Какие бывают ууд в начальной школе. Личностные УУД в начальной школе

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. .

Остановимся на некоторых из них:

Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса - потеря интереса к учению;

Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

Поэтому начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. .

Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. .

Основным назначением Фундаментального ядра в системе сопровождения стандартов является определение:

1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

2) система основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. .

В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком смысле термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта .

В более узком, собственно психологическом значении, термин универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия представлены в каждом разделе Стандарта.

Программа формирования УУД представлена в планируемых результатах освоения междисциплинарных программ двух уровней : - выпускник научится (зона актуального развития); - выпускник получит возможность научиться (зона ближайшего развития)/

В рамках системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе УУД представлены как на базовом уровне (задания для проверки должны быть ориентированы не только на предметные компетенции, но и на метапредметные), так и на повышенном уровне. В Стандарте представлены четыре вида УУД, рассмотрим их на рисунке 1:

Рисунок 1. Виды УУД

Как видно из рисунка (1) выделяют четыре вида универсальных учебных действий. Остановимся на каждом из них более подробно.

1) Личностные УУД.

В Фундаментальном ядре определяется: "В блок личностных универсальных учебных действий входит:

Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению);

Знание моральных норм;

Умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

Ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия раскрывают личностные результаты, в связи с этим оценка достижения личностных результатов проводится в ходе неперсонифицированных процедур (индивидуальный прогресс ребенка рассматривается только по просьбе или с разрешения родителей) .

2) Познавательные УУД.

В состав познавательных универсальных учебных действий входят:

Общеучебные УУД;

Логические УУД и постановка и решение проблем, при этом в разделе общеучебные УУД выделяется особая группа знаково-символические УУД.

Этот блок коррелирует не только с другими блоками (регулятивные), но и с другими программами (Чтение: работа с информацией). Обще учебные универсальные действия включают:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В познавательных УУД выделяются наряду с обще учебными еще два раздела - логические УУД постановка и решение проблем.

Логические универсальные действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер .

3) Регулятивные УУД.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования регулятивные действия раскрываются с точки зрения структуры учебной деятельности: В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию обучающимся своей учебной деятельности:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий" .

В состав регулятивных учебных действий входят:

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль (коррекция)

Саморегуляция

4) Коммуникативные УУД.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования коммуникативные УУД рассматриваются достаточно широко, с точки зрения социализации младшего школьника: "Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми" .

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В состав коммуникативных учебных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

Таким образом, универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ФГОС представлен состав УУД, даны определения каждому действию.

Во главу угла процесса обучения ставится формирование УУД. Усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД)

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе

Главной задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий» (далее УУД). УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

    Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Личностные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

    Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

    Познавательные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Условия, обеспечивающие развитие УУД :

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

    формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

    формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

    универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Примеры форм учебной деятельности как условие формирования УУД:

Учебное сотрудничество

Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог.

Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников.

При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников.

Творческая, проектная,

учебно – исследовательская

деятельность

Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально – значимых инициатив и др.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений .

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Контрольно – оценочная и

рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.

Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка.

На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

    постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);

    предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;

    способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;

    организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

    формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

    формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

    организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

Трудовая деятельность

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд

младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности.

Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Спортивная деятельность

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

Формы организации учебного пространства, способствующие формированию УУД.

Проблемная ситуация;

Взаимообучения;

Свободный урок;

Урок разновозрастного

сотрудничества и т.д.

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу

Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности

Конференция, семинар

Форма подведения итогов творческой деятельности

Индивидуальное занятие

Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных траекторий

Внеучебные формы

Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.

Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

Как сформировать УУД (список технологий формирования УУД)

    Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценивать свое задание

    Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания

    Учитель не сравнивает детей между собой

    Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

    Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний

    Учитель обучает детей приемами работы в группе

    Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах

    Учитель вмешивается в учебные конфликты, проговаривая (направляя, показывая) образец

    Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку

    Учитель ставит цели на уроке и работает с детьми в направлении целей

    Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с различными источниками

    Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления

    Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации

    Учитель использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности

    Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс

    Учитель учит детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностными материалом и его анализом

    Учитель находит способ увлечь детей знаниями

    Учитель показывает смысл учения, делает это в «корректной» форме

    Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела

    Учитель дает шанс исправить ошибку

    Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям

    Учитель позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания ответов

    Учитель помогает ребенку найти самого себя, составляя индивидуальный маршрут

    Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути достижения

    Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать

    Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере

    Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других

    Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания

    Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельнсоти

    Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям

    Учитель показывает, как распределить роли и обязанности, работая в команде

    В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет

    Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов

    Учитель и ребенок общаются с позиции «на равных»

    Учитель активно включает каждого в учебный процесс, поощряя учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем

    Учитель строит урок в деятельностной парадигме

    Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ

    Учитель организует работу в парах сменного состава

    Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных

    Учитель организует конструктивную совместную деятельность

Место работы, должность: учитель начальных классов

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

· происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

· тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

· резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

· современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

· для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

· категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Функции универсальных учебных действий:

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.

Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО)

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические.

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.

Например, на уроках математики можно использовать схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе можно использовать единый алгоритм решения задач, «круговые» схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел. Комплект включает в себя карточки единиц 1-9, карточки круглых десятков 10-90 и карточки круглых сотен 100-900. Подобные карточки можно использовать и при работе с многозначными числами, а также при счете.

На уроках русского языка широко вводятся разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используется единая памятка «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуется карточки – орфограммы. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

· структурирование знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

· смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

· целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

· планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Поэтому ежедневно необходимо создавать условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира можно проводить по технологии «Педагогические мастерские в практике начальной школы», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.

Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

· самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

· смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

· нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения нужно проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

· соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Как сформировать Универсальные учебные действия?

Список технологий формирования УУД

Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.

Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.

Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать.

Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.

Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Учитель учит детей планировать свой досуг.

Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»

«Карта достижений» может помочь учащимся:

Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.

Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.

Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.

«Карта знаний и достижений» может стать средством:

Планирования

Удержания предметной логики в течение учебного года

Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.

4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы

Личностные:

Развитие личности.

Понимает смысл понятия «семья».

Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм.

Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.

Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

Коммуникативные:

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.

Имеет первоначальные навыки работы в группе.

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.

Умеет задавать учебные вопросы.

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Владеет способами разрешения конфликтов:

· выявляет, идентифицирует проблему,

· находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,

· принимает решение и реализует его;

Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Умеет договариваться.

Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.

Поддержать разговор на интересную для него тему.

Строит простое речевое высказывание.

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

Общеучебные

Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя.

Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.

Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя.

Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию.

Находит информацию в словаре.

Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Структурирует знания.

Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.

Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления.

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;

Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты.

Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты.

Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное.

Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели.

Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Определяет основную и второстепенную информацию.

Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации.

Умеет работать по предложенному учителем плану.

Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Использует знаково-символические действия.

Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему.

Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные

Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.

Умеет выбирать себе род занятий.

Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умеет планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий.

Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности.

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Осваивает правила планирования, контроля способа решения.

Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату.

Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.

«Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы».

Это положение может рассматриваться как одна из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, означает необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Здесь необходимо отметить, какой процесс обучения может считаться актуальным, т. е. соответствующим требованиям общества, государства и достижениям психолого-педагогических наук. Актуальный процесс обучения потому и называется так, что изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Именно это заставило отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основную задачу авторы учебников видели в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов и т. п.

Памятка для учителя

по формированию и развитию универсальных учебных действий.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:

Создать атмосферу успеха.

Помогать ребёнку учиться легко.

Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.

Не скупиться на поощрения и похвалу.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

Список литературы

1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.

В связи с тем, что Министерство образования перешло на новый стандарт обучения детей в детских садах, школах, колледжах и вузах, у учителя сразу появилось несколько задач. Одна из них заключается в том, чтобы воспитать активного, успешного и талантливого школьника.

Наша задача заключается в том, чтобы объяснить учителям, что такое личностные УУД в начальной школе и как они формируются. Но для этого необходимо разобраться в структуре универсальных действий. Итак, обо всем по порядку.

Какими бывают УУД (учебные универсальные действия)

По новому образовательному стандарту принято выделять 4 вида :

  • Личностные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.
  • Регулятивные.

В чем заключается сущность личностных действий

Уже по названию становится понятно, что личностные УУД в начальной школе должны быть направлены обучающимися на себя. Иными словами, личностные универсальные действия нужны для того, чтобы дети умели соотносить свои поступки и происшествия с принятыми культурными и этическими принципами. Кроме того, они обеспечивают знание и усвоение моральных норм, а также ориентацию ребенка в социальных ролях и отношениях в обществе.

Педагогу стоит понимать, что личностные УУД по ФГОС никогда не сформируются, если ребёнок на уроках будет 40 минут конспектировать параграф учебника.

Виды действий

Если к учебному процессу на уроке применяются действия, то сегодня их следует разделить на три вида:

  • Самоопределение - благодаря этому действию обучающиеся ищут свое место в мире и обществе.
  • Смыслообразование - учащиеся устанавливают связь между учебным процессом и мотивом. Иными словами, ребенок на уроке должен задать для себя вопрос: «Какое значение для меня несёт данное учение?» Кроме того, он должен найти еще и ответ на этот вопрос.
  • Нравственно-этический ориентир - необходим для того, чтобы дети могли совершать личностный и опираясь на социальные ценности.

Группы личностных УУД

Педагоги и методисты совместно разработали 2 группы личностных универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.

Младший школьник должен:

  • Установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству.
  • Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей.
  • Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет.
  • Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия.
  • Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил - «хорошо» или «плохо».
  • Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.
  • Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики.
  • Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее.

2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу.

Младший школьник должен:

  • Понимать речь учителя и одноклассников.
  • Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше.
  • Давать оценку своим действиям.
  • Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

Как формируются личностные УУД в начальной школе

Надо отметить, что данный процесс длительный. Педагогу необходимо запастись терпением. Но что же для этого нужно делать?

Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.

Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.

В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.

В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.

В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.

В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.

В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.

А теперь давайте рассмотрим практические советы для учителей по формированию личностных УУД на уроках.

Литературное чтение

На занятии должна проводиться работа с литературными произведениями. А детям необходимо прослеживать по ходу текста судьбы главных героев. Параллельно с чтением ученики должны сравнивать образ «Я» с героями произведений, которые они читают. Но и это ещё не все. Заинтересованные читатели должны себя отождествлять с героями сказки или рассказа. Детям необходимо активно соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды и мнения. Педагогу стоит помогать выявлять моральное содержание и нравственное значение поступков персонажей. Воспитательная составляющая на уроках литературного чтения должна знакомить детей с героическим прошлым народа и страны, в которой они проживают. Такое знакомство не должно быть представлено просмотром «сухой» презентации. Представление нужно провести на уроке таким образом, чтобы дети испытывали чувства переживания и гордости к гражданам страны. Так развитие универсальных действий будет проходить ровно.

Например: при изучении произведений Бориса Заходера ученики на уроке сравнивают образ «Я» с героями произведений, а также отождествляют себя с ними, чтобы обсуждать разные мнения и позиции.

Если в календарно-тематическом планировании есть урок, посвященный сказкам, то после их изучения можно детям дать задание: придумать персонажа и сочинить сказку. На этом этапе занятия происходит развитие личностных УУД. Оно заключается в выявлении морального значения и нравственности в поступках персонажа. В результате этого задания может быть создан коллаж под названием «Персонажи новых сказок». Главная задача педагога заключается в том, чтобы на уроке обучающиеся не боялись на творческом этапе делать не так, «как положено», а так, как они считают нужным в соответствии с нормами морали.

Окружающий мир

Этот урок любят многие ребята, так как считают его одним из самых интересных. Трудно с этим поспорить. Личностные УУД в начальной школе на уроке окружающего мира формируются путем становления мировоззрения, а также жизненного самоопределения ребенка. Кроме того, на этом уроке у детей формируются основы о ближнем и далеком прошлом. Но и это не все. На уроке окружающего мира у учеников начальной школы формируется грамотное и природособразное поведение. Все это воплотится в реальность, благодаря проектным работам, например: "Жизнь птиц".

Несколько слов о диагностике

Так уже заведено, что ежегодно дети должны проходить диагностику личностных УУД. В некоторых школах будущих первоклассников тестируют при поступлении. Делать это необходимо для того, чтобы понимать насколько ребёнок готов к занятиям в школе, ориентирован в социальных ролях, а также как он взаимодействует с окружающими.

Помните, что диагностика личностных УУД проходит как в начале учебного года, так и в конце. Сборники для определения уровня сформированности УУД уже разработаны для каждой образовательной программы. Педагогу достаточно обратиться в ближайший книжный магазин.

Заключение

Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий, в частности личностные, будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:

  • Проблемное обучение.
  • Групповые, а также парные формы работы на уроке.
  • Методы, которые направляются на самостоятельную деятельность обучающихся.
  • Методы самооценки и рефлексии.
  • И другие.