Правила успешного публичного выступления. Виды публичных выступлений

Софиты зажжены и направлены на сцену. Камеры включены. Микрофон проверен. Публика медленно затихает и устремляет взгляд на трибуну. Выходит ключевая личность мероприятия — оратор. Он — причина, из-за и ради которой собрались присутствующие, зачинщик всего действия. Невыносимая обстановка для того, кто не подготовлен быть центральной фигурой такого события. Публичные выступления — это большая ответственность и давление. Как же подготовиться к ним, о чем говорить, каких правил придерживаться?

Что такое публичное выступление

Публичное выступление - это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то. Характерные особенности:

  • большое количество слушателей (как минимум группа);
  • явное преобладание монологических высказываний;
  • выстроенная структура речи;
  • наличие конкретной цели.

Многие убеждены: публичные выступления проводятся только политиками, культурными или общественными деятелями. Это мнение ошибочно, как и то, что подобные события обязательно сопровождаются видеосъемками или нашествием репортеров. В эту же категорию входят обычные родительские собрания, защита научных диссертаций, провозглашение тостов на свадьбах и подобные события.

Общение с публикой может быть спонтанным, но запланированные выступления практикуются чаще. В чем заключаются основные правила таких представлений?

Правила публичных выступлений

Взаимодействие с аудиторией

Несмотря на то, что в подобном мероприятии преобладают монологи, это общение нельзя назвать односторонним. Весь процесс организовывается ради аудитории, ведь именно она — инструмент для достижения ораторской цели. Поэтому обратная связь не менее важна.

Взаимодействие спикера со слушателями начинается уже с момента его выхода на сцену. Происходит оно сразу на нескольких уровнях:

  • визуальном — жесты, направленные в сторону зала, установка зрительного контакта;
  • вербальном — риторические или прямые вопросы, обращения к толпе;
  • эмоциональном — переживание ритором эмоций, которые ощущает публика, их зеркальное отражение;
  • смысловом — словесное вовлечение аудитории в тему, побуждение задуматься.

Установка контакта определяет дальнейший ход выступления. Поэтому, выйдя на сцену, лучше сначала поприветствовать зрителей, окинуть аудиторию взглядом, а затем уже приступать к речи. Это заставит слушателей почувствовать себя значимыми.

Раскрытие темы

Если спикер заранее огласил название или даже план предстоящей встречи, он полностью раскрывает тему выступления. В противном случае его ждут осуждение общества, испорченная репутация, а также разрушенная перспектива. Чтобы предмет обсуждения был рассмотрен всесторонне, а публика осталась довольной, к оратору и его речи выдвигаются требования:

  • убедительные аргументы (в идеале не только словесные, но также звуковые, визуальные и т. д.);
  • сохранение стилистики (например, научной — для защиты диплома);
  • доступная для аудитории лексика;
  • понятная дикция, правильное произношение;
  • рассмотр разных точек зрения, моделей, ситуаций;
  • структурированность текста — завязка, основная часть, кульминация, развязка (при необходимости — ретардации, авторские отступления, но в ограниченном количестве).

Оратор за счет общественного выступления хочет достичь конкретной цели. Однако и у собравшихся на мероприятии зрителей также есть ожидания. Они тратят на подобное собрание личное время, а порой и деньги. Поэтому затягивать речь, говорить общими фразами, избегать конкретики считается дурным тоном.

Динамика и статика

Это правило касается поз спикера, его интонации, мимики, тона, передвижений по сцене. Если выступающий будет все время стоять на одном месте и разговаривать монотонным голосом, зрители уснут. А если же он станет бегать по сцене и залу, активно размахивая руками, корча гримасы, то слушатели быстро устанут от его движений, потеряют интерес.

Чтобы удержать внимание публики, придется чередовать положение в пространстве, звучание голоса.

Делается это во время интригующих моментов, смысловых переходов, неожиданных поворотов в повествовании. Желательно изредка прохаживаться по сцене — так, чтобы зрители успевали следить за всеми движениями. Если аудитория при этом неотрывно следит за “путешествиями” ритора — значит, она увлечена им.

Реакция на непредвиденность

Оратор не застрахован от конфузов. Ситуации, когда во время выступления сильно скрипел микрофон или не включалась презентация, — многочисленны. Спикеры роняли листы с текстом речи, подскальзывались, смешно оговаривались. Даже неожиданные аплодисменты порой здорово сбивали с настроя. Рассказчики при этом начинали запинаться, глупо улыбаться или пытаться перекричать поднявшийся шум. И это был провал.

В любой ситуации важно сохранять спокойствие. Только с ним можно быстро придумать, как выкрутиться из неприятности. Если неловкость все же произошла, есть несколько способов достойно из нее выйти:

  • деликатно пошутить — только юмор, никаких насмешек или сарказма;
  • извиниться за происшествие, продолжить как ни в чем не бывало (если не зацикливаться на проблеме, зрители тоже забудут о ней);
  • перенаправить внимание публики на что-то другое;
  • попросить помочь людей из первых рядов;
  • преподнести произошедшее как запланированных ход (по возможности, иначе все будет выглядеть жалким оправданием).

Завершение речи

Речь закончена. Зрители аплодируют. Камеры выключены. Что дальше? Стоять? Спуститься в зал? Уйти? Сбежать?

Но и после этого нельзя спешить сразу же покидать сцену. У участников встречи могут остаться вопросы. Ответив на них, выступающий еще лучше зарекомендует себя.

Только после этого можно будет сойти со сцены. Когда же присутствующие полностью отвлекутся на свои дела, ритор получит право покинуть помещение.

Как подобрать для себя тему

Тема может стать основой успешной речи, только если она будет соответствовать пяти требованиям:

  1. актуальность. Никому не интересно слушать об устаревших вещах, которые никак не влияют на нынешнее (или хотя бы будущее) положение;
  2. перспектива. Если предложенные идеи не решают проблем, в них нет смысла;
  3. знания. Без должной осведомленности в теме нельзя построить логических суждений, тем более — объяснить их другим людям;
  4. заинтересованность спикера. Запал, воодушевление рассказчика передается слушателям. Чем сильнее автор увлечен тематикой — тем легче зрителям перенимать этот азарт;
  5. интерес публики. Важно заранее определять целевую аудиторию. Доклад “Особенности разборки и чистки автомата” вряд ли придется по душе гуманитариям.

Выполнение этих условий поможет подобрать хорошую тему и обеспечить успех речи.

Процесс подготовки к выступлению

Репетиции. Они помогут хорошо запомнить текст, исключить ошибки, отточить дикцию. Репетировать лучше перед зеркалом или знакомыми.

План . Само пребывание перед толпой — уже стресс. Поэтому лучше подстраховаться и написать (нарисовать) на одном листе подсказки, напоминания или план рассказа. Если же во время выступления допустимо использование полного текста (защита диссертации, неформальное выступление), желательно положить его в сумку еще накануне важного дня.

Внешность. Все детали внешнего вида продумываются за несколько дней до события. К ним относятся:

  • запись на стрижку, укладку, маникюр;
  • подбор, покупка наряда, обуви, аксессуаров;
  • тестирование всего нового — цвета волос, формы бороды, фасона одежды;
  • поход к стоматологу, косметологу или дерматологу;
  • примерка готового образа.

Если все это делать за один день до своего дебюта, можно наткнуться на кучу проблем. Парикмахер уйдет отпуск, лак не успеет высохнуть, а прошлогодний костюм вдруг не подойдет по размеру.

Канун и утро дня “икс”. Стоит ли говорить, как важно хорошо выспаться? Бодрость, здоровый цвет лица, уверенность станут дополнительными плюсами. Еще одна деталь — питание. Лучше не есть на ночь, но плотно позавтракать. Также желательно не переедать за час до выступления. Если проснулся аппетит, достаточно будет перекусить сладким батончиком с орехами.

Нервозность. Алкоголь или успокоительные препараты перед выступлением — это табу. Они тормозят мыслительные процессы, все реакции, заметно ухудшают речь. Вместо них, перед самым выходом на сцену можно провести несколько упражнений для релаксации:

  • глубоко и ровно дышать, вдыхая воздух в течение как минимум 3-х секунд, а выдыхая — 5-и;
  • представить, что все присутствующие в зале — давние знакомые;
  • сделать короткую легкую разминку;
  • медленно жевать жвачку (процесс жевания ассоциируется со спокойной обстановкой);
  • подуть на подушечку большого пальца (замедляет пульс).

Публичные выступления не относятся к категории событий, которые легко проводить без подготовки. Это мероприятия, требующие силы воли, уверенности, настойчивости. Только следуя описанным правилам, грамотно подбирая темы, усердно готовясь к представлению, можно рассчитывать на достоверный успех.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер - время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость - сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2. Место выступления.

