Европейский Союз. История становления

Исполнилось 60 лет с года создания. Однако годом ранее Великобритания преподнесла "сюрприз": национальный референдум выявил желание британцев выйти из состава этой межнациональной организации. 29 марта 2019 года Королевство Великобритания станет первой и пока единственной страной в истории, которая покинет Евросоюз. А какие страны входят в Евросоюз? Каковы его перспективы?

Какие страны входят в Евросоюз? Список

Страна Столица Год вступления Глава правительства
1 Австрия Вена 1995 Канцлер - Себастьян Кунц
2 Бельгия Брюссель 1957 Премьер-министр - Шарль Мишель
3 Болгария София 2007 Премьер-министры - Бойко Борисов и Цвета Караянчева
4 Венгрия Будапешт 2004 Премьер-министр - Виктор Орбан
5 Великобритания Лондон 1973 Премьер-министра - Тереза Мэй
6 Греция Афины 1981 Премьер-министр - Алексис Ципрас
7 Германия Берлин 1957 Канцлер - Ангела Меркель
8 Дания Копенгаген 1973 Премьер-министр - Ларс Расмуссен
9 Италия Рим 1957 Премьер-министр - Джузеппе Конте
10 Ирландия Дублин 1973 Премьер-министр - Лео Вардкар
11 Испания Мадрид 1986 Премьер-министр - Педро Санчес
12 Кипр Никосия 2004 Президент - Никос Анастасиадис
13 Люксембург Люксембург 1957 Премьер-министр - Ксавье Беттель
14 Латвия Рига 2004 Премьер-министр - Марис Кучинскис
15 Литва Вильнюс 2004 Премьер-министр - Саулюс Сквернялис
16 Мальта Ла-Валетта 2004 Премьер-министр - Джозеф Мускат
17 Нидерланды (Голландия) Амстердам 1957 Премьер-министр - Марк Рюгге
18 Португалия Лиссабон 1986 Премьер-министр - Антониу Кошта
19 Польша Варшава 2004 Премьер-министр - Матеуш Моравецкий
20 Румыния Бухарест 2007 Премьер-министр - Виорика Дэнчилэ
21 Словения Любляна 2004 Премьер-министр - Мирослав Церар
22 Словакия Братислава 2004 Премьер-министр - Петер Пеллегрини
23 Франция Париж 1957 Премьер-министр - Эдуард Филипп
24 Финляндия Хельсинки 1995 Премьер-министр - Юха Сипиля
25 Хорватия Загреб 2013 Премьер-министр - Андрей Пленкович
26 Чехия Прага 2004 Премьер-министр - Андрей Бибиш
27 Швеция Стокгольм 1995 Премьер-министр - Стефан Левен
28 Эстония Таллинн 2004 Премьер-министр - Юри Ратас

Составив такую таблицу, мы, думается, ответили на вопрос о том,сколько стран и какие входят в Евросоюз.

"Неевропейский" Евросоюз

А ведь в Евросоюз входят также и не находящиеся в пределах Европы, следующие заморские территории стран Евросоюза, имеющие особый статус, - это:

Несмотря на эти прецеденты, в Евросоюз не включены аналогичные территории Великобритании, Голландии и Дании.

Евроскептики

Впрочем, в этом ничего удивительного. Ведь даже далеко не все стремятся стать его членами. Холодно к нему относятся северяне-скандинавы. Например, Швеция и Дания не перешли полностью на евро, сохранив национальные валюты. А какая скандинавская страна не входит в Евросоюз? Их таких даже две - Норвегия и Исландия. Норвегию не устроили ограничения, устанавливаемые условиями входа, хотя страна трижды подавала заявку на участие. Сегодня Норвегия входит в другие европейские соглашения вроде шенгенского, но не более. Для Исландии это вообще не актуальный вопрос. Особенно после уже имевших место переговоров.

Также не является членом Евросоюза вечно нейтральная Швейцария. Правительство было задумалось о вступлении, но население на референдуме 1992 года ясно сказало: "Нет!". Являются евроскептиками и не смотрят на запад Белоруссия и Россия.

Не рассматривают перспективы стать "единоевропейцами" карликовые Андорра, Монако, Сан-Марино и Лихтенштейн. Но, впрочем, не мешает желающим подключится. Это - балканские страны.

"Школа" Евросоюза

Вот список стран, имеющих договор об ассоциации с здесь - кандидаты на вступление в него. Но ассоциация гораздо шире Европы.

Страна Столица Часть света Год подписания договора Глава правительства
Албания Тирана Европа 2009 Председатель - Эди Рама
Алжир Алжир Африка 2005 Премьер-министр - Ахмед Уяхья
Босния и Герцеговина Сараево Европа 2008 Председатель - Денис Звиздич
Грузия Тбилиси Азия 2014 Премьер-министр - Мамука Бахтадзе
Египет Каир Африка 2004 Премьер-министр - Шериф Исмаил
Израиль Тель-Авив Азия 2000 Премьер-министр - Биньямин Нетаньяху
Иордания Амман Азия 2002 Премьер-министр - Хани Аль-Мульки
Канада Оттава Америка 2013 Премьер-министр - Джастин Трюдо
Косово Приштина Европа 2015 Премьер-министр - Рамуш Харадинай
Ливан Бейрут Азия 2006 Премьер-министр - Саад Харири
Македония Скопье Европа 2001 Премьер-министр - Зоран Заев
Марокко Рабат Африка 2000 Премьер-министр - Саад ад-Дин Аль-Османи
Молдавия Кишинев Европа 2014 Премьер-министр - Павел Филип
Мексика Мехико Америка 2000 Президент - Энрике Пенья Ньето
Сербия Белград Европы 2011 Премьер-министр - Ана Брнабич
Тунис Тунис Африка 1998 Премьер-министр - Юсеф Шахед
Турция Анкара Европа, Азия 1963 Президент - Реджеп Тайип Эрдоган
Украина Киев Европа 2014 Премьер-министр - Владимир Гройсман
Черногория Подгорица Европа 2010 Премьер-министр - Душко Маркович
Чили Сантьяго Америка 2003 Президент - Себастьян Пиньера
ЮАР Претория Африка 2000 Президент - Сирил Рамафоса

Вот какие страны входят в "школу" Евросоюза. Ведь чтобы стать его членом, нужно отвечать выдвигаемым требованиям, то есть, по сути, пройти обучение и сдать "экзамены".

Три выпускника

Сегодня ее проходят Албания, Македония, Сербия, Черногория, Турция, Босния и Герцеговина, Косово. В Тиране и Скопье пока застыли на стадии средних "классов": у них статус кандидатов. Белград, Подгорица и Анкара на "выпуске": ведут переговоры с Брюсселем (столицей Евросоюза). Причем турецкий "второгодник" делает это уже почти десять лет (с 1999 года), но его постоянно проваливают на "экзаменах". В Сараево и Приштине - "младшеклассники". Первые только подали заявку на вступление, а вторые - пока лишь устно объявили о намерениях.

Возможны изменения и в обратную сторону. Вот, например, ходят разговоры о "антиевросоюзном" референдуме в Голландии.

Так что, возможно, ответ на вопрос "какие страны входят в состав Евросоюза?" через несколько десятков лет будет звучать совсем по-другому. Состав может и измениться.

Какие страны первыми вошли в Евросоюз?

История создания этого национального объединения уходит в 1951 год, когда ФРГ, Франция, Люксембург, Бельгия, Голландия и Италия учредили "Европейское объединение угля и стали", призванное улучшить развитие этих

В 1957 году эти же страны решили расширить "платформу" до ЕЭС (Европейского экономического сообщества). Теперь сотрудничество касалось не только металлургии и угледобычи и всего прочего. Тогда ответ на вопрос, какие страны входят в Евросоюз, был краток. В 60-е годы были сняты торговые пошлины между странами-участницами Союза. А потом были: 1973-й, 1981-й, 1986-й, 1995-й, 2004-й, 2007-й, 2013-й. В эти годы к Евросоюзу присоединялись другие страны. На полную катушку Евросоюз заработал в период с 1995-го по 1999 годы, когда "шенгенская зона" стала не проектом, а реальностью, когда была введена в оборот новая общеевропейская валюта - "евро", когда заработали наднациональные политические органы власти.

Быть ли Евросоюзу?

К сожалению, последние явления в мировой экономике и политике добавили весомых граммов на весы евроскептиков. Мировой финансовый кризис, плохо контролируемая миграция населения из охваченных войной и беспорядками Ливии и Сирии в страны Евросоюза, хроническое от северян отставание экономики и социальных институтов южан, которые никак не удается преодолеть, дефолт в Греции, трудности новичков Евросоюза, надеявшихся на свой быстрый экономический рост, а не стагнацию, или, вообще, деградацию. Добавили проблем и санкции против России, ведь значительные объемы целых секторов экономики стран Евросоюза были ориентированы на восток.

Вызывает у европейцев опасения и высказывание американского президента Дональда Трампа о возможном пересмотре отношений в рамках военного блока НАТО. Создавать свою армию? На какие деньги? Кто ей будет командовать?

Ницше знает

Сейчас ЕС переживает кризис, и это для него же хорошо. "То, что нас не убивает, делает нас сильнее" - говаривал немецкий философ Фридрих Ницше. Сегодняшний день бросает Евросоюзу вызов, если он его переживет, то станет значительно сильнее, чем был до этого.

Быть ли Евросоюзу? Это покажет время, но вряд ли он рухнет в одночасье. Становой его хребет - та самая шестерка стран-основателей - делали и делают все, чтобы Евросоюз жил и развивался.

Европейский союз (ЕС) является экономическим и политическим объединением, которое состоит из 28 европейских стран. ЕС включает в себя население, насчитывающее 508 мил. человек, 24 официальных и рабочих языков и около 150 региональных языков.

Истоки Европейского союза происходят от Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), образованного шестью странами в 1951 – Бельгией, Францией, Германией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Эти страны объединились, чтобы положить конец войнам, которые разорили европейский континент, и согласились контролировать природные ресурсы, представляющие собой интерес для разжигания войны (уголь и сталь).

Учредители ЕОУС пришли к общему мнению, что данный европейский проект будет развиваться не только для того, чтобы объединить общие ресурсы, но и для предотвращения различных конфликтов в регионе. Так, в 1957 году на основе Римского договора было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое свело воедино политические и экономические отношения шести стран-учредительниц.

С тех пор данный договор претерпел ряд изменений, а дальнейшее присоединение к нему других государств, способствовало развитию данного союза в различных областях, что в конечном счете, привело к образованию современного Европейского Союза.

Полномочия ЕС определяются рядом международных договоров государств-членов. Государства-члены ЕС признают, что посредством принятия и реализации этих принципов, каждое государство обеспечивает себе защиту собственного ​​суверенитетa и экономического процветания в тихой и безопасной среде.(?).

В основе Европейского Союза лежит ряд принципов, которые каждое государство-участник обязано соблюдать:

1. Соблюдение демократических принципов, прав человека и основных свобод

2. Равенство перед законом

3. Уважение принципов суверенитета

4. Принципы свободной рыночной экономики

5. Принцип эффективного управления и борьба с коррупцией

6. Принципы защиты окружающей среды

7. Принципы мира и стабильности на региональном и международном уровне.

Верховенство права является краеугольным камнем Европейского Союза. Согласно законодательству ЕС, закон является превыше политики и национальных интересов и ему подчиняются все, в том числе национальные лидеры и политики.

Законы ЕС затрагивают и некоторые аспекты суверенитета государств-членов. Тем не менее, страны-члены ЕС добровольно передали часть своего суверенитета европейским институтам во имя создания более сильной и развитой Европы. Страны ЕС признают, что им лучше работать вместе, чем в качестве независимых государств, вне рамках Союза.

Сердцем ЕС является единый европейский рынок. Он представляет собой экономическую зону с общей политикой регулирования продукции, включая в себя и либерализацию передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.

Благодаря этому и путем создания равных условий конкуренции, и принятия в этом направлении ряда правил и общих стандартов, удалось достичь значительных преимуществ для европейских компаний.

На самом деле, единый рынок выходит и за рамки ЕС, включая в себя еще три страны не являющиеся государствами-членами: Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. В целях обеспечения более широкого доступа к единому рынку ЕС, Республика Молдова ведет, в настоящее время, переговоры о заключении Соглашения об Ассоциации, которое включает в себя и Соглашение об Углублённой и Всеобъемлющей Свободной Торговле.

Европейский союз является чрезвычайно сложной организацией, исходя из чего не представляется возможным охватить все ее аспекты, посредством нашего веб-сайта. Поэтому нашей целью является предоставление наиболее важной и актуальной информации об отношениях РМ-ЕС. Более подробную информацию можно получить на следующих сайтах:

· Для более детального ознакомления с историей ЕС, его институтами и полномочиями, Вы можете посетить официальный сайт Европейского Союза ;

· Наиболее подробную информацию об отношениях Вы можете получить на официальном ;

· Вы также можете получить информацию о ЕС на сайте Регионального центра ;

· И, наконец, наша страница, которая постоянно обновляется, содержит большое количество полезных ссылок .

Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

С населением более 510 млн. жителей, площадью 4 324 782 тыс. кв.км, доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн долларов) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн долларов) - по паритету покупательной способности.

В настоящий момент в ЕС входят следующие государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Словакия, Словения, Португалия, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Потенциальными кандидатами на вступление в ЕС являются: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Черногория.

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейский совет, Европейская комиссия (Правительство), Совет Европейского союза (Совет министров), Суд Европейского союза, Европейская счетная палата, Европейский центральный банк и Европейский парламент (избирается каждые пять лет гражданами Союза).

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, создан общий рынок, который гарантирует свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.

Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел и вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

Девятнадцать стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Общая внешняя политика и политика безопасности предусматривает проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии Союза, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати, делегации ЕС возглавляются послами ЕС.



Предпосылки создания ЕС

Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. В ХХ в. в межвоенный период между первой и второй мировыми войнами идеи европеизм получили новое дыхание. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха.

Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем (капиталистической и социалистической) после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в виде «холодной войны». Противостояние между этими двумя лагерями привели к созданию военно-политических организаций.

В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:

В Западной Европе они привели к созданию различных объединений западноевропейских государств, нередко под эгидой США, например, Западноевропейского союза (на основе Брюссельского пакта 1947 года), вошедшего в НАТО в 1949 году;

В Восточной Европе появились свои объединения под руководством в лице СССР: военно-политическая организация Варшавского договора , а целям экономической интеграции должно было отвечать создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и на Востоке. На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам интеграционный процесс на Востоке развивался в рамках прямого принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и прекратили свое существование.



История создания ЕС

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 года в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе.

Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана , Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором , установившим Европейское объединение угля и стали (1957-2002) с шестью странами-членами: Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды . Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок, 1957-1993) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom - European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств.

Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC - European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года , который вступил в силу 1 января 1958.

В 1959 году членами ЕЭС был создан Европейский парламент - представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 году Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

8 апреля 1965 года в Брюсселе был подписан «Договор слияния» (или Брюссельский договор), который объединил органы Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в единую организационную структуру. Договор вступил в силу 1 июля 1967 года.

Первоочередной задачей после подписания Римского договора было создание Таможенного союза (англ. European Union Customs Union) - таможенный союз стран Европейского союза и ряда других стран, важная составляющая общего рынка. Его создание завершилось в 1968 году. Главными были следующие мероприятия:

Ø отмена всех таможенных пошлин и ограничений между странами-членами;

Ø введение единого внешнего тарифа в отношении товаров третьих стран, одинакового для всего Европейского сообщества (прибыль от его взыскания стала одним из источников формирования собственных ресурсов Сообщества)

Ø общая торговая политика как внешний аспект таможенного союза (на международном уровне Сообщество выражает общую позицию всех государств-членов).

В 1985 году в деревне Шенген (Люксембург) было подписано соглашение о создании Шенгенской зоны , которая на данный момент включает в себя двадцать шесть европейских государств. В плане международных путешествий Шенгенская зона действует во многом подобно единому государству с пограничным контролем на внешней границе - при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля на внутренних рубежах государств, входящих в эту зону.

Шенгенская зона начала своё существование 26 марта 1995 года , когда пограничный контроль был отменён на внутренних границах между семью государствами: Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания. В 1997 году к ним присоединились Италия и Австрия. В 1999 году по Амстердамскому договору соглашение стало частью acquis communautaire (существующей на сегодня совокупности правовых норм ЕС, принимаемых страной при вступлении в ЕС). В 2000 году к зоне присоединилась Греция, а в 2001 году в Шенгенскую зону вошли государства-члены Скандинавского паспортного союза (Дания, Финляндия, Швеция), а также государства, не входившие в Европейский союз, - Исландия и Норвегия.

В 2007 году в зону вошли ещё 9 стран - Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения (все они стали членами ЕС тремя годами ранее). Швейцария присоединилась к шенгенской зоне 12 декабря 2008 года, Лихтенштейн - 19 декабря 2011 года, они стали соответственно третьим и четвёртым государством в зоне, не входящими в Европейский союз.

Существовавшая изначально отдельно от Европейского союза нормативно-правовая база Шенгенской зоны была инкорпорирована в единое законодательство сообщества при вступлении в силу Амстердамского договора в 1999 году, хотя Шенгенская зона официально включает и четыре страны, не входящие в ЕС: Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн, а также де-факто включает ещё три европейских микро-государства: Монако, Сан-Марино и Ватикан, которые также не являются членами ЕС. Кроме того, со стороны ещё одной страны, Андорры, отсутствует внутренний пограничный контроль на границах со странами шенгенской зоны. Все страны Европейского союза, кроме Великобритании и Ирландии, обязались войти в Шенгенскую зону, и все, кроме Румынии, Болгарии, Кипра и Хорватии, уже сделали это. На данный момент зона охватывает площадь в 4 312 099 км², на которой проживают свыше 400 млн человек.

Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х годов, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1986 года (ЕЕА). Акт был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора. Акт нацеливал Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и сформулировал принципы Европейского политического сотрудничества.

С падением коммунистического режима в странах центральной и восточной Европы, европейцы стали ближе друг другу. Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели.

Амстердамский договор 1997 года подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

В 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов), встал вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов. До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса - но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен. Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004.

29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию . Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу. На референдумах в 2005 г. во Франции и Нидерландах проект был отвергнут.

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе»- облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 года

Лиссабонский договор (официальное название - «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community). Был призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 28 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года.

Задуманный как «инструментарий», этот во многом инновационный договор призван заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15-20 лет. Подписание Договора 13 декабря 2007 г. открыло период, когда страны-члены проводили процесс его ратификации. Осложнения возникли в таких странах, как Ирландия и Чешская республика, где для его одобрения была необходима поддержка 3/5 парламента, а в случае с Ирландией ещё и поддержка населением страны на референдуме.

Тем не менее, одобрение в парламентах и на референдумах 27 стран завершило 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, которая была начата подписанием Маастрихтского договора в 1992 г. Необходимость внесения изменений в основополагающие договоры ЕС была вызвана тем, что всего за два с половиной года (апрель 2004 - 1 января 2007 гг.) число стран-членов возросло с 15 до 27, а их совокупное население достигло почти полмиллиарда человек. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Когда в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена, Европейский союз оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьёзно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной. На решение этой двуединой задачи и направлен Лиссабонский договор.

Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов ЕС, придав последнему статус «сверхдержавы». Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. После подписания и ратификации Договор о реформе перестаёт существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.

Расширение ЕС

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом.

Европейский Союз — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания.

Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне.

Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.

Цели создания Европейского Союза:
  • устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;
  • создание валютного союза;
  • унификация ;
  • сближение законодательства.

На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря ему удалось поднять уровень жизни, построить единый европейский рынок, выпустить в обращение единую европейскую валюту — евро — и усилить позиции Европы в мире.

Европейский союз — этапы интеграции

Отраслевой союз 1951-1957

За время своего существования европейская интеграция претерпела ряд качественных метаморфоз. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (ЕОУС) — Парижский договор , когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран . В Объединение ЕЭС-6 вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации.

Зона свободной торговли 1958-1968

В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г. , когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — и более высокий , опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1958 г. председателем Ассамблеи был избран Р. Шуман — активный организатор европейского единства.

Таможенный союз 1968-1986

В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз , который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний и внешний.

Внутренний аспект — формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство.

Внешний аспект — осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины единого таможенного тарифа устанавливаются, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии — стран с высокими таможенными обложениями — и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%.

Общий рынок 1986-1992

С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства.

Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу.

В 1969-1972 гг. в соответствии с планом П. Вернера шесть стран европейского союза попытались создать механизм совместного плавания своих валют, названный «валютной змеей».

По инициативе Гельмута Шмидта и Валери Жискар д’Эстена с 1979 г. начинает действовать Европейская валютная система (ЕВС), основанная на новой коллективной расчетной единице ЭКЮ, которая представляла «корзину» валют всех стран-участниц.

Экономический и валютный союз 1993 — настоящее время

Маастрихтский договор (1993 г.) или Договор о Европейском союзе придает Европейскому экономическому союзу и Европейской валютной системе новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза (ЭВС). В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции (тема 9). Осуществляется постепенная замена национальных денег на единую европейскую валюту — евро (EUR). Создан Европейский ЦБ, проводящий единую для стран-участниц денежно-кредитную политику. Из 15 стран ЕС в состав ЕВС не вошли: Греция — по причине несоответствия критериям (позднее была включена), Великобритания, Дания и Швеция — по результатам национальных референдумов.

Валютный союз является логическим завершением строительства единого внутреннего рынка и, по замыслу лидеров ЕС, может стать хорошей предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

Сложившаяся наднациональная структура управления европейского союза включает в себя:
  • Европейский совет (директивный орган)
  • Европейский парламент (представительный и консультативный орган)
  • Совет министров ЕС (законодательный орган)
  • Европейскую комиссию (исполнительный орган)
  • Европейский суд (судебный орган), Палату аудиторов Европейского союза (контролирующий орган)
  • Европейский центральный банк
  • целый ряд фондов и другие институциональные структуры.

До сих пор наряду с углублением европейской интеграции с успехом идет процесс ее расширения. Отраслевой союз и зона свободной торговли существовали в рамках шести европейских государств. Таможенный союз включал в себя девять стран (ЕС-6) плюс Дания, Великобритания, Ирландия. В формировании Общего рынка приняли участие уже двенадцать стран (ЕС-9) плюс Греция, Испания, Португалия. С 1995 г. участниками Евросоюза являются пятнадцать стран (ЕС-12) плюс Австрия, Финляндия и Швеция. Дальнейшее расширение Союза проходит, главным образом, за счет стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — бывших членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), ориентированных на СССР, и стран Балтии.

К 2007 г. в состав Европейского Союза входит 27 стран:

  1. Бельгия
  2. Германия
  3. Италия
  4. Люксембург
  5. Нидерланды
  6. Франция
  7. Великобритания
  8. Дания
  9. Ирландия
  10. Греция
  11. Португалия
  12. Испания
  13. Австрия
  14. Финляндия
  15. Швеция
  16. Венгрия
  17. Латвия
  18. Литва
  19. Мальта
  20. Польша
  21. Словакия
  22. Словения
  23. Чехия
  24. Эстония
  25. Болгария
  26. Румыния
Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:
  • масштабность расширения;
  • низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  • усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  • приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы.

Центральный вопрос расширения — резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счет прироста ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре 2007 г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолен: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран — участниц. Союз сделал еще один шаг к созданию Соединенных Штатов Европы.

С позиции развития российской экономики продвижение Европейского союза на восток имеет свои плюсы и минусы. Россия выиграет на упорядочении разных условий торговли в странах-кандидатах, снижении таможенных пошлин и цен за транзит. Безусловным минусом является сокращение нашего товарооборота с бывшими странами СЭВ. В общем плане проигрышем является «дистанцирование» стран ЦВЕ от России.

Расширение и углубление европейской интеграции

Даты Этапы
углубления
Даты Этапы расширения

Отраслевой союз (Парижский договор о создании ЕОУС)

Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия (ЕЭС-6)

Зона свободной торговли

Римские договора о создании ЕЭС и образовании Евратома

Страны ЕЭС-6

Таможенный союз ЕЭС

“Валютная змея”

Европейская валютная система (учреждение экю)

Единый Европейский акт

ЕЭС-6 плюс Великобритания*, Ирландия, Дания*

плюс Греция (ЕЭС-10)

плюс Испания, Португалия (ЕЭС-12)

1986-1992 гг. Общий рынок (завершающая стадия)

1993 — по настоящее время.

Экономический и Валютный союз

Вступает в силу Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС) и Европейского валютного союза (ЕВС)

Амстердамский договор о ЕС

Введение наличного евро

Введение наличного евро. Отмена национальных валют ряда стран ЕС.

Рассмотрение договора о Конституции ЕС

1995 г. Плюс Австрия, Финляндия, Швеция* (ЕС-15)
2004 г. Плюс 10 стран (Не входят в состав ЕВС): Венгрия, Кипр (греч.), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения (С 1 января 2007 г. словенские толары заменены на евро), Чехия и Эстония (ЕС-25)
2007 г. Болгария, Румыния

История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.

25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

14 июня 1985 года подписано Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан - договор, предусматривающий отмену таможенных барьеров внутри Евросоюза при одновременном ужесточении контроля на внешних границах ЕС (вступил в силу 26 марта 1995 года).

7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан договор о создании Европейского Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

С целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами ЕС было создано евро - единая денежная единица ЕС. В безналичном виде на территории государств-членов ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а наличные банкноты - с 1 января 2002 года. Евро заменил собою ЭКЮ - условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.

К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики.

В состав организации входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года в состав Европейского Союза официально вошли Болгария и Румыния.

Институты Европейского Союза:

Высшим политическим органом Европейского союза является Европейский совет . Как совещание глав государств на высшем уровне, Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. На сессиях председательствует президент или премьер-министр страны, председательствующей в руководящих органах ЕС поочередно в течение полугода.

Высший исполнительный орган Европейского Союза - Европейская Комиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) . Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы.

Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Депутаты объединяются в соответствии с политической ориентацией.

Судебным органом ЕС высшей инстанции является Европейский суд (официальное название - Суд Европейских Сообществ). Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, дает заключения по международным соглашениям.