Нож самурая название. Традиционное японское оружие

Однако предлагаю продолжить эту тему …

Японские мечи - это отдельный вид оружия. Это оружие со своей философией. Когда вы держите в руках настоящую катану, тачи или танто, то сразу можете сказать, какой именно мастер сделал эту вещь. Это не конвейерное производство, каждый меч индивидуален.

В Японии технология изготовления мечей начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.

Роль холодного оружия в Японии никогда не ограничивалась его чисто утилитарным военным предназначением. Меч является одной из трех священных регалий - бронзовое зеркало Ята-но кагами, яшмовые подвески Ясакани-но Магатама и меч Кусанаги-но Цуруги, - полученных предками нынешнего императорского рода непосредственно от богов, и потому имеет еще и сакральную функци

Обладание мечом ставило его владельца на определенную социальную ступень. Ведь простолюдинам - крестьянам, ремесленникам, купцам - было отказано в праве ношения холодного оружия. Не тугой кошелек или количество слуг, а меч, заткнутый за пояс, служил бесспорным свидетельством принадлежности человека к придворной знати или самурайскому сословию.

В течение многих веков меч считался овеществленной душой воина. Но для японцев мечи, особенно древние, являются еще и произведениями высочайшего искусства, они передаются от поколения к поколению как бесценные сокровища, хранятся в экспозициях национальных музеев наряду с прочими шедеврами культуры

Когда появились первые мечи на территории Японии, сказать трудно. Легендарный меч Кусанаги-но Цуруги, как утверждают официальные мифы, был извлечен богом Сусаноо из хвоста поверженного им дракона. Однако на самом деле ситуация с первыми мечами была несколько прозаичнее. Их наряду с прочими товарами ввозили с континента - из Китая и Кореи.

Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото - древние мечи.

В стране в те годы существовало более тысячи различных школ мастеров-оружейников. Каждая мастерская предлагала собственный метод ковки, закалки, украшения меча. Огромный спрос на оружие привел к снижению качества. В результате секреты изготовления старых мечей кото были безвозвратно утрачены, и каждая мастерская занялась поиском своей технологии. Иные клинки - их называли синто (новые мечи) - получались очень хорошими, другие - менее удачными, но ни один из них уже не мог подняться до высот кото.

Появление в стране импортных европейских образцов оружия не смогло как-то повлиять на традиционные технологии. Японцы с удивлением обнаружили, что испанские и немецкие клинки изготовлялись в «одну ковку». Поэтому большинство завезенных в страну мечей было использовано как сырье для переработки в соответствии с японскими технологиями. После перековки из них получались неплохие кинжалы.

На хвостовике клинка мастера зачастую ставили свое клеймо. С течением времени рядом с именем мастера стала появляться и информация о проведенных испытаниях оружия. Дело в том, что с наступлением периода Эдо (1600-1868) в стране воцарился мир. Испытать острие своего меча самураям можно было только на тесно связанном пучке мокрой рисовой соломы. Конечно, случались и «испытания на живом материале».

По существовавшей традиции самурай мог без лишних разговоров зарубить проявившего непочтительность простолюдина - крестьянина или мастерового. Но подобные «забавы» стали вызывать осуждение. И тогда испытывать только что выкованные мечи стали на телах казненных преступников.

По законам сёгуната тела казненных становились собственностью государства, за исключением останков убийц, татуированных, священнослужителей и неприкасаемых, на которых распространялось табу. Тело казненного привязывали к столбу, и проверяющий качество меча рубил его в обусловленных местах. Затем на хвостовике оружия вырезалась надпись, например, что мечом было разрублено два тела, - своеобразное клеймо ОТК

Особенно часто такие отметки делались на клинках, произведенных в XIX веке. Их стали называть синсинто (новые новые мечи). В определенном смысле этот период стал ренессансом искусства изготовления японских мечей

Примерно с конца VIII века мечи стали менять свою форму, их делали более длинными и чуть изогнутыми. Но главное заключалось в другом. Старые мечи кото, как их теперь именуют, приобрели несравненные качества благодаря искусству японских кузнецов. Имея только эмпирические представления о металлургических технологиях, они путем многочисленных проб и ошибок приблизились к пониманию того, как сделать лезвие меча достаточно острым, но не хрупким.

Во многом качества меча зависят от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода, что достигалось длительной ковкой, делало сталь мягкой, перенасыщенность - жесткой, но очень хрупкой. Европейские оружейники искали выход из этой дилеммы на путях разумного компромисса, на Ближнем Востоке - с помощью оригинальных сплавов, в том числе легендарного булата.

Японцы избрали свой путь. Они компоновали полотно меча из нескольких сортов стали, обладавших различными качествами. Очень жесткая и потому способная быть очень острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода.

Чаще всего изготовлением мечей в то время занимались горные отшельники ямабуси, исповедовавшие аскетизм и религиозную отрешенность. Но и кузнецы, изготовлявшие оружие в феодальных замках и ремесленных посадах, тоже превращали ковку меча в некое религиозное действо. Мастера, придерживавшиеся в это время строгого воздержания в еде, питье и общении с женщинами, приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния и украсив наковальню священными символами синтоизма - рисовой веревкой и бумажными полосками.

Длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке. Хамон индивидуален у каждого меча, узоры самых известных мечей зарисовывались как произведение искуства.

Сечение японского меча. Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ , справа - масамэ .

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300 °C и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали - типичная плотность дамаска для японских мечей

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада ), напоминающую рисунок на поверхности древесины.

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска: из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ , не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ . Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700-1100 °C длину заготовки до размеров меча.

В результате этого длительного и трудоемкого процесса структура кото становилась многослойной и состояла (это видно только под микроскопом, а старые мастера судили об этом по цвету и текстуре металла) из тысяч пластинчатых слоев, каждый с собственными показателями вязкости и хрупкости, определяемыми содержанием углерода. Значение имели и тщательно выровненная поверхность наковальни, и скрупулезный подбор молотов, и сила ударов молотобойца.

Потом начинался длительный процесс закалки. Каждую часть меча надо было нагревать и остужать по-своему, поэтому заготовка покрывалась слоем глины различной толщины, что позволяло не только варьировать степень нагрева в горне, но и давало возможность нанесения волнистого узора на лезвие.

Когда работа кузнеца завершалась, изделие передавалось полировщику, использовавшему для этого десятки точильных камней, куски кожи разной толщины и, наконец, подушечки собственных пальцев.

Между тем другой мастер изготавливал деревянные ножны. В ход шла в основном древесина хоноки - магнолии, потому что она эффективно предохраняла меч от ржавчины. Рукоять меча и ножны украшались декоративными накладками из мягкого металла и хитроумными узорами из накрученного жгута.

Изначально большинство мечей кото производилось в провинции Ямато и соседней с ней Ямасиро. Наивысшего расцвета мастерство старых кузнецов достигло в период Камакура (1185-1333). Их изделия и поныне поражают великолепным качеством и артистизмом дизайна. Мечи носили в ножнах, прикрепленных двумя ремнями к поясу, лезвием вниз. К этому времени в обиход вошли более длинные мечи, иногда до 1,5 м длиной, предназначенные для конных воинов. Эти мечи всадники прикрепляли за спиной.

По мере того как страна втягивалась в кровавые междоусобицы XIV века, нанесшие немалый урон экономике страны, но способствовавшие процветанию оружейников, спрос на мечи возрастал. Крупные мастерские обосновались в провинциях Бидзэн, Сагами и Мино. Так, в те времена в Бидзэн работало более 4 тысяч мастеров, в Мино - 1270, в Ямато - 1025

Если принять среднюю производительность кузнеца тех лет за 30 мечей в год (хотя более дорогие заказы занимали гораздо больше времени), то только провинция Бидзэн производила ежегодно 120 тысяч мечей. Всего в те годы в обращении по всей Японии было около 15 миллионов единиц этого холодного оружия.

Во что обходилась самураю его «душа» - меч? Подсчитать реальную стоимость меча в современном денежном исчислении очень трудно. Но об этом можно составить представление по числу рабочих дней, потраченных на производство одного стандартного меча. В годы периода Нара (710-794) мастер тратил на ковку 18 дней, 9 дней - для его украшения, 6 дней - на лакировку ножен, 2 дня - на кожаные ремни, еще 18 дней на окончательную доводку и подгонку. А если к этому добавить стоимость материалов, то самурайский меч становился весьма дорогим приобретением.

Более качественные и дорогие мечи предназначались как для подарков начальству, иностранным гостям или богам (их оставляли в алтаре полюбившегося храма), так и для награждения наиболее отличившихся воинов. С середины XIII века в производстве мечей наметилось разделение труда. Одни мастера ковали, другие полировали, третьи изготовляли ножны и т.д.

С появлением воинских доспехов, способных выдержать удар стрелы и меча, форма холодного оружия начала изменяться. Мечи стали короче (около 60 см), шире и тяжеле, но намного удобнее в пеших поединках. Чтобы поразить уязвимое место в доспехе противника, помимо меча применяли и кинжалы. Таким образом, воин стал носить за поясом сразу два клинка, обращенных лезвием кверху - меч катана и кинжал (короткий меч) вакидзаси. Этот набор назывался дайсё - «большой и малый».

Период Камакура считается золотым веком японского меча, клинки достигают своего наивысшего совершенства, которое не удалось повторить в более поздние времена, включая попытки современных кузнецов восстановить утраченные технологии. Самый известный кузнец этого периода был Масамунэ из провинции Сагами. Легенда гласит, что Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, потому что их невозможно было подделать. В этом есть доля правды, так как из 59 известных клинков подписаны только несколько кинжалов, однако установление авторства не вызывает споров среди экспертов.

Монах Горо Нюдо Масамунэ, живший в 1288-1328 годах, больше известен, как величайший японский мастер по производству мечей. Он обучался у знаменитого японского оружейника Шинтогу Кунимитсу. За свою жизнь Масамунэ стал легендой оружейного мастерства. Масамунэ использовал в своей работе особую технику Сосю и создавал мечи, называемые тачи и кинжалы – танто. В этой традиции работало несколько поколений его последователей и учеников. Эта технология являлась способом создания сверхпрочных мечей. Использовались четыре сваренные между собой полосы стали, которые складывались вместе пять раз, в результате чего образовывалось количество слоев стали в клинке, равное 128.

В Японии существует награда Масамунэ, которая присуждается ежегодно выдающимся мастерам, изготавливающим мечи.

Мечи работы Мастера отличаются особой красотой и высоким качеством. Он работал в то время, когда зачастую для изготовления мечей не использовали чистую сталь. Масамунэ довел до совершенства искусство «ниэ» – рисунок на лезвии клинка. Материал для создания мечей, который он использовал, содержал мартенситные кристаллы, включенные в перлитную матрицу, по виду напоминающие звезды в ночном небе. Для мечей Масамунэ характерны четкие серые линии, на передней кромке, которые как молния прорезают лезвие, а также серая тень на передней части лезвия, образующаяся в процессе закалки.

Мастер Масамунэ редко подписывал свои работы, поскольку делал мечи в основном для сегунтов. Мечи «Фудо Масамунэ», «Кегоку Масамунэ» и «Дайкоку Масамунэ» считаются его подлинными произведениями. Мечи Масамунэ перечислены в каталоге оружия, который был написан в эпоху Киото оценщиком Гонами. Каталог был создан по приказу Токугава Эсимунэ из сегунта Токугава в 1714 году и состоит из 3 книг. Треть всех перечисленных в каталоге мечей, выполненных в технике Сосю, были созданы мастером Масамунэ и его учениками.

Меч «Фудо Масамунэ » является одним из немногих мечей, лезвие которого было подписано самим мастером Масамунэ, поэтому его подлинность не вызывает сомнения. Лезвие меча танто длиной около 25 см украшено резьбой по фронтальной части клинка. На нем имеются гравировки в виде палочек для еды (гома-хаси) с одной стороны и дракона Курикара с другой стороны. Дракон Курикара на лезвии меча олицетворяет Фудо-мёо, буддийское божество в честь которого, был назван этот меч.

Меч «Хотё Масамунэ» относится к одному из трех специфических и необычных танто относящихся к Масамунэ. Эти танто имеют широкое основание в отличие от обычно утонченной и изящной работы мастера, что делает их похожими на японский нож для приготовления пищи. На одном из них имеется гравировка в виде палочек для еды, называемая гома-хаси. Меч «Хотё Масамунэ» был восстановлен около 1919 года, и сейчас хранится в художественном музее Токугава.

Меч «Котэгири Масамунэ» или «коте гири». Название коте гири взято из боевого искусства кендо, и означает рубящий удар в запястье. Меч произошел от тачи – длинного японского меча, который использовал Асакура Юджика против армии самураев в битве в Киото. Этим мечом завладел военно-политический лидер Японии периода Сэнгоку Ода Нобунага. Он сократил размер меча до нынешней длины. В 1615 году меч был предан клану Маэда, после чего в 1882 году его принесли в дар императору Мэйдзи, известному коллекционеру мечей.

Наравне с мечами Масамунэ нередко упоминают мечи Мурамаса, хотя их ошибочно считают современниками мечей Масамунэ, ошибкой является и то, что они созданы его учеником. Известно, что Мурамаса работал в 16 веке н.э. и не мог встречаться с Масамунэ. По легенде лезвия Мурамаса считаются символом зла, а лезвия Масамунэ символом мира и спокойствия. В легендах, связанных с мечами Масамунэ говорится о том, что их считали святым оружием.

КЛИНОК ХОНДЗЁ МАСАМУНЭ - произведение искусства.

Этот клинок считается одним из самых лучших мечей, которые когда-либо создавал человек. Он является символом сегуната Токугава, правившего Японией около двух сотен лет.

Сёгунат или Эдо бакуфу -феодальноевоенное правительство Японии, основанное в 1603 г. Токугавой Изясу и возглавляемое сёгунами рода Токугава.

Просуществовало более двух с половиной веков вплоть до 1868 г. Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо, по названиюстолицы Японии города Эдо (ныне Токио). Ставка сёгуната находилась в замке Эдо

Название меча скорей всего связано с генералом Хондзё, который получил этот меч в бою. Генерал Хондзё Шикинага в 16 веке был атакован Уманосуке, имевшим уже на счету несколько трофейных голов.

Уманосуке мечом Масамунэ генералу Хондзё Шикинага рассек шлем, но тот выжил, и взял меч в качестве награды. Лезвие меча было немного повреждено в сражениях, но еще пригодно к использованию. В 1592-1595 годах генерала Хондзё Шикинага отправили в Замок Фусими, тогда он взял меч Масамунэ с собой. Впоследствие Хондзе, поскольку у него не было денег, пришлось продать меч своему племяннику. В то время меч Масамунэ был куплен всего за 13 золотых монет. Позже в каталоге оружия Киото его оценивали в 1000 иен. Точная дата создания меча не известна, ему примерно 700 лет.

Чтобы оценить значение Хондзе Масамунэ для японцев, достаточно вспомнить, что этот клинок передавался из поколение в поколение сегунатом Токугава. До января 1946 года потомки Токугава оставались владельцами бесценного меча.

Фото меча предположительное, других изображений этой катаны просто нет

В 1939 году данный клинок был объявлен культурным достоянием Японии.

Японская культура весьма оригинальна. Соответственно и офицеры Императорской Армии и Флота Японии времен ВМВ носили традиционное холодное оружие. Каждому офицеру, а также сержантскому составу армии Японии до начала Второй мировой войны был выдан японский меч как символ доблести и мужества (данные мечи были изготовлены промышленном способом, часто они были выкованы из рельсов и являлись скорее частью костюма и какой-то ценности не представляют). Офицеры принадлежавшие древним самурайским родам имели фамильные мечи, офицеры из небогатых и незнатных семей армейские «новоделы».

Изготавливались они в больших количествах и естественно уступали по качеству «штучным» клинкам. Технология изготовления была упрощена в соответствии с нуждами поточного производства.

Дуглас Макартур, американский военачальник, обладатель высшего звания - генерал армии, фельдмаршал Филиппин, кавалер многих орденов и медалей.

В день нападения на Перл-Харбор Макартур командовал войсками союзников на Филиппинах. За его руководящую роль в обороне Филиппин, несмотря на капитуляцию, Макартур 1 апреля 1942 был награжден Медалью Почёта.

Макартур руководил контрнаступлением союзников в Новой Гвинее с июля 1942 (Битва за Кокоду) по январь 1943 г., а оттуда его войска двинулись на Филиппины, которые он окончательно освободил от японцев в первые месяцы 1945 года.

По образцу Германии, разработал план раздела Японии на отдельные части между странами-победительницами, который так и не был реализован.

На посту верховного командующего союзными войсками на Тихом океане он 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» принял капитуляцию Японии.

Как главнокомандующий оккупационными войсками союзников в Японии, Макартур проводил послевоенные реформы и помог разработать новую японскую конституцию.

Был организатором Токийского процесса над японскими военными преступниками.

Страна пребывала в глубочайшей депрессии, вызванной атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки и бесславным поражением во Второй мировой войне. В рамках разоружения, а так же сломления духа побеждённых японцев все мечи подлежали изъятию и уничтожению как холодное оружие. По некоторым данным, было изъято свыше 660 000 клинков, около 300 000 было уничтожено.

Причем американцы не могли отличить ценного меча от штамповки. Так как многие мечи имели большую ценность для японского и мирового сообщества как объекты искусства, то после вмешательства экспертов приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей», одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. Теперь ценные мечи изымались, но не уничтожались. Некоторые японские семьи купили тогда дешевые штамповки и сдали, спрятав свои родовые реликвии.

Так же мечами награждались особо отличившиеся американские военные. Причём кому-то доставалась штамповка, а кому-то ценный экземпляр. Особо не разбирались.

В январе 1946 года, потомки Токугава были вынуждены передать катану Хондзе Масамунэ, а с ним еще 14 мечей сержанту 7-го кавалерийского полка США Колди Баймору, но данное имя носит неточность. Так как когда производилась выемка в полицейском участке, куда данные меч был отдан своим прежним владельцем, то сотрудник японской полиции произвел фонетический перевод имени сержанта на японский язык, и в последствии данный фонетический перевод был опять переведен на английский, в связи с чем произошла неточность перевода, так как доказано, что сержант Колди Баймор не числился в списках личного состава 7-го кавалерийского полка США.

Дальнейшая судьба меча Хондзё Масамунэ неизвестна .

В послевоенные годы в Америке, да и по всему миру тоже, был бум на коллекционирование японских «артефактов» тысячи мечей продавались и покупались по совершенно разным ценам. Горе-коллекционеры часто не догадывались о истиной ценности своих приобретений. Потом интерес утих и от надоевших игрушек избавились.

В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

  • Национальное сокровище (кокухо ). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
  • Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
  • Особо важный меч.
  • Важный меч.
  • Особо оберегаемый меч.
  • Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В начале 10 века в отдаленном от политического центра Киото районе Канто начали появляться отряды вооруженных всадников, известные как цувамоно, моно-но-фу или самураи.

Изначально эти воинственно настроенные отряды состояли из членов собственной семьи военного вождя, так что воины и крестьяне составляли единую группу. Однако к 12 веку в отряды начали принимать людей со стороны, что привело к возникновению системы "господин-вассал", в которой вассалы были известны как иэ-но-ко, или родо. Двумя такими вооруженными группами были кланы Гэндзи и Хэйкэ.

Начиная с этого периода самураи стали играть главенствующую роль, а то, что первоначально было воинскими навыками моно-но-фу, развилось в нечто гораздо большее, чем просто набор боевых техник. Оно объединило в себе строгий моральный кодекс поведения и определенный склад ума. В результате возник Путь Самурая, а средневековый период предоставил обширные возможности для его дальнейшего развития и совершенствования.

В конечном счете в 1185 году клан Хэйкэ, или Тайра, потерпел поражение, вслед за чем военный вождь победившего клана Гэндзи, или Минамото, организовал новое, исключительно военное правительство - Сёгунат.

Период Сёгуната Муромати (1336-1573) со своими практически не прекращавшимися войнами был особенно бурным периодом японской истории.

Длинный меч самурая

Меч был основным оружием воина, считался душой самурая и играл в японской культуре необычайно важную роль. Он также являлся произведением искусства и символом многовековой традиции самураев. Меч был постоянной регалией власти, как корона в европейской культуре.

Мечи были обязательной частью наряда во время торжеств. Самураи пристегивали два меча: ранее, длинный тати и короткий утигатана, острием вниз, познее катану и вакидзаси острием вверх, что позволяло мгновенно вытащить их и нанести молниеносный удар.

В доме самурая мечи находились на специальной подставке, располагавшейся напротив входа.

Самурайское искусство меча (зародился в 10-11 веке) весьма существенно отличается от всех других методов владения холодным оружием, принятых как в Европе, так и в Азии. В кен-дзюцу, как в древности называли этот вид искусства (другие термины: гэккэн, татигаки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов к которым привыкли европейцы.

Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом - тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу, а позднее и кэндо. Длинный меч принято было держать двумя руками, хотя допускается фехтование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу - большим и малым.

Школы кендзюцу: длинный японский меч.

Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.

На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов.

Главным занятием самураев всегда оставались тренировки бу-дзюцу, где большая часть времени отводилась отработке боя с мечом.

Содержать специальную школу кэн-дзюцу было престижно, не случайно многие состоятельные даймё приглашали к себе именитых фехтовальшиков в качестве инструкторов (кэнси) и назначали им неплохое ежегодное довольствие в 300- 400 коку риса. Даймё стремились к тому, чтобы все их самураи, учившиеся кэн-дзюцу, имели достойное оружие, желательно несколько тренировочных мечей, новые, не помятые в сражениях доспехи, а все это стоило немалых денег. Потому, как содержалась школа кэн-дзюцу и кто преподавал в ней, можно было судить о состоятельности даймё.

Самые первые школы кэн-дзюцу стали открываться при синтоистских храмах, причем эта традиция сохраниласъ вплоть до ХХ века.

Вероятно, первые регулярные школы кэн-дзюцу возникали в районах Эдо и Киото у синтоистских алтарей. Например, в районе Канто, пригороде Эдо, в синтоистских кумирнях сформировалась школа Канто-рю. Она подразделялась на несколько направлений, называвшихся по именам тех алтарей, рядом с которыми проходили тренировки. Так, у алтаря рода Касима еформировалась школа Касима-рю, откуда пошел знаменитый стиль боя с мечом рода Ягью.

Великие мастера кэн-дзюцу, которые не могли в силу склада своего характера находиться у кого-то в услужении, пускались в далекие странствия по Японии. Чаще всего их сопровождала огромная свита из слуг и учеников, которые жадно ловили каждое слово мастера, а остановившись в какой-нибудь деревушке, тотчас приступали к тренировкам.

Лишь немногие отваживались пускаться в путь в одиночку - за такими воинами тянулась череда поединков, убийств, слагались легенды об их непобедимости. Но, как правило, странствия в одиночку заканчивались через пару месяцев гибелью самурая.

Пожалуй, история знает лишь одного человека, который, годами странствуя в одиночестве, так и не был никем побежден. Рассказывали, что ни один его поединок не продолжался больше трех вэмахов мечом! Этим человеком был знаменитый Синмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин (Мусаси Миямото).

Большинство школ кэн-дзюцу были похожи друг на друга. Записей об их деятельности почти не осталось, и о внутренней жизни таких школ известно не очень много. Тем не менее сохранился интереснейший обзор методов кэн-дзюцу 17 века. Его можно встретить в одной из книг Миямото Мусаси, название которой условно переводится как "Книга нравов". Она вошла в знаменитую "Книга пяти колец" ("Горин-но её", 1643 г.).

Мусаси Миямото относился к кэн-дзюцу не только как набору методов ведения боя, но пржде всего как к системе духовных ценностей. Такой подход был обусловлен самой логикой развития японской культуры, все больше тяготе вшей к дзэн-буддийскому идеалу пустотности и эстетизма. Именно в то время ритуал обычного чаепития, который при шел из Китая, перерастает в сложный мистический "Путь чая" (тя-но ю). Школы кэн-дзюцу разрабатывают сложны методики духовного воспитания внутри традиции боевых искусств. Этим прославилась, например, школа фехтовальшика Одагири Сэкикэя в Эдо. Своим основным тезисом она выдвигала "просветление сознания и прозрения Пустоты", что весьма схоже с мыслями Мусаси Миямото.

Путь меча

Постепенно боевая практика самураев с длинным мечом перерастает в мистический путь просветления. Возникает осознание того, что высшая ценность фехтования на мечах лежит далеко за пределами собственно поединка, а "Путь воина" становится равносилен "Пути проСветления". В этой ситуации рождается новый термин для обозначения боя с мечом - кэндо (Путь меча), который пришёл на смену кэн-дзюцу - "искусству меча". Впервые этот термин стал активно использоваться в начале 18 века в элитарной школе Абататэ-рю. Тренировки в школах кэн-дзюцу были максимально приближены к реальному бою. На начальных этапах самураи обучались бою с мечом и копьем не меньше семи-восьми часов в день.

В ранний период становления самурайского корпуса воины тренировались на настоящих боевых мечах - катанах и танто, которые иногда затуплялись, дабы воины не нанесли друг другу тяжелых ран. Многие инструкторы при этом запрещали своим ученикам надевать любое защитное снаряжение, чтобы те не позволяли клинку даже прикасаться к их телу. К тому же они требовали от учеников хотя бы раз в день легко ранить своего противника. Несложно представить, сколь кровавы были эти тренировки!

Но даже в бою на деревянных мечах самураи рисковали быть тяжело травмированными. Наконец, к середине 17 века в двух известных школах мастеров Торани-си Кансина и Оно Тадакэ впервые вводится защитное снаряжение для тренировки фехтовальщиков. В первое время ученикам разрешали надевать часть самурайских боевых доспехов, но затем сочли это не очень рациональным (к тому же весьма дорогое удовольствие).

Именно тогда и сформировался тот вид защитного тренировочного комплекта, который мы можем видеть сегодня на фехтовальщиках кэндо. Он состоял из шлема с защитной маской, облегченной кирасы и щитков на предплечьях. Но такие щитки не могли сдержать могучего удара даже деревянным бокэном. Поэтому Оно Тадакэ впервые вводит в тренировочную практику бой на легких бамбуковых палках, имитировавших бамбуковый меч - синай. Теперь можно было свободно фехтовать, не боясь травмировать партнера.

И все же бамбуковая палка значительно отличалась от катаны и по весу, и по своей структуре. В 50-х годах 18 века последователь Оно Тадакэ, известный воин Наканиси Тюта, разработал более совершенный вид синая. Он связал вместе несколько бамбуковых палок, перетянув их прочными кожаными ремнями. Концы палок закруглялись, к ним приделывался щиток для рук, - благодаря этому синай приобретал вид настоящего меча. До сих пор в клубах кэндо используется именно такой синай.

Эти усовершенствования были введены лишь тогда, когда в Японии воцарился относительный покой. Теперь боевое искусство, особенно фехтование на мечах, стало не столько методом решения конфликтов и способом самозащиты, сколько символом особого статуса самураев. Не уметь сражаться на катанах и нагинате самурай не мог, зато возросла вероятность того, что в жизни он не применит своего мастерства. Тренировочные бои на настоящих мечах без защитного снаряжения оказались ненужными.

Меч самурая

Однако в смутное время (1860-1868) падения правления сегуната во многих кланах (выступающих на стороне сегуната) вновь стали использовать в тренировках стальные мечи. Это было связано с падением духа самурая и соответственно кодекса бусидо. Таким вот образом школы и военизированные организации отделяли трусов и неумелых воинов, именно воинов, ведь обучать новичков не было времени.

В 1868 году военное правление в Японии, длившееся почти семь столетий, подошло к концу и император Мэйдзи был восстановлен на троне. В воцарившейся после этого атмосфере радикальных реформ, с помощью которых пытались всесторонне модернизировать Японию в соответствии с индустриально развитыми западными державами, кэндзюцу (искусство меча) рассматривалось как нежелательный пережиток класса самураев, упраздненного в попытке установить всеобщее равенство перед законом. Естественно, искусство меча начало приходить в упадок.

Был введен запрет на ношение оружия самураями и именно в эти годы начали развиваться искуства рукопашного боя.

Например многие мастера айкидо и не подозревают о том, что это искуство родилось именно из кендзюцу. Все движения рук, корпуса, ног, соответствуют движению с мечем. Броски это ни что иное, как завершающий удар катаной, т.е. движение рук описывает ту же траекторию, что и с оружием. Отсюда, возможно и появилась поговорка "самурай без меча подобен самураю с мечем, только без меча".

Мы так часто говорили о самураях и ниндзя, но совсем забыли об их основном оружии для нападения и защиты - Мече. Спроси любого: «Как называется оружие самурая?». И тот ответит: «Катана». Но мало кто знает, что по сути, это общее название для всех видов холодного оружия японцев. А если разбираться, то окажется, что названий у всех подвидов множество и даже у каждой части меча есть своя терминология. Если вы хотите об этом узнать подробней, то этот материал, очевидно, будет для вас.

В Японии есть настоящий культ меча и пошел он из давнего прошлого страны. Вообще, если говорить честно, то какое-либо оружие всегда было отличным символом своего народа. В Египте это был медный топорик и плеть, в Македонии — Сариса (длинное копье), в Риме - гладиус, на Руси - топор и серп, а вот японцы выделили именно катану. И как все народы, есть свое мифическое объяснение этого факта. Должен ли я рассказать его? Непременно.


Японцы выделяли «Три Священных Сокровища»: Яшмовое ожерелье, Священное зеркало и Меч. Оставим до лучших времен рассказ о первых двух предметах женской сумочки и поговорим о вещи сугубо мужской, если вы не героиня-школьница из аниме.

Клинок ассоциируется с весьма обычными понятиями: душа, доблесть, честь и храбрость. Самурайские династии передавали его от отца к старшему сыну. Тут было и практическое решение, ведь в средневековье было не так много металла и купить меч http://bsmith.ru/catalog/ было не так то просто.

Синтоисты также относят самурайский меч к своим символам и перетекло это из более древних религий и верований. По мнению японцев, именно меч должен быть символом божества, который несет в себе чистоту и ценность. Согласно другим источникам, первый меч был создан и подарен богиней Солнца своему внуку. Тот же с помощью этого орудия на земле должен был вершить справедливость и правление. Как по мне, это странное оружие для справедливости.

Легенда о кузнеце Амакуни

Другая легенда касается непосредственно появления катаны. По сказаниям, когда-то давно, а именно около 700 года в провинции Ямато жил кузнец Амакуни, а с ним его семья. Стоя возле своей мастерской, вместо того, чтобы работать в ней, он наблюдал за солдатами императорской армии.

И вот мимо них прошел светлейший, но он почему-то не сказал ни слова в пользу созданного оружия кузнецами. Тогда Амакуни обратил внимание на орудие воинов. Оказалось, что многие мечи не выдержали накала битвы и оказались сломаны. После этого стало ясно, почему император не захотел говорить с кузнецом. Однако тот, видимо, был очень гуманным, ведь за такое кузнец мог бы проститься со своей головой.

Как настоящий мастер, Амакуни решил исправиться и сделать оружие, которое будет очень сложно сломать. Он, в первую очередь, взял те клинки, что уцелели после битвы, и начал их внимательно осматривать. Он выяснил - многие из целых мечей имели качественный материал и закалку. После всего этого, он и его сын семь дней молились синтоистским богам.

Но только потом они одумались и решили работать. И вот через 15 дней упорных проб и ошибок, кузнецы появились со странными мечами с загнутой формой и острой кромкой с одной стороны. Тогда все сочли, что Амакуни сошел с ума. Но наступила весна, а вместе с ней и очередная война. И вот император, когда возвращался с битвы воскликнул в сторону кузнеца: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве».

Именно эту легенду вам расскажут кузнецы из провинции Ямато. Наверное, в каждой префектуре расскажут эту легенду, но в их версии Амакуни будет жить именно у них.

Особенности настоящего самурайского меча

Настоящий самурайский меч вы не сможете приобрести в ближайшем оружейном магазине, хотя, конечно, там есть неплохие боевые модели, но до истинных орудий самураев им очень далеко. Тем более, вы не сможете их приобрести в сувенирных лавках, которые активно любят продавать стилизованный китайский ширпотреб. И главная проблема в материальном положении каждого из нас, а вовсе не в географии производства клинков. Только одно лезвие может стоить как пару полноценных Мерседесов А-класса и это при условии, что вы сторгуетесь с мастером.

Есть четыре черты, которые отличают самурайский меч от всех остальных:

  1. Всегда применяется сталь для клинка, другие металлы противопоказаны.
  2. Только одна сторона заточена.
  3. Небольшой изгиб по V-образной траектории.
  4. Легендарная закалка и заточка металла.

И вот мы подошли к понятию о классификации самурайских мечей. Она с одной стороны легка, а с другой не так уж и проста. Легка, потому что в них мало сложных формул и она будет понятна любому. Сложна же, потому что их существует несколько и иногда они могут противоречить друг другу. Поэтому, дорогой читатель, не удивляйтесь несоответствиям.


Классификация японских мечей по длине

Самые длинные мечи называются Дайто . У этого экземпляра длина только одного клинка составляет чуть больше полуметра. Но длина может быть и гораздо больше, если вы можете вспомнить Сеферот из Последней Фантазии 7, то это его меч подходит под категорию Дайто. В реальности ограничения в длине были только в физических данных мечника и его умственном здоровье.

Средний меч носит название Ваказаши . Его длина будет от 30 до 60 сантиметров или если переходить на японскую меру длины: 1-2 шаку. Любопытно, что этот меч был излюбленным оружием не только самураев, но и простых людей. Дело в том, что самурай всегда носил с собой два оружия. Обычно это был Дайто и Ваказаши. Второй являлся вспомогательным оружием и пользовались им крайне редко. Все остальные не имели право носить два клинка с собой, а также не могли брать в руки Дайто. Вот и получается, что Ваказаши использовали все остальные.

Самый малый меч — это Танто . Его длина не больше 30 сантиметров или одного шаку. Вокруг этого клинка существует два основных заблуждения. Первое в основном у иностранцев: Танто - это нож. На самом деле он является полноправных холодным оружием. Второе: Танто - меч для харакири. Тоже в корне неверное заявление, для данной процессии существует специальный нож. Пошло это заблуждение оттого, что в полевых условиях обычно редко доходило до церемониала и солдат совершал ритуальное самоубийство наиболее удобным орудием.

Пользовались Танто в основном женщины и торговцы. Он был удобен тем, что его легко спрятать и он не очень много весит.

Составные части самурайского меча


На этом самое простое заканчивается, теперь переходим к более сложному. Поэтому, если вы даже визуально не можете представить, как выглядит самурайский меч, то лучше дальше вам не читать. А остальные, переходим к классификации по составным частям клинка.

Если говорить просто, то самурайский меч можно разделить на две части: лезвие и рукоятка с внешней отделкой. При этом именно лезвие будет самым сложным в изготовлении и рассмотрении оружия. Именно лезвие не меняется в фамильных клинках, а рукоять меняется гораздо чаще, чем это показывают в кино.

Острие меча называется Киссаки. Оно, пожалуй, одно из самых важных составных частей оружия, особенно в битве с врагом. Именно с этим элементом лезвия всегда возникали большие сложности в работе. Этим японский меч и отличается от большинства другого оружия, созданного в средневековье. В те времена, редко какой меч или топор в Европе можно было считать острым. Скорее они были тупыми, а враг умирал не от ран и кровотечения, а от переломов. С тем же успехом, любой из нас мог взять арматуру и считать его холодным оружием.

В это же время появляется японский самурайский меч, острый как лезвие опасной бритвы. Именно в нем сплотилась вся сложность в ковке и шлифовке клинка. Удивительно, но при создании формы и рисунка закаливания острие может значительно отличаться от всего остального лезвия. Кроме того, и сама форма лезвия может быть различной формы.


Если разделять виды острия меча на возможные виды, то их всего два: Фукура-Курреро и Фукуру-Тсуку. Первый представляет собой прямолинейное лезвие, а второй уже изогнутое острие. Оба из вариантов могут быть на мечах всех размеров, несмотря на их изначальное предназначение. Однако, использование прямолинейного острия делает наконечник более хрупким. Но надо понимать, что обычный человек вряд ли за десяток лет сломает даже его.

Кроме того, острие условно можно разделить на размер и форму. В этом случае мы будем иметь дело с 4 видами конца меча. Маленькое острие обычно у клинка с узким лезвием и называется Ко-Киссаки. Средних размеров - Чи-Киссаки. Вообще, окончание Киссаки будет во всех названиях. Поэтому длинный будет О-Киссаки. А когда японцы впервые увидели, что острие может быть не только очень длинным, но еще и изогнутым, то они воскликнули - Икари-О-Киссаки.


Но все это мелочи по сравнению с тем, сколько видов линий закаливания у острия наконечника меча существует в Японии. Нужно понимать, что любой меч всегда отличается от другого, нельзя сделать два одинаковых холодных орудия. Однако, если брать в расчет Европу в Средние века, то там технология и линия лезвия (его можно так назвать?) была приблизительно одинаковой, за редким исключением. В Японии все иначе. Тут мы имеем в наличии следующие линии закаливания, в японской терминологии Боши:

  1. Если вы видите линию похожую на большую дугу, то это — О-Мару.
  2. В случае же, когда линия тоже дугой, но меньше, будет называться Ко-Мару.
  3. Классическая форма, которую можно чаще всего наблюдать, носит название Дзиро.
  4. Часто можно еще наблюдать небольшой захлест по линии, а вот если меч без него, то перед вами Яки-зуме.
  5. Первый из самых красивых узоров, для меня, это волнистый Мидари-Коми.
  6. Второй же будет называться Каеи.
  7. Когда линию закаливания сложно увидеть, то перед вами Ичи-Маи.
  8. А далее идут разные виды захлестов в узоре, когда он прямой, то Каери-Тсуюши.
  9. Большой — Каери-фукаши.
  10. Маленький — Каери-асаши.

Про стандартную кромку, которая должна разделять острие от основной части лезвия, по сути, сказать мне особо нечего. Просто скажу вам, как это называется по-японски - Екотэ.

Любой клинок, который имеет заточку, имеет и разделительную линию по всему клинку. Она отделяет режущее лезвие от более массивной и тупой части клинка. Имеет название эта линия - Шиноги. Правда, если у меча клинообразное сечение, то Шиноги можно и не обнаружить.

Собственно разделяется Шиноги на два типа, по тому, где эта линия располагается. Если режущая часть весьма глубоко расположена в клинке, то это Шиноги-такаши. Ну а если нет, то — Шиноги-хикуши.

Что же касается не режущего бокового основания меча, то он несет на себе основную эстетическую нагрузку. Японские мастера называют его Шиноги-дзи. Никаких негласных законов, которые хоть как-то регламентируют его внешний вид, не существует. Все зависело и зависит от личных предпочтений мечника, а также того угла заточки, что использовал мастер. При этом практически всегда на Шиноги-дзи наносили кровосток, орнамент, узор или надпись на Кандзи и Бондзи.


Среди всех видов украшения, только у кровостока было практическое применение в бою. Сами войны любили и любят их до сих пор, за то, что после того, как проткнуть противника мечем, то по этому желобку, который расположен по всей длине лезвия, начинает стекать кровь и не очень пачкается клинок. Но данное их применение весьма сомнительно, однако оставим это на совести самураев. А вот кузнецы на самом деле с помощью кровостока облегчали меч и придавали дополнительную прочность конструкции.


Есть и основная линия закаливания для всего остального клинка, а не только острия. Тут уже не буду перечислять их виды, так как их существует более 30 видов. Кроме того, описать, как выглядит, например, Дзюка-чодзи (он же двойной цветок клевера) я решительно не понимаю. Поэтому обойдемся более общей информацией об Яки-ба, благо и ее немало.

Удивительная черта японского клинка в том, что закаливается лезвие в разных местах. Если рассматривать меч, то из-за такого метода работы с металлом, цвет будет неоднородным, от более светлой у самой рукоятки, до более темного к острию, и как раз из-за того, что ниже она закаливается и шлифуется гораздо больше. Конечно, это сказывается из-за характера и манеры битвы один на один. Там действительно основная нагрузка оказывалась на нижнюю часть лезвия и мельчайшая трещина могла решить судьбу мечника.


При шлифовке металла всегда возникает уникальный рисунок клинка. Но не стоит путать этот рисунок, который получается только через качественную закалку, с имитацией на современных мечах. Не забывайте, что именно линия закаливания придает ту самую неповторимую красоту японскому клинку. И качество Яки-ба будет определяющим в состоятельности японского меча.

Если взять в руки такой клинок (а брать его надо очень осторожно, вы ведь не хотите лишиться пальцев?) и посмотреть его под углом к солнечному свету, то скорее всего, вы увидите между режущей кромкой и Шиноги-дзи небольшую туманную белую линию. Она имеет даже свой термин Ниои и всегда должна совпадать с линией закаливания. При этом, если мастер настоящий виртуоз своего дела, то Ниои будет очень сложно обнаружить, но она есть (как суслик).


Если рассматривать узор линии закаливания в общем, то получится, что любой рисунок можно присвоить к одной из двух групп: прямой и волнистый. Как я уже писал выше, описать все виды, которые есть в Японии у мечей, практически невозможно, тем более, с учетом того, как часто мастера смешивали в одном оружие сразу несколько узоров.

И надо развеять одно заблуждение. Многие думают, что рисунок всегда принадлежит к символу кузнеца, на самом деле это не так и никаких «семейных» технологий в создании рисунка не существует в реальности.

Не стоит забывать, что любой японский меч всегда имеет характерный изгиб. При этом изогнутость может быть малой и большой, однако разница между углом виража лезвия не будет сильно разниться. Чаще всего верхняя точка изгиба находится точно посередине клинка. Именно их и наблюдают чаще всего зрители фильмов о самураях, а называются они Тории. Любопытно, что ровно также называются ворота перед входом в синтоистский храм. Существует еще старые школы по ковке оружия, например, Старая Школа Бизен, здесь изгиб меча находится значительно ближе к рукоятке. Если перед вами именно такой клинок, то это коши-зори или бизен-зори.


