Древние стадии истории человечества. Основные этапы древнейшей истории человечества

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества. Цивилизации Древнего мира

РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 час.)

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Основные понятия:

цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Составить понятийный словарь «Цивилизация» (не менее 7-10 источников)

РАЗДЕЛ 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА (4 час.)

2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.

Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай.

Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.

2.2 Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства.

Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

2.3 Античная цивилизация

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

2.4 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Основные понятия:

Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.

Литература для студентов:

№пп

Наименование

Издание

История: учебник для СПО

Артемов В.В., Лубченко Ю.Н.

М.2006-2011 г.

Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 кл.: базовый уровень

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.

М. Просвещение. 2010г.

История. Россия и мир в 20 – нач.21 века: 11 кл. Учебник: базовый уровень

Алексашкина Л.Г., Данилов А.А., Косулина Л.Г.

М. Просвещение. 2010г.

Всеобщая история: учебник 10 кл.

Н.В. Загладин, Симония Н.А.

М. Русское слово, 2011г.

Всеобщая история: учебник 11 кл.

Н.В. Загладин

М. Русское слово, 2011г.

История России (электронный учебник)

А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова

Издательство КноРус, 2010 г.

Всемирная история (электронный учебник)

Издательство ЮНИТИ-ДАНА

Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г.

Понятийный аппарат

Древнейшая и древняя история. Традиционные общества.

Тема «Первобытный мир»

Бронзовый век - наступил в конце III тыс. до н.э. Он характеризуется освоением новых орудий труда, но теперь уже из металла.

Вождь - военачальник в роду и племени.

Душа -

Железный век - начался с I тыс. до н.э., когда широкое распространение получили ор у дия труда из железа, что привело к развитию новых хозяйственных отношений, соверше н ствованию обработки земли, появлению ремесел.

Живопись - искусство изображать предметы красками.

Знать - люди чем-то выдающиеся в роду и племени (богатством, происхождением от г е роев и т.д.).

Каменный век - хронология каменного века охватывает период от 3 млн. лет назад (п о явление людей) до появления и распространения металла 7-8 тыс. лет назад на Древнем Востоке и 6-7 тыс. лет назад в Европе. Внутри периода выделяются: Палеолит - древний период каменного века, когда возникли первые люди (3 млн. лет - 10-11 тыс. лет назад).

Мезолит - средний период каменного века (10-11 тыс. - 7-8 тыс. лет назад) когда появ и лись лук и стрела. Неолит - новый период каменного века (7-8 тыс. - 5-6 тыс. лет назад). Характ е ризуется появлением новых орудий труда; люди научились шлифовать, сверлить, изготовлять глиняную п о суду, прясть и ткать.

Колдовство - т вовать на людей и животных.

Магия - совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призва н ных воздействовать на природу, людей, животных и богов. (л

Матриархат - при первобытнообщинном строе: сменившаяся патриархатом эпоха главе н ствующего положения женщины в родовой группе, при установлении родства (по же н ской линии), в хозяйственной и общественной жизни. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ко

Натуральное хозяйство - хозяйство, в котором почти все необходимое для жизни прои з водится внутри хозяйства, и не на продажу, а для собственного потребления.

Неолитическая революция - коренной переворот в жизни первобытного общества, пер е ход от присваивающего хозяйства к производящему.

Оборотень -

Общественное расслоение - процесс разрушения родового строя, в ходе которого из о б щины выделяются слои нового цивилизационного общества.

Орудие труда - техническое приспособление, при помощи которого производится работа или какое-нибудь действие. (

Охота - поиски и умерщвление животных и птиц.

Первобытнообщинный строй - первая в истории человечества социально-экономическая формация. Охватывает эпоху от появления первых людей до возникн о вения классового общества. Характеризуется общей собственностью на средства производства, коллекти в ным трудом и потреблением, обусловленными низким уровнем развития производител ь ных сил. Основной ячейкой первобытнообщинного строя, по мнению большинства уч е ных, был материнский род, который сменила при патриархате о т цовская большесемейная, а затем соседская община. Рост производительных сил, развитие общественного раздел е ния труда привели к возникновению частной собственности, инд и видуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военн о пленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление классов и государс т ва. (А.М. Прохоров. Советский энциклопедический словарь, М.: 1988).

Первобытное общество - первая ступень развития общества, при которой люди живут на стоянках или в селениях, общество состоит из родовых общин и племен, управление ос у ществляют народные собрания, советы старейшин и избранные вожди, знания хранятся и передаются от поколения к поколению в устной форме.

Племя - союз родовых общин, которых объединяет единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.

Присваивающее хозяйство - хозяйство охотников и собирателей, которые не выращив а ли продукты питания, а с помощью орудий добывали и присваивали то, что выращено в пр и роде.

Производящее хозяйство - земледелие и скотоводство, хозяйство при котором люди на у чились производить (выращивать) продукты питания, а не присваивать то, что выращено в пр и роде.

Род (родовая община) - коллектив родственников (объединение семей, происходящих от одного предка), которые жили вместе, имели общее имущество и совместно вели хозяйс т во, а также управляемый родовыми старейшинами.

Родовой строй - вид общества, существующий на первобытной ступени развития, при к о тором люди делятся на роды и племена.

Собирательство - собирание съедобных растений, плодов, корней, птичьих яиц.

Соседская община - союз неродственных семей, живших в одном поселке (селе, деревне), которых объединяет совместное владение землей.

Старейшина - глава общины.

Тотем - у первобытных народов: обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком народа. (о вый словарь русского языка, М.: 1997)

Тотемизм - первобытный культ тотемов. (с ского языка, М.: 1997) .

Фетишизм - у первобытных народов: культ неодушевленных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь ру с ского языка, М.: 1997)

Человеческое стадо - коллектив древнейших людей, занимающихся поисками средств к существовании.

Тема «Зарождение цивилизаций»

Аграрное общество - первый вид созданной людьми цивилизации. Основой хозяйства является земледелие. Подавляющее большинство людей живет в с е лах , ведет натуральное хозяйство . Товарно-денежные отношения развиваются, как правило, только в гор о дах. Общество состоит из отдельных сословий , права и обязанности человека зависят от его происхождения. Большинство населения, как правило, не имеет политических прав. На управление государством может влиять только землевладельческая знать. Культура и м и ровоззрение большинства людей подчинены религии, традициям и обыч а ям предков. В обществе мало грамотных и образованных людей.

Аграрное производство (от слова аграрный) - производство, связанное с землей, отн о сящееся к землевладению, землепользованию.

Город - особый тип поселений, в котором жители, по крайней мере частично, были осв о бождены от сельского труда.

Государство - организация управления обществом, людьми которые проживают на какой-то определенной территории (в границах государства). В каждом государстве существует аппарат управления, т.е. профессиональные правители-чиновники; система законов (пр а во); службы защиты законного порядка (городская стража, полиция, милиция); армия для защиты границ, независимости и интересов государства; сбор налогов с населения для с о держания армии, полиции, чиновников и выполнения других государственных задач.

Закон - не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, з а данность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отнош е ний с окружающим миром. Например, закон природы. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л Постановление государственной власти, норм а тивный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобразовательные правила. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997). Общеобязательное и непреложное правило. Например, законы нравс т венности. (О б щее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-нибудь религии. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997).

Ирригация - система орошения полей с помощью искусственных каналов, водохранилищ и т.д.

Народ - общность людей, которых объединяет самоназвание (имя народа); один язык о б щения, особый образ жизни, обычаи.

Обмен - смена одной вещи на другую.

Первичные цивилизации - древние цивилизации, зародившиеся на заре истории челов е чества и выросшие непосредственно из первобытности.

Письменность - знаки, с помощью которых можно записывать слова.

Раннее государство - объединение племен, возникающее в результате распада родового строя. Зарождается государственный аппарат, налоговая система, но еще нет многих пр и знаков зрелого государства (письменных законов, постоянной армии и т.д.).

Ремесло - изготовление изделий ручным способом.

Сословие - сложившаяся на основании феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями и закон а ми. В дореволюционной России: группа лиц, объединенных профессиональными интер е сами.

Тема «Цивилизации Древнего мира»

Древний Восток

«Долина царей» - место массового захоронения фараонов у г. Каира.

Вельможа - знатный и богатый сановник.

Гробница - сооружение из камня, в котором хранится гроб с телом умершего.

Двуречье (Междуречье, Месопотамия, Вавилонское царство) - древняя страна, закл ю ченная между двумя реками Тигром и Евфратом.

Деспотия - в переводе с греческого означает «неограниченная власть»; форма самоде р жавной власти; особый тип государства, во главе которого стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли.

Древний Египет - крупнейшее государство Древнего Востока на северо-востоке Африки, территория которого простиралась широкой полосой вдоль долины реки Нил и его пор о гов до дельты.

Жертвоприношение - дары, приносимые божеству людьми древних цивилизаций. Ин о гда оно состоит из фруктов, овощей или цветов, но могло включать в себя и рутиальное убийство животных или людей. ь ника. М., 2000)

Жрец - служитель божества, совершающий жертвоприношения.

Иерархия - последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения.

Иероглиф - фигурный знак в письменности.

Иной мир - тот свет. Потусторонний мир. Место, где, как думали египтяне и многие др у гие древние народы, живут люди после смерти. (Большая историческая энциклопедия школ ь ника. М., 2000)

Каста - общественная группа среди населения со своими правилами поведения и закон а ми.

Кастовая система - наследуемая система, строго определяющая общественные классы в Индии. В настоящее время социальная система, основанная прежде всего на професси о нальном принципе.

Крестьянин - человек, у которого основное занятие - обработка земли.

Мумия - предохраненный от разложения бальзамированием высохший труп человека.

Обряд - специальные действия, показывающие уважение к богам.

Папирус - тропический тростник или писчий материал из тростника.

Пирамида - большое каменное сооружение, служившее гробницей фараонов и вельмож.

Раб - лицо, являвшееся собственностью другого человека и использовавшееся в качестве рабочей силы. Как всякую собственность, их продавали и покупали. Они не имели ник а ких прав и привилегий и должны были выполнять любую работу, которую давал их вл а делец. (Большая историческая энциклопедия школ ь ника. М., 2000)

Рабство - состояние, положение раба. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997). Состояние полной зависимости, подчиненности. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толк о вый словарь русского языка, М.: 1997)

Свиток - свернутая трубкой полоса бумаги или папируса.

Сфинкс - каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой.

Фараон - правитель в Египте, обладавший верховной военной, судебной и жреческой вл а стью.

Храм - здание для богослужения.

Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима

Античная цивилизация - цивилизация, созданная древними греками, римлянами.

Аристократия - высший родовой слой дворянства. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толк о вый словарь ру с ского языка, М.: 1997). Привилегированная часть класса или какой-нибудь общественной группы. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Аттика - название города-государства, состоящего из Афин и окружающих его областей на территории юго-восточного полуострова Средней Греции. (Большая историческая э н циклопедия школ ь ника. М., 2000)

Варвары - этим общим названием римляне именовали всех тех, кто жил за пределами владений империи. Римляне считали их дикими и необразованными, так как их образ жизни очень резко отличался от традиционного римского. Постоянные вторжения разли ч ных варварских племен стали одной из причин распада империи.

Гражданин - человек, живущий постоянно в государстве и пользующийся всеми правами, но и выполняющий все обязанности, принятые в государстве.

Греческий Полис - город-государство со своими органами власти. Оно состояло из сам о го города и прилегающих к нему территорий.

Демократия - «власть демоса», система управления, при которой все властные вопросы решались всеми свободными гражданами (на народном собрании).

Демос - «народ», полноправные граждане.

Народное собрание - орган в Афинах, на котором присутствовали все свободные жители (мужчины). «Выбирало должных лиц, судило».

Олигархия - в переводе с греческого «власть меньшинства».

Олимпийские игры - спортивные соревнования в честь бога Зевса, проводились в Оли м пии.

Патриции - в переводе с латинского «имеющие отцов»; привилегированная часть ри м ского общества.

Плебеи - в переводе с латинского «простой народ». Один из классов в римском обществе. Плебеями были наиболее бедные граждане, потомки первых земледельцев и ремесленн и ков, живших некогда в Риме.

Республика - в переводе с латинского «общественное дело». Государство, в котором власть принадлежит людям, выбранным обществом на определенный срок.

Римляне - народ, живущий в городе Риме, в центральной Италии. Рим был основан в VIII в. до н.э. и стал центром великой цивилизации. Римляне создали великую империю в Е в ропе и на Средиземном море, покорив Египет в 30 г. до н.э. Их империя достигла на и высшего расцвета в I в. н.э., но культурное влияние осталось велико и по сей день. (Бол ь шая историческая энциклопедия школ ь ника. М., 2000)

Система ценностей - система нравственных норм, идеалов, которые определяют повед е ние человека, его отношение к себе, окружающему миру.

Статус личности - сложившееся состояние, положение личности. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997). Правовое положение личности. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русск о го языка, М.: 1997)

Тирания - единовластие, благодаря которому ограничивался произвол знати. Тиран - в переводе с греческого «единоличный правитель». Это слово не имело отрицательного смысла. Тираны нередко способствовали процветанию полисов.

Ценз (перепись) - учет численности населения. Римское правительство собирало стат и стические данные о населении империи, главным образом для более эффективного сбора налогов.

Тема «Культура древних цивилизаций»

Архитектура - искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.: 1997). Стиль п о стройки здания. (ы ка, М.: 1997).

Астрономия - наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в ц е лом. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Бог - в религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многоб о жии) одно из таких существ. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Буддизм - распространенная во многих странах Востока одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. на основе культа Будды как воплощения на и высшего духовного развития. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Душа - сверхъестественное и бессмертное существо в человеке.

Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Зодчество - то же, что и архитектура. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Иудаизм - монотеистическая религия с культом бога Яхве. Возникла в 1-м тысячелетии до н.э. в Палестине; распространена среди евреев. Основные положения иудаизма собр а ны в Талмуде. Иудаизм - государственная религия Израиля.

Колдовство - таинственные приемы, которые с помощью нечистой силы могут воздейс т вовать на людей и животных.

Конфуцианство - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были з а ложены в 6 в. до н.э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, ко н фуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а ра з деление людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») - вс е общим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство став и ло нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета («ли»).

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений л ю дей. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.: 1997)

Литература - произведения письменности, имеющее общественное познавательное зн а чение. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.: 1997). Пис ь менная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.: 1997). Сов о купность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специал ь ному вопросу. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Магия - в переводе с греческого «чародейство», «волшебство».

Мировые религии - одно из направлений общественного сознания, распространяющееся на весь мир, имеющее значение для всего мира. Одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Мировые р е лигии: буддизм, ислам, христианство. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.: 1997)

Миф - в буквальном переводе с греческого «слово». Сказание в образной форме, пер е дающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях.

Монотеизм - вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства. (о варь ру с ского языка, М.: 1997). Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь ру с ского языка, М.: 1997). Мелодия какого-нибудь звучания. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь ру с ского языка, М.: 1997)

Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Оборотень - человек, умеющий превращаться, по мнению первобытных людей, в других людей, животных или предметы.

Религия - вера в Бога и сверхъестественные явления.

Скульптура - искусство создания объемных художественных произведений путем рез ь бы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толк о вый словарь русского языка, М.: 1997). Произведение такого искусства, а также совоку п ность таких произведений. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского яз ы ка, М.: 1997)

«Страна мертвых» - по мнению первобытных людей, потусторонний мир, куда отбывает душа умершего человека.

Теизм - религиозно-философское учение о Боге как о существе, создавшем мир и упра в ляющем им. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Тотемизм - вера в сверхествественную связь между племенем, общиной, т.е. группой л ю дей, и каким-либо животным, птицей и т.д.

Христианство - мировая религия, последователи которой верят в единого Бога в трех л и цах: Отца - Создателя мира, Сына - Иисуса Христа, Святого Духа.

Эпос - повествовательный род литературы. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый сл о варь русского языка, М.: 1997). Произведения народного творчества - героические сказ а ния, песни. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Язычество - общее название первобытных нетеистических религий, основанных на мн о гобожии. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. То л ковый словарь русского языка, М.: 1997)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3572. Цивилизации Древнего мира 14.12 KB
Древние считали, что первая земная цивилизация зародилась на Крайнем Севере задолго до того, как он покрылся арктическими льдами. Это царство света и красоты было Землей богов. Китайцы считали, что их император наделен властью богом Дракона, пребывавшим на Небесном Северном полюсе и являвшимся символическим воплощением Царя Космоса.
17285. Представление о добре и зле в истории цивилизации 21.17 KB
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы господствующие над миром надприродные безличностные. С категорией добра связано и такое понятие как добродетель устойчивые положительные качества личности указывающие на ее моральную ценность. Представления...
3596. Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира 36.46 KB
Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отрывочные и наивные экономические мировоззрения систематизируются и приобретают научный облик. Первыми учеными-экономистами по праву могут считаться выдающиеся греческие философы - Ксенофонт
13709. Анализ памятника: Взаимосвязь мифологии и искусства в культуре Древнего мира 10.22 KB
Сейчас рельефы сильно пострадали от времени и кроме нескольких нижних витков спирали мало что можно разглядеть. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах так что колонна в этом случае еще и является надгробием. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия доспехов костюмов как римлян так и даков того времени. Кстати на колонне нет надписей ни о каких географических названиях и нет имен что дает повод задуматься о...
12918. Чемпионаты Мира в Новейшей истории гребли на байдарках и каноэ 59.01 KB
Первый официальный чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ состоялся в шведском городе Ваксхольме в 1938 году где первенствовали гребцы из Швеции Германии Чехословакии и Финляндии. После олимпийских игр в Мюнхене 1972 года чемпионаты мира по гребле на байдарках и каноэ стали проводиться ежегодно минуя только год проведения Олимпиад. Эта схема проведения чемпионатов мира и олимпийских игр не изменилась и работает по сей день то есть три года проводятся чемпионаты мира в гребле на байдарках и каноэ а на четвертый год олимпийские...
1416. Выявление методов исследования, которые применял Н.М. Карамзин при написании «Истории государства Российского», степени объективности его подхода к истории Речи Посполитой в связи с Российской историей конца XVI - середины XVII Веков 148.7 KB
Карамзин –это прошлое русской литературы, шире - русской культуры.. Прошлое должно уважать. Но чтобы его уважать, его нужно знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. И одна из задач данной дипломной работы –изучение Н.М. Карамзина как историка.
10573. Предмет экономической и социальной географии мира. Политическая карта мира. Ее формирование 196.8 KB
Предмет экономической и социальной географии мира. Политическая карта мира. Ее формирование Цель занятия сформировать у учащихся понятие о политической карте мира ознакомить с современной политической картой мира научиться использовать ее. Задачи занятия научиться пользоваться политической картой мира находить страны на карте.
10809. Место человечества в биосфере 32.43 KB
Место человечества в биосфере 1 Особенности популяции человека Необходимо отметить неотделимость человека от биосферы. Норму реакции человека в свою очередь определяет генотип который представляет собой наследственную программу развития. Приведенный пример влияния условий среды обитания на организм человека можно дополнить и более свежими примерами например акселерацией – массовым увеличением среднего роста людей возникшим после окончания второй мировой войны причем в самых различных регионах планеты. Помимо акселерации приспособление...
1123. Оконченное преступление как стадия совершения преступления 45.56 KB
Понятие виды и значение стадий совершения преступления. Приготовление к преступлению и покушение на преступление как стадии совершения преступления. Оконченное преступление как стадия совершения преступления. Понятие оконченного преступления.
5332. СТАДИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 58.49 KB
Производство в суде второй инстанции как одна из основных стадий судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве. Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач: охарактеризовать понятие и сущность основных стадий судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве которое заключается в анализе возбуждения...

Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

Этапы (период) истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Краткая характеристика

около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э.

около 2 млн. лет (20000 веков)

Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

около 4 тыс. лет (40 веков)

Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

476г. - середина 17в.

около 1200 лет (12 веков)

Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

середина 17в. - начало 20в.

около 300 лет (3 века)

Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание

В настоящее время исторический путь, пройденный человечеством, поделен на следующие отрезки: первобытная эпоха, история Древнего мира, Средних веков, Стоит отметить, что на сегодняшний день среди ученых, которые исследуют этапы развития человечества, нет единого мнения о периодизации. Поэтому существует несколько специальных периодизаций, которые частично отражают характер дисциплин, и общая, т.е. историческая.

Из специальных периодизаций наибольшую значимость для науки представляет археологическая, которая основана на различиях орудий труда.

Этапы развития человечества первобытной эпохи определяются больше чем в 1.5 миллиона лет. Основой для ее изучения послужили останки древних орудий, наскальные рисунки и захоронения, которые были выявлены при Антропология - наука, которая занимается восстановлением облика первобытного человека. В данный временной промежуток происходит возникновение человека, заканчивается он появлением государственности.

На протяжении этого периода выделяют следующие этапы развития человека: антропогенез (эволюция, которая завершилась около 40 тыс. лет назад и привела к возникновению вида человека разумного) и социогенез (формирование общественных форм жизни).

История Древнего мира начинает свой отсчет в период возникновения первых государств. Периоды развития человечества, выраженные в этой эпохе, являются наиболее таинственными. Древние цивилизации оставили памятники и архитектурные ансамбли, образцы монументального искусства и живописи, которые дошли и до наших дней. Эта эпоха относится к IV-III тысячелетию до н.э. В это время произошел раскол общества на управляемых и управляющих, на неимущих и имущих, появилось рабство. Рабовладельческий строй достиг своего апогея в период античности, когда произошел подъем цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

Российская и западная наука относят к началу Средневековья распад Западной Римской империи, который произошел в конце пятого века. Вместе с тем, в энциклопедии «История человечества», выпущенной ЮНЕСКО, начало этого этапа считается моментом который появился уже в седьмом веке.

В Средневековье делятся на три временных отрезка: раннее (5 в. - середина 11 в.), высокое (середина 11 в. - конец 14 в.), позднее (14-16 века).

В некоторых источниках цивилизации Древнего мира и Средневековья не разграничиваются в рамках теоретического положения о «стадиях роста» и рассматриваются как в основе которого лежит

В период Нового времени произошло становление промышленной и капиталистической цивилизации. Этапы развития человечества на этой стадии разделяются на несколько отрезков.

Первый. Он берет свое начало, когда в мире происходят революции, направленные на свержение сословного строя. Первая из них произошла в Англии в 1640 - 1660 годах.

Второй период наступил после Великой Французской революции (1789-1794). В это время происходит быстрый рост колониальных империй, разделение труда на международном уровне.

Третий период наступает в конце 19 века и характеризуется бурным развитием которое происходит за счет освоения новых территорий.

Новейшая история и ее периодизация в настоящее время является спорной. Однако в ее рамках выделяются следующие этапы развития человечества. Таблица, имеющаяся в школьных учебниках, показывает, что эта эпоха состоит из двух основных периодов. Первый начался в конце 19 века и затрагивает всю первую половину 20 века - раннее Новейшее время.

Великий кризис, державное соперничество, разрушение колониальных систем европейских государств, условия Холодной войны. Качественные перемены произошли только во второй половине 20 века, когда с развитием промышленных роботов и распространением компьютеров поменялся характер трудовой деятельности. Изменения коснулись и международной сферы, когда на место соперничеству пришло сотрудничество.

Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный , бронзовый ижелезный века . В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII-V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция.

Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других. Была создана письменность , благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. "палео" ― "древний" и "литос" ― "камень"). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Эпоха мезолита (от греч. "мезос" ― "средний" и "литос" ― "камень") охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. "неос" ― "новый" и "литос" ― "камень") знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

Современная наука пришла к выводу, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд. лет назад. Солнце — одна из множества звезд нашей галактики — возникло 10 млрд. лет назад. Наша Земля — рядовая планета Солнечной системы — имеет возраст 4,6 млрд. лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет назад. Смотрите описание элективные питательные среды у нас.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда. Каменный век: 3 млн.

лет назад — конец III тысячелетия до н. э.; бронзовый век: конец III тысячелетия до н. э. — I тысячелетие до н. э.; железный век — с I тысячелетия до н. э.

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновременно. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» — человек, «генезис» — происхождение) и человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» — общество и греч. «генезис» — происхождение).

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis — человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн. лет назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» — обезьяна, «антропос»- человек), или архантропов (от греч. «ахайос» — древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет назад архантропы сменились более развитым типом человека — палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

В период раннего каменного века — палеолита (примерно 700 тыс. лет назад) человек проник на территорию Восточной Европы. Заселение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших людей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Сухуми-Яштух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания здесь людей 500-300 тыс. лет назад.

Примерно 100 тыс. лет назад значительную часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до двух километров (с тех пор образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор).

Возникновение ледника сказалось на развитии человечества. Суровый климат заставил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Это помогло человеку выжить в условиях резкого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и режущие предметы (каменные ножи, наконечники для копий, скребки, иглы и т. п.).

Очевидно, к этому времени относится зарождение членораздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать первые, еще крайне смутные религиозные представления, о чем свидетельствует появление искусственных захоронений.

Трудности борьбы за существование, страх перед силами природы и неумение их объяснить явились причинами возникновения языческой религии. Язычество представляло собой обожествление сил природы, животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс первобытных верований, обычаев, обрядов предшествовал распространению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма и др.).

В период позднего палеолита (35-10 тысячелетий назад) закончилось таяние ледника, и установился климат, похожий на современный. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis) в человека разумного (homo sapiens). По месту первой находки его называют кроманьонцем (местность Кроманьон во Франции). Тогда же, очевидно, в результате приспособления к среде в условиях существования резких отличий в климате между разными регионами земного шара сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная и монголоидная).

Страницы: 1 23

Тема урока: Древнейшая стадия истории человечества

Цель урока .

Формирование представления об антропо- и социогенезе и древнейшем периоде человечества. Ознакомление с понятиями антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура.

(В конспекте выделены фрагменты, подлежащие обязательной фиксации обучающимися).

Характеристика Каменного века.

История человечества берёт своё начало в незапамятной древности, от которой не сохранилось никаких иных свидетельств кроме вещественных. Поэтому, основной наукой, занимающейся этим периодом, является археология. Это, в свою очередь, определило то, что для описания этой эпохи чаще всего пользуются археологической схе-мой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В археологии древнейшая стадия истории человечества часто также называется «Каменным веком».

Каменный век - древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для изготовления орудий труда, предназначенных для решения задач жизнеобеспечения человека. Хронологические рамки каменного века очень широки - он начинает-ся около 3 млн лет назад (время выделения человека из животного мира) и длится до появления металла (около 8-9 тыс. лет тому назад на Древнем Востоке и около 6-5 тыс. лет тому назад в Европе).

В археологической науке каменный век принято разделять на несколь-ко основных этапов: древний каменный век - палеолит (3 млн лет до н.э. - 10 тыс. лет до н.э.); средний - мезолит (10-9 тыс. - 7 тыс. лет до н.э.); новый - неолит (6-5 тыс. - 3 тыс. лет до Н.Э.). Археологическая периоди-зация каменного века связана с изменениями в каменной индустрии: каж-дый период характеризуется своеобразными приемами первичного расщеп-ления и последующей вторичной обработки камня, результатом чего является широкое распространение совершенно определенных наборов изделий и их ярких специфических типов.

Каменный век соотносится с геологическими периодами плейстоце-ном (который также носит названия: четвертичный, антропогенный, лед-никовый и датируется от 2,5-2 млн лет до 10 тыс. лет до н.э.) и голоценом (начиная с 10 тыс. лет до н.э. до нашего времени включительно). Природ-ные условия этих периодов играли существенную роль в становлении и развитии древнейших человеческих обществ.Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появле-нию на планете особого растительного и животного мира в сложнейших кли-матических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый.

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза:

1) происхожде-ние человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками;

2) связь антропогенеза с развитием материального производства;

3) расогенез - изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Антропогенез и проблема сапиентности. Стадии расселения по планете.

Проблема происхождения человека в науке носит название антропогенезом . Антропогенез является одним из важнейших направлений антрополо-гии которое изучает эволюцию всего семейства Hominidae (гоминиды) и рода Homo (человек). Довольно долго, с начала XX века в науке безраздельно господствовала ста-диальная теория антропогенеза. Суть ее сводится к следующему: человек в своем биологическом развитии прошел несколько стадий, отделяемых друг от друга эволюционными скачками. Первая стадия - архантропы (пите-кантроп, синантроп, атлантроп), вторая - палеоантропы (неандертальцы, чье название происходит от первой находки близ города Неандерталь), третья - неоантроп (человек современного вида), или кроманьонец (на-званный так по месту находок первых ископаемых людей современного вида, сделанных в гроте Кроманьон). Однако, уже в 50-е годы она не вмещала и не могла объяснить всегоморфологического многообразия палеоанропологических находок. Поэтому, ей пришла на смену другая теория, охватывающая это многообразие непротиворечивым внутренне объяснением. Современные научные представления об антропогенезе базируются на синтетической теории эволюции, которая является развитием теории происхождения видов Дарвина. По современным представлениям эволюция - это не линейный про-цесс, сопровождающийся несколькими скачками, а непрерывный, много-уровневый процесс, суть которого может быть графически представлена не в виде дерева с единым стволом, а в виде куста. Таким образом, речь идет о сетевидной эволюции , суть которой состоит в том. что одновременно могли существовать и взаимодействовать эволюционно неравные челове-ческие существа, которые в морфологическом и культурном отношении стояли на разных уровнях сапиентации . В морфологическом отношении основная линия человеческой эволюции означена вполне отчетливо - это усложнение структуры мозга при параллельной сферизации мозгового отдела черепа, уменьшение разме-ров лицевого отдела, все более совершенное прямохождение, повлекшее за собой изменение костей таза и ног (особен-но стопы), тонкая манипуляторная активность кисти, связанная с трудо-вой деятельностью.

С открытием в 1920-х гг. в Южной Африке нового, более древнего, чем род Homo, рода австралопитековых стало очевидно, что действительно найдено «недостающее звено» между нашими обезьяноподобными пред-ками и человеком. Австралопитеки austral » - южный, «pitek» - обезья-на) - это высокоразвитые двуногие существа, жившие в Восточной и Южной Африке от 5-6 (судя по новым находкам, и существенно ранее) до 1 млн лет назад. Никаких представителей рода австралопитековых вне Африканского континента найдено не было.

Небольшой размер, небольшие клыки и когти, невысокая скорость передвижения делали их, вероятно, лёгкой добычей для крупных хищников. Как показывает изучение поведения приматов (этология), в таких случаях необычайно возрастает роль социальных связей и усложнение поведения внутри коллектива животных.

Первым представителем новой формы гоминид, уже относящимся к роду Homo или, в свою очередь, являющимся промежуточной между австралопитеками и людьми, считается Homo habilis, появившийся более 2,5 млн лет назад. Он признается творцом древнейших каменных орудий труда.

При этом, австралопитековые в качестве орудий применяли лишь природные предметы, а Homo habilis изготовлял их преднамеренно.

Где-то 1,9-1,7 млн лет назад «людей способных» сменили более совершенные формы гоминид - архантропы (питекантропы, синантропы), которые в современной схеме антропогенеза относятся к видам Homo ergaster (человек деятельный) и Homo erectus (человек прямоходящий). Они существуют приблизительно до рубежа 0,5 млн лет назад.

Африка, скорее всего, является единственным районом, в котором представители вида Homo erectus обитали в первые полмиллиона лет своего существования, хотя они, несомненно, в процессе миграций могли посещать и соседние регионы - Аравию, Ближний Восток и даже Кавказ. Палеоантропологические находки в Израиле (стоянка Убейдия), на Центральном Кавказе (стоянка Дманиси) позволяют говорить об этом с уверенностью. Что же касается территорий Юго-Восточной и Восточной Азии, а также юга Европы, то появление там представителей рода Homo erectus относится не ранее чем к интервалу 1,1-0,8 млн лет назад, а сколько-нибудь существенное их расселение можно отнести к концу нижнего плейстоцена, т.е. около 500 тыс. лет назад.

Эпоха «архантропов» сменилась появлением около 600 тыс. лет назад другой группы гоминид, которые часто называются палеоантропами и ранний вид которых, независимо от места обнаружения костных остатков, относят к Homo Heidelbergensis (гейдельбергский человек). Этот вид существовал примерно до 150 тыс. лет назад. Его представителям свойственны особенности, характерные еще для Homo erectus. При этом он обладал рядом особенностей, отличающих его от предшественников.

В Европе и в Западной Азии потомками Н.

Конспект занятия по истории «Древнейшая стадия истории человечества»

Heidelbergensis были так называемые «классические» неандертальцы - Homo neandertalensis, которые появились не позднее 130 тыс. лет тому назад и существовали не менее 100 тыс. лет. Последние их представители жили в горных районах Евразии еще 30 тыс. лет тому назад, если не дольше. Хотя, как показывают позднейшие исследования, неандертальцы не являются прямыми предками человека современного типа.

Предполагается, что местом формирования неоантропов ( Homo sapiensis , человек разумный) была Южная и Восточная Африка, откуда впоследствии происходило их расселение, сопряженное с уничтожением или ассимиляцией автохтонных популяций гоминид. Здесь останки Homo sapiens имеют наибольшую древность (до 160 тыс. лет назад, Homo Idaltu). На севере Африки столь древние останки неоантропов пока не обнаружены. За пределами Африки находки Homo sapiens, близкие но возрасту находкам из Южной и Восточной Африки, обнаружены на Ближнем Востоке - они происходят из израильских пещер Схул и Кафзех и датируются временем от 70 до 100 тыс. лет тому назад. В других регионах земного шара пока неизвестны находки Homo sapiens, имеющие возраст древнее 40-36 тыс. лет.

Зарождение социума. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Уже древние гоминиды, не обладая эффективными для отражения атак хищников природными средствами защиты, имели социальные связи и определённый социум со своей иерархией. С развитием антропогенеза происходило и усложнение социальных связей людей, зарождался социум. С появлением человека современного типа человека, человеческой общество представляло собой, так называемую родовую общину , которая считается исторически первой формой общественной организации людей. Члены общины были связаны кровным родством, часто имели общее жилище (например, так называемые «длинные дома»), общий очаг, вели совместную трудовую деятельность. Все орудия труда находились в общей собственности. Человек уже должен был заботиться не только о личном пропитании и личной защите, но и общины. Община, в свою очередь, также заботилась о каждом своём члене, предоставляла ему кров, тепло очага, помощь в трудную минуту.

Места жительства общин постепенно становились базами для хранения запасов пищи. Особенно этот процесс принял активный характер в ходе неолитической революции, т.е. переходе от присваивающего типа хозяйствования к производящему. Также места жительства общин становились своего рода мастерскими, местом изготовления орудий труда и обработки шкур. Необходимость поддержания очага, физиологические особенности женщин и необходимость заботы об относительно беспомощном потомстве привели к разделению социальных функций между полами . Мужчины чаще всего брали на себя более тяжелую и опасную работу. Это охота, постройка жилья (хотя часто этим занимались именно женщины), изготовляли каменные орудия труда, переносили тяжести. Женщины же собирали съедобные растения, готовили пищу, чинили одежду, поддерживали очаг, следили за детьми. В этом им помогали старики, обоих полов.

Невозможно точно определить, когда именно у человека появились искусство, религия и мораль. Уже у первых людей существовали какие-то представления о прекрасном, о сверхъестественном или правильном и неправильном. И сегодня, хотя и есть ещё народы не знающие ни письменности, ни таких достижений как колесо, нет ни одного в котором не было бы хотя бы примитивных верований или регламентирования поведения. Вероятно, что первые наскальные изображения (граффити, например, в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции), а также первые антропо- или тероморфные фигурки (например, т.н. «неолитические Венеры») носили ритуальный, магический характер, что свидетельствует о зарождении религиозных представлений. На то же указывает и практика захоронений умерших определённым образом (в позе зародыша). В эпоху неолита совершенно точно уже существуют религиозные культы поклонения Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам, как правило антропоморфным. Очевидно, что в это же время, зарождаются эстетические и этические представления человека, хотя их ещё трудно отделить от религии. Соответственно, у человеческих обществ появилась культура, т.е. способ организации окружающей их среды и их образа жизни в единое разумное и духовно-материальное целое. Разумеется, у каждого сообщества была своя, уникальная культура, которая складывалась веками.

Человеческие общины и образ их жизни не были одинаковыми на всём протяжении ареала обитания человека. Они сильно разнились в зависимости от географических и климатических особенностей местности проживания. Разумеется, эти особенности в разные эпохи также менялись. Это диктовало то, каким именно образом будет добываться пища. Например, в эпохи глобального потепления дикие животные, основной источник пищи древних охотников, были менее мобильны. Это позволяло человеческим общинам существовать на одном месте довольно продолжительное время. Однако, в эпоха ледникового периода изменила животный мир. Прежние виды животных вымерли, т.к. изменилась растительность и климат. А новые виды уже совершали огромные переходы от наступающих холодов или вслед за их отступлением. Вслед за ними и люди были вынуждены постоянно мигрировать. Соответственно, в этот период основной тип человеческих поселений – стоянка, т.е. временное жилище, которое оставлялось ежесезонно. Переход к производящему типу хозяйствования, эта зависимость сильно уменьшилась. Хотя по прежнему, климат определяет характер растительности и животного мира региона. Это, в свою очередь, сказывается на способе хозяйствования конкретных общин. Например, в регионах с «жирной» почвой преобладало земледелие, а в регионах степных – кочевое скотоводство.

Необходимо учитывать, что переход к производящему типу хозяйствования позволил человеку изменять окружающую их местность. Человек стал влиять на окружающую природу (антропогенный фактор ). И далеко не всегда благоприятно. Например, ещё несколько тысяч лет назад на месте пустыни Сахары, была саванна, реки, густая трава, кустарник, огромные стада животных, плодородные земли. Однако интенсивный выпас крупного рогатого скота и активное земледелие, в купе с глобальными климатическими изменениями, привели к опустыниванию этого региона, которое продолжается и по сей день. Это, в свою очередь, привело к вытеснению людей из потерявших плодородие земель в гиблые заболоченные долины Нила, Тигра и Евфрата, где они волей-неволей вынуждены были совершенствовать технику и общественные отношения. Аналогичные процессы шли и в некоторых других регионах мира, где сегодня преобладает пустынный тип местности. Хотя человеческая деятельность, разумеется, не была единственной или, даже, основной причиной опустынивания. Многие пустыни мира возникли исключительно естественным образом.

Лекция № 1. «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит».

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства.

Функции искусства.

Теории происхождения искусства.

Этапы развития искусства первобытнообщинного строя (периодизация).

II. Искусство эпохи палеолита

Ориньяк-Солютрейский период

Эпоха Мадлен

III. Искусство эпохи мезолита

IV. Искусство эпохи неолита

Трипольская культура

V. Список литературы.

VI. Список основных артефактов.

I. Происхождение искусства

Искусство первобытнообщинного строя – первая в истории человечества социально-экономическая формация, время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества, возраст которого исчисляется по последним научным данным более чем двумя миллионами лет. Через первобытную формацию прошли все народы мира. Поэтому для более правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного искусства и архитектуры.

Передовой наукой утверждается, что специфической особенностью человеческого коллектива является трудовой процесс, в котором формировался сам человек, его сознание, общественные отношения. Именно благодаря труду и возникло искусство.

В отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией и религией (синкретический, первобытный комплекс).

В первобытном искусстве получает свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род синкретически нерасчлененного комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений, тесно связанных с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделение природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культ животного прародителя рода). Несмотря на примитивный образ жизни, отсутствие элементарных благ материального существования, человек уже на рубеже 35-го тысячелетия до нашей эры пытался найти способ выражения своих, находящихся еще в зачаточном состоянии, духовных потребностей. Таким «способом» стало художественное творчество. С тех пор искусство, будучи одной из форм общественного сознания, развивалось и помогало первобытному человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом, связаться с соплеменниками, передать узнанное будущему поколению, а главное зафиксировать эмоциональную оценку окружающего.

У первобытного человека появились первые религиозные представления, искусство также послужило для их закрепления и выражения. Таким образом, памятники первобытного творчества – явление неоднозначное. В них находятся зачатки знаний – основы будущих наук, они связаны с религиозными верованиями и в то же время доносят до нас и тот эмоциональный тонус, ту интенсивность чувств, которыми обладал первобытный человек.

Функции искусства.

Изучая произведения первобытного искусства, мы не сомневаемся в том, что имеем дело с подлинными произведениями искусства. Но в какой мере они доступны нашему восприятию, содержат ли они в себе что-либо созвучное нам, иначе говоря, в какой мере их формальна я и функциональная структура соответствует той, которая составляет основу современного искусства и нашего эстетического восприятия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно остановиться на функциональном анализе первобытного искусства, то есть рассмотреть это искусства с точки зрения его содержания, назначения и определить в каком отношении его функции находятся к тем, которые выполняет искусство в современном обществе.

Каждый предмет первобытного искусства обладает функциональной многоплановостью. Рассмотрим главные функции древнего искусства :

1. Идеологическая функция. Первобытное искусство является выражением коллективного начала. В первобытном обществе художник активно участвует в жизни племени, причем его творчество не преследует никаких личных целей. Его цели – это цели коллектива. Коллективное начало выражалось не только в одинаковом внимании к одним и тем же явлениям (сюжетная каноничность), но и в тех акцентах, которые делает первобытный художник. Наглядно это проявляется в женских статуэтках (Палеолитические Венеры – территория Франции, Италии, Чехословакии, России) распространены на территории протяженностью около десяти тысяч километров,- обнаруживают не только сюжетное, но и стилистическое единство в трактовке фигуры: отсутствие черт лица, гипертрофированные объемы груди, живота, бедер, схематическое изображение нижних частей рук и ног. Эта общность не может быть ни чем иным как стихийным выражением общего начала в масштабе всечеловеческой общности.

2. Общеобразовательная функция. Эту функцию выполняло и выполняет каждое произведение искусства. Но в случае с первобытным искусством, когда оно являлось важным звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несло повышенную смысловую нагрузку. Этим отчасти объясняется символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык.

3. Коммуникативно-мемориальная функция. В широком смысле каждое художественное произведение имеет коммуникативное (связующее), значение, закрепляет связь между человеком и обществом. Связь между поколениями осуществлялась через систему обрядов посвящения (инициации), через сохранение родовой преемственности (культ предков), в которых фиксирующим элементом являются маски, статуи и другие изобразительные символы.

4. Социальная функция. В первобытном искусстве социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды, барабаны, гребни и др. предметы всегда украшены изображениями, имеющими одновременно магическое и социальное значение. Даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, т.к. они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной.

5. Познавательная функция. И в прошлом, и в настоящем искусства по-своему, особыми методами выполняло и выполняет функцию познания. Первыми исследуемыми объектами первобытного человека были те, от которых зависела жизнь его и его рода. Этими первыми объектами были животные, составляющие предмет охоты и дававшие человеку все необходимое (питание, одежду, материал для оружия) и женщина – хранительница очага, продолжательница рода. С ходом развития древнего искусства форма познания в искусстве все больше становилась функцией самопознания. Человек определял свое отношение к окружающему миру, свое место в мире, а само художественное познание принимало все более личный индивидуальный характер.

6. Магико-религиозная функция. В своем стремлении к овладению силами природы первобытный человек создает аппарат магии.

Курс лекций по истории. Раздел 1. Древнейшая и древня история. (1 курс СПО)

В его основе лежит принцип аналогии – вера в получении власти над предметом через овладением его образом. Первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, ее цель обеспечить удачную охоту. Центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, совершаемые с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Первыми магическими изображениями большинство исследователей первобытного искусства считают отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Иногда они образуют целые фризы, состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Рука – как знак магической власти – таков смысл этих изображений. Считается, что тем же магическим целям служила большая часть скульптурных и живописных изображений животных на каменных плитах, скалах и стенах палеолитических пещер. Наряду с охотничьей магией и в связи с ней существует культ плодородия, выражающийся в разных формах магии. Религиозное или символическое изображение женщины или женского начала, которое встречается в первобытном искусстве Европы, Азии и Африки, в композициях, изображающих охоту, занимает важное место в обрядах, направленных на размножение тех видов животных и растений, которые необходимы для питания. Связь искусства с религией, которая обнаруживается уже в эпоху палеолита, явилась причиной появления теории, согласно которой искусство выводится из религии: религия – мать искусства. Однако искусство было уже достаточно развито, когда религиозные представления только зародились. Наличие религиозных представлений не является необходимым условием для возникновения художественной деятельности.

7. Эстетическая функция. Рассматривая функции первобытного искусства, нельзя не придти к выводу, что цель его отнюдь не «эстетическое наслаждение». Хотя и эстетическое начало и является неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, вместе с тем оно никогда не становится самоцелью.

Трипольская культура

Временные рамки Трипольской культуры 4-3 тыс. до н. э. Такое название эта культура получила по селу Триполье близ Киева, правобережная Украина.

Древние трипольцы селились преимущественно по высоким берегам рек. Поселение состояло из прямоугольных в плане построек, расположенных почти концентрически вокруг главной площади. Жилища строились по принципу современных украинских мазанок, стены сооружались из плетня, обмазанного глиной. Часть наружных и внутренних стен были покрыты росписями. Крыши выполнялись двускатными. Расписанные модели жилищ, найденных во время раскопок трипольских поселений, легко позволяют представить внешний вид дома. Внутри дома, рассчитанного на 2-3 семьи, о чем говорят перегородки, обязательно находился очаг, в непосредственной близости от которого в полу обычно делались крестообразные жертвенники.

Древние трипольцы занимались земледелием и частично скотоводством. Им приходилось собирать, хранить, обрабатывать продукты своего производства. О том, что всё это хорошо организовано и налажено, говорит огромное количество разнообразной утвари, обнаруженной в поселениях (Рис. 29, 30)

Вся керамика была сделана из ярко-желтой или оранжевой хорошо отмученной и обожженной глины. Белой, черной или красной краской наносился орнамент: параллельные полосы, двойные спирали и др., имеющие разнообразное смысловое значение. Выделим несколько основных групп трипольской керамики:

1. Керамика с углубленным орнаментом , чаще всего в виде спиралей. Это керамика тонкостенная с хорошо полированной поверхностью.

2. Керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом ,
нанесенным одной или несколькими красками.

3. Грубая «кухонная» керамика (большие корчаги, миски).

Для раннего этапа трипольской культуры характерны грушевидные сосуды с коническими и шлемовидными крышками.

На среднем этапе, в период расцвета, получает распространение керамика из розовой массы , часто покрытой спирально-ленточной росписью в три цвета: красные, белые и черные.

В позднее время получает развитие керамика с монохромной черной росписью . Формы расписных сосудов весьма разнообразны.

Основной мотив трипольской керамики — спираль . Постепенно орнаментальный пояс в трипольской керамике становится все более узким и занимает лишь небольшую часть сосуда. Большинство антропоморфных статуэток трипольцев изображает женщину. Изображение стилизовано и геометризовано.

Продолжает развиваться и мелкая пластика. Основной темой по-прежнему остаётся женский образ (Рис. 31, 32)

Трипольская культура является яркой страницей в искусстве эпохи неолита.

Итак, человек в эпоху неолита от охоты и собирательства перешел к земледелию. В культуре произошла локализация культур. Сложность понимания жизни породила символичность художественного мышления, образность, декоративность в искусстве.

Развиваются новые виды пластических искусств: жилая многообразная по формам архитектура и искусство керамики.

Для изобразительного искусства неолита характерно завершение поиска художественного образа, начатого еще в предыдущие эпохи – от воспроизведения, осмысления живых индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций (палеолит) к явлениям общего порядка, к общей схеме и, в конечном счете, к знаку (мезолит и в особенности неолит).

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь все более общим и ёмким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность, склоняясь к символу и знаку.

V. Список литературы.

1. Истерия искусства зарубежных стран. Под ред. М.Доброклонского, М,1961т.1

2. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Мириманов Б. М., 1973

3. История искусства народов СССР. М,1971 ,т. 1

4. Борисовский П. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957

5. Окладников А. Утро искусства. Л., 1967

6. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985

7. Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Эрмитаж. Л.,1974

9. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982

10. Хокинс Д. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1973

11. Бозунова И. Искусство доклассового общества. Учебное пособие. Л,1975

12. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния. М.,1969

8. Еремеев А. Происхождение искусства (различные теории). М., 1970

9. Г.В.Плеханов. Письма без адреса. М., 1985

Лекция № 1. «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит».

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства.

Функции искусства.