История удмуртов. История удмуртии

Фильм "История государственности Удмуртии"


В вашем браузере отключен JavaScript

Историческая справка

Наиболее древние археологические памятники свидетельствуют о заселении территории Удмуртии в зпоху мезолита (8-5 тыс. до н.э.). В последующие археологические эпохи в западном Приуралье происходили процессы дифференциации древнего финно-угорского населения. В раннем железном веке (VII I-III вв. до н.э.) в Прикамье сложилась ананьинская культурно-историческая общность, принадлежащая предкам пермских народов - удмуртов и коми.

Значительное воздействие на древних удмуртов оказало включение их в Х в. в состав первого государственного образования в Нижнем Прикамье - Волжской Булгарии. С XIII в. южные удмурты находились под влиянием Золотой Орды, а затем - Казанского ханства. Крупнейшим ремесленным, культовым и административным центром сохранявших самостоятельность северных удмуртов в эпоху средневековья было городище Иднакар.

Первые русские поселения появились на р. Вятке в ХII-ХIII вв. Север Удмуртии стал частью формирующегося Русского государства. К 1557 г. после взятия Иваном Грозным Казани завершился процесс присоединения удмуртов к Русскому государству.

До середины XVIII в. население Удмуртии занималось преимущественно сельским хозяйством и промыслами. В 1756 г. появился первый завод - Бемыжский медеплавильный, чуть позже железоделательные - Пудемский и Воткинский (1759 г.), Ижевский (1760 г.) и Камбарский (1761 г.). Бурного развития промышленность и культура края достигают во второй половине XIX в. Открываются частные фабрики, мастерские, банки, товарищества, гимназии, училища, театры, библиотеки. Предприятия края выставляли свою продукцию на крупных всероссийских и зарубежных выставках. В 1899 г. через север, а в начале XX столетия через юг Удмуртии прошли железные дороги Пермь-Котлас и Казань-Екатеринбург, сыгравшие значительную роль в экономическом развитии края.
До Октябрьской Революции территория Удмуртии входила в состав Казанской и Вятской губерний.
Благодаря своему выгодному геополитическому положению в XX веке Удмуртия превратилась в крупный центр военно-промышленного комплекса СССР и России. В годы Великой Отечественной войны в республику было эвакуировано около 40 предприятий.

Национально-государственное устройство и оборонная направленность промышленности региона и сегодня во многом определяют историческое, социально-экономическое и культурное своеобразие Удмуртской Республики.

1. История удмуртов

Удмурты - один из коренных народов Среднего Урала. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян.
Древнейшее самоназвание удмуртов - Ары, то есть «человек», «мужчина». Отсюда происходит древнее название Вятской земли - Арская земля, жителей которой русские практически до самой революции называли пермяками, вотяками (по реке Вятке) или вотской чудью. Сегодня удмурты считают эти названия оскорбительными.
До середины 16 века удмурты не были единым народом. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.
Южные удмурты попали под власть Волжской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства. Принято считать, что их присоединение к России завершилось к 1558 году.
Таким образом, на протяжении жизни трех-четырех поколений удмурты несколько раз сменили подданство, а многие из них были ассимилированы: северные удмурты - русскими, южные - татарами.
Однако же именно Русское государство дало возможность удмуртским племенам не только выжить, но и сформироваться как народу. Вот сухие цифры: если в Петровскую эпоху было учтено всего 48 тыс. удмуртов, то сейчас их насчитывалось 637 тыс. человек - 13-кратное увеличение численности за 200 лет.
Сам этноним «удморд» впервые опубликовал русский ученый Рычков в 1770 году. Происхождение его до конца не выяснено. Достаточно прозрачна только индоиранская основа - мурт, морт, которая означает то же, что и «ары» - человек, муж. Официально самоназвание удмуртского народа признано в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.
Русские филологи создали и удмуртскую письменность - на основе русского алфавита, но с прибавлением некоторых букв и знаков. Первая грамматика была опубликована в 1775 году. Наиболее близок удмуртскому язык коми, - они соотносятся примерно так же, как русский и польский языки. Сегодня удмуртский язык, наряду с русским, является государственным языком Удмуртской Республики. Коренное население составляет примерно треть ее жителей.

2. Духовная культура и религия удмуртов

Удмуртские язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начал. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух - Шайтан.
Удмуртские космогонические представ¬ления считали главной стихией - воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода»,- повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы»,- говорится в другой легенде.
Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в XVIII веке. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной часть народа упорно держаться язычества.
Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки. Сюжеты многих из них перекликаются с сюжетами русских народных сказок. Это и понятно: ведь удмурты давно живут в тесном содружестве с русским народом. Вот, например, зачин одной из сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве не взошел овес». Начинается разбор, почему соделалась такая беда. По утверждению попа, крестьяне не заплатили налога Илье Антоновичу (Илье Пророку). К тому же выясняется, что в небесной канцелярии царит беспорядок: никто не знает, кто за что отвечает, поэтому не было долго дождей и не взошел овес.
Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен - многоголосых, мелодично-напевных. Большинство старых удмуртских песен грустные, от которых щемит сердце.
Наверное, это один из самых поющих народов. Удмуртская свадьба не начиналась, пока один из распорядителей не давал песенный зачин. Устраивались песенные состязания, кто кого перепоет. Людей, которые не умеют петь, насмешливо называли «паллян кырзась» (буквально, «поющий влево»), мол, что с него взять, если он даже петь не умеет.

3. Национальный характер и традиции удмуртов

В антропологическом отношении удмуртов относят к уральской малой расе, которую отличает преобладание европеоидных черт при некоторой монголоидности. Среди удмуртов много рыжих. По этому признаку могут соперничать с мировыми чемпионами по златоволосости - кельтами-ирландцами.
Внешне удмурты крепки и выносливы, хотя и не богатырского телосложения. Они очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера считаются скромность, стеснительность, доходящая до робости, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты немногословны. «У него язык остер, да руки тупы»,- говорят они. Однако ценят силу меткого выражения: «Ветер горы рушит, слово народы подымает»; «Сердечное слово три зимы греет».
Путешественники XVIII века отмечали большое гостеприимство и радушие удмуртов, их миролюбие и кроткий нрав, «склонность более к веселию, нежели к печали».
Радищев в «Дневнике путешествия из Сибири» отметил: «Вотяки почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
Пожалуй, самой выразительной постройкой на удмуртском крестьянском дворе были двухэтажные кеносы-амбары. Сколько было снох в семье, столько стояло кеносов на дворе. Само это слово происходит от удмуртского «кен» - сноха.
Традиционный удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье. Удмурты до¬стигли высшего мастерства в «полотняном фольклоре»,
В традиционной этнокультуре удмуртов используется классическая цветовая триада: белый-красный-черный. Не случайно именно она положена в основу Герба и Флага Удмуртской Республики.
В годы коллективизации и сталинских репрессий сельской культуре удмуртов был нанесен огромный урон. Наиболее инициативная, предприимчивая часть народа погибла. Дело довершила знаменитая удмуртская самогонка - «кумышка». Удмурты всегда упорно отстаивали свое право на самогоноварение, руководствуясь убеждением, что они получили «кумышку» в наследство от предков в качестве ритуального напитка. Прекратить ее изготовление - значит, предать веру, изменить своим богам. Поэтому удмуртское село сегодня, увы, выглядит такой же удручающе, как и русское.

Первые постоянные поселения людей в Прикамье появились за восемь – шесть тысяч лет до нашей эры. Основным источником по древней истории региона является археология. В настоящее время известно несколько археологических культур, связываемых с пермскими народами (предками коми и удмуртов) - ананьинская, пьяноборская, поломская и чепецкая, последнюю связывают с предками современных северных удмуртов. В шестом – девятом веках происходит формирование собственно удмуртского этноса (древнее название удмуртов - «отяки», «вотяки»).

В восьмом веке возник булгарский союз племен, объединивший пришлых булгар и сувар и местные финно-угорсике племена – предки мордвы, марийцев и удмуртов. В десятом веке образовалось первое в Среднем Поволжье государственное объединение – Волжская Булгария, подчинившая своему влиянию финно-угорские племена, в том числе южных удмуртов – аров. Арская земля (Арсанийна, область Арв) платила булгарам дань, а удмуртская знать – арские князья и старейшины – стала опорой власти булгарских наместников. Эта верхушка после принятия в 922 году Волжской Булгарией ислама стала подвергаться тюркизации и исламизации. Булгарское государство распространяло свое влияние и на северных удмуртов, имея свои опорные пункты на Чепце.

Процесс самостоятельного и самобытного развития северных удмуртов также был прерван в девятом веке марийской, а затем славянской колонизацией. Уже с двенадцатого века на территории Удмуртии появляются первые русские поселенцы. Особенно много их пришло из новгородских земель, что объясняло некоторые особенности говора и фольклора русских в Удмуртии. Вятская феодальная республика оформилась приучастии жителей различных русских земель, но доминировали как раз выходцы из Нижегородско-Суздальского княжества. В результате походов великокняжеской рати в пятнадцатом веке население Вятской земли присягнуло на верность Москве. Север Удмуртии стал частью формирующегося Русского государства, а южные удмурты еще долго были оторваны от свои северных сородичей, будучи в составе Казанского ханства.

После завоевания царем Иваном Грозным Казани в 1552 году произошло воссоединение удмуртского народа в границах одного государства. Это событие также распахнуло двери в этот край. Появились условия для возникновения первых русских сел: Крымская Слудка (Кизнерский район) и Вознесенское (ныне город Сарапул).

В семнадцатом веке возле села Вознесенское действовали два мужских монастыря, ставших форпостами наступавшего христианства. В 1731 году для Казанской и Нижегородской епархий была учреждена коммисия новокрещеных дел, началось массовое обращение удмуртов в христианство. С 1740 г. правительство предпринимало энергичные усилия по насильственной христианизации удмуртов. В результате появились первые чисто удмуртские села (Елово, Понино, Глазово – город Глазов, Балезино, Алнаши и другие), была создана удмуртская грамматика, словари, буквари, переводы некоторых частей Библии и собственная художественная литература. Зарождалась также первая национальная интеллигенция – духовенство. Но христианская культура была мало понятна основной массе народа, отторгалась им. В результате только в одном 1774 году по просьбам и с участием язычников пугачевцы казнили двадцать одного священника Удмуртии. В дальнейшем, однако, установилась взаимная терпимость, формировалась удмуртская национальная Церковь, лучшими представителями которой были: И.В. Васильев, Г.Е. Верещагин, И.С. Михеев. Это не только миссионеры, но и писатели, этнографы, просветители.
В восемнадцатом веке на территории Удмуртии появился первый частный завод – Бемыжский медеплавильный (1756). Все последующие были железоделательными, тоже частными: Пудемский и Боткинский (1759), Ижевский (1760), Камбарский (1761). Крупнейшие из них по своему типу являлись уральскими «городами-заводами». А в 1780 году впервые появились и поселения, официально удостоенные статуса города – уездные центры Глазов и Сарапул.

Во второй половине девятнадцатого века промышленность и культура края испытали бурное развитие. В то время открылось много частных фабрик, мастерских, банков, товариществ, гимназий, училищ, театров и библиотек.
В начале двадцатого века капиталистическая модернизация производства увеличивала потребность в профессионально образованных работниках. В заводских поселках возникли бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались элементарные профессионально-технические знания. В селах открывались учебные заведения для женщин. В 1901 году в селе Балезино было открыто женское земское училище, в селе Нылгижикьинском Сарапульского уезда было освящено здание двухклассной женской школы. Однако несмотря на открытие новых школ и училищ, удмурты оставались неграмотными.

В 1902 году увеличилось число земских школ и училищ. В Сарапуле состоялась торжественная закладка нового здания женской гимназии, в Ижевском заводе было открыто второе двухклассное земское училище на средства Ижевско-Нагорной волости с пособием от правительства. Кроме государственных, открываются и частные учебные заведения. Осенью в Сарапуле была открыта частная женская прогимназия. Появляются различные культурно-просветительские организации. В Сюгинском заводе Можгинской волости была открыта бесплатная библиотека-читальня на средства товарищества С.А. Сырневой и С.А. Шишковой. В Ижевском и Воткинском заводах учреждены отделы Сарапульского уездного комитета попечительства о народной трезвости.

В начале двадцатого века удмуртские земли входили в состав Вятской губернии. Как государственное образование, Удмуртия возникла после Октябрьской Революции. В 1920 году В.И. Лениным было подписано постановление об образовании Вотской автономной области, а в 1932 году, ввиду того, что коренное население этой области стало называться «удмуртским народом», ее переименовали в Удмуртскую автономную область. В 1934 году она стала Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республикой. А с распадом СССР в 1991 году она приобрела новое название, сохранившееся и поныне, – Удмуртская Республика.

