Электромеханическая бч 5 подводная лодка. Повседневная и боевая организация корабля

Боевая часть корабля

Боевая часть корабля

основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач. В боевую части корабля входят личный состав и закрепленные за ним вооружение и другие технические средства. На корабле в зависимости от класса может быть до 7 боевых частей (БЧ). штурманская (БЧ-1); ракетная или ракетно-артиллерийская (БЧ-2); минно-торпедная (БЧ-3); связи (БЧ-4); электромеханическая (БЧ-5); авиационная (БЧ-6); управления (БЧ-7).

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Боевая часть корабля" в других словарях:

    Авиационное подразделение авианесущего корабля, предназначено для материально технического обеспечения полетов корабельных летательных аппаратов, содержания в исправном состоянии и эксплуатации авиационно технических средств корабля и… … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Боевая часть. Боевая часть наряду со службой, основное организационное подразделение экипажа кораблей советского и российского Военно Морского Флота, в ведении которого сосредоточены боевые… … Википедия

    Боевая часть (БЧ) корабля - основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определённых задач и использования технических средств в бою и в повседневной жизни (штурманская БЧ, ракетно артиллерийская, минно торпедная, связи и т. д.).… … Словарь военных терминов

    БОЕВАЯ ЧАСТЬ - (БЧ), осн. организационное подразделение экипажа корабля, предназнач. для выполнения определ. задач и использования техн. средств в бою и в повседнев. службе. В зависимости от ранга и класса корабля м. б. БЧ: штурман. (БЧ 1), ракет. (ракетно арт … Энциклопедия РВСН

    Часть экипажа корабля, несущая вахту на командных пунктах и боевых постах. Обычно весь личный состав корабля разбит на три боевых смены EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    Боевая тревога в военном деле сигнал (команда), по которому подразделение (часть, корабль, соединение) немедленно приводится в полную боевую готовность. Подается для немедленного вступления в бой или повышения уровня боевой готовности.… … Википедия

    Боевая смена - часть личного состава корабля (мичманы, старшины, матросы), находящаяся в соответствии с его боевой организацией на КП и боевых постах и выполняющая обязанности согласно объявленной боевой готовности в течение установленного времени. На корабле… … Словарь военных терминов

    Остойчивость корабля - ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ, способность его плавать на водѣ въ прямомъ положеніи и возвращаться въ него послѣ прекращенія дѣйствія внѣшн. причины, измѣнившей первонач. положеніе равновѣсія судна. Различаютъ поперечную О. при наклоненіяхъ вокругъ… … Военная энциклопедия

    АВ авианосец. АВ арктический воздух. кАВ континентальный арктический воздух. мАВ морской воздух. АВТР авиатранспорт. АГ агентурная разведка. АКС английская кубическая сажень. AM аэродром морской авиации. АОМ морской оперативный аэродром. АПП… … Морской словарь

    Вице адмирал Кулаков … Википедия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ

Обязанности командира электромеханической боевой части .

Повседневные обязанности

ЕЖЕДНЕВНО:

Проверяет нагрузку и посадку корабля, запол­нение доски непотопляемости, наличие неснижаемых запасов, порядок расходования топлива, масла и воды;

Проверяет и подписывает суточный журнал БЧ-5, проверяет заполнение журналов дежурной и вахтенной служб БЧ-5, эксплуатационных журналов главных ме­ханизмов;

Руководит ежедневным осмотром и проворачи­ванием технических средств, при обнаружении неисправ­ностей принимает меры по немедленному их устра­нению;

Принимает доклады о готовности к немед­ленному использованию всех систем и средств борьбы за живучесть корабля;

Устанавливает состав дежурных технических средств на сутки; проверяет содержание машинно-ко­тельных, машинных отделений и других служебных по­мещений БЧ-5;

Контролирует организацию ремонтных работ, выполняемых силами личного состава.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

Руководит еженедельным осмотром технических средств, при обнаружении неисправностей принимает меры к скорейшему их устранению;

Руководит подготовкой к запуску и пуском главных турбинных двигателей и дизелей (в случаях если последние в течение недели не работали);

Анализирует результаты обмеров сопротивления изоляции электрооборудования.

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

Планирует проведение ежемесячного планово-пре­дупредительного осмотра (ППТО) и ремонта (ППР) технических средств и руководит ими;

В период ППТО и ППР контролирует выполнение запланированных регламентных работ (замеры зазо­ров в главных механизмах, опробование предохрани­тельных клапанов и др.);

Проверяет записи результа­тов осмотра и ремонта в соответствующих эксплуата­ционных журналах и формулярах;

По окончании ППТО и ППР руководит приго­товлением и вводом в действие главной энергетиче­ской установки, проверяет исправную работу техниче­ских средств;

Лично проверяет состояние, содержание и учет технических средств, ЗИП и имущества электромеха­нической боевой части; контролирует результаты про­верки переносных противопожарных и водоотливных средств;

Анализирует расход технического ресурса, докладывает свои предложения командиру корабля;

Составляет и отправляет в установленные сроки отчеты по расходу ресурса технических средств и отчеты по топливоиспользованию;

Проводит тренировки личного состава командного пункта электромеханической боевой части по руководству борьбой за живучесть и отработке взаимо­действия с ГКП; - контролирует учет выполнения нор­мативов по специальности и по борьбе за живучесть личным составом БЧ-5.

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 3 МЕСЯЦА:

Принимает участие в работе постоянной корабельной комиссии по осмотру корпуса, систем и устройств, детально проверяет состояние корпуса корабля, водонепроницаемых переборок, второго (внут­реннего) дна, дверей, люков, горловин, средств борьбы за живучесть, аварийно-спасательного имущества, контролирует исправность стационарных систем пожароту­шения и водоотлива;

Организует водолазный осмотр гребных винтов, рулей, забортных отверстий, ниш успокоителей качки, подводной части наружной обшивки корпуса корабля; проверяет

состояние корабельной документации по не­потопляемости, лично заполняет формуляр корпуса, устройств и систем корабля;

Организует проверку состояния кабельных трасс и надежность заземления электрических машин, про­верку манометров котлов по контрольному мано­метру, а также контролирует учет проверки сраба­тывания предохранительных клапанов механизмов и систем;

Организует прием зачетов у всего личного соста­ва БЧ-5 по отработке первичных мероприятий по борь­бе за живучесть.

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ:

Руководит работами по проверке на герметич­ность отсеков, отдельных помещений, главных водо­непроницаемых переборок;

Контролирует результаты лабораторного анали­за донных проб дизельного топлива из цистерн (для кораблей с ГТЭУ, ДЭУ, ДГТЭУ, ДЭЭУ);

Контролирует выполнение работ по замене масла в подшипниках валопроводов;

Руководит приемом зачетов от всего личного со­става БЧ-5 для допуска к самостоятельному обслужи­ванию заведования, несению ходовой вахты, дежур­ства на якоре, управлению боевым постом, отделением, командой;

Лично принимает зачеты у вахтенных инженеров- механиков и дежурных по БЧ-5 (при участии замести­теля командира соединения по электромеханической части).

ОДИН РАЗ В ГОД:

Планирует проведение навигационного ремонта и руководит им, принимает участие в годовых осмотрах корпуса, систем, устройств и механизмов;

Контролирует работы по освидетельствованию системы ВВД, проверке систем ВСД, цистерн прес­ной воды;

Организует поверку контрольно-измерительных приборов и электрозащитных средств;

Составляет, анализирует и представляет в уста­новленном порядке отчеты по эксплуатации корпуса и технических средств корабля, по топливоиспользованию, по специальной подготовке;

Составляет и направляет в соответствующие довольствующие органы результаты инвентаризации и шинки на пополнение ЗИП, технического и аварийно- спасательного имущества.

Обязанности по обеспечению живучести корабля

Отвечает за поддержание в исправном состоя­нии корпуса корабля, а также общекорабельных систем, кингстонов и клапанов затопления;

Отвечает за постоянную готовность к действию систем и средств, предназначенных для борьбы за живучесть, корабля;

Обеспечивает укомплектованность корабля АСИ;

Отвечает за наличие на корабле положенной документации по непотопляемости;

Дает указания по сохранению водонепроницаемости корпуса, пожарной безопасности, которые обязательны к исполнению всем личным составом корабля; получать доклады от командиров боевых частей и начальников служб о неисправностях корпуса корабля и средств борьбы за живучесть;

Лично дает разрешение на пользование открытым огнем для выполнения ремонтных работ на корабле,

Дает разрешение на открытие горловин с буквой «3»; разрешение на выдачу и использование ключей второго комплекта корабельных помещений согласно их назначению.

По подготовке личного состава

Лично руководит подготовкой командного состава по борьбе за живучесть корабля;

Организует и руководит подготовкой к борьбе за живучесть личного состава БЧ-5 и аварийных партий;

Контролирует подготовку личного состава всех боевых частей и служб к борьбе за живучесть;

Организует легководолазную подготовку;

Отрабатывает варианты борьбы с типовыми тя­желыми случаями повреждений корпуса и технических средств корабля.

В период ремонта:

Участвует в разработке и отработке организа­ционных документов по обеспечению живучести ко­рабля; контролирует весовую нагрузку и остойчивость корабля; отвечает за организацию, учет и контроль вы­полнения взрывопожароопасных работ, контролирует соблюдение мер безопасности при работах с открытым огнем;

Проверяет учет забортной арматуры, находящей­ся в ремонте, и установку равнопрочных заглушек на все забортные отверстия; следит за установкой вре­менных заглушек на отверстия в водонепроницаемых переборках корабля и на фланцах трубопроводов;

Осуществляет контроль за состоянием и готов­ностью к действию корабельных систем и электриче­ских сетей, которые должны постоянно обеспечивать живучесть корабля.

При борьбе за живучесть корабля:

Оценивает состояние корабля при повреждениях, определяет главные направления действий и принимает эффективные меры, обеспечивающие живучесть корабля его ход, управляемость и применение оружия;

Непосредственно руководит действиями всего лич­ного состава корабля и аварийных партий по борьбе с пожарами, за непотопляемость и по борьбе с опасными концентрациями газов, вредных веществ;

Действует самостоятельно, докладывая о принятых мерах командиру корабля, если повреждения не влияют на боеспособность корабля; в соответствии с документацией по восстановлению остойчивости и спрямлению корабля дает указания по выравниванию крена и дифферента корабля;

Отдает приказание об орошении и затоплении погребов с боеприпасами, включении систем объемного химического тушения в энергетические отсеки и керосинохранилища в случаях, не терпящих отлагательств и не позволяющих при создавшейся обстановке полу­чить приказание от командира корабля.

Обязанности по подготовке к плаванию

По подготовке корпуса, систем, устройств:

Руководит подготовкой корпуса, систем и устройств корабля в объеме полугодового или годового осмотра;

Организует водолазный осмотр подводной части корпуса корабля, гребных винтов, рулей, заборных отверстий и других устройств (первый водолазный осмотр производится в начальный период подготовки к плаванию в целях определения необходимого ремонта, и второй - перед выходом в плавание);

Контролирует результаты анализов пресной воды, топлива и масла из расходных и запасных цистерн; при необходимости организует чистку цистерн;

Руководит проверкой готовности к использованию всех систем и средств, предназначенных для борьбы за живучесть корабля;

Контролирует выполнение работ по осмотру и замене протекторов.

По подготовке корабельной энергетической уста­новки:

Руководит регламентными работами по главным и вспомогательным механизмам с учетом их наработки и предстоящего расхода технического ресурса;

Организует полную чистку главных и вспомогательных котлов, испарителей и опреснителей, осмотр трубных досок и протекторной защиты главных и вспо­могательных конденсаторов, проверку топливных форсунок и ремонт топок котлов;

Контролирует выполнение работ по смене масла в механизмах, подшипниках валопроводов (если время плавания превышает срок, оставшийся до смены масла);

Контролирует выполнение работ по чистке всех масляных, топливных, водяных фильтров, а также фильтров системы автоматического регулирования;

Организует проверку контрольно-измерительных приборов и защитных устройств;

Контролирует выполнение осмотра № 2 всего электрооборудования;

Руководит приготовлением и вводом в действие корабельной энергетической установки, настройкой пре­дохранительных и редукционных клапанов, предельных регуляторов, регуляторов систем автоматического ре­гулирования, пультов управления, средств сигнализа­ции и защитных устройств;

На стоянке корабля проверяет в действии все системы борьбы за живучесть, электроэнергетические системы корабля, системы вентиляции и кондициони­рования, холодильные машины.

При контрольном выходе корабля в море:

Проверяет в действии надежность и исправность всех механизмов, систем и устройств при различных режимах работы корабельной энергетической установки;

Проверяет парциальные режимы использования главной энергетической установки, исправность глав­ных и вспомогательных упорных подшипников, тормоз­ных устройств, разобщительных муфт валопроводов;

Определяет на различных режимах работы корабельной энергетической установки соответствие обо­ротов гребных валов скорости корабля, а также рас­ходы топлива (часовой и на милю хода), масла, утечки питательной воды, проверяет производительность испа­рителей и опреснителей;

Принимает участие в проверке готовности к ис­пользованию устройств и средств для приема и пере­дачи на ходу корабля топлива, воды и твердых грузов;

Проверяет подготовленность личного состава к несению ходовой вахты, обслуживанию своих заведований и к борьбе за живучесть на ходу корабля;

принимает участие в проверке физических полей корабля и их соответствия установленным нормам;

Организует устранение недостатков в работе тех­нических средств, выявленных на контрольном выходе, После контрольного выхода на основании указаний, по­лученных от командира корабля на плавание (предполагаемые скорость хода, стоянки, этапы перехода, неснижаемые запасы топлива и т. д.), производит необходимые расчеты и докладывает командиру свои пред­ложения по расходу технического ресурса главных машин, рациональному использованию энергетической установки и режимах ее работы, по возможностям со­кращения расхода топлива и воды, по интервалам между заправками и способам приемки топлива, масла и воды, о необходимости проведения ППТО и ППР в период плавания.

По материально-техническому обеспечению:

Контролирует пополнение до установленных норм ЗИП, инструмента, технического, шкиперского, АСИ, водолазного и химического имущества (комплекты реактивов для корабельных лабораторий, присадок к охлаждающей воде), горючего и смазочных материалов, воды;

Контролирует состояние и готовность к использованию корабельных ремонтных средств: станков с необходимым запасом резцов, сверл, фрез, электро- и газосварочного оборудования, подъемных приспособ­лений (талей, домкратов, рымов, тросов) и другого оборудования;

Контролирует наличие на корабле достаточных запасов ремонтных материалов: ацетилена, кислорода, хладона, эпоксидной смолы; электродов, латунной проволоки, буры, олова, цинка, спирта, ацетона и др; прокладочных материалов (паронита, резины, и картона, кожи и др.) и набивок; стальных, латунных, бронзовых заготовок для токарных работ; листовой стали, меди, свинца и других металлов; заглушек для (трубок котлов, конденсаторов, паропроводов, трубо- проводов; жидкого стекла, бакелита, быстровысыхающего цемента и песка, а также других ремонтных материалов.

По подготовке личного состава:

Определяет состав ходовой вахты с учетом подготовленности по специальности, опыта службы, физической выносливости;

Руководит организацией подготовки всего личного состава БЧ-5 по специальности и борьбе за живучести, при этом с вахтенными инженерами-механиками проводятся групповые упражнения по отработке основных вариантов использования технических средств и руководству борьбой за живучесть; со всеми категориями личного состава проводятся занятия по изучению опыта использования корабельной энергетической установки, корпуса, систем и устройств при плавании в различных климатических условиях, по разбору случаев поломок, характерных неисправностей и отказов технических средств, их причин и мер по предупреждению;

Организует тренировки личного состава БЧ-5 аварийных партий по борьбе за живучесть на специально оборудованных полигонах;I

Совместно с командиром корабля отрабатывав взаимодействие вахтенных офицеров и вахтенных инженеров-механиков по использованию средств движения в различных условиях плавания;

Проводит тренировки личного состава КП электромеханической боевой части по руководству борьбой за живучесть корабля и по взаимодействию с ГКП корабля;

Руководит организацией приема зачетов на допуск к самостоятельному несению ходовой вахты а всех категорий личного состава БЧ-5;

Обязанности по использованию технических средств при плавании в районах с тропическим климатом и при низких температурах наружного воздуха

Командир БЧ-5 руководит использованием корабельной энергетической установки в соответствии с инструкциями и рекомендациями по эксплуатации технических средств при этих условиях плавания.

При плавании в районах с тропическим климате при использовании технических средств учитывает влияние на них высоких температур наружного воздуха (45-50°С), относительной влажности (до 95-98%), и высокой температуры и солености забортной воды, высокого солесодержания морского воздуха, загрязнения морской воды биоорганизмами, солнечной радиации, которые приводят к следующим, характерным особен­ностям работы технических средств: повышению температуры подшипников главных и вспомогательных механизмов, электрических машин и валопроводов; конденсации влаги воздуха в топливных цистернах, их оборжавлению и наличию микроорганизмов;

Ускоренному засорению топливных фильтров и топливной аппаратуры;

Понижению эффективности работы теплообмен- нм< Аппаратов;

Усиленному загрязнению и износу насосов и трубопроводов корабельных водяных систем;

Снижению сопротивления изоляции электрооборудования (особенно находящегося в бездействии); повышенному износу протекторов;

Повышению температуры воздуха в служебных в жилых помещениях.

Для обеспечения безотказной эксплуатации технических средств контролирует выполнение следующих мероприятий:

Поддержание в исправном состоянии систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

Поддержание в норме теплового режима главных, вспомогательных механизмов, устройств и систем, связанных с охлаждением забортной водой (дополнительное охлаждение, снижение нагрузки, переход на резерв­ные механизмы и системы);

Сохранение в цистернах кондиционного топлива (содержание запасных топливных цистерн полностью заполненными топливом, чистка расходных цистерн не реже 1 раза в 3 месяца);

Поддержание в исправности действующего электрооборудования (длительность непрерывной работы машин не должна превышать 8 ч, чередования работы электрических машин, ограничение продолжительности работы электроприводов 5-6 ч. во избежание перегрева, ежечасные замеры сопротивления электрических сетей и температуры подшипников генераторов и воздухоохладителей);

Поддержание в исправности недействующего электрооборудования (ежедневный замер сопротивления изоляции, запуск для прогрева на 1 ч в сутки или в 2-3 суток для сушки, электрооборудования при понижении сопротивления изоляции, еженедельный спуск конденсата у электрических машин водозащищенного и герметичного исполнения);

Поддержание в исправности корабельных водяных систем охлаждения (ежемесячный осмотр протекторов и замена их при необходимости);

Обеспечение герметизации наружного контура жилых и служебных помещений при работе система кондиционирования.

При плавании в районах с низкими температурами наружного воздуха. При использовании технических средств учитывает возможность обмерзания сеток (решеток) воздухозаборных шахт, забивания льдом решеток и приемных патрубков кингстонов пожарных и охлаждающих водяных насосов, ниш успокоителей качки, забортных отверстий, обледенения палуб и над строек, забивания льдом шпигатов.

Для обеспечения безотказной работы технических средств контролирует выполнение следующих мероприятий:

Периодическое продувание паром или промывание водой от пожарной магистрали кингстонных ящиков, приемных патрубков охлаждающих насосов, нищ успокоителей качки и шпигатов на верхней палубе, поддержание режима работы систем отопления кондиционирования и вентиляции;

Включение антиобледенительных устройств воздухозаборных шахт работающих газотурбинных двигателей и турбонаддувочных агрегатов котлов при температуре наружного воздуха +5<°С и ниже;

Проверку свободного вращения роторов ручной прокруткой перед пуском длительно наработавших газотурбинных двигателей;

Периодическое измерение сопротивления изоляция электрооборудования, находящегося на открытых участках палубы и надстроек;

В случае вынужденной стоянки корабля во льдах проворачивание гребных винтов только на передний ход (20-30 об/мин), во избежание повреждения греб­ных винтов и рулей;

Предупреждение размораживания двигателей и систем плавсредств (катеров, баркасов), находящихся верхних открытых участках палубы;

При плавании во льдах непрерывное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, ведение борьбы с обледенением корпуса и надстроек с соблюдением мер предосторожности;

Предупреждение размораживания участков противопожарной водяной системы, пожарных рожков, систем водяной защиты, расположенных на открытых участках палубы и надстройки.

Обязанности по уходу за техническими средствами корабля на стоянке

Командир БЧ-5 контролирует поддержание технических средств в установленной готовности к действию, и исправном состоянии, предохранение их от коррозии и размораживания (в условиях низких температур).

По котельной установке. Устанавливает способ хранения котлов (основным способом хранения котлов не более 30 суток является «мокрое» хранение). В целях предохранения от коррозии контролирует выполнение работ по недопущению скопления сажи у корней трубок, влаги на наружной поверхности котла, неплотностей в арматуре котла и труб, по содержанию трюмов в МКО, КО сухими.

По паротурбинной установке. В целях предохра­нении от коррозии контролирует:

Отсутствие случаев попадания пара и воды в турбины и главный конденсатор;

Отсутствие случаев пропаривания фланцев паропроводов и пропуска арматуры механизмов и систем, действующих при стоянке;

Порядок вентилирования МКО, МО с учетом погодных условий;

Ежедневное проворачивание ГТЗА валоповоротным устройством на 1,3 оборота гребного вала;

Покачивание маслом ГТЗА в течение 15-20 мин в целях консервации.

По газотурбинной установке. В целях предохране­ния от коррозии контролирует:

Поддержание водяных полостей теплообменных аппаратов, а также камер водяного охлаждения подшипников сухими;

Порядок вентилирования МО с учетом погодны: условий;

Ежедневную проверку качества масла;

Прокрутку роторов компрессоров и проворачивание редуктора с валопроводом;

Заполнение топливной системы топливом.

По истечении 7 суток руководит пуском двигателе для промывки и просушки проточных частей.

В случае хранения газовой турбины в недействующем состоянии 30 суток и более дополнительно к указанному контролирует консервацию топливной системы и ленты перепуска воздуха маслом (еженедельный! пуск не производится).

По истечении 30 суток руководит пуском двигателей для промывки и просушки проточных частей.

По дизельной установке. В целях предохранения от коррозии контролирует:

Закрытие воздухозаборников и газовыхлопных устройств;

Вентилирование МО с учетом погодных условий;

Ежедневное проворачивание валоповоротныи устройством дизелей и прокачку их маслом.

По истечении установленного срока руководит приготовлением и пуском дизелей, контролирует их работу на холостом ходу.

При стоянке корабля в условиях низких температур наружного воздуха. В целях предупреждения размораживания технических средств контролирует: поддержание температуры воздуха в машинно-котельных, котельных и машинных отделениях не ниже 10°С влажности не более 85%, измерение температуры в помещениях через каждые 2-4 ч с записью в соответствующий журналы.

По уходу за котлами контролирует закрытие чехла­ми (герметичными крышками) дымовых труб (сопел охладителей) у недействующих котлов; устанавливает в зависимости от обстановки периодичность конт­рили температур (не ниже +10°С) в газоходе за экономайзером (не реже 1 раза в 2 ч) и подогрева воды в экономайзере.

По уходу за газовыми турбинами контролирует спуск воды из водяных полостей теплообменных аппаратов, из камер водяного охлаждения подшипников и валопроводов;

Регулярность проверки температуры газотурбинных двигателей;

Проворачивание вручную компрессор низкого давления.

По уходу за дизелями контролирует поддержание температуры воды в дизелях не ниже +5°С; при температуре в МО менее +5°С вода из полости охлажде­нии дизеля, холодильников, водяных магистралей должна быть спущена, все полости продуты воздухом, спускные пробки из полостей дизеля, водяных насосов и систем вывернуты.

По уходу за корпусом, системами и устройствами контролирует:

Соблюдение режима работы систем кондиционирования, отопления и вентиляции;

Выполнение мероприятий по предупреждению размораживания противопожарной водяной системы, пожарных рожков на открытой палубе и надстройках, системы пресной воды и воотливной системы; периодическое продувание от пожарной магистрали или паром решеток кингстонов, патрубков и ниш успокоителей качки

Выполнение мероприятий по предотвращению обледенения корпуса и устройств. В случае стоянки кораб­ли во льдах при вводе главных машин во избежание повреждения корпуса, гребных винтов и рулей дает указание проводить пробные обороты только на передний ход.

Обязанности при приеме на корабль топлива, масла и воды

При подготовке к приему жидких грузов:

Проверяет наличие паспорта на принимаемые грузы и соответствие их показателей требованиям ГОСТ;

Контролирует взятие донной пробы топлива, масла и ее проверку на отсутствие в ней воды и механических примесей;

Контролирует результаты замеров наличия топлива (масла) на корабле;

Проверяет выполнение личным составом обязанностей по расписанию по приемке топлива, а также выполнение противопожарных мероприятий и мер по предотвращению загрязнения моря нефтью;

Дает разрешение на прием топлива (масла, воды) и устанавливает очередность заполнения цистерн в соответствии с инструкцией о порядке приема и расходования жидких грузов.

При приеме жидких грузов. Контролирует порядок заполнения цистерн, давление топлива перед палубными топливными фильтрами, взятие промежуточных проб топлива и отсутствие в них воды и механических примесей. Контролирует качество применяемой пресной питательной и дистиллированной воды.

По окончании приема жидких грузов, контролирует количество принятого топлива (масла, воды); оформляет документы на прием жидких грузов, дает указания на приведение средств приема топлива в исходное положение и на осмотр трюмов. Контролирует заполнение доски непотопляемости, нагрузку, осадку и водоизмещение корабля.

Обязанности по предупреждению поломок и аварий технических средств

Для обеспечения надежной эксплуатации технических средств командир БЧ-5 проводит ряд мероприятий, которые способствуют предупреждению аварийности.

По специальной подготовке организует занятия и тренировки по специальности на высоком методическом уровне на технических средствах или на специальных тренажерах с разбором характерных неисправностей техники и контролирует их проведение;

Занятия по изучению требований эксплуатационных инструкций по ремонту технических средств;

Еженедельные разборы с личным составом случаев нарушения правил эксплуатации; -периодические занятия со старшинами и матросами по изучению случаев аварий и поломок технических средств; прием зачетов от всех категорий личного состава на допуск к самостоятельному обслуживанию технических средств и несе­нию ходовой вахты, во время которых необходимо до­биваться твердых, уверенных знаний и практических навыков по выполнению правил и инструкций по эксплуатации.

По эксплуатационной документации и учебным пособиям

Проверяет наличие подробных, отражающих конкретные действия инструкций по ежедневному и еженедельному осмотрам, по приготовлению к действию и обслуживанию технических средств, наличие специаль­ных, контрольных листов по приготовлению к запуску главных двигателей, вводу главных котлов. Осуществляет постоянный контроль и анализ записей в эксплуатационных журналах. Проверяет наличие у технических средств предупредительных надписей, наличие сборников характерных неисправностей технических средств и журналов учета аварий и поломок материальной части.

По организации обслуживания технических средств.

Ввод в действие всех механизмов проводится только по приказанию командира БЧ-5 или с разрешения вахтенного инженера -механика (дежурного по БЧ-5). Командир БЧ-5 руководит инструктажем и разводом заступающей ходовой вахты. Лично руководит своевременным вводом в действие главных двигателей, котлов, проведением пробных оборотов. Проводит постоянный контроль за правильностью эксплуатации и поддержании в исправности защитных и предохранительных устройств, КИП и т. д. Систематически проверяет правильность анализов масла, топлива, котловой, питательной и охлаждающей (пресной) воды; наличие на шкалах КИП отметок рабочих и предельно допустимых значений параметров; несение вахты у действующих механизмов. Проводит послепоходовыи разбор итогов эксплуатации технических средств, а так же действий личного состава. Осуществляет контроль за качеством и полнотой выполнения регламентных работ, ППТО и ППР.

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО БЧ-5 И ВАХТЕННОГО ИНЖЕНЕРА-МЕХАНИКА

Основные обязанности дежурного по БЧ-5

Дежурный по БЧ-5 назначается для руководства дежурной и вахтенной службами БЧ-5 на стоянке корабля.

Дежурный по БЧ-5 отвечает: за поддержание установленной готовности к походу технических средств БЧ-5, за пожарную безопасность в помещениях БЧ-5 и непотопляемость корабля, за поддержание в исправ­ном состоянии корпуса и готовность к действию систем и средств борьбы за живучесть корабля; за нагрузку и посадку корабля; за исправное состояние и пра­вильное использование технических средств; за свое­временное и качественное проведение осмотров и про­верок технических средств и помещений БЧ-5; за своевременное заполнение доски непотопляемости, пра­вильное ведение суточных и вахтенных журналов БЧ-5 и подразделений.

Вступление в дежурство.

Принимает сведения о на­грузке и посадке корабля, количестве и размещении жидких грузов; о назначенной готовности к походу, действующих механизмах и системах, о схемах вклю­чения трубопроводов, паропроводов, распределения электроэнергии, готовности систем, обеспечивающих живучесть корабля, состоянии неисправных и разобран­ных механизмов, трубопроводов, отдраенных горловин с буквой «3» и контролирует все это.

Проверяет за­полнение доски непотопляемости, журналов дежурной службы БЧ-5, наличие документации и имущества и ПЭЖ (посту управления дежурной службой).

Обходит вместе со сменяющимся дежурным служеб­ные и жилые помещения БЧ-5, проверяет их состояние, соблюдение мер пожарной безопасности и непотопляемости, готовность к действию систем и средств борьбы за живучесть, состояние технических средств правильность несения вахты у действующих механизмов.

После завершения осмотра помещений с разрешении командира БЧ-5 вступает в дежурство.

При вступлении в дежурство по БЧ-5 после возвра­щения корабля из плавания контролирует соблюдение режима прокачки маслом подшипников и редукторов ГТЗА; состояние главных котлов; соблюдение режима вентиляции помещений, осушения трюмов.

Во время дежурства. Обеспечивает установленную готовность технических средств БЧ-5 к походу, готов­ность к немедленному использованию систем и средств борьбы за живучесть, дежурных технических средств. Контролирует исправность работы действующих меха­низмов и систем, обеспечение корабля всеми видами энергии. Лично руководит вводом в действие наиболее ответственных механизмов и систем и выводом из действия.

Контролирует нагрузку и посадку корабля, порядок расходования жидких грузов, состояние корпуса ко­рабля и соблюдение мер пожарной безопасности и не­потопляемости. Контролирует организацию и обеспечения мер безопасности при приеме жидких грузов на корабль. Своевременно корректирует заполнение Доски непотопляемости и делает записи в суточном журнале БЧ-5. Контролирует заполнение суточных и вахтенных журналов БЧ-5 в подразделений.

При получении от командира БЧ-5 разрешения на Производство работ, связанных с открытым огнем, при­нимает на место работ; руководит выполнением противопожарных мероприятий; инструктирует и выставляет вахтенных с противопожарными средствами в помещении, где производятся огневые работы, и в смежных помещениях; дает разрешение на начало работ, контролирует, чтобы после окончания огневых работ вахтеные по противопожарной безопасности оставались на месте в течение 2 ч. Через 2 ч после окончания огневых работ, вместе с заведующим помещением осматривает место работы, смежные помещения и при отсутствии признаков возгорания снимает вахтенных по противопожарной безопасности. Записывает в суточ­ным журнал БЧ-5 время начала и окончания огневых работ.

При получении от командира БЧ-5 приказания о проведении работ с арматурой и трубопроводами, связанными с забортными отверстиями, прибывает на место работ, руководит выполнением мероприятий по предотвращению поступления воды внутрь корабля, инструктирует и выставляет вахтенных, дает разреше­ние на начало работ. В нерабочее время у разобран­ной арматуры и трубопроводов выставляет вахтенных. После окончания работ проверяет герметичность арма­туры и трубопроводов, убеждается в отсутствии поступления воды внутрь корабля. Записывает в суточный журнал БЧ-5 время начала и окончания работ.

При получении от командира БЧ-5 приказания об отдраивании горловины с буквой «3» дежурный по БЧ-5 прибывает на место работы, контролирует правильность отдраивания горловины, убеждается в отсутствии поступления через горловину воды или топлива, организует вентиляцию цистерны (коффердама) после вскрытия горловины и меры безопасности при работах личного состава; инструктирует и выставляет вахтенного у отдраенной горловины. После окончания работ проверяет закрытие горловины, снимает вахтенного. Записывает в суточный журнал БЧ-5 время начала открытия и закрытия горловины с буквой «3»!

При проведении ремонтных работ проверяет надежность отключения от магистралей разобранных механизмов и систем; качество постановки заглушек на открытые концы трубопроводов; наличие на клапанах вентилях трубопроводов и на автоматах, выключателях, переключателях электрических систем табличек с предупреждающими надписями «Не включать! Работают люди!» (о местах, где выставлены эти таблички! делаются записи в суточном журнале БЧ-5).

Контролирует организацию приема жидких грузом! технического и шкиперского имущества, баллонов с газами, электроэнергии с берега, воздуха высокого давления потребителями и соблюдение при этом правил техники безопасности. Следит за выполнением мероприятий по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами.

В условиях низких температур наружного воздуха контролирует выполнение инструкции по предупреждению размораживания механизмов, трубопроводов и систем, а также аварийно-спасательного и противопожарного имущества на открытых участках палубы и надстройках. возникновении пожара, обнаружении дыма, пара, вредных газов или поступлении воды внутрь корабля немедленно докладывает дежурному по кораблю, прибывает в ПЭЖ, руководит вводом в действие дежур­ных технических средств, организует борьбу за живучесть до прибытия командира БЧ-5.

При докладе командиру БЧ-5 о сдаче дежурства предъявляет для проверки и подписи заполненный суточный журнал электромеханической боевой части.

Основные обязанности вахтенного инженера-механика

Назначается для руководства вахтенной службой БЧ-5 на период действия главной энергетической установки. Вахтенному инженеру-механику подчиняется вся дежурно-вахтенная служба БЧ-5.

Он отвечает за правильное использование и экспуатацию технических средств БЧ-5;

за готов­ность к действию систем и средств борьбы за живучесть корабля;

за поддержание в исправном состоя­нии корпуса корабля;

за своевременное и правильное выполнение лицами вахтенной службы своих обязанностей своевременное и правильное ведение записей в журнале вахтенного инженера-механика.

Заступая на вахту. - Перед заступлением на вахту обходит действующие машинные и котельные отделения, электростанции, румпельное отделение, после чего получает от сменяющегося вахтенного инженера механика сведения: о заданном ходе;

О механизмах, нахоящиеся в действии и в горячем резерве; о схемах включения паропроводов, трубопроводов, систем канализации электроэнергии;

О системах, обеспечивающих живучесть корабля, о неисправностях в работе техни- ческих средств;

О состоянии корпуса, количестве и распределение по кораблю жидких грузов;

О результатах последних анализов масла и воды;

О поступивших приказаниях. На разводе вахты инструктирует и проверяет знания обязанностей личным составом.

Заступая на вахту, проверяет по показаниям приборов, исправность работы технических средств. Проверяет все виды связи с ГКП, ЗКП, с боевыми постами

БЧ-5. Получает доклады от заступающих старшин ]вахт; о режиме работы технических средств; о готов­ности к вводу в действие резервных механизмов; о работе РУ; о запасах жидких грузов; о готовности к действию противопожарных, водоотливных средств, состоянии АСИ; о противопожарном состоянии поме­щений. Проверяет записи в журнале вахтенного инженера-механика. Докладывает командиру БЧ-5 и вахтенному офицеру о заступлении.

Во время несения вахты. Руководит использованием технических средств в строгом соответствии с ииструкциями, правилами и руководствами. Следит за точным и своевременным выполнением приказаний машинных телеграфов. Контролирует работу технических средств.

В случае обнаружения неисправностей немедленно докладывает об этом командиру БЧ-5. При необходи­мости (с ведома командира БЧ-5) изменяет состав ра­ботающих механизмов, докладывая об этом вахтенному офицеру. Ведет журнал вахтенного инженера-механика, через каждый час на основании показаний приборов и докладов старшин вахт записывает в него основные характеристики режима работы главной ЭУ,

Смена с вахты. После смены с вахты докладывает командиру БЧ-5 о режиме работы корабельной энергетической установки; о действующих механизмах И включении систем; о состоянии РУ; о запасах; о замечаниях по работе технических средств. После переходу на якорный режим и вывода из действия главной энергетической установки сдает обязанности дежурному по БЧ-5 и докладывает командиру БЧ-5 о сдаче вахты.

Версия для скачивания

Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.


Подлодка

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам.

Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко. Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте.

Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)».

На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су..., я тебя, бл…, за жопу подвешу!..»

Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?

Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.


*впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.

К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.

В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.

А дальше вступили в действие законы драматургии: один против шести. Чудес не бывает – шальной японский снаряд пробил обшивку в районе машинного отделения, осколками посекло паропровод. Миноносец «Сильный» превратился в неподвижную мишень.

Сквозь обжигающий пар к месту повреждения паропровода первым подбежал старший инженер-механик Зверев. Схватив попавшийся под руку пробковый матрас, он попытался набросить его на рваную трубу, из которой била смертельная струя перегретого пара. Тщетно – матрас отбросило в сторону. Мгновение на раздумье, чем можно надежно зафиксировать заплатку? – инженер-механик Зверев поднял матрас и бросился на раскаленный паропровод, плотно прижавшись к нему своим телом.

На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.


В.В. Зверев родился в 1865 году в городе Муроме,выпускник Кронштадского морского училища. В 1903 году был назначен на миноносец «Сильный», где ему присвоено звание старший инженер-механик. За свой подвиг посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.

Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…

Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.


Продольный разрез броненосца "Ослябя". Хорошо видно расположение котельных и машинных отделений - в случае быстрой гибели корабля спастись оттуда невозможно.

БЧ-5 - сердце корабля

В наши дни машинно-котельньная команда называется «Электромеханическая боевая часть» или кратко БЧ-5.** Трудно описать заслуги этих моряков, учитывая количество силового и вспомогательного оборудования на современных кораблях ВМФ, десятки километров кабелей и трубопроводов, сотни клапанов и электрощитов.

Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.


Матрос Сережа Перминин


Или подвиг 20-летнего матроса спецтрюмной группы Сергея Преминина с подлодки К-219, погасившего вручную адское ядерное пламя. Опустив все четыре решетки, моряку уже не хватило сил открыть люк реакторного отсека, деформированный от высокой температуры. Он ушел вместе с лодкой на дно Атлантического океана в точке с координатами 31°28′01″ с. ш. 54°41′03″ з. д.

В октябре 2010 года произошла авария на эскадренном миноносце «Быстрый» Тихоокеанского флота - в машинном отделении прорвало топливную магистраль. Жарко заполыхал трюм, возникла угроза детонации топливных цистерн – 300 человек оказалась в шаге от гибели. 19-летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов стремглав бросился в самое пекло, чтобы перекрыть топливопровод. Сгорая заживо он сумел закрутить вентиль. Позже врачи установили: Алдар получил 100% ожег тела. Трудно найти слова утешения родным отважного моряка – они ждали из армии сына, а не звезду Героя.

**Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
БЧ-1 – штурманская,
БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
БЧ-3 – минно-торпедная,
БЧ-4 – связь,
БЧ-5 – электромеханическая.


[i]

На берегу залива Стрелок, у пирса эскадренного миноносца «Быстрый», открыт знак памяти Героя России, матроса Алдара Цыденжапова

Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации?? и получил лучший ответ

Ответ от Александр Рябой[гуру]
Вот как о курении на подводных лодках описано на сайте avtonomka.org:
" Тяжело приходилось тем, кто страдал пагубной привычкой - курить. В подводном положении курить категорически запрещено, а в надводном - только на мостике. Правда «под РДП» моряки всё - таки умудрялись курить около работающих дизелей. И так от 45 до 90 суток.
Курение на подводных лодках 1-го поколения было разрешено только в надводным положением на мостике. Если курящим был командир БЧ-5 или комдив -3, то некоторым курильщикам удавалось сделать несколько затяжек. В подводном положении слегка «поддували» лодку и в отсеках было повышенное давление до 800 мм рт. столба и более. Это часто искусственно делали вышеупомянутые механики. Для снятия излишков давления запускали на несколько минут дизель, около которого собирались курильщики. На лодках 2-го и следующих поколений были предусмотрены курительные комнаты, от стен которых через непродолжительное время исходил неприятный запах табака. "
А вот, что о курении говориться в Корабельном уставе ВМФ РФ (2001)
Глава 11 Корабельные правила
Правила поведения личного состава на корабле:
453. Курение на корабле допускается только в местах, определенных
приказом по кораблю.
Кроме того, курить запрещается:
а) во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а
также на постах несения службы корабельных нарядов;
б) на катерах и других плавсредствах, стоящих у борта корабля;
в) на катерах с двигателями, работающими на легком топливе.
В местах, отведенных для курения, должны быть установлены
пепельницы или емкости с водой. На ходовом мостике курить
разрешается командиру корабля и с его разрешения офицерам и
мичманам, а на подводных лодках, кроме того, старшинам и матросам.
«Пришла пора признать все экипажи подводных лодок подразделениями особого риска, наделив их членов достойными социальными гарантиями. Мы должны, наконец, осознать, что живем в великой морской державе. Великой даже в грандиозности своих морских катастроф, не говоря уже о своих бесспорных великих достижениях… Сегодня, каждый россиянин просто обязан знать имена своих подводных ассов, первопроходцев и мучеников… »
Контр-адмирал в отставке Штыров А. Т.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: ...Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации??

Ответ от .. [гуру]
они обычно курят когда ненадолго поднимаются из воды, открывают люк, дышат воздухом и курят если разрешается


Ответ от ЕвГений Косперский [гуру]
рекомендации подводников - курильщика десантировать за борт через торпедный отсек


Ответ от Кот Обормот [гуру]
Есть специальное место, на атомной ПЛ, В НЕЙ СИЛЬНАЯ АППАРАТУРА, ПО ОЧИСТКЕ ВОЗДУХА И ДОЛГИЙ СРОК АВТОНОМНОГО ПЛАВАНИЯ, на дизельных - нельзя (мало возможностей, для преобразования окиси углерода)- можно и потерпеть,


Ответ от Павел [гуру]
Подводники сами организуют такое место. Обычно рядом с вентиляцией. В общей вентиляции ПЛ стоят угольные фильтры. Потом курят по очереди, есстесно строго соблюдая ПБ.