Где и когда появились кадеты. История кадетского движения в россии

Конституционалисты-демократы (кадеты), или Партия Народной свободы, считали себя продолжателями либерально-демократических традиций русской интеллигенции, идущих от декабристов и Герцена . Партия кадетов выросла из земских и городских союзов, порожденных реформами Александра II . Активно работая в губернских земствах , особенно в области народного образования, здравоохранения, развития местных производительных сил, путей сообщения и т. д., кадеты накопили значительный практический и общественный опыт.

Находясь до революции 1917 на платформе расширения манифеста 17 октября 1905 года путем реформ, кадеты требовали установления полностью демократической, конституционной системы в России, парламентского, ответственного министерства, неограниченной свободы слова, собраний и т. д.

Кадетский плакат 1917

Кадеты предлагали конфискацию крупной земельной частной собственности, с государственным возмещением стоимости конфискованной земли ее владельцам, передачу конфискованной земли крестьянам и расширение прав и полномочий уже успешно работавших земств.

Кадеты вовсе не были, как утверждала большевистская печать, реакционерами в вопросах социального законодательства: наоборот, они настаивали на прогрессивных для того времени законах – о восьмичасовом рабочем дне; об обязательном государственном страховании рабочих, с полным обеспечением на случай болезни или инвалидности; о пенсиях для рабочих по достижении предельного возраста; о полной свободе в деле образования и работы профессиональных союзов. Кадеты выработали проект закона об обязательном всеобщем обучении, о бесплатной медицинской помощи и ряд других.

Однако кадеты не были партией, опирающейся на массовые организации производственного или территориального профиля. Среди кадетов были, главным образом, деятели земских и городских самоуправлений, и целая плеяда блестящих представителей российской интеллигенции – адвокатов, экономистов, публицистов, историков, в том числе, среди последних такие видные профессора Московского университета, как Кизеветтер, Виппер, Милюков .

Трудность предстоящего периода реформ, который П. А. Столыпин оценивал в 20-25 лет, заключалась прежде всего в том, что в силу долгого, 25-летнего перерыва (1881-1905) в реформах в России задержалось образование широкого слоя людей в городе и деревне, который бы сознательно готов был защищать как свободу и демократию, так и государственные интересы великой державы.

27 февраля 1917 года кадеты и примкнувшие к ним элементы думского «прогрессивного блока » оказались у власти. Но будучи накануне самой левой легальной партией, находившейся в оппозиции к правительству, кадеты сразу после Февральской революции , как бы по инерции, продолжали борьбу с уже свергнутыми царскими министрами, увлекаясь следственными комиссиями и другими, ушедшими уже в историческое прошлое вопросами, в поисках «контрреволюционной» химеры.

Член ЦК кадетской партии, управляющий делами Временного правительства В. Набоков (отец знаменитого писателя ), ближе других наблюдавший председателя Временного правительства князя Львова , бывшего по совместительству и министром внутренних дел, счел необходимым сказать – «как бы сурово ни звучал такой приговор: кн. Львов не только не сделал, но даже не попытался сделать что-нибудь для противодействия все растущему разложению. Он сидел на козлах, но даже не пробовал собрать вожжи» .

По словам Чернова князь Львов был «в эпоху революции часто левее кадетов и в общем беспомощнее их... Событиям он часто противопоставлял какое-то фаталистическое безволие, которое почему-то потом смешивали с некоторыми другими слабостями Временного правительства и окрестили «керенщиной » .

В этой характеристике целиком отражается типичная для кадетов и их окружения идеализация так называемых партий революционной демократии , наивная вера, что в их среде нет врагов демократии и свободы. Поэтому они не разглядели вовремя, недооценили врагов слева. Будучи сами патриотами и демократами, кадеты не придали значения тому, что в среде боровшихся вместе с ними с самодержавием партий так называемых революционных демократов, существует сильное течение, враждебное не только государственным и национальным интересам России, но и, ради осуществления своей доктрины, готовое попрать только что полученную демократию и свободу народа.

28 февраля Россия отмечает 280 лет со дня открытия первого кадетского корпуса. Этимология слова кадет уходит своими корнями в наречие коренных гасконцев. Латинское «капителлиум», означающее дословно «маленький капитан», было преобразовано в «капдет», а в русском языке уже звучало в своем современном выражении.

Первые кадетские корпуса появились в Пруссии. Утвердил создание школы для военной службы дворянских детей великий курфюрст в 1653 году. Затем последовало распространение такого рода учебных заведений по всей Европе. В 1716 была учреждена кадетская рота, во главе которой встал четырехлетний Фридрих, прозванный впоследствии Великим. Монарх особое внимание уделял военному образованию наследника и, как известно из , не зря. До появления кадетских корпусов в России дворянские дети проходили службу в гвардейских полках Преображенском и Семеновском, и лишь затем поступали в ряды армии. Дворяне обучались также в созданных в петровские времена школах математических, навигационных и инженерных наук. Для солдатских детей были созданы гарнизонные учебные заведения.

В Россию идею формирования кадетского корпуса принес могущественный немец Миних. Настаивал на его учреждении и уважаемый императрицей Павел Ягужинский. В конце февраля по новому стилю 1732 года Миних предложил Анне Иоанновне проект новой школы для дворянских сыновей, аргументируя необходимость такого учреждения объективной потребностью времени. Все ученики должны были носить военную форму, а также соблюдать строжайшую дисциплину и прилежно учиться. Директором Корпуса кадет был назначен генерал-майор Григорьев. В основу проекта было положено устройство прусских кадетских учреждений.

Елизавета Петровна издала указ о создании Морского кадетского корпуса с целью вернуть былое могущество петровского . Екатерина Великая организовала второй корпус имени Петра Великого, а также первый Московский кадетский корпус. Более пятидесяти различных учреждений для кадетов было открыто за ушедшие 280 лет. В каждом из них разрабатывался свой устав, индивидуальная форма и образовательная программа. Ученики могли после окончания не только получить высокое офицерское звание, но и принимались без испытаний в высшие учебные заведения. Выпускники причислялись к элитарной молодежи и формировали активную интеллигентную прослойку в обществе страны. Множество талантливых писателей обучались в этих заведениях и нежностью вспоминали годы юности в своем творчестве.

В первое время управление кадетскими образовательными учреждениями осуществлялось единолично директором, от которого в большей степени зависела программа обучения, распорядок дня воспитанников, их ежедневные обязанности. Смена руководителя могла повлечь преобразование всего заведения и даже смену учебных дисциплин.

В 1734 году в первом кадетском корпусе, названном Шляхетским, учреждается должность обер-профессора, который отслеживал качество обучения и выявлял способности каждого из учеников с целью дальнейшей их рекомендации к той или иной должности. Структуру учебного заведения составляли две сотенные роты корпуса, к которым приписывались мальчики. В комнатах со скромной обстановкой проживало сразу по семь и в лучшем случае шесть кадетов, один из которых выступал за старшего и отвечал за порядок и дисциплину. С детьми постоянно находился офицер, дворянского происхождения, обученный грамоте и другим наукам. Кроме военных и гражданских наук, кадетам преподавались правила этикета. Преподаватели считали своей обязанностью искоренять пороки среди учеников и занимались их разносторонним развитием. Трижды в год проводились экзамены частного характера и один раз в присутствии императрицы или высоких чиновников. Длительность обучения составляла 5, а иногда 6 лет.

Становление образовательного процесса и определенных правил шла почти десять лет. Первое поколение кадетов имели различный возраст и, зачастую, не умели писать и читать. Многие из учеников не желали учиться. Одни напрямую отказывались посещать занятия, а другие прикидывались больными и симулировали месяцами. В результате императрица в 1737 году подписала распоряжение о том, что не усвоившие программу до 16 лет кадеты, должны направляться на службу в качестве матросов. Угроза быть зачисленными в один разряд с безродными и малообразованными матросами сделала свое дело, и подавляющее большинство учеников стали сдавать экзамены успешно. Интересно, что Александр 1 повелел зачислять в кадетские корпуса не только дворянских детей, но и членов императорской фамилии, в том числе и цесаревичей. Уже в период его царствования рассматриваемые учреждения зарекомендовали себя как элитные. Считалось, что образование полученное кадетом универсальное, разностороннее и очень глубокое.

1752 году Екатерина Великая императорским указом учредила Морской кадетский корпус. Строго говоря, решение о его создании принадлежало Петру 3, однако формирование было отложено в связи с дворцовым переворотом и пришествием к престолу пресвященной немки. Через десять лет Екатерина учреждает Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус на базе петровских дворянских школ. Образованная императрица утвердила и новый кадетский устав в 1766 году. В проекте нового документа вводились следующие изменения:
прием в кадетский корпус допускался для детей не старше шести лет;
кадет обязан был в течение 15 лет постоянно пребывать в стенах заведения, лишь изредка допускались краткосрочные свидания с родственниками;
в систему управления кроме единоначалия в лице директора, вводились также коллегиальные элементы в виде совета;
кадеты делились на три возрастные группы, каждая из которых проживала и обучалась раздельно.

Изменения оказали благотворное воздействие на качество образования, что и было подтверждено особым доверием к его уровню со стороны императорского двора. По достижению кадетами 14-ти лет их распределяли по двум направлениям: военное или гражданское. Выпускники, блестяще сдавшие экзамен, производились в звание поручика, остальные становились корнетами и прапорщиками. В случае если успеваемость кадета была на низком уровне, ему присваивалось звание унтер-офицера. В период просвещенного абсолютизма в России выявилось множество талантливых историков, исследователей и писателей, занимавших должность директоров кадетских корпусов. Среди них были такие славные имена как Мусин-Пушкин.

В 1792 году Шкловское благородное училище, основанное на средства дворянина Зорича для небогатых дворянских семей, было преобразовано в кадетский корпус. В 1806 году открывается корпус кадетов в Смоленске, который в 1824 был переведен в Москву и переименован в Московский.

Внес свою лепту в развитие рассматриваемых учебных заведений и Павел I. Еще в 1798 году по его распоряжению создается Военно-сиротский дом, в котором предполагается обучать дворянских детей из обедневших семей и солдатских сыновей. Воспитанников из разных слоев общества требовалось обучать раздельно. В 1829 император Александр распорядился преобразовать заведение в Павловский корпус кадетов, а в 1863 он прекратил свое существование. Переименования и преобразования продолжались. Павел привнес в атмосферу кадетов муштру и прусский взгляд на военную дисциплину, однако сразу после переворота политика в отношении кадетских корпусов переменилась. Александр оказался продолжателем идей своей великой бабки, и в его царствование число заведений для подготовки офицерского состава увеличилось с четырех до семнадцати. Среди выпускников кадетских корпусов были Румянцев-Задунайский, Меллисино, Милорадович, Сумароков, Каменский и еще целый ряд известных и славных личностей.

Элитарный характер носил Пажеский кадетский корпус, прибредший этот статус в 1804 года. Основание пансионата датируется 1742 годом. Экзамены у выпускников принимал сам император, а правом на зачисление пользовались дети и внуки полных генералов или кавалеров артиллерии. Был среди лучших кадетов Пажского корпуса декабрист Пестель.

В первой четверти девятнадцатого века создаются кадетские корпуса Финляндский, Калишский, а также Дворянский полк, впоследствии переименованный в Константиновский кадетский корпус.
В 1810 году с целью повысить социальный статус педагогов для них вводятся военные льготы. Преподавателям предоставлялись преимущества одного чина, и существенно поднималась заработная плата. В корпусах широко применялись телесные наказания, по большей части розги. Постепенно среди учеников складывается такое явление «как старые кадеты».
Разрозненность корпусов, гимназий и иных военный образовательных учреждений была ликвидирована в 1832 году. Александром I был создан Главный штаб, координировавший всю систему военного образования.

Новая реформа военного образования произошла при Николае I. Все ученые заведения были классифицированы на:
обычные кадетские корпуса;
Пажеский корпус;
корпус Морской и Артиллерийское и Инженерные училища.
Кроме того, были созданы еще семнадцать корпусов в различных точках страны, управление которыми осуществлялось из окружного центра. Всего по стране было создано три военно-учебных округа Московский, Западный и Петербургский. В 1841 году особое внимание обратили власти на быт и питание воспитанников. Было увеличено финансирование, а также пересмотрены нормы.

Внес свою лепту в развитие военного образования и Александр III. Его политика отличалась ужесточением в отношении условий жизни кадетов и была направлена на подготовку будущих офицеров к суровой армейской действительности. Уделялось внимание чистоплотности и дисциплине. Были вновь предприняты структурные преобразования системы, а назначение на должность преподавателей в корпусы стало строго отслеживаться. В качестве педагога кадетов мог работать только офицер, а все учебные военные заведение стали называться корпусами. Все кадетские корпуса считались средними учебными заведениями, и программа предусматривала лишь общеобразовательный уровень.

К переломному 1917 году Российская империя насчитывала сорок кадетских учреждений. Однако большевики в них увидели угрозу советской власти и в течение с 1917 по 1918 корпуса были ликвидированы. Лишь в военное время в 1943 году появились Нахимовские и Суворовские училища для подготовки нового офицерского состава с надежной идеологической установкой. Первый выпуск пришелся на середину 1950-го., а так как первых учеников брали по принципу сиротства, то необходимой стала разработка порядка приема в училища. С 1950 года в заведения начали зачисляться не только осиротевшие в годы войны мальчики, но и дети с 11 лет из полных семей. Для поступления ребенок должен был иметь четыре начальных класса образования и быть здоровым.

С 1960 года прошло новое реформирование, в результате которого возраст поступающих увеличился до 15-16 лет, а срок обучения сократился до 2 лет. Советская система военного образования дала блестящие результаты. Из числа выпускников за короткий промежуток времени 65 человек стали Героями СССР, России или Социалистического труда, больше 1000 получили звание генерала, выделилось огромное количество талантливых научных и инженерных работников, военных командиров и других заслуженных граждан страны.

Современная система кадетского образования разрозненна. Множество учебных заведений действует на основе самых различных документов, принадлежат к разным ведомствам. Кроме вновь появившихся, успешно действуют нахимовские и суворовские училища. Целью современного кадетского образования является формирование полноценной гармонично развитой личности, умеющей мыслить. Программа нацелена на выработку у кадета стремления служить своему Отечеству, а также развития в нем высоких моральных устоев и патриотических взглядов. На сегодняшний день в России насчитывается более 200 учреждений образования, именующих себя кадетскими.

Первыми в России называют гарнизонные школы. Они появились в начале XVIII века и учили детей элементарным наукам и военному мастерству. сохранилось до нашего времени, и даже сейчас актуальна и почетна присяга кадета. В царские времена была востребована и престижна.

После 25 лет на службе можно было рассчитывать на помощь от государства в виде земельного участка и материального пособия. За особые заслуги даже давали дворянский титул. Сейчас ситуация несколько изменилась, но, как и раньше, каждый военный может быть уверен в том, что у него всегда будет работа, поскольку Родина всегда нуждается в защитниках.

Кадетский корпус

Кадетство призвано подготовить молодежь к военной карьере. Преимущество такого обучения - формирование у ребенка самостоятельности и любви к Родине. Важная роль в такой школе отводится принципам. Так, кадет - это человек, который ценит традиции, воспитывает в себе различные достоинства и целенаправленно формирует из себя культурную и патриотическую личность. Немалую роль играет дружба.

Сейчас на территории России работают два популярных направления таких школ - это и Суворовское военное училище. Первое выпускает морских профессионалов, второе - специалистов сухопутной части.

Истоки

Прародителем кадетов можно назвать средневековых героев. А первая так называемая школа кадетов - это рыцарские лагеря. Старт учебно-военных заведений дали рыцарские академии, где почтенные воины обучали юношей искусству фехтования и верховой езде. Такое течение зародилось в Неаполе, а оттуда перекочевало во Францию ​​и Англию.

Такие знания позволяли молодым людям показывать свою отвагу на всевозможных турнирах и выступлениях. Но это было доступно только дворянам. Позже добавились математика, фортификация, чертежи и даже артиллерия. Мирное время внесло свои коррективы. Если раньше звание можно было получить только во время боя, то начиная с XVII века офицерский чин предоставлялся по старшинству. Именно тогда возникло звание кадет.

С французского языка слово “кадет” - это младший. С прусского - молодой человек, жизнь которого связана с военным делом. Богатые дворяне отсылали своих детей на службу в военные школы, чтобы выиграть время. Кадеты получали звание гораздо раньше своих сверстников.

Первые школы

Свою историю направление начинает еще с далекого 1653 года. Для богатых детей была основана военная школа, условия которой значительно отличались от обычного строя. В 1716 году построили кадетский корпус. Это был пансион, где наряду с программой учебного заведения введено мастерство военного дела.

Как ни странно, начальником учеников был четырехлетний мальчик, сын короля Фридриха В то время высшим представителям общества разрешалось получать чин «кадет» еще с колыбели. Впоследствии маленький генерал вырос в славного военачальника Фридриха Великого. Именно в правление этого человека было сделано много нового в области изучения теории военного искусства.

История кадетов России

Основоположником военно-учебных заведений на территории Российской империи стал Петр I. В 1698 году под его руководством заработала «Школа цифири и землемерия». Затем, в 1701-м, была создана школа математических и навигацких наук. Но и первая и вторая стали лишь фундаментом для появления отдельного течения - кадеты России.

Петр Великий был сторонником геодезии, и главным призванием этих школ было обучать мальчишек теории составления карт. Ранее детей отправляли в Европу за качественными знаниями. Но впоследствии это оказалось слишком затратным для империи. Именно этот принцип положил начало создания военных заведений разного направления.

Итак, в 1721 году были построены первые гарнизонные школы, которые по характеру напоминали кадетский корпус. В них принимали сыновей солдат. С 7 до 15 лет они изучали военные науки, после чего проходили службу в армии. Инициатором стал граф Михин, прибывший в Россию по приглашению Петра I управлять инженерным процессом. В народе подобные школы называли «рыцарскими академиями». И действительно, молодых людей учили не только грамоте, но и высоким эстетическим наукам.

В общем, главной причиной, почему было популярно отправлять детей в закрытые школы, было то, что в них давали хорошие знания и неплохой старт для профессионального роста.

Развитие ремесла

Впоследствии был разработан план изменений в русле военного обучения. Учреждения распространялись по разным городам империи. В середине XIX века кадет - это парень, получивший наравне с общими знаниями военную подготовку. Он мог продолжать службу в звании офицера. Так, из учеников кадеты резко превращались в руководителей. Ежедневно их обучали строевой подготовке, а затем они показывали результаты перед царем.

Но наряду с суровой дисциплиной в закрытых училищах часто случались и неприятные события, связанные с вседозволенностью старших по званию и по возрасту. Часто такие столкновения приводили к бунтам.

В свое время на территории Российской империи проработало более 40 подобных школ.

Что изучают кадеты

Сегодня кадет - это в первую очередь учащийся средней школы, но с добавлением в программу обучения специальных предметов. В среднем время обучения составляет 3 года. Но есть школы, где срок образования значительно выше и может достигать 6 лет. Чаще всего детей принимают после окончания 9-го класса. В зависимости от корпуса встречаются заведения, которые работают и с младшими детьми, начиная с 5-го.

Перед решением, в какую школу пойти, нужно еще определиться не только с возрастом, а также с направлением, по которому будет преподавать училище. Особое внимание уделяется гимнастике и физической подготовке. Дополнительные занятия - это инженерия, медицина, топография и военный устав. Важную роль в воспитании кадетов отводят эстетическому уклону. Также в соответствии с корпусом, к которому принадлежит ученик, он может изучать специфические науки. В XXI веке поступить в кадеты могут одинаково легко как мальчики, так и девочки.

Будни кадетов

Главный критерий, по которому выбирают учеников, - отличное физическое и психологическое состояние здоровья. Второе связано со значительными нагрузками и жестким графиком учебного дня. Кроме этого, кадеты учатся в закрытых школах-интернатах. А значит, могут видеться с родными только на выходных. Важнейшим в воспитательном процессе считается строгая дисциплина для учеников. Еще с 1732 года в первых кадетских корпусах носили форму, эта традиция продолжается и сегодня.

Кроме ношения военной одежды, молодые люди маршируют, несут вахту и обращаются к старшим по званию. Большим плюсом для такого образования является максимальное приближение к реальным условиям армейской жизни. Проводятся всевозможные спортивные лагеря и полевые сборы.

Но самый важный этап - это традиционная клятва кадета. Молодой воин дает обещание не только послушно выполнять свои новые обязанности, но и служить своей родине и стать на ее защиту, если нападет враг.

Первый шаг к мечте

Учебные заведения сегодня предлагают не только отличное воспитание, а и много льгот для своих будущих подопечных. Так, например, бесплатно учиться в таких заведениях могут дети, чьи родители-военные погибли при исполнении обязанностей. Также те, чьи отцы на данный момент работают над особо важными задачами. Есть возможность бесплатного обучения детей-сирот. Предоставляется возможность и детям из многодетных семей.

Для утверждения нужно также обязательно позаботиться о таких документах, как выписка с оценками за последний семестр и характеристика из предыдущего учебного заведения.

Перед окончательным утверждением потенциальных учеников осматривает врач, который утверждает их физическое состояние. В связи с большой спортивной загруженностью подросткам со слабым здоровьем не рекомендуют учиться в училище. Также работу с ними проводит психолог, который определяет, готов ли ребенок эмоционально начать новую самостоятельную жизнь. И только после тщательных проверок ученика ждет посвящение в кадеты. Погоны выдадут только самым большим патриотам своей мечты.

Проблемы современного обучения

Кажется, столько времени отделяет Россию от Советского Союза. Но к сожалению, страна все еще работает на имперской системе и не пытается это изменить. Современники сталкиваются с пережитками, которые до сих пор болтаются в политике страны, так как еще не сформировалась новая система обучения. Старые профессора работают по анахронической схеме, которой их учили на территории Союза. Партийная пропаганда уже давно отжила свое, но век стоит фундаментом для нового поколения. Также недоработана цель, к которой должны тянуться ученики.

Заведения не заботятся о будущей судьбе подопечных и не дают им льгот, которые в дальнейшем помогут поступить в вуз. К тому же выпускные оценки курсанта приравниваются к баллам простого ученика. То есть кадеты России совсем не защищены перед лицом строгой реальности.

В общем, единственное, что побуждает юношей и девушек и в дальнейшем выбирать военные школы такого типа, так это почетное звание и моральный принцип.

В кадетских погонах начинали свой жизненный путь доблестные полководцы и адмиралы, известные ученые и писатели, композиторы и художники. Вспоминаем историю первого кадетского корпуса.

Школа для детей «служилых отцов»

Парадный вход в кадетский корпус. Фотография: histrf.ru

Дворец Меншикова на Васильевском острове. Здание кадетского корпуса. Фотография: museum.ru

Кадетский корпус. Домовая церковь. Фотография: valenik.ru

История российского кадетства начинается с одного лейпцигского парада, на котором Петр I увидел чеканящих шаг воспитанников местного кадетского корпуса. Спустя пять лет, в 1701 году, император открыл в России сначала Навигацкую школу, затем - инженерную и артиллерийскую. Но этих учебных заведений для воспитания кадров российской армии было недостаточно.

Указ о создании первого сухопутного кадетского корпуса издала императрица Анна Иоанновна в 1731 году. В нем говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет» . Детей дворян, заслуженных офицеров и чиновников собрали в Меншиковский дворец на Васильевском острове (сегодня - здание Государственного Эрмитажа). Воспитанников нового учебного заведения стали называть кадетами. С французского это переводилось как «младший», а с гасконского - как «маленький капитан».

Императорская семья благоволила «маленьким капитанам» на протяжении всей истории кадетства. По приказу Елизаветы Петровны специально для Первого кадетского корпуса была освящена домовая церковь. Говорят, что императрица сама вышивала в подарок новому храму ризы для священнослужителей.

Науки военные, точные и светские

Дворянские дети попадали в кадетский корпус в пятилетнем возрасте и учились здесь пятнадцать лет - военному делу и светскому обхождению. Кроме этого, по указу Анны Иоанновны здесь изучали «науки разные: чтение и письмо, закон Божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее». Также кадеты занимались и в столярных мастерских. Считалось, что будущий офицер обязан иметь самые разные навыки.

Коренные изменения в учебном распорядке произошли, когда корпус возглавил Михаил Кутузов . Он привнес в занятия военную дисциплину, а в расписании появились уроки по тактике и военной истории. К воспитанникам Кутузов относился как к солдатам. Русский писатель Сергей Глинка - также воспитанник корпуса - вспоминал слова директора на выпускном: «Я получил и чины, и ленты, и раны; но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят - он настоящий русский солдат. Господа! Где бы вы ни были, вы всегда найдете во мне человека, искренно желающего вам счастья и который совершенно награжден за любовь к вам вашею славою, вашею честью, вашею любовью к Отечеству» .

Преподавать кадетам вместо гражданских педагогов стали офицеры. Но воспитанников ожидала не только муштра. Прилежных учеников премировали походами в театр и даже в офицерские семьи - «на пироги».

Общество любителей российской словесности

Николай II в кадетском корпусе. Фотография: histrf.ru

Кадеты II возраста от 6 до 12 лет. «Урок танцев» Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса в царствование Императрицы Екатерины II. Фотография: shpl.ru

Кадеты 2-го кадетского Императора Петра Великого корпуса в Петербурге в исторических формах обмундирования в день 200-летия корпуса. Фотография: ruscadet.ru

В 1750 году директором корпуса стал князь Борис Юсупов. Он улучшил содержание кадетов, открыл при корпусе типографию, в которой печатали книги и карты, и поддерживал воспитанников, увлеченных творчеством. При кадетском корпусе появилось одно из первых в России Обществ любителей российской словесности.

Под руководством Юсупова кадеты устраивали поэтические вечера, выступая перед товарищами со стихотворениями и пьесами. На одном из таких вечеров свои первые переводы европейских классиков читал будущий фельдмаршал Александр Суворов , который сдавал при корпусе выпускные экзамены.

Кадетский любительский театр

В петербургском кадетском корпусе в середине ХVIII века появился один из первых в России любительских театров. Все началось с увлечения кадета Александра Сумарокова французской литературой. Молодой поэт любил декламировать стихи для своих товарищей, а затем стал писать пьесы на основе событий русской истории. Одну из постановок - трагедию «Хорев» - в 1750 году актеры-кадеты представили на суд самой императрицы. Алексей Геринг, бывший кадет, редактор журнала «Военная быль», вспоминал: «Для представления Императрица приказала выдать из Царской кладовой бархат, парчу, золотые ткани, драгоценные каменья и собственными руками убирала к представлению кадета, игравшего женскую роль Оснельды» .

С тех пор кадетская труппа не раз выступала во дворце, в том числе с трагедией «Гамлет» в переводе Сумарокова. Позже по велению императрицы в кадетский корпус приняли лучших маленьких артистов из ярославской труппы Федора Волкова. Здесь был организован «Российский театр», а Александр Сумароков стал его директором.

Современная Россия гордится воспитанниками кадетских училищ. Именно они становятся верными сынами своей Родины, готовыми в любой момент встать на ее защиту. В кадетских училищах воспитываются истинные будущие офицеры армии и флота, начавшие подготовку к военной службе еще со школьной скамьи.

История возникновения кадетства уходит корнями в средневековую Францию, где дети знатных родов проходили военное обучение в специальных классах при воинских частях. Повзрослев, они приступали к службе уже офицерами.


В России истоки кадетских школ появились еще во времена Петра Первого.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год - 28 января 1725 год) - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

За годы своего правления он открыл Школу математических и навигацких наук , а также Инженерную и Артиллерийскую школы .

С приходом к власти Анны Иоанновны , племянницы Петра I, начинается история непосредственно кадетских корпусов, как формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.

В 1731 г. императрицей был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 г. был уже торжественно открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей . С этой даты официально начинается история кадетского образования, 280-летие которого как раз приходится на этот учебный год.

Интересно, что именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы, не как специфические военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни.

Всего в России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы существовало в общей сложности около пятидесяти кадетских или схожих по сути военно-учебных заведений.

Не потеряло слово кадет своего значения и в советское время.

В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы специальные военно-учебные заведения для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации.

Дети наряду со средним образованием получали и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил.

Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия суворовские в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Кадетский корпус - начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.

Таким образом, кадетское образование, возникшее в первой половине 18 века, предшествовало становлению суворовских училищ и стало основой для воссоздаваемых кадетских корпусов в постсоветской России.

Сегодня на территории России насчитывается более сотни Суворовских и Нахимовских училищ , кадетских корпусов и школ , а также других учебных заведений, которые создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России.

Следует отметить, что в настоящее время появилось и несколько кадетских училищ и для девочек . Во всех этих заведениях свято относятся к традициям, заложенным почти три столетия назад.

Как и встарь, в подготовке воспитанников здесь безусловным приоритетом является воспитание всесторонне развитой личности и создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями.

Время не стоит на месте и сегодня в методику образования кадетских корпусов внедряются новейшие научные достижения педагогического и военного образования, передовые разработки научной мысли.

Учебные заведения кадетского типа в современной России

Президентские кадетские училища России

  • Владивостокское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Краснодарское президентское кадетское училище Кызылское президентское кадетское училище
  • Московское президентское кадетское училище Росгвардии им. М. А. Шолохова
  • Оренбургское президентское кадетское училище
  • Петрозаводское президентское кадетское училище (открытие 1 сентября 2017 года)
  • Севастопольское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Ставропольское президентское кадетское училище
  • Тюменское президентское кадетское училище

Кадетские корпуса МО РФ

  • Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
  • Кронштадтский морской кадетский военный корпус
  • Санкт-Петербургский кадетский военный корпус
  • Североморский кадетский корпус
  • Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры
  • Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
  • Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (г. Санкт-Петербург)
  • Омский кадетский военный корпус