Программы - улучшение ритуального обслуживания населения за счет создания правовой и материально-технической базы в сфере ритуального обслуживания, позволяющей обеспечить предоставление необходимого минимума услуг для достойного захоронения умерших граждан Российской Федерации, внедрения кремационных способов захоронения.
В ходе реализации Программы принят ряд федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, обеспечивающих правовую основу функционирования ритуальных предприятий, защиту интересов потребителей ритуальных услуг и определивших основные принципы взаимоотношений в данной сфере.
Одним из основных положений федерального Закона “О погребении и похоронном деле” являются гарантии достойного отношения к останкам и памяти умершего, а также предоставление установленного перечня ритуальных услуг на безвозмездной основе.
Множество серьезных проблем в развитии похоронной сферы обслуживания, в том числе по разработке и утверждению нормативно-правовых документов, регистрации их в Минюсте России, связано с тем, что Правительством Российской Федерации не определен специально уполномоченный государственный орган Российской Федерации в области похоронного дела. В то же время Госстрой России традиционно уже много лет осуществляет координацию и регулирование деятельности в области похоронного обслуживания населения, и именно ему направляются поручения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
В большинстве субъектов Российской Федерации не разработаны региональные законы о погребении и похоронном деле. В ряде субъектов соответствующие законы и постановления приняты в Калужской, Ивановской, Вологодской, Омской, Тверской областях, Санкт-Петербурге, Москве, Республике Адыгея, Чувашской Республике. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостаточно уделяют внимания вопросам состояния и развития похоронного дела, деятельности предприятий и организаций по предоставлению ритуальных услуг населению (Амурская, Курская, Пензенская, Омская, Нижегородская, Тамбовская области, Алтайский край, Республика Мордовия и многие другие).
Необходимо учитывать, что в условиях рыночной экономики предоставление ритуальных услуг является предметом предпринимательской деятельности сотен негосударственных предприятий, организаций, фондов и т.д. Каждая из таких организаций заинтересована в получении как можно большего числа заказов на похороны или установку надмогильных сооружений, а также в том, чтобы заказы были как можно дороже.
Стоимость похоронных услуг постоянно увеличивается. Объем предоставленных ритуальных услуг в 2002 году составил 8733,5 млн рублей.
В настоящее время на территории Российской Федерации деятельность по предоставлению ритуальных услуг осуществляют около пяти тысяч предприятий различных организационно-правовых форм собственности.
Если в 1996 году муниципальным предприятиям принадлежало около 70% рынка, то в настоящее время 60% ритуальных услуг предоставляют частные фирмы.
Анализ существующей практики показывает, что в регионах нередко превалирует коммерческая направленность предоставления похоронных услуг. Появилась достаточно жесткая конкуренция между предпринимателями в борьбе за заказы на организацию похорон. Имеются факты вымогательства, навязывания гражданам дорогостоящих услуг и предметов ритуального назначения. Наблюдается интенсивный рост цен на такие услуги и предметы. Подобные факты - следствие отсутствия деловой этики в похоронном деле. Цивилизованный подход возможен только на основе принципов сотрудничества государственных и негосударственных похоронных организаций.
В крупных городах проблемы в сфере ритуального обслуживания, как правило, связаны с высокими ценами в части предоставления похоронных услуг, сложностью решения вопросов отвода земельных участков под кладбища и крематории, нарушениями санитарно-гигиенических норм, отсутствием отечественного специализированного оборудования, этическими аспектами процедур захоронения.
Отмена лицензирования деятельности по оказанию похоронных услуг привела к свертыванию государственного и муниципального регулирования этой деятельности, снижению уровня защищенности граждан от недобросовестных предпринимателей, дала возможность бесконтрольно работать в этой сфере фирмам-однодневкам, случайным и неподготовленным людям.
Сегодня одна из острых проблем развития похоронных служб связана с тем, что действующий закон возлагает функции по погребению граждан на специализированные службы по вопросам похоронного дела (далее - Службы), создаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Со времени принятия закона во многих регионах не определен порядок создания и деятельности Служб. Исключением является Москва, где эти вопросы регламентируются законом города Москвы “О погребении и похоронном деле” и постановлением правительства Москвы.
В большинстве случаев вопросы Служб прямой директивой передаются муниципальным предприятиям, оказывающим похоронные услуги.
Вместе с тем, практически повсеместно в городах работают предприятия с частной формой собственности, которые длительной и успешной деятельностью доказали свой профессионализм и заслужили уважение граждан. Становится очевидным, что большинство функций, закрепленных исключительно за Службой, успешно выполняются и негосударственными предприятиями. Более того, закон не оговаривает муниципальную форму собственности Службы как обязательное условие.
Однако следует отметить, что пробелы в федеральном законодательстве и недостаточное нормативное регулирование ставят в неравное положение Службы, обязанные предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению, и другие похоронные организации, которые данные услуги могут, но не обязаны предоставлять.
