Марфа и Мария: противопоставление или единство? Библейские сестры мария и марфа, а также все жены-мироносицы.

Марфа! Марфа! Мария, Мария…

Казалось бы две крайности: одна тихая и молится, вторая деятельная и взрывная. Две сестры плотно вплетены в канву рассказа о Божественной педагогике. Как здорово, что мы можем прочесть несколько историй о таких редких, личных отношениях Иисуса с конкретными людьми, а этих женщин Он их любит, об этом сказано прямым текстом.

Однако сложилась традиция противопоставлять этих сестер. Прочтите эмоциональное стихотворение Киплинга «дети Марфы». И мне часто цитируют эту историю с акцентом на выговор Иисуса деятельной сестре. Но выговор ли это деятельности как таковой?

Люблю представлять этот момент: Марфа медленно закипает (а кто из нас утерпел бы в такой ситуации?). Она одна носится вокруг огромного стола, готовит большое угощение, Равви-то не один пришел, с Ним ввалилась толпа гостей – а всех положено накормить. И принять хочется достойно, готовится же все для Любимого… а эта… бездельница уселась у Его ног и слушает, не помогает!!! Конечно, Марфе тоже хочется послушать, она же Его очень любит, но ее любовь проявляет себя в деятельности, в желании укормить вусмерть драгоценного гостя (кстати, это и законом положено). Да и Иисус, заметим, не возражает против процесса приготовления обеда. Он отвечает лишь, когда Марфа не выдерживает и, обращаясь к Нему, как к судье, выдает классический сестринский наезд: Господи, посмотри, она мне не помогает?!! (я тут дымлюсь аж от усердия, делаю все, как положено, никто не ценит!!!) Обожаю этот момент, узнаю себя и смеюсь. «Праведный» гнев трудящегося…

На мой взгляд, здесь не все так очевидно, как кажется любителям делать акцент на различии значимости деятельности и слушания. Безусловно, этот момент присутствует, но Иисус никогда не буквален, Его ответы всегда с секретом, как волшебные коробочки. Что делает Марфа, нам понятно: трудится, выполняет долг гостеприимства и любви, немного зарывается на эмоциях и… (ее ошибка очевидна) дает повод Иисусу тонко усовестить хлопотунью (использовав не очень лестный эпитет этим трудам – «суетишься») и поощрить поведение Марии, сфокусировав Марфу на важном: на истинности того, что делает ее сестра.

А что здесь делает Мария (кроме того, что сидит-слушает)? Мария, избравшая «благую часть», в этой ситуации сознательно пренебрегает своим долгом женщины: которой было положено что? Да стол готовить! Времена тогда были варварские, нецивилизованные. Слова Учителя положено было слушать кому? Правильно, глава семьи потом домочадцам все важное и рассказал бы. Но тихая Мария, движимая любовью и желанием услышать слова Иисуса, не обращая внимания на долг и приличия (и гнев сестры), с неожиданной уверенностью идет к Учителю, усаживается и растворяется в слушании Слова: выходит за границы привычной ей жизни, раздвигает их, чем дает Иисусу повод передать нам послание – наш Бог любит инициативу… в этот момент активное действие (с точки зрения Бога) совершает как раз Мария.

Но так ли плоха вторая сестра? Давайте посмотрим, как красива история с Марфой, когда умирает Лазарь. Иисусу нужен повод для чуда, и тут уже кто выбегает Ему на встречу? Кто теперь проявляет инициативу?

Деятельная натура Марфы не дает ей сидеть и оплакивать брата (и опять: приличной женщине положено сидеть в доме и скорбеть). Внутри живет сумасшедшая надежда: может быть, Он что-то исправит, если не воскресит брата (в те времена такое от мессий ожидалось), то хотя бы сейчас же излечит эту боль в сердце. И вот, уже она бежит к Учителю, забыв про долг и приличия, требует встречи. Опять, с полным правом и уверенностью, что может и должна видеть Его, говорить с Ним открыто. Посмотрите, Марфа дает очень четкие и прямые ответы на вопросы Господа, значит, она (за своей работой) тоже слушала и слышала Слово.

Нет здесь противопоставления. Чудо происходит, когда две уверовавшие женщины стоят пред Иисусом и «Господи! Если Ты был здесь, не умер бы брат мой» одной накладывается на слова другой с точностью до знака. Молитва созерцательная и молитва-прошение, медитация и деятельность – две половинки, два характера соединяющиеся через Любовь, не противопоставляемые, но дополняющие друг друга — Марфа и Мария.

Любовь Сумина

Изображение: www.parrocchiamariaassunta.it

Прочтем Евангелие от Луки 10:38-42:

От Луки 10:38-42
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Марфа была деятельной женщиной: она готовила, шила, убирала. В Слове сказано, что когда Иисус пришел в ее дом, Марфа заботилась о том, как лучше принять его . Однако она настолько была поглощена этими заботами, что не осознавала главного – Сам Господь посетил ее дом . В своих хлопотах она уже не замечала Его присутствия, и ей было некогда сидеть у Его ног и внимать Его Слову – забота об угощении была для нее важнее. Она сверх меры загрузила себя делами и начала жаловаться Господу: «Почему никто не поможет мне?... Скажи Марии, чтобы она оставила все беседы и помогла мне с приготовлениями». Есть братья и сестры, похожие на Марфу. Великие труженики, не знающие покоя – им просто некогда сидеть у ног Господа. Нет, вы только представьте себе: вы наедине с Господом. Никаких мобильных телефонов, никакого шума и никакой деятельности, даже если речь идет о служении Ему. Только вы и Он. Выключите компьютер и мобильный телефон, закройте дверь, отложите даже статью, которую вы сейчас читаете, и уделите Ему время. Излейте Ему свою душу, как лучшему другу. Господь, находясь на земле, поступал именно так: проводил время наедине с Отцом. Труд не должен быть первым в списке наших приоритетов, даже если это труд на ниве Господа. Господь сказал: «А ОДНО только нужно... ». Мария, сидевшая у ног Иисуса, в отличие от Марфы, «заботившейся о большом угощении», избрала благую часть. Сидеть у ног Иисуса – вот что должно быть для вас делом первостепенной важности . Нет ничего важнее, чем проводить время с Отцом. Иногда ранним утром (От Марка 1:35-37), а иногда – поздним вечером (От Матфея 14:22-23) Господь проводил время наедине с Отцом. Об этом написано в Евангелии от Матфея 14:22-23:

От Матфея 14:22-23
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один».

А также От Марка 1:35-37
«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя».

В первом из этих отрывков говорится, что Иисус отправил учеников в лодке на другую сторону, отпустил народ и один взошел на гору, чтобы помолиться. А в 1 главе Евангелия от Марка говорится, что Он опять ушел в пустынное место для уединенной молитвы, в то время как «все искали Его». Его целью было не спрятаться от людей. Он просто хотел провести время наедине с Отцом. Для Него не было ничего важнее этого общения, и в этом мы должны следовать Его примеру.

Если вы поглощены делами, не знаете покоя, и вам постоянно некогда, если вы, как Марфа, трудитесь без устали, то – будь это даже служением Господу и трудом ради Него – Господь все равно говорит: «А ОДНО только нужно...», подразумевая то, что сделала Мария – «села у ног Иисуса и слушала Его Слово». Девиз многих – «Первым делом – работа (служение), а все остальное – потом». А я бы сказал так: «Первым делом – Господь, а все остальное – потом». Для Марии с приходом Иисуса все обязанности по дому отошли на задний план – первое место заняло общение с Господом.

От Луки 10:42
«... Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Которые были многократно осмыслены в различных музыкальных сочинениях, произведениях художественного искусства, не говоря уже о собственно религиозной рефлексии. Две такие фигуры - сестры Марфа и Мария, являются, наверное, наиболее узнаваемыми после Христа и Девы Марии. Об этих персонажах священной Новозаветной истории мы и поговорим в этой статье.

Образ сестер в Библии

В Новозаветном повествовании Мария и Марфа появляются дважды - один раз в Евангелии от Луки, второй раз - в Эти два отрывка описывают две различные истории. Но в обеих сестры представлены как ученицы Иисуса Христа и даже более того - вместе со своим братом Лазарем они предстают как его друзья, дом которых всегда был открыт для Спасителя.

Притча от Луки

Автор третьего Евангелия передает историю о сестрах, как поучительное наставление, ключевыми символическими фигурами в которой являются Марфа и Мария. Притча строится как рассказ о Христе, который пришел в гости к упомянутым женщинам и стал наставлять их в Божьей воле. Марфа между тем готовила угощение, чтобы оказать другу необходимое гостеприимство, а Мария сидела возле Иисуса и, ни на что не отвлекаясь, слушала его наставления. Хлебосольную сестру это обстоятельство вывело из себя, и она пожаловалась Христу, что Мария оставила ее одну на кухне заниматься трапезой, а сама предалась разговорам. Иисус отреагировал на это неожиданно - он осадил Марфу, заявив, что ее хлопоты - это житейская суета, не имеющая большого значения, тогда как Мария выбрала то, что действительно важно и необходимо человеку, а именно слушание Воли Божией. Он назвал поведение младшей сестры благой частью, добрым выбором.

Значение притчи

В целом места в писании достаточно очевидна: существуют вечные ценности, которые всегда актуальны, и именно они должны занимать приоритетное место в жизни христианина. Что касается бытовых и других обязанностей, то, речь, конечно же, не идет о том, чтобы ничего не делать вовсе. Но в ситуации выбора этот отрывок Евангелия учит верующего избирать главное. Другими словами, Христос у Марфы и Марии не призывает категорически к отказу от повседневных забот, но говорит о необходимости четкого осознания вечного и временного, абсолютного и относительного. В каждом человеке, особенно среди последователей каких-либо религий, духовных учений и практик, есть на уровне субличностей своя Мария и своя Марфа. От того, чей голос более слышен и авторитетен человеку, зависит качество его жизни, осмысленность и внутреннее, духовное развитие. И при встрече со своим Христом, то есть, когда речь в жизни заходит о вечных, высших ценностях, необходимо отдавать себе отчет, правильный ли образ действия был избран, потому что, заботясь об «угощении», рискуешь сам остаться без того, что Иисус называет "хлебом вечной жизни".

Воскрешение Лазаря

В Евангелии от Иоанна Мария и Марфа предстают участницами другого, более важного события. Речь идет, ни много ни мало, о воскрешении из мертвых Лазаря, который приходился сестрам родным братом. Как гласит повествование, Лазарь тяжело заболел, но сестры, которые знали Иисуса и верили в его силу, послали позвать его, надеясь, что он придет и исцелит их больного брата. Христос узнал, что Лазарь болен, но не пошел в Вифанию, где он жил, сразу же. Вместо этого он дождался, пока Лазарь скончался, и лишь затем объявил ученикам, сопровождавшим его, что идет к нему домой. Мария и Марфа встретили учителя и обе выразили сожаление, что он не оказался рядом с Лазарем, когда тот был еще жив. Они твердо верили, что, если бы это было так, он бы не умер. В ответ Иисус ободрил их, сказав, что смерть Лазаря не к славе Божией, то есть она предусмотрена для того, чтобы Бог мог проявить себя среди народа, дабы уверовали сомневающиеся. Христос попросил отворить камень от гроба. В то время могилами служили пещеры, вырубленные в скале, вход в которые после похорон затворялся большим камнем. Мария и Марфа сначала возразили, сказав, что с момента погребения прошло уже четыре дня и тело покойного сильно смердит. Уступив настойчивости гостя и подчинившись его авторитету, камень все же отворили. Затем, как повествует евангелие, Иисус взмолился и, обращаясь к Лазарю, как к живому, приказал ему выйти из гроба. К удивлению всех собравшихся, тот действительно вышел живым, окутанный погребальными пеленами. Это чудо воскрешения из мертвых стало одним из самых популярных евангельских эпизодов. А сам Лазарь вместе со своими праведными сестрами вошел в историю, как Лазарь четверодневный.

Значение воскрешения Лазаря

Для последователей исторического христианства, то есть православия, католичества, а также протестантизма, событие воскрешения Лазаря, описанное в Евангелии, воспринимается буквально, то есть как имевшее место быть. Мы же, оставив вопрос о его историчности за скобками, обратимся к богословской рефлексии. Во-первых, сама по себе эта история говорит о том, что Христос был не просто человеком. В повествовании он называет себя "жизнью" и "воскресением" и утверждает, что тот, кто верит в него - не умрет. Это подчеркивает неотмирность его подлинной природы - христиане считают, что Иисус Христос - это сам Всевышний Господь Бог, воплотившийся в образе человека. Власть Христа над жизнью и смертью, описанная в Евангелии, иллюстрирует и подчеркивает эту мысль. Святая Мария и ее сестра Марфа демонстрируют веру во Христа и по вере своей получают желаемое - воскрешение своего брата. Далее, его намеренное ожидание смерти и утверждение, что это событие было для славы Господа, говорит о том, что Бог проявляется себя в истории мира, и у него имеется промысел о каждом человеке. В принципе, на основании тех или иных стихов из данного отрывка можно извлечь еще много теологических выводов, но эти два - главнейшие.

Марфа и Мария, как исторические лица

В принципе ничто не мешает предположить, что реальные персонажи, описанные в данных двух отрывках реально существовали и были связаны с Иисусом и его общиной. Об этом говорит и то, что они упоминаются дважды в Евангелиях в совершенно разном контексте. С другой стороны, трудно сказать, насколько реальные прототипы соответствуют изображенным в Библии лицам, ведь к моменту написания этих текстов они были уже, вероятно, мертвы. Достоверных исторических свидетельств о позднейшей их жизни тоже не осталось. Католическая традиция утверждает, что Мария, сестра Марфы - это святая Мария Магдалина. Поэтому с нею связывается предание, согласно которому она проповедовала в Иерусалиме, Риме, а затем в Галлии - на территории нынешней Франции, где и скончалась. Это же касается и Марфы, ее сестры. В православии это отождествление считается лишь гипотезой, а потому никакой оформленной житийной традиции относительно Марии и Марфы нет.

Наверняка все помнят из Евангелия библейскую историю про сестер Марию и Марфу. Когда Господь пришел к ним в гости, старшая сестра Марфа как истинная женщина позаботилась в первую очередь об угощении и стала накрывать на стол.

Радость от встречи с Господом она выражала деятельной заботой, поэтому увидев младшую сестру, «праздно» сидящую у ног Спасителя, Марфа возмутилась духом и с упреком обратилась к Иисусу: почему Он не реагирует на то, что Мария не помогает ей?

Благая честь Марии

Ответ Господа оказался неожиданным для Марфы, так как Он не только не поддержал ее, но и похвалил Марию, сказав, что Мария выбрала для себя благую честь. То есть люди, умеющие не только слушать Божье Слово, но и хранить его, те, кто могут отвлекаться от суетного мира и хотя бы время от времени посвящать себя Богу, молитве, пребыванию на Божественных службах, идут по правильному пути.

Это не значит, что Господь осудил Марфу, он одинаково любил и Марию, и Марфу, и их брата Лазаря, которого воскресил на четвертый день после смерти. Эта поучительная история — показательный пример для всех, кто хочет достигнуть конечной цели христианства — Царства Небесного. Настоящие христиане должны сочетать в себе и деятельную, и созерцательную жизнь.

Жены-мироносицы

Про сестер Марфу и Марию в Евангелии есть еще одна история, касающаяся воскрешения их брата Лазаря, которого Господь любил. После того, как Лазарь

воскрес, начались страдания Господни, так как еврейские первосвященники решились на подлость — убийство Иисуса Христа. Сестры в числе других женщин (их еще называют жены-мироносицы) остались верными Господу до конца, не побоялись погибнуть вместе с Ним или быть осмеянными, попасть в тюрьму. Они взошли на Голгофу, а на третий день после распятия с самого утра помазали тело своего Спасителя драгоценным миром.

За свою любовь и верность Мария и Марфа, как и другие жены-мироносицы, были вознаграждены. Дальше их ждала радостная весть: Господь воскрес! Они первые об этом узнали и передали апостолам.

Эти простые женщины оказались сильнее духом апостолов и других мужчин. Давно уже замечено, что при серьезных опасностях именно женщины вдохновляют на подвиги своих мужей, сыновей. Ранее и до настоящего времени в христианские храмы на служения приходит намного больше женщин, чем мужчин. Во времена советского безбожия многие православные храмы отстояли, то есть не отдали на разрушение, обычные женщины, бабушки в белых платочках.

Существует икона жен-мироносиц, среди которых изображены Мария Магдалина, Мария и Марфа, Мария Клеопова и другие женщины, служившие Господу. День памяти этих святых жен отмечают на третье воскресенье после Пасхи.

Паломничество

Понятие паломничества в наши дни утратило свое первоначальное значение. В древние времена паломники по святым местам заранее готовились к поездке, которая могла продлиться год и более. Многие погибали в пути, не выдерживая длительного перехода и многочисленных лишений. В наши дни всего за несколько часов можно долететь до Иерусалима, Святой Горы и прикоснуться к святыне.

В настоящее время паломническое агентство «Марфа и Мария» специализируется на организации паломнических поездок по редким маршрутам. Благодаря им все желающие могут присутствовать на Богослужениях, исповедоваться, причаститься и прикоснуться к Святым Тайнам.

Для паломников в монастырях построены гостиницы, комнаты, где можно отдохнуть и переночевать, их кормят в общей трапезной. Настоящие христиане, отправляясь в паломничество, не должны думать о комфорте, но ограничивать себя во всем, поститься. Если есть возможность, то лучше в это время побыть в уединении, помолиться, сосредоточиться на службе, только тогда от поездки можно получить пользу.

"Марфа и Мария" - паломническая служба

Прежде, чем отправляться в паломничество, необходимо у организаторов узнать все подробности поездки, обратить внимание на марку экскурсионного автобуса, заранее поинтересоваться расценками на услуги. Важно отправляться в паломничество вместе со священнослужителем и с богомольцами, близкими по духу. Зачастую в поездках возникают непредвиденные ситуации, которые может разрешить только священник.

Побывать в монастырях, поклониться святыне, присутствовать на долгих монашеских богослужениях — это тот путь, который избирали все верующие в России с незапамятных времен. Необходимо лишь не забывать, что полагаться следует в первую очередь на помощь Божию.

Урок 1. Нет другого имени под небом

Цель: показать значимость личности Христа (библейский и исторический аспекты)

Ключевой стих: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12)

Деян. 5:36 – о других учениях

– Могли бы первые христиане устоять в гонениях, если бы учение Христа не было особенным?

Ход урока

Ареопаг

Вопрос, рассматривающийся на ареопаге – Кто такой Иисус Христос?

Материалы: свитки со свидетельствами библейскими и небиблейскими (приложение)

Вначале идут свидетельства близких учеников, затем остальных последователей Иисуса, после – исторические документы.

Каждая история на отдельной карточке. Написанное курсивом не печатается.

Петр – близкий ученик Иисуса, один из трех столпов церкви

Кем был Петр? (Мк.1:16)

Кто назвал его Петром? (Мф.16:18)

Как его призвал Иисус? (Мф.4:18-20)

Как звали его брата? (Андрей)

Свидетельство Петра (Мф. 16:13-17)

Почему мы можем верить его свидетельству? (потому что Бог открыл ему)

Доказательство того, что Петр был прав (Деян.3:1-8)

  1. Иоанн Зеведеев , брат Иакова Зеведеева. Братья были призваны вместе (при каких обстоятельствах? – Мф.4:21-22), являлись близкими учениками Иисуса и впоследствии сделались столпами церкви. Оба были при исцелении дочери Иаира и на горе Преображения. Когда Христа распяли, Иоанн стоял под крестом. Там же он получил от Иисуса наставление заботиться о Его матери. Гораздо позже апостол был схвачен в Риме и сослан на остров Патмос, где получил Откровение от Господа и написал Евангелие.

Сыидетельство Иоанна – Ин.20:31

Почему мы верим ему? 1Ин.1:1-3

  1. Фома по прозвищу близнец был одним из первых учеников Христа

Когда Иисус после воскресения явился ученикам, Фомы не было с ними, и потому он не поверил, что Учитель жив. (Ин.24-28)

Как назвал Фома Иисуса, когда Тот явился перед учениками? (Господь мой и Бог мой)

Почему мы верим этому свидетельству? (потому что он видел раны Христа своими глазами)

  1. Нафанаил , один из учеников Христа.

История призвания – Ин.1:45-49

Как назвал Иисуса Нафанаил? (Равви, Сын Божий, Царь Израилев)

Почему мы верим ему? (потому что Нафанаил – «истинный израильтянин…»)

  1. Марфа , сестра Марии и Лазаря.

Когда ее брат умер, Иисус пришел к ней в селение… (Ин.11:20-27)

Как назвала Иисуса Марфа? (Христос, Сын Божий, грядущий в мир)

  1. Самарянка

(Ин.4:5-29) – написать ребенку краткую историю с добавлением цитат

Как назвала Иисуса самарянка? (Христос)

  1. Разбойник на кресте

Когда Христа распяли, справа и слева от Него висело два разбойника.

Как засвидетельствовал о Христе разбойник? (помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое)

  1. Сотник – воин, стоявший рядом с крестом

Как он назвал Иисуса? (Сын Божий)

Почему мы верим ему? (ему не было никакой выгоды обманывать)

  1. Симеон

История о Симеоне: (Лк.2:25-32)

Как засвидетельствовал о Христе Симеон? (спасение Твое, свет к просвещению язычников, слава Израиля)

10. Иоанн Креститель , сын Захарии. Его мать была родственницей Марии, жены Иисуса.

Иоанн готовил народ к пришествию Христа.

Каким был образ жизни Иоанна? (Мф.3:4)

История: (Ин.1:28-34)

Что засвидетельствовал о Христе Иоанн? (Агнец Божий, Сын Божий)

11. Стефан – последователь Христа, родом из Коринфа. Его семья первая в Ахаии уверовала. Всех их крестил апостол Павел.

Свидетельство о Стефане: (Деян. 6:8)

Когда Стефан благовествовал, некоторые пытались с ним спорить, но не могли противостоять его мудрости. Тогда его схватили и поставили перед синедрионом. Но и тут не могли ни в чем обвинить его. А когда Стефан увидел видение от Бога (Деян.7:55-56), сказав, что он богохульствует, побили его камнями.

Стефан был первым мучеником.

Почему мы можем верить Стефану? (потому что видениие было от Бога)

12. Павел – узник Христа.

Откуда он родом? (из Тарса)

Как его звали до уверования? (Савл)

Так его призвал Господь: (Деян.9:1-8)

Павел пробыл в Дамаске 3 дня, в которые он ничего не ел и не пил. На третий день, когда он молился, пришел к нему Анания, ученик Христа. Он рассказал, что видел Павла в откровении и возложил на него руки, итот прозрел. Тут же покрестившись, Павел отправился на проповедь.(Деян.9:20-22)

Сам Павел пишет, как изменилась его жизнь: (Флп.1:21;3:8)

Кем называл Иисуса Павел? (Сыном Божиим, Христом)

Почему мы верим ему? (Господь Сам ему явился, жизнь Савла сильно изменилась)

Иосиф Флавий, иудейский историк: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».

Корнелий Тацит, римский историк: «Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».

Из письма правителя Вифинии к императору Траяну: «Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вёл допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своём, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…» Письмо Мары Бар-Серапиона: «Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки - он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки - он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении».

Лукиан из Самосаты, греческий писатель: «…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам».

– К тому же, есть еще два доказательства божественности Христа:

  1. Новое летоисчисление
  2. Учение Христа распространилось по всему миру и существует по сей день

Итог: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф.3:17)

Золотой стих: