День коренных малочисленных народов севера. Сценарий для детей

Это очень важный праздник, цель которого привлечь внимание общества к проблемам малочисленных народов, голоду, болезням, их правам и развитию.

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН учредила этот важный и значимый памятный день. С тех пор заседания проходят каждый год. На них обсуждаются такие интересные вопросы, как партнерство между официальной властью стран и малочисленными народами, вопросы здоровья и медицины, подробно рассмотрена проблема ВИЧ и СПИД, вопросы культуры и творчества, а также сохранения традиций и защиты прав коренных народов.

Подлинная демократия начинается с осознанности и ответственности, а потому идея праздника заключается в полном принятии малочисленных народностей большинством, в уважении их традиций и обрядов, в тактичном предоставлении, но не навязывании им медицинских услуг, в изучении их ценных знаний, прошедших сквозь века.

Как отмечать праздник

В этот день можно вспомнить, какие народности проживают на родной территории, познакомиться с их традициями. Особо активные могут навестить племена лично, не забывая о толерантности и вежливости.

В школах, детских садах и институтах можно устроить костюмированное представление, где ученики расскажут каждый о своем заранее выбранном народе. Это будет полезное и интересное мероприятие, как для детей, так и для взрослых.

Руководители компаний могут провести семинар и благотворительную акцию.

  • На территории Российской Федерации проживает 47 племен малочисленных народов.
  • Водь – вымирающее племя, проживающее на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, насчитывающее 74 человека (на 2010 год).
  • В языке эскимосов 75 слов названия снега. Вот уж повезло!
  • До 1917 года народ вепсов назывался чудью, отсюда название Чудского озера.
  • В Новой Зеландии до сих пор проживает народ Маори. Одной из традиций Маори является съедать врага после убийства, так как его сила по преданию переходит к тому, кто его съел. На фоне каннибализма, приветствие у этого народа поразительно нежное: они касаются носами и делят одно дыхание на двоих.
  • На территории Аргентины проживает народ Гуачо.
  • В Монголии живут последние оленеводы-кочевники – Цаатаны.
  • В мире еще осталось около 30 племен, находящихся на грани исчезновения.
  • В Австралии проживает племя Гуугу Йимитир, жители которого интуитивно чувствуют нахождение сторон света лучше любого компаса.
  • У цыган сохранились традиции их древних предков – египтян, бальзамировать умерших и складывать их пожитки в склеп.

В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время сложились некоторые характерные для коренных народов признаки. Во-первых, самый главный признак, это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания. Во-вторых, это самосознание себя в качестве таковых. То есть коренные народы сознательно указывают на свою принадлежность к коренным народам и считают себя отличными от остальной части населения. В-третьих, это наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь. В-четвертых, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа .

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов . Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права.

Поворотным моментом в защите прав коренных народов на международном уровне стали 1970-е годы, когда Подкомиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала провести всеобъемлющее исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, и в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам .

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995 года по 2004 год и с 2005 года по 2014 год. Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов.

Декларация не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа . В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

По данным ООН, в мире насчитывается порядка 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями пяти тысяч различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно семь тысяч.

В Российской Федерации коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями . Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов . В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.

Общая численность коренных малочисленных народов в России, по состоянию на 2015 год, .

Статья 69 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений были приняты три специальных Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года, "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 года. Кроме того, права и интересы малочисленных народов в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в Земельном, Лесном, Водном и Налоговом кодексах, в ряде законодательных актов и постановлений правительства РФ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников





От кавказской дудки до шорской утки. Жизнь и быт коренных народов России - День коренных народов - международный праздник отмечают по всему миру 9 августа

9 августа весь мир отмечает День коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов. Большинство из них проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что быт многих народов уже почти не отличается от привычного нам, они по сей день сохранили свой традиционный уклад, их обычаи передаются из поколение в поколение.

Огромный урон коренному населению был нанесен в советские годы, в период коллективизации. Аборигены утратили свою автономность. Многие покинули свои изначальные места проживания, местное население ассимилировалось с пришлым. Сегодня многие переезжают в другие регионы России. Есть народы, которые оказались на грани вымирания.


Малочисленные и исчезающие

Один из самых малочисленных народов в России живет на Северном Кавказе. Чамалалы, или чамалинцы проживают в Дагестане и Чечне. В начале XX века их насчитывалось 3438 человек. Со временем осталось всего 24 чамалала, согласно переписи населения 2010 года. Чамалинцы исповедуют ислам, на протяжении долгого времени в народе почитали духов гор, верили в магию и шаманизм. Культура этого народа отмечается богатейшим песенным фольклором. Основные музыкальные инструменты чамалинцев - дудка зурна, название которой переводится как «праздничная флейта», бубен и пандур, струны которого изготавливают из кишок животных.
Чамалалов в России осталось очень мало. Фото: Большая Российская энциклопедия

Шапсуги - народ, который на Кавказе имел репутацию «непобедимого», сейчас проживает в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Их численность - 4 тысячи человек. Своё название они получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо. Число членов семьи у шапсугов могло достигать ста человек. Шапсуги активно противостояли русским войскам во время Кавказской войны (1817-1864). Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». После окончательной победы русских войск в Кавказской войне, шапсуги спешно стали покидать родину и отправились в Турцию. По разным данным, мигрировали от 150 до 300 тыс. человек. И шапсугов в России осталось лишь не более 4 тысяч.

Телеуты - коренной народ Кемеровской области. На сегодняшний день их насчитывается около 2 тысяч человек. Древняя традиция телеутов, когда гости встречают друг друга песней, забыта. Тем не менее, сохранилась чайная церемония. Телеуты особо почитают чай на таёжных травах, готовят свои национальные блюда. Они славятся также своими деревянными куклами-оберегами. Их лица тщательно вырезают, причём этим ритуалом занимается специальный человек. Раньше с куклами проводились целые обряды. Есть у этого народа своё «место силы» - гора Шаанту, или Звенящая гора в деревне Шанда. По легендам, здесь живут духи их предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. Сейчас их быт практически не отличается от нашего.

В Ленинградской области проживает три коренных народа. В первую очередь, связано это с историческими особенностями и географическим положением региона. Представители коренных меньшинств обитали здесь ещё задолго до появления Петербурга на карте мира. Все они относятся к финно-угорской группе, включающую в себя такие народы, как ижорцы (169 человек), вепсы (1380), водь (33). Последние упоминаются в древнерусских летописях с 1069 года. Вепсов, которые до установления советской власти именовались чудью, в 1937 году коснулся сталинский террор. Под запретом оказалась любая деятельность, связанная с их культурой, закрылись школы, прекратилось издание книг и учебников. На вепсов обрушились репрессии. В 2006 году их внесли в Перечень коренных малочисленных народов.


Уходящие языки

А спустя три года и язык вепсов ЮНЕСКО отнесла к исчезающим. Язык ижорцев постигла та же участь. Кроме того, существует и другая проблема - в районах, где проживают последние представители ижорского народа, активно строят порты и промышленные зоны.

В Республике Хакасия и на территории Красноярского края проживают хакасы, численность которых по последней переписи насчитывает приблизительно 74 тыс. человек. Издревле они разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец и прозвали себя «трёхстадным народом». Традиционный уклад жизни хакасов был утрачен в 1930-е годы во время коллективизации.

ЮНЕСКО отнесла хакасский язык к разряду исчезающих - фактически коренной народ почти не общается на родном языке, его вытеснил русский. Другая проблема - растущий процент убыли населения. Зачастую хакасы предпочитают уезжать из Сибири в Центральную Россию или за границу.

Представители народа манси, которые живут в Пермском крае, в Свердловской области и в Ханты-Мансийском автономном округе, прославились на всю страну. Например, Руслан Проводников - чемпион мира по боксу. Поэт Юван Шесталов при Брежневе выпустил свою «Языческую поэму», эпос народов манси. Произведение было удостоено Государственной премии РСФСР. Художник и один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский также имеет корни манси.

Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Однако при всем при этом все меньше представителей этого народа знают родной, мансийский язык. На 2010 год говорящих на нём людей осталось менее тысячи, все чаще манси переходят на русский.

Род занятий

Сейчас численность манси - более 12 тысяч человек. Этнос сформировался из-за слияния угорских и местных племён Урала. Это породило своеобразное соединение культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Подобное культурное слияние сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.

До 1931 года эвенков, населяющих Забайкалье, именовали тунгусами. Эвенки относятся к малым коренным народам Сибири и Дальнего Востока. Численность населения эвенков по последним данным составляет более 38 тысяч человек. Старшее поколение традиционно занимается охотой и оленеводством.

Вплоть до XIX века охотники использовали лук и стрелы. Однако молодёжь уже теряет интерес к промыслам предков. Но эвенкам удалось сохранить свою самобытную культуру. Представители этого народа убеждены, что честность - их отличительная черта. Например, у эвенков-кочевников есть традиция: если нашли какую-то чужую вещь на таёжной тропе, обязательно найдут хозяина и отдадут ему. Интересно то, что известные географические названия - Енисей, Чита, Лена, Сахалин - русские первопроходцы заимствовали у эвенков.

Нанайцы, которых сейчас насчитывается 12 тысяч человек, живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья.

Огромную роль в жизни нанайцев играло рыболовство. Настолько большую, что целых пять месяцев в хозяйственном календаре нанайцев именуются названиями рыб. До прихода русских землепроходцев в середине XVII века нанайцы занимались традиционными промыслами, изготавливали обувь и одежду из рыбьей кожи, конопли и крапивы. Отличительной особенностью нанайцев был халат, скроенный по типу китайского кимоно. На сегодняшний день традиционные промыслы продолжают развиваться, но уже в рыболовецких артелях.

Как и рыболовы-нанайцы, к северным народам относятся эскимосы и чукчи. Эскимосов в России насчитывается, по данным последней переписи, 1738 человек. Живут они в близком соседстве с чукчами на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Эскимосы называют себя «юк», что в переводе означает «человек». Занимаются они морской охотой и оленеводством. В каждой деревне есть свой шаман, который для эскимосов является посредником между миром духов и миром людей.

На весь мир известен так называемый «эскимосский поцелуй». Для них это выражение привязанности и нежности. Западная культура заимствовала у эскимосов этот жест. Очень самобытна кухня эскимосов, которая ярко указывает на промыслы этого народа. В блюдах эскимосов часто встречается мясо моржей, белух, нерп, оленей и даже белых медведей.

Другой северный этнос оказался более многочисленным. Чукчей насчитывается в России почти 16 тысяч человек. Проживают они в основном в Якутии, на Чукотке и в Камчатском крае. Уже в первом тысячелетии н.э. чукчи стали контактировать с эскимосами, но уже в XV веке вытеснили их в другие районы. Чукчи употребляют самоназвание лыоравэтлян, что означает «настоящие люди». Помимо того, что чукчи - превосходные охотники и оленеводы, они искусно научились обрабатывать кость и моржовый клык. В XIX веке даже возникли косторезные объединения.

Шорцы, население которых, по данным последней переписи, составляет около 13 тыс. человек, в основном проживают на юге Кемеровской области (более 10 тысяч человек), остальная часть этого народа расселена на территории Алтая, Хакасии, Красноярского края. Впервые степные шорцы упоминаются в XVII веке. В это время русские активно начинают осваивать верховья реки Томь.

В жизни этого народа большое место занимало кузнечное дело, добыча руды. Поэтому русские стали называть шорцев кузнецами. Отсюда и появилось название «Кузбасс» - Кузнецкая земля. На сегодняшний день большинство шорцев работают на шахтах, а традиционные промыслы ушли на второй план. Тем не менее в Шерегеше, к примеру, и по сей день сохраняется традиционный образ жизни.

Защита и возрождение

Если говорить о господдержке коренных малочисленных народов, то здесь не все так однозначно. Некоторые регионы разрабатывают стратегии поддержки, выделяют средства на помощь аборигенам, активно способствуют возрождению из культуры. К примеру, губернатор Ленинградской области в феврале этого года предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». Цель проекта - рассказать о народах Ленобласти, подключить к нему молодёжь. В настоящее время проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

В Красноярском крае вопрос о поддержке северных народов вышел на государственный уровень. Чиновники и общественные организации рассмотрели стратегию государственной политики по обеспечению гарантий прав северных народов до 2025 года. А в прошлом году на поддержку коренного населения выделили 347 млн рублей. Приняты законы о поддержке оленеводства и возмещении ущерба, который наносится при промышленном освоении территорий, на которых исконно проживают аборигены.

Однако в некоторых регионах вопросами поддержки коренного населения никто не занимается. Хотя зачастую коренные народы в состоянии позаботиться о себе сами. Они поддерживают свои традиции - передают легенды, секреты ремесла, язык из поколения в поколение. У многих народов имеется свой музей, где собраны предметы быта, одежда, амулеты, священные предметы и всё то, что определяло культуру народа.

Несмотря на то, что многие языки исчезают, вопреки всему интерес к родной речи возрождается. В Кемеровской области дети в летних лагерях изучают телеутский язык, в этом году вышел самоучитель водского языка. Недавно учёные составили первый мансийско-русский и русско-мансийский словарь. Во многих регионах издаются учебники, самоучители и исторические книги.

Фестивали коренных народов становятся традиционными. Например, в Хакасии приобрёл широкий размах «ренессанс шаманизма». Этому активно способствуют местные шаманы, которые пытаются возродить сакральное отношение к природе. Современные телеуты осваивают валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Для этого в местных домах культуры организованы детские кружки по рукоделию, изобразительному искусству.

Ежегодно отмечаются национальные праздники, которые помогают хранить культурные традиции. Обычно на подобных торжествах звучат песни, смысл которых понятен не всем. Шорцы возобновили свои праздники с 1985 года. Торжество всегда сопровождается исполнением песен, эпоса, а также спортивными состязаниями.

В мире насчитывается около 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5 процентов мирового населения, 15 процентов беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5000 различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно семь тысяч.

Коренные народы являются носителями уникальной культуры и традиций, унаследованных от предков. Это также касается взаимоотношений человека с природой. Коренным народам удается сохранять свою самобытность, социально-экономические и культурные особенности, отличные от тех, которые преобладают в общественной среде, в которой они существуют. Несмотря на все культурные различия, перед коренными народами планеты стоят общие проблемы, связанные с защитой собственных прав как самобытных народов.

На протяжении многих лет коренные народы пытаются добиться признания их права на сохранение своей самобытности, традиций и территориальных прав, а также прав на природные ресурсы. Однако их права повсеместно ущемляютя. Коренные народы относятся к категории наиболее уязвимых и нуждающихся групп населения планеты. Международное сообщество признает необходимость принятия мер для защиты прав коренных народов и содействия сохранению ими своей культуры и образа жизни.

Тема в 2018 году: «Миграция и перемещение коренных народов»

В результате потери земель, территорий и ресурсов из-за развития и других факторов многие коренные народы мигрируют в городские районы в поисках лучших перспектив для жизни, образования и занятости. Они также мигрируют между странами с тем, чтобы избежать конфликтов, преследований и последствий изменения климата. Несмотря на широко распространенное предположение о том, что коренные народы в подавляющем большинстве живут на сельских территориях, в городских районах сейчас проживает значительная часть коренного населения. В Латинской Америке около 40 процентов всех коренных народов живут в городских районах, даже в 80 процентах в некоторых странах региона. В большинстве случаев мигрирующие коренные народы находят лучшие возможности для трудоустройства и улучшают свое экономическое положение, но отчуждают себя от своих традиционных земель и обычаев. Кроме того, коренные мигранты сталкиваются с множеством проблем, включая отсутствие доступа к государственным услугам и дискриминацию.

Тема 2018 года будет посвящена нынешнему положению территорий коренных народов, первопричинам миграции, трансграничному перемещению и перемещению населения, с уделением особого внимания коренным народам, проживающим в городских районах и перемещающимся через международные границы. Этот день будет посвящен изучению проблем и путей возрождения самобытности коренных народов и соблюдения их прав на традиционных территориях или за их пределами.

Празднование Международного дня состоится в четверг, 9 августа 2018 года, с 15:00 до 18:00 в зале ЭКОСОС в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Международный год языков коренных народов

1 января 2019 года стартует Международный год языков коренных народов. Языки, комплексным образом влияющие на идентичность, культурное разнообразие, духовность, коммуникацию, социальную интеграцию, образование и развитие, имеют огромное значение для людей и планеты. Лингвистическое разнообразие вносит вклад в поддержание культурной самобытности и разнообразия и в межкультурный диалог.

Оно имеет не менее важное значение для обеспечения качественного образования для всех, создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, и сохранения культурного и документального наследия. Кроме того, оно обеспечивает непрерывную передачу знаний коренных народов из поколения в поколение, что жизненно необходимо для решения глобальных проблем.

В своей резолюции , посвященной правам коренных народов, Генеральная Ассамблея провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов с тем, чтобы привлечь внимание к острейшей проблеме утраты таких языков и к настоятельной необходимости сохранять, возрождать и поощрять эти языки и предпринимать дальнейшие экстренные шаги на национальном и международном уровнях.

Следите за информацией на

    мира - (International Day of the World s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа. Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Международный день коренных народов - мира (на других официальных языках ООН: англ. International Day of the World’s Indigenous, исп. Día International de las Poblaciones Indígenas, фр. la Journée internationale des populations autochtones) 9 августа. В 1994 году Генеральная… … Википедия

    Международный день коренных народов - Коренные народы - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы. В международном праве понятие коренные народы включает ряд аспектов. Во первых,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Всемирный день коренных народов мира

    Всемирный день коренных народов - Международный день коренных народов мира (на других официальных языках ООН: англ. International Day of the World’s Indigenous, исп. Día International de las Poblaciones Indígenas, фр. la Journée internationale des populations autochtones) 9… … Википедия

    Международный День ООН - официально установленный ООН международный памятный день. В основном учреждается резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Как правило, ежегодно на каждый международный день выбирается своя тема дня. Содержание 1 Январь 2 Февраль 3 Март … Википедия

    Международный день лесов - 21 марта в мире отмечается Международный день лесов (International Day of Forests). Впервые идея отмечать Международный день лесов возникла на 23 й Генеральной ассамблее Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году. Годом позже… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Международный день родного языка - (International Mother Language Day) был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Эта дата была выбрана в знак памяти… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Международный день борьбы за отмену рабства - Ежегодно 2 декабря в мире отмечается Международный день борьбы за отмену рабства. В этот день в 1949 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами. Целью этого… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздничный день - Праздник (сравните со словом «праздность») это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность … Википедия