Иоанн дамаскин. Преподобный Иоанн Дамаскин: житие и творения Жизнь и описание святого дамаскина

Св. Иоанн Дамаскин создал ясный и убедительный синтез святоотеческого богословия и аскетики, и прежде всего постхалкидонской энергетической христологии александрийского происхождения. В то же время участие в иконоборческих спорах заставило его, подобно древним антиохийцам, подчеркивать конкретную индивидуальность Иисуса. Огромное значение для преодоления ереси иконоборчества имело творчество преп. Иоанна Дамаскина, который стремился догматически и философски обосновать значимость и необходимость икон в христианской жизни и в богослужении. Трактаты преп. Иоанна Дамаскина о почитании святых икон утвердили его в центре движения 8 столетия, направленного против предрассудков иконоборчества. Это была первая в тот период развернутая апология религиозных изображений, содержавшая подробную теорию образа.

Преп. Иоанн Дамаскин (родился около 675 года, Дамаск – умер 04.12.749, близ Иерусалима) после своего стал одним из налоговых чиновников мусульманского халифата.По преданию, он учился вместе с Косьмой (впоследствии Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Будучи государственным министром, им были написаны замечательные слова «Против отвергающих святые иконы» (726 – 730), которые привлекли к нему впоследствии всеобщее внимание.Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители святого Саввы.Жития преподобного рассказывают о клеветах и гонениях на него при дворе халифа, о жестокой каре и чудесном исцелении. В монастыре преподобный проводил жизнь строгую и замкнутую, в смирении и послушании, что так ярко и трогательно описано в общеизвестном житийном сказании. Больше всего преподобный Иоанн занимался здесь писательством, чутко откликался на богословские темы дня. Иоанн Дамаскин четко сформулировал христианское понимание образа и иконопочитания, и его концепция впоследствии утвердилась в Церкви.

Историческим фоном богословской работы св. Иоанна Дамаскина явились иконоборческие споры. При этом важно иметь в виду, что иконоборцы перевели спор в плоскость философской абстракции, обосновывая свою попытку секуляризации византийской жизни и культуры на языке неоплатонической философии: икона, а в широком смысле – материальный культ как таковой, есть с этой точки зрения оскорбление духовной святыни «бесславным и мертвенным веществом». Нежелательность изображения Христа и святых обосновывалась в принципе также, как Плотин в свое время, по рассказу Порфирия, обосновывал нежелательность изображения себя самого: духовное все равно неизобразимо через материальное, а материальное не стоит того, чтобы его изображали. Защитники почитания икон на Востоке – в отличие от Запада, где вопрос был сведен к утилитарному аспекту педагогической функции икон как «Писания для неграмотных» (классическое раннее выражение позиции по отношению к сакральному искусству – у папы Григория I в письмах к епископу массалийскому Серену, датируемых июлем 599 года и октябрем 600 года) и спущен с высот умозрения на землю, – приняли условия дискуссии; им пришлось разрабатывать теологию богослужения. Эта задача в большей мере легла на плечи свт. Иоанна Дамаскина, интеллектуального вождя православных, который из-за пределов Византийской империи имел тем большую возможность вдохновлять своих единомышленников и намечать для них стратегию аргументации.

В печатных изданиях творений преподобного Иоанна Дамаскина обыкновенно указываются следующие произведения, написанные им в эпоху его литературной деятельности: Три защитительных слова против порицающих святые иконы; Изобразительное слово о святых и достойных почитания иконах ко всем христианам и царю Константину Кавалину, то есть Копрониму, и ко всем еретикам; Послание к царю Феофилу о святых и достойных почитания иконах; Полемический разговор, веденный верными и православными и имеющими христианскую любовь и ревность, для изобличения противящихся вере и учению святых и православных отцов наших . Эти произведения исполнили свое назначение, многим они помогли разобраться с проблемой иконоборчества, многих убеждали, но были и не признающие их содержания. Данные произведения не всеми исследователями признаются как труды преподобного Иоанна Дамаскина. Считается, что только три защитительных слова можно признавать за произведения, истинно принадлежащие перу преподобного Иоанна . Поэтому в исследовании необходимо ссылаться на первое произведение преподобного Иоанна Дамаскина в защиту иконопочитания.

Согласно его учению, изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного Писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. Изображения святых необходимы – они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона – не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника – иконы должны быть анонимны. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Постоянно преподобным Иоанном приводятся ссылки на Священное Писание. В то же время, мы можем заметить святоотеческое толкование, приводимое им, для разъяснения цитат из Библии. Это говорит нам, что преподобный Иоанн был компетентен в вопросах, касающихся Предания Церкви. Говоря о важности Предания, святой Иоанн задает в своих рассуждениях вопросы и сразу на них отвечает: «Ибо, как во всем мире без писаний было проповедано Евангелие, так во всем мире без писаний предано было изображать Христа, Воплотившегося Бога, и святых, равно как и поклоняться Кресту и молиться стоя на восток» . Преподобный Иоанн при защите икон опирается на уже ранее существующие труды в защиту икон. В частности, он повторяет и дополняет в своих письменных высказываниях доводы Леонтия Неапольского, который говорил: «Начертываю и пишу Христа и страдания Христовы в церквах и домах, и на площадях, и на иконах, и на полотне, и в кладовых, и на одеждах, и во всяком месте, чтобы, ясно видя их, вспоминать, а не забывать… И как ты, поклоняясь книге Закона, поклоняешься не естеству кож и чернил, но находящимся в ней словесам Божиим, так и я поклоняюсь образу Христа. Не естеству дерева и красок, – да не будет, но, поклоняясь неодушевленному образу Христа, через него я думаю обнимать Самого Христа, и поклоняться Ему… Мы, христиане, телесно лобызая икону Христа, или апостолов, или мученика, душевно лобызаем Самого Христа, или Его мученика» .