Фиксированный размер пособия по погребению (1000 руб.) в большей степени не покрывает затрат Службы по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению.
Субъектами Российской Федерации не определен порядок возмещения Службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг в части, превышающей 1000 рублей.
Привязка социального пособия на погребение и стоимости гарантированного перечня услуг по погребению к фиксированной сумме приводит к увеличению разрыва между реальной стоимостью затрат по погребению, на которых отражаются инфляционные процессы, и размером возмещения. В связи с этим увеличивается число невостребованных умерших.
В среднем по отдельным регионам (Омская, Ивановская, Вологодская, Челябинская и ряд других областей) за 6 месяцев 2003 г. этот показатель увеличился на 21% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г.
Фактическая стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, рассчитанная по данным, полученным от Служб из различных регионов страны, составляет на 01.01.2003 в среднем по Российской Федерации 2650 рублей.
Госстрой России подготовил совместно с Комитетом Государственной Думы по делам ветеранов предложения по увеличению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Это может быть средняя по стране фактическая стоимость услуг с ежегодной индексацией или приравненная к одному из установленных государственных показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионах (например, величина прожиточного минимума, установленная в субъектах Российской Федерации в среднем на душу населения).
В соответствии с федеральным Законом “О погребении и похоронном деле” решение о создании мест погребений, порядке их деятельности принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются.
На сегодняшний день состояние подавляющей части объектов похоронного назначения не отвечает не только требованиям закона, но и элементарным требованиям техники безопасности. Отводимые под создание новых кладбищ земельные участки зачастую не пригодны для этой цели. В большинстве регионов кладбища расположены на территориях, подтопляемых в весенний период.
К сожалению, надо отметить, что органы местного самоуправления самоустранились от решения вопросов содержания и благоустройства кладбищ.
Многие муниципальные кладбища не ухожены и не благоустроены, никак не обозначены и не огорожены, их территории замусорены, имеются многочисленные факты вандализма.
Надмогильные сооружения пришли в негодность и требуют ремонта. Денег на эти цели практически не выделяют ни местные бюджеты, ни региональные, ни федеральный бюджет.
Нет дорог с твердым покрытием для прохода граждан и проезда катафальных тележек с гробом умершего, не говоря уже об организации обслуживания маломобильных посетителей.
Не предусмотрена система сбора и вывоза мусора, нет указателей участков кладбищ, планов размещения мест захоронений.
Крайне неприглядный вид имеют многие сельские кладбища и кладбища малых городов. Как правило, такое кладбище - это заросший бурьяном, кустарником и аварийными деревьями участок земли, на котором в хаотичном состоянии находятся захоронения различных размеров.
В настоящее время отсутствуют правоустанавливающие документы по созданию и эксплуатации кладбищ, выделению для них земельных участков; не определен порядок пользования местами захоронений; не решен вопрос использования “бесхозных” мест захоронений. На некоторых кладбищах такие могилы составляют 20 - 30% от их общего количества. За ними никто не ухаживает, на многих из них нет надгробий. Однако по действующему законодательству использовать их для новых погребений нельзя.
Нет утвержденного порядка эксгумации останков из таких могил и перезахоронения их в более компактном виде на другое место. В ряде случаев руководители кладбищ, пользуясь сложившейся ситуацией, производят в подобные могилы новые захоронения, при этом старые утрачиваются безвозвратно.
Эти проблемы затронуты в вышедших недавно в издательстве Госстроя России Рекомендациях по организации похорон и содержанию кладбищ в Российской Федерации, но эти рекомендации, к сожалению, не носят директивный характер и не подлежат обязательному исполнению.
Первоначально этот документ назывался Инструкцией по организации похорон и содержанию кладбищ. Однако Минюст России не усмотрел компетенции Госстроя России в разработке документа такого ранга и отказал в государственной регистрации.
Принятые в апреле 2003 г. санитарные правила и нормы “Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения” не отвечают современным требованиям ведения похоронного хозяйства. В СанПиНе не нашли отражения многие вопросы обустройства и содержания кладбищ с учетом сложившейся в регионах России практики похоронного обслуживания. Документ не был представлен на согласование в Госстрой России и другие ведомства, ведущие нормативно-методические разработки в похоронном деле.
В настоящее время старые кладбища продолжают разрастаться, вокруг многих из них не существует санитарно-защитных зон, что пагубно влияет на экологическую обстановку.
В городах сложилась такая ситуация, что муниципальные власти идут по простому пути: закончились места на кладбище - открывают новое, изыскивают средства для приобретения земли для его строительства. Если не изменится положение дел в похоронной отрасли, то лет через 50 наши города будут окружены не лесами и полями, а плотным кольцом кладбищ, которое неизменно будет увеличиваться.
В этой связи многие похоронные предприятия поднимают вопрос о возрождении закрытых кладбищ для повторного захоронения.
Например, в Тульской области была проведена перерегистрация захоронений на закрытых кладбищах. Выяснилось, что из 3000 захоронений перерегистрацию прошли чуть более 300. Повторное использование территорий закрытых кладбищ приведет к экономии земельных ресурсов, спасет от исчезновения особо ценные исторические захоронения.
Во многих регионах возникла проблема с выделением земель под строительство новых кладбищ. Отсутствие территорий в черте города вынуждает администрации обратить внимание на земельные угодья либо лесного, либо сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации при отводе земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для строительства кладбищ, убытки и потери при изъятии сельскохозяйственных или лесных угодий подлежат возмещению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 № 278 утверждены Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда. Для каждого региона определен расчет размера платы за перевод 1 га лесных земель в нелесные и изъятие 1 га земель лесного фонда (например, для Ивановской области он будет составлять 2,5 - 3 млн руб.). Однако средства, необходимые для указанных платежей, отсутствуют как в местных, так и в областных бюджетах.
Действующим законодательством Российской Федерации не урегулированы вопросы выделения, организации и содержания земельных участков, занятых местами захоронений.
Эти вопросы требуют своего уточнения в федеральных Законах “О погребении и похоронном деле”, “О плате за землю”, Лесном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных нарушениях, Земельном кодексе Российской Федерации, проекте федерального Закона “О переводе земель из одной категории в другую”.
В Правительстве Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения”. Этот проект предусматривает изменения и дополнения в Земельном кодексе Российской Федерации. Госстрой России просит при рассмотрении данного законопроекта в Государственной Думе озвучить и внести в него следующие изменения и дополнения:
- название законопроекта дополнить словами “в том числе места захоронения”;
- статьи 85 и 57 Земельного кодекса Российской Федерации дополнить: “в части отнесения кладбищ к землям поселений и землям общего пользования”;
- а также “в части освобождения от возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд с целью организации на них кладбищ”.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в чьем ведении находятся кладбища, в соответствии с Бюджетным кодексом следует предусматривать в бюджетах денежные средства на их организацию, развитие и содержание.
Вместе с тем, стоит учесть, что в настоящее время есть только один цивилизованный подход к сложившейся ситуации: это строительство крематориев во всех регионах страны, что на сегодняшний день вряд ли осуществимо без участия инвестиций частного капитала.
В России очень слабо развита такая форма погребения, как кремация. Крематории функционируют лишь в 10 городах страны. В среднем по Российской Федерации кремация не превышает 7%, тогда как в странах Европы и США этот показатель составляет около 80%.
В рамках реализации ФЦП “Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы” ЗАО “Диагностика аварийных ситуаций” разработаны проекты крематориев различного класса, налажено серийное производство кремационных установок ПКТ-400.
Внедрение кремации позволит ежегодно экономить 2000 га ценных пригородных земель и десятки миллионов рублей на обустройство новых кладбищ, создать дополнительные рабочие места, уменьшить расходы государства и граждан на ритуальные услуги.
Серьезной проблемой является организация подготовки и переподготовки кадров для похоронных организаций. Высокие требования предъявляются сейчас непосредственно к работникам предприятий похоронного обслуживания. Сегодня требуются хорошо подготовленные и профессионально обученные кадры.
К сожалению, только при Институте экономики сервиса Московского государственного университета сервиса создан и в течение 7 лет успешно функционирует Центр подготовки кадров для похоронной службы.
В сентябре 2003 года ЗАО “ДИАС” организовало обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана первой группы студентов старших курсов по специальности “Установки высокотемпературной утилизации”.
По всей видимости, необходимо рассмотреть вопрос об открытии в системе высшего и среднего специального образования кафедры по специальностям похоронной сферы обслуживания.
Очевидно, назрела крайняя необходимость совер- шенствования похоронного дела в целом. В первую очередь необходимо внесение изменений и дополнений в федеральный Закон “О погребении и похоронном деле”.
Проведенный Госстроем России анализ поступивших предложений из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показал, что наиболее актуальными проблемами, требующими первоочередного решения, являются следующие:
- определение сферы похоронного обслуживания как самостоятельной отрасли народного хозяйства и соответственное распределение полномочий между Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- решение на законодательном уровне вопросов, связанных с выделением земельных участков для кладбищ и их содержанием;
- увеличение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;
- восстановление лицензирования деятельности по оказанию похоронных услуг;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих похоронное дело в Российской Федерации.
Госстрой России внес свои предложения в проект Рекомендаций парламентских слушаний и передал в Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.
По всем поставленным вопросам мы надеемся на поддержку со стороны Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, соответствующих министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Союза похоронных организаций и крематориев.
Только совместными усилиями и плодотворным сотрудничеством мы сможем решить столь важную задачу по совершенствованию похоронного дела в Российской Федерации, поднять похоронное обслуживание населения на достойный уровень.

Вера ГРИГОРЬЕВА, зам. начальника отдела благоустройства и бытовых услуг Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Москва

Владимир Путин поручил повысить качество и доступность сферы ритуальных услуг, по сути, предложив распространить московский опыт их оказания на всю Россию. В столице в организации захоронений активно участвует государство, что, впрочем, не решает проблему деятельности серых агентов. Их оборот в стране достигает 120–150 млрд руб.


“Ъ” ознакомился со списком поручений по повышению доступности и качества ритуальных услуг, которые президент Владимир Путин дал правительству. В основу списка легли итоги проверки исполнения профильного законодательства, которую проводило контрольное управление президента в первом полугодии 2017 года. Поручения предполагают бесплатную организацию услуг по погребению в рамках гарантированного перечня по принципу «одного окна» с использованием номера пенсионного страхования. Среди других задач - инвентаризация действующих и заброшенных кладбищ, формирование единого подхода к оказанию ритуальных услуг по всей стране (создание специализированных служб, определение стоимости услуг, учет граждан, ответственных за места захоронения). Также президент ждет, что правительство закончит разработку закона о похоронном деле. В пресс-службе правительства подтвердили получение поручений, переадресовав остальные вопросы в Минстрой. Там на запрос “Ъ” не ответили.

Проблемы сферы ритуальных услуг сегодня сводятся к несогласованности действий органов власти, отсутствию единых стандартов оказания услуг и устаревшей законодательной базе (рынок регулируется законом от 1996 года), сообщается в материалах контрольного управления президента. Там обратили внимание, что из бюджетов разных уровней на выплату социальных пособий на погребение (в рамках гарантированного перечня) ежегодно выделяется 20 млрд руб. Объем рынка платных услуг в три раза больше - 60 млрд руб. (данные Росстата за 2015 год).

В большинстве регионов не созданы условия для оказания ритуальных услуг в рамках гарантированного перечня. Нет необходимого информирования населения, в каждом шестом регионе нет специализированных служб, которые могут оказывать услуги (часто их функции выполняет частный бизнес или учреждения в сфере транспорта и теплоснабжения). Тем, кто решил воспользоваться гарантированным перечнем, приходится оформлять более пяти документов в разных инстанциях. Есть регионы, где стоимость пакета не установлена, в других разнятся его стоимость и размер пособия, которое выплачивается для компенсации расходов.

Андрей Чибис, замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в 2014 году

Наша задача - создать цивилизованный и комфортный для потребителей рынок. Сегодня он представляет полный хаос

Качество ритуальных услуг в рамках гарантированного перечня может быть разным даже в одном регионе. «В Республике Коми, в городских округах Сыктывкар, Сосногорск и Ухта, предусмотрено предоставление необитого деревянного гроба, а в муниципальных районах Прилузский и Усть-Куломский - деревянного гроба, обитого тканью»,- приводит пример контрольное управление президента. Расхождения есть и в организации погрузочно-разгрузочных работ - где-то их вместо специализированных служб выполняют родственники.

Все это привело к тому, что на рынке ритуальных услуг растет доля серых агентов, работа которых стоит в 10–15 раз дороже. Объем этого неучтенного сегмента услуг в контрольном управлении оценивают в 120–150 млрд руб.

Для решения проблем, связанных со сложившейся практикой резервирования мест под захоронение на платной основе (в отдельных случаях стоит более 1 млн руб.), нужно создавать коммерческие кладбища, считают в контрольном управлении. Еще одной проблемой там называют отсутствие полного перечня мест для захоронения. По данным Минстроя, в России 80 тыс. кладбищ, а с учетом заброшенных и бесхозных эта цифра в несколько раз выше.

Перечисленные проблемы в сфере ритуальных услуг общие для всей страны, считает президент Союза организаций ритуального и похоронного обслуживания Москвы Андрей Стосков. «Но с учетом опыта столицы в этой области трудно поверить в эффективность предложенных мер»,- говорит он. Московские специализированные службы исторически оказывают ритуальные услуги на этапе организации похорон (то есть до ворот кладбища) и по гарантированному перечню (его сумма в этом году около 16 тыс. руб.). В столице есть свой закон, регулирующий рынок ритуальных услуг, который при успешной реализации планировалось масштабировать в рамках страны. Есть также городское предприятие ГБУ «Ритуал», ставшее почти монополистом рынка. «Ни одна из этих мер не помогла решить проблему серых агентов»,- говорит господин Стосков. Доля заказов, обрабатываемых ими, оценивается в 80%.

Екатерина Геращенко

Исходя из особенностей ритуально-похоронной сферы и необходимости разрешения имеющихся в отрасли проблем необходимо, прежде всего, обеспечить координацию работы органов местного самоуправления, частных, муниципальных и государственных предприятий. Такая координация наиболее целесообразна через государственно-частное партнерство как важнейшего инструмента разрешения проблем отрасли и стимулирования ее развития. Существующая система финансирования материально-технических объектов ритуально-похоронного назначения, основанная на выделении средств из местного бюджетов, не обеспечивает их должного развития, и даже нормативного функционирования. Зачастую не хватает денег на благоустройство новых кладбищ и крематориев. Разрешение этой проблемы также возможно на путях государственно-частного партнерства, которое все шире реализуется во многих отраслях экономики. Применительно к ритуально-похоронной сфере государственно-частное партнерство может реализоваться по следующим направлениям:

Частное финансирование: деловое участие в строительстве новых

кладбищ, крематориев, пантеонов, усыпальниц, колумбарных стен, склепов; развития автокатафального транспорта и транспорта для перевозки тел умерших с места смерти в лечебно-профилактическое учреждение; развития производственной базы по изготовлению предметов ритуально-похоронного назначения (гробы, венки, фото, надгробные сооружения и т.д.).

Муниципальное финансирование: строительства новых муниципальных, государственных кладбищ и крематориев; содержания и благоустройства муниципальных, государственных кладбищ, военно-мемориальных комплексов, участков; создания и содержания моргов лечебно-профилактических учреждений; создания и содержания пантеонов.

Формирование в регионах Попечительских (экспертных) советов по вопросам похоронного дела, в которые на паритетных началах входят представители органов муниципального и/или государственного управления; муниципальных (государственных) и частных предприятий ритуально-похоронной сферы; общественных и религиозных организаций. Такой Совет принимает участие в обсуждении всех документов по вопросам развития и функционирования системы ритуально-похоронного обслуживания до их принятия соответствующими органами управления. Таким образом, обеспечивается совместное участие частных и муниципальных структур в разработке и принятие всех основных нормативных и директивных документов регламентирующих деятельность предприятий отрасли в регионах.

Формирование специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Постоянное взаимодействие специализированных служб по вопросам похоронного дела с органами государственного (муниципального) управления в частности с управлениями (отделами) ЗАГС. Взаимодействие осуществляется также с государственными учреждениями здравоохранения, системы МВД, Роспотребнадзора и т.д.

Договорное взаимодействие сотрудничество муниципальных предприятий ритуально-похоронной сферы (как правило, это кладбища) и хозяйственными обществам, товариществами, которые принимают заказы на ритуально-похоронные услуги. Исполнение заказов осуществляется на основе кооперации частных и муниципальных предприятий отрасли, в соответствии с заключенным договором между ними.

Сертификация ритуально-похоронных услуг предусмотрена законом РФ от 12.01.1996 г. №8 ФЗ «О погребении и похоронном деле»: Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержания. Пункт 6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность. Однако на практике эта норма почти не работает. Через взаимодействие государственных и частных структур сертификация должна заработать в полном объеме и стать мощным рычагом повышения качества ритуально-похоронных услуг.

Создание добровольных формирований предприятий и фирм ритуально-похоронной сферы Союзов, Ассоциаций, Корпораций и т.п. В них входят как частные, так и муниципальные организации.

Существующие полномочия субъектов управления похоронным делом целесообразно расширить:

определить ответственный федеральный орган исполнительной власти и поручить ему выработку единой политики развития похоронного дела;

закрепить законодательно полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по организации похоронного дела;

четко прописать полномочия муниципальных образований в Законе РФ о погребении;

законодательно закрепить полномочия и ответственность в области создания негосударственных похоронных объектов;

законодательно закрепить введение обязательного саморегулирования в похоронной отрасли;

определить порядок создания и содержания вероисповедальных кладбищ;

законодательно закрепить право владения и пользования местами захоронения, установить возможность создания потребительских союзов .

Исходя из реалий рыночной экономики и особенностей сферы ритуально-похоронного обслуживания органы местного самоуправления на законодательной основе должны решать комплекс задач по обеспечению бесперебойного и эффективного функционирования отрасли на территории муниципального образования:

1. Организация захоронения умершего. Любой умерший человек должен быть обязательно достойно похоронен независимо от материальных возможностей его или его близких, взявших на себя ответственность за погребение. Необходимо в обязательном порядке обеспечить 100% выполнения этой задачи: она должна решаться, с пониманием того, что ритуальные услуги - единственный вид бытовых услуг, который предоставляется в полном объеме при любом материальном достатке заказчика по каждому объекту обслуживания, т.е. применительно к каждому покойному. Погребение неопознанных тел осуществляется за счет государства на специально выделенных участках муниципальных кладбищ или на отдельных кладбищах.

Погребение умерших малоимущих граждан - осуществляется на безвозмездной основе любой специализированной службой по вопросам похоронного дела. Погребение военнослужащих, военных пенсионеров, участников Великой Отечественной войны осуществляется за счет Государства в установленном порядке.

2. Обеспечение равных условий для всех участников рынка ритуальных услуг.

3. Обеспечение регулирования рынка ритуальных услуг в условиях, когда отменено лицензирование этих услуг. Соответственно должна быть реализована Государственная поддержка специализированных служб по вопросам похоронного дела. Одновременно следует ограничить число таких служб, имея в виду особенность этого рынка: количество заказов на захоронение в данном регионе является величиной постоянной.

Соответственно и количество коммерческих организаций ритуальных услуг населения должен быть постоянным и небольшим, чтобы полностью обеспечить потребности заказчиков. Мировая практика подтверждает этот вывод. Похоронное дело - это прерогатива муниципальных властей, главная задача которых обеспечить баланс между удовлетворением потребностей в ритуально-похоронных услугах и количеством организаций, предоставляющих такие услуги.

4. Повышение роли организаций, в составе которых имеются кладбища, как важнейших социально-значимых объектов. Соответственно такие организации необходимо поддержать, в том числе: финансировать содержание и благоустройство кладбищ; обеспечить своевременную оплату за выполнение захоронений, на безвозмездной основе, неопознанных тел и умерших малоимущих граждан; финансировать приобретение оборудования, реконструкцию крематориев, монтаж, наладку новых печей; создание новых и расширение действующих кладбищ; организовать подготовку кадров, обмен опытом, устранение последствий стихийных бедствий; обеспечить моральную поддержку работников ритуальных служб.

5. Главная задача, которую предстоит решить - это обеспечить социальную защиту малоимущих граждан при предоставление им ритуальных услуг и одновременно повысить уровень качества предоставляемых услуг (услуг кладбищ и крематориев). В этих целях в регионах целесообразно законодательно установить хорошо зарекомендовавший себя в других регионах порядок предоставления социального пакета ритуальных услуг по твердой государственной (муниципальной) цене.

6. Преодолеть и устранить намечающийся дефицит земли для захоронения умерших гробом, прежде всего, за счет развития кремации умерших. Должен быть отлажен такой механизм использования кладбищ, когда оно работает постоянно. В частности путем формирования семейных (родовых) захоронений .

Таким образом, назрела необходимость разработки единых норм и правил оказания ритуальных услуг не только на федеральном, но и на муниципальном уровне. Существующий комплекс законодательных проблем может быть разрешен подготовкой новой редакции Федерального закона «О похоронном деле», что потребует также одновременного внесения поправок в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации и некоторые другие федеральные законы. Принятие таких правил станет мощным инструментом упорядочения этого специфического кластера экономики. Еще одним серьезным шагом к наведению порядка в похоронном деле может стать совместная работа всех ритуальных агентств на основе некоммерческого партнерства.