Люди в черных колпаках. Ку-клукс-клан и его история

В этот день, 153 года назад, был созданный Ку - клукс - клан . После поражения в Гражданской войне 1861-1865 годов в США несколько ветеранов - конфедератов 24 декабря 1865 года создали тайную организацию (англ . Ku Klux Klan ) .

После окончания войны начался процесс Реконструкции Юга . Конечно , там оставалось много людей разного социального положения , которые были недовольны освобождением рабов . Именно это, по сути , и стало причиной появления новой антинегритянской организации.

Так, 24 декабря 1867 года делегаты от штатов бывшей Конфедерации собрались на съезд в Нэшвилле и создали тайное общество "Невидимая империя Юга "

1.
Организация имела иерархическую структуру. Во главе стоял Великий маг, которому подчинялись великие драконы, титаны и циклопы. Первым Великим магом стал кавалерийский генерал конфедератов Натан Бедфорд Форрест.

2.
Для устрашения непокорных негров и невозможности идентификации членов организации федеральными властями, куклуксклановцы придумали себе специальную униформу: белые балахоны с прорезями для глаз. В 1870-х годах из-за казни, которые совершались с особой жестокостью, организация была формально распущена.

Однако она не прекращала своего существования и была возрождена в 1915 году в Атланте. Теперь уже куклуксклановцы преследовали не только негров, но и католиков, евреев, а также всех иммигрантов и иностранцев. Число членов Ку-клукс-клана в 1920-и году превышало 4 млн. человек.

3.
Существует три основные версии происхождения названия этой организации. Согласно первой, "ку-клукс-клан" - это звук передернутого затвора винтовки. Но есть и другие теории происхождения трех К. Вторая версия настаивает, что название произошло от греческого слова «куклус», что означает «колесо», «круг». По третьей версии, имя получилось из латинского слова «кукуло» — «капюшон», а он главный атрибут одежды куклуксклановцев.

4.
В первой версии Ку-клукс-клана существовала сложная структура подчинения, которая работала крайне неэффективно, но зато ее члены носили очень красочные звание: "Великий мудрец", "Гений", "Великий дракон", "Гидра", "Великий тиран", "Фурия", "Великий гигант", "Великий волхв", "Великий казначей", "Вампир" и другие. В общем, если не знаешь, где взять ник для видеоигры, спроси у куклуксклановцев.

5.
Перед нападением куклуксклановцы «первого созыва» были в чем-то даже великодушны. Они посылали своей жертве какой-нибудь знак, например дубовую ветвь, апельсиновые косточки или семена дыни. Это означало, что человеку дают шанс уехать по-хорошему или отказаться от своих убеждений.

6.
С Ку-клукс-кланом сталкивался и Шерлок Холмс. В рассказе Артура Конана Дойля "Пять зернышек апельсина" персонажи - американцы, которые переехали в Англию, - погибают при странных обстоятельствах, получив послание в виде апельсиновых зернышек с подписью "К.К.К.


7.
В свободное от расизма время куклуксклановцы устраивали вечеринки, барбекю и даже занимались спортом. В 20-х годах прошлого столетия у них было несколько бейсбольных команд. В 1925 году даже состоялся матч такой команды против команды «Манровианс», целиком состоявшей из темнокожих игроков. Последние, кстати, выиграли со счетом 10:8. Чтобы избежать стычек и споров, матч судили католические священники.

8.
Важной составляющей деятельности клана была борьба за трезвость . Ку - клукс - клан поддержал мероприятия правительства , направленные на борьбу против алкоголя . Они даже самостоятельно находили бутлегеров (проще говоря - самогонщиков ) и уничтожали подпольные розпивочные , выливали алкоголь , а особенно злостных нарушителей обливали смолой и вываливали в перьях .

9.
Дэвид Дьюк, возглавлявший отделение Ку-клукс-клана в Луизиане в 1974—1975 годах, чтобы заработать деньги, издал книгу "Как найти и сохранить мужчину своей мечты" под псевдонимами Дороти Вандербилт и Деймс Конрад. Книга для женщин содержала советы о моде, косметике, диете, отношениях и сексе. В частности, там Дэвид называл оральный секс "ночным перекусом".

Когда я выяснил, что ку-клукс-клан по-прежнему существует, моему изумлению не было предела. Я-то думал, ККК навсегда остался гнить в темном чулане истории. Белые плащи, клобуки, полыхающие кресты, линчевания, ночные рейды в поисках жертв - как это вообще соизмеримо с современной Америкой? Ответ на вопрос нашелся в сорока минутах езды от Харрисона, что в северном Арканзасе, - городка скромного и незначительного; основным предметом гражданской гордости его обитателей является местный Walmart - второй из открытых в США! Человек сторонний имеет шанс очутиться в этих краях разве что по самой серьезной необходимости. Все здесь кажется осколком какой-то допотопной реальности. Самый большой бар в городе располагается в отеле, на котором красуется табличка For Sale; единственное развлечение в окрестности - площадка для гольфа, где снуют неповоротливые пенсионеры, приехавшие погреть пенсионерские кости и задешево помахать клюшками.

Штаб-квартира клана прячется в близлежащих холмах, в географической точке, настолько удаленной от цивилизации, что ее не сыщешь на карте. Раньше сельская местность вокруг Харрисона была оккупирована высокопроизводительными молочными фермами; нынче там только дикорастущий лес, запущенный настолько, что мы чуть не пропустили въезд на базу клана, скрытый за разросшимся можжевельником.

Знак у ворот предупреждает: вы находитесь под круглосуточным видеонаблюдением. Быстрый маневр по крутой дорожке вверх - и мы посреди ухоженного английского сада. Гладкая безупречность зеленого газона. Красно-желтые цветочные грядки. Разбросанные повсюду игрушки, детские домики, площадка для барбекю, деревянные качели, свисающие с дерева. Истинное содержимое деревенского рая дает о себе знать рядами флажков - здесь есть флаги США и Техаса, знамена Конфедерации и, собственно, флаг ККК - белый крест, вписанный в красный круг. Свалку игрушек осеняет табличка с надписью Kid’s Korner - похоже, болезненное пристрастие клановцев к литере K для них куда важней правил орфографии.

Человек, руководящий всем этим, - лидер нынешнего ККК, 66-летний пастор Томас Робб, предпочитающий обходиться без громких званий и именовать себя не «имперским великим магом», как его предшественники на посту, а скромно и по-простецки - национальным директором клана. Обходится этот реакционер-ветеран (в 19 лет он уже был издателем сегрегационистской газеты) и без белого плаща, предпочитая выглядеть как заправский южный джентльмен: синий пиджак в полоску, галстук на булавке, свободно сидящие брюки. Типичный пенсионер, вырядившийся для гольфа.

«Красота, правда? - жовиально вопрошает пастор. - Живу здесь почти всю жизнь и ни разу не пожалел об этом». Мой визит пришелся на воскресное утро: члены клана съезжались на церковную службу в неказистую деревянную избушку, служащую штабу ККК домовой церковью. Повсюду стояли машины, украшенные стикерами «Дети на борту», а также наклейками в поддержку лидера белых расистов Билли Ропера и южноафриканских буров. Русовласая дочь пастора, Рейчел Пендерграфт, продолжающая семейный бизнес и служащая главным публичным глашатаем осовремененной доктрины ККК, носится вокруг, вся в церковных приготовлениях. Младшая дочь Рейчел, Шелби, притаилась за роялем, ожидая отмашки родительницы. Старшая дочь, Черити, отсутствует по уважительной причине - вместе с мужем они ретировались в лесную хижину отмечать ее 21-летие.

Внучки пастора хорошо известны в экстремистских кругах в качестве дуэта Heritage Connection. Изучив творчество дуэта на YouTube, я обнаружил, что в их песнях присутствует известный кустарный шарм. Стоит, однако, прислушаться к текстам, и все становится на свои места. Один из главных хитов сестричек - «Последний зов» - кровь-и-почвенническая литания, исполняемая под дарк-фолковые переборы с припевом «Иисус - лидер нашей священной расовой войны». В сети можно найти фотографии, на которых Шелби и Черити изображают нацистский салют на фоне горящего креста. На сайте Gawker.com полно цитат мамаши Пендерграфт про «ниггеров» и «одного великого немецкого государственного деятеля, чье имя останется неназванным, но деяния коего достойны уважения». Несмотря на имиджевую ретушь, сердцевина идеологии ККК остается неизменной.

По физиономии пастора Робба гуляет широкая улыбка; он пытается разъяснить несправедливость измышлений прессы на его счет. Мол, сущность нового ККК отражена в новом лозунге движения - «Наследие, а не ненависть». «Вокруг и так полно ненависти, - разглагольствует клирик, восседая на деревянном крыльце церкви. - Ненависти, обращенной к тем, кто не боится выказывать гордость своим наследием и культурой. Если кто-то говорит: «Я горжусь своим наследием», его тут же демонизируют. Это же лицемерие - можно гордиться чем угодно, но не белым цветом кожи. Наша раса вообще заслуживает будущего? У меня есть друг, отсидевший в тюрьме; он рассказывал, как его дразнили черные зэки. Один из них повторял: «Могу поиметь любую женщину, и у нее будет черный ребенок. А если ты хочешь белого ребенка, придется найти белую». Так что ж, у нашей расы есть шанс на выживание - или уже нет?»

Рейчел сидит рядом с отцом: статная женщина в старомодном платье в крапинку, удачно подобранном, чтобы подчеркнуть внушительную грудь клановки и стушевать еще более убедительные бедра. «Геноцид против белых», - поддакивает дщерь пасторова. Робб с энтузиазмом кивает: «В течение грядущих сорока лет неевропеоидное население этой страны возрастет на 41 процент. К 2042 году процент белого населения упадет ниже 50-процентной планки. Я верю, что являюсь носителем расы и наследия, достойных сохранения. Не хочу их терять; наоборот, хочу сохранить их и обеспечить процветание».

Обеспокоенность Роббов объяснима: ведомая ими организация давно уже не является той сокрушительной силой, каковой была когда-то. Воинственное экстремистское крыло диссидентов-южан возникло вскоре после Гражданской войны. Общественный порядок, основанный на рабстве, был разрушен до основания северянами, и боевики клана пытались сделать все возможное, чтобы освобожденное черное население продолжало знать свой шесток. Основанный в Теннесси в 1865 году, клан промышлял убийством чернокожих лидеров (убийцы оставляли трупы прямо на улицах, чтобы неповадно было) и белых политиков, симпатизировавших борьбе черных за равные права. В считаные месяцы ККК распространился по всем штатам бывшей Конфедерации.

Томас Робб, пастор Центра христианского возрождения и глава ордена рыцарей ку-клукс-клана.

Только в 1870 году федеральному правительству удалось взять ситуацию под контроль - на территории, где хозяйничал клан, были введены войска. Но к тому моменту экстремисты настолько преуспели в деле запугивания черного электората, что старые порядки вернулись быстро и надолго. Сегрегация держала абсолютную власть на Юге еще целое столетие.

На полвека про клан забыли. Затем, практически одномоментно, ККК восстал из забвения в устрашающем облике общенациональной организации с шестью миллионами членов. И все благодаря Голливуду - точнее, Дэвиду Уорку Гриффиту и его шедевру «Рождение нации». Члены ордена предстали в этом фильме в образе благородных рыцарей, спасающих белых красавиц из плена расово сомнительных злодеев с Севера, а сегрегированный довоенный Юг, в свою очередь, превратился в идеализированный парадиз для инфантильных черных рабов. Фильм стал сенсацией сразу после выхода в 1915 году - и даже был показан президенту Вудро Вилсону спецсеансом в Белом доме.

Вся стандартная имиджелогия, ассоциирующаяся с кланом, - клобуки, кресты и т. д., - была прописана в «Рождении нации» максимально живописно. Итог: 15 процентов белого мужского населения Америки отправилось на местные участки и вступило в ряды ордена. Идеология организации ширилась соответственно: врагами белого человека были уже не только негры, но и евреи, католики, коммунисты. Тактика осталась неизменной, а основными мишенями для линчевания стали черные, согрешившие с белыми женщинами.

Этот период истории клана закончился довольно быстро. В 1925 году организация получила мощный удар по репутации, когда один из ее видных членов, «великий дракон Индианы» Д. С. Стивенсон был арестован и приговорен к заключению за похищение, изнасилование и непреднамеренное убийство молодой женщины. Стивенсон пригласил означенную даму к себе домой, напоил виски и заманил в свой личный поезд. Позже женщина умерла от инфекции, занесенной укусами (!), и отравления хлоридом ртути, который принимала после нападения.

В 1944-м орден расформировали, членство сократилось до 30 тысяч, а руководство подверглось уничтожительным санкциям вследствие неуплаты налогов. Только в 1950 и 1960-е, в эпоху борьбы за гражданские права черных, клан снова показал свою драконью голову, попытавшись вослед праотцам периода Гражданской войны придушить десегрегацию в младенчестве. Кресты снова горели на лужайках черных лидеров и белых активистов, а заговор молчания укрывал преступников от наказания (достаточно вспомнить убийство четырех девочек в Бирмингеме, Алабама).

На новом витке истории клан был обречен на поражение (несмотря на четыре десятка бомб, взорванных на протяжении 1951 и 1952 годов). Акт о гражданских правах 1964 года и бесконечные преследования ФБР, начавшиеся в том же 1964-м, привели к почти полному коллапсу организации. Даже среди радикально-правых клан превратился в синоним дремучей деревенщины. Орден раскололся на несколько отделений, растерял большинство членов и тихо сполз с общественной арены.

Робб принялся перестраивать то, что осталось от национальной организации в 1989-м. Его главным агитационным приемом стала концепция о неправильной трактовке идей ордена. Мол, они не «против черных», они «за белых». Если раньше протагонистом сборищ ордена был главный клановец в плаще, оравший в мегафон проклятия в адрес негров, то теперь аккуратно отредактированные спичи сопровождаются тщательно подобранной музыкой.

Но даже все эти подвижки не помогли Роббу сблизиться с главными людьми города Харрисона. Несмотря на заметный ребрендинг клана, местная элита понимает, что само присутствие пастора, его семьи и штаба ККК пятнает репутацию города. Плохо для репутации - плохо для бизнеса. «Все это мешает туризму, потому что цветные американцы не хотят сюда ехать, - жалуется мэр Харрисона Джефф Крокетт. - Они отказываются здесь жить. У нас был случай, когда большая национальная корпорация должна была перевести к нам своего сотрудника. Белый мужчина с белой женой и детьми. Его жена загуглила «Харрисон, Арканзас», вылезла мерзость про ККК, и она сказала мужу: «Мои дети не будут жить в Харрисоне, Арканзас».

Пастор же мечтает о том, чтобы к клану стали относиться как к легитимной политической партии. Для этого орден должны позиционировать себя соответствующим образом. Проблема Харрисона в том, что это в принципе работает. «Мне не нравится, что они живут здесь, не нравится, что их деятельность ассоциируется с Харрисоном, - признается Крокетт. - Но у меня нет права выгнать их - так же как у них нет права выгнать из города афроамериканца».

Рейчел Пендерграфт доносит волю ККК до сочувствующих и возмущающихся по радио и в сети.

Организация держит точное число своих членов в секрете; во многом из-за раскола в клане и несогласия многих с ревизионизмом Робба. Одна из отколовшихся группировок базируется в Мичигане - эти обещают своим новобранцам «традиционный» клан с клобуками. Другие, ведомые бывшим соратником пастора Эдом Новаком, основали в Чикаго конкурирующую федерацию кланов и переманили к себе треть роббовской паствы. Несмотря на это, эксперты предполагают, что в клане состоит около пяти тысяч человек - притом что начинал Робб с нескольких сотен. И цифра эта растет. Пастор научился пользоваться возможностями сегодняшних средств коммуникации. Вместе с дочерью они ведут интернет-шоу; каждый выпуск начинается со слогана «Это клан, и это правда», выведенного на экран на фоне здания Капитолия. Еженедельно в эфир White Pride TV выходит десятилетний сын Пендерграфт Эндрю - со своим сегментом шоу, обращенным к ровесникам. Мини-лекции об опасностях смешанных браков и коммунистических воззрениях Обамы юный клановец завершает коронной фразой «Будь белым и гордись».

«Под гордостью мы подразумеваем уважительное отношение к нашему наследию, - поясняет Робб. - В 2009-м, после того как Обама стал президентом, журнал Atlantic напечатал статью «Конец белой Америки?». Один профессор написал, как его потрясли белые студенты, подходившие к нему с одинаковыми фразами. «У меня нет своей культуры», «я культурный банкрот», «у меня нет культуры, которой я мог бы гордиться». На наших глазах выросло поколение белых детей, пребывающих в уверенности, что их раса ничего не дала миру, кроме разрушений. Разумеется, белые люди несовершенны. Но наш вклад в мировую культуру в любом случае перевешивает все негативное».

Клан, утверждает Робб, далек от пропаганды превосходства белой расы. «Я против насильственного насаждения нашей культуры, - продолжает пастор. - Поэтому мы против войны в Афганистане. Мне не кажется, что у нас есть право втюхивать свою культуру народам Афганистана, Пакистана, Ирана или Ирака. У меня нет мнения на предмет исламского фундаментализма - радикального или любого другого, - постольку-поскольку он остается в пределах своих исторических границ. Это их страна, их земля, они создали свою культуру и систему власти, которая им подходит. Буш и Обама, навязывающие другим народам наш образ жизни, - вот настоящие супремасисты и расисты. Супремасисты - транснациональные корпорации, которые эксплуатируют труд мексиканцев за доллар в час; заставляют людей трудиться в чудовищных условиях. Вместо того чтобы платить честные деньги нашим гражданам, они покупают за гроши труд этих людей. Корпорации - настоящие супремасисты, не мы».

Если бы речи пастора притормаживали в этой точке, в них можно было бы найти рациональное зерно. В политкорректности, безусловно, есть элемент абсурда, заставляющий людей испытывать стыд за достижения своего государства. Существует целый ворох моральных дилемм, касающихся права Запада прогибать под себя государственные модели далеких стран с их древними устоями. Но Робб идет в своих оценках значительно дальше. Утверждает, что ВИЧ передается среди черных внесексуальными путями; что гомосексуалисты должны переселиться на отдельный остров; что Иисус был стопроцентным арийцем (Робб считает, что все древние израильтяне были арийцами). Но главная опасность идеологии клана - в одержимости концепцией «белого геноцида», в убеждении, что все расы в своей сущности отличны друг от друга.

Робб и его дочь настаивают на том, что белые люди являются жертвами «спланированной редукции», хотя на вопрос, каким образом осуществляется эта редукция, они лишь приводят данные о преимущественном падении рождаемости среди белых по сравнению с другими расами. Мои попытки уточнить, как работает механизм такого заговора, наткнулись на бормотание про неведомые «социологические» атаки. Ближе всего к объяснению проповедуемого лжефеномена пастор подошел, когда признался: «Сьюзен Зонтаг писала о том, что белая раса - раковая опухоль на теле общества. Так что давайте прямо скажем, что это ее рук дело. Она была лесбиянка и умерла из-за... не знаю, из-за чего, но главное, что умерла. Зонтаг была большой шишкой в этом заговоре».

Робб рассуждает о «племенной» ментальности черных и о том, что белые более «дисциплинированны». «Мы создаем культуру, подходящую нам, черные - культуру, подходящую им. Я не знаю ни одного черного в истории США, который мог бы приблизиться к достижениям отцов-основателей». Пастор уверен, что в Европе, благодаря «общей крови», чувствовал бы себя как дома - причем в гораздо большей степени, чем во многих городах Америки, включая его родной Детройт. Тот факт, что я родом из России, ничуть не смутил проповедника; наоборот, он выказал нешуточный интерес и начал справляться о нюансах политической структуры России, ее выборной системы, а также о здоровье Горбачева. Западноевропейцы, продолжал Робб, зря переживают по поводу иммигрантов из Восточной Европы - в конце концов, эти люди «доблестно отвоевали свои страны у коммунизма и вернули свои народы к христианским ценностям». Куда опаснее приезжие из Северной Африки, Китая и Пакистана. В отличие от восточноевропейцев они чужие в нашей «расовой семье». Чтобы убедиться, что все идет совсем не так, как надо, достаточно, по мысли пастора, оценить распространенность в Великобритании имени Мохаммед во всех его вариантах.

Пастор питает особую нежность к председателю Британской национальной партии Нику Гриффину и президентше французского Национального фронта Марин Ле Пен. Он уверен, что у них есть ответы на вопросы, как навести порядок в Старом Свете. Проблема, по мнению альфа-клановца, заключается в порочных выборных системах европейских стран, не дающих шанса националистам. Я интересуюсь, бывал ли пастор в Европе. «Нет», - отвечает он. Судя по всему, Робб никогда не выезжал за пределы Северной Америки. Но для него это не проблема: белые европейцы остаются его союзниками; он встречал достаточное их количество, чтобы понять, что для спасения своей культуры им необходимо ровно то же самое, что и американским собратьям. Картина мира по клану устроена просто: раса - его главная ценность.

Евгений Лебедев на пути в штаб-квартиру ку-клукс-клана.

Я спрашиваю, почему многие американские города испытывают серьезные проблемы с преступностью. «Потому что они испытывают на себе всю мощь белого геноцида». Не чувствует ли он вины перед коренным населением Америки. «Белый человек - спаситель окружающей среды. Индейцы уничтожили свою землю, поэтому и мигрировали». А как насчет текущих социоэкономических проблем Британии? «Спросите у Инока Пауэлла».

По ходу беседы, отыскивая контраргументы, я раз за разом обнаруживал, что втягиваюсь в извращенный мыслительный процесс мракобесной семейки. Разумеется, афроамериканцы внесли свой вклад в историю гражданского общества; безусловно, белый человек несет ответственность за свои главы в истории геноцида. В такие моменты мне хотелось ущипнуть себя; Робб невольно заставлял меня мыслить о расах как о гомогенных группах - а это основа всех лжеконцепций. Пендерграфт, сложив руки на коленях, продолжала стращать угрозой уничтожения белой расы, осознать которую обязан каждый и отказ от признания которой кажется ей величайшей ошибкой. «Мы уже превратились в глобальное меньшинство, - твердила женщина, глядя мне в глаза. - Хорошо, что пока трупы наших собратьев не лежат на улицах. Пока это просто процесс уменьшения численности. Но, когда будет пройдена точка невозврата, кто даст гарантию, что не начнется массовое уничтожение белого населения?»

Большинство мужчин, присутствовавших на воскресной службе, казались клонами друг друга: за пятьдесят, армейский бобрик, галстуки, повязанные поверх рубах в красную клетку. У одной из женщин голова была покрыта носовым платком - зрелище, отсылавшее напрямую ко временам поселенцев-пуритан. По контрасту с садом церковь выглядела убого: засаленный ковер, стопки старинных книг, расставленные вдоль стены. В детском углу - мини-бильярд с облезлым сукном и пенопластовыми лузами. Обстановочка, вряд ли свидетельствующая о процветании организации, несмотря на заверения руководства о растущем членстве.

Началась служба, паства застыла в молчании. Дети продолжали возиться на полу церкви, пока старшие братья и сестры сидели неподвижно на своих местах. Пендерграфт читала проповедь о страхе, ярко-красный крест за спиной. Правительство хочет посадить за решетку тех, кто не стесняется говорить вслух о белом геноциде. В Канаде людей арестовывают за то, что они цитируют антигомосексуальные пассажи из Библии. Никто не бьется за вымирающую расу. Поэтому нам нужны герои, которые смогут встать на защиту белого меньшинства.

24 декабря 1865 года, через несколько месяцев после окончания гражданской войны, шестеро солдат проигравшей армии Юга создали в одном из небольших городков штата Теннеcси тайную организацию, которая в дальнейшем получила мировую известность под названием ку-клукс-клан. Хотя в те годы на разорённом войной Юге было множество подобных организаций, именно ККК суждено было стать самой знаменитой и ужасающей из них.

Невидимая империя Юга (как именовали себя члены ККК) несколько раз распадалась, но возрождалась каждый раз, когда Америка оказывалась на сломе эпох, когда общество стремительно менялось. В эти моменты ККК становился кровавым оружием той части общества, которая не желала этих перемен. Лайф выяснил историю одного из самых знаменитых и кровавых тайных обществ США.

По наиболее распространённой версии, ККК получил название в честь искажённого греческого слова kuklos, что означает круг. До Гражданской войны одно из популярных студенческих братств в университетах Юга носило название Kuklos Adelphon. Один из шести основателей ККК в молодости состоял в этом братстве и даже позаимствовал часть ритуалов инициации у этой студенческой организации.

После Гражданской войны южане переживали тяжёлый период, получивший название Реконструкция Юга. Экономика южных штатов была в упадке, к разорению войной добавилось ещё и резкое падение цен на хлопок, а также необходимость перестраивать хозяйство плантаций на основе наёмного труда.

Около 4 миллионов бывших рабов получили свободу и права граждан, что было оскорбительно для консервативных южан. Южные элиты были возмущены не столько отменой рабства, сколько тем, что темнокожих уравняли с ними в правах. Бедняки были недовольны тем, что теперь им придётся конкурировать на рынке наёмного труда с вольноотпущенниками.

Кроме того, фактическую власть в южных штатах в первый период после войны осуществляла военная администрация северян, что воспринималось мятежными южанами как военная оккупация.

Они не собирались мириться с подобной ситуацией и практически сразу же после войны стали появляться многочисленные тайные общества, ставившие целью борьбу с новыми порядками северян, которые навязывали их силой оружия.

Так появился ККК. Он был не единственной подобной организацией. Активность проявляли весьма популярные тогда и совершенно забытые сейчас "Красные рубашки" и "Белая лига", которые придерживались схожих с ККК взглядов, но окончательно прекратили своё существование к началу ХХ века.

Клансмены

Члены ККК называли себя клансменами, то есть людьми клана. ККК был весьма демократической организацией, в ней состояли как признанные и богатые члены общества: судьи, адвокаты, богатые землевладельцы, так и беднейшие белые земледельцы и даже откровенные отбросы общества, желавшие утолить свои кровожадные инстинкты. Но большую часть клансменов составляли бывшие солдаты армии южан. Военные вступали, чтобы поквитаться за обиды, нанесённые северянами оккупацией.

Цели организации

ККК настолько сильно ассоциируется с расизмом, что многие убеждены, что целью клана было жестокое истребление чернокожего населения и восстановление рабства. Но это не совсем так. В первую очередь первый ККК был революционной организацией и главной его целью была борьба с властью северян, с тем режимом, который сложился в первые годы Реконструкции Юга. Если проводить параллели с Россией, то ККК - что-то вроде подпольных организаций белогвардейцев начала 20-х годов.

Лидеры ККК не ставили задачи поголовного уничтожения расовых меньшинств или восстановления рабства. Они согласны были на предоставление чёрному меньшинству определённых прав, однако настаивали, чтобы они ни в коем случае не были равны правам белых. В частности, они выступали против того, чтобы предоставлять вчерашним рабам право голоса на выборах и право ношения и хранения оружия.

Впрочем, организация почти не контролировала своих членов и некоторые клансмены прикрывались ею, чтобы утолить свои садистские устремления.

Структура

ККК обладал чрезвычайно запутанной структурой с усложнённой "сказочной" иерархией. Руководители ячеек, в зависимости от иерархии, носили звания Великих драконов, Великих тиранов, волшебников, вампиров и т.д. Но на самом деле ККК никогда не был централизованной организацией. Большинство ячеек действовало автономно и практически никак не контролировалось руководством организации. Зачастую эти ячейки представляли собой отдельные организации со своими названиями, которые символически примыкали к ККК благодаря известности бренда. Поэтому множество ячеек ККК носило другие названия. Из-за этого руководство ККК было фактически неспособно контролировать действия отдельных ячеек, которые действовали по своему усмотрению.

Лидером первого ККК был генерал южан Натаниэль Форрест. Поначалу планировалось, что организацию возглавит знаменитый генерал Ли – командующий армией южан в Гражданской войне, однако организация явно носила антиправительственный характер, а Ли считал себя связанным словом чести, которое он дал победителям, пообещав не воевать против них.

Жертвы

Первостепенными целями клансменов был активисты Лиги лояльности. Как правило, это были более образованные темнокожие американцы, получившие свободу ещё до отмены рабства. На базе Лиг лояльности они объединяли темнокожее население Юга, чаще всего неграмотное, и агитировали их отдавать голоса за республиканцев. Это сейчас Демократическая партия - оплот американских меньшинств, а первый темнокожий президент США - её член. А в те времена демократы были опорой рабовладельческого Юга, тогда как республиканцы поддерживали северян.

Кроме того, угрозам и нападениям могли подвергаться и первые темнокожие политики, попадавшие в местные органы власти благодаря голосам бывших рабов.

Но жертвами ККК становились не только темнокожие американцы. Клансмены нападали и на солдат федеральных войск, воспринимая их как оккупантов-северян. Жертвами ККК становились и белые политики-республиканцы, выступавшие за расовое равноправие. Как правило, наиболее кровавые нападения происходили в канун выборов.

Конец клана

Волна насилия, захлестнувшая Юг, стала пугать даже демократов, для которых ККК превратился скорее в помеху, чем в помощника. Один за другим южные штаты стали принимать законы против ККК, а в начале 70-х годов XIX века антиклановские законы были приняты и на федеральном уровне. После этого Натаниэль Форрест заявил о роспуске организации, освободив всех членов клана от данной при вступлении клятвы. Форрест также заявил, что нынешняя деятельность ККК не имеет никакого отношения к изначально декларировавшейся.

Точная численность первого клана неизвестна, Форрест оценивал её приблизительно в 500 тысяч клансменов, однако у него никогда не было списков клансменов и подобные подсчёты не велись, поэтому цифра весьма приблизительная и скорее всего преувеличенная.

Некоторые активисты ККК были заключены в тюрьму. Но в значительно большей степени, чем преследования правительства, на распад клана повлияло прекращение поддержки демократов. Кроме того, после окончания периода реконструкции большинство южных штатов приняло дискриминационное законодательство (т.н. законы Джима Кроу), которое возвело барьер между чёрным и белым населением юга и более чем на полвека зафиксировало расовое неравенство (сегрегация, ограничения в голосовании и т.д.). Это было примерно то, чего и добивались активисты ККК.

Второе рождение ККК состоялось в 1915 году, почти через полвека. По официальной легенде, ветеран испано-американской войны, пастор методистской церкви по фамилии Симмонс, посмотрев знаменитый фильм "Рождение нации", по сюжету которого доблестный ККК спасает добрых селян от террора вчерашних рабов, решил воссоздать эту организацию.

В действительности, дело, конечно, было не в фильме, а в том, что Америка вновь стремительно менялась. На рубеже веков началась активная миграция в США прежде незначительно присутствовавших там этнических и религиозных групп. Особенно активной была миграция итальянцев, евреев и китайцев. Стремительно менявшийся облик Америки вызывал недовольство у коренного англо-саксонского и протестантского населения.

Кроме того, в среде бедных рабочих-мигрантов начали распространяться коммунистические идеи. А после вступления Америки в Первую мировую войну, когда значительная часть рабочих была мобилизована в армию, с юга на север потянулись темнокожие работники, заменившие у станка призванных в армию. И когда армия была демобилизована, десятки тысяч человек остались без работы: их места были заняты чернокожими рабочими, которые были готовы работать за меньшие деньги. В этой обстановке резко усилилась расовая напряжённость в Америке.

Благодаря стечению всех этих факторов второй ККК стал самым могущественным и известным в истории. На пике популярности он насчитывал до 4 миллионов активистов. Несколько клансменов даже попали в Конгресс, а в знаменитых вашингтонских шествиях 1925 и 1926 годов приняли участие около 40 тысяч членов ККК в "парадной форме" - белых колпаках и мантиях.

Америка для белых

Второй ККК также был расистской организацией, однако в несколько ином ключе. Если первый клан де-факто был организацией революционной и антиправительственной, то второй, напротив, главной задачей ставил защиту традиционных американских ценностей, которые подвергаются угрозе из-за массового наплыва эмигрантов в страну.

Если первый ККК рассматривал республиканцев как врагов, то во втором они были равноправными клансменами, хотя большинство движения по-прежнему составляли южане и демократы.

Первый ККК не имел религиозного компонента, а во втором он был ярко выражен. Клансмены в большинстве своём были протестантами и негативно относились даже к католичеству, не говоря уже о других религиозных конфессиях. Взгляды второго ККК можно описать коротким лозунгом: Америка для белых англо-саксонских протестантов.

Колпак и крест

Именно руководство второго ККК превратило организацию в один из самых известных символов довоенной Америки. Первый ККК существовал в подполье и, напротив, не желал привлекать к себе внимания. Второй существовал легально и неотъемлемой его частью были массовые шествия в городах.

Именно тогда появились два главных символа организации: остроконечный белый колпак и крест. Первый ККК использовал белые маски (но не колпаки), которые требовались, чтобы скрыть лицо. Второй ККК популяризировал остроконечные белые маски-колпаки, а продажа костюмов клана стала важной статьёй доходов в бюджете организации. Кроме того, первый ККК вообще не касался религиозных тем, тогда как второй позиционировал себя в качестве защитников протестантизма, а кресты, в том числе и горящие, стали неотъемлемой частью их акций. Горящий крест, совершенно неизвестный первому ККК, был позаимствован Симмонсом в фильме "Рождение нации".

Суд Линча

Поскольку второй ККК был легальной политической организацией, методы его борьбы в основном сводились в публичным кампаниям против тех или иных активистов, а также к кампаниям бойкотов товаров, выпускаемых фирмами, которыми руководили евреи или католики. Тем не менее рядовые члены клана нередко нападали на активистов различных организаций в поддержку темнокожего населения, евреев или профсоюзных деятелей. В южных штатах главными целями местных клансменов, по старинке, были чернокожие жители.

Вопреки популярному стереотипу, ККК нечасто применял линчевание в своей практике. Суд Линча считался важной традицией Юга, участники линчевания не преследовались властями и не скрывали своих лиц, а порой даже фотографировались рядом с жертвами. В основном в них принимали участие обычные обыватели. Кто-то из них вполне мог состоять в ККК, но в таком случае действовал не как член организации, а как возмущённый местный житель. Пик линчеваний пришёлся на те периоды, когда ККК не существовал, поэтому связь клансменов с судами Линча - это скорее продукт более поздних голливудских фильмов.

Распад

Распад второго ККК произошёл достаточно неожиданно. Репутации организации сильно повредили скандалы в руководстве. В частности, случай с Великим драконом Индианы Стефенсоном. Будучи руководителем крупной ячейки и блюстителем протестантской морали, он оказался участником жестокого преступления. Стефенсон изнасиловал и убил молодую белую учительницу Мэдж Оберхолцер. Эта история настолько повредила имиджу ККК, что почти все клансмены вышли из клана сначала в Индиане, а потом и по всей стране. В 1925 году в ККК насчитывалось около 4 миллионов членов, а к началу 30-х всего 30 тысяч.

Помимо скандалов в руководстве, вклад в распад ККК сделала и Великая депрессия. Клансменам надо было думать о выживании и пропитании, времени на политику оставалось немного. Формальной второй ККК существовал до 1944 года, когда был окончательно распущен, но де-факто он прекратил свою деятельность с начала 30-х.

ККК больше никогда не возрождался в качестве единой централизованной группы. Однако после войны несколько независимых друг от друга организаций приняли название ККК или объявили себя его преемниками. Пик их активности пришёлся на 1960-70 годы. Америка снова менялась, чернокожее население стало активно бороться за свои гражданские права и отмену сегрегационных законов в южных штатах. Это вновь вызвало ожесточённое сопротивление жителей южных штатов, однако ККК всё же остался скорее маргинальной организацией. Общее количество клансменов, состоявших в подобных организациях, не превышало 10 тысяч человек.

И снова ККК на тропе войны

Главной целью этих организаций было недопущение отмены сегрегации на Юге. До начала борьбы афроамериканцев за свои гражданские права на юге практиковалась сегрегация: отдельные места в общественном транспорте, отдельные школы, отдельные университеты, отдельные церкви для чёрных и белых. После того как федеральное правительство стало один за другим отменять эти законы, как неконституционные, клансмены вышли на тропу войны.

Главными целями третьего ККК были активисты за права афроамериканцев, независимо от их расы. Клансмены совершали нападения как на белых, так и на чёрных активистов. В 60-е и 70-е годы в результате нападений погибло несколько десятков активистов. В 1971 году активисты местной организации взорвали 10 школьных автобусов, которые предназначались для перевозки школьников в десегрегированные школы. В целом, третий ККК остался маргинальным движением и не смог достичь даже доли популярности первого и второго ККК. В различных группах, считавших себя преемниками ККК, состояло несколько тысяч человек.

Трамп и ККК

В настоящее время ККК как единая организация не существует. Однако известно несколько локальных небольших групп, которые считают себя его преемниками: "Имперские кланы Америки", "Белые рыцари ку-клукс клана", "Рыцари белой камелии" и т.д. В основном они дислоцируются в южных штатах, объединяют незначительно число сторонников и всячески дистанцируются от насилия, во всяком случае, на словах.

Представители ку-клукс-клана поддержали на последних выборах кандидата республиканцев Дональда Трампа. Накануне выборов на первой полосе официальной газеты ку-клукс-клана The Crusader появилась статья в поддержку Трампа . "Сделать Америку снова великой!" - слоган, который регулярно используется Дональдом Трампом в своей избирательной кампании, - пишет автор материала пастор Томас Робб. - Скоро мы узнаем, сбудется ли это. Спросим себя: кто же сделал Америку великой впервые? Ответ прост: Америка была великой не из-за деяний наших предков, а из-за того, кем наши предки были. Америка была основана как белая христианская республика, и как белая христианская республика она пришла к величию".

Робб заявил, что, хотя The Crusader официально не объявляла о поддержке Трампа, статья выражает энтузиазм, который редакция газеты испытывает по случаю возможной победы республиканского кандидата. Особенно представителям ККК понравились предвыборные обещания Трампа построить стену на границе с Мексикой и ограничить миграцию.

В результате избирательному штабу Трампа пришлось выступить с резкой критикой статьи, впрочем, скандал не помешал республиканцу выиграть президентские выборы.

Ку-клукс-клан (Ku — Klux — Klan) всегда ассоциировался с чем-то зловещим и угрожающим, отвечая намерениям его создателей. Тема истории ку-клукс-клана в нашей стране являлась не совсем благодарной, и если об этой организации и говорили, то только в отрицательном духе, что, впрочем, соответствовало действительности…

Однако призадумаемся – что мы знаем о ку-клукс-клане? Как правило, справочники сообщают нам, что это была тайная расистская террористическая организация, направленная на борьбу против негров. Единственное, что многие знали о возникновении такого названия (звук затвора винтовки) и то оказалось вымыслом. Если любознательный читатель пытался найти какие-либо дополнительные сведения, его ждало разочарование. Несомненно, что отсутствие информации по какой-либо проблеме всегда вызывает к ней интерес, тем более что до сих пор подлинная история Ку-клукс-клана еще не написана; многое в его деятельности остается неизвестным.

Предлагаю узнать об этом побольше …

История Соединенных Штатов Америки, довольно молодого государства, содержит большое количество драматичных и тайных страниц. Одним из наиболее критичных моментов в истории страны была гражданская война, которая разгорелась между свободным Севером и рабовладельцами Юга. Началась она в 1860 году, когда отношения между двумя сторонами накалились до предела. На Севере появилось много влиятельных партий, которые поддерживали проведение радикальных демократических реформ, одной из которых была отмена рабства. Возглавлял движение А.Линкольн, который и был избран президентом. Но консервативно настроенные силы Юга не подержали его и объявили демократам войну. Кровопролитное противостояние длилось 4 года и, унеся более полумиллиона жизней, завершилось формальной капитуляцией и подписанием мира в 1865 году. Таким образом, рабство было отменено, чернокожее население получило свободу и конституционные права. Однако расовое противостояние на этом не закончилось.

Создание Ку-клукс-клана и его организационная структура.

До появления Ку-клукс-клана, в 40-х гг. XIX в. на Юге США существовало множество тайных организаций, проводивших террористические акты против офицеров, солдат федеральных войск и лиц, боровшихся за права черного населения Америки. Во время Гражданской войны (1861-1865) эти организации участвовали в борьбе с северянами – «Голубые ложи», «Сыны Юга», «Социальный союз». Наибольшую известность приобрели «Рыцари золотого круга» — в ноябре 1860 г. в ней состояло 115,0 тыс. чел. Практически все они исчезли – по тем или иным причинам – во время войны. После поражения Юга в Гражданской войне в истории США начался новый период – Реконструкция Юга (1865-1877).

Разумеется, на Юге осталось большое количество людей разного социального положения, проявлявших недовольство по поводу освобождения негров, вчерашних рабов. Поэтому появление новой антинегритянской организации оказалось закономерным.

24 декабря 1865 г. (2 июня прекратили сопротивления все войска южан) в городе Пьюласки (штат Теннеси) судья Томас Л. Джонс и 6 других лиц (почти все – бывшие офицеры армии Конфедерации) создали ку-клукс-клан, о чем свидетельствует мемориальная доска на стене здания местного суда.

Ими было принято решение о создании тайного общества, которое должно было защищать «утраченную справедливость», то есть патриархальные порядки, существовавшие на Юге. Немаловажным было и придумать особое название для организации, которое подчеркивало бы связь общества и традициями тайных обществ прошлого. Так и получился «Куклос-клан» (первое слово в переводе с греческого означает «круг» — любимый символ заговорщиков, а второе – английское слово клан, то есть, родовая община).

Однако заговорщики на этом не остановились и, желая придать названию еще больше таинственности, немного видоизменили написание слов. Так и получился «Ку-клукс-клан».

Но «Рыцари круга» очень сильно походило на другое общество, «Рыцари золотого круга». Тогда другой «учредитель», капитан Кеннеди, шотландец, предложил внести в название слово «клан», обозначавшее на его исторической родине род, группу близких родственников (не даром же один киногерой-шотландец говорил о себе: «Я – Дункан Маклауд, из клана Маклаудов»). Так было придумано наименование новой организации – Ку-клукс-клан – надолго вошедшей в историю. Поэтому А. Конан-Дойл в рассказе о Шерлоке Холмсе «Пять апельсиновых зернышек», скорее всего, был не прав, когда говорил, что название «ку- клукс-клан» «основано на сходстве со своеобразным звуком взводимого ружейного затвора». Несомненно, наименование организации было очень странным и не характерным для американцев. Как говорил один из американских историков кланизма, Д.Л. Вильсон, даже «…в самом названии ку-клукс- клана существовало какая-то роковая сила. Пусть читатель произнесет это слово вслух. Оно напоминает звук ударяющегося друг о друга костей скелета».

Желая отпраздновать создание своей террористической организации, ночью «отцы-учредители» закутались в белые простыни, сели на лошадей и принялись скакать по улицам города. Они от души смеялись над изумлением, которое произвело их шествие на жителей, и испытали еще большее удовольствие от страха негров, встречавшихся им по пути. В первое время суеверные негры принимали клановцев за души погибших конфедератов (т.е. южан). Страх у негров прошел, только когда среди клановцев появились убитые и раненые. После первого массового явления народу в ку-клукс-клане появился обычай носить белые маски с отверстиями для глаз и носа, высокие шапки, сшитые так, чтобы увеличить рост человека, и белую мантию (балахон), полностью закрывавший фигуру. В экипировку обязательно входил свисток, которым подавались команды; был специально разработан особый код условных сигналов.

Один из первых актов устрашения клановцев оказался довольно «невинным». Наказанию подвергся негр, ухаживавший за белой школьной учительницей. Клановцы вывезли его за город, сделали ему внушение, чтобы он перестал встречаться с белыми женщинами, и бросили его в реку.

Ку-клукс-клан быстро приобрел популярность, особенно среди бывших офицеров и солдат армии Конфедерации, убежденных расистов, и бывших членов тайных организаций типа «Рыцари золотого круга». В 1865-1867 гг., т.е. почти за два года существования численность клановцев уверенно растет – первоначальных ячеек клана насчитывалось более сотни. К 1868 г. вокруг ку-клукс-клана объединились все террористические организации южан. Социальная база клана являлась очень широкой – от самых беднейших крестьян (заработная плата которых резко упала из-за появления на рынке труда дешевой рабочей силы в виде освободившихся негров) до богачей.

В апреле 1867 г. в истории ку-клукс-клана произошло очередное важное событие – в городе Нашвилл прошел первый, нелегальный, «конгресс» организации. Согласно легенде, собрание прошло в 10-м номере отеля Максуэлла. На «конгрессе» присутствовали делегаты от Теннеси, Алабамы и Джорджии. Результатом «конференции» явилось принятие «устава» и «конституции» ку-клукс-клана. В документе говорилось, что клан возник, чтобы «остановить гибель нашей несчастной страны и избавить белую расу от тех невыносимых условий, в которые она поставлена в последнее время. Нашей основной задачей является поддержка верховенства белой расы… Америка была создана белыми и для белых, и любая попытка передать власть в руки черной расы является одновременно нарушением и Конституции [имеется в виду Конституция США], и божьей воли… Права негров должны быть признаны и защищены, но белые должны оставить себе привилегию определить объем этих политических прав. И до тех пор, пока негры не ответят, как они понимают свои политические права, Клан поклялся не допустить политического равенства чернокожих». «Конгресс» выработал и структуру организации. Ку-клукс-клан объявлялся «Невидимой империей», управляющейся «великим магом», при котором имелся совет (с функциями штаба), состоявший из 10 «гениев».

Власть главы «империи» являлась абсолютной, и принятые им решения подлежали немедленному исполнению. «Империя» делилась на «королевства», охватывавшие штат, во главе с «великим драконом» и его штабом из 8 «гидр». «Королевство» подразделялось на «домены», равные избирательному округу по выборам в Конгресс США. Во главе «домена» стоял «великий титан» с помощниками, именовавшиеся «фуриями». «Домены» делились на «провинции», возглавляемые «великим гигантом» и 4 «домовыми». Первоначальной ячейкой Клана являлась «пещера» во главе с «великим циклопом» и 2 «ночными ястребами». Имелись и другие должностные лица: «великий волхв» (замещавший «циклопа» в его отсутствие), «великий монах», исполнявший функции главы «пещеры» в случае отсутствия «циклопа» и «волхва». «Великий казначей», как видно из названия, распоряжался финансами; «великий Турок» оповещал «вампиров» — рядовых членов Клана – о предстоящих собраниях; «великий страж» являлся привратником «пещеры»; «великий знаменосец» хранил и оберегал «великое знамя», т.е. регалии. Вопрос финансирования «Невидимой империи» остается неизвестным. Часть денег клансмены добывали контрабандой, не брезговали и ограблениями, захватывая и оружие с боеприпасами. Во всяком случае, денег Клан имел всегда достаточно.

Ку-клукс-клан становится на ноги.

Первым лидером Ку-клукс-клана его «учредители» намеревались сделать известного и талантливого главнокомандующего армии Конфедерации Р. Ли, потерпевшего поражение в сражение при Геттисберге. Однако генерал предпочел не вмешиваться в деятельность новой террористической организации, отделавшись остроумной фразой, что «останется невидимым главой «Невидимой империи». Поэтому на пост первого «великого мага» был назначен бывший генерал Конфедерации Н.Б. Форрест, имевший большую популярность на Юге и прославившийся жестокостью во время Гражданской войны по отношению к неграм, захваченным в составе войск Севера (на другие должности были поставлены также бывшие офицеры и генералы армии Конфедерации).

В 1871 г., на заседании комиссии Конгресса, расследовавшей деятельность Ку- клукс-клана, Форрест скажет: «Я люблю старый строй [т.е. строй, существовавший до Гражданской войны на Юге], я люблю старую Конституцию. Я думаю, что правительство Конфедерации было самым лучшим правительством во всем мире». Ку-клукс-клан быстро завоевывал популярность, и в 1868 г. устав был пересмотрен. Теперь в качестве районов деятельности Клана входили, кроме 11 штатов Конфедерации, и новые – Мериленд, Массачусетс, Кентукки. Наибольшее распространение Клан получил в Теннеси, Алабаме, Северной Каролине и Луизиане.

С 70-х гг. XIX в. Ку-клукс-клан заявляет о себе почти открыто; «пещеры» оформлялись в виде политических или спортивных клубов. По данным Форреста, в Клане состояло свыше 550,0 тыс. чел, по другим данным – 2,0 млн. Клан действовал под разными названиями, чтобы люди, состоящие в них, могли без опаски клясться в суде, что они не состоят в ку-клукс-клане – «Белое братство», «Рыцари черного креста», «Стражи Конституции», «Рыцари белой камелии» и др. Наиболее характерными чертами Клана стали секретность и таинственность. Они были необходимы для конспирации «вампиров», и в качестве некоего пугала для негров и их «пособников». Второму обстоятельству придавалось первостепенное значение.


Марш Ку-клукс-клана в Вашингтоне, 1920-е годы.

Во многих случаях жертве достаточно было намекнуть, что ее присутствие нежелательно, как человек сразу же переезжал в другое место (именно об этом и рассказывает А. Конан-Дойл в рассказе «Пять апельсиновых зернышек»). Клановцы пытались всегда и везде подчеркивать таинственность организации, о ее связях с мистикой. Особенно клановцы предпочитали ночные шествия – в полном молчании, в белых балахонах и колпаках, верхом на лошадях, они ездили по пустынным улицам. Зрелище, надо отметить, производило определенное впечатление. «Невидимая империя» была окутана плотной завесой секретности. За даже малейшую попытку предать огласке секреты Ку-клукс-клана полагалась только смерть. Никогда клановцы не собирались подряд несколько раз в одном и том же месте. Для встреч друг с другом они разрабатывали запасные явки, проникнуть на которые мог только тот, кто знал многочисленные пароли и опознавательные знаки. В целях конспирации, на встречах между собой и для проведения террористических акций, клановцы надевали белые, черные или полосатые балахоны и колпаки с отороченными красными прорезями для глаз, носа и рта, иногда увенчанные несколькими рогами. Ку-клукс-клан – в «действии».

Основным «занятием» Ку-клукс-клана являлись террористические акты. Из- за необычайной разветвленности организации «вампиры» обладали исчерпывающей информацией, на базе которой они проводили убийства, поджоги, избиения. В оперативном отношении «Невидимая империя» имела следующую структуру – графство (административно-территориальная единица США) делилось на несколько округов, каждый из которых являлся «лагом», т.е. низшей боевой ячейкой, возглавляемой «капитаном». Клановцы действовали мобильными группами (в зависимости от обстоятельств) – от 10-12 чел до 200-500 чел чрезвычайно оперативно; свидетелей в живых не оставляли. Убийства негров (особенно тех, кто служил в армии) и борющихся за их права (в т.ч. и белых) совершались с невиданной жестокостью – они расстреливали, калечили, вешали. Как правило, предпочитали бросать жертву в воду с камнем на шее. Губернатор Флориды Флемминг рассказывает, что как-то раз, после того, как одного несчастного негра сварили в котле заживо, его кости хирург- клановец собрал в единый скелет, который «вампиры» повесили на перекрестке дорог для устрашения. Впоследствии, только по официальным фактам комиссии Конгресса было установлено, что в период с 1865 по 1870 гг. Ку-клукс-клан совершил более 15,0 тыс. убийств.

В 1880 г. член палаты представителей Г. Вильсон свидетельствовал, что только за политическую деятельность в южных штатах было убито 130,0 тыс. чел. Смерть ожидала не только рядовых граждан США, но и политических деятелей.

В 1868 г. в Джорджии был убит кандидат от республиканской партии на пост губернатора штата. В том де году в Алабаме было совершено нападение на двух членов Законодательного корпуса. Одного застрелили, другой, оставшийся в живых, свернул свою деятельность.

В 1869 г. клановцы убили одного сенатора и члена Законодательного собрания. Опасаясь покушения, один из радикалов во Флориде Гиббс, устроил дома настоящий арсенал, окружив себя охранниками. Но и это не помогло – Гиббса отравили. В результате к середине 70-х гг. XIX в. клановцы устроили тотальный террор, добившись небывалого могущества «Невидимой империи» почти во всех штатах Юга. Поэтому федеральное правительство было вынуждено активно вмешаться в деятельность Ку-клукс-клана, достигнув на этом поприще больших успехов. Значительно способствовала запрещению «Невидимой империи» и смерть «великого мага» Форреста в октябре 1877 г. (незадолго перед смертью освободивший «вампиров» от всех клятв), т.е. когда завершался период Реконструкции Юга. Однако если Ку-клукс-клан исчез, то ненадолго. Вскоре он снова появился. Ку-клукс-клан: второе рождение и начало заката.

Второе рождение «Невидимой империи» произошло во время Первой Мировой войны. Хотя Ку-клукс-клан уже не функционировал около 30 лет, память о нем на Юге осталась самая «благоприятная» среди ярых сторонников антинегритянского и движения. Немного спустя после ликвидации Ку-клукс- клана в свет вышли несколько книжек, прославляющих деятельность «Невидимой империи», восхваляя его как «инструмент справедливости», верного защитника прав и цивилизации южан. Так, в 1884 г. в Нашвилле вышла в свет книга одного из основателей Клана капитана Дж. Листера. Новым «отцом» Ку-клукс-клана стал некий Уильямс Симмонс – блестящий оратор, участник американо-испанской войны 1898 г. (на войну ушел добровольцем). 28 октября 1915 г. в офисе И.Р. Кларксона, адвоката Симмонса, под председательством спикера Законодательного собрания штата Джорджия Д.У. Бейла, в присутствии 36 чел (из которых двое являлись «вампирами» при «великом маге» Форресте) состоялось «учредительное собрание» нового Ку-клукс-клана. Участники встречи подписали петицию, в которой просили власти штата Джорджия разрешения учредить организацию «Рыцари Ку-клукс-клана» как «патриотический, благотворительный социальный братский орден».

Ноябрьской ночью в День благодарения, на вершину Стоун-Маунтин, в 10 милях от Атланты (столица штата Джорджия) поднялось 16 чел. Они провели ритуальное действие – соорудили из камней алтарь, на который положили американский флаг, саблю и Библию. Рядом водрузили деревянный крест, облитый керосином, который подожгли. Второе рождение Ку-клукс-клана произошло по нескольким причинам. Одной из главных причин реинкарнации оказалась живучесть в сердцах новых южан воспоминаний о Клане как борце с неграми, к которым на Юге не питали большой любви; и еще больше обострившейся во время Первой Мировой войны. Во-вторых, в начале ХХ в. началась массовая миграция негров с Юга на Север, вызвавшая крайнее неодобрение у северян. Толчком к возрождению «Невидимой империи» явилась небывалая популярность художественной киноленты американского режиссера (южанина) Д.У. Гриффита «Рождение нации» (1915). Гриффит оставил в мировой кинематографе большой след. Вместе со знаменитостями киноэкрана начала ХХ в. — Ч. Чаплином, М. Пикфорд, Д. Фербенксом – он создал кинокомпанию « United Artists », существующую до сих пор. Гриффит разработал новые приемы операторской работы (крупный план, затемнение, наплывы, использовал движущуюся камеру). 8 марта 1915 г. Гриффит впервые продемонстрировал свое полотно широкой публике, которая получила повсеместное одобрение, особенно на Юге. Как писал один критик, «люди кричали, вопили, орали и стреляли в экран, чтобы спасти Флору Каперон [героиню фильма] от черного насильника». Резонанс после просмотра кинокартины, прославлявший белого человека и формирующий образ чернокожего человека как жестокого убийцы, бандита и грабителя, оказался небывало высоким. Радикальные организации пытались запретить показ «Рождения нации», но – удивительное дело! – президенту США В. Вильсону (южанину) и председателю Верховного суда США Э. Уайту (тоже южанин) кинофильм понравился. Это во многом и определило успех творения Гриффита (справедливости ради отметим, что в 1918 г. он создал новую картину, под названием «Сердца мира», в которой утверждал единство белых и негров).

4 декабря 1915 г. «Невидимая империя» получила право на легальное существование и на использование прежних атрибутов, традиций, регалий Клана. Словно в подтверждение необходимости функционирования организации, на следующий день, 5 декабря, в Атланте прошел первый показ кинофильма «Рождение нации»; через три недели фильм побил все рекорды по посещаемости. Возродившись, Клан частично принял другие формы существования, совершенно неприемлемые ранее. Лидеры «Невидимой империи» всячески подчеркивали, что их движение – это «стопроцентный американизм», что они проповедуют истинно патриотические и религиозные чувства. Клан призывал к закону и порядку, выдвинул лозунги борьбы против проституции, в защиту морали, что привлекло к «империи» многих американцев, и особенно женщин. Один из «великих магов» в этот период, Эванс, сказал: «Мы – движение простого народа. Мы требуем (и мы надеемся победить) вернуть власть в руки среднего гражданина, потомка пионеров…». Кроме слов, Ку-клукс-клан занимался и делом – на благотворительность в 1921 г. он затратил 1 млн. долларов.

Вместе с тем не стоит идеализировать «Невидимую империю» — победа большевиков в 1917 г. привела к росту антикоммунистических настроений, экономическая нестабильность в стране в 1919-1920 гг. – бесчисленные банкротства. Во всех бедах Клан винил «красных», иностранцев, и конечно, «черномазых», разжигая шовинизм, проповедуя национализм. Поэтому, в силу неблагоприятного внутреннего положения в США, к концу 1920 г. в Клан люди вступали сотнями тысяч человек, искренне полагая, что именно он сможет исправить ситуацию. В 1919-1920 гг. деятельностью Клана заинтересовались федеральные власти, в т.ч. небезызвестное ФБР; к суду были привлечены многие «вампиры», в т.ч. Симмонс. Однако дальше слушаний и формальных разбирательств дело не пошло – всего шесть дней потребовалось суду (с 11 по 17 октября 1921 г.), чтобы закрыть дело. Впоследствии Симмонс сказал: «Конгресс дал нам наилучшую паблисити, которые мы когда-либо получали. Конгресс создал нас». И это было не простая бравада. Когда Симмонс прибыл в Джорджию из Вашингтона, его завалил поток писем, в которых многочисленные поклонники просили разрешения создать в своей местности кланистские «пещеры». Рост численности членов Клана проходил постоянно. Иногда в «империю» в течение недели вступало около 100,0 тыс. чел! К 1924 г. в Клане насчитывалось от 6 до 9 млн. чел. Даже в одной из тюрем штата Колорадо была организована кланистская ячейка – «клаверна» — в которую входили как заключенные, так и некоторые охранники и часть тюремной администрации!

Ку-клукс-клан парад, Вашингтон 1926

В 20-е гг. Клан пользовался бешеной популярностью в стране. В июне 1923 г. был организован «Женский Ку-клукс-клан», в 1924 г. – «Младший Ку-клукс-клан» для мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 18 лет. Количественный рост «вампиров» происходил и в городе, и в деревне. С 1920 по 1925 гг. доходы только от членских взносов составили 90,0 млн. долларов, т.е. в год – 15 млн.! Как и прежде, Ку-клукс-клан отличала антинегритянская направленность. Однако, в отличие от «классического» варианта существования, когда несчастных негров убивали десятками человек, в 20-е гг. подобного не существовало. Так, если в 60-70-е гг. XIX в. в год погибало около 3,0 тыс. чел, в 1918 г. – 70 чел, с 1919 по 1922 гг. – 239 чел.

В 1938- 1940 гг. в штате Джорджия клановцы провели более 50 террористических актов. Как и прежде, «вампиры» пользовались поддержкой «сильных мира сего». Клан располагал огромными средствами. Для подкупа, на проведение выборов в высшие законодательные органы клановцы тратили сотни и сотни тысяч долларов. По-прежнему их ставленники пробирались во власть – от самых низовых органов до Конгресса. В 1922 г. на посты губернаторов штатов Джорджия, Алабама, Калифорния и Орегона прошли люди, сочувствующие делу Клана. В 1924 г. число губернаторов-«вампиров» увеличилось за счет Колорадо, Мена, Огайо, Луизианы.

В том же, в 1924 г. «великий казначей» «империи» ассигновал для поддержки сенатора от штата Джорджия 500,0 тыс. долларов. Когда противник будущего сенатора узнал, что его соперник поддерживается Кланом, он сразу «выбросил белый флаг», т.е. предпочел уступить. Во время Второй Мировой войны деятельность Клана из-за лишней реакционности пошла на убыль, и 28 апреля 1944 г., в связи с невыплатой налогов в размере 685.305 долларов 8 центов, «Невидимая империя» объявила в Атланте о финансовой несостоятельности и самороспуске. Правда, ненадолго. Третье рождение Ку-клукс-клана: окончательный закат. Третье рождение Ку-клукс-клана произошло в 1946 г., в той же Атланте. Одним из последних «великих магов» Клана стал Сэмуэл Грин, «вампир» с 1922 г., ставший «великим драконом» Джорджии в начале 30-х гг. Однако единой, централизованной «Невидимой империи» наступил закономерный финал. Еще под председательством Грина Клан являлся более или менее послушным в его руках, но основательно трещал по всем швам. В 40-е гг. во всех организациях Клана на территории штатов Южная Каролина, Теннеси, Флорида, Алабама состояло 10,0 тыс. чел.


Сбор участников Ку-клукс-клана в Рамфорде, штат Мэн, 1987 год.

В 1949 г. Грин умер, и «империя» рухнула. В южных штатах образовываются отдельные, независимые друг от друга кланистские организации. Самым известным «королевством» стали «Рыцари Ку-клукс- клана Америки», возникшие в 1949 г. в Алабаме, претендовавшие на роль лидера Ку-клукс-клана Соединенных Штатов. Раскол происходил и внутри этих небольших организаций. Так, в «королевстве» Джорджии отделились местные «клаверны» в Колумбусе и Манчестере, образовав «Подлинные южные кланы Америки», во главе которых встал 23-летний ветеран Второй Мировой войны Элтон Пейт, который провозгласил «беспощадную борьбу с учением коммунистической партией», защиту американского протестантизма и выступал против национальных меньшинств. Огромное недовольство всех кланистов вызвала отмена в 1954 г. сегрегации школы, т.е. в данном случае – раздельное обучение белых и черных детей. Несмотря на ссоры и распри внутри Клана, «вампиры» все как один являлись, как в былые времена, ярыми ненавистниками «неамериканцев», в т.ч. негров. Так, в городе Мобил (Алабама) в январе 1957 г. Клан взорвал за одну ночь три дома, совершил вооруженные налеты на три жилища негров, спалил негритянский дом и здание школы.

Всего с 1955 по 1965 гг. расисты Юга убили 85 чел, из них 69 негров и 8 белых борцов за права «цветного населения» США.

Тем не менее, попытки возродить клан делались и в 1960-е годы, когда наиболее радикальные члены организации проводили борьбу против секс-меньшинств, а заодно и уничтожали других борцов за гражданские права. Но тогда клановцы вновь переборщили с активностью, и их вновь запретили.

Новый всплеск активности организации пришелся на 1970-е годы, когда отдельные небольшие расистские группы при помощи террора попытались вести борьбу против чернокожего населения, которое отстаивало свои права. Но тогда на высоте оказалось ФБР, которое за короткий период времени арестовало наиболее активных клановцев.

В настоящее время Ку-клукс-клан остается активным членом «гражданского общества». Участники движения уверяют, что не прибегают больше к насилию, а заняты лишь тем, чтобы охранять христианство и свои города от преступников и иммигрантов. Большая часть клановцев – это гражданская милиция. Их насчитывается примерно 250 тысяч человек. Примерно 100-150 тысяч состоит в нелегальных и полулегальных организациях. Время от времени эти организации закрывают, а вожди «белого движения» попадают за решетку на длительные сроки.

На сегодняшний день официально в различных группировках клана состоит около 5 тысяч человек. Однако реальная цифра тех, кто поддерживает движение и активно участвует в жизни клана, достигает более одного миллиона человек. Официальное число говорит лишь о том, что различные антифашистские и прочие цветные организации и движения предъявляют судебные иски клановцам. Речь идет о миллионах долларов. Для того чтобы эти выплаты уменьшить, официальное общество намерено занижает свою численность, чтобы таким образом вполне законно снизить до минимума судовые выплаты (мотивируя это малочисленностью и бедностью организации).

Одним из таких исков стало дело Джордана Грувера. В 2006 году четыре участника движения «императорский Ку-клукс-клан» в небольшом городке Бранденбург, расположенном в штате Кентукки, якобы проводили миссионерскую деятельность (но почему-то ночью). По пути они встретили шестнадцатилетнего подростка-индейца. Не очень задумываясь о правильности своих действий, «миссионеры» избили его, затем облив спиртом, попытались сжечь заживо. Но мальчику повезло, мимо проезжала полицейская машина. В результате жизнь Джордана была спасена, а клановцы на три года попали за решетку. В свою защиту они в ходе судебных разбирательств говорили о том, что мальчик сам пытался напасть на них. И это на здоровых мужчин, двое из которых имели под два метра роста и весили более ста килограммов, при этом рост мальчика не дотягивал даже до 160 сантиметров, а вес – 45 килограммов.

Помимо тюремного заключения, на саму организацию был наложен штраф – «императорский Ку-клукс-клан» должен был выплатить 1,5 миллиона долларов самому Груверу, а кроме того, еще 1 миллионов в казну штата.

В 2010 году был арестован лидер «императорского клана» пастор Рон Эдвардс и его жена. Его обвинили в хранении и распространении метамфетамина. Клановцы уверяли, что наркотики им были подброшены сотрудниками ФБР. Но тогда пастору удалось отделаться всего лишь домашним арестом.

Еще один такой случай, но с гораздо более плачевным финалом, произошел в 2011 году, когда в тюрьме Хантсвилла был казнен один из наиболее активных участников клана Лоуренс Брювер. В 1998 году он вместе с двумя своими сообщниками жестоко расправился с чернокожим мужчиной Джеймсом Бердом. Его заманили в автомобиль, на котором вывезли в безлюдное место и подвергли пыткам. Затем пристегнули его наручниками к машине и волочили тело до тех пор, пока мужчина не умер.

Многие задаются вопросом: как так получается, что подобная организация, многими принимаемая исключительно как пережиток эпохи, возрождается снова и снова? А все очень просто – периодически она требуется официальным властям. И под названием «Ку-клукс-клан» скрывается не одна, а сразу несколько законспирированных организаций. Самой крупной из них являются «Рыцари Ку-клукс-клана», которые действуют в Арканзасе. Во главе организации стоит пастор Том Робб. Клановцы имеют серьезную юридическую поддержку, которую им предоставляет Американский союз гражданских свобод. Но в то же время, достигнуть былого размаха организации пока не удается. Впрочем, клановцы не унывают, утверждая, что численность для них – не самое главное. Вполне может быть, что Ку-клукс-клан ожидает долгая жизнь, потому как организации нужна многим…

http://www.calend.ru/event/4657/
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/1083/
http://www.velesova-sloboda.org/right/ku-klux-klan.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83-%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%BA%D1%81-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BD
http://wap.alcofans.forum24.ru/?1-12-0-00000023-000-0-0-1193064356
http://www.ridus.ru/news/151838

Еще немного истории Америки: вот например , а вот и . Давайте вспомним еще про а так же про

Это копия статьи, находящейся по адресу

Считается неприемлемой, она преследуется по закону и мгновенно пресекается властями всех стран мира. Но так было не всегда, в ХІХ веке еще существовало рабство и многие национальности притеснялись так называемыми белыми людьми. Не исключением в то время была и Америка. В США во второй половине ХІХ века прошла штатская война между рабовладельцами Юга и свободным населением Севера. После проигрыша южан, в 1865 г., рабство в Америке официально отменили, но это не смогло изменить ненависть многих расистов. Впоследствии несколько организаций, как расистских, так и террористических, объединились и создали Ку-Клукс-Клан (ККК).

Создание Ку-Клукс-Клана

После проигрыша в войне многие южане совсем не собирались мириться с тем, что афроамериканцы будут иметь те же права, что и они. Люди считали, что «белые» имеют превосходство над другими людьми, а освобождение рабов - неправильный шаг.

Как ни странно, но за многие годы ККК не исчез, в нем и сегодня числится много людей, не говоря уже про неофициальных. Хорошо одно, что Ку-Клукс-Клан в России не представлен, но у нас имеется много подобных расистских организаций, с которыми необходимо бороться.