Воспитание чувства ритма у детей. Комплекс упражнений по развитию чувства ритма. Упражнение «Веселые четверки»

Спутником человека на протяжении жизни является широкий спектр чувств и ощущений. Невозможно отыскать область, попав в которую, он избегает встречи с ритмом, сопровождающим его повсюду.

Прошли времена, когда ученым требовалось доказывать миру размер роли, играемой чувством ритма в жизни человека, ведь еще в животе матери ритм ее сердцебиения успокаивал младенца, выполнял для него роль колыбельной мелодией. Люди не успевают появиться на свет, но уже сталкиваются с ритмом.

«Ритмическое освоение слов»

Сложные ритмы, к которым местные жители трясли ноги и руки в такт, приводили к нескоординированному попиранию. Откуда возникает такое жалкое чувство ритма? Дело в том, что на самом деле существуют генетические дефекты, которые не позволяют пострадавшему распознать ритмы. Однако страдание от развлечения во многих случаях означает не только то, что у вас нет чувства ритма, но вы не можете воспринимать музыкальные тона. Музыка не играет никакой роли в жизни амузианцев. «Знание Хабо, кто есть Бабо» или «Волшебная флейта»: Человек, пострадавший от Амузи, не может отличить музыкальную пьесу от грохота.

Если рассматривать его развитие со стороны развития остальных человеческих чувств, помогающих выживать с момента рождения, то большое число людей избегут возникновения комплексов, по поводу отсутствия чувства ритма. Не выдвигались бы теории на ту же тему. В конце концов, врожденное чувство ни чем не уступает обонянию или осязанию, и развивается по равным законам. Человек чувствует, привыкает, анализирует.

Игра с зайкой

Когда мы слышим последние хиты в автомобильном радио, это звучит как музыка, как будто мы ехали без остановок через шумно-шумный туннель. Не каждый может так танцевать - плохое чувство ритма заставляет многих выглядеть на танцполе. Фотографии: Гордон Вюллернер.

Важная проблема нервной системы. Конечно, вы не замечаете таких трудностей развлечений, если, как и я, у вас есть проблемы с распознаванием африканских ритмов. Среди двенадцати различных видов развлечений, которые выделяют эксперты, однако, есть и просто ритмическая глухота. Че Гевара должен был быть человеком с такой ритмической глухотой. В повествовании говорится, что он, как говорят, танцевал мамбо по танго-музыке. Даже сегодня, по оценкам, целых четыре процента населения имеют какую-то форму развлечений.

Связь ритма со слухом

Ритм прямым образом зависит от слуха, связь двух чувств стала главным и единственным отличием чувства ритма от вкуса, зрения или другого врожденного чувства.

Восприятие ритмических волн не что иное, как отрасль ощущения окружающего пространства через слух.

Правило легло в основу создания упражнений, направленных на развитие чувства ритма, поэтому они подходят и для тренировки слуха.

Игра «Сильные и слабые»

Люди с генетически индуцированными амузиями обычно имеют более толстую кору головного мозга в слуховой коре, чем другие люди. Это означает, что у тех, кто затронул гораздо более серое вещество, чем белое вещество, находится в областях мозга, которые отвечают за декодирование музыкальных тонов. Белое вещество представляет собой нервную проводку в мозге. В восприятии музыки проводка особенно важна, так как звуки из разных областей мозга анализируются, чтобы воспринимать музыкальные тона от них. Одна часть анализирует громкость, а другая анализирует ритм.

Среди людей распространен термин «врожденный слух», но насколько правильным станет употребление словосочетания «врожденный ритм»? Музыканты используют первый термин, когда желают подчеркнуть дар человека, помогающий ему достичь небывалых высот в профессии - , опираясь на который индивидуум может безошибочно определить высоту и тембр звука.

Если результаты не могут быть полностью объединены, музыкальный звук не может восприниматься как таковой. Амузия, следовательно, является чисто нейронной проблемой и не имеет ничего общего с дефектами органов чувств. Ритмическое чувство можно узнать. Многие африканские дети растут со сложными барабанными мифами.

Конечно, не каждый человек с плохим чувством ритма должен быть непосредственно затронут амузией. Также может быть просто, что вы никогда не пытались тренировать свое чувство ритма. Трудности ритма можно преодолеть, и можно понять чувство ритма. Недаром есть учебник по ритмике в теории музыки.

Если принять во внимание доводы ученых, человек имеет чувство ритма, находясь в утробе матери, задолго до рождения, поэтому оно не может быть «неврожденным». Люди, жалующиеся на отсутствие способности чувствовать ритм, на самом деле просто не развили . Легче всего заниматься раскрытием чувства ритма в детстве, когда любой навык изучается легче и быстрее, но взрослый человек способен справится с задачей не хуже маленького ребенка.

Книги, которые местные жители из Ганы больше не нужны. Для многих африканских и южноамериканских людей продвижение ритма установилось очень рано. В Гане вы можете услышать сложные ритмы барабанов на каждом углу, будь то в церкви или на рынке. Таким образом, дети из Ганы уже начинают играть вложенные полиритмы, прежде чем они смогут нормально ходить. С другой стороны, многие европейцы не привыкли к таким ритмам. Большая часть европейской музыки ритмично менее загромождена. Поэтому не только я, но и многие другие европейцы выглядят очень сумасшедшими, когда они находятся на танцполе с южноамериканцами или африканцами.

Способы развития чувства ритма у детей

Ответственные родители, неравнодушные к судьбе любимого чада, должны с первых дней жизни ребенка заниматься развитием у него сразу целого комплекса чувств и навыков, не забывая и о ритмическом развитии. Мама малыша, занимаясь с ним каждодневными гимнастическими упражнениями, может облегчить задачу, если начнет обращать внимание на звуки, издаваемые собой во время этого процесса. Детские песни, колыбельные, веселые стихи - каждое действие влияет на развитие чувства ритма у ребенка.

Музыка всегда важна для детей, а не только на Рождество. «И вы не можете начать достаточно рано, чтобы дети привыкли к музыке, поют что-то для них, играют в музыкальную шкатулку, чтобы спать, или пели детские песни вместе, когда они старше», - говорит профессор Михаэль Шульте-Маркворт, Директор департамента детской и подростковой психосоматики в университетской больнице Эппендорф. Дети очень рано реагируют на музыку.

Занятия, способствующие развитию чувства ритма

«Эксперименты показали, что дети в матке реагируют на определенную музыку с уверенностью и признают их даже после их рождения», - говорит детский психиатр. И дети выигрывают от общения с этим миром звуков и ритмов. «С самого начала музыка обращается к разным центрам мозга, а не к речи, и исследования показали, что речевое развитие детей работает лучше и быстрее, когда они слышат много музыки», - говорит Шульте-Маркворт. Музыка помогает продвигать развитие моторики и уменьшать напряжение. Умения памяти улучшаются, когда вы запоминаете музыкальные произведения.

Дети, достигшие школьного возраста, или приблизившиеся к статусу первоклассника, могут заняться следующим:

  • Читать вслух стихотворения, уделяя внимание ударениям. Стихотворение является одним из видов ритмического произведения.
  • Читать вслух стихотворения, на этот раз, выделяя ударения жестами. Хлопком или притопом ноги, на слабой или сильной доле произведения.
  • Занимать время маршировкой.
  • Учиться танцевать, начиная с простых ритмичных движений под соответствующую музыку.
  • Записаться на дополнительные занятия, посвященные игре на ударно-шумовых инструментах.

Все, что способно издавать ритмичные звуки, может стать эффективными инструментами для развития чувства ритма.

Дети развивают чувство ритма. Это полезно и полезно для общего развития интеллекта, когда дети могут извлекать и повторно внедрять внутреннюю музыку. Музыка может оказывать активирующее или успокаивающее влияние, в зависимости от жанра музыки. Но как вам лучше всего принести музыку маленьким? Дети развивают чувство звука, переживая, что оно связано с ритмом, и как только они могут ходить, они также начинают двигаться в ритмах, стараются дать ритму свой танец и развивать чувство ритма В детском саду возрастные движения и танцевальные игры хороши, в которых дети сопровождают их пение с помощью хлопающих и ритмических инструментов, - говорит Шульте-Маркворт.

Приобретите ребенку бубен или колокольчик, а затем займитесь с ним самостоятельным домашним обучением. Посадите малыша перед собой, а затем попросите его повторить за вами простое упражнение, направленное на развитие чувства ритма:

  • Равномерная последовательность однообразных ударов.
  • Серия ударов в простом или сложном ритме.


В возрасте от пяти до шести лет дети могут начать играть на инструменте, прежде чем это раннее музыкальное образование будет полезно. Но вы не должны делать это слишком сложно для маленьких. Трудно учиться - инструменты, требующие высокой степени моторной и тонкомоторной координации, такие как скрипка, и пианино гораздо лучше подходит для этого, потому что правильные ноты становятся намного проще и быстрее становятся видимыми Не могу позволить себе пианино, следует прибегать к более дешевым электронным вариантам, которые также имеют то преимущество, что их можно использовать с наушниками - хорошим способом защитить уши соседей, - советует детский психиатр.

Способы развития чувства ритма у взрослого человека

Принцип построения упражнений, помогающий взрослому человеку развить чувство ритма, не меняется. Он так же слушает, анализирует и повторяет, разница в сложности и способе подачи материала. Взрослый, желающий развить способность чувствовать ритм, должен придерживаться списка упражнений:

Развитие чувства ритма у ребёнка: слушаем музыку

Какой инструмент лучше всего подходит детям, помимо прочего, зависит от пола. В то время как девочки остаются с рекордером, барабаны - инструмент чистого мальчика. Но это нельзя недооценивать. «Игра на барабанах требует сложной координации движений между обеими ногами и обеими руками, и вы должны быть немного старше, чтобы у вас было чувство достижения, по крайней мере, десять лет», - рекомендует Шульте-Маркворт.

Как дети относятся к музыке, также зависит от того, дома ли, например, слышится только радио по бегу или целенаправленной музыке. «И пение и создание музыки вместе могут быть очень забавными, если они не связаны с заявлением о высокой производительности», - подчеркивает Шульте-Маркворт. Также рекомендуются детские кассеты. Важно то, что это простая и запоминающаяся лирика и ритмы, которые дети могут использовать для начала работы. «Чем меньше детей, тем больше требований к движению должно быть связано с музыкой». Классическая музыка, если не слишком требовательная, становится старше детей, тем больше они начинают отдавать предпочтение определенному стилю музыки начинается раньше, сегодня часто в годы начальной школы.

  • Ежедневно слушайте разную музыку в большом объеме, после прослушивания композиции пробуйте повторить услышанную мелодию с помощью голоса.
  • Играйте на любимом музыкальном инструменте, используя метроном.
  • Повторяйте сложные последовательности ритма, прибегая к методу постукивания пальцами или хлопков. Не стойте на месте, повышайте уровень сложности, останавливая выбор на трудных композициях.
  • Ежедневно , развивайте навык или учитесь. Танец помогает развить способность чувствовать ритм.
  • Не занимайтесь самостоятельно. Если имеете возможность танцевать с партнером, петь дуэтом, играть в компании друзей или в музыкальной группе - непременно используйте ее.


Но не каждая музыка рекомендуется. Поскольку это может сильно повлиять на настроения, оно также может увеличить агрессию, например, благодаря жестким ритмам и грубой, грубой лирике. Меньшие дети автоматически отворачиваются от такой деструктивной музыки, и восприимчивость к ней начинается только тогда, когда они вступают в половую зрелость, и это любимый слух в этом возрасте, потому что он может накапливать и даже снимать агрессию, особенно когда вы двигаетесь. - сказал детский психиатр. Хотя детям нужны способы устранить агрессию, а в период полового созревания это также должно быть нечто, отличное от родителей.

Работа над способностью чувствовать ритм не терпит снисходительного отношения, над улучшением навыка нужно трудиться старательно, нужный уровень усердия поможет достичь видимых результатов уже после первой или второй тренировке.

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма имеют разную степень сложности: простые, не требующие космических усилий, и трудные, заставляющие человека «поломать голову».

Но когда это становится действительно разрушительным, родители должны уточнить с подростком, что заставляет его так волноваться по поводу этой музыки и если есть более совместимые альтернативы. «Я не оставил бы это незапрошенным, потому что кто-то, кто удовлетворен, не постоянно слышит музыку с чрезвычайно агрессивными ритмами и лирикой», - говорит Шульте-Маркворт и рекомендует родителям вообще беспокоиться о том, какую музыку слышит их потомство. До тех пор, пока несколько лет назад это не было проблемой, так как музыка обычно была громкой из молодежной комнаты.

Не нужно бояться сложностей, твердое желание достичь цели поможет вам разобраться с ними так же легко, как решить школьное уравнение по математике.

«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».

Разработала музыкальный руководитель МБДОУ «детский сад №43»

Сегодня это намного сложнее, потому что многие молодые люди используют только наушники. Это не должно мешать родителям рассказывать, что так хорошо в музыке. И не стесняйтесь рассказывать, что они хотели бы услышать, даже если они рискуют раздражать своих потомков.

Питер Келлер, психолог в Институте человеческих когнитивных и мозговых наук им. Это может быть вызвано повреждением и изменениями слуховой системы, некоторые из которых сопровождаются анатомическими аномалиями. Они генетические - говорят о врожденной или врожденной амузии - или о травме. В некоторых исследованиях оценивается, что примерно 4% всех людей страдают от такого пристрастия.

Шерепа Л. А.

Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа, необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Однако некоторые коллеги критикуют методологический подход этих исследований и оценивают число пострадавших ниже. Редко встречаются люди без видимого повреждения мозга, у которых отсутствует чувство ритма. Если метроном устанавливает ритм, но управляет движением в данном ритме. Таким образом, он не может отфильтровать ритм музыки и обработать его так, чтобы он настраивал свои движения на него.

Что не так в мозгу немыслимого канадца, пока не известно. Понятно, что у него проблемы с распознаванием ритма в сложной музыкальной композиции. Или его мыслящему органу не удается увязать два требования: «признать ритм» и «соответствующее движение тела».

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Конечно, человек из Монреаля - изолированный случай. Но, скорее всего, таких кандидатов больше. Однако, когда мы сталкиваемся с чрезмерно талантливой танцовщицей в повседневной жизни, которая всегда немного спотыкается мимо часов, это также может быть выражением того факта, что он чувствует себя некомфортно в своей коже. Или он не может координировать свои движения тела, а также более опытные танцоры вокруг него.

В общем, упражнение является важным ключевым словом. В наших собственных исследованиях мы обнаружили, что люди, которые регулярно играют в ансамбле, особенно легко двигаться во времени. Таким образом, ритмическое чувство изучается в определенной степени.

Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.

Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом музыкальном занятии.

Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или дается в качестве составной части игр, хороводов, танцев. Приступая к работе с детьми, поступившими в детский сад надо помнить, что формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра(от двудольного к четырехдольному, затем к трехдольному), позднее ритмического рисунка(от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.

Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки : (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок. Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки, Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки! При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же Он пройдет?
Вот когда Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало- Песенки начало.
Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!

И. Михайлова.

Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик .

Пусто ласточек гнездо. До. I I II I (Далее везде аналогично). Осенины на дворе. Ре. Плачет ветер за дверьми. Ми. Дождика тиха строфа. Фа. У него своя есть роль. Соль. Затихает вся земля. Ля. Дождик скуку унеси! Си. Пусто ласточек гнездо. До1 – до2 - до1 – до2. I I I I.

Текст читает педагог, дети играют на металлофонах и поют ноты в указанном ритме.

Со звучащими жестами:

Девочки и мальчики

Топ- хлоп

Веселые ладошки

Дубок

«Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Ритмические орнаменты.

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.

В.Орлов

Затем дети меняются ролями.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Слушай сильную долю ». После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка. Упражнение «Дядя Степа». Выбираются двое детей разного роста. Первый –«дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети. сидя на стульях, говорят:

Дядя Степа длинноногий

По дороге зашагал

ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу

Мальчик с пальчик по дороге

Вслед за дядей побежал

«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы».

Дядя Степа оглянулся,

Но ни слова не сказал

идет и на ходу оглядывается

Мальчик с пальчик усмехнулся,

Дядю Степу он догнал

бежит и останавливается рядом с дядей Степой.

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая –восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны -отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза. Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.

Хлопки восьмыми нотами

Кап, кап,кап, хи-хи!

Игра на металлофоне

Спать сосулькам не даете!

Хлопки восьмыми нотами

Кап,кап,кап, хи-хи!

Игра на металлофоне

Солнышко в небе хохочет

Хлопки

Носики нам щекочет

Хлопки

Кап, кап-кап, хи, хи-хи!

Игра на металлофоне

И апчхи!

Глиссандо на металлофоне

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Игровое упражнение «Угадай».

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят:
-- Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…

На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.

Упражнение с хлопками (Венгерская мелодия)

I часть. Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок.

II часть. Все бегут «змейкой» за ведущим; на сильную долю тактов 4 и 8- остановка. На паузу- хлопок.

Ритмическое упражнение «Эхо». (Татарская танцевальная песня А. Эшпая).

Это упражнение способствует усвоению ритмических групп: восьмая, 4 шестнадцатых, восьмая; и 4 шестнадцатых. Дети стоят по кругу лицом к центру, держась за руки. В центре круга ребенок с бубном в руках. Такты 1-4. Выполнение ритмического рисунка ударами в бубен. Такты 5-8. Ребенок продолжает тихо ударять в бубен. Остальные дети прохлопывают ритмический рисунок в ладоши. Такты 9-16 и 17-24. Повторение заданий тактов 1-8.

Музыка проигрывается снова. Такты 1-4. Дети идут к центру круга (семь шагов) и на последнюю восьмую топают ногой.

Такты 5-8. С правой ноги отходят назад спиной, топая на последнюю восьмую.

Такты 9-12. Легко бегут по кругу вправо (шаг на каждую восьмую). Такты 13-16. Бегут влево. Одновременно ребенок с бубном негромкими ударами выполняет ритмический рисунок.

Такты 17-24. Ребенок с бубном называет имя любого из детей и тот повторяет заданный ритмический рисунок. Дети оценивают исполнение.

Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)

1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.

Песни Е. Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».

2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.

Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие -частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», - продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.

Рекомендации: Материал может быть применён в свободной деятельности детей: в группе, с использованием дидактического материала к ритмическим играм и упражнениям, со сверстниками и педагогом; на прогулках с родителями, на праздниках.