Самыми важными произведениями в защиту икон являются четыре отдельных труда, на основании которых в полной мере можно будет раскрыть учение преподобного Иоанна Дамаскина об иконопочитании: « Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения» и глава «Об иконах» в трактате «Точное изложение Православной веры». В своих «Словах» в защиту икон Дамаскин исходил из понимания иконоборчества как христологической ереси. Иконоборцы основывали свои возражения на ветхозаветном запрете кумиротворчества, игнорируя Боговоплощение. В ответ св. Иоанн пишет следующее: «В древности (т.е. в Ветхом Завете) Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога... Я видел человеческий образ Бога, и спасена душа моя. Созерцаю образ Божий, как видел Иаков, и иначе: ибо он очами ума видел невещественный прообраз будущего, а я созерцаю напоминание о Виденном во плоти».

Иоанн Дамаскин стремился догматически и философски обосновать значимость и необходимость икон в христианской жизни и в богослужении. Дамаскин рассматривал религиозную живопись двояко: как объективный процесс, запечатлевающий реальность мира, и как субъективный, раскрывающий внутренний мир художника. Живопись для него, подобно Евангелиям, передает религиозные истины, воспринятые через веру художника. «Бог для нашего спасения истинно сделался человеком; не явился только в человеческом образе, как являлся Аврааму и пророкам, но по существу и истинно стал человеком, жил на земле, общался с людьми, творил чудеса, страдал, был распят, воскрес и вознесся на небо – и все это происходило реально, было видимо людьми и описано в память и поучение нам, не жившим тогда». Евангелия отразили жизнь Христа на земле. А так как, продолжает Иоанн, не все умеют читать, то иконы «служат нам братским напоминанием». Часто случается, пишет Дамаскин, «что мы и не думаем о страданиях Господа, но как только увидим икону Распятия, вспоминаем о спасительном Его страдании, и преклоняемся не перед веществом, а перед Тем, Кто изображен». Иоанн Дамаскин четко сформулировал христианское понимание иконы, и его концепция впоследствии утвердилась в Церкви.

Отвергая обвинения в идолопоклонстве, он делал ясное различие между поклонением, которое подобает Богу, и почитанием, которое люди оказывают изображениям Христа и святых. Вторую Заповедь следует понимать в контексте тех обстоятельств, в которых она была дана. Даже иудаизм не воспрещает изображать живые существа. Для христиан же первейшим доводом стало воплощение Сына Божьего – если Бог принял на себя человеческую плоть, то в этой плоти его можно изображать. Иконоборцы возражали, что единственный дозволенный образ человеческой природы Христа – хлеб и вино евхаристии. Они указывали на то, что отцы церкви не оставили ни одной молитвы на освящение иконы. Живописное изображение само по себе содержит в себе ересь: художник смешивает человеческое начало с божественным, впадая в монофизитство, либо представляет одно человеческое, отделяя его от божественного, как Несторий.

В своем третьем слове преподобный Иоанн указывает на существующие роды образов. Всего он приводит шесть таких родов, которые он усмотрел в Священном Писании. Первый род образа – это «образ Бога Невидимого» (Кол. 1, 15) – Иисус Христос: «Сын – естественный образ Отца, совершенно равный во всех отношениях, подобный Отцу, кроме того, что не рожден, и не Отец». Вторым родом образа является предвечный Совет Пресвятой Троицы, всегда остающийся неизменным. «Ибо на Совете Его то, что Им предопределено, и то, что должно в будущем ненарушимо случиться, было, прежде всего, бытия наделяемо признаками и образами». Третий род образа есть человек, сотворенный по образу и подобию Божию (Быт. 3:26). «Ибо тот, кто сотворен, не может быть одной или той же природы с несозданным, но есть образ через подражание и подобие». Четвертым родом изображений являются образы и виды, находящиеся в Священном Писании, которые являют нам очертания, подобия предметов невидимых и бестелесных, что имеет своей целью «дать, по крайней мере, некоторые представления, как о Боге, так и об ангелах…». К этому роду изображений преподобный Иоанн относит и образы, находящиеся в природе, окружающей нас. «В творениях же мы замечаем образы, прикровенно показывающие нам божественные страдания, так что когда говорим о Святой Троице, высшей всякого начала, то изображаем Ее себе посредством солнца, света и луча; или – бьющего ключом источника, вытекающей воды и течения» Пятым родом образа является то, что предображает и предначертывает будущее, например, купина, сошедшая на руно роса являются прообразами Девы – Богородицы, змий, висящий на древе – Христа Иисуса. Шестым – последним родом изображений – является «образ, установленный для воспоминания о прошедшем, например, чуде, добродетели для славы и чести тех, которые заявили себя благородством действий и блистали в добродетели». Назначение изображения преподобный Иоанн видит в том, что оно «делает ясными скрытые вещи и показывает их». Изображение для того и придумано, чтобы собой указывать путь уму в познании истины и являть ему те образы невидимого, которые человек может постигнуть только отчасти, или вообще которые недоступны для его познания.

Что изображаемо и что неизобразимо на иконе? В своем третьем слове преподобный Иоанн Дамаскин рассуждает следующим образом. Божество по Своему естеству не может быть увидено нами, так как Бог бестелесен. То же самое можно сказать об ангелах святых, падших, о душах человеческих, которые не воспринимаются глазами человека. Но Господь Своим Промыслом допускал избранным Своим увидеть ангелов, души человеческие, только в том виде, какой может воспринять, усвоить человеческое естество: «Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами и фигурами и образами, применительно к нашей природе». Поэтому те образы бестелесных существ, которые созерцали богоугодные люди, нами изображаются в достойном для нашего восприятия человеческом виде: «…Моисей изобразил херувима, и как они являлись достойным людям, однако изображаются так, что телесный образ являет некоторое зрелище, бестелесное и постигаемое только умом».

Преподобный Иоанн объясняет глубже природу невидимых существ по отношению к Божеству и человечеству: Ангел же и душа, и демон, по сравнению с Богом, Который, впрочем, только один выше сравнения, суть тела. По сравнению же с материальными телами (в том числе с человеком) они бестелесны. Поэтому бестелесными в полном смысле этого слова ангелов и души человеческие назвать никак нельзя. В связи с этим они имеют некоторый образ своей сущности, и воспринимаются нашим умом в доступной мере. А то, что нами может быть воспринято, то может быть изображено, как понятое и усвоенное. Бог по Своей природе неизобразим, но можно изобразить те образы Его явления в материальный мир, который Он Сам избрал для этого. Вторая Ипостась Святой Троицы – Бог Сын – воплотилась, и стала видима. Почему же нельзя Его изобразить в человеческом виде? Бога Сына мы изображаем на иконах как воплотившегося и жившего среди нас, людей: «Если, соразмерно с нашей способностью понимания мы возводимся к божественному и невещественному созерцанию при посредстве изображений, и божественный Промысел человеколюбиво облекает образами и формами то, что лишено форм и образов, чтобы вести нас как бы рукою, то почему не прилично изображать, в соответствии с нашей способностью понимания Того, Кто ради нас человеколюбиво подчинился внешнему виду и образу?» . «Можно “представить”, “изобразить” Бога Невидимого; и сделать это можно не потому, что Он невидим, а потому, что Он стал видимым для нас, восприняв плоть и кровь человеческую… Не невидимое Божество изображаю, - пишет преподобный Иоанн, - но сделавшуюся видимой плоть Бога» .

Преподобный Иоанн уделяет внимание первообразу, который мы должны иметь в виду при чествовании икон. Честь, воздаваемая изображению, переходит к первообразу. Преподобный Иоанн ссылается в этом случае на авторитетного святого отца: «Ибо, как говорит, богоглаголивый и сильный в толковании божественных предметов (святитель) Василий (Великий), честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз». Почитая Богоматерь и святых Божиих, мы тем самым воздаем честь Богу. Стоя перед иконою Христа, мы мысленно соединяемся с Самим Христом, Который на ней изображен. Поэтому, молясь перед иконой, мы молимся не веществу, материалам, из которых сделана икона, но тому, кто на ней изображен, мысленно обратившись к его первообразу. В связи с положением первообраза преподобный Иоанн рассуждает о достоинстве святых икон. Он ставит вопрос: какое достоинство имеют святые иконы, и чем оно объясняется? Мы бы были неправы, если бы полагали всю ценность, важность, достоинство икон лишь в том материале, из которого иконы изготовляются. Дорогостоящие дерево, краски, золото, серебро, которыми мы можем украсить икону, придать ей материальную ценность, не являются, по сути дела, тем фактором, который говорил бы нам о достоинстве святой иконы. Ценность иконы преподобный Иоанн видит в том образе, который нами чествуется: “Было бы крайне нелепо безумно почитать изображения и покланяться им за их материальную ценность. Следовательно, главная сила иконы заключается в том, что она служит образом и подобием того лица, которое чествуется и прославляется. Чем священнее изображаемое, тем более почитается и изображение. Иначе мы относимся к картинам природы, иначе к картинам предков, иначе к изображению царя, еще иначе – к святой иконе Спасителя. Первые принимаем, вторые уважаем, а последнюю – почитаем, – все в зависимости только от изображаемого на них”. Таким образом, нам становится понятным, в чем заключается достоинство святых икон: “Состоящие из вещества предметы сами по себе недостойны поклонения, а если изображаемый на них исполнен благодати, то, по мере веры, и они делаются участниками благодати”. Эти предметы, уже освященные изображенным на них священным образом, имеют иную ценность, достоинство в глазах боголюбивого человека. Созерцая на иконах Христа, Богоматерь, святых, мы невольно можем вспомнить их жизнь, которые для нас являются образцами для подражания. Поэтому святые отцы усмотрели необходимость изображать на иконах подвиги Христа и вообще тех мужей, которые явили ревность в служении Богу и достигли спасения, для нашей пользы, чтобы мы, созерцая все это, могли приобщаться к богоугодному образу в своей жизни.

Преп. Иоанном Дамаскиным называются и определяются основные функции иконных изображений, как они были осмыслены и оформились в церковной традиции к VIII столетию. Вместе со словесным текстом иконы выполняют дидактически-информативную («Иконы заменяют неграмотным книги», I. 17) и коммеморативную (напоминательную) функции (I. 17). Они имеют и декоративное значение – украшают храм. Однако главные функции иконы – собственно сакральные. Во-первых, икона (как и всякий религиозный символ) не замыкает внимание созерцающего ее на самой себе, но возводит его ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному» (III. 12). Во-вторых, священные изображения не только возводят ум к духовным сущностям, но и сами причастны к возвышенному, небесному, ибо Спаситель, снизойдя Своим воплощением к «смиренному мудрованию» людей, сохранил Свою «возвышенность» (I. 1264 C). Печать возвышенного несут и иконы с изображениями Христа. В-третьих, иконы имеют «божественную благодать», которая дается им «ради имени на них изображенных» (I. 1264 В). Благодать эта «всегда соприсутствует» «со святыми именами не по существу, но по благодати и действию» (I. 19) , т.е. дается иконе Св. Духом и может проявить себя энергийно. С помощью харизматической энергии иконы верующие приобщаются к изображенным святым и священным событиям и через то получают освящение. «Изображение подвигов и страданий святых ставлю перед глазами, чтобы освящаться через них и побуждаться к ревностному подражанию» (I. 21) . Наконец, икона является объектом поклонения. «Поклонение есть знак благоговения, то есть умаления и смирения» (III. 27) . При этом поклоняются, конечно, не веществу, материи иконы, а образу, запечатленному в ней (II. 19), и адресовано это поклонение самому первообразу. «Итак, мы поклоняемся иконам, совершая поклонение не материи, но через них тем, которые на них изображены, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, как говорит божественный Василий» (III. 41) . Все вышеизложенные пункты можно найти у предшественников Дамаскина (так, в первом слове приведено 20 цитат из Святых Отцов, во втором – 27, в третьем – 90), однако именно он свел все то, что было рассеяно до него по многочисленным трактатам, проповедям и посланиям Святых Отцов, в единую и целостную теорию образа.

Икона освящается именем изображенного на ней лица, надписанным на иконе, как пишет преп. Иоанн Дамаскин в первом Слове:«Повинуясь церковному преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по причине этого осеняемым благодатию Божественного Духа». Итак, согласно учению преподобного Иоанна Дамаскина, икона через свое надписание осеняется благодатью Святого Духа. Икона есть тоже образ Отчей Ипостаси (но уже иноприродный Отцу) и сияние Его славы, действующее через ее надписание. «Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто на них и изображается».

Преподобный Иоанн объясняет в своих трудах то различие в поклонении, которое мы воздаем Богу и Его служителям. Поклонение Божеству отличается от поклонения Божией Матери или святым. Богу приличествует служебное поклонение, Который только достоин такого поклонения. В этом служебном поклонении человеком выражается и признание Господа своим Творцом и Владыкой, и удивление перед Его неизреченным величием, и любовь, и благодарность за различные благодеяния, надежда на Бога, и молитва к Нему и, наконец, раскаяние и исповедание пред Ним своих грехов. Существует иной образ поклонения, который приличествует воздавать Божией Матери и святым. Оно называется почитательным. Мы поклоняемся святым не как Богу. Почитательное поклонение…воздается ради Господа Бога святым, как друзьям и верным слугам Его. Они, то есть святые, по собственному своему произволению достигли такой степени совершенства, что Бог на них почивает и живет в них, как в Своих храмах (1 Кор. 3:16).

Против иконоборцев нужно было защищать не только иконописание, но еще более почитание икон и поклонение им (πρоσκύνησις). Если даже описание или изображение Бога возможно, дозволено ли оно, полезно ли? Дамаскин отвечает прямо, ссылаясь снова на Воплощение. Воплощение Слова освящает, как бы «обожествляет» плоть, и тем самым делает ее достопокланяемой, – конечно, не как вещество, но по силе ее соединения с Богом. Это относится и к плоти Христа, и ко всему «остальному веществу, через которое совершилось мое спасение», – ибо и оно полно Божественной силы и благодати. Крест, Гроб, Голгофа, книга Евангелий, которая ведь есть тоже некая икона, то есть изображение или описание Воплощенного Слова. Вещество вообще не есть что-либо низкое или презренное, но творение Божие. А с тех пор, как в нем вместилось невместимое Слово, вещество стало достойным поклонения. Поэтому вещественные образы не только возможны, но и необходимы, и имеют прямой и положительный религиозный смысл. Ибо «прославилось наше естество и преложилось в нетление». Этим оправдывается иконописание и иконопочитание вообще, – иконы святых, как триумф и знак победы. В Ветхом Завете человеческая природа еще была под осуждением, и смерть считалась наказанием, и тело умерших нечистым. Но теперь все обновилось. Человек усыновлен Богу, и получил нетление в дар. «Потому смерть святых не оплакиваем, но празднуем». И собственно святые не мертвые: «после того, как Тот, Кто есть Самая Жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него». Они живы и с дерзновением предстоят пред Богом. Дамаскин не исчерпывает в своих словах вопрос о писании и почитании икон. Не все у него ясно вполне. Но позднейшие писатели шли именно за ним. И основные начала учения об иконах выражены были уже Дамаскиным: иконы возможны только по силе Воплощения, и иконописание неразрывно связано с тем обновлением и обожением человеческого естества, которое совершилось во Христе; отсюда и такая тесная связь иконопочитания и почитания святых, особенно в их священных и нетленных останках. Иначе сказать, учение об иконах имеет христологическое основание и смысл. Так было до Дамаскина, так рассуждали и его преемники.

Клеман О. ИСТОКИ. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. Перевод с французского Г.В. Вдовиной под редакцией А.И. Кырлежева. М.: Центр по изучению религий, Издательское предприятие «Путь», 1994.

Всемирная энциклопедия: Мифология. Минск: Современный литератор, 2004. Стр. 348; Флоровский Г. В. Восточные отцы V-VIII века (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). Париж, 1933. Добавления. «HolyTrinityOrthodoxmission». Стр. 152.

Флоровский Г., протоиерей. Восточные отцы Церкви IV-VIII вв. / Г. Флоровский. – Сергиев Посад, 1999. С. 248 – 249.

Мейендорф И., протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. / И. Мейендорф. – Клин, 2001. Глава Св. Иоанн Дамаскин и Православная защита иконопочитания.

Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения. – Сергиев Посад, 1993.

Лурье В. Лекции об иконоборчестве. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). Библиотека православного христианина. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Страницы Андрея Лебедева. h ttp:// www .akaka.al.ru

Камло П. Иоанн Дамаскин – защитник святых икон. /П. Камло. – Символ. – 1987. – № 18. С. 62.

Страницы Андрея Лебедева. Иконопочитание. Опубликовано на h ttp:// www .akaka.al.ru

Преподобный Иоанн Дамаскин. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы. Опубликовано на http :// nesusvet . arod.ru/ico/books/dam1.htm

Преподобный Иоанн Дамаскин. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы. Опубликовано на http :// nesusvet . arod.ru/ico/books/dam1.htm

Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. Опубликовано на http :// nesusvet . arod.ru/ico/books/dam3.htm

См. об этом подробнее: Бычков В. В. Смысл искусства в византийской культуре. М., 1991, с. 46 и далее.

Преподобный Иоанн Дамаскин. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы. Опубликовано на http :// nesusvet . arod.ru/ico/books/dam1.htm

Флоровский Г., протоиерей. Восточные отцы Церкви IV-VIII вв. / Г. Флоровский. – Сергиев Посад, 1999. Глава Преподобный Иоанн Дамаскин.

Память святого Иоанна Дамаскина совершается в Православной Церкви 17 декабря по новому стилю.

Жизнеописание святого Иоанна Дамаскина
Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 675 года в городе Дамаске. Он происходил из знатной и богатой семьи. Его отец занимал почетную должность казначея при дворе халифа, и благодаря этому Иоанн получил блестящее образование, обучаясь точным наукам и искусствам и впоследствии занял пост своего отца при халифе Абд ал-Малика. Этот правитель отличался большой просвещенностью и интересом к наукам и искусствам и поэтому собирал возле себя образованных людей. Преподобный Иоанн благодаря своему таланту и знаниям стал одним из ближайших помощников халифа.
Хотя Иоанн родился в исламской стране, но христианство в Арабском халифате не преследовалось: его семья свободно исповедовала веру Христову. Сам Иоанн принял около 706 года монашеский постриг и, возможно, был рукоположен в иеромонаха. Обладая литературным даром, Иоанн Дамаскин много потрудился над созданием богословских трудов. Особое место в его литературном творчестве занимают писания, посвященные защите иконопочитания. Во второй половине VIII века в Византии процветала ересь иконоборчества, приверженцы которой утверждали, что обращение с молитвой к иконам представляет собой идолопоклонство. Однако Иоанн Дамаскин доказывал, что почитание иконы возможно благодаря тому, что верующий, обращаясь к изображению, переносит свое поклонение на первообраз, почитая тем самым Бога и святых. С защитой святым Иоанном икон связан следующий эпизод, описанный в житии святого. Византийский император-иконоборец Лев Исавр пожелал избавиться от талантливого и красноречивого защитника икон, однако поскольку Иоанн не являлся его подданным, то он пошел на хитрость. Император составил клеветническое письмо, в котором говорилось о мнимом предательстве Дамаскиным халифа. Это послание попало в руки правителя Арабского халифата, и он, поверив клевете, повелел отсечь Иоанну руку. По преданию, Иоанн начал молиться перед иконой Божией Матери, и его рука чудесным образом срослась. В благодарность за явленную Царицей Небесной милость, святой Иоанн Дамаскин написал икону Пресвятой Богородицы, получившую название «Троеручица».
Точное время кончины преподобного Иоанна Дамаскина неизвестно. Вероятно, это произошло в 753 году, и он был погребен недалеко от Иерусалима. Впоследствии его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Литературное наследие преподобного Иоанна Дамаскина
Святой Иоанн Дамаскин прославился в первую очередь как богослов, философ и церковный поэт. За свою жизнь он написал большое количество фундаментальных трудов, посвященных различным богословским вопросам. Великая заслуга святого состоит в составлении систематического изложения христианского вероучения. Большое значение для христианского искусства имела его уже упомянутая полемика с иконоборцами. Помимо этих трудов, преподобный Иоанн Дамаскин создал ряд церковных богослужебных песнопений, основными из которых являются Пасхальный и Рождественский каноны, а также каноны, посвященные другим великим христианским праздникам. Другим важным произведением богослужебной литературы, созданным святым Иоанном, является «Октоих». Эта книга включает в себя чинопоследование основных христианских богослужений. Хотя некоторые исследователи оспаривают авторство преподобного Иоанна Дамаскина, но даже если он и не создавал все части
«Октоиха», то несомненным является его большой вклад в написание основных частей этой книги, а также большая редакторская работа, которую провел преподобный.

Тропарь, глас 8:
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Песнописца и честнаго богоглагольника,/ Церкве наказателя и учителя/ и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/ оружие бо взем, Крест Господень,/ всю отрази ересей прелесть/ и яко теплый предстатель к Богу// всем подает прегрешений прощение.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Иоанне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва:
Преподобне отче Иоанне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пре-по-доб-ный Иоанн Да-мас-кин ро-дил-ся око-ло 680 го-да в сто-ли-це Си-рии Да-мас-ке, в хри-сти-ан-ской се-мье. Его отец, Сер-гий Манс-ур, был каз-на-че-ем при дво-ре ха-ли-фа. У Иоан-на был при-ем-ный брат, оси-ро-тев-ший от-рок Кос-ма, ко-то-ро-го Сер-гий при-нял к се-бе в дом. Ко-гда де-ти под-рос-ли, Сер-гий по-за-бо-тил-ся об их об-ра-зо-ва-нии. На да-мас-ском неволь-ни-чьем рын-ке вы-ку-пил он из пле-на уче-но-го мо-на-ха Ко-с-му из Ка-лаб-рии и по-ру-чил ему учить де-тей. Маль-чи-ки об-на-ру-жи-ли необык-но-вен-ные спо-соб-но-сти и лег-ко осво-и-ли курс свет-ских и ду-хов-ных на-ук. По-сле смер-ти от-ца Иоанн за-нял при дво-ре долж-ность ми-ни-стра и гра-до-пра-ви-те-ля.

В то вре-мя в Ви-зан-тии воз-ник-ла и быст-ро рас-про-стра-ня-лась ересь ико-но-бор-че-ства, под-дер-жи-ва-е-мая им-пе-ра-то-ром Львом III Ис-ав-ром (717-741). Став на за-щи-ту пра-во-слав-но-го ико-но-по-чи-та-ния, Иоанн на-пи-сал три трак-та-та "Про-тив по-ри-ца-ю-щих свя-тые ико-ны". Муд-рые Бо-го-дух-но-вен-ные пи-са-ния Иоан-на при-ве-ли им-пе-ра-то-ра в ярость. Но так как ав-тор их не был ви-зан-тий-ским под-дан-ным, его нель-зя бы-ло ни за-клю-чить в тюрь-му, ни каз-нить. То-гда им-пе-ра-тор при-бег к кле-ве-те. По его при-ка-за-нию от име-ни Иоан-на бы-ло со-став-ле-но под-лож-ное пись-мо, в ко-то-ром да-мас-ский ми-нистр буд-то бы пред-ла-гал им-пе-ра-то-ру свою по-мощь в за-во-е-ва-нии си-рий-ской сто-ли-цы. Это пись-мо и свой ли-це-мер-но-льсти-вый от-вет на него Лев Ис-авр ото-слал ха-ли-фу. Тот немед-лен-но при-ка-зал от-стра-нить Иоан-на от долж-но-сти, от-ру-бить ему кисть пра-вой ру-ки и по-ве-сить ее на го-род-ской пло-ща-ди. В тот же день к ве-че-ру Иоан-ну вер-ну-ли от-руб-лен-ную ру-ку. Пре-по-доб-ный стал мо-лить-ся Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це и про-сить ис-це-ле-ния. За-снув, он уви-дел ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри и услы-шал Ее го-лос, со-об-щив-ший ему, что он ис-це-лен, и вме-сте с тем по-велев-ший без уста-ли тру-дить-ся ис-це-лен-ной ру-кой. Проснув-шись, он уви-дел, что ру-ка его невре-ди-ма.

Узнав о чу-де, сви-де-тель-ство-вав-шем о неви-нов-но-сти Иоан-на, ха-лиф про-сил у него про-ще-ния и хо-тел вер-нуть ему преж-нюю долж-ность, но пре-по-доб-ный от-ка-зал-ся. Он роз-дал свое бо-гат-ство и вме-сте с при-ем-ным бра-том и то-ва-ри-щем по уче-нию Кос-мой от-пра-вил-ся в Иеру-са-лим, где по-сту-пил про-стым по-слуш-ни-ком в мо-на-стырь Сав-вы Освя-щен-но-го. Нелег-ко бы-ло най-ти ему ду-хов-но-го ру-ко-во-ди-те-ля. Из мо-на-стыр-ской бра-тии на это со-гла-сил-ся лишь один очень опыт-ный ста-рец, ко-то-рый стал уме-ло вос-пи-ты-вать в уче-ни-ке дух по-слу-ша-ния и сми-ре-ния. Преж-де все-го ста-рец за-пре-тил Иоан-ну пи-сать, по-ла-гая, что успе-хи на этом по-при-ще ста-нут при-чи-ной гор-ды-ни. Од-на-жды он по-слал пре-по-доб-но-го в Да-маск про-да-вать кор-зи-ны, из-го-тов-лен-ные в мо-на-сты-ре, при-чем по-ру-чил про-дать их го-раз-до до-ро-же их на-сто-я-щей це-ны. И вот, про-де-лав му-чи-тель-ный путь под зной-ным солн-цем, быв-ший вель-мо-жа Да-мас-ка очу-тил-ся на рын-ке в рва-ных одеж-дах про-сто-го про-дав-ца кор-зин. Но Иоан-на узнал его быв-ший до-мо-пра-ви-тель и ску-пил все кор-зи-ны по на-зна-чен-ной цене.

Од-на-жды в мо-на-сты-ре скон-чал-ся один из ино-ков, и брат по-кой-но-го по-про-сил Иоан-на на-пи-сать что-ни-будь в уте-ше-ние. Иоанн дол-го от-ка-зы-вал-ся, но из ми-ло-сер-дия, усту-пив прось-бам удру-чен-но-го го-рем, на-пи-сал свои зна-ме-ни-тые над-гроб-ные тро-па-ри. За это непо-слу-ша-ние ста-рец из-гнал его из сво-ей кел-лии. Все мо-на-хи на-ча-ли про-сить за Иоан-на. То-гда ста-рец по-ру-чил ему од-но из са-мых тя-же-лых и непри-ят-ных дел - уби-рать из мо-на-сты-ря нечи-сто-ты. Пре-по-доб-ный и здесь явил об-ра-зец по-слу-ша-ния. Через неко-то-рое вре-мя стар-цу в ви-де-нии бы-ло ука-за-но Пре-чи-стой и Пре-свя-той Де-вой Бо-го-ро-ди-цей снять за-прет с пи-са-тель-ства Иоан-на. О пре-по-доб-ном узнал Иеру-са-лим-ский пат-ри-арх, ру-ко-по-ло-жил его во свя-щен-ни-ка и сде-лал про-по-вед-ни-ком при сво-ей ка-фед-ре. Но пре-по-доб-ный Иоанн вско-ре вер-нул-ся в Лав-ру пре-по-доб-но-го Сав-вы, где до кон-ца сво-их дней про-во-дил вре-мя в пи-са-нии ду-хов-ных книг и цер-ков-ных пес-но-пе-ний, и по-ки-нул мо-на-стырь толь-ко для то-го, чтобы об-ли-чить ико-но-бор-цев на Кон-стан-ти-но-поль-ском Со-бо-ре 754 го-да. Его под-верг-ли тю-рем-но-му за-клю-че-нию и пыт-кам, но он всё пе-ре-нес и по ми-ло-сти Бо-жи-ей остал-ся жив. Пре-ста-вил-ся око-ло 780 г., в воз-расте 104 лет.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Иоанну Дамаскину, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих Богодохнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия наставник, учитель и чистоты, светильник вселенной, монашествующих украшение, Иоанн премудрый, учениями твоими ты всех просветил, лира духовная; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, глас 4

Песнопи́сца и честна́го Богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля,/ и враго́в сопротивобо́рца, Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем, Крест Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть,/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу,// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.

Перевод: Песнописца и почитаемого проповедника Божия, Церкви наставника и учителя, врагов противоборца, Иоанна воспоем, ибо взяв оружие, Крест Господень, отразил все заблуждения и, как горячий ходатай перед Богом, всем подает прегрешений прощение.

Молитва преподобному Иоанну Дамаскину

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иоа́нне! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Твоя похвалы начати хотящу ми, подаждь твой ныне глас медоточный, преподобне, имже православную уяснил еси Церковь песньми, отче Иоанне, яже твою почитает память.

Яко мудр и остроумен судия, изряднейше сущих естество смотряя, нестоящих предразсудил еси вечнующая: привременными бо изменил еси пребывающая, отче Иоанне, идеже тя и ныне Христос прослави.

Богородичен: Превышши явилася еси, Чистая, всякия твари, видимыя же и невидимыя, Приснодево: Зиждителя бо родила еси, якоже благоволи воплотитися во утробе Твоей, Егоже со дерзновением моли спасти поющия Тя.

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Расточил еси богатство, Богу взаим дая, темже тебе на Небесех уготовася Царство; но и ныне воздаяние, Иоанне, приял еси многократное.

Премудрости талант прием, деяньми украшая, уяснил еси, Иоанне, Церковь Христову, егоже многоусугубляеши, и житие оставив.

Богородичен: Чини удивишася Ангельстии, Пречистая, и человеческая устрашишася сердца о Рождестве Твоем. Темже Тя, Богородицу, верою чтим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.

Икос

Церковному наставнику, и учителю, и жерцу, яко таиннику неизглаголанных, возопием согласно: иже к Богу твоими молитвами отверзи уста наша и сподоби глаголати словеса учений твоих, ты бо Троице явился еси сопричастник, яко другое солнце облистая в мире, чудесы и учении просияв, яко Моисей, в законе Господни поучаяся всегда, словом и делом был еси светильник и моля непрестанно всем подати прегрешений прощение.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи

Повелению Христову повинувся, оставил еси мирскую красоту, богатство, сладость, светлость, Егоже ради, взем твой крест, последовал еси, Иоанне мудре.

Сообнищав обнищавшему Христу человеческаго ради спасения, спрославился еси, якоже Той обещася, и сцарствуеши же присноцарствующему, Иоанне.

Богородичен: Тя, пристанище спасения и стену необориму, Богородице Владычице, вси вернии вемы: Ты бо молитвами Твоими от бед избавлявши души наша.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.

Страхом Христовым, отче, утверждаемь к Божественней жизни, плотское мудрование все покорил еси духу, твоя, Иоанне, чувства очищая.

Очистив всякия скверны тело, и ум, и душу тщаливо, Богомудре, зарю приял еси трисолнечную, Иоанне, светлыми тя богатящую даровании.

Богородичен: Моли Твоего Сына и Господа, Дево Чистая, плененным избавление от противнаго обстояния, на Тя надеющимся, мирное даровати.

Песнь 6

Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но, якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.

Просветився Духа благодатию, Божественных и человеческих знанием вещей ясно обогатився, требующим, Иоанне, независтно преподал еси.

Подобне ликом Небесным, мудре, Церковь православно украсил еси, ликостоянныя песни приглашая Троице Боговещанныя.

Богородичен: Неискусомужно, Дево, родила еси и вечнуеши Дева, являющи истиннаго Божества, Сына и Бога Твоего, образы.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Ревностию разжигаемь, богоборных ересей всякое злоумие возразил еси светлыми писании, убелив всем ясно древле сеянная, мудрыми, о Иоанне, написанныя тонко.

Тепле обличил еси злоименных учеников Манента хульное нечестие, развратити покусившееся Церковь Христову, словесы и догматы твоими, о Иоанне, яже счинил еси.

Богородичен: Святых святейшую поразумеваем Тя, яко Едину рождшую Бога непременнаго, Дево нескверная, Мати безневестная: всем бо источила еси верным нетление Божественным Рождеством Твоим.

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше Божиим велением, халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Обличил еси яве, треблаженне Иоанне, Несториево разделение, Севирово слияние, единовольное пребезумие, веру же единодейственну сияние Православия всем облистав концем.

Всея враг плевелы обычно еретическия в Церкви Христове, сего поклонения отметатися во иконах честных, но обрете не дремлюща тя, всеблаженне Иоанне, всякое семя злое искореняюща.

Богородичен: Ты от Отца неразлучнаго, во чреве богомужно пожившаго, безсеменно зачала еси и несказанно родила еси, Богородительнице Пречистая: темже Тя, спасение всех нас, исповедаем.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Научил еси вся церковныя пети сыны православно Единицу в Троице Честную, воплощение же Слова Божественное богословити яве, Иоанне, уясняя неудобопостижная многим во Священных Писаниих.

Святых чины песнословив, преподобне, Чистую Богородицу, Христова Предтечу, таже апостолы, пророки с постники и мудрыя учители, праведники и мученики, в тех ныне водворяешися скиниих.

Богородичен: Чертог была еси иже паче ума воплощения Слова, Дево Богородительнице, одеяна славою добродетелей и испещрена. Тем Тя, Всенепорочная, Богородицу возвещаем.

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Коему из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 - 741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы". Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного . Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

Святой Иоанн Дамаскин - защитник икон, богослов и проповедник слова Божьего, который глубоко почитается в православии. Его иконы помогают верующим в самые тягостные и мучительные минуты их жизни.

Икона святого Иоанна Дамаскина, которая обладает чудодейственной силой , обрела особое уважение и благоговение со стороны православных верующих. Святой праведник является верным и непогрешимым священнослужителем, посвятившим всю свою жизнь служению Господу и богоугодным деяниям.

История иконы

Иоанн Дамаскин жил в 9 веке на территории халифата Дамаска, занимая высокую должность при дворе. Святой исповедовал христианство. Его сердце было переполнено добротой и безграничным состраданием. Христианин помогал каждому, кто нуждался в помощи, не придавая значения религиозным взглядам людей.
Всю свою жизнь святой Иоанн посвятил борьбе за православие, борясь с гонениями христиан язычниками и проповедуя Слово Господне. Сторонник Иисуса Христа был одним из первых, кто призывал к поклонению и почитанию священных икон , постоянно вступая из-за этого в противоборство с христианской церковью. Несмотря на жестокое притеснение православных верующих, благоверный проповедник никогда не скрывал свою истинную веру и любовь к Христу.

Византийский император, получивший письмо о защите христианства Иоанном Дамаскиным, пришел в ярость и велел жестоко покарать послушника Господа. Но сделать это было невозможно: богослов был гражданином другой страны. Поэтому, чтобы наказать сторонника христианства, правитель решил оклеветать Иоанна, обвинив его в помощи при завоевании Дамаска. Святого призвали на суд, где отсекли руку, которой он якобы написал признание о совершенном предательстве власти. Отрубленную кисть вывесили на площади в поучение другим. Спустя некоторое время ее вернули проповеднику — чтобы тот смотрел на нее и вспоминал о своей измене.

Согласно преданию, мучающийся от боли Иоанн не переставал читать молитвы Богородице , и помощь Ее не заставила себя долго ждать. На следующий день после того, как ему вернули отрубленную кисть, она вновь приросла к руке. В благодарность за это богослов сделал из серебра слепок руки и приставил к иконе Божией Матери, которая сейчас известна как «Троеручица» .

Где находится святой образ и мощи Иоанна Дамаскина

Образ Божьего угодника украшает многие православные и католические храмы. Согласно историческим источникам, он скончался в возрасте 104 лет, примерно в 755 году
нашей эры, однако данные расходятся, и где-то можно встретить и более поздние упоминания о кончине защитника икон, датируемые 780 годом. Все дело в том, что историкам мало что известно о житии праведника, ведь он жил в очень неспокойное время, когда в Византии разразилась война мусульман с последователями Христа.

В России икона и ковчег с частью мощей преподобного Иоанна хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Также святой образ хранится в армянской церкви города Ростов-на-Дону.

В чем помогает икона Ионна Дамаскина

Икона преподобного Иоанна Дамаскина — незаменимый образ, который обязательно должен находиться в каждом доме. Он помогает буквально во всем, что касается поиска своего предназначения , укрепления веры и обретения духовности. Молитва о прощении грехов перед такой иконой поможет вам избавиться от тяжелых болезней души и тела. Помощь Иоанна Дамаскина — всеобъемлющая. Молитва к преподобному — надежная защита вашего личного счастья. Такую икону можно подарить мужчине с именем Иван, так как святой является покровителем и заступником людей с таким именем.

День памяти и годы жизни преподобного

Точных данных о жизни и кончине святого неизвестны. Историки строят лишь предположения, довольствуясь косвенными признаками: с кем Иоанн встречался, в каких событиях принимал участие, кто из исторических личностей был с ним знаком. На сегодняшний день принято считать, что святой был рожден в 625, а погиб не позже 754 года.

Описание иконы

Святой образ Иоанна очень просто отличить от других икон великомучеников. На иконе проповедник изображен не в классическом одеянии, как большая часть преподобных, а в арабском тюрбане. Так при написании образа иконописцы решили подчеркнуть происхождение святого Иоанна. Угодник изображен в виде старца, в руках которого находится священное писание как символ веры и заповедей Божьих .

Молитва святому Иоанну перед его иконой

«Преподобный Иоанн! Будь милостив по отношению ко всем людям, просящим о Твоей помощи. К Тебе взываем, о благочестивый угодник Божий, ибо грешны мы и сбились с пути праведного. Вразуми нас, о святой Иоанн, наставь на путь истинный и передай слова наши Господу. Попроси за каждого ныне грешного спасения и мудрости, чтобы сдержать все удары судьбы и не пасть под влиянием дьявольским. Помоги Своим ходатайством обрести веру крепкую, в благих делах утверждение, в болезнях исцеление, в печалях утешение, в обиде заступничество, в беде помощь. Не оставляй нас, с верой к Тебе прибегающих, ибо слабы мы и нуждаемся в помощи. Заступник христианства, последователь Христов, услышь молитвы наши и замоли перед Господом прегрешения наши. Избавь от страстей да путь верный покажи. Уповаем на силу Твою и скорую помощь Твою, продолжая славить имя Твое денно и нощно. Аминь».

Вся наша жизнь — череда случайностей, которые порой имеют плохие последствия. Неприятности поджидают нас везде, независимо от возраста, пола и религии. Бог един, и только в Его руках заключается вся наша жизнь. Столкнувшись с проблемами, важно понять, что Он хочет донести до вас, и постараться исправить свои ошибки. Только тогда вы сможете избавиться от всех неприятностей раз и навсегда . Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и