Мутизм у детей симптомы и лечение. Мутизм: виды, причины, симптомы и лечение «добровольной» немоты

Мутизм – это психологическое и/или неврологическое, психическое расстройство, при котором человек не отвечает на вопросы окружающих ни речью, ни знаками и вообще никак не дает понять, что готов вступить в контакт. При этом функциональная способность воспринимать и понимать обращенную речь не нарушена, человек может читать и сохранять способность к письменной речи.

Симптомы мутизма

К основной симптоматике мутизма относится отсутствие или прекращение речи на фоне сохранности функций речевого аппарата и мозговых структур, отвечающих за понимание и воспроизведение речевых конструкций. Кроме этого для постановки диагноза собираются следующие данные:

  • длительность отсутствия речи, движений, ответов на вопросы;
  • наличие сильных эмоциональных потрясений;
  • социальная изолированность в поведении;
  • выражение своих потребностей и желаний жестами;
  • потери сознания;
  • травмы головы;
  • асимметрия лица;
  • и нарушения речи;
  • косоглазие и нарушение движений глазных яблок.

У одного человека не обязательно наличие всей симптоматики, чаще это сочетание пары нарушений, характерных для определенного вида мутизма.

Виды и причины мутизма

Варианты мутизма отличаются не только своим проявлением, но также и причиной, вызвавшей данное нарушение. Выделяются следующие виды мутизма:

  • Психогенный – возникает вследствие психотравмирующей ситуации либо в конкретных социальных условиях, которые вызывают у ребенка чувство страха или сильной тревоги.
  • Кататонический – характерен для кататонического синдрома, представляет собой немотивированный отказ от общения (при расстройствах шизофренического спектра).
  • Истерический – подсознательное желание личности привлечь к себе внимание окружающих, используя утрату речи (при диссоциациях).
  • Акинетический – возникает вследствие нарушений целостности мозговых структур, органических, травматических или инфекционных поражениях мозга, опухолях и т.д.

Отдельно следует выделить избирательный мутизм , когда человек способен общаться с определенным кругом лиц. Наиболее распространено данное нарушение у взрослых. У детей встречается в возрасте от трех лет, когда речь считается сформированной.

Мутизм у детей

Детский мутизм изначально подразделяют на ситуационный, постоянный и тотальный. Обычно провоцирующим фактором возникновения этого нарушения в детском возрасте является травматическое психогенное воздействие и общий психологический климат в семье. Избирательный (элективный) детский мутизм возникает в возрасте от трех лет, часто диагноз впервые ставится в начале школьного обучения. Встречаются случаи, когда он самостоятельно проходит к десяти годам, но если его не корректировать, у ребенка сформируются вторичные речевые и психоэмоциональные нарушения: , социофобия, заниженная самооценка, тревожные и иные невротические расстройства. У детей с мутизмом, который не корректировали, ярко выражаются шизоидные и тормозимые черты, имеются трудности в интеллектуальном развитии и словесно-логическом мышлении.

Какие-либо физиологические нарушения при этом отсутствуют, поэтому мутизм можно воспринимать как пассивную форму протеста против новых норм общества или изменения социальных условий.

Психогенный мутизм, возникающий у детей вследствие перенесенных психологических травм, имеет иную специфику. Такое состояние возникает вследствие неготовности психики трансформировать полученный жизненный опыт и устанавливать актуальный ситуации контакт с окружающими. Военные события, психологическое насилие в семье, сексуальное насилие, присутствие при смерти близких людей и т.д. – все это нарушает стабильность психики. Сопровождается эта форма мутизма повышенным уровнем тревожности, депрессивностью, впечатлительностью, инфантилизмом. Возможны нарушения аппетита и сна, заторможенность, частые протестные настроения.

При наиболее частых формах детского мутизма отсутствуют физиологические нарушения, поэтому коррекция состояния происходит исключительно психотерапевтическими методами.

Лечение и коррекция мутизма

Для коррекции мутизма используется комплексный подход, подразумевающий слаженную работу нескольких специалистов:

  • Прежде всего рекомендуется обратиться к психоневрологу или детскому психотерапевту, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит медикаментозное лечение.
  • Невролог – назначает лекарственные препараты и физиопроцедуры, корректирующие работу головного мозга, а также проводит периодическую диагностику изменения состояния.
  • – проводит основную психотерапевтическую работу, где само по себе общение является стимулирующим и поддерживающим речь и письмо методом, дает консультации по изменению ситуации в семье. Детям отлично помогает метод , которые используют психологи.
  • – проводит занятия по развитию артикуляционного аппарата, чтобы предотвратить или скорректировать речевые нарушения, возникающие вследствие долгого молчания.
  • Также может использоваться аппаратный для снижения уровня тревожности. Он предотвращает логофобию и логоневроз как распространенные последствия мутизма.

Все действия специалистов должны быть согласованы для каждого конкретного случая. Одинаковой остается только одна рекомендация – начинать коррекцию как можно раньше.

Данное состояние иногда встречается у детей, и в различных социальных ситуациях элективный может иметь значительную выраженность. Отказ говорить можно наблюдать в детских учреждениях, при этом, ребенок способен разговаривать, он понимает разговорную речь.

В качестве предрасполагающего фактора специалисты называют материнскую гиперопеку. Кроме того, некоторые дети получают данное расстройство из-за физических или эмоциональных травм, которые пришлось перенести в возрасте раннего детства.

Элективный мутизм не относится к числу часто встречающихся психических расстройств. Среди прочих заболеваний психики на такой диагноз встречается примерно у одного процента пациентов. Девочки страдают этим нарушением чаще. При этом многие дети имеют задержку начала речи, для некоторых характерны проблемы с артикуляцией. Кроме того, отмечено, что страдающие элективным дети чаще имеют и такие заболевания, как энкопрез и энурез.

В домашних условиях такие дети отличаются нарушением поведения, у них часто колеблется настроение, обнаруживаются компульсивные черты. Оказавшись вне дома, такие дети становятся молчаливыми, стеснительными.

Симптомы

Основной признак заключается в том, что дети разговаривают дома, или находясь в окружении близких людей, но стоит оказаться в незнакомой обстановке, или в школе, как они замолкают, и практически невозможно вывести их из этого состояния. В итоге возникает неуспеваемость на занятиях, или же, над такими учениками начинают насмехаться одноклассники, что еще больше усугубляет проблему.

Некоторые дети, страдающие элективным мутизмом, для общения вне дома используют лишь междометья, постоянно отвечая «ага», и прочее, а многих устраивает объясняться жестами. В диагностике элективного имеются свои критерии.

Это уровень речи, который приближен к нормальному, а также наличие достаточного уровня в речевом понимании. Кроме того, нужны доказуемые сведения, подтверждающие, что ребенок способен разговаривать нормально в других ситуациях. Предполагается наличие элективного мутизма, если состояние длится четыре недели, и более, при этом не отмечено общего расстройства развития. Важно учитывать, что расстройство не выражено отсутствием знания языка и бедностью словарного запаса в ситуации, подразумевающей, что ребенок не способен разговаривать.

Если дети очень стеснительные, то они не разговаривают в незнакомой для них ситуации. Тем не менее, наступает быстрое выздоровление, как только смущение проходит. Кроме того, дети начинают смущаться, если приходится оказаться в ситуации, когда окружающие говорят на непонятном им языке, малыши не хотят переходить на другой язык. Врач подтвердит диагноз, если ребенок овладел новым языком, но при этом продолжает использовать родной.

Причины

Известно, что в большинстве случаев элективный мутизм характеризуется психогенным происхождением, и имеет связь с отношением ребенка к определенной ситуации. Он выражается в регрессивной реакции, возникающей на разлуку с близкими, ощущение своей несостоятельности, обиду. Чаще всего, это проявляется в виде пассивного протеста, если пришлось расстаться с родными.

В подобной девиации имеет место истерический механизм, который позволяет развиваться у ребенка реакции «мнимой смерти». Кроме того, нередко элективный мутизм проявляется, как навязчивый страх обнаруживая интеллектуальную или речевую недостаточность.

Признаки избирательной немоты можно заметить рано, в дошкольном возрасте. Но в этот период близкие их не расценивают, как патологическое явление. Ребенок значительную часть времени находится в семье, и если он молчит с посторонними, то родители объясняют такое поведение чрезмерной застенчивостью.

Когда начинается школьное обучение, ситуация усложняется, так как во многих ситуациях такое поведение является причиной дезадаптации. При элективном имеются тенденции длительного течения. Данное состояние длится месяцы, в некоторых случаях наблюдается годами.

Элективный мутизм редко исчезает самостоятельно. Как правило, если целенаправленное лечение не проводится, то болезненные проявления могут быть растянуты на весь период школьного обучения. Ребенка преследует страх межличностных контактов, развивается социофобия. Если происходит изменение социальной ситуации, признаки могут исчезнуть, стать слабее. В основном, для этого требуется благоприятный психологический климат в учебном учреждении, или на работе.

Медицинская практика показывает, что катамнез людей, подверженных этому синдрому, отличается трудностями социальной адаптации, и причиной тому является трудность социальной адаптации, обусловленная собственной неуверенностью.

Если элективный мутизм длится не один год, реакцией на них могут стать психогенные вторичные реакции на состояние. Поэтому с годами происходит патологическое формирование личности, и в основном это псевдошизоидный и тормозимый тип.

Очень важно не путать элективный мутизм с таким заболеванием, как ранний детский аутизм, а также ранняя детская с наличием регрессивно-кататонических расстройств. Кроме того, следует идентифицировать это заболевание с шизофренией, имеющей более позднее начало, это препубертатный и подростковый период, когда заболевание имеет бредовую симптоматику, возникают депрессивные состояния психотического уровня, истерический и реактивный мутизм, органические болезни головного мозга.

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации.


бость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях.


рактерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, дизартрии, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств.


итическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии, артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Причины

Мутизм считается психопатологической патологией, так как способность к речи у больных сохраняется, но в силу определенных причин они не могут произнести что-либо, ответить на вопрос или издать какой-либо звук.

Ребенок или взрослый, страдающий от мутизма, действительно не может говорить и не пытаться «заставить» его. Это только усугубляет общий стресс и ухудшает состояние больного.

Мутизм может возникнуть как из-за физиологических, так и из-за психологических причин. Самыми распространенными причинами развития считаются:

  1. Психологические: стресс, сильный испуг, психотравмирующая ситуация (может возникнуть избирательный мутизм), сильное нервное потрясение (болезнь или смерть близкого, автокатастрофа, пожар, тяжелое заболевание и так далее)
  2. Психопатологии – является одним из симптомов аутизма, шизофрении, невроза, депрессии и некоторых других расстройств.
  3. Неврологические: выход из комы, травмы головного мозга, нарушение мозгового кровообращения, новообразования головного мозга, воспалительные заболевания и так далее.

В детском возрасте определить причину развития мутизма особенно сложно. Если он возник еще до того, как у ребенка появилась связная речь или в течение первых нескольких лет после ее установления (в 2-5 лет), исчезновение речи крайне отрицательно сказывается на состоянии развития интеллекта, вызывая общее отставание в развитии.

Таким детям может быть ошибочно выставлен диагноз «умственная отсталость» или «аутизм», в связи с чем они не получат соответствующее лечение, из-за чего интеллектуальный дефект еще более углубится.

У детей старше 6 лет и взрослых мутизм устанавливается на основании обследования, проведения различных исследований и ответов больного на вопросы – письменно, жестами или мимикой.

Симптомы и виды

Проявления мутизма во многом зависят от причины возникновения патологии. Они могут сильно отличатся, но основной симптом –невозможность отвечать на вопросы или самостоятельно разговаривать.

Отличительные признаки:

  • сохранение способности понимать обращенную речь;
  • сохранение слуха;
  • отсутствие патологий речевого и слухового аппарата;
  • активное использование жестов, мимики и других невербальных способов общения;
  • сохранение способности использовать письменную речь, читать, набирать сообщения на телефоне или компьютере.

В зависимости от причины возникновения выделяют следующие виды:

Лечение

Мутизм – достаточно распространенное явление, избавиться от которого можно только точно установив его причину, так как способы лечения эндогенного, истерического и неврологического мутизма сильно отличаются друг от друга.

Поэтому перед лечением такой патологии как мутизм необходимо проведение комплексного обследования:

Лечение мутизма должно быть этиологическим: после выяснения причины патологии ее стараются устранить. Для этого используют хирургические, медикаментозные и психотерапевтические методы.

  • прием антипсихотических препаратов (Галоперидол, Рисполепт, Сонапакс) – при развитии психопатологии, сопровождающейся мутизмом;
  • прием антибактериальных препаратов – при инфекционном заболевании, из-за которого возникло воспаление головного мозга;
  • симптоматическое лечение: прием седативных препаратов (экстракт валерианы, пустырника, Персен, Азафен и другие) и препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (Церебролизин, Актовегин, Винпоцетин и так далее). В редких случаях необходим прием антидепрессантов: Амитриптилин, Паксил, Флуоксетин и другие.
  1. Психотерапия – необходима при психологических причинах развития мутизма и очень эффективна при других причинах расстройства, так как невозможность говорить всегда вызывает расстройство психики у больного.

Описание заболевания мутизм

Прежде всего подобным психомоторным заболеванием заинтересовался К.О. Ягельский, который среди основных симптомов истерического расстройства указал мутизм. Затем в работу подключился знаменитый немецкий психиатр Э. Крепелин, взявший за основу своей деятельности исследования Карла Людвига Кальбаума (основоположника учения о кататонии). Оба специалиста считали, что мутизм является одной из составляющих нарушений, которые происходят из-за двигательных расстройств. Данная теория довольно долго практиковалась в немецкой медицине до тех пор, пока за дело не принялись французские психиатры.

Учитель Зигмунда Фрейда, Ж-М. Шарко, рассмотрел мутизм в контексте такого заболевания, как истерия. Свои выводы он объяснил тем, что его пациенты после перенесенного стресса на некоторое время теряли дар речи, понимая при этом обращенные к ним вопросы. К тому же они могли четко описать на бумаге все то, что ощущали на момент исчезновения у них возможности говорить.

В наши дни среди специалистов точки зрения относительно мутизма несколько расходятся. Психологи считают его неспособностью найти свое место в социуме. Неврологи придерживаются мнения о том, что он является самым обычным неврозом. Психиатры не настолько лояльны в своих выводах. Они относят описываемое заболевание к психическим отклонениям наравне с шизофренией и истерией.

Причины возникновения мутизма

Данная патология может развиться в любое время. Следовательно, причины мутизма стоит рассматривать с точки зрения возрастной категории.

Факторы-провокаторы развития мутизма у детей

Озвученное состояние у подрастающего поколения в некоторых случаях путают с тяжелыми психическими заболеваниями. Подобные выводы не совсем соответствуют истине, потому что истоками специфической немоты у детей становятся следующие факторы:

  • Деформация речевых органов . При короткой уздечке или «волчьей пасти» у ребенка нарушается вербальная деятельность, вследствие чего он может замолчать.
  • ЗПР . При задержке психического развития дети не всегда до конца понимают поставленные им вопросы. Защитной реакцией у них при этом может стать «добровольная» немота.
  • Шизофрения . Тяжелое психическое заболевание всегда характеризуется искажением сознания, которое часто сопровождается стойким мутизмом.
  • Аутизм . При данном недуге дети отличаются от своих ровесников не только погружением в свой внутренний мир, грациозно-вычурными движениями, но в некоторых случаях и мутизмом.
  • Генетическая предрасположенность . Если в роду ребенка уже встречались случаи подобной психомоторной патологии, то у него возрастает риск получить озвученное заболевание по наследству.
  • Сильный шок . В данной ситуации речь может идти о физическом или сексуальном насилии, смерти родителей или наблюдении в прошлом за критической ситуацией (терактом, стихийным бедствием, убийством, ДТП и т.д.). В качестве примера можно привести 6-летнюю девочку Салли (героиню фильма «Карточный домик»), которая после гибели отца-археолога замолчала. Ее матери пришлось приложить максимум усилий, чтобы ее малышка снова заговорила.
  • Изменение социального статуса . Многие дети в 3-летнем возрасте впервые переступают порог дошкольного заведения. Для некоторых из них подобный эксперимент становится настоящим шоком, поэтому воспитатели рекомендуют родителям в течение пары недель забирать своего малыша из сада сразу после обеда. Однако этого времени недостаточно для адаптации ребенка к новой среде. Немота в некоторых случаях становится защитным щитом от социума для маленьких особ. Подобный процесс может произойти и тогда, когда дети становятся первоклассниками.
  • Неправильное семейное воспитание . Некоторые родители считают, что крик, длительные нравоучения и даже физическая расправа пойдут их отпрыску только на пользу. При этом они совершенно не стесняются выяснять между собой отношения прямо в присутствии ребенка. В итоге их сын или дочка замыкается в себе и перестает разговаривать с домашними тиранами.

Причины формирования мутизма у взрослых

В более старшем возрасте мутизм обычно проявляется у представительниц прекрасного пола. Однако специалисты приводят примеры, когда этот диагноз ставили и взрослым мужчинам. Предпосылками формирования мутизма у взрослых можно считать следующие факторы:

  1. Повышенная чувствительность . Если данное качество сопровождается гипертрофированной мнительностью, то вполне возможно, что после при очередной импульсивно-эмоциональной реакции человек приобретет описываемый синдром.
  2. Инсульт . После перенесенного нарушения кровообращения у пострадавшей стороны констатируется поражение тех участков головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность.
  3. Проблемы с голосовыми связками . Вызваны они могут быть как их повреждением, так и полным параличом этих мышечных складок.
  4. Удаление гортани . Подобное хирургическое вмешательство проводится в случае диагностирования в данной области злокачественных новообразований.
  5. Перенесенная кома . При выходе из этого состояния пострадавший сначала узнает близких, понимает их, а уже затем восстанавливает свою собственную речевую деятельность.

Разновидности мутизма

Данная патология имеет пять форм, каждая из которых обладает своими особенностями:

  • Кататонический мутизм . Подобное расстройство является немотивированным фактором, потому что механизм его образования не зависит от влияния внешних обстоятельств. Ничто при этом не мешает человеку общаться, но в основе его мутизма лежит такое понятие, как негативизм.
  • Психогенный мутизм . Само название разновидности описываемого заболевания говорит о том, что речь идет о посттравматической реакции на перенесенные тревожные или трагические события.
  • Истерический мутизм . При подобном конверсионном расстройстве личности некоторые особы молчанием хотят привлечь к себе внимание общественности. Озвученная психологическая немота присуща обычно детям и женщинам. Специалисты отметили тот факт, что у пожилых людей озвученное явление встречается довольно редко.
  • Акинетический (органический мутизм) . В данном случае речь пойдет о серьезных поражениях головного мозга. Опухоли и огнестрельные раны могут стать причиной развития расстройства такого рода.
  • Избирательный мутизм . В определенной ситуации и только с ограниченным кругом людей человек с таким диагнозом готов завязать диалог. В иных случаях на него нападает немота.

Основные симптомы синдрома мутизма

Некоторые люди немногословны от природы и стараются отделаться жестами при поставленном им вопросе (киванием головы, разведением рук). Однако можно заподозрить человека в мутизме даже при знакомстве, если он проявляет следующие черты характера личности:

  1. Нервность . Любой из нас боится того момента, что он может быть кем-либо высмеян. Некоторые особы, которые не обладают чувством такта, могут даже в грубой форме «поддержать» диалог фразами «глухих повезли» или «вытащи вату из ушей». В итоге ребенок или взрослый с озвученной проблемой уже заранее будет ждать насмешек и начнет нервничать.
  2. Социальная неуклюжесть . Сложно чувствовать себя, как рыба в воде, в коллективе или наедине с одним человеком, если возникшая немота не дает возможности вступить в диалог. Именно по этой причине люди с синдромом мутизма выглядят «белой вороной» в социуме.
  3. «Колючесть» . Некоторые особы (особенно дети) не только проявляют болезненную молчаливость, но и возводят вокруг себя невидимую стену. Любого, кто попытается пересечь ее границы, они воспринимают в штыки.
  4. Чрезмерная застенчивость . Даже очень стеснительные персоны односложно отвечают своему собеседнику. Люди с поставленным диагнозом «мутизм» могут максимум при помощи жестов среагировать на поставленный им вопрос.
  5. Заторможенность . При наличии психологической немоты, которая сопровождается задержкой психического развития, окружающие в итоге имеют дело с особой, которая практически не реагирует на них.

Все перечисленные черты характера личности вовсе не означают, что речь идет о человеке, с которым не стоит иметь дело. Люди с синдромом мутизма не являются гордецами, а просто не в состоянии смотреть в глаза другим особам. Виной этому становится тот фактор, что, кроме озвученной проблемы, они дезадаптированы в социуме.

Признаки, по которым можно определить данную патологию, довольно ярко выражены. Симптомы мутизма у детей и взрослых выглядят обычно следующим образом:

  • Избегание вербального общения . Некоторые люди могут говорить, но по какой-либо причине наотрез отказываются это делать. В итоге они постараются отвечать или с помощью жестов, или будут избегать любых контактов с окружением.
  • Ясность мыслей . Если речь не идет о ЗПР, шизофрении или истерии, человек с признаками мутизма отлично может анализировать происходящие вокруг него события.
  • Способность излагать осознанное на бумаге . При той же афазии люди не смогут произвести озвученные действия. Во время «обета молчания» человек не лишается подобных навыков.
  • Склонность к невербальной манере общения . Таким особам иногда вполне достаточно ответить на вопрос киванием головы, разведением рук или при помощи мимики.

Диагностика заболевания мутизм

Сложнее всего сделать заключение относительно ребенка, потому что грань между его простым капризом, актом протеста и психологическим расстройством бывает очень условна.

Некоторые родители-оптимисты уверены, что «добровольная» немота пройдет сама по себе по мере созревания их отпрыска. В итоге заболевание принимает хроническую форму, и на его лечение понадобится уже большое количество времени. Во избежание озвученных последствий при первых же тревожных симптомах проводится следующая диагностика мутизма:

  1. Общий сбор сведений . Терапевт прежде всего проанализирует, как протекала беременность будущей мамы и какие травмы/инфекции она перенесла во время вынашивания плода. Затем он выявит реакцию маленького пациента на прививки, а также проследит за динамикой его развития. Далее психолог, опираясь на диагностику терапевта, поговорит с ребенком, чтобы выявить все его тайные и явные фобии, чтобы правильно в дальнейшем организовать курс лечения.
  2. Осмотр у невролога . Озвученный специалист проведет ряд исследований, которые будут включать в себя оценку качества речи, рефлексов, ритма дыхания малыша или подростка. Затем он измерит ребенку давление и проанализирует наличие/отсутствие у пациента каких-либо патологий неврологического характера (косоглазие, асимметрия лица и т.д.).
  3. Краниограмма . Чтобы сделать выводы о том, как выглядит мозг пациента (объемы, строение), делается рентгеновский снимок черепа.
  4. КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) . Озвученные методы диагностики выполняют ту же функцию, что и краниограмма, но с более точным и развернутым результатом.
  5. ЭЭГ (электроэнцефалография) . Без анализа уровня электрофизиологических процессов, которые протекают в мозге ребенка, невозможно создать полную клиническую картину такого психомоторного заболевания, как мутизм.
  6. Анализ мочи и крови . Кроме основных показателей, специалисту необходимо будет ознакомиться с уровнем гормонов в озвученных жидкостях биологического характера.

По мере необходимости родителям придется пройти ряд дополнительных исследований. Возможно, необходима будет консультация у дефектолога, логопеда и психиатра.

Особенности лечения мутизма

Современная практика позволяет избавиться или сгладить симптомы данной специфической немоты. Следует при этом помнить о том, что действовать необходимо во многих направлениях воздействия на больного: психологическом, неврологическом, психиатрическом и логопедическом.

Советы психологов по коррекции мутизма у ребенка

Озвученная патология является прежде всего детским недугом. При первых же отклонениях в поведении ребенка необходимо в обязательном порядке пройти обследование у специалистов. В случае необходимости они назначат медикаментозное лечение и даже операцию (при деформации речевых органов).

В свою очередь в домашних условиях старшее поколение семьи при мутизме у детей может помочь им следующим образом:

  • Создание доброжелательной обстановки . В жилище, где царит мир и взаимопонимание, редко по непонятной причине замолкают дети. Ребенок должен почувствовать, что его любят и прислушиваются ко всему, что он скажет.
  • Адекватность в наказании . Потакать любой прихоти своих отпрысков однозначно не нужно. Однако практика показывает, что детская психика часто не выдерживает жестокости и несправедливости со стороны взрослых людей. Вместо физической расправы лучше лаконично объяснить сыну или дочке, в чем заключается их провинность.
  • Запрет на непосильные требования . Болезненная молчаливость часто формируется у тех детей, на которых родители взвалили непосильную для их возраста ношу. Если некогда жизнерадостный ребенок вдруг замолчал, то следует пересмотреть критерий возведенных ему требований.
  • Выполнение обещаний . Дети верят, что их родители всесильны и всегда держат свое слово. Специалисты описали один случай, когда девочка не реагировала на папу и маму почти полгода, потому что вместо совместного отдыха они предпочли заняться новым проектом.
  • Смена окружения ребенка . Если избирательный мутизм сформировался после перенесенной психологической травмы, то родителям нужно подыскать новое детское учреждение или прекратить общение с пугающей их отпрыска особой.
  • Ролевые игры . В качестве главного героя можно выбрать игрушечную собаку, которая ни с кем не хочет разговаривать. В качестве тем рекомендуется проинсценировать следующие ситуации: животное потерялось - прохожие не могут помочь молчащей бедолаге или хозяину очень плохо - его четвероногий друг с мутизмом не в состоянии позвать на помощь. Ребенку предлагается не просто прочувствовать предложенную сценку, но и придумать ее завершение хотя бы при помощи жестов или написания на бумаге. Со временем у него появится желание высказать свое мнение вслух по поводу происходящего.
  • Регулярное посещение специалистов . Не стоит недооценивать помощь, которую может оказать тот же невролог и психолог. Особенно такие семейные визиты необходимы в случае психогенного и истерического мутизма. Занятия с логопедом также бывают нужны при поставленном диагнозе в виде «добровольной» немоты.

Если ребенок получил какую-либо травму, стал вести себя странным образом и замолчал, то необходимо срочно принимать меры. Некоторые родители категорически против рекомендаций посетить вместе со своим чадом психиатра, считая это клеймом на всю жизнь для всей семьи. Подобным бездействием и элементарным невежеством они наносят ребенку непоправимый вред, потому что заболевание затем приобретает стойкий характер.

Традиционная терапия при синдроме мутизма

Существует большое количество методик, которые позволяют оказать помощь пациенту с «добровольным» молчанием. Коррекцию мутизма при помощи традиционной терапии обычно проводят следующим образом:

  1. Дыхательные упражнения . В данном случае лучше всего подыскать опытного инструктора. Он научит своего подопечного глубокому/поверхностному, частому/редкому, нижнему/среднему/верхнему и смешанному дыханию. Освоив эти азы, можно попробовать заняться йогой, которая поможет координировать духовные и физиологические функции организма.
  2. Массаж . Понадобится он не только для того, чтобы размять мышцы. С помощью него организм успокоится и быстрее восстановится после перенесенной физической или психологической травмы. Как альтернативу озвученной терапии можно использовать гидромассаж.
  3. Иглорефлексотерапия . Иглоукалывание при мутизме поможет пациенту бороться с некоторыми патологиями нервной системы. Назначается оно специалистом, а в случае самовольных действий акупунктура обернется инвалидностью.
  4. Арт-терапия . Некоторые люди считают, что подобная методика применима исключительно по отношению к детям. Однако коррекция мутизма у взрослых также подразумевает работу с цветовой гаммой и поиск с ее помощью самых неожиданных решений.
  5. Фототерапия . Люди любого возраста любят рассматривать снимки (особенно семейные). Если человек замолчал в знак протеста, то он может заговорить, если увидит волнующий для него момент на фотографии.

Медицинские препараты для лечения мутизма

В некоторых случаях без применения лекарств все же не обойтись. Следует только помнить о том, что самолечение не только не поможет, но и нанесет существенный вред пострадавшей стороне. Обычно после тщательного исследования больному прописываются следующие медикаменты:

  • Антидепрессанты . Их прием особенно необходим при психогенном мутизме. Обычно врач назначает такие препараты, как Флуоксетин или Прозак.
  • Нейролептики . Данные антипсихотические вещества необходимы для лечения психических расстройств. В этом отлично помогут лекарства типа Френолона, Гидазепама и Рисперидона.
  • Бензодиазепины . Подобные психоактивные средства обладают седативным, снотворным и анксиолитическим действием. При мутизме специалисты чаще всего рекомендуют применение Гидазепама, Фторфеназина и Алпразолама.
  • Ноотропные препараты . Основу их составляет витамин В15, который продлевает жизнь человеку и помогает бороться со стрессом. Больше всего в этом случае подойдут Пирацетам, Салбутамин и Оксирацетам.

Как лечить мутизм - смотрите на видео:

Коррекция мутизма напрямую зависит от того, что стало причиной его возникновения и как долго протекает заболевание. Личные качества пострадавшей стороны также важны при прогнозе сроков предстоящего лечения. Главное при этом запастись терпением, чтобы добиться в дальнейшем исключительно положительного результата.

Мутизм у детей представляет собой полное отсутствие вокализации, иными словами – это отказ от речевой активности по различным причинам. В переводе «мутизм» означает «немой», что в полной мере отражает суть заболевания. Своевременное выявление проблемы ведет к быстрому выздоровлению посредством индивидуальной терапии. Данный синдром широко описан в психиатрии и неврологии, где описывается комплекс симптоматических и видовых характеристик данного нарушения.

Зачастую дети крайне озадачивают своих родителей отказом от речи, вследствие чего родителям приходится обращаться к специалистам. Данное заболевание имеет уникальную природу: ребенок прекрасно понимает как речевую, так и письменную речь, не отстает в своем развитии, их личности не свойственна зацикленность на себе как при аутизме, а речевые отделы не имеют локальных функциональных нарушений, если болезнь не вызвана травматическим процессом. Зачастую недуг относят к невротическому комплексу, то есть истерическая направленность личности из-за диссонанса с окружающим миром выражается немотой.

Что вызывает мутизм?

Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» - молчание в такой ситуации становится формой выражения обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:

У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.

В группе риска находятся застенчивые дети, дети, у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.

Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.

Симптоматический комплекс

Говоря о симптомах данного недуга можно описать ряд дополнительных, так называемых прикладных проявлений, возникающих на почве молчания, что и выступает основным выражением болезни. Стоит отметить, что самая распространенная форма заболевания – это элективный мутизм, при котором вокализация не пропадает полностью, здесь ребенок может избирательно говорить, например, только с родителями . Среди остальных симптоматических проявлений могут присутствовать изменения таких сфер:

  • проблемы клинико-психиатрического характера . В рамках психогенных новообразований могут встречаться: частые депрессии, тревожные состояния, паталогическое состояние базального недоверия к миру, а так же страхи социального аспекта на уровне фобий, встречаются энурез, энкопрез, гиперактивность и нервные тики;
  • комплекс речевых нарушений . Здесь имеется в виду не молчание малыша, а уровень развития его речи. Диагностика осуществляется по стандартизированным подходам с использованием определенных методик, однако методы измерения развития речи подбираются индивидуально для каждого пациента. Все зависит от того сможет ли испытуемый общаться с врачом для оценки его вербальной активности и ее качественных особенностей. Если нет возможности проверить данный процесс посредством разговора, то для исследования принимаются записи голоса пациента в условиях его активного проявления, например, дома с родителями, исследование письменной речи, а так же батарея скрининговых методик для описания рецептивной речи;
  • интеллект. Невозможно говорить о полной сохранности интеллектуальной функции при различных нарушениях речи. Так же совершенно невозможно утверждать, что нарушения интеллекта будут локальными.

Исследования невербальными методологическими инструментами помогли выявить средний показатель IQ для больных данной категории – он составил 85 баллов. Исследования исключенной выборки, не имеющей аналогичного заболевания, показало средний шкальный результат в 100 баллов. Данные показатели не могут претендовать на абсолютный константный вид, однако принято считать как специфическую черту протекания мутизма заниженный уровень интеллекта у больных детей.

  • социализация. Процесс адаптации, в обществе усложненный недоверием к окружающим, как к ровесникам, так и к взрослым, выражается в ограничении вербального общения;
  • личность больного ребенка . Относительно типизации детей с данным недугом существует множество теоретических расхождений, описывающих различные личностные особенности и закономерности в выборке с данным контингентом.Обращаясь к личности можно явно фиксировать лишь нарушение волевой активности как психического процесса. Таким детям свойственна гиперволевая направленность, выражающаяся в категорическом нежелании поддерживать речевую активность с людьми не из доверенного круга.

Фотогалерея: дополнительные симптомы мутизма

Специфика лечения мутизма у детей

Одним из врачей, способных оказать помощь при мутизме, является невролог

Для обследования и постановки диагноза следует обратиться к специалистам, а в данной ситуации компетентную помощь смогут оказать такие профильные врачи как:

  • психолог/психотерапевт;
  • клинический психотерапевт/психиатр;
  • логопед;
  • невролог.

Если ребенок не начал говорить до трехлетнего возраста, то это не повод чрезмерно беспокоиться. Особенность формирования процесса вербализации происходит по-разному у каждого ребенка и рубежным возрастом в такой ситуации является именно три года. Отсутствие речи до данного возраста принято считать нормальным, это явление описывается как несимметричное формирование психических процессов, основанное на особенностях функциональной асимметрии головного мозга у разных детей.

Ввиду достаточной специфичности заболевания методы лечения таких пациентов могут быть самыми разными, однако стало давно привычным ориентироваться на поведенческие (бихевиоральные) подходы психотерапии . Терапия включает несколько этапов, осуществляя системный подход в лечении детей данного контингента:


Элективный мутизм большинство исследователей называют синдромом-болезнью. Так как эта аномалия сложная и недостаточно изучена, случаются ошибки в диагностике, к примеру, могут поставить диагноз шизофрении или умственной отсталости. В некоторых случаях данное состояние оценивается как симуляция или упрямство. Иногда происходит нарушение речевого контакта, в определенных ситуациях расценивают как временное и самопроизвольное купирующее.

Если хронический или затяжной элективный мутизм неправильно лечить или совсем игнорировать, то нередко это может привести к тяжелой форме школьной, либо социальной дезадаптации, включая достижения человеком зрелого возраста. Для того чтобы назначить правильное лечение, психиатр должен вовремя поставить точный диагноз. О наличии этой патологии у ребенка, о ее проявлении и последствиях, обязательно должны знать психологи детских учреждений, педагоги и воспитатели.

Причины, которые вызывают элективный мутизм

Данное заболевание связанно с психогенным расстройством, которое случается из-за сверхценного отношения к ситуациям разного характера и вызывает регрессивную реакцию на обиду, разлуку с близкими людьми, может возникнуть ощущение собственной несостоятельности. Такому расстройству характерно развитие истерического механизма, что вызывает реакцию «мнимой смерти». Элективный мутизм также может принять форму навязчивого страха, вызвав этим интеллектуальную или речевую недостаточность.

Признаки элективного мутизма

Элективный мутизм становится очевидным еще в начале обучения в школе. Это расстройство может протекать на протяжении нескольких месяцев или даже лет, самовольно исчезнуть заболевание не может, разве что в очень редких случаях. Известны случаи, в которых элективный мутизм может протекать в течение всех школьных лет, к этому может привести отсутствие целенаправленного лечения. Если такое расстройство длится много лет, могут возникнуть вторичные психогенные реакции на собственное состояние, а это приводит к патологическому формированию личности. Диагноз этого заболевания могут установить при таких условиях:

  • адекватном понимании обращенной речи;
  • способность пациента нормально разговаривать;
  • при достаточном уровне социального общения экспрессивной речи.

Не стоит путать элективный мутизм с ранним детским аутизмом, ранней детской шизофренией, с органическими заболеваниями головного мозга, истерическим и реактивным мутизмом, а также с галлюцинациями и с депрессивным состоянием психотического уровня.

Ранний детский аутизм (отсутствие контакта с окружающими) в отличие от элективного мутизма, который включает в себя нарушение речевой коммуникации, которое произошло в период нормального речевого общения. В случае этого расстройства пропадает глубокая интровертированность и дисгармоничность развития психического характера. Для элективного мутизма не характерны: тотальное нарушение поведения, нелепое сверхценное увлечение и игры, вычурный страх.

Стоит отметить, что есть случаи, когда у ребенка при ранней манифестации процесса шизофрении в рамках регрессивных или кататно-регрессивных шумов, после этапа нормального психофизического развития пропадает речь. В этом случае можно наблюдать яркую полиморфную продуктивную психопатологическую симптоматику, что не характерно для элективного мутизма. В ситуации регрессивного расстройства пропадает не только речь полностью или частично, но и медленно и необычно восстанавливается после. Также наблюдаются такие симптомы, как потеря навыков самообслуживания, появляются архаичные симптомы, потеря опрятности.

В случае позднего развития шизофрении и тяжелых депрессиях отсутствие или частичная потеря речи не считается облигатной причиной. Утрата речи из-за неврологических заболеваний объясняется органическим поражением лобных долей или лимбической системы мозга, базальных ганглиев, сопровождается симптомами типичными для органического процесса, не доставляет затруднений для дифференциальной диагностики.

Аффективно-шоковая реакция возникает непосредственно после психической травмы, относительная кратковременность, тотальность, выраженность панического страха, моторная заторможенность, а также отсутствие избирательности.

Большую сложность представляет отграничение элективного мутизма от истерического. Эти два признака объединяет механизм возникновения, который базируется на «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения. Отличия данных расстройств заключаются в особенностях личности. Ребенок, у которого наблюдается элективный мутизм, пытается быть незаметным, может возникнуть нерешительность, застенчивость, снижается самооценка. А у детей с истерическим мутизмом появляется стремление находится всегда в центре внимания, возникают разные фантазии, наблюдается слишком повышенная самооценка, возникает желание манипулировать людьми. Если подобрать правильный психотерапевтический подход истерический мутизм быстро редуцируется.

Как лечить элективный мутизм?

В этом случае предназначено амбулаторное лечение. Есть случаи, в которых необходимо наблюдение, а также амбулаторно-инструментальное исследование в психиатрическом стационаре, для того чтобы выявить специфическое различие между элективным мутизмом и эндогенным или текущим органическим заболеванием. Главное, отличать детей, у которых глубокая школьная дезадаптация, которые нуждаются в щадящем обучении в полустационарном отделении психиатрического учреждения.

При наличии элективного мутизма назначают семейную, индивидуальную терапию, тренинги общения, арт-терапию, игротерапию, психотерапию. В зависимости от степени тяжести заболевания могут назначить медикаментозное лечение:

  • ноотрипы (гопантеновая кислота, пирацетам, аминофенилмасляная кислота, ацетиламиноянтарная кислота, пиритинол, и т.д.);
  • транквилизаторы (диазепам, небольшая доза феназепама, хлордиазепоксид);
  • мягкие нейролептики противотревожного действия тиоридазин 20 мг в сутки;
  • антидепрессанты, такие как: амитриптилин, пирлиндол, кломипрамин, мапротилин, имипрамин.

Дифференциальная диагностика заболевания

Диагностика основывается полностью на клиническом проявлении состояния, практически всегда не нуждается в физикальном обследовании, а также в инструментальных исследованиях, исключением является подозрение на органическое заболевание головного мозга, ухудшение слуха. В таких ситуациях необходимо дополнительное обследование таких специалистов: педиатр, психолог, невролог, окулист, отоларинголог, нейрохирург, психотерапевт. Также проводят такие исследования как: ЭКГ, ЭЭГ, РЭГ, краниография, МРТ, ЭхоЭГ.

Если вы наблюдаете, заболевание эклективный мутизм у своего ребенка, не затягивайте и своевременно обратитесь к специалистам, чтобы данное расстройство не привело к неисправимым последствиям. Пытайтесь избавиться от проблемы на стадии ее развития.