Организация товародвижения. Формы товародвижения и факторы, влияющие на их выбор Основные формы товародвижения на отраслевом рынке

Важное значение имеет определение оптимального количества звеньев товародвижения. Этот вопрос решается в процессе выбора формы и звенности товародвижения.

Различают торгово-организационную и складскую (технологи­ческую) звенность.Торгово-организационная звенность показывает, какое количество торговых организаций и предприятий участвуют в актах купли-продажи и показывает сколько раз товар продавался в сфере обраще­ния.

Складская звенность свидетельствует о том, через сколько скла­дов прошел товар на пути его движения от производства до потре­бителя.

Торгово-организационная и складская звенность связаны между собой, однако часто не совпадают.

Товар, закупленный оптовой базой у промышленного пред­приятия и в свою очередь проданный розничному торговому пред­приятию, может поступать непосредственно от изготовителя в мага­зин, минуя складские звенья. Такая форма товародвижения назы­ваетсятранзитной.

Преимущества транзитной формы движения заключаются в том, что товар поступает в розничную сеть без лишних перевалок, обеспечивается снижение транспортных расхо­дов, сокращаются потери товаров, ускоряется оборачиваемость.

Применение транзитной формы товародвижения целесообразно по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки, скоропортящимся, производимым на местных промышленных предприятиях.

Однако значительная часть товаров сложного ассортимента не может быть поставлена транзитом в розничную торговую сеть, так как требуется их подсортировка, преобразование производст­венного ассортимента в торговый. В этих случаях применяется складская форма товародвижения.

В зависимости от количества промежуточных звеньев различают однозвенную и многозвенную формы движения товара.

Число складских звеньев между предприятиями-изготовителями и розничной торговой сетью должно быть минимальным. Если требуется подсортировка, накопление товара, наиболее приемлемым является движение товара через одно складское звено.

В исключительных случаях по товарам, производство которых размещено неравномерно и привязано к сырьевым источникам, а сами товары сложны по ассортименту, возникает потребность разместить одно оптовое звено в районе сосредоточения произ­водства, другое - в районе потребления.

Многозвенный путь движения товаров влечет дополнительные расходы, связанные с выполнением технологических операций в каждом звене. Это приводит к увеличению издержек по доведению товаров от производства до потребителя, усложняется технологи­ческий процесс товародвижения, замедляется скорость обращения товара.

Количество звеньев, необходимых для доведения товара от про­изводства до потребителя, в каждом конкретном случае должно быть экономически обоснованным.


Критерием выбора наиболее эффективных схем товародвижения является сопоставление скорости движения и совокупных затрат на их доведение и реализацию.

В связи с этим основные мероприятия по рационализации процесса товародвижения должны быть направлены на решение двух задач: сокращение времени нахождения товаров в пути и сокращение совокупных издержек, связанных с доведением и продажей товаров.

Для совершенствования процесса товародвижения важное зна­чение имеет рациональное размещение предприятий, производя­щих товары, изыскание дополнительных ресурсов в местах потреб­ления, вовлечение их в товарооборот.

Важным направлением рационализации является продвижение товаров не более чем через одно складское звено. Товары сложного ассортимента, требующие подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, в одном изэтих звеньев проходят все необходимые операции.

По товарам простого ассортимента, не требующим подсорти­ровки, скоропортящимся, производство которых налажено в местах потребления, необходимо применять транзитную форму товародви­жения. Кроме того, транзитную форму товародвижения следует применять широко по крупногабаритным товарам, мебели при прямых связях потребительской кооперации с промышленностью.

Рационализация товародвижения предполагает широкое внедре­ние централизованной доставки товаров в магазины на завершаю­щем этапе процесса товародвижения. Централизованная доставка осуществляется силами и средствами поставщика, при этом от этой функции освобождаются розничные торговые предприятия.

Основой совершенствования процесса товародвижения служит широкое повсеместное внедрение пакетно-контейнерной системы доставки и продажи товаров в таре-оборудовании. Она определяет необходимость коренного изменения процесса товародвижения, его индустриализацию, рациональное использование транспорта, обеспечивает сведение к минимуму операции с товаром на всем пути его движения.

Товародвижение базируется на следующих основных принципах :

Оптимальной звенности товародвижения;

Выборе кратчайших путей;

Унификации технологических решений на всем пути движения товара;

Эффективном использовании транспортных средств, торгово-технологического оборудования;

Минимизации количества операций с товаром;

Рациональном распределении функций между участниками этого процесса.

товароснабжение розничный ассортимент ритейлер

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления.

Товародвижение - процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Форма товародвижения - организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

Многообразие условий производства и потребления продукции, способов ее перемещения, методов распределения внутри предприятия предопределяют необходимость использования различных организационных форм снабжения. При этом применение каждой из них в конкретных обстоятельствах обусловлено объективными факторами. В зависимости от особенностей продвижения товарных ресурсов от предприятия-поставщика к потребителям различают две формы снабжения: транзитную и складскую.

Транзитная форма товародвижения - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

Складская форма товародвижения - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения).

Выбор той или иной формы товародвижения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика - объема товарооборота, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п.

Транзитная форма товароснабжения способствует сокращению времени доведения товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь, содействуя лучшей сохранности товаров. Однако неправильное применение этой формы может привести к нарушениям полноты и комплектности ассортимента товаров в магазинах и замедлению оборачиваемости, особенно если товаров достигает излишне крупными партиями и в узком ассортименте.

Данная форма широко используется при одногородних поставках, особенно скоропортящихся товаров. Труднее применять ее при иногородних поставках, но это во многих случаях даже целесообразно (поставка крупногабаритных товаров, фарфорофаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и т.д.).

Транзитная форма товародвижения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах: (рис. 1.2)

Рис. 1.2.

· количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

· потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (наличие концентрации рынка потребителей);

· товар требует высокоспециализированного сервиса;

· объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

· у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений;

· происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.

Таким образом, транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов.

Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.д.). Нормы регламентируются в договорах поставки.

Необходимый объем товарооборота (Т) для осуществления транзитных отгрузок товаров простого ассортимента можно определить по формуле:

где Н - норма отгрузки, тыс. руб.;

Ч - частота завоза, дней.

По товарам сложного ассортимента учитывается количество поставщиков:

где П - количество поставщиков.

Транзитная форма снабжения магазинов может применяться при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому не требуется соблюдения нормы единовременной отгрузки.

Транзитное поступление товаров от иногородних промышленных предприятий с перевозками в магазины авторефрижераторами или с железнодорожных станций доступно лишь очень крупным универсальным магазинам, имеющим возможность принимать товары партиями в размере установленных норм транзитной отгрузки. Поэтому для большей части магазинов применяются транзитная форма товароснабжения от производителей, работающих в том же городе, что и розничные магазины, или пригородных сельскохозяйственных предприятий.

Скоропортящиеся и вообще требующие быстрой реализации (молочные продукты, мясо, колбасные изделия и мороженая рыба, хлеб) при всех условиях необходимо доставлять в магазины непосредственно с местных предприятий - молочных заводов, мясокомбинатов, хлебозаводов. Транзитом с местных производственных предприятий доставляют также товары простого ассортимента - макаронные изделия, сахар, мыло и др. товары. В летнее время завозят свою плодовоовощную продукцию сельскохозяйственные предприятия.

Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров.

Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Снабжение магазинов со складов оптовых предприятий отличается рядом преимуществ. Например, оптовые предприятия имеют достаточно широкий ассортимент товаров, удовлетворяющий требованиям многих магазинов. Наибольшего эффекта эта форма снабжения достигает при поставке товаров в специализированные и крупные универсальные магазины.

Такие товары, как кондитерские изделия, овощные и фруктовые консервы, прочие бакалейные товары, доставляют чаще всего со складов оптовых предприятий по торговле продовольственными товарами.

При снабжении мелких, неспециализированных магазинов часто более предпочтительной оказывается складская форма товароснабжения.

Складская форма товароснабжения образуется при движении товаров от производителей или от оптовых предприятий до магазинов через собственные склады розничной торговой организации. Такие склады имеют возможность отправлять в торговую сеть товары укрупненными партиями, включающими самые разнообразные товары, требуемые магазинами, и производить при этом дробную подсортировку.

Таким образом, складская форма дает возможность: (рис.1.3)


Рис. 1.3.

· принимать товары от иногородних и др. поставщиков;

· вести подсортировку;

· концентрировать на складах необходимые товарные запасы, (что лучше, чем хранить товар в магазинах);

· маневрировать товарными запасами;

· лучше использовать транспорт.

Если говорить о негативных показателях складской формы товароснабжения, то издержки в данном случае выше, а товарооборачиваемость замедляется.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товародвижения, является звенность товародвижения.

Звенность товародвижения - количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения).

Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависят время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень расходов по реализации.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта. Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, - все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины. Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности рассчитывается отношением валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному:

где Топт - оптовый товарооборот,

Трозн - розничный товарооборот.

Коэффициент торгово-организационной звенности показывает, сколько торговых организаций участвовало в актах купли-продажи товаров на всем пути его движения к потребителю. Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее процесс товародвижения.

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный - в магазины. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

На коэффициент звенности влияют:

· территориальное размещение источников завоза,

· степень специализации источников,

· размеры партии отгрузки,

· объем и структура оптового товарооборота,

· физико-химические особенности и свойства товара.

Немаловажно, что всех случаях, когда товары поступают с одногородних складов, на них должны выполняться все необходимые операции по подготовке товаров к продаже - распаковка, подсортировка, проверка по качеству, а при необходимости фасовка и укладка в тару - оборудование.

Розничные организации могут централизовать товароснабженческие функции своих мелких и средних предприятий и выполнять их экономически более рационально, используя ту или иную форму товароснабжения.

К основным факторам, влияющим на выбор формы товародвижения можно отнести (рис.1.4):

· производственные (размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства);

Значительное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что в свою очередь связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

К примеру, в зимний период в России некоторая овощная продукция импортируется из-за рубежа, т.к. выращивать эту группу товаров в холодный период года у нас в стране невозможно. А в летний период наблюдается обратная ситуация, когда внутреннее производство может обеспечивать внутренний спрос на рынке овощных продуктов.

* транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, транспортные расходы);

Уровень транспортных расходов является основным фактором, влияющим на выбор формы отгрузки товара, и включает в себя все расходы на перевозку товара. Если предприятие розничной торговли имеет в своем распоряжении консолидационный склад, очевидно, что подготовительные процедуры (хранение, распаковку, сортировку товаров и др.) выгоднее осуществлять на складе.

* социальные (расселение населения, уровень денежных доходов);

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д. При невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

* торговые (размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства, обеспечение рассортировки, скорость оборачиваемости товаров)

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку на складе.

Исходя из отдаленности расположения производителя, розничное торговое предприятие выбирает оптимальную форму товароснабжения. Как правило, местные поставщики товаров, особенно продовольственных, осуществляют перевозку готовой продукции, минуя склады.

Обеспечение рассортировки товаров подразумевает необходимость выбора транзитной или складской формы товароснабжения в зависимости от вида товара, его характеристик и форм потребления. Например, скоропортящиеся товары доставляют напрямую в магазины, минуя склад, проходя стадию сортировки на производстве.

Скорость оборачиваемости товарных запасов является неотъемлемым фактором, влияющим на выбор формы товароснабжения. Оптимальная скорость оборачиваемости товаров характеризуется эффективным взаимодействием закупок и продаж, что является немаловажной целью любого торгового предприятия.


Рис .1.4. Факторы, влияющие на выбор формы товародвижения

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению. Рассмотренные выше факторы формируют не только выбор той или иной формы товароснабжения, но и обеспечивают оптимальное использование ресурсов предприятия.

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, -- все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный -- в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.

Под каналом товародвижения понимаются звенья (организации и лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю.

Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по ценообразованию, изыскивают и используют финансовые средства но покрытию затрат на продвижение товаров.

Различают прямые и косвенные каналы.

Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат.

Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемешается от производителя, и которые затем реализуют его потребителям. На нижеследующей схеме приведены наиболее часто встречающиеся варианты каналов товародвижения.

товародвижение транзитный складской рынок


Рис. 1.

Они могут быть простыми, основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, и сложными, базирующимися на контрактных соглашениях, в которых оговариваются ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п.

Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями о рынке. Посредники (оптовые базы, склады) берут на себя функции хранения товаров, снижают риск из-за отсутствия товаров в продаже.

Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, последовательно осуществляющих продвижение товара. Чаще всего встречаются одноуровневые (один посредник -- розничное звено), двухуровневые (два посредника -- оптовое и розничное звенья), трехуровневые (три посредника -- крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено) каналы.

Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.

Производитель может придерживаться трех возможных подходов к решению вопроса о числе посредников.

При интенсивном распределении стремится обеспечить наличие запасов своих товаров у возможно большего числа предприятий. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей.

Распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров фирмы.

Избирательное (селективное) распределение и сбыт - нечто среднее между указанными выше подходами. Производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что даст ему возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над движением товаров.

Выбор канала зависит от:

характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);

масштабов производства продукции, от ее конкурентоспособности, текущей и перспективной политики фирмы, устойчивости ее положения в отрасли;

характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника).

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.


Товародвижение — транспортировка товаров от места их производства до места потребления.

Основные принципы товародвижения:
. оптимальная звенностъ товародвижения;
. эффективность использования транспортных средств;
. эффективность использования торгово-технологического оборудования;
. сокращение количества операций с товаром.

Количество операций с товаром зависит от схемы товародвижения.
Существует такое понятие, как складская звенность, т. е. через сколько складов проходит товар на пути его движения от производства до потребителя.

Например: товар со склада изготовителя транспортируется на склады выходных баз, потом на торгово- закупочные базы, затем товар транспортируется на склады торговых баз, после этого на склады потребителя.

При такой схеме товар проходит не менее чем через четыре склада, что может привести к ухудшению качества товара.

Такая форма снабжения называется складской.

При складской форме поставок обеспечивается лучшая комплектность поступающего сырья и товаров.

Транзитная форма снабжения предполагает прямые связи поставщик- предприятие, минуя промежуточные оптовые базы.

Для скоропортящихся товаров используется транзитная форма, для нескоропортящихся - складская, а в большинстве случаев применяется смешанная форма снабжения.

Доставка продуктов ведется централизованным и децентрализованным способами. Централизованная доставка товаров на предприятия осуществляется силами и средствами поставщиков. При централизованной доставке предприятие освобождается от необходимости иметь свои транспорт.
При децентрализованной доставке вывоз товаров от поставщиков обеспечивает непосредственно само предприятие, используя свой транспорт.

Со способами доставки тесно связаны и маршруты завоза продуктов. При децентрализованной доставке продукты завозятся на предприятия только линейными (маятниковыми) маршрутами, а при централизованной завоз продуктов осуществляется преимущественно по кольцевым маршрутам, т. с. на одной машине товар доставляется на несколько предприятий но кольцу в соответствии с графиком и разработанным маршрутом.

Кольцевой маршрут позволяет более полно использовать грузоподъемность транспорта, сократить транспортные расходы, ускорить возврат тары.

Важную роль в товародвижении выполняет транспорт.

Транспортные организации в процессе передвижения товаров должны обеспечить:
. сохранность груза при транспортировке;
. своевременную доставку груза;
. соблюдение правил загрузки и транспортирование груза;
. эффективное использование транспортных средств.

Для перевозки продовольственных товаров используется специализированный транспорт, имеющий маркировку «Продукты».

Кузова таких машин изнутри обиваются оцинкованным железом или листовым алюминием.

На каждую машину, предназначенную для перевозки продуктов, должен быть санитарный паспорт, выданный учреждениями санитарно-эпидемиологической службы сроком не более чем на один год. Особо скоропортящиеся продукты перевозят изотермическим транспортом.


Технологический процесс товародвижения





Организация приемки продовольственных товаров. Товарные запасы

Приемка товаров на предприятиях общественного питания является важной составной частью технологического процесса.

Приемку проводят в два этапа.

Продукты получают соответственно заказанному количеству и качеству.

Первый этап — предварительный.

Приемка продукции по количеству производится по товарно-транспортным накладным, счетам-фактурам, путем пересчета тарных мест, взвешивания и т. п.

Если товар поступил в неисправной таре, кроме проверки веса брутто, предприятие имеет право потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто.

Второй этап — окончательная приемка.

Масса нетто и количество товарных единиц проверяются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч с момента приемки товаров.

Масса тары проверяется одновременно с приемкой товара.

В случае расхождения фактического веса тары результаты проверки оформляются актом на завес тары, который должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения.

На каждом тарном месте (ящике, фляге, коробке) должен быть маркировочный ярлык с указанием даты, часа изготовления и конечного срока реализации.

При обнаружении недостачи составляется односторонний акт о выявленной недостаче.

Этот товар хранится отдельно, обеспечивается его сохранность и вызывается поставщик по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч.

Поставщик по скоропортящимся товарам обязан явиться в течение 4 ч после вызова, по остальным - не позднее чем на следующий день. После завершения окончательной приемки составляется акт в 3 экземплярах.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству.

Срок проверки качества для скоропортящихся товаров - 24 ч, для нескоропортящихся - 10 дней.

Приемка товаров по качеству производится органолептически (по виду, цвету, запаху, вкусу).

При этом проверяют соответствие стандартам, ТУ.

К транспортным документам прилагаются сертификаты или удостоверения качества, где указаны дата изготовления, срок реализации, название фирмы; гигиенические сертификаты (с указанием допустимых и фактических уровней тяжелых металлов).

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и санитарными нормами и правилами товар должен быть безопасным для здоровья потребителей

Запрещается принимать:
. мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
. сельскохозяйственную птицу и яйца без ветеринарного свидетельства, а также из неблагополучных по сальмонеллезу хозяйств;
. консервы с нарушением герметичности, бомбажем;
. овощи и плоды с признаками гнили;
. грибы соленые, маринованные, сушеные без наличия документа о качестве;
. продукцию растениеводства без качественного удостоверения.

В случае обнаружения несоответствия качества составляется акт в присутствии поставщика о количестве недоброкачественной продукции.

Для обеспечения бесперебойной работы производств и реализации продукции в достаточном ассортименте с учетом спроса потребителей необходимы товарные запасы.

Товарные запасы должны быть минимальными, но достаточными для ритмичной работы предприятия. Для предприятий общественного питания рекомендуются следующие нормы товарных запасов при нормальных условиях хранения:
. нескоропортящиеся продукты (мука, сахар, крупа) - 8-10 дней;
. скоропортящиеся продукты (мясо, рыба, птица и др.) - 2-5 дней;
. запасы хлеба, молока не должны превышать однодневную реализацию.

Сверхнормативные запасы увеличивают потери при храпении, замедляют оборачиваемость товаров, усложняют учет, загромождают складские помещения, при этом ухудшаются условия хранения.

Организация материально-технического снабжения предприятий общественного питания

Материально-техническое снабжение предназначено для обеспечения предприятий общественного питания оборудованием всех видов, кухонной и столовой посудой, производственным, торговым инвентарем, санспецодеждой и форменной одеждой, мебелью, столовым бельем и т.п.

К организации материально-технического снабжения предъявляются следующие требования:
. своевременность и комплектность поставок,
. бесперебойность, так как перебои в снабжении нарушают четкий ритм предприятий, ухудшают обслуживание, поэтому особенно важно определить потребность в материально-технических средствах и размеры товарных запасов;
. надежность и высокое качество поставок, т. е. все материальные средства должны поставляться в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями;
. правильный выбор формы снабжения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции централизованное снабжение предприятий общественного питания материально-техническими средствами распалось.

Предприятия общественного питания через отделы снабжения или отдельных ответственных работников самостоятельно ищут поставщиков, заключают договоры на поставку материальных средств, без которых невозможна работа предприятий.

При приемке оборудования, поступившего в таре, проверяются целостность упаковки, соответствие техническим условиям, сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность (технический паспорт).

При наличии каких-либо дефектов, отклонений составляется акт.

Порядок составления акта (сроки, состав комиссии и т. п.) определяется договорами и инструкциями.

На основании актов предъявляются претензии к поставщикам.

Требования к выбору поставщиков остаются такими же, как и при продовольственном снабжении, т. е. рекомендуется систематически изучать потенциальных поставщиков, составлять их список, анализировать по специальным критериям при выборе поставщиков, главное, чтобы поставки были качественными, своевременными и надежными.

Поставщиков средств материально-технического оснащения много.

Предприятие общественного питания может непосредственно заключить договор с изготовителями или использовать услуги оптовых ярмарок, центров аукционной торговли.

Можно закупить товар в торговой и сбытовой сети; во многих городах создаются сервисные центры, которые помогают в снабжении столовой мебелью, столовой посудой, бельем и т.д., всем, что необходимо для организации обслуживания на высоком уровне.

Небольшие предприятия могут воспользоваться услугами мелкооптовых магазинов.

Более эффективной и организованной является ярмарочная форма закупки.

Она имеет ряд преимуществ: у покупателей появляется возможность ознакомиться с реальными образцами товаров, предлагаемых поставщиками, просмотреть демонстрацию моделей, модификаций, проверить их в действии, получить нужную коммерческую информацию и консультацию;
кроме этого, ускоряются сроки заключения договоров, оперативно рассматриваются заказы покупателя на поставку товаров, находится взаимовыгодное решение.

Аукционная торговля - способ реализации товара, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких или многих покупателей, присутствующих при продаже.

Товар переходит в собственность того покупателя, который предложит наиболее высокую цену.

Количество материальных средств определяется на основе норм расхода, оснащения, эксплуатационных норм.

Нормы расхода устанавливаются для определения потребности в предметах одноразового использования, например, одноразовая посуда, моющие средства и другие материалы, целиком потребляемые в процессе торгово-производственной деятельности.

Нормы оснащения устанавливаются для определения потребности в предметах многократного использования (оборудование, мебель, столовая посуда и приборы. кухонный инвентарь и др.).

Спецодежду рассчитывают с учетом эксплуатационных норм — два комплекта для каждого работника в год.
Для повара в комплект входят куртка белая, фартук, белый колпак.

В ГОСТ Р 51303 – 99 товародвижение определяют как процесс физического перемещения товаров от производителя в места продажи или потребления.

Однако он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с формированием партий товаров , их хранением, подсортировкой, отгрузкой, перевозкой различными видами транспорта и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

Процесс пространственного доведения товаров от предприятий изготовителей через оптового покупателя и других участников обращения товаров до потребителей называется товародвижением.

Как видно из содержания процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично – продолжение процесса производства в сфере обращения.

Товародвижение включает:

– перевозку товаров различными видами транспорта,

– прохождение товарной массы через определённые складские звенья

– доставку товаров в розничную торговую сеть (конечный пункт товародвижения).

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения - одна из важных функций торговли.

Основная товарная масса реализуется в РТС, поэтому товародвижение должно быть в первую очередь направлено на организацию товароснабжения магазинов.

Понятие «товароснабжение» шире понятия «товародвижение», поскольку организация товароснабжения начинается гораздо раньше , чем изготовленные товары начнут своё движение от производителя к потребителю. Поэтому товароснабжение включает :

ü Определение потребности в конкретных товарах;

ü Поиск и выбор наиболее выгодного поставщика товаров;

ü Заключение договоров (сделок) с этими поставщиками;

ü Выбор метода доставки товаров в магазины;

ü Контроль за ходом выполнения договоров;

ü Приёмка и размещение товаров в торговом зале.

Чтобы обеспечить бесперебойную продажу товаров населению, необходимо завозить товары небольшими партиями, но с большой частотой. Рациональное товароснабжение тесно связано с поставщиками, с транспортными фирмами, с оборудованием складов. Товародвижение рассматривают как составную часть процесса товароснабжения

С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.

От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качество торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов :

Применение кратчайших путей движения товаров;

Установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;

Выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

Широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;

Постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Движение товаров из районов производства в районы потребления должно происходить кратчайшими путями , что обеспечивает прохождение ими наименьшего пути от производителя до потребителя, ускорение процесса воспроизводства и наименьшие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые предприятия.

Выбор кратчайших путей движения означает, что товары, направляемые из мест производства в. торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Наряду со встречными перевозками, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки .

Излишними дальними считаются перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, при условии, когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения.

Товародвижение является сложным технологическим процессом. На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов , которые можно объединить в следующие группы:

Производственные;

Транспортные;

Социальные;

Торговые.

Развитие транспортных связей Размещение производства товаров

Факторы, влияющие на процесс товародвижения

К числу производственных факторов относят: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, аэто, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Поэтому специализация производства приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер , что в свою очередь связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

К транспортным факторам относятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает такой фактор, как развитие транспортных связей между пунктами производства ирайонами потребления. Развитию транспортных связей между отдельными регионами страны всегда уделялось и уделяется большое внимание. Быстрое развитие всех видов транспорта, внедрение современных перевозочных средств, повышение скорости движения транспорта обеспечивают хорошие условия для рациональной организации товародвижения. При выборе транспортных связей исходят из того, чтобы затраты на транспортировку товаров были минимальные, а сроки доставки- минимально короткие.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т. д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т. д.

При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Кроме того, должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы , основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т. д.

Так, при невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев.

На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене.

Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами.