Почему политология наука. Политология как Наука: Этапы Становления

ГОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития"

Кафедра социально-гуманитарных наук

Контрольная работа по политологии


Политология как наука


Студентки Капковой М.М.


Нижний Новгород 2010 г.


Введение

Структура политической науки

Прикладная политология

Заключение

Введение


На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных политических представлений, религиозных и философски-этических взглядов. Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во II-I тысячелетиях до н.э. практически у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались поколениями обычно в форме мифов. В настоящее время политическая наука сформировалась в самостоятельную научную дисциплину - политологию.

Политология - это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, сторону политики и ее взаимоотношение с обществом.

Возникновение и предмет политологии


Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас "Законы Хаммурапи" (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Наиболее глубокое в Древнем мире теоретическое понимание политики принадлежит греческим философам и политологам. Само слово "политика" древнегреческого происхождения ("полис" - город, государство). Греческий ученый Платон (IV в. до н.э.) в своем труде "Государство" предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий - государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н.э.) выдвинул идею разделения властей - власти царя, власти народа и власти старейшин.

Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.

В XVII веке в политику была привнесена идея "естественных прав": свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция "общественного договора" провозглашала первоэлементом всего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, во избежание неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство.

Выразителями концепции "естественного права" и "общественного договора" были представители нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др.

В XIX в. крупный вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной политической теории А. Токвиль и Дж. Милль.

Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность. Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне. Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин "политология" и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Научные труды:

·Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли - "Политика" Аристотеля, "Государство" Платона, Цицерона

·Средневековье: Аврелий Августин ("О граде божьем"), Фома Аквинский

·Возрождение: Макиавелли, "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия" - отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.

·Новое время: Гоббс, "Левиафан"; труды социалистов-утопистов

·XIX в.: социальные концепции Маркса, Вебера и Спенсера

·ХХ в.: Поппер "Открытое общество и его враги"; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, "исторический материализм"); труды Римского клуба.

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

·История развития политических теорий и учений

·политические институты (партии, движения, государство, политическая система)

·политическая культура, политическое поведение

·политическое сознание, общественная мысль

·международные отношения

·Сердцем предмета политологии является власть.

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.


Структура политической науки


Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин: политической философии, или политической теории; учения о политических институтах; политической социологии; теории международной политики.

Кроме названных этим автором политических наук, их перечень может быть дополнен историей политических учений, политической антропологией, политической психологией, политической географией, политической экологией, политической астрологией и т.п.

Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относятся политическая философия (в той мере, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история; ко вторым - политическая социология, политическая психология, политическая география и др.

Политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.

Предмет политической философии можно разделить на три группы явлений.

Во-первых, это политические ценности, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований создаются нормативные теории, даются этические оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения.

Во-вторых, предметом политической философии являются наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые факты и верифицируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов.

В-третьих, эта наука анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл политических категорий, например таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека политическое поведение и т.д. Без опоры на такие категории в конечном счете невозможны и эмпирические политические исследования.

Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п.

Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве помимо общей теории, государства включает целый комплекс юридических дисциплин. Политические институты, традиционно стоявшие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест.

Теория международной политики - область политических исследований, предмет, которой - международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОБСЕ, Социнтерн, "Международная амнистия" и т.п.), внешнеполитическая деятельность государств, партий и общественных движений, международные отношения. Она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле - это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.

Политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное положение между политологией и социологией, примыкает как к одной, так и к другой из этих дисциплин. Она выделяется среди других наук о политике прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества социальной детерминированности политических явлений.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.

Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является политический психоанализ, представленный в трудах 3. Фрейда, Б. Буллита, Г. Лассуэлла, Э. Фромма и других.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность. Эта наука уделяет большое внимание исследованию элементов политики в примитивных этнических сообществах с родоплеменным строем.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Думы и т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например влияние солнечной активности на массовое политическое поведение, политическую активность, заслуживают внимательного учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях.

Реальные политические исследования обычно полидисциплинарны и не укладываются в рамки отдельных политических наук как, например, если мы хотим получить глубокие разносторонние знания о политической партии, то должны изучить социальный и демографический состав партии и ее электората (предмет политической социологии), ее формальные организационные структуры, устройство и нормы функционирования (теория политических институтов), психологию политических лидеров и членов (политическая психология), историю возникновения и партийные традиции (политическая история) и некоторые другие аспекты.

Отдельные политические науки обычно различаются не только по предмету, характеризующему, что, какой аспект политики изучается, но и по парадигмам и особенно методам исследования.

политология прикладная теоретическая

Прикладная политология


В современной политической науке существуют два основных уровня политических исследований: теоретический и прикладной. В таком строении политологии отражается ориентация данной отрасли знаний на решение практических задач. Политические концепции, как правило, имеют ту или иную практическую направленность. Даже политические воззрения древних людей были прямо связаны со стремлением усовершенствовать своё государственное правление, воспитать законопослушных граждан, а также повысить авторитет власть предержащих.

Со временем в политических исследованиях наряду с абстрактными, теоретическими представлениями, достаточно дистанциированными от конкретной действительности, выкристаллизовались знания, которые были непосредственно сфокусированы на изучении и решении практических коллизий политической жизни. Они и составили область прикладной политологии.

Этот уровень (направление) политической науки отличает особый характер рассмотрения изучаемых проблем. Главный предмет прикладной политологии - это конкретная ситуация во всем богатстве ее связей и отношений. В прикладной политологии используются далеко не все теоретические выводы и положения основной политической науки - политологии. Так, например, философские вопросы о сущности власти, демократии, критериях политического развития и т.п., как правило, находятся за рамками ее предмета.

В то же время прикладные политические исследования активно используют все те выводы и положения, которые снижают уровень неопределенности теоретических данных, и раскрывают отличительные особенности отдельных политических систем, свойств правящей и оппозиционной элит, характеризуют фазы и этапы решений и т.д. и тем самым помогают лучше разобраться в текущей политической ситуации. Поскольку же в политических событиях и ситуациях проявляется действие множества самых разнообразных факторов, то в сфере прикладных исследований значительно ярче проявляется междисциплинарный характер политологического знания, отражающий воздействие на реальные события психологических, экономических, культурных, религиозных, географических и других детерминант.

Следует отметить, что существенным отличием прикладных политологических исследований является и то, что их конечным продуктом являются не абстрактные общие положения, в равной степени применимые для характеристики многих однотипных политических явлений, а практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, доказательства преимуществ определенных способов и приемов действий, важные параметры и описания состояния и характера политических событий, краткосрочные прогнозы развития ситуации в определенных областях жизни.

Рекомендательные по своему характеру выводы и обобщения обычно адресуются лицам, обладающим властными полномочиями в сфере управления и непосредственно определяющим реальную политику. Выводы прикладной политологии могут быть также направлены на подкрепление (или разрушение) типичных установок общественного мнения в целях сохранения (или нарушения) политической стабильности или на придание тем или иным политическим процессам заданной направленности. Так, в ряде стран довольно часто используются публикации результатов социологических опросов непосредственно перед выборами для того, чтобы склонить симпатии колеблющихся граждан в пользу определенной партии или кандидата.

Субъектами, разработчиками прикладной политологии являются не столько теоретики, сколько аналитики, эксперты, советники политических деятелей, работники партийных аппаратов, специалисты по рекламе, налаживанию отношений с общественностью и другие лица, которые чаще всего непосредственно связаны с выработкой политической линии лидеров или целых органов управления, с принятием властных решений. Во многих странах существуют специальные аналитические центры, экспертные советы и прочие структуры, где вырабатываются рекомендации по принятию тех или иных политических решений, подготавливаются соответствующие материалы, справки, документы для звеньев государственного управления, партий, групп давления и т.д. В современном мире существуют и организации, решающие подобные задачи на уровне международных отношений.

Проверенные практикой выводы прикладной политологии зачастую служат основанием для соответствующих теоретических обобщений результатов политических исследований, а также для формулировки положений теоретической политологии. Так, например, моделирование последствий ядерных конфликтов в современных условиях сыграло существенную роль в обосновании тезиса о невозможности использования военной силы для достижения ряда политических целей, в частности целей геополитических.

Таким образом, прикладная политология является составной частью и одновременно специфическим уровнем политической науки - политологии, непосредственно сфокусированным на решении практических задач. Ее основное назначение состоит, прежде всего, в формулировании конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным политическим субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.

Заключение


Политология развивалась в течение длительного периода, начиная еще до н.э., постоянно усовершенствовалась и дошла до нас дисциплиной, включающей в себя множество более узких дисциплин.

Это очень важная в современном мире наука, прикладная часть которой непосредственно сфокусирована на решении практических задач, ее основное назначение состоит в формулировании конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.

Список использованной литературы


1.Докучаева И.Г., Малетин С.С. и др. Политология: Учебник. / Под редакцией И.Г. Докучаевой. - Новосибирск, 1999.

2.Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. - М., 2006.

.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1999.

.Василенко И.А. Политология. - М., 2004.

.Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Методы исследования и функции политологии

Современное состояние политологии

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Античная и средневековая политическая мысль

Политические теории Возрождения и Нового времени (15 – 18 вв.)

Марксистская концепция политики

Развитие политической мысли в России

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО

Тема 3. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Сущность, происхождение и функции политики

Основные элементы политики и основные области политики

Диалектика экономики и политики

Политика и мораль

Тема 4. ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Определение власти, элементы властных отношений, виды власти

Понятие, признаки, структура и функции политической власти

Классовое господство и легитимность политической власти

Тема 5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сущность и структура гражданского общества

Функции гражданского общества

Особенности формирования гражданского общества в России

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

МЕХАНИЗМ ФОРМИВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ВЛАСТИ

Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества: понятие и механизм функционирования

Структура политической системы и ее функции

Функции политической системы

Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Понятие политического режима

Проблема перехода к демократическому политическому режиму

Демократический режим

Тема 8. ДЕМОКРАТИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Понятие и признаки демократии

Теории демократии

Формы демократии

Условия успешного функционирования демократии

Тема 9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Функции и роль выборов в политической системе

Основные принципы избирательного права

Типы избирательных систем

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Тема 10. ГОСУДАРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Сущность, теории происхождения, признаки, функции государства

Формы государственного правления

Формы государственно-территориального устройства

Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМ

Политическая партия: определение, функции и структура

Типология политических партий и партийных систем

Тенденции формирования партийной системы в современной России

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Виды субъектов политики

Понятие политической элиты

Политическая элита современной России

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

1 . Природа и сущность лидерства

Типы лидеров и их функции

Специфика политического лидерства в России

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕТЫ ПОЛИТИКИ

Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Понятие политической культуры и ее элементы

Типы политической культуры

Особенности политической культуры в России

Политическая социализация

Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Сущность и функции идеологии

Взаимовлияние идеологии и политики

Основные современные политические идеологии

Предисловие

Важнейшей сферой деятельности людей является политика. Интерес к политике, сути и содержании политических отношений со стороны субъектов общественной жизни четко прослеживается на протяжении всей истории человечества. Именно политика, и прежде всего государство, оказывали и оказывают важное воздействие на судьбы стран и народов, да и во многом на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политической жизни и устройства общества, демократии и государства затрагивают интересы каждого гражданина. Вот почему развитие политического сознания членов общества, их активное участие политической жизни справедливо рассматривается как фактор укрепления у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничения влияния на них популизма, радикализма и манипуляции. Политологическое знание становится обязательным условием выработки и проведения в жизнь глубоко продуманных политических решений, касающихся развития каждого города, региона и страны в целом. Более того, социально – гуманитарные дисциплины, к которым относится политология, очень важны в современную эпоху научно – технического прогресса и новейших технологий, ибо не математика, физика, сопромат, термех и даже не менеджмент или теория маркетинга обеспечивают готовность к жизни в социуме, именно предметы социально - гуманитарного цикла.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Политология как уже следует из названия (от греческого роlitika – государственные и общественные дела и logos – слово, учение) – это наука о политике.

В развитии политологии можно выделить два основных этапа, отражающие изменения содержания политики и возрастание ее роли в общественной жизни. До середины 20 века политология рассматривается преимущественно как наука об управлении обществом со стороны государства. В этот период она развивается в рамках других общественных наук: философии, социологии, теории государства и права. На втором этапе доминирующей становится тенденция преодоления отождествления политики с государством и его властью, ведущее к пониманию государства как единственного субъекта политики. Во второй половине XIX века происходит становление политологии как самостоятельной, независимой научной дисциплины, имеющей свой предмет, методы, категории и функции. Первые кафедры и школы политических наук были созданы в США в 1857 году, во Франции в 1872, в Англии в 1885 году. В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился. Активизации и интенсификации политических исследований способствовало создание в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политический науки, которая продолжает свою работу и в наши дни.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Важный вклад в мировую политическую науку внесли М.М.Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я.Острогорский и марксистские теоретики Г.В. Плеханов, В. И.Ленин и другие. В годы советской власти отдельные политические проблемы анализировались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других дисциплин. Как самостоятельный предмет в нашей стране политология стала изучаться лишь в 1990 году.

Объект и предмет политологии. Объектом политологии, то есть тем, на что направлено познание, является политическая сфера. В связи со сложной структурой политики это могут быть политические идеи, политические интересы, политические ценности, политические группы, политические институты, политические процессы и пр. Все это составляет содержание политической сферы. Главным объектом изучения в политологии были и остаются политическая система и государство как ее основное звено.

В понимании предмета политологии нет единства мнений. При решении этого вопроса выделяются как минимум две позиции. Первая позиция исходит из представления, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. При этом предметом своего изучения она имеет институциональные стороны политической жизни, прежде всего, механизмы власти в государстве. Наряду с ней самостоятельно существуют политическая социология, политическая философия, политическая антропология, политическая психология и т.д. Сторонники второй позиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики использовать специфические методы различных наук, вместе с тем указывают на ряд его существенных недостатков. Главный из них состоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований. Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей политической науки, по мнению сторонников данной позиции, не позволяет в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой интегративную науку о политике во всех проявлениях . Она включает в себя в качестве составных частей следующие политические дисциплины:

Политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения;

Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений;

Теория государства и права изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий;

Политическая антропология изучает человека как субъекта политического творчества. Возможности и пределы влияния на общество она выводит из биосоциальной природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства;

Политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение.

По сравнению с указанными дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических наук, выступает их методологической основой. Другая особенность проявляется в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти и прежде всего место, роль и значение во властных процессах государства, политических партий, элит, лидеров и различных социальных общностей. Кроме того, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики.

Таким образом, политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфическое отличие политологического знания от других видов знаний состоит в том, что оно представляет природу, условия, технологии распределения власти в политическом сообществе. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти. Поэтому предметом политологии в строгом смысле являются закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государстве.

Политология представляет собой целостную логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни. Важнейший аспект современной политологии – выявление причины а не цели политической деятельности выяснение “кто есть кто†и “кто где†в политической жизни. Общепринятого определения политической науки не существует так как пока нет единого мнения относительно границ и содержания политологии круга охватываемых ею проблем критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину. Следовательно определение...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14881. Политология: шпаргалка 74.68 KB
Структура политической системы общества и ее основные подсистемы. Дайте ответ на вопрос в чем состоит принципиальное различие между подходами классического детерминизма и синергетики в трактовке случайных событий в общественной и политической жизни. Укажите отличительные признаки политической власти.
19270. Политология, конспект лекций 51.38 KB
Политология как наука Сама структура слова политология указывает на то что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисами вполне конкретным политическим образованием известным из античной истории. Мыслитель определил логос как универсальную осмысленность и закономерность процесса изменения форм бытия тождественную первостихии огня как судьбу подчиняющую себе даже богов. Как и всякая наука политология не появилась в более или менее завершенном виде а складывается и развивается при превращении различных форм знания в...
14885. ПОЛИТОЛОГИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 143.43 KB
Они могут быть безнравственными порой очень жестокими даже бесчеловечными но и такие средства оправданы в случае если их цель – сохранение власти ослабление которой ведет к хаосу еще большему злу и несправедливости. Когда мы говорим о власти вообще то имеем в виду самые разные ее проявления. Показательно что все мыслители прошлого рассуждая о власти не дают ей четкого определения.
9222. Психология как наука 29.68 KB
Объект и предмет психологии Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Объектом психологии выступают не только люди человек но и другие высокоорганизованные животные особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии как зоопсихология.
14081. Информатика как наука 20.08 KB
Теоретические основы информатики пока не вполне сложившийся устоявшийся раздел науки. История развития информатики Информатика молодая научная дисциплина изучающая вопросы связанные с поиском сбором хранением преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. уже давно не отражает современного понимания информатики.
8990. Генетика як наука 16.23 KB
Визначення генетики як науки. Основні напрями розвитку сучасної генетики та її місце в системі біологічних наук. Основні етапи розвитку генетики роль вчених у її створенні. Актуальні завдання сучасної генетики Термінологічний словник: генетика гр.
9065. МІКРОЕКОНОМІКА ЯК НАУКА 42.02 KB
Економічна теорія вивчає прийняття рішень при розподілі рідкісних ресурсів між різними варіантами їх використання. Проблема обмеженості ресурсів змушує людей робити вибір для задоволення своїх потреб. При виборі оптимального варіанта використання ресурсів ми завжди стоїмо перед альтернативою тому альтернативною вартістю зробленого вибору можна назвати найкращий із варіантів якими довелося пожертвувати. Здійснюючи вибір необхідно узгоджувати результат використання ресурсів з певною платою за можливість такого вибору.
7006. Социология как наука об обществе 32.16 KB
Социология в системе наук. Структура социологического знания С термином социология каждый из нас встречался неоднократно. Но можно ли сказать что этим исчерпывается предмет и задачи социологии Что представляет собой социология как наука С этим как раз нам и необходимо разобраться.
9374. ПОЛІТИЧНА ЕКОНОМІЯ ЯК НАУКА 18.16 KB
Функції політичної економії. Зв’язки політичної економії з іншими науками Сутність поняття політична економія Світ що нас оточує вивчається багатьма науками в тому числі політичною економією. Предмет та обєкт політичної економії Кожна наука на шляху свого виникнення і повноцінного функціонування проголошує і чітко формує свої власні предмет і об’єкт.
10983. УП КАК НАУКА И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 59.02 KB
ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ Состав персонала промышленного предприятия. Исходя из места и роли в процессе производства в РБ принята классификация персонала предприятия в соответствии с которой выделяются 2 группы: ППП. Прогнозирование развития персонала планирование деловой карьеры сотрудников. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

Введение 3

1. Возникновение, становление и развитие политической науки 4

2. Объект, предмет и структура политологии 8

3. Методы и функции политической науки 12

4. Политика как объект изучения политологии 16

Заключение 24

Список используемой литературы 25

Введение

Политическое знание и мысль существуют в течение не одного уже тысячелетия, политология же, как научная и академическая дисциплина, развивается немногим более чем столетие. За многие годы разработки политических идей и концепций накоплен весьма значительный теоретический багаж, который просто невозможно было бы изложить в полном объеме. Я выбрала самое, по моему мнению, главное, чтобы хоть чуточку приблизиться к этому предмету и понять, постепенно изучая его. Для этого я использовала литературу: Дегтярева А.А., Гаджиева К.С., Соловьева А.И. и учебник коллектив авторов.

1. Возникновение, становление и развитие политической науки

В современной политологической литературе выявляются три основные точки зрения на возникновение политической науки. Представители первой считают, что основы научных политических знаний были заложены в античные времена. Существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческий философ Платон, написавший работы «Государство» и «Законы», а также его ученик Аристотель, известный своей работой «Политика». В Древнем Риме влияние на становление политической науки оказали труды сенатора, оратора и философа Цицерона (106-43 гг. до н.э.) «О государстве» и «О законах».

Представители второй точки зрения утверждают, что политическая наука как самостоятельная область знаний, возникла на рубеже Средних веков и Нового времени. Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др. видные мыслители этого времени, опираясь на труды и достижения своих предшественников, создали систему научных знаний о государстве и политике. Особая заслуга в этом деле отводится Н. Макиавелли (1469-1527 г.г.). В своих работах «Государь» (1513 г.) и «Размышление о первой декаде Тита Ливия»(1520 г.) он отделил политическую науку от теологии и философии, сделал ее светской, определил объекты и предметы исследования. Предметом изучения политической науки, по Макиавелли, является власть. Во-вторых, он ввел в политическую науку принцип реализма, ориентирующий на изучение политических событий как естественных, реальных фактов. Этим Макиавелли освободил политическую науку от религиозных догм и мифов, подчинил ее решению насущных политических проблем, стоящих перед государством и обществом.

Третья точка зрения, господствующая в марксистской литературе, сводится к тому, что политическая наука возникла в 40-ые годы XIX века. Ее творцами и основоположниками являются К. Маркс (1818-1883 г.г.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.). По заявлению марксистов, они обосновали пути и средства революционного обновления мира, ниспровержения капитализма и перехода к социализму и коммунизму, как более справедливому общественному устройству. Решить эту задачу может только пролетариат (рабочий класс), способный, по их мнению, не только освободить себя, но и осуществить задачу «общечеловеческой эмансипации».

Таковы три точки зрения, три взгляда на возникновение политической науки.

Политическая наука как система научно-исследовательских институтов и самостоятельная учебная дисциплина начала постепенно оформляться в Европе в XVII-XVIII веках. В частности, первая кафедра политики была создана в 1662 г. в Упсальском университете Швеции. Затем политические научно-исследовательские и учебные центры появились в других странах Западной Европы, прежде всего в Англии и Франции, где закладывались основы индустриальной цивилизации, шел процесс ломки старых и формирования новых социально-экономических и политических отношений.

В ХIХ веке политическая наука интенсивно развивается в США, где после гражданской войны, приведшей к отмене рабства (1864 г.), политическими средствами был обеспечен мощный прогресс во всех сферах жизни американского общества. В 1857 г. в Колумбийском колледже, переименованном позднее в университет, создается кафедра истории и политической науки. В 1889 г. на этой базе открывается первая школа политической науки, а в последующие годы в США формируется разветвленная система политических научных и учебных институтов. В 1903 г. учреждается Американская ассоциация политических наук. В ней ныне состоит свыше 16 тыс. человек. Кроме того, в США действует около 5 тыс. колледжей политических наук, более 200 тыс. специалистов в этой области знаний. Отсюда нередко делаются заявления, что политология, как учебная дисциплина, является «американской по происхождению».

В этот же период достаточно активно развивалась политическая наука в России и Беларуси. Значительный вклад в нее внесли Б.Н. Чичерин (1828-1904 г.г.), М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.), Б.А. Кистяковский (1868-1920 гг.), П.И. Новгородцев (1886-1924 гг.), а также теоретики марксизма – Г.В. Плеханов (1856-1918 гг.), В.И. Ленин (1870-1924 гг.) и другие. Важную роль играла созданная в 1958 г. при АН СССР Советская ассоциация политических наук (САПН), которая стала координировать научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в этой области знаний. Но ее деятельность была ограничена, связана с «хрущевской оттепелью» и после ее завершения не дала существенных результатов.

Новый существенный шаг в своем развитии политическая наука сделала после окончания второй мировой войны. В 1948 г. ЮНЕСКО - организация ООН по вопросам образования, науки и культуры - рекомендовала всем странам – членам этой организации ввести курс политологии для изучения в системе высшего образования в качестве обязательной учебной дисциплины. С этого времени изучение политологии было введено во всех странах Западной Европы, а также в ряде стран Центральной и Восточной Европы (Югославия, Польша, Чехия, Венгрия). В 1949 г. под патронажем ЮНЕСКО создается Международная ассоциация политической науки, которая продолжает свою координирующую деятельность по развитию политических исследований и в настоящее время.

В бывших союзных республиках, а теперь суверенных государствах, в т.ч. и в Беларуси, политология как самостоятельная учебная дисциплина, начала преподаваться в высшей школе с 1989/90 учебного года. Тогда же были созданы кафедры политологии, разработаны учебные программы, по которым политология стала изучаться студентами. Сегодня она – обязательная учебная дисциплина во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь и странах СНГ.

Введение политологии в высшей школе и ее преподавание студентам имеет важное теоретико-методологическое и политико-практическое значение. Оно позволило приблизить обучение студенческой молодежи к общеевропейским стандартам, демократическим ценностям, традициям и нормам европейской цивилизации, практически начать подготовку профессиональных политологов с присвоением им ученой степени магистра и бакалавра политических наук, серьезно продвигать политические знания, со временные политические технологии и ценности в молодежную среду.

2. Объект, предмет и структура политологии

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов . По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного - то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока: философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории; политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.; политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

Структура политологии

В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи 4 крупные подсистемы:

1. Институциональная подсистема – это «каркас» политической системы общества. Она включает политические институты, и прежде всего формы политического правления, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, политические партии движения и др. Именно здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и границы функционирования самой политической системы. Вырабатываются условия, обеспечивающие стабильность самой политической системы, формы ее воздействия на развитие других общественных систем.

2. Регулирующая подсистема – базируется на принятых в обществе политико0-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом.

3. Коммуникативная подсистема – представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются порлитические институты и организации, порлитические лидеры, представители политической элиты и, конечно, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

4. Политико-идеологическая подсистема – включает в себя политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно – политических институтов, политико-правовых норм. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Политология как наука имеет свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:

1. Теорию политики, представляющую собой введение, философско-методологические основы политики и политических отношений;

2. Теорию политических систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные организации и их отношения);

3. Теорию международных отношений (система международных отношений, внешней политики, проблемы войн, укрепление мира и международной безопасности);

4. Теорию управления социально-политическими процессами (формы и методы политического руководства и управления, повышение эффективности функционирования политических институтов, проблемы элиты, лидерства);

5. Политическую идеологию и историю политических учений (изучение генезиса политических наук, роль и функции идеологии в системе политической власти);

В современной политологии всю совокупность проблем, которые она изучает, условно разделяют на три основные группы. Первая группа включает теоретико-методологические и историко-философские основания политических процессов и явлений, категории и функции политологии, политические парадигмы. Вторую группу проблем составляют политические системы, их сходство и различия, преимущества и недостатки, а также политическая культура, современные политические теории и идеологии, политическая власть, политические режимы, условия их трансформации и смены. Третья группа проблем политологии включает политический процесс, политическую деятельность, политическое поведение. Причем, внимание сосредотачивается на демократии, как способе организации и функционировании общественной жизни, правах и свободах человека, политических конфликтах и кризисах, международных политических отношениях.

Следовательно, структура политологического знания принципиально не изменилась, но была существенно углублена и конкретизирована.

3. Методы и функции политической науки

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов (греч. methodos - путь исследования). Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы (подходы).

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Он предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря нему формулировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.

Хорошо известен институциональный метод, ориентирующий на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий и других организаций, а также права и иных регуляторов политики.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший в 20-30-х годах XX века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах XX века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психологический подход, в том числе психоанализ. Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Функциональный подход с помощью данного метода исследуется например зависимость между типом политического режима и уровнем благосостояния общества. С позиции данного подхода рассматриваются также механизмы, обеспечивающие стабильность и самосохраняемость самой политической системы.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:

Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.

Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.

Практическая функция заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.

Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического общества.

4. Политика как объект изучения политологии

Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки. Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика – это деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Хотя понятие «политика» привычно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и ее определению. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – семье, государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или «общения» людей.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государствами, будь-то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает…Кто занимается политикой, тот стремится к власти.» Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н.Макиавелли, В.Парето, К.Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

Обладание таким ресурсом, как власть, определяет верховенство политики в системе общественных отношений, обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций- управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др.

Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы) способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными органами.

Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникновения - поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики.

По масштабам проведения различают локальную, региональную, общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления - текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы, которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений); от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя - отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.

Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными, реальными и нереальными. Цели той или иной политики зависят от субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике (Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соответствии с известной формулой: «Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно, необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью политиков - мер, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и свободах человека).

Практическое задание:

Название метода

1. ценностно-нормативный

2. исторический метод

3. социологический метод

4. антропологический метод

5. институциональный метод

6. бихевиористский метод

7. системный метод

8. психологический метод

9. сравнительный метод

10. Функциональный метод

Он предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений.

политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем

позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.

ориентирующий на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий и других организаций, а также права и иных регуляторов политики.

политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп.

удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований

Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

с помощью данного метода исследуется например зависимость между типом политического режима и уровнем благосостояния общества. С позиции данного подхода рассматриваются также механизмы, обеспечивающие стабильность и самосохраняемость самой политической системы.

1. Как наука и научная дисциплина появилась во 2 половине ХIХ века в западной Европе и США. Но элементы в глубокой древности.

2. Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникновения - поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики.

Что является предметом политологии? Ответ: б)

Предметом политологии является политическая власть.

Заключение

Важное место в изучении политики занимают специальные политические дисциплины – теория международной политики, политическая семиотика (анализ политического общения) и коммуникативная политология (строится на использовании методов семиотики и лингвистики для изучения политических явлений).

Таким образом, политология, в отличие от перечисленных наук, изучает политику как единое целое и выступает как наиболее общая политическая наука и учебная дисциплина, ориентированная на изучение политики как общественного явления, основных тенденций и направлений функционирования политического процесса. В центре внимания политологии находятся политические идеи, теории и учения, политические системы, их структурные элементы, прежде всего – государство, политические партии и движения, общественные организации, властные отношения, политическая деятельность, политическое лидерство. Они составляют фундамент, содержание предмета политологии. Я считаю, что книга коллективных авторов «Политология» более подробно раскрывает эту тему.

Список используемой литературы:

I. Соловьев, А.И. Политология [Текст]: учебник для студентов/ А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.

II. Василика, М.А. Практикум по политологии [Текст]: учебник для студентов/ М.А. Василика. – М.: Гардарики, 1999. - 384 с.

III. Политология [Текст]: учебник для студентов; коллектив авторов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФА –М, 2010. – 396с.

Политология - это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. Политическая наука как самостоятельная отрасль знаний возникает на рубеже Средневековья и Нового времени, когда мыслители начали разъяснять политические процессы с помощью научных, а не религиозно-мифологических аргументов.

Основы научной политической теории заложили Н. Макиавелли , Т. Гоббс , Дж. Локк , Ш.-Л. Монтескье и др. Политология как самостоятельная научная дисциплина начала формироваться во второй половине ХІХ в. Завершился процесс становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины в 1948 г. В этот год под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки. На проведенном ею Международном конгрессе (Париж, 1948 г.) по вопросам политической науки было определено содержание этой науки и рекомендовано включить курс политологии к изучению в системе высшего образования как общеобязательной дисциплины.

Было решено, что основными составными частями политической науки являются:

1) политическая теория;

2) политические институты;

3) партии, группы и общественное мнение;

4) международные отношения.

В нашей стране политология длительное время рассматривалась как буржуазная теория, лженаука и потому находилась в зачаточном состоянии. Отдельные политологические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС , других общественных наук. При этом их изучение носило догматический, однобокий характер. Политология как новый учебный курс начинается преподаваться во всех высших учебных заведениях Украины только после распада СССР. Как самостоятельная наука политология имеет свой объект и специфический предмет познания.

Объектом политологии выступает сфера политических отношений в обществе. Сфера политических отношений включает процессы функционирования и развития власти, включения масс в политику, экономические, социальные и духовные интересы общества. Политическая сфера представляет собой взаимодействие в политическом процессе больших и малых социальных групп, объединений граждан, отдельных индивидов. Политическая сфера включает в себя и социально-политические институты и организации, посредством которых осуществляется взаимодействие между отдельными субъектами политики.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организационном обществе. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.


Таким образом, политология - это система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и процессах, об организации политической жизни общества. Собственные подходы к изучению разных аспектов политики имеют история и география, право и социология, философия и экономика, психология и кибернетика и ряд других наук. Каждая из них имеет своим предметом исследование того или иного аспекта сферы политических отношений, начиная от методологических и кончая конкретно-прикладными вопросами.

Категории и функции политологии

Как и всякая научная дисциплина, располагающая предметом исследования, политология имеет свою систему категорий , т.е. узловых понятий, с помощью которых раскрывается предмет науки . Спецификой политологического категорийного аппарата является то, что формируясь позже, чем аппарат других обществоведческих наук, он заимствовал многие категории из исторического, философского, правового, социологического словаря.

К числу важнейших категорий политологии относятся: политика, политическая власть, политическая система общества, политический режим, гражданское общество, политические партии, политическая культура, политическая элита, политическое лидерство и др. Политологические понятия и оценки, воздействие политологии на жизнь современного общества становятся все более распространенными и существенными. Это свидетельствует о наличии многообразных связей политологии с обществом, о выполнении ею ряда важных функций.

Выделим наиболее очевидные:

1) Теоретико-познавательная функция связана с выявлением, изучением, пониманием различных тенденций, трудностей, противоречий политических процессов, с оценкой происшедших политических событий;

2) Методологическая функция политической науки, предполагает, что понимание общих закономерностей политической жизни общества поможет другим социальным наукам в решении их специфических задач;

Функции политологии:

1) Теоретико-познавательная;

2) Методологическая;

3) Аналитическая функция политологии, как и других общественных наук, направлена на постижение сути политических процессов, явлений, их всестороннюю оценку;

4) Регулятивная функция заключается в том, что политология способствует выработке правильных ориентиров в бурных политических потоках, обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях;

5) Суть прогностической функции в том, что знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определить эффективность предполагаемых политических решений. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и не эффективных действий.

Прикладная политология

Условно политологию можно разделить на теоретическую и прикладную. Обе составляющие неразрывно связаны между собой, дополняют и обогащают друг друга.

Обобщение.

Наряду с теоретическими, в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии.

Сюда относят:

- опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;

- наблюдение , которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

- статистические методы , с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

- математические методы , которые открывают возможность для моделирования политических процессов;

- метод моделирования. Модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы.