Гуманизм в психологии. Гуманистический подход в психологии личности: Исследование

Cтраница 1


Гуманистический подход позволяет также реинтерпрети-ровать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.  

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.  

Как реализуется гуманистический подход к статистическщу управлению качеством, хорошо иллюстрирует пример работы одного из заводов корпорации Ford (гл.  

В рамках гуманистического подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.  

В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека - как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа.  

Наиболее существенным в гуманистическом подходе к творчеству является выражение в нем общечеловеческих ценностей. Понятие общечеловеческое чаще всего выступает как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей: класса, социальной группы, партии, государства или отдельной личности, а как то, что имеет значение для всего человечества. К таким ценностям и объектам можно отнести весь тот круг проблем, решение которых обеспечивает выживание человечества.  

Управление человеком - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению, ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические человеческие особенности - дух сотрудничества, взаимозависимость, рассмотрение организации как семьи, необходимость партнерских отношений.  

В этом деловом портрете руководителя оказывается совместимым то, что трудно совместить: взаимокомпенсаторное сочетание рационально-делового и гуманистического подхода к работникам, что обеспечивает в целом нормальную рабочую обстановку. Стратегия руководителя отдела в данном случае сформировалась как сочетание авторитарного и либерального стилей руководства, которое хорошо оправдывает себя, взаимоограничи-вая крайности и взаимодополняя сильные стороны их проявления.  

Кроме активного усвоения ребятами этих проблем, этот урок дал ощутимый результат при изучении последующих цивилизаций: учащиеся активно стали размышлять о месте человека в той или иной системе духовных ценностей, т.е. учились практически применять гуманистический подход к оценке различных общественных систем, в том числе и к современной российской.  

Таким образом, сегодня философские размышления о жизни и смерти оказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения. Гуманистический подход ищет для человека морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая то, что относится, так сказать, к культуре умирания. Не фантастические грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом смерти, а честный и мужественный взгляд на нее личности, мудро решившей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни, - вот та философская основа, которая утверждается реальным гуманизмом.  

Гуманистический подход использует представление об организации как о культуре, а о человеке - как о существе, развивающемся в рамках определенной культурной традиции. Поэтому при гуманистическом подходе управление переопалом формулируется как концепция управления человеком, а основные задачи управления персоналом - это адаптация, развитие культуры организации: задание ценностей, формирование правил и поры, символизация. Этот подход кажется для сегодняшнего мира наиболее адекватным, однако в России он используется еще редко. Все потому, что залогом такого управления является сложная, отлаженная до тонкостей система разветвленных внутрифирменных коммуникаций. Они и создают организационную культуру.  

Человечество движется к экологической катастрофе. Чтобы преодолеть ее, требуется гуманистический подход во всех основных сферах производства. Наиболее важной задачей является преодоление потребительского подхода к человеку. На этот счет наука еще не дает однозначного ответа. Ясно одно: должно произойти конструктивное осмысление положения человека в окружающем мире. Во главе угла такого осмысления стоит новое отношение к национальной специфике трудового поведения.  

Поэтому полагаем, что в данном разделе не нужно останавливаться на них отдельно. Важно подчеркнуть, что гуманистический подход реализуется в групповых формах работы, таких, как кружки качества, команды и группы качества.  

Гуманистический аспект международной политики наглядно прослеживается в деятельности международной экспертизы. К примеру, подобная экспертиза была проведена по следам Чернобыльской катастрофы. Объективность, высокий научно-технический уровень и гуманистический подход к ее проведению не вызывают сомнения.  

Гуманистическая психология возникла в качестве реакции на засилье в западной науке направлений, которые во многом оправдывали сложившиеся в капиталистическом мире моральные и этические установки. Гуманистический подход в психологии личности вступил в противоречие с основами главенствующей психологической школы.
Две мировые войны и регулярные финансовые кризисы породили кризис более глубокий - этический. Это состояние пришлось на период массового отказа людей от религиозных ценностей. То, что в СССР было связано с официальной доктриной научного атеизма в США и Европе произошло само по себе, в силу политического обесценивания человеческой жизни. Далеко не случайно главенствующим направлением в психологии оказался бихевиоризм, который рассматривал человека в основном через призму его же поведения.

Гуманизм переживет человеческий род!
Станислав Ежи Лец

С одной стороны, картину того времени можно назвать удручающей, с другой - она оставляла достаточно большой простор для исследований и построения новых концепций. Этим занялись многие психологи-новаторы, среди которых А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн, Ф. Перлз, не имеющий широкой известности, скорее всего из-за своих марксистских взглядов, Э. Фромм и ряд других... В наши дни достаточно трудно оценить смелость их научного мышления. Напомним, что начинали они ещё тогда, когда в США в психиатрии активно использовалась лоботомия. И вдруг кто-то с кафедр университетов стал говорить о том, что человек представляет собой огромную ценность, потому что имеет способность к самоактуализации.

Зарождение новых тенденций

Наиболее ярко это выражал Э. Фромм. Он интересен прежде всего тем, что пришёл к таким воззрениям совершенно с неожиданной стороны, а именно через психоанализ. Будучи одним из последователей Фрейда, Фромм не считал наработки того законченными. Напротив, он заявил, что отец-основатель психоанализа слишком большое внимание уделил индивидууму и почти не рассматривал его социальные связи.


Что же такое человек с точки зрения Фромма? Ответ на этот вопрос отлично проиллюстрирует, что такое гуманистические взгляды в своей сущности.

Прежде всего это кто-то, кто изначально обладает только хорошими свойствами. Он добр, ему потенциально доступны все положительные качества. Его истинными потребностями являются все те, которые связаны с самопознанием. Ему нужна красота, гармония, он стремится к истине. Однако все эти потребности находятся лишь в состоянии потенциальных возможностей. Они могут реализоваться, могут реализовавшись породить новые, а могут так и остаться нереализованными. Фромм видел причину этого прежде всего в неблагоприятных социальных условиях. Тем не менее, даже самый мерзкий и злой человек имеет какой-то шанс на прогрессивное развитие. Этот оптимизм и отличает гуманистическую психологию от всякой другой.

Фромм первым выделил у человека наличие высших экзистенциальных потребностей. Их реализация даёт ему счастье, а без реализации они превращаются в нечто противоположное. К примеру, потребность о ком-то заботиться с лёгкостью сублимируется в эгоизм и даже эгоцентризм.

Список всех высших потребностей человека выглядит следующим образом:

  • построение положительной связи с другими людьми;
  • создание чего-то, что даст почувствовать собственную значимость;
  • построение своего дома и системы безопасности;
  • выражение своей уникальности;
  • найти систему взглядов, которая позволит понять мир, других людей и себя;
  • потребность в служении высшим идеалам.
Не трудно догадаться, что в неудовлетворённом виде эти потребности меняют свой потенциал на противоположный и у человека случается:
  • эгоизм;
  • преступные наклонности и тяга к разрушению;
  • наплевательское отношение к жизни;
  • самообезличивание и ненависть к себе, страх;
  • тотальный скептицизм;
  • безверие.
По Фромму причина неудовлетворения потребностей находится в социуме. Но степень и особенности того, как реализации мешают социальные связи порождает определённый тип социального характера. Другими словами, личность представляет собой сформированную социумом структуру. Он считал, что изначальное состояние человека это своеобразный уклад психики вне личности. В общем-то с этим трудно спорить. Так, до определённого возраста ребёнок не говорит о себе при помощи местоимения «я». Он произносит «Петя идёт гулять». Когда-то наступает момент, когда он скажет «Я хочу гулять». Характерно, что слово «хочу» появляется в лексиконе вместе со словом «я».

Правда, не исключено, что к этому времени ребёнка уже парочку раз успели наказать тем, что прогулку отменили. Появление желания неразрывно с появлением сознательного протеста, а это означает, что в индивидуальную систему реализации экзистенциальных потребностей с самого начала закладываются действия по схеме «вопреки», «назло», «всё равно добьюсь». В результате познание высших ценностей, таких как Бог, Истина идёт рука об руку с богоборческим бунтом и стремлением породить какую-то свою истину, чтобы заместить ею объект познания.

Все высшие потребности являются врождёнными. Социум же оказывает воздействие своими нормами и предписаниями. В этом не трудно убедиться на практике. Достаточно заявить о себе вслух как о свободном человеке или хотя бы о человеке, который стремится к свободе, как заявитель тут же услышит о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, даже если он имел в виду духовную свободу или свободу мышления от стереотипов.

Мы говорим о взрослых людях и подразумеваем, что желания у них уже есть. Даже не вдаваясь в подробности о том, хорошо это или плохо. Только общество всё построит так, чтобы человек делал не то, что он хочет, а то что нужно. В результате образуется система противоречий, которая травмирует психику. Выход даёт самообман, который называется рационализация. Человек внушает себе, что он играет по чужим правилам, потому что это выгодно ему самому.

Такая ситуация была бы безвыходной, но выход-то Фромм находит. Это чувство любви. Полезность или бесполезность этого утверждения для людей в современном мире каждый может проверить на собственном опыте. Только неплохо было бы вспомнить о том, как объясняются в любви молодые люди в наше время. Лишь самые смелые в состоянии произнести «я тебя люблю!», обычно говорят «ты мне нравишься». И это далеко не случайно. По Фромму это тоже продукт, который создан воспитанием или социальными детерминантами. Утрата способности любить приводит к плачевным последствиям не только в философском, но и в медицинском смысле, потому что внутренний мир не имеет пустых мест. Вместо любви возникает садизм, мазохизм, эгоизм, которые и становятся причинами неврозов.

Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему.
Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм


В естественном состоянии человек получает любовь так же, как и любую другую энергию. Любовь матери даёт ему покой и защищённость, любовь отца уверенность в себе, любовь братьев и сестёр позволяет не чувствовать себя одиноким, любовь женщины позволяет ему реализовать свой отцовский потенциал и он отдаёт им всем столько же энергии. Её нельзя запирать, всё должно находиться в состоянии энергообмена. Высшая форма любви - любовь к Богу, позволяет ему видеть истину в простых вещах. Совокупность всего этого и является строительным материалом счастья. Или, являлась бы, если бы умели любить.

Видео: Гуманистическая психология, кратко

Восстановление любви

Подмена ценностей произошла на уровне личной свободы. Возникла парадоксальная ситуация. Всю историю люди боролись за свободу, подразумевая под ней личностную независимость и свободу волеизъявления. Во многом они преуспели. В годы возникновения и развития гуманистической психологии люди Запада пользовались очень большими достижениями в области своих политических и экономических прав. Только эта же свобода привела к изоляции каждого ото всех. Возникло нечто такое, что замечательно было отражено в старом советском фильме «Последний дюйм». «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня» - пел бас за кадром. Героев фильма спасло только то, что в экстремальной ситуации они смогли восстановить чувство любви сына к отцу, а отца к сыну. Можно сказать, что им повезло.

На практике же люди западной цивилизации поступают иначе. Они начинают сами подавлять свою индивидуальность, поскольку понимают, что причина именно в ней. Только подавление не приводит к чему-то прогрессивному. Это или формирование корпоративных стандартов с введением корпоративного стиля поведения, или появление субкультур, таких как БДСМ. Отсюда же и стремление людей к тоталитарным сектам. Можно подумать, что гордым американцам должно быть чуждым поклонение какому-то божку во плоти, но ведь это происходит. Людей тянет к рабству от свободы, которой они так долго добивались.

Фромм не перестал быть психоаналитиком, лишь расширил рамки психоанализа. В основном эти теоретические основы формировались для того, чтобы выработать методику работы с психическими и нервными расстройствами. Новаторство его методик заключалось в том, что психиатрия стала использовать неведомые до селе методы и ставила перед собой удивительные цели. Он пытался вернуть человеку способность любить. Напомним себе ещё раз, что это происходило в годы, когда в США ещё во всю практиковалась лоботомия.

"Третья сила"

Однако протест против имел и более радикальные формы. Настолько, что протестовать стали ещё и против психоанализа. «Третья сила», так называл гуманистический подход в психологии личности ученый, за которым прочно закрепилась слава отца-основателя гуманистической психологии. Это Абрахам Маслоу.


Его очень хорошо можно понять. Психоанализ сосредоточил всё внимание на больных, а бихевиоризм превращал людей в каких-то роботов, которым всё что нужно - это стимул и система управления поведением. Гештальт же в США не прижился. Да, как раз потому, что все кафедры были заняты сторонниками бихевиоризма, а эмигрировавшим из Германию еврейским ученым оставалось только заниматься частной практикой и время от времени печататься в научных журналах.

Абрахам Маслоу выдвинул чёткие и убедительные концепции:

  1. Человека можно рассматривать только в качестве целостной системы.
  2. Анализ одного человека имеет такую же значимость, как и многих людей в силу того, что каждый человек уникален.
  3. Основная психологическая реальность это переживание индивидуумом мира и себя самого.
  4. Жизнь представляет собой единый процесс.
  5. Человек потенциально открыт для развития.
  6. Человек имеет высокую степень независимости от внешней детерминации. Не нужно думать, что здесь встречается противоречие с мнением Фромма. Тот считал так же, только делал акцент на том, что этой свободой пользуются лишь единицы.
  7. Человек - активен и готов к творчеству.
В своё время достаточно широкую известность приобрела так называемая «пирамида Маслоу». Кто-то изобрёл миф о том, что Маслоу создал иерархию человеческих потребностей и изобразил их в виде пирамиды, а пирамида почему-то оказалась перевёрнутой, что несколько нелогично. Это странное «изобретение» человеческого гения почему-то активно показывали слушателям курсов управления персоналом. Чаще других при этом звучало слово «мотивация».

Если речь идёт о том, что для мотивирования сотрудников компаниям не плохо было бы удовлетворять их потребность в жилищах, хлебе насущном и образовании, то заявление следует считать справедливым. Но создаётся другое впечатление. Там учили тому, как мотивировать, но не удовлетворять потребности, а заставить верить в том, что увеличение производительности труда позволит их когда-то потом удовлетворить.

Маслоу действительно систематизировал потребности и разделил их на базовые и экзистенциальные. Он на самом деле когда-то сказал, что голодный человек в первую очередь думает о хлебе, а бездомный о крове, а потом уже о более абстрактных ценностях. Правда, речь шла о полном удовлетворении и грани были не столь чёткими. Разумеется, голодный может очень даже горячо молиться Богу, но просить-то он будет еду, а не Истину.

Иерархия потребностей Маслоу строится исходя из того, что человек постоянно чего-то хочет. Если полное удовлетворение всех желаний и возможно, то на короткий срок. Можно подумать, что психолог слишком большой материалист. Однако даже Сын Божий имел желание - он хотел спасти людей от греха. Будда после просветления тоже имел желание - он захотел проповедовать Дхарму, учить других, как им тоже стать просветлёнными. Так что от желаний нам никуда не деться.

По Маслоу иерархия выглядит так:

  1. физические потребности;
  2. потребность в безопасности;
  3. потребность в любви;
  4. потребность в уважении и признании;
  5. потребность в самоактуализации.
Он исследовал успешных людей и выявлял их качества, анализировал систему ценностей и разрабатывал модель успешного развития, а не просто успешности.

Правда, далеко не всё оказалось таким законченным, как того хотелось бы. Если посмотреть на градацию потребностей, то может возникнуть впечатление, что высшие из них это удел людей, которые уже всего достигли, им уже не нужно хотеть вещей или денег и они могут себе позволить помедитировать или поразмышлять о Боге. Это далеко не так... Кто у нас видел размышляющих о высших ценностях банкиров, о какой самоактуализации в духовном смысле может идти речь применительно к миллионерам? Не станем спешить вешать на них ярлыки, но самолюбования и эгоизма, жадности и жестокости, страданий и страха в высших эшелонах общества хватает.

Поиск Истины и Бога иногда заставляет людей не строить дома, а брать котомку и уходить, хотя бы попытаться, как это сделал Лев Николаевич Толстой. Наверное в Ясной Поляне ему было более безопасно.

Маслоу понимал, что он пришёл к кризису в процессе познания. Это не говорит о том, что всё направление гуманитарной психологии оказалось не верным. Не было нужных компонентов для того, чтобы прийти к пониманию высших форм духовного развития. Общие же наблюдения показывали, что в определённый момент человек начинает стирать собственные границы, границы своего «я», своей личности.

Описание переживаний людей, которые смогли соприкоснуться со светом Истины похожи, несмотря на то, что они могут относиться к разным религиям, взглядам, школам и направлениям философии. Поэтому Маслоу вновь среди новаторов и принимает активное участие в построение новой системы, которая получила название трансперсональная психология. Теперь уже трудно сказать, что он по-прежнему занимается наукой, поскольку наукой это признало только Британское научное сообщество.

Я-концепция К. Роджерса

Создаётся впечатление, что гуманистический подход в психологии представляет собой одно большое описание человека. Но непонятно, что конкретно ему делать для своей самоактуализации. Во многом это так, поскольку речь идёт о науке теоретической. Правда, иногда теория совершенно неожиданно превращается в практику. Гораздо ближе к ней концепция К. Роджерса, который тоже работал в рамках гуманитарной психологии. Он построил модель двух «Я».

Личность по Роджерсу состоит из двух основных структур «Я-реальное» и «Я-идеальное». Реальное формируется на базе отношений с другими людьми и самооценки. Человек может оценивать себя не верно, думать о себе слишком хорошо или плохо, но всё равно речь идёт о том своём «Я», которое существует здесь и сейчас. Идеальным же является «Я», которого нет, но к которому следует стремиться. В реальности человек беден и запуган, он страдает, его девушки не любят. И в нём же продолжает жить кто-то сильный, умный, способный и яркий. В результате образуется внутренний конфликт.

Для его решения Роджерс предлагает сокращать разрыв между структурными компонентами личности. Это происходит в пространстве, которое исследователь называет «поле опыта». Это все феномены, которые потенциально доступны сознанию. Они постоянно вносят корректировку в его самооценку. Роджерс большое внимание уделяет тому, что осознаётся человеком, поскольку видит в этом сырьё для его отношения к самому себе. Потенциальная готовность к самоактуализации видится им стремлением к более реалистичному функционированию.

Целью Роджерса является построение модели консультирования, которая получила название клиентцентрированного подхода. Его задача - разрушить условные ценности. Говоря самым простым языком, если человек хочет написать книгу, но ему мешает бизнес, то условные ценности не дают ему стать счастливым, потому что его «Я-идеальное» содержит образ себя-писателя, а не биржевого маклера.

Тем не менее, «Я-идеальное» не осталось изученным в должной мере и гипотетически мы можем предположить, что оно имеет собственную силу, способную к устранению препятствий. Опишем один эксперимент.

Психологический эксперимент

Мужчина 35 лет занимается практикой психического сна. Он ставит перед собой задачу слушать голос инструктора и находиться в пограничном состоянии - полная релаксация, но сохранение осознанности. Это состояние испытывает каждый человек в момент отхода ко сну. Эксперимент предполагает, что произносимая в этот момент мысленно позитивная установка реализуется на практике намного быстрее, чем если бы она произносилась в обычном состоянии. Установку он должен придумать себе сам. Можно назвать это слоганом определённого этапа жизни. Однако это оказалось не такой простой задачей. Он долго искал эти слова, от сессии к сессии пытался выразить то, что со всей решимостью будет делать или не делать. Совершенно неожиданно он увидел именно то, что Роджерс назвал «Я-идеальное». Это был образованный, довольный жизнью, светящийся оптимизмом человек, который работает там, где ему нравится и занимается тем, чем должен. Видение образа самого себя, который смог реализовать свой творческий потенциал, происходило в психическом пространстве, которое можно назвать и полем опыта.

Эксперимент привёл к тому, что мужчина смог достичь множество качеств того «Я-идеального», которое увидел. Отсюда можно сделать вывод о том, что эта компонента личности не является источником внутреннего конфликта как таковая. Конфликт порождают умственные спекуляции и зависимость от условных ценностей. Но осознание и прямое психологическое видение себя становится ещё и мощным стимулом для развития.

Итоги подводить ещё рано...

Мы рассмотрели этапы становления интересного и конструктивного научного направления – гуманистического подхода в психологии личности. Впоследствии на его базе возникли отдельные течения и внутренние школы. Однако, учёным и практикующим психологам по-прежнему чего-то не хватает. Далеко не случайно, ещё с конца 20-го века, в науке прослеживается тенденция слияния различных систем: психологии, философии, антропологии и даже квантовой физики.

Людям нужно нечто большее, что пока ещё не создано. Именно поэтому психология так активно смыкается ещё и с мистикой. Вернее - практикой самосовершенствования на базе религиозных систем, тантрических школ, китайского цигуна и многих других видов медитаций и йоги.

Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное.

Экзистенциальная психология берет начало в работах Серена Кьеркегора (1813—1855) — датского философа и теолога. Кьеркегор был крайне обеспокоен крепнущей у него на глазах тенденцией к дегуманизации человека. Он решительно не соглашался с тем, что людей можно воспринимать и описывать как некие объекты, тем самым сводя их до уровня вещей. Вместе с тем он был далек от того, чтобы закреплять за субъективным восприятием свойство единственной доступной человеку реальности.

Для Кьеркегора не существовало жесткой границы между субъектом и объектом, а также между внутренними переживаниями человека и тем, кто их испытывает, ведь в каждый конкретный момент времени личность невольно отождествляет себя со своими переживаниями. Кьеркегор стремился понять людей такими, какими они живут внутри своей реальности, то есть думающими, действующими, обладающими волей существами.

Первые экзистенциалисты среди психологов и психотерапевтов также начали появляться в Европе. К числу наиболее крупных фигур принадлежат Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др. Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи.

Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен.

Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло Мэй, Джеймс Бюджентал и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. Бюджентал предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

Вот важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией:

1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы "Что я есть? Что есть этот мир?" и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы.

В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.

2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.

3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги - все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания, в том числе, и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.

5. Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, фокус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д.

Таким образом, основными предметами анализа в экзистенциально-гуманистическом подходе выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Лечебными факторами в работе психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента (недаром один из основных подходов называется Person Centered Psychotherapy), поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность.

Экзистенциально-нуманистический подход в психотерапии помогает найти себя, улучшить качество жизни, восстановиться после психологических травм или насилия, справиться с зависимостями, избавиться от психосоматических заболеваний, преодолеть непонимание в отношениях с близкими.

Представители этого направления в психотерапии склонны видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Одно из базовых убеждений гуманистически ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал.

Поэтому усилия психотерапевта направлены на личностный: рост пациента, а не просто на лечение болезни, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч. Терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором, согласно Мею (May R., 1958), “быть осведомленным о своем предназначении в мире в то же самое время означает быть предназначенным для этого”.

Представители гуманистического направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, подлинность, и методологию, стремящуюсяк максимальной интеграции ума, тела и души человека при отсутствии или нарушении его целостности. Патология понимается как уменьшение возможностей для самовыражения, как результат блокирования, подавления внутренних переживаний или потери соответствия им.

Невротическая личность рассматривается как страдающая от подавления и фрагментации, а невроз — как основной, универсальный, приводящий к отчаянию результат отчуждения индивидуума от себя, своего общества (или мира). По Маслоу (Maslow А. Н., 1970), патология — это ослабление человека, потеря или пока еще неосуществленность человеческих возможностей. Таким образом, болезнь, включающая все обычные психиатрические понятия, и здоровье располагаются на континууме: кем человек стремится быть — кем он может стать.

При рассмотрении терапевтического процесса (процесса изменений) интеллектуальные знания заменяются эмоциями и переживаниями, акцент на “там и тогда” отдаленного прошлого переносится на “здесь и теперь” непосредственного настоящего. Переживание (как приобретение опыта) является скорее чувственным, чем познавательным или вербальным процессом, происходящим в непосредственном настоящем, являющимся субъективным и незаметным (для окружающих), а также безоговорочно значимым (хотя позднее необязательно остается таковым) и служащим средством для концептуализации.

Согласно Гендлину (Gendlin Е. Т., 1961), “терапевтические изменения являются результатом процесса, в котором несомненно значение осведомленности, интенсивного чувствования, точно направленного и измененного, даже без словесного выражения”. Терапевтические изменения через переживания обычно происходят с помощью реальных, конгруэнтных межличностных взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом.

В отличие от психотерапии динамического направления, психотерапевт не касается здесь прошлого пациента, диагноза, не стремится к инсайту, интерпретации, не рассматривает чередование переноса и контрпереноса, не указывает целей, не является директивным или конфронтирующим, навязывающим свое мнение пациенту в форме наставлений или решающих проблему предпочтений. Психотерапевты школы Роджерса и классического экзистенциализма имеют, по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом.

Последнее обновление: 07/06/2015

Гуманистическая психология появилась в 1950-х года как реакция на психоанализ и бихевиоризм, занимавшие в то время доминирующее положение.Психоаналитики сосредоточивали своё внимание на понимании бессознательных мотиваций, которые управляют поведением, а бихевиористы изучали процесс обусловливания, по их мнению, определявший поведение. Гуманистические мыслители же считали, что и психоанализ, и бихевиоризм слишком пессимистичны, ибо делают упор на негативные эмоций и не принимают во внимание роль личного выбора.

Гуманистическая психология фокусируется на потенциал каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации. Фундаментальной для гуманистической психологии является убеждённость в том, что люди добры по своей природе и что именно психические и социальные проблемы приводят к отклонениям от этой естественной тенденции.

Гуманизм предполагает также, что для человека характерна деятельность и что благодаря своей воле он преследует цели, которые помогут ему реализовать собственный потенциал. Эта потребность в самоактуализации и личностном росте представляет собой ключевой, с точки зрения психологов-гуманистов, фактор мотивации поведения. Люди постоянно ищут новые способы вырасти и стать лучше, узнать что-то новое и реализовать свои возможности.

В конце 1950-х годов Абрахам Маслоу и другие психологи организовали несколько встреч, на которых обсудили возможность формирования профессиональной организации, посвященной гуманистическому подходу к психологии. Они согласились, что такие темы, как самореализация, творчество и индивидуальность, а также связанные с ними вопросы должны стать ключевыми для нового подхода. Так, в 1961 году они создали Американскую ассоциацию гуманистической психологии.

В 1962 году Абрахам Маслоу опубликовал книгу «По направлению к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being), в которой описал гуманистическую психологию как «третью силу» в психологии. Первой и второй были бихевиоризм и психоанализ соответственно.

Тем не менее, не стоит думать об этих направлениях как о конкурирующих между собой. Каждая ветвь психологии вносит вклад в наше понимание человеческого разума и поведения. Гуманистическая психология добавила ещё один аспект, который делал представление о личности целостным.

Гуманистическое движение оказало огромное влияние на развитие психологии и способствовало появлению новых подходов к работе с психическим здоровьем человека. Психологи стали по-новому понимать поведение и мотивы человека, что привело к развитию новых методов психотерапии.

К основным идеям и концепциям в рамках гуманистического движения относят такие понятия, как:
самооценка;

  • свободная воля;
  • и т.д.

Основные сторонники гуманистической психологии

Наибольшее влияние на процесс формирования и развития гуманистического направления в психологии оказали работы таких психологов, как:

  • Ролло Мэй;
  • Эрих Фромм.

Важные события в истории гуманистической психологии

1943 - Абрахам Маслоу описал свою иерархию потребностей в своей статье «Теория человеческой мотивации», опубликованной в Psychological Review;

1961 - видные гуманисты того времени сформировали Американскую ассоциацию гуманистической психологии и начали выпускать «Журнал гуманистической психологии»;

1971 - Американская ассоциация гуманистической психологии становитсяодним из подразделений АПА.

Критика гуманистической психологии

  • Гуманистическую психологию часто считают слишком субъективной - важность индивидуального опыта затрудняет объективное изучение и измерение психических проявлений. Можем ли мы объективно сказать, что кто-то самоактуализировался? Конечно, нет. Мы можем полагаться только на собственную оценку своего опыта, данную индивидом.
  • Кроме того, результаты наблюдений не поддаются проверке - точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует.

Сильные стороны гуманистической психологии

  • Одно из главных достоинств гуманистической психологии заключается в том, что она отводит человеку большую роль в управления и определении состояния собственного психического здоровья, по сравнению с остальными школами.
  • Она также принимает во внимание воздействие окружающего мира. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на наших мыслях и желаниях, гуманистическая психология также подчёркивает также важность влияния на наш опыт окружающей среды.
  • Гуманистическая психология продолжает оказывать влияние как на терапию, так и на образование, здравоохранение и другие сферы нашей жизни.
  • Она помогла побороть некоторые из стереотипов о психотерапии и сделала её приемлемым вариантом для обычных здоровых людей, которые желают исследовать свои способности и потенциал.

Гуманистическая психология сегодня

Сейчас центральные понятия гуманистической психологии можно встретить во многих дисциплинах, включая другие отрасли психологии, образование, терапию, политику и пр. Например, на гуманистические принципы во многом опираются трансперсональная и позитивная психология.

В первой половине нашего века в психологии преобладали бихевиористский и психоаналитический подходы. В 1962 году группа психологов основала Ассоциацию гуманистической психологии. Гуманистическую психологию они предложили в качестве «третьей силы», сформировав положения, альтернативные двум другим подходам. Определяя свою задачу, ассоциация приняла за основу 4 принципа:

1. Переживания человека представляют основной интерес. Люди - не просто объекты исследования. Их следует описывать и объяснять по их собственным субъективным взглядам на мир, по их восприятию себя и самооценке. Основной вопрос, с которым должен встретиться каждый: «Кто я есть?». Чтобы узнать, как индивид пытается ответить на него, психолог должен стать его партнером в поиске смысла существования.

2. Приоритетными направлениями исследования являются человеческий выбор, творчество и самоактуализация. Гуманистические психологи отвергают психоаналитический подход, полагая, что психология, основанная на исковерканных личностях, может быть только исковерканной психологией. Они также отвергают бихевиоризм как психологию, отвергающую сознание и основанную преимущественно на изучении низших организмов. Люди не просто мотивируются органическими потребностями, такими как секс и агрессия, или физиологическими нуждами, такими как голод и жажда. У них есть потребность в развитии своего потенциала и способностей. Критериями психического здоровья должны быть рост и самоактуализация, а не просто эго-контроль или приспособление к окружению.

3. Осмысленность должна предшествовать объективности в выборе задач исследования. Гуманистические психологи считают, что психологические исследования слишком часто направляются имеющимися в распоряжении методами, а не важностью исследуемой проблемы. Они говорят, что надо изучать важные человеческие и социальные проблемы, даже если для этого иногда приходится воспользоваться менее строгими методами. И хотя психологи должны стараться быть объективными при сборе и интерпретации наблюдений, выбор ими темы исследований может и должен направляться ценностными критериями. В этом смысле исследование не свободно от ценности; психологи не должны делать вид, что ценности - это что-то, чего у них нет или за что они должны извиняться.

4. Высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель психологии - понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.

Психологи, разделяющие ценности этой ассоциации, относятся к разным теоретическим платформам. Например, Гордон Оллпорт был также гуманистическим психологом, и мы уже отмечали, что некоторые психоаналитики, такие как Карл Юнг, Альфред Адлер и Эрик Эриксон, придерживались гуманистических взглядов на мотивацию, отличающихся от взглядов Фрейда. Но именно взгляды Карла Роджерса и Абрахама Маслоу заняли центральное место в гуманистическом движении.

Карл Роджерс. Подобно Фрейду, Карл Роджерс (1902-1987) развил свою теорию на основе работы с пациентами клиники (Rogers, 1951, 1959, 1963, 1970). Роджерса поражала наблюдаемая им внутренняя тенденция индивида двигаться к росту, созреванию и позитивному изменению. Он пришел к убеждению, что основная сила, мотивирующая человеческий организм, - это тенденция к актуализации всех способностей организма. Растущий организм стремится реализовать свой потенциал в пределах своей наследственности. Человек может не всегда четко видеть, какие действия ведут к росту а какие - к регрессии. Но когда путь ясен, индивид предпочитает расти, а не регрессировать. Роджерс не отрицал, что есть и другие потребности, в том числе и биологические, но считал их вспомогательными по отношению к мотиву совершенствования.

Вера Роджерса в первичность актуализации образует основу его недирективной, ориентированной на клиента терапии. Этот психотерапевтический метод предполагает, что у каждого индивида есть мотив и возможность к изменению и что сам индивид более всех компетентен решать, в каком направлении эти изменения должны происходить. При этом психотерапевт выполняет роль зондирующей системы, а пациент исследует и анализирует свои проблемы. Этот подход отличается от психоаналитической терапии, во время которой психотерапевт анализирует историю пациента, чтобы выявить проблему и разработать курс лечебного воздействия (обсуждение разных подходов в психотерапии см. в гл. 16).

«Я». Центральным в теории личности Роджерса является понятие «Я». «Я» или «понятие о Я» (у Роджерса эти термины взаимозаменяемы) стали краеугольным камнем его теории. К «Я» относятся все идеи, восприятия и ценности, характеризующие «Я»; в него входит осознание того, «что я есть» и «что я могу». Это воспринятое «Я», в свою очередь, влияет на восприятие человеком как всего мира, так и своего поведения. Например, женщина, видящая себя сильной и компетентной, воспринимает мир и воздействует на него совсем иначе, чем женщина, считающая себя слабой и бесполезной. «Понятие о Я» не обязательно отражает реальность: человек может быть весьма преуспевающим и уважаемым и тем не менее считать себя неудачником.

Согласно Роджерсу, индивид оценивает каждое свое переживание с точки зрения его «понятия о Я». Люди хотят вести себя так, чтобы соответствовать своему представлению о себе; ощущения и чувства, не согласующиеся с образом себя, представляют угрозу, и их доступ к сознанию может быть закрыт. По сути это та же фрейдовская концепция подавления, но у Роджерса такое подавление не является ни неизбежным, ни постоянным (Фрейд сказал бы, что подавление неизбежно и что некоторые аспекты переживаний индивида остаются в бессознательном навсегда).

Чем больше областей опыта человек отрицает из-за их несоответствия его «понятию о Я», тем глубже разрыв между «Я» и реальностью и тем больше возможность плохой приспособленности. Индивиду, чье «понятие о Я» не соответствует его личным чувствам и переживаниям, приходится обороняться от правды, поскольку правда ведет к тревожности. Если это несоответствие становится слишком большим, защита может разрушаться, приводя к сильному беспокойству и другим эмоциональным нарушениям. У хорошо приспособленного человека, наоборот, «понятие о Я» согласуется с мыслями, опытом и поведением; «Я» не ригидно, оно гибкое и может меняться по мере освоения им новых идей и опыта.

В теории Роджерса есть еще одно «Я» - идеальное. У всех нас есть представление о том, какими мы хотели бы быть. Чем ближе идеальное «Я» к реальному, тем более полноценным и счастливым становится человек. Большое расхождение между идеальным и реальным «Я» делает человека несчастным и неудовлетворенным. Таким образом, могут развиться два типа несоответствия: одно - между «Я» и переживаемой реальностью, другое - между «Я» и идеальным «Я». Роджерс выдвинул несколько предположений о развитии этих несоответствий. В частности, он полагал, что люди начинают функционировать более полно, если у них воспитывают безусловно позитивное отношение. Это значит, что они чувствуют, что их ценят родители и другие люди, несмотря на то что их чувства, отношения и поведение менее чем идеальны. Если родители предлагают только условно позитивное отношение, оценивая ребенка только когда он ведет себя, думает или чувствует правильно, «понятие о Я» у ребенка нарушается. Например, чувство конкуренции и враждебности к младшему брату или сестре естественно, но родители не разрешают их бить и обычно наказывают за такие действия. Этот опыт ребенок должен как-то интегрировать в свое «понятие о Я». Он может решить, что поступает плохо, и почувствовать стыд. Он может решить, что родители его не любят, и поэтому чувствовать себя отвергнутыми. Или он может отрицать свои чувства и решить, что он не хочет бить малыша. В каждом из этих отношений содержится искажение правды. Третью альтернативу ребенку легче всего принять, но, поступая так, он отрицает свои реальные чувства, которые затем становятся бессознательными. Чем больше человек вынужден отрицать свои собственные чувства и принимать ценности других, тем неудобнее он себя чувствует. В качестве наилучшего выхода для родителей Роджерс предложил признать чувства ребенка как они есть, но объяснить, почему битье неприемлемо.

Измерения соответствия между реальным и идеальным «Я». В главе 12 мы описали метод оценки, называемый Q-классификацией, при которой оценивающему, или сортировщику, дают набор карточек, каждая из которых содержит утверждения о личности (например, «неунывающий»), и просят охарактеризовать личность индивида путем сортировки карточек по кучкам. Карточки с утверждениями, менее характерными для данного индивида, оценщик складывает в кучку слева, а с более характерными - справа. Другие утверждения распределяются по кучкам между ними; тем самым каждому Q-компоненту присваивается показатель соответственно кучке, в которую он помещен. Q-классификации молено сравнить между собой путем вычисления корреляции между показателями, оценивая тем самым, насколько эти две Q-классификации близки друг к другу.

Карл Роджерс первым стал применять Q-классификацию в качестве инструмента для изучения «понятия о Я». Q-набор, составленный Роджерсом, включает, например, такие утверждения: «Я удовлетворен собой», «У меня теплые эмоциональные отношения с другими», «Я не доверяю своим эмоциям». В процедуре Роджерса индивид сначала выполняет сортировку для себя, который есть на самом деле, - для реального «Я», затем для такого, каким он хотел бы быть, - идеального «Я». Корреляция между этими двумя сортировками показывает расхождение между реальным и идеальным «Я». Низкая или отрицательная корреляция соответствует большому расхождению «реальный-идеальный», означая чувство низкого самоуважения и невысокое личное достоинство.

Повторяя эту процедуру несколько раз в ходе терапии, Роджерс мог оценить эффективность терапии. В одном исследовании корреляция между реальной и идеальной классификацией индивидов, обращающихся за помощью, составляла в среднем 2,01 до терапии и 0,34 после нее. Корреляция у соответствующей контрольной группы, не проходившей терапию, не изменилась (Butler & Haigh, 1954). Другими словами, у этих индивидов терапия значительно сократила воспринимаемое расхождение между их реальным и идеальным «Я». Заметьте, что это могло произойти двумя путями: индивид мог изменить свое представление о реальном «Я», так что оно стало ближе к идеальному, или изменить представление об идеальном «Я», так чтобы оно стало более реалистичным. Терапия может вызывать оба эти типа изменений.

Абрахам Маслоу. Психология Абрахама Маслоу (1908-1970) перекликается с психологией Карла Роджерса по многим направлениям. Маслоу сначала увлекся бихевиоризмом и проводил исследования сексуальности и доминирования у приматов. Он уже отходил от бихевиоризма, когда родился его первый ребенок, после чего он заметил, что любой наблюдающий за ребенком бихевиористом быть не может. На него повлиял психоанализ, но со временем он стал критиковать его теорию мотивации и разработал свою собственную. В частности, он предложил иерархию потребностей, восходящую от основных биологических нужд к более сложным психологическим мотивам, которые обретают важность только после удовлетворения основных нужд (рис. 13.4). Потребности одного уровня должны быть хотя бы частично удовлетворены, прежде чем потребности следующего уровня станут существенно определять действия. Если пищу и безопасность получить трудно, то удовлетворение этих потребностей будет преобладать в действиях человека и более высокие мотивы не будут иметь большого значения. Только когда органические потребности можно удовлетворить легко, у индивида появится время и энергия для эстетических и интеллектуальных интересов. Художественные и научные инициативы не процветают в обществах, где люди вынуждены бороться за пищу, кров и безопасность. Наивысший мотив - самоактуализация - может быть реализован только после удовлетворения всех остальных потребностей.

7. Потребности самоактуализации: найти самореализацию и реализовать свой потенциал.

6. Эстетические потребности: симметрия, порядок, красота.

5. Когнитивные потребности: знать, понимать, исследовать.

4. Потребности самоуважения: достигать, быть компетентным, получать одобрение и признание.

3. Потребность в близости и любви: быть привязанным к другим, быть принятым, принадлежать кому-то.

2. Потребность в безопасности: чувствовать защищенность и безопасность.

1. Физиологические нужды: голод, жажда, и др.

Рис. 13.4. Иерархия потребностей по Маслоу. Потребности, находящиеся внизу иерархии, должны быть хотя бы частично удовлетворены, прежде чем потребности, расположенные в иерархии выше, станут существенными источниками мотивации (по: Maslow, 1970).

Маслоу решил изучать самоактуализаторов - мужчин и женщин, добившихся выдающегося использования своего потенциала. Он начал с изучения жизни выдающихся исторических фигур, таких как Спиноза, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Джейн Аддамс, Альберт Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. [Джефферсон Томас - третий президент Соединенных Штатов, основной автор Декларации независимости; Аддамс Джейн - американский общественный реформатор и пацифистка, лауреат Нобелевской премии мира за 1931 год (совместно с Николасом Мюрреем Батлером); Рузвельт Анна Элеонора - дипломат, гуманист, жена президента США Франклина Д. Рузвельта. - Прим. перев.] Таким образом он смог создать сводный портрет самоактуализатора. Отличительные характеристики таких людей перечислены в табл. 13.1 вместе с некоторыми видами поведения, которые, по мнению Маслоу, могли вести к самоактуализации.

Таблица 13.1. Самоактуализация

Характеристики самоактуализаторов

Продуктивно воспринимают реальность и способны устоять против неуверенности

Принимают себя и других такими, какие они есть

Непринужденны в мыслях и поведении

Сосредоточены на задачах, а не на себе

Имеют хорошее чувство юмора

Весьма творческие люди

Сопротивляются растворению в культуре, но и не ведут себя преднамеренно необычно

Озабочены благополучием человечества

Способны глубоко ценить основные ощущения жизни

Устанавливают глубокие, удовлетворяющие их межличностные отношения с немногими людьми

Способны объективно смотреть на жизнь

Виды поведения, ведущие к самоактуализации

Ощущать жизнь как ребенок, с полным погружением и концентрацией

Пробовать что-то новое, а не идти по надежному и безопасному пути

Оценивая собственный опыт, прислушиваться к своим чувствам, а не к традициям, авторитету или мнению большинства

Быть честным, избегать претенциозности или заигрывания

Быть готовым к непопулярности, если взгляды не совпадают с мнением большинства

Брать на себя ответственность

Усердно работать, если решил взяться за дело

Стараться распознать свои безопасные ниши и иметь мужество отказаться от них

(В таблице перечислены личные качества, которые Маслоу считал характерными для самоактуализаторов, и виды поведения, которые он считал важными для самоактуализации (по: Maslow, 1967).)

Маслоу провел свое исследование на группе студентов колледжа. Отобрав студентов, которые подходили под его определение самоактуализаторов, Маслоу нашел, что эта группа принадлежит к наиболее здоровой части (1%) населения; у этих студентов не было признаков плохой приспособленности и они эффективно пользовались своими талантами и способностями (Maslow, 1970).

Многие люди переживают преходящие моменты самоактуализации, которые Маслоу называл ощущениями пика. Ощущение пика характеризуется переживанием счастья и реализованности; это временное, спокойное, не обращенное на себя переживание совершенства и достигнутой цели. Ощущения пика могут происходить с разной интенсивностью и в разных контекстах: в творческой деятельности, при любовании природой, при близких отношениях с другими, родительских ощущениях, при эстетическом восприятии или участии в атлетических соревнованиях. Попросив многих студентов колледжей описать какие-либо ощущения, близкие к ощущению пика, Маслоу попытался резюмировать их ответы. Они говорили о целостности, совершенстве, живости, уникальности, легкости, самодостаточности и о ценности красоты, добра и правды.