Признаки, симптомы и лечение аутизма у детей. Кто такой аутист - самые известные личности-аутисты

Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

Аутизм — что это такое?

Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл.

В каком возрасте проявляется это заболевание? Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет и называют его РДА , синдром Каннера . В подростковом возрасте и во взрослых болезнь проявляется и, соответственно, обнаруживается редко.

По-разному выражается аутизм у взрослых. Симптомы и лечение этого заболевания во взрослом возрасте зависят от формы болезни. Отмечаются внешние и внутренние признаки аутизма у взрослых. Характерные симптомы выражаются в мимике, жестах, эмоциях, громкости речи и др. Есть мнение, что разновидности аутизма имеют как генетический, так и приобретенный характер.

Причины аутизма

Причины этой болезни связаны с другими заболеваниями, утверждают психиатры.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

У матерей таких детей протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП ;
  • заражение матери в период беременности;
  • туберозный склероз ;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Восприятие мира аутичным ребенком

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали.

Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Симптомы аутизма

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Нарушенное социальное взаимодействие

Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

Нарушенная коммуникация

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм ). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.

Аномальная речь . Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.

Отсутствие «возраста вопросов» . Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

Стереотипное поведение

Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.

Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.

Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии) . Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

Развитие страхов и навязчивых идей. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии , а также самоагрессии .

Раннее проявление аутизма

Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Почему рождаются дети с аутизмом, до сих пор четко не известно. Несмотря на то, что четко причины аутизма у детей до сих пор не определены, и в каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными, о своих подозрениях важно сразу сообщить специалисту. Можно ли вылечить аутизм, и лечится ли он вообще? На эти вопросы отвечают только индивидуально, проведя соответствующий тест и назначив лечение.

Что нужно помнить родителям здоровых детей?

Тем, кто не знает, что такое аутизм и как он проявляется, все же следует помнить, что такие дети встречаются среди сверстников ваших детей. Итак, если чей-то малыш впадает в истерику, это может быть аутичный ребенок или малыш, страдающий другими психическими расстройствами. Нужно вести себя тактично и не порицать такое поