Какой лучший балет эйфмана. Спектакль кто есть кто

Каждый балетный спектакль на сцене театра Эйфмана – это сплетение разных стилей, соединение классики и элементов современного танца, поиск новых музыкально-хореографических образов.

Театр балета Бориса Эйфмана: разрушение стереотипов

Помимо классики артисты осваивали технику народного танца, джаза, модерна. Только так можно было претворить в жизнь замыслы нестандартных постановок балетмейстера. Маэстро смело соединял в программах академическую хореографию с беспуантовым балетным танцем, использовал роковые композиции. Это было прогрессивным новым видением современного искусства, разрушавшим стереотипы.

Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана все сорок лет своей творческой жизни демонстрирует новаторский подход к выбору драматургического и музыкального материала, особенное хореографическое мышление. И собирает полные залы.


Психологический балет Эйфмана в новом сезоне театра

Особой глубиной и выразительностью хореографического текста отличаются постановки Эйфмана в жанре «психологического балета». Именно такую жанровую формулировку использует маэстро к спектаклям, где разворачиваются сложные драматические сюжеты, а переживания героев выливаются в эмоциональные балетные партии.
В афише Александринского театра анонсированы замечательные спектакли балетмейстера в этом сложном стилистическом формате.
«Чайковский. PRO et CONTRA» — это плод многолетнего погружения в музыку любимого композитора, осмысление и исследование его личности и бездонного таланта. Впервые балет был поставлен в 1993 году. В 2016 балетмейстер вернулся к теме спектакля, но изменил драматургию и хореографию.
Повествовательной канвой балетной постановки становятся видения умирающего Чайковского. Перед его глазами приносится вся жизнь, воспоминания пробегают фантасмагорией причудливых образов.
Тема судьбы и творчества людей искусства интересна и близка Эйфману. К ней он обратился и в балете «Роден, ее вечный идол» . И рассказал уникальной пластикой танца историю трагической любви прославленного скульптора и Камиллы Клодель, ставшей ученицей, музой и моделью роденовских шедевров в бронзе и мраморе. Балет поставлен на музыку выдающихся французских композиторов: Сен-Санса, Равеля, Массне.
Балетный спектакль «Русский Гамлет» инсценирует фрагменты русской истории, демонстрируя жестокую борьбу за власть между матерью и сыном: императрицей Екатериной II и царевичем Павлом. Премьерный спектакль увидел свет в конце 90-х. Сегодня зрителю представляют новую переосмысленную версию, в которой многие линии серьезно видоизменены или созданы заново. Музыка Бетховена и Милера гармонично сливаются с драматургией и глубоким психологизмом постановки.

Балет Бориса Эйфмана «Up & Down»

В череде тонких психологически глубоких балетов на сцене Александринского театра особый интерес у зрителей вызывает постановка Б.Эйфмана «Up & Down» . В ее основе лежит сюжет романа американского писателя Фицджеральда «Ночь нежна». Для музыкальной огранки хореографических образов и структуры балетного спектакля выбрана музыка Шуберта, Берга, Гершвина.
Спектакль по словам создателя, является своеобразной хроникой духовной гибели человека. Глубокая и поучительная история рассказывает о том, как рушится мечта о счастье, а беззаботно-красивая на первый взгляд жизнь, текущая под ритмы джаза, становится кошмаром. В центре балетного действа два главных героя: врач-психиатр Дик Дайвер и его пациентка Николь из богатого, респектабельного семейства. Между ними вспыхивают чувства, они заключают брак. Для скромного врача открываются врата в светскую жизнь с ее соблазнами, цинизмом и роскошью. Дик вступает на путь падения, а Николь справляется с безумием, преодолевая недуг.
Своим спектаклем хореограф еще раз убедительно доказал, что для балета нет ничего невозможного и лексикой танца можно рассказать о самом сложном и потаенном из области подсознания. И погружает в серьезную психологическую драму, которая разворачивается на фоне «века джаза» с его безумием и шиком.

22 июля исполняется 70 лет Борису Эйфману - руководителю академии и театра танца, которые носят его имя. Лайф на пяти примерах объясняет, почему спектакли главного современного российского хореографа пользуются огромной популярностью во всём мире.

Зрелищная сценография

Эйфману в своих постановках удаётся совмещать необычные хореографические решения, глубину содержания и эффектность. Сценография продумана до мелочей, и это помогает удерживать внимание публики. Даже если неподготовленный зритель устаёт воспринимать сам танец, он всё равно не может отвести взгляд от действия на сцене.

Одним из самых эффектных балетов Эйфмана можно назвать "Красную Жизель", где рассказана история Ольги Спесивцевой - знаменитой танцовщицы XX века с трагической судьбой, которая создала наиболее яркий в истории балета образ Жизели и закончила жизнь в психбольнице. В этом спектакле сцены меняются так часто, что любой зритель находит эпизод себе по душе. Любители классики радуются балеринам в пачках в роскошных театральных декорациях и обстановке, имитирующей репетиционный зал, а также цитатам из классической постановки "Жизели". Ну а те, кто жаждет зрелищ, с увлечением следят, как лихие пляски чекистов и работниц в косынках переходят в лирические дуэты и элегантные танцы кавалеров и дам.

Стильные костюмы

Подбору костюмов к своим балетам Эйфман уделяет не меньше внимания, чем созданию декораций. В его постановках невозможно увидеть на танцовщиках наряды в стиле "дорого-богато" со множеством страз и пайеток. Он предпочитает костюмы, в которых нет ничего лишнего. Часто они строгие, но при этом стильные.

Особенно интересные костюмы были созданы для балета Up&Down, поставленного по мотивам романа Фицджеральда "Ночь нежна". События разворачиваются в Век джаза - 20-е годы прошлого века. Художники-постановщики спектакля создали несколько десятков костюмов, точно повторяющих стиль того времени - цветные купальники, мужские костюмы-тройки, короткие и длинные вечерние платья.

Красавцы-танцовщики

Конечно, артисты многих балетных трупп отличаются своей красотой. Но танцовщики Бориса Эйфмана особенно хороши. В его труппе собран особый тип артистов - практически все как на подбор длинноногие и очень высокого роста. Зрители не могут не обратить на это внимания, особенно в массовых сценах.

Удивительные линии тел танцовщиков подчёркиваются костюмами. Например, в балете "По ту сторону греха", поставленному по мотивам романа "Братья Карамазовы" Достоевского, Алёша в рясе выглядит не менее завораживающе, чем Грушенька в длинном платье насыщенного бордового цвета.

Сюжетность спектаклей

Зрители довольно легко понимают хореографию Бориса Эйфмана, и во многом в этом им помогает сюжетность его балетов. Большая часть постановок Эйфмана - это его интерпретация известных шедевров классической литературы. "Евгений Онегин" Пушкина, "Братья Карамазовы" Достоевского, "Дон Жуан" Мольера. Пожалуй, можно смело сказать, что Борис Эйфман - самый "литературный" хореограф.

Часто в известных сюжетах хореограф сосредотачивает внимание на переживаниях и драме какого-то одного героя, выстраивая вокруг него всё действие. Например, в "Анне Карениной" - всё максимально сконцентрировано на главной героине, а другие линии и персонажи, присутствующие у Толстого, опущены.

Необычная пластика

Те, кто приходят на балеты Бориса Эйфмана впервые, обращают внимание на пластику танцовщиков, которая свойственна только труппе Эймана. Артисты одинаково хорошо владеют многими танцевальными стилями, и это понятно: хореография Эйфмана - сложный сплав классики и модерна.

Интересный в этом плане пример - балет "Роден", рассказывающий о судьбе и творчестве скульптора Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. В некоторых сценах главный герой "лепит" свои скульптуры из тел танцовщиков, обтянутых серой сеткой. И в эти моменты трудно отличить, что под его пальцами: человеческие тела или глина.

Балет Бориса Эйфмана на Нуриевском фестивале

В зороастризме время и пространство - бесконечны. Также изначально в божественной сфере существовало дуалистическое божественное единство сферы добра и света (Ахура-Мазда) и зла, хаоса и тьмы (Анхра-Майнью). Высшим силам интересно наблюдать над трагедиями и драмами своих созданий. Ведь причудливые, крутые виражи драматических серпантинов «щекочут» куда интереснее, чем прямая дорога со счастливым концом. И какова степень виновности тех, кто пытается, но не может преодолеть своих внутренних демонов? И когда добровольный уход из жизни (самый большой грех) может лишь принести свет в конце темного туннеля метаний и страданий? Этими вопросами задается Улькяр Алиева, доктор искусствоведения, после просмотра балета Бориса Эйфмана на Нуриевском фестивале - в колонке «Реального времени».

К подсознанию

Вот и Борис Эйфман уже столько лет пытается прорваться сквозь пространственно-временной континуум и осознать состояние подсознания умирающего человека, раскрывая себе и своим зрителям мир, а точнее перекресток граней предсмертных видений П.И. Чайковского. В своих балетных постановках он воплощает образные видения-фантазии, всегда содержащие какие-то символические метафоры, аллюзии (в данном случае «сцепление» жизни и творчества композитора). Мысль в балетном театре не нова, но если для Джона Ноймайера своего рода idea fix (одержимостью) стала столь непростая жизнь и творчество Густава Малера, то для Бориса Эйфмана - это облик современника австрийского композитора П.И.Чайковского, который он так ярко отразил в балете «Чайковский. PRO et CONTRA».

Использует Б. Эйфман и оперные образы композитора - «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». В начальной сцене (во встрече Онегина и Татьяны) даже звучит музыкальная фраза из оперы композитора, из сцены письма Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель». Идея претворения опер Чайковского в балете - сама по себе тоже не нова (можно вспомнить знаменитые балеты Дж. Крэнко «Онегин» и самого Б. Эйфмана, а также три версии балета «Пиковая дама» Р. Пети на музыку композитора), но во втором акте хореограф-постановщик оригинально «вычленяет» те моменты из опер композитора, которые должны подчеркнуть общий художественно-идейный контекст балета: образ терзаемого воображением Чайковского, который не может отделить себя от своих героев. Все на грани, а, точнее, «за гранью», словно существует параллельная Вселенная, баланс между мирами, открывающаяся герою перед смертью.

Свет, тени и Двойник

Грань первая - alter ego (второе я) самого композитора, его Двойник. Его свет и тьма. Композитор предстает без привычного ореола величия, как человек, мучимый биполярным расстройством - резкими скачками от эйфории до отчаяния. Вновь можно говорить, что мысль в балетном мире не нова (можно вспомнить М. Бежара, Ю. Григоровича), но Б. Эйфман впервые делает это столь ярко, когда в стихии танца «переплавляются» такие разные и яркие эмоции - взлеты и падения, чувство привязанности и неприязни. Дуализм главного героя - pro et сontra (за и против) - две половинки единого целого, но именно это разрывает композитора, обрекая его существование на грань реальности и безумия.

Противопоставление двух семантических полей - светлого и темного - не только способствует развитию идиллистического (мир грез) и враждебного начал, но и углубляет конфликт как внутри самого героя, так и в общей драматургии спектакля. Чайковский – всего лишь жертва своего гения и это жертвенное начало приводит в финале героя в семантическое поле «смерть».

Грань вторая - «принцип двоемирия», когда реальность тесно переплетается с фантастикой. На первый взгляд, вся конструкция балетного спектакля «Чайковский. PRO et СONTRA» перегружена известными балетными «цитатами» произведений великого русского композитора, но если постараться не упустить детали, то понимаешь какую тонкую игру на «грани» фрейдовского подсознания и «балетного артхауса» затеял хореограф.

В «мир» Чайковского врывается «мир» его героев. В какой-то момент Двойник, подобно сказочному персонажу Андерсена - Тени - отделяется от героя, становится самостоятельным персонажем, примеряя то демонический образ Ротбарта; то кукловода Дроссельмейера, в руках которого герой становится марионеткой - Щелкунчиком; то Онегина, убивающего Ленского (читай, все светлое и романтическое в душе); то обреченного Германа. И в этом можно усмотреть фабульную перекличку с другим биографическим балетом Ноймайера - Illusionen - wie Schwanensee («Иллюзии, подобно Лебединому озеру») на музыку Чайковского, в котором его герой - король-романтик Людвиг Баварский - мучается внутренними страхами, квинтэссенцией которого является Тень, приходящая то в образе Ротбарта, то черного клоуна.

Грань третья - трансформация. На протяжении всего спектакля, при неизменной постоянной константе (главном герое) художественной трансформации подвергаются все образы: покровительница Чайковского - фон Мекк преобразуется в Пиковую даму, ангелоподобный Белый лебедь в демонический образ жены композитора - Антонины Милюковой, далее в героиню из балета «Щелкунчик» - Машу и пушкинскую Татьяну. Танцовщик в образе традиционного романтического балетного Принца преобразуется в Ленского, а в финале, в сцене карточной игры, и в вовсе в сардонического, злобно-насмешливого Джокера.

Дар и крест

Грань четвертая - cognitive disinhibition (когнитивная расторможенность) - неспособность героя балета отфильтровывать картины и бредовые мысли из сознания. Б. Эйфман не случайно начинает свой балет со сцены галлюцинации из «Пиковой дамы» (под музыку главной партии Пятой симфонии композитора, которая тематически перекликается с балладой Томского - его рассказом о Черной графине). Как и у героя его оперы, Дама Пик с бесами входит в сны композитора, пытаясь проткнуть Чайковского своим посохом. Спасение приносят фигуры родных в черном, в руках которых герой застывает то в позе распятого Христа, то в позе скульптуры «Пьета» Микеланджело. В противопоставлении горизонтальной и вертикальной линий в пьете также угадывается абрис креста: его гений и инаковость (нетрадиционность) - это божественный дар и крест, который будет нести герой Эйфмана до самой смерти.

В финальной сцене Чайковский принимает смерть в виде перевернутого распятия на карточном столе - поза апостола Петра, добровольно распятого вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. И в финале балета Б. Эйфмана невольно возникает ассоциация с финалом оперы композитора «Пиковая дама» - смертью Германа за карточным столом с последующей молитвой хора: «Господь! Прости ему! И упокой его мятежную и измученную душу».

Грань пятая - искушение. Оно является в виде его жены - а скорее, мечты в окружении белых лебедей и молодого танцовщика в образе сценического Принца из балета «Щелкунчик». Отметим интересное использование музыкального материала данных видений - томительно-проникновенный основной тематизм из второй части Пятой симфонии, который в контексте данных сцен можно охарактеризовать как лейтмотив любовного искушения, неуловимой мечты. В целом надо заметить, что неслучайно основным музыкальным материалом своего балета хореограф избрал Пятую симфонию композитора, с его темой судьбы и рока, которая в балете преобразуется в Двойника и звучит в «переломных» моментах сценического действия.

Грань шестая - художник и толпа. «Кто я? Что я?» - вопрошал великий И. Кант, а спустя век появится работа Г. Лебона о психологии толпы. Вот и мучимый сомнениями и противоречиями герой - изгой толпы. Толпы консервативной, единым «блоком» выступающей против героя; толпы насмехающейся над героем; толпы, аплодирующей и чествующей композитора; толпы торжественно-беснующейся на свадьбе во главе с женой героя. Толпа преобразуется в воспаленном сознании композитора в силы контрсквозного действия (силы зла - по К. Станиславскому), выступая то в виде черных птиц - сомнений, то в виде серого мышиного войска.

Грань седьмая - атрибуты и символика. Лаконичное (если не сказать аскетичное) сценографическое решение обращает внимание зрителей к отдельным атрибутам балетного спектакля. Так, зонт, врученный стоящему под дождем Чайковскому со стороны фон Мекк, становится символом защиты, покровительства испытывающему нужду молодому композитору. Свадебная фата превращается на шее главного героя в удавку; бумажные деньги, которыми осыпает героя фон Мекк, символизирует ее финансовую поддержку, с помощью которой композитор пытается освободиться от Милюковой; письмо в руках фон Мекк символизирует их многолетнюю переписку; посох в руках Пиковой дамы, которым она, орудуя словно шпагой, пытается пригвоздить героя и его двойника; мост, символически разъединяющий Онегина и Татьяну (читай, композитора и Милюкову).

Иное бытие

В финале спектакля появляется карточный стол (словно визуально олицетворяя слова известной германовской арии композитора: «Что наша жизнь? Игра!»). В кульминационной сцене карточной игры можно найти и перекличку с бежаровским «Болеро» (тот же круглый стол-помост и мужской кордебалет, окружающий подиум). При этом интересную трактовку получает музыка самого композитора - теплая, насыщенная светом музыка «Итальянского каприччио» приобретает зловещий, сумрачный оттенок, как и все цвето-световое решение сцены, а жизнерадостная тарантелла становится вихрем вакхической оргии игроков с обнаженными торсами.

При всей оригинальности замысла балета, есть некоторая недосказанность и незавершенность некоторых линий драматургических решений. К примеру, дирижерская палочка, врученная Чайковскому со стороны фон Мекк как символ вдохновения. Эффектная мизансцена - Чайковский застывает в картинной позе дирижера, а потом чинно кланяется публике (первые аплодисменты в зрительном зале). Однако далее можно было использовать дирижерскую палочку не просто как атрибут, которым герой несколько минут просто размахивает на сцене, а как знаковый предмет (читай, его музыка, само его творчество). Ведь именно с помощью дирижерской палочки, своим творчеством Чайковский «подчинял» толпу и сильных мира сего, закрывавших глаза на некоторые моменты его жизнедеятельности, «выбивающиеся» из принятых норм морали того времени.

А мост в сценографии вызывает яркую ассоциацию со знаменитой сценой у канавки из оперы «Пиковая дама». И автор этих строк до конца спектакля ждала, что в балете, в виде аллегории, будет «обыгран» данный эпизод из оперы «Пиковая дама», в котором у самого края моста окажется не бедная Лиза, а сам композитор. Однако ожидание оказалось напрасным, мост как-то сам по себе незаметно исчез, выполнив лишь функцию разводного помоста.

Грань восьмая - смерть и просветление. Для героя балета Б. Эйфмана смерть - это не конец жизненного пути, а, в контексте балета, освобождение от страданий, ада и боли этого мира. Это апофеоз, ощущение света, озарение, переход в «иное бытие» в окружении его мечты - белых лебедей, когда Душа композитора, как и другой эйфмановский балетный герой - Икар, совершает свой последний полет в бессмертие. В свой потерянный и обретенный рай.

При всем кажущемся стилистическом и образном многообразии (с точки зрения консерваторов балетного искусства), во время просмотра спектакля приходит и осознание того, что порой такого рода произведения не более абсурдны, нежели реальная окружающая действительность. А грани - это всего лишь осколки-пазлы нашей жизни, которые хореограф пытается собрать в единое балетное панно «Чайковский. PRO et CONTRA».

Почти как в кино

В целом, сценография спектакля весьма органично «вписалась» в контекст постановки. Все очень лаконично и не выбивается из стилистики балетного спектакля: лучи света, направленные на последнее ложе композитора; зеркальные колонны, создающие эффект дополнительного визуального объема; прозрачные проемы в которых, как и в балете композитора, бессильно бьется Белый лебедь; люстра и театральный амфитеатр со светом рамп; завеса из удлиненной бахромы, из-за которой незаметно, скользя, возникают персонажи. Отдельно хотелось бы отметить яркие костюмы О. Шаишмелашвили и В. Окунева также гармонично соответствовавшие общей художественной концепции постановки.

Оригинальное содержание спектакля потребовало и новизны в плане драматургического построения, сценографических приемов, которые более характерны кинодраматургии. Это и характерный прием монтажности, когда одна сцена после «вырубки» калейдоскопично сменяется другой. Это и прием «стоп-кадр», подчеркивающий драматические «узлы» балета - отдельные яркие эпизоды, которые словно изъятые из потока сценического действия. Так, в сцене карточной игры на мгновение сценическое действие замирает, и луч света выхватывает Пиковую даму, показывающую герою три заветные карты, в том числе и коварный пиковый туз.

Однако самая примечательная сторона спектакля - это ее хореография, в которой современная хореолексика стала своеобразным «стилистическим мостом», объединяющим сюжетный, повествовательный балет и стихию чистого танца. В результате на сцене рождается разноликое динамическое действие, в котором пластические образы отражают события прошлого и настоящего, взлеты и падения, тончайшие оттенки чувств главного героя.

При этом рисунок танца воспроизводит рисунок музыки, чутко фиксируя изменение ритма, оркестровой фактуры унисоном, каноном, полифонией ансамблевых номеров и кордебалета. Особенно отметим синхронное движение кордебалета, которое воспринимается как некий хорошо отлаженный механизм, где человек - всего лишь «винтик» сцепления данного устройства, системы (читай, социума), который «перемалывает» все и всех, что выходит «за рамки» общепринятых обществом норм и правил.

Эссе на тему пути гения

Но «интрига ради интриги» не интересует Б. Эйфмана сама по себе. Стихия его балета - это сильные эмоции, драматический конфликт, обеспечивающий совсем другую, гораздо более высокую внутреннюю «температуру» спектакля, даже при переведении темы в условно-аллегорическую плоскость. И эти эмоции хореограф переводит в движения танцоров.

Хореографическая фантазия Эйфмана ярко проявляется в решении дуэтных сцен и, прежде всего, в дуэте с Двойником и героя с А. Милюковой. Трудность заключается в достижении необходимой степени разнообразия дуэтов, раскрытии разнообразных комплексов чувств - сомнений, борьбы, лирики, ненависти, ощущение отверженности. И в этом отношении нельзя не отметить финальный дуэт, а точнее, хореографический диалог Чайковского с Милюковой. В ее основе лишь одно состояние - безумие героев. Ластящиеся движения, объятия жены преобразуются в угловатые, острые контуры танца, оттененные неистовыми взрывами экспрессии. Все живое ушло, остались лишь судорожные, цепляющиеся за героя конвульсии жены, и они страшны, как может быть зловеща и устрашающа ласка мертвецов.

Выше всяких похвал Олег Габышев в весьма непростой партии Чайковского, который даже внешне похож на своего героя. Отметим, что О. Габышев именно исполняет, а не танцует, потому что, помимо великолепного технического исполнения (отметим скульптурную красоту и безукоризненную пластичность каждого движения), партия буквально рельефно «вылеплена» актерски (трансформация образа - интересная, по-своему незабываемая, как и непростой переход его героя из одного мира в другой) и в полной мере раскрывает артистическую индивидуальность премьера театра.

Следует особо отметить великолепное исполнение Сергеем Волобуевым столь разнохарактерной партии Двойника во всей своей образной трансформации (Ротбарт, Дроссельмейер, Онегин, Герман), а также Дэниела Рубина в «тройной» партии Принца, Ленского и Джокера. Очень выразительны Людмила Андреева в партии жены композитора, Алина Петровская - в образе фон Мекк и Графини, Марина Коротченкова - Маша, Анжела Турко в партии Татьяны и все участники спектакля.

В целом, балет Б. Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA», как и другой биографический балет хореографа «Роден», это еще одно размышление, своего рода балетное эссе на тему трагичности жизненного пути гениев. И посмертной эпитафией его двух знаменитых балетов может служить изречение: Ars longa, vita brevis («Жизнь коротка, искусство вечно»). Только поистине творческая личность знает «обратную сторону» искусства - работа на грани человеческих возможностей, бессонные ночи, постоянные сомнения, выматывающие моменты творческого кризиса. И искусство принимает на своем безжалостном алтаре и эту очередную, гениальную жертву.

Улькяр Алиева, доктор искусствоведения, профессор, фото eifmanballet.ru

В Петербурге Борис Эйфман не хореограф и не деятель искусств. А кто - даже не знаю, потому что тексты про него обычно пишут юмористические; пишут, безусловно, и серьезные статьи, но и в них почему-то все равно появляется некий комедийный прискок и насмешливый притоп. Борис Эйфман наиболее органичен в легком жанре.

Как это обычно и бывает, сам он другого мнения. Сам он думает, что он - художник больших тем, огневых страстей, монументальных форм и государственных заказов. Сейчас его театр привозит в Москву многажды показанный балет «Русский Гамлет» и новинку «Кто есть кто». «Русский Гамлет» - это, собственно, и есть портрет того, каким Борис Эйфман воображает самого себя. Обычно все пишут, что балет - это скульптура и архитектура, но иногда даже сами пишущие не представляют, до какой степени. «Русский Гамлет» Эйфмана - это монументы Зураба Церетели и архитектура веселенького лужковского барокко; несмотря на размашистые размеры и вдохновенно воздетые брови, это невероятно игривое, легкомысленное, простодушное искусство. Там у Эйфмана, знаете, кордебалет щелкает палехскими ложками и Екатерина Великая шагает по сцене в парчовой мантии на плечах и с маленьким Медным всадником в руках. И все с очень серьезными лицами: и кордебалет, и Екатерина, и бутафорский малыш всадник. Недаром «Русский Гамлет» несколько лет назад был скопирован для Большого театра и там прижился. Лужковская Москва пятилетней давности для него идеальная природная среда. Сейчас бы этот номер не прошел. Я невероятно зауважала Бориса Эйфмана, когда увидела, что он и сам это понял. Отряхнув с ног бронзовую пыль, Борис Эйфман поставил новенький балет-мюзикл (это он сам так определил, что у него вышло). Господи, подумала я, ну конечно!

В конце названия этого балета-мюзикла - «Кто есть кто» - прежний Эйфман наверняка поставил бы солженицынский вопросительный знак. От нового Эйфмана - даже простенькой точки не дождешься. В этом балете - все как в фильме «В джазе только девушки», только вместо пения, понятно, танцы. Два балетных артиста выдают себя за девчонок. Пьющая танцовщица - не блондинка, правда. Но в лакированном черном паричке, в чулочках и на каблучках эйфмановская прима Вера Арбузова все равно выглядит вполне обжигающе. А джазовым мелодиям и ритмам зрители начинают притопывать в такт. Бюджет у постановки небольшой. В том смысле, что есть в спектакле и неоновые пульсы, и призраки Бродвея, и лестницы с электрическими огнями. Но очень скромные. А ведь каждый ребенок знает: в балете ноги - всему голова. Эйфмановские артисты, от двух валяющих дурака премьеров до последней линии усыпанного блестками кордебалета, здесь явно на высоте. К одной моей знакомой балетной писательнице газетный редактор приставала: напишите да напишите проблемный очерк про то, как новые российские мюзиклы повлияли на манеру движения, и даже назвала парочку невнятных юношей-хореографов. Так вот: я бы расхохоталась редакторше в лицо. Забудьте все, что вы уже успели увидеть в русских мюзиклах. Если кто и способен повлиять на искусство движения посредством мюзикла - это хореограф Борис Эйфман. В бой идут одни старики. Они же и выигрывают. Конечно же, идеальным художником для «Кто есть кто» был бы Зураб Церетели, а костюмы подошли бы от Валентина Юдашкина. Тогда бы вам - и огни, и лестницы, и пульсы, и все-все-все. А так - лишь Вера Арбузова с товарищами за все отдуваются.

Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана - вот официальное название феномена, родившегося в 1977 году и ставшего явлением по тем временам уникальным. Однако тут были и свои трудности. Авторский театр одного хореографа так же, как авторское кино, с трудом мог существовать в советской реальности. Однако он возник вопреки всем преградам. И с этого момента началась история нового балетного искусства. Не имея постоянных репетиционных точек и реквизита, с маленькой труппой энтузиастов, которая сначала называлась просто ансамблем балета, Эйфман сумел с первым же спектаклем добиться того, на что у признанных режиссёров уходили многие годы.

Балет «Двухголосие» до сих пор вспоминают в театральной среде как настоящее потрясение. Затем последовали другие постановки, направленные на молодёжную аудиторию. Смелые хореографические решения, свободные от клише, сопровождались музыкой Pink Floyd, Гершвина, Шнитке, что привело к диссидентскому ореолу вокруг фигуры хореографа. И это же привлекло в театр Бориса Эйфмана широкие массы зрителей, прежде равнодушных к искусству балета.

Особенности хореографии Эйфмана

Благодаря врождённому чувству движения и инстинкту к сочинительству Борис Эйфман создал совершенно новый танцевальный стиль, который в зарубежной прессе не раз называли «балетом будущего». Сочетание авангардистских пластических приёмов с традициями русской классики, на которой вырос хореограф, вызывает оглушительный успех. Это не просто балет - это микс свободного танца, классики и дионисийских мистерий, истории и современности…

Театр для Эйфмана не просто место работы. Это главное дело его жизни, к которому режиссёр относится с соответствующей серьёзностью. «Это мое земное предназначение», - утверждает

Сюжеты и идеи

Узнаваемые сюжеты - визитная карточка, которой за долгие годы сумел обзавестись театр Бориса Эйфмана. Большинство его постановок сюжетны, и часто основой балета становятся литературные произведения и биографии людей искусства. Эйфман трактует знакомые истории по-новому, и они открываются зрителю с совершенно неожиданной стороны. «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Дон Кихот», «Братья Карамазовы» (балет «По ту сторону греха») - художник взрывает рамки знакомых со школьной скамьи произведений, вырываясь в область неизведанного, превращая хрестоматийный сюжет в модернистское произведение искусства. Его балеты рассказывают о сегодняшнем дне, а не о минувшем.

Хореограф-психоаналитик

Со свойственным ему психологизмом Эйфман берётся за трактовку биографий гениальных творцов и просто выдающихся исторических деятелей. Поставлены балеты по мотивам жизни Чайковского, Ольги Спесивцевой («Красная Жизель»), Павла Первого. Архетипические черты героев вытаскиваются наружу и зачастую возводятся в абсолют.

Художник исследует проблемы власти и человечности, борьбы и подчинения, проводит сюрреалистические эксперименты, возводящие элементы обыденной жизни в ранг высокого искусства. Каждый раз Эйфман обращается в своих балетах к течению самой жизни - концепция «искусства для искусства» чужда ему. Бориса Эйфмана называют хореографом-философом и даже хореографом-психоаналитиком - так точно он препарирует порывы человеческой души, преобразуя их в движения тела.

Репертуар

За годы своего существования театр балета Бориса Эйфмана представил публике более сорока постановок. Стоит рассказать о некоторых из них, ставших наиболее значимыми ступенями творческого развития художника.

  • 1997 год - «Красная Жизель» - балет, увековечивший трагическую историю русской балерины Ольги Спесивцевой, затянутой в водоворот революционного террора и прошедшей через одиночество эмиграции. Постановка отличается необычайно выразительной экспрессивной пластикой. Эйфман отмечает важность этого балета в его творческом восхождении.
  • 1998 год - «Мой Иерусалим» - театральное действо, затрагивающее вечные темы человеческого бытия. В отличие от большинства эйфмановских постановок, балет не имеет чёткой сюжетной линии. Зритель отмечает, что особенность его в том, что в нём используется современная техно-музыка (еврейская, христианская, мусульманская религиозная), а также этно-музыка и отрывки из Моцарта.
  • 2005 год - «Анна Каренина» на музыку Чайковского. Балет сосредоточен лишь на одной сюжетной линии романа - любовном треугольнике, что, по мнению театралов, позволило Эйфману добиться максимального психологизма и мощного эмоционального воздействия.

  • 2011 год - «Роден» - масштабное высказывание о трагичности судьбы гениев, о том, что принесено в жертву ради создания великих шедевров. Снова и снова Эйфман обращается к борьбе, отчаянию и безумию, ещё ожидающему многих людей искусства. Оживший камень, окаменевшая плоть - всё смешалось на сцене театра.
  • 2014 год - «Реквием» (музыка Моцарта и Шостаковича). Это ещё один нетипичный для хореографа балет, создававшийся в два этапа. Один акт был поставлен в 1991 году. Он представлял собой философское размышление о человеческой жизни под музыку Моцарта. Но через двадцать три года Эйфман вернулся к балету, добавив в него ещё один акт - посвящение А. А. Ахматовой. Премьера обновлённого балета была приурочена к празднованию юбилея освобождения Ленинграда - празднику, знаменующему победу жизни над смертью.
  • 2015 год - Up & Down - пластическая интерпретация романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Именно в этой постановке психоаналитический талант Эйфмана достиг пика. Оригинальные сюрреалистические решения вытаскивают из глубин подсознания героев их страхи и мании, и всё это на фоне блистательных джазовых аранжировок.
  • 2016 год - «Чайковский. PRO et CONTRA» - итог многолетнего творческого осмысления личности композитора. Сложная сюжетная линия повествования передаёт предсмертные воспоминания Чайковского, перед глазами зрителя проносится вся его жизнь.