Гобелен из Байё(Tapisserie de Bayeux). Панорама Гобелен из Байё

Обычно в экскурсиях Байе всегда идет вкупе с Каном – не только, потому что они расположены в 50 км друг от друга. (Мы их так и называли: Каё-Байё). Основные события в жизни этих городов происходили в одно время – в эпоху Вильгельма Завоевателя. И в данном контексте Байе служит дополнением к Кану, так как является хранителем уникальной реликвии эпохи Вильгельма Бастарда, превратившегося в Вильгельма Завоевателя.

Эта реликвия, так называемый ковер Байе, — 1070 года создания. Так называемый – потому что на самом деле это не ковер или гобелен в обычном понимании. Это узкое длинное полотно шириной в полметра и длиной под 70 метров, которое я бы его определила как первую киноленту, фильм, созданный возможными для того времени средствами.

В этом «фильме» грубыми шерстяными нитками по льняному полотну подробно и тщательно, с множеством сцен и персонажей, вышита история завоевания нормандцами Англии.

А интрига всех этих событий как раз и завязывалась в Байё. Здесь Гарольд, посланник английского короля Эдуарда Исповедника, был вынужден на святых мощах поклясться в верности Вильгельму, но клятву преступил, сам занял королевское место после смерти Эдуарда, чем вызвал вторжение возмущенных нормандцев в Англию и свою собственную гибель в битве при Гастингсе.

Заказ этого полотна сначала приписывали жене Вильгельма, Матильде Фландрской. Потом более вероятным заказчиком посчитали сводного брата Вильгельма, Одо, епископа Байе, который как раз в момент создания полотна выстроил в Байе кафедральный собор. Вышитая лента событий ежегодно стала выставляться в стенах собора, чтобы в горожанах не ослабевала память о тех героических событиях.

Несколько раз ленте грозило уничтожение. В годы Французской революции ее хотели использовать просто в качестве добротной льняной тряпицы. А потом Наполеон перевез ее в Париж. Прошли годы, ковер возвратился в Байе, только в соборе его уже не выставляют. Специально для него был построен трехэтажный музей.

Вот в него-то и попадает первый делом всякий прибывший в город добропорядочный турист.

На первом этаже музея и развернута уникальная лента – ковер Байе. На входе каждому дают аудиогид (есть на русском), который и разъясняет вам «кадр за кадром» по мере продвижения вдоль полотна. События изложены скрупулезно: вышиты здания, корабли, многочисленные персонажи, животные, детали одежды, еда. Изображен даже цыпленок на вертеле, загружаемый в качестве провианта на корабль. По краям полотна, сверху и снизу, вышит орнамент: иллюстрации к басням Эзопа.

Фрагменты

Орнамент

Пройдя 70 метров вдоль этого полотна, невольно проникаешься – даже не значимостью изображенных событий – а вот именно что уникальностью того, что только что проплыло перед твоими глазами. Других подобных аналогов в мире не существует.

Второй и третий этаж музея – для закрепления материала. На втором этаже можно в замедленном режиме на экране просмотреть каждую картину. Также там представлены вещи и макеты времен Вильгельма Завоевателя.

На третьем этаже демонстрируется 20-минутный фильм: то на английском, то на французском языках.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Всё пересмотрев в музее, турист перемещается во вторую достопримечательность Байё – кафедральный собор Нотр-Дам, в стенах которого ковер когда-то и демонстрировался. На освящении собора присутствовал Вильгельм Завоеватель.

На собор не поскупились – роскошный. Правда, от 11-го века сохранилось немногое. Все это готическое великолепие возникло позднее.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Крипта 11-го века

К счастью, от Второй мировой войны Байё практически не пострадал. Если за соседний Кан бились долго и ожесточенно, то Байё перешел в руки союзников уже на другой день после высадки.

В самом городе сохранилось много симпатичных местечек.

Мельницы на реке Орн

Во время большого французского путешествия нам удалось познакомиться с двумя необыкновенными произведениями старинного ткачества и вышивки. Первое – это в Анже, второе – гобелен в Байё. В этот город следует приехать только за тем, чтобы своими глазами увидеть грандиозное творение вышивальщиц (или вышивальщиков?), которому без малого уже 1000 лет! Конечно, ни один интернет-источник не заменит впечатление от настоящей вещи. Но может дать представление о грандиозной работе древних мастеров. А заодно, освежит в памяти важнейший эпизод Средневековой истории Англии – её покорение Вильгельмом (Гийомом) Завоевателем в 1066 году.
С краткой исторической справки и начнём – так понятнее будет разбираться в событиях гобелена.
1051 год. На землях англо-саксов правит король Эдуард Исповедник – племянник нормандского герцога Ричарда II . Детей ему Господь не дал (есть легенда, что свою жену он не любил и оставался девственником), он провозгласил своим наследником молодого нормандского герцога Гийома (в Англии его называют Вильгельмом) – своего двоюродного брата.
1064-1065 годы. Другой претендент на престол – Гарольд был братом королевы Эдиты, супруги Эдуарда Исповедника. В 1064-1065 годах Гарольд оказался в плену у Ги I де Понтье. Вильгельм Завоеватель выкупил его из плена и Гарольд был вынужден признать спасителя наследником престола, поклялся в верности и обещал ему свою поддержку.
1066 год. Смерть короля Эдуарда Исповедника. Английский совет «Витенгамот» признал королём Гарольда. Вильгельм не был им нужен, ведь чужестранец начнёт притеснять местную знать, отбирать у них земли, звания и одаривать своих приближённых-норманнов. Гарольд вступил на престол. Вильгельм здесь же обвинил его в клятвопреступлении, собрал эскадру, разгромил английские войска при Гастингсе и воцарился на английском престоле. Гарольд погиб во время битвы.

Технические и исторические подробности приведём ниже, когда будем рассматривать многочисленные сцены гобелена. “Гобелен” в данном случае назван так условно. В действительности он выполнен в технике вышивки шерстяными нитями по льняной ткани. Снимки взяты с официального сайта музея гобелена в Байё.

Изображённые на гобелене события 1064-1066 годов составляют независимый взгляд на события, который несколько отличается от сохранившихся письменных источников. И если описания главных событий, в целом совпадают с письменными источниками, то в деталях часто противоречат им. Лаконичная природа текста гобелена не объясняет причину несовпадений.

Следует заметить, что о некоторых событиях намеренно рассказано не вполне ясно. Например, о миссии, которую доверил Гарольду Эдуард Исповедник в начале повествования или о содержании завещания короля Эдуарда. Автор, несомненно, знал о разных толкованиях событий по обе стороны Ла-Манша.

ПУТЕШЕСТВИЕ В НОРМАНДИЮ
Сцена 1. В самом начале ковёр был сильно повреждён, но его тщательно реставрировали. Король Англии с 1042 года Эдуард Исповедник разговаривает со своим зятем графом Уэссекса Гарольдом, вероятно, в Вестминстерском дворце. Гарольд в то время был самым могущественным аристократом страны и претендентом на престол. Затем Гарольд (справа) с ястребом в руке отправляется на южное побережье в свои владения Бошем в Сассексе (Bosham in Sussex) со свитой и охотничьими собаками.

Сцена 2. Гарольд со своим спутником входят в храм в Бошеме чтобы помолиться о безопасном плавании. Они пируют в одном из многочисленных дворцов поместья Гарольда в Бошеме (обратите внимание на рог для питья, такая посуда была чрезвычайно распространена в скандинавских кругах) и отправляются в мирный поход – никто из свиты не вооружён. Почему – историкам ничего не известно. Гарольд входит на корабль и отправляется в плаванье. В руках он по прежнему держит ястреба.

Сцена 3. Попутный ветер несёт корабли и Гарольд пересекает Ла-Манш. С мачты сквозь туман следят за берегом. Это Понтье, земли могущественного герцога Ги I де Понтье. Гарольд показан здесь дважды. Слева он стоит на корабле, готовый ступить на берег. Как только его ноги коснулись земли, его схватили люди герцога, который руководит ими, сидя на коне справа.

ПЛЕНЁННЫЙ
Сцена 1. Хоть Гарольд теперь и узник, но к нему относятся с уважением. В центре сцены он изображён на коне со своим ястребом, он скачет в Борен (Beaurain). Справа Ги I де Понтье на троне беседует с Гарольдом.


Сцена 2. В следующих трёх частях последовательность событий показана в обратном порядке. От повелителя Вильгельма Нормандского к герцогу де Ги прибывают два посланника и требуют освобождения Гарольда. Известно, что на этой сцене изображён Турольд – племянник епископа Одо из Байё. Турольд – либо маленький человечек левее центра сцены, либо один из двух посланников справа. Передано, с какой яростью скачут эти всадники – посланники Вильгельма – их волосы развеваются на ветру, они полны серьёзного намерения огласить де Ги волю его повелителя.

Сцена 3. На самом деле эта сцена должна быть первой из трёх. Вильгельм получает весть, что герцог Ги захватил Гарольда. Ги подчиняется приказу и приводит Гарольда на встречу с Вильгельмом. Ги на голубом коне, он указывает на Гарольда, едущего за ним, оба держат в руках ястребов.

НЕЗНАКОМКА

Сцена 1. Вильгельм и Гарольд в сопровождении солдат скачут во дворец Вильгельма в Руане. (Теперь нормандец изображён с ястребом!) Вильгельм сидит, когда Гарольд говорит с ним. Здесь же изображён загадочный эпизод. На гобелене появляются две фигуры: дама, её зовут Элфгива (Aelfgyva), (определённо, она англичанка) и духовное лицо. Кажется, они не имеют отношения к происходящему, но должно быть, это событие было хорошо известно в XI веке. Скорее всего, сцена связана с любовным скандалом. В нижнем регистре изображён нагой человек.

БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ
Сцена 1. Гарольд сопровождает Вильгельма и нормандских солдат в походе на герцога Бретани Конана (Conan of Brittany). Они проезжают гору Сен-Мишель – границу Нормандии и Бретани.

Чтобы добраться до Бретани нужно переправиться через реку и армия едва уносит ноги от плывуна. Воины поднимают щиты над головой, чтобы они не намокли. Несколько солдат попадают в зыбучие пески и Гарольд спасает сразу двоих!

Сцена 2. Нормандская армия атакует Дол и герцог Конан сбегает, спустившись по верёвке из замка – в центре изображён маленький человечек, спускающийся по верёвке из башни. Преследуя Конана норманны достигают Ренна (Rennes), столицы Бретани.

Сцена 3. Норманны настигли Конана в Динане. В битве всадники бросают копья, солдаты пытаются поджечь оборонительные укрепления. Конан сдаётся. На острие копья он отдаёт Вильгельму ключи от Динана. Кампания закончена. За верную службу Вильгельм награждает Гарольда оружием и посвящает его в рыцари. Этот ритуал хорошо был известен во Франции, но в Англии в это время такой традиции не существовало. Также эта сцена означает признание Гарольдом Вильгельма, как своего сюзерена. С норманнской точки зрения эта сцена чрезвычайно важна.


КЛЯТВА
Сцена 1. Вильгельм с Гарольдом возвращаются в Нормандию и приезжают в Байё. В этом эпизоде есть иллюстрация замка в Байё, его построили в X веке и разрушили в XVIII-ом.

Это кульминационная сцена, на святых реликвиях Гарольд даёт клятву верности Вильгельму (изображение в центре). В присутствие нормандского герцога Гарольд кладёт руки на две реликвии и присягает сюзерену на верность. Текст присяги не известен, но, скорее всего, Гарольд дал слово в случае смерти короля Эдуарда не препятствовать Вильгельму занять освободившийся английский престол. Но действительно ли Гарольд обещал поддержку Вильгельму? Эта сцена является ключевой всей разворачивающейся драмы гобелена – за ней последует смерть Гарольда и крах всей его семьи. Но, по крайней мере, английский граф свободен и возвращается в Англию.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Сцена 1. Гарольд беседует с королём Эдуардом Исповедником и рассказывает ему о своих приключениях. Король изображён старым, слабым и больным. Однако на самом деле в это время он был вполне здоров, хоть в это время ему уже было 62 года.

СМЕРТЬ КОРОЛЯ
Сцена 1. События следующего года оставлены автором гобелена без внимания. Рассказ продолжается событиями 5 января 1066 года, когда умер король Англии Эдуард Исповедник. Здесь хронология повествования нарушена. В гобелене показана сначала сцена погребения, а затем смерти. Слева мы видим похоронную процессию к большой новой церкви Вестминстерского Аббатства. Эдуард был очень болен и не присутствовал на освящении нового храма 28 декабря 1065 года. Хотя храм – это его детище, он строил собор с размахом, доселе невиданным на северной стороне Ла-Манша. В центре изображён дворец. В верхней палате мы видим короля Эдуарда в постели, он говорит со своими верными подданными, включая Гарольда и свою супругу, королеву Эдит. Назвал он Гарольда или Вильгельма своим приемником на смертном одре – неизвестно, каждый исследователь предлагает свою версию. В нижней палате дворца король показан мёртвым, рядом с ним стоит священник. Справа два знатных царедворца протягивают Гарольду корону и топор, символы царской власти. Гарольд принимает регалии.


ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!
Сцена 1. Утром 6 января 1066 года похоронили короля, а днём проходит коронационная церемония Гарольда, Новый король сидит на троне, по его левую руку стоят приближённые, по правую – архиепископ Кентерберийский Стиганд (Archbishop Stigand). Англо-саксонскую знать, присутствующую на коронации, легко узнать по их оружию: они вооружены большими боевыми топорами. На заднем плане народ приветствует нового короля. Появляется “звезда с волосами” – это комета Галлея. Более раннего её изображения, чем на гобелене из Байё, пока не найдено.


Комета Галлея в верхнем ряду справа над трёхкупольным зданием

Народ в ужасе – появление небесного тела воспринимается как зловещий знак. Сцена слева – Гарольду докладывают о комете и новоиспечённый король со страхом принимает весть. В нижнем регистре изображёно несколько призрачных кораблей, это указание на грядущее вторжение норманнов.



ЗАДУМЫВАЯ ВТОРЖЕНИЕ
Сцена 1. До герцога Нормандии Вильгельма через Ла-Манш дошли вести о смерти Эдуарда и воцарении Гарольда: мы видим, как отплывает английское судно, чтобы предупредить его о случившимся. Герцог в ярости – он уже видел себя английским королём и посчитал Гарольда узурпатором. Он решает идти на Англию войной и собирает флот кораблей. Слева от него изображён епископ Байё Одо, его единоутробный брат по матери. В этой сцене Одо появляется впервые.


Сцена 2. Люди Вильгельма готовят вторжение и строят флот. Лесорубы рубят деревья и делают из них доски. Из досок строят корабли и спускают их на море. Эти сцены гобелена самые знаменитые и очень яркие и живые. Мы видим плотников с топорами, подгонку досок и появление судна, в носовой части оно украшенно драконом. Мы знаем, что Вильгельм также реквизировал все имеющиеся у норманнских вельмож корабли, но на шпалере это никак не отражено.


Сцена 3. На корабли на руках и на тележках доставляют еду и питьё. Также подносят оружие – кольчуги, шлемы, мечи и копья. Подносят вино в сосудах из звериных шкур, в бочках, в мешках и другой самой разнообразной таре.

ПЕРЕПРАВА
Сцена 1. Вильгельм ведёт своё войско для посадки на корабли и они отправляются. Автор гобелена пропустил многое из событий начала похода – долгое ожидание попутного ветра в Див-сюр-мер (Dives-Sur-mer), блуждания вдоль берега в поисках удобной пристани в Сент-Валери-сюр-Сомме (Sent-Valery-sur-Somme). Показано лишь пересечение Ла-Манша напрямик – создатель показывает начало марша Нормандии к победе.


Но ещё лучше на гобелене представлены лодки норманнов – украшенные резными драконьими головами, они устремляются вперёд, подгоняемые попутным ветром. Хорошо видны разноцветные паруса и щиты, вставленные в отверстия для вёсел кораблей, которые везут воинов и, наконец, судно с лошадьми на борту.

Сцена 2. На море множество кораблей, корабли полны солдат и лошадей. Вильгельм плывёт на корабле Мора, подаренным его женой Матильдой. Его корабль легко отличить от других – маленький человечек трубит в трубу, над мачтой виден флаг с крестом – без сомнения, это “штандарт Святого Петра”, вручённый Папой Александром II который благословил герцога на его предприятие.


БЕРЕГОВОЙ ПЛАЦДАРМ
Сцена 1. 28 сентября армия Вильгельма высадилась на Английском берегу, в Певенси (Pevense), сейчас это место находится в нескольких милях от моря. Корабли вытащены и сушатся высоко на берегу. Воины скачут по направлению к Гастингсу и запасаются провизией, отнимая скот у земледельцев.

Сцена 2. 29 сентября 1066 года операция начинается. На берегу добывается необходимая провизия и на открытом воздухе готовится небывалый пир – цыплята на шпажках, на открытом огне тушится мясо, блюда вынимаются из печи. Здесь есть возможность оценить, каким образом в то время готовили еду.

Епископ Байё Одо благословляет еду и вино. Справа изображён Вильгельм, он восседает за столом, пируя со своими двумя единоутробными братьями, с достоинством сидящими по обе стороны от герцога. Слуги нагружают еду на щиты и подносят её для банкета. Вадард (Wadard), приближённый Одо, изображён слева за столом.


Сцена 3. Герцог Вильгельм вступает в спор со своими единоутробными братьями епископом Одо и Робертом, графом Мортена (Count of Mortain).

Епископ Одо, Роберт, граф Мортена

Чтобы укрепить базу норманнов в Гастингсе возведён мотт – постройка наподобие замка. Посыльный приносит весть о прибытии Гарольда и его войска. Вильгельм расчищает поле битвы – он приказывает сжечь несколько домов. Справа женщина с ребёнком спасаются из горящего дома.


ВИЛЬГЕЛЬМ СКАЧЕТ НА ВОЙНУ
Сцена 1. Изображено утро битвы, 14 октября 1066 года. Вильгельм покидает Гастингс и в полном снаряжении собирается вскочить на коня. Норманнская конница Вильгельма скачет навстречу английском войску Гарольда. Встреча произошла примерно в 8 милях от нынешнего берега где позже было построено аббатство.

Сцена 2. Здесь Вильгельм изображён дважды: сначала на тёмном коне во главе своего войска. Затем сразу справа, он спрашивает одного из приближённых Одо Виталя (Vital), заметил ли уже тот армию врага.


Сцена 3. Теперь изображена английская сторона. Стражник предупреждает Гарольда о приближении войска норманнов. И снова показаны норманны: Вильгельм с булавой в руке произносит речь, чтобы подбодрить своих воинов, он призывает их быть смелыми и мужественными.


БИТВА ПРИ ГАСТИНГСЕ
Сцена 1. Норманны атакуют и начинается битва при Гастингсе. Быстрый ход французской кавалерии защищают пешие лучники


Сцена 2. Воздух наполняется стрелами и пиками, воины падают замертво. Английская сторона пешая, солдаты вооружены боевыми топорами и пиками, они защищают себя стеной щитов. С обеих сторон наступают норманны. Нижний регистр ковра заполнен картинами тел погибших и раненых воинов.

Сцена 3. Насилие продолжается, люди до смерти рубят и колют друг друга. Оба брата Гарольда погибли в этой битве.


Гибель братьев Гарольда.

Сцена 4. Битва показана в самом разгаре: люди и лошади падают замертво на землю, нижний ряд усеян убитыми воинами и лошадьми.

С булавой в руке появляется епископ Одо, он машет оружием и подбадривает своих последователей. Обратите внимание, что у священнослужителя не меч, а булава, его сан запрещает проливать людскую кровь.

Сцена 5. Вильгельм упал с лошади. Но чтобы показать, что он жив, герцог поднял забрало шлема и открыл лицо. Его воины должны это увидеть, он побуждает солдат продолжать сражение. Граф Юстас (Count Eustace) несёт изукрашенное знамя, вполне возможно, что это та самая хоругвь, которую Папа вручил Вильгельму как знак поддержки его намерения вторгнуться в пределы Англии.

Сцена 6. Кажется, норманны берут верх в битве, но она ещё продолжается. Много воинов полегло, одному отрубили голову. Справа изображена самая известная сцена: норманны убивают короля Гарольда. Но как в самом деле он был убит? Кажется, что на этой сцене его изобразили дважды: сначала он вытаскивает стрелу из глаза, во второй раз он повержен норманнским рыцарем. В этой части очень ковёр трудно поддаётся расшифровке, но исследователи сходятся во мнении, что показана сцена гибели Гарольда.

Сцена 7. Битва заканчивается с гибелью короля. Победители преследуют оставшихся в живых англо-саксов.

Заключительная сцена ковра не сохранилась. Была ли на ней была изображена церемония коронации Вильгельма Завоевателя королём Англии в Венстминстере? Ответить на это вряд ли возможно, но эта сцена отлично подходила к началу повествования – коронации короля Эдуарда Исповедника, который утвердился на троне всего за два года до описываемых событий.

Финальные сцены гобелена были восстановлены в XIX веке и весьма грубо.

  • ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОБЕЛЕНЕ В БАЙЁ

Ковёр Байе – это не только удивительное произведение искусства, это и бесценный исторический документ. Историки находят в нём множество важных деталей. Даже после двухсотлетнего исследования значение многих элементов не ясно и учёным ещё предстоит потрудиться над расшифровкой их истинного смысла.

В любом учебнике по истории Средних веков обязательно есть иллюстрации какой-то части ковра из Байё. В английских, американских, скандинавских книгах их даже больше, чем во французских. Знаменитый гобелен привлекает не сотни, а тысячи туристов ежегодно, о нём написано множество книг и бессчётное количество статей, но он так и не изучен до конца.

О гобелене заговорили в сравнительно недавних источниках. Впервые он был упомянут в 1476 году среди ценностей собора Байё и до начала XVIII века о нём ничего не было известно. Поэтому точная дата его изготовления весьма спорна. Скорее всего, его выткали вскоре после завоевания Англии Вильгельмом Нормандским в 1066 году. Возможно, шпалера появилась между 1070 и 1080 годами. Есть основания полагать, что гобелен расшили для торжественного освещения вновь построенного собора в Байё.

Определённо, что работу выполнили английские мастера, возможно из графства Кент (County of Kent). Сейчас уже никто не скажет, женщины или мужчины занимались его вышиванием. Но нет сомнения в том, что эти люди имели отношение к храмам Кентеберри. Есть все основания полагать, что работу заказал и оплатил епископ Байё Одо, единоутробный брат Вильгельма Завовевателя, когда он был первым графом Кентским. В средние века и до самой французской революции ковёр регулярно вывешивали в соборе в первых числах июля, в ознаменование событий, которые на нём изображены.

Во время Революции отцам города удалось сохранить бесценную шпалеру. Указом Наполеона её объявили национальным достоянием и Байё обязали хранить и заботиться о нём. В XIX веке гобелен несколько раз реставрировали. В 1982 году тщательные исследования установили, что несколько последних сцен ковра утеряны. С 1983 года его выставляют в здании бывшей главной епархиальной семинарии. Осмотр гобелена организован очень грамотно – туристам выдают аудиогиды на разных языках, в том числе на русском. Русский текст составлен великолепно – диктор живо и интересно повествует о событиях, обращает внимание на детали, которые пронумерованы. Туристы движутся в одном направлении, не мешая друг другу. Фото и видеосъёмка запрещены, поэтому никто не стоит перед вами с фотоаппаратом и не мешает изучать ковёр.

  • ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

Ещё раз подчеркнём, что хотя это произведение и зовётся гобеленом, но выполнили его отнюдь не ткачи, а вышивальщики. Ковёр состоит из восьми широких льняных полос неодинаковой длины. Сцены вышиты шерстяными нитями. Длина ковра – около 70 метров, ширина – около 50 см. Позже вся работа была пришита на другое льняное полотно, грубее по качеству. Это дало возможность пронумеровать все сцены, что почти наверняка сделали в XVIII веке.

Все сцены вышиты пряжей восьми разных цветов. Они довольно высоко выступают над фоном бисквитного цвета. Контуры фигур подчёркнуты стебельчатым стежком, они контрастируют с ровными участками шва гладью. Несмотря на то, что гобелену уже более 900 лет, нити сохранили первоначальный цвет! Всего несколько нитей выдернули из гобелена, может быть в Средние века, может быть позже, но швы и стежки видны настолько ясно, что можно проследить всю технику работы. Единственные сцены, которые больше всего пострадали от времени – это сцены после смерти Гарольда. Они не подлежат реставрации. Да и сцены отступления английских войск считаются довольно грубой подделкой. Никто сейчас уже не может сказать, что было изображено на финальных картинах, но совершенно ясно, что утеряно совсем не много.

Почти по всей своей длине гобелен разделён сверху донизу на три сегмента: верхняя и нижняя части отделены от главной центральной композиции почти непрерывной линией. На них изображены фигуры, которые не имеют отношения к главному повествованию. До сих пор является загадкой, зачем их поместили на ковёр. Там изображены главным образом фантастические животные, что упоминаются в романском искусстве (львы с поднятыми хвостами, грифоны и пр.), лиственный орнамент, различные завитки. В первой половине ковра нижняя полоса занята живыми сценами, частично взятыми из сюжетов древних сказаний, но чаще всего без какого-то определённого значения.

Есть ли в этих изображениях какие-то параллели с главным действием? По сей день это не удалось выяснить. Когда сцены главного повествования становятся напряжённее, фигуры в верхней и нижней полосах дополняют рассказ, особенно это заметно во второй части истории: лучники, окружающие кавалерию, разбросанные тела убитых, мародёры, снимающие с мёртвых оружие и амуницию. В верхней части центральной полосы помещён комментарий на латыни. Повествование вышито заглавными буквами, названы некоторые главные персонажи. Это краткое описание событий не представляет никакого литературного интереса, но является одним из главных источников истории завоевания и событий, ему предшествующих. Написание имён и названий – например, король Эдуард, мистическая Элфгива (Aelfgyva), города Байё, Певенси и Гастингс и, наконец, имена братьев Гарольда, доказывают, что текст составил англичанин.

Последовательность событий показана довольно современными способами – действие развивается от одной сцены к другой. Движение передаётся несколькими изображением почти одинаковых фигур – когда скачет или атакует кавалерия, когда флот пересекает Ла-Манш. На протяжении всей шпалеры на заднем плане нет ни единого изображения пейзажа, исключение составляет только гора Сен-Мишель. Но контрастные цвета, например между ног лошадей подчёркивает идею перспективы.

  • АВТОРЫ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

С точки зрения авторства гобелена следует назвать три, или даже четыре уровня исполнителей.
1.Человеком, который заказал эту работу, был, вероятно, епископ Байё Одо или Едо Контевиль (1045-1096), единоутробный брат (брат по матери) Вильгельма Завоевателя. На самой шпалере он показан как минимум трижды: благословляющим пищу, когда норманны высадились на английском берегу, когда французы строят лагерь и, в последний раз, во время кульминации битвы. Вполне вероятно, что его также изобразили, хотя не назвали, в сцене, где Вильгельм получает весть о коронации Гарольда. Известно, что Одо был очень сильной личностью, обладал острым умом, ценил искусство. Его больше привлекала политика, чем служение церкви.
2. Автор рисунков гобелена без тени сомнения был англичанином. Он был знаком с ранними работами в этой же технике, а также с древними манускриптами начала XI века, хранившимися в Кентербери. Разные подходы к изображению этих событий давали ему полную свободу и он не преминул ими воспользоваться.
3.Был ли автор рисунков также и автором текста – неизвестно, но почти наверняка он тоже был англичанином. Этот человек явно получил отличное образование. Некоторые из его образных выражений удивительны и несут литературный аспект, например, речь Вильгельма Завоевателя во время битвы.
4.И, наконец, выполнившие работу вышивальщики или вышивальщицы. Они провели долгие месяцы за доверенной им скрупулёзной работой. Артель древних мастеров иглы работала настолько слаженно, что невозможно отличить участки, выполненные разными руками, кажется, что фигуры вышиты одним человеком, что невозможно даже предположить.

Следует добавить, что в XVIII веке появилась легенда о причастности супруги Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды, к выполнению шпалеры. Легенда не имеет под собой основания, королева Матильда не имеет ни малейшего отношения к выдающемуся произведению древних мастеров.

  • ТЕМА ГОБЕЛЕНА ИЗ БАЙЁ

С первого взгляда, основной темой шпалеры стала битва при Гастингсе и гибель английского короля Гарольда. Этот сюжет назван главным и в конце XV века, когда обнаружили гобелен. Но ведь такая сцена абсолютно неприемлема для храма и её никогда не стали бы ни хранить, ни выставлять в соборе! И если бы главным сюжетом композиции действительно была бы победа норманнов, то зачем начинать повествование с 1064 года?

На самом деле главная идея повествования имеет глубокий религиозный смысл – это наказание за клятвопреступление, за то, что человек не сдержал слово, данное на святых реликвиях и неизбежное наказание виновного за обман, показанное в последовательности событий.

Именно поэтому, непременно нужно было показать клятву, данную Гарольдом на святых реликвиях. Повествование завершается смертью клятвопреступника, наказание показывает могущество Вседержителя. Следовательно, моральный аспект изображения превалирует над военным и политическим. Все необходимые сцены, которые помогают вникнуть в причины вторжения и детали самой битвы оставлены без внимания. Мы не видим ни причин, по которым Вильгельм имеет право претендовать на английский трон, ни интриги младшего брата Гарольда Тостига, ни коронации в Венстминстере 25 декабря 1066 года. Всё это известно по другим источникам и не отражено ни в одной из сцен гобелена.

Но нет основания говорить о том, что гобелен не прославляет победу норманнов при Гастингсе и их предводителей – самого Вильгельма Завоевателя и его единоутробных братьев – епископа Одо и графа Роберта. Но в то же время это сделано удивительно сдержанно: ни в тексте, ни в иллюстрациях, англичане не унижаются ни единым словом, ни единым действием. Вина в Господнем наказании полностью лежит на Гарольде и это ни в коем случае не отражается на их человеческих качествах, ни паче чаяния военной доблести в битве, которая поставлена на один уровень со смелостью норманнов. “Здесь англичане и французы вместе гибнут в битве” – говорится в 53 сцене гобелена. Удивительно, что победителей называют “французы”, а не “норманы”, как всегда говорили к северу от Ла-Манша, и не “норманны”, как писали все авторы герцогства.

  • ГОБЕЛЕН ИЗ БАЙЁ, КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Небывалое богатство выражено, прежде всего, множеством сцен – 626 фигуры, 202 коня, 41 корабль, 37 зданий, можно посчитать и другие детали. Здесь же удивительное количество подробностей всех аспектов жизни в XI веке – оружие, одежда, конская упряжь, строительство кораблей, сцены охоты и приготовления блюд. Все детали невозможно даже перечислить, остановимся на наиболее важных.

В первую очередь, в большинстве случаев художественные идеи ковра взяты с точки зрения английской стороны Ла-Манша, где работал его создатель. За исключением некоторых сцен, автора не интересовала разница между англичанами и норманнами. На поле битвы воины обеих сторон одеты в одинаковые кольчуги (с брюками, очень удобными для английской пехоты и совершенно бесполезными для норманнских кавалеристов), на головах одинаковые шлемы, они воюют одинаковыми мечами и копьями. На море английские и норманнские корабли невозможно отличить. Однако, по крайней мере в ранних сценах, англичане изображены с длинными волосами и усами, а норманны бриты, их волосы подстрижены до уровня шеи. В бою норманны, в основном, лучники, а англо-датская гвардия Гарольда вооружена знаменитыми боевыми топорами викингов.

Следует отметить, что автор, скорее всего, был очевидцем происходящего. Профессиональные кавалеристы и коневоды, во всяком случае, принимают его за своего: он был любителем лошадей и не оставил без внимание ни одно возможное движение коня. Также, создатель шпалеры настолько хорошо разбирался в кораблях и мореплавании, какое ещё не наблюдалось со времён древних греков. Он также знал толк в реликвариях, в которых хранились святые мощи: одно из них показано в сцене присяги Гарольда, этот мощевик удивительно напоминает единственную скандинавскую реликвию того времени. Кроме того, автору гобелена знакомы рыцарские традиции и королевский церемониал погребения. Из этого мы выводим, что он был человеком широких интересов и обладал несомненным талантом в передаче несколькими штрихами (возможности вышивки ограничены) сути сюжета, который он показал столь ярко.

Многие сцены гобелена, даже те, что не имеют прямого отношения к действию, очень тщательно изучили. Гарольд отправляется в плавание в Понтье после того, как он посетил церковь в Бошеме. Этот храм изображён с высокой и узкой аркой.

Это точная форма арок саксонских церквей, такие арки до сих пор разделяют неф и хоры храмов. Гарольд покидает корабль с ястребом на руке – из источников XII века известно, что он владел книгой о повадках и разведении ястребов. Во время осады Дола беглец спускается со сторожевой башни на верёвке.

Беглец спускается со сторожевой башни на верёвке

Тот же самый способ описан летописцем (хронистом) Ордериком Виталем (Orbderic Vital) вскоре после осады Антиохии (Antioch). При сдаче Динана герцог Конан передаёт норманнам ключи от города, они кажутся огромными.

Датские археологи обнаружили подобные ключи. То здесь то там, появляются здания с арочными крышами и здания, похожие на перевёрнутый корпус корабля – существование таких домов подтверждено находками норвежских и английских археологов.

Передавал ли автор события с хронологической точностью? Хотелось бы у него попросить разъяснений по поводу очевидного факта – король Эдуард Исповедник сначала показан на смертном одре, а на следующей сцене он показан дающим указания приближённым. Здесь автор применил инверсию, зачем – не известно. Однако, временные отношения переданы с разной интенсивностью: в некоторых сценах время идёт медленно, действие показано подробно, в других – наоборот, создатель перескакивает от одного временного события к другому очень быстро, например, совсем не показано, что происходило в 1065 году. Многие современные исследователи объявили автора гобелена виновным из виновных в вопиющем нарушении последовательности событий. Но более тщательные исследования показали, что они не правы.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

До наших дней дошли лишь несколько документов, представляющих столь живые картины такой широкомасштабной военной операции, включающей и оружие и тактику ведения боя.

На ковре показаны три вида амуниции: кольчуги, шлемы и щиты. Около двухсот всадников, как английских, так и норманнских одеты в одинаковые кольчуги. Они защищают тело, руки до локтя или немного ниже, ноги закрывают что-то вроде кольчужных брюк (хотя, на самом деле, всадники такие штаны вряд ли носили). На груди очень часто показана съёмная пластина. В время боя на воинов надет так называемый “кольчужный колпак” – сетка, которая защищает шею. Во времена, когда каждое кольцо и каждое соединение выковывалось вручную, можно себе представить, сколько стоило полное вооружение.

Все шлемы были коническими с пластиной, защищающей нос, но на шлеме отсутствовала защита шеи. Большинство щитов овальной или миндалевидной формы с остриём вниз. Щиты, скорее всего деревянные, обтянуты кожей. Щиты имеют разную окраску. Те, что принадлежат командирам, имеют отличительные знаки. Несколько английских пехотинцев изображены с круглыми щитами.

Из оружия на гобелене показан меч – длинный и обоюдоострый; пика, её вкладывают под руку и таким образом всадник может ею пользоваться при фронтальной атаке (одно из самых ранних упоминаний такого применения пики на гобелене Байё) или, когда рука поднята, как дротик; также изображен боевой топор викингов, телохранители Гарольда раскачивают его обеими руками.

Лучники вооружены довольно короткими луками и это единственное их оружие. Колчан закреплён либо на плече, либо на поясе. Несколько человек из знати показаны с дубинами или булавами, например епископ Байё Одо, как упоминалось выше, священнослужитель не может проливать кровь, и герцог Вильгельм.

Представляет интерес и конская упряжь. На лошадях надеты тяжёлые сёдла, всадник в них сидит прочно и надёжно, тело зафиксировано как спереди, так и сзади: с седла спускаются стремена, они были новым изобретением запада. В таком положении всадник мог выдержать удар пики противника, при этом не слишком подвергаясь риску быть опрокинутым с седла. В те времена все носили шпоры.

Англичане, обычно, сражались пешими, даже если сам Гарольд был конным. Главный удар норманны наносили тяжёлой кавалерией. Но тактику начала битвы вряд ли можно назвать скандинавской: сначала выступил отряд лучников, который отошёл назад сразу после того, как вступили основные силы. В сражении командиров можно узнать по их штандартом, которые держит окружающая его свита. Несомненно, стяг Вильгельма имеет изображение креста, потому что он получил благословение Папы. На штандарте Гарольда нарисован зверь, подобный дракону, вероятно вырезанный из листа бронзы, точно такие же обнаруживаются в Норвегии и используются как флюгеры на крышах церквей.

Стоит отметить, что гобелен также служит основным источником истории фортификаций некоторых областей и городов: Бретани, Байё и Гастингса. Замки построены из дерева и расположены на насыпных курганах: они являются основополагающими для норманнов в XI столетии, но вряд ли существовали в Англии во времена Эдуарда Исповедника.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ИСТОРИЯ ФЛОТА

С этой точки зрения гобелен изучили наиболее тщательно. Без этого многие стороны конструкции и использования нефов (esnèques) остались бы неизвестными. Esnèque – (от скандинавского snekkja) – в XI – XII веках в Нормандии так называли ладьи, на которых ходили викинги. До сих пор ни одного зверя, подобного дракону, украшающего носы этих кораблей, археологи не обнаружили. И хотя во многих источниках упоминаются подобные украшения, увидеть их можно лишь на гобелене Байё. Точно также, иллюстрации парусов и другой оснастки кораблей обнаружены лишь на нечётких изображениях на колоннах на Шведских остравах Готланда и датируются VIII-IX веками.

Все корабли на гобелене имеют одинаковый скандинавский тип, за исключением некоторых вариаций. Они происходят от того же типа кораблей викингов, которые обнаружены в королевских захоронениях Норвегии или найдены во время археологических раскопок в Датских фьордах. Такой тип кораблей доминировал во всей северной Европе с VIII по XII столетие. Их приспосабливали для военных нужд, либо для перевозки людей и товаров. Делали их их дерева, доски подгоняли не “встык”, а с нахлёстом, киль был порожним. Корабли отличались довольно низким фальшбортом с отверстиями для вёсел, последние вёсла можно было снять. На таких ладьях не было ни палубы, ни трюма. Осадка у них была достаточно мелкая, таким кораблям не нужна была гавань: экипаж просто подтаскивал судно к берегу, мачту снимали. Корабли были достаточно большими, передвигались за счёт парусов. Парус был один, по форме больше треугольный, чем прямоугольный, внизу прикреплялся к центральной мачте. Эти ладьи могли также передвигаться с помощью гребцов, но на гобелене сцены гребли отсутствуют.

Эти корабли были достаточно надёжными и долго служили, они отличались манёвренностью, но были чрезвычайно неудобны. Гобелен Байё не даёт ответа на вопрос, сколько людей мог вмещать такой корабль, но скандинавские источники говорят, что на обыкновенном судне могли сидеть 30-40 человек. Поэтому можно себе представить, что в походе 1066 года весь флот состоял из нескольких сотен кораблей.

Лошадей, по видимому грузили по широким сходням из брёвен, это можно видеть на гобелене, такую технологию знали ещё викинги. Её усовершенствовали в Нормандии во время похода на Сицилию в 1060 году и она стала одной из решающих причин успеха Вильгельма Завоевателя.

В заключении прилагаем видеозапись анимации гобелена. Некоторые сцены гобелена пропущены, но видео даёт великолепное представление о событиях, изображённых на шпалере.

Обычно, музей открыт ежедневно, но иногда его закрывают на реставрацию.
В 2014 году он не работает с 6 по 31 января. Он также закрыт с 24 по 26 декабря 2014 года.
Ежегодно музей закрывается в 12.30 31 декабря и открывается в 14 часов 2 января.
В остальные дни он открыт:
С 15 марта по 15 ноября – 9 до 17.45, с мая по август – до 18.15.

С 16 ноября до 14 марта музей работает с 9.30 до 11.45 и с 14 до 17.15.
Ссылка на страницу расписания работы музея .

Авторы статьи путешествовали по Франции на автомобиле, в навигатор установили пункт назначения – центр города Байё. Адрес: Musée de la Tapisserie de Bayeux Centre Guillaume le Conquérant 13 bis rue Nesmond.
Прилагаем ссылку на Гугл-карту музея .

На нашем сайте можно познакомиться с ещё одним необыкновенным произведением ткачества – Ковром Апокалипсиса

«Соборы Московского Кремля» - Иконы собора писал замечательный русский иконописец Андрей Рублёв. Почему исторические памятники являются национальными святынями Отечества? Фасад палаты облицован белым гранёным камнем, отсюда и название палаты. Архангельский собор Московского Кремля Архитектор: Алевиз Новый. Благовещенский собор Московского Кремля.

«Церкви храмы и соборы» - Храм Христа Спасителя в Москве. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Свято-Успенский собор. Какой архитектурный ансамбль является чудом русского деревянного зодчества? Гениальный архитектор крепостной Яков Бухвостов был неграмотным. Благовещенский собор Московского Кремля. Центральный – Покровский.

«Собор» - Собор. Строительство началось в 1386, закончилось в 1856. Обилие килевидных закомар и кокошников напоминает каменное кружево. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и другие. Собор Парижской Богоматери. В городе бывает несколько соборов. Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Земский собор.

«Софийский собор» - Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшими в сырую поверхность грунтовки. Наличие хоров во многих храмах Древнерусского государства было характерным явлением. С принятием христианства начинается сооружение храмов и монастырей. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве.

«Успенский собор во Владимире» - Здесь в то время находились мясные, сапожные, красильные ряды. Музей заповедник. Плато делится поперечными оврагами на три части. Успенский собор стал еще более величественным. Ведущую роль всегда играла центральная часть, или кремль. В знаменном гербовнике 1730г. впервые голова льва повёрнута в фас.

«Воскресенский собор» - Собор с трёх сторон окружен двухъярусными галереями. В который раз гляжу я на собор, Не в силах скрыть восторг и изумленье. Воскресенский собор (1652-1675). Подобье кружева – цветной узор Заворожил искусным исполненьем. Весь храм как белокаменное диво! К.Конюшев. Венчает собор мощное пятиглавие с простыми стройными восьмиконечными крестами.

Авторство и техника

Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё , датированной г. Точный автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды , жены Вильгельма Завоевателя , её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды».

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет

Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию ; его пленение людьми Ги , графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана ; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы , предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш ; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события г. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм - решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд , хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского , помазание осуществлял архиепископ Элдред , рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами.

Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Гобелен из Байё — тканый ковёр длиной около 70 метров хранится в музее французского города Байё. Сюжеты гобелена целиком и полностью посвящены норманнскому завоеванию Англии, и создавался он с целью прославления великой победы герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя. Изображения на гобелене переносит зрителя в гущу исторических событий 1066 года.

Гобелен из Байё был создан по заказу епископа Одо, одновременно с постройкой в городе собора в 1070-е годы и был завершен в 1077 году. Его вышивки сделаны шерстяной нитью по льняной основе. На многих сценах ковра присутствуют надписи, которые указывают на имена участников или места события . Почти все надписи вышиты тёмно-синей, почти чёрной шерстью. Некоторые французские имена записаны в архаичной форме («Rednes» ) или в англизированной («Bagias »). Для упоминания норманов иногда используется слово «Franci »

Для историков гобелен из Байё представляет собой незаменимый источник сведений по истории средневекового европейского оружия , гобелен бесценен тем, что на нём изображены сотни фигур нормандских и английских воинов со всеми деталями их снаряжения и вооружения времён нормандского завоевания Англии 1066 г.

НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 ГОД А — военное вторжение в Англию армии герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя, приведшее к утверждению на английской престоле Нормандской династии и переменам в политическом и социально-экономическом устройстве Английского королевства.

В конце X века Англия подверглась массовым набегам скандинавских викингов. Король англосаксов Этельред II , желая обеспечить себе поддержку в борьбе с викингами, в 1002 году женился на Эмме, сестре нормандского герцога Ричарда II, но так и не получив от него помощи Этельред II в 1013 году был вынужден бежать вместе со своей семьёй в Нормандию. Сыновья Этельреда II и Эммы почти 30 лет провели в изгнании, при дворе нормандского герцога.

К 1016 году вся Англия была завоёвана викингами, а королём стал Кнуд Великий, объединивший под своей властью Англию, Данию и Норвегию.

Лишь в 1042 году старшему сыну Этельред II , воспитанному в Нормандии, Эдуарду Исповеднику удалось возвратить себе престол Англии.

1064 год. В королевском дворце Вестминстера король Англии Эдуард Исповедник беседует со своим шурином Гарольдом, графом Уэссекса

Согласно нормандским источникам, международные позиции эрла Уэссекса Гарольда Годвинсона (Harold II ) в 1064/1065 годах резко ослабли, из-за крайне неудачной поездки в Нормандию. Отправившись в к нормандскому герцогу Вильгельму выкупать из заложников своего брата Вульфнота, Гарольд потерпел кораблекрушение и оказался в плену у Ги I (Guy I), графа Понтье (Ponthieu).

HIC WILLELM DEDIT ARMA HAROLDO = Здесь Вильгельм даёт (дадит) оружие Гарольду

После его освобождения по требованию Вильгельма Нормандского, Гарольд провёл некоторое время в Нормандии при дворе герцога, и Вильгельм подарил Гарольду оружие, посвящая его в рыцари .

UBI HAROLD SACRAMENTUM FECIT WILLELMO DUCI = Где Гарольд даёт (ДАСИ ) клятву герцогу Вильгельму

На Гобелене Байе и других нормандские источниках записано, что Гарольд принёс клятву верности Вильгельму Нормандскому на священных реликвиях, и обещал поддержать притязания Вильгельма на английский трон после смерти короля Эдуарда Исповедника. Рассказ об этой поездке и клятве Гарольда на святых мощах записан у всех средневековых хронистов (Гийом Жюмьежский, Вильям Мальмсберийский, Симеон Даремский, Роджер Ховеденский, Матвей Парижский и др.).

HIC HAROLD DUX REVERSUS EST AD ANGLICAM TERRAM = Здесь эрл Гарольд возвращается в английские земли

Нарушение Гарольдом этой клятвы после кончины Эдуарда Исповедника в 1066 году стало главным предлогом для организации вторжения в Англию Вильгельма Нормандского и в значительной мере обеспечило Вильгельму поддержку папы римского и европейского рыцарства.

ET VENIT AD EDWARDU[M] REGEM = и приходит к королю Эдуарду

В ночь на 5 января 1066 года английский король Эдуард Исповедник скончался, не оставив прямых наследников. На гобелене из Байё показана сцена похоронной процессии короля Эдуарда и его окутанное тело, лежащее на кусочке узорчатого византийского шёлка с повторяющимся рисунком пантер и грифонов.

Последний представитель англосаксонской королевской династии — внучатый племянник Эдуарда Исповедник а Эдгар Этелинг был молод (ему было около 15 лет) и не пользовался поддержкой англосаксонской знати.

Здесь король Эдуард в постели разговаривает со своими верными сторонниками. Здесь умирает в присутствии священника

Королём был провозглашён эрл Уэссекса Гарольд Годвинсон , являвшийся фактическим правителем Англии в последние годы правления Эдуарда Исповедника. Согласно английским источникам, Эдуард перед смертью объявил его своим наследником.

Летописец Орден Виталис (Orderic Vitalis) писал о Гарольде (Harold II), что его «отличали его большие размеры и сила тела, его отточенные манеры, его твердость ума и владение словами, всегда готовый остроумный ответ и множество превосходных качеств»

Здесь дают королевскую КОРОНУ (CORONA) Гарольду (…и топор, секиру, как символ власти)

Однако права на английский престол предъявил и герцог Нормандии Вильгельм, состоявший в отдалённом родстве с Эммой, матерью Эдуарда Исповедника .

Надпись: HIC RESIDET HAROLD REX ANGLORUM = Здесь сидит Гарольд, король Англии

Дурное предзнаменование.

Комета считалась предвестником несчастий, болезней и всевозможных катаклизмов.
В 1682 году Галлей рассчитал периодичность возвращения кометы к Земле через 75-76 лет. Именно эту комету в 1066 году запечатлели на гобелене из Байё .

Надпись: ISTI MIRANT STELLA. Люди видят появление кометы Галлея и думают, что это дурное предзнаменование, и ужасаются

Новость о комете приносят во дворец Гарольду. Под изображением короля в нижнем регистре гобелена возникает призрачный флот - намёк на грядущее вторжение норманнов Вильгельма.

Новости о смерти Эдуарда и коронации Гарольда пересекают Ла-Манш и достигают Вильгельма, герцога Нормандии.


Вильгельм в ярости, он предъявляет свои права на трон Англии и считает Гарольда узурпатором. Вильгельм решает вторгнуться в Англию и приказывает построить флот военных кораблей. По левую руку от Вильгельма сидит его сводный брат Одо, епископ Байё . Люди Вильгельма готовятся к вторжению в Англию. Лесорубы валят деревья и делают из них доски, которые используются для строительства кораблей

К лету 1066 года Вильгельм собрал армию около 4-7 тысяч воинов, и начал строить корабли для перехода через Ла-Манш.

Надпись: герцог Вильгельм приказывает строить корабли

Герцог Нормандии Вильгельм смог заручиться поддержкой папы Римского Александра II (1061-1073 годы), пославшего ему «знамя св. Петра». Эта поддержка позволила Вильгельму привлечь в своё войско не только нормандских вассалов, но и рыцарей из всей континентальной Европы (Бретани, Фландрии, Лотарингии, Пикардии, Мена, Аквитании и др.).

Надпись: HIC TRAHUNT NAVES AD MARE = Здесь тащат корабли до моря

В это же время к военному походу на Англию готовился и норвежский король Харальд Суровый, в союз с которым вступил младший брат эрла Уэссекса Гарольда Тости , объявленный в 1065 году вне закона и занимавшийся пиратством у южных и восточных берегов Англии.

В сентябре 1066 года норвежское войско Харальда Сурового высадилось в северной Англии, разбило в битве при Фулфорде (20 сентября) объединённые силы англосаксонских эрлов Эдвина и Моркара и заняло Йорк. Узнав об этом, Гарольд, находившийся на юге Англии, ожидая вторжения Вильгельма из Нормандии, выступил с войском на север и в кровопролитной битве при Стамфорд-Бридже (25 сентября) разбил норвежцев. Норвежский король Харальд Суровый и брат Гарольда Тости погибли в битве.

Англосаксонская армия Гарольда , вероятно, была крупнейшей армией Западной Европы. Ядро сухопутных войск составляли личную охрану короля — хускарлы (от др.-сканд. húskarlar, где hús — дом, karl - лично свободный человек) и эрлов (др.-англ. eorl - человек) — титул высшей аристократии англосаксонской Британии в XI веке, возникший под влиянием датского завоевания Англии. К середине XI века насчитывалось около 3000 королевских хускарлов, дружина крупного эрла состояла из 400-500 воинов. В армии Гарольда состояли отряды военно-служилой знати — тэны (англо-сакс.: þeg(e)n (ТЕГУН с 8 века); англ. thegn; лат. tainus), и национальное ополчение крестьян англосаксонской Британии - фирд (англо-сакс.: fyrd ; с 694 года) - представляющее собой армию, созываемую королём из свободных землевладельцев, по принципу выставления в ополчение одного солдата с каждой гайды (англ. hide, англо-сакс.: hϊd или hiwisc) — единицы обрабатываемого земельного участка одной семьи свободного крестьянина. Воины фирда были хорошо вооружены мечами и щитами.



Дождавшись благоприятной погоды, войска Вильгельма высадился в Англии 28-29 сентября 1066 года.

Вильгельм садится за пир со своими аристократами, а епископ Одо произносит молитву перед едой

Гарольд с войском около 7 тысяч человек, совершил марш-бросок на юг, навстречу с нормандскими войском Вильгельма близ Гастингса.

В день битвы при Гастингсе, утром 14 октября 1066 года , Вильгельм изображён одетым в доспехи, он получает благословение перед сражением.

Его нормандская кавалерия скачет галопом навстречу пешим английским солдатам Гарольда. Надпись: Здесь воины оставили Гастингс и пришли на битву против короля Гарольда

Во главе кавалерийского отряда - Вильгельм на чёрной лошади.

Герцог Вильгельм спрашивает у Витала, одного из вассалов Одо, видит ли он армию Гарольда.

события в английском лагере. Воин с наблюдательного поста сообщает королю Гарольду приближении нормандской армии герцога Вильгельма

Вильгельм, держа в руках булаву, произносит речь, чтобы вдохновить своих солдат. герцог Вильгельм говорит своим воинам приготовиться мужественно и мудро к сражению против армии англичан.

Нормандская кавалерия бросается в атаку, и битва при Гастингсе начинается 14 октября 1066 года.

Воздух наполняется летящими стрелами и копьями. Английская пехота защищается от них стеной щитов. Норманны атакуют с обеих сторон. Нижний регистр гобелена заполнен убитыми и ранеными солдатами.

Воины рубят друг друга боевыми топорами и поражают копьями. Братья Гарольда, Леофвин и Гирт, сражаясь, умирают. Надпись: Здесь пали Леофвин и Гирт, братья короля Гарольда.

Битва в самом разгаре. Воины и лошади падают на землю. Нижний регистр гобелена усеян поверженными солдатами и животными. Надпись: Здесь англичане и французы падают одновременно в бою.

Епископ Одо появляется на чёрной лошади в гуще сражения и, размахивая палицей, вдохновляет нормандских солдат.

Одо использует палицу, а не меч, поскольку епископы не должны проливать кровь. Надпись: Здесь епископ Одо, держа посох, ободряет юношей.

После падения с лошади Вильгельм снимает шлем, чтобы открыть своё лицо. Этим он показывает своим войскам, что всё ещё жив и вдохновляет их продолжать сражаться. Надпись: Здесь герцог Вильгельм.

Рядом с ним Граф Евстахий Булонский несёт знамя, которое послал Вильгельму Папа римский, чтобы продемонстрировать свою поддержку вторжению Вильгельма в Англию.

Кажется, что норманны одерживают победу в продолжающемся сражении. Многие солдаты убиты; один из воинов, у которого щит испещрён воткнутыми стрелами, изображён как будто с отрубленной головой. Надпись: Здесь французы сражаются и убивают тех, кто был с Гарольдом.

Одна из самых знаменитых сцен гобелена: смерть короля Гарольда. Вместе с тем кажется, что Гарольд изображён дважды. Сначала Гарольд извлекает стрелу из глаза, а затем его падающего поражает мечом нормандский рыцарь.

HIC HAROLD REX INTERFECTUS EST = Здесь король Гарольд убит

Когда король Гарольд убит, сражение англичанами проиграно. Победоносные норманны преследуют оставшихся на поле битвы англичан. Заключительная сцена гобелена утрачена. Возможно, она показывала коронацию Вильгельма в качестве короля Англии. Это соответствовало бы сцене в самом начале гобелена, изображающей короля Эдуарда, восседающего на троне всего два года назад.

ET FUGA VERTERUNT ANGLI = и англичане бегут

В сражении при Гастигсе н ормандское войско Вильгельма одержало победу, Гарольд и его братья погибли в бою.

Источники не позволяют однозначно реконструировать ход битвы, но, по-видимому, в успехе Вильгельма важную роль сыграло наличие в нормандской армии кавалерии, которая была переправлена на кораблях через Ла Манш. В англосаксонской Британии почти не использовалась кавалерия и лучники , а также крепость как средство контроля и защиты территории.

Сразу после битвы при Гастингсе часть светских и духовных англосаксонских магнатов в Лондоне провозгласили королём Эдгара Этелинга, однако при приближении нормандской армии Вильгельма они капитулировали, и в конце ноября, начале декабря, они принесли ему присягу как законному правителю Англии. 25 декабря 1066 года архиепископ Йорка Эальдред короновал Вильгельма в соборе Вестминстерского аббатства.

Отдельные восстания против власти Вильгельма Завоевателя продолжались до 1071 года. Крупнейшим стало восстание в Северной Англии летом 1069 года. Его поддержал флот, присланный королём Дании Свейном (Свеном) II (1047-1074 или 1076 годы), также претендовавшим на английскую корону, основываясь на своём родстве с Кнудом Великим.

Однако Вильгельм с войском зимой 1069 -1070 года совершил поход на север, разбил восставших и опустошил значительные территории в Йоркшире, Нортамберленде и графстве Дарем. Участвовавший в восстании Эдгар Этелинг бежал в Шотландию, а в 1074 году сдался Вильгельму, совершив церемонию заключения вассального договора, и признав его законным правителем Англии принёс ему оммаж.

Символическим закреплением власти Вильгельма над Англией стала земельная перепись, в результате которой была составлена Книга Страшного суда, а также присяга ему всех свободных держателей земли — «Солсберийская присяга 1086 года».

Нормандское завоевание Англии привело к быстрому и резкому изменению состава светской элиты Англии. За счёт конфискаций земель англосаксов, сражавшихся против Вильгельма Завоевателя при Гастингсе и участвовавших в последних восстаниях.

Вильгельм сосредоточил в своих руках обширные владения, которые активно раздавал своим приближённым. Однако они, как правило, получали земли в различных частях страны, поэтому в Англии, в отличие от Франции, не сложились обширные территориальные баронии.

К 1080-м гг. у землевладельцев англосаксонского происхождения, по-видимому, находилось менее 10% пахотной земли. Изменился и этнический состав высшего духовенства: в 1070-1175 годы на английские епископские кафедры назначались исключительно выходцы с континента или их потомки.

Важным последствием нормандского завоевания Англии стала утрата официального статуса древне-английского языка уже к концу правления Вильгельма Завоевателя.

Вместе с тем нормандские завоеватели сохранили сложившуюся в англосаксонскую эпоху передовую для раннего Средневековья систему центрального и местного управления и судопроизводства. Не были формально отменены судебники и другие правовые акты англосаксонских королей, сыгравшие важную роль в складывании во второй половине XII века системы «общего права» (Common Law). Последствия нормандского завоевания Англии с точки зрения оформления сеньориальной зависимости крестьянства остаются дискуссионным вопросом.