Что за танк т 10. Военное обозрение и политика

Следующая модификация танка Т-10 — «объект 272» — разрабатывалась в соответствие с решением пленума Научно-технического комитета ГБТУ, состоявшегося 14 декабря 1954 г. Первоначально её ведущим инженером был назначен А. Шнейдман, затем руководство работами передали П. Михайлову.

Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка. 122-мм орудие Д-25Т, которое устанавливалось ещё на танках ИС-2, было, наконец, отправлено на покой. Вместо него танк получил существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17), хотя и того же калибра.

Т-10М в засаде на учения западной группы войск.

Само орудие М-62 проектировалось в КБ завода №172 в Перми (тогда ещё г. Молотов) под руководством главного конструктора М.Цирульникова. Опытные экземпляры прошли испытания в 1953 г. и показали значительно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с при бронепробиваемости 225 мм на расстоянии 1000 м. У Д-25 эти характеристики равнялись, соответственно, 795 м/с и 145 мм. Кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа, поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.

Опытный образец стабилизированного в двух плоскостях орудия М-62Т2С прошёл заводские испытания летом 1955 г. Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 г. и установлены на «объект 272» с прицелом наводчика Т2С-29-14.

Обновили на танке и вспомогательное — пулемётное — вооружение, оснастив его более мощными 14,5-мм КПВТ. Один из пулемётов, спаренный с орудием, мог использоваться и в качестве пристрелочного на дальностях до 2000 м. На его прицеле Т2С-29 для этого имелась специальная прицельная шкала. Другой пулемёт — зенитный с коллиматорным прицелом ВК-4 — размещался на башне, на погоне люка заряжающего; его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости из этого пулемёта можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир — ТКН-1Т, механик-водитель — ТВН-2Т, наводчик — ТПН-1-29-14 «Луна», позволявший вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м.

Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.

Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм.

Запас возимого топлива довели до 400 л за счёт двух новых баков, которые разместили на кормовой части корпуса.

Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы.

В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т.

Государственные испытания «объекта 272» завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству.

К этому времени к выпуску новой модификации подключили Л КЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удавалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: «объект 272» — ленинградский и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске.

Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серии вплоть до 1962 г., когда производство Т-10М в Челябинске завершилось; на ЛКЗ их выпуск продолжался до конца 1965 г.

С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина «объект 272К» на базе Т-10М, предназначенная для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Дальность связи Р-112 при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК (выпускались только на ЛКЗ).

В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию, первоначально разработанную в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объёме 100 л топлива.

С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.

С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».

Очередная модернизация танка Т-10М была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте и если в 1950-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 1960-х ситуация изменилась. 105-мм орудия американского танка М60 и 120-мм английского «Чифтен», выпускаемых в тот период, поражали Т-10М. Калиберные бронебойные снаряды нашего орудия М-62 не брали лобовую броню этих танков.

Противотанковый ракетный комплекс «Малютка». Переносной пехотный вариант: ракеты на пусковых установках в боевом положении, пульт управления с монокулярным визиром и аппаратурой наведения обороны противника, в которые входило по три ттп, вооруженных 195 машинами. Именно сюда и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.

В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и Государственного комитета по оборонной технике началась разработка 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, приняли на вооружение 30 ноября 1964 г. С 1967 г. в боекомплект Т-1 ОМ был включен и бронебойноподкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м.

В 1963 г. небольшое количество танков Т-1ОМ дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка». Такими же ПТУР и тогда же пытались довооружить и средние танки.

Можно утверждать, что танк Т-10 оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжёлых танков.

В начале 1950-х годов, когда началась разработка Т-10, тяжёлые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США — М103 (1956 г.) и Англия — «Конкэрор» (1954 г.). Однако оба эти танка уступали Т-10: были тяжелее и выше, имели небольшую скорость; за счёт того, что они оснащались карбюраторными двигателями, их запас хода по топливу был значительно ниже, не говоря уже о существенно большей пожароопасности. «Конкэрор» с 120-мм нарезным орудием, оказавшимся чрезвычайно громоздким, мог похвастаться только одноплоскостным в вертикальной плоскости стабилизатором, а М103 — вообще такового не имел. Т-10А уже в 1956 г. оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б — двухплоскостным. На зарубежных танках отсутствовала система ПАЗ, не имели они и возможности преодолевать водные преграды по дну. Правда, советский танк несколько уступал им по броневой защите передней части корпуса, зато значительно превосходил по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 отвечал основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжёлым машинам того периода.

Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, в соответствии с этим называя его самым массовым тяжёлым танком в мировом танкостроениии. На деле всё оказалось намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 г. было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжёлых танковых дивизий, которые стали формироваться с 1954 г.

В этот период в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия проводились мероприятия по изменению штатной организации войск. С целью повышения живучести армейских подразделений в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортёров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 г., в танковом полку танковой дивизии состояло 105 машин (ранее их было 65). Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. С того же года стали формироваться ттд, предназначавшиеся для прорыва укрепленной линии противника.

Первыми были развернуты две тяжёлые танковые дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Это были 13-я гвардейская Бобруйско-Берлин-ская Краснознамённая ордена Суворова и 25-я гвардейская Краснознамённая. Позже к ним присоединились 5-я Кор-суньская Краснознамённая ттд и 34-я Днепровская ордена Суворова из состава Белорусского военного округа, а также 14-я гвардейская Бахмачская дважды Краснознамённая ордена Суворова ттд из Киевского военного округа. Для их формирования использовались как личный состав, так и материальная часть расформированных в 1956 г. отдельных тяжёлых танкосамоходных полков.

В составе Сухопутных войск ттд просуществовали до начала 1970-х гг., когда в армейские соединения стали поступать основные танки Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80. По своим боевым характеристикам они значительно превосходили тяжёлые Т-10, которые постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжёлые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 г., уже в Российской Армии.

Танк Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти машины никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность показать себя, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76). Единственной крупной войсковой операцией, в которой приняли участие Т-10, стала операция «Дунай» — ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». Они находились в составе 13-й ттд 1-й гвардейской ТА и в 25-й Краснознамённой дивизии 20-й гвардейской Краснознамённой армии.

ЛУЧШИЙ В СВОЕМ КЛАССЕ
Основу современной бронированной военной техники составляют, как известно, . Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и Высокую .
Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый T-10M, который признан лучшим в своем классе.
Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов. Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет Л 130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит; он как бы стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу.
Для стрельбы применяются двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг. Соответственно этому и артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором - 47,76кг. Как видим, выстрелы довольно внушительные, что заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой без малого полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание. В последнем случае заряжающий действует в два приема: сначала из одной боеукладки берет снаряд и досылает его в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки достает гильзу и досылает ее вслед за снарядом. Затвор автоматически закрывается - орудие готово к стрельбе.
Надо сказать, что конструкторы сделали, пожалуй, максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает заряжания - каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям. Задача заряжающего - положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает . Боевая скорострельность достигает 3 - 4 прицельных выстрелов в минуту.
Танковая снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй - инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.
Устройство танковой пушки в принципе такое же, как и у обычного полевого орудия: длинный , дульный , затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом. Хотя несколько отличительных особенностей все-таки есть. Ведь внутренний объем боевого отделения тайка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности - жесткие. Особая забота - обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели.
Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали; ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект, как система, моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него м удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель практически с той же точностью, как и с места.
Теперь о пулеметах. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый), который является одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его - 200 г, из них на пулю приходится целых 64 г. Это, в сущности, уже небольшой снаряд, который к тому же разгоняется в канале ствола до весьма высокой начальной скорости - 945 м/с.
Один пулемет спаренный - он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м. Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий.
Другой пулемет зенитный - размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.
Несколько слов о боекомплекте. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 Патрона к сигнальному пистолету.
Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня , вооружение, вооружения, силовая установка , силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка - 50 т.
Броневой корпус и - основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы.
Следующий важнейший показатель боевых качеств танка - маневренность. Несмотря на довольно значительную массу, тяжелый танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью.
Первое из этих качеств - способность преодолевать за короткое время большие расстояния и самое главное - стремительно атаковать противника. Основные показатели подвижности - средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35 - 40 км/ч. Максимальная же скорость - 50 км/ч. Трудно переоценить важность и такого показателя, как запас хода, то есть дальность действия танка на одной заправке топлива. Здесь многое зависит от состояния пути; по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км.
Термин "поворотливость" подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц - 2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке".
Наконец, третье слагаемое маневренности - проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Здесь есть предельные цифровые ограничения, о которых должен твердо помнить экипаж. Например, максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел - 30°. Такие показатели устойчивости считаются хорошими.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ


Разумеется, Т-10М не застрахован от попадания снаряда или противотанковой ракеты. При этом может возникнуть пожар. Бороться с ним призвана автоматическая противопожарная система, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термоэлектрозамыкателя его мембрана прогибается и нажимает на микрокнопку - замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается его мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет.
В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу. Для запала и сброса двух больших дымовых шашек, установленных на его корме, достаточно нажать кнопки на щитке в отделении управления.





Г - направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 - прицел Т2С-29, 3 - прицел ТПН-1, 4 - наблюдения наводчика ТПВ-51, 5 - осветитель ОУ-ЗТ, 6 - командирская башенка с семью призмами наблюдения и прибором ТПКУ-2, 7 - кормовой ящик ЗИП, 8 - над двигателем, 9 - поддерживающий каток, 10 - кормовой , 11 - ведущее колесо с грязеочистителем, 12 - большие дымовые шашки БДШ, 13 - трак гусеницы с пальцем, 14 - , 15 - выпускные окна эжекторов, 16 - сетки окон над радиаторами, 17 - окно впуска воздуха в зимой, 18 - укрывочный брезент, 19 - Л-2, 20 - смотровой прибор заряжающего ТНП, 21 - спаренный пулемет КПВТ, 22 - люк заряжающего, 23 - бревно для самовытаскивания, 24 - щитки-отражатели, 25 - ящик ЗИП, 26 - люк механика-водителя танков Т-10 ц Т-10А, 27 - люк механика-водителя танка Т-10М, 28 - окно для пулемета ДШК, 29 - колпак вентилятора, 30 - прицел ТПС-1, 31 - окно прицела ТУП, 32 - окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 - окно для впуска воздуха в двигатель летом, 34 - люк для обслуживания системы смазки, 35 - люк запасного выхода, 36 - зенитный пулемет КПВТ.
А - башня танка Т-10, Б - башня танка Т-10А, В - маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г - башня танка Т-10М, Д - люк заряжающего танка Т-10М, Е - зенитный пулемет ДШК, установленный на турели люка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж - днище корпуса.
Тяжелые танки серии Т- 10 (
Т-10 , Т-10А. Т-10Б и Т-10М) были созданы в 50-е годы на основе опыта, накопленного при конструировании танков ИС-4 и ИС-7.
Корпуса танков имеют идентичную конструкцию с наклонными верхними и с гнутыми бортовыми листами и конфигурацией лобовой части по типу ИС-3 ("щучий нос"). Башни - литые, обтекаемой формы, с переменной толщиной и разным наклоном стенок. Ходовые части танков состоят из 44 необрезиненных опорных и 6 поддерживающих катков, 2 направляющих и 2 ведущих колес. У каждого из последних спереди установлены грязеочистители, закрепленные болтами на борту танка. Подвески - независимые, торсионные, с гидравлическими амортизаторами. Гусеницы - мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с 88 траками каждая.
Установленная на танке Т-10 122-мм пушка Д-25ТА была спарена с пулеметом ДШК. Другой пулемет ДШК был смонтирован на турели люка заряжающего. Наведение пушки осуществлялось при помощи телескопического прицела ТШ-2-27. На Т-10 применялся 12-цилиндровый V-образиый быстроходный В-12-5 мощностью 700 п. с.
Танк Т-10А отличался от базового образца установкой на нем пушки Д-25ТС со стабилизатором вертикального наведения ПУОТ и эжекциоиным устройством для продувки канала ствола. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Кроме того, на танке появился ночной прибор механика-водителя ТВН-1.
Следующей модернизацией была установка двухплоскостного стабилизатора и нового прицела Т2С-29. Этот танк получил марку Т-10Б.
Все эти модификации внешне отличались друг от друга лишь наличием или отсутствием эжектора на стволе пушки, а также формой и расположением амбразур выходов и бронировок приборов наблюдения и прицеливания.
На танке Т-10М была установлена 122-мм пушка М62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором "Ливень" и прицелом Т2С-29, а также двигатель В-12-6 с турбонаддувом. Этот танк отличается от всех предшествующих наличием новой пушки, имеющей большую длину ствола и щелевой дульный тормоз, установкой спаренного и зенитного пулеметов КПВТ вместо ДШК, конструкцией крыши силового отделения, наличием ночных приборов командира, наводчика и водителя и, наконец, новой формой бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, изменена конструкция крышки люка механика-водителя.
Танк Т-10М - последний серийный тяжелый танк в мире и одновременно последний серийный танк, на котором была применена лобовой части корпуса "щучий нос". В начале 80-х годов она вновь возникла на английском опытном танке "Чифтен-900".
В ходе одностороннего сокращения Советских Вооруженных Сил танки Т-10 снимаются с вооружения. Часть их будет отправлена на переплавку, часть передается в народное хозяйство для установки на них различного оборудования.
Библиография:
Моделист-Конструктор №2 за 1990 г.

Энциклопедия танков . 2010 .


Вступление


Многие считают танк Т-10 какой то уникальной конструкцией. На самом деле это тот же только сконструированный в спокойной обстановке. Посмотрите на фотографии в начале статьи. Вроде два танка ИС-3. А теперь прочитайте статью и определите какой из них всё таки Т-10.

История разработки танка Т-10

Всё как обычно началось с ущербной идеи создать не уязвимый танк. Почему идея была (и остаётся) ущербной? Потому что законы физики сложились так, что средства нападения всегда превосходят средства защиты. Что бы добиться этой самой абсолютной неуязвимости начали активно увеличивать толщину брони. Вес изделия автоматически увеличивался сам собой. Было много вариантов тяжелых танков но я остановлюсь на двух самых главных монстрах.

Танк ИС-4



Это был рекордсмен по толщине брони среди танков спроектированных сразу после войны.

Сами видите - сто шестьдесят миллиметров лобовая броня корпуса и двести пятьдесят миллиметров лоб башни. Вес машины достиг шестидесяти тонн. Корпус был очень похож на корпус танка Т-34, только в самом низу присутствовало небольшое корыто напоминая что это всё таки серия ИС. Цена около миллиона рублей. Для сравнения Т-54 в то время стоил около трёхсот тысяч.
В качестве вооружения использовалась всё та же танковая пушка калибра сто двадцать два миллиметра.
Танку добавили ещё один опорный каток на сторону. Двигателю, всё от того же танка Т-34, дали новое название и приписали огромную мощность. Но законы физики бумажными приписками не обманешь - танк ИС-4 категорически отказывался двигаться. Поэтому его производство ограничилось примерно сотней экземпляров.

Танк ИС-7

На этом варианте снова вернулись к идиотской форме носа - видимо забыли как на испытаниях рассыпался по сварочным швам ИС-3. Что бы танк смог хоть немного двигаться на него установили морской дизель мощностью более тысячи лошадиных сил. Правда и места дизель занимал много. Поэтому размеры корпуса пришлось увеличить, вес возрос до шестидесяти восьми тонн. А вот толщину лобовой брони корпуса пришлось уменьшить до ста двадцати миллиметров. То есть из за чего всё затевалось (абсолютная неуязвимость) тем пришлось и пожертвовать.
Вооружение было очень мощное - сто тридцати миллиметровая пушка с баллистикой морского орудия. Снаряд весом тридцать три килограмма имел максимальную начальную скорость девятьсот метров в секунду.
На испытаниях танк ИС-7 якобы летал как ласточка. Правда в конце концов двигатель загорелся и спалил весь танк. Видимо всё было не совсем хорошо, а скорее всего очень даже плохо. Но не смотря на всё это, танк сгоревший на испытаниях продолжают называть шедевром конструкторской мысли.
После этого решили не строить больше танков весом более пятидесяти тонн. Так появился Т-10. А почему он не стал ИС-10? Да просто Сталин к тому времени умер а Никита Сергеевич был против больших кораблей и танков. И в этом он в общем то был прав. Не потянула бы страна космос, танки по сто тонн и линейные корабли с авианосцами.

Танк Т-10

Все корпуса танков серии ИС очень похожи и напоминают корыто с разной степенью развала бортов. У Т-10 корпус слегка изменили завалив борта корыта немного вовнутрь.

Но внешне, за счёт экранов эти различия почти не заметны. Башня по началу мало отличалась от башни ИС-3. Поэтому на фотографиях в начале статьи кажется что сфотографированы два танка ИС-3. Но танк Т-10 выдаёт лишний опорный каток. Их у него семь.
А красивым Т-10 стал чуть позже, когда ему немного облагородили башню, на на пушку одели щелевой дульный тормоз и систему автоматической продувки ствола.

На фотографиях видно как менялась башня и дульный тормоз у орудия. Именно щелевой дульный тормоз и система продувки ствола и дают восемьдесят процентов красоты внешнему виду танка.










Кому бы он был нужен без своего чудесного дульного тормоза. Хотя для танка дульный тормоз большое зло. Он очень мешает своими поперечными вихрями следить за трассером снаряда. И если попадание фугасного или кумулятивного снаряда можно отследить по взрыву, то с какой стороны от цели пролетел трассер бронебойного снаряда практически заметить не возможно.

Бронирование танка Т-10

На этом танке конструкторы наконец то поняли поняли, что башня сильно проигрывает корпусу в бронировании. Сразу понять это не просто. Вроде у ИС-4 лоб корпуса прикрывают броневые плиты толщиной сто шестьдесят и сто сорок миллиметров а башня в лобовой проекции двести пятьдесят миллиметров. Но лобовые броневые листы стоят под углом и по отношению к траектории снаряда их толщина увеличивается. При угле в шестьдесят градусов приведённая толщина увеличится в двое и составит двести восемьдесят миллиметров. Поэтому у танка Т-10 при толщине башни в лобовой проекции двести пятьдесят миллиметров, лобовая наклонная броня корпуса составляла всего сто двадцать миллиметров.

Оценка танка Т-10

Для парадов и для постоянного испытывания гордости за родную страну отличная машина. Для реальных боевых действий практически бесполезна.


Бронекорпус танка Т-10 имел сварную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта – составные из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса выполнялся откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии, как у Т-34.

Днище корпуса – штампованное, корытообразной формы; в задней своей части – плоское. Жёсткость его усилена вваренными кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или резьбовыми пробками.

Место механика-водителя – впереди по оси машины. В движении он мог пользоваться приборами наблюдения: ТПВ-51, установленным в крышке люка, и двумя ТИП – вверху корпуса.

Башня – литая, с переменными углами наклона стенок. Передняя часть её крыши отливалась заодно с корпусом, а задняя – приваривалась. Справа в крыше находился люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемёта; над люком слева размещалась командирская башенка с прибором наблюдения ТПКУ. По окружности верхнего погона башенки находились семь приборов наблюдения ТНП. Для наводчика и заряжающего в башне имелись три прибора ТПБ-51.

Толщина брони передней части – 250 мм, литой части крыши – 40 мм. Механизм поворота башни – планетарный, с ручным и электрическим приводами.

Основное вооружение – 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, как и спаренный с ней 12,7-мм пулемёт ДШКМ, устанавливалась в литой маске башни. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Прицел – телескопический ТШ2-27. При заряжании применялся механизм досылания, скорострельность при этом составляла 3 – 4 выстр./мин; при заряжании вручную – 2 – 3 выстр./мин. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках. Прицельная дальность ведения огня составляла 5000 м, максимальная дальность стрельбы – 15 000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда – 795 м/с.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ, снабжённый коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект – 1000 патронов: 300 – к спаренному пулемёту и 150 – к зенитному укладывались, соответственно, в шесть и три штатные патронные коробки; ещё 550 патронов находились в цинковых коробках.







1 – передняя литая часть крыши; 2 – вварной лист крыши; 3 – колпак вентилятора; 4 – крышка люка заряжающего; 5 – отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6 – крышка люка командира; 7 – стакан антенного ввода; 8 – отверстие для прибора наблюдения; 9 – поручень; 10 – рым; 11 – окно для прицела; 12 – пальцы для крепления рамки пушки; 13 – дождевой щиток; 14 – окно для спаренного пулемёта ДШК; 15 – отражатель



Дизельный двигатель В-12-5 – 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Его основные особенности: наличие центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, позволившего увеличить его мощность, и двух суфлёров на верхнем картере; оборудование комбинированным масляным фильтром Кимаф-3 и двойным подводом масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения смазкой при запуске; отсутствие выпускных коллекторов. Запуск двигателя осуществлялся электростартером типа СТ 700А или сжатым воздухом.

В топливную систему танка входили три внутренних бака: два задних ёмкостью по 185 л и один передний на 90 л, соединённые между собой трубопроводами. Кроме того, на крыльях в корме танка разместили по одному наружному топливному баку ёмкостью по 150 л, подключённых к топливной системе танка. Таким образом, запас топлива составлял 760 л. Начиная с июня 1955 г. стали устанавливать в корме ещё 270-литровый внутренний бак.

Система охлаждения – жидкостная, закрытая, эжекционная. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа.

Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК» и двух двухступенчатых бортовых передач. Всего обеспечивалось восемь передач вперёд и две назад. Главный фрикцион в его классическом понимании в трансмиссии отсутствовал, нейтральное положение в механизме передач и поворотов можно было получить при его выключении. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода.

Ходовая часть танка имела ведущие колёса заднего расположения со съёмными венцами с 14 зубьями. На каждом борту было по семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка – независимая, с пучковыми торсионами по семь стержней. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве подрессорников применялись буферные пружины.

Гусеница – мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой цепи – 88, шаг трака – 160 мм, ширина – 720 мм.

Система электрооборудования – однопроводная, 24-вольтовая. Применялись генератор Г-74 и четыре аккумуляторные батареи.

Связь устанавливалась радиостанциями 10РТ-26Э, внутренняя – ТПУ-47-2 на четыре абонента.

Танк оборудовался также автоматической углекислотной системой ППО с термозамыкателями. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5.





В 1950 г. в ленинградском СКБ-2 (с 1951 г. – Особое конструкторское бюро танкостроения, ОКБТ) началась разработка систем стабилизации вооружения танка Т-10. Это позволило бы существенно поднять вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу. Дело в том, что для произведения прицельного выстрела требовалась небольшая остановка танка хотя бы на пару минут – это называлось «вести стрельбу с коротких остановок». В таких случаях наводчик, обнаружив цель, отдавал команду механику-водителю: «Короткая», и водитель должен был моментально остановить машину. Наводчик уточнял наводку орудия, производил выстрел, после чего движение продолжалось. При этом снижался темп атаки, увеличивалось время пребывания под прицельным огнем противотанковой артиллерии противника.

Лишь на сравнительно ровной местности наводчик мог произвести прицельный выстрел на ходу и без остановки танка. Однако статистика показывала, что и в этом случае вероятность поражения цели составляла всего 1 – 2%, то есть на 100 выстрелов оказывалось 1 – 2 попадания. Учитывая, что боекомплект большинства танков не превышал 50 снарядов, можно было считать, что при стрельбе с ходу танк, даже расстреляв весь свой боекомплект, мог вообще не попасть в цель.

Рассматривалось два варианта стабилизации танкового вооружения. В первом силовая стабилизация пушки и башни, при которой орудие и жёстко связанный с ним прицел постоянно следят за целью. Во втором – предусматривались высокоточная стабилизация поля зрения прицела и силовая подстабилизация пушки и башни. Недостатком первого варианта являлось то, что при заряжании, когда пушка блокировалась на заданных углах возвышения, наводчик лишался возможности наблюдать за целью. Второй вариант был лишён такого недостатка, что значительно облегчало условия работы наводчика, но оказался намного сложнее в изготовлении и эксплуатации. Конструкторы ОКБТ под руководством Г. Андандонского пошли по более сложному пути. Они разработали совместно с Красногорским механическим заводом технический проект, предложив на первом этапе стабилизировать вооружение только в вертикальной плоскости, колебания в которой имели наибольшее значение для поражения цели.

Такая система стабилизации испытывалась на опытном экземпляре машины, зарегистрированной как «объект 267 сп.1» (сп.1 – первая спецификация). Разработчики применили принципиально новый перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 (танковый перископический стабилизированный), одно из его зеркал стабилизировалось в вертикальной плоскости с помощью гироскопического устройства. Точное наведение обеспечивал электрогидравлический привод за счёт работы датчика по разности углов установки прицела и пушки.



1 – прилив для прицела ТПС-1, 2 – кронштейн прицела ТПС-1, 3 – колпак вентилятора, 4 – крышка люка заряжающего, 5 – стакан антенного ввода, 6 – крышка люка командира, 7 – поручень, 8 – отверстие для прибора наблюдения, 9 – рым, 10 – отвер-стие для тяги крепления рамки пушки, 11 – дождевой щиток, 12 – окно для прицела, 13 – окно для пулемёта ДШК


Испытания показали, что такая система «с независимой линией визирования» оказалась значительно эффективнее «зависимой», принятой позднее на среднем танке Т-54/55, в которой от датчиков гироскопа стабилизировалось орудие, а прицел имел с ним жёсткую механическую связь. Таким образом, модернизированное орудие Д-25ТС получило одноплоскостной стабилизатор ПУОТ-1 «Ураган».

Установка новых приводов повлекла за собой изменение формы броневой маски и передней части башни. Характерным внешним отличием орудия Д-25ТС стало наличие на его стволе эжектора, позволившего существенно снизить загазованность боевого отделения во время стрельбы.

В середине 1955 г. на Кировском заводе изготовили пять образцов танка «объект 267 сп.1» и провели полный цикл испытаний системы стабилизации.

Танк Т-10 с одноплоскостным стабилизатором орудия был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-10А постановлением Правительства № 649-378сс от 17 мая и приказом министра обороны от 11 июня 1956 г. В том же году на Челябинском тракторном заводе началось серийное производство таких машин, получивших обозначение «объект 730А». В 1956 г. успели построить 30 танков Т-10А.

Одновременно со стабилизацией орудия на Т-10 были также внедрены прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48.

Тяжелый танк Т-10М, в экспозиции музея Великой отечественной войны, Киев.

Танк Т-10Б

В конце 1954 года, еще до завершения испытаний «объекта 267 сп.1» с одноплоскостным стабилизатором, начались работы второго этапа создания стабилизированного вооружения - двухплоскостной стабилизации, которая должна была компенсировать влияние на наведение вооружения не только вертикальных перемещений, но также и рыскания танка по курсу. В результате работ по теме, получившей шифр «Гром», в 1955 году был разработан «объект 267 сп.2» (вторая спецификация).

Зеркало стабилизировалось в вертикальной, а второе - в горизонтальной плоскости, чем и обеспечивалась стабилизация поля зрения в обеих плоскостях. Привод пушки по вертикали позаимствовали от танка «объект 267 сп.1». Но при выборе типа привода башни по горизонту возникли серьезные разногласия в группе проектировщиков. Существовавший электромеханический привод башни не удовлетворял новым требованиям. Поэтому требовалось или создать для него новый, достаточно громоздкий редуктор с высоким передаточным числом, или переходить на гидравлический привод с высокомоментным гидромотором. В последнем случае необходимо было создавать специальную гидросистему с гидронасосом, баком и трубопроводами. В связи с отсутствием у специалистов единого мнения по этому вопросу, Ж.Котин принял решение о разработке, изготовлении и испытании сразу двух экспериментальных образцов привода - электромеханического и гидравлического. По результатам этой работы, выполненной в исключительно короткие сроки - менее двух месяцев, предпочтение было отдано гидравлическому приводу.

Высокие темпы работ позволили уже в 1956 году, т. е. менее чем за два года, довести новый стабилизатор до передачи в серийное производство. А в 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка - Т-10Б («объект 730Б) с двухплоскостным стабилизатором ПУОТ-2 «Гром» и стабилизированным прицелом Т2С-29-14, которая была запущена в серийное производство в Челябинске. Т-10Б производился недолго, всего один год, за это время было построено 130 машин, правда, 20 из них хотя и считались Т-10Б, но были укомплектованы одноплоскостным стабилизатором «Ураган». В 1957 году Т-10Б в производстве сменила комплексно модернизированная «десятка» - Т-10М.

В 1957 году на базе Т-10Б был разработан и командирский танк Т-10БК, который отличался от базовой машины наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

Танк Т-10М

Очередная модификация Т-10 начала разрабатываться в соответствии с решением пленума Научно-технического комитета Главного бронетанкового управления, состоявшегося 14 декабря 1954 года, на котором обсуждались вопросы комплексной модернизации танка Т-10 и которое было оформлено в феврале 1955 года соответствующим Постановлением Правительства. Новой машине был присвоен объектовый номер - «объект 272». Первоначально ее ведущим инженером был назначен А.Шнейдман, а затем руководство работами передали П.Михайлову.

Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка - 122-мм орудие Д-25Т, которое более десяти лет назад начали устанавливать на танках ИС-2, наконец было отправлено на покой. Вместо него на новую модификацию установили существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17) того же калибра.

Орудие М-62 разрабатывалось КБ завода №172 в Перми (в то время и город, и завод носили имя В.М.Молотова) под руководством главного конструктора М.Цирульникова. Первый опытный экземпляр М-62 прошел испытания в 1953 году. По сравнению с Д-25Т новое орудие имело существенно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с (у Д-25 она не превышала 795 м/с), соответственно лучше была и бронепробиваемость снаряда - 225 мм на расстоянии 1000 м (у Д-25 - 145 мм), кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа (на Д-25 - двухкамерный), поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.

Вообще-то отработка установки орудияМ-62 в танк началась вОКТБ еще до выхода Постановления Правительства по комплексной модернизации Т-10 и велась на опытных машинах «объект 264» и «объект 265» (кстати, ведущим конструктором последней был П.Исаков, впоследствии ставший Главным конструктором Челябинского тракторного завода). Три образца «объекта 265», изготовленных к декабрю 1954 года, успешно прошли испытания на Ржевском полигоне под Ленинградом. По их результатам было принято решение о возможности установки орудия М-62 на танк Т-10 при его последующей модернизации.

Танк Т-10М в разрезе

Летом 1955 года заводские испытания прошел опытный образец орудия, стабилизированного в двух плоскостях, получивший индекс М-62Т2С. Первые три орудия М-62Т2С со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 года. Здесь они были установлены на «объект 272» вместе с прицелом наводчика Т2С-29-14 с независимой стабилизацией поля зрения и максимальной прицельной дальностью 4000 м. Боекомплект танка не изменился и составлял 30 выстрелов раздельного заряжания.

Наряду с основным вооружением на «объекте 272» было обновлено и вспомогательное - пулеметное - вооружение. Место пулеметов ДШК заняли более мощные пулеметы КПВТ (калибра 14,5 мм) - спаренный с орудием и зенитный. Спаренный пулемет мог использоваться и как пристрелочный, на дальностях до 2000 м. Его наведение осуществлялось с помощью прицела Т2С29, в котором для этого имелась специальная прицельная шкала. Зенитный пулемет размещался на башне, непосредственно на погоне люка заряжающего (с 1959 года только каждый пятый танк оснащался зенитным пулеметом), его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости огонь можно было вести и по наземным целям. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям использовался оптический прицел ПУ-1. Стрельбу вел заряжающий, из открытого люка, стоя на сиденье.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир - ТКН-1Т, наводчик - ТПН-1-29-14 «Луна» (инфракрасный прицел позволял вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м), механик-водитель - ТВН-2Т.

Было усилено бронирование башни танка, изменены как форма бронировок прицелов и приборов наблюдения, так и места их размещения на башне. Также изменилась конструкция крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.

На «объекте 272» установили более мощный дизель В-12-6, мощностью 750 л.с. при 2100 об/мин, который отличался от В-12-5 конструкцией картера, коленчатого вала, поршней цилиндров и т.д.

Были введены ножная педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов было увеличено до 6, а динамический ход опорного катка возрос с 144 мм до 172 мм.

Запас возимого топлива был увеличен на 400 л за счет установки двух топливных баков на кормовой части корпуса.

Танк получил систему противоатомной защиты (ПАЗ) и термодымовую аппаратуру (ТДА) для постановки дымовой завесы. В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-133 и танковое переговорное устройство (ТПУ) Р-120.

В результате всех этих изменений масса танка возросла, достигнув 51,5 т.

Танк Т-10М получил новое 122-мм орудие М-68Т2С с двухплоскостным стабилизатором «Ливень»

Государственные испытания «объекта 272» завершились вдекабре 1956 года, и по их результатам танк был рекомендован для серийного производства.

Танк Т-10М с установленным ОПВТ, подготовленный для преодоления водной преграды по дну

Впервые с начала выпуска Т-10 к производству его новой модификации должен был подключиться и ЛКЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Однако, несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли (вспомним, например, командировку группы ленинградских конструкторов на ЧКЗ для совместного проектирования Т-10), добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, так и не удалось.

26 сентября 1957 года приказом Министра обороны СССР под обозначением Т-10М было принято на вооружение сразу два танка: «объект 272», выпускавшийся в Ленинграде, и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске. Машины Челябинского завода отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серийном производстве вплоть до 1962 года. В этом году производство Т-10М в Челябинске завершилось, а в Ленинграде оно продолжалось до конца 1965 года.

С 1959 года в Ленинграде начался выпуск и командирской машины на базе Т-10М, предназначенной для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Т-10МК («объект 272К») отличался наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата. Боекомплект к пушке был уменьшен на 8 выстрелов для размещения дополнительной радиостанции и составлял 22 выстрела. Дальность связи при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме - 40 км. Всего с 1959 по 1964 год было построено 100 Т-10МК (они выпускались только в Ленинграде).

В процессе производства в конструкцию Т-10М вносились различные изменения. Так, с декабря 1962 года на танке Т-10М устанавливалась более простая по конструкции и изготовлении механическая трансмиссия, первоначально разработанная в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, шестискоростная механическая коробка передач, механизм поворота типа «ЗК» и бортовые редукторы. Однако наличие в трансмиссии главного фрикциона сухого трения несколько снижало ее эксплуатационную надежность.

С 1963 года Т-10М стали выпускаться с системой ОПВТ (оборудование подводного вождения танка), что позволяло танку преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя.

С 1964 года ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».

Очередная модернизация танка была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте, и если в 50-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 60-х годах ситуация изменилась. Орудия запущенных в этот период в производство американского М-60 (орудие калибра 105 мм) и британского «Чифтен» (орудие калибра 120 мм) на всех реальных дистанциях стрельбы пробивали броню Т-10М, в то же время штатные калиберные бронебойные снаряды орудия М-62 лобовую броню этих танков не брали.

Характерным внешним отличием Т-10М был дульный тормоз орудия щелевой конструкции

В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и ГКОТ (Государственный комитет по оборонной технике) были начаты работы по созданию 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, был принят на вооружение приказом МО от 30 ноября 1964 года. А с 1967 года в боекомплект Т-10М был включен и бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м.

В 1963 году небольшое количество танков Т-10М было дополнительно вооружено противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) типа «Малютка» (такими же ПТУР в тот период пытались довооружить и средние танки Т-55). Пусковая установка для трех ракет «Малютка», представляющая собой трубчатую раму с тремя направляющими, размещалась снаружи на верхней задней части башни в специальном кожухе. Пусковая установка была оснащена механизмом подъема с электроприводом. Наведение ракет осуществлялось с помощью штатного танкового прицела. С помощью следящей системы электропривода осуществлялосьсогласование углов наведения пусковой установки и линии прицеливания штатного прицела наводчика. В состав боекомплекта входило 6 ПТУР. Однако, учитывая, что эффективно вести огонь ПТУР можно было только с остановок, это вооружение на танках не прижилось.

На базе Т-10 было разработано довольно много различных машин. Еще в 1956 году на базе Т-10 спроектировали САУ «объект 268», вооруженную 152-мм орудием М-64 с раздельным заряжанием. Чтобы разместить его, на корпусе Т-10 установили просторную броневую рубку, толщина брони которой в лобовой части составляла 187 мм. Начальная скорость снаряда орудия М-64 составляла 720 м/с. Для облегчения процесса заряжания 50-килограммовых снарядов на «объекте 268» была предусмотрена его механизация. Снаряды в вертикальном положении закреплялись в специальных каретках замкнутого цепного транспортера. Транспортер, расположенный на задней стенке рубки самоходного орудия, по выбору заряжающего подавал необходимый тип снаряда, доставляя его на высоту его локтя. После этого заряжающий должен был отстегнуть замки, крепящие снаряд, переложить его на лоток досылателя, который и подавал снаряд в камору орудия. Затем вручную из неподвижной боеукладки доставалась гильза, поднималась на высоту лотка и укладывалась на него. Досылатель досылал гильзу вслед за снарядом.

На крыше рубки устанавливался зенитный пулемет КПВТ (14,5 мм), здесь же на вращающейся командирской башенке располагался дальномер ТКД-09. В боекомплект самоходки входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету.

Машина имела боевую массу 50 т и экипаж из 4 человек. «Объект 268» проходил испытания, но так и остался только в опытном экземпляре - на вооружение самоходка принята не была.

С использованием силовой установки и элементов ходовой части танка Т-10 были спроектированы и гораздо более мощные самоходные орудия, способные вести огонь атомными тактическими зарядами. Калибр такого орудия определялся атомщиками, которые на тот момент не могли разместить атомный заряд в корпусе снаряда диаметром менее 400 мм, а дальность их стрельбы должна была превышать 25 км.

Конструкторы вели разработку таких САУ на гусеничном шасси начиная с 1954 года. В результате было построено два опытных образца: «объект 273» с минометом калибра 420 мм и «объект 271» с артиллерийским орудием калибра 406 мм. Решение о принятии одного из них на вооружение предполагалось принять по результатам их сравнительных испытаний.

Для размещения таких мощных артиллерийских систем была спроектирована восьмикатковая ходовая часть с опускающимся ленивцем и гидроамортизаторами, которые должны были частично поглощать энергию отдачи. Моторно-силовую установку полностью заимствовали с Т-10. Первоначально огромная сила отдачи при выстрелах вызывала на испытаниях многочисленные поломки: разрушались ленивцы, срывало с креплений коробку передач, разваливалась аппаратура, но, в конце концов, испытателям и конструкторам удалось сделать машины вполне надежными.

В 1957 году обе машины прошли на военном параде по Красной площади, вызвав большой интерес у иностранных военных. Однако оба орудия были слишком тяжелыми, требовали длительной подготовки позиции и специального оборудования для заряжания спецбоеприпасов. Все это снижало их тактические свойства, особенно принимая во внимание скоротечность предполагаемых боевых операций, требовавших высокой мобильности. Поэтому данные системы рассматривались как временные, подлежащие замене по мере совершенствования атомных боеприпасов. В результате было построено всего по четыре установки 2А3 (установка с 406-мм орудием) и 2Б1 (420-мм миномет).

Маска орудия танка Т-10М. Хорошо виден ствол спаренного пулемета КПВТ, рядом с ним полка крепления инфракрасного прожектора Л-2 («Луна-2»), сам прожектор отсутствует

Передняя часть башни, справа от маски пушки видно окно перископического прицела Т2С-29

В нескольких опытных образцах остались и разработанные на базе Т-10 самоходные стартовые установки для тактических ракет.

В 1961 году конструкторы ОКБТ создали опытные образцы стартовых агрегатов («объект 815 сп.1» и «объект 815 сп.2») для комплекса с ракетой среднего радиуса действия РТ-15 (8К-96) разработки ОКБ-1 С.П.Королева. Масса «объекта 815» составляла 42 т.

В 1963-1965 годах в ОКБТ были разработаны проекты и созданы опытные образцы транспортно-установочного агрегата («объект 820») и пусковой установки («объект 821») для ракетного комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-20 (8К99) разработки ОКБ-586 М.К.Янгеля. Эти машины базировались на узлах танка Т-10М и имели массу в снаряженном состоянии 78 и 79 т соответственно. Для обеспечения нормального функционирования ракет машины оборудовались системами термостатирования. Несмотря на то, что обе эти машины существовали лишь в опытных образцах, благодаря своему участию в нескольких военных парадах на Красной площади они приобрели поистине мировую известность.

Бурное развитие в послевоенные годы ПТУР способствовало тому, что в 1957 году в ОКБТ были начаты работы над проектомтяжелого танка с реактивным вооружением на базе Т-10 («объект 282»).

При разработке его компоновочной схемы конструкторы постарались в первую очередь обеспечить повышенную защищенность экипажа от артиллерийского обстрела и поражающих факторов ядерного оружия. Машина получила оригинальный вид - на укороченном до шести опорных катков гусеничном шасси Т-10 располагался высокий корпус, над совершенно плоской крышей которого выступала только небольшая командирская башенка. Лобовое бронирование представляло собой конструкцию из броневых листов толщиной 150 мм (угол наклона 640), подпертую сзади 30-мм броневой перегородкой. Образовавшийся между наружным бронированием и перегородкой отсек предназначался для топлива, которое должно было усиливать противокумулятивную защиту.

Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса. Экипаж размещался по центру машины, впереди сидел механик-водитель, а за ним в легкой вращающейся башенке - командир-оператор с прицелом и пультом управления вооружением. В двух бортовых отсеках было размещено ракетное вооружение. Турели двух независимых пусковых установок установили в кормовой части танка. Их заряжание производилось при помощи специального досылателя из укладки барабанного типа.

Хотя машина имела массу 45 т, но на ней установили новый 1000-сильный дизель А-7. По сравнению с Т-10 была усовершенствована система охлаждения и выхлопа двигателя - вместо двух бортовых эжекторов поставили единый кормовой. Благодаря увеличившейся высоте корпуса, в крыше моторного отделения впервые на танке разместили бескассетный циклонный воздухоочиститель с оригинальным уплотнением его соединения с воздухозаборником двигателя (подвижное самоподнимающееся устройство автоматически уплотняло соединение при закрытии крыши).

В середине 1958 года «объект 282» передали на испытания, но в серию он не запускался.

С 1961 года в ОКБТ разрабатывался и другой ракетный танк. Это был Т-10М, на котором вместо штатной башни устанавливалась башня с «объекта 775» (разработчик КБ ЧКЗ, главный конструктор П.Исаков). Башня «объекта 775» была оснащена 125-мм ствольной нарезной пусковой установкой Д-126 (разработанной в ОКБ-9), стрелявшей ПТУР «Рубин». Эта ПТУР, разработки КБМ, имела полуавтоматическую систему наведения с передачей команд по радиолучу. Из пусковой установки Д-126 можно было вести огонь также и 125-мм неуправляемыми активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами «БУР». Машина была построена и проходила испытания до 1965 года, но после того как ПТУР «Рубин» сочли неперспективной, они были прекращены.

В 1957 году по заказу Министерства среднего машиностроения в ОКБТ было создано шасси для подвижной атомной электростанции, которое получило обозначение «объект 27». Старшим инженером проекта был назначен П.Тарапатин. Шасси создавалось на базе узлов тяжелого танка Т-10. Так как полная масса машины должна была составлять около 90 т, то ходовую часть Т-10 пришлось удлинить. Для обеспечения приемлемого удельного давления на грунт машина получила десять пар опорных катков и значительно уширенную гусеницу. На ходовой части разместили прямоугольный корпус-кузов, напоминающий размерами железнодорожный вагон, в котором устанавливалось оборудование станции. Подвижная атомная электростанция успешно прошла испытания и, по некоторым сведениям, эксплуатировалась на Колыме, Чукотке и других районах Крайнего Севера.

Тяжелый танк Т-10М, в экспозиции музея Великой отечественной войны, Киев.

С 1959 года в челябинском СКБ-200 на базе танка Т-10М разрабатывался инженерный минный тральщик (ИМТ), предназначенный для прокладки широких проходов в минных полях. На ЧТЗ была создана конструкторская группа, которая в тесном контакте со специалистами СКБ-200 выполнила проект базовой машины для минного тральщика. С танка Т-10М убрали башню и пушку, внутри корпуса сняли боеукладку и все, что было связано с вооружением. Подбашенный проем закрыли листом тридцатимиллиметровой брони, в котором вырезали два отверстия для люков командира и оператора. Каждый член экипажа получил танковое переговорное устройство, в левой части корпуса установили радиостанцию, имелась система противоатомной защиты.

В общей сложности с танка сняли 13 тонн, тогда как вес устанавливаемого тралящего оборудования комбинированного типа (каткового и ножевого тралов) составил всего 9,5 тонн. В результате ИМТ получил хорошую подвижность и мог передвигаться по грунтовой укатанной дороге со скоростью до 40 км/час. В походном положении траловое оборудование перевозилось на крыше корпуса машины, а в рабочем - опускалось на грунт при помощи гидроцилиндров, размещенных в нишах у бортов. Обратно в походное положение трал поднимался лебедкой или же при помощи рычажного механизма подъема при движении машины задним ходом. Основным тралящим оборудованием являлся однорядный катковый трал из десяти индивидуально подвешенных катков, кинематически связанных между собой тросово-блочной системой. Перед гусеницами располагались секции ножевого трала с четырьмя ножами.

К концу 1961 года было изготовлено два базовых шасси, а весной 1962 года опытный образец минного тральщика с катковым и ножевым оборудованием был перевезен на полигон Уральского военного округа для заводских испытаний. В целом испытания машина прошла успешно, обеспечивая почти 100%-е качество траления. Однако устранение выявленных недостатков доводочные работы сильно затянулись, и ко времени их завершения выпуск танков Т-10М на ЧКЗ был уже прекращен.

Отдельные танки Т-10 использовались и в качестве экспериментальных машин. Так, в 1955 году во ВНИИ-100 исследовали целесообразность применения горизонтального наведения орудия на цель поворотом корпуса танка (неподвижная установка пушки в горизонтальной плоскости). Эти работы велись задолго до появления в Швеции знаменитого безбашенного танка Strv-103 (танк «S»). Для проведения испытаний были использованы база и вооружение танка Т-10. Поворот машины производился при помощи специального электродвигателя, который через дополнительный редуктор приводил в движение штатную трансмиссию танка. 122-мм нарезную пушку М-62Т2 разместили в неподвижной броневой рубке, в кормовой части которой один за другим размещались два транспортера механизма заряжания - для снарядов и для гильз.

Т-10М - хорошо видны инфракрасные прожекторы, установленные на маске орудия и командирском люке

Проведенные испытания показали высокую точность такого способа наводки орудия, облегчалась и автоматизация процесса заряжания. С другой стороны, усложнилась конструкция механизма поворота танка (необходим был вспомогательный двигатель), а маневр огнем определялся маневренностью машины. Очень существенным недостатком сочли и невозможность ведения огня с ходу. Поэтому применение такого способа наводки основного оружия было признано нецелесообразным и дальнейшие работы в этом направлении прекратили.

Т-10М заезжает в капонир, передние брызговики откинуты, чтобы избежать их повреждения о грунт. Зенитный пулемет установлен в походном положении и закрыт чехлом. На корме башни закреплена скатка чехла

В 1959 году на ЛКЗ был изготовлен и проходил испытания опытный Т-10М с радиолокационным дальномером, но в серию он также не пошел.

Давая общую оценку танка Т-10, можно утверждать, что он оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжелых танков. На момент разработки Т-10 (начало 50-х годов) тяжелые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США - М103 (1956 год) и Великобритания - «Конкэрор» (1954 год), однако оба они уступали Т-10 по своим боевым свойствам. И «англичанин», и «американец» были выше и тяжелее Т-10, имели небольшую максимальную скорость и из-за того, что оснащались карбюраторными двигателями - низкий запас хода по топливу. «Конкэрор» вооружался 120-мм нарезным орудием (которое оказалось чрезвычайно громоздким), но мог похвастаться только одноплоскостным (в вертикальной плоскости) стабилизатором, а М-103 вообще такового не имел. Напомним, что уже Т-10А (1956 год) оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б - двухплоскостным.

На зарубежных танках отсутствовала система противоатомной защиты, также они не имели возможности преодолевать водные преграды по дну. И хотя советский танк несколько уступал иностранцам по броневой защите передней части корпуса, однако значительно превосходил их по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 удовлетворял основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжелым танкам того периода.

Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, и соответственно называли его самым массовым тяжелым танком в мировой истории. Действительность же оказалась намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 год было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжелых танковых дивизий, начавших формироваться с 1954 года.

В этот период, в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия и поступления в войска новой техники, были начаты мероприятия по изменению штатной организации войск. С целью повышения живучести войск в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортеров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 году, в танковой дивизии количество танков в танковом полку составило 105 машин (ранее было 65). Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. В том же году было принято решение о формировании тяжелых танковых дивизий, предназначавшихся для прорыва укрепленной обороны противника, в состав которых входило по три тяжелых танковых полка, вооруженных 195 тяжелыми танками. Именно в них и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.

Первыми были развернуты две тяжелые танковые дивизии в составе Группы Советских Войск в Германии (ГСВГ). Это были 13-я Гвардейская Бобруйско-Берлинская Краснознаменная ордена Суворова и 25-я Гвардейская Краснознаменная дивизии. Позже к ним присоединились 5-я Корсуньская Краснознаменная и 34-я Днепровская ордена Суворова тяжелые танковые дивизии из состава Белорусского Военного округа, а также 14-я Гвардейская Бахмачская дважды Краснознаменная ордена Суворова тяжелая танковая дивизия из Киевского Военного округа. Для их формирования использовались личный состав и материальная часть расформированных в 1956 году двадцати трех отдельных тяжелых танкосамоходных полков. Тяжелые танковые дивизии просуществовали в составе Сухопутных войск до начала 70-х годов, когда они были перевооружены основными танками и переименованы в танковые.

В последующие годы по мере поступления в войска все большего количества основных танков Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80, которые по своим боевым характеристикам превосходили тяжелые Т-10, последние постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжелые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 году, уже в Российской Армии (преемнице СА).

Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти тяжелые танки никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность отличиться, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76).

Единственной крупной войсковой операцией, обошедшейся, слава Богу, без крови, в которой принимали участие Т-10, была операция «Дунай» - ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». В этой операции главная роль отводилась танковым соединениям и частям 1-й Гвардейской танковой армии из состава ГСВГ под командованием генерал-лейтенанта танковых войск К.Кожанова, в составе которой находилась 13-я ттд. (переименованная в 1965 году в 9-ю тд.), на вооружении которой имелись Т-10. Со стороны ГДР в Чехословакию были введены части 20-й Гвардейской Краснознаменной армии генерал-лейтенанта танковых войск И.Величко, в состав которой входила 25-я Краснознаменная дивизия, также имевшая танки Т-10. Всего через пять часов после перехода границы несколько тысяч танков появились на улицах Праги, знаменуя собой конец «Пражской весны»…