В 2000 году прошли выборы первого президента Удмуртии, и большинство голосов избирателей получил Александр Волков, который и сейчас стоит во главе республики. 4 ноября 2000 году состоялось празднование государственности Удмуртии, которая за восемьдесят лет прошла путь от автономной области до республики в составе Российской Федерации. Издана первая энциклопедия «Удмуртская Республика», явившаяся свидетельством высокого научного потенциала республики.

В исследовании истории удмуртского языка выделяют несколько периодов: ранний праудмуртский (X-XIV века, изменения носили общеудмуртский характер), поздний праудмуртский (XV-XVII века, формирование диалектов) и современный удмуртский.

К началу II тысячелетия на территории прародины удмуртов единой археологической культуры не было. На основе анализа археологических материалов, выделяется несколько локальных вариантов.

Кочергинская археологическая культура

Кочергинская культура объединяет памятники бассейна Вятки X-XII веков , предшественники - худяковская и еманаевская культуры. С приходом на Вятку русских на рубеже XII-XIII веков эта культура постепенно прекратила существование. Её представители частично обрусели, частично мигрировали на восток, на территорию современной Удмуртии. Процесс вытеснения удмуртов с Вятки носил постепенный характер, удмуртские деревни в центральной части современной Кировской области, фиксируются переписями до конца XVII века.

Чумойтлинская археологическая культура

Чумойтлинская культура объединяет памятники удмуртского Прикамья X-XV веков, предшественники - мазунинская и верхнеутчанская культуры.

Чепецкая археологическая культура

Чепецкая культура объединяет памятники бассейна Средней Чепцы -XV веков , предшественник - поломская культура . Наиболее известные городища этой культуры - Солдырское и Дондыкарское . Этнический состав этой культуры неясен, но скорее всего был преимущественно пермским . Позднее в результате смешения представителей этой культуры и удмуртов, переселившихся с Вятки , сформировались северные удмурты . По альтернативной теории заселение удмуртами бассейна Чепцы начинается спустя 200 лет после того, как прекратили существование последние крупные центры этой культуры, и перед приходом удмуртов эти земли пустовали .

Удмурты в средневековье

Южные удмурты

В 1135-1136 годах в Волжской Булгарии побывал Абу Хамид ал-Гарнати , который описывая страну, пишет: «…у Булгар есть области Вису и Ару, которые платят харадж…» .

Северные удмурты

Первым письменным упоминанием удмуртов в русских летописях является Повесть о стране Вятской : «и узревше… град чудской,… называемый Чудью Болванский городок… той град взяша воинским промыслом в лето 6689 (1181) месяца июля в 21 день… и побиша ту множество Чуди и Отяков, а ини по лесам разбегошася,… и нарекоша той град Никулицын …»

Удмурты в составе Российского государства

В 1552 году, после завоевания Москвой Казанского ханства, обе группы удмуртов - и северные, и южные - оказались в границах одного государства.

В XVII-XVIII веках было начато освоение территории, были возведены первые предприятия, наибольшее развитие получили металлургия и производство оружия. В конце 1750-х и начале 1760-х годов были возведены крупнейшие промышленные предприятия - Ижевский и Воткинский заводы . В 1760-е годы был создан посёлок при чугуноплавильном и железоделательном заводе Камбарка .

Удмуртская АССР

Удмуртская АССР образована постановлением ВЦИК 28 декабря 1934 года .

Муниципально-территориальное деление :

Городские округа : Воткинск Глазов Ижевск Можга Сарапул
Районы : Алнашский Балезинский Вавожский Воткинский Глазовский Граховский Дебёсский Завьяловский Игринский Камбарский Каракулинский Кезский Кизнерский Киясовский Красногорский Малопургинский Можгинский Сарапульский Селтинский Сюмсинский Увинский Шарканский Юкаменский Якшур-Бодьинский Ярский

Отрывок, характеризующий История Удмуртии

Бабушка по-настоящему любила готовить и что бы она ни делала, это было необыкновенно вкусно всегда. Это могли быть сибирские пельмени, пахнущие так, что у всех наших соседей вдруг появлялась «голодная» слюна. Или мои любимые вишнёво-творожные ватрушки, которые буквально таяли во рту, оставляя надолго изумительный вкус тёплых свежих ягод и молока… И даже её самые простые квашеные грибы, которые она каждый год квасила в дубовой кадушке со смородиновыми листьями, укропом и чесноком, были самыми вкусными которые я когда-либо ела в своей жизни, несмотря на то, что на сегодняшний день я объездила больше половины света и перепробовала всевозможные лакомства, о которых, казалось бы, можно было только мечтать. Но тех незабываемых запахов одурительно вкусного бабушкиного «искусства» никогда не смогло затмить никакое, даже самое изысканно-рафинированое заграничное блюдо.
И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот – чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать».
Мне становилось очень плохо и от каждой новой порции принимаемой пищи рвало. Только лишь чистая вода принималась моим истерзанным желудком с удовольствием и легко. Мама уже была почти что в панике, когда к нам совершенно случайно зашла, наш тогдашний семейный врач, моя двоюродная сестра Дана. Обрадованная её приходом, мама, конечно же, тут же рассказала ей всю нашу «ужасную» историю о моём голодании. И как же я обрадовалась, когда услышала, что «ничего такого уж страшного в этом нет» и что я могу на какое-то время быть оставлена в покое без насильственного запихивания в меня еды! Я видела, что моя заботливая мама в это совсем не поверила, но деваться было некуда, и она решила оставить меня в покое хотя бы на какое-то время.
Жизнь сразу стала лёгкой и приятной, так как чувствовала я себя абсолютно прекрасно и больше уже не было того постоянного кошмарного ожидания спазмов желудка, которые обычно сопровождали каждую малейшую попытку принятия какой-либо пищи. Это продолжалось примерно около двух недель. Все мои чувства обострились и восприятия стали намного ярче и сильнее, как бы выхватывалось что-то самое важное, а остальное уходило на второй план.
Мои сны изменились или вернее, я стала видеть один и тот же, повторяющийся сон – как-будто я вдруг поднимаюсь над землёй и иду свободно не касаясь пятками пола. Это было настолько реальное и невероятно прекрасное чувство, что каждый раз просыпаясь, мне немедленно хотелось обратно. Этот сон повторялся каждую ночь. Я до сих пор не знаю, что это было и почему. Но это продолжалось и после, спустя много, много лет. И даже теперь, перед тем, как проснуться, я очень часто вижу тот же самый сон.
Как-то, папин брат приехал в гости из города, в котором он в то время жил и во время разговора сказал папе, что недавно он видел очень хороший фильм и начал его рассказывать. Каково же было моё удивление, когда я вдруг поняла, что уже наперёд знаю, о чём он будет говорить! И хотя я совершенно точно знала, что никогда не видела этот фильм, я могла его рассказать от начала до конца со всеми подробностями... Я никому об этом не сказала, но решила понаблюдать проявится ли что-либо подобное в чём-то ещё. Ну и естественно, моё обычное «новенькое» не заставило себя долго ждать.
В то время в школе мы проходили старые античные легенды. Я была на уроке литературы и учительница сказала, что сегодня мы будем проходить «Песнь о Роланде». Вдруг, неожиданно для самой себя, я подняла руку и сказала, что могу рассказать эту песнь. Учительница очень удивилась и спросила, часто ли я читаю старые легенды. Я сказала, что не часто, но эту я знаю. Хотя, честно говоря, пока что понятия не имела – откуда?
И вот, с того же дня, я начала замечать, что всё чаще и чаще в моей памяти открываются какие-то незнакомые моменты и факты, которых я никаким образом не могла знать и с каждым днём их появляется всё больше и больше. Я немножко уставала от всего этого «наплыва» незнакомой информации, которой, по всей вероятности, для моей детской психики в то время было просто многовато. Но так как оно откуда-то приходило, то, по всей вероятности, для чего-то это было нужно. И я совершенно спокойно всё это принимала, точно так же, как всегда принимала всё незнакомое, что приносила мне моя странная и непредсказуемая судьба.
Правда, иногда вся эта информация проявлялась в весьма забавной форме – я вдруг начинала видеть очень яркие образы незнакомых мне мест и людей, как бы сама в этом принимая участие. «Нормальная» реальность исчезала и я оставалась в каком-то «закрытом» от всех остальных мире, который могла видеть лишь я одна. И вот так я могла оставаться долгое время стоя «столбом» где-нибудь посередине улицы, ничего не видя и ни на что не реагируя, пока какие-нибудь перепуганные, сердобольные «дядя или тётя» не начинали меня трясти, пытаясь как-то привести в чувство, и узнать всё ли со мной в порядке…
Несмотря на свой ранний возраст, я тогда уже (по своему горькому опыту) прекрасно понимала, что всё то, что постоянно происходит со мной, для всех «нормальных» людей, по их обычным и привычным нормам, казалось абсолютно ненормальным (хотя по поводу «нормальности» я готова была спорить с кем угодно уже тогда). Поэтому, как только кто-то в одной из этих «необычных» ситуаций пытался мне помочь, я обычно старалась как можно быстрее убедить, что у меня «совершенно всё хорошо» и что абсолютно не надо за меня волноваться. Правда, убедить мне удавалось далеко не всегда и в таких случаях это кончалось очередным звонком моей бедной, «железобетонно-терпеливой» маме, которая после звонка естественно приезжала меня забирать…
Вот такой была моя сложная и порой смешная, детская реальность, в которой я в то время жила. И так как другого выбора у меня не было, то приходилось находить своё «светлое и прекрасное» даже в том, в чём другие, думаю, не нашли бы этого никогда. Помню как-то после очередного моего необычного «происшествия», я грустно спросила бабушку:
– Почему моя жизнь такая непохожая на всех остальных?
Бабушка покачала головой, обняла меня и тихо ответила:
– Жизнь, моя милая, на десятую долю состоит из того, что с нами происходит и на девять десятых из того, как мы на неё реагируем. Реагируй весело, малыш! Иначе временами может быть очень не просто существовать… А что не похожая, так все мы вначале так или иначе непохожи. Просто ты будешь расти и жизнь начнёт всё больше и больше «подкраивать» тебя под общие мерки, и будет зависеть только лишь от тебя, хочешь ли ты быть такой же, как все.
И я не хотела… Я любила свой необычный красочный мир и не променяла бы его ни на что и никогда. Но, к сожалению, каждое прекрасное стоит в нашей жизни очень дорого и надо это по-настоящему очень сильно любить, чтобы не было больно за это платить. А, как нам всем очень хорошо известно, платить приходится, к сожалению, за всё и всегда... Просто, когда делаешь это сознательно, остаётся удовлетворение от свободного выбора, когда твой выбор и свободная воля зависит только от тебя. А вот за это, по моему личному понятию, по-настоящему стоит платить любую цену, даже если это иногда и очень дорого для самого себя. Но вернёмся к моему голоданию.
Прошли уже две недели, а я всё ещё, к большому огорчению моей мамы, ничего не хотела есть и, как ни странно, физически чувствовала себя сильно и совершенно прекрасно. А так как выглядела я тогда, в общем-то, весьма хорошо, постепенно мне удалось убедить маму, что ничего плохого со мной не происходит и ничего страшного мне, видимо, пока не грозит. Это было абсолютной правдой, так как я по-настоящему чувствовала себя великолепно, если не считать того «сверхчувствительного» психического состояния, которое делало все мои восприятия может быть чуточку слишком «оголёнными» – краски, звуки и чувства были такими яркими, что от этого иногда становилось тяжело дышать. Думаю, эта «сверхчувствительность» и явилась причиной моего следующего и очередного «невероятного» приключения…

В то время на дворе была уже поздняя осень и группа наших соседских ребят после школы собралась в лес за последними осенними грибами. Ну и естественно, как обычно, собралась с ними пойти и я. Погода стояла на редкость мягкая и приятная. Всё ещё тёплые солнечные лучи яркими зайчиками скакали по золотой листве, временами просачиваясь до земли и согревая её последним прощальным теплом. Нарядный лес встречал нас в своём празднично-ярком осеннем наряде и, словно старый друг, приглашал в свои ласковые объятия.

Основой для формирования народности послужили автохтонные племена Волго-Камья (волжско-камские болгары). В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранское, утерское, раннетюркское, славянское, позднетюркское).

Территория Удмуртии начала заселяться с эпохи мезолита. Этническая принадлежность древнего населения не установлена. Удмурты - коренная народность на данной территории. Основой для формирования народности послужили автохтонные племена Волго-Камья (волжско-камские болгары). В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранское, утерское, раннетюркское, славянское, позднетюркское). Истоки этногенеза восходят к ананьинской археологической культуре (8-3вв. до н.э.). В этническом отношении она представляла собой еще не распавшуюся финно-пермскую общность. Из внешних контактов для пермян имели скифо-сарматские контакты, о чем свидетельствуют многочисл. языковые заимствования.

На рубеже н.э. на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для этногенеза удмуртов имела пьяноборская (3в. до н.э. - 2в. н.э.), с которой у удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь. Во 2-й половине 1-го тысячелетия н.э. на базе позднепьяноборских вариантов (поломская, азелинская культуры) оформляется древнеудмуртская этноязыковая общность, которая располагалась, в бассейне нижнего и среднего течения р.Вятки и ее притоков. Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (9-15вв.).

Одно из самых ранних упоминаний о южных Удмуртах встречается у арабских авторов (Абу-Хамид ал-Гарнати, 12в.). В русских источниках удмурты, под названием арян, арских людей упоминаются лишь в 14в. "Пермь" некоторое время служила, по-видимому, общим собирательным этнонимом для пермских финнов, в т.ч. и для предков удмуртов. Самоназвание "удморд" впервые опубликовано Н.П.Рычковым в 1770. Постепенно происходило разделение удмуртов на северных и южных. Развитие этих групп протекало в различных этноисторических условиях, что предопределило их своеобразие: у южных ощущается тюркское влияние, у северных - русское.

Связи с русскими прослеживаются с 11в. В 13в. вместе с русскими удмурты попали под монголо-татарское иго. До середины 16в. удмурты не представляли единого целого. Северные довольно рано вошли в состав своеобразного политического и экономического образования - Вятской земли, которая постепенно складывалась в процессе освоения края русскими крестьянами-переселенцами. Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а летом 1489г. после длительной межсдоусобицы вместе со всеми вятчанами вошла в состав Великого княжества Московского. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552г. были присоединены к Русскому государству. Считается, что присоединение удмуртов к России завершилось к 1558г. С учреждением Вятского наместничества (1780г.), а позднее Вятской Губернии (1796г.) удмурты составили большинство нас. четырех ее уездов: Глазовского, Сарапульского, Малмыжского и Елабушского - и были отнесены в разряд государственных крестьян.

Мало плодородные лесные земли удмуртов нуждались в обязательном удобрении. Экстенсивное земледелие приводило к истощению почвы и частым неурожаям; однако удмуртские земледельцы считались одними из самых искусных в Поволжье. Неотъемлемой частью традиционного удмуртского хозяйства было животноводство. Разводили рабочий скот, коров, свиней, овец, довольно много было домашней птицы, Особую известность своей неприхотливостью и выносливостью получила лошадь "вятка" местной селекции и романовская овца, дававшая шерсть и овчину летом. Скот содержали без пастухов на вольном выпасе в "поскотинах" - специальных огороженных участках леса. Важное место в хозяйстве крестьянства занимали разнообразные неземледельческие занятия: охота, рыболовство, пчеловодство, которые, утратив свое главенствующее значение, еще долго служили важным подспорьем. Промышляли белок, зайцев, выдру, куниц, бобров, лис, норку, волков и медведей, охотились на рябчиков, тетеревов, куропаток. Охотились с собакой, устраивали облавы. Обилие рыбы в реках стимулировало занятие население рыбной ловлей. Промышляли ценную рыбу: стерлядь, судака, хариуса. Для удмуртов были характерны в основном лесные промыслы: рубка леса и заготовка древесины. В Удмуртии с 18в. сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы).

В качестве самостоятельной территории Удмуртия существует с 1920г., когда декретом, подписанным В.И.Лениным и М.И.Калининым была создана Вотская (Удмуртская) автономная область в составе РСФСР. О статусе области, о принципах ее взаимоотношений с центральными органами власти в декрете ничего не говорилось. Руководители области вскоре осознали свое бесправное положение и жесткий диктат Центр. Уже в 1924г. Президиум Облисполкома поставил перед Москвой вопрос о преобразовании Вотской автономной области в автономную республику с расширением прав в решении хозяйственных и культурных вопросов, которые местное руководство знало лучше, чем работники ведомств в Москве. Однако Москва долго не обращала внимания на многократные ходатайства руководителей удмуртской автономии, и лишь в 1934г. постановлением ВЦИК область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Но ожидаемого расширения прав не произошло: основные вопросы политической, хозяйственной и культурной жизни, как и прежде, решались в Центре. В 1990г. была образована Удмуртская республика в составе Российской Федерации. вом.

Русская Цивилизация