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

3. Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки - высокими, туфли - быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три - только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки - средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

4. Успешное публичное выступление - несколько секретов.

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью - попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе - не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите - включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы - ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше - спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости - поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Публичные выступления - 10 ошибок начинающего оратора

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» - радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно - люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова - это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», - бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех - это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять - это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления - тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное - это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло - держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать - лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами , во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами , когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

Особенности публичного выступления

Общественная деятельность подразумевает периодическое общение с группами людей – на встречах, митингах, «круглых столах»… Публичное выступление имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать, если вы хотите быть услышанными.

  • зрители – играют пассивную роль, слушают, но практически не вмешиваются;
  • болельщики – активно выражают свое отношение к вашим словам (поддержка или неприятие), вмешиваются в полемику;
  • арбитры – они могут вести себя пассивно, но от их решения зависит окончательный итог полемики.

Такое деление не является жестким, слушатели по ходу выступления могут менять свою позицию и ваша задача превратить их в своих болельщиков. Это - главная задача выступления.

В отличие от диалога, публичное выступление – это всегда немного спектакль , для его успеха надо захватить внимание аудитории. Этого не добьешься монотонным зачитыванием текста «по бумажке», поэтому придется заранее и подучить свое выступление и поработать над его содержанием.

Доказательность и убедительность

Во время публичного выступления надо убедить слушателей в своей правоте, а вовсе не доказать им нечто. Для этого надо использовать законы риторической убедительности .

1. Ясность речи – необходимо использовать терминологию понятную слушателям, либо кратко и доступно объяснить, что вы подразумеваете под теми или иными понятиями (поверьте, далеко не все знают, что такое «демографические ножницы», «доктрина Даллеса» или «этнократия»).

Специалисты выделяют два направления развития ораторского искусства:

  • азиатическая риторика – замысловатая речь, переполненная образами, метафорами, отступлениями, где форма важнее содержания;
  • аттическая риторика – более строгая по форме, четко прослеживается цепочка доказательств.

Естественно, для наших целей лучше подходит второй тип, так как он является более доходчивым, а значит убедительным.

2. Правильность расположения основных аргументов . Начинать и заканчивать надо самыми сильными аргументами, более слабые – помещайте в середине выступления (помните, «Штирлиц знал, что собеседник запоминает первую и последнюю фразы…»). Если вы оспариваете чьи-то слова, порядок строится несколько иначе – начинайте с критики важнейших положений, чтобы сразу привлечь аудиторию на свою сторону, иначе она быстро потеряет интерес и ваши контраргументы просто не будут услышаны. Не стоит полагаться на импровизацию – лучше предварительно дома расписать структуру своего выступления – с чего начать, чем продолжить, как закончить.

3. Прозрачность хода рассуждений . Каждый ваш довод в отдельности может быть прост и понятен, но не менее важно, чтобы понятной и убедительной была их связь между собой. Для этого надо использовать:

  • разбивку – делите выступление на несколько кратких частей, каждая из которых имеет свой вывод;
  • повтор – вывод одной части становится исходной позицией для второй («Тому, что три раза сказали народу, народ верит», Аристотель);
  • усиление – анализируемое явление наделяется экстремальными чертами, крайними оценками (не «сокращение населения», а «вымирание», не «геополитические противники», а «враги» - суть сохраняется, но усиливается убедительность).

Привлечение на свою сторону

Только из убедительности речи вовсе не следует, что вам удалось привлечь слушателей на свою сторону. Эффект может оказаться и обратным - загнав аудиторию в угол своей логикой, вы можете настроить слушателей против себя (закон обратного действия ). Стало быть, надо превратить их из «зрителей» в «своих болельщиков». Сделать это помогают следующие приемы.

1. Инициатива. С первых же слов вам надо занять позицию «атакующего». Один из самых простых способов начинать речь с вопроса («Друзья! Почему мы, жители Таллина не имеем права возложить цветы к памятнику нашим отцам и дедам, освободившим город от фашистов!?») – тем самым вы ставите ваших потенциальных оппонентов в положение «оправдывающихся». Еще один способ – резкая смена аргументации , что сбивает с толку ваших противников. Хорошим подспорьем становится тембр голоса, вовремя повышая или понижая голос, вы акцентируете внимание на главном и «проскакиваете» слабые места.

