Начало советской интервенции в афганистане. Война в Афганистане

Боевые действия моджахедов против советских солдат отличались особой жестокостью. Например, авторы книги "Сражения, изменившие ход истории: 1945-2004" делают следующие расчеты. Так как противники считали русских «интервентами и оккупантами», то при подсчете убитых около 5 тысяч в год – в день на афганской войне погибали 13 человек. В Афганистане было 180 военных городков, 788 командиров батальонов приняло участие в военных действиях. В среднем один командир служил в Афганистане 2 года, следовательно, за неполные 10 лет численность командиров сменилась 5 раз. Если разделить количество командиров батальонов на 5, получается 157 боевых батальонов в 180 военных городках.
1 батальон – не меньше 500 человек. Если умножить количество городков на численность одного батальона, то получаем 78500 тысяч человек. Для войск, которые борются с противником, нужен тыл. В число вспомогательных частей входят те, кто подвозит боеприпасы, пополняют провизию, охраняют дороги, военные городки, лечит раненых и так далее. Соотношение составляет примерно три к одному, то есть еще 235 500 тысяч человек в год находились в Афганистане. Складывая два числа, получаем 314 000 человек.

Согласно, такому расчету авторов «Сражения, изменившие ход истории: 1945-2004», за 9 лет и 64 дня суммарно в военных действиях в Афганистане участвовало не меньше 3 миллионов человек! Что, кажется, абсолютной фантастикой. Примерно 800 тысяч участвовали в активных боевых действиях. Потери СССР – не меньше 460 000 человек, из которых 50 000 убитых, раненых 180 000 тысяч, 100 000 подорвались на минах, около 1000 человек числятся без вести пропавшими, более 200 тысяч человек, зараженных тяжелыми болезнями (желтуха, брюшной тиф). Эти числа показывают, что данные в газетах занижены в 10 раз.

Надо признать, что как официальные данные потерь, так и приведенные цифры отдельных исследователей(вероятно, ангажированных) вряд ли соответствуют действительности.

Ввод частей и подразделений Советской армии и их участие в гражданской войне в Афганистане между отрядами вооруженной оппозиции и правительством Демократической Республики Афганистан (ДРА). Гражданская война начала разворачиваться в Афганистане как последствие преобразований, проводимых прокоммунистическим правительством страны, пришедшим к власти после Апрельской революции 1978. 12 декабря 1979 Политбюро ЦК КПСС, руководствуясь статьей о взаимных обязательствах по обеспечению территориальной целостности договора о дружбе с ДРА, приняло решение о вводе войск в Афганистан. Предполагалось, что войска 40-й армии обеспечат охрану важнейших стратегических и промышленных объектов страны.

Фотограф А. Соломонов. Советская бронетехника и афганские женщины с детьми на одной из горных дорог на Джелалабад. Афганистан. 12 июня 1988. РИА Новости

В Афганистан были введены вместе с частями обеспечения и обслуживания четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, трубопроводная бригада и отдельные подразделения КГБ и МВД СССР. Советские войска охраняли дороги, газопромыслы, электростанции, обеспечивали функционирование аэродромов, проводку транспортa с военными и хозяйственными грузами. Однако поддержка правительственных войск в боевых действиях против вооруженных отрядов оппозиции еще больше обострила обстановку и привела к эскалации вооруженного сопротивления правящему режиму.

Фотограф А. Соломонов. Советские воины-интернационалисты возвращаются на Родину. Дорога через перевал Саланг, Афганистан. 16 мая 1988. РИА Новости


Действия ограниченного контингента советских войск в Афганистане условно можно разделить на четыре основных этапа. На 1-м этапе (декабрь 1979 - февраль 1980) были осуществлены ввод войск, развертывание по гарнизонам и организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

Фотограф А. Соломонов. Советские солдаты проводят инженерную разведку дорог. Афганистан. 1980-е. РИА Новости

Для 2-го этапа (март 1980 - апрель 1985) было характерно ведение активных боевых действий, в том числе осуществление широкомасштабных операций с применением многих видов и родов вооруженных сил совместно с правительственными войсками ДРА. Одновременно велась работа по реорганизации, укреплению и снабжению всем необходимым вооруженных сил ДРА.

Оператор неизвестен. Афганские моджахеды обстреливают из горного орудия танковую колонну ограниченного контингента советских войск. Афганистан. 1980-е. РГАКФД

На 3-м этапе (май 1985 - декабрь 1986) произошел переход от активных боевых действий преимущественно к разведывательной и огневой поддержке действий правительственных войск. Советские мотострелковые, воздушно-десантные и танковые формирования выступали в роли резерва и своеoбразных «подпорок» для боевой устойчивости войск ДРА. Более активная роль отводилась подразделениям спецназначения, проводящим специальные противоповстанческие боевые операции. Не прекращались оказание помощи и в снабжении вооруженных сил ДРА, помощь гражданскому населению.

Операторы Г. Гаврилов, С. Гусев. Груз 200. Опечатывание контейнера с телом погибшего советского воина перед отправкой на Родину. Афганистан. 1980-е. РГАКФД

Во время последнего, 4-го, этапа (январь 1987 - 15 февраля 1989) был осуществлен полный вывод советских войск.

Операторы В. Доброницкий, И. Филатов. Колонна советской бронетехники следует через афганский кишлак. Афганистан. 1980-е. РГАКФД

Всего с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989 в составе ограниченного контингента войск ДРА прошли службу 620 тысяч военнослужащих (в Советской армии - 525,2 тысячи солдат срочной службы и 62,9 тысячи офицеров), в частях КГБ и МВД СССР - 95 тысяч человек. Одновременно в качестве вольнонаемных служащих в Афганистане работала 21 тысяча человек. За время пребывания в ДРА безвозвратные людские потери советских вооруженных сил составили (вместе с пограничными и внутренними войсками) 15 051 человек. Пропало без вести и оказалось в плену 417 военнослужащих, из которых вернулись на Родину - 130.

Оператор Р. Ромм. Колонна советской бронетехники. Афганистан. 1988. РГАКФД

Санитарные потери составили 469 685 человек, в том числе раненых, контуженых, травмированных - 53 753 человека (11,44 процента); заболевших - 415 932 человека (88,56 процента). Потери в вооружении и военной технике составили: самолетов - 118; вертолетов - 333; танков - 147; БМП, БМД, БТР - 1 314; орудий и минометов - 433; радиостанций, командно-штабных машин - 1 138; инженерных машин - 510; автомобилей бортовых и бензовозов - 1 369.

Оператор С. Тер-Аванесов. Подразделение десантников в разведке. Афганистан. 1980-е. РГАКФД

За время пребывания в Афганистане звание Героя Советского Союза было присвоено 86 военнослужащим. Свыше 100 тысяч человек были награждены орденами и медалями СССР.

Фотограф А. Соломонов. Блокпост ограниченного контингента советских войск на охране аэродрома Кабула от нападений моджахедов. Афганистан. 24 июля 1988. РИА Новости

Операторы Г. Гаврилов, С. Гусев. Советские вертолеты в воздухе. На первом плане - вертолет огневой поддержки Ми-24, на втором - Ми-6. Афганистан. 1980-е. РГАКФД

Фотограф А. Соломонов. Вертолеты огневой поддержки Ми-24 на аэродроме Кабула. Афганистан. 16 июня 1988. РИА Новости

Фотограф А. Соломонов. Блокпост ограниченного контингента советских войск на охране горной дороги. Афганистан. 15 мая 1988. РИА Новости

Операторы В. Доброницкий, И. Филатов. Совещание перед боевым заданием. Афганистан. 1980-е. РГАКФД

Операторы В. Доброницкий, И. Филатов. Переноска снарядов к огневой позиции. Афганистан. 1980-е. РГАКФД

Фотограф А. Соломонов. Артиллеристы 40-й армии подавляют огневые точки противника в районе Пагман. Предместье Кабула. Афганистан. 1 сентября 1988. РИА Новости

Операторы А. Зайцев, С. Ульянов. Вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Колонна советской бронетехники проходит по мосту через р. Пяндж. Таджикистан. 1988. РГАКФД

Оператор Р. Ромм. Военный парад советских частей по случаю возвращения из Афганистана. Афганистан. 1988. РГАКФД

Операторы Е. Аккуратов, М. Левенберг, А. Ломтев, И. Филатов. Вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Командующий 40-й армией генерал-лейтенант Б.В. Громов с последним бронетранспортером на мосту через р. Пяндж. Таджикистан. 15 февраля 1989. РГАКФД

Операторы А. Зайцев, С. Ульянов. Советские пограничники у пограничного столба на границе СССР и Афганистана. Термез. Узбекистан. 1988. РГАКФД

Фотографии позаимствованы из издания: Военная летопись России в фотографиях. 1850-е - 2000-е: Альбом. - М.: Голден-Би, 2009.

Отношения Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан традиционно отличались дружественным характером, независимо от менявшихся в Кабуле политических режимов. Построенные при техническом содействии СССР объекты промышленности составляли к 1978 г. до 60 % всех афганских предприятий. Но в начале 1970-х гг. XX века Афганистан по-прежнему представлял собой одно из беднейших государств мира. Статистика свидетельствовала, что 40% населения проживало в абсолютной нищете.

Новый импульс отношения Советского Союза с ДРА получили после победы в апреле 1978 г. Саурской, или Апрельской, революции, совершенной Народно-демократической партией Афганистана (НДПА). Генеральный секретарь партии Н.-М. Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. 5 декабря 1978 г. между двумя странами был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Но лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический. В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители - Н.-М. Тараки и Х. Амин) и «Парчам» (Б. Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама. Афганистан оказался перед фактом развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г. Тараки попросил ввести советские войска на территорию Афганистана, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.

РЕШЕНИЕ

Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).

Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.

Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу - на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.

Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».

СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск.

ЭТАПЫ

Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:

1) декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. - ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. - апрель 1985 г. - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. - декабрь 1986 г. - постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. - февраль 1989 г. - участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.

Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.

Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

ПРОПАГАНДА

О ПРОПАГАНДИСТСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАШЕЙ АКЦИИ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА.

Совершенно секретно

Особая папка

При освещении в нашей пропагандистской работе - в печати, на телевидению, по радио предпринятой Советским Союзом по просьбе руководства Демократической Республики Афганистан акции помощи в отношении внешней агрессии руководствоваться следующим.

Во всей пропагандистской работе исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и из сообщения ТАСС на этот счет.

В качестве главного тезиса выделять, что осуществленное по просьбе афганского руководства направление в Афганистан ограниченных советских воинских контингентов служит одной цели - оказанию народу и правительству Афганистана помощи и содействия в борьбе против внешней агрессии. Никаких других целей эта советская акция не преследует.

Подчеркивать, что в результате актов внешней агрессии, нарастающего вмешательства извне во внутренние афганские дела возникла угроза для завоеваний Апрельской революции, для суверенитета и независимости нового Афганистана. В этих условиях Советский Союз, к которому руководство Демократической Республики Афганистан за последние два года неоднократно обращалось с просьбой о помощи в отражении агрессии, откликнулся положительно на эту просьбу, руководствуясь, в частности, духом и буквой советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Просьба правительства Афганистана и удовлетворение этой просьбы Советским Союзом - это исключительно дело двух суверенных государств - Советского Союза и Демократической Республики Афганистан, которые сами регулируют свои взаимоотношения. Им, как и любому государству - члену ООН, принадлежит право на индивидуальную или коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН.

При освещении изменений в руководстве Афганистана подчеркивать, что это является внутренним делом афганского народа, исходить из заявлений, опубликованных Революционным Советом Афганистана, из выступлений Председателя Революционного Совета Афганистана Кармаля Бабрака.

Давать твердый и аргументированный отпор любым возможным инсинуациям насчет имеющегося якобы советского вмешательства во внутренние афганские дела. Подчеркивать, что СССР не имел и не имеет никакого отношения к изменениям в руководстве Афганистана. Задача Советского Союза в связи с событиями в Афганистане и вокруг него сводится к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии. Как только эта агрессия прекратится, угроза суверенитету и независимости афганского государства отпадет, советские воинские контингенты будут незамедлительно и полностью выведены с территории Афганистана.

ОРУЖИЕ

ИЗ УКАЗАНИЙ СОВПОСЛУ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН

(Секретно)

Спец. № 397, 424.

Посетите т. Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы правительства Демократической Республики Афганистан о поставке специмущества для пограничных войск и отрядов партийных активистов и защиты революции внимательно рассмотрены.

Правительство СССР, руководствуясь стремлением оказать помощь правительству ДРА в проведении мероприятий по борьбе с контрреволюцией, изыскало возможность безвозмездно поставить ДРА в 1981 году 45 бронетранспортеров БТР-60 ПБ с боеприпасами и 267 войсковых радиостанций для пограничных войск и 10 тыс. автоматов Калашникова АК, 5 тыс. пистолетов Макарова ПМ и боеприпасы для отрядов партийных активистов и защиты революции, всего на сумму около 6,3 млн. руб…

МОГИЛЫ

…Суслов. Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно.

Андропов. Конечно, хоронить воинов нужно с почестями, но увековечивать их память пока что рановато.

Кириленко. Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты.

Тихонов. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи.

Суслов. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей. Ответы должны быть лаконичными и более стандартными…

ПОТЕРИ

Военнослужащие, умершие в госпиталях на территории СССР от ран, полученных в ходе боевых действий в Афганистане, не вошли в официальную статистику потерь афганской войны. Однако цифры потерь непосредственно на территории Афганистана точны и тщательно проверены, заявил в интервью РИА Новости профессор кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимир Сидельников. Он в 1989 году служил в Ташкентском военном госпитале и работал в составе комиссии Минобороны СССР на базе штаба Туркестанского военного округа, которая проверяла истинное количество потерь во время войны в Афганистане.

По официальным данным, в Афганистане погибли 15 тысяч 400 советских военнослужащих. Сидельников назвал «домыслами» утверждения некоторых СМИ о том, что в России и через 28 лет после вывода контингента советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года умалчивают об истинных масштабах потерь в афганской войне. «То, что у нас скрывают колоссальные потери - глупость, этого быть не может», - сказал он. По мнению профессора, подобные слухи появились из-за того, что очень большому числу военнослужащих понадобилась медицинская помощь. Войну в Афганистане прошли 620 тысяч граждан СССР. А за десять лет войны медицинская помощь была оказана 463 тысячам военнослужащих, сообщил он. «Эта цифра включает в себя, в том числе, почти 39 тысяч человек, получивших ранения в ходе боевых действий. Самая значительная часть обратившихся за медпомощью, около 404 тысяч, - это инфекционные больные, которые переболели дизентерией, гепатитом, брюшным тифом и другими инфекционными заболеваниями», - рассказал военный медик. «Но значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались на фоне тяжелых осложнений, раневой болезни, гнойно-септических осложнений, тяжелых ранений, травм. Некоторые лежали у нас до полугода. Эти люди, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь», - отметил военврач. Он добавил, что не может назвать точное их число в силу того, что статистика по этим больным попросту отсутствует. По мнению Сидельникова, слухи о колоссальных потерях в Афганистане основаны порой на рассказах самих ветеранов боевых действий, которые зачастую «склонны преувеличивать». «Зачастую такие мнения основываются и на заявлениях моджахедов. Но, естественно, каждая воюющая сторона склонна преувеличивать свои победы», - заметил военврач. «Самые большие достоверные единовременные потери были, как мне известно, до 70 человек. Как правило, больше 20-25 человек за один раз не гибло», - сообщил он.

После развала СССР многие документы Туркестанского военного округа были утеряны, но медицинские архивы спасти удалось. «То, что документы о потерях в афганской войне сохранились для наших потомков в Военно-медицинском музее, несомненная заслуга военных медиков», - рассказал РИА Новости по телефону из Ташкента бывший военный разведчик, полковник в отставке Акмаль Имамбаев. После службы в южной афганской провинции Кандагар он служил в штабе Туркестанского военного округа (ТуркВО).

По его словам, удалось спасти «все до единой истории болезни» в 340-м общевойсковом госпитале в Ташкенте. В этот госпиталь поступали все раненые в Афганистане, а затем их переводили в другие медучреждения. «В июне 1992 года округ расформировывался. Его штаб заняло министерство по делам обороны Узбекистана. Большая часть военнослужащих к этому времени уже разъехалась к новым местам службы в другие независимые государства», - рассказал Имамбаев. Тогда, по его словам, новое руководство Минобороны России отказывалось принимать документацию ТуркВО, и за зданием бывшего штаба округа непрерывно работала печь, в которой сжигались сотни килограммов документов. Но все же даже в то непростое время офицеры, и в том числе военные медики, постарались сделать все возможное, чтобы документы не канули в Лету, сказал Имамбаев. По информации Минобороны Узбекистана, истории болезни военнослужащих, получивших ранения на территории Афганистана, после их закрытия направлялись в Военно-медицинский музей. «К сожалению, других статистических данных по этому вопросу в Узбекистане не сохранилось, так как все приказы и книги учета по 340-му общевойсковому военному госпиталю в Ташкенте до 1992 года были сданы в Подольский архив Минобороны СССР», - отметил ветеран. «То, что сохранили для потомков военные медики, офицеры Минобороны Узбекистана, переоценить трудно», - считает он. «Впрочем, не нам это оценивать. Мы только честно выполнили свой долг перед Отечеством, оставаясь верными присяге. А о том, была ли эта война справедливой или нет, пусть судят наши дети», - сказал ветеран афганской войны.

РИА Новости: Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР. 15.02.2007

АМНИСТИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Постановление

ОБ АМНИСТИИ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ

Руководствуясь принципами гуманизма, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Освободить бывших военнослужащих от уголовной ответственности за преступления, совершенные ими во время прохождения воинской службы в Афганистане (декабрь 1979 года - февраль 1989 года).

2. Освободить от отбывания наказания лиц, осужденных судами Союза ССР и союзных республик за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

3. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящей амнистии, а также с лиц, отбывших наказания за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

4. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР в десятидневный срок утвердить порядок исполнения амнистии.

Председатель

Верховного Совета СССР

Война в Афганистане – одно из главных событий «холодной войны», спровоцировавшее кризис коммунистической системы, а вслед за ним и распад СССР. Война привела к гибели 15 тыс. советских военнослужащих, появлению нескольких десятков тысяч молодых военных инвалидов, обострила и без того тяжёлый социально-экономический кризис, в котором оказался Советский Союз во второй половине 1970-х гг., сделала непомерным для страны бремя военных расходов, обусловила дальнейшую международную изоляцию СССР.

Истинные причины войны заключались в неспособности советского руководства своевременно и правильно оценить крупные динамичные изменения на Большом Ближнем Востоке, основным содержанием которых стало появление и рост исламского фундаментализма, систематическое использование терроризма как инструмента для достижения политических целей, возникновение авантюрных режимов, делавших ставку на вооружённые конфликты (Иран, Ирак, Сирия, Ливия), экономическая поляризация, рост населения за счёт молодого поколения, недовольного своим материальным положением.

В регионе со второй половины 1960-х начали формироваться новые центры влияния, альянсы и линии напряжения, аккумулировались огромные финансовые средства от продажи нефти и торговли оружием, которое в избытке повсеместно стало расползаться. Политический разлом в регионе проходил не по оси «социализм-капитализм», как это себе ошибочно представляла Москва, а по религиозным линиям.

Ввод войск и война не могли быть ответом на эти перемены и новые проблемы. Однако Москва по-прежнему рассматривала ближневосточный регион через призму своего противостояния с США, как арену некой «большой» игры сверхдержав с нулевой суммой.

Афганский кризис – это образчик непонимания Москвой своих национальных интересов, неправильной оценки положения в мире, регионе и в собственной стране, идеологической зашоренности, политической близорукости.

На Афганистане проявилась неадекватность целей и методов советской внешней политики реальному положению дел в мире.

Середина и вторая половина 1970-х ознаменовалась на Ближнем Востоке ростом нестабильности, что стало следствием антиколониальных революций 1950-60-х, череды арабо-израильских конфликтов, пробуждения ислама. Особенно бурным выдался 1979 г.: лидер арабского мира Египет заключает сепаратный мирный договор с Израилем, что вызывает бурю негодования в регионе; революция в Иране приводит к власти аятолл; возглавивший Ирак Саддам Хусейн ищет повода для вооружённого конфликта и находит его в войне с Ираном; Сирия во главе с Асадом (старшим) провоцирует гражданскую войну в Ливане, в которую втягивается Иран; Ливия под руководством Каддафи спонсирует различные террористические группировки; уходит в отставку левоцентристское правительство в Турции.

Радикализируется ситуация и в периферийном Афганистане. В апреле 1978 г. здесь к власти приходит «Народно-демократическая партия Афганистана», заявляющая о стремлении строить социализм. На политическом языке того времени это означало заявление о готовности стать «клиентом» СССР в расчёте на финансово-экономическую и военную помощь.

С Афганистаном у Советского Союза хорошие, даже превосходные отношения с 1919 г., когда Афганистан обрёл независимость от Англии и установил дружеские связи с Советской Россией. За все прошедшие с тех пор десятилетия не найти в советской истории упоминания Афганистана в негативном контексте. Существовали обоюдовыгодные торгово-экономические связи. Афганистан считал, что находится в неформальной сфере влияния СССР. Запад этот факт негласно признавал и никогда Афганистаном не интересовался. Даже смена монархии на республику в 1973 г. в результате дворцового переворота не изменила характера двусторонних отношений.

Апрельская «революция» 1978 г. была для Москвы неожиданной, но не случайной. В Москве хорошо знали руководителей (Тараки, Амина, Кармаля) и многих участников переворота – они часто бывали в СССР, с ними тесно общались и работали представители Международного отдела ЦК КПСС и Первого Главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки).

Казалось, Москва ничего не проиграла от смены режима. Однако «социалисты» повторили печальный советский опыт 1920-х в Средней Азии, когда национализация и перераспределение земли, собственности, репрессивные меры вызвали сопротивление населения. На протяжении 1978 г. социальная база «социалистов» неуклонно сужалась. Ситуацией воспользовались соседние Иран и Пакистан, которые стали засылать в Афганистан группы своих военнослужащих в гражданской одежде, а также поддерживать оппозицию оружием. Активность проявил Китай. Параллельно усилились исторически существовавшие и ранее противоречия между лидерами «социалистов».

В итоге уже через год, весной 1979 г., ситуация в Афганистане стала критической для новой власти – она была на грани падения. Под её контролем оставались лишь столица и ещё 2 из 34 провинций.

18 марта 1979 г. Тараки в продолжительном телефонном разговоре с главой советского правительства А.Косыгиным объясняет сложившуюся ситуацию и настойчиво просит ввести войска – теперь только это может спасти положение, т.е. просоветскую власть. В каждом слове Тараки сквозит отчаяние, сознание безысходности. Каждый вопрос советского руководителя он возвращает к одной и той же настоятельной просьбе – введите войска.

Для Косыгина этот разговор становится откровением. Несмотря на большое количество советников, работающих в Афганистане по линии различных ведомств, в т.ч. КГБ и минобороны, советское руководство не в курсе происходящего в этой стране. Косыгин недоумевает, почему, мол, сами не можете защититься. Тараки признаёт, что режим не имеет поддержки среди населения. В ответ на наивные, идеологически обусловленные предложения Косыгина опереться на «рабочих», Тараки говорит, что таковых всего 1-2 тыс. чел. Советский премьер предлагает, как ему представляется, разумное решение: войск не дадим, но поставим технику и оружие в необходимом количестве. Тараки разъясняет ему, что танками и самолётами некому управлять, нет подготовленных кадров. Когда же Косыгин напоминает о нескольких сотнях афганских офицеров, прошедших подготовку в СССР, Тараки сообщает, что почти все они перешли на сторону оппозиции, причём в основном по религиозным мотивам.

Незадолго до Тараки в Москву звонил Амин и почти всё то же самое сообщил министру обороны СССР Д.Устинову.

В тот же день Косыгин информирует о состоявшемся разговоре своих коллег по Политбюро на специально созванном для этого заседании. Члены Политбюро высказывают, казалось бы, здравомыслящие соображения: недооценили религиозный фактор, у режима узкая социальная база, есть вмешательство со стороны Ирана и Пакистана (а не США), ввод войск будет означать войну с населением. Вроде бы есть повод для того, чтобы пересмотреть или хотя бы откорректировать политику в Афганистане: начать контакты с оппозицией, с Ираном и Пакистаном, найти общую основу для примирения, сформировать коалиционное правительство и т.п. Вместо этого Политбюро решает следовать более чем странной линии, которую Косыгин предложил Тараки, - готовы поставить оружие и технику (которой некому управлять), но войска вводить не будем. Тогда следовало ответить на вопрос: а что делать в случае неминуемого падения режима, о чём сам режим и предупреждает? Но этот вопрос остаётся без ответа, а вся линия советских действий переводится в плоскость выжидания и ситуативных решений. Стратегии нет.

В Политбюро постепенно выделяются 3 группы: 1) Андропов и Устинов, которые, в конце концов, настаивают на вводе войск, 2) Косыгин, противящийся этому решению до конца, 3) Громыко, Суслов, Черненко, Кириленко, которые молча или неактивно поддерживают ввод войск. Больной Л.Брежнев уже редко участвует в заседаниях Политбюро и с трудом фокусируется на проблемах, которые необходимо решать. Эти люди входят в комиссию Политбюро по Афганистану и фактически действуют от имени всего Политбюро, принимая соответствующие решения.

На протяжении весны-лета 1979 г. Тараки и Амин усиливают давление на советское руководство просьбами помочь войсками. Ситуация становится настолько драматичной, что их просьбы, несмотря на позицию Политбюро, уже поддерживают и все советские представители в Афганистане - посол, представители по линии КГБ и минобороны.

К сентябрю накаляется конфликт и борьба за власть между самими афганскими лидерами – Тараки и Амином. 13-16 сентября в Кабуле происходит неудачное покушение на Амина, в результате чего он захватывает власть, отстраняет Тараки, которого позже убивают. Судя по всему, эта неудачная операция по устранению Амина проводилась с ведома, если не без участия Москвы.

С этого времени Москва задаётся целью добиться устранения Амина, которому она не доверяет, привести к власти «своего» человека – Кармаля и стабилизировать ситуацию в Афганистане. Амин даёт поводы: понимая, что его выживание зависит теперь только от него самого, он идёт на диалог с некоторыми оппозиционными силами, а также пытается установить контакт с американцами. В Москве эти сами по себе разумные действия, но совершённые без согласования и втайне от советской стороны, рассматриваются как удар по советским интересам, попытка вывести Афганистан из советской сферы влияния.

Примерно в октябре-ноябре прорабатываются вопросы спецоперации советскими силами против Амина, прикрытием чему должна стать вторая, параллельная и подчинённая первой операция ввода «ограниченного» контингента советских войск, задачей которой должно быть обеспечение порядка на случай очередных просчётов с поддержкой Амина среди афганских военных. Тогда же в Кабуле были заменены на новых все главные советские представители, чья деятельность вызывала нараставшее неудовольствие в Кремле.

К 1 декабрю проработка вопросов завершается, и Андропов передаёт Брежневу записку на этот счёт. 8 декабря Брежнев проводит промежуточное совещание, а 12 декабря принимается окончательное решение Политбюро о спецоперации и вводе войск.

До принятия окончательного решения ему активно сопротивлялся начальник Генерального штаба маршал Н.Огарков. Дело доходило до его открытых столкновений и пререканий на повышенных тонах с Устиновым и Андроповым, но безрезультатно. Огарков указывал на то, что армии придётся вступить в войну с населением без знания традиций, без знания местности, что всё это приведёт к партизанской войне и большим потерям, что эти действия ослабят позиции СССР в мире. Огарков предупреждал о всём том, что в итоге и произошло.

Операция началась 25 декабря 1979 г. Только за один этот день в аэропорту Кабула совершили посадку 215 транспортных самолётов (Ан-12, Ан-22, Ил-76), доставивших силы примерно одной дивизии и большое количество техники, оружия и боеприпасов. Никакого движения наземных войск, сосредоточенных на советско-афганской границе, перехода границы не было ни 25 декабря, ни в последующие дни. 27 декабря Амин был устранён и к власти приведён Бабрак Кармаль. Войска постепенно начали вводить - всё больше и больше.

Вот уже прошло двадцать шесть лет с тех пор, как последний советский солдат покинул территорию Афганистана. Но у многих участников тех давних событий осталась душевная рана, которая до сих пор ноет и болит. Сколько погибло в Афганской войне наших советских ребят, совсем еще мальчишек! Сколько матерей проливали слезы у цинковых гробов! Сколько крови невинных людей пролито! И все людское горе заключается в одном маленьком слове - "война"…

Сколько погибло в Афганской войне людей?

Если верить официальным данным, то из Афганистана не вернулись домой в СССР около 15 тысяч советских солдат. До сих пор числятся в списках пропавших без вести 273 человека. Было ранено и контужено более 53 тысяч солдат. Потери в Афганской войне для нашей страны колоссальны. Многие ветераны считают, что советское руководство совершило большую ошибку, ввязавшись в этот конфликт. Сколько жизней могло быть спасено, если бы их решение было другим.

До сих пор не умолкают споры на тему того, сколько погибло в Афганской войне людей. Ведь официальная цифра не учитывает погибших в небе летчиков, которые перевозили грузы, возвращавшихся домой солдат, и попали под обстрел, медсестричек и санитарок, ухаживавших за ранеными.

Афганская война 1979-1989 гг.

12 декабря 1979 года заседанием Политбюро ЦК КПСС было принято решение ввести в Афганистан русские войска. Они располагались на территории страны с 25 декабря 1979 года и были сторонниками правительства Демократической Республики Афганистан. Войска были введены для предотвращения угрозы военного вмешательства со стороны других государств. Решение о помощи Афганистану со стороны СССР было принято после многочисленных просьб руководства республики.

Конфликт разгорелся между оппозицией (душманы, или моджахеды) и вооруженными силами правительства Афганистана. Стороны не могли поделить политический контроль над территорией республики. Ряд европейских стран, пакистанские спецслужбы и военные США в ходе военных действий оказывали поддержку моджахедам. Также они обеспечивали им поставку боеприпасов.

Ввод советских войск велся по трем направлениям: Хорог - Файзабад, Кушка - Шиндад - Кандагар и Термез - Кундуз - Кабул. Аэродромы Кандагара, Баграма и Кабула принимали русский десант.

Основные этапы войны

12 декабря после согласования своих действий с комиссией Политбюро ЦК КПСС Брежневым было принято решение об оказании военной помощи Афганистану. 25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени начался ввод наших войск в республику. Следует отметить, что роль СССР в Афганской войне огромна, так как советские подразделения оказывали посильную поддержку армии Афганистана.

Главные причины неудач русской армии

В начале войны удача была на стороне советских войск, доказательство этому - операция в Панджшере. Основной бедой для наших подразделений стал момент, когда моджахедам были доставлены ракеты «Стингер», которые без труда попадали в цель со значительного удаления. Техникой, способной поразить эти ракеты в полете, советские военные не располагали. В результате использования «Стингера» моджахедами были сбиты несколько наших военных и транспортных самолетов. Ситуация изменилась только тогда, когда русской армии удалось заполучить несколько ракет в свои руки.

Смена власти

В марте 1985 года власть в СССР поменялась, пост президента перешел к М. С. Горбачеву. Его назначение значительно изменило ситуацию в Афганистане. Сразу встал вопрос о том, чтобы советские войска в ближайшее время покинули территорию страны, и даже предпринимались некоторые шаги по реализации этого.

В Афганистане также произошла смена власти: место Б. Кармаля занял М. Наджибулла. Начался постепенный вывод советских подразделений. Но даже после этого борьба республиканцев и исламистов так и не остановилась и продолжается до настоящего времени. Однако для СССР история Афганской войны на этом закончилась.

Основные причины начала военных действий в Афганистане

Обстановка в Афганистане никогда не считалась спокойной из-за нахождения республики в геополитическом районе. Главными соперниками, желающими иметь влияние в этой стране, были в свое время Российская империя и Великобритания. В 1919 году властями Афганистана было объявлено о независимости от Англии. Россия же, в свою очередь, одной из первых признала новую страну.

В 1978 году Афганистан получил статус демократической республики, после чего последовали новые реформы, но не все хотели их принимать. Так и развился конфликт между исламистами и республиканцами, который в результате привел к гражданской войне. Когда руководство республики поняло, что им самим не справиться, оно стало просить помощи у своего союзника - СССР. После некоторых колебаний Советский Союз принял решение ввести свои войска в Афганистан.

Книга Памяти

Все дальше и дальше уходит от нас тот день, когда последние подразделения СССР покинули земли Афганистана. Эта война оставила в истории нашей родины глубокий неизгладимый след, залитый кровью. Тысячи молодых, не успевших еще увидеть жизнь ребят, не вернулись домой. Как это страшно и больно вспоминать. Ради чего были все эти жертвы?

Сотни тысяч воинов-афганцев прошли серьезные испытания в этой войне, и не только не сломались, но и проявили такие качества, как мужество, героизм, преданность и любовь к Родине. Их боевой дух был непоколебим, и они с достоинством прошли эту жестокую войну. Многие были ранены и лечились в военных госпиталях, но главные раны, которые остались в душе и до сих пор кровоточат, не сможет вылечить ни один, даже самый опытный врач. На глазах этих людей истекали кровью и гибли их товарищи, умирая мучительной смертью от ран. У воинов-афганцев остается только вечная память о погибших друзьях.

В России создана Книга Памяти Афганской войны. В ней увековечены имена героев, павших на территории республики. В каждой области есть отдельные Книги Памяти воинов, служивших в Афганистане, в которых поименно вписаны герои, погибшие в Афганской войне. Снимки, с которых на нас смотрят молодые красивые ребята, заставляют сердце сжиматься от боли. Ведь никого из этих мальчишек уже нет в живых. «Напрасно старушка ждет сына домой…», - эти слова еще со времен Второй мировой войны врезались в память каждого россиянина и заставляют сжиматься сердце. Так пусть же останется вечная память о героях Афганской войны, которую будут освежать эти поистине священные Книги Памяти.

Итоги Афганской войны для народа - это не результат, которого добилось государство для урегулирования конфликта, а количество человеческих жертв, которое исчисляется тысячами.