Нод аппликация старшей группы животные леса. Веселая аппликация: животные в разных техниках

Дети старшего дошкольного возраста - это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством эмоционального восприятия и личного чувственного опыта. Важно, чтобы родители и педагоги активно развивали естественную любознательность и творческую инициативность ребёнка, занимаясь вместе с ним увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт детей любой возрастной группы в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки пространственного моделирования, разовьёт представление о пропорции и правилах композиции.

Особенности проведения занятий по аппликации в старшей группе

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка.

Старшие дошкольники благодаря кропотливой работе педагогов совершенствуют свои технические навыки работы с ножницами, что позволяет смелее и увереннее творить и экспериментировать, создавать интересные художественные образы и сюжетные композиции в жанре аппликации. Развитие абстрактного мышления и умственных способностей детей этого возраста к совершению логических операций позволяет расширить и усложнить задания, связанные с конструированием из бумаги на плоскости, например, использовать симметричные приёмы вырезания или пропорциональное размещение деталей. Кроме того, усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 20–25 минут.

Виды аппликаций по теме «Домашние и дикие животные»

  • Предметная - моноизображение какого-либо образа животного, например, зайчика, ёжика, мишки и т. д.
  • Сюжетная композиция - изобразительная форма повествования о каких-то событиях с участием нескольких персонажей (мишки на льдинах, зоопарк, лесные животные и т. д.).

Для воспитанников старшей группы нет тематических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть известные литературные сюжеты или вымышленные истории, праздничные открытки, изображения любимых сказочных или анимационных героев, пейзажи и т. д. Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно.

Подготовительный этап, во время которого вырезаются отдельные детали или фигурки, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана (дерево, облака, звёзды, цветы) и только потом приклеить фигуры первого плана (силуэты животных).

Коллективная сюжетная аппликация (фотогалерея)

«Кто живёт на севере» - аппликация в обрывной и силуэтной технике «Кто где живёт» «Лесные жители» в жанре флористики «На Севере снега, мороз, суровая погода» с использованием фольги «Животные юга» - аппликация с элементами рисования «Мишки на севере» - аппликация из ватных шариков с элементами рисования «Дикие животные в зимнем лесу» - аппликация из ниток «Зимний лес» - аппликация в насыпной технике «Осенние ёжики» - аппликация в ладошковой технике «Ферма в деревне»

Программные задачи:

  • Пополнить знания о свойствах и характеристиках предметов. Продолжается обучение умению находить различные геометрические формы, различать квадрат и прямоугольник по признакам равенства и параллельности противоположных сторон, улавливать разницу между овалом и кругом. Для формирования понимания геометрических закономерностей занятие аппликацией, которая позволяет сравнивать и сопоставлять детали разной формы, размера и цвета, является незаменимым по эффективности практическим приёмом.
  • Расширять диапазон цветового восприятия, т. е. не только правильно называть цвет, но и определять уровень интенсивности цвета (яркий, тусклый, светлый, тёмный), а также смешанные цвета и оттенки (голубой, розовый, фиолетовый и т. д.). Подобное совершенствование цветовой культуры позволит дем проявлять больше инициативности, свободы и самостоятельности в художественном творчестве, создавать более выразительные и колоритные образы.
  • Развивать пространственное мышление. Дети 5–6 лет испытывают трудности в определении левой и правой стороны, а такой вид художественной деятельности, как аппликация будет способствовать формированию правильного представления о пространственных понятиях.
  • Осваивать новые приёмы работы с ножницами, прежде всего, вырезание многочисленных одинаковых деталей из сложенной гармошкой продолговатой ленты (ленточная техника) и симметричного или парного вырезания из сложенного пополам листа бумаги.
  • В начале учебного года уделяется пристальное внимание развитию и закреплению навыка округлого вырезания, поскольку в средней группе дети только приступили к освоению этого нового технического приёма.
  • Следующий шаг педагогической работы будет направлен в сторону освоения эффективного метода множественного вырезания.
  • Наиболее сложной задачей будет являться обучение приёмам симметричного вырезания, поскольку детям тяжело осознать, что, вырезая половинку контура предмета или детали, можно получить цельное изображение.
  • Основное содержание работ - предметное изображение, основанное на методе плоскостного конструирования.

Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить:

  • вырезать округлые силуэты;
  • вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
  • освоить приём симметричного или парного вырезания;
  • самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей;
  • развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус;
  • создавать коллективные работы.

Способы изготовления аппликаций, которые можно применять в подготовительной группе по теме «Домашние и дикие животные»:

  • Обрывная техника - приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (пушистая шёрстка, облака на небе, трава, кроны деревьев, льдины и айсберги).
  • Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают фактуру меховой шубки зверька. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.
  • Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.

    Аппликация в мозаичной технике с элементами бумагоплетения

  • Геометрическое выполнение аппликации - основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, овал, цилиндр, треугольник) различного размера, вырезанные детьми, из которых выкладываются фигурки животных.
  • Симметричная аппликация - заготовку, подготовленную воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета, образа (цветочек, листочек, облачко, контур животного без мелкой детализации) ребёнок складывает пополам, затем, придерживая сгиб сложенного листа, вырезает по контуру.
  • Многослойная техника - при создании образа детали меньшего размера накладываются на детали большей величины (оформление мордочки мишки).
  • Ленточная аппликация - такой способ очень практичен и удобен для быстрого получения множества одинаковых деталей для коллективной композиции (листочки, глазки, цветочки, ягодки, силуэты животных). Продолговатый лист бумаги складывается гармошкой и вырезается необходимый контур.
  • Силуэтная техника исполнения - доступна детям, которые уверенно оперируют ножницами и достигли высокого уровня ручных умений. Воспитатель или ребёнок (это может быть несложный рисунок кошечки или белочки) наносит контур образа на лист бумаги или очерчивает готовый трафарет, затем вырезает.
  • Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
  • Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.

Салфеточная аппликация (фотогалерея)

  • Аппликация из ткани - особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами.
  • Ладошковая - основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки ребёнка. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в чудный осенний лес. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные отпечатки ладошек всех детей в кроны деревьев или иголки ёжика, тогда такая аппликация станет необычной композицией.
  • Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика) - такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал. Во время занятий по аппликации со старшими дошкольниками можно комбинировать сухие листья разных деревьев (клён, осина, берёза, рябина и т. д.). Аппликации в жанре флористики выглядят оригинально, а из детских работ можно составить картинную галерею, которая станет достойным украшением интерьера детского сада.

Работы в жанре флористики (фотогалерея)

«Зайчик» «Бурёнка»
«Олень»
«Царь зверей» «Лисичка» «Ослик»

Планирование занятия по аппликации

В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по аппликации в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Вводная часть - включает познавательную или игровую беседу мотивирующего характера, стимулирующую активность детей и настраивающую на работу с конкретным сюжетом (приблизительно 3–5 минут).
  2. Практическая часть - воспитатель объясняет и показывает последовательность и технические приёмы работы, обращает внимание детей на необходимость соблюдать осторожность во время работы с ножницами, аккуратно пользоваться клеем (3–5 минут).
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут);
  4. Заключительная часть - дети рассматривают и обсуждают созданные ими аппликации или коллективную работу (3 минуты).

Ориентировочные вопросы для беседы по теме «Лесные животные»:

  • Кто такие дикие животные?
  • Почему их так называют?
  • Как их можно назвать по-другому?
  • Почему их можно назвать по-другому - звери?
  • Какова среда их обитания (где они живут)?
  • Какие дикие животные живут у нас?
  • Чем дикие животные отличаются от домашних животных?
  • Какие характерные, отличительные особенности диких животных (лисы, зайца, волка, медведя, белки) по строению тела, цвету шерсти, размеру друг от друга?
  • Чем они питаются?
  • Кого из них мы можем назвать хищниками?
  • По каким признакам можно определить, что это хищник?
  • Как устроены их жилища?
  • Зачем им нужны такие жилища?
  • Что зимой в лесу может делать лиса (заяц, медведь, волк, белка)?
  • Как они приспосабливаются к жизни в зимний период?
  • Зачем им нужны клыки, острые когти, тёплая шерсть, быстрые лапы?
  • Как мы можем узнать, глядя на снег, что здесь пробегали дикие животные?
  • Как схематично можно изобразить признаки диких животных (всех вместе и каждого по отдельности) по отдельности?
  • В каких стихах, сказках, играх упоминаются дикие животные?

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:


Конспект творческого занятия по аппликации на тему «Розовый слон» - силуэтная аппликация с элементами салфеточной мозаики (автор Е. Сафронова)

Развивающие :

  • Познакомить с отличительными признаками внешнего вида, образа жизни и питания слона.
  • С помощью увлекательного рассказа, оригинального музыкального сопровождения, демонстрации интересных иллюстраций по теме пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей и предложить им воплотить художественный образ слона в яркой мозаичной аппликации.

Образовательные:

  • Продолжать знакомство воспитанников с искусством изготовления силуэтно-мозаичной аппликацией.
  • Совершенствовать навыки силуэтного способа вырезания фигурки животного по готовому шаблону.
  • Развивать такие качества, как усидчивость, внимательность, умение уверенно оперировать ножницами и контролировать действия рук.
  • Позволить каждому ребёнку проявить творческую фантазию в выборе цвета, способствовать развитию художественных способностей, нестандартного мышления, самостоятельности с опорой на свободный выбор.

Воспитательные:

  • Создать комфортную эмоциональную атмосферу, воспитывать доброжелательность и желание помочь товарищам.
  • Формировать трепетное и заботливое отношение к природе, учить замечать, ценить красоту и неповторимость окружающего мира.

Материалы: шаблон слона, цветная бумага, салфетки, оборудование и инструменты.

1. Организационная часть.
Демонстрация картинок слона, как в живой природе, так и в цирке.
Слон такой большой, что на него по лестнице надо лезть, чтобы ему на спину залезть. У него из головы идёт хобот, и он хоботом может, как угодно крутить и крючком загибать.
Хобот набирает с земли пыль, а потом всю пыль выдувает себе на спину, и живот тоже обдувает пылью. Это он делает для того, чтобы его не кусали насекомые. У него нет волос и очень толстая, вся в складках кожа. А на голове у него большие, прямо во всю голову. И он ими трясёт и хлопает, а глазки совсем маленькие. Скажите, а для чего ещё слону нужен такой длинный хобот?
Дети: листья на деревьях доставать, водой в жаркую погоду обливаться.
Воспитатель: Верно, а ещё это связано со строением тела слона. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь и выручает его хобот.
Слон долго срывает молодые побеги с высоких деревьев и щиплет траву.
На самом деле слоны - очень добродушные, хорошо поддаются дрессировке, поэтому их можно встретить не только в зоопарке, но и в цирке.
Скажите. А какого цвета слон?
Дети: Серого.
Воспитатель: Верно. А я вам расскажу отрывок из стихотворения Г. Горбовского «Розовый слон».
Предисловие: Дело было в зоопарке, к клетке со слоном подошла девочка и увидела, что слон загрустил и говорит она ему:
…Зря унываешь, нету беды.
Я - то ведь знаю: розовый ты!
Может случайно, где-то во сне
Ты прислонился к серой стене?
Добрый мой слоник, ты извини.
В жизни бывают серые дни,
Скоро подарит солнце рассвет,
Выкрасит кожу в розовый цвет!
2. Практическая часть.
Воспитатель: ребята. Я думаю, вы уже догадались, что даже в фантазиях можно представить слона в разных цветах. А какой слон в ваших фантазиях?
Дети: красный, зелёный, синий и т. д.
Воспитатель: Демонстрируя силуэт слона, а этот слон какой?
Дети: серый, белый.
Воспитатель: А давайте мы этого слоника превратим в цвета нашей фантазии?
Дети: Да
3. Самостоятельная работа детей.
Инструкция:
  1. Обводим карандашом шаблон слона и вырезаем силуэт.
  2. Мажем кисточкой клей по поверхности слона и наклеиваем кусочки салфетки внахлёст в любом порядке, чтобы получился эффект мозаики. Отдельно обклеиваем кусочками салфетки ухо и хвост.
  3. Приклеиваем ухо и хвост в слону. Вот и готовы наши слоники

4. Заключительная часть.
Выставка и обсуждение детских работ.

Схемы и описание порядка выполнения аппликаций в подготовительной группе

Серия аппликаций по теме «Как зимуют животные». Каждый зверёк рассказывает, как он готовится к зиме: меняет окрас шубки, делает заготовки (грибы, орешки, шишки), готовит жилище (дупло, берлога, нора из сухих листьев) и т. д. Практическое занятие можно предварить не только беседой, но и просмотром картинок, слайд шоу, фрагмента развивающего фильма или мультфильма, чтением стихотворений, загадок, художественной литературы.

Слайд шоу к организационной части занятия по теме «Лесные животные»

Белочка Жилище белочки Медведь зимой Берлога для медведя Лиса и волк Белая шубка зайца Заяц Силуэты для исследовательской игры

Аппликации по теме «Лесные животные»

«Братцы ёжики» - аппликация с использованием природного материала и с элементами рисования

Материалы: семена клёна, картон для основы, шаблоны ёжиков, цветная бумага, простой карандаш, чёрный фломастер, краски, инструменты и оборудование.

Техника: силуэтное вырезание округлых форм.

Инструкция:

  1. Обвести шаблоны ёжиков (на основе) и мордочек (бумага коричневого цвета) и лапок разного размера простым карандашом. Мордочки и лапки дети могут нарисовать красками.
  2. Вырезать силуэты мордочек и приклеить на силуэты ёжиков.
  3. Намазать клеем туловище большого ежа и приклеить иголки из семян клёна.
  4. Вырезать и приклеить лапки, обвести контуры чёрным фломастером, прорисовать глазки и носик.
  5. Аналогично оформить маленьких ежат.
  6. Дорисовать траву, солнышко, грибочки на спинах ёжиков, композиция готова.

Целый день Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы.
Знают, если есть еда,
Не страшны им холода!
Благодарю за внимание!
Всем творческих успехов!

«Ёжик готовит уютную норку к зиме» - аппликация в насыпной технике (рис) с элементами флористики

Материалы: шаблон изображения ёжика, рис, сухие листья, простой карандаш, картон, мелки, краски, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Тонировать восковым мелком фон и обвести простым карандашом шаблон ёжика.
  2. Намазать спинку клеем и приклеить рисовые зёрна, остатки аккуратно смахнуть. Красками разрисовать мордочку и животик.
  3. Чёрным фломастером нарисовать глазки, носик и лапки.
  4. Поочерёдно и внахлёст приклеить листочки на рисовые зёрна.
  5. Вот такой оригинальный ёжик получился.

«Белочки-подружки» - коллективная силуэтная аппликация с элементами ладошковой техники

Материалы: ватман, цветная и белая бумага, чёрный фломастер, шаблоны белок и листьев, краски, инструменты и оборудование.

Инструкция:


«В зимнем лесу» - салфеточная аппликация из скрученных жгутиков

Материалы: салфетки, шаблон зайчика, цветной картон для основы, инструменты и оборудование.

Инструкция:

  1. Ребята скручивают из салфеток жгутики для оформления ёлочки и контура зайчика, смачивая пальчики в блюдце с водой.
  2. Нанести рисунок зайчика на картон по шаблону, приклеить жгутики по контуру.
  3. Сделать ёлочку в произвольном порядке.
  4. Готовая работа.

Аппликации по теме «Домашние животные»

«Кошка» - декоративная аппликация из пуговиц

Материалы: шаблон кошки, цветная бумага, картон для основы, пуговицы, полоски для квиллинга, инструменты и оборудование.

Инструкция:

«Мохнатый друг» - аппликация собачки с элементами геометрической и ленточной техники

Материалы: цветная бумага, лист бумаги для основы, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Вырезать большой полукруг (туловище), два круга поменьше, один из которых для головы, другой разрезать пополам и сделать уши, в ленточной технике вырезать маленькие кружочки для мордочки, удлинённые треугольники разных оттенков одного цвета.
  2. Приклеить к основе туловище, затем голову и уши, оформить мордочку, приклеить треугольники (мохнатая шерсть)

«В стране подсолнухов» - объёмная силуэтная аппликация

Материалы: цветная бумага, шаблоны цветов, лошади, декоративных дополнений, полоски для забора, картон для основы, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Вырезать по шаблону элементы для подсолнуха (два одинаковых жёлтых цветка, круг и коричневое кольцо), чёрные полоски, затем по внутреннему кругу коричневого кольца сделать треугольные надрезы примерно на глубину сантиметра и загнуть кончики. Приклеить чёрные полоски, склеить все детали цветка.
  2. Вырезать фигурными ножницами разноцветные круги для цветов, смять для получения эффекта объёма, расправить и склеить, приклеить стебель.
  3. Тонировать фон красками или мелками, вырезать, сделать надрезы в виде бахромы и приклеить траву из зелёной бумаги, приклеить силуэты облаков и солнца. Вырезать по шаблону силуэт лошади и приклеить к основе.
  4. Приклеить полоски для забора, дорожку выполнить в обрывной технике.
  5. Приклеить подсолнухи, цветы. Композиция готова.

«Белоснежная лошадка» - аппликация из ниток

Материал: шаблон лошадки, нитки, картон для основы, лист белой бумаги, инструменты и оборудование.

Инструкция:

  1. Нанести на цветной картон контуры лошади по шаблону.
  2. Нитками обклеить контуры.
  3. Мелко нарезать белые, голубые, чёрные нитки.
  4. Смазать клеем силуэт, приклеить мелко нарезанные белые нитки.
  5. Оформить хвост и гриву нитками длиной три и восемь сантиметров.
  6. Из мелко нарезанных ниток оформить копыта, рот.
  7. Смазать нижнюю часть композиции клеем и приклеить белые нитки (снег). Приклеить наклейки (снежинки), композиция готова.

«Серебряное копытце» - обрывная аппликация по теме сказок П. П.Бажова

Материал: шаблон козлика, цветная бумага, стандартный лист белой бумаги для основы, простой карандаш, цветные карандаши, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Нанести на основу изображение козлика по шаблону или сделать распечатку.
  2. Тонировать фон карандашами, обвести контур рисунка цветным карандашом.
  3. Приготовить рваные кусочки цветной бумаги для оформления аппликации.
  4. Приклеить рваные кусочки цветной бумаги на силуэт козлика.
  5. Разрисовать рожки цветным карандашом, работа закончена.

«Овечка» - работа, выполненная методом торцевания

Материалы: шаблон овечки, белая бумага, цветная бумага для основы, простой карандаш, чёрный и красный фломастеры, гофрированная бумага (синяя, персиковая, жёлтая и белая), оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Обвести шаблон и вырезать силуэт овечки.
  2. Нарезать гофрированную бумагу квадратиками примерно 2х2 см.
  3. Прорисовать контуры глаз и рта фломастерами.
  4. Нанести густой слой клея и приклеивать квадратики из салфеток способом торцевания.
  5. Торцовки приклеивать плотно друг к другу.
  6. Цветок оформить торцовками синего и жёлтого цвета.
  7. Постепенно заполнить торцовками весь силуэт овечки.
  8. Скатать шарики из белой салфетки и нарисовать чёрные точки (зрачки).
  9. Приклеить объёмные глазки, которые сделают образ нашей очаровательной овечки ещё более выразительным.

«Корова» - аппликация из пластиковой тарелки

Материалы: пластиковая тарелка, палочки для мороженого, белая и розовая бумага, наклейки-глазки, краски и чёрный фломастер, оборудование и инструменты.

Инструкция:

Вырезать мордочку, два больших и два маленьких силуэта ушек, приклеить к тарелке, нарисовать пятна, носик и ротик, добавить рожки и глазки.

Аппликации по теме «Животные севера»

«Мир Севера» - коллективная аппликация в декоративном стиле

Давайте сегодня отправимся в путешествие на Крайней Север. А как вы думаете, как можно добраться туда прямо сейчас из детского сада. У меня есть волшебный цветик - семицветик. Давайте вспомним слова, которые произносила девочка Женя, чтобы её желания исполнились.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели….
Вот мы и оказались с вами на Крайнем Севере.
Какой климат на Крайнем Севере? (Суровый, очень холодно, вокруг ледяные горы, вечная мерзлота, полярная ночь, северное сияние.)
Есть на Крайнем Севере свои чудеса: когда тёмное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Садитесь, пожалуйста на ковёр. (Дети садятся на ковёр и смотрят видеозапись).
Какие животные живут здесь? (Моржи, тюлени, олени, белые медведи, песец.)
А как животные приспосабливаются к жизни в тундре? Правильно. Они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира.
На Крайнем Севере живут разные народы, а какие народы вы знаете? (Ненцы, ханты, чукчи, эскимосы, нанайцы)
Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому - что Крайней Север - это их родной дом, малая Родина, которую они любят всем сердцем.
А чем занимаются жители Крайнего Севера? (Ловят рыбу, занимаются оленеводством, охотятся.)
А как люди одеваются? (Тепло.)
Из чего люди Крайнего Севера изготавливают свою одежду? (Из кожи морских животных, оленьих шкур.)
Чем украшена одежда, обувь? (Узором - орнаментом, украшена аппликацией из меха другого цвета.)
В орнаменте народы Севера, какой узор использовали? (Разноцветные полоски, вертикальные, горизонтальные, ромбовидный узор.)
Ребята, а что ещё украшали орнаментом жители Крайнего Севера? (Свой дом.)
А как он называется? (Чум.)
Чум похож на шалаш, покрытый оленьими шкурами.

Коллективная работа по теме «Мир Севера»

Слайд шоу для организационной части занятия по теме «Животные севера»

Белые медведи Физкультминутка Образ жизни белых медведей Северное сияние (загадка) Северное небо Северное сияние Изображения северного сияния Жители Арктики Дидактическая игра

«Белые медведи» - аппликация в нетрадиционной технике

Материалы: цветная бумага, шаблон медведя, яичная скорлупа, ватные шарики, вата, манка, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Вырезать силуэты медведей, льдин и Северного сияния, приклеить к основе (лист бумаги синего цвета).
  2. Намазать силуэт мишки клеем и заполнить разным материалом.
  3. Мишка из манки.
  4. Мишка из ватных шариков.
  5. Мишка из яичной скорлупы.
  6. Готовые работы, выполненные из разного материала

Аппликации по теме «Животные юга»

Слайд шоу для организационной части занятия по теме «Животные жарких стран»

Жираф Слон Верблюд Лев Бегемот Крокодил Зебра Тигр Обезъяна

Аппликация из бумаги «Домашние животные» решает не только художественные задачи, но и расширяет представления ребенка об окружающем мире. Основная идея, которую мы можем донести при выполнении этой аппликации – о схожести строения животных. Действительно, взяв за основу большой и маленький овал, мы можем сделать корову, козу, лошадь, кошку и даже гуся! Можем сделать и человечка, но не в этот раз. Основа – овалы – одна и та же. Все дело в деталях. При работе над аппликацией «Домашние животные» мы формируем у детей аналитический взгляд художника, учимся видеть в сложных силуэтах спрятанные простые формы.
Перед началом работы нарисуйте на листе бумаги (или на доске, если вы работаете с группой) овалы – большие и поменьше – и предложите детям пофантазировать в кого или во что можно «превратить» овал. Выслушав и одобрив все версии, сообщите, что сегодня из овалов вы будете делать домашних животных. Рисуйте овалы и «превращайте» их в животных. Позже эти рисунки послужат эскизами для аппликации.
Сравните получившиеся фигурки. То есть найдите общие черты и отличия. Подведите ребенка к мысли, что общее – это большое овальное туловище и голова, тоже овальная, но размером поменьше. А различаются взаимоположение туловища и головы и, конечно, детали – хвосты, рога, ушки и т.д.

Можно предложить такой вопрос: какое получиться животное, если нарисовать голову ниже туловища? Это может быть любое животное, которое ест или пьет воду. Например, лошадка.

Выполнение аппликации из бумаги «Домашние животные» для детей 5-7 лет
Теперь приступаем собственно к аппликации. Предложите ребенку выбрать, какое животное он хочет сделать. Выберите с ним прямоугольники бумаги подходящего цвета. Прямоугольники нужно подготовить заранее. Минимальные размеры 2х3 см для маленького и 4х2.5 для большого прямоугольника. Лучше брать размеры больше, с мелкими деталями детям тяжело будет работать. Если вы работаете с группой детей, то ребята выберут разных животных, и у вас получиться настоящая ферма. Если же вы работаете индивидуально, то пусть ребенок сделает аппликацию одного-двух животных, а вы сделаете еще два-три.
Вырезаем туловище и голову для аппликации домашних животных. Прямоугольники складываем пополам, скругляем углы и разворачиваем. Получаем два овала для аппликации – голову и туловище домашнего животного.


Наклеиваем овалы на лист бумаги или картона. Дорисовываем детали фломастерами.


Вариант выполнения аппликации из бумаги «Домашние животные»
Работу можно сделать сложнее и красочнее, если детали на только дорисовывать фломастером, но и наклеивать аппликацией. Дети могут выполнять эту работу, произвольно вырезая и наклеивая детали.

Оформить аппликацию из бумаги «Домашние животные» можно в виде альбомчика, как .

Если вы работаете с группой детей, то получится красочная работа «Наша ферма», если вырезать аппликации животных «облачком» и наклеить на общую основу.
Проявив фантазию, вы можете создать сами разнообразных животных. И не обязательно домашних.
Маленькие хитрости для аппликации«Домашние животные»
Мы можем предложить и несколько технических идей-решений для такой аппликации.
Ножки с копытцами можно сделать, наклеив на прямоугольник бумаги черную полоску, а затем разрезав прямоугольник на четыре части.

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Конспект НОД по образовательной области « Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа – старшая.

Тема: «Царство диких зверей».

Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Программные задачи:

образовательные - закрепление представлений о диких животных, закрепление навыков выполнения аппликации из резанных шерстяных нитей;

развивающие - уточнение и расширение словарного запаса по теме «дикие животные»; развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики;

воспитывающие - формирование навыков самостоятельности; безопасного пользования клеем, воспитание бережного отношения к диким зверям.

Способы организации детей: столы расставлены буквой «П».

Оборудование: лист ватмана с изображением зимнего леса, трафареты диких животных (заяц, лиса, волк, белка,), мелко нарезанные цветные шерстяные нитки, клей, клеевая кисть, запись голоса вороны.

Словарная работа: трафарет, лесное царство.

Предварительная работа: закрепление знаний об изменениях в жизни лесных зверей зимой, прослушивание произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года»: «Декабрь», «Январь», нарезание ниток для аппликации.

Ход НОД

Этап, его

продолжительность

Длительность* Методы, формы, приемы
1 Открытый вход в деятельность 1 мин

Дети входят в группу, воспитатель предлагает детям осмотреться, нет ли чего необычного?

Посмотрите, ребята, кто-то оставил у нас большой лист бумаги. (переворачивает его, там – рисунок зимнего леса)

Что это здесь нарисовано? (обобщить ответы детей – зимний пейзаж, лесное царство)

2 Вводно-организационный 1 мин

Скажите, каких зверей мы можем встретить в зимнем лесу? (дети называют зверей)

Но почему же самих лесных зверей не видно на картине? (предположения детей)

3 Мотивация на деятельность 3 мин

- Какая неприятная новость! Как же нам быть? Давайте поможем лесным жителям вернуться! Только пока не понятно, как мы их будем возвращать – рисовать, наклеивать?

Дети с воспитателем оглядываются по сторонам и находят столы, накрытые салфетками.

- Посмотрите, ребята, тот, кто украл лесных зверей что-то нам оставил (под салфетками дети находят трафареты лесных зверей и нарезанные цв.нитки; в конверте лежит готовая фигурка лося)

- Я предлагаю нам с вами сделать вот таких зверей!

4 Объяснение нового или расширение имеющихся знаний 5 мин Дети выбирают трафарет животного и нитки нужного цвета. Объясняют свой выбор. Воспитатель предлагает детям отнести выбранный материал на свои рабочие места. Дети рассаживаются за столы.
5 Динамическая пауза 1 мин Пальчиковая гимнастика «Если пальчики грустят…».
6 Практическая работа 12 мин

1. Рассказ детьми последовательности выполнения работы:

Нанести клей на небольшой участок изображения,

Расположить нитки на клеевой поверхности, плотно, слегка прижать пальцами.

Повторять до полного заполнения изображения нитками.

2. Вспоминают правила работы с клеем.

3. Выполнение работы (самостоятельно) детьми. Воспитатель следит за работой, помогает.

7 Открытый выход из деятельности 2 мин

Молодцы, ребята! Посмотрите, какая чудесная картина получилась! Мы вернули зверей в лес!

Воспитатель предлагает детям рассказать о своих работах и оценить работы товарищей.

Всем детям нравится такой тип рукоделия, как аппликация. Животные пользуются большим спросом в любой технике. Бумажные объемные модели применяют в играх, плоское изображение повышает у ребенка уверенность в собственных силах, а тканевые макеты не только украшают одежду, но и используются как дидактический материал.

Классический тип аппликации

Сначала дети знакомятся с бумажной аппликацией. Она бывает плоской, а также объемной. Маленькие дети к картону наклеивают детали животного. Например, шаблон для раскрасок распечатываете, разрезаете детали, переводите на цветную бумагу. Животных можно конструировать при помощи геометрических фигур, что развивает у детей воображение.

Необычно смотрится Животные из бумажных шариков, полосок, вызывают бурный интерес у детей. Например, чтобы сделать слона, на картоне намечаете овальное туловище. Приклеиваете полоски-ноги. Берете бумагу больше туловища на два сантиметра, отрезаете с широким хвостом.

Мнете, хвостик скручиваете, туловище расправляете, приклеиваете. Так же мнете, приклеиваете круглые уши, голову с хоботом. Поверх декорируете травкой (надрезанный тонкими полосками отрезок зеленой бумаги). Если делаете образ с шариками или полосками, то просто заклеиваете шаблон разноцветными элементами.

Аппликация из листьев: животные

Листья являются благодатным материалом для поделок. Собираете по лету, осени разнообразный природный материал (семена, листья, колосья, желуди, семечки, цветы), сушите (как гербарий или в песке), замачиваете в глицерине. Листья первым способом получаются очень ломкими, а глицерин придает мягкость, гибкость, но изменяет цвет.

Любая (животные, пейзаж, люди, рыбы, птицы) развивает воображение, мышление, логику. Ребенок узнает больше о растительном мире, свойствах природного материала, способах взаимодействия с ним.

Вот несколько вариантов изготовления грызунов. Для мышки понадобятся листья березы, клевера, карагача, семена укропа или льна, травинки. Приклеиваете березовый лист хвостиком вниз (это будет туловище). Маленький лист карагача без хвостика располагаете на туловище. Приклеиваете клеверные ушки, а потом голову из карагача. Семена используете при формировании глаз, носа, а трава пригодится для усов. Получается мышь в анфас.

Если лист головы расположить перпендикулярно туловищу, то мышка будет в профиль. Соответственно приклеиваете лапки, хвост, ушки, глаз, нос. При необходимости форму листа корректируете ножницами.

Тканевая аппликация: животные

Тканевые аппликации чаще используются как декор одежды, покрывал, сумок, резинок. Принцип работы как с бумажной поделкой:

  • распечатываете шаблон раскраски (например, пса);
  • разрезаете детали;
  • все детали переводите на ткань;
  • обметайте края туловища;
  • мылом наметьте расположение головы, кости;
  • пришейте обметочным швом кость к туловищу;
  • далее пришейте глаза, брови, нос;
  • затем обметайте края головы, кости;
  • соедините все детали.

Получилась объемная аппликация. Домашние животные, собранные на покрывале, пледе, ковре, не только украшают детскую комнату, но и позволяют расширять знания о животном мире. При этом процесс можно упростить.

Выбираете самые элементарные шаблоны, переводите на одну ткань целиком. Затем к лоскуту пришиваете животное, а потом тем же обметочным швом выделяете линии, части морды, меняя цвета ниток. Далее эти квадраты с аппликацией сшиваете с основной тканью. Обратите внимание, что цвет материи может не совпадать с окраской реального животного.

Нестандартная аппликация

Пробуйте с ребенком делать разные техники. Например, слона из фетра в геометрическом стиле (круглая голова, овальные глаза, прямоугольный хвост и хобот, квадратные двуцветные уши, ромбовидные ноги, трапециевидное двуцветное туловище).

Или образ утенка нарисуйте на картоне. Глаз, клюв, лапы приклейте из семян, а голову с туловищем покройте пшеном. Также можно сделать белых медведей из теста, зайцев из манной крупы, ежиков из гречки или семечек подсолнуха. Даже малышей привлекает «крупяная» аппликация "Животные".

Как из лоскутков?

Разложите все лоскутки, по цветовой гамме определитесь с образом животного. Сделайте лекало из бумаги и ткани, соедините детали на картоне, приклейте нижние слои, потом верхние детали. Оформите фон, рамку.

Для этой техники можно использовать специальную импортную ткань, которая не крошится и приклеивается к материалу горячим утюгом. Стоит она дорого, поэтому тренироваться можно на простом хлопке.

Вязаная аппликация

Для рукодельниц привлекательна вязаная аппликация. Животные получаются яркими, необычными, разноцветными. Образ можно связать крючком и спицами. Самый быстрый вариант - это цельный шаблон перевести на вязаное полотно, обшить его обметочным швом, срезать лишнее.

Качественный вариант - найти схему животного и связать. Но крючком можно связать по лекалу. К примеру, вывязываете туловище, ошейник, ухо, хвост, пятно, нос собаки. Сшиваете детали, вышиваете глаз, рот, обвязываете края.

Или вот вариант поэтапного вязания мышонка. Свяжите круг для туловища. Места соединения головы и хвоста заколите булавками. Последний край обвяжите столбиком без накида, параллельно связав хвост, дойдя до головы. Теперь на отмеченных петлях вяжете круг, сокращая количество петель к мордочке. Вывязываете круглое ухо из двух цветов, пришиваете к голове. Вышиваете глаз, нос. Таким образом, довязывая круг в тех или иных местах, можно получить сову, цыпленка, воробышка, улитку, черепаху, мордашки животных и т. д.

Выводы

Любая аппликация на тему "Животные" украсит интерьер дома, одежду, подушки, покрывала, развивающие книжки и пособия. Просто учитывайте возраст, интерес и способности ребенка, а также заранее заготовьте нужный материал.

Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные»

Тема недели «Дикие животные»

Занятие 18. Заяц (Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных частей предмета)

Программное содержание. Учить детей составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Учить сопровождать слова песни соответствующими тексту движениями. Продолжать учить детей выполнять коллективную работу.

Демонстрационный материал. Игрушечные зайцы или любые другие животные (по количеству детей).

Раздаточный материал. На 5 детей: картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круг (голова), овал (туловище), 6 вытянутых овалов (ноги и уши), маленький круг (хвост); клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка, фломастеры.

Ход занятия

Раздайте детям игрушечных зайцев или других животных и предложите изобразить с их помощью действия по ходу стихотворения:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик поскакать. (Потрясти игрушку вверх-вниз.)

Огляделся, (Повернуть игрушку влево, вправо.)

Повертелся, (Вращать игрушку.)

Посмотрел наверх и вниз, (Наклонить игрушку назад и вперед.)

Пробежался, (Пробежаться с игрушкой в руках.)

Забоялся… (Спрятать игрушку за спину.)

Где ты, зайчик? Отзовись!

Предложите детям помочь зайчикам: сделать для них друзей-зайчат, чтобы вместе им было не страшно.

Разделите детей на команды по 5 человек. Раздайте им альбомные листы и детали, вырезанные из белой бумаги: круг (голова), овал (туловище), 6 вытянутых овалов (ноги и уши), маленький круг (хвост).

Помогите ребятам распределить между собой детали (одному ребенку достается голова, другому две лапы, третьему – уши и т. д.).

Затем дети должны составить из деталей задуманное животное (заяц может стоять на двух лапах или на четырех, может лежать).

После этого ребята должны наклеить все детали на альбомный лист; фломастерами нарисовать глаза, нос, рот, усы зайчика.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 17. Дядя Миша(Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)Программное содержание. Учить детей изображать из природного материала и пластилина сценку из сказки. Продолжать учить передавать пропорциональное соотношение

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 18. Дымковский конь(Лепка из глины)Программное содержание. Продолжать приобщать детей к искусству дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Учить лепить с натуры, передавая форму, строение, величину и

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 33. Невиданное животное(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Развивать фантазию. Учить детей самостоятельно рисовать несуществующих зверей. Закреплять умение рисовать цветными карандашами в соответствии с их

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 35. Цыплята(Штриховка фломастерами)Программное содержание. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать силуэт цыпленка простым карандашом без нажима. Закреплять способность вписывать композицию в

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 20. Встреча лисы и Колобка(Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок жесткой полусухой

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 20. Зайчик(Лепка из пластилина с использованием природного материала)Программное содержание. Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Побуждать детей

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Черепаха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев.Раздаточный материал. Половинка скорлупки грецкого ореха,

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 18. Лестница для бельчонка(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей раскатывать столбики и прикреплять их концами к вертикальным столбикам. Формировать желание оказывать помощь тем, кто в ней

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Сова(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать восприятие, внимание.Демонстрационный материал. Картинки с недорисованными изображениями птиц (без крыла,

Из книги автора

Тема недели «Дикие животные» Занятие 35. Кто живет в зимнем лесу?(Рисование гуашью)Программное содержание. Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавая их характерные особенности. Упражнять в соблюдении относительных

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 37. Козленок(Штриховка-«петелька» фломастерами)Программное содержание. Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передавая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения –

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Поросенок и котенок (Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Учить детей составлять целый предмет из частей, аккуратно наклеивать детали аппликации; доводить изделие до

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Лебедь (Аппликация из засушенных листьев)Программное содержание. Продолжать учить детей создавать из засушенных листьев задуманный предмет; доводить изделие до нужного образа. Учить описывать птицу по предметной картинке. Развивать

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Козленок(Рисование пальчиками. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. Учить

Из книги автора

Тема недели «Дикие животные» Занятие 18. Заяц на снегу(Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)Цель. Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста. Дать представление о жизни

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Лебедь(Рисование ладошкой. Гуашь)Цель. Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение.Демонстрационный материал. Предметная картинка с