Народные приметы на каждый день мая. Приметы на май

И май.

Покровительница месяца – богиня любви Лада, благословляет всех влюбленных

1.05. Кузьмин день. Начинали сев. Если смочить первым дождем в этот день голову, волосы будут расти, как буйная трава в мае.

день теплый в самом начале месяца, в последний – будет ненастье.

Прохладно в первый день – теплом закончится месяц.

Тихая цвета золота заря вечером – к погожим дням.

2.05. День Ивана-ветхопещерника. Весне приносили в дар новое полотно и испеченный каравай. Весна примет дары и вернет добро осенним урожаем.

Примечали:

теплая погода на Ивана – холодом месяц закончится.

Холодный Иван – тепло в конце весны будет.

Гнезда диких уток близко к воде говорят о засушливом лете. Далеко расположены – лето дождливое.

3.05. Федоров день. Окликают ушедших из жизни родителей. Земля отворялась, выпускала души покойных. С ними можно было увидеться, по поверью.

земля сухая – урожай небогатый.

Что на Федора вырастет первым, то и уродится хорошо – рожь или трава.

Шишки на ели в большом количестве – к хлебу богатому; на сосне – рожь хороша будет.

4.05. Федор-ляльник.

рано зацвела черемуха – лето будет погожим; более раннее цветение несет более жаркое лето; обильное цветение – к влажному лету.

Береза опередила черемуху с цветом, лето ожидается засушливое; клен всех вперед зацвел – избыток дождей летом будет.

5.05. День Луки.

Ночные заморозки на Луку приведут еще 40 в течение всего лета.

6.05. День Георгия Победоносца, покровителя всей сельской флоры. Пастуший праздник. Виновник торжества этого дня – домашний скот: нельзя работать пряхам, вязальщицам и даже в руке брать сырье для этих ремесел запрещено. Кричать, грозиться на Егория – грозой убьет.

Проливной дождь – к богатой траве.

Комары клубками вьются – к скорейшим теплым дням.

На Егория трава в росах – осень будет с просом.

Тихое, ясное утро – к хорошему урожаю ранних посевов.

С утра смурнеет, днем солнце греет – уродят посевы более поздние.

Георгиева ночь теплая – хлеб доспеет до заморозков.

Береза к Егорию покрылась крупным листом – осень с урожаем знатным.

К утру высохло полотенце, вывешенное на ночь влажным – огурцов будет вдоволь.

7.05. День Елизаветы, Евсея. Величали Майю Златовласку – Мать всех богов.

День на Елизавету дождливый – нельзя сеять рожь, от сорняков не избавишься.

Золотистая вечерняя зорька – дни погожие будут.

Звезды в венчиках – к дождю.

Низкие, четкой формы облака предвещают резкий ветер и грозу.

8.05. День апостола Марка ключника. Он отворял небесную влагу, защищал от засухи.

Примечали:

крутая радуга высоко – к погожему дню, низко – к плохой погоде.

Ранний утренний дождь к полудню пройдет.

Зеленая радуга – к ливневому дождю.

9.05. Степанов день и Глафиры Горошницы. Сеяли заговоренные на урожай горошины, садили ранний сорт картошки.

Погожий и большая роса – лето и осень с огурцами.

Кукушка будто квакнет – к скорому дождю.

Громкое и частое кукованье – к теплым, ясным дням.

Морозный на Глафиру день принесет заморозки через несколько дней. Если так и будет – к погожей осени.

Снег на Степана – скотина легко перезимует, гречка уродится.

10.05. Семенов день. Чтобы быть с хорошим урожаем – посевного хлеба съесть нельзя.

Примечали:

Нет росы – к дождю ночному.

Крик совы – к ненастью.

Вечерний туман в низинах – вернется хорошая погода.

11.05. День Максима и Ясона. Особыми целебными свойствами наделен березовый сок и теплый южный ветер, приносящий здоровье.

Примечали:

ночь тихая и в звездах – к обильному урожаю; солнечный восход – к погожему лету.

Раннее цветение рябины зацвела рано предвещает хороший урожай овса.

Позднее цветение одуванчиков – к засухе летом.

Бабочек не видно – к ненастью.

12.05. День девяти мучеников, целителей и исцелений.

Примечалось:

муравьи перебираются в сухое место – к затяжным дождям.

Иволга мяукает по-кошачьи – к дождю.

Засилье майских жуков – к засушливым дням.

Журавлиные гнезда расположены в низине – пора хлеб сеять на влажных землях; гнезда высоко –хлеб в низинах может запреть.

Молния перед дождем на 9 мучеников – затяжные дожди будут.

13.05. Иаков апостол.

Примечали:

теплый дождь днем – богатые хлеба;

вечер звездный с теплым ветром –лето с грозами, осень с урожаем богатым.

Восход ясный, чистый – лето погожее.

14.05. Еремей-запрягальник, покровитель земледельцев. Разгар страды. Иеремия незримо заканчивает крестьянские полевые работы, когда те уже не в силах пахать и сеять.

Примечали:

облачно на Еремея – к ранней и морозной зиме; ясно – к урожаю.

Взаймы ничего нельзя давать – к бедности.

Шишки на ели краснеют, на сосне зеленеют – пора ячмень сеять. ячмень

Еремей ненастный – к зиме жестокой.

Роса вечером – вёдро днем.

Если Еремей пришелся на полнолуние – хорошее время для посева пшеницы и ржи, а вот с овсом лучше обернуться за 2 дня до этого или погодить пару дней после.

15.05. Бориса-барышника день. Торговый люд почитал Бориса для привлечения барышей на весь год.

Примечали:

соловьиные трели во всю ночь – к ясному дню.

Услышать соловья на Бориса раньше кукушки – к счастливому лету.

16.05. Марфа-рассадница. Хлеба не едят при пересадке капусты – курицы потравят ростки; в четверг пересаживать – червяк заведется. На день Мавра прибавка коровьего молока происходит.

Обильная роса - к урожаю огурца.

Черемуха зацветет – холода принесет.

Домашняя птица на Мавра крылышки поднимает –бурю навевает.

17.05. Пелагея-заступница птиц да чистых девиц. Родившийся на Пелагею может понимать птичий язык и животных.

Примечали:

трава утром сухая – к перемене погоды.

Клены зацвели – пришла пора свекольная.

Ливень на Пелагею – к обильному урожаю.

Воробьи в тревоге носятся стаями – сильный ветер ожидается.

18.05. Ирина (Арина) рассадница. Капустой занимается ранним утром от лихого глаза самая старшая в семье.

Примечали при пересадке: много приходится поливать – сухой покос ждет; вода остается - трава на покосе мокрая будет.

Птицы замолчали – к грозе.

Арина ненастная – к урожаю хлеба.

Гусь прихорашивается в воде – тепло будет; на суше – к наступлению холодов.

19.05. Иов горошник.

теплая ночь на горошника – к урожаю огурцов; холодная – к недороду;

осинники (гнезда ос) на открытых местах – к лету дождливому;

туман на рассвете – к засушливой погоде, облачности небольшой.

20.05. Купальница. День Ивана Бражника. Ранним утром выставляли ведра с водой на солнце, а днем обливались ею.

Примечали:

Дождь день на Ивана – сентябрь теплый.

Растущая луна – посадка овощей удачной будет.

Сеять в новолуние на купальницу нельзя – черви потравят посевы.

Рожки месяца вниз – к погожим дням.

Закат красный, солнце большое – погода переменится к худшему.

Акация с утра вся в пчелах – к дождю днем, к скорой грозе.

21.05. День Ивана Богослова, Арсения Пшеничника.

дождливый день – к грибам летом, а сменяется теплом – к урожаю.

Красный закат предвещает погожий день; восход красный – к дождю.

Луна на Ивана в дымке – к перемене погоды к худшему.

Тучи в одну кучу сбиваются – жди ненастья

Первым что зацветет – урожай того придет (хороший покос или богатый хлеб).

22.05. Теплый Николай. Никола вешний. До этого дня нельзя купаться. Последний срок садить картошку, иначе она не вызреет, времени не хватит.

назавтра дождь – и лето ненастное ожидается.

Лягушки на Николу заквакали – овес уродится.

На цветущую ольху сеют гречиху.

23.05. День апостола Симона Зилота. Работать было нельзя на Симона. Заготавливали травы и коренья для чудодейственных средств.

Сережки на березе полопались – пора хлеб сеять.

Дождь на Симона с ветром резким на хорошую погоду, а лето ненастным будет.

Пчелы с утра быстро летают – к погожему дню.

Разбросанная земля вокруг кротовой норы, птицы поют до утра – к дождю.

24.05. День Мокия Мокрого.

Примечали в этот день:

дождь на Мокия – лето мокрое.

Лошадь гривой потряхивает – к скорому дождю.

Кошка лежит брюшком кверху – к жаре.

Отходят сморчки, первые грибы – идут белые.

25.05. День Епифана. На прудах расцветали кувшинки – предвестники теплых дней.

красный восход, ясное утро, нашествие майских жуков – к засухе.

Лисица село прибежала – к беде.

Волки в деревне – к недороду.

Много сусликов увидеть в течение дня – к богатому урожаю.

Долго простоит поставленная в воду на Епифана ветка рябины – долго человек будет удачливым.

Слышно в этот день громкое свиное хрюканье – к беде.

Ненастное утро – холодное лето.

26.05. Гречишница. День Лукерьи Комарницы

Примечали:

часто летают стрижи и ласточки - к погожим дням.

Большие комары - к хорошему году, большое их число – к грибам.

На Лукерью прихлопывать комаров нельзя, их может стать еще больше.

Появились комары и мошкара на Гречишницу– появятся ягоды и грибы вдоволь, рожь пора сеять.

Много комаров на комарницу – вёдро будет

Нет на Лукерью комаров – сухо будет.

27.05. Сидор-огуречник. Сеют лен, огурцы в землю.

Холодно в этот день - и лето ненастное.

Прилет стрижей знаменовал летнее тепло, обещал богатый урожай.

Теплый Сидор – хорош огурец.

Ненастье на Сидора – к недороду. Прояснение к вечеру – родится кое-что.

Перепелиная песня слышна – будет погода ясна.

28.05. День Пахома Бокогрея. Родившийся на Пахома – добрый человек, богатый друзьями.

Примечали:

теплый день – хорошая рыбалка.

Красный восход – лето жаркое, с пожарами.

Заморозки в этот день сильные с гибелью посевов, листьев дуба и березы – предвестники обострения после середины лета хронических заболеваний людей.

Цветущий можжевельник зовет сеять ячмень.

Радуга после дождя - ясный день будет.

29.05. День Федосьи, Федора житника. Конец посева яровых.

Примечалось:

Гром в этот день - к хорошему урожаю зерновых.

Рябина обильно цветет - осенью овес хорош будет.

Поздний цвет рябины – к осени долгой и ненастной.

Лягушачьи песни в дождь – к улучшению погоды.

Неспокойное пламя в печи – к ветру сильному.

30.05. День Евдокии-свистуньи. Появляется много змей. Родившийся в день Евдокии может заговаривать дождь.

Примечали:

дождь на растущую луну – лето ненастное ждет.

Холодная Евдокия – к летнему граду.

Голубым светятся высокие острые шпили, трубы, башни – к скорой грозе.

31.05. Федор овсяник. В этот день рождался долгожитель. Примета подтвердится, если человек будет периодически приходить посидеть под дубом.

Примечали:

земля парит на овсяника – дождь скоро пойдет.

Бледный закат – к мокрому дню.

Дубовые листья распустились раньше ясеневых – к засухе, но хорошей ловле щуки.

Солнце на Федора в дымке к дождю.

Шумная дождевая туча несет град и ветер.

С одной стороны, по народным приметам май для любых начинаний считается месяцем неблагоприятным. Свадьбу не сыграешь, свататься не пойдешь, денежными делами не займешься – лукавый все попутает.

С другой стороны, наши предки считали покровительницей мая Ладу – богиню любви, красоты и счастья. Так беду или благо несет нам последний месяц весны?

Традиции

Май считался месяцем, в котором нечистая сила «гуляет». Существовало даже поверье, что в начале месяца ведьмы подкидывали детенышей-бесенят обычным женщинам, а потом управляли несчастными через злых подкидышей. Доставалось и мужчинам: ведьмы оборачивались прекрасными девушками, соблазняли парней, а потом изводили и мучили их.

Традиция несчастливых майских примет проистекает из правил деревни, установленных сельскохозяйственными нуждами. С наступлением теплого сезона работы в поле, огороде и саду становилось очень много. А если загуляешь на свадьбе или бросишь собственное хозяйство ради каких-то сделок и переговоров – кто будет работать? Допустим, молодые решились все-таки на счастливое событие в мае. Всех гостей надо будет угостить и приветить. Накрыть стол с пустыми майскими закромами не так уж и просто, а если накроешь, так после свадьбы по миру пойдешь. В долг в последний месяц весны старались не давать по этой же причине: самому есть нечего.

В последний месяц весны старались не давать другим в долг

Вопреки всем предрассудкам в любовных делах в мае все должно быть благополучно. Особенно счастливыми считаются люди, родившиеся в этот месяц. Им покровительствует Лада (или Леля), древняя славянская богиня любви и женского начала. Лада приглядывает в течение мая за всеми влюбленными и посылает им благословение.

В мае все помыслы наших предков были нацелены на грядущий урожай. И все майские приметы связаны с погодой и посевом. Так что, скорее всего, наши предки создали поверье о несчастливом мае по нужде, а не потому что месяц действительно неудачный. Поэтому месяц май будет несчастливым только для тех, кто сам захочет его таким сделать.

Приметы на каждый день мая

1 мая – Кузьмин день. В это время уже можно начинать сев. В народе говорили: цветение фиалки и ивы-бредины – надо сеять редис, морковь, лук, укроп и петрушку. Первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Также примечали погоду: если начало мая теплое – в конце будут холода (и наоборот). Безветренная золотистая вечерняя заря – к хорошей погоде. Бродячие облака воды не несут (дождя не будет).

2 мая – Иван ветхопещерник. Святому покровителю этого дня молятся о защите от всех напастей. Вера в этого святого была настолько велика, что его просили рассудить спор, найти виновных в краже. В этот день крестьянки выходили с тканью в поле, раскланивались на все стороны и, обращаясь на восток, говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!». Затем расстилали холст на лугу, клали на него пирог и уходили домой с надеждой, что матушка-весна оденется в новину и за принесенные хлеб-соль уродит в изобилии лен и коноплю.

3 мая – Федоров день. В этот день полагалось окликать покойных родителей, поскольку они скорбят о прежней своей жизни и желают повидаться с родными.

Считали, что на Феодоров день земля открывалась, и вылетали души ушедших от нас на Божий свет, и живущие могли увидеться с покойными.

4 мая – Федор-ляльник . В этот день старые люди проклинали нечистую силу: выходили за околицу и, становясь лицом к западу, произносили заговоры. Также по приметам смотрели, какое будет лето. Рано зацвела черемуха – будет теплое лето; чем раньше она зацветет, тем жарче лето будет. Много цвету на черемухе – к мокрому лету. Коли береза вперед опушается, то жди сухого лета, коли клен – то мокрого.

5 мая – день Луки. По приметам, теплый май весну снаряжает (начинает). Если 5 мая ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит. Закуковала кукушка – морозу больше не бывать.

6 мая – Георгия Победоносца. Этот день отмечается как праздник пастухов. После того как скотину выгоняли на поля, пастухов угощали сытной мирской яичницей, наделяли холстом и деньгами. Считалось, что скот в этот день был именинником, поэтому запрещалось что-либо делать из шерсти: прясть, вязать и даже просто брать в руки шерстяные нитки. Святой покровитель этого дня Георгий Победоносец считался покровителем полей и всех плодов земных, поэтому в этот день принято было освящать поля и посевы.

7 мая – день Елизаветы чудотворицы. Считалось, что к человеку в этот день приставала маета, а Елизавета, святая покровительница этого дня, помогала от этой напасти избавиться.

8 мая – День апостола Марка. В этот день ждали дождей, поскольку Марка, святого покровителя 8 мая, называли ключником – именно он отмыкал небо, чтобы на земле прошел дождь. Ему молились о дожде и просили уберечь посевы от засухи. Начинали сеять гречку, или татарку, как называли это растение в народе. Считалось, что в этот день стаями прилетают певчие птицы. Если они летят на конопляное поле, то следует ждать хорошего урожая этой культуры, и тогда бросали для птах во дворе конопляные семена.

  • Птица в огороде – урожай на грядках, птица в саду – яблоня в плоду.
  • Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
  • С Марка-ключника дожди теплые.
  • Дождь перед семью часами утра – ясно перед одиннадцатью.
  • Частые и холодные дожди – меда не будет.
  • Чем зеленее радуга – тем сильнее будет дождь.
  • Идет продолжительный дождь, и вдруг запели птицы – к прекращению ненастья.

9 мая – Степанов день. В этот день сажали горох и продолжали посадку раннего картофеля. Считалось, что большая роса или ясный день на 9 мая – к урожаю огурцов.

10 мая – Семенов день. В этот день начинали пахать поля уже по всей стране, вовсю шли работы на огородах и в садах.

Для успеха и хорошего урожая считалось, что нельзя съесть ни одного зернышка, предназначенного на посев.

  • Утром трава сухая – к ночи ожидай дождя.
  • Сова кричит – на холод.
  • Ненастная погода окончится, если к вечеру появляется туман в низких местах.

11 мая – Максимов день. Считалось, что теплый ветер в этот день приносит здоровье. Со специально изготовленными ладанками выходили на перекрестки и дожидались попутного теплого ветра с юга, который приносил с собой здоровье. Его надо было поймать в обетную ладанку, которую после надевали на больного или носили на гайтане рядом с крестом. В эту ночь наблюдали за погодой: если ночь теплая и звездная – это к урожаю; ясный восход солнца – к ясному и солнечному лету.

  • На Максима ветер-тепляк – здоровяк.
  • Щедра весна на тепло, да скупа на время (много дел в поле и огороде).

12 мая – девять мучеников Кизических. По народным приметам если в этот день муравьи вдруг затевают переселение на сухое место с твердым грунтом – скоро пойдут дожди. Иволга кричит дикой кошкой – перед дождем. Много майских жуков – к засухе.

13 мая – Иакова апостола. С этого дня прекращали всякое сватовство, поскольку наступающий (по старому стилю) месяц май очень неблагоприятен для новобрачных. Предложение о сватовстве в этот день считалось делом обидным и даже зазорным, если станет известно, что в это время в семье думают о свадьбе, о ней пронеслась бы плохая молва, и в старину строго придерживались этого правила.

Теплый день с дождем предвещал на полях обильные хлеба

Принято было 13 мая примечать погоду: теплый день с дождем предвещал на полях обильные хлеба, а если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то лето будет грозное и теплое, изобильное. Наблюдали в этот день восход солнца. Если оно восходило на чистом, ясном небе, то лето должно было быть ясным и теплым.

14 мая – Еремей запрягальник. Про этот день говорили: самая ленивая соха - и та в поле. Святой Иеремия получил у народа название Запрягальника, или Запашника, так как обыкновенно именно в это время начинались важнейшие, самые тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для рабочего скота работы, и нет ничего удивительного в том, что, принимаясь за них, крестьяне просили Божьей помощи. Считали, что в этот день сам пророк Иеремия запрягает на небе свою колесницу, засевает хлеб и особенно помогает земледельцам, обращающимся к нему с молитвой о помощи. Иеремия, по верованию нашего народа, когда люди и скот изнемогают от трудов, сам невидимо впрягает животных и доканчивает работы в поле.

15 мая – Борисов день. Считалось, что с этого дня начинают петь соловьи. Считали, что если соловей запел основательно - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль. Если соловей поет всю ночь, будет солнечный день, а если пение этой птицы услышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь все лето. Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной. Этот день называли также барыш-день, и святого Бориса считали барышником, поэтому во многих местах купеческий люд праздновал память Бориса в надежде получить барыши в течение всего года.

16 мая – Марфа рассадница. Святая угодница Марфа известна в русском народе под именем Рассадницы, так как в этот день сажали рассаду молодой капусты и засевали огороды. Считалось, что при пересадке рассады не едят хлеба, чтобы куры ее не выклевали, капусту в четверг не сажают, чтобы черви не поточили, а сея капусту, принято было пересыпать зерна из руки в руку, иначе, как верили в народе, уродится не капуста, а брюква.

  • Соловьи запели перед Маврой - весна зацветает дружно.
  • Иов росы распустил.
  • Большая роса - к обилию огурцов.
  • Ясный день - хороший урожай огурцов.
  • Большая роса утром - к хорошей погоде, нет росы - к дождю.

17 мая – Пелагея заступница. Святая Пелагея считалась заступницей птиц и невинных девиц, именно к святой покровительнице этого дня за поддержкой и помощью обращались невинно обиженные. Вечером этого дня опытные огородники выносили в огород надтреснутый горшок, клали в него выдернутую с корнем крапиву и ставили посуду на самую середину грядки. Крестьяне верили, что так они отпугнут нечистую силу и вредителей.

18 мая – Арина рассадница. В этот день сажают капустную рассаду. По обычаю, это нужно делать самой старшей женщине в семье, рано утром, когда ее никто не видит и не может сглазить. Если рассада пьет много воды - к сухому покосу, а не вбирает воду - покос будет мокрым.

19 мая – Иов горошник. В этот день сеют горох, а Иова называют Горошником. Посев, по обычаю, надо сопровождать такими словами: “Сею, сею бел горох; уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье”.

Сеять горох нужно обязательно на закате солнца, для того чтобы воробьи этого не видели. Сеяли 19 мая также и тыкву, и бобы, и кукурузу. Большая роса и ясный день 19 мая - к хорошему урожаю на огурцы. Отсутствие утренней росы после ее ежедневного появления - к перемене погоды.

20 мая – купальница. Этот день получил свое название по такому обычаю. С утра полные ведра воды выставляют на мостки, а в полдень окатываются согретой солнцем водой. Лошадей в этот день прогоняют по речной воде, чтобы дать им силу. Продолжается сев, считается, что восточные и западные ветры для посева и посадки лучшие.

  • Посеешь в погоду-больше приплоду.
  • Сейки в ненастье, а сбирки в вёдр.
  • Краденые семена лучше родятся.

21 мая – Арсеньев день. На Арсеньев день засевай пшеницу. День с дождями - гриб пойдет полками. Арсений-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу. Пахать в весну - не до сну. Ночные дожди и дневное солнце наполнят кладовые, бочки и бочонки. Красное небо с вечера сулит хорошую погоду, утренняя краснота воду дает.

22 мая – теплый Николай. Святой Николай – это один из самых почитаемых святых. Считается, что Никола Чудотворец - заступник и покровитель русского народа. “Нет за мужика поборника супротив Николы”, “Никола на море спасает. Никола мужику воз подымает” - говорят в народе. Оба Николы - и зимний (19 декабря), и вешний - погоду устанавливают. Говорят, что Никола вешний-с теплом.

  • Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит.
  • Егорий с ношей, а Никола с возом.
  • Никола вешний с теплом.
  • До Николы крепись, а с Николы живи не тужи.
  • Прошел бы Николин день, а то будет тепло.
  • До весеннего Николы нельзя купаться.
  • Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой.

23 мая – апостола Симона Зилота. Святой покровитель этого дня считался распорядителем над всеми травами, именно по его воле на земле растут всякие растения - целебные и дурные, красивые и невзрачные, медоносные и бесплодные. Этот же святой считался помощником в поиске кладов, которые, как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше.

  • Копают на Симона Зилота коренья для зелий.
  • Лопаются сережки у березы - время сеять хлеб.
  • Сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду.

24 мая – Мокеев день. День этот считается показателем погоды для всего лета. Если мокро, то и все лето мокрое, и наоборот. Коль багряный восход, а днем дождь - лето мокрое и грозовое придет.

Дождливый день – показатель погоды для всего лета

Если восход солнца был багровым, то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами. Случившиеся в этот день туманы означают также сырое лето.

25 мая – Епифанов день. Считалось, что в этот день появляются на прудах и озерах первые цветы белых кувшинок. Они очень красивы, но приносить в дом их было нельзя, поскольку это грозило гибелью всего домашнего скота.

26 мая – гречишница. В этот день, вместе с теплым ветром, появляются комары. В народе верили, что комаров осенью уносит ветрами на теплые моря, а весной опять приносит к нам. Считали также, что если с 26 мая по 22 июня убьешь комара - их прибавится дюжина, а если убьешь после летнего солнцестояния - комариное племя на дюжину убавится.

Приметы в этот день следующие:

  • На Лукерью часто летают стрижи и ласточки - к теплу.
  • Комары вьются - к вёдру (солнечному дню).
  • Крупный комар - к доброму году.
  • Появились комары - жди тепла и дождя.

27 мая – Сидор огуречник. На Сидора холодно - все лето такое. Ранние ласточки - к счастливому году. Ласточки летают высоко в небе - к хорошей, солнечной погоде, а если низко - к дождю.

28 мая – день Пахома. Святой Пахом - покровитель этого дня - известен под именем теплого Бокогрея, так как с этого дня начинается настоящее летне-весеннее тепло. Считается, что если в этот день тепло - все лето тоже будет теплым.

  • Пришел Пахом - запахло теплом.
  • На Пахомия-травника и пустырь зелен.
  • Западный ветер под низкими облаками - пора сеять ярицу.
  • Солнце на пахома сильнее греет, дает рост посеву.
  • После ненастья появилась на небе радуга - дождь больше не пойдет.

29 мая – Федор житник. Святого покровителя этого дня называют Житником, поскольку день памяти этого угодника служит самым последним сроком для посева яровых, и в народе говорят: “У Житника забота-ячменное поле заборонить”. Если в этот день зацвела рябина- значит, установилось тепло.

  • На Федора-житника гром - будешь с зерном.
  • Рябина цветет рясно (обильно) - много овса будет.
  • Зацвела рябина - скоро наступит тепло.
  • Сполохи играют - перемена погоды будет.
  • Волна бьет навстречу текучей воде - будет дождь.
  • Если дождевая туча шумит, будет град и сильный ветер.
  • Пар идет от земли - к дождю.
  • Если солнце ложится спать бледным - назавтра будет дождь.
  • Если дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету.

Эта статья про народные приметы на май месяц. Вы узнаете, какие майские приметы определяют наше лето, что ждать и к чему готовиться, в какие дни надо быть более внимательным к погодным явлениям и почему май приметный месяц.

Природа - погода – садовод-любитель: в этой цепочке из простых слов слагаются очень сложные и порой обманчивые отношения. Ведь каждый год никогда в точности не повторяет прошедший, наступивший день таит в себе неизведанное, и каждая новая весна наполнена своим очарованием и капризами. Природа переменчива. В ней существуют свои закономерности и взаимосвязи, свой природный механизм, в котором «вращаются» и облака, и ледоход, снегопад и появление проталин, жизнь «братьев наших меньших» и поведение растений.

Ведь май – это не только пора цветения первоцветов и черёмухи, но и самая главная посевная для дачников.

Погоду формируют многие факторы: изменение скорости вращения Земли, угол наклона её оси, движение материков и теплообмен между океанами и атмосферой, интенсивность солнечного излучения, техногенная деятельность человека.

А садовод-любитель не только слушает прогноз погоды, предоставляемый нам метеорологической службой, но и соотносит этот прогноз со своим, который базируется на народных приметах и входит в кладезь народного погодоведения.

Какие майские приметы отражаются в поговорках?

Май месяц ласково называют Травень, Цветень, Майник или Розоцвет. Этот месяц считали временем приметным. «Май холодный – год хлеборобный», «Туманы к маю – к плодородию», «Майский день – хлеба на год», «Май создаёт хлеба, а июнь сено».

В середине мая подмечали, что если солнце восходит в ясную погоду, то всему лету быть таким.

Если в мае появиться много жуков, то готовься к засухе, к сухому лету.

Какие дни мая определяют не только погоду, но и долгожданное лето?

6.05 Егорьев (Юрьев) день. Если на Егорья-вешнего - будет низовка (ветер с низовий рек, дующий против течения) или сиверко (северный ветер)– жди в ближайшие дни мороза.

13.05 Яков -апостол. Если на Якова – апостола тёплый вечер и звёздная ночь – к сухому и жаркому лету.

14.05 Ефим- запрягальщик. Если на Ефима-запрягальщика хорошая погода – к хорошей поре для уборки урожая, а если непогода – к суровой и холодной зиме.

15.05 Борисов день – начало пения соловьёв и вода в реках пошла на убыль.

19.05 Иов - день. С Иова начало утренних рос.

22.05 Николы - день. С Николы 12 заморозков.

24.05 Мокеев - день. Если на Мокея с утра туман, багряный восход солнца да днём дождь – к мокрому и грозовому лету.

25.05 Епифана - день. Если на Епифана утро солнечное и тёплое – жди сухого лета.

26.05 Лукерья-комарница. С Лукерьи-комарницы начинают появляться комары, что указывает на скорое потепление.

27.05 Сидор - огуречник. Если на Сидора - огуречника сиверко – то к холодному лету. Если же часто прилетают стрижи и касатки, всё это указывает на тепло.

28.05 Пахом-бокогрей. Если на Пахома- бокогрея стоит тёплая погода, то всё лето будет тёплое.

30.05 Евдокия –свистунья. Это день, когда ветры свистят. Какова Евдокинья – таково и лето. Народившаяся в дождливую Евдокию Луна – к мокрому лету, а если ещё и дует северный ветер, то к холодному лету.

Приметы по главным майским дням вы прочитали, осталось их проверить и главное помнить, что «календарным теплом не согреешься» и «разговорами – сыт не будешь».

Хорошего урожая вам, наши читатели, и гармоничной погоды для огорода и сада!

На Руси его называли «ярец» в честь славянского бога Солнца Ярилы, а также «травень-цветень», «святодень», «птичий пересвист». У греков май обязан своим названием богине гор Майе, которая именно в это время покрывает горы зеленью. У римлян Майя — богиня плодородия и весеннего обновления земли.

ПРИМЕТЫ МАЯ

Май весну венчает, лето встречает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден!

Апрель теплый, май холодный — год хлебородный.

Майская трава и голодного кормит.

Много майских жуков — к сухому лету.

Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.

Когда береза лист распустит перед ольхой — лето будет сухое, а если ольха перед березой — мокрое.

Мокрый май — будет каша и каравай.

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили:

В рубахе пахать, в шубе сеять.

Обычно холода возвращаются, когда зацветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

1 мая

День Козьмы , названный в честь святителя Космы. В этот день на горке ставили соломенное чучело на шесте, вокруг него пировали, а потом сжигали его с песнями и плясками. Когда горел огонь, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем», по аналогии с масленич-ными обрядами. В некоторых местностях маем называли украшенное дерево (типа троицкой березки).

Сей морковь и свеклу на Козьму.

Про морковь говорили так: «Она любит землю пес-чаную, на которой родится глаже и вкуснее, и в ботву не столько станет расти, на черной же земле боле траву пускает, нежели корень свой». Человеку, родившемуся в этот день, пророчили быть огородником.

2 мая

День Иоанна Ветхопещерника, или Ивана Воинственника.

Иван — весне новина.

Крестьяне приносили на поляны свежесотканные хол-сты и рубахи («новину»), полоскали их в реке, расстилали в поле, чтобы отбелились под солнцем. Холстом нового урожая одаривали Весну: на растеленный на лугу холст ставили пирог и, обращаясь на восток, говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!»

На Ветхопещерника обновляй новину.

Уходили домой с надеждой, что Весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен, коноплю и рожь.

3 мая

День Федора , поминовение усопших. День назван в честь преподобного Феодора. По поверьям, взбудораженные весенним оживлением души умерших вылетают на свет Божий и ищут покоя, а потому не-обходимо навещать могилы родственников, прибирать кладбища, причитать или окликать покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были «плачи» на могилах.

Федор — окликание предков.

На Федора покойники тоскуют по земле.

4 мая

День Прокла . Старики проклинали нечистую силу. Приметы этого дня:

Если муравей сытый и чистый — пшеница хорошо уродится.

Рано зацвела черемуха — к теплому лету.

5 мая

День преподобного Луки . Принято сажать на грядки лук.

Лук от семи недуг.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изво-дит.

Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук. Лук да баня все правят. Голо, голо, а луковка во щи есть. Про мелкие печали или ничтожные огорчения, не за-служивающие слез, говорили так:

Горе луковое.

Луковую шелуху раскладывали по дому — она изгоняет злых духов и очищает жилище от скверны.

6 мая

День памяти великомученика Георгия По-бедоносца, в народном календаре — Егорьев день (Юрий вешний, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий хра-брый). В народном представлении его образ существует в трех ипостасях: воина, защитника скота и волчьего па-стыря. Говорили так:

Не бывать Весне на Святой Руси без Егория.

Вся живая тварь у Егория под рукой.

Считалось, что он покровительствует не только до-машней скотине, но и диким зверям, и если волк или медведь уносили овцу, то случай этот приписывали воле святого Георгия:

Что у волка в зубах, то Георгий дал.

По преданию, накануне своего вешнего дня святой Егорий объезжает на белом коне все леса и отдает наказы дикому зверью: где кормиться, чем промышлять-

Без Егорьева наказа и серый волк сыт не будет.

На что волк сер, а и тот по закону живет: что Егорий скажет, на том все и порешится.

Егорий-храбрый держит волка впроголодь, а то бы — хоть и скота не води.

День «Егория вешнего» (существует также «Егорий осенний») считался праздником пастухов: скот выгоняли на первый выпас. Важное это событие обставлялось це-лым рядом ритуальных действий. Хозяева пекли обрядо-вое печенье в виде «коровок», «лошадей» и «козулек», делали «соченое молоко» — толкли в ступе конопляное и льняное семя, разводили водой и давали скотине, чтобы узнать, здорова ли она. Животное, которое отказывалось пить это «молоко», считали больным. Затем «для пущего здоровья» скотину обливали во дворе талой водой. Рано утром на лугу хозяин «выкликал волка»:

Волк, волк, на какую животину от Егория тебе наказ вышел?!

После этого в поле бросали голову и ноги от зарезан-ной овцы. Хозяин обходил всю скотину с образом святого Георгия, а когда коров собирали в общее стадо, в часовне служили водосвятный молебен, после чего животных кро-пили святой водой и, наконец, гнали за околицу.

Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!

Ребята-подпаски стегали скот вербой и кричали:

Верба из-за моря,

Дай, верба, здоровья!

Верба, хлест —

Бей до слез!

Бери хворостинку —

Выгоняй скотинку!

Утром рано

Меть барана!

К хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку, которая, сметая с травы ночную росу, обеспечивала обильные удои всему стаду. Старые пастухи уверяли, что средство это верное. В этот день чествовали пастуха: одаривали караваями, кормили в поле мирской яичницей и, по обычаю, окатывали водой, «чтобы не дремал», хотя больше надеялись все же на святого:

Хоть все глаза прогляди, а без Егория не усмотришь за стадом.

Чтобы Егорий не забрал скотину «волку на зуб», перед его иконой накануне этого дня ставили свечи. В обря-довых песнях, сопровождающих выгон скота, крестьяне обращались к святому с просьбой:

Егорий ты наш храбрый,

Макарий преподобный,

Ты паси нашу скотину

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым месяцем,

Под красным солнышком

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

В этот день украшали зеленью и цветами смазливого парня, ставили ему на голову круглый пирог, хороводом вели в поле, где трижды обходили посевы, а потом разво-дили костер, ели пирог и пели весенние песни. Открывался сезон хороводов, а посиделки заканчивались.

Ребятишки ходили по дворам славить Егория:

На Егорья вам,

На вешнего вам!

Телоньки, телитесь,

Кобылки, жеребитесь,

Овечки, ягнитесь,

Свинки, пороситесь,

Курочки, неситесь,

Петушки, топчитесь!

Хозяюшка, добрись,

Хозяин, не скупись!

Выносите к крыльцу

Ребятам по яйцу —

За наши труды

За егорьевские!

С этим днем связаны поговорки и приметы: На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря).

Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч до-лой.

Пришел Егорий — и весне не уйти.

На Егорья роса — будут добрые проса.

Егорий весну начинает, а Илья лето кончает.

На Егорья мороз — будет просо и овес.

На Егорья мороз — гречи хороши.

На Егорья дождь — скоту легкий год, гречи нерод.

Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дня на все лето, пока хлеб в поле стоит.

Утренняя роса на Георгия считалась целебной. Ее соби-рали на льняные полотенца и отжимали до восхода солнца. На росную траву выгоняли гулять босиком детей:

Будь здоров, как Юрьева роса.

7 мая

День Саввы и Евсея , названный в честь пре-подобного Алексия и мученика Саввы Стратилата.

Савва и Евсей — овсы отсей.

Овес не князь — любит грязь.

Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет.

Овес сеяли или до, или после наступления полнолуния, и никогда — во время затмения.

Все запасы подходили к концу:

Про нашего Савву распустили славу: не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!

8 мая

День Марка-ключника, названный в честь апостола святого Марка. Марк — хранитель ключей от дождя, ему молились от засухи:

Дети зазывали дождь:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи!

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Только пуще поливай!

Первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Если дождь, начавшийся в это день, льет до 11 мая, то следующие три года будут очень урожайными.

Зеленая радуга — к добрым урожайным дождям, высо-кая радуга — к хорошей погоде на месяц, низкая радуга — к ненастью.

На Марка в небе ярко, бабам в избе жарко.

9 мая

Дела, сделанные в этот день до восхода солн-ца, будут успешными.

Солнце встает багряное — к грозовому и пожарному лету.

Если кукует кукушка — домашние животные будут бо-леть; кукушка кукует раньше соловья — плохое лето.

10 мая

День Семена-ранопашца.

Не ленись с плужком — будешь с пирожком.

Землю пахать — не в бабки играть.

И поедим, и спляшем — только пашню вспашем.

На пашне огрехи — в кармане прорехи.

Стоя на первой вспаханной меже, пахари зазывали:

Ты, Мать-Сыра земля, укроти ветры полуночные, сдер-жи морозы-холода лютые. Ты взойди, солнце красное, люду на пораду, на добрые всходы! Ты взвейся, жавороночек, во синее небо. Огляди-ка, жавороночек, черную пашню. Ся землица крестьянская вся потом улита, сошенькою всковырена, слезами омыта.

Примета:

Яркая игра звезд перед первым яровым севом — к богатой яровине.

Петь в этот день нельзя — будет большой убыток, неурожай, и все дела пойдут в этот год плохо.

11 мая

День мученика Максима и апостола Ясона, исцелителей от лихорадки. Знахарей задабривали подар-ками.

На Ясона ветер тепляк-здоровяк.

Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход — к ведренному лету.

Солнце на восходе ясное — ясное лето. Звездная ночь — хороший урожай.

Больных лечили «собранным» в этот день в ладанку теплым южным ветром и березовым соком, особенно целебным на Максима.

12 мая

День Девяти мучеников . Им молились от девяти напастей: чтобы не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не крутило, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило.

13 мая

День Якова-звездоночного.

Теплый вечер и звездная ночь на Якова — к сухому ясному лету.

С этого дня прекращали всякое сватовство, ведь в мае жениться — значит всю жизнь маяться (по старо-му стилю в этот день май только, начинался). В первый майский вечер на лугу ставили молодое зеленое деревце, украшенное лентами, водили вокруг него хороводы, жгли костры и веселились. Во многих местах начинали сев.

Роса в этот день целебна. Не обрызгавшись этой росой, нельзя отправляться в дорогу — иначе все дела, связанные с ней, будут неудачными.

14 мая

День Еремея-запрягальника, яремника, названный в честь пророка Иеремии, и день иконы «Не-чаянная радость». В этот день не принято давать в долг зерна и хлеба — по поверьям, это приводит к плохому урожаю.

На Еремея по ранней росе иди на посев. Еремей, Еремей, про посевы разумей! На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет при-гожа.

Ель распустила почки — с севом надо торопиться.

15 мая

День благоверных князей Бориса и Глеба, сеятелей. Соловьиный праздник. Начинают петь соловьи.

Соловейка маленький,

Сизенький, касатенький!

Перышки рябенькие,

На крылышки легонький!

Спой в саду, пощебечи

Ты днем и в ночи:

Так — тьех-тьех, фьють-фьюти!

Так — тьех-тьех, фьють-фьюти!

Приметы:

Если соловья услышишь раньше кукушки — счастливо проведешь лето.

Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку.

Соловей поет всю ночь — будет солнечный день. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садов и ну.

Услышав первого соловья, нужно успеть скинуть с себя рубашку — кожа тогда будет гладкой и красивой.

Если на Бориса удалось что-то выгодно продать — «весь год с барышом будешь» (еще этот день называют «барыш-день»).

16 мая

День Мавры-молочницы . У коров при-бавляется молока.

И хозяйке легко, коль на столе молоко. Зацветает черемуха, наступает похолодание.

Черемушка зеленая,

Тонкая, высокая,

Листом широкая!

Под лучами ясными,

Под звездами частыми

Цвети до зазимки —

С комля до вершинки!

На потеху старым,

На диво детям малым!

Появляется первая зелень:

Мавра — зеленые щи.

В зеленые щи крапиву ищи.

17 мая

Огород ограждали изгородью. Поставленная именно в этот день, она убережет посевы от злого глаза и порчи. В церкви заказывали молебны о дождях, растениях и животных, чтобы все хозяйство приносило прибыль.

18 мая

День Ирины-рассадницы, память мученицы Ирины . Пора пересаживать капустную рассаду на грядки, приговаривая:

Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!

Первый кочан нужно накрыть самым большим горш-ком и белой скатертью. Работа эта издревле считалась исключительно женским делом: посаженные мужчиной, овощи зацветут, но плодов не дадут.

19 мая

День Иова-горошника, огуречника, росенника. Провести его нужно как можно тише, спокой-нее: поразмышлять о жизни, попросить прощения у тех, перед кем виноваты. День назван в честь праведного Иова Многострадального. Пора сеять горох:

Старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье.

И репу, и горох не сей подле дорог.

Иов росы распустил.

Опытные огородники знали: сеять горох нужно на за-кате солнца (чтобы воробьи не видели), при ущербной луне, на сырой земле. Горох, посеянный при северном ветре, будет жестким, при западном или юго-западном — мягким, на нем скоро появляются черви, и он сильно за-растает сорными травами.

Сей, сей горох,

Рассеивай горох!

Уродись, горох,

В огороде не плох!

И крупен, и бел —

На потеху всем,

И сам тридесят —

Для малых ребят!

Приметы этого дня:

Большая роса — к урожаю огурцов.

Ясный день — к обилию огурцов в этот год.

20 мая

Ходить босиком нельзя: это привлекает в дом змей и других ядовитых тварей, а также комаров и мух.

21 мая

День Ивана-Пшеничника.

Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу!

Не сей пшеницу раньше дубового листа.

Дождь — будет много грибов.

Начало сева сопровождалось множеством ритуальных действий, призванных обеспечить хороший урожай. Чтобы летом не овладевала усталость, крестьяне накануне сева изображали различные сельскохозяйственные работы — косьбу, жатву, молотьбу. Чтобы хлеб лучше уродился; хозяин до восхода солнца потрясал сохой, а хозяйки пекли пироги в виде сохи и бороны.

На закате солнца славильщики обходили дворы с по-желаниями богатого урожая. Такие песни назывались «волочебными», а сами окликалыдики — «волочебниками» (от древнерусского слова «волочить» — медленно передвигаться). Будущие радости представлялись в таких песнях как уже свершившиеся:

Не шум шумит, не гром гремит —

Идут-бредут волочебнички,

Волочебнички, полуночнички.

— Хозяин ты наш батюшка!

Ты спишь или так лежишь?

Подари ты нас, волочебничков,

Волочебничков, нерадельничков.

Наши дары малы, не велики —

Пару яиц да пироги.

Не хочешь нас дарить — пойдем бродить,

Грязи толочить, людей смешить.

Хозяинушка наш батюшка!

Зажги огонь, сходи на двор.

На твоем-то дворе три радости:

Первая радость — коровка отелилась,

Другая радость — овечка оягнилась,

Третья радость — кобылка жеребилась.

Коровка телила — телочку,

Овечка ягнила — ярочку,

Все ярочки по парочке,

Твоим деткам на подарочки.

Кобылка жеребила — коника,

Коника все вороника.

С этим же, хозяинушка,

Живи здорово,

Живи богато!

Перед тем как начать сев, сеятель садился на борону и говорил так:

Как я весок и тяжел, так и хлеб мой будь на полосе весной — тяжкой; чтоб никто не мог на моей полосе цвет ни снять, ни сдуть, и чтоб дождь не омыл и буйный ветер не поснимал, кроме меня — хозяина. Так взойди, красное солнышко, на ниву, дай моему хлебу силу! А ты, Мать-Сыра земля, вскорми хлеба!

К семенам примешивали крошки хлеба, скорлупу яиц. Это должно было вернуть земле силу и дать ей плодородие.

Домашних животных в этот день принято было холить и лелеять. Была и другая забота: читались заговоры на прибавление ума, а в церкви заказывали молебны с этими же прошениями.

22 мая

День Николы вешнего, травного, тепло-го, или Никольщина (день перенесения мощей святого Николая), важная церковная и аграрная дата. В этот день святому Николаю Угоднику служили молебен, в котором просили его уберечь скот от падежа. К нему приурочивали посев хлебов, в некоторых местностях начинали сажать картофель. После Николы наступали теплые ночи, вы-растала густая трава.

Никола вешний — праздник конюхов. Принято было не работать и впервые в году выгонять лошадей в поле — на ночной подножный корм. Ребята в ночном жгли костры, во-дили хороводы, пели песни и плясали до утренней зари.

Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет.

Пришел бы Никола, а тепло будет!

С Николы вешнего сади картофель.

Проси Николу, а он Спасу укажет.

До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы не тужи.

До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки.

Нет для мужика поборника лучше Николы-угодника.

23 мая

День Симона Зилота . Время собирать це-лебные коренья: травы наполнены особенными соками.

На Симона Зилота земля именинница — грех пахать.

В этот день промывали, протирали и выкладывали на солнце изделия с драгоценными камнями — чтобы долго сохраняли свой вид.

24 мая

День Мокия мокрого, названный в честь священномученика Мокия.

Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее.

Если небо прохудится, то все лето будет дождик литься.

Туман на Мокея — к мокрому лету.

Восход багряный — к грозному и пожарному лету.

25 мая

День Епифана.

На Епифана утро в красном кафтане — к пожарному лету.

Если акация сильно пахнет и привлекает много пчел — долго будет стоять хорошая погода.

Если распустились белые кувшинки на озерах и пру-дах — заморозков больше не будет.

26 мая

День Лукерьи-комарницы. Начало кома-риного года.

Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.

27 мая

День святого мученика Исидора, или Си-дора-огуречника. Пора сеять ранние огурцы и лен. При-мечали: если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, посеянные в этот день огурцы будут нехороши.

Кукушка кукует — пора сеять лен, стрижи прилетели — к теплу.

Сидор-видор, сею-вею беленький леночек (из хоро-водной песни).

На Сидора сиверко — лето будет холодное.

Прошли Сидоры, прошли и сиверы.

До Сидоров заморозки бьют.

Ласточки летают высоко — к хорошей погоде.

К Сидору приурочивали также первый посев льна

28 мая

День Пахома-бокогрея, память препо-добного Пахомия Великого. С Пахомия окончательно устанавливается летняя погода. В разгаре время появ-ления листвы и цветения, называемое в народе зеленым шумом.

Пришел Пахом — запахло теплом.

На Пахома тепло — все лето теплое.

На Пахома-травника и пустырь зелен.

Если зацвел можжевельник — пора сеять ячмень (до тех пор, пока цветет калина).

29 мая

День Федота-житника, память преподоб-ного Феодота.

Коли на Федота на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой.

Придет Федот — последний дубовый листок развернет.

Пора сеять жито (ячмень). Сеяли, приговаривая:

Роди, Боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху.

В засушливую весну крестьяне «ходили на гремячий»: шли к роднику и принимались поблизости от него копать землю. Если удавалось добраться до воды, это считалось большой удачей — дождик был уже близко, оставалось только позвать его:

Гой еси ты, дробен дождь! Пади на мою рожь, чтобы она росла, как лес высока, как дуб толста!

Секи, секи, дождь!

На нашу рожь,

На гречу и пшеницу,

Овес и чечевицу,

А на ячмень —

Поливай весь день!

Это день считался опасным: колдуны напускают на ветер порчу. Хозяева обходили свои владения и разбра-сывали семена, привлекая в дом счастье. Денег в долг не давали: это приведет к неудачам и безденежью.

30 мая

День преподобной Евфросинии, в миру Евдокии.

Какова Евдокия, таково и лето.

Заканчивается сев пшеницы. Если сережки на тополе вызрели за полторы-две недели до осиновых — много ро-дилось сморчков и строчков, можно начинать их сбор.

31 мая

Продолжали сеять лен и сажать огурцы. Дуб одевается, скотина наедается.

Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. Услышав кукушку, загадывали:

Ку-ку, кукушечка!

Ку-ку, рябушечка!

Сколько лет мне жить,

По земле ходить?

Примечали:

Кукушка закуковала — пора сеять лен.

Чтобы бел-волокнист уродился лен, сей его на молодой месяц; а чтобы собрать побольше льняного семени — жди полнолуния.

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок,

Вверх головистый,

Вниз коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым.

Наблюдения за поведением погоды на протяжении веков сформировали довольно достоверные народные приметы мая по дням. Май – торжество весны зеленой. В неугомонный щебет пернатых властно врывается щелканье соловья. Значит, береза лист пустила. По заметкам старых людей – соловей запевает тогда, когда может напиться росы с березового листа.

Приметы и поверья мая

Народные приметы в мае: «Май холодный – год хлебородный», «Апрель с водой, май с травой», «Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай». Свой прогноз май частично берет от февраля. От погоды в мае у русского крестьянина зависела судьба урожая и все его благополучие. Здесь – и правильные сроки сева, и угадать, чтобы отсеяться до дождя. Русский крестьянин на сев имел свои приметы.

Сухой период мая он угадывал по морозному ветреному периоду февраля и в 90-дневном цикле отмечал этот рубеж. Но как только и феврале появлялся иней после морозного периода, по был рубеж осадков мая, с отсчетом 90 дней от инея.

В дальнейшем для времени сева крестьянин имел свои приметы. Началом сева хлебов считали то время, когда лопнет почка дерева, а когда лист окончательно разовьется, то конец сева – «Лист полон, и сеять полно». При этом каждое поле рассматривалось отдельно. От наклона поля к солнцу зависел прогрев земли, и в учет прогноза брались деревья, растущие около этого поля.

Сроки сева последующих сельскохозяйственных культур выбирались крестьянами при начале цветения различных деревьев, так как известно, что никогда не расцветет дерево или кустарник, пока земля около него не прогреется до определенной температуры. Таким образом, крестьяне России сеяли ежегодно семена строго под определенную температуру земли, не имея для этого даже средств для ее измерения.

Деревья, растущие возле полей, были у них ежегодными постоянными указателями. Эти незаслуженно забытые приметы необходимо возродить. Они верой и правдой веками служили земледельцу.

Даже уборку зерновых и то крестьяне начинали под цветение подсолнечника. Пока дружно не зацветет подсолнечник, озимые не косили. Согласно приметам о погоде на май, если сады цвели рано, тоже надейся на хороший урожай.

Приметы на май месяц по дням

Непогода в этот день сулит суровую и голодную будущую зиму. Погоже – уборка хлеба пригожа. «Рожь любит хоть на часок, да в песок» (то есть в сухую землю). Когда появятся комары – пора сеять рожь, гласят приметы о погоде на май.

День теплый – будет хлеб темный. Во время сева замечают, на какие сучки кукушка садится: к вершине – яровые должны быть высокие, на нижние сучки – хлеба должны быть низкие и неурожайные. «Борис и Глеб сеют хлеб». Соловьиный день. Соберется петь птичий царь в этих числах – весна зацветет дружно. Соловей запел – весна пошла на убыль.

Согласно приметам о погоде на май, в этот день высаживали рассаду в грунт из парников и примечали, как рассада воду пьет: много – сухой покос, не вбирает поливку – мокрый.

«Иов-росенник росы распустил». Большая роса и ясный день – к урожаю огурцов, гласят приметы о погоде на май. Иова называют горошни- ком, хотя горох сеют с Егорьева дня. Если на Иова ночь теплая, будет огуречный год, холодная – не огуречный.

Одна из важных агрономических дат. «Пришел бы Никола, а тепло будет», «До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи – не тужи», «Егорий с водой, Никола с травой», «Егорий с мухами, а Никола с комарами», «Егорий с ношей, Никола с возом». С Николы средний посев яровых. Если на другой день после вешнего Николы пойдет дождь, все лето будет ненастное.

Народные приметы о погоде на май: в день Мокея мокро – все лето будет мокрое. На Мокея дождь, то лето будет смошное, восход солнца багряный, а днем дождь – к мокрому грозовому лету. Предсказать, что Мокей будет с дождем, возможно в феврале: если 24 февраля или около этого дня днем раньше или днем позже будет иней, то на Мокея будет дождь, а с ним и мокрое лето.

Примечали крестьяне, что если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет пожарное.

«Минут Сидоры, пройдут и сизеры» (холодные северные ветры), «На Сидора сиверко – лето холодное». На Сидора прилетят стрижи и касатки и принесут тепло. Согласно приметам о погоде на май, на Сидора – первый посев льна. Мокрая тряпка вывешивается на ночь, если тряпка не высохнет, то огурцам год, гласят приметы о погоде на май. Если на Сидоров день тепло – урожай огурцам.

Народные приметы: «Пришел Пахом – запахло теплом». На Пахома тепло – все лето теплое.

«Придет Федот – последний дубовый листок развернет», «Дуб одевается, скотина наедается», «Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету», «Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой».

Согласно приметам о погоде на май, если в Еленин день 21 мая (3 июня) ненастье, осень будет ненастная.

Начиналась заготовка различных трав для лечебных целей. С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные). Погашение зимнего холода весенним и летним теплом происходит неодинаково.

Теперь вы знаете народные приметы о погоде на май.