Основная цель развития речи в детском саду. Задачи развития речи детей дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Основные стили педагогического мышления. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2010

    Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Экспериментальное изучение особенностей лексико-грамматического строя речи детей с недоразвитием речи III уровня. Разработка методических рекомендаций для логопеда и воспитателей групп.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2015

    Характеристика речи как психического познавательного процесса. Исследование психологических особенностей развития речи и мышления у детей дошкольного возраста. Проблема возрастной эволюции речевой и мыслительной деятельности ребенка в учении Ж. Пиаже.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Основы и этапы развития речи у дошкольников. Особенности формирования и развития речи у детей с задержкой психического развития. Методические задачи воспитания звуковой культуры речи. Методы словарной работы. Формирование грамматического строя речи.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2015

    Анализ роли речи в становлении ребенка как личности. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей. Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми. Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста в норме. Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Специфика мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Разработка и проведение психокоррекционной работы и проверка эффективности ее применения.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2011

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка (См.; Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960. – С. 19–20.)

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (См.: Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1991.)

Вопросы:
1. Задачи развития речи детей.
2. Методические принципы развития
речи.
3. Средства развития речи.
4. Виды занятий по родному языку.
5. Методы и приемы развития речи.

Изменение цели развития речи
1
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку
детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с
окружающими на основе овладения литературным языком своего
народа.
2
Научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно
пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и
взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту.
3
Воспитывать правильность и коммуникативную
целесообразность речи.
4
В современной методике цель речевого развития детей дошкольного
возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи,
безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Задачи речевого развития детей

Основные единицы
языка
Формы речевого
общения
Задачи развития речи
Слово
1. Развитие словаря
Звук
2. Воспитание звуковой
культуры речи
Словоформа
Словосочетание
Предложение
3. Формирование
грамматического строя речи
Текст
Диалог
Монолог
4. Развитие связной речи:
а) Формирование
диалогической(разговорной)
речи,
б) формирование
монологической речи

Виды занятий по родному языку
Занятия по родному языку могут быть классифицированы:
1. в зависимости от ведущей задачи:
· занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со
свойствами и качествами предметов);
· занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра
«Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);
· занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному
звукопроизношению);
· занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),
· занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к
обучению грамоте),
· занятия по ознакомлению с художественной литературой.

2. В зависимости от применения наглядного
материала:
· занятия, на которых используются предметы реальной
жизни, наблюдения явлений действительности
(рассматривание предметов, наблюдения за животными и
растениями, экскурсии);
· занятия с применением изобразительной наглядности: с
игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),
картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
· занятия словесного характера, без опоры на наглядность
(обобщающие беседы, художественное чтение и
рассказывание, пересказ, словесные игры).

10.

3. По дидактическим целям (по типу школьных уроков)
А. М. Бородич:
· занятия по сообщению нового материала;
· занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
· занятия по обобщению и систематизации знаний;
· итоговые, или учетно-проверочные, занятия;
· комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

11.

4. Комплексные занятия.. Комплексный подход к
решению речевых задач, органическое сочетание разных задач
развития речи и мышления на одном занятии. Комплексные занятия
учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой
разнородных языковых единиц.
5. Интегративные занятия, построенные по принципу
объединения нескольких видов детской деятельности и
разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют
разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и
интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о
птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.
6. По количеству участников можно выделить занятия
фронтальные, со всей группой (подгруппой) и
индивидуальные.

12. Занятия по развитию речи и обучению родному языку

13. Структура занятия

Конспект занятия по ……
(указать возрастную группу/ год обучения)
Тема:
Задачи:
(образовательные задачи)
(развивающие задачи)
(воспитывающие задачи)
Методы и приемы:
Материал:
Демонстрационный:
Раздаточный:
Предварительная работа (подготовка к занятию) :
Ход занятия:
1.Вводная часть(организационно-мотивационная часть) .
2. Основная часть (деятельностная).
3. Заключительная (рефлексивно-оценочная).

14.

Образовательные задачи предполагают формирование
знаний, умений и навыков по предмету в зависимости от вида занятий по
дидактической цели. Например:
Занятие по формированию новых знаний, умений и навыков:
Познакомить детей с…
Дать (формировать) представление о…
Учить …
Занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков:
Продолжать знакомить с…
Продолжать формировать представления о…
Продолжать формировать навыки…
Совершенствовать…
Продолжить работу по формированию умения…
Занятие по закреплению:
Закреплять…
Уточнить и углубить понимание…
Учить применять…

15.

Развивающие задачи предполагают развитие
психических процессов, мелкой моторики.
Например:
Развитие образного воображения.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие операций анализа и синтеза…

16.

Воспитывающие задачи предполагают развитие чувств
и качеств личности.
Например:
Воспитание чувства коллективизма.
Воспитание взаимопомощи.
Воспитание аккуратности, доведения начатого дела до конца.

17.

Методы и приемы
Указываются те методы и приемы,
которые используются на этом занятии.
Например:
вопросы, поощрение, моделирование,
метод контрольных вопросов, беседа,
объяснение, пояснение, показ.

18.

Демонстрационный материал – материал, который
использует педагог на занятиях.
Это могут быть:
Картины, иллюстрации, таблицы, (название и автор), наборное
полотно (цифры, буквы, геометрические фигуры и др.)
Музыкальный или звуковой материал (название и автор)
Литературный материал: стихи, сказки и др. (указывать:
название и автор).

19.

Раздаточный материал –
материал, с которым работают
дети (указывают количество и
размеры на одного ребенка).
Например:
Лист А3, салфетки, простой
карандаш, цветная бумага…

20.

Предварительная работа (подготовка к занятию)
предполагает осуществление подготовительных
мероприятий, способствующих улучшенному восприятию
материала на занятии.
Например:
Проведение экскурсии.
Просмотр мультфильма (название, например: «Репка», «Как
козленок научился считать до 10») и др..
Прочитать сказку…
Дать задание родителям понаблюдать за каким-нибудь
явлением, рассмотреть предмет.

21.

Классификация методов по используемым средствам
(наглядность, слово и практическое действие)
Выделяют три группы методов:
- наглядные,
- словесные,
- практические.

22. Методы развития речи

Наглядные методы
Непосредственные методы:
- Наблюдение;
- Экскурсии;
- Осмотры помещений;
- Рассматривание натуральных
предметов
Опосредованные методы:
- Рассматривание игрушек,
-Рассматривание картин,
-фотографий;
Словесные методы
-Чтение худ. произведений
- Рассказывание
худ. произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Беседа.
Практические методы
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
- Инсценировки;
- Дидактические упражнения
- Пластические этюды;
- Хороводные игры.

23.

Приемы развития речи
показ положения
органов артикуляции
повторное
проговаривание

24. Уровень методической подготовленности воспитателя к занятию:

- наличие плана,
- качество планирования,
- знание методики (МРР),
- соответствие программного материала уровню развития детей,
- реализация воспитательно-образовательных задач,
- комплексный подход,
- соответствие приемов и методов,
- разнообразие приемов и методов,
- умение руководить детским коллективом,
- речь воспитателя,
- форма организации детей.

25. Индивидуальный стиль деятельности

Внимание к
личности
ребенка
Сотрудничество
Взаимодействие
Педагогический такт

учреждений.

Основная цель работы по развитию речи. Основные единицы языка.

Формы речевого общения. Задачи развития речи. (основные

направления).

3. Программа развития речи в дошкольных учреждениях.

Основные направления развития речи детей дошкольного возраста в «

Типовой программы воспитания и обучения в детском саду». Её

особенности. Другие вариативные программы, используемые в детском

4. Значение, виды и основные принципы планирования работы по развитию речи в дошкольных учреждениях.

Ведущие методические принципы развития речи, Программа развития речи в дошкольных учреждениях разного типа.

Особенности речевого, интеллектуального и сенсорного развития детей раннего возраста.

Развитие эмоционально-выразительных реакций; общение, слуховое и зрительное сосредоточение; Формирование механизмов речи; Предметная деятельность, ее роль в развитии ребенка, требования к ней.

6. Задачи словарной работы в дошкольных учреждениях.

Понятие о развитии активного и пассивного словаря. Два аспекта словарной работы. Обогащение, закрепление и активизация словаря на занятиях и в повседневной жизни.

Методы и приемы работы по ознакомлению с окружающим миром и обогащению словаря дошкольников.

Методы непосредственного ознакомления с окружающим (рассматривание и обследование, осмотры, целевые прогулки, экскурсии. Методы опосредованного ознакомления с окружающим (Рассматривание картин, чтение художественных произведений, показ видеоматериалов).

Требования к организации, методика проведения занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с качествами и свойствами предметов.

Соответствие возрасту, внешний вид, значение, определение материала, соответствие материала назначению. Используемые приемы при проведении занятий.

Тематика, словесный материал, наглядный и практический материал. Соответствие знаний возрасту детей. Расширение словарного запаса детей, закрепление и уточнение словаря, его активизация.

10. Требования к отбору загадок для работы с детьми в образовательных учреждениях.

Доступность по содержанию, подбор наглядного материала, соотнесение с реальными предметами, использование объяснений, предварительная работа, использование игровой формы.

Словарная работа в процессе проведения экскурсий.

Влияние экскурсий на развитие словаря детей (обогащение,



закрепление, уточнение, активизация) Виды экскурсий,

структура, основные приемы работы с детьми (вопросы, указания и т.д.)

12. Задачи и содержание работы по формированию грамматического

Строя речи у детей дошкольного возраста.

Три задачи. Объём грамматических навыков обобщения в морфологии и

грамматические формы (существ, глагол и т. д.), в словообразовании

(способы словообразования), в синтаксисе (способы соединения слов в

сочетания и предложения).

Методика занятий по формированию видовых и родовых

обобщений в дошкольных учреждениях.

Подбор предметов (игрушек, картин) в зависимости от возраста.

Структура занятия. Методы и приемы работы с детьми на занятиях.

Использование дидактических игр и упражнений в процессе

Формирования грамматического строя речи дошкольников.

Определение грамматического строя языка. Виды дидактических игр. Четкое определение программного содержания, отбор игрушек.

Морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Понятие о морфологической стороне речи. (Изменение по родам, числам, лицам, временам). Игры с игрушками, предметами, картинками, без наглядного материала).

Использование дидактических игр в работе по формированию

способов словообразования в дошкольном возрасте.

Роль речевого слуха, обогащения знаниями об окружающем мире.(словарь, смысловая сторона слова) Виды дидактических игр. Усложнение игр от группы к группе.

Методы и приемы развития фонематического восприятия у детей

Дошкольного возраста.

Определение фонематического восприятия. Этапы развития фонематического восприятия. (различение высоты, силы, тембра голоса, различение слогов, дифференциация фонем, развитие навыков звукового анализа) .

цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

Структурный(формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

Функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога);

Когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Задачи развития речи:

1.Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи. Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной(диалогической речи). Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию– это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове. Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы - подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.