Международный опыт борьбы с терроризмом. Зарубежный опыт борьбы с терроризмом

Терроризм уже давно представляет собой глобальную угрозу и, следовательно, борьба с ним автоматически обретает общемировое измерение. Только в 1996 г. этой проблеме были посвящены две международные встречи на высшем уровне в марте в Шарм-аш-Шейхе (Египет) и в июле - в Париже. Россия, вероятно, может многое позаимствовать у правоохранительных органов тех стран, для которых терроризм является бичом уже на протяжении нескольких десятков лет, и которые накопили солидный багаж в области его предупреждения. В этом смысле наибольший интерес, видимо, представляет опыт США, ФРГ, Великобритании, Франции и Израиля. Для США на протяжении последних тридцати лет была и остается главной проблема насильственных актов против различных представительств, военных баз и граждан за пределами государства. Западную Германию в 70 - 80-е годы захлестнула волна левого терроризма, прежде всего в лице РАФ, а сейчас актуальной стала угроза правого, неофашистского экстремизма. В Великобритании с конца 60-х годов ИРА ведет по сути настоящую террористическую войну против правительства, а для Франции уже длительное время остается нерешенной проблема исламского терроризма и деятельность экстремистской «Аксьон директ».

Анализ зарубежного опыта борьбы с терроризмом и выделение в нем элементов, применимых для российских правоохранительных органов, целесообразно проводить в трех плоскостях: 1) общие принципы антитеррористической деятельности; 2) создание антитеррористических систем, специальных структур и спецподразделений; 3) межведомственная и межгосударственная координация в данной сфере.

Еще по теме 3.3. Международный опыт борьбы с терроризмом и его использование в Российской Федерации:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с нормами международного права и международных договоров.
  2. 3.3. Международный опыт борьбы с терроризмом и его использование в Российской Федерации
  3. §1. Исторический опыт борьбы с налоговой преступностью. 1.1. Возникновение налогообложения
  4. § 2.2. Правовые основы международного сотрудничества Европейской полицейской организации и Российской Федерации
  5. Пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  6. 1.3. Исторический опыт правового регулирования организационных форм корпоративных отношений в Российской Федерации

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

С.Ю. ДАНИЛОВ, доктор исторических наук, профессор факультета права Высшей школы экономики В настоящее время борьба с терроризмом во всем мире приобретает особую значимость. Остается актуальным вопрос о правовых рамках мер, предпринимаемых государством в борьбе с терроризмом. Интересен в этом отношении опыт стран, ранее других вступивших в борьбу с национал-терроризмом, - Великобритании, Испании и Канады. Проблема терроризма неразрывно связана с деятельностью сепаратистов: в Великобритании - ирландской католической общины Ольстера, в Испании - басков, в Канаде - франкоквебекцев. Территории их обитания были в свое время насильственно присоединены к владениям иных держав, этнические общности были объектом религиозной и этнокультурной дискриминации.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


С.Ю. ДАНИЛОВ,

доктор исторических наук, профессор факультета права Высшей школы экономики

В настоящее время борьба с терроризмом во всем мире приобретает особую значимость. Остается актуальным вопрос о правовых рамках мер, предпринимаемых государством в борьбе с терроризмом.

Интересен в этом отношении опыт стран, ранее других вступивших в борьбу с национал-терроризмом, - Великобритании, Испании и Канады. Проблема терроризма неразрывно связана с деятельностью сепаратистов: в Великобритании - ирландской католической общины Ольстера, в Испании - басков, в Канаде - франкоквебекцев. Территории их обитания были в свое время насильственно присоединены к владениям иных держав, этнические общности были объектом религиозной и этнокультурной дискриминации. Появление в их среде подпольных террористических организаций, состоявших преимущественно из молодежи и подростков, хронологически совпадает с закреплением нормами международного права принципа национального самоопределения.

В Ольстере образовалась Ирландская республиканская армия (ИРА), в Стране Басков (Эускади) и Квебеке - фронты освобождения (соответственно ЭТА и ФОК). Их объединяют призывы к суверенизации территории обитания в сочетании с антимонархическими целеполагающими установками. ИРА добавила к этому лозунг воссоединения католической общины Ольстера с родственным народом Ирланд-ской республики, тогда как ЭТА - призыв к отторжению от Франции двух ее пограничных департаментов с преобладанием басков. Много общего обнаружено в методах их деятельности: похищение взрывчатых веществ, взрывы самодельных бомб, распространение агитационных материалов. Активисты ИРА практикуют также устройство политических демонстраций, обычно завершающихся уличными беспорядками. К экспроприациям денежных средств в банках и у частных лиц и к похищениям людей эти организации не прибегали (за исключением ФОК).

Организационные основы ИРА, ЭТА и ФОК, разумеется, нельзя точно выявить и охарактеризовать, однако можно определить, что они не отличаются однотипностью. ИРА в 90-х годах прошлого века фактически разделилась на две структуры - «умеренное» (полулегальное) крыло и глубоко законспирированную «воинствующую» организацию. ФОК состоял из нескольких групп, пользовавшихся широкой автономией. Только относительно ЭТА есть основания полагать, что она представляет собой прочно спаянную, разветвленную подпольную организацию с единым руководством и жесткой дисциплиной.

Численный состав ИРА и ЭТА не выявлен даже приблизительно. Относительно ФОК в ходе расследований и судебных процессов установлено, что общая его численность не достигала 100 человек, а возможно, была даже менее 50 человек. Нет оснований полагать, что ИРА и ЭТА в этом отношении отличаются от ФОК.

Ответ Великобритании, Испании и Канады на национал-терроризм также неодинаков. Правительство Испании после наиболее крупных террористических актов, повлекших за собой гибель должностных лиц, на основании Закона об исключительном и осадном положении 1942 года (далее - Закон Испании об исключительном и осадном положении; Закон) вводило на всей территории на срок от 3 до 6 месяцев исключительное положение. Его режим отменял все конституционные гарантии и давал органам правопорядка - полиции и гражданской гвардии (спецназу) - право на массовые обыски и задержание граждан с неограниченным применением оружия, а также на закрытие государственных границ.

Так как террористические акты ЭТА, как правило, не сопровождались массовыми беспорядками, не предусматривалось применение армии внутри страны. В то же время в Законе Испании об исключительном и осадном положении обойден молчанием вопрос о парламентском контроле над чрезвычайными постановлениями и правилами, могущими быть изданными во время действия исключительного положения. В настоящее время этот Закон (в редакции 1981 года) содержит также понятие «угрожаемое положение». С 1980-х годов Закон время от времени использовался в пределах тех провинций, в которых имели место террористические акты, - в Алаве, Бискайе и Гипускоа. Каких-либо норм о парламентском контроле над подзаконными актами, издаваемыми органами исполнительной власти в период действия угрожаемого и исключительного положения, Закон по-прежнему не содержит. Нет в нем и норм о роспуске региональных органов власти или о приостановлении их деятельности во время действия чрезвычайного правового режима.

Правительство Великобритании, имеющее дело с периодически повторяющимися террористическими актами и массовыми уличными беспорядками в Ольстере, свыше 30 лет управляет этой частью Соединенного Королевства в чрезвычайном порядке. Его правовой базой является Акт о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии 1926 года (в редакции 1982 года). Он вводится в действие парламентом на неопределенно долгое время, предусматривает временное прекращение функционирования парламента и правительства Северной Ирландии, прямое управление этой территорией из Лондона и наделяет широкими полномочиями командование армейского контингента, расквартированного в Ольстере. При этом Англия, Уэльс и Шотландия продолжают управляться в обычном порядке.

Акт о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии не предусматривает уголовной ответственности за забастовки, наказание лишением свободы и штрафами без судебного разбирательства, введение трудовой повинности. Некоторые из этих ограничений могут быть обойдены органами исполнительной и судебной власти на законных основаниях. Так, любой британский подданный может быть подвергнут на территории Северной Ирландии тюремному заключению без суда на основании приказа, если корона (фактически исполнительная власть) заявит, что такой приказ издан не по причине чрезвычайного положения, а в силу общей прерогативы, издавна принадлежащей короне. Традиционные для британского права судебно-процессуальные гарантии, действующие в мирное время с XVII века и номинально оставленные в силе Актом о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии, могут быть временно аннулированы, правда, применительно к каждому отдельно взятому человеку, а не ко всем лицам, взятым под стражу войсками или полицией.

Власти Квебека систематически предпринимают политико-правовые меры против национал-терроризма и сепаратизма, что играет на руку национал-сепаратистам. Дважды правительство Квебека (в 1980 и 1995 годах) инициировало референдум о будущем провинции. В первом случае за изменение статуса провинции высказалось 40% пришедших к урнам избирателей, во втором - 49%. Правда, Конституция Канады не предусматривает выхода из состава федерации, и результаты провинциальных референдумов юридически не связывают органы федеральной власти. Однако последние вынуждены были после второго из этих референдумов признать парламентским актом 1996 года существование особого сообщества в Квебеке. Отдельные группы квебекского общества одно время занимали экстремистскую позицию.

Образованный в 1963 году подпольный ФОК стал единственной в канадской истории террористической организацией. Его активистами были взорваны памятники британским военным и государственным деятелям, устроены пожары на армейских складах. Акты террора носили единичный характер, но погибших не было. Органы государственной власти Квебека недооценивали опасность молодежного национал-терроризма, борьбой с ним занимались криминальная полиция и малочисленные органы безопасности провинции. В течение семи лет правительство Квебека не находило нужным просить Оттаву о вмешательстве или поддержке.

Федеральный центр Канады, в отличие от центральной власти Великобритании и Испании, не имел конституционно-правовых оснований для вмешательства по собственной инициативе. Согласно статьям 91 и 92 Конституционного акта Канады 1867 года охрана правопорядка («отправление правосудия и наложение наказаний в виде карательных мер») в мирное время толкуется как одно из «дел местного или частного значения» и в качестве такового относится к сфере исключительной компетенции провинциальной власти. Право на вмешательство в сферу провинциальной компетенции федеральный центр может получить только в военное время или при опасности «массовых беспорядков или голода». Обоснованием такого вмешательства является право федеральной власти на меры в защиту «мира, порядка и хорошего управления».

Федеральные органы государственной власти Канады могли получить право принять меры против террористов только после официального обращения органов власти субъекта федерации. Органы власти Квебека приняли такое решение с большим опозданием, когда ФОК перешел к новым формам террора.

Активисты ФОК похитили в октябре 1970 года в Монреале провинциального министра труда П. Лапорта и британского дипломата Д. Кросса. Угрожая их убийством, ФОК потребовал уплатить выкуп; освободить арестованных ранее боевиков; передать манифест ФОК по провинциальным радиоканалам; дать квебекскому народу право на самоопределение, т. е. санкционировать выход провинции из состава федерации.

Отказ правительства Квебека от выполнения большей части требований ФОК повлек за собой убийство Лапорта. Поиски похитителей силами провинциальных спецслужб остались безрезультатными. В Монреале между тем начались студенческие демонстрации солидарности с идеями ФОК (но не с его методами). Возросла опасность развития событий по североирландскому варианту, и только после этого правительство Квебека обратилось к федеральному правительству с просьбой о вмешательстве. К вмешательству Оттаву призвали также Государственный департамент США (неофициально) и правительства ряда англоязычных провинций (официально). В последнем обстоятельстве наглядно проявилось высокопоставленное положение субъектов децентрализованной канадской федерации. Так, премьер Британской Колумбии настаивал на «решительных мерах в защиту правопорядка»; генеральный прокурор провинции Саскачеван счел нужным дать федеральным органам власти через средства массовой информации совет «перейти к умерщвлению находившихся в тюрьмах боевиков Фронта в качестве возмездия за убийство Лапорта».

Правительство Канады применило впервые после 1945 года Акт о мерах военного времени 1914 года, скопированный в свое время с аналогичного акта британского парламента. Ранее акт находил применение только во время двух мировых войн, но был введен в действие «приказом в совете» (подзаконным актом, принимаемым Правительством Канады или отдельными министрами без его рассмотрения парламентом Канады) за подписью генерал-губернатора Канады.

Акт о мерах военного времени вводился на территории всей страны на неопределенное время, наделял органы федеральной власти неограниченными полномочиями, в том числе правом отмены прав и свобод граждан и полномочий органов провинциальной власти применять вооруженные силы внутри страны, предавать штатских лиц военному суду, вводить нормированное распределение товаров и продуктов, заключать под стражу без судебного решения лиц, подозреваемых в принадлежности к «незаконному сообществу». Критериев принадлежности к такому сообществу Акт о мерах военного времени не содержал. Министр юстиции заявил в палате общин, что на основании акта членство в ФОК и даже присутствие на собраниях его ячеек, начиная с 1963 года, могут быть рассмотрены судами как уголовно наказуемые деяния.

Правительство Канады использовало право на применение вооруженных сил внутри страны, перебросив в Квебек 12,5 тыс. солдат с бронетехникой - одну четвертую часть сухопутных сил. Под прикрытием армии провинциальная полиция обыскала свыше 3 тыс. жилищ и задержала до 500 человек. Характерно, что канадские власти в отличие от британских не привлекли армию к проведению обысков и арестов. Войска охраняли стратегические объекты и узлы коммуникаций.

В соответствии с Актом о мерах военного времени взятым под стражу лицам не предъявляли обвинений и не давали им права связаться с адвокатом. Их содержали под стражей без передачи дел в суд. Распоряжением военных властей в Монреале были запрещены все собрания и демонстрации, однако не были отменены или перенесены муниципальные выборы в том же городе. Избирательная кампания продолжалась.

Применение Акта о мерах военного времени было поддержано палатой общин. Затем она по инициативе Правительства Канады заменила этот документ Актом о временных мерах в защиту общественного порядка. Этот документ имел ясно очерченный срок действия - 6 месяцев; по истечении этого срока акт автоматически утрачивал силу, если палата общин не постановила иного.

Акт о временных мерах в защиту общественного порядка не содержал норм о военных судах, о регулировании снабжения населения товарами и т. д., но сохранил за органами федеральной исполнительной власти право на задержание без предъявления обвинения всех лиц, подозреваемых в принадлежности к «незаконному сообществу», и на их содержание под стражей. Сохранено было и положение об уголовной ответственности лиц, причастных к деятельности «незаконных сообществ» с момента их создания.

Применение актов о мерах военного времени и о временных мерах в защиту общественного порядка оказалось эффективной мерой пресечения терроризма. Часть активистов ФОК была задержана спецслужбами. Уцелевшие боевики (5 человек) освободили заложника в обмен на право немедленно покинуть страну.

В связи с успехами в борьбе против террористов Правительство Канады не стало предлагать палате общин продлить действие Акта о временных мерах в защиту общественного порядка. 1 мая 1971 г. этот документ, равно как и все отданные на его основании приказы и распоряжения власти, автоматически утратил силу. Большинство задержанных было освобождено ввиду отсутствия улик, им была предложена компенсация. Около 20 человек были преданы суду и приговорены к разным срокам лишения свободы.

В дальнейшем Акт о временных мерах в защиту общественного порядка не нашел применения и в 1985 году был преобразован парламентом Канады в Акт о чрезвычайном положении. Некоторые нормы при этом были изменены: максимальный срок содержания под стражей лиц, задержанных без предъявления обвинения, сокращен до 90 дней; после этого их дела передаются в суд, если парламент Канады не постановит иного. Акт о чрезвычайном положении пока не применялся. В 1988 году парламент Канады принял Акт о готовности к чрезвычайным ситуациям, нормы которого имеют сходство с некоторыми нормами Закона Испании об исключительном и осадном положении.

Решительные и крупномасштабные меры федеральной власти против террористов повлекли за собой важные последствия. ФОК распался, и новых актов террора не последовало. Федеральное законодательство о чрезвычайном положении стало более гибким, часть его норм подверглась основательной переработке. Архаический и чрезмерно объемлющий Акт о мерах военного времени более не действует.

Таким образом, только в Канаде удалось нанести терроризму решительное поражение. Это объясняется законопослушанием преобладающей части гражданского общества, отсутствием у большинства канадцев традиций насильственных действий, а также оперативным и основательно продуманным характером антитеррористических мероприятий, осуществленных правительством и парламентом Канады в 1970-1971 годах. Децентрализованный характер канадской федерации не стал препятствием на пути реализации таких мер, и в то же время централизованный характер государства в Великобритании пока не способствовал действиям ее органов власти по устранению ольстерского терроризма.

Библиография

1 См.: Converse D. Basques, Catalans and Spain. - L., 1997. P. 229-230, 411; Tapia A. Franco caudillo. Mito y realidad. - Madrid, 1995. P. 85-86.

2 Существуют на основании Акта об управлении Северной Ирландией 1922 года.

3 См.: Torrance J. Public Violence in Canada 1867-1982. 2 nd ed. - Montreal, 1998. P. 157-159.

Поделитесь статьей с коллегами:

Филипп ЗОНОВ

В статье рассматриваются концептуальные, идеологические и политические аспекты понятия международного терроризма. В работе представлен анализ различных форм противодействия терроризму — от превентивных подходов до силовых действий.

Conceptual, ideological and political characteristics of the conception of international terrorism are considered in the article. The analysis of various forms of counterterrorist activity, from the preventive approaches to force actions, is submitted.

В XXI в. новой глобальной реальностью, вызовом и угрозой безопасности мирового сообщества стал международный терроризм. Поэтому не случайным представляется тот факт, что с начала 90 -х гг. в деятельности, решениях и документах ООН тема борьбы с международным терроризмом занимает все более заметное место. После террористической атаки 11 сентября 2001 г. на США произошло институционально -управленческое оформление этого направления в рамках ООН. Начиная с этого времени, была принята концептуальная Глобальная контртеррористическая стратегия в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним во всех его формах и проявлениях и соблюдения государствами - членами ООН обязательств по международному праву, включая, в частности, нормы в области прав человека, прав беженцев и международного гуманитарного права. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН на 64 сессии (2010 г.) настойчиво призвала все государства приложить свои усилия для заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме1.

Вопрос о корнях, эволюции международного терроризма имеет принципиальное значение, и ответ на него далеко не однозначен. В тексте Глобальной контртеррористической стратегии ООН (60/288) справедливо отмечается, что «терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой -либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой»2.

Исследуя условия, которые способствуют распространению международного терроризма в различных регионах, следует обратить внимание на такие конфликтогенные факторы, как неустойчивость экономики, нестабильность политической власти, маргинализация и нищенское существование значительной части населения, зашкаливающий уровень безработицы, нарушение прав и свобод человека, конфессиональные и/или этнические разногласия, неуважение к религиозным ценностям и др. Наглядное представление об обоснованности этого тезиса можно получить на примере массовых выступлений в Тунисе, Марокко, Египте, Сирии в первой половине 2011 г., вызвавших своеобразную цепную реакцию политических и социальных протестов в Бахрейне, Ливии, Ираке, Турции, Иордании, Йемене.

Ситуация политической дискретности, мозаичности и нестабильности существует в настоящее время по всему миру, в т.ч. и в России, прежде всего на Северном Кавказе. Известный политолог К.С. Гаджиев отмечает: «Здесь множество реальных и потенциальных этнонациональных, территориальных и конфессиональных противоречий и конфликтов проявляются в наиболее запутанной форме, что чревато далеко идущими непредсказуемыми негативными последствиями для всех стран и народов региона. В сложный узел сплетены весьма острые и трудноразрешимые социально экономические, национально территориальные, конфессиональные, геополитические и иные проблемы. Дополнительную лепту в дестабилизацию обстановки в регионе вносит активизация политического ислама, а также радикальных движений, в том числе исповедующих терроризм» .

Дело в том, что Россия в начале 90 х гг. оказалась неподготовленной к проблемам правовой квалификации насильственных мер разрешения конфликта, к проблемам организационно — функциональных сложностей борьбы с терроризмом. Не были исключением и преднамеренные провокации противостоящей стороны, поддерживаемые не только иностранными наемниками, консультантами, но и поставками оружия, финансовыми и другими средствами.

На рубеже XXI в. эта новая дилемма современности начинает материализоваться в необходимость мобилизации ресурсов для международного сотрудничества, дальнейшего совершенствования глобальной стратегии борьбы с между народным терроризмом, разработки и использования новых форм и средств защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократических устоев общества.

На основе анализа таких громких террористических актов, как атака на небоскребы ВТЦ в США в сентябре 2001 г., взрывы в Испании в марте 2004 г. и Великобритании - в 2005 г., а также многочисленные акты в России, можно выде лить следующие составляющие современного международного терроризма:

Политическая ориентированность;

Угроза безопасности миропорядка;

Идеология, имеющая, во- первых, связь с экстремизмом и сепаратизмом, во вторых, причинно-следственные связи с радикальным исламизмом;

Циничное отношение к общепринятым нормам морали и права;

Использование специфических методов для совершения терактов - авиационные атаки, взрывы в метро, на транспорте и т.д.;

Огромная массовая гибель людей;

Морально — психологическая деструктивность терактов, вызывающих шок у всего цивилизованного человечества;

Нанесение ущерба экономике, уничтожение материальных ценностей;

Порождение хаоса и страха (социально — экономического, психологического и др.), приводящего к общественному недовольству;

Совершение терактов отдельными террористами, группировками, отрядами и т.д.;

Структурированное оформление террористических групп, ячеек в гибкие международные сети;

Дисперсное расположение баз террористов в нескольких странах;

Координирование и финансирование организаций, преимущественно из за рубежа.

Зачастую при анализе конкретных терактов приходится говорить не обо всем наборе признаков, а о том или ином вари — анте действий международных террористических группировок. В таком контексте отличительным признаком участия международных террористических организаций становится определение их роли, степени влияния и участия, объекта воз — действия не только в западных странах, но и в ряде мусульманских стран.

Действия террористов в контексте территориального охвата можно рассматривать с точки зрения двух специфических типов. Первый тип - теракты в пределах одной страны, второй - за пределами одной страны или в нескольких странах. При этом места «гнездования» террористов при обоих типах (убежища, базы, схроны, центры подготовки, места отдыха) могут являться ареалами на территории одной или нескольких стран, среди жите лей которых бандформирования набирают себе пополнение.

За последние четверть века распространение терроризма приняло размеры и характер транснационального масштаба. Терроризм оформился в разветвленную международную «паутину», имеющую общую экстремистскую идеологию и транснациональные финансовые поступления. Эта сеть представлена как отдельными личностями, ячейками, так и группами, формированиями, движениями террористов в разных странах. Важно обратить внимание, что изменилась, как мы считаем, специфика их размещения. Если ранее базы сосредоточивались на территории одной страны, то теперь базы самого разного предназначения, использования, размеров рассредоточены по территориям многих стран.

Политика противодействия терроризму любым государством имеет, как правило, два взаимосвязанных и взаимодополняющих аспекта - превентивный, т.е. меры по несиловому предотвращению террористической деятельности, и, при необходимости, вооруженный отпор.

Превентивные действия направлены на то, чтобы лишить террористов их социальной базы. Важно достигнуть того, чтобы они стали отверженными в своей этнической среде. Для этого важно создать такие моральные и социальные условия, чтобы народ, поставляющий рекрутов для террористов, отвернулся от них, порвал с ними контакты. В мировой практике для превентивных целей используются, в частности, экономические и иные санкции в отношении стран - нарушителей прав человека и гражданина. Другим вариантом являются так называемые «мягкие» методы, которые позволяют противодействовать терроризму без обращения к оружию или репрессиям. К ним относятся реформы, призванные нейтрализовать экономические и социальные причины, породившие терроризм, или своевременные оперативные хозяйственно административные действия, способные эффективно разрешить возникающие социальные проблемы, переговоры с террористами для приемлемого мирного раз решения конфликта.

Несомненно, ключевую роль в современных условиях в демократическом государстве играют правовые методы противодействия терроризму. Особое значение имеет контртеррористическое законодательство, которое призвано обеспечить защиту общества, интересов государства и ввести систему уголовного преследования действий террористов, позиционирующих себя не как преступников, а как борцов за свободу и справедливость.

Что касается России, то, признавая приоритет ранних профилактических мер, тем не менее, как представляется, и в концепции, и в законодательстве необходимо четкое закрепление всех регламентаций, касающихся понятий «война» и «боевая обстановка», чтобы действовать в рамках закона и не вызывать поток нареканий от зачастую двустандартных правозащитных организаций Запада. Поскольку стратегия и форма противодействия терроризму должны базироваться на выявлении всех реальных причин, различных конфессиональных, социальных и иных корней, разноречивой идеологической и политической базы, методы борьбы с терроризмом могут быть самыми разными, вплоть до самых жестких. При этом использование вооруженных сил и структур специального назначения может ранжироваться от периодического нанесения точечных ударов и ликвидации членов террористических организаций до систематического массированного уничтожения баз, дислокаций и т.п. Несомненно, одним из основных путей профилактики международного терроризма в любой стране является лишение его поддержки местного населения и блокирование источников финансирования.

Другой важной мерой пресечения является контроль за продажей и распространением оружия, взрывчатых веществ. Все чаще во время терактов применяются самодельные взрывные устройства. С одной стороны, практически во всех странах произошло ужесточение контроля за находящимися в свободной продаже всеми видами вооружений и взрывчатых веществ. С другой стороны, в Интернете существуют сайты, которые позволяют свободно получить рекомендации по изготовлению различных взрывных устройств.

Как отмечает известный юрист В.В. Устинов, комплекс мер по противодействию терроризму должен быть расширен и включить идеологические, информационные, организационные меры, которые призваны формировать у граждан антитеррористические установки, укреплять в обществе устойчивое мнение о недопустимости террористических методов борьбы и исключать какие либо уступки террористам. Таким образом, меры по противодействию терроризму могут быть комплексными: правовыми, административными и оперативными и должны стать заслоном на пути создания террористических (экстремистских) групп и организаций, их финансовых потоков, приобретения ими оружия и иных средств противоправных действий.

Как представляется, оптимальным путем борьбы с радикальным исламом могут стать соответствующие программы поддержки тех направлений религий, которые ориентированы на толерантное сосуществование различных этносов, уважение достоинства и соседскую доброжелательность. При этом, памятуя об афганском сценарии 80 х гг., не стоит забывать о том периоде, когда некоторые страны (к примеру, США), поддерживали экстремизм извне, решая тем самым свои геополитические задачи, в т.ч. за счет России.

Современное международное право предусматривает как достаточно эффективные меры контроля, воздействия, применение норм и стандартов в отношении государств или организаций, не соблюдающих общепризнанные международно-правовые принципы, так и меры защиты и борьбы государств для ликвидации террористической опасности, чтобы сохранить устои общества и жизни своих граждан, обеспечить их права и свободы.

Исходя из практики вооруженных конфликтов, международное право различает формы мотивированного насилия со стороны организаций или движений, такие как антиправительственные выступления, путчи, движения национально освободительного характера, партизанские войны, при которых соблюдаются международно-правовые нормы. В подобных случаях организации, ведущие вооруженную борьбу, классифицируются как политические противники, а не как террористы. Но как только эти принципы нарушаются и вооруженные действия превращаются в массовые атаки против гражданского населения или в тактику устрашения людей, эти действия квалифицируются как терроризм. Их участники рассматриваются как военные преступники международного характера, подпадающие под действие статей Уголовного кодекса, с которыми не ведутся никакие политические переговоры.

Однако в реальной действительности применение теми или иными государствами двойных стандартов при оценке характера и действий конкретных радикальных и экстремистских движений, групп, организаций создает более или менее серьезные трудности на пути формирования единых позиций, форм и механизмов борьбы с терроризмом и урегулирования конфликтов и миротворчества для таких разноплановых групп конфликтов, как между республиками бывшей Югославии, между Афганистаном и Пакистаном, Великобританией и Северной Ирландией, Израилем и Палестиной, США и Колумбией, Чеченской республикой и остальной Россией и др. Насущным делом становится выстраивание новой системы международных отношений между государствами и институтами гражданского общества в реализации глобальной анти террористической политики. В этой связи, как представляется, требуется корректировка принципов международного права с упором на суверенность государств и одновременно в сторону совершенствования международных правовых стандартов и гарантий соблюдения прав человека, признания легитимности введения равных для всех санкций против нарушителей этих прав, формирования транснациональных юридических норм против, к примеру, глобальной угрозы кибертерроризма.

Дифференциация отдельных граней конфликтов требует более тесного диалога так называемых великих держав, более налаженного переговорного процесса по разделению и взаимодополнению действий касательно урегулирования конфликтов между региональными, международными организациями, выполняющими разные функции в сфере безопасности, - такими как ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, ОДКБ, ШОС и др. Приоритетным направлением в антитеррористической борьбе становится соединение концептуально- стратегических разработок и усилий под эгидой ООН, тесного регионального сотрудничества и межстранового взаимодействия антитеррористических структур.

Журнал Власть, №12, 2012

Правительства зарубежных стран ведут борьбу с террори­стической угрозой в двух основных направлениях. Во-первых, осуществляя специальные и военно-технические мероприя­тия, направленные на снижение эффективности террористи­ческой деятельности. Во-вторых, проводя идеологические и социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой большинства своих граж­дан в борьбе с террористами, изолировав их от населения. Вместе с тем успешное проведение подобной политики было бы невозможным без объединения усилий и координации действий всех компетентных организаций, вовлеченных в противостояние с террористической активностью. Государ­ства стремятся жестко и последовательно противоборство­вать террористическим проявлениям, как на национальном, так и на международном уровне, что находит отражение в действующих на их территории законах. В целом ряде нор­мативных актов прослеживается твердая позиция законода­тельных и исполнительных органов власти по отношению, как к отдельным террористам, так и к экстремистским орга­низациям, прибегающим к насилию. Такой бескомпромис­сный подход, в частности со стороны США, Франции и ряда других государств, к решению существующей проблемы международного терроризма мотивируется тем, что проявле­ние малейших уступок способствует быстрому росту актив­ности других террористических групп, вызывает активиза­цию их деятельности и ужесточение выдвигаемых требова­ний.

Во всех ведущих странах Запада государство жестко конт­ролирует основные мероприятия по борьбе с терроризмом и пресекает любые попытки пропаганды террористической деятельности. В последние годы борьба с терроризмом обрела широкие масштабы, соответствующие реальности его угрозы. В силу этого правоохранительные силы и спецслужбы этих стран, оперативно реагируя на изменения в тактике деятель­ности террористических групп и экстремистских организа­ций, активно разрабатывают новые формы и методы борьбы с террористической опасностью. Так, во многих западноевро­пейских странах и США были разработаны методы распозна­вания террористов, обнаружения заложенных ими бомб и скрываемых ими различных видов оружия, получения инфор­мации о террористах, необходимой для полиции, органов бе­зопасности и т. п. Тем не менее, по признанию специалистов по антитеррористической деятельности, на современном эта­пе борьба с этим явлением, принявшим глобальные масшта­бы, все еще остается недостаточно эффективной.

По западным экспертным оценкам, несмотря на все при­нимаемые меры, в 79 случаях из 100 террористам удавалось избежать наказания за совершенные ими преступления. Это отчасти объясняется эффектом внезапности и непредсказуе­мости действий экстремистов. Они хорошо оснащены со­временными видами средств уничтожения. Основное ядро, осуществляющее террористические акты, глубоко законспи­рировано, высоко дисциплинированно и обычно состоит из фанатиков, готовых на любую акцию. На стороне террорис­тов – быстрота действия в наиболее уязвимых местах, расчет на панику, свободный выбор подходящих целей и широкий перечень различных средств осуществления террора, а также неограниченный выбор места и времени для совершения террористического акта.


Накопленный опыт борьбы с терро­ризмом и анализ связанных с ним насильственных действий позволяют выделить наиболее характерные террористичес­кие акции, которые можно свести к следующим видам: угон самолетов с заложниками; захват заложников в зданиях посольств, представи­тельств, банков, других крупных ведомств и учреждений; похищение людей, включая общественно-политических деятелей, дипломатов, представителей имущих классов, пар­тийных руководителей, членов сопричастных организаций; убийство; взрывы бомб в зданиях, транспортных средствах и дру­гих местах массового скопления людей, закладка взрывчатых
устройств в посылках, бандеролях, письмах и т. д.; угрозы и шантаж совершения теракта.