Изменение пропорций тела с возрастом. Возрастные изменения показателей физического развития: роста, массы тела,пропорций тела у детей

Организму человека, как и любому живому организму, присущи рост и развитие.
Рост- это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.
Развитие - это качественные преобразования в многоклеточ­ном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и при­водят к качественным и количественным изменениям функций организма.
Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при до­стижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продол­жаться на одной и той же стадии развития бесконечно.
Дифференцировочные процессы, или дифференцировка, - это по­явление специализированных структур нового качества из малоспециализированных клеток-предшественниц. Наименее специализи­рованной можно считать зиготу - зародышевую клетку, образу­ющуюся в результате слияния материнской яйцеклетки с отцов­ским сперматозоидом. Первые этапы развития зиготы представляют собой про­стое увеличение числа неотличимых друг от друга клеток - сначала зигота делится на 2, потом каждая из них еще на 2, т.е. обра­зуется 4 клетки, затем - 8, 16, 32 и т.д. Эти эмбриональные клет­ки называются бластомерами, они похожи, как две капли воды. Однако уже на стадии 32 бластомеров начинают выявляться неко­торые особенности отдельных клеток, связанные с их местополо­жением.

В последние десятилетия убедительно показано, что дифференцировочные процессы не заканчиваются во внутриутробном периоде: многие ткани организма продолжают развиваться, в том числе и путем дифференцировочных процес­сов, вплоть до завершения полового созревания. Особенно дли­телен период созревания возбудимых тканей - нервной и мы­шечной.
Ростовые процессы ве­дут, как правило, к количественным, пропорциональным из­менениям. Дифференцировочные процессы могут приводить к появлению качественных, непропорциональных изменений в деятельности физиологических систем организма.
Энергетические затраты в процессе роста и развития. Даже в период самого интенсивного роста на процессы роста расходуется не более 4-5 % суточного потребления энергии. Видимое глазу изменение размеров и пропорций тела на самом деле представляет собой достаточно легко (с точки зрения энергетики организма) реализуемый процесс. Совершен­но иначе обстоит дело с дифференцировочными процессами, оп­ределяющими динамику качественного развития организма. Ко­личество синтезов, которые протекают в процессе дифференцировок, возможно, не столь велико, но их энергетическая «цена» намного выше. Это связано с тем, что в процессе ростовых синте­зов используются уже готовые, отработанные пути метаболизма, тогда как дифференцировочные процессы требуют организации новых метаболических путей.
Количественные
икачественные изменения в деятельности фи­
зиологических систем. Все физиологические функции так или иначе связаны с раз­мерами тела. Но при этом часть из них меняется в онтогенезе пропорционально изменениям массы тела, тогда как другие ме­няются пропорционально изменениям площади поверхности тела. Если же в ходе развития та или иная функция демонстрирует непропорциональное массе или площади поверхности измене­ние, то это свидетельствует о качественном преобразовании ме­ханизмов реализации данной функции.
Чередование периодов роста и дифференцировки служит ес­тественным биологическим маркером этапов возрастного разви­тия, на каждом из которых организм имеет специфические осо­бенности. Иными словами, этапы онтогенеза - не абстракция, а совершенно реальная последовательность событий, неизменно повторяющаяся в процессе развития каждого индивидуума.
Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5-5 годам; утраивается к 14-15 го­дам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4-5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины - 6-8 см.
В основе - закономерность скачкообразности развития , когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совер­шенной координации движений, более повышенного внимания, ин­тереса к окружающему).
Понятие о «скачке роста».
Втех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются росто­вые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей.
В постнатальном онтогенезе человека такие «скачки» наиболее ярко выражены
в первый год жизни (1,5-кратное уве­личение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет удлинения туловища),
в возрасте 5-6 лет (так называемый «полуростовый скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70 % длины тела взросло­го, рост преимущественно за счет удлинения конечностей), а также
в 13-15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей).
Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра, который в 1759-1777 гг. наблюдал за развитием своего сына, взвешивая его каждые полгода.
В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более при­ближаясь к взрослым. Кроме того, количественные измене­ния, выражающиеся в увеличении длины тела и изменении его пропорций, обязательно со­провождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем , которые должны «настро­иться» на работу в условиях новой морфологической ситуации.

Гетерохронность
(от греч. - другой, - время) - рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка. Так, например, сердце начинает работать на 3-й неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.
П. К.Анохин: «Гетерохрония является специальной закономернос­тью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной ин­формации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорож­денного -гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов».
Особенности развития человека
■ у человека периоды ускоренного роста чередуются с их замедле­нием;
■ в первый год жизни и в период полового созревания идет наиболее интенсивный рост и развитие организма;
■ во время роста изменяется соотношение длины головы и тела. У новорожденного оно составляет 1:4, у взрослого - 1:8;
■ для развития мышления и двигательной активности очень важен период от 2 до 4 лет. «Маугли» - возвращенные в общество до это­го периода - развиваются до нормального человека, а после этого периода - не могут стать полноценными людьми.
В росте и развитии детей выделяют:
■ первый период вытягивания - первый год жизни, длина тела ре­бенка возрастает на 25см, а его масса увеличивается на 6-7кг;
■ первый период округления - 1-3 года, темпы развития снижа­ются;
■ второй период вытягивания - 5-7 лет - новое нарастание темпов роста, прирост тела 7-10см;
■ второй период округления - 7-10лет - замедление роста;
■ третий период вытягивания - с11-12до15-16 лет - возрастание темпов физического развития в период полового созревания;
■ в последующие годы темпы физического развития снижаются. Рост у женщины останавливается к 18-22 годам, у мужчин - к 20-25годам.
Темпы полового развития и биологически обусловленная продолжительность жизни. Некото­рые представители вида Homo sapiens доживают в определенных условиях до 130-140 лет, сохраняя ясность мыслей и относитель­ную трудоспособность. По мнению ряда энтузиастов, человек, если бы не был подвержен каким-то заболеваниям и порокам, мог бы жить до 200 и более лет. Надо признать, что, как ни привлека­тельны эти концепции, они не основаны на современном науч­ном знании. Для млекопитающих, к которым относится и человек, харак­терна такая закономерность: средняя продолжительность жизни примерно в 5 раз больше, чем возраст наступления половой зре­лости. По-видимому, это соотношение установилось в процессе естественного отбора как наиболее адекватное задачам популяционной репродукции. Отсюда следует, что естественный предел продолжительности жизни человека составляет примерно 16 х 5 = 80 лет. Всякий, кто живет дольше этого срока, с полным основанием может считать­ся долгожителем.
Продолжительность жизни детерминирована геномом. На концах хромосомы имеются участки – теломеры , длина которых укорачивается с каждым делением. Для каждой клетки предусмотрено своё количество делений.
Следует подчеркнуть, что все приведенные выше рассуждения имеют смысл только на популяционном уровне и никак не отно­сятся к индивидуальным особенностям темпов биологического созревания. Специальные исследования не выявили значимых кор­реляций между скоростью полового созревания и временем жиз­ни у отдельных людей. Жители южных стран обычно достигают половой зрелости на 1-2 года раньше, чем северяне, но это не значит, что они живут на 5-10 лет меньше.
Только 15 % россиян доживают до биологической старости.До биологической старости не доживают 85 % жителей России. Такие данные приводят эксперты Центра стратегических исследований МЧС. Согласно статистики, более 56 процентов смертей приходятся на социально-экономические причины, 20 % - на экологические. Пять процентов преждевременных смертей связаны с причинами природно-техногенного характера. Например, до 35 тысяч человек ежегодно гибнут в ДТП и до 20 тыс. - в пожарах.
В последние десятилетия во всех развитых странах продолжительность жизни поступательно увеличивается. Наряду с этим отмечено уменьшение продолжительности жизни в странах Африки и бывшего Советского Союза.
Индивидуальные различияв процессе роста и развития могут варь­ироваться в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития (в отличие от паспортного воз­раста ).
Основными критериями биологического возраста считаются:
1) «внешний» критерий (кожные покровы);
2) «скелетная зрелость» (порядок и сроки окостенения ске­лета);
3) «зубная зрелость» (сроки прорезывания молочных и посто­янных зубов);
4) степень развития вторичных половых признаков. Для каждого
из этих критериев биологического возраста - «внешнего», «зубного» и «костного» - разработаны оценочные шка­лы и нормативные таблицы, позволяющие определить хронологи­ческий (паспортный) возраст по морфологическим особенностям.
Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологиче­ского возраста - по пропорциям тела - соотношению длины ко­нечностей и туловища. Такая оценка может давать только очень гру­бый, приближенный результат, так как здесь вмешивается фак­тор биологического разнообразия, т.е. конституциональной при­надлежности индивида. У потенциальных долихоморфов уже в дет­ском возрасте ноги могут быть относительно длиннее, чем у их сверстников-брахиморфов, хотя скорость морфофункционального развития брахиморфов по многим показателям часто оказыва­ется выше. Поэтому, судя по пропорциям тела, можно с уверен­ностью отнести ребенка только к той или иной возрастной груп­пе, причем достаточно широкой.
Костный возраст. Гораздо более точный результат дает иссле­дование костного (скелетного) возраста. Оссификация каждой кости начинается с первичного центра и проходит через ряд по­следовательных стадий увеличения и формирования области око­стенения. На прак­тике наиболее часто для этих целей используют кисть и запястье (обычно левой руки). Сравнение полученной рентгенограммы со стандарта­ми и балльная оценка степени развития многих костей позволяют количественно (в годах и месяцах) выразить полученный резуль­тат.
Зубной возраст. Если подсчитать число прорезавшихся (или сме­нившихся) зубов и сопоставить эту величину со стандартами, можно оценить так называемый зубной возраст. Однако возраст­ные периоды, когда такое определение возможно, ограничены: молочные зубы появляются в интервале от 6 месяцев до 2 лет, а смена их на постоянные происходит с 6 до 13 лет. В период от 2 до 6 лет и после 13 лет определение зубного возраста теряет смысл.
Внешние половые признаки. Мужчину и женщину отличают половые признаки . Это абсолютные признаки пола (наличие или отсутствие y-хромосомы), пер­вичные (половые органы) и вторичные (например, раз­витие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение го­лоса, особенности телосложения, пропорции частей тела и др.). Гермафродитизм – наличие с одной стороны тела мужских половых желёз, а с другой – женских.
В период полового созревания био­логический возраст можно оценивать по внешним половым при­знакам. Есть разные - количественные и качественные - методи­ки учета этих признаков, но все они оперируют одним и тем же набором показателей: у юношей это размер мошонки, яичек и полового члена, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на груди и на животе, появление поллюций, набухание сосков; у девушек это форма и размер грудных желез и сосков, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, время первого появления и установления регулярных менструаций.
Последовательность появления и динамика степени выражен­ности перечисленных признаков хорошо известны, что дает ос­нования для достаточно точной датировки биологического возра­ста в период от 11-12 до 15-17 лет.
Факторы, влияющие на индивидуальное развитие (онтогенез), подразделяются на наследственные и средовые (влияние внешней среды).
Степень наследственного (генетического) влияния неодинакова на разных этапах роста и развития. Воздействие наследственных факторов на тотальные размеры тела усиливается от периода но­ворожденности ко второму детству с последующим ослаблением к 12-15 годам.

Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма отчетливо прослеживается на примере сроков менархе (менструации). Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влия­ние на рост и развитие, если условия обитания не являются экст­ремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста.

Так же как и масса тела, прибавка роста тела идет неравномерно. Средний рост новорожденных 50 сантиметров. За год жизни рост ребенка увеличивается на 25 сантиметров. За второй и третий годы он прибавляет ежегодно по 8 см, а с 4 до 7 лет годовая прибавка роста составляет 5 –7 см. Резко увеличивается рост в период полового созревания, когда ежегодная прибавка может составлять 7 – 8 сантиметров. Для приблизительного определения роста следует к росту годовалого ребенка добавить 5см, умноженные на число лет. Таким образом, рост пятилетнего ребенка должен составлять 100см, согласно формуле 75 см + 5´5см = 100см.

С возрастом меняются и пропорции тела. У новорожденных, например, длина головы составляет ¼ часть общего роста, у двухлетнего ребенка - 1/5 часть, у шестилетнего – 1/6, а у взрослого – 1/8.

Меняется и окружность головы. При рождении окружность головы больше, чем окружность грудной клетки. Окружность головы новорожденного ребенка 34 см, а груди – 33 сантиметра. К концу первого года жизни показатели окружности груди и головы меняются местами, и далее эта тенденция сохраняется.

За весь период развития длина ног увеличивается в пять раз, рук – в 4 раза, а туловища – в 3 раза.

4. Возрастные изменения показателей физического развития мальчиков и девочек.

Изменения показателей физического развития, происходящие в период роста организма, неодинаковы по своей интенсивности. Как уже подчеркивалось выше, наибольшее увеличение всех показателей физического развития происходит на первом году жизни ребенка. Еще одним периодом, когда показатели физического развития меняются очень интенсивно является пубертатный период или период полового созревания. Однако, временные рамки этого периода разные у девочек и мальчиков.

У девочек наибольшая прибавка роста происходит с 10 до 13 лет, а у мальчиков с 12 до 15 лет. Рост тела у девушек заканчивается к 17 – 18 годам (хотя возможен и до 25 лет), а у юношей рост заканчивается в основном к 19 годам. Наибольшее увеличение веса девочек происходит в возрасте 11-14 лет, а у мальчиков – 13 – 15 лет. В эти же сроки происходит наибольшее увеличение окружности грудной клетки. После 11 лет девочки начинают обгонять в своем развитии мальчиков, а после 15 лет мальчики начинают обгонять девочек.

Неравномерное развитие мальчиков и девочек создает определенные проблемы для учителей физической культуры. Одним из способов преодолеть эти трудности является введение в школах раздельных уроков физкультуры, начиная с 6-х классов. Однако, подобное решение проблемы порой наталкивается на сложности, связанные с недостатком помещений и инвентаря в школах, а также с дефицитом кадров.

Многие художники и ученые не один год пытались разгадать тайны человеческого тела, искали совершенные пропорции человека. Этот вопрос и сегодня остается открытым, так как на подсознательном уровне каждый из нас стремится к гармонии и совершенству.
Какие же идеальные пропорции человека?
Ответ на этот сложный вопрос очень прост. В первую очередь идеальные пропорции человека должны гармонировать с учетом его телосложения, роста и возраста.

Если внимательно осмотреть свое тело, можно заметить, что расстояние от запястья до начала локтевого сгиба равно размеру стопы. Длина голени (включая стопу) будет равна длине бедра, а коленная чашечка будет делить ногу на две совершенно равные доли.

Бедренная кость при этом однозначно длиннее голени, а она длиннее стопы. Также предплечье короче плечевой кости, но длиннее кисти. Опущенная вниз рука достанет кончиками пальцев точно до половины бедра.

За единицу измерения тела человека обычно принимают длину головы. Идеальные параметры соотношения длины головы и высоты тела человека составляют 1/8 и 1/7,5 у мужчин и женщин соответственно. В последнее время происходит тенденция изменения пропорций тела, и на сегодняшний день соотношение 1:9 для человека считается нормой.

Потому что высота идеальной человеческой фигуры - восемь голов. Вообще, голова является наиболее универсальной единицей измерения, если говорить о человеке:).

Ширина фигуры в самом широком месте равна двум целым и одной трети головы.

Женская фигура - две головы в самой широкой ее части. Соски опускаются немного ниже чем у мужчины. Ширина талии равна одной голове. Спереди бедра чуть шире, чем подмышки, а сзади уже. В зависимости от конституции ноги ниже колен могут удлиняться. Запястья находятся на одном уровне с промежностью. Рост, равный примерно 170 см, считается идеальным для девушки на каблуках, хотя, конечно, в действительности, средняя девушка имеет гораздо более короткие ноги и более тяжелые бедра. Пупок у женщины ниже линии талии, а у мужчины либо ниже, либо на том же самом уровне. По вертикали, расстояние между сосками и пупком равно одной голове, но и соски и пупок находится ниже, чем линии делений. Локти находятся выше пупка.

Если рассмотреть рисунки людей, выполненные с использованием разных относительных пропорций, можно увидеть почему реальные или, по другому, нормальные пропорции выглядят не очень привлекательно. Особенно это важно в манге, где искажение используется, как основной художественный прием. Большинство художников рисуют людей, выше восьми голов, а при рисовании разнообразных героев и "сверхлюдей" очень эффективным будет использование "девяти головой" меры. Стоит также отметить, то, что по мере увеличения роста фигуры, ее центр смещается все ниже.

Идеальные пропорции лица человека

Лицо человека, как и его тело, должно иметь строгие пропорциональные соотношения:

Расстояние от границы волос до начала подбородка должно составлять 1/10 часть роста человека;
- длина от макушки до начала подбородка должна составлять 1/8 часть роста человека;
- расстояние от начала подбородка до кончика носа равно 1/3 части длины всего лица;
- расстояние от границы волос до линии бровей должно составлять 1/3 часть длины лица;
- длина ушей равна 1/3 части общей длины лица.

Такую закономерность можно проследить на лице каждого человека. Но в жизни люди с идеальными пропорциями лица встречаются достаточно редко. В результате некоторых отклонений от совершенных пропорций и возникают индивидуальные черты лица. Именно поэтому все люди разные.

Изменение пропорции человека с возрастом

С возрастом пропорции тела меняются. Дети заметно отличаются от взрослых длинным туловищем, короткими ногами и большой головой. Так, у новорожденного длина головы равна 1/4 части его роста, в два года - 1/5 части, в шесть лет - 1/6 части, а у взрослого человека - уже 1/8 части. Как видно, только по мере взросления пропорции ребенка начинают соответствовать взрослому человеку.

Основные типы телосложения

Для расчета индекса Пинье необходимо просуммировать массу тела и окружность грудной клетки. Далее из значения длины тела нужно вычесть полученный выше результат.

Если индекс Пинье равен 30 и больше, то человек относится к астеническому типу и у него худощавое телосложение.

Если же индекс равен значению до 30, то человека можно отнести к атлетическому типу с нормальным телосложением.

Если же данный индекс менее 10, то человек относится к пикническому типу с тучным телосложением.

Результаты исследований

В результате многочисленных исследований было доказано, что пропорции тела человека непосредственно влияют на продолжительность его жизни. Этот факт аргументировали ученые из Великобритании совместно с немецким Институтом здорового питания. Специалисты проводили исследования взаимосвязи риска преждевременной смерти с пропорциями тела и пришли к единогласному выводу, что при большом обхвате талии повышается вероятность преждевременной смерти.

Заключение

Практически все части тела человека имеют определенные пропорциональные соотношения, но их значения могут иметь индивидуальные отклонения. Если же ваши пропорции не совпадают с идеальными параметрами, не огорчайтесь. Ведь главными качествами в человеке являются его индивидуальность, гармония и здоровье!

По материалам сайтов FB.ua и "Гармония тела"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

рост личность возрастной физиологический

Рост и пропорции тела на разных этапах развития организма

Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма - это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

Возрастная периодизация.

Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный - 1-10 дней;

II грудной возраст - 10 дней-1 год;

III раннее детство - 1-3 года;

IV первое детства - 4-7 лет;

V второе детство - 8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девочки;

VI подростковый возраст - 13-16 лет -мальчики,12-15 лет - девочки;

VII юношеский возраст - 17-21 год - юноши, 16-20 лет - девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.

Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается - при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года - 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте де1ушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища - в 3 раза, длина руки - в 4 раза, длина ноги - в 5 раз.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет - 1/5, 6 лет -1/6, 12 лет -1/7 и у взрослых - 1/8. С возрастом, рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде - за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста Длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75-6% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

Неравномерность роста - приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.

Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост - к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками, имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование строения, деятельности функциональных систем организма, особенности и принципы их организации. Теории изучения закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его физиологических систем на разных этапах онтогенеза.

    контрольная работа , добавлен 08.08.2009

    Этапы индивидуального развития человека (онтогенеза). Пренатальный период развития человека. Промежуточный мозг, его пределы, внешнее и внутреннее строение, функция. Изменение длины и пропорций тела в процессе постнатального роста и развития организма.

    реферат , добавлен 31.10.2008

    Характеристика прямого и непрямого развития. Описание этапов эмбрионального периода развития человека, периоды постэмбрионального развития у людей и животных. Регенерация. Особенности вредного влияния алкоголя и курения на развитие организма человека.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Этапы роста, развития организма. Возрастная периодизация. Общая периодизация онтогенеза. Физико-биологические и социальные факторы эволюции человека разумного. Этническая антропология. Антропологический состав народов мира в настоящее время и в прошлом.

    реферат , добавлен 31.10.2008

    Закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза. Характеристика процессов физического и психического развития ребенка младшего школьного возраста. Функциональное созревание мозга, особенности формирования мышления.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Эволюция нервной системы живых существ. Особенности филогенеза нервной системы. Основные этапы индивидуального развития человеческого организма (онтогенез человека). Закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Периоды онтогенеза человека (внутри- и внеутробный).

    презентация , добавлен 04.09.2015

    Обзор теорий происхождения человека. Этапы развития человечества с точки зрения эволюционной теории. Характеристика представителей звеньев исторического процесса развития современного человеческого вида. Условия развития интеллекта современного человека.

    презентация , добавлен 14.05.2014

    Понятие и основные этапы антропогенеза как части процесса развития человека, охватывающей период преобразования обезьяноподобного предка человека в человека современного вида. Отличительные особенности и образ жизни человека на каждой стадии развития.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Сущность процессов роста и развития организма. Этапы и периоды онтогенеза. Физическое и психическое развитие человека на жизненном пути. Биологические ритмы, их показатели и классификация. Чередование сна и бодрствования как основной суточный цикл.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Функциональные системы организма. Внешние и внутренние раздражители организма человека, восприятие состояния внешней среды. Особенности организма человека, феномен синестезии, экстрасенсы-синестетики. Особенности темперамента при выборе профессии.

Рис. 5 Изменение пропорций тела с возрастом.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются (рис. 4). С периода новорожденное и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища-в 3 раза, длина руки^-в 4 раза, длина ноги-в 5 раз.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде- за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75-90% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

Неравномерность роста - приспособление, выработанное эволюцией, Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.

Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост-к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода харак­теристиками имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

Глава II . Материалы исследования

2.1. Задачи исследования

1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.

2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке.

3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.

4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.

2.2. Методика организации исследования.

Мы провели исследования путем тестирования учащихся городской и сельской школы по индексу Руфье. Наблюдение за учащимися, измерение для определения физического развития, а также определение ОФП.

В процессе исследования были применены следующие методы: 1. Анализ научно-методической литературы;

2. Статистическая обработка результатов исследования;

3. Сравнительный анализ результатов тестирования.

Исследование проводилось в Таттинском улусе в Ытык-Кюельской средней школе №1 и в школе №14 г.Якутска. В тестирование приняло участие всего 40 учащихся (из них 20 городских и 20 сельских учащихся). Исследование проводилось среди учащихся юношей старших классов.

1. Для оценки влияния занятий физкультуры на адаптацию к нагрузке использовалась тестирование по индексу Руфье.

После пятиминутного отдыха ЧСС или в покое за 15 секунд отмечаем (Р1) затем за 45 се6кунд выполнить 30 приседаний и сразу измеряется за 15 секунд (Р2) и после первой минуты восстановления также измеряем пульс за 15 секунд (Р3), далее результат оценивается по заданной формуле:

Индекс = (4х(Р1+Р2+Р3)-200)/10

Индекс Руфье: менее 0 = «атлетическое сердце»

0,1-5= «отлично»

5,1-10= «хорошо»

10,1-15= «удовлетворительно»

15,1-20= «плохо»

(см. приложение №)

2. Для оценки состояния здоровья и физического развития учащихся был использован метод «физиологической кривой». Для этого изобрели из обеих школ (Ы-КСШ №1 и школа №14г.Якутска) было выбрано по 10 учащихся, которые прошли тест пульсометрия. За тем мы вывели средние арифметические результаты (по каждой школ отдельно) и составили физиологическую кривую.(см. приложение №)

3. Для проверки физической нагрузки кроме урока физической культуры (зарядка по утрам, подвижные игры, сенокос и т.д.) учащихся, провели анкетирование состоящий из10 вопросов.

2.3. Результаты исследования.

В исследовании по индексу Руфье приняло участие 40 учеников. Из них 20 ученики СШ №14 г.Якутска; 20 ученики ЫКСШ №1 Таттинского улуса.

По результатам тестирования в г.Якутске выявились следующие показатели:

Ф.И. учащихся

ЧССв покое 15 секунд.

Приседаний

После первой

Индекс Руфье

Анисимов Г.

11,2 удовл.

Акимов С.

Борисов А.

Семенов К.

10,8 удовл.

Саввин Б.

Матвеев И.

Шушурихин К.

10,4 удовл.

Тимофеев С.

Остапенко С.

Иванов П.

Кривошапкин Д

Протопопов Г.

Петров С.

10,4 удовл.

Рахлеев Д.

Романов Р.

Тимофеев А.

Тарабукин Б.

Черкашин К.

11,2 удовл.

Чечербынов Т.