Основные типы придаточных предложений. Спп с придаточными присоединительными К чему относится придаточная часть сложноподчиненного предложения

Который занимается изучением двух единиц: предложения и словосочетания.

В этой статье речь пойдет именно о синтаксисе предложения. Вначале мы выясним, что же подразумевает под собой понятие предложения в целом, а потом более подробно расскажем про виды придаточных предложений в русском языке.

1. Понятие предложения

Являясь одной из основных оно представляет собой набор из одного или нескольких слов, в которых заключается, как правило, вопрос (тогда они называются вопросительными), побуждение к действию (побудительные) и передача определенной информации (повествовательное).

Все принято разделять на сложносочиненные (равноправные) и сложноподчиненные (эти виды придаточных предложений считаются зависимыми. Связываются они при помощи специальных союзов или союзных слов).

2. Как правильно определить предложений?

По своей природе эти единицы синтаксиса очень и очень разнообразны. Для того чтобы определить, нужно лишь помнить о четырех основных признаках:

О грамматическом значении;

О вопросе, на который отвечает это предложение;

О части предложения, к которой его можно отнести;

О средствах связи.

Именно исходя из этих особенностей синтаксические единицы разделяются на обстоятельные, определительные, присоединительные и обстоятельные.

3. в русском языке

1. Определительные. Выполняемая роль: характеризуют признак предмета.

Вопрос, на который отвечает предложение: какой?

К чему относятся в предложении: к имени существительному.

Союзы и союзные слова: когда, откуда, куда, который, какой, чей, что, какой.

Другие характерные особенности: используются указательные слова - любой, каждый, всякий, такой, тот.

Например: Фотоаппарат, который я купила в Чикаго в прошлом году, делает превосходные снимки.

2. Изъяснительные. Выполняемая роль: рассматривают более детально и дополняют значение главного предложения.

Вопрос, на который отвечает предложение: что?

К чему относятся: к глаголу, прилагательному, наречию, отдельно взятому словосочетанию.

Союзы и как, будто, чтобы, что, зачем, куда, что за, когда, где.

Другие характерные особенности: используются указательное слово «то».

Например: Я знаю, что смогу это сделать.

3. Присоединительные. Выполняемая роль: содержит дополнительное сообщение-уточнение.

К чему относятся: ко всему главному предложению.

Союзы и союзные слова: «зачем», «что», «отчего».

4. Обстоятельные виды придаточных предложений. Придаточные предложения этого типа достаточно разнообразны и поэтому имеют еще и собственную классификацию:

  • образа действия и степени

Выполняемая роль: обозначают меру, степень и образ действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: каким образом? насколько? в какой степени? как?

К чему относятся: к глаголу или прилагательному.

Союзы и союзные слова: «будто», «чтобы», «что», «насколько», «сколько», «как».

Другие характерные особенности: указательные слова - «такой», «в такой степени», «насколько», «столько», «так».

Например: Он закричал так, что чуть не оглушил присутствующих.

  • места

Выполняемая роль: обозначают место действия.

Вопрос, на который отвечают данные предложений: откуда? куда? где?

К чему относятся: ко всему предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «откуда», «куда», «где».

Другие характерные особенности: указательные слова - «везде», «повсюду», «туда», «там».

Например: Там, где заканчивалась дорога, начиналось поле.

  • времени

Выполняемая роль: обозначает время действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: до каких пор? когда? с каких пор? как долго?

Союзы и союзные слова: «до тех пор», «с тех пор как», «пока».

Другие характерные особенности: указательные слова - «иногда», «однажды», «всегда», «теперь», «тогда».

Например: Пока ты смотрела телевизор, я дочитала газету.

  • условия

Выполняемая роль: обозначают условие, при котором осуществляется действие.

Вопрос, на который отвечает предложение: в каком случае? при каком условии?

Союзы и союзные слова: «коль», «коли», «раз», «если», «как».

Например: Если ты мне напомнишь, я принесу тебе книгу.

  • причины

Выполняемая роль: обозначает причину.

Вопрос, на который отвечает предложение: по какой причине? отчего? почему? из-за чего?

К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «оттого что», «потому что», «так как».

Например: Он пошел пешком, т.к. не хотел ехать в душном транспорте.

  • сравнения

Выполняемая роль: дают пояснение путем сравнения.

Вопрос, на который отвечает предложение: подобно чему?

К чему относятся в предложении: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «как будто», «как», «чем», «будто».

Например: Он предпочел молчать, как рыба.

Выполняемая роль: обозначает цель действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: для чего? ради какой цели? ради чего? зачем?

К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «для того чтобы», «затем», «затем чтобы».

Например: Я хочу выучить, чтобы знать.

  • уступки

Выполняемая роль: обстоятельство для выполнения действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: несмотря на что? вопреки чему?

К чему относятся: ко всему главному предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «даром что», «несмотря на то что», «что», «хотя», «пусть», «как ни», «когда ни», «сколько ни»

Например: Хотя было холодно, он вспотел.

  • следствия

Выполняемая роль: означают следствия, результат или вывод.

Вопрос, на который отвечает предложение: что из этого?

К чему относятся: ко всему гл. предложению.

Союзы и союзные слова: «так что», «поэтому».

Например: Несмотря на голод, я не буду это кушать.

Одним из самых сложных и замысловатых разделов в русском языке является синтаксис. В частности, это сложносочиненные и сложноподчинённые предложения. Сегодня мы расскажем о том, что такое придаточные предложения.

Определение придаточных предложений

В сложноподчиненном предложении придаточным предложением называют зависимую часть. Пример можно привести такой: Иван ушёл с лекции, чтобы не пропустить футбольный матч. Вторая часть, начинающаяся со "чтобы", является придаточной частью сложного предложения.

Так же как и второстепенные члены предложений, придаточные предложения разделяются на четыре типа: изъяснительные, определительные, присоединительные, обстоятельственные. О них и пойдёт речь. Итак, виды придаточных предложений.

Определительные придаточные

Они отвечают на вопросы определений, а именно: какой? какая? какое? какие? Другое их название – придаточные местоимённые. Они присоединяются с помощью таких союзных слов, как «который», «чей», «когда», «откуда» и другие.

Приведём несколько примеров, в которых основное предложение мы выделим в квадратные скобки, а придаточное - в круглые: [Включился будильник,] будильник какой? (который мне подарила моя мама). [Школа, (в которой я учился,) сгорела дотла].

Изъяснительные придаточные

Изъяснительные относятся к глаголу, а отвечают они на вопросы косвенных падежей: чему? кому? кого? чего? и так далее. Эти придаточные соединяются с главными частями предложений посредством союзных слов кто, чей, который, где, куда и др.

Примеры: [Я точно знаю,] знаю что? (что луна круглая).[Он понял,] понял что? (сколько дней пролетело с начала учебного года).

Обстоятельственные придаточные

Они выполняют функцию распространенных обстоятельств, отвечая при этом на обстоятельственные вопросы: где? когда? как? и т. д. [ Я шагал по белому снегу так,] шагал как? (что снежные хлопья хрустели под моими ногами)

Присоединительные придаточные

Они относятся уже ко всей главной части и присоединяются союзными словами куда, что, откуда, как, почему. Присоединительные придаточные поясняют, а также дополняют содержание основной части и нередко имеют значение следствия.

Примеры:

[ Он беспокоился,] (потому и не смог хорошо сдать зачет).

[ Моя сестра так и не открыла конспект за всё это время, ] (что очень сильно не давало мне покоя).

Теперь вы знаете, что такое придаточная часть предложения, надеемся, что вы узнали о них достаточно, чтобы с легкостью определять их в сложных предложениях.

Присоединительные предложения сочетают в себе значение равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Включение присоединительных предложений в сложносочинённые не совсем бесспорно, поскольку они не проявляют в полной мере характерного для сочинения значения равнозначности, аналогичности. Присоединяемая, вторая часть в некотором отношении «обслуживает», поясняет первую: Газеты ничего не подсказывали, да и мало их было (М.Г.).

Предложения усложнённой структуры.

Если сочинение оформляется союзами разной семантики, т.е. выражаются различные по содержанию отношения, и при этом число предикативных единиц более двух, то мы имеем дело с усложнённой структурой.

3. Сложноподчинённые предложения. Средства связи главной и придаточной частей. Значение и употребление подчинительных союзов и союзных слов.

Сложноподчинённое предложение – это такое сложное предложение, предикативные части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Элементарное СПП состоит из двух неравнозначных предикативных частей: господствующая часть – «главное предложение» и подчинённая (зависимая) часть – «придаточное предложение.

4. Нерасчленённость (одночленность) и расчленённость (двучленность) СПП. Придаточная часть относительно главной может выполнять разные функции. Если она определяет одну словоформу в главной части, то такая функция называется присловной. Если придаточная часть поясняет весь состав главной части, то она выполняет присоставную, приосно́вную функцию.

По этому признаку различают два структурных типа сложноподчинённого предложения: 1) нерасчленённое (одночленное)и 2) расчленённое (двучленное) СПП, ср.: От мысли, что он отравился, его бросало и в холод, и в жар (Ч.); Пока казаки ставили палатку и таскали дрова, я успел сбегать на охоту (Арс.).

Итак, в нерасчленённых (одночленных) сложноподчинённых предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют в главной части определённые слова (словоформы), неразложимые словосочетания, которые нуждаются в распространении или конкретизации значения. Эти словоформы называют контактными словами .

В качестве контактных слов часто выступают существительные и глаголы.

Так, в предложении Есть люди, которые, только что прочитав книгу, испытывают нетерпеливую жажду немедля рассуждать о прочитанном (Кожев.) обнаруживается тесная связь между частями: придаточная часть относится к имени существительному , которое нуждается в обязательном определении (в противном случае главная часть не выражает законченной мысли). В предложении Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду (Пауст.) придаточная часть структурно необходима, т.к. глагол увидел , к которому относится она, требует пояснения.

Придаточное предложение может прикрепляться к неразложимому словосочетанию , которое нуждается в обязательном распространении: Накануне в голову запало , что эксперимент может сорваться .

В функции контактных слов используются указательные местоимённые слова тот (та, то, те), такой (такая, такое, такие, таков (такова, таково, таковы, так, там, туда, тогда) . Все эти слова содержат указание на обязательность пояснения, на новую («предстоящую») информацию. Сам о пояснение оформляется посредством союзных слов (т.е. относительных местоимений и наречий) [пример из уч. Н.С.Валгиной, с.430].

В предложении Тот , кто испытал лёгкое головокружение от первого глотка солёного и тёплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа (Пауст.) указательное местоимение тот в главной части требует конкретизации, которую и осуществляет относящаяся к нему придаточная часть, присоединяемая относительным местоимение (союзным словом) кто . Ср. др. примеры [из уч. МГУ, с. 724]: Сражение выигрывает тот , кто твёрдо решил его выиграть (Л.Т.); Морская профессия ещё и сейчас совсем не так безопасна, как принято думать (Пауст.).

Итак, во всех приведённых примерах придаточные относятся к словам, которые нуждаются в распространении или конкретизации значения, и главные части лишаются смысла без придаточных.

По структуре нерасчленённые сложноподчинённые предложения разделяются на 3 вида: 1) местоименно-соотносительные; 2) субстантивно-атрибутивные (термины Н.С. Поспелова); изъяснительные (термин В.А. Богородицкого и Н.С. Поспелова).

Местоименно-соотносительные предложения характеризуются семантикой пояснения. Пояснительное значение проявляется только в сочетании с указательным словом. Указательное слово является служебным , связующим компонентом, т.к. образует скрепу вместе с союзным словом или союзом. Эти коррелятивные образования цельны и стабильны: то – что, тот – кто, такой – какой, тот – который, столько – сколько, настолько – насколько, там – где, так – как, тогда – когда и т.п. Ср. : Что забудет сделать человек, то наверстает за него природа (Бродск.); Барина в Толстом было как раз столько , сколько нужно для холопов (М.Г); Там ,где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овёс (Ч.); Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю (Ес.).Пояснительное значение проявляется только в сочетании с указательным словом; это значение определяется вопросом «а именно?»

Формальная и семантическая связь между главной и придаточной частями в местоименно-соотносительных предложениях является наиболее тесной из всех видов связи в нерасчленённых предложениях; обе предикативные части семантически неавтономны [уч. МГУ, с. 725 – 726].

При местоименно-союзной связи значение пояснения дополняется оттенком следствия : Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.); Кусок осеннего неба за окном был таким струящимся и синим, будто снаружи ещё сияло лето (Пауст.); Было так тихо, что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей (И. Бунин). .

Субстантивно-атрибутивные предложения – это такие нерасчленённые предложения, в которых придаточная часть связана со словоформой существительного в главной части, которая может выполнять любую синтаксическую функцию и занимать в ней любое место, например: Комната , где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (Гонч.); К явлениям , которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им (Ч.); Чичиков, точно, увидел даму , которую он совершенно было не приметил, раскланиваясь в дверях с Маниловым (Г.); Я вошла вчера в зелёный рай ,где покой для тела и души под шатром тенистых тополей (Ахм.); Так прожил Касатский в первом монастыре , куда поступил, семь лет (Л.Т.); Смыли вёсны горький пепел очагов , что грели нас (Тв. ).

Присловная связь придаточной части с контактным словом (существительным) оформляется союзными словами: относительными местоимениями (в приведённых примерах: которых, которую, что ) и местоимёнными наречиями (в приведённых примерах: где, куда ).

Именно присловная связь контактного существительного и союзного слова оформляет атрибутивные (определительные) отношения , на основании которых придаточная часть (при любой её форме и семантике) трактуется как определительная. Придаточные определительные соединяются с контактными словами-существительными только посредством союзных (относительных) слов который, какой, чей; что; когда, где, куда, откуда. Союзы в этом виде предложений не употребляются . Основное союзное слово – который . Оно имеет общеупотребительное значение, и все другие союзные слова могут быть им заменены.

Изъяснительные предложения . Структура изъяснительных сложноподчинённых предложений определяется валентностью контактных слов, необходимостью их распространения. Контактные слова представлены тремя группами словоформ: 1) глагольные формы (говорит, спрашивает, думает, слышит, уверяет, просит и др.); 2) субстантивные словоформы (мысль, слух, уверение, просьба, известие и др. ); 3) предикативы (известно, понятно, приятно; уверен, рад, удивлён и др.).

[Общую семантику контактных слов, которая мотивирует их валентность, можно определить как «изъяснение», говорение, рассуждение, т.е. речь, мысль, чувство, волеизъявление, восприятие, оценка, отношение. Контактные слова этой семантики имею субъектную и объектную валентность. В составе словосочетания и простого предложения она реализуется соответствующими падежными формами: говорит о погоде, чувствует усталость, уверен в победе; я думаю, предпочитаю, надеюсь, вижу, слышу, требую; мне приятно, слышно, видно, стыдно, известно, хочется, представляется, кажется и т.д.]

В составе сложноподчинённого предложения сочетаемость контактных слов «изъяснительной семантики» реализуется помощью придаточной части: Легко вообразить , какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень (П); Вы сами знаете давно, что вас любить немудрено (П.); Через минуту было слышно , что кто-то вбежал впопыхах в сени (Г.); Вдруг распространился слух , что барин возвращается (Т.); По всей стране разнеслась молва , что бывший правитель Изумрудного города живёт на солнце (А. Волков); Я рад , что мы встретились с вами.

Придаточная изъяснительная часть присоединяется к главной изъяснительными союзами что, как, будто, чтобы, ли , а также союзными словами (относительными местоимениями и местоименными наречиями): Никто не знал , чем окончится заседание конференции (А. Т.); Я хочу вам рассказать , какая перемена произошла во мне… (Ч.); Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу (Ахм.).

Средством усиления связи придаточной части с главной коррелирующий местоименный элемент то при контактном слове: думаю, что – думаю о том , что и т.п.

Расчленённые сложноподчинённые предложения

В расчленённых СПП присловной связи нет и быть не может, главная и придаточная части соотносятся в целом, поэтому такие предложения называют ещё двучленными, а придаточная часть называется приосно́вной. Важной чертой этих предложений является использование в качестве средств связи только подчинительных союзов . Все союзы специализированы для выражения определённых отношений между предикативными частями, поэтому характеризуются как семантические .

Виды расчленённых СПП, по русской грамматической традиции, обозначаются через названия придаточных. Различают расчленённые СПП с придаточными:

временными (основной союзкогда; союзы для выражения одновременности : в то время когда, в то время как, пока и др.; предшествования : прежде чем, перед тем как, пока не и др., в том числе непосредственного предшествования: чуть, едва, только, чуть только и др.; последования : после того как. Группа временных союзов является самой многочисленной и продолжает пополняться.): Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (Гарш.); Когда приехала Мария,Самгин встретил её с радостью (М.Г.);Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошёл с Балашевым (Л.Т.); Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! (Ч.); Перед тем как поступить в военное училище, Аркаша тяжело заболел (Купр.); Как только настало утро, пение дверей раздавалось по всему дому (Г.);

сопоставительными (союзы: в то время как, между тем как, тогда как, если.. то, чем… тем, коль скоро… то ): Если в дивизии и корпусе данные Травкина были восприняты как событие особой важности, то для штаба армии они мели уже хотя и важное, но вовсе не решающее значение (Казак.); Герасим оставался неподвижным, скрестив могучие руки у Муму на спине, между тем как лодку волной относило помаленьку назад к берегу (Т.); Пускай Волга – нарядная скромная грустная красавица, зато Енисей – могучий, неистовый богатырь (Ч.); Чем выше ты поднялся на землёй, - тем ты виднее людям на земле (С. Островой);

условными (союзы: если (то), ежели, коли, раз, когда ): Если же пьеса плоха, то никакая игра не сделает её хорошею (Ч.); Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (П.);

причинными (потому (оттого) что, ввиду того что, вследствие того что, в результате того что, в силу того что, из-за того что, благодаря тому что, в связи с тем что и др.): Должно быть, за облаками была луна , так как ясно были видны окна и снег на рамах (Ч.); Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево (Ч.); Верить хотелось,ибо книги уже внушали мне веру в человека (М.Г.);

следственными (так что – придаточная часть с этим союзом всегда находится в постпозиции;[ввиду чего, вследствие чего, благодаря чему, из-за чего и др. – придаточные с этими предложно-падежными формами приобретают характер присоединения, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант такие придаточные относят к придаточным присоединительным]): Павлин уронил хлеб в воду, так что нам предстояло лечь с голодным желудком (М.-С.); Курьерский стоял на станции десять Куда минут, так что каждый миг был дорог (Б. Ак.); Мальчик выдавался блестящими способностями и огромным самолюбием, вследствие чего он был первым и по наукам, и по фронту и верховой езде (Л.Т.);

целевыми (чтобы, дабы (устар.); с тем, чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы ): Чтобы Дуняшка не видела её слёз, Ильинична отвернулась к стене изакрыла лицо платком (Ш.); По окончании трудов пётр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предполагаемое на сей день исполнено (П.); Он предпочёл прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою (П.),

уступительными (союзы: хотя, несмотря на то что, даром что ; местоитменно-союзные сочетания как ни, сколько ни и др.): Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно (Пауст.); Нет, на всех тебя не хватит, хоть какой ты генерал (Тв.); Несмотря на то, что было холодно, снег на воротнике таял весьма скоро (Л.Т.); Он весь был ясно виден, даром что ехал в тени (Т.); И как бы вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равн на спуске вы несколько раз остановитесь (Пауст); Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий (Т.); Пусть укрыла от дальнего горя утонувшая в розах стена, заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна (Бл.). Придаточные предложения, присоединяемые местоименно-сочетаниями куда ни, где ни, когда ни, кто ни и т.п., имеют обобщённо-отождествительное (школа МГУ) или обобщённо-уступительное (Н.С. Валгина и др.) значение:

сравнительными (как, будто, словно, точно, подобно тому как, вроде того как, наподобие того как ): Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания, я ожидал часа ночи (Булг.); Даже странно, совсем не поднимается перо, точно будто свинец какой-нибудь сидит в нём (Г.); Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась (Ахм.).

Особый вид СПП, который не относится ни к нерасчленённым, ни к расчленённым, - это СПП с придаточными присоединительными. Придаточная часть в них связана с главнойсоюзным словом что в различных формах. Содержание придаточной части оформляется как добавочное, как замечание по поводу сказанного в главной части. Располагаются придаточные только после главной части . Союзное слово (что в разных формах) не только является скрепой, но ещё имеет указательное значение, близкое к ‘это’: Иногда подымался порывистый ветер, что было хуже (С.-Ц.) – ср.: а это было хуже; Лисий след она [волчиха]принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.); В лесу было темно, почему и пришлось возвратиться домой.

5. Усложнённые сложноподчинённые предложения. Параллельное подчинение частей, однородное соподчинение, последовательное подчинение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Термином « сложноподчинённое предложение», строго говоря, обозначают только двухкомпонентное сложное предложение, состоящее из главной части и придаточной. Это элементарное СПП: подчинительная связь реализуется только один раз; используется одно союзное средство – союз или союзное слово. Усложнённое СПП – это сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Например: Самгин чувствовал, что это на него упала мягкая тяжесть, приплюснув к земле так, что подогнулись колени (М.Г.)– здесь дважды реализована нерасчленённая подчинительная структура (изъяснительная и местоименно-союзная), дважды в разных значениях употреблён союз что.

Разнообразие усложнённых СПП создаётся не количеством частей, а способом их связи.

Последовательное подчинение (цепная связь) – это такая связь, когда независимой главной части подчиняется придаточная (1-я степень), а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей (2-я степень и т.д.): Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Пауст.); Тётка [собака] закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро (Ч.).

При соподчинении (параллельной связи) одной главной части подчиняются все придаточные. При этом они могут быть, как разнотипными, неоднородными, так и однородными, соединёнными между собою сочинительной связью: Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие (Ч.); Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать… (Пауст.)

Наиболее сложной является структура СПП с несколькими придаточными, когда реализуются сразу оба вида связи: Я совершенно уверен, что у этого лорда есть что-то очень смешное, чего он стыдится, что тайно мучает его и отчего он так злобно пишет свои книги (М.Г.); Не прошло и минуты, как эта радость … также мгновенно и прошла, будто её вовсе не было, и лицо его вновь приняло заботливое выражение (Г.).

6. Бессоюзные сложные предложения: понятие о БСП; средства связи частей БСП; Типы БСП в зависимости от структуры и значения. Пунктуация в БСП.

Бессоюзное сложное предложение – один из двух основных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию. В БСП при отсутствии союзов работают другие средства связи предикативных частей: интонация, соотношение видо-временных глагольных форм, лексические показатели и др. Простое предложение является структурным элементом БСП. Например: Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду (Пауст.). Связь предикативных частей здесь осуществляется посредством а) интонации перечисления, б) соотношением видо-временных форм (последовательность), а также параллельностью строения частей.

В БСП выражаются общие для русского синтаксиса отношения равнозначности/неравнозначности, которые в союзных СП передаются сочинительными (равнозначность) и подчинительными (неравнозначность) союзами. Союзы в БСП могут быть вставлены, ср.: Розовато-лиловые тона песков тускнели, [и] пустыня темнела (Вересаев): [если] В рубле копейки нет, так и не полон рубль (посл.); Пыль и запах парного молока висел над деревенскими улицами – [потому что/оттого что] с лесных полян пригнали коров (Пауст.); И кажется с тропы далёкой – [будто] вола качает берега (Ес.).

В БСП выражаются различные виды отношений различными показателями, они характеризуются различным количеством частей, открытостью/закрытостью структуры; в этих предложениях очень важна чёткая пунктуация.

Отношения равнозначности передаются в виде перечисления.

При перечислении структура открытая, число предикативных частей не ограничено. Отношения оформляются с помощью интонации (равномерное повышение тона к концу каждой части, одинаковое положение фразового ударения), соотношения глагольных форм, параллельности строения частей. Значение равнозначности подкрепляется однотипным строением предикативных частей. На письме употребляются запятые. Например: Шёл дождь, падал снег, трещал мороз, выла и посвистывала метель (М.Г.); Рассветы стали туманны, задумчивы утра, тревожно-чутки дни, угрюмы ночи (Шишк.); Густая роса лежала на измятой траве, с липовых листьев падали тяжёлые капли (А.Т.); Плотно заперты ворота, вечер чёрен, ветер тих (Ахм.).

При сопоставлении структура закрытая (две части). Интонация противопоставления передаётся большой разницей между частями по высоте тона. Отношения противопоставления подкрепляются употреблением антонимичной лексики или контрастом утверждения/отрицания. На письме основной знак препинания – тире , ср.: На дворе палил летний зной – в доме было прохладно (Бунин); Но вот уже нет ни домика, ни мальчишки, ни кошки – стоит в поле завод (Гайд.); Половина двора в тени, половина озарена (Бунин); Душа моя убита – осталось убить тело (Остр.); Всё кругом быстро чернело и утихало – одни перепела изредка кричали (Т.).

Отношения неравнозначности проявляются в том, что одна часть предложения поясняет другую в том или ином отношении; структура закрытая (две части). Наиболее характерны отношения пояснительные, условные, причинно-следственные.

Пояснение может затрагивать первую часть в целом или отдельное слов. Эти отношения передаются особой, «предупредительной» интонацией. На письме основной знак – двоеточие , но возможно и тире: Этот голос означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь (Солоухин); Каждый труп сидел отдельно, сам по себе: ни забора кругом, ни ворот не замечалось (Т.); Разделён издревле труд: города сдают солдаты, генералы их берут (Тв.); Дом тоже жил: он скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал чуть заметно от холода (Ю. Казаков).

Условные отношения выражаются характерной интонацией: контраст частей предложения по высоте тона (очень высокая мелодическая вершина в первой части). На письме основной знак препинания – тире : Напролом идут – волос не жалеют (посл.); Лес рубят –щепки летят (посл).

Причинные отношения (основание/причина – во второй части) опираются на интонацию, аналогичную пояснительной. Основной знак препинания – двоеточие , но возможно тире, ср.: Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг (Пауст.); Но в эту комнату я ходил редко и неохотно: мне там отчего-то дыхание сдавливало (Т.); С завистником лучше не ходить на ловлю – клевать у него всё равно не будет (Пауст.); Лишь по одному Степану Астахову никто не плакал – некому было (Ш.).

Присоединительные отношения представляют собой особый вид отношений, для которых характерна добавочность ; части предложения автономны, имеют завершённую семантику и структуру. Этот вид предложений занимает как бы промежуточное место между равнозначными и неравнозначными БСП. Как правило, они не допускают вставку ни сочинительного, ни подчинительного союза.

На письме части предложения разделяются точкой с запятой или двоеточием. Точка с запятой подчёркивает самостоятельность, автономность первой части, а двоеточие – незавершённость, необходимость развития сообщения, ср.: Военное время тянулось долго; казалось, не будет ему конца (Пауст.); Литвинов вошёл в свою комнату: письмо на столе бросилось ему в глаза (Т.)

Н.М. Рухленко, хорошо известный нашим читателям автор, предлагает сегодня очень интересный материал, который нельзя расценивать как бесспорный. Дело в том, что в существующей традиции нет четкой системы разграничения семантики присоединения, синтаксических присоединительных конструкций и стилистического приема парцелляции. Поэтому богатая коллекция примеров, собранная Н.М. Рухленко, – это повод для серьезного разговора с думающими старшеклассниками.

Н.М. РУХЛЕНКО,
С.Орлик,
Белгородская обл.

Присоединительные конструкции

11-й класс

Цели урока: раскрыть роль присоединительных конструкций в речи, выявить их экспрессивно-стилистические возможности, побудить учеников к активному и творческому использованию присоединительных конструкций в устной и письменной речи.

ХОД УРОКА

Учитель. В современном русском языке существуют такие понятия, как присоединение, присоединительная связь, присоединительные союзы, присоединительные конструкции. Сегодняшний урок как раз и будет посвящен присоединительным конструкциям. Присоединение – особый грамматико-стилистический прием, который связан с тенденцией к экономии речевых средств при большой информативной насыщенности. Присоединительные конструкции широко распространены в устной речи. Обычно они возникают в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она высказана; как дополнительные сообщения, пояснения их приходится посредством присоединительной связи добавлять к основному высказыванию. Как писал Л.В. Щерба, «второй элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания». Присоединения все шире проникают и в книжную речь – в язык художественной литературы, публицистические и научно-популярные статьи, газеты. Добавочный, уточняющий характер присоединений, их расположение после основного высказывания дает возможность актуализировать наиболее важное для автора положение. Можно также сказать, что присоединение – это один из видов синтаксической связи. Обратите внимание на доску. Прочитайте примеры. Укажите присоединительные конструкции.

В комнате грянул марш. Походный марш. Такой добрый, веселый. С такими форшлагами, трелями. Из-за той же неподвижной шторки. (К.Федин)

У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью. (А.Чехов)

Я поклялся не говорить ни слова – из любопытства. (Л.Толстой)

Было даже страшно, иногда. (М.Горький)

Задания

1. Какое место по отношению к основному высказыванию занимает присоединительная конструкция? (Присоединение всегда следует за основным высказыванием.)

2. Понаблюдайте за интонацией, с которой произносятся присоединительные конструкции. (После основного высказывания следует присоединительная пауза, отмечается понижение голоса. Назначение паузы – подготовить к восприятию присоединяемого элемента.)

3. Установите отличие присоединительной связи от сочинительной и подчинительной. (При сочинении сочетаются относительно равноправные, однородные в синтаксическом отношении элементы высказывания, при подчинении один из элементов зависит от другого, но в обоих случаях элементы высказывания «присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания» (Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 80). Присоединения же являются как бы добавочным суждением, уточнением, пояснением, развитием ранее высказанной мысли. Своеобразная интонация присоединения создает прерывистость речи, что также отличает данные конструкции от предложений с сочинением и подчинением, характеризующихся относительной плавностью.)

4. Каким бывает присоединение по средствам связи с основным предложением? (Бессоюзным и союзным.)

5. Что собой представляют присоединительные конструкции: слово, словосочетание, предложение? (Присоединение может быть словом, словосочетанием, предложением.)

6. К чему относятся присоединительные конструкции: к определенному слову или словосочетанию в основном высказывании или ко всему высказыванию? (Присоединение может относиться как к определенному слову, словосочетанию, так и ко всему высказыванию. При этом вместе с основным высказыванием присоединительные конструкции образуют синтаксическое целое, в котором вторая часть грамматически и по смыслу связана с первой, уточняя и поясняя ее. Отрываясь от основного высказывания, присоединительные конструкции получают особую смысловую нагрузку.)

Учитель. Как вы считаете, какие присоединительные конструкции – бессоюзные или союзные – более тесно связаны с основным высказыванием? Почему?

Ученик. Бессоюзные присоединительные конструкции более тесно, чем союзные, связаны с основным предложением, так как без основного предложения присоединяемая часть непонятна и грамматически несамостоятельна. Основным средством связи при бессоюзном присоединении является особая присоединительная интонация и пауза.

Учитель. Обратимся к следующим примерам.

1. Ну, вот видите. И чемоданы, вещи ваши нашлись. Рубашки, костюмы, часы-будильник. (К.Симонов)

2. Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора. (В.Бочарников)

3. У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панфёров)

4. Энтузиазм австралийских фермеров столь велик, что верблюд в недалеком будущем может стать символом Австралии. Вместо кенгуру . (Из газет)

5. Ловить следует, молодой человек, на одну удочку. Для душевного равновесия. (К.Паустовский)

6. Услышав это, я так и ахнул. Про себя, конечно. (Э.Кренкель)

7. И вдруг ей захотелось говорить. Про жизнь свою. Про тайные желанья. (В.Торопыгин)

8. Давайте не будем уродовать наш великий, могучий и свободный русский язык. Ни устно, ни письменно. (Из газет)

9. Потом из камышей выплыла утка. Нарядная, разноцветная и большая. Очень большая. (А.Яшин)

Учитель. Что вы можете сказать о структуре бессоюзных присоединительных конструкций?

Ученик. Структурно бессоюзная присоединительная конструкция представляет собой вынесенный за пределы основного высказывания какой-либо член – главный или второстепенный.

Учитель. В данных примерах определите, каким членом предложения является присоединительная конструкция.

Ученик. 1-й пример – подлежащее, 2-й пример – сказуемое, 3-й и 9-й примеры – определения, 4-й и 7-й примеры – дополнения, 5-й, 6-й и 8-й примеры – обстоятельства.

Учитель. Наряду с бессоюзными в языке существуют союзные присоединительные конструкции. Что представляют собой в структурном плане бессоюзные присоединительные конструкции, вы уже установили. А теперь мы проанализируем следующие примеры и скажем, какими могут быть в структурном отношении союзные присоединительные конструкции.

1. Высунул я сверху голову и вижу, что подымаются ко мне наверх трое белых. А пропадать страсть как было неохота. (А.Гайдар)

2. Уряднику за всем не углядеть, да урядник и не понимает того, что я понимаю. (А.Чехов)

3. Ну, и еще такая деталь: считаю тебя товарищем. Которого рад видеть и по поводу, и без повода. (Н.Почивалин)

4. У радиста был хороший вкус. И хорошая рука. (Б.Горбатов)

5. Вы не знаете, как я стремилась сюда. И боялась. (В.Панова)

6. Жизнь своя, особенная была и у нас, хоть какая-нибудь, да все же была, и не одна отрицательная, а внутренняя. (Ф.Достоевский)

7. Так думалось Нежданову, и он сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах. (И.Тургенев)

8. Писали в газетах о нас... И очень резко, знаете. (М.Горький)

Ученик. В отличие от бессоюзных присоединительных конструкций, представляющих собой какой-либо главный или второстепенный член предложения, союзные присоединительные конструкции могут быть как тем или иным членом предложения, так и предложением – простым или сложным. В примерах 1–3 присоединение представляет предложение (1 – простое предложение, 2 – сложное предложение, 3 – придаточная часть сложного предложения), в примерах 4–8 – отдельный – главный или второстепенный – член предложения (4 – подлежащее, 5 – сказуемое, 6 – определение, 7 – дополнение, 8 – обстоятельство).

Учитель. Какое присоединение находится в большей зависимости от основного высказывания: присоединение, представляющее собой какой-нибудь член предложения, или присоединение, являющееся предложением?

Ученик. В большей зависимости от основного высказывания находится присоединение, представляющее собой какой-либо член предложения, в меньшей – предложение.

Учитель. Дадим лингвистический комментарий к следующим примерам. Установите, какое значение придает высказыванию тот или иной союз.

В школе снижают балл за безграмотность в письменной работе по физике совершенно так же, как за безграмотность в сочинении по литературе. И справедливо, иначе школьник не выучится грамоте. (К.Федин) Большую наблюдательность, цепкую память надо иметь, чтобы дать точный портрет зверя или птицы, и не просто портрет, а живую картину, с повадками и образом жизни четвероногих и крылатых героев. (В.Песков)

и развивают мысль основного высказывания, дополняя, уточняя ее. Повторяющееся в присоединительной конструкции слово основного сообщения подчеркивает присоединительный характер сообщения, выделяет главную мысль предложения.

И они оба очень удивились бы, ежели бы кто-нибудь сказал им, что они друзья. А они были друзья, сами того не зная. (Л.Толстой) Сообщалось в письме, что у Кирилла Макурина корова пошла за восемь, а изба описана за двенадцать целковых. А у Батюшкина старуху увели в уездный земский суд за неосторожное слово. А у Маточкиных дочь Феонию, заголя тело, несмотря что невеста, постегали маленько крыжовником за причиненные обиды стражнику Ломоносову. (Л.Леонов) Базаров провел носком сапога черту по земле. – Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? (И.Тургенев) Вот в это самое время жил-был губернатор, который многому не верил, во что другие, по простоте, верили. А главное – не понимал, для какой причины губернаторская должность учреждена. (М.Салтыков-Щедрин)

Союз а , употребленный в присоединительной функции, имеет разговорный характер. Присоединительная конструкция с союзом а содержит сообщение, которое продолжает, развивает мысль предшествующего предложения. Цепочечные присоединения с союзом а придают повествованию ритмичность, выразительность. При помощи слов кстати, главное и др., указывающих на характер уточнения высказанной ранее мысли (ограничение, распространение, мотивировка), усиливается присоединительное значение союза а .

Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (М.Тургенев) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить. их. (А.Чехов)

Союзы да, да и имеют разговорный оттенок.

Когда сойдутся немцы или англичане, то говорят о ценах на шерсть, об урожае, о своих личных делах; но почему-то когда сходимся мы, русские, то говорим только о женщинах и высоких материях. Но главное – о женщинах. (А.Чехов)

Союз но сохраняет свое основное противительное значение.

– Я вот, когда одна и тихо... все плакать хочу... Или петь . (М.Горький) И тут правомерно сопоставить Шаляпина с такими художниками, как великий пианист Ферручо Бузони, который привносил свои представления в трактовку Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена. Или со скрипачом Эженом Изаи. Или с пианистом Леопольдом Годовским. (И.Андроников)

Союзом или присоединяются сообщения с оттенком выбора, уточнения.

Силы красных оказались разбросанными, что было недопустимо в такую топь и бездорожье. (А.Н. Толстой)

При помощи союзного слова что присоединяются сообщения со значением вывода, заключения, дополнительного замечания.

Хорошо, я дам тебе опиуму, только нарисуй мне красавицу. Чтоб хорошая была красавица. Чтобы брови были черные и очи большие, как маслины. (М.Горький)

Присоединительные конструкции с союзом чтобы содержат добавочные сообщения пояснительно-целевого значения.

Неизбежно отшумят и забудутся дискуссии о старомодности театра и примате современных искусств кино и телевидения, а театр останется театром. Потому что никогда не пропадет в человеке потребность непосредственного восприятия творческого процесса. (Из газет)

Союзом потому что присоединяются сообщения причинно-пояснительного характера.

– Как там ни философствуй, а одиночество – страшная штука, голубчик мой... Хотя, в сущности, конечно, решительно все равно! (А.Чехов)

Уступительный союз хотя (хоть) также может вводить присоединительную конструкцию.

– И ты нравишься мне. Ибо ты в меру умен и в меру глуп; в меру – добр и в меру – зол; в меру честен и подл. (М.Горький)

Союз ибо в присоединительном значении придает повествованию возвышенный, приподнятый тон. Присоединительные конструкции с союзом ибо содержат обоснование предшествующего высказывания.

Учитель. Прочитайте следующую группу предложений. Охарактеризуйте синтаксические скрепы присоединительных конструкций.

1. Опустеет город. Точно его колпаком накроют. (А.Чехов)

2. Ходит-то, сукин сын! Будто всей земле хозяин! Будто по своему куреню идет! (М.Шолохов)

3. Я говорю ясно. Как на присяге. (К.Федин)

4. Вот вы, например, едете на волго-донское строительство. Очевидно, вы будете писать о нем? – Да. Если решусь. (К.Паустовский)

5. В Киеве он прожил целых двенадцать лет. Оттого он так хорошо говорит по-русски. (И.Тургенев)

6. Что мне говорить. Я его знаю. Притом у меня сегодня голова болит. (И.Тургенев)

7. Присмотритесь, выберите себе дело по вкусу, и я обещаю учесть ваши склонности. Кстати, этих склонностей пока мы не знаем. (С.Антонов)

Ученик. В присоединительной функции могут выступать, как видно из примеров, сравнительные союзы (точно, будто, как), условные союзы (если), наречия (оттого, притом), вводные слова (кстати).

Учитель. Каковы же стилистические возможности присоединительных конструкций? Разобраться в этом нам помогут следующие примеры.

1. Оказывается, в шкафу случайно нашлись елочные свечи. Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (Ю.Яковлев)

2. Я увидел маму. У колодца, с запотевшими ведрами. В соломенных лучах солнца. (Ю.Яковлев)

3. Люди разных вкусов и поколений, любящие разную музыку, разные жанры, исполнителей разных, единодушны в оценке Шаляпина. Доступно. Смело. Глубоко. Сложно. Разнообразно. (Из газет)

4. Сейчас в школах, техникумах стало модно ходить в туристские походы. Пешком. На лыжах. Велосипедах. В лодках. В каникулы и на воскресенье. С ночевкой и без. (Из газет)

5. Я взял в руки тяжелое холодное ведро, медленно поднес его к губам и вдруг увидел себя мальчишкой. Нескладным, неосторожным, со ссадиной на лбу, с облупившимся носом. (Ю.Яковлев)

6. У Нагульного жил, как-то неудобно там... Что зашить – это я сам, и стирал как-то тоже сам. А так вообще я еще с приезда не мылся, это факт. И фуфайка тоже... Мыла тут нет в ларьке... А квартира ничего, детей нет, можно без помехи читать и вообще. (М.Шолохов)

7. Нет, не вижу, тут, кроме доктора да лекарств, еще что-то надо. Может, еще посильнее, чем доктора. Слово какое-то, чтоб ухватился он за него. Как слепой за палку. (Н.Почивалин)

8. Едешь, едешь, не перестает эта вечная лесная молвь, и начинает сердце ныть понемногу, и хочется человеку выйти поскорей на простор, на свет, хочется ему вздохнуть полной грудью – и давит его эта пахучая сырость и гниль... (И.Тургенев)

9. Купаюсь в речке, бегаю на лыжах, люблю цветы. И пчел. И звезды в небе. (В.Солоухин)

10. Я слышал и думал, что все это неправда. И вовсе не наш. И еще нет осени. И нету здесь никаких долин, а есть только овражки да березовые и дубовые колки. (В.Лукашевич)

11. Он музыкален. Он «танцует» то, что играет. Танцует руками. Головой. Губами. Всем телом. (Е.Дорош)

13. – Я желаю! – сказал он, сильно дергая губами. – Как изменника! Своей рукой! Этого подлеца! (М.Бубеннов)

14. А рядом высится пустующий замок Каспара, который давно обещали отдать пионерам, да вот никак не могут расколдовать его. – А вы бы Хоттабыча пригласили, – посоветовал я. Оказывается, приглашали. Прилетал из Москвы. На Ил-18. Прямым рейсом. (Из газет)

15. В два дня переломилось лето. А какое оно было золотое!.. Сразу похолодало. Повеяло в окна студеным севером... А сад уже прощальный, осенний. Дожди, туманы, пасмур. А цветы цветут. Уже приятны горячие батареи, затопленный камин, тепло и сухость в доме. А за окном клочья тумана. Медно-красные листья винограда, потемневшие от влаги сосны. Осень... Потемнели от дождя милые мои сосны, все стоят так же они в круговой охране, но вместе с летом отлетает и спокойствие. Тревоги, тревоги, печали. И боль в сердце... Снова на пороге болезнь с невозможностью двигаться, действовать. А как много могла бы я и как я хочу много сделать... Нет цветов. Только табак держится, не сдаваясь. Да крупные желтые ромашки не признают заморозков. Но день золот, тих, полон паутинок и чуть слышного журчания осенней опали. (Г.Николаева)

Ученик. Присоединительные конструкции позволяют дать предельно емкую, сжатую характеристику предмета, явления, конкретизировать и оценить предшествующее высказывание, внести те или иные детали, подробности в описание обстановки (примеры 1–4). Присоединения – эффективное средство выделения детали портрета, характера (пример 5). Это удобная форма выражения тончайших оттенков переживаний, размышлений, воспоминаний, с помощью присоединений можно описать физическое и психологическое состояние человека (пример 15). Цепочки присоединительных конструкций (примеры 6–13) придают повествованию то напряженность, то ритмичность, то плавность, то отрывистость. Особенно выразительны короткие бессоюзные присоединительные конструкции. Иногда присоединительные конструкции противоречат основному высказыванию или создают неожиданный переход от одной тональности к другой, этим самым подчеркивается комизм ситуации, положения и т.д. (пример 14).

Учитель. Хорошо, ребята. Мы увидели, что присоединения несут большую смысловую и экспрессивную нагрузку. А сейчас придумайте несколько примеров, включающих присоединительные конструкции. Постарайтесь этими примерами убедить нас в том, что присоединительные конструкции играют в речи большую роль (ученики выполняют задание).

Учитель. Попробуем самостоятельно проанализировать следующие примеры. Алгоритм ответа составьте на основе изученных на уроке теоретических сведений.

1. Говорили, что Ильину везет. И действительно, все у него получалось удивительно вовремя и складно. (В.Каверин)

2. А ведь он, Лиза, наш земляк. Тоже волжанин. (Е.Ильина)

3. Я у них одиннадцать лет живу. Как своя. (А.Чехов)

4. Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором. (А.Куприн)

5. Я бы хотела, чтоб осталось хоть крылышко. Для меня. (Г.Николаева)

6. В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. (А.Чаковский)

7. Что тут прикажешь делать скульптору, да еще плохому. (И.Тургенев)

8. Ждали малоснежную зиму. И не угадали. (А.Чаковский)

9. Не зря ли приехали-то? Да еще с узлами, с чемоданами. (А.Коптяева)

10. Все были в большом смущении, особенно моя мать. (А.Герцен)

Затем учитель подводит итог урока, выставляет оценки. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать сочинение на свободную тему, включающее присоединительные конструкции.

Присоединительные придаточные содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.

Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причём в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т. е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная явно несамостоятельна, так как имеет формальный показатель подчинения - союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). В сложном предложении

Одна из главных выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (Т.)

первая придаточная часть, присоединяемая союзом «что», - изъяснительная, необходимость ее обусловлена структурой главной части предложения (соотносительное слово в томтребует конкретизации). Построение придаточной изъяснительной таково, что не вызывает необходимости в следовании за ней новой придаточной, и последняя носит характер добавочного замечания по поводу основного высказывания (оценка его содержания). Это и есть присоединительная часть. Характер синтаксических отношений её с предшествующей частью предложения напоминает отношения между частями сложносочиненного предложения, о чем свидетельствует возможность замены союзного слова «что» сочетанием «и это» (ср.: И это для человека незанятого весьма приятно), что недопустимо в придаточной изъяснительной.

Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов «что» (в разных формах), «где», «куда», «откуда», «когда», «почему», «отчего», «зачем», «как».

Наиболее часто употребляется в присоединительной функции союзное слово «что» (в разных формах):

Максим, nокачивая головой, бормотал что-то и окружал себя особенно густыми клубами дыма, что было признаком усиленной работы мысли (Кор.);

Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, устроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чём и не nрекословили ему соседи... (П.);

...Лисий след она (волчиха) принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.).

Союзные слова «почему», «отчего», «зачем» присоединяют предложения с причинно-следственными и целевыми оттенками значений:


Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул её, отчего тут же раздался оглушительный выстрел (Ч.);

Брату нужно было сдавать вступительные экзамены в институт, зачем он и приехал в город;

В лесу уже становилось темно, почему и пришлось возвратиться домой.

Наименее употребительны в придаточных присоединительных союзные слова «где», «куда», «откуда», «когда» и союз «как», вносящие соответствующие их лексическому значению оттенки: пространственный, временной, сравнительный. Причем присоединительная функция их выявляется только в сочетании со следующим за ними «и» («где и», «когда и», «как и» ). Например:

Он возвратился домой ровно в пять часов, когда и должен был прийти;

...Правда была в том, что он в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам (Дост.);

Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Леск.).

Присоединительные придаточные, как правило, располагаются после главной части или реже - в середине. Допустимое в отдельных случаях вынесение их в начало предложения создаёт характер инверсии:

Что часто случается бабьим летом, с утра затянутое небо днем стало веселеть, и мягкое солнце без теней осветило землю (Фед.).

Некоторые присоединительные конструкции в результате частого употребления превратились в устойчивые обороты фразеологического характера: «что и следовало ожидать»; «что и требовалось доказать»; «с чем вас и поздравляю».