"поэты белгородской области". Музейный урок "родная белгородчина"

Урок литературы «Поэтическая Белгородчина»

(учебная встреча в литературной гостиной), 7 класс

Цель:

Познакомить учащихся с творчеством поэтов Белгородчины,

Вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности,

Воспитывать патриотические качества у учащихся.

Оборудование: выставка книг поэтов Белгородской области, фотовыставка «Мой край родной», портрет Д. С. Лихачёва, выставка его книг.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Основной этап урока

Вступительное слово учителя

Дорогие друзья, в очередной раз мы собрались в нашей литературной гостиной. По уже сложившейся традиции мы познакомимся с памятным литературным событием.

28 ноября необычный день. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. 2006 год был объявлен годом Д. С. Лихачёва.

Об этом замечательном человеке нам расскажет наш библиотекарь.

Слово библиотекаря

Слово учителя

Определение темы урока и целеполагание.

Тема нашей встречи: «Поэтическая Белгородчина». Мы познакомимся с биографией поэтов Белгородской области, почитаем их стихотворения, понаблюдаем за тем, что же объединяет их.

У нас в гостях выпускник Хотмыжской школы, поэт, автор гимна Международного фестиваля славянской культуры «Хотмыжская осень», лауреат Всероссийского конкурса патриотической песни в Санкт-Петербурге Александр Фёдорович Кофанов.

Александр Фёдорович, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как Вы начали писать стихи, почитайте свои стихотворения.

Выступление гостя.

Слово учителя

Мой край – родная Белгородчина,

Железорудный,

Хлебный край,-

проникновенно звучат слова поэта-земляка Владимира Михалёва.

И любят самозабвенно эту землю жители городов и деревень, и возвеличивают её своим героическим трудом, а славят в богатом и ярком поэтическом творчестве.

Сейчас ребята познакомят нас с творчеством поэтов Белгородской области.

Слово ученикам 7 класса.

1 ученик

Жанна Николаевна Бондаренко родилась 7 сентября 1973 года в селе Ивановская Лисица Грайворонского района.

Училась в специализированной школе-интернате для детей-инвалидов, а старшие классы средней школы окончила, занимаясь на дому.

Училась заочно на факультете журналистики Воронежского государственного университета.

Стихи пишет с детства.

Жанна Николаевна член союза писателей с 2001 года.

В 2003 году вышел её сборник стихов «Спасибо за то, что ты есть…»

2 ученик

Стихотворение Ж. Н. Бондаренко «Мой край и я…»

Мой край и я – неразделимы,

Здесь родилась я и росла,

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

Судьбой изменчивой ведома,

Жила я в разных городах,

Но улыбались только дома

Мне звёзды в ясных небесах.

Здесь солнце ярче и добрее

И звонче музыка дождей.

Здесь сердцу любится вольнее

И в счастье верится сильней.

Мой край и я - неразделимы.

Пускай мечту не скроет мгла

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

3 ученик

Дмитрий Акимович Маматов родился 22 апреля 1931 года в селе Призначном Прохоровского района Курской (ныне Белгородской) области в семье крестьянина. Много трудностей выпало на его долю. Голод, потом коллективизация, которая лишила Дмитрия Акимовича почти всех родных. Великая Отечественная война, опять голод. Служба в армии.

По демобилизации работал на нескольких предприятиях, в ряде газет.

Публиковался в периодической печати, альманахах и журналах.

Дмитрий Акимович выпустил в свет шесть стихотворных сборников.

4ученик

Стихотворение Д. Маматова «Седой мой край»

Там, где разлукой пахнет клевер скошенный,

Хрустальный ключ волнуется на дне.

Седой мой край- любимый и заброшенный,

Дай Бог побыть с тобой наедине!

Любуюсь вновь твоей крестьянской новиной

Перед бессмертным знаменем зари.

Отчизна-Русь, в тиши нерасколдованной

Ты мне молитвой душу озари!

Чтоб воссияла гранью светлой вечности

Весна любви без мрака и погонь,

И на закате радужной беспечности

Не гас во мне лирический огонь!

5 ученик

Стихотворение «Тепло»

Ничего мне не надо от Родины

Только б видеть лесов её цепь,

Да простор с меловыми отрогами,

Уходящий в туманную степь.

Синь ржаную с дорогами длинными,

С одинокой церквушкой вдали,

Где холмами седыми былинными

Облака отдохнуть прилегли.

Там заря загрустила над явором,

Словно юность на зыбком краю,

Что ушла за кочующим табором

Тихой болью сквозь душу мою.

Прокатилась виденьями давними,

Связь порвав золотую со мной

И от вязов, склонённых над ставнями,

Свет небесный в избушке земной.

Льётся он одиноко и ласково

Сквозь ненастья и звоны оков.

Пусть тепло его чисто славянское

Не остынет во веки веков!

Слово ученикам 6 класса

1 ученик

Анатолий Павлович Форов родился в 1956 году в деревне Раисовка Прохоровского района Белгородской области. С 1961 года проживал в селе Дорогобужино Белгородского района, где прошли детство и юность.

Закончил Разуменскую среднюю школу. Служил в Германии. После службы работал на предприятиях города Белгорода. С 1982 года проживает в поселке Разумное Белгородского района.

Печатался в армейских, районных и областных газетах, в журнале «Звонница», коллективном сборнике поэтов Черноземья «Первый взгляд».

Автор книг «Перепаханные дороги», «Боль», «Пропахну лесом и дождем», книга памяти «Горячий август у Таврово». Все книги вышли в «Издательском Доме В.Шаповалова», а также детские книги «Гололед», «Гости», «Про крутого пацана».

2 ученик

Стихотворение «Доброе утро!»

Доброе утро, мой край Черноземный!

Низкий поклон и лугам, и полям,

Речкам, оврагам, лесам многозвонным,

И городам твоим, и деревням.

Кланяюсь в пояс здесь людям живущим

Тем, кто войну, задыхаясь, глотнул.

Кто засевает зерно в день грядущий

С верою в жизнь и в родную страну.

Милые дали, живите спокойно,

Музыка жизни пусть льется без слез.

Доброе утро, мой край Черноземный,-

Песен раздольных и чистых берез!

3 ученик

Владимир Ефимович Молчанов родился 9 февраля 1947 года в станице Ильской на Кубани. Детство и школьные годы прошли на Белгородчине, в селе Новая Таволжанка Шебекинского района. Окончил Белгородское музыкальное училище и Воронежский государственный университет. Автор 7 книг, стихотворений, поэм и переводов. Стихи переводились на немецкий, польский, болгарский, украинский и азербайджанский языки.

Член Союза писателей с 1990 года, член Союза журналистов России, лауреат премии Белгородского комсомола, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Шебекино и Шебекинского района.

4 ученик

Стихотворение «Белогорье»

Белогорье…

Поле отчее.

По-над лугом светлый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет под горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Над песчаной зыбкой кручею

Пролетел стрелою стриж.

Юрких ласточек певучее

Щебетанье из-под крыш.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье…

Поле отчее-

Что зову своей судьбой.

Слово ученикам 8 класса

1 ученик

Сообщение об Игоре Чернухине

2 ученик

Стихотворение «За Ворсклой»

Ты о чем там,

Сорока-воровка,

Как тебя в этот край занесло?

Где за дымкой годов-

Томаровка,

Вечно белое наше село.

Со времен, утверждают, петровских

По пути на Полтаву

Царем

Где-то здесь, за туманною Ворсклой,

Срублен был незатейливый дом.

С той поры по округе деревни

И пошли с легкой царской руки

Вдоль задумчивой, тихой и древней,

Затерявшейся в вербах реки.

Томаровка, Борисовка…

Кровный

Край мой детства - земля и зенит,

Где на месте подворья Петрова

Лес столетний за Ворсклой стоит.

Дух таинственный прячут дубравы,

Поднимает туманы река,

И до самой зеленой Полтавы

Заревые плывут облака.

И ничто не тревожит покоя.

Только громко поют соловьи,

Как и после полтавского боя,

Сочиняя кантаты свои.

3 ученик

Сообщение о Викторе Белове

4 ученик

Стихотворение «О, край лучезарный и синий»

О, край лучезарный и синий,

Где крепость на склоне крутом

Служила опорой России,

Надежным и грозным щитом.

Лихие ветра здесь летели

И столько осилить пришлось!

А сколько свинцовых метелей

И огненных бурь пронеслось?!

Белые горы,

Рябинки с березками,

Руда под холмами,

Под солнцем - хлеба.

Славься вовеки,

Земля белгородская.

Храни тебя Бог!

Да святится судьба!

Из пепла смогла возродиться,

Дворцы твои как кружева,

России тобою гордиться,

Пока она будет жива.

Летят колокольные звоны.

Надежда в тех звонах и грусть.

И Белгород, в даль устремленный,

Зовет к единению Русь.

Слово учителя:

Ученики нашего класса тоже пробуют писать стихи. Сейчас они их нам почитают.

Ученики читают стихи собственного сочинения.

Слово учителя:

Заканчивается наша встреча.

Что интересного вы узнали?

Что объединяет прослушанные стихотворения?

Всем известно, что Родина начинается с тех дорогих мест, где мы родились, учились, росли. На всей земле это место – самое дорогое для человека. И чем больше пройдёт человек по земле, тем дороже ему и люди, и стихи, и все приметы родного края.

Эту встречу предлагаю закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».


- этот портал создан для того, чтобы любой, вошедший на него, был в курсе самых интересных и важных событий, произошедших в культурном пространстве Белгородской области.
Культурная жизнь России неотрывно связана с культурной и духовной жизнью её регионов. На этом портале Вы сможете ознакомиться с объектами культурного наследия области, творческими коллективами, музыкантами, писателями, художниками нашего края. А край наш всегда был щедр на таланты. В области динамично развивается фестивальное движение, молодые поэты и прозаики всё увереннее заявляют о себе. Они хотят отстаивать своё право нести свой литературный дар в окружающий мир. И задача проекта «Литературная Белгородчина» - помочь им в этом.
Русская литература прошлого века, русская современная литература, события в мире культуры, современные российские писатели и творчество литераторов ушедших от нас - вот что ждёт Вас на этом портале. Но всё же мы решили не замыкаться только на литературе, хотя проблемам и радостям русской литературы здесь будет уделяться огромное внимание. Но культурная жизнь плотно связана с жизнью общественной, поэтому было бы нелепо говорить об одном и умалчивать о другом.

Здесь можно узнать о самых последних значимых событиях в области, а также найти информацию о культурном наследии края.
который был задуман, прежде всего, для молодых поэтов и прозаиков. Мы рассчитываем, что эти публикации станут для начинающих авторов первой ступенькой на лестнице, ведущей к вершинам мастерства.
- здесь современный автор приходит на виртуальную встречу с собратьями по перу и предлагает вниманию участников свои произведения. С его творчеством внимательно знакомятся и высказывают своё мнение.
- здесь можно найти новую белгородскую литературу и публицистику, прочесть и обсудить данные произведения.
- рубрика посвящена культурному наследию области. Российские писатели и поэты Белгородской области, которых, к сожалению, уже нет с нами, выставляются здесь в первую очередь, тем самым, восполняя пробел практического их отсутствия в Интернете. Белгородские авторы имеют право на то, чтобы существовать в Сети и быть доступными вниманию множества читателей
Также на портале работает , куда может прийти любой и найти себе тему по интересам. А новые авторы, которые хотят участвовать в работе студии «Современник», могут представить там свои произведения самостоятельно.

Добро пожаловать на портал о культурной жизни Белгородчины!!!


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по дисциплине «Литература Белгородского края»

Тема: «Поэзия Белгородского края»

Белгород, 2014

Введение

Почему мы так часто возвращаемся к хорошо изученным, исследованным произведениям классиков, и так мало уделяем внимания своим современникам, поэтам, живущих с нами в одном ритме и одном городе в то же время умеющим так распорядиться нашей речью, использовать обыденные слова, что берет за душу.

Как и во все времена, судьбы многих современных поэтов достаточно трагичны. Их имена становятся известными только после смерти.

Вероятно, легче оценить созданное по прошествии времени, когда само время голосует забвением за неталантливых. Но я чувствую в этом небрежении к современным поэтам некоторую несправедливость.

Мне показалось интересным сделать сравнительный анализ поэтического творчества известных классиков и нашего современника, одного из белгородских поэтов. Данная тема, на мой взгляд, действительно актуальна, свежа.

Мне известны многие замечательные поэты Белгородчины. Это и Владимир Михалев, и Игорь Чернухин, и Николай Грищенко, и Валерий Черкесов, и Владимир Молчанов. Творчество именно этих талантливых белгородцев я решила исследовать в своей работе.

творчество поэт стихотворение

1. Игорь Чернухин

Невозможно себе представить Белгородский край без поэзии Игоря Чернухина. Он - лирик, которому не чуждо происходящее в большом мире и в большой литературе. Не подчинен только одной узкой теме и поэтому интересен читателю на протяжении всего своего творческого пути.

Герой Чернухина притягивает своей искренностью и истинностью. В сборнике его стихотворений проступает характер биографическими чертами связанный с автором и страной, но все же обобщенный, близкий всеобщностью переживаний каждому читателю. Индивидуален поэт, и его герой становится близок и в силу этого и благодаря тому, что настоящая поэзия через частное способна выразить близкое всем. Объемный мир поэта наполнен образами классики и деталями реальной жизни, которые естественно «рождают» это обобщение, которое необходимо для полноты восприятия смысла стихотворения.

Поэт и его лирический герой живут в одном локусе, приметы его известны и дороги Белгородским читателям: меловые горы, реки и речки со знакомыми с детства названиями, деревни и села, однако их мир - Россия, Земля, Вселенная. Их волнует не только история края, но и история человечества, не только будущее окружающего, но и будущее как категория философского. Думается, что менталитет героя сформирован не в узком мерке мелких забот, требований и желаний, а широком пространстве мировой культуры, в традициях отечественной культуры, которая, прежде всего, была совестлива и исповедальная. Поэтому стихотворений с библейскими образами и ритмами молитвы с годами становится больше, они так же искренни и органичны, как и стихи посвященные женщине, дочери, внучке, родному городу. О чём бы ни писал И.Чернухин: о лагере, о друзьях, о любви или непростых отношениях в семье, последние обычно остаются в тени, он открыт, честен и искренен. Не каждый способен подвергнуть свою жизнь жёсткому анализу, не пытаясь переложить вину на других, и написать обо всём этом с редкой откровенностью.

Я говорю тебе опять:

До встречи!

И слышу там за окнами галчат.

Проснулись таки бестии, галдят…

Не любишь ты.

Ты снова к ней вернёшься…-

Устало и печально улыбнёшься

И отведёшь рассеянно свой взгляд.-

2. Владимир Михалев

По другому звучат поэтические строчки Владимира Михалева, всю жизнь свою посвятившему стихам и дому и родным просторам, которые он исходил с пастушьим посохом и стадом. Его лирический герой не замкнут на быте и не отгорожен от большого мира околицей села - он сохраняя свою самобытность, смело открывает для себя пространство и время человечества. Герой патриархален, ценности его - это ценности человеческой жизни, прожитой на своем месте, в гармонии и радости, порой вопреки невзгодам. Честность это одно из почитаемых поэтом качество, поэтому любовь и поэзию он сопоставляет и меряет единой мерой - сердечностью. Почти все стихи В. Михалёва посвящены тому, что происходит на земле сегодня. Среди них лишь несколько звучат как бы из давних времен. Но и они -- живое дыхание поэта, а не стилизация под старину.

Степь-поля -- мой дом. Роща -- горница. В моей горнице Стонут горлицы. Белый свет не мил -- Извела жена, -- Ловил голубя, Поймал коршуна. Пойду к старосте -- Гонит староста. Скажу барину -- Бьёт безжалостно. Поп, мой батюшка, Кади ладаном, Душа грешная, Жисть нескладная!..

Сверстники Владимир Молчанов, Николай Грищенко, Валерий Черкесов - следующее поколение Белгородских поэтов. Разные индивидуальные судьбы - следовательно разные лирические герои, разные ритмы, настроения, мировоззрения, при общности судьбы поколения, пережившего поколения перемен, развала страны в которой выросли, тематическая общность, обусловленная постоянным интересом всякого пишущего стихи, к вечным вопросам любви и ненависти, вере и безверью, к природе, России, земле.

3. Владимир Молчанов

Владимир Молчанов родился на Белгородчине, и его талант питает вырастившая его земля. Ему дорого ее прошлое, настоящее и будущее. В прошлом его привлекает подвиг, совершенный его земляками, настоящее растущего и процветающее края, дает основания верить в поистине светлое будущее. Это главная тема лирики. Лирический герой - это философская и мудро мыслящая личность. Жизнь и смерть, память и забвение, смысл существования на земле, кратковременность отпущенного человеку времени для его земного пребывания, любовь материнская и сыновья, чувство вины преодоление боли потери во имя жизни - этот круг волнует поэта. Возникает мысль о том, что именно здесь обнаруживается, та степень исповедальности, которая позволяет говорить о максимальном сближении поэта и его лирического образа.

Жизнь моя - на волоске,

Но надежды - не убиты.

Я тоскую о тоске,

Обижаюсь на обиды.

То усну мертвецким сном,

То бессонницею маюсь.

Но и все ж при всем притом

Умирать не собираюсь.

Воскресив в себе мечту,

Я, как в юности - поверьте! -

Тяжесть жизни предпочту

Даже самой легкой смерти.

4. Николай Грищенко

Николай Грищенко тоже связан своими корнями с Белогорьем. Его лирическому герою внятна тишина и покой мира природы, а жизнь его проходит в тесноте и шуме города. Но не только антитеза как принцип мировидения свойственно герою Грищенко: он ищет ответ на главные вопросы бытия в более сложных проявлениях человека и его окружающих сфер. Поэтому он обращен к Богу, он идет в храм, и этот путь приносит ему умиротворение, ощущаемое лирическим героем во всем Божьем мире.

Храмы божьи, храмы божьи,-

Столько храмов на Руси

Из бесчисленного множества

Храмов светлых на Руси

Есть одни, что всех дороже,

Ближе сердцу оттого,

Что во мраке бездорожья

Освятила ты его…

Валерий Черкесов

Истину в книгах в книгах своих стихов приобретает и Валерий Черкесов, приехавший в наш город четверть века назад. Этот поэт, в отличие от представленных здесь традиционалистов, по-иному слышит время. Стихам его свойственна ироничность (порой ее недостает в стихах других Белгородских поэтов), сложность рифмовки, он старается найти новую форму строки и строфы. Его лирический герой смотрит на мир как на неизбежное соединение непредсказуемо разных состояниях, как на смешение в принципе несочетаемого по существующим где-то законам гармонии.

Вот его «презентация» братства поэтов современников: «Пасынки великой литературы, выросшие как сорняки, в среде, из которой чаще выходят воры, чем поэты, мы надрываем голос, надсаживаем душу, пытаясь доказать свое право на существование. Но, увы, Отечество глуховато». Как всякое поэтическое высказывание, это миниатюрное стихотворение имеет множество толкований: дело за читателем и его читательской компетенцией. Но лексика, интонация не оставит никого безразличным, а пробудить чувства в равнодушном, задеть за живое - это уже успех. Его лирический герой со своей усмешкой над собой и над всеми так и норовит попасть, то в интеллектуалы, то в неформалы, то в оригиналы: и содержание и форма соответствуют, и стихи его читаются, и находят отклик у каждого, кто готов, читать, слушать, понимать поэтическое слово.

До рассвета - чуток.

Прорезаются светлые полосы

по - над лесом туманным - угрюмой стеною стоит.

Пробудить тишину: вскрикнет, всхлипнет и вновь замолчит.

Заключение

Тайна мастерства поэта и тайна его воздействия на читателя не может быть разгадана до конца. Это аксиома. Можно выстроить концепцию жизни поэта и лирического героя, опираясь на ключевые слова его творений, можно воссоздать парадигму ценностей, присущих его поэзии, найти доминанту, но есть нечто, что только угадывается и остается не названным и в поэзии и в около поэтических изысканиях. Может быть это чудо, явленное в вывериности ритмического строя, волшебстве и гармонии интонации, и обязательно (!) соответствии созвучий слов живых. В этом сила настоящего поэта.

Поистине, в «краю белгородском» осуществилась давняя мечта Маяковского: «много поэтов хороших и разных…». Они профессионалы члены Союза писателей. Их печатают, читают, слушают, соглашаются и спорят читатели, вводя лирических героев названных поэтов в контекст своей жизни…

Я выбрала данную тему, потому что считаю, что каждый житель Белгородчины должен знать своих выдающихся земляков. Проделанная работа помогла мне понять красоту моей малой родины, присмотреться внимательнее ко всем милым сердцу истинного патриота мелочам, научила уважать труд на родной земле. Я думаю, что результаты моего исследования внесут определенный вклад в развитие белгородского литературоведения и краеведения, а также будут полезны тем, кому небезразлична судьба нашей земли и кто хочет оставить свой след в ее летописи.

Используемые источники

1. Слово - слову»: сборник/ Белгор. обл. издат. совет [сост.: В.Е. Молчанов, М.А. Кулижников] - Белгород: Константа, 2009.-500 с.

2 Антология современной литературы Белгородчины. - Белгород, 1993. - 296с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы и особенности эволюции лирического героя в поэзии А. Блока. Своеобразие мира и лирического героя цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Тема "страшного мира" в творчестве великого поэта, поведение лирического героя в одноименном цикле произведений.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2014

    Анализ творчества А. Блока, великого русского поэта начала ХХ века. Сопоставление мировоззрения с идеями Уильяма Шекспира на примере произведения "Гамлет". Доказательство присутствия в творчестве поэта так называемого "Гамлетовского комплекса" героя.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2011

    Детские годы Бориса Александровича Ручьева. Обучение в школе крестьянской молодежи. Становление поэта. Пейзажные зарисовки из стихотворений. Летописец Магнитогорского металлургического комбината. Поэзия Ручьева – поэзия верности. Символика творчества.

    реферат , добавлен 08.02.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского писателя и поэта Ивана Бунина, отличительные черты его первых произведений. Темы любви и смерти в творчестве Бунина, образ женщины и крестьянская тематика. Поэзия автора.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    История создания стихотворения. Кто является лирическим героем данного стихотворения. Что объединяет лирического героя с людьми. Какая поэтическая лексика используется. Особенности поэтического языка. Как изменяется речь и настроение лирического героя.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Тематическое многообразие русской поэзии. Тема суицида в лирике В.В. Маяковского. Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Анализ биографических фактов жизни и творчества поэта Бориса Рыжего. Поэтическое наследие уральского поэта.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного американского поэта периода "поэтического возрождения" Карла Сэдберга, начало его пути. Анализ самых известных произведений Сэдберга, их своеобразие. Политическая деятельность поэта.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2009

    Особенности изучения лирического произведения в школе. Система изучения поэзии А.С. Пушкина в различных классах согласно школьной программе, анализ методов и приемов. Классная и внеклассная формы преподавания поэтического наследия поэта в школе.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Есенин Сергей Александрович - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Основные вехи биографии поэта: детство, юность, личная жизнь, гибель. Изучение творчества Есенина, анализ стихотворений.

    презентация , добавлен 05.02.2012

    Краткий очерк жизни и творчества А.И. Солженицына как советского и российского писателя, драматурга, публициста, поэта, общественного и политического деятеля. Лауреата Нобелевской премии. Тематика и основное содержание самых известных произведений.


Молчанов Владимир Ефимович родился 9 февраля 1947 года в станице Ильской на Кубани. Детство и школьные годы прошли на Белгородчине, в селе Новая Таволжанка Шебекинского района. Окончил Белгородское музыкальное училище и Воронежский государственный университет. Автор десяти книг стихотворений, поэм и переводов. Публиковался в журналах «Наш современник», «Новый мир», «Юность», «Дружба» и др.

Член Союза писателей СССР с 1990 года, член Союза журналистов России с 1983 года, член-корреспондент Академии Поэзии с 2001 года, председатель союза писателей Белгородской области, лауреат премии Белгородского комсомола (1983 г.), Всероссийских литературных премий и авторского песенного конкурса «Моя малая родина» (1998 г.), а также дипломант ряда областных литературных и журналистских конкурсов, заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин г. Шебекина и Шебекинского района.

Павел Иванович Савин родился 20 октября 1939 года в небольшом селе Хмызовка, что вольно раскинулось по берегу Чёрной Калитвы в Алексеевском районе. Здесь же, в Хмызовке, сразу после войны, в 1946 году, пошёл в первый класс. После окончания средней школы (1956 г.) по комсомольской путёвке работал на строительстве цементного завода в г. Белгороде. В 1958 году поступил в Воронежский государственный университет на филологический факультет, который окончил в 1964 году. И началась нелёгкая учительская пора: сначала учителем, потом директором Алексеевской школы. В 1972 году П.И. Савин переезжает в Яковлевский район и работает заместителем директора Дмитриевского СПТУ, директором ГПТУ-16, а затем директором фильмотеки. Писать стихи начал рано: сказалось влияние старшего брата, который тоже пробовал себя в поэзии. Павел Иванович Савин - автор десяти поэтических сборников. Печатался в журналах «Наш современник», «Роман-газета», «Подъём», «Светоч», газетах «Сельская жизнь», «Литературная Россия», областных и районных газетах В январе 1995 года П.И.

Савин принят в члены Союза писателей России.При Доме детского творчества Павел Иванович создал литера-турную студию «Начало». Стихи студийцев увидели свет в пяти изданных книгах.Он награждён юбилейной медалью «За доблестный труд», Знаком Министерства культуры «За достижения в культуре» (2004); в 2006 году ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры», в 2009 году - звание Почетный гражданин Яковлевского района.


Игорь Чернухин родился 8 февраля 1930г. в селе Томаровка Яковлевского района. Одна из улиц там названа именем поэта ещё 10 лет назад. Сегодня решением муниципального совета Игорю Чернухину присвоено звание Почётного гражданина Яковлевского района. Главной темой поэтического творчества юбиляра была и остаётся малая родина. За вклад в развитие культуры региона поэт награждён медалью "За заслуги перед землёй Белгородской" I степени.

Игорь Чернухин - член Союза писателей СССР и России, автор 17 книг. Его стихи переведены на белорусский, литовский, болгарский и немецкий языки. Сегодня юбиляр прочёл для гостей своё первое стихотворение. Оно написано в 1941 году на Урале, куда была эвакуирована семья поэта. Сейчас Игорь Чернухин пишет и прозу. Новый способ творческого самовыражения помогает во всех подробностях делиться с читателями воспоминаниями.



Леонид Трифонович Кузубов родился в 29 ноября 1929 году в г. Шебекино Белгородской области. Двенадцатилетним мальчишкой убежал на фронт и стал сыном полка. Участвовал в Сталинградской битве, освобождал Белгород, воевал в Польше, Чехословакии, Австрии, дошел до Берлина. Девять правительственных наград украшают грудь писателя.

Его первое стихотворение появилось в 1942 году в «Красноармейской газете». Первая книга - «Капля росы» увидела свет в 1961 году.

Произведения Л. Кузубова переведены на болгарский, немецкий, польский, венгерский и другие языки. Он лауреат областных литературных конкурсов, лауреат Всесоюзной литературной премии ЦК ДОСААФ и Союза писателей (за поэму “Ровесник века”, 1967г.), дипломант Всесоюзного литературного конкурса им. Фадеева (за цикл стихотворений «Ночь перед атакой», 1971 г.), призер международного конкурса «Год века»(1987г.).



Грищенко Николай Николаевич родился 11 декабря 1949 в селе Орехово Валуйского района Белгородской области Окончил Орловское высшее военное командное училище связи и Литературный институт им. Горького член Союза писателей СССР. Принимал участие в чехословацких событиях. Служил в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии, в Чехословакии и Германии. В 1980 году уволился в запас и вернулся на Белгородчину. С 1983 года в белгороде на журналистской работе.

Печатался в литературных журналах и различных поэтических сборниках: «Наш современник», «Роман-журнал XXI век», «Молодая гвардия», «Подъём», «Светоч», «Звонница» и др., издававшихся в Москве, Минске, Львове, Воронеже и Белгороде.


Гирявенко Александр Митрофанович родился 17 августа 1952 в селе Ближнее Чесночное Алексеевского района Белгородской области. После окончания в 1978 году отделения журналистики филологического факультета Воронежского государственного университета работал в газетах Воронежской и Белгородской областей.

Публиковал стихи, повести, рассказы, очерки в журналах, литературных альманахах «Наш современник», «Роман-журнал XXI век», «Рать» и др., коллективных сборниках «Свидание», «В родном кругу», «Антологии современной литературы Белгородчины» и многих других изданиях.

Лауреат Международного поэтического конкурса «Звезда полей-2014» им. Н.М. Рубцова.


Дроздова Наталья Владимировна родилась 23 января 1958 в селе Нежеголь Шебекинского района Белгородской области. Училась в Шебекинской средней школе №4, на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. Работала в газетах и книжных издательствах Белгородской области.


Сегодня тот, кто был совсем не стар,

Вдруг сел на поезд, что уходит в вечность,

Земле оставив облик человечий…

И ясно всем, что это неспроста.

Быть может, там, в заоблачной дали,

Понадобились солнечные песни?

Наверное, вдруг стало слишком пресно

На небе без мелодии земли?

И тем, кто дышит, чувствует, живёт,

О том, что мимолётно всё на свете,

Что призывает вдруг нас мир, что светел,

Напомнил неожиданный уход.

А небо, выбрав лучших среди нас,

Задуматься другим даёт возможность,

Как глупо, пусто и неосторожно

Мы тратим миг, минуту или час…

И, ощутив дыхание небес,

От холода мы вздрагиваем снова

И жить иначе искреннее слово

В который раз опять даём себе!

Но эхо чувств стихает в темноте,

И снова просыпаются драконы

Лжи, лени, страха… И свои законы

Диктуют нам. До будущих потерь.


Алексейченко Алексей Дмитриевич(03.04.1956-28.09.2012) родился на хуторе Никольском на Белгородчине. Окончил Нижнепенскую среднюю школу, военно-морское отделение Львовского высшего военно-политического училища. Служил на Краснознамённом Тихоокеанском флоте. После службы вернулся на родной хутор. Занимался в литературной студии «Слово».

Автор сборников стихотворений «Мельница», « Изба», «Просёлочная дорога» и других. Стихи печатались в журналах «Наш современник», «Роман-газета XXI век», «Подъём», альманах «Светоч», «Радуга», «Встречи», «Рубежи», газетах «Российский писатель, «Высокая печать» в периодических изданиях Белгородской и Курской областей.

Буханов Виталий Степанович родился (16.06.1926-24.11.1965) в селе Беловское Белгородского района Белгородской области. Подростком бежал через линию фронта в расположение советских войск с оружием, спрятанным осенью в лесу. С июля по октябрь 1942 года учился и работал в ремесленном училище № 14 в Саратове. Весной 1944 года был призван в действующую армию. В марте 1948 года демобилизовался по болезни и уехал на родину. С сентября 1948 по август 1950 года-учащийся Белгородской средней школы №35. Одновременно- внештатный рабкор газеты «Белгородская правда». В августе 1950 года поступил в Харьковский университет на отделение русского языка и литературы филологического факультета. Осенью 1951 года перешёл в Московский литературный институт им. А.М. Горького при Союзе писателей СССР и в 1955 году окончил его.

Работал литературным сотрудником газеты «Белгородская правда», заведующим отделом художественной литературы в Курском книжном издательстве. Первые стихи были опубликованы во фронтовой газете «Красный боец» в 1944 году.


Кобзарь (Костенко) Вера Петровна родилась 23 апреля 1958г. в селе Красноталовка Еланского района Волгоградской области. Окончила Борисоглебский техникум механизации учёта Воронежской области и Всесоюзный финансово-экономический институт в Белгороде.

Лауреат IV Международного поэтического конкурса «Звезда полей 2013» и Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле».


Я выйду в ночь, под лунным светом

Пройдусь по выцветшим лугам,

Где догорает в травах лето

И прячет солнышко в стога

Пусть звездный путь далек и точен,-

Перечеркнув все междометья,

В сто крат короче летней ночи

На миг покажутся столетья,

Все так же терпко пахнут травы,

Ночная птица наугад

Летит во тьме на шум дубравы,

Как сотни лет тому назад,

И чист простор под небом вечным,

Переведавшим тыщи драм.

Как символ жихни бесконечной

Там, на холме, высокий храм!

Святая Русь! Огнем лампады

Ночь догорает не спеша

Твоим покоем и отрадой

Моя наполнилась душа

Перед святая русь


Дьяченко Михаил Николаевич родился 6 октября 1958 в Белгороде. Окончил Белгородский строительный техникум и факультет русского языка и литературы Белгородского педагогического института. Служил в рядах Советской Армии. Работал корреспондентом в различных многотиражных газетах, редактором Белгородского книжного издательства «Крестьянское дело». Автор книг стихотворений «Облака»,

«Степной сад», «Межень», «Стихотворения», «Вечерняя песня». Публиковался в журналах «Наш современник», «Роман-журнал XXI век», «Подъем» и тд.

Лауреат 4-го Международного поэтического конкурса «Звезда полей-2013» им. Н.М. Рубцова.


Черкесов Валерий Николаевич родился 3 марта 1947 в городе Благовещенске Амурской области. С 1982 живет в Белгороде. Более сорока пяти лет работал в редакциях областных и районных газет Дальнего Востока и Белгородчины.

Первая поэтическая публикация была в 1966 году в газете «Амурский комсомолец» (Благовещенск) . Автор двадцати книг поэзии, прозы, публицистике, произведений для детей. Печатался во-многих центральных и региональных журналах, альманахах, антологиях, сборников,газетах. Лауреат Всероссийской литературной премий «Прохоровское поле» и Всероссийской литературной-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова», дипломат IV Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь»


Филатов Александр Константинович(25.03.1943-25.10.1988) родился в селе Топлинка Белгородского района. После окончания педагогического института работал учителем русского языка и литературы в Топлинской средней школе.

При жизни вышло три поэтических сборника: «Тропа», «Огни зовущие», «Окно» . В 1997 году был издан сборник стихов и прозы поэта « Я воскресну в травах спелых».


Молчан Николай Васильевич родился 5 октября в селе Зыбино Борисовского района Белгородской области. Окончил Белгородское стройучилище №1 , Белгородский строительный техникум, Технологический институт. Служил на Северном флоте четыре года на атомных ракетных подводных лодках первого поколения. Побывал в пяти автономных плаваньях. В общей сложности за службу за службу более года пробыл под водой. С 1981 по 1984 год работал в Пакистане.Когда вернулся из загранкомандировки,работал директором завода монтажных заготовок в посёлке Строитель, а с 1990 года до ухода на заслуженный отдых- главой администрации посёлка.

Публиковался в « Роман-газете XXI век», журнале «Крила», местной периодике. Автор более двадцати книг стихов и прозы, в том числе « По курсу сердца», «Солнечный порог», «Полярные дни», «Быль о слободе Хотежской» и других.


Брагина Людмила Петровна родилась

6 февраля 1967г. в Белгороде. Окончила филологический факультет Белгородского государственного университета. Автор четырёх поэтических книг «Чистый звук», «Дождь снов», «Белый налив», «Найди меня ветер!», изданных в Москве и Белгороде.

Стихи и проза публиковались в газетах и коллективных сборниках: «Третье поле», «Слово-«Слову», литературном альманахе «Светоч», «Наш современник», «Молодая гвардия» и др.

Лауреат премия «Молодость Белгородчины» в области литературы, лауреат Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле».


Неженцева Людмила Николаевна, поэт, член Союза писателей России. Родилась в селе Богдановка Новооскольского района Белгородской области. Окончила Белгородский педагогический институт по специальности «Педагогика и психология».

Публиковалась в газетах «Знамя», «Белгородская правда», «Ленинская смена», «Белгородские известия», литературном альманахе «Светоч», сборнике «Слово-«Слову», в общественно-политическом журнале «Звонница».

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иловская средняя общеобразовательная школа имени Героя России В.Бурцева

Алексеевского района Белгородской области

Поэты Белгородчины о войне

(Поэтический вечер в литературной гостиной)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Белых Светлана Ивановна

Учитель

Дорогой ценой досталась нам Победа! Мирная тишина, возможность жить, работать, учиться… Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая. И наш человеческий долг всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне. Я уверена, что мы никогда не забудем то, что сотворили наши деды. И раз солдаты и офицеры той войны не боялись отдавать свои жизни за нас с вами, так разве в нашем сердце не найдется место для всех них? Ответ очень прост. Эти люди не умрут никогда, ведь человек живет, пока о нем помнят. А пока человечество существует, о той войне будут помнить, и никто, как бы он этого ни хотел, не сможет переписать историю. Историю Великой Победы.

Совсем скоро День Победы! С особым чувством будут отмечать её мои земляки-белгородцы. Будут вечера памяти и классные часы для школьников, пройдут по ТВ любимые кинофильмы, отчеканят строгий шаг участники непременного военного парада на Красной площади, отстучит метроном традиционной минуты молчания. Но нам хотелось бы сегодня в своей работе выстроить другой парад. Парад исторической памяти, выраженный поэтическими средствами.

Историческая память-- огромная нравственная сила. Великий её смысл заключен в обращении не только к прошлому, а к настоящему и будущему.

Целью нашей встречи в литературной гостиной является изучение отображения исторической памяти современного поколения о событиях Великой Отечественной войны средствами поэзии. Итак, слово нашим читателям.

Выступление читателя №1 .

Первый толчок к пробуждению моего интереса к поэзии на военную тему был, когда я взяла в руки книгу Валерия Черкесова «Камни заговорили». А прочтя её, я поняла, что есть в современной поэзии темы, которые могут объединить людей разных поколений, наций, взглядов и убеждений. Эта тема - война, человек на войне, человечество после войны.

Выступление читателя №2 .

А моей поэтической энциклопедией стали сборники стихов и прозы наших белгородских авторов. Для меня многие стихи стали настоящим откровением. Очень много произведений наших поэтов печатаются в Белгородском общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Звонница», в «Литературной странице» нашей областной и районной газетах. Именно в поэзии «о войне» белгородских авторов звучит гордость за силу и мужество советского солдата, солдата - освободителя, неутихающая боль о погибших, вера и надежда в мирное будущее нашей страны.

Чтец 1

Горькая правда первых лет войны - отступление. Отданные с тяжелейшими кровопролитными боями города и сёла. Горькая правда! Она в « Хлебе военных лет» Юрия Тимофеевича Грязнова:

Взгляну на хлеб- и в сердце наледь

Воспоминаний о войне.

Солдаты наши отступали,

Шли на восток.

А было мне

В то лето лет совсем немного,

И я мальчишеской душой

Не понимал ещё, что плохо

И что такое хорошо.

Вдоль сельских улиц, до окраин,

Где провожал на фронт отца,.

Шагал с мальчишками, играя

То в командира, то в бойца.

Шагал, весь радостью освечен

(Спешить не надо на урок!),

Пока не взял меня за плечи

Боец, уставший от дорог.

Чтец 2

Он попросил: « Нельзя ли хлебца?...

Из окруженья…Валит с ног!..»

И, помолчав: «Прогоним немца-

Все возверну тебе, сынок…»

В его глазах- ни капли шутки.

В его глазах была вина.

И я впервые понял жуткий

Смысл горьких слов: «Идёт война…»

Не знаю, как примчался в хату,

Слезами губы солоня,

Как нес последний хлеб солдату,

Что мать хранила для меня.

Учитель

Более 20 миллионов жизней советских граждан унесла Великая Отечественная война. Сколько судеб сломано, сколько слёз пролито! Горькой вдовьей доле сочувствует Юрий Васильевич Шумов:

Чтец 3

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Да сквозь холодный туман

Бродят вороны по полю.

Где ты, мой добрый Иван,

Встретил недобрую долю?

Все из-за дальних полян

Ветры холодные дуют,

Видно, правдивых, Иван,

Пули нигде не минуют.

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?...

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Чтец 4

Островский Геннадий Владимирович. Стихотворение « Тётя Фрося»- маленькая баллада о женщине, встречающей и провожающей поезда на далеком переезде. И поезда для этой несчастной матери- как вестники той, далёкой, трагической разлуки с сыновьями - кровинушками.

Глухая будка.

Стоны сосен.

Да эти струны-провода.

На переезде тётка Фрося

Флажком встречает поезда.

Смолёных шпал

Морозный запах,

Ветра сквозные холодны.

В сорок втором

На фронт- на запад-

Уехали её сыны.

И не вернулись больше… Оба…

И не прислали письмеца…

За будкой горбятся сугробы,

А тётка Фрося у крыльца.

Чтец 5

Бывая во многих домах, где ещё живут участники войны, их жёны- вдовы, обратите внимание: в таких домах на самом видном месте- фотографии в нехитрых деревянных рамочках. И на этих простых фото, иногда умело подретушированных рукой фотографа – ясные, светлые лица. Солдаты, офицеры. Они погибли, попросту пропали без вести. Это их светлой памяти посвящает короткие, но такие ёмкие строки Михаил Николаевич Дьяченко:

Знали праздники, делали будни,

Ни пред кем не таили вины, -

Жили в доме обычные люди,

И – один, не пришедший с войны

Чтец 6

Тысяча четыреста восемнадцать дней. Четыре года. Именно так и назвал свой взгляд на хронологию военного времени Игорь Чернухин. А ведь и правда, можно посмотреть на страшную дату и необычно, что и делает автор. Он пишет о… гусях, о том, что:

Четыре года гуси плакали,

Узрев однажды с вышины

Дома, пылавшие, как факелы,

Дымы багровые войны.

Четыре года гуси видели

Внизу на поле –

Не жнивьё,

А танки мертвые, как идолы,

Пришельцев трупы, воронье…

Четыре года скрежет стали,

До облаков пожар сплошной…

А гуси

Все же прилетали,

Как и положено, весной.

Чтец 7

Вот и смолкли орудий раскаты.

Не пылает Берлин от огня.

У рейхстага столпились солдаты,

И сержант подозвал меня.

- Ну – ка, братцы, - сказал он солдатам, -

Дайте сыну полка острый штык,

На стене, вот на этой, проклятой,

Ставь автограф победный и ты.

И меня подхватили солдаты,

Под ногами качнулась земля,

И «ура» кто-то выкрикнул рядом.

Выше всех расписался и я.

Чтец 8

Валерий Николаевич Черкесов напоминает всем нам, читателям его поэзии, о таком трудном периоде жизни нашей страны, как восстановление разрушенного войной хозяйства. Его повествование – о Великом танковом поле, поле Курской битвы, ставшем просто плодородной пашней:

Думали, земля не уродит:

Сколько смертоносного метала

За войну в себя она впитала.

Лемех в борозде гремит, звенит.

Думали, но делали своё:

На себе родимую вспахали,

Семена последние поклали,

Песней разогнали воронье.

Бабы, старики и ребятня –

Мужики на фронте воевали –

На поле порою ночевали, -

Не хватало для работы дня.

Политое потом и дождем,

Кровью окропленное в сраженье,

Поле ожило – на удивленье! –

Добрые хлеба взошли на нем.

И когда с Победою пришли

С запада солдаты, подавали

На столы большие караваи –

Дар спасенной матушки – земли.

Чтец 9

9 мая мы будем отмечать день Победы. «День Победы» - таким великим праздничным словосочетанием обозначил свой гимн победе Павел Антонович Лыков.

День Победы

Был день в конце Большой войны.

Гремел салют большим раскатом.

Тот День стал праздником весны

В цветущем мае, в сорок пятом.

Взошел тот день на пьедестал

Истории, как гордость века.

Он, этот День победным стал

Во имя счастья человека!

Учитель

Читаю и вновь возвращаюсь к «военной» поэзии. В них настолько все понятно, просто, они ложатся на сердце, читая их, не замечаешь времени. Ясные рифмы, ненадуманные сюжеты, простые человеческие чувства и эмоции – вот чем отличаются стихотворения белгородских поэтов о войне.

Мы никогда не сможем забыть войну, ведь это самый высокий подвиг нашего народа за всю его историю. А историю нельзя вычеркнуть из памяти или переписать. О ней можно только написать. Написать так проникновенно и обжигающе, чтобы прочитали и почувствовали «военную» поэзию все, даже совсем молодые люди, ведь это именно о них пишет Галина Ходырева:

Свет памяти, свет скорби и любви…

И через сорок лет, и сквозь столетья

Горячей каплей пролитой крови

Его в себе проносят наши дети. 9

Список использованной литературы

    Валерий Черкесов. Камни заговорили. Поэтический репортаж. Белгород, 2000 г.

    Звонница. Белгородский общественно – политический и литературно – художественный журнал. 2005 г. Том 6

    Антология современной литературы Белгородчины. Издательство В.М. Шаповалова, 1993 г.