Сейчас же переходим к самому красивому и к тому, на что больше всего обращают внимание простые зрители, как например я, или большая часть читателей. Основные части меча, которые можно отнести к внешней отделке: гарда, рукоять, ножны.

Часто, даже у богатых семей, меч не был дорого украшен серебром и золотом, отдавалось предпочтение более удобным и долговечным материалам. Поэтому окончательно судить о принадлежности оружия к какой-либо семье только по внешнему виду не всегда будет правильным решением. Исключением являлся Сегун и ближайшие вельможи.

Для начала рассмотрим ножны для меча. Каждый из нас знает, что ножны — это предмет защиты война от собственного оружия. Они отлично предохраняют ноги, нижнюю часть живота и спины от глубоких порезов во время передвижения. Если же вы нашли или увидели меч самурая в ножнах, сделанных из металла, то знайте, перед вами оружие в лучшем случае XIX века. До этого времени всегда ножны делались из дерева.

Но не надо обманываться внешне легкой конструкции ножен. Внутреннюю часть делали из видов очень прочного дерева, в других же случаях она выстилалась рогом быка. Внешняя же оболочка делалась из декоративного дерева, потом покрывалась лаком. Если самурай был более состоятельным, то еще украшался драгоценным металлом или камнями.

В ножны часто помещали не только сам меч, но и вспомогательные инструменты. Например, в дополнительной полости ножен располагали Козуку (небольшой вспомогательный нож), толстую спицу - Когами или палочки для еды Вари-баши (вот это самое милое). Эта деревянная полость находилась между Хабаки и Куригата, где пропускали прочную нить.

А теперь переходим к самой любимой вещице большинства коллекционеров - гарде. Японцы ее обычно называют Цуба. Это предмет для защиты руки, чтобы она не соскальзывала на лезвие, если мечник втыкал меч в что-то твердое, с силой и со скоростью. Вот ее как раз чаще всего делали из металла. Украшение ее было вопросом самого мечника, но никто бы не посмотрел косо на воина, если бы у него увидели обычную Цубу, только с клеймом мастера. Единственное, что про украшении надо знать, это то, что тыльная сторона всегда была менее украшена, чем лицевая.

Но клинок не вставлялся просто в цубу и рукоятку, перед гардой всегда располагали хабаки. Это металлическая пластина с отверстием специально для лезвия и шероховатой поверхностью. В нем и находился клинок, почему он и не выпадал при использовании. Чтобы хабаки держался хорошо в цубе, а цуба с рукояткой, между ними вставляли небольшие металлические круглые пластинки - Сеппа.

Переходим теперь к самой рукоятке, другое название которой Тсука. Обычно на основание лезвия надевалась рукоятка из дерева. Конечно же никакое дерево не смогло долго выдерживать нагрузки и, чтобы оно не рассыпалось в щепки, использовались металлические кольца. Их одевали на деревянную основу и они всегда были по размеру вплотную к размерам рукоятки. После конструкция обтягивалась кожей ската или акулы, а дальше шла тесьма из шелка, кожи или ткани. На тыльную сторону рукоятки надевалось кольцо, называется оно кашира. Этот предмет часто украшался узорами или его украшали металлом и камнями. Их также любят коллекционировать.

Любопытно, но иногда Танто (короткий меч) могут не иметь на рукоятке оплетки. Этот вид называется Хари-менуки или Уки-менуки. Но если учитывать, что пользуются им крайне редко и чаще для самообороны, в этом нет ничего удивительного.

Сама же рукоятка наверно не имела такой ценности, если бы не ее орнамент - Менуки. Очень часто по обе боковые стороны изображают различных мифических существ, животных или узоры. Вариаций может быть множество и сделаны они могут быть из различных материалов. Те, кто целенаправленно собирает мечи, показывают до нескольких тысяч различных изображений. При этом, ножны также являются продолжением этого рисунка и оттого некоторое оружие становится настоящим произведением искусства.

В этом материале я постарался как можно более кратко рассказать о самурайском мече. Есть еще множество мелочей и нюансов, но все их просто невозможно уместить в одной статье. Надеюсь, если вам понравилась приведенная информация и заинтересовала, то вы уже самостоятельно начнете узнавать все больше нового о культуре средневековой Японии. ,

Представьте себе самурая. Без сомнения, у вас в голове рисуется картина воина со шлемом и доспехами, готовым атаковать с его надёжной катаной. Потому что, конечно, он орудует катаной. Ведь с ней же самураи шли в бой, не так ли? Если чему поп-культура и учит нас, так только тому, что самурай был вооружён своим мужеством и верной катаной. Ну, не так быстро. Оружие самураев было гораздо более разнообразным и универсальным, чем показано в фильмах. Мы покажем вам 10 видов самурайского оружия.

Сюрикены использовались для отвлечения противника

Проблема метательных звёзд в том, что они имеют очень мало общего с ниндзя. Более известные как сюрикены, они предстают в двух основных формах: в форме звезды, и прямой. В то время как они летят во врага, у самурая появляется время, чтобы достать свой меч и убить противника. Они являются одной из форм оружия отвлечения.

Сюрикенами пользовались самураи каждой самурайской школы, давшие им различные названия в зависимости от их формы. Их связь с ниндзя не прослеживалась до 20-го века, поэтому называть их «звёздами смерти ниндзя» неправильно.

Кастет с шипами

Такие «кастеты» использовались во время ближнего боя

Самураи использовали для нападения шипы, чтобы наносить увечья противнику. Пример на картинке показывает, что шип может перемещаться из скрытой позиции против запястья, тем самым нанося смертельные раны врагу.

В дополнение к этому, есть кольца с шипами, используемые для нанесения ударов и захватов при попытке захвата противника. Так называемые «кастеты», являющиеся куском железа, зажатым в руках, использовались для поражения тела или защиты от других видов оружия.

Цепи в умелых руках были грозным оружием

У самураев были цепи и веса разных длин и стилей. Их главным образом можно было разделить на два основных типа: цепи с меньшими весами на обоих концах и цепи с увесистым грузом на одном конце.

Первый в основном используется, чтобы захватить и удерживать людей. Второй тип может легко убить человека, если цель была достигнута. Версию этого оружия можно увидеть в фильме «Убить Билла», где Чёрная мамба (героиня Умы Турман) дерётся с японской школьницей. Это оружие используется для удара, сдерживания и удушения противника.

Металлическая дубинка

Дубинка является одним из старинных видов оружия в Японии

В древней Японии оружием было всё: от простых деревянных дубинок до металлических мечей. Самураям часто приходилось оставлять свои мечи с сопровождающим или в специальной комнате на вечере. Хозяин мог даже попросить убрать их короткие мечи.

В этой ситуации самурай мог взять для защиты дубинку, а имея на ней тяжёлый металлический «вентилятор», он смело мог отражать любое внезапное нападение. Кроме того, так называемая «полиция»(некоторые самураи и военные) использовала дубинки, чтобы ловить преступников.

Трость с железным крюком

Такие трости использовались не только огнеборцами

Так как дома и крупные здания в Японии были сделаны из дерева, огонь постоянно угрожал городам и населённым пунктам. Чтобы противостоять этому, были созданы команды пожарных. Часть их работы заключалась в разрушении здания вокруг пожара так, чтобы он не распространялся. Такую работу выполняли абсолютно все - от самураев до простолюдинов. Одним из основных инструментов был тяжёлым железный башмак в форме клюва. Люди разбивали ими стены и препятствия, снося участки зданий, чтобы огонь не распространялся.

Тем не менее, некоторые из этих банд сформировали плохую репутацию, и этот инструмент стал ассоциироваться как разрушительное оружие.

Серп с цепью

Серп с цепью использовался как многофункциональное оружие

Серп представляет собой изогнутое лезвие, используемое для резки растений и травы; он был распространён во всём средневековом мире. Воины Японии прикрепили цепь к валу серпа, превратив его в грозное оружие. Цепь могла держать противника на расстоянии или его опутывать, в то время как серпом можно было резать врага.

Ниндзя тоже использовали серпы, но не для боевых действий. С их помощью они прорывались через заборы и барьеры, а в некоторых кланах были раскладные версии, которые можно было носить в рукавах кимоно.

«Быстрая» верёвка

Такая верёвка использовалась для поимки преступников

Если предполагаемый оппонент самурая или полицейского должен был быть живым, «быстрая» верёвка - то, что нужно. Она состоит из острого железного крючка на конце разворачивающейся с большой скоростью длинной и тонкой верёвки. Крючок можно было воткнуть в ухо, щёку или руку противника. После того как враг пойман, для связывания цели использовалась более надёжная верёвка.

В Японии существовала сложная система традиций о том, как связать заключённого в зависимости от его социального статуса. Считалось, что самураев сразу связывали верёвкой. Это не так. На самом деле, в начале ареста использовалась «быстрая» верёвка, и только после того, как оппонент уже ничему не угрожал, его связывали согласно статусу.

Боевой ухват

С таким оружием можно было держать врага на расстоянии

Если подойти к цели было слишком опасно или она очень далеко, то задержание проводилось с помощью боевого ухвата. Это набор из трёх длинных шестов с различными насадками. Наконечником старались поймать противника за ногу, шею или сустав, или зацепить часть одежды, чтобы задержать его, пока остальные не поймают и свяжут. На древке делались шипы, чтобы противник не мог ухватиться за него.

Такие эффективные инструменты использовались для поимки особо опасных самураев, воров или преступников.

Личный нож с шипом

Нож с шипом использовался не только в бою

Вы когда-нибудь видели, что на некоторых самурайских мечах есть тонкий шип на одной стороне ножен и маленьким ножом на другой, мягко скользящим в нужном положении с помощью рукояти? Существуют различные теории для их использования, но школа самураев под названием Натори-рю говорит нам, что шип использовался для прокалывания уха обезглавленного противника, чтобы можно было прикрепить записку с именем жертвы. Шип также используется, чтобы затолкнуть язык обратно в рот, поскольку это считается неприличным.

Нож для самурая был персонализированным оружием и часто использовался в качестве доказательства. Если самурай проник вглубь вражеской территории, он мог оставить его спрятанным, чтобы доказать, что он был там, когда союзники возьмут вражеские земли, или если самураю необходимо отправить важное сообщение, он может послать личный нож в качестве доказательства справедливости. Этот набор был чем-то вроде швейцарского армейского ножа времён самураев.

Только настоящим воинам разрешалось их носить

Многие знают, что ношение двух мечей (более короткий меч называется вакидзаси, а более длинный меч называется катана) является символом самураев, и только воинам было разрешено нести эти мечи. Тем не менее, до конца 16-го века мечами мог обладать почти любой человек. Победа в бою могла означать продвижение в самураи.

Тем не менее с объединением Японии в 16-м веке произошло угнетение крестьян и затвердевание системы класса. Правительство самураев издало указ «Охота за мечами», лишивший простой народ своего оружия. Издав данный указ, правительство пыталось предотвратить возможные восстания. Только в период Эдо - последний век самураев - меч действительно стал их символом. До этого им были в первую очередь копье и лук.

Итак, мы рассказали вам о видах самурайского оружия. Теперь вы знаете, что самураи орудовали не только своими катанами. Каждым из приведённых в списке оружий они владели в совершенстве, что делало их крайне опасными противниками.

В Японии было придумано немало боевых искусств. Многие из них требуют обращения с холодным оружием. На ум сразу же приходят самураи - воины, которые сражались преимущественно именно таким способом. И сегодня фехтование японским мечом довольно популярно, особенно в стране, где это искусство и появилось.

А вот на вопрос: «Как называется японский меч?» — однозначного ответа быть не может. Однако если задать его незнающему человеку, то в большинстве случаев ответ будет: «Катана». Это не совсем верно - японский меч не может ограничиваться одним названием. Необходимо понимать, что существует большое количество представителей этого холодного вида оружия. Виды японских мечей можно долго перечислять, их насчитываются десятки, далее будут приведены самые известные из них.

Изготовление

Традиция искусства фехтования уходит в далёкое прошлое, во времена самураев. Опасное оружие - японский меч. Изготовление его — это целая наука, которая передаётся от мастера к мастеру. Конечно, полностью рассказать о том, как создаётся настоящее произведение в руках кузнецов, практически невозможно, каждый использует различную технику и особые дополнения и хитрости. Однако в целом все придерживаются следующего.

Обязательным является использование многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Это придаёт мечу особую пластичность и одновременно прочность. Рафинированная сталь очищается под большими температурами, железо становится чистым.

Сори

Абсолютно у всех японских мечей есть характерный изгиб, который называется сори. Он может быть выполнен в различных вариантах. Вековая эволюция этого вида холодного оружия, а вместе с тем и экипировки самураев, позволили найти практически идеальный вариант.

Меч — продолжение руки, а у фехтовальщика она почти всегда немного согнута, поэтому есть изгиб и у оружия. Всё просто, но одновременно и мудро. Сори появляется отчасти благодаря особой обработке, в которой используются огромные температуры. Закалка не равномерная, а зональная, некоторые части меча подвергаются гораздо большему воздействию. Кстати, в Европе мастера использовали как раз этот способ. После всех процедур японский меч имеет разную твёрдость, лезвие — 60 единиц по Роквеллу, а обратная сторона — всего 40 единиц. Так как называется японский меч?

Боккэн

Для начала стоит обозначить самый простой из всех японских мечей. Боккэн — это деревянное оружие, его используют на тренировках, так как нанести серьёзные увечья им затруднительно, лишь мастера искусства способны им убить. Для примера можно обозначить айкидо. Меч создают из различных видов дерева: дуб, бук и граб. Они произрастают в Японии и обладают достаточной прочностью, поэтому выбор понятен. Для сохранности и внешнего вида часто применяется смола или лак. Длина боккэна составляет около 1 м, рукоятки — 25 см, клинка — 75 см.

Оружие должно быть достаточно крепким, поэтому изготовление также требует мастерства. Боккэн выдерживает сильные удары с таким же мечом и с дзё, деревянным шестом. Самым опасным является кончик, который может серьёзно навредить.

Как уже упоминалось, профессионал способен нанести смертельный удар, используя японский деревянный меч. Для примера достаточно взять фехтовальщика Миямото Мусаси, который часто использовал деревянный меч в поединках, чаще всего бой заканчивался смертью противника. Поэтому в Японии с огромным уважением относятся не только к настоящим клинкам, но и к боккэнам. Например, при входе в самолёт он обязательно сдаётся в багаж. А если не использовать чехол, то это приравнивается к ношению холодного оружия. Опасен этот японский меч. Название можно отнести ко всем мечам, выполненным из дерева.

Интересно, что существует три разновидности деревянного меча: мужской, женский и тренировочный. Однако не стоит думать, что лишь представительницы прекрасного пола используют второй. Женский самый популярный, так как обладает особой изогнутостью и лёгкостью. Мужской — толстым лезвием и прямотой. Тренировочный же имитирует стальной клинок, лезвие имеет особо большое утолщение, подразумевая вес железного. Какие же есть ещё виды японских мечей?

Дайсё

Дословно название переводится «большой-малый». Это основное оружие самураев. Длинный меч называется дайто. Его длина составляет порядка 66 см. Короткий японский меч (кинжал) — сёто (33-66 см), служащий второстепенным оружием самурая. Но ошибочно полагать, что это названия определённых мечей. На протяжении истории связка изменялась, использовались различные виды. Например, до раннего периода Муромати как длинный меч использовался тати. Затем его вытеснила катана, которая носилась в ножнах, закреплённых с помощью ленты. Если с тати использовали кинжал (короткий меч) танто, то с ней обычно брали вакидзаси - японские мечи, фото которых можно увидеть ниже.

В Европе и в России считается, что катана — длинный меч, но это не совсем так. Он действительно длительное время является таковым, однако применение его — дело вкуса. Интересно, что в Японии строго соблюдалось использование дайсё только самураями. Военные лидеры и сёгуны свято почитали это правило и издавали соответствующие указы. Сами самураи с особым трепетом относились к оружию, его держали подле себя даже во время сна. Длинный меч снимался при входе в дом, а короткий всегда был при себе.

Другие классы общества не имели права использовать дайсё, однако могли брать их по отдельности. Связка из мечей являлась главной частью костюма самурая. Именно она являлась подтверждением сословной принадлежности. Воинов с малых лет приучали бережно относиться к оружию их мастера.

Катана

И наконец, пожалуй, самый популярный из представляющих лучшие японские мечи. Катана на современном языке обозначает абсолютно любого представителя этого вида оружия. Как уже упоминалось выше, его использовали самураи как длинный меч, чаще всего она идёт в паре с вакадзи. Оружие всегда носят в ножнах, дабы избежать случайных ранений другим и себе. Интересно, что угол, под которым обычно располагается катана на поясе, позволяет скрыть её истинную длину от остальных. Хитрый и простой способ появился ещё в периоде Сэнгоку. В те времена оружие перестало быть необходимостью, его больше использовали ради традиции.

Изготовление

Как и любой японский меч, катана обладает сложной конструкцией. Процесс изготовления может занимать несколько месяцев, однако выходит настоящее произведение искусства. Вначале куски стали, сложенные вместе, заливаются раствором из глины и воды, а также посыпаются золой. Это необходимо для того, чтобы шлак, который образуется в процессе плавки, впитывался. После того как сталь раскалена, куски соединяют.

После начинается самый сложный процесс — ковка. Куски многократно расплющиваются и складываются, тем самым давая углероду равномерно распределиться по заготовке. Если сложить 10 раз, то получится 1024 слоя. И это не предел. Зачем же это нужно? Для того, чтобы твёрдость клинка была одинаковой. Если же будут значительные перепады, то в условиях больших нагрузок велика вероятность обламывания. Ковка длится несколько дней, за это время слои достигают воистину большого количества. Структура клинка создаётся благодаря композиции полос металла. Это и есть первоначальный его вид, впоследствии он станет частью меча.

Во избежание окисления наносится тот же слой глины. Затем начинается закалка. Меч разогревается до определённой температуры, которая зависит от вида металла. После этого происходит мгновенное охлаждение. Режущая кромка становится твёрдой. Затем производят заключительные работы: заточка, полировка. Мастер тщательно работает над клинком много времени. В конце, когда края стали плоскими, он работает маленькими камнями, которые удерживаются одним или двумя пальцами, некоторые используют дощечки. Сегодня стала популярна гравировка, которая обычно передаёт сцены с буддийской тематикой. Производятся работы над рукояткой, занимающие ещё несколько дней, и катана готова. Опасен этот японский меч. Название можно отнести к большому количеству представителей, которые отличаются друг от друга.

Вид

Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.

В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.

Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.

В доме и на улице

Как известно, в Японии существует огромное количество традиций, многие из которых непосредственно касаются холодного оружия. Например, входя в дом, воин никогда не снимал короткий японский самурайский меч. Вакадзи оставался в ножнах как напоминание о боевой готовности гостя. С катаной (длинным мечом) было по-другому. Его самурай держал в левой руке, если опасался за собственную жизнь. В знак доверия он мог переложить его в правую. Когда воин садился, он также не расставался с мечами.

На улице самурай носил катану в ножнах, которые называются сая. Монтаж для меча назывался косираэ. Если была необходимость, то воин вообще не расставался с катаной. Однако в мирное время длинный меч оставлялся дома. Там он хранился в специальном монтаже сирасая, который создавался из необработанной древесины магнолии. Она была способна защитить клинок от коррозии.

Если сравнивать катану с российскими аналогами, то она более всего напоминает шашку. Однако благодаря длинной рукоятке первая может быть использована двумя руками, что и является отличительной особенностью. Полезным свойством катаны можно назвать то, что с её помощью также легко наносить колющие удары, так как изгиб клинка небольшой, а лезвие острое.

Ношение

Катану всегда носили слева от корпуса в ножнах. Пояс оби надёжно закрепляет меч и не даёт ему выпасть. В обществе всегда лезвие должно быть выше рукоятки. Это традиция, а не военная необходимость. А вот в вооружённых конфликтах самурай держал катану в левой руке, то есть в состоянии боевой готовности. В знак доверия, как уже упоминалось, оружие переходило в правую руку. Японский меч катана вытеснил тати уже к концу XIV века.

Обычно все выбирали украшенную декоративными элементами рукоятку, а некрасивую и необработанную никто не выбирал. Однако в конце XIX века в Японии было запрещено ношение мечей, всех, кроме деревянного. А необработанная рукоятки стала набирать популярность, так как в ножнах лезвия видно не было, и меч можно было принять за боккэн. В России катана характеризуется как двуручная сабля с клинком более 60 см.

Однако не только катана использовалась самураями. Существуют менее известные и популярные виды японских мечей. О них написано далее.

Викадзаси

Это короткий японский меч. Традиционный вид холодного оружия был довольно популярен среди самураев. Часто его носили в паре как раз с катаной. Длина клинка фактически делала его не мечом, а скорее, кинжалом, она составляет порядка 30-60 см. Весь же вакидзаси был около 50-80 см, в зависимости от предыдущего показателя. Малая кривизна делала его похожим на катану. Заточка была односторонняя, как и у большинства японских мечей. Выпуклость сечения гораздо больше, чем у катаны, поэтому мягкие объекты резались резче. Отличительной особенностью является рукоять квадратного сечения.

Вакидзаси был очень популярен, многие школы по фехтованию учили своих воспитанников использовать его и катану одновременно. Меч называли хранителем своей чести и относились к нему с особым уважением.

Однако главным преимуществом катаны являлось свободное ношение вакидзаси абсолютно всем. Если лишь самураи имели право использовать длинный меч, то короткий часто брали с собой ремесленники, рабочие, купцы и другие. Благодаря немалой длине вакидзаси его часто использовали как полноценное оружие.

Тати

Длинный японский меч, который вытеснила катана, в своё время был довольно популярным. Фундаментальные отличия между ними можно было обозначить ещё на этапе создания клинка - использовалась различная конструкция. Катана обладает гораздо лучшими показателями, однако и тати заслуживает внимания. Носить длинный меч было принято лезвием вниз, на поясе его закрепляла специальная перевязка. Ножны чаще всего обматывались во избежание повреждений. Если катана была частью гражданской одежды, то тати — исключительно военной. В паре с ним шёл меч танто. Также тати часто использовался в качестве парадного оружия на различных мероприятиях и на дворах сёгунов и императоров (первых ещё можно назвать князьями).

Если сравнивать с той же катаной, то у тати клинок более изогнут, а также длиннее, около 75 см. Катана же прямая и относительно недлинная. Рукоятка тати, как и сам меч, довольно сильно изогнута, что и является главной отличительной стороной.

Тати имел и второе название — дайто. В Европе его обычно произносят «дайкатана». Ошибка из-за неправильного прочтения иероглифов.

Танто

В паре с тати шёл короткий меч, который также можно было отнести к кинжалам. Танто — словосочетание, поэтому в Японии его не считают ножом. Также есть и другая причина. Танто использовался как оружие. Однако нож кодзука носился в одних с ним ножнах. Длина лезвия в пределах 15-30 см. Чаще всего клинок был односторонним, однако иногда создавались обоюдоострые, но как исключение.

Интересно, что вакидзаси, катана и танто являются одними и теми же мечами, только отличающимися по длине. Существовала разновидность ёрои-доси, которая имела трёхгранный клинок. Он был нужен для прокалывания доспехов. Танто не был запрещён для использования обычными людьми, поэтому не только самураи носили его, но и доктора, торговцы и другие. По идее, танто, как и любой короткий меч, — кинжал. Ещё одной разновидностью была кайкэн, который отличался меньшей длиной. Его чаще всего носили дамы из высшего света в поясе оби и использовали для самозащиты. Танто не исчез, он остался в традиционных свадебных церемониях царских особ. А некоторые самураи носили его вместо вакидзаси в связке с катаной.

Одати

Кроме вышеперечисленных видов длинного меча, существовали менее известные и распространённые. Одним из таких является одати. Часто термин путают с нодати, о котором написано ниже, но это два разных меча.

Дословно одати переводится как "большой меч". Действительно, длина его лезвия превосходит 90,9 см. Однако точного определения не существует, что наблюдается и с остальными видами. Фактически каждый превосходящий указанную выше величину меч может называть одати. Длина составляет порядка 1,6 м, хотя часто превосходит её, рукоять японского меча была немалой.

Мечи не используются с войны 1615 г Осака-Нацуно-Дзин. После неё был издан специальный закон, запрещающий использование холодного оружия определённой длины. К сожалению, сегодня сохранилось мизерное количество одати. Причина этому - то, что владельцы обрезали собственное холодное оружие, дабы соответствовать нормам. После запрета мечи использовались в качестве дара, так как были довольно ценными. Это и стало их назначением. Дороговизна объяснялась тем, что изготовление было чрезвычайно сложным.

Нодати

Дословно название обозначает полевой меч. Нодати, как и одати, обладал огромной длиной. Из-за неё создание было затруднительно. Меч носили за спиной, так как только этот способ был возможен. Распространение нодати не получил как раз благодаря сложности изготовления. Кроме того, при битве он также требовал мастерства. Сложная техника владения обуславливалась большими размерами и огромным весом. Выхватить из-за спины меч в пылу сражения было практически невозможно. Но где же тогда его использовали?

Пожалуй, самым лучшим применением была борьба со всадниками. Большая длина и острый конец позволял использовать нодати как копьё, причём поражающее и человека, и лошадь. Также довольно действенным меч был при нанесении урона нескольким целям сразу. Но для ближнего боя нодати совершенно непригоден. Самураи в случае необходимости отбрасывали меч и брали в руки более удобную катану или тати.

Кодати

Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.

Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.

В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.