Град земной и небесный августин. Вопрос

Чтобы соединить различные народы империи, надо создать нечто большее, чем мирские узы; эти узы нашлись только в христианстве. И вот возникает «град Божий», «царство Божие». Очистительный огонь варваров истребит язычество и сделает его достойным града Божия. Этому Божьему царству предстоит тысячелетие. В обновленных стенах града Божьего не будет честолюбия, жажды к славе; там будет царствовать мир и справедливость; там настанет святая жизнь о Господе. Августин возвестил, что наступает новый мир, новая история.

Вот что должны были отвечать христиане язычникам и вот в чем суть блистательного труда святого Августина. Церковь возлагает всю ответственность за несчастья на язычников. Мало того, Церковь со страниц «Града Божьего» отрешает римлян от истории и бразды империи предает варварам и потому-то снисходительно смотрит на гонителей, если только эти гонители христиане. Надо заметить, что Августин в конце своей жизни, когда книга «О граде Божьем» сделалась известной, должен был раскаяться в своих словах.

То, что было сформулировано Августином, стало убеждением на римском Западе. Из этой веры как бы исходила политика Запада. Византийский Восток еще остерегался этому верить. На Западе же было решено, что империя должна уступить место варварским королевствам. Ученые теологи Запада с книгой «О граде Божьем» в руках поддерживали господство варваров и за это получали, конечно, большие права и привилегии. Два начала, варварство и церковь, соединяются и идут рука об руку. Вот почему средневековая история приняла такой клерикальный характер.

Особенно хорошо учение Августина было принято в Галлии, где варваров было очень много. Проспер, богослов из Аквитании, книгу «О граде Божьем» в стихах и сверх того сам написал особое сочинение о призвании народов, где радуется грандиозному перевороту, который совершился в его время. Христианские проповедники старались воспевать достоинства варварских предводителей. Каждый из них стремился быть дружным с варварским конунгом, но вместе с тем в глубине души испытывал сочувствие к римлянам.

«Град земной и град небесный»

августин блаженный метафизический антропология

Назначение человека, назначение человечества - вот о чем размышляет Августин. В последних двенадцати книгах «0 граде Божьем» его апология превращается в широкомасштабное истолкование истории. История предстает как борьба между, градом земным, государством этого мира, мирским сообществом, с одной стороны, и, градом Божьим, государством Бога, божественным сообществом, - с другой. В этом великом противостоянии государства мирского и государства божественного и заключается таинственная основа и смысл истории, которая одновременно является историей борьбы святого и не святого.

Происхождение двух сообществ относится к началу времен, когда падение возгордившихся ангелов, наделенных смешанной природой, привело к тому, что наряду с государством Божьим появилось второе сообщество - государство дьявола. Тогда необходимость в восполнении образовавшейся в результате низвержения ангелов бреши - причем за счет избранных представителей рода человеческого, - до тех пор, пока прежнее число граждан божественного сообщества не будет восстановлено. Однако Адам, который одновременно принадлежал и к божественному и к мирскому государствам, своим первым грехом повторил грех гордыни падших ангелов, и среди людей возникло земное мирское государство как полная противоположность государству божественному. Первыми представителями этих государств-антагонистов были Авель и Каин. Затем соответственно Израиль и языческие народы, град Бога Иерусалим и град дьявола Вавилон, и, наконец, на последнем этапе истории - Рим (новый Вавилон) и католическая церковь. По самой своей сути град Божий и град земной отличаются друг от друга принципиально:

  • - У них различный господин и управитель: у первого - Бог, у второго - боги и демоны.
  • - У них различные граждане: в первом избранные праведники, исповедующие единого и истинного Бога, во втором - отверженные почитатели богов и себялюбцы.
  • - У них различная позиция: у первого - опирающаяся на смирение любовь к Богу, доведенная до презрения к себе, у второго - основанная на гордыни, любви к себе, доведенная до презрения к Богу.

Зло - это любовь к себе, надменная спесь, благо - любовь к Богу. Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют "Град небесный". Августин пишет: «Два града созданы двумя родами любви: град земной - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный - любовью к Богу, доведенною до презрения к себе». Первый град полагает славу свою в себе самом, последний - в Боге. В одном господствует похоть, руководящая и правителями, и народами; в другом служат друг другу по любви и повелевающие правители, и подчиненные. Первый град - в лице своего правителя - превозносит собственную силу; второй же говорит своему о любви к Богу. Мудрые в первом граде добивались благ тела или души, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку. Именно к почитанию идолов пришли вожди, и ведомые, они поклонялись и служили твари вместо Творца. В другом же граде вся человеческая мудрость - в благочестии, в ожидании как награды не только общества святых, но и ангелов.

Оба града имеют своих посланников на небе: ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, так что эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем и господином мира, гражданин небесного града - пилигримом, странником. Впрочем, первый правдою самою определен к вечному проклятию, второй - к спасению во веки вечные.

История имеет начало и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают бег исторического времени: первородный грех со всеми вытекающими последствиями, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома - Церкви.

Августин настаивает в конце "Града Божьего" на догме воскрешения. Плоть возродится вновь. Хотя и преобразованная, интегрированная, но плотью она все же останется: "Плоть станет духовною, подчинится духу, но будет плотью, не духом; подобно тому как дух был подчинен плоти, но все же остался духом, а не плотью"..

История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела.

Таким образом, подводя итог к данному разделу, следует отметить, что Августин видел историю человечества в призме трех моментов: первородного греха, ожидания прихода Спасителя и образования церкви. История предстает как борьба между, градом земным, государством мирского и, градом Божьим, государством Бога, божественным сообществом. По своей сути град Божий и град земной отличаются друг от друга принципиально: руководителем, гражданинами, позицией. В одном господствует похоть, в другом граде - благочестие, в одном граде руководит Бог, в другом - Сатана. Два града будут противостоять друг другу, пока не наступит Судный день.

Августин Аврелий (в канонизированном варианте -Августин Блажен­ный, 359-430) вошел в историю политико-правовой мысли как один из са­мых знаменитых «отцов церкви», т. е. создателей патристики, ранней хри­стианской теологии.

Августин родился в Тагасте (современный Алжир). Во время обучения в риторических школах в Мадавре и Карфагене (где он позже преподавал) он был приверженцем манихейства. В 384 г. переехал в Италию, где препо­давал риторику в Риме и Милане. В 386 г. он принимает христианство, а в 396-м возвращается в Северную Африку, где до смерти остается еписко­пом в городе Гиппоне.

В трактатах «Исповедь», «О граде Божьем», «Об истинной религии» Авгу­стин создает христианскую философскую концепцию, которая резко от­личается от античной.

Античный физический космос заменяется космосом духовным. Антич­ное общество (полис) заменяется диалектически взаимосвязанным един­ством микромира, как внутренней духовной жизни человека, и макроми­ра, как цепи внешних материальных событий всемирной истории.

Мыслитель отрицает античную ориентацию, направленную на физи­ческое наслаждение телесными благами или на эстетическое, - квазисмыс- юм знаков (произведений искусства), если они не имеют внутреннего ду­ховного содержания.Августин считает, что смыслом жизни человека яв­ляется духовное самосовершенствование как движение суверенной чело- иеческой воли к Богу в измерениях внешних событий.

Августин обосновывает идею всемирной линейной истории как движе­ния от грехопадения человека, что в мифологической форме Ветхого За­пета означает выделение человека из мира животных и начало его жизни в качестве самостоятельного разумного существа, по направлению к Страш­ному Суду и установлению Царства Божьего. i

Основная проблема теологииАвгустина - это проблема человеческой суверенной воли. В макромире и в микромире противоборствуют боже­ственное и дьявольское начала, и человек обречен на выбор между ними. I лавный вопрос заключается в том, что должна делать церковь, чтобы обес­печить выбор Добра и праведной жизни всеми - как христианами, так и нехристианами.Августин оптимистичен и полагает, что божественное на­чало всегда превосходило дьявольское, а движение человечества от смер­ти к вечной жизни будет поступательным и необратимым.

Проблема, по его мнению, заключается в слабости человеческого разу­ма, который постоянно испытывает искушения греховной жизни и зачас­тую выбирает «Град земной», а не «Град Божий». УАвгустина это символы, означающие, соответственно, состояние души грешника и праведника.

«Градземной» - это любовь к себе,эгоизм, доведенный до ненависти к Бог а «Град Божий» - это любовь к Богу, доведенная до ненависти к себе.

Человек достигает спасения только в «Граде Божьем», для чего нужда ется в руководящем и направляющем влиянии церковного авторитет; Церковь обеспечивает выбор человека в пользу «Градк Божьего» на осно вании идеи благодати, т. е. сверхъестественной силы, которая ей дана че рез посредничествоИисуса Христа, посланца от Бога к людям.

АпостолПетр, первый папа, реализует благодать в исполнении сем церковных таинств, определяющих всю жизнь человека от рождения (кре щения) до смерти (отпевания ). Смысл исповеди, одного из важнейших та инств, заключается в избавлении человеческой души от грехов. Этим цер ковь помогает человеку преодолеть греховность и спасает его душу для веч

Августин считает, что вера как мышление, не нуждающееся в способно сти к пониманию, является высшим в сравнении с разумом, основанны» на понимании. Соответственно, церковь в сравнении с государством яв ляется высшим типом социальной организации, т. к. обеспечивает че ловеку вечное райское блаженство, а не короткую земную жизнь.

Церковь как сообщество верующих, по мнениюАвгустина, являете! воплощением Царства Небесного в несовершенном земном бытии. Толь ко церковь может быть источником общей пользы, справедливости и пра ва, только она может воспитывать в христианах гражданские добродетели Несовершенство государства, по мнениюАвгустина, проявляется в од ном из семи смертных грехов, в гордыне или «похоти господства», т. к. го сударство является иерархичной организацией, основанной на принцип* господства-подчинения, и в нем невозможно воплотить принцип равен ства всех христиан педед Богом. Государственная власть неизбежно веде" к аморальности, несправедливости и жестокости.

Но при этом государство имеет право на существование, если легити мируется церковью. Церковь оправдывает власть государства над верую щими, если видит в ней силу, воплощающую в земной жизни идею спра ведливости.Августин полагает, что именно государство способно вопло­тить в земной жизни человека принцип христианской справедливое™ «каждому воздастся по делам его». Условием этого является подчиненж государства божественной воле как источнику справедливости и права.

От праведникаАвеля происходит «христианское государство», основан­ное на постулатах «Града Божьего», т. е. на заботе правителей о подданных От грешникаКаина происходит «общество нечестивых», основанное ш постулатах «Града земного», т. е. на насилии и грабеже.

Таким образом, государство понимаетсяАвгустином как теократия, t которой церковные власти доминируют над светскими и тем самым превра щают их в неотъемлемую часть божественного миропорядка.

По его мнению, государство может и должно помогать церкви в ее «зем­ном странствии», в выполнении ее земных функций; главной из которых является «справедливая война» праведников против грешников.Августин жил в эпоху распада Западной Римской империи и формирования варвар­ских королевств, в эпоху постоянных войн, когда победа христианства была отнюдь не очевидна и не гарантирована. Поэтому легко объяснимо его требование принудительного крещения язычников и уничтожения ерети­ков, что церковь не могла осуществить без военной помощи государства. ~ Августин обосновывает концепцию «христианского меча» необходимо­стью подавления свободы человеческой воли, если она ведет к победе дья­вольского начала, т. е. к преступлениям.Августин оценивает преступления с религиозно-этической позиции как проявления «гордыни» преступника, как попытки соперничества с Богом и стремление занять неподобающее место в миропорядке. В наказании за преступления он видит не внешний произвол государства, а естественное следствие самой вины преступника. Мыслитель оправдывает наказание как насилие, ведущее к страданиям человека, как «принуждение к правде», если оно происходит от божествен­ной воли и ведет к спасению души.

Социальная доктринаАвгустина допускает такую крайнюю форму не­равенства, как рабство, если оно объясняется греховностью рабов и про­исходит не из законов природы и правовых установлений, а из вины лю­дей, обращенных в рабство.

Таким образом, в политико-правовой концепцииАвгустина Аврелия усиливается «силовой» потенциал христианской доктрины, ее возможно­сти влиять на принципы устройства государства и политико-правовых институтов.

«Град земной» и «град Божий»

Если государство связано с грехом, то философия Августина Блаженного имеет и социальный аспект. Для этого рассмотрим иной труд философа. В работе «О граде Божьем» («De cіvіtate Deі») Августин наиболее сжато и концептуально излагает взгляды на общество и политическую теологию. Исходными методологическими принципами являются различия и взаимосвязь понятий «град земной» («cіvіtas terrena») и «град Божий» («cіvіtas Deі»). В платоновском духе Августин Блаженный выделяет идеальное и реальное. Концепт «град Божий» имеет непосредственную связь с библейскими «градом (городом) Бога» (Пс. 45:4; 86:3), «небесным Иерусалимом» (Евр. 12:22), «новым», «святым Иерусалимом» (Откр. 3:12; 21:12; 21:10), «Царством Небесным» (чаще всего в Евангелие от Матфея, а также 2 Тим. 4:18) «Царством Божьим» (в основном в Новом Завете). Бесспорно, развивая свое учение о государстве и церкви, и оценивая эти два образования, мыслитель опирался на принципы, заложенные в Библии. В Старом Завете сильны тенденции, которые расходятся с правилами «политической лояльности», что сформулированы в Евангелиях (Новом Завете), и повторяются в апостольских посланиях. Для древних евреев государство, а высказываясь точнее, царская власть, царь, в национально-теологической рефлексии рассматривается как заимствование и расценивается как определенное отречение от Бога. В новом Завете любая власть провозглашается данной Богом.

Под двумя «градами» Августин понимает, прежде всего, не политические образования (хотя они могут служить для них базисом), а духовные и морально-этические сообщества, которые являются видимыми и различимыми только для их Творца. Метафизической основой существования «града земного» и «града Божьего» являются отличия типов любви. В двух заповедях - любви к Богу и любви к ближнему - выделяются три любви: любовь к Богу, к самому себе и к ближнему. Дифференциация любви заключается в направлении внутренних движений (воли) человека к Богу - carіtas, amor, dіlectіo, или к миру - cupіdіtas, где последняя содержит в себе плотский аспект. Употребляемые понятия у Августина частично взаимозаменяемы, более общим является amor. Сarіtas скорее является правильной любовью, которая означает благу волю, в то время как cupіdіtas - любовь к миру - всегда искажённая любовь, третья разновидность dіlectіo (благожелательность), как и amor, может означать как благую, так и неразумную волю. Любовь к ближнему является правильной любовью, когда она выступает carіtas, но не cupіdіtas.

На первый план выступает концепция порядка любви (ordo amorіs). Любовь сама по себе еще не является добродетелью, так как может быть и злой любовью в случае, когда она любовь к плотскому, преходящему, и ставит это выше, чем Бога - «вечного, внутреннего и непреходящего блага». Для того чтобы любовь была добродетелью, она должна быть любовью к Богу, а не к чему-то иному. Простейшим же определением добродетели, у Августина, как раз и есть «порядок в любви». Определяющей выступает любовь к Бог, так как тот, кто ее имеет, не ошибается.

Порядок нарушается, если люди начинают любить не Творца, а то, что им создано. Любовь к Богу связывает в единое целое любовь к себе и любовь к другому человеку. Индивидуализм перерастает в универсализм любви к ближнему, снимается антиномия индивидуальной и социальной природы. Начальная природа человека не знает разграничения единичного и общего, противоречий между своим интересом и интересом других личностей. В общине божьей «нет стремления к личному и в определенном смысле частному», но там будет «любовь, что радуется о всеобщем, а потому неизменное благо, которое делает из многих одно сердце, то есть будет вполне единодушное послушание, основанное на любви (caritas)».

Понятие «земного града» (любви к творению, а не к Творцу) у философа применяется в разнообразных случаях. Его земным символом может служить Вавилон или, скажем, Ассирийское царство как языческие сообщества, лишённые справедливости и моральной истины (дуальной противоположностью в таком символизме тогда будет, например, патриархальный Иерусалим). В наиболее широком смысле под земной общиной понимаются любые государство или общество, которые представляют собой систему господства и покорения, а также систему партикулярных интересов и общей выгоды, которые объединяют людей в рамках договорных отношений; всю общественную систему, начиная от грехопадения Адама и до наших времён. Рим как государственное образование - тоже земная община, которую Августин не оценивает однозначно негативно, так как благодаря своим добродетелям ему было дано сыграть особую роль в деле распространения христианства, т.е. особую роль в реализации Божьего плана. Но Римской империи (что служит примером государства вообще) Августин посвящает много места для критики обожествления государства, претендовавшего на привнесение в мир высочайшего блага и старавшегося поставить себя на место Бога. Имперские претензии Рима на господство над другими народами Августин экстраполирует на природу государства вообще, определяя стремление к господству ради господства как черты политического государства в смысле «cіvіtas terrena». Объясняя возникновение государств, Августин пользуется архетипом братоубийства, используя библейский сюжет о Каине, называя его основателем первого града, и приводя сюжета братоубийства при образовании Рима.

Государство возникает вследствие грехопадения, когда искажается человеческая природа, и человек становится неспособным к совершенным поступкам. Нарушается гармоничная связь любви к Богу и любви к себе, человек начинает руководствоваться собственными эгоистическими интересами, что приводит к «приватизации блага». Но все совсем не так в «граде Божьем», где люди жили, и будут жить в гармоничных отношениях с Творцом и друг с другом. Учение Аврелия Августина, в частности об обществе, оказало огромное влияние на историю развития теологической и философской мысли. К ХІІ в. его теоретическая модель властвовала безраздельно. Для первых схоластов Августин был непререкаемым авторитетом.

Но ни один из «градов» Августина не находится на земле в чистом виде, а представляет «град» смешанный, в котором происходит борьба между влечением к трансцендентному (недоступному, выходящему за рамки обычного опыта) и следованию сугубо земным принципам. Государство у Августина возникает как десакрализованное сообщество (лишённые священного значения), которое соотносится с бесконечно спиритуализованным (одухотворённым) трансцендентным сообществом святых и нуждается в религиозно-моральной легитимации (признании его правомочности). В определенной мере для Августина государство - это формальное отражение господства разума, для которого христианские религиозные ценности являются главнейшими основами, т.е. Августин пользуется тем, что немецкий философ Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) называл «ценностной рациональностью». Хотя уже и в Августина мы встречаем дихотомию индивидуального интереса и общего блага и выгоды, но частный интерес опосредствуется устремлением к трансцендентальному благу, чем и уравновешивается. Принципиальная нефункциональность христианства придаёт абсолютное значение морально-этическим ценностям и нормам и установленного церковью естественного права. Именно Августиновская рефлексия создала основу для развития дальнейших секуляризационных тенденций (отделяющих государство и церковь, как «град земной» и «град Божий»), обоснования духовно-политической раздвоенности общества и человека.

После того как христианство в 313г. было при­знано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей со­братьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государ­стве».

Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутрен­няя организация. На вселенских соборах - высших «съездах» духовенства - разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укреп­ляло идейное единство церкви

Начиная с VI в. в Западной Европе стали появлять­ся монастыри. Первый был основан святым Бенедик том (ок. 480 - ок. 547) в Монтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужил образцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полного аскетизма восточных монасты­рей, но также требовала от монахов соблюдения обетов бедности, целомудрия и послушания. Монастыри бы­ли на протяжении нескольких веков единственными центрами просвещения. Монастырские школы готови­ли священнослужителей; особое значение придава­лось переписыванию рукописей, и в результате благо­даря усилиям монахов до наших дней дошли и богос­ловские труды, и множество произведений античной литературы.

Идеал теократии

Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. От его решения зави­села ее дальнейшая судьба, та роль, которую ей предстояло сыграть в жизни западноевропейской ци­вилизации. Ответ был дан незадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыбле­мость и силу государства, В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин (354-430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение «О Граде Божьем».

Догматы - основные положения вероучения, приня­тые для всех верующих и не подвергающиеся сомне­нию.

Отцы церкви - христианские писатели, которых цер­ковь признала наиболее авторитетными толковате­лями Священного Писания.

История человечества для Августина - это посто­янная борьба сообщества праведников, составляющих Град Божий, и грешников - себялюбцев, забываю­щих в своем ослеплении о Боге, которые образуют Град Земной. В земной жизни, где оба «града» су­ществуют вместе и праведники смешаны с грешника­ми, только церковь в какой-то степени близка к воп­лощению Града Божьего Поэтому именно ей Авгус­тин отводил роль высшего арбитра не только в делах веры, но и в управлении государством. Хотя земная власть, по его теории, тоже исходит от Бога, но стоит гораздо ниже церкви, ибо слишком эгоистична и не­насытна в своем стремлении к господству и обогаще­нию. Следовательно, светская власть должна беспре­кословно подчиняться духовному руководству церк­ви. Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная церковь из­брала иной путь во взаимоотношениях с государ­ством.



По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превра­щался в центр западного христианства. «Вечный го­род», несмотря на все пережитые катастрофы, сохра­нил славу столицы некогда могущественной империи. Кроме того, Рим считался городом апостола Петра» хранителя ключей от рая. Уже в конце IV - начале V в. римские епископы присвоили себе право назы­ваться папами, т. е. главами церкви, и воспринима­лись как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Земли, находившиеся в руках папы, станови­лись вотчиной Святого Петра, а сам папа - их свет­ским правителем. В результате несколько позже, в УШ в., образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата.

Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десяти­на - налог, которым облагалось все европейское на­селение.

Появление папства сплотило церковь; теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованная организация во главе со своим «го­сударем» - папой.

Церковь и мирская власть

Вполне естественно, что на этом этапе она пред­ставляла собой гораздо большую силу, чем молодая, только зарождающаяся государственность. В неспо­койную эпоху варварских нашествий папы активно вмешивались в мирские дела. Например, Григорий Великий (годы правления 590-604), человек власт­ный и энергичный, взял в свои руки защиту Рима от нашествия лангобардов, снабжал население продо­вольствием.



В хаосе варварских нашествий епископы и мона­хи... стали универсальными руководителями разва­ливающегося общества: к своей религиозной роли они прибавили политическую» вступая в переговоры с варварами, хозяйственную, распределяя продоволь­ствие и милостыню, социальную, защищая слабых от могущественных, и даже военную...

Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Светская власть, когда это было необходимо, ис­пользовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Не случайно Карл Великий, стремясь воз­родить Римскую империю, короновался в Риме. Это произвело сильное впечатление на современников и как бы символизировало союз церкви и государства.

Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стреми­лась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотноше­ния церкви и государства в Западной Европе включа­ли в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации.

После смерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык. Начи­ная с Отгона I императоры Священной Римской импе­рии стали по своему выбору назначать епископов и са­мих пап. Епископы и настоятели монастырей получа­ли от знати владения и иногда даже несли военную службу.

Но церковь не смирилась с таким положением. Уже в X в. началась ее борьба за «очищение», за осво­бождение от влияния государственной власти. На­ибольших успехов церковь добилась в XI-XIII вв. Богатству пал могли позавидовать иные европейские короли. У церкви был свой суд, разветвленная бюрок­ратическая система. Папы римские активно вмешива­лись в дела европейских государств, а подчас и в лич­ную жизнь монархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В 1096-1270 гг. церковь организовала крестовые походы - религиоз­ные войны во имя освобождения Гроба Господня в Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказоч­ные богатства.

Папы римские надеялись превратить беспрестан­ные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. ..Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам... полу­чить одновременно средство господства на самом За­паде.

Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Под лозунгом защиты христианского мира от «не­верных» шли войны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западные славя­не, венгры и жители Прибалтики.

Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духо­венства часто напоминали ловких интриганов, а не ис­тинных служителей Бога. Осуждение многих верую­щих вызывала продажа индульгенций - отпущений грехов: получалось, что место в раю можно было ку­пить за деньги. О ненасытном стремлении церкви к власти и обогащению в то время говорили многие пи­сатели и поэты.

Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны Полон он, и скверною все полно безмерной, Ибо заразительно веянье порока, И от почвы гнилостной быть не может прока.

Не случайно папу ведь именуют папой: Панствуя, он хапствует цапствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае: Помни это всякий раз, к папе подступая.

Вальтер Шатилъонский, поэт, XII в.

Но и политическое могущество церкви было не слишком долгим. Уже в конце ХШ и в XIV в, наби­рающая силу государственность дала отпор церкви. Начался закат папства.

В XIV в. ослабление папства довершилось великой схизмой - расколом внутри католической церкви: из-за внутренних разногласий появились сначала два, а потом три папы, причем все они доказывали свои права на власть и объявляли друг друга антихриста­ми. После этого римско-католическая церковь уже не сумела вернуть прежние позиции, а на исходе средне­вековья* в XVI в., ей нанесла мощный удар Реформа­ция.

Западная церковь, которая руководствовалась теократическим идеалом и сделала политику одной из важнейших сторон своей деятельности, была более «мирской» по сравнению с церковью православ­ной. Она создавала серьезный противовес государ­ству и вынуждала его идти на компромиссы. Бла­годаря церкви еще в раннем средневековье в Западной Европе начала создаваться обстановка диалога в политической жизии. А это было важней­шим условием для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужден­ной считаться с обществом н идти с ним на компро­миссы.

Вопросы и задания

1. Какие функции выполняла церковь в эпоху распада Римской империи и образования варварских государств? Что позволило католической церкви стать мощной политической силой?

2. Что такое теократия? Как воплощался идеал теократии а теории Августина о «двух градах»? За что им осуждается светская власть?

3. Когда в Западной Европе появилось папство? Что способствовало его усилению?

4. Как складывались отношения католической церкви и государственной власти вплоть до XV в.? Выделите основные этапы.

5. Почему с течением времени падал духовный авторитет папства?

6. Что такое схизма? Когда она произошла? Как повлияла схизма на отношение общества к папству?