Иофан, борис михайлович - биография. Смотреть что такое "Иофан, Борис Михайлович" в других словарях Награды и премии

Советская власть нашла в Борисе Иофане своего идеального архитектора: он построил Дом на Набережной и нарисовал эскиз для главного символа эпохи – «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной. Хотя настолько увлекся поставленными перед ним величественными задачами, что так и не построил Дворец Советов.

Но все могло сложиться гораздо более пристойным образом. Энциклопедически образованный и очень светский человек Борис Иофан имел большие шансы стать успешным европейским архитектором. Он учился в Италии и уже начал там профессиональную деятельность. Однако перспективы у него были не очень светлые – фашисты рвались к власти. И хотя Муссолини и не строил концлагерей, плодотворная карьера для архитектора с такой фамилией, к тому же члена Итальянской компартии, все равно была бы сомнительна.

Однако весьма своевременно, в 1923 году, на лечение в Италию приехал председатель Совета народных комиссаров Алексей Рыков – знаменитый большевистский эстет, капитан социалистической индустрии и создатель Соловецких трудовых лагерей. Именно товарищ Рыков рассказал Борису Иофану о блестящих перспективах, которые открываются перед столь талантливым архитектором на стройках социализма. При таком покровителе молодой архитектор сразу же взлетел на самый верх и влился в правящую элиту. Одна только деталь – Иофан не только получил квартиру в знаменитом Доме на Набережной, но и участвовал в распределении квартир наравне с начальником ОГПУ Генрихом Ягодой.

При этом на первых порах Иофан кардинально изменил свой стиль и решительно избавился от своего изощренного итальянского неоклассицизма в угоду спартанской простоте господствовавших в двадцатых конструктивизма и рационализма. На деле создатель стиля архитектурных излишеств всего лишь избавился на время от этих самых излишеств. Похоже, этот резкий поворот Иофан совершил не без энтузиазма – освобождение от избыточных деталей давало возможность педалировать сложное движение архитектурных объемов и выявлять пластические качества столь любимой архитектором древнеримской и ренессансной архитектуры. При этом Иофан даже в этих, «конструктивистских», проектах вовсе не отказался от своей изысканной графической техники с тонко прорисованными деталями и предельно прозрачной структурой рисунка. Видимо, именно это отсутствие даже намеков на авангардизм в подаче проектов и привлекало его высочайших заказчиков, для которых предложения стойких конструктивистов вроде Мельникова выглядели несколько странно.

В качестве лирического отступления следует привести еще одно наблюдение. Кажется, именно Иофан, на время перековавшийся из неоклассиков в конструктивисты, является автором одного из самых странных архитектурных феноменов отечественного массового строительства. Речь идет о совершенно не функциональных балкончиках, которые украшают наши прекрасные палаццо в спальных районах от Сургута до Владивостока. Точно такой балкончик есть в знаменитом Доме Джульетты в Вероне, там очень любят фотографироваться влюбленные туристические парочки со всего мира. А в нашем климате, даже в южном Ростове, сцена функционального использования этой архитектурной детали должна была бы выглядеть следующим образом: закутанная в пуховой платок румяная Юленька сидит на балкончике на восьмом этаже, пытаясь расслышать серенаду своего верного кавалера, охрипшего на морозе Ромки, облаченного по случаю зимы в ушанку и тулупчик. Так вот – среди многочисленных эскизов, представленных на выставке, есть несколько проектов многоэтажек, датированных 1926-м (!!!) годом, но при том удивительно похожих на типовые проекты жилой застройки. Балкончики появились именно у итальяниста Иофана и через четыре десятилетия стали никем не оспариваемым архитектурным стандартом жилого строительства. Понятно, что эти феномены обычно заваленным всяческим барахлом.

Что самое интересное, это пренебрежение климатическими условностями имеет место не только в проектах домов для пролетариата, но и в предложениях по обустройству быта номенклатуры. Рядом с набросками многоквартирных домов висит проект строгого и одновременно изящного особняка с плоской крышей и обширной площадкой на уровне второго этажа – дама в шубке машет с площадки двум товарищам, которых уже ждет авто, присланное из ведомственного гаража. Жизнь в такой постройке, безусловно, предполагает наличие садовника, который и решает проблемы с уборкой снега.

Но этот проект явно опережает свое время – в середине двадцатых правящая элита еще не была готова столь откровенно демонстрировать социальную стратификацию и переселяться во дворцы. Время сталинских высоток еще не наступило, и в Доме на Набережной Иофан строил коммунизм в одном отдельно взятом здании. Там не такие уж большие квартиры; кухни совсем маленькие. Зато включено все: спецкухни, спецраспределители, детские сады и спортзалы. Обитателям 1-го Дома ЦИК и СНК СССР и деньги были уже не нужны. Правда, постройка, идеально вписанная в сложнейший участок с мастерством, достойным великих архитекторов древности, получилась на редкость мрачной. Зато очень функциональной для главного Архитектора страны Советов товарища Сталина. Крайне удобно было проводить чистки, под которую попал и первый покровитель Бориса Иофана товарищ Рыков, семью которого в одночасье вышвырнули из этого рая в коммуналку на окраине.

Но с товарищем Иофаном ничего такого не произошло. После войны он, конечно, впал в некоторую немилость. Однако прожил до конца своих дней в том самом Доме на Набережной и умер в построенном им самим санатории в Барвихе. А в опалу попал по причине своего неизжитого космополитизма и преклонения перед Municipal Building, Chrysler Buildin g и прочими чудесами буржуазной архитектуры. (По легенде Сталин требовал большего выявления национальных особенностей русской архитектуры в высотных зданиях.) Но главная причина опалы Бориса Иофана, наверное, заключается в том, что он утратил гибкость. Для того чтобы осуществить свой главный, воистину шумеро-вавилонский проект, он должен был бы водрузить на Дворце Советов вместо Ленина с протянутой рукой изваяние самого Иосифа Сталина с его магической трубкой.

Однако для реализации этой архитектурной затеи Генералиссимуса нужно было бы объявить богом. А Борис Иофан был всего лишь архитектором. Гениальным, конечно, но архитектором. Он не додумался до такой простой вещи. Хотя, как оказалось, все эти сложности совершенно излишни. Вопрос об обожествлении Юрия Лужкова даже и не вставал. Но его архитекторы застроили Москву тяжеловесными ремейками проектов Бориса Иофана.

И вот в этом месте заключается единственная недоработка кураторов большой и проработанной музейной выставки. Они старательно пытались проводить сравнения творчества Иофана с кучерявым манхэттенским арт-деко. А нужно было бы все же помянуть и современных последователей создателя Большого стиля.

Материал из Википедии

Борис Михайлович Иофан

Основные сведения

Место рождения Одесса, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти11 марта 1976(1976-03-11) (84 года) Место смерти Москва, СССР
Работы и достижения Работал в городах Москва, Барвиха Архитектурный стиль - конструктивизм
Важнейшие постройки Дом на набережной

Борис Михайлович Иофа́н (1891-1976) - известный советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член ВКП(б) с 1926 года.

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе в еврейской семье. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств, закончив его в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии.
Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной ». Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый Дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство Дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство Дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено. Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже ( 1937) и Нью-Йорке (1939) . Иофан - автор проекта станции метро «Бауманская» (1944) в Москве. В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще. Б. М. Иофан умер 11 марта 1976 года.

- [р. 16(28).4.1891, Одесса], советский архитектор, народный архитектор СССР (1970). Член КПСС с 1926. Окончил Высший институт изящных искусств (1916) и школу инженеров (1919) в Риме. Член итальянской компартии (1921‒24). С 1924 работает в СССР.… … Большая советская энциклопедия

- (1891 1976), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970). Окончил Высший институт изящных искусств (1916) и Школу инженеров (1919) в Риме. С 1924 работал в СССР. Построил в Москве комплекс зданий на ул. Серафимовича (жилой дом,… … Художественная энциклопедия

- (1891 1976) российский архитектор, народный архитектор СССР (1970). Административно жилой комплекс на ул. Серафимовича в Москве (1928 31); санаторий в Барвихе Московской обл. (1931 35); павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью… … Большой Энциклопедический словарь

- (1891 1976), архитектор, народный архитектор СССР (1970). Административно жилой комплекс на улице Серафимовича в Москве (1928 31); санаторий в Барвихе Московской области. (1931 35); павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью… … Энциклопедический словарь

- (1891, Одесса — 1976, Москва), архитектор, академик Академии архитектуры, народный архитектор СССР (1970). В 1911 окончил Одесское художественное училище, в 1916 — Высший институт изящных искусств, в 1919 — Школу инженеров в Риме.… … Москва (энциклопедия)

Род. 16 (28) апреля 1891 г., в Одессе, ум. 1976. Архитектор, строитель. Создатель проекта московского "Дома на набережной" (1928 31), московского Дворца Советов (1931), санатория в Барвихе (1931 35), павильона СССР на Всемирной выставке … Большая биографическая энциклопедия

- (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А.Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем… … Википедия

Борис Михайлович Иофан Борис Михайлович Иофан (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора … Википедия

Борис Михайлович Иофан Борис Михайлович Иофан (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора … Википедия

Борис Михайлович Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе.
В 1911 году закончил Одесское художественное училище. Приехал в Петербург, где два года проработал в качестве помощника у архитектора А.О.Таманяна и у своего брата Дмитрия Иофана.
В 1913 году Борис Иофан едет в Италию, где поступает в Королевский институт изящных искусств в Риме (Regio Istituto Superiore di belle arti), который заканчивает в 1916 году.

Отдавая предпочтение классическому наследию, Иофан начал работать в мастерской известного итальянского архитектора Армандо Бразини. Такой выбор невольно приближал Бориса Иофана (на уровне профессиональных задач) к неоклассическому направлению.
После окончания римского института архитектор Иофан проектирует и строит жилые здания и мемориальные сооружения, оценив это впоследствии лишь как подготовку к работе в СССР.
Оттачивая свое профессиональное мастерство в русле неоклассики, он, с одной стороны, оказался подготовленным к новой ситуации в художественной жизни СССР, а с другой - невольно оказался включенным в ту общую систему архитектурно-художественных образов, которые в это время были положены за основу и в других ведущих мировых державах.

В 1924 году Иофан вернулся в СССР. С первых дней пребывания на Родине архитектор включился в восстановление народного хозяйства. Он уезжает на Донбасс, проектирует и строит там рабочий посёлок Штеровской электростанции.
В 1925 году - жилые дома на Русаковской улице в Москве, в планировке которых, как и в посёлке на Донбассе, стремится ответить на новые социальные условия, созданные трудящимся в Советской стране.

С 1928 по 1931 год архитектор Б.М.Иофан совместно со своим старшим братом Дмитрием проектирует огромный жилой массив по улице Серафимовича в котором предстояло разместить своего рода городок (более 500 квартир, клуб, кинотеатр, спортзал, библиотеку, универмаг, столовую,детский сад, ясли и механическую прачечную). Новаторское решение кинотеатра «Ударник» рассчитанного на 1500 зрителей, позволяло при желании раскрыть крышу и демонстрировать фильмы прямо под открытым небом.

С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой работы мастера по проектированию Дворца Советов. Иофан принимает активное участие во всех конкурсах по созданию этого "Главного сооружения страны", неизменно лидируя на всех этапах.
На заключительном конкурсе 1933 года, мастер получает Высшую премию и его проектную композицию принимают за основу для дальнейшей работы. С этого момента к работе подключаются архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх, а также скульптор Д.С.Меркуров.
На протяжении всей работы по проектированию Дворца Советов, Иофан последовательно ищет выражения идейно-художественного образа сооружения для массовых народных собраний и как памятника основателю Советского государства Владимиру Ильичу Ленину.

Благодаря композиционной схеме, характерной для русской архитектуры сооружение не подавляло грандиозностью своих размеров, а становилось мощной вертикалью, объединяющей весь город. Зона архитектурного влияния Дворца Советов поддерживалась высотными зданиями, которые создавали новый силуэт Москвы, и в дальнейшем сказались на масштабе всей столичной застройки.
Война помешала осуществить Дворец Советов, но его роль в истории советского искусства трудно переоценить. Об эмоциональном воздействии даже проектных материалов, эскизов и макетов сооружения, можно судить по влиянию этого материала на других мастеров искусства, работающих в русле Советского монументального классицизма.

Проекты мемориальных сооружений и памятников широко представлены в творческом наследии Б.М.Иофана. В ряду этих произведений видное место занимает монумент «Героям Перекопа» (1940). Памятник задуман как пространственная композиция, призванная увековечить драматические события борьбы за Советскую власть и борьбы против военной интервенции.
В 1946 году Б.М.Иофан завершил проект памятника Победы для Москвы. По композиционному замыслу монумент (как и другие произведения автора) имеет открытый, торжественный и радостный характер.
Тема Победы находит выражение и в проекте монумента «Город-герой» (1966-1967), предназначавшегося для сооружения в Одессе.

Для всех сооружений, над которыми работал Иофан, он, начиная с самых первых эскизов, сам разрабатывал скульптурные и монументально-декоративные композиции, передавая в них свой замысел. Как режиссёр, он предельно точно доносил своими рисунками эмоциональный настрой скульпторам и художникам, которые впоследствии развивали, заданную мастером тему.
С Борисом Михайловичем Иофаном сотрудничали художники, которые впоследствии сформировали неповторимый образ всего Советского монументального классицизма, который западные искусствоведы называют «Сталинским ампиром». Это архитекторы: Л.В.Руднев, В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, Я.Б.Белопольский, Е.Н.Стамо; художники: А.А.Дейнека, Е.Е.Лансере, В.П.Ефанов, Ф.Ф.Федоровский; скульпторы: В.И.Мухина, Е.В.Вучетич, В.Андреев, И.Шадр, Д.Меркуров.

Не считая работу над 400-метровым Дворцом Советов Б.М.Иофан стоял у истоков всего высотного строительства не только в Москве, но и в стране.
Всё началось с Постановления СМ СССР № 53 от 13 января 1947 года «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», в котором, говорилось: «Построить 32-этажное здание на Ленинских горах в центре излучины Москвы-реки, разместив в нем гостиницу и жилье…».
Так в январе 1947 года Борис Михайлович Иофан приступил к эскизной проработке "32-этажного высотного здания" на Ленинских горах.

12 сентября 1947 года газета «Советское искусство» в заметке «Закладка многоэтажных зданий» сообщала: «В день восьмисотлетия юбилея Столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве.
На митинг, посвященный закладке самого высокого, 32-этажного здания собрались трудящиеся Ленинского района. Этот дом, в котором будет 750 жилых квартир и 520 рабочих комнат, сооружается на Ленинских горах, на берегу Москвы-реки...
На митинге выступил действительный член Академии архитектуры СССР Б. М. Иофан...».

В Постановлении СМ СССР № 803 от 15 марта 1948 года «О строительстве новых здании на Ленинских горах» уточнялось: «Построить в течение 1948–1952 гг. для Московского государственного университета новое здание на Ленинских горах...» и «утвердить задание на проектирование нового здания Московского государственного университета, предоставленное Министерством высшего образования (С.В. Кафтановым), Московским государственным университетом (А.Н.Несмеяновым), и Управлением Дворца Советов (А.Н.Прокофьевым и архитектором Б.М.Иофаном)».
В послевоенные годы на панорамах Москвы рисовали величественный Дом Советов архитектора Иофана, а естественным "плавным переходом" к исторической застройке служили высотные здания расположенные в восьми узловых точках советской Столицы.

Архитектурный образ высотных сооружений, особенно МГУ, должен был стать связующим звеном между Кремлёвскими башнями и грандиозным Дворцом, между прошлым и настоящим.
Выразительные предпроектные эскизы и чёткое задание на проектирование, разработанные зодчим, явились основой для дальнейшей работы. Именно поэтому академика-архитектора Бориса Михайловича Иофана по праву называют соавтором Главного здания Университета.
Творческий коллектив под руководством академика архитектора Л.В.Руднева, блестяще продолжил работу мастера, и Московский Государственный Университет на Ленинских горах заслуженно является визитной карточкой Москвы, символом науки и культуры России.

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе в еврейской семье. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств, закончив его в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии.

Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной».

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый Дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство Дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство Дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Иофан - автор проекта станции метро «Бауманская» (1944) в Москве.

В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Проекты

  • Санаторий Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
  • Дом ЦИК и СНК (Дом Правительства, «Дом на набережной»)

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) - за архитектурный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937);
  • народный архитектор СССР (1970)
  • орден Ленина
  • четыре других ордена