Какие есть водоемы. Какие бывают водоемы

Водоемы - это природные или искусственные скопления воды, которые могут иметь постоянную либо временную природу, декоративное предназначение и обустраиваться в парках и садах. Сток водоемов замедленный или отсутствует.

Реки относят к водотокам, поскольку они имеют постоянное, иногда сильное, течение.

Природные водоемы: озера

Пруды - пресные водоемы. Для упрощения оттока лишней воды формируют искусственные стоки. Пруды часто встречаются в сельской местности. Здесь у них определенная хозяйственная роль - разведение рыбы, хранение воды для полива, иногда - стирка.

Различают два типа прудов: копанные и плотинные. Обитатели водоемов - простейшие, водоросли, рыба. Создают специальные пруды для разведения ценных видов рыбы - форели, осетров, севрюги. Водоемы специально очищают, формируют в них собственную экосистему.

Значение водохранилищ

Водохранилища - это искусственные водоемы, образованные для хранения воды в промышленных масштабах. Выделяют русловые и озерные водохранилища, в зависимости от происхождения. Также они могут быть крытыми, открытыми и плотинными.

Крупнейшие в мире Рыбинское - в России, Смоллвуд - в Канаде, Насер - на территории Египта и Судана. Создание таких водоемов имеет огромные последствия, но не всегда положительные. Главное из них - коренное изменение ландшафта. Это касается и фауны, и флоры. Негативное влияние они оказывают на условия нереста рыбы.

Не самым лучшим следствием создания таких водоемов является заиление водохранилищ. Процесс представляет собой формирование крупных наносов, осадка на дне. при этом уменьшается. Этот процесс детально изучали, поскольку он вредит экосистеме. Обитатели водоемов при этом могут меняться.

Откуда берутся старицы?

Старицы как природные водоемы - это часть русла, где ранее протекала река. Другое название - староречье. Такие водоемы часто имеют причудливую форму - серпа или полумесяца, петли, завитка. Как образуются старицы? Процесс формирования происходит, когда вследствие каких-либо причин русло выпрямляется, а прежний завиток или искривление остается отрезанным от основного водоема. Главная причина - половодье, когда река находит более удобный путь.

Иногда излучины одной реки объединяются - так тоже могут образовываться старицы. Такой процесс имеет место при наличии большого количества рукавов. Входы в старицу постепенно заносятся илом, а сам водоем превращается в озеро или болото. При наличии питания он может функционировать, при отсутствии - пересыхать. Самые крупные старицы могут иметь длину более 500 метров.

Чем питаются водоемы?

Тип питания - одна из главных характеристик водоема. Он может характеризовать его строение и функции.

Как могут питаться водоемы? Во-первых, внешним поверхностным стоком - дождями, другими гидрообъектами. Во-вторых, которые могут подходить близко к поверхности. В-третьих, искусственно - котловина водоема наполняется принудительно. В-четвертых, пополнением водами комбинированного типа.

Питание грунтовыми водами наиболее экологично, поскольку они чистые. Если озеро имеет такое питание, то в нем будут реже образовываться ряска и тина. Наиболее часто встречается комбинированный тип питания.

Гарантией постоянного наполнения водой является принудительное осуществление этого процесса. Заполняют водоем или водопроводной, или поливочной водой. Наиболее частое питание - комбинированное. Источниками его могут быть дождь, талый снег, грунтовые воды и многое другое.

Водоемы и их расположение на местности

Водоемы - это гидрообъекты, расположенные на определенной местности. Где они могут формироваться? Местами образования, например, озера, может быть Водоем может быть плотинным или копанным. Подача питания ведется, как правило, из реки. На рельефе образуются склоновые, водораздельные, пойменные водоемы. В таких случаях четко просматривается рельефность озера или пруда.

В пойме формируются водоемы с подземным питанием, комбинированным, русловым. Образовываться они могут в старице, где ставят шлюзы. Здесь могут располагать и плотину, насосы, чтобы использовать такой водоем в промышленности.

Склоновые водоемы формируются на территории террас долин рек. Отличаются они от других только некоторыми конструктивными особенностями.

На участках водораздела устраивают водораздельные водоемы. Питаться они могут подземными водами или искусственно. Принудительно вода может подаваться из реки, скважины.

Существуют также водоемы в насыпях или выемках. Они достаточно широко распространены, их легко сформировать и организовать их питание. Они могут иметь любую площадь. Строить их достаточно дорого.

В насыпях водоемы служат в основном для хранения воды. Такой объект может стать основой для гидроэлектростанции.

Создание декоративного водоема

Декоративный водоем - что это такое? Это искусственный водный объект, который выполняет функцию украшения участка, формируя его завершенный облик. Чаще всего к идее создания декоративного водоема приходят владельцы частных домов и дач.

Искусственные водоемы - это красиво и стильно. Что нужно знать для успешного создания такого украшения участка?

Создать водоем своими руками - посильная задача для каждого. Форма, оформление такого уютного уголка сада можут быть самыми разнообразными. Искусственный водоем прекрасно впишется в любой ландшафт, может стать его конструктивной доминантой.

Для начала выберите место не очень близко к дому (лучше посоветоваться со специалистами ландшафтного дизайна). Непосредственная близость к дому может вредить фундаменту.

Нужно создать проект. Для этого определите форму водоема: овал, прямоугольник или замысловатая фигура. Проект позволит определиться с затратами, материалами, расположением систем фильтрации. Далее стоит выбрать качественные материалы - от них зависит долговечность и красота пруда.

Когда все выбрано и закуплено, приступайте. Желательно, не сами, а с помощью квалифицированных специалистов. Финальный этап - оформление растениями. Это завершит образ идеального пруда. Вы получите шикарный водоем - фото ниже представляет один из возможных вариантов для вашего сада.

Заключение

Водоемы, природные или искусственные, функциональны, но могут быть и совершенным, красивейшим дополнением дизайна вашего сада.

Эстетичный пруд возле вашего дома позволит выразить индивидуальность и подчеркнуть стиль сада. Особенно популярно создание таких элементов в японском, классическом, деревенском стиле. Главное - грамотно оформить пруд. Иногда в таких водоемах живет рыба. Наличие обитателей таких миниатюрных озер - дело вкуса хозяев сада.

Издавна вода обладает особой силой притяжения. Ведь не зря многие любят проводить как можно больше времени возле водоемов, выезжать в выходные на реку или озеро, проводить свой долгожданный отпуск на берегу моря… А в городах излюбленным местом встречи часто становятся пруды или фонтаны. Но что такое водоемы по своей сути и какими они бывают - не помешает разобраться.

Что такое водоем

Водоем - это постоянное или временное место скопления и хранения стоячей или со сниженным током воды. В обширном понятии моря и океаны также относятся к водоемам.

Водоемы образуются в местах, где на поверхности земли присутствуют закрытые котловины, а приток в них воды превышает ее потери на испарение и фильтрацию в грунт.

Гидрология - наука, которая занимается изучением водоемов.

Классификация по разным признакам

Существуют такие виды водоемов:

Физические, химические и биологические процессы протекают в различных типах водоёмов по-разному.

По происхождению водоемы делятся на природные и искусственные . Природные водоемы - это естественные пруды и озера. Искусственные же подразделяются на три основные группы:

  • Водохранилища (объем воды более 1 млн м³);
  • Пруды (объем воды менее 1 млн м³).
  • Бассейны, полностью изолированные от внешней среды и с полным регулированием водного режима.

К искусственным водоёмам также относят выработанные карьеры и запруды.

Водоёмы также бывают постоянные и временные. Последние возникают лишь в периоды половодья. К ним относятся старицы и лужи, образующиеся по весне при разливах крупных рек. По своему химическому составу и количеству соли в воде водоемы подразделяются на соленые и пресные. Стоит также рассмотреть и более обширную классификацию водоемов.

Конструктивное разделение

Довольно часто на объектах ландшафтной архитектуры создаются водоемы, которые классифицируются по конструктивным признакам на следующие виды:

Назначение водных объектов

По основному назначению водные объекты подразделяются на несколько видов:

Разделение по местоположению

В зависимости от местонахождения водохранилища , они разделяются следующим образом:

Типы питания водоемов

Тип водного питания - один из главных показателей, которые характеризуют специфику устройства и функционирования водохранилища. Существуют четыре типа водного питания:

  • поверхностный сток;
  • грунтовые воды;
  • принудительное наполнение из специального источника;
  • комбинированное питание.

Основным видом питания (для плотинных водохранилищ) выступает поверхностный сток. Заключается в соотношении непосредственно объема водохранилища к объему стока. Если превышен последний показатель, создается каскад из водоемов, которые находятся на одном водотоке.

Подземные воды из-за низкой температуры и меньшей загрязненности сдерживают бурное развитие водорослей и образование ряски. Благодаря этому постоянно поддерживается необходимый уровень чистоты вод. Положительное влияние также оказывают грунтово-напорные воды, увеличивая расход воды и проточность объекта.

Гораздо больше существует водохранилищ на поверхностном стоке, нежели на подземном питании. Таким водохранилищам присущи широкие поймы, а располагаются они, как правило, на средних и крупных реках.

Чем уже пойма, тем сложнее разместить в ней водохранилище, организовать его питание и защиту от межсезонного и летнего затопления.

При отсутствии подходящих естественных водных источников питания производится принудительное заполнение питание водохранилищ. Простой или поливочный водопровод используют для наполнения малых водоемов. Специально пробуренные скважины и скважины общего назначения используются для наполнения крупных. Наряду с этим также используют насосы для подачи воды из рек и более крупных водоемов.

Комбинированное питание присуще в той или иной степени практически каждому водоему. На их поверхность выпадают всевозможные осадки в любое время года, а также попадают воды поверхностного стока.

Вода - незаменимый источник жизни на всей планете. Без нее существование всех живых организмов становится невозможным. Количество водных объектов на ней бесчисленно, и чтобы не запутаться в их разнообразии, следует подвести итог, что такое водоем.

Водоем представляет собой водный объект, находящийся в углублении суши, который характеризуется медленным движением воды или полным отсутствием такового.

Созданные природой источники воды поражают своей красотой и величием. Но существует и огромное количество искусственных водоемов, над созданием которых на славу потрудились ландшафтные дизайнеры, приложив к этому огромные усилия, неиссякаемую энергию и фантазию.

Цели: дать представление о Мировом океане (река, озеро, море, океан, родник, пруд, водохранилище). Познакомить учащихся со строением реки, моря, озера, океана, пруда; с водоемами своего края; охраной водных ресурсов. Обобщить знания детей о значении воды для жизни человека, животных, планеты; закрепить знание о круговороте воды в природе. Повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний, работать над развитием речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить с источниками загрязнения водоемов, выработать правила поведения на водоемах.

Оборудование: слайды, карточки, словарь С. И. Ожегова, карта полушарий, глобус, портрет В. И. Вернадского, кроссворд “Водоемы”, шапочки “Рыбки”, карта Саратовской области, “Родники Саратовской области” А. А. Орлов, А. П. Зотов.

Методы: словесный (беседа, чтение, сообщение), наблюдение, сравнение, логические задачи, творческие задания, оценивание своего труда.

Ход урока

Этап самоопределения.

I. Организация начала занятия.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

– Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.

Подготовка к активной познавательной деятельности.

II. Повторение ранее изученного материала. (Слайд 2)

– На какие 2 части делят природу?

– Что относится к живой природе?

– Что относят к неживой природе?

– Угадайте, о чем мы побеседуем?

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна,
Кто такая я? (ВОДА) (Слайд 3)

1) Беседа.

– Вода о себе говорит так:

Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как это понять? (Переходит из одного состояния в другое) (Слайд 4)

– Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (дождь, водоем)

– Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (снег, лед, сосулька)

– Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар, туман)– От чего зависит различное состояние воды? (от температуры)

В. И. Вернадский говорил: “Вся масса воды в жидкой, в газообразной и твердой форме находится в непрерывном движении, сама вечно меняется и меняет все окружающее”. (Портрет В. И. Вернадского).

2). Самостоятельная работа по карточкам № 1 (Приложение 2)

– Какой процесс показан стрелкой? (испарение, конденсация) Что это такое? (Слайд 5)

– При каких условиях происходит испарение? Конденсация?

– Как этот процесс называется? (круговорот воды в природе)

3). Самооценка.– Поднимите руки, кто выполнил все правильно? Кто допустил одну ошибку? Две ошибки?

III. Физминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытираемся посуше.

IV. Целеполагание и мотивация.

Вы слыхали о воде? (Слайд 6)
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
– Что особенного в ней?

Сообщение ученика. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.

У нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ее не опишешь, ею наслаждаешься, не понимая, что она такое. Она не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь.

Основной этап.

V. Актуализация знаний .

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке.
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода.

Если мы посмотрим на карту, глобус, то увидим, что преобладает голубой цвет. Почему?

(Большую часть поверхности земли занимает вода)

– Где она находится на планете? (в реках, озерах, морях, океанах и т. д.)

Одним словом в водоемах. – Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться?

Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое река, озеро, море, океан, пруд, водохранилище, а так же почему мы должны охранять воду нашей планеты.

На научно-исследовательском судне “Искатель” мы отправимся в плавание (в путешествие)

Основной этап.

VI. Усвоение новых знаний. (Слайд 7)

1) Отгадайте загадку. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

1 остановка “Речная”2) Работа со словарем Ожегова. (Приложение 1)

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.

3) Строение реки. Реки живы родниками. Многим рекам жизнь дают родники. (Слайд 8)

Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Это наиболее надежный источник водоснабжения населения, защищенный от поверхностного загрязнения. Одно из богатств нашего края – родники (естественные источники чистой и холодной воды). (Слайд 9) (карта родников Саратовской области ). Но используются неэффективно – всего 4%. Только на территории Саратова 70 ключей.

В Татищевском районе тоже есть родники: в с. Вязовка – “Коренушка”, в с. Ягодная Поляна – “Центральный”, в с. Идолга – “Холодненький”. (Слайд10)

Ключ – источник, отпирающий недра земли.

Многие источники, выходя на поверхность земли, образуют маленькие ручейки, сливаясь в более крупные (Слайд 11 ), а ручьи образуют постоянный водный поток – реку.

(Слайд 12).

В реке пресная вода. (Что это значит? Подберите синоним.)

У каждой реки выделяют части: (Слайд 13)

1. Исток – место, где начинается река (словарь). Это может быть родник (Волга), озеро (Ангара из озера Байкал), ледник в горах (в Андах).

2. Устье – место, где река оканчивается. Она может впадать в озеро, в море, океан, другую реку, болото. А в жарких странах есть реки, которые никуда не впадают, они просто истощаются и теряются.

3. Русло – сама река (постоянный водный поток)

4. Притоки – реки, впадающие в главную реку. Они бывают правые и левые.

5. Берега

Реки бывают равнинные и горные. (Слайд 14). Течение равнинных рек медленное. Горные реки текут по горам, поэтому течение быстрое. Такие реки часто образуют водопады – стремительно падающий с высоты поток воды. (Словарь).

Например: водопад Виктория (в Африке) – 120 м, Илья Муромец (Россия. Курильские острова) – 140 м. (Слайд 15).

Реки постоянно пополняются водой. Летом вода в реку поступает от дождей и из родников, а зимой – только из родников. Весной в реку попадает много талой воды, вода не помещается в реке и выходит из берегов – начинается половодье – весенний разлив рек.

VII. Первичная проверка понимания.

– Что такое река?

Вывод: постоянный водный поток.

В нашем крае протекает 358 рек. Главной является Волга – “Светлая”. Раньше ее называли “Ра” – “Щедрая”.

Н. Палькин (наш земляк) пишет о Волге:

Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч разных рек. (Слайд 16).

VIII. Первичное закрепление.

1). Каково значение рек? Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.

2) Выполнение задания на карточке №2. (Приложение 2)

– Проверка задания.

I. Усвоение новых знаний.

Слайд 17)

1) Отгадайте загадку.

Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически
И месяц, и звезды
В нем отражаются
Как это зеркало называется? (Озеро)

2 остановка “Озерная”2) Беседа. – Кто из вас бывал на озере? На каком?

– Похоже ли озеро на реку? Чем? (Вода пресная, берега поросли растениями, плавают рыбы, селятся птицы, служит местом для отдыха).

– Чем отличается? (Водоем округлой или продолговатой формы, вода не течет, нет истока, устья, правого и левого берегов) (Слайд 18)

3) Работа со словарем . Озеро – замкнутый в берегах большой, естественный водоем.

Озеро – большое природное углубление, заполненное водой, глубокое, с замедленным водообменом, с большим водным зеркалом без растительности.

4) Работа с картой. В нашей стране много озер, некоторые такие огромные, что их называют морями. Например, Байкал в песне называют морем – “Славное море, священный Байкал”. Глубина Байкала – 1640 м. Очень красивы озера Ладожское и Онежское. В народе их ласково называют Ладога и Онега. Во многие озера впадают реки, поэтому вода в них пресная. Есть озера с соленой водой, такие как Аральское и Каспийское. Они такие большие, что их называют морями. Озеро Балхаш интересно тем, что в западной части вода пресная, так как туда впадает река, а в восточной соленая, туда не впадает река. Питание смешанное.

В нашей области озера небольшие и неглубокие.

II. Первичная проверка понимания. – Что такое озеро? (Озеро – замкнутый естественный водоем, различный по форме и размерам).

III. Первичное закрепление. -Чем озеро отличается от реки? (Замкнутый водоем, не имеет истока, устья, правого и левого берегов, вода не течет).

IV. Физминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это – кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 19).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна
И горька, и солона. (Море)

3 остановка “Морская”2) Работа со словарем.

Море – часть океана – большое водное пространство с горько – соленой водой.

3) Работа с картой . Моря – большие водоемы с соленой водой. Берега России омывают моря: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых. Восточно – Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское. Многие моря являются частью океана.

II. Первичная проверка понимания. – Каково значение морей? (Моря дают человеку продукты питания, лекарства, водные дороги, место для отдыха.)

III. Первичное закрепление. – Чем озеро отличается от моря? (Озеро – замкнутый в берегах водоем с пресной водой, а море – большое водное пространство с соленой водой).

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 20).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку. Огромное пространство соленой воды. (Океан)

4 остановка “Океан”2) Работа со словарем.

Океан – весь водный покров Земли, окружающий материки и острова.

3) Работа с картой. Океанами заняты на земле огромные пространства. По нему можно плыть много дней, не видя берегов. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.

II. Первичное закрепление. Покажите на карте океаны.

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 21).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку. Посреди поля лежит зеркало,

Зеркало голубое, рама зеленая. (Пруд)

5 остановка “Пруды”2) Работа со словарем.

Пруд – искусственный водоем в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.

3) Сообщение учителя. Пруды – это искусственные водоемы, созданные человеком. Пополняются талыми водами, дождями. Вода стоячая. Пруд мельче озера, поэтому лучи проникают до дна, от этого разнообразнее растительный и животный мир.

Используются для орошения (полива), разведения рыб.

II. Первичная проверка понимания.

– Что такое пруд? Кто его создал? Какой это водоем? (Искусственный – сделан человеком.)

III. Первичное закрепление. – Чем пруд отличается от озера? (Пруд – искусственный водоем, а озеро – естественный водоем)

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 23).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

6 остановка “Водохранилище”1) Работа со словарем. Водохранилище – искусственный водоем для хранения или регулирования запасов воды.

2) Работа с картой (Рубрика “Наш край ”) (Слайд 24)

На реке Волга образованы водохранилища плотинами – Саратовское и волгоградское водохранилища. Служат для водоснабжения населенных пунктов и предприятий, орошения, рыболовства, водного транспорта.

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля! (Слайд 25).

В засушливых местах люди строят каналы, которые используются также для орошения, водного транспорта. Канал – искусственное русло, наполненное водой.

Обобщение и систематизация знаний 1) Кроссворд. (Слайд 26).

1. Искусственный водоем дляхранения запасов воды.
2. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский – это….
3. Искусственный водоем.
4. Большое природное углубление, заполненное водой.
5. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
6. Кругом вода, а с питьем беда.

2) – Какие вы знаете водоемы?

– На какие две группы можно разделить все водоемы? (Слайд 27)

– Назовите естественные водоемы.

– Назовите искусственные водоемы.

Охрана водоемов. Сценка. (Слайд 28).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

– Ой! Что случилось? Наш корабль сел на мель! Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

– Собрались вместе обитатели реки, чтобы спасти ее, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу реки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную воду. Вот я и стала от сточных вод красная. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего в нем только не было: и удобрения, и отходы. Пожелтела наша заводь. А ты, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. Вот и стала фиолетовой – еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.

Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.

Черная рыбка: А может, ребята помогут?

– Ребята вспомните, от чего река стала цветной? (Слайд 29) Источники загрязнения :

  1. Сточные воды заводов
  2. Разлив нефти
  3. Мусор с кораблей

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!

– Чем каждый из вас может помочь реке?

  1. Очистка от мусора
  2. Восстановление родников

Как это делают ребята из географического общества “Родной край”, Союза юных экологов Саратовской области. (Слайды 30, 31, 32)

Применение знаний и умений в новой ситуации. (Итог урока)

1. Самостоятельная работа с карточками №3. (Приложение 3)

Информация о домашнем задании. (Слайд 33).

1 группа – тетрадь стр. 27, задание 4.
2 группа – составить памятку “Как себя вести у водоемов”
3 группа – найти сведения о болоте (использовать словарь Ожегова)

Оценка работы учащихся.

Научно – исследовательское судно “Искатель” отправилось дальше путешествовать и изучать окружающий мир. А капитан корабля прислал письмо. (Слайд 34 ). Давайте прочитаем. (Слайд 35)

Он просил вручить орден “ Мудрой совы” ребятам, которые все знают о воде и водоемах-. “5”, сову – символ мудрости ребятам, которым немного не хватило знаний – “4”, но я дума, они дома еще повторят, и будет все в порядке.

Кто еще плохо знаком с водой и водоемами, вручаю Капитошку, чтобы он помог вам овладеть знаниями. (Слайд 36)

Водоемы могут быть как природного, так и искусственного происхождения. Природными водоемами являются естественные озера и пруды.

На объектах ландшафтной архитектуры наиболее часто устраиваются водоемы , которые классифицируются по конструктивным признакам и по основному назначению, а также в зависимости от их местоположения на рельефе, в русле реки, пойме и т.д.

По конструктивным признакам водоемы подразделяются :

    На малые и сверхмалые водоемы с готовой облицовкой дна и бортов, выполненной в заводских условиях (это, как правило, пленка или готовая ванна). Такие водоемы по существу больше относятся к бассейнам, так как они полностью изолированы от природной среды и имеют искусственное наполнение. Особенностью их применения в условиях средней полосы России, при наличии глинистых и суглинистых почв с высоким уровнем воды в весенний период, является необходимость дренажа зоны расположения такого водоема. При несоблюдении этого правила далеко не единичны случаи «всплывания» таких водоемов выше поверхности земли, что сразу же нарушает эстетические качества территории объекта;

    плотинные водоемы , которые возводятся как на постоянных, так и на временных водотоках. Основная цель их создания - это регулирование руслового стока, который в условиях средней полосы России преобладает в весенний, самый многоводный, период. При регулировании стока в хозяйственных целях это дает возможность использовать воду для полива растительности в летний период. Регулирование руслового стока дает возможность создавать полноводные водоемы с круглогодичным использованием;

    копаные водоемы , которые возводятся путем устройства котлована в грунте с последующим заполнением его водой. Размеры и форма таких водоемов различные, зависящие от взглядов ландшафтного дизайнера на связь водных, растительных и строительных объектов. Как правило, размеры таких водоемов значительно меньше, чем плотинных, что объясняется гораздо большей трудоемкостью их создания. Объемы таких водоемов колеблются от десятков до десятков тысяч кубических метров воды при средней глубине 1…2 м. Чтобы наглядно показать трудоемкость их создания, используют такой показатель, как отношение объема накопленной воды к объему земляных работ, выполняемых для создания водоема. Этот показатель К, называется коэффициентом эффективности устройства водоема. У плотинных водоемов он обычно колеблется от 20 до 100 и более, в то время как у водоемов - копаней он почти всегда меньше единицы.

    комбинированные водоемы . Уже само название этих водоемов говорит о том, что при их создании использовались различные приемы и их конструктивные решения. В России этот тип водоемов был известен с XVII-XVIII вв., хотя в настоящее время следы комбинирования не всегда можно заметить. Сначала создавали плотинный водоем, который всегда принимал так называемые природные очертания, при которых урез воды повторял очертания горизонталей рельефа. Это обычно приводило к тому, что в верхней части водоем был очень узким, приближаясь по ширине к руслу реки или ручья. Если такая форма не устраивала архитектора, то очертаниям водоема придавалась искусственная форма, преследующая определенные цели.

По основному назначению водоемы подразделяются :

    на декоративные водоемы , к которым в основном относятся малые и сверхмалые водоемы из готовых форм. Такие водоемы полностью зависят от человека (котлован; его облицовка; растения; водное питание; водообмен, как правило, искусственный с помощью насоса, и другие характерные показатели);

    водоемы ландшафтно-декоративного назначения , которые являются важной частью планировочной структуры объекта. Коэффициент водообмена (отношение количества воды, проходящей через водоем в течение года, к объему воды в водоеме), как правило, составляет 2…2,5. Хозяйственное использование воды не предусматривается. При устройстве таких водоемов необходимо предусматривать водную растительность;

    рекреационные водоемы , которые отличаются от ландшафтно-декоративных рекреационной нагрузкой. Требования к чистоте воды достаточно высоки. Такие водоемы должны иметь высокий коэффициент водообмена - 2,5…3. Вблизи водоемов устраивают сооружения бытового назначения, удовлетворяющие потребности отдыхающих. Размеры рекреационных водоемов должны быть достаточно большими: во-первых, для улучшения саморегулирования биологических процессов; во-вторых, для снижения степени загрязнения воды;

    водоемы для водного спорта , которые проектируют и строят достаточно целенаправленно, в соответствии с требованиями и нормативами на создание спортивных сооружений. В зависимости от назначения водоема задаются такими параметрами, как площадь акватории, глубина в различных местах, максимальная длина водного зеркала, облицовка берегов и др. Водная растительность, как правило, исключается. Вокруг водоема возводятся спортивные сооружения, обеспечивающие использование этого водоема по основному назначению;

    водоемы для орошения территории объекта, которые создаются для накопления и прогрева воды, используемой для орошения. Это особенно важно, если такой водоем заполняется холодными и бедными кислородом подземными водами. Вода в водоеме должна быть чистой во избежание засорения дождевальных устройств. Особенностью таких водоемов является значительное понижение уровня воды в период интенсивных поливов, при котором происходит обнажение откосов водоема, а иногда и части дна. Для сохранения эстетичного внешнего вида такого водоема в рамках ландшафтной архитектуры целесообразно художественное оформление частично и временно обнажающихся поверхностей. Водообмен водоема рекомендуется проводить не менее 3-5 раз;

    водоемы многофункционального назначения . С течением времени (а иногда и сразу) водоем одновременно выполняет несколько функций, т.е. становится в той или иной мере водоемом многофункционального назначения. Поэтому требования к такому водоему зависят от того или иного преобладания его функций.

    В зависимости от местоположения в рельефе, в русле реки, пойме все водоемы подразделяются:

    1. на водоемы на рельефе (в основном это водоемы - копани), которые в соответствии со строением рельефа могут быть русловыми, пойменными, склоновыми и водораздельными. Если рассматривать разрез рельефа вдоль склона от водораздела до русла реки и ручья, то можно выделить такие его элементы, как водораздел, склон с надпойменными террасами, пойма реки или ручья и русло;

      водоемы в руслах рек , которые в свою очередь, подразделяются на русловые копаные и плотинные. Русловые копаные водоемы характеризуются тем, что они устроены непосредственно около русла реки (точнее, в самом русле), в результате чего сток реки или ручья проходит полностью через водоем. Иногда такой водоем привлекает ландшафтного архитектора тем, что не возникает проблем с подачей и сбросом воды. Зато возникают другие проблемы с так называемым твердым стоком, т.е. с взвешенными наносами, которые при резком снижении скорости потока оседают в водоеме, в результате чего русловый водоем работает как отстойник. Результатом этого является быстрое заиление русловых водоемов, что неоднократно встречается в реальной жизни.

      пойменные водоемы , которые могут иметь разные типы водного питания - водами руслового стока, подземного стока и комбинированное. Типичный пойменный водоем размещается в пойме реки, часто для этой цели используется старица. Старица питается дополнительной водой или за счет подземного стока или поверхностного стока в период половодья. Окультуренный пойменный водоем во избежание засорения и заиления изолируется от паводковых вод. Для связи с речным стоком делается один или два канала (подводящий и отводящий). На таких каналах могут быть поставлены шлюзы. При невысоком уровне воды в реке может быть поставлена плотина или насосная станция, обеспечивающая подачу воды для наполнения водоема и нормативного водообмена в периоды наименьшего загрязнения воды. Такого типа водоемы перспективны и строятся в настоящее время в зонах отдыха: лесопарках, на территории спортивных комплексов и др.;

      склоновые водоемы , которые создаются на склонах или террасах речных долин. В зависимости от положения на склоне можно выделить водоемы, занимающие верхние, средние или нижние части склонов. Положение водоема определяется его назначением, а также имеющимися источниками водного питания. С точки зрения строительства различия между ними незначительные. Особенности возведения зависят, главным образом, от специфики геологии и гидрогеологии объекта;

      водораздельные водоемы (водоемы - копани), которые устраивают на водораздельных участках. Основные проблемы, которые приходится решать в этом случае, связаны с особенностью водного питания. Считается, что на водоразделах отсутствует поверхностный сток. На классических водоразделах дело обстоит именно так, но на местных водоразделах почти всегда имеется какая-то часть поверхности земли, лежащая выше водоема. В этом случае есть возможность как непосредственного питания водоема, так и при помощи дополнительных водопроводящих и водорегулирующих сооружений. То же самое относится и к подземному питанию. При наличии областей питания, расположенных выше зоны водоема, определенная часть подземного стока может попадать в водораздельный водоем - копань. По необходимости принудительное питание водоема осуществляется из какого-либо надежного источника: реки, водохранилища, скважины и т.д. Водоемы устраивают в углублениях или там, где произведена выемка грунта, или на возвышениях, насыпях;

      водоемы в выемке - наиболее распространенный вид водоемов, который преобладал в ландшафтной архитектуре в прошлом, преобладает в настоящее время и будет преобладать в обозримом будущем. При устройстве водоемов учитывается относительная независимость их от места положения, произвольные размеры и форма акватории, а также возможность применения разнообразных видов и форм оформления береговой линии. Недостатком таких водоемов является их высокая стоимость, связанная, как правило, с низкой относительной эффективностью строительства. Отношение объемов воды и земляных работ, как правило, меньше единицы;

      водоемы в насыпи , которые в чистом виде встречаются достаточно редко. Гораздо чаще можно встретить сборные металлические наземные бассейны с принудительным наполнением водой и систематической очисткой последних с помощью фильтров. Однако имеются случаи, когда водоемы в насыпи служат не только средством накопления воды, но и средством параллельного опреснения засоленных подземных вод, проникающих в благоприятных условиях в подземную толщу со стороны соленых океанских и морских вод. Другим случаем создания водоема в насыпи могут служить накопители водной энергии в виде водоемов гидроаккумулирующих электростанций, где разница высот основного и регулирующего водохранилища составляет десятки и даже сотни метров. Такая специфика водоемов в насыпи требует от ландшафтного архитектора дополнительных консультаций со специалистами-гидротехниками;

      водоемы в полувыемке - полунасыпи, которые достаточно широко распространены в практике гидротехнического и ландшафтного строительства. Применяется такой прием, главным образом, при строительстве склоновых водоемов, когда при устройстве котлована один берег оказывается значительно выше другого, лежащего ниже по склону. В этом случае наиболее удачным решением является использование грунта для устройства дамбы, поддерживающей уровень воды в нижней (по склону) части водоема. При одном и том же объеме воды такой водоем получается более экономичным, потому что часть объема находится в подпертом состоянии, что характерно для водоемов плотинного типа. Коэффициент эффективности таких водоемов часто больше единицы (это гораздо лучше, чем у водоемов в выемке).

Типы питания водоемов

Тип водного питания является одним из основных показателей, характеризующих особенности конструкции и функционирования водоема. Распространены четыре основных типа водного питания: поверхностный сток, грунтовые воды, принудительное наполнение водоемов - копаней из гарантированного источника водного питания и комбинированное питание.

Поверхностный сток является основным видом водного питания всех плотинных водоемов. Разница заключается лишь в соотношении объемов чаши водоема и объемов стока. При значительном превышении объемов стока возможно создание каскада водоемов, расположенных на одном и том же водотоке.

Грунтовые воды , как правило, обеспечивают лучшее санитарное состояние водоема благодаря меньшей загрязненности подземных вод и более низкой их температуре, сдерживающей процесс образования ряски и развитие других водорослей. Особенно благоприятно сказывается питание грунтово-напорными водами, обеспечивающими более значительный расход и проточность водоема. Количество водоемов на чисто подземном питании меньше, чем на поверхностном стоке. Такие водоемы, как правило, расположены в поймах средних и крупных рек, отличающихся широкими поймами. В более узких поймах размещение водоемов, организация водного питания и защита от весеннего и летне-осеннего затопления затруднительны.

Принудительное наполнение водоемов - копаней из гарантированного источника водного питания производится в том случае, если нет хороших естественных источников водного питания. Малые водоемы заполняют водой из поливочного или обычного водопровода. Большие водоемы часто заполняют водой из специально пробуренных скважин или скважин общего назначения. Имеют место и такие источники, как подача воды насосами из рек, водохранилищ или более крупных и хорошо обеспеченных водой водоемов.

Комбинированное питание имеет в какой-то мере почти каждый водоем, так как на его поверхность выпадают жидкие и твердые осадки и частично поступают воды поверхностного стока.

Какие есть водоемы

Вода является источником жизни и энергии. Вид водного пространства, между камней и густой зелени очаровывает. Струи воды, водные каскады, спадающие вниз – оживляет и украшает любую местность.

Водоемы делятся природные и искусственные. Природные водоемы это естественные озера и пруды.

Для того чтобы хорошо знать окружающий нас с вами водный мир, нужно знать что водоёмы делятся на разные классы и подклассы. При этом условная классификация, предназначена для того, чтобы знать, почему в одном водоёме рыбы клюют всегда, а в другом иногда.

Ручьи. Они берут начало в лесу и на болоте. Рыба в ручьях водится, но её там очень мало и она мелкая.

Маленькие речки. Такие речушки интересны для рыболовов.

Средние реки. Это реки шириной от десяти – ста метров. В них водятся даже сомы.

Реки большие достигают ширина от ста двадцати до шестисот метров.

Существуют также омуты, пруды, озёра, водохранилища.

Пруд это искусственный водоём. Он создается для орошения, водоснабжения, разведения рыбы и птиц. Иногда пруд используют для санитарных нужд.

Водоемы так же классифицируются по типу питания и стоку. Способ питания водоема может быть естественный (дождь, снег, подземные воды, то есть грунтовые) и искусственный. Водоемы с искусственным видом питания называют водоемами принудительного заполнения, их наполняют с помощью разных источников: колодцев, скважин, водопроводов, родников, водохранилищ. Водоемы бывают бессточные и проточные. К проточным водоемам относятся: ручьи, реки, водохранилища пруды на маленьких реках.

К бессточным водоемам относятся: водоемы, сооруженные в балках и оврагах, а также пруды-копани построенных на равнинных местах.

При проектировании водоемов учитывается и рассчитывается тип питания конструкции, наполняемость естественными водами в течение вегетационного периода, а так же степень фильтрации грунта.

В средней полосе России очень много различных природных водоемов с постоянной подпиткой водой из ключей и ручьев.

В средней полосе и на юге страны нередко попадаются молодые карпы с плотными парафинообразными наростами на теле. Это оспа карпов, вирусное заболевание, опасное только для карпов. Осенью, во время предзимнего жора хищных рыб, у выловленной щуки рыло бывает, как бы вымазано ярко-красной губной помадой. Это подкожные кровоизлияния. Они видны и на теле у грудных плавников. Нередко на теле появляются серповидные ранки. Здесь мы имеем дело с чумой. Кроме щуки, чумой болеют окунь, налим, лещ и плотва.
Впервые заболевание было зарегистрировано в Германии еще до второй мировой войны. После войны из-за бесконтрольных перевозок щуки в целях рыборазведения больная рыба попала в водоемы Подмосковья и других районов. Теперь чума щук отмечается в водохранилищах Северного Казахстана и средней полосы страны. Для человека она не опасна. Однако плохая термическая обработка больных рыб может вызвать пищевое отравление.
Может ли человек заразиться от рыбы? Да, может. Следует помнить, что плохо проваренная или непрожаренная рыба не только вызывает отравление, но и может быть источником заражения человека и домашних животных гельминтами.
Еле заметные глазу личинки глистов, находящиеся во внешне здоровой рыбе, попав в организм человека и рыбоядных животных, вызывают тяжелые заболевания - Описторхоз и Дифиллоботриоз. Чаще заражаются женщины, которые сами обрабатывают рыбу и пробуют ее сырой.
Личинками описторхиса заражаются плотва, язь, сазан, лещ, елец, линь, густера, красноперка, пескарь, жерех, подуст, гольян. Не бывает их у лососевых, осетровых, а также морских рыб. Возбудитель дифиллоботриоза встречается только у хищников - щуки, окуня, ерша, налима, лососей, хариуса, форели, сига.
Находятся личинки в мышцах рыб у спинного и анального плавников. Они очень мелкие, поэтому увидеть их трудно.