2. Эпатаж. Вызвав у слушателей эмоции, удивив их вы можете привлечь их на свою сторону. Этим с неизменным успехом пользуется Жириновский. Но использовать этот прием надо очень осторожно, иначе эффект будет обратный. Поэтому лучше избегать импровизаций.

3. Контакт с аудиторией . Для этого подходит все – и риторические (не требующие ответа) вопросы к слушателям, и многозначительные паузы (молчание присутствующих постепенно превращается в знак согласия), и прямая ссылка на кого-то из них как на свидетелей, а то и сторонников («вот Иван Иваныч, сам это видел, не даст соврать»).

Уловки выступающего

Есть ряд приемов, которые могут заметно усилить эффект ваших слов – специалисты называют их уловками:

· жесты – многозначительные покачивания головой, шутливый призыв к вниманию при помощи поднятого пальца, пожимание плечами во время выступления оппонента и т.п.;

· обращение «к карману» - заостряйте внимание на соответствие ваших предложений интересам присутствующих, их прямую заинтересованность в разрешении вопроса;

· «сам съешь» - обращайте колкости и возражения оппонентов против них самих («- Вы экстремист! - Экстремисты – чиновники, которые творят это безобразие…»)

И в заключение, не бойтесь, если ваше выступление выльется в спор, полемику. При грамотной тактике, вы сможете одержать победу, что еще больше усилит эффект ваших слов – «раз ваш противник оказался неправ, значит правы вы».

Еще несколько советов:

Перефразируйте задаваемые вопросы

Когда кто-либо задаст вам вопрос, потратьте пару секунд на то, чтобы его перефразировать. Во время выступления перед аудиторией это позволит вам быть уверенным, что суть вопроса понятна каждому присутствующему. Но более важным преимуществом такого метода является возможность выкроить несколько дополнительного времени для подготовки к ответу.

Опытные ораторы и мастера публичных выступлений чаще всего заранее подготавливают качественные ответы на возможные общие вопросы. Но, если у вас нет достаточного опыта или поставленный вопрос слишком неожиданный, перефразировка вопроса позволит помочь сохранить самообладание. При этом со стороны для всех это выглядит, как будто вы незамедлительно смогли дать убедительный ответ.

Не спешите

Во время презентаций, выступлений или переговоров проявление вашей нервозности может привести к неприятным последствиям. Когда вы чувствуете, что начали запинаться, терять нить разговора или забывать то, что хотели сказать, просто прервитесь и сделайте глубокий вдох. Такая пауза будет едва заметна для окружающих.

Большинство людей спешат и делают ошибки во время своей речи, чувствуя нервозность. Поэтому умышленное замедление речи и небольшая пауза поможет предотвратить возможные проблемы, которые могли бы быть гораздо заметнее.

Выпишете наиболее сложные части речи

Если вам необходимо говорить более 5-10 минут, может быть нелегко тщательно подготовиться к презентации и запомнить весь текст. В этих случаях профессиональные ораторы делают записи с наиболее важными тезисами излагаемой темы - это помогает им точно помнить структуру речи.

Во время подготовки выступления, выделите для себя наиболее сложные ее части. Затем выпишите их слово в слово. Таким образом, у вас не будет возможных пауз и заминок при переходе от легких частей презентации к сложным.

Следите, за что просите прощения у аудитории

Никогда не извиняйтесь перед аудиторией, если целью извинения является просьба о снисхождении. Некоторые выступающие часто извиняются за свою нервозность. Но на самом деле основная нервозность возникает как раз после прошения за неё прощения.

Таким образом, извиняясь перед аудиторией за то, что у вас не хватает уверенности, только больше привлекает внимания к недостаткам вашей и речи и отвлекает от преимуществ.

Тем не менее, извинения за логичные ошибки вполне приемлемы, если они не сделаны с целью привлечения симпатии.

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления, которое складывается из умения подготовить речь и умения свободно держаться перед публикой, владеть голосом и мимикой.

Подготовка выступления

Тему выступления надо выбирать тщательно, лучше остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично. Сформулируйте основной тезис выступления, т.е. ответьте на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Определите тональность выступления: мажорная; шутливая; упрекающая; просительная; торжественная; предостерегающая.

Этапы работы:

    подбор материалов, включающий яркие примеры «из жизни», из истории и литературы, которые будете использовать в выступлении;

    анализ проблемы, ситуации;

    формирование собственной позиции к проблеме;

    композиционно-логическое оформление речи;

    аргументация выводов;

    работа над языком и стилем выступления;

    репетиция выступления.

Структура выступления:

1. Вступление - 10-15% от общего времени доклада;

2. Основная часть - 60-65%;

3. Заключение - 20-30%.

Вступление - важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.

Основная часть - всестороннее обоснование главной идеи.

Некоторые варианты системного построения аргументации:

    проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

    хронологическое изложение;

    изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

    индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи.

Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

Цифровые данные лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.

Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.

Важные мелочи, или Уловки оратора

Фразы. Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Паузы - очень важный элемент выступления.

Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Не следует говорить без паузы дольше, чем 5,5 сек.

Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.

Темпоритм. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов в минуту.

Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.

Конспект. Основные тезисы речи лучше записать на небольшие карточки. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

Место выступления. Если предусмотрена трибуна - докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.

Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления - не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.

Психологический настрой . При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений.

Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.

Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.

Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника.

Позвольте представиться!

Общение с аудиторией . Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.

Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.

Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

Эмоциональность . Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.

Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости - поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.

Последний акцент - прощание . Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией.

Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Ключевые вопросы:

Какова структура публичного выступления?

Каковы основные условия успешного выступления? Поясните.

Автор: Медведкова Людмила Николаевна, учитель начальных классов Макеевской общеобразовательной школы № 102
Описание материала : Предлагаю вам статью "Секреты успешного публичного выступления". Данный материал будет полезен тем, кто сталкивается с публичными выступлениями. Эта статья поможет вам познакомиться с психологическими приёмами воздействия на аудиторию во время публичного выступления и правилами их применения.

Секреты успешного публичного выступления


Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с публичным выступлением. По мере того как мы развиваемся в этом направлении, начинаем задумываться об успешности публичных выступлений. Мы стремимся к тому, чтобы наше публичное выступление произвело впечатление на аудиторию, цель была достигнута и главная мысль была донесена до каждого слушателя. Именно такие критерии мы выдвигаем успешному выступлению.
В чем же заключается успешность публичного выступления? Может быть, в яркой презентации с невероятно профессиональными анимациями, графиками, диаграммами, клипартами? Или может в образе элегантно - модно одетого выступающего, что, конечно, не может не произвести впечатления на аудиторию. Что же движет успехом выступлений?
Попробуем с этим разобраться. Для начала сформулируем определение. Успешное выступление – симбиоз риторики, техник актёрского мастерства (подача) и психологических приёмов.
В этой статье мы познакомимся с психологическими приёмами воздействия на аудиторию. Другими слова с тем, что влияет на людей, на не подсознательном уровне, но зачастую производит неизгладимое впечатление на аудиторию. Оттого насколько мы осведомлены психологическими приёмами будет напрямую зависеть, какое мы произведём впечатление: хорошее или плохое?

Рассмотрим такие вопросы:
Как правильно двигаться во время публичных выступлений
Как правильно стоять. Понятие «основная стойка» оратора
Куда деть руки во время выступления
Как правильно жестикулировать.

Казалось бы, что в этом сложного, стой как обычно, жестикулируй как можешь. Ничего «секретного» в этом не может быть. Однако, специалисты по ораторскому искусству, риторики определили то, что поза и жесты выступающего могут рассказать гораздо больше, чем сам выступающий со своей презентацией. Поза и жесты расскажут аудитории, какой оратор перед ними: уверенный в себе человек, открытый, харизматичный или наоборот – замкнутая личность, которая сама не верит в то, что говорит.
Залог успешного выступления – доверие аудитории к выступающему. Если аудитория доверяет оратору, то воспринимает его слова не поверхностно, а пропуская через себя; она открыта и готова к изменениям, которых добивается оратор, благосклонна к нему и щедра на аплодисменты и позитивные эмоции.

Успешное публичное выступление - несколько секретов
Прежде чем выйти на сцену, следует обратить внимание на осанку: спина должна быть прямая, подбородок смотрит вверх, плечи расправлены. Заметьте, что уверенные в себе люди всегда имеют правильную осанку, а сутулость, опущение плеч говорит о слабом волевом характере, неуверенности и склонности к депрессии, такой тип оратора не вызовет доверия аудитории и все заготовленные речи сведутся на ноль, не произведут должного эффекта.


Двигайтесь уверенно, не семените, в ваших движениях не должно быть ничего суетливого. Повернитесь к аудитории, окиньте скользящим взглядом весь зал от первого ряда до последнего, слева направо. Подарите своё персональное внимание как можно большему количеству людей. Так вы наладите зрительный контакт. Обязательно улыбнитесь, сделайте это максимально искренно, чтобы установить позитивный настрой и завоевать симпатию слушателей.
Для ораторов существует понятие «основная стойка», то есть то положение, в котором вы будете пребывать во время выступления, и если будете двигаться во время выступления, то не забывайте возвращаться в это положение.
Основная стойка оратора - это главная стойка оратора, с которой надо начинать речь и проводить большую часть времени на сцене.

Разберем основную стойку:
1. Ноги должны быть на ширине плеч, ни шире, ни уже. Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая.
2. Вес тела переносим на 60 % на переднюю ногу. Появляется легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям.
3. Руки вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Учтите, что руки вдоль корпуса только вначале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.
4. Подбородок чуть выше линии горизонта.
5. Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» - готовность к улыбке, полуулыбка.

Для того чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре.
Не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Пауза также вам поможет за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, определить, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.
Во время выступление необходимо двигаться по сцене, залу. Не стойте памятником перед аудиторией, старайтесь перемещаться небольшими шагами по сцене. Когда озвучите главную мысль своего выступления - можно приблизиться к слушателям, дабы подчеркнуть важность информации; задавая вопрос аудитории, отойдите немного назад, так вы снизите психологическое давление в этот момент. Все это поможет вам «оживить» своё выступление, сделает его более динамичным.
Выступающие чаще всего задают такие вопросы: « Что делать с руками?», «Как их правильно держать?»

Определим базовые положения рук выступающего:
1. Руки спокойно висят вдоль тела.
2. Руки домиком на уровне живота.
3. Руки с переплетенными пальцами (на уровне живота).
4. Одна ладонь лежит на другой (тоже на уровне живота).

Одним из важных структурных элементов выступающего является мимика и жесты. Мимика и жесты сопровождают мысль оратора, наглядно её демонстрируют, проясняют подтекст сказанного.


Мимика отображает настроение того, кто говорит, его отношение к предмету обсуждения.
Сопровождение речи соответствующими движениями мышц лица определяет искренность того, кто говорит, уровень заинтересованности смыслом сказанного. Мимика сопровождает и дополняет вербальную речь.
Получить наиболее целостное представление об ораторе и в немалой степени определяют успех его выступления - жесты. Жесты могут быть отрытыми и закрытыми.
Открытые жесты – это раскрытие рук ладонями вверх, это жест искренности и открытости.
Использование открытой жестикуляции способствует налаживанию контакта с аудиторией, создание доверительных отношений и формирование предпосылок для дальнейшего общения. А если мысленно обнять зал, к которому вы обращаетесь с речью, то эффект от выступления будет более выражен: найти общий язык и выстроить отношения с залом, побывавшим в ваших воображаемых объятиях будет гораздо легче.
Конечно, не стоит в течение всей речи протягивать к слушателям руки ладонями вперед – это уже будет выглядеть наигранно. Учитесь импровизировать. Не забывайте, что главное, это гармония ваших жестов, тона и речи, так вы будете выглядеть естественно и органично.


Самые лучшие жесты - на уровне груди. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности в себе. А прикосновения к телу, волосам и лицу создают впечатление неуверенности и озабоченности.
Тренируйтесь перед зеркалом. Можете записывать свои выступления на камеру, это поможет оценить себя со стороны, проанализировать использованные жесты, предопределить жесты для систематической отработки.
Что же такое закрытые жесты? Закрытые жесты - это все движения кулаков, манипуляции руками по направлению к себе и ладонями, «спрятанными» от зрителей.
Индира Ганди верно заметила, что рукопожатие невозможно, если руки сжаты в кулак.
Итак, для использования правильной жестикуляции во время публичных выступлений определим правила:
Симметрия
Жестикулировать следует двумя руками, так как если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно.
Широта
Не бойтесь использовать широкие жесты во время выступления. Это поможет вам подчеркнуть весомость информации, предстать перед аудиторией открытым человеком, уверенным в себе. Не забывайте отрывать локти от боков, чтобы не было никакой скованности и зажатости в ваших жестах.
Законченность
Свободно жестикулируйте во время выступления и, если рождается новый жест, предоставьте ему шанс на существование, не прерывайте этот процесс.

Таким образом, осмысленное применение психологических приёмов поможет выступающему добиться успеха в публичных выступлениях, и стать не просто докладчиком, комментатором презентаций, а блестящим оратором.