Крещенская ночь. Стихотворение бунина крещенская ночь

Я гадала в крещенскую ночь на кольце,
Чтоб явился мне суженый - ряженый.
Шелестели в моем одиноком дворце
Карты старые: ляжет не ляжет ли
Мне бубновый король... Под оплывшей свечой
Карты на пол рассыпались веером.
Дама пик подмигнула, поддернув плечом:
"Видишь, здесь я! А ты мне не верила.
Не меня ли ждала, разложив инвентарь,
Колдовала полночи над золотом?"
Под окном седовласый бродяга - январь
Разметал свою длинную бороду.
Что-то шепчет средь голых замерзших берез,
Тычет носом в...

Годичный цикл завершается.
Январь ступает на порог.
Нам всем приходит срок покаяться
и, наконец, подбить итог
добру и злу, что мы посеяли
на ниве совести своей,
мечтам, которые развеяли
густой туман минувших дней,
всем нашим чувствам нерастраченным,
всем нашим мыслям и делам,
счетам, что все-таки оплачены,
хоть как-то, с горем пополам…

Мир ждет, дрожа от нетерпения,
следит за стрелками часов.
Вот-вот наступит ночь крещения,
Ночь отпущения грехов.
Пусть в эту...

Ночь - нам время сна опять пришло,
Ночь - она для отдыха дана.
Ночь - ложь, что оживает ночью Зло,
Ночь - нам, подарит свет звезды она.

Ночь - в ней, загадка, тайна и мечта,
Ночь - но, поэту вовсе не до сна.
Ночь - в ней, все краски сьела темнота.
Ночь - мгла, а в ней такая глубина!

Ночь - ты, меня спасая, дай покой.
Ночь - я, тебя кусочек в стих возьму.
Ночь - ты, меня укроешь мягкой мглой,
Ночь - спрячь, грехи и боль мою во тьму.

Ночь - ты, нам время для любви даёшь.
Ночь...

Ночь, любимый и любовь,
Пришедшая в сердца к нам вновь,
И закипает наша кровь,
Слова любви ты мне готовь.

Ночь, любимый, снегопад,
И твой желанный, нежный взгляд.
Он будто ночью звездопад,
И в небе молнии разряд.

Ночь, любимый и гроза,
В очах застывшая слеза.
Твои красивые глаза,
И тихо сказанная фраза.

Ночь, любимый и печаль,
Она как старая, никчёмная мораль.
Уносит душу мою вдаль,
Мне расставаться с тобой жаль.

Ночь, любимый и цветы,
Их подарил сегодня ты.
Они похожи...


Всё я бумаге доверю, как есть.
А через несколько лет ты, быть может,
Прочтёшь, - и захочешь опять перечесть.

Если согреет тебя моя строчка,
Если душою откликнешься ты,
Значит, бессонной не зря была ночка,
И не напрасными были мечты.

Ночью осеннею, ночью тревожною
Мне не до снов от нахлынувших слов.
Снова сквозь время,
сквозь даль невозможную
Быть я с тобой до рассвета готов.

В жизни пора уже ставить мне точку.
Только не все ещё сжёг я мосты...

Ночь. Ветер. Ветер. Ночь.
Крупный дождь. Исчезает снег.
Будто сняв морозов вуаль
Осень снова открыла лицо -
Это ветры играют косматые,
вращая времен колесо,
Это кто-то зовет со свечею
выйти к нему на крыльцо...

Там на мокром пороге тени
до две тысячи пятого года,
Там щурясь от серого ветра
неподвижно стоит человек...
- Не смотри, заваривай чай,
Это просто ночь, непогода
Это в жерлах трубопровода
Дождевой воды быстрый бег...

Есть лишь ночь. Только ветер и ночь.
Крупный...

Ночь, только ночь нам с тобою дана
Ночью всегда ты со мною, ты рядом.
Днем нам с тобой видно быть не судьба,
Ночь нас укроет своим одеялом.

В том одеяле есть множество звезд,
Звезд и созвездий с луною печальной,
Что нам с тобою сияют всю ночь
И не дают заблудиться случайно.

Мы под ночным одеялом с тобой
За руки взявшись, идем по дороге.
Дай поцелую тебя, ну постой,
Пусть нас покинут печаль и тревоги.

Я позабуду с тобой обо всем,
Ночь нам поможет найти все дороги.
И поцелуй...

И. А. Бунин — не только великий прозаик, но и замечательный поэт. Он оставил нам в наследство стихотворения, которые писал и в России, и в эмиграции. По своим художественным достоинствам поэтические произведения Бунина нисколько не уступают его прозе.

Ярким тому примером является замечательное стихотворение «Крещенская ночь» (1886 — 1901).

Известно, что Крещение — один из важнейших христианских праздников. Когда-то, много сотен лет назад, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. Тем самым он показал, что каждый христианин находится под защитой Господа. Это великое таинство, в полной мере непостижимое для человека. Ему остается лишь одно — верить в Чудо.

Композиционно данное стихотворение можно разделить на три части. Первая часть — это пять первых четверостиший. В них описывается ночь в зимнем лесу. Основные настроения этой части — покой, величие, ощущение красоты природы.

В первой части сильны сказочные мотивы, ведь природа в Крещенскую ночь, по мнению Бунина, волшебна:

Опушили седые морозы,

Замело чащи леса метелью, —

Только льются следы и дорожки,

Убегая меж сосен и елок,

В первой части природа превращается в живое таинственное существо со своими законами и сама становится наблюдателем: «…полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея…"

Данного эффекта Бунин добивается при помощи такого художественного приема, как олицетворение: «…задремали, склонившись, березы.», «…и причудливо стелются тени…», «Спят таинственно стройные чащи…» и т. д.

Вторая часть достаточно резко контрастирует с первой. В ней настроение меняется: возникает ощущение напряженности, тревожного ожидания. Например:

И стою я, исполнен тревоги,

И гляжу напряженно на чащи,

На следы и кусты вдоль дороги,.

Именно в этой части и появляется многоточие, которое усиливает напряжение и неопределенность. Также это настроение особо сильно передается в последнем четверостишии второй части:

Огонек из лесной караулки

Осторожно и робко мерцает,

Точно он притаился под лесом

И чего-то в тиши поджидает.

Стоит обратить внимание на чередование гласных о и у. Этот ассонанс помогает автору показать напряженность и таинственность. Также это чередование помогает передать фольклорные мотивы.

Возвращаясь к содержанию второй части, стоит заметить, что и напряжение и тревожность свойственны только человеку. Природа же остается спокойной в своем царственном величии. Человек же, не доверяя мудрости Бога и не сливаясь с природой, постоянно чего-то боится: «А, быть может, за этим оврагом // Пробирается волк по сугробам…», «Все мне чудится что-то живое, // Все как будто зверьки пробегают».

Но над всем сущим стоит высшая мудрость. Этому и посвящена третья часть, состоящая из двух последних четверостиший. Здесь настроение вновь меняется на торжественное, величественное. В этой части опять появляется состояние покоя, утерянное в предыдущей. Я считаю, что последние два четверостишия можно назвать своеобразным итогом всего стихотворения. В них выражается авторская позиция.

После тягостного ожидания «у трона господня» взошла звезда. Символ звезды, на мой взгляд, здесь не случаен. Ведь по самой яркой звезде люди узнали о рождении Иисуса Христа и о своем спасении. Также самая яркая звезда является путеводной. Она возвещает всем людям о надежде и обещает покой и защищенность. Неслучайно в этой части говорится о «дивном покое». Это божественное спокойствие, покой уверенности.

Данное стихотворение писалось на протяжении пятнадцати лет. Видимо, Бунин неоднократно к нему возвращался. Поэтому мы можем понять, что эта тема была важна для Бунина. Благодаря «Крещенской ночи» мы можем понять взгляды И. А. Бунина на очень важные философские вопросы.

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Крещенская ночь

Стихотворение Бунина «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году.

Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства:

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное
Полный месяц глядит с небосклона.

В том, как поэт описывает сугробы («снежное лоно»), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты. Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства.

Замело чащи леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека - одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес:

Спят таинственно темные чащи,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем:

Тишина, - даже ветка не хрустнет!
А быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Тишина, - а быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека - не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Этот огонек - точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
Тихо блещет звезда, как живая.

Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель. С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок - символ Иисуса Христа). Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, - и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом - к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение «Крещенская ночь» было написано почти одновременно с рассказами «Мелитон» и «Сосны». Поэтому между ними немало общего. И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В «Мели тоне» и в «Крещенской ночи» описывается затерявшаяся в могучем лесу «ветхая сторожка» - символ одинокой человеческой жизни. А в «Соснах» и в стихотворении является сквозным образ звезды. В рассказе «звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона». Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, «огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает». Причем, в отличие от рассказа «Мелитон», в «Крещенской ночи» это - безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога.

В стихотворении «Крещенская ночь» сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

Обсуждение анализа стихотворения

«Крещенская ночь» И.Бунин

«Крещенская ночь» Иван Бунин

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, —
Только льются следы и дорожки.
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, — а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги,
В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, — и в дивном покое
Замирает морозная полночь
Я хрустальное царство лесное!

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он настолько влюбляется в орловские чащи, так трепетно и восторженно относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал лишь стихи, считая, что проза скучна для восприятия. Однако даже после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих повестях и рассказах.

В 1896 году накануне одного из самых значимых православных праздников Иван Бунин начал работу над стихотворением «Крещенская ночь». Со стороны может сложиться впечатление, что автор действительно провел ее в заснеженном лесу, наблюдая, как преображается мрачный ельник вод воздействием лютых морозов. Однако дневники поэта указывают на обратное: Крещение Бунин встретил на Украине, сожалея о том, что о снеге и морозе ему приходится лишь мечтать. Однако под воздействием нахлынувших воспоминаний автор написал несколько строк будущего стихотворения «Крещенская ночь», мысленно перенесших его в орловские леса, где «темный ельник снегами, как мехом, оглушили седые морозы». Фантазии литератора хватило ненадолго, и вскоре он отложил рукопись, довершив образ зимнего леса березами, украшенными инеем, словно алмазами.

Вернулся к этому стихотворению поэт спустя 5 лет, когда в незадолго до Крещения ему довелось побывать в лесу. После неудачного второго брака и разрыва отношений с Анной Цакни Бунин возвратился из Одессы в Москву, и накануне нового, 1901 года, решил навестить престарелых родителей. Его путь пролегал через такие знакомые и любимые орловские леса, и поэт не смог отказать себе в удовольствии побродить ночью по чаще, припорошенной снегом. Именно после этой поездки было дописано стихотворение «Крещенская ночь», ставшее настоящим гимном зимнему лесу. Примечательно, что о приближающемся Крещении в этом произведении нет ни слова. Но каждая строчка этого произведение дышит ощущением праздника: зимний лес, украшенный снегом и инеем, словно драгоценностями, замер в ожидании чуда, и является для автора настоящем воплощением забытой сказки.

Действительно, убаюканный седой вьюгой, лес предстает перед Буниным загадочным и восхитительно-прекрасным. Он щедро облит мягким лунным светом, пустынен и неподвижен, кругом царит «тишина, — даже ветка не хрустнет!». Однако автор знает, что она обманчива, и лесная чаща по-прежнему таит в себе угрозу для одинокого путника . которому чудятся тени диких животных. Вместе с тем, даже перспектива встретиться с волком не может заставить Бунина покинуть это царство снега, таинственное и манящее, которое освещает одинокая звезда, зажегшаяся «на востоке, у трона господня». Созерцание природы настолько увлекает автора, что он просто не в состоянии продолжить свое путешествие. Бунин не только наслаждается полночной тишиной, вдыхая колючий морозный воздух, но и ассоциирует себя с частью этого мира, утверждая: «Я хрустальное царство лесное!». Этой фразой поэт подчеркивает, что считает себя частью природы, ее сыном, который по недоразумению вынужден был покинуть родину. Однако скитания на чужбине позволили ему понять, что именно является самым ценным и догорим в его жизни, которая вряд ли будет счастливой без этого заснеженного леса, обжигающего мороза и ясного звездного неба .

«Крещенская ночь» стихотворный анализ И.А. Бунина.

Иван Алексеевич Бунин в литературе 20 века стал продолжателем традиций русской классической поэзии. Творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Полонского было для Бунина частью окружающего мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал молодой тогда поэт. Поэтический консерватизм уберег его от модных «болезней» времени: имажинизма, символизма и др.

При этом поэзия Бунина не лишена взволнованности, особого лиризма. Строгая поэтическая система творчества Бунина, как продолжателя традиций, позволило ему обращаться к вечным темам и не искать мотивы своей поэзии в железном веке повседневности. Универсализм Бунина-художника позволил ему ярко проявить себя и как прозаика, и как поэта, и как переводчика.

В лирическом творчестве Бунина практически невозможно выделить чисто пейзажную, любовную или философскую лирику. Это помогло Бунину поэтически осмыслить различные и противоречивые аспекты человеческого существования. Его поэзия поднимет темы, которые волновали человека во все времена. Так, в стихотворении «Крещенская ночь» говорится о человеке, «исполненном тревоги». Он один оказался в «опушенном седыми морозами» лесу в крещенскую ночь.

В начале произведения Бунин описывает пейзаж зимнего леса. Поэт подчеркивает особую тишину, похожую на сон. С помощью олицетворения художник слова передает спокойствие и безмятежность природы:

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнью лес опустелый,

И заснул он, засыпанный вьюгой,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

Противопоставление тишины зимнего леса человеку, исполненному тревоги, позволяет Бунину раскрыть в данном стихотворении традиционную для его лирики тему одиночества. Данный мотив понимается поэтом как чувство, которым наделен каждый человек вне зависимости от его временного и пространственного расположения. Именно чувство одиночества помогает человеку ощутить себя частью природы.

Таким образом, Бунин раскрывает классическую тютчевскую тему одушевления природы, стремления человека проникнуть в потаенные миры, понять смысл существования рода людского. Если человек не может слиться с природой как герой стихотворения, которому все чудится «что-то живое», то он обречен на полное одиночество и страдания.

В стихотворении есть еще одно символическое противопоставление леса и месяца. Лес рисуется поэтом погруженным в царство сна, в то время, как месяц восходит все выше и выше, живя при этом своей особенной таинственной жизнью. Но они оба одухотворены, и это их роднит. Месяц – символ начала жизни, хранителя «хрустального царства лесного».

Центральным мотивом ощущения лирического героя является предвкушение, предощущения какой-то динамики, оживления, пробуждения ото сна. Ему все чудится, что:

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Волк выступает здесь как символ опасности, которая грозит человеку в мире вселенского покоя.

Человек оказывается вновь оторванным от мира, подверженным чарам «вьюги седой» в лесу, в котором:

…даже ветла не скрипит,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

Само заглавие стихотворения говорит об особой значимости момента. Ведь именно в крещенскую ночь по русским поверьям свершались особые чудеса. И поэт описывает их на примере пейзажа зимнего леса. Это помогает Бунину передать чувство взволнованности и тревоги.

В последнем четверостишии ощущение ожидания чуда достигает наивысшего накала, кульминации:

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц, - в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Лексический рисунок стихотворения отличается активным использованием изобразительно-выразительных средств языка. Прием, положенный в основу всего стихотворения, олицетворение: «морозы опушили», «березы задремали», «месяц глядит», «замирает морозная полночь» и т.д. Множество эпитетов: «вкрадчивым шагом», «сквозной, неподвижный и белый» (лес), «дивный покой» и т.д. Преобладающие цвета в стихотворении – серебряный, белый и синий.

Для творчества поэта характерно использование традиционных стихотворных размеров. Ритмическое движение слабо выражено. Звуковой рисунок скуп. Лексика в основном общеупотребительная, поэту чужды неологизмы и архаизмы. Все это позволяет поэту передать сдержанность и особую сосредоточенность эмоциональных переживаний.

Это стихотворение выступает как лучший образец поэзии в ее классическом варианте.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Крещенская ночь"

Иван Алексеевич Бунин — известный русский поэт, прозаик, переводчик. Родился в дворянской семье, учился в гимназии. Первые стихотворения начал писать в 8 лет. В 1887 году впервые напечатал свои произведения. Был дважды удостоен Пушкинской премии. Позже эмигрировал за границу. И самые свои известные произведения он написал именно там. Бунин впервые в России был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Многие поэты писали про зиму и зимние праздники. К примеру, «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, «Чародейкою зимою» Тютчева, «Идет волшебница зима» Пушкина... Все лирике в ворохе снежинок и блестящих зеркалах водоемов видели что-то волшебное, неповторимое, магическое.

Крещение — очень важный праздник для христианина. В этот день хочется верить, что случится какое-то необыкновенное чудо. По настроению стихотворение можно разделить на две части. В первой части поэт описывает таинственную, загадочную зимнюю природу. Причем лес существует как бы сам по себе. Только в четвертой строфе мы замечаем присутствие в этом лесу человека:

Замело чащи леса метелью, —

Только вьются следы и дорожки,

Убегая меж сосен и елок,

Меж березок до ветхой сторожки.

В первой части стихотворения природа представляет собой какое-то живое существо. Эта цель достигнута благодаря олицетворениям: «задремали березы», «ветки застыли», «месяц глядит», «следы убегают», «спят чащи». Помимо этого, первая часть богата яркими эпитетами: «темный ельник», лес «сквозной, неподвижный и белый», «дикая песня» вьюги. Эти эпитеты создают мрачную атмосферу и немного нагнетают обстановку, готовят нас к чему-то опасному. Вторая часть стихотворения наполнена тревогой и беспокойством, благоговейным страхом перед диким зверем, который может наблюдать из чащи.

Тишина, — даже ветка не хрустнет!

А, быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, — а, быть может, он близко...

И стою я, исполнен тревоги,

И гляжу напряженно на чащи,

На следы и кусты вдоль дороги.

Настроение тревожности подчеркивает аллитерация — все чаще в строфах появляется звук «р». Словно этот зверь рычит, затаившись в кустах. Опасения героя подчеркивает антитеза «Тишина, - а, быть может, он близко...». Он боится того волка. Боится, но восхищается лесом, в котором очутился, что подчеркнуто в последней строфе с помощью восклицания:

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц, — и в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Стихотворение по-своему музыкально. Оно написано трехстопным анапестом, который придает произведению плавность, даже какую-то музыкальность. Природа оказывается сильнее и мудрее одинокого человека. И человек это признает. Именно такую мысль Бунин подчеркивает в своем стихотворении.

Произведение мне понравилось. В воображении возникли яркие картины зимнего леса, благодаря средствам выразительности автор заставил почувствовать то, что чувствовал его герой. В целом в своих произведениях Бунин дает нам представление о жизни, быте, тревогах и заботах людей своего времени. Этот человек был настоящим мастером своего дела.

Бунин в свои года был великим человеком и поэтом. В его жизни было написано много прекрасных произведений которые давали людям надежду и любовь. Его стихотворения вызывают разные впечатления, от них может быть грустно и в тоже время радостно. С детства поэт даже не знал что он будет великим человеком. В свои года он не верил что его произведения станут шедевром литературы.

Произведение "Крещенская ночь" было написано в 1886 году. Само название дает понять что речь идет о духовной любви. Любовь бывает не только физическая, но и платоническая. Установлено, что Крещенье единственный с основных христианских праздничных дней. Когда-то, много сотен лет назад, в этот период Спаситель Иисус крестился в реке Иордан. Он показал народу, что каждый человек находится под большой защитой посланной с небес.

В первых четверостишьях идется про ночной лес, в них можно увидеть его величие и красоту. Лес имеет свойство очаровывать и притягивать. С одной стороны он прекрасен, а с другой пугающий. Бунин передает сказочное настроение и сказочную ночь. В его лесу все оживают, это можно увидеть в строчках с месяцем.

После этого в следующей части, все резко меняется. От прочитанного текста идет легкая дрожь. В душе таиться тревога, нет чувства покоя и блаженства. Природа же остается тихой в собственном царственном великолепии.

Только над всем сущим нужно высочайшее благоразумие. Этому и посвящена третья часть, заключающаяся с двух минувших четверостиший. Тут душевное состояние снова изменяется в праздничное, величавое. В данной части вновь возникает положение спокойствия, утерянное в предыдущей. После всего вышеперечисленного на небе появляется звезда. Образ звезды показывает путнику дорогу, он заблудился и не может ее найти. Она дает умиротворение и спокойствие.

Это стихотворение писалось долгие года, Бунин размышлял над ним долгие пятнадцать лет. Под этими строчками скрывается вся сущность автора, и никто не может понять почему ему эта тема была так важна?

11 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Крещенская ночь

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Фонтан

    Афанасий Афанасьевич Фет в своем раннем творчестве все больше обращался к пейзажной лирике. Его переполняли раздумья про основы архитектуры и даже философии. Будучи под впечатлением своих познаний, он решается написать стихотворение

  • Неоценим вклад русских поэтов в мировую литературу. И, не могло быть иначе. Ведь в то время, как западноевропейская культура находилась в кризисном состоянии, русская стремительно развивалась и совершенствовалась.

  • Анализ стихотворения Цветаевой Молитва по плану

    Многие поэты обладают неким даром предвиденья, они уже с ранних пор ощущали, что ждет их в дальнейшей жизни, и в большинстве случаев это были труднейшие испытания. Таким же чувством обладала русская поэтесса Марина Цветаева, которая

  • Анализ стихотворения Еду ли ночью Некрасова

    «Еду ли ночью по улице тёмной» - одно из самых мрачных и страшных стихотворений классической русской литературы. Невозможно представить себе, чтобы это произведение появилось во времена Пушкина и Лермонтова.

  • Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное

    Владимир Владимирович Маяковский был не только уникальным поэтом, но и разносторонним человеком. При этом, многие знакомые с ним люди утверждали, что это довольно таки непонятный, сложный, необыкновенный,

Иван Бунин - стихи

Крещенская ночь


Опушили седые морозы,

Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, -
Только льются следы и дорожки.
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам

Тишина, - а, быть может, он близко...
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги,
В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше

Замирает морозная полночь
Я хрустальное царство лесное!

Стихотворение Бунина «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году.

Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства:

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное
Полный месяц глядит с небосклона.

В том, как поэт описывает сугробы («снежное лоно»), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты. Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства.

Замело чащи леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека - одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес:

Спят таинственно темные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем:

Тишина, - даже ветка не хрустнет!
А быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, - а быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека - не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Этот огонек - точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель. С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок - символ Иисуса Христа). Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, - и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом - к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение «Крещенская ночь» было написано почти одновременно с рассказами «Мелитон» и «Сосны». Поэтому между ними немало общего. И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В «Мели тоне» и в «Крещенской ночи» описывается затерявшаяся в могучем лесу «ветхая сторожка» - символ одинокой человеческой жизни. А в «Соснах» и в стихотворении является сквозным образ звезды. В рассказе «звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона». Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, «огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает». Причем, в отличие от рассказа «Мелитон», в «Крещенской ночи» это - безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога.

В стихотворении «Крещенская ночь» сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

Иван Бунин
«Собака»

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь... Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение , написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке . Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносит серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гамму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» - вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиком возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

Тема одиночества является одной из ключевых в творчестве русского поэта и писателя Ивана Бунина. Это чувство испытывают многие персонажи его произведений, что объясняется душевным состоянием самого автора, который долгие годы оставался непризнанным гением как у себя на родине, так и за границей, где провел остаток своей жизни. Однако стихотворение «Одиночество», созданное летом 1903 года, лишь отчасти является автобиографичным. Его Иван Бунин посвятил своему другу, одесскому художнику Петру Нилусу, которого именовал не иначе, как «поэтом живописи».

Это произведение было написано во время очередного заграничного путешествия Ивана Бунина – лето 1903 года он провел в пыльном и жарком Константинополе, вдали от друзей и близкий. Несмотря на то, что этот период творчества для него был одним из самых плодотворных, в душе Иван Бунин, как и герой его стихотворения, страдал от одиночества. Поэтому, посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными .

Стоит отметить, что перед поездкой в Константинополь Иван Бунин пережил глубокую душевную трагедию, расставшись со своей супругой, Анной Цакни. Личная драма наложила глубокий отпечаток на его творчество, так как в этот период жизнь представлялась Бунину мрачной и бесцветной, а, главное, лишенной всякого смысла. Поэтому неудивительно, что от стихотворения «Одиночество», написанного в разгар лета, веет осенним холодом и безысходностью, оно выдержано в серых тонах, а в качестве живописного фона использованы ветер, дождь и мгла. Автор переносит сюжет этого произведения в промозглый осенний день, когда его герой остается на опустевшей даче, и ему «больно глядеть одному в предвечернюю серую мглу». Безрадостный пейзаж за окном, холод и сырость – лишь антураж, который лишь подчеркивает душевное смятение , тоску и опустошенность персонажа этого произведения. Постепенно, строчка за строчкой, автора рассказывает о личной трагедии своего героя, который расстается с любимой женщиной. Причина разрыва отношений весьма банальна – он попросту перестал быть интересен той, которую фактически считал своей женой. Однако иллюзии рассыпались в прах, и логическим завершением романа стало одиночество.

Впрочем, оно не пугает ни автора, ни его героя, которые уже давно смирились с подобным положением дел. Поэтому не было предпринято ни одной попытки удержать возлюбленную, и не было сказано ни единого упрека в ее адрес. Лишь грустная констатация свершившегося факта расставания, а также хрупкая надежда «как-нибудь дожить до весны», когда опустевший дачный поселок вновь наполнится голосами отдыхающих и проснется от зимней спячки.

Персонаж стихотворения «Одиночество» не намерен ускорять ход развития событий, он принимает свою судьбу с удивительной покорностью и некоторым безразличием. «Что ж! Камин затоплю, буду пить…», - таков ответ Бунина и героя его произведения миру и людям, столь жестоко поступившим с ними. Поэтому финальная строфа стихотворения о том, что неплохо было бы в такой ситуации завести собаку, является завуалированным намеком на то, что уж животное вряд ли предаст своего хозяина. Люди же, особенно женщины, не только легко предают, но и моментально забывают о тех, кого когда-то любили, так как прошлого для них, по мнению Ивана Бунина, попросту не существует . А окружающий мир соткан из сиюминутных желаний и ощущений, и в нем нет места настоящему и глубокому чувству.

ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»

Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть. И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», - эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, отмечая: «Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», - отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.