Особенности нарушения речи при амнестической афазии. Почему возникает амнестическая афазия и как она проявляется

Амнестическая афазия - это патология речевой функции, при которой человек затрудняется вербально выражать свои мысли. Сложности возникают из-за того, что больной забывает названия предметов, наименования, у него сильно снижается словарный запас. В речи преобладают глаголы. Например, о карандаше говори так: “Это предмет, которым рисуют”. Вербальные сложности сильно сказываются на качестве общения, социальных функциях. При этом нарушений артикуляции, интеллекта, слуха нет.

Важно не путать с - отсутствием речи в детском возрасте. Амнестическая афазия является приобретенной патологией, которая в 90% случаев встречается у людей зрелого возраста, до болезни, имеющих нормальное речевое развитие.

Общие сведения

У молодых людей амнестическая афазия характеризуется минимальными потерями для коммуникации. Пожилые пациенты страдают от болезни гораздо сильнее. Но у всех больных с данным расстройством поражена височно-теменно-затылочная часть полушарий головного мозга. При этом у правшей повреждается - левая часть, у левшей - правая. Следствием нарушения становится снижение объема памяти, угнетение работы данной части коры головного мозга из-за отмирания нейронов.

Классификация

Определение амнестическая афазия включает в себя 2 разновидности речевых расстройств:

  1. Оптиконестическую афазию

Развивается по причине поражения затылочных и височных отделов головного мозга в левом полушарии. У больного не отмечается снижение лексического запаса, человек забывает, как выглядят предметы, а не их название.

  1. Акустикомнестическую афазию

Поражаются извилины средней височной части и зона слухового аппарата. В результате у пациента снижается объем речевой и слуховой памяти.

В большинстве случаев диагноз амнестическая афазия подразумевает наличие набора проблем у пациента, то есть формы болезни сочетаются друг с другом.

Многие специалисты в России при диагностировании подобных нарушений пользуются классификацией А.Р. Лурия, который выделял гораздо больше разновидностей афазии:

  • Эфферентная моторная

Пациенты не воспринимают информацию из письменного текста, не могут полноценно читать и писать, делают множество орфографических и пунктуационных ошибок, создают текст из несвязных по смыслу предложений.

  • Афферентная моторная

У больного возникают сложности с говорением, он испытывает трудности с подбором артикуляционной единицы.

  • Динамическая

Люди затрудняются составлять предложения, фразы из 3 и более слов, в речи перескакивают от одной мысли к другой.

  • Сенсорная

У человека расстроен фонематический слух. Он понимает чужую речь плохо даже на родном, хорошо знакомом языке.

  • Семантическая

Больной воспринимает речь только короткими фразами и предложениями, не способен анализировать сложные семантические конструкции.

Патогенез

К развитию амнестической афазии приводят множество причин. От болезни не застрахован ни один человек любого возраста и социального положения. Основными виновниками речевой патологии выступают:

  1. удары головой;
  2. травмы черепа в результате падений, ДТП;
  3. оперативные вмешательства в структурах головного мозга;
  4. инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга;
  5. инсульт;
  6. тромбоз;
  7. острое отравление организма ядами;
  8. передозировка лекарственными препаратами;
  9. психические заболевания;
  10. злокачественные, доброкачественные опухоли;
  11. болезнь Альцгеймера;
  12. болезнь Пика;
  13. генетическая предрасположенность к афазии;
  14. ишемические болезни головного мозга, сердца;
  15. гипертония;
  16. эпилепсия;
  17. мигрень.

В группу риска возникновения амнестической афазии входят люди пожилого и старого возраста. Возможность развития синдрома повышают вредные привычки: курение и алкоголь. В редких случаях амнестическая афазия наблюдается при поражении почек, печени, когда организм отравляется невыведенными продуктами метаболизма.

Симптомы

Речевая патология протекает ровно, мягко. Резкие ухудшения состояния наблюдаются крайне редко. Симптомы проявляются смазано. При амнестико-семантической афазии у больного наблюдаются следующие характерные признаки болезни:

  • Пациенты разговаривают медленно, делая длительные паузы между словами, фразами, предложениями.
  • Больные жалуются на невозможность логически выстроить высказывание.
  • Слова, фразы повторяются многократно, человек будто цепляется за уже высказанную мысль и таким образом пытается продолжить высказывание.
  • В речи почти отсутствуют существительные. Для наименования предметов используются перечисления их характеристик по внешнему виду, качествам, отличительным свойствам.
  • Артикуляция, слух страдают редко.
  • Речь экспрессивна, насыщена прилагательными и глаголами.
  • Если больному напомнить название предмета, например, произнести первый слог, то он быстро закончит начатое слово. Но может опять забыть наименование при следующем разговоре.
  • Пациентам сложно удерживать внимание на одной теме, концентрировать взгляд на предмете.
  • Сложности в понимании смысла пословиц, многозначных слов.

Симптомы афазии можно спутать с признаками слабоумия, но на самом деле интеллект больных не страдает. Они не теряют социальных, бытовых навыков, мыслят как здоровые люди, но испытывают сложности в вербальном обращении к окружающим, устных ответах на вопросы.

Диагностика

Поставить диагноз “на глаз”, только после осмотра и беседы с больным человеком невозможно. Причиной сбивчивой речи могут быть не только травмы головного мозга, но и стрессы, особенности психики. Врачу необходимы более веские доказательства поражений черепа, сосудов, отделов мозга.

Для выявления амнестического типа афазии следует пройти аппаратные исследования:

  1. Рентген мозга, черепа;
  2. УЗИ, сонографию;
  3. Картирование сосудов;
  4. МРТ головного мозга;
  5. Комплекс лабораторных анализов.

Кроме перечисленных методов диагностики, проверить возможности речевых отделов мозга помогают специальные пробы. Больному предлагают пройти такие тесты:

  • По устному описанию вспомнить название предмета.
  • Найти общее между несколькими предметами, сгруппировать их.
  • Счет от 0 до 10 и обратно.
  • Пение песен.
  • Беседа по сюжетным картинкам, ответы на вопросы: что делают герои иллюстрации, во что одеты.
  • Исследование чтения и письма.
  • Выполнение упражнений из набора артикуляционной гимнастики для оценки работы мимики, мышц речевого аппарата.
  • Расшифровка смысла пословиц, поговорок.

По результатам диагностики определяется место локализации повреждения и назначается курс терапии. Выявление типа поражения - задача невролога. Обращаться за помощью желательно на ранних сроках развития болезни, чтобы коррекционные методы лечения были более эффективны.

Лечение

Выбор способа терапии зависит от типа и причины нарушения. При абсцессах мозга, опухолях лечение амнестической афазии проводится оперативным путем и медикаментозно после проведения операции. Ликвидация инфекционных факторов требует гормональной, антибактериальной терапии. Афазия вследствие инсульта лечится длительно, необходимо прибегать к помощи массажиста, проходить курсы неврологической, физиологической реабилитации.

Восстановление когнитивных функций - длительный и трудоемкий процесс. С пациентом обязательно работают неврологи, психологи, психотерапевты, логопеды. Полное выздоровление больных афазией наступает редко, но добиться серьезных положительных результатов возможно, хотя на этой может уйти не один год.

Коррекция

Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.

Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:

  1. Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.

Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.

  1. Следующий этап - связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
  2. Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
  3. После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.

Упражнения

Приведем пример простых заданий, которые входят в обязательный минимум коррекционной работы с больными амнестической афазией. Их можно выполнять самостоятельно, без помощи логопеда и психолога:

Пациент показывает части своего тела и называет их. Позже можно усложнить упражнение вопросами: зачем нам ноги, руки, голова, какого цвета волосы, глаза?”.

  • Изучение картинок;

Больному человеку понадобится помощь для называние предметов, изображенных на иллюстрациях. Можно использовать слайды с подписями.

  • Ответы на вопросы, составление текста;

Серию вопросов предлагайте пациенту после беседы на определенную тему или чтения небольшого произведения.

  • Поиск предметов по их описанию или наименованию;

Называйте вещи, расставленные по комнате или нарисованные на картинке. Задача больного найти их, указать и произнести название.

  • Письменное заполнение анкеты;

Вопросы могут касаться любых тем.

  • Выполнение инструкции;

Предложите больному взять предмет положить его на верхнюю полку шкафа, открыть определенную страницу книги, прочитать пятое слово сверху. Придумывая инструкции, насыщайте предложения существительными.

  • Отгадывание кроссвордов;

Этот метод работы можно использовать в качестве разминки или отдыха между занятиями.

  • Запоминание наизусть;

Начните с простого: пословицы, детские стихи, сказки, басни.

  • Пересказ.

Используйте запоминание самостоятельно прочитанного текста и услышанного от помощника.

Добиться успешного лечения амнестико-семантической афазии возможно. Большинство пациентов достигают хороших результатов, если ежедневно тратят на занятия со специалистом несколько часов, тщательно следуют рекомендациям по соблюдению режима дня, питания, физическим нагрузкам. Кроме тренировок речевых функций с логопедом врачи назначают курс медикаментов, помогающих улучшить работу головного мозга, сосудов.

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Афазия - это частичное или полное нарушение речевого акта. Причиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.

Изучением заболевания афазии и определением его симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX - начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию.

Виды афазии, их симптомы и особенности

На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. На основании анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое деление форм болезни, неврологическое, лингвистическое и др.

Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей этого заболевания. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике. Согласно этому нейропсихологическому делению, выделяют следующие формы афазии:

  1. афферентная моторная;
  2. эфферентная моторная;
  3. акустико-гностическая (сенсорная);
  4. акустико-мнестическая;
  5. семантическая афазия;
  6. динамическая.

Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.

Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.

Афферентная афазия

При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть человек не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук.

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.

Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.

Эфферентная

Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.

В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.

При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.

Акустико-гностическая (сенсорная)

Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.

При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.

Если вы не хотите смотреть все три видео выше, то вот краткая выдержка по данным видам нарушения (аналогичное видео ниже рассказывает о трёх следующих формах):

Акустико-мнестическая

Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).

Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.

Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.

Семантическая

Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.

Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать прочитанное своими словами не могут.

Динамическая

Динамическая афазия - ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.

Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».

Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания - сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.

Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.

Причины появления заболевания

К возникновению данного заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать как патологические изменения в отделах мозга, так и наличие соматического заболевания.

Основные причины афазии:

  • Новообразования в голове (опухоли).
  • Хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  • Различные черепно-мозговые травмы.
  • Наличие абсцесса в головном мозге.
  • Рассеянный склероз, энцефаломиелит. При этих заболеваниях происходит распад белка миелина, обеспечивающего прохождение нервных импульсов по волокнам.
  • Эпилепсия, при которой вследствие внезапно возникающих электрических разрядов в коре головного мозга нарушается его нормальное функционирование.
  • Нарушение строения тканей мозга. Сюда относятся болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Крейтцфельдта-Якоба и др.
  • Прочие воспалительные заболевания, затрагивающие кору головного мозга.

В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.

В зону риска попадают люди, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния. Часто нарушение речевого воспроизведения отмечается у пожилых людей.

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.

Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.

Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.

Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.

Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Методы лечения и примеры упражнений

Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои и т. д. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций пациента.

Как лечить афазию? Восстановление направлено на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Одни больные идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово и затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.

Примеры упражнений для восстановления понимания речи:

  • Кивнуть или показать отрицательный жест в ответ на вопрос: «Ты любишь молоко?», «У тебя на столе стоит сок?», «Ты сидишь на стуле?», «Ты лежишь на кровати?»;
  • Выполнить инструкцию: «Открой тетрадь!», «Достань из стола карандаш!», «Сожми руку в кулак!»;
  • Ответить, может ли быть такая ситуация: «Девочка еле воду, девочка пила хлеб»;
  • Показать на картинке, где дом, а где том, где глаз, а где класс, где бабочка, а где палочка.

Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно этот специалист может научить как правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.

Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.

Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Больного учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи пациента.

  • «Похожи ли по смыслу слова брать - хватать, молодой - пожилой, старый?»;
  • Придумать предложения со словами «умный - глупый», «холодно - жарко»;
  • Объяснить смысл пословиц «Пуганая ворона куста боится», «Цыплят по осени считают»;
  • Объяснить, что значат выражения «заварить кашу», «глаза разбегаются».

Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Пациента учат составлять сложные и развёрнутые предложения.

Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:

  • Ответить, правильно ли это: «мальчик ест каша», «мальчик ест кашу»;
  • Исправить ошибки «автобус стоит перед остановка», он пишет карандаша»;
  • Положи на место «ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу, спичку перед коробкой, спичку на коробку, спичку за коробку»;
  • Выполнить задание «подними руки вверх», «повернись назад»;
  • Можно ли так сказать: «Заплакала кукла и девочка разбила».

При лечении любых речевых нарушений окружающим больного людям, особенно близким, необходимо говорить спокойно, четко и ясно. Следует избегать сложных слов и абстрактных понятий. Речь должна быть простой, достаточно медленной, а фразы - короткими.

Особенности детской афазии

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

  • очень мало говорят (важный признак);
  • речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
  • ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
  • речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
  • ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Основные причины детской афазии - родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.

Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.

Под таким медицинским термином, как афазия необходимо понимать расстройство речи, которое можно охарактеризовать как утрату способности пользоваться словами для общения с окружающими и выражения мыслей, при данном состоянии функция артикуляционного аппарата и слуха сохраняется

Если говорить о причинах развития данного патологического процесса, то к ним следует отнести сосудистые поражения головного мозга), опухоли, травмы, инфекционные заболевания (энцефалит, лейкоэнцефалит), болезнь Пика.

Принято различать сенсорную, моторную, амнестическую, динамическую и семантическую афазии. В данной статье мы уделим внимание амнестической афазии.

Информация о патогенезе

Под амнестической афазией необходимо понимать нарушение способности называть имена, предметы при сохранении возможности их описать. У таких больных чтение и понимание речи не нарушены, писать под диктовку они умеют. Экспрессивная речь отличается большим количеством глаголов и минимумом существительных.

Данная патология возникает при повреждении 37 и 40 поля нижнезаднего отдела теменной и височной долей.

Существовало мнение, что чистая амнестическая афазия не существует, а является первичным проявлением моторной и сенсорной афазии при опухолевых процессах опухолях мозга или регрессом данных афазий при сосудистых процессах.

Амнестическая афазия наблюдается при поражениях теменно-височной области. Дефект представляет собой трудности в назывании предметов, хотя больному их значение и употребление известно. К примеру, при показывании пациенту ключа, он не может его назвать, но ответит, что это то, чем закрывают или открывают замок, либо производит ключом вращательные движения. Для данного процесса характерны амнестические западения и вербальные парафазии.

Этиология

Это важно! Амнестическая афазия довольно часто считается «минимальной» дисфункцией речи. При данном состоянии артикуляция, повторение и понимание сохраняется. Затруднен поиск слов, их называние, произнесение слов по буквам.

Высказывания больного состоят преимущественно из служебных слов, являются малоинформативными, имеют место многословные иносказания, парафазии, речь можно назвать беглой.

Если говорить о очаге поражения, то его локализация- любая структура левого полушария, которая относится к речевой системе (иногда средняя височная извилина и верхняя височная извилина).

Амнестическая афазия может быть результатом ЧМТ на фоне острой спутанности сознания.

Кроме того, данный процесс часто наблюдается при болезни Альцгеймера, которая характеризуется наличием афазии без нарушений беглости речи, например, к ним можно отнести:

  • сенсорную транскортикальную афазию;
  • амнестическую афазию;
  • сенсорную корковую афазию;
  • проводниковую афазию.

При наличии болезни Пика можно наблюдать проявления первичной прогрессирующей афазии — неуклонный распад речи по типу моторной транскортикальной афазии или моторной корковой афазии, который обусловлен очаговыми дегенеративными перерождения коры головного мозга.

Это важно! Установлен тот факт, что, в преобладающем большинстве случаев амнестическая афазия имеет схожесть с теменной симптоматикой, на основании чего в клинической практике ее называют теменной амнестической афазией.

Наиболее часто, это синдром Герстма, который проявляется как:

  1. нарушение счета;
  2. проблемы в ориентировке вправо-влево;
  3. нарушение позы пальцев;
  4. пальцевая агнозия.

Довольно часто при наличии данного процесса возникают нарушения конструктивного праксиса и схемы тела. К причинам выше указанных синдромов считается поражение теменной и височной области задненижних отделов. Если говорить о правшах, то у них данные изменения возникают в левом полушарии мозга.

Если говорить о других причинах амнестической афазии, то специалистами выделены следующие:

  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфекционные поражения(энцефалит);
  • злокачественные новообразования.

Лечение амнестической афазии

Существуют случаи, что при наличии диагноза амнестическая афазия речь может спонтанно восстановится, но в основном, для нормализации речевой функции, требуется длительное и серьезное лечение. Особенность заключается в том, что в процессе лечения амнестической афазии принимают участие те участки головного мозга, в которых не имеется повреждений. На фоне этого основной упор делается на процессы зрительного и кинестетического анализа.

Первоочередно, квалифицированный специалист проводит ряд необходимых исследований, которые необходимы для выявления точной причины афазии.

В настоящий момент применяется специальное сканирование, с помощью которого имеется возможность определить какие именно участки являются здоровыми и какие поражены.

В процессе лечения можно ликвидировать причины, устранить предрасположенность к амнестической афазии. Но точных гарантий, что речь пациента с амнестической афазией будет в полной мере восстановлена.

Это важно! Период терапии отличается значительной длительностью и может продолжаться до пяти лет. Для каждого конкретного пациента подбирается составляется индивидуальная лечебная программа, под которой подразумевается не только терапия лекарственными препаратами, но и занятия у логопеда.

Также больным с таким состоянием как амнестическая афазия показана лечебная физкультура, психотерапия и трудотерапия.

Амнестическая афазия проявляется у пациента через различные отклонения в речи. Данная патология характеризуется утратой способностей пользоваться словами, которые человек использует для повседневного общения. В результате ему становится сложно выражать свои мысли, но если говорить об артикуляционном аппарате или слухе, эти функции будут сохранены.

Как и при остальных видах афазии (), отклонения можно связать с проблемами, касающимися сосудов головного мозга. Сюда же относятся различные травмы закрытого или открытого типа, новообразования, энцефалит, болезнь Пика, лейкоз или лейкоэнцефалит. Лечение амнестической афазии может понадобится человеку абсолютно любого возраста. Поэтому если у пациента возникают какие-либо проблемы, касающиеся сосудистой системы или связанные с травами, необходимо обязательно обратиться к врачу и провериться на наличие возникновения осложнений.

Амнестическая афазия – это такой вид заболеваний, который можно охарактеризовать неспособностью человека указывать название любых предметов, даже самых простых. При этом нельзя сказать, что у него будет наблюдаться серьёзное нарушение речи. Единственный минус, который можно заметить, это небольшое количество существительных и невозможность оперировать значительным количеством глаголов.

Когда больной начинает называть предметы, он активно использует парафразы, это значит, что он будет описывать их своими словами, но при этом не сможет употребить конкретное название.

Причины появления

Проявляются вследствие нарушений, связанных с белым веществом, находящимся на границе теменной височной и затылочной частей левого полушария мозга человека. Если пациент пострадал от отклонений, связанных с этими частями органа, у него будут возникать проблемы не только с памятью, но и речью, так как именно здесь сконцентрирован центр памяти человека.

К основным причинам, которые способны вызвать данное отклонение, относятся следующие:

  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • отдельные психические состояния;
  • заболевания инфекционного характера. Сюда относятся менингиты и энцефалиты;
  • если пациент пострадал от черепно-мозговой травмы, у него могут возникнуть различные повреждения определённой степени. Если говорить о незначительных травмах, здесь можно выделить недолговременную потерю памяти и быстрое восстановление. Что касается тяжелых повреждений, то могут возникнуть более серьезные проблемы, которые будут касаться нарушений памяти и, вместе с ней, речевой функции человека;
  • спутанность сознания, которая вызвана острой интоксикацией внутренними или внешними ядами. Сюда относятся лекарства или ядовитые вещества, а также некоторые компоненты, которые содержатся в крови человека. Такие же состояния могут наблюдаться при печеночной недостаточности или почечной;
  • хронические отклонения, касающиеся кровообращения;
  • воспалительные процессы;
  • абсцесс мозга, болезнь Пика или Альцгеймера. Здесь пациент страдает от постепенного ухудшение речи и памяти, это связано с постоянно прогрессирующими негативными изменениями в функциональности головного мозга.

Также существуют люди, которые находятся в отдельной группе риска; здесь необходимо обратить внимание на следующих пациентов:

  1. люди, которые имеют наследственную предрасположенность к недугам подобного рода;
  2. люди преклонного возраста;
  3. пациенты, которые на протяжении долгого времени страдают от некоторых общих заболеваний. Сюда относятся гипертоническая болезнь, ишемические недуги сердца, эпилепсия, а также постоянные головные боли и подобные им заболевания.

Обратите внимание! На самом деле, совсем не важно, какие причины спровоцировали амнестическую афазию. Самое главное здесь, это вовремя приступить к лечению и не допустить нежелательных осложнений. Если пациенты обращаются к доктору вовремя, они имеют большие шансы на полное выздоровление и предотвращение тяжелых отклонений.

Признаки и симптомы заболевания

Амнестическая афазия зачастую характеризуется мягкой формой течения, по сравнению с , поэтому симптомы проявляются не слишком интенсивно. Чтобы определить развитие этого заболевания, необходимо на протяжении длительного периода общаться с больным. Здесь стоит обращать внимание на следующие проявления:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  • У пациента возникают проблемы с тем, чтобы вспоминать название предметов, но при этом он хорошо разбирается в их функциях и внешнем виде.
  • Пациент постоянно будет повторять одни или другие слова, а также использовать одинаковые словосочетания. Зачастую речь будет строиться неправильно, с точки зрения грамматики или логики.
  • Для выявления мнестической афазии не следует обращать внимание на артикуляцию, так как она всегда будет правильной, в отличии от .
  • Речь пациента всегда богатая парафразами. Человек зачастую говорит либо медленно, либо использует частые паузы. Также здесь стоит отметить неправильное употребление некоторых слов.
  • Существительные чаще всего опускаются в высказываниях. В основном, больной не страдает от полной утраты возможности читать или писать.
  • У пациента не возникает трудностей с произношением звуков. Если амнестическая афазия протекает в незначительной форме, человек может продолжать работать, не вызывая никаких подозрений у сотрудников, но это не значит, что не стоит обращаться к врачу, даже если отклонение самое незначительное.

Эти симптомы могут спровоцировать не только афазию данного типа, здесь может идти речь о более сложных формах. Со временем они спровоцируют тяжёлые отклонения, от которых практически невозможно избавиться. Чтобы более точно обозначить вид заболевания, необходимо разобраться с причинами возникновения таких проявлений.


Диагностика болезни

В первую очередь, при диагностике амнестической афазии врачу необходимо провести беседу с самим пациентом, чтобы понять, какие именно симптомы проявляются интенсивнее. В результате этого разговора он сможет примерно определить то, какие причины стали основополагающими при развитии данного заболевания. Далее необходимо провести целый ряд тестов, они могут подтвердить или опровергнуть диагноз. Сюда относятся следующие процедуры:

  1. после того, как специалист определил, давно ли возникли нарушения в речи пациента, а также, какое событие могло спровоцировать развитие данных патологий, необходимо провести неврологический осмотр. Сюда относится выявление таких симптомов, как асимметрия лица, неполное закрытие глаз, опущение уголка рта, ощущение слабости в конечностях, а также изменение высоты рефлексов;
  2. далее необходимо пройти осмотр у логопеда. Здесь проходит оценка имеющихся нарушений в речи, что позволит корректного строить работу по её восстановлению;
  3. компьютерная томография и МРТ. Это необходимо для более глубокого изучения строения головного мозга. Также специалисты будут иметь возможность выявить нарушения в его структуре и тканях, определить наличие гнойников, новообразований, очагов распада нервной ткани или кровоизлияний;
  4. МР. Магнитно-резонансная ангиография позволяет в полной мере оценить целостность и проходимость сосудов, находящихся в полости черепа.

В результате проведения всех этих исследований специалист может более точно назвать очаг поражения при амнестической афазии. Только после этого необходимо приступать коррекционному лечению и процессу восстановления речи пациента.

Лечение

Когда врач определил, в результате каких поражений у пациента возникла амнестическая афазия, он сможет подобрать эффективный курс лечения, который будет подразумевать прием медикаментов, а также специальные упражнения. В особо сложных случаях может потребоваться операция, но это только при том, если причиной возникновения отклонения стала опухоль или другое серьёзное заболевание.

Практически при любой степени сложности заболевания необходимо использовать комплексный подход, который включает в себя работу со специалистами и одновременный прием медикаментозных препаратов. Сюда же относятся физические упражнения, а также остальные виды восстановительной терапии.

Что касается молодых пациентов, они отличаются более высокими шансами на выздоровление в полной мере, чего нельзя сказать о больных пожилого возраста. В медицинской практике известны такие случаи, когда пациенты юного возраста выздоравливали мгновенно, но это возникает только при крепком иммунитете у больного.

Вне зависимости от проявления амнестической афазии и нарушений, связанных с ней, весь курс восстановительной терапии может занять от двух до пяти лет. При этом ни один из специалистов не даст пациенту гарантий по поводу выздоровления или возникновения некоторых осложнений. Здесь очень важно постоянно заниматься с человеком, постепенно увеличивая нагрузку на мыслительные процессы.

Заключение

На сегодняшний день врачи не могут определить точные меры предосторожности, которые позволят в полной мере предотвратить данное заболевание. Чтобы снизить шансы на возникновение патологии, необходимо, в первую очередь, проходить плановые проверки у врача. Также, если возникают какие-либо черепно-мозговые травмы и другие заболевания, могущие спровоцировать амнестическую афазию, следует незамедлительно обратиться к специалисту, чтобы предотвратить возможное начало данных процессов.

Амнестическая афазия - своеобразное нарушение способности называть знакомые предметы («потеря памяти слов», словесная амнезия). Больной как бы забыл название окружающих его предметов, вещей, явлений, животных. В речи человек использует совсем мало существительных, заменяя их глаголами, т.е. ему легче сказать, что делают данным предметом, чем вспомнить его название.

Встречается амнестическая афазия в любом возрасте - все зависит от причины, ее вызвавшей. Но все же чаще нарушения памяти связаны с прогрессированием дегенеративно-дистрофических изменений в веществе головного мозга, происходящими в процессе старения, поэтому наиболее характерны они в пожилом возрасте.

Классические причины: почему возникает амнестическая афазия

Патологический очаг при амнестической афазии находится в глубине белого вещества на стыке теменной, височной и затылочной областей (так называемый центр памяти) левого полушария головного мозга (у правшей).

Причины, способные вызвать амнестическую афазию:

  • острая спутанность сознания, которая может возникнуть в результате острого отравления как внешними ядами, в том числе и лекарствами, так и внутренними (отравление токсинами, содержащимися в крови при острой почечной или печеночной недостаточности). Эти вещества повреждают ткань головного мозга, и наряду с потерей памяти наблюдаются и другие общемозговые симптомы (вялость, сонливость, дезориентация);
  • черепно-мозговая травма, при которой время амнезии напрямую зависит от тяжести травмы, при сотрясениях головного мозга длительность нарушения памяти может составлять всего лишь 1-2 минуты, но при тяжелых травмах, захватывающих белое вещество в области центра памяти, амнезия может сохраняться довольно продолжительное время;
  • болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти при болезни Альцгеймера нарастает постепенно как результат прогрессирования изменений в головном мозге;
  • острое нарушение мозгового кровообращения, когда оно происходит вблизи центра памяти;
  • хронические нарушение мозгового кровообращения;
  • прогрессирование дисциркуляторной энцефалопатии;
  • опухоли головного мозга;
  • кратковременное нарушение памяти может наблюдаться после приступов эпилепсии и мигрени.
  • Симптоматика

    Информация к головному мозгу может поступать за счет зрительного либо слухового анализатора, в связи с этим клинически выделяют 2 формы амнестической афазии, в зависимости от того, какой путь получения информации извне больше всего пострадал.

    1. Акустико-мнестическая развивается при повреждении связей между слуховым анализатором и центром памяти, появляется нарушение слухоречевой памяти (при поражении средних отделов коры височной доли):

    2. Оптико-мнестическая афазия характеризуется разобщением между зрительным образом предмета и его названием из-за чего человек не может назвать предмет, но без труда описывает его предназначение. Возникает этот вид афазии при поражении области стыка височной и затылочной долей в угловой извилине. При этом основными становятся следующие симптомы:

    Деление на эти виды можно назвать условным, так как очень редко наступает поражение какого-либо одного небольшого участка мозга, поэтому в большинстве ситуаций наблюдаются сочетания различных видов афазий.

    При амнестической афазии нарушен выбор слов, которые всплывают в сознании пациента. Тяжелые формы афазии распознать не составит труда, гораздо сложнее с легкими нарушениями памяти. Иногда то, что у человека проблемы с вспоминанием названий предметов, становится заметным только после длительного общения - такие люди хорошо находят синонимы к словам, которые не могут вспомнить, используют речевые штампы и заученные фразы.

    Принципы лечения

    В первую очередь, нужно выяснить причину возникновения амнестической афазии и постараться ее устранить. К сожалению, поврежденные клетки речевого центра уже не смогут выполнять в полной мере свои функции. Лечение направлено на то, чтобы выработать в головном мозге новые ассоциативные связи, чтобы соседние здоровые мозговые клетки взяли на себя функции утраченных. Так, если, например, нарушено в основном слухоречевое восприятие, то делается акцент на нахождение нужных слов с преимущественным использование зрительного анализатора, и наоборот.

    Обучение больного с тяжелой формой афазии напоминает процесс социализации маленького ребенка, который не знает как что называется, но с течением времени, после многократного повторения, название того или иного предмета плотно закрепляется в памяти путем построения зрительно-речевых и слухоречевых связей. Похожий процесс происходит и в мозге у человека, страдающего амнезией, только он протекает гораздо медленнее.

    Наилучшие результаты достигаются, если начать лечение уже в первые дни от начала заболевания.