Как не надо рифмовать. Двойные рифмы: яркий акцент для текстов в стиле рэп

Умение находить рифмы помогает написать по-настоящему восхитительные стихи. Но что, если вершиной вашего мастерства в поиске рифм является рифма "cat" и "hat" (да, в этой статье мы будет использовать в качестве примера английские слова)? Что, если вы ломаете голову над поиском рифмы к слову "orange"? А как и что нужно делать, чтобы из списка рифмующихся слов составить стих? Вот несколько шагов для начала вашего пути к становлению мастером рифмовки.

Шаги

Правильные рифмы

    Прежде чем выбирать что-то одно, учтите все варианты. Помогает, если угодно, банальный перебор букв. Например, если вам нужно подобрать рифму к слову "fog," то выглядеть это будет примерно так: "aog, bog, cog, dog, eog, ... zog". Вам останется лишь выписать существующие слова ("bog," "cog," "dog") и выбрать из них то, которое кажется вам наиболее подходящим. Если этот метод не сработает, есть резон изменить строку целиком.

    • Перебирая буквы, не забывайте, что порой одна буква (вроде R и L), добавленная к короткому слову, может его полностью изменить. Например, в качестве рифмы к слову «cat» можно взять и слово «bat», и «brat», и «fat», и «flat», и «frat»... Такая вот небольшая хитрость.
  1. Прячьте рифмы в словах подлиннее. Используйте весь потенциал слогов, чтобы составить более сложные слова, подходящие по рифме. Да, первых букв порой мало. Например, "frog" и "clog" - вполне нормальные слова, рифмующиеся со словом «bog». Но ничуть не хуже с ним рифмуются и многосложные слова вроде "bullfrog" или "epilogue."

    Выбирайте только лишь подходящие слова. Если ничего не подходит, попробуйте заменить ключевое слово синонимом или и вовсе изменить схему рифмы в строке-другой. Например, можно заменить слово "mist" словом "fog" (что то «туман», что это), однако следует помнить, что рифму следует использовать не ради рифмы, а ради того, чтобы сделать песню или стих лучше.

    Воспользуйтесь неточными рифмами. Собственно, есть точные и неточные рифмы. Первые - это те, в которых звуки и комбинации оных совпадают. Слова "moon" и "spoon" - точные рифмы, так как в них содержатся и долгий звук "o", и звук "n." Неточные рифмы, они же - диссонирующие, это такие, в которых гласный или согласный звук создают как бы это рифмы, существенно упрощая вам работу.

    • Так, слову "moon" можно подобрать неточную рифму словами "on", "schooner" или "groom", а то и даже "gong". Диссонирующие рифмы делают стих более сложным и интересным, чем точные рифмы.
  2. Загляните в словарь рифм. Купить надежный словарь рифм - решение, в общем-то, верное. Поверьте, это не жульничество, это просто работа со словарем! К тому же, так вы еще и собственный словарный запас увеличите, что впредь позволит вам сочинять стихи быстрее и лучше.

    Используйте рифму, чтобы развивать стих. Видите ли, использование рифмы позволяет писателями и музыкантам выделять в своих произведениях какие-то слова или образы, усложнять свои произведения с художественной точки зрения, добавлять им цвет и, так сказать, текстуру. Верно и то, что использование рифмы ради использования рифмы - это не путь мудрости.

    Рифмы в стихах

    1. Пишите свободно. Итак, перед вами белый лист бумаги, который хотелось бы заполнить стихами. Что делать? Правильно, поначалу стоит вообще избегать рифм. Если вы будете пытаться сразу же выжать из себя рифмы, то застрянете на уровне «Чапай - наливай». Уж лучше писать свободно, записывая все, что приходит в голову. Начните писать, излагать образы и вести нить размышления - нужную форму всему этому вы придадите потом.

      Найдите направляющую строку. Итак, какое-то время вы писали. Что теперь? Теперь переверните лист или откройте новый текстовый документ, а затем запишите там первой строчкой самую-самую вашу любимую строчку из всего, что вы только что записали потоком сознания. Чем она вас привлекла? Чем хороша? Используйте ее в качестве ориентира при работе над стихом, попробуйте развить мысль или образ, в ней содержащийся.

      • Часто бывает так, что последняя строка, вынесенная потоком сознания, становится хорошим началом для стиха. Есть повод перечитать последние строки, не так ли?
    2. Подумайте, какой формат больше подходит вашему произведению. Если вы хотите написать стихотворение, то вам нужно знать, как именно они пишутся, а затем выбрать именно тот способ, который вам больше по душе.

      • Героические двустишия - стихотворение, рифмующееся каждые две строки. В этом стиле творили многие поэты, от Мильтона и до Фредерика Сайдела. Такой формат - это эпичность и тяжеловесность.
      • Четверостишия могут рифмоваться простейшим образом (ABAB) или иначе. Баллады и песни, как правило, пишутся именно четверостишиями, так что это хороший формат для рассказа историй, в том числе и под музыку.
      • Вилланель - стихотворение, состоящее из 19 строк: пяти трехстиший и одного завершающего четверостишия. Средние строки всех трехстиший рифмуются между собой. Первая и третья строки первого трехстишия по очереди повторяются в последних строках последующих трехстиший (рефрен), а также в третьей и четвертой строках завершающего четверостишия. Такая схема вызывает у читателей чувство неизбежности.
      • Сонеты состоят из 14 строк, образующих два четверостишия-катрена и 2 трехстишия-терцета, где на одну строку приходится порядка 10 слогов. В качестве авторов, знаменитых своими сонетами, можно назвать Петрарку (АВВА) и Шекспира (АВАВ). Сонеты часто основаны на риторических темах или «спорах», где, так сказать, «поворот сюжета» происходит строке на 8-й.
    3. Используйте рифмы, чтобы сделать стихотворение сложнее и интереснее. Рифма должна служить стиху, а не наоборот. Рифма ради рифмы - не путь мудрости, равно как и попытка начать стих в надежде на то, что-де «рифма сама придет». Не придет, ну если только не что-то вроде «Чапай-наливай» - но вы и сами понимаете, что чести такая рифма никому не сделает.

      Ищите вдохновение в современной лирике. Сложно писать по-современному, когда не читали никого, кроме Шекспира, да и то давно. Нет ни малейшего смысла в том, чтобы не пускать в свое творчество и современные веяния. Поищите современных поэтов, вдохнувших новую жизнь в понятие рифм:

    Рифмы в песнях

      Сперва придумайте хорошую мелодию. Строго говоря, куда проще будет сперва придумать музыку, а потом слова, а не наоборот - по-крайней мере, о том говорит опыт множества композиторов, которым проще сперва придумать музыку, а уж потом - придумать тему, рифмы и найти слова, которые бы к ней подошли.

      • Многим авторам песен помогает напевать бессмысленные слоги или даже насвистывать, придумывая мелодию. Это создает своего рода базу, которую потом можно заполнить словами.
      • Работайте так, как вам лучше. Боб Дилан, которого многие считают величайшим автором песен, сперва писал слова, и только потом - музыку.
    1. Научитесь «переворачивать», показывая ее с новой стороны. Между прочим, очень популярный и полезный прием в кантри-музыке, без которого редко какая хорошая песня обходится. Суть проста: используйте в тексте фразу, а потом - еще раз, но уже в как бы слегка ином значении.

      • В песне Кейси Мусгрейвс "Blowing Smoke" есть фраза "blowing smoke", которая используется нескольких разных контекстах. Так, она относится к официантке, которая курит во время перерыва, а также как намек на то, что однажды та уволится. Соответственно, фраза указывает и на привычку, и на работу. Так вот легко и просто меняется значение слов, остающихся прежними.
    2. Используйте как можно меньше слов. Не надо перегружать строки словами, иначе пропеть песню вы не сможете... да и никто не сможет. Используйте слова с умом, придирчиво. Поверьте, простая и быстрая рифма может сделать песню куда лучше сложной и замысловатой.

      • В песне "The Butcher" Леонард Коэн описывает использование наркотиков быстрой и впечатляющей рифмой:
        • I found a silver needle. I put it into my arm. / It did some good, did some harm.
    3. Автоматические формы - ваши друзья. Писатель Уильям Берроуз изобрел метод работы нед текстом, заключавшийся в как бы «обрезании рифмующихся слов и фраз и выбрасывании их в мешок». Попробуйте творить в этом же ключе, выбирая случайные фразы и составляя из них причудливые коллажи. Музыка это вполне допускает.

В рэп-тусовке только и разговоров, что о двойных рифмах. Там говорят о том, как чертовски здорово слушать как совпадают не только ударные, но и безударные гласные. И окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма…

Да-да, двойные рифме в рэп-тусовке имеют какое-то магическое воздействие – их упоминают в батлах, над ними подшучивают, но всё также неустанно боготворят. На самом деле, способов рифмовать гораздо больше – пришло время рассказать и о них.

Группируем по степени сложности – от самого простого до ада адского.

1) Глагольная рифма

Это самый простой из существующих видов рифмы, а всё благодаря разнообразию глаголов в русском языке. Глагольную форму постоянно использовали многие известные поэты, но в рэп-тусовке она считается «зашкварной».

Его девушка неделю уговаривала трусы снять ,
но он ответил ей песней. Ну что с него теперь взять ?

(Басота на батле против Meowizzy)

2) Квадратная рифма

Квадратная рифма – это рифма, в которой у рифмующихся слов совпадают окончания. Например, мама – рама, пендель – крендель. Она в свою очередь делится на три типа.

а) Стандартный квадрат

Ваня Noize – охуенный пацан! Шутка! Он тупой гандон .
Мой куплёт входит в тебя как нож в картон .

(Гарри Топор против Noize MC)

б) Видоизмененный квадрат

Речь идет об изменении падежа или числа, а следовательно и окончания у одного из рифмующихся слов.

Твой рэп – без яиц, в игре ты не имеешь веса ,
Твой рэп – без яиц, ты не поэт, ты – поэтесса .

(ST против Гарри Топора)

Кстати, формы прилагательное-прилагательное и прилагательное-наречие тоже считаются квадратами.

Картина Александра Тимарцева «Опять квадратная рифма»

3) Акцентная/на созвучия

Следующая ступень развития для текстовиков – акцентная рифма или рифма на созвучия. И двойные, и тройные рифмы должны быть именно акцентными.

а) Точная

Точная рифма на созвучия – рифма, при которой у слов разные окончания, но есть созвучные слоги. Чем больше созвучных слогов, тем объемнее и сложнее она становится.

Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Например, в первой строке используем слово «храм». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «а», при этом на конце не должно быть букв «м» или «н». Например, слово «мрак». Храм-мрак – акцентная рифма на один слог.

Очень любит идеи Сталина Слава Карелин
И Иосиф у тебя внутри будто ты срака Валерии .

(Эрнесто Заткнитесь против Гнойного)

б) Неточная

Неточная рифма на созвучия – это рифма, где последние слоги не рифмуются. Например, нам нужно подобрать рифму на слово «мокрота». Транскрипция будет «нар-ко-та». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «мокро». Например, слово «балконный». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «та»=«ный». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога наркота-балконный.

Теперь ловите примеры акцентных рифм с разным количеством слогов:

  • на один слог

Так вот. Ты любитель рисоваться, этот батл добавит красок на твой тусклый холст .
Ведь три моих раунда это триптих и я пускаю грехи по кругу я большой русский Босх .

(Rickey F против Sin)

  • на два слога

Кстати, после той шумной рыбалки Окси как-то приезжал в Москву инкогнито .
Угадайте, кого он встретил первым тем ранним утром? Александра Пархоменко .

(Дуня против Oxxxymiron)

  • на три слога

И это не ты, а кто же ты? Приспособленец, конъюнктурщик .
В русрэпе существуешь только как ведущий .

(Oxxxymiron против ST)

в) На шипящие/ться-ца

Это еще один пример простых рифм. В них рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Они облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.

Он любит бить, но десять лет он бил баклуши .
Можешь навешать хорошо, но в основном лапши на уши .

(ST против D.Masta)

Наконец, перейдем к сложной рифмовке, к которой нужно стремиться всем батл-рэперам.

4) Внутренняя рифма

Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько – в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.

а) Обычная внутренняя

Стандартный вариант, когда рифмуется слово в середине и в конце фразы.

Я рэпер, ты балагур , в этом батле ты падаван .
Дай мне рэп, а не каламбур , и куплеты, а не балаган .

(Oxxxymiron против ST)

б) Двойная внутренняя

Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине.

Он реально до баттла в боксёрских перчатках в спортзале заснял фотосет
Я ебать обосрался . Ты взял с собой капу ? Я-то думал, что баттл – эссе.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

в) Множественная внутренняя

Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм.

Только ты не ST1M, панк , тик-так , мой стиль тебя угостит так ,
Что тебе понадобятся механизмы в организме , как стимпанк , сука.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

5) Начальная рифма

Суть начальной рифмы в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться только в конце, а третья будет рифмоваться с ними, но в начале.

Не до сна – мне шлют куплеты в скайп – метаспам ,
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм – Герострат ,
Мне насрать , вам уходить с фарватера пора .

6) Двойная рифма/даблраймы

Это как раз те самые двойные рифмы, о которых говорят на каждом втором батле. Их не так сложно придумывать, при этом они хорошо звучат. Отсюда такая их популярность.

Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. При даблраймах рифмуются два последних слова в строке.

Я был не на коне, я об этом помню. Порой с оппонентом идёшь впритык ,
Но сегодня я здесь и сегодня я в форме, сегодня мой хуй отсосёшь мне ты.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

7) Тройная рифма/триплраймы

Этот вид рифмовки можно отнести к элите. Это более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы, когда рифмуются три последних слова в строке.

Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей ,
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей ».

8) Полнострочная рифмовка/панторифма

Самая сложная и престижная рифма. Суть её в том, что рифмуются все слова в каждой из строк. Немногие могут писать чистой панторифмой. Чаще всего её используют вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, превращается в ррр.

Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман.

9) Плотная рифмовка

Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова в строках должны содержать один и тот же или несколько общих слогов.

Мой прогноз – ты про играешь, бро , и прост о пой дешь домой ».

Научится рифмовать рэп может каждый, нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по полу.

Главные уроки рэпа на первых порах — это конечно же, основы понимания того, что такое рифма, какие они бывают и как их писать.

Чтобы научится рифмовать рэп важно понимать следующее — «забивать» на рифмы неразумно, их нужно продумывать, строить, писать.

«Крутость» рэп текста зачастую судят именно по количеству интересных рифмовок, а не за глубину философской мысли (если она там вообще есть). И это еще один момент из серии «уроки рэпа»

Рифма (др.-греч. «размеренность, ритм») - словарь определяет рифму, как созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, по хорошему, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом. То есть рифма при произнесении пары слов должна быть хорошо слышна, это достигается либо ее «явностью» либо правильным интонированием.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит нужного впечатления, от чего страдает общее впечатление, как о конкретном тексте, так и об исполнителе и его уровне вообще. Научится рифмовать рэп и не быть при этом заезженным и банальным – вот наша цель!

Поиск интересных рифмовок задача трудная, но время, потраченное на это, приносит свои плоды.

Давайте начнем разбирать схемы РИФМОВКИ. Да это самое начало – но это один из важнейших уроков рэпа! В классической поэзии их существует всего три. Мы рассматриваем рифмы в рамках четверостишья.

Параллельная, схема ее выглядит как ААББ – рифмованное слово ставиться в конец строки и рифмуется со словом в конце следующей строки. В третьей и

четвертой строчке рифма меняется. За четверостишье мы имеем две пары рифм.

Перекрестная, ее схема выглядит как АБАБ – пара рифмованных слов, обозначенных условным «А» ставиться в конец первой и третьей строки, обозначенных «Б» в конец второй и четвертой строки соответственно. Этот метод называется еще «рифмовать через строчку»!

Окольцовывающая, ее условная схема выглядит как АББА, как легко догадаться первая пара рифм ставиться в конце первой и четвертой строки, вторая пара в конце второй и третьей строки.

Стоит сказать, что это самый неудачный способ, первая пара рифм почти наверняка не будет услышана и воспринята.

Все три способа являются базовыми. И они хороши для старта. Наилучшим из них будет метод параллельной рифмовки.

Научится рифмовать рэп можно именно так от простого к сложному – пробуйте базовые техники, а дальше усложняйте их!

Я рифмую уже более двадцати лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за столь продолжительное время и медведь бы научился слагать рифмы. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует – читайте дальше, если нет – извините….
Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.
Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу – вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:
1. Муза. Привлекательное существо, соответствующее вашей половой ориентации, которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет – желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно (в т.ч. для окружающих).
2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) – любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.
3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») – событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.
4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

1) АБАБ (её я применяю чаще всего – она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:

Писать стихи по принуждЕНЬЮ –
Кошмарнее задачи нЕТ:
И не приходит вдохновЕНЬЕ,
И не слагается сюжЕТ…

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

К чему мне быть поэТОМ?
Нелёгкий это ТРУД;
А скажешь, что не наДО –
Так в порошок соТРУТ….

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» – каждое двустишие как бы завершается). Пример:

Да, я могу, чего скрывАТЬ,
Слова и буквы рифмовАТЬ,
Но у меня такое чувСТВО,
Что это не предмет искусСТВА…

4) АББА – эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

Супруга графа де ля ФЕР
Любила в рот засунуть … палЕЦ.
Шокирован был граф-красавЕЦ
При виде сих дурных манЕР.

А вот форму АААА я не употребляю никогда – не люблю тавтологии.

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное – это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет только один читатель – он сам.

О содержании.
В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных – не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, а в финале – мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.
В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.
Писать надо только правду – вы же не будете врать самому себе?
При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.
Если вы можете не писать – не пишите.
Если вы не получаете удовольствия от рифмования – не пишите.
Как только вы чувствуете, что вам надоело писать – немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.
Если вам будет неинтересно писать – читателю будет неинтересно читать.
Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).
В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

Очень важна запевка – мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас. Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь определённый объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом.

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива – карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма – запишите её. Некоторые рифмуют ночью – приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».

Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много – это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

К чему мне быть поэтом?
Писать стихи
Поэтам-профессионалам
ПОЭТ И МУЗА
Сижу с блокнотом
В поэме главное
Покаяние
НЕ ТОТ ПИИТ
УВЫ
ДА, Я МОГУ
МУЗА
Поэт в России
Уход поэта
Меморандум
Талант и гений
Поэтов жёнам посвящается
Понять человека
Ходил на дачу я Раневских
Зона поэзии
Имею я обыкновенье
Всем эта Ялта хороша
Писал стихи в тени оливы
Творить миры
Здесь приходит муза
Награда от Вселенной
Мысли и пальцы
ПОЭТ БЕЗ МУЗЫ
Желание музы
Неперловые стихи
Мой новый стих
Когда поэту столько лет
Поэзия и греки
И скажут мне
Стихи пишите по утрам
Творец
Почить на лаврах
Но лучше б не было его
Стих написать - тут надо полчаса
Была бы только муза
Признание
Амфибрахий
Я тот момент люблю сильней всего
Войти в Природой в унисон
Поэт и народ
Об одном поэте
Как я писал "Охальный цикл"
Я КАК ПИИТ
О тех стихах, что пишут для себя
Баллада про обыкновенного пиита
Хотя веселье, как и вы, люблю
Я двадцать лет уже рифмую
Дар МУЗЫ красота
Зачем?
Бюст на Родине
В своих стихах я
Стихи рождаются в движенье
ТРИ МУЗЫ
Как хорошо, что музы наши
Ты стих неоднократно перечти

В этой главе я расскажу об общих принципах получения красивой, эффектной рифмы. Это чисто технические правила, которые имеют место именно в теории стихосложения, как в науке; мы абстрагируемся от содержания стихотворения и его высокого духовного уровня (как любят характеризовать свои творения многие поэты). Также постараюсь отразить здесь некоторые разновидности рифм, а значит, без терминологии не прожить.

Во-первых, я всегда призываю поэтов стремиться к поиску так называемых авторских рифм - авторских находок; это оригинальные составные рифмы с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, такая рифма является единственной в своём роде: исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского, наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его, лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы, бьют об двери лбы - не поверил бы...

Господа поэты, неужели не наскучили
пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам ?
Если такие, как вы, творцы -
мне плевать на всякое искусство .
(В. Маяковский)

Поиск такой рифмы частенько приводит к необходимости совершенствования техники.

Сразу введу несколько терминов: если ударение лежит на последнем слоге строки, то это мужская рифма; на предпоследнем - женская ; на третьем от конца - дактилическая ; на четвёртом или пятом - гипердактилическая . Также иногда употребляют термин супергипердактилическая : когда ударение лежит на шестом и выше слоге от конца. Но это специфический случай, который практически не применяется в поэтической практике. Например: выкристаллизовавшиеся - выбаллотировавшиеся

Авторская рифма, как и многие другие разновидности хороших рифм относятся к группе так называемых акустических рифм - рифм, состоящих из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно - конечно , красавица - кудрявиться , ящик - оснастчик , рыться - злится , существо - ничего , снова - младого ...

К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мыш ь - рыж , слуг - стук , сы р - пи р, вот - комод , поп - лоб , локти - когти , ра д - ря д, нас - раз ...

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз .
Лучше жить в темноте.
(И. Бродский)

Субъективные акустические рифмы - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. Ступа - рупор, ваши - фальши, они - раним, сласти - счастье, длинный - дивный... Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные - к приблизительным.

Гласные и согласные в рифме должны быть подобны (составлять видовые пары). То есть не так уже и важно, сходны ли окончания. Горадо важнее, какие буквы присутствуют в предшествующем окончанию слоге. Например, рифма «золотой - дорогой» плоха не только по той причине, что в ней зарифмованы одинаковые части речи в одной форме, но также из-за «несходности» букв «т» и «г». Ударный слог (тут «той», «гой») должен рифмоваться как можно точнее .

И душа, неустанно

Поспешая во тьму,

Промелькнёт над мостами

В петроградском дыму… (И.Бродский)

Ударные слоги («ста(н)» в первой и третьей строках, «му» во второй и четвёртой) совпадают идеально. А то, что стоит после ударного слога («но» и «ми») вовсе не рифмуется, но это и не важно. Итак: самое важное - зарифмовать ударный слог; то, что после него, нуждается в рифме гораздо меньше. Одной из разновидностей такой рифмы является, к примеру, корневая - когда ударным и, соответственно, рифмующимся является корень слова.

Наиболее грамотной из подобных рифм - и наиболее красивой - является предударная рифма.. Это наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Суда рыни - суда чите, поле гче - поле зный, пролета рий - пролета ли, коро бится - коро вушка, прися га - прися ду, воз ни - возь ми, голо ву - голо му...

Вот девочки - им хочется лю бви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с лю дьми.
(Б. Ахмадулина)

В поисках счастья, работы, гражда нства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рожда ться,-
верят, что мы проживем и без них.
(Р. Рождественский)

Тем не менее, не стоит отказываться и от глубоких рифм - из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. Вода - провода , полей - тополей , бывать - забывать , пора - топора . Глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большое звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

Но есть один момент, который нужно учитывать. Шипящая, присутствующая в конце слова, пусть и после ударного слога, требует другой шипящей в ответной рифме. Свистящая - требует свистящей. Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и доударные порой. А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Потому надо особенно внимательно относиться к ним. К примеру,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет

Так, что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет. (Н.Гумилёв)

Здесь в 1-3 строках рифма просто гениальна: деепричастие против существительного, причём они подобны, как братья-близнецы. И хотя ударный слог «ру», буква «ж» подчёркнута очень заметно. Во 2-4 строках наблюдается обратная картина. Неплохая, в общем, рифма (необыкновенно эффектная с точки зрения содержания) несколько подпорчена плохой сочетаемостью букв «л» и «ж». Впрочем, у Гумилёва частенько шикарные технические рифмы переплетаются с более слабыми, но более содержательными.

Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Пример:

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью в мире мер?! (М.Цветаева)

В 1-3 строках здесь четырёхстопный дактиль с пропущенным одним слогом, и рифма не очень хороша с технической точки зрения, но весьма красива. Рифмующаяся часть - «пер - тер». Вот лучший пример:

Ни щита, ни забрала - пуховая красная мантия,

Постаревший король в ожиданье последней процессии…

А когда-то - он помнит - была в его жизни романтика:

Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами…

Во всех строфах присутствует идеальная рифма для такого слога, когда рифмуются не малые части, но почти что цельные слова.

Ещё один момент. К гласным предъявляются даже более строгие нормы, чем к согласным. Желательно, чтобы они и вовсе были одинаковыми, а не созвучными (то есть «а» - «я» - это нехороший вариант). И уж тем более нельзя оставлять в одной строке твёрдый звук, а в зарифмованной с ней - мягкий. Мягкий - всегда с мягким, твёрдый - с твёрдым.

Бьётся она искромётной мятущейся ночью,

Пляшет она, когда Солнце встаёт над кроватью.

Хочет покинуть смешной электронный приборчик,

Хочет разлиться по белой больничной палате.

Здесь мягкое «ть» аннигилирует разрушительное влияние несхожих гласных «ю» и «е». И - заметьте: слова «ночью» и «приборчик» не являются чёткой рифмой, но из-за наличия шипящей они созвучны до такой степени, что подобная рифма не только позволительна, но даже весьма эффектна. Настоятельно рекомендую пользоваться таким свойством шипящих, свистящих и мягкого знака (то есть мы обращаем на них внимание, не концентрируясь на нечёткости других рифм).

Кроме это, отмечу следующее. Старайтесь использовать, в основном, не точные рифмы (паук - звук), а неточные. Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная (усечённая, добавленная ) (рассказ - тоска), где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего (оканчивается на гласную), а в другой присутствуют ещё согласные (одна или две, редко три). Йотированная рифма - наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» (j - йот). Поле - волей , этой - лето , бури - фурий , почила - могилой , оковы - новый , думы - угрюмый , волны - полный , нашей - чаше ...

Мы растём, развёртывая плечи ,
Завоёвываем воздух, радио, кино ;
Но - сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной .
(Н.Асеев)

Также красиво выглядят неравносложные рифмы (как у Маяковского: врезываясь - трезвость) и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним - максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье,

Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза,

Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб

Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар. (О.Медведев)

В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой. К такому надо стремиться.

К замечательным разновидностям рифмы я отношу также следующие виды, настоятельно рекомендуя их применять.

Рифма с вклинением - рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. противоположность рифме с выпадением: медь - се льдь , брег - поверг , год - ло рд , литр ы - фи льтр ы, вас - ва льс , клетк а - студе нтк а, радугой - игра ть дугой ...

Скажите ж, коль пространен свет ?
И что малейших дале звезд ?
(М. Ломоносов)

Рифма с выпадением - противоположность рифме с вклинением.
зо нтика - экзотика , го ре - двое , отвёр тка - уборка, пу сть - путь

Уж сколько их упало в эту без дну ,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли. (М. Цветаева)

Рифма с чередованием (перестановкой) - рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. ксерокс - вереск , рифм а - нимф а, юрт а - утр о, алиби - грабили , карла - крала , прут - труп , схема - смеха , пёстр ый - разношёрст ый, прискорбн о - подробн о… Единственное, что отмечу: этот случай лучше использовать в рифмах 1-3 строк катрена, то есть не в тех, на которые делается основной упор в стихотворении, так как они являются довольно-таки приблизительными.

Немалая часть слов русского языка имеет предрасположенность к двоякой рифме: это позволяет рифмовать их с разными словами, которые, в свою очередь, между собой никак не рифмуются. Двоякая рифма - разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).

1. Табор - рапорт . В данной рифме «т» может скрадываться.

2. Запад - рапор т . В данной рифме «р» выпадает.

Верес - ксерокс , скатерть - богоматерь , крест - реестр , мылить - милость , смелость - пелось

Русской женщины тихая прелес ть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелис ь
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)

Интересной и хорошей разновидностью рифмы является абсолютная рифма - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом).
Сло г - слё г, завя ленный - зава ленный, обро к- обрё к, мы ло - ми ло, блу за - блю за, то мный - тё мный, забы ть - заби ть, ло жа - лё жа, ме тр - мэ тр, гро зы - грё зы, минё р - мино р, пото мки - потё мки, просты л - прости л, то мен - тё мен, слы ть - сли ть, вы селится - ви селица, кло н - клё н..

Чернилами я не марал бы пальцы ,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы ,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Плохие рифмы

Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать руками уши, чтобы не слышать подобных опусов. На различных фестивалях порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. Я условно делю плохие рифмы на несколько категорий:

Созвучия , или неверные рифмы . Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде - уже», «тебя - меня» - это просто плохие, неверные рифмы, точнее, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка - таракан»), но это не является рифмой . Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде - уже» и «тебя - меня», можно отметить ещё «балконе - голубое», «дорога - книга» и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.

Однокоренные рифмы . КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал кинчевское «столетий - тысячелетий». Также часто бывает «ботинки - полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь - жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма ) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная : например, «пришёл - подошёл» или «зарубил - порубил». Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. Вторая рассмотрена ниже.

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы - когда слово рифмуется само с собой. Многие замечательные поэты использовали в своём творчестве этот приём, но он давно устарел и ныне считается просто примитивным. Канонический пример:

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин)

К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше «ботинки - полуботинки», а также «люби - возлюби», «нас - вас».

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (илиредиф) . Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, - не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть ,

Пчёлы вздумали напасть . (Я. Козловский)

При этом напасть-1 и напасть-2 тут - вовсе разные части речи.

Бедные рифмы - недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс .

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена .

Умру ли я, ты над могилою

Гори, гори, моя звезда ! (В.Чуевский)

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать... ; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на «ание» (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

Однородные рифмы - разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал - забодал» или «проскочил - обличил». Или инфинитивы: «хотеть - свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам прилагательное - прилагательное (к примеру, «смешной - смурной»). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

Графические рифмы - рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого - немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно - нарочно (очно-ошно), вечно - конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый).

Банальные (заезженные) рифмы . Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь - любовь - кровь (канонический пример). Ночь - дочь - прочь. Тебя - любя. Трудный - чудный. Радость - младость. Вечер - встреча - свечи. Слёзы - морозы - грёзы - розы. Борьба - судьба. Век - человек. Чувство - искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Отмечу, что плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими.

Тем более, моей целью является, конечно, не демонстрация плохого, а демонстрация хорошего. Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.