Оружие гвоздика характеристики. Самоходная артиллерийская установка "Гвоздика": фото и характеристики

После завершения Великой Отечественной войны проектирование самоходных артиллерийских установок в СССР было практически свернуто. В первую половину 1950-х годов успешно эксплуатировался парк самоходок военного выпуска. Затем на процесс создания новых САУ крайне негативно повлияла позиция руководителя СССР Н.С. Хрущева. Он наивно полагал, что время артиллерии и танков безвозвратно прошло, а все задачи на поле боя можно решить с помощью ракетного оружия.

История создания 2С1 "Гвоздика"

К середине 1960-х годов стало очевидным серьезное отставание СССР от стран НАТО в создании самоходно-артиллерийских систем. Было необходимо наверстывать упущенное.

1965 году под руководством маршала артиллерии П.И. Кулешова и председателя НТК "Главного ракетно-артиллерийского управления Советской армии (ГРАУ) генерал-лейтенанта А.А. Григорьева была разработана концепция создания новых типов самоходных установок, а на основе научно-технического задела НИИ-3 Сухопутных войск -тактико-технические требования к САУ различного назначения. Предполагалось оснастить Советскую армию системами различного назначения, в том числе 122-и 152-мм гаубицами и 120- и 240-мм самоходными ми-нометами. Постановление Совета Министров СССР от 4 июля 1967 года, в соответствии с которым начались полномасштабные работы сразу по нескольким САУ, стало поистине историческим для отечественной артиллерии. Согласно этому постановлению начались работы по созданию 122-мм САУ 2C1 «Гвоздика» и 2С2 «Фиалка», 152-мм САУ 2СЗ «Акация» и 240-мм самоходного миномета 2С4 «Тюльпан».

С 1967 по 1972 год в ОКБ-9 были изготовлены и прошли испытания две опытные гаубицы Д-11 и Д-12 калибра 122-мм. По результатам их испытаний выбран вариант Д-12, которому после доработок присвоили индекс Д-32 (индекс ГРАУ-2А31).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 сентября 1970 года САУ 2C1 «Гвоздика» была принята на вооружение Советской армии. Ее серийно производил с 1971 года Харьковский тракторный завод.
Артсистему с приводами наведения поставлял Уралмаш, а двигатель - Ярославский моторный завод.

"Гвоздика" из Харькова
Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» в экспозиции Центрального музея вооруженных сил в Москве. Слева от орудия хорошо видны удлинители воздухозаборных труб, которые устанавливаются при движении на плаву.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» предназначалась для замены буксируемых гаубиц М-30 и Д-30 в артиллерийских дивизионах мотострелковых полков. Она должна была обладать сопоставимой с танками и БМП мобильностью и обеспечивать постоянную огневую поддержку наступающих мотострелковых и танковых подразделений. В качестве основы для проектирования артиллерийской части САУ была выбрана хорошо отработанная в производстве и знакомая в войсках 122-мм буксируемая гаубица Д-30. Головным разработчиком установки, получившей индекс ГРАУ 2CI, стал Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе Минсель-хозмаша, разработавший к тому времени очень удачное семейство многоцелевых транспортеров МТ-Л и МТ-ЛБ. Главным конструктором был А.Б. Белоусов. Артиллерийскую часть проектировало ОКБ-9 (Уралмаш) под руководством главного конструктора генерал-лейтенанта Ф.Ф. Петрова.

В качестве базы для размещения артиллерийской части было выбрано шасси многоцелевого бронированного транспортера-тягача МТ-ЛБ (изделие 6). Однако вскоре стало ясно, что ходовая часть транспортера не выдержит возросших нагрузок («на себе» предстояло возить не только само орудие с боекомплектом, но и броневую башню со всеми сопутствующими механизмами). Поэтому было решено удлинить ходовую часть и добавить в нее седьмой опорный каток на сторону. Такое шасси получило обозначение «изделие 10» (впоследствии оно было принято на вооружение под наименованием МТ-Лбу). На его основе разработали унифицированное шасси МТ-ЛБуш, которое кроме 2C1 использовалось в установке дистанционного разминирования УР-77 «Метеорит» и в ряде других. Применение удлиненной ходовой части позволило не только снизить нагрузку на опорный каток, но и благодаря большей плавности движения улучшить ходовые качества САУ. За счет удлинения корпуса стало удобнее и боевое отделение. В августе 1969 года опытная партия из четырех самоходных гаубиц 2C1 поступила на полигонные испытания. Здесь был выявлен серьезный дефект - сильная загазованность боевого отделения при стрельбе. Эжекционная система продувки канала ствола оказалась недостаточно эффективной, что чуть не привело к трагедии. После проведения серии из восьми выстрелов наводчик и заряжающий, находившиеся в боевом отделении, получили сильное отравление продуктами сгорания пороховых зарядов. Обошлось без жертв, но солдат пришлось госпитализировать. Для устранения этого дефекта было проработано около десяти различных вариантов. На базе гаубицы Д-32 разработали гаубицу Д-16 с полуавтоматическим затвором с пластинчатым обтюратором. Однако из-за низкой эффективности такого решения в 1972 году работы над Д-16 прекратили. Проблему решили, применив более мощный эжектор и гильзы с улучшенной обтюрацией.

Зарубежные варианты

Лицензию на производство этой машины продали в Польшу и Болгарию. В Польше машина получила название 2CIM Gozdzik и отличалась от советского прототипа польским дизельным двигателем SW 680Т, новыми опорными катками и измененными гидродинамическими щитками для движения на плаву. Вариант 2CIT отличался установкой цифровой системы управления огнем TOPAZ производства фирмы WB Electronics.

В Болгарии выпускали САУ полностью идентичную советской, за исключением гораздо худшего качества сборки. По воспоминаниям артиллеристов, в некоторых частях Советской армии на вооружении были установки болгарского производства. Они были менее надежны.

На базе шасси 2C1 в Болгарии разработали и выпускали серийно на заводе в г. Нервен Бряг (АО «Бета») боевую машину пехоты БМП-23. Компоновка машины в целом осталась прежней, только на месте боевого отделения САУ разместилось десантное и бронированная башня болгарской разработки с 23-мм автоматической пушкой 2AI4. С ней был спарен пулемет ПКТ. Десантное отделение БМП вмещало шесть полностью экипированных пехотинцев. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть БМП-23 были заимствованы у 2CI. На базе БМП-23 болгарские конструкторы разработали БМП-30, оснащенную башней от советской БМП-2,и БРМ-23. Выпуск 2CI и БМП-23 продолжался в Болгарии до середины 1990-х годов.

122-мм самоходная гаубица Model 89 румынского производства.

По заказу румынских вооруженных сил местные конструкторы в 1980-х годах создали 122-мм самоходную гаубицу Model 89. Базой для этой боевой машины стало шасси румынской разработки, в котором использовалось много узлов и агрегатов боевой машины пехоты MLI-84, созданной в свою очередь на базе советской БМП-1. Башню с гаубицей Д-32 полностью заимствовали у САУ «Гвоздика». Румынская армия приняла на вооружение 42 такие установки, которые находились в эксплуатации наряду с шестью российскими 122-мм самоходными гаубицами 2C1.

Аналогичный путь избрали в Иране. Здесь башню «Гвоздики» установили на шасси иранского бронетранспортера Boragh, который производят по китайской лицензии. Китайский прототип - БМП WZ 501 - копия советской боевой машины пехоты БМП-1. Для установки башни корпус бронетранспортера в зоне бывшего десантного отделения пришлось нарастить в высоту, чтобы обеспечить место для отката орудия при больших углах возвышения и более удобные условия для наводчика. Эта машина получила название Raad-I («Гром-1»), впрочем, по другим данным она называется Thunder-1.

Опоздавшие проекты

Постановлением Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совете Министров СССР от 13 сентября 1969 года была поставлена задача разработать самоходные минометы калибра 120 мм для сухопутных войск и ВДВ. Самоходный миномет для сухопутных войск получил индекс ГРАУ 2С8, а ОКР проводились под наименованием «Астра». Основой для машины послужило шасси самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Во вращающейся башне установили 120-мм миномет, по своим баллистическим характеристикам аналогичный буксируемому миномету М-120. Дальность стрельбы обычной миной - до 7,1 км, а активно-реактивной - до 9 км. Для уменьшения загазованности боевого отделения на миномете был установлен эжектор и продольно-скользящий затвор. Кроме того, миномет был оснащен гидропневматическим досылателем для увеличения скорострельности. К моменту создания 2С8 было разработано новое нарезное полуавтоматическое орудие 2А51, поэтому «Астру» на вооружение не приняли. В середине 1970-х годов сформировались новые требования к противотанковым средствам. Они должны были быть мобильными, иметь возможность участвовать в контратаках и поражать танки на значительных расстояниях от огневой позиции. Поэтому решением Военно-промышленной комиссии от 17 мая 1976 года группе предприятий дали задание разработать легкое 100-мм самоходное противотанковое орудие. В состав орудия должен был входить автоматический радиолокационный комплекс управления огнем. Проект получил кодовое название «Норов». В качестве базы предполагалось использовать самоходную гаубицу 2С1. Головным предприятием был назначен Юргинский машиностроительный завод. За автоматический радиолокационный комплекс отвечало тульское ОКБ НИИ «Стрела». Опытные образцы самоходной пушки 2C15 должен был изготовить завод «Арсенал». Но в отведенные сроки предприятие не уложилось, и их пришлось сдвинуть на 1981 год. Однако и к этому сроку опытные образцы не были готовы. Испытания САУ начались только в 1983 году. К этому времени обнаружились проблемы и недоработки у других смежников. В итоге испытания завершились в 1985 году. Но к этому времени на вооружение ряда стран НАТО поступили новые образцы танков, против лобовой брони которых 100-мм артиллерия была малоэффективна. Поэтому комплекс «Норов» признали бесперспективным, и все работы по этой теме прекратили.

Модернизация

В 2003 году в ЗАО «ОКБ» на пермском ОАО «Мотовилихинские заводы» было разработано самоходное артиллерийское орудие (ОАО) 2С1М, позже получившее индекс ГРАУ 2С34 и название «Хоста». Это ОАО представляет собой глубокую модернизацию самоходной гаубицы 201 «Гвоздика» с внедрением в ее конструкцию ряда узлов и агрегатов ОАО 2С31 «Вена», 2023 «Нона-СВК» и гусеничного минного заградителя ГМЗ (объект 118). От последнего заимствована командирская башенка с установкой пулемета ПКТ. На ОАО 2С34 установлено 120-мм нарезное полуавтоматическое орудие 2А80-1, сочетающее в себе свойства пушки, гаубицы и миномета. Боекомплект - 40 выстрелов. В номенклатуру применяемых боеприпасов входят все выстрелы, используемые в ОАО 2С31 «Вена» (за исключением кумулятивного ЗВБК 14), в том числе новый управляемый снаряд ЗВОФ 112 «Китолов-2». Углы вертикального наведения орудия колеблются в диапазоне от -2 до +80°. САО «Хоста», которую производит ОАО «Мотовилихинские заводы», предназначена для подавления живой силы, артиллерийских и минометных батарей, ракетных установок, бронированных целей, огневых средств и командных пунктов на дальности до 13 км.

Конструкция САУ "Гвоздика"

Как и у большинства других образцов бронетехники, заброневое пространство самоходной гаубицы образует три отделения. Моторно-трансмиссионное находится в правой передней части корпуса и отделено от боевого и отделения управления перегородками. Отделение управления расположено в левой передней части корпуса. В нем находится рабочее место механика-водителя, механизмы управления машиной, приборы наблюдения, а также привод стопора ствола орудия в положении по-походному. Кормовая часть корпуса предназначена для размещения артиллерийского вооружения и вместе с башней образует боевое отделение. В его левой передней части - место наводчика с откидным сиденьем. За ним - рабочее место командира, над которым в крыше башни установлена вращающаяся командирская башенка с люком, оборудованная двумя перископическими смотровыми приборами и комбинированным прибором наблюдения, а также прожектором. Заряжающий занимает правую часть боевого отделения и имеет свой люк в правой части крыши башни. Установка 122-мм гаубицы Д-32, основного оружия машины, в амбразуре сварной башни обеспечивает ей углы обстрела по вертикали в диапазоне от -3 до +70° и круговой обстрел в горизонтальной плоскости. На перевод гаубицы из походного положения в боевое затрачивается не более 2 минут. Прицельная скорострельность - до 5 выстр./мин при подаче боеприпасов с грунта. При стрельбе возимым боекомплектом скорострельность составляет 1-2 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы - 15 200 м, минимальная - 4070 м. Основные части гаубицы - ствол, вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа, люлька, противооткатные устройства (гидравлический тормоз отката и пневматический накатник), подъемный и уравновешивающий механизмы, а также ограждение с установленным на нем досылателем. Ствол гаубицы оснащен двухкаморным дульным тормозом и эжекци-онным устройством для продувки канала ствола. Установленная в башне на цапфах люлька объединяет все элементы гаубицы и служит направляющей для движения ствола при откате и накате. К корпусу люльки крепятся щитки неподвижного ограждения. Левая цапфа люльки механически связана с параллелограммным приводом прицела, а правая - с рычагом пневматического уравновешивающего механизма, регулирующего нагрузку на рукоятке подъемного механизма при наведении гаубицы по вертикали. Кроме того, слева к люльке крепится зубчатый сектор подъемного механизма. В рукоятку привода подъемного механизма вмонтирована клавиша электроспуска ударного механизма.

Для предохранения экипажа машины от ударов откатными частями гаубицы во время стрельбы ее казенная часть отделена от экипажа неподвижным и откидным ограждениями. Последнее, шарнирно связанное со щитками неподвижного ограждения, служит местом установки досылающего механизма и отражателя стреляных гильз. Электрический блок досылающего механизма обеспечивает досылку заряда в камору ствола в момент вывода поперечной каретки досылателя на линию заряжания, досылку заряда после нажатия на кнопку досылки, а также возврат каретки в исходное положение после закрытия клина затвора.

Самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" - боевая бронированная машин, имеющая мощное вооружение и способная решать в общевойсковом бою широкий спеутр задач.
  1. При стрельбе снарядами, складированными на грунте, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую кормовую дверь. Устройство представляет собой лоток, установленный в кормовой части корпуса на поперечных направляющих. При загрузке снарядом или зарядом под действием их массы лоток выдвигается вперед в зону заряжания, сжимая при этом возвратную пружину. После разгрузки освободившаяся пружина возвращает лоток в исходное положение.
  2. «Гвоздика» имеет противопульное бронирование, которое обеспечивает защиту от 7,62-мм винтовочной пули Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных топливных бака общей емкостью 550 л.
  3. Движение на плаву осуществляется с помощью перемотки гусениц. САУ может преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/сек.
  4. «Гвоздику» можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76 и Ан-124. Для уменьшения высоты САу опорные катки со второго по седьмой при перевозке можно с помощью специальных устройств приподнять и закрепить. Машина оборудована системами ПАЗ и ППО.
Самоходная гаубица 2С1 Гвардии Приднестровской Молдавской республики. Вооруженный конфликт в Приднестровье, июнь 1992 года. Самоходная гаубица 2С1 сербской армии во время боев в Косово,
июнь 1999 года.
Самоходная гаубица 2С1 Республиканской гвардии Ирака во время вторжения в Кувейт,
август 1991 года.

Тактико-технические характеристики САУ 2С1

БОЕВАЯ МАССА, т 15,7
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм
длина -
ширина -
высота -
клиренс -

7265
2850
2740
400

ВООРУЖЕНИЕ: гаубица Д-32(2АЗ 1)
калибра 122 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов раздельного заряжания .
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПГ-2(10П40),
оптический прицел прямой наводки ЮП5-37.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: ЯМЗ-238Н, восьмицилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность - 300 л.с. (220,8 кВт) при 2100 об./мин,
рабочий объем - 14 860 см3.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданная передача, главная передача двухпоточная, объединяющая в одном агрегате коническую пару шестерен, шестискоростную коробку передач и планетарно-фрикционные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь одинарных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках первого и седьмого катков, гусеницы шириной 350 мм, шаг трака - 111 мм.
СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: на суше - 61,5; на плаву - 4,5.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше - 450.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м-3, высота стенки, м-0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123,
переговорное устройство Р-124.

В конфликтах и на мирной службе

Самоходная гаубица 2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых (на БМП) полков. В каждый дивизион входило 18 САУ, а число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54. Помимо сухопутных войск 2С1 поступили на вооружение морской пехоты ВМФ. Советская армия использовала «Гвоздики» в М Афганистане, их применяли в региональных конфликтах на территории СНГ. К середине 1990-х годов эта САУ уже считалась устаревшей, но тем не менее продолжала оставаться на вооружении артиллерийских частей Российской армии и ее активно применяли в антитеррористических операциях на Северном Кавказе. много самоходных гаубиц этого типа.

  1. в Афганистане (15 единиц),
  2. Белоруссии (246),
  3. Болгарии (329, по другим данным даже 686),
  4. Боснии и Герцеговине (24),
  5. Венгрии (153, все на хранении),
  6. Вьетнаме,
  7. Грузии (20, на 2008 год),
  8. Демократической Республике Конго (6),
  9. Египте (76),
  10. Зимбабве (12),
  11. Иране (60),
  12. Йемене (25),
  13. Казахстане (120, по другим данным - 60),
  14. Киргизии (18),
  15. Республике Конго (3),
  16. Кубе,
  17. Ливии (130),
  18. Польше (522),
  19. Румынии (6, по другим данным - 48),
  20. Сербии (67),
  21. Сирии (400),
  22. Словакии (8),
  23. Судане (10),
  24. Того (6),
  25. Туркмении (40),
  26. Узбекистане (18),
  27. Украине (644),
  28. Уругвае (6),
  29. Финляндии (72),
  30. Хорватии (8),
  31. Чаде (2),
  32. Чехии (49),
  33. Эритрее (12),
  34. Эфиопии (82)
  35. Южной Осетии.

В Сухопутных войсках Российской армии по состоянию на 2010 год имелось 2100 самоходных гаубиц 2C1 «Гвоздика», в морской пехоте ВМФ - 95, и в пограничных войсках ФСБ - 90.

Видео САУ 2С1 "Гвоздика"

Захваченная сирийскими боевиками артиллерийская установка ведет огонь

Самоходные гаубицы стран НАТО

В рамках рассказа о советской самоходной гаубице «Гвоздика» будет не лишним познакомиться с зарубежными аналогами. Самоходных гаубиц такого же класса за рубежом было создано немало, только все они оснащались 105-мм орудиями.

Дело в том, что калибр 122 мм для дивизионной 1 гаубичной артиллерии накануне Первой миро-вой войны был принят только в Русской армии. В° всех остальных на вооружение дивизионной артиллерии поступали гаубицы калибра 100-105 мм, а в британской армии даже 87,6 мм. Рассмотреть все самоходные гаубицы 105-мм калибра нет возможности, речь пойдет о трех конструкциях, созданных в 1950-1960-е годы, то есть наиболее близких по «возрасту» советской самоходке.

Французская АМХ-105 В

Одной из первых 105-мм САУ, созданных после Второй мировой войны, стала французская самоходка AMX-I05A. Ее прототип был изготовлен в 1950 году на базе легкого танка АМХ-13, а первые серийные образцы стали поступать на вооружение французской армии уже в 1952 году. САУ AMX-105A представляла собой самоходную артиллерийскую установку с неподвижной, открытой сверху и смещенной к корме машины рубкой, в которой была установлена 105-мм гаубица Mk61 образца 1950 года. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева от силового отделения. Остальные члены экипажа (командир, наводчик и два заряжающих) размещались в рубке - боевом отделении, выполненном из катаных броневых листов толщиной до 20 мм. Углы вертикального наведения составляли от -4°50" до +70°, а горизонтальной угол наведения составлял ±20° относительно продольной оси машины. Приводы наведения гаубицы остались ручными. Одним из основных недостатков этого орудия был медленный перевод ствола с одной цели на другую. В состав боекомплекта входили 56 выстрелов, в том числе шесть бронебойных. Дальность стрельбы 16-кг фугасным снарядом составляла 15 000 м.

AMX-105A не оснащалась ни фильтровентиляционной установкой, ни индивидуальным плавсредством. Без предварительной подготовки машина могла преодолевать броды глубиной до 0,8 м.

Ствол гаубицы производили в двух модификациях: длиной 23 калибра и 30 калибров. Стволы обеих модификаций оснащались двухкаморным дульным тормозом. В состав системы управления огнем входили прицел с шестикратным увеличением для стрельбы по бронированным объектам и гониометр с четырехкратным увеличением. Для борьбы с воздушными целями на крышах большинства машин были установлены пулеметы калибра 7,5 мм. Шасси САУ AMX-I05A отличалось от шасси легкого танка АМХ-13 лишь более высокой кормовой частью, в остальном характеристики машины остались теми же. Ходовая часть состояла из десяти опорных катков, двух ведущих колес переднего расположения, двух направляющих колес заднего расположения, шести поддерживающих роликов и двух гусениц. В подвесках первого и пятого опорных катков были установлены амортизаторы.

Самоходные установки AMX-105A (в ряде источников - Mk61) экспортировались в Израиль, Марокко и Нидерланды. Опыт корейской войны очень быстро показал, что САУ АМХ-105А нуждаются в более сильном бронировании и орудиях, способных вести круговой обстрел. В конце 1950-х годов французские конструкторы существенно модернизировали самоходку. То же орудие Mk61 установили в полностью закрытой башне кругового вращения, на крыше которой в специальной башенке монтировался 7,5-мм зенитный пулемет с углами возвышения от -15 до +45°. Броня башни обеспечивала защиту экипажа от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин.

Модернизированную САУ, получившую обозначение АМХ-105В, теперь можно было применять даже для борьбы с танками противника. Механизмы наведения придавали стволу углы возвышения от -7 до +70°, горизонтальный обстрел был круговым. Заряжать орудие можно было как вручную, так и автоматически. Полуавтоматический затвор обеспечивал скорострельность 8 выстр./мин. Гаубица была способна вести огонь на дальность от 3000 до 15 000 м.

Возимый боекомплект размещался в башне и состоял из 37 выстрелов с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Для зенитного пулемета имелось 1500 патронов. Из гаубицы можно было стрелять как французскими, так и американскими боеприпасами. В результате модернизации САУ АМХ-105В потяжелела и ее боевая масса достигла 17 т. В 1958 году был изготовлен опытный образец, а в 1960 году - опытная партия этих машин.

Американская M108

Самоходная гаубица Ml08 была разработана в США в 1950-х годах практически одновременно со 155-мм самоходной гаубицей M109, которая имела то же шасси и несколько измененную башню. В конструкции шасси использовались узлы и агрегаты плавающего бронетранспортера Ml 13. Серийное производство M108 осуществвляло в 1962-1963 годах отделение «Кадиллак гейдж мотор кар дивижн» корпорации «Дженерал моторс». Самоходная гаубица M108 представляла собой плавающую авиатранспортабельную самоходную установку весом 22,45 т и предназначалась для замены в войсках 105-мм самоходной гаубицы M52. Экипаж машины состоял из пяти человек: командира, механика-водителя, наводчика и двух заряжающих.

Корпус машины был сварным, из листов алюминиевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, а верхний лобовой лист имел значительный угол наклона. На корме машины находилась большая закрытая башня кругового вращения с почти полукруглым лобовым листом.

Боевое отделение располагалось в кормовой части машины. Для входа и выхода орудийного расчета в кормовом листе корпуса использовался большой двухстворчатый люк. В башне, оборудованной командирской башенкой, над которой на специальном кронштейне монтировался 12,7-мм зенитный пулемет, устанавливалась 105-мм гаубица M103, снабженная дульным тормозом и эжекционным устройством. Максимальный угол возвышения гаубицы составлял +74°, склонения -4°. Машина была оборудована подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и увеличивали ее скорострельность. Кроме стандартных, в боекомплект гаубицы был введен выстрел с активно-реактивным снарядом, обеспечивавшим увеличение дальности стрельбы до 15 км. Машина могла вести огонь из орудия и пулемета на плаву.

B насшоящее время САУ М108 сострит на вооружении армии Бразилии. Испании Тайваня и Турции.

В носовой части корпуса в силовом отделении устанавливались бензиновый двигатель «Континенталь» AOI-623-1 и силовая передача фирмы «Аллисон» ХТ-300-2. В дальнейшем при модернизации был установлен дизель 8V7IT мощностью 340 л.с. производства фирмы «Детройт дизель». В состав шасси, применительно к одному борту, входили семь обрезиненных опорных катков, ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения. Для вождения машины ночью в распоряжении механика-водителя был прибор ночного видения. Специально для Ml08 было разработано индивидуальное плавсредство, состоявшее из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитов, позволявшее машине преодолевать вплавь водные преграды посредством перематывания гусениц. Но, насколько известно, его никогда не использовали ни на одной из линейных машин. Без подготовки Ml08 могла преодолевать броды глубиной до 1,83 м. Эту самоходную гаубицу выпускали только один год. Ее серийное производство прекратили после принятия на вооружение 155-мм самоходной гаубицы M109. Всего было выпущено 355 самоходных гаубиц.

Британская FV433

В начале 1950-х годов министерство обороны Великобритании приняло решение использовать гусеничное шасси FV430 в качестве базы для создания двух новых машин - бронетранспортера и самоходной артиллерийской установки. Первый прототип САУ, получивший обозначение FV433, был готов уже в 1961 году. Машина имела полностью закрытый броневой корпус. Моторнотрансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса слева, а отделение управления - справа. Механик-водитель занимал место в передней части машины, три остальных члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий - в башне.

Башня кругового вращения была установлена в кормовой части корпуса, в ее переднем отделении смонтирована качающаяся часть 105-мм гаубицы-пушки с моноблочным стволом, оборудованным дульным тормозом, эжектором и клиновым полуавтоматическим затвором. Противооткатное устройство включало два гидравлических тормоза отката и гидропневматический накатник. С помощью механизма вертикального наведения секторного типа орудию придавались углы возвышения от -5 до +65°. Имея большие углы вертикального наведения, орудие могло вести огонь как с навесной, так и с настильной траекторией. При необходимости его можно было использовать как противотанковое средство.

В возимый боекомплект входили 40 выстрелов: осколочно-фугасные, бронебойные с пластическим взрывчатым веществом, осветительные и дымовые. Для облегчения электромеханический досылатель снарядов и зарядов. Согласно первоначальным требованиям, дальность стрельбы должна была быть не менее 16 000 м, но реально она составила 17 000 м.

Для борьбы с наземными и воздушными целями на башне САУ был установлен 7,62-мм пулемет «Брен» с боекомплектом 1200 патронов. Кроме того, на бортах башни смонтированы дымовые гранатометы.

Самоходная установка FV433 «Эббот» была оснащена многотопливным 6-цилиндровым двигателем мощностью 240 л.с. и автоматической коробкой передач. В ходовой части имелись по пять сдвоенных, обрезиненных опорных катков на борт и гусеница с РМШ.

САУ «Эббот» могла преодолевать подъемы крутизной до 30°, рвы шириной 2,1 м, броды глубиной 1,2 м и водные преграды. Индивидуальное плавсредство перевозили в виде сложенного гармошкой водонепроницаемого брезентового кожуха. Для преодоления водного препятствия его крепили по периметру верхней плиты корпуса, натягивая посредством раздвижного каркаса, за 10-15 мин. В воде «Эббот» передвигался за счет перематывания гусениц. Максимальная скорость плавания - 5 км/ч.

В 1970-е годы эта установка была частично заменена более мощными САУ M109 американского производства, но оставалась на вооружении английской армии до середины 1990-х, прежде чем была окончательно снята с вооружения в 1995 году.

Работы над самоходной артиллерийской установкой второго поколения 2С1 «Гвоздика» начались в ОКБ-9 завода Уралмаш согласно постановлению Совета Министров № 609-201 от 4 июля 1967 года. И уже в 1969 году на полигонные испытания поступил ее опытный образец. В 1971-м САУ 2С1 была принята на вооружение. Скорость разработки и изготовления установки легко объяснима. В качестве шасси конструкторы использовали известный тягач МТ-ЛБ, на который установили еще более известную гаубицу Д-30. Д-30 в гусеничном варианте подвергли небольшим конструктивным доработкам и присвоили ей наименование Д-32 (индекс 2А31).

2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, оснащенных боевыми машинами пехоты. Предназначение «Гвоздики» - уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минометами и бронетехники противника. Обычный возимый боекомплект - 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания - снаряд и гильза с зарядом. Разработана широкая номенклатура снарядов - осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 году была предпринята попытка создания на базе Д-32 для «Гвоздики» гаубиц с картузным заряжанием - Д-16 и Д-16М. Но в серию не пошли.

Компоновка 2С1 «Гвоздики» в основном аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное отделение, а сзади - боевое отделение. В башне размещаются еще три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Башня поворачивается посредством электрического или ручного привода на 360 градусов. Гусеницы у САУ - резинометаллические, опорные катки - с индивидуальной торсионной подвеской. Первое и седьмое колеса, кроме торсионов, имеют еще и гидравлические амортизаторы. Корпус герметичен. С помощью перемотки гусениц САУ плавает со скоростью 4.5 км/час и способна преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0.6 м/сек. При этом на борту установки должно быть не более 30 выстрелов. «Гвоздика» авиатранспортабельна, то есть ее можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться. Самоходка имеет противопульное бронирование, которое «держит» 7.62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 использован V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних скоростей и две задние.

Бортовой боекомплект расположен следующим образом: 16 снарядов в вертикальном положении вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и задней стенок башни. Для облегчения заряжания гаубицы применен механизм досылания электромеханического типа. При стрельбе снарядами, складированными на земле, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Наведение орудия производится с помощью прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Ствол гаубицы имеет углы вертикальной наводки от -3 до +70 градусов. Максимальная дальность стрельбы - 15.200 м, минимальная - 4070 м. Скорострельность гаубицы не очень высока. При стрельбе снарядами с «земли» - 4-5 выстрелов в минуту, бортовым боезапасом - 1-2.

Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»


1*



Схема САУ 2С1 «Гвоздика.»



Гаубица Д-32 калибра 122 мм



САУ 2C1


Режимы стрельбы:


Выстрелы гаубицы Д-30
Название Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Осколочно-фугасный ОФ-462 ОФ-426Ж ОФ-7 ОФ-8 21,7 3,67 РГМ, В-90
21,7
Кумулятивные ЗБК-13 БП-1 ЗБК-6 18,2 вращающийся невращающийся
14,08 ГКН, ГПВ-З
ГТ1В-2
Дымовой Д4 21,76 -; РГМ
Химический ХСО-463Б 21,7 вещество Р-35 РГМ-2
Осветительный С-463 22,0 . .; Т-7
Агитационный А1Д 21,5 Т-7
Ш1 21,76 2,075 ДТМ-75 _

Тип заряда Полный Уменьшенный № 1 № 2 № 3 № 4
Вес заряда, кг 3,8
Начальная скорость, м/с 690 565 463 417 335 276
Дальность, м 15300 12800 11600 9800 8400 6400

Примечания:

122-мм самоходная гаубица 2С1 «ГВОЗДИКА»

Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»


Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по Постановлению № 609-201 от 4.07.1967 г. Артиллерийская часть разработана в ОКБ-9 («Уралмаш»), а шасси – в ПО «Харьковский тракторный завод».

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 122- мм буксируемой гаубицы Д-30. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы одинаковы с Д-30. Новая гаубица получила заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ – 2А31.

Ствол гаубицы Д-32 состоял из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкаморного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный, имел только ручной привод.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом.

Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа.

Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Перископический прицел ПГ- 2 (индекс 10П40) предназначен как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.

Шасси САЦ 2С1 разработано на базе МТ-ЛБ .

В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионные отделения размещены в передней части корпуса, а боевое отделение ~ в средней и кормовой части корпуса, а также в башне.

Броня САУ противопульная, она должна «держать» 7,62-мм винтовочную пулю на расстоянии 300 м.

Трансмиссия САУ механическая, подвеска торсионная. Гусеницы имеют резинометаллические шарниры.

1* В 1969 году в ОКБ-9 был разработан проект установки изделий «Акция», «Гвоздика» и «Тюльпан» на единое унифицированное шасси на базе БМП-1, где изделия могли бы иметь лучшие характеристики, чем созданные на базе МТ-ЛБ и об. 123.



Схема САУ 2С1 «Гвоздика.»



Гаубица Д-32 калибра 122 мм



САУ 2C1


САУ 2С1 имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. На плаву траки гусениц выполняют роль лопастей. Гусеницы перематываются в воде, благодаря чему скорость движения на плаву доходит до 4,5 км/час.

САУ «Гвоздика» может транспортироваться самолетом Ан- 12.

Первые четыре опытных образца 2С1 были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение 2С1 принята в 1971 году, а в 1972 году начато серийное производство.

Режимы стрельбы:

Скорострельность прицельная при стрельбе прямой наводкой, выстр/мин. 4-5

Скорострельность прицельная при стрельбе с закрытых позиций:

при подаче выстрелов с грунта без перекомплектации зарядов, выстр/мин. 4-5

при использовании выстрелов из боеукладки и при различных углах возвышения, выстр/мин. 1,5-2

Возимый боекомплект САУ 2С1 обычно составляет 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30.

Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж- 8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м.

Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° – 150 мм, под углом 30° – 80 мм, от расстояния бронепробиваемость не зависит.

Начальная скорость кумулятивного снаряда 35К-13 составляет 726 м/с.

Интересен снаряд Ш1 со стреловидными поражающими элементами. Он предназначен для М-30, но можно стрелять и из Д-32. Стреловидные элементы разлетаются в конусе с углом 24°.


Выстрелы гаубицы Д-30
Название Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Осколочно-фугасный ОФ-462 ОФ-426Ж ОФ-7 ОФ-8 21,7 3,67 РГМ, В-90
21,7
Кумулятивные ЗБК-13 БП-1 ЗБК-6 18,2 вращающийся невращающийся
14,08 ГКН, ГПВ-З
ГТ1В-2
Дымовой Д4 21,76 -; РГМ
Химический ХСО-463Б 21,7 вещество Р-35 РГМ-2
Осветительный С-463 22,0 . .; Т-7 Парашютный, время горения 30 сек.
Агитационный А1Д 21,5 Т-7
Снаряд со стрело­видными элемен­тами Ш1 21,76 2,075 ДТМ-75 _

Таблица стрельбы снарядами ОФ-462, ОФ-462Ж, ОФ24, ОФ-24Ж, Д4, Д4М
Тип заряда Полный Уменьшенный № 1 № 2 № 3 № 4
Вес заряда, кг 3,8
Начальная скорость, м/с 690 565 463 417 335 276
Дальность, м 15300 12800 11600 9800 8400 6400

2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, оснащенных боевыми машинами пехоты. Предназначение "Гвоздики" - уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

Обычный возимый боекомплект - 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания - снаряд и гильза с зарядом. Разработана широкая номенклатура снарядов: осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные...

В 1967 году была предпринята попытка создания на базе Д-32 для "Гвоздики" гаубиц с картузным заряжанием - Д-16 и Д-16М. Но в серию не пошли. Компоновка 2С1 "Гвоздики" в основном аналогична 152-мм САУ 2С3 "Акация". В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное отделение, а сзади - боевое отделение. В башне размещаются еще три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Башня поворачивается посредством электрического или ручного привода на 360 градусов.

Гусеницы у САУ – резинометаллические, имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам. Опорные катки - с индивидуальной торсионной подвеской. Первое и седьмое колеса, кроме торсионов, имеют еще и гидравлические амортизаторы. Корпус герметичен. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. С помощью перемотки гусениц САУ плавает со скоростью 4.5 км/час и способна преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0.6 м/сек. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. При этом на борту установки должно быть не более 30 выстрелов. "Гвоздика" авиатранспортабельна, то есть ее можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового и осколков снарядов и мин малого калибра. Самоходка "держит" 7.62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 использован V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних скоростей и две задние. Бортовой боекомплект расположен следующим образом: 16 снарядов в вертикальном положении вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и задней стенок башни. Для облегчения заряжания гаубицы применен механизм досылания электромеханического типа. При стрельбе снарядами, складированными на земле, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую заднюю дверь.

Наведение орудия производится с помощью прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Ствол гаубицы имеет углы вертикальной наводки от -3 до +70 градусов. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Минимальная дальность стрельбы - 4 070 м. Скорострельность гаубицы не очень высока. При стрельбе снарядами с "земли" - 4-5 выстрелов в минуту, бортовым боезапасом – 1-2.

Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа.

2С1 "Гвоздика" в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (кроме Румынии). После объединения Германии 374 2С1 получил бундесвер. "Гвоздика" состоит на вооружении армий СНГ и сегодня, в том числе в белорусской армии. В последнее время в целях совершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением "Китолов-2". Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

Серийное производство 122-мм самоходной гаубицы 2С1 продолжается. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, Ирака, Йемена, Ливии, Польши, России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Режимы стрельбы:
- скорострельность прицельная при стрельбе прямой наводкой, выстр/мин. 4-5
- скорострельность прицельная при стрельбе с закрытых позиций:
- при подаче выстрелов с грунта без перекомплектации зарядов, выстр/мин. 4-5,
- при использовании выстрелов из боеукладки и при различных углах возвышения, выстр/мин 1,5-2

Источник : Энциклопедия бронетехники: Гусеничные боевые машины
подполковник Николай Качук, журнал "Армия" № 3 2001

В начале 70-х годов в Советском Союзе появилось несколько артиллеристских установок с "цветочными" названиями: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт» и «Пион». Самоходная гаубица «Гвоздика» создавалась для поражения и уничтожения вражеской живой силы, артиллерии и минометных подразделений. С ее помощью обеспечивается проход по и через различные заграждения. Эти установки очень скоростные и маневренные.

Что такое гаубица

Слово "гаубица" произошло от немецкого haubitze. В переводе это означает оружие, которое предназначено для метания камней. Если говорить об то гаубица - военное приспособление для стрельбы по наземным целям под углом 70 градусов. Если открыть толковый словарь, то значение данного слова описывается по-разному, но основной смысл не меняется.

Гаубица - это та же пушка, но с меньшей длиной ствола. Скорость снаряда в начале движения также уступает скорости движения пушечного. Стенки в стволе гаубиц делают тоньше. Если у этих двух орудий одинаковый калибр, то их вес значительно отличается. Пушка намного тяжелее.

Самоходная установка «Гвоздика» является артиллерийской системой, которая до сих пор применяется вооруженными силами разных стран.

Создание и развитие первых самоходных артустановок в Советском Союзе

Во все времена войн и сражений необходима была техника, которая могла сопровождать наступающие войска и поддерживать их огнем. Артиллерийское оружие имело много разновидностей. Но все оно было не мобильное.

К началу 20 века уровень знаний конструкторов позволял заняться созданием самоходного орудия. В. Д. Менделеев в 1916 году предложил на суд военных свою разработку - очень тяжелую машину на гусеницах «Бронеход». Она имела защитную броню и пушку. В этом же году полковник артиллерии Гулькевич предложил проект тракторного самохода. Он был построен на Обуховском сталелитейном заводе. Его вооружили 3-хдюймовой пушкой и 2-мя пулеметами и обшили броней. В следующем году конструктор Н. Н. Лебеденко создал боевую машину на двух колесах. В 1920 году российские промышленники в Нижнем Новгороде выпустили целую партию танков. Идею создания они почерпнули у французов, изучив захваченный танк фирмы «Рено».

В 20-х годах к разработке машин подошли серьезно. Был объявлен конкурс на лучшее предложение по проектированию и построению бронированных машин. В 1922 году проект «Теплоход АМ» получил первую премию. Несмотря на массу 10 тонн, машина могла плавать по воде. При этом на вооружении у неё была 76 мм пушка.

Огромное значение для развития новых видов орудий имело создание Комиссии особых артиллерийских опытов. Под руководством бывшего генерала русской армии В. М. Трофимова комитет изучал проблемы баллистики и разрабатывал новые виды вооружения.

В 1922-23 гг. создали батальонный артиллерийский самоход на заводе «Красный Арсенал». В то время страна находилась не в лучшем положении, промышленно-экономическая база не давала возможности заняться серийным производством этих установок. В конце 20-х - начале 30-х годов над созданием новых видов оружия трудились такие заводы: «Красный Путиловец», им. Калинина №8, «Красный Арсенал» №7, Харьковский паровозостроительный, «Большевик» - а также множество конструкторов.

В начале Великой Отечественной войны внимание самоходной артиллерии почти не уделяли и вернулись к этому вопросу уже после победы.

Создание установки 2С1

Создание САУ «Гвоздика» было начато после 4 июля 1967 года. Это связано было с тем, что советская артиллеристская техника отставала от западной. После Великой Отечественной войны на вооружении в Советской Армии не было подобных САУ. Создание гаубицы поручили конструкторскому бюро, которое работало на заводе «Уралмаш». Руководил проектом Ф. Ф. Петров. А за шасси отвечал Харьковский тракторный завод и лично конструктор А. Ф. Белоусов. Специалисты проанализировали все технические характеристики арторудий, которые были выпущены за последние несколько десятилетий. И в кратчайшие сроки была создана система "Гвоздика" - установка, фото которой представлено ниже.

Башня и шасси

Функцию базового шасси в установке взял на себя тягач МТ-ЛБ. Для большей устойчивости ходовую часть дополнили ещё одним катком.

Гусеничная САУ 2с1 "Гвоздика" была оборудована местом для водителя и имела такие отделения: два боевых, управления и моторно-трансмиссионное.

Водитель-механик получил пространство, у которого были герметичные ограждения от остальных блоков, находящихся в 2с1 «Гвоздика».

В передней части башни слева находился наводчик, справа - заряжающий орудие, за наводчиком располагался командир установки.

Сзади в корпусе были созданы специальные места для хранения боеприпасов. Чтобы облегчить заряжание гаубицы, в башне установили механизмы для досылки снарядов и гильз. При помощи специального электрического или ручного привода башня разворачивалась на 360 градусов.

Гусеницы

САУ «Гвоздика» имеет огромные возможности для прохождения в труднодоступных местах. Это происходит благодаря гусеницам. Они выполнены из резины и металла. Их ширина на базовой модели составляет 400 мм. Есть возможность замены их на 670-мм гусеницы. Это повысит проходимость 2с1 «Гвоздика». Подвижная опора корпуса (опорные катки) оборудована индивидуальной подвеской с торсионами. Кроме того, на первом и седьмом колесах установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены в передней части боевой машины, имеют зубчатые венцы, которые можно заменять при их износе. Натяжение гусениц обеспечивается при помощи механизма, который находится внутри корпуса. САУ «Гвоздика» наделена способностью двигаться по воде, преодолевая препятствия, ширина которых может составлять до 300 м. Высота волны при этом не должна быть более 150 мм, а течение должно не превышать скорость 0,6 м в секунду. Плавучесть машины обеспечивается за счет внутренней воздушной камеры. Она создана путем сваривания двух дисков между внешним кольцом с бандажом из резины и ступицей. Максимальная скорость передвижения САУ 2с1 "Гвоздика" при этом не превышает 4,5 км в час. При передвижении по воде число выстрелов не должно быть более 30.

Корпус и внутреннее устройство

Ракетная установка «Гвоздика» имеет бронированный корпус. Он изготовлен из стальных 20-мм плит. Такая защита позволяет обезопасить машину и экипаж от стрелкового оружия легкого поражения, осколков и мин. Броня выдерживает пулю диаметром 7,62 мм, выпущенную с расстояния 300 м из винтовки.

Топливный бак 2с1 «Гвоздика» - это шесть емкостей, связанных между собой, по три с каждой стороны. Общий объем составляет 550 литров. Этого хватает на прохождение расстояния в 500 км по шоссе.

Двигатель для самоходки изготовил Ярославский моторный завод. Четырехтактный дизельный мотор имеет 8 цилиндров и V-образную форму, расположен впереди. Мощность его составляет 240 лошадиных сил.

САУ «Гвоздика» снабжена коробкой передач с 11 передними скоростями и 2 задними.

Самоходную гаубицу 2с1 можно транспортировать по воздуху при помощи самолетов АН-12, Ил-76, АН-124.

Снаряды для «Гвоздики»

В настоящее время существует множество разновидностей снарядов, которые может использовать установка «Гвоздика».

Стандартный комплект снаряжения: 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных. Все боеприпасы расположены вдоль стенок корпуса и башни.

Остановимся подробнее на тех снарядах, которые подходят для использования на САУ 2с1 «Гвоздика».

1. Осколочно-фугасные снаряды. Бронепробиваемость невысокая. Но используются наиболее часто, поскольку наносят огромный урон. При попадании внутрь танка снаряд взрывается. Это ведет к огромным потерям. Если снаряд не пробивает броню, он не может нанести большого вреда. Для защиты используют специальные экраны, которые не позволяют пробить наружную обшивку танка.

2. Кумулятивные боеприпасы. Лучше пробивают броню за счет образования кинетической энергии, как бы прожигая её насквозь. Бронепробиваемость не ухудшается с увеличением расстояния до цели. Защитой могут служить специальные решетки-экраны.

3. Осветительные снаряды. Предназначаются для освещения местности или для воспроизведения сигналов в темное (ночное) время суток. Применяют при сбрасывании с помощью авиации питания или снаряжения. Для торможения их движения используют парашюты.

4. Агитационные боеприпасы. Используют для информирования населения, которое находится на оккупированных территориях или в труднодоступных зонах.

5. Снаряды радиоэлектронного противодействия. Воздействуют на радиолокационные средства ПВО противника. Создают помехи для различных радиоволн.

6. Химические боеприпасы. Направлены на отравление противника ядами и химическими веществами. Снаряды могут разрываться глухо или громко. Это зависит от температуры кипения химического вещества. После попадания в цель образуется отравляющее облако.

7. Дымовые снаряды. Ослепляют и ставят плотную дымовую завесу. Рекомендуется применять, когда солнце находится за облаками, при небольшой силе ветра. Это увеличит действие задымления.

8. Снаряды со специальными поражающими элементами. Их применение не разрешено Гаагской конвенцией из-за тяжести наносимых ран. Внутри снаряда находятся стрелы с наконечниками.

Для осуществления стрельбы боеприпасами, которые сложены возле машины, в ней предусмотрена большая задняя дверь и транспортировочное устройство для подачи внутрь отделения.

Гаубица

Для создания самоходной установки использовали гаубицу Д-30, которая уже тогда была на вооружении у многих стран мира. 2с1 «Гвоздика» потребовала реконструкции и доработки Д-30. Так появилась модификация Д-32 (2А31), которая идеально отвечала новым требованиям. 122-мм гаубица «Гвоздика» увидела свет благодаря КБ №9 и конструктору А. Ф. Белоусову. Основные отличия от её предшественницы - это наличие двухкамерного и эжектор. Внутри ствола нанесено 36 нарезов. Длина всей трубы - 4270 мм, длина зарядной камеры - 594 мм. Вся ствольная группа имеет массу 955 кг. Сейчас такими устройствами оборудуют все современные артиллеристские установки. Поломка эжекционного устройства приведет к тому, что личный состав не сможет продолжить работу без противогазов.

Ствол орудия может наводиться в вертикальном положении от -3 до +70 градусов. Наведение на цель осуществляется с прицелов ПГ-2 и ОП 5-37. Орудие имеет вертикально-клиновой затвор. Повторно взводится при помощи полуавтоматического механизма. Весь затворный механизм имеет вес 35,65 кг.

Кумулятивными снарядами БП-1 установка стреляет при помощи специального заряда Ж-8. Дальность полета может составлять до 2 км. Снаряд начинает двигаться со скоростью 740 метров в секунду.

Если производится стрельба фугасным зарядом, дальность полета может составить 15,3 км. При стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 21,9 км. Минимальное расстояние, на которое может быть отправлен боеприпас, составляет 4,07 км.

«Гвоздика» не относится к скорострельной технике. При стрельбе «с земли» орудие может производить 4-5 выстрелов в минуту. Если огонь ведут запасом снарядов на борту, то происходит 1-2 выстрела в минуту.

Технические и тактические данные

  • Экипаж машины - 4 человека.
  • Полная боевая масса - 15 700 кг.
  • Размеры: длина - 7,265 м, ширина - 2,85 м, высота - 2,285 м.
  • Броня - сталь 2 см.
  • Орудие - гаубица с 122-мм стволом Д-32.
  • Боевой комплект - максимально 40 снарядов.
  • Скорострельность - 4-5 выстрелов в минуту (максимально).
  • Дальность стрельбы - 4,07-15 км.
  • Максимальная скорость передвижения по шоссе - 60 км/ч.
  • Максимальная скорость передвижения по воде - 4,5 км/ч.
  • Расстояние на одной заправке - максимально 500 км.
  • Может преодолевать преграды: стена высотой 0,7 м, ров шириной 2,75 м.

В набор комплектующих входят такие составляющие:

Прибор наблюдения командира BDIN-3, прицел ПГ-1, артсистема управления огнем ПГ-2, ночной прицел наводчика PP81MN, прибор ночного видения для водителя TVN-M2, дизельный двигатель ЯМЗ-238Н-1.

Современные «Гвоздики»

Машину приняли на вооружение практически все страны Варшавского договора. До сих пор артиллерийская установка «Гвоздика» используется различными странами мира. Современные её модификации снабжены лазерным наведением «Китолов-2». Он был специально разработан для самоходки в Конструкторском бюро приборостроения в Туле. Такой снаряд без труда поражает любые бронированные подвижные и неподвижные цели. «Китолов-2» приняли на вооружение в 2002 году. Масса снаряда составляет 28 кг, длина - 1190 мм.

До сих пор продолжается серийное производство самоходной гаубицы 2С1 со 122-мм стволом.

Последняя модернизация проводилась в 2003 году. В городе Перми на предприятии «Мотовилихинские заводы» установка получила новое оборудование в виде автоматической системы управления наведением и огнем. После этого САУ присвоили новое обозначение - 2С1М1.

Установка «Гвоздика» есть в таких странах:

  • Азербайджан - 62 штуки.
  • Алжир - 145 штук.
  • Армения - 10 штук.
  • Белоруссия - 246 штук.
  • Болгария - 306 штук.
  • Босния и Герцеговина - 5 штук.
  • Венгрия - 153 штуки.
  • Грузия - 12 штук.
  • Демократическая Республика Конго - 12 штук.
  • Казахстан - 10 штук.
  • Польша - 533 штуки.
  • Республика Сербия - 75 штук.
  • Россия - 2000 штук.
  • Румыния - 6 штук.
  • Сирия - 400 штук.
  • Словакия- 49 штук.
  • Украина - 580 штук.
  • А также в Анголе, Ираке, Йемене, Ливии, Чехии и Эфиопии.

Самоходная гаубица "Гвоздика" производилась не только в России. Право на её изготовление получили Польша и Болгария.

В Российской армии эти гаубицы распространяются ограниченно. Их применяют в артиллерии горных мотострелковых бригад и в морской пехоте. Наибольшей популярностью пользуются 152-мм гаубицы.

До августа 2014 года артиллерийская установка 2с1 «Гвоздика» производилась на заводе в Харькове.

После того как кризис в Украине привел к военному противостоянию, владельцу завода, россиянину Олегу Дерипаске, запретили выпуск этого оружия. Кроме того, предприятию не продлили лицензию на выпуск снегоболотоходов и легкобронированных тягачей.

«Гвоздики» как экспонаты

Отдельные экземпляры САУ «Гвоздика» можно увидеть в различных музеях мира. В России эти боевые машины установлены в виде экспонатов или памятных постаментов в двенадцати местах.

В Музее техники (Московская область), в мемориальном комплексе «Партизанская поляна» (г. Брянск), в Красноармейске Московской области возле НИИ «Геодезия», в столичном Парке Победы, в Суворовском военном училище (г. Москва), в Санкт-Петербурге, Ялуторовске и других городах.

В Белоруссии «Гвоздика» есть в Гомельском областном музее военной славы и в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

В Польше эти модели размещены в пяти военных музеях, в США - в трех, в Чехии - в одном.

В Украине такими самоходными орудиями располагали 6 экспозиций в разных городах страны.

Защита от «Гвоздики»

Для защиты необходимо применять сооружения из бетона, толщина стен которых не меньше 50-70 см. Строительные блоки для фундамента идеально подходят для создания укрытия. Если необходимо защититься в условиях города, то лучше всего использовать старые бомбоубежища, катакомбы и подвалы с хорошей глубиной. Очень опасным является прямое попадание снаряда.

Снаряды гаубиц и пушек обладают свойством сильно рассеиваться вдоль направления их движения. Поэтому их не применяют для поражения маленьких целей. Эффективно они могут быть использованы только при наличии у снарядов функции лазерного самонаведения. В связи с этим рекомендуется двигаться перпендикулярно предполагаемому направлению обстрела, увеличивая дистанцию между участниками колоны и скорость её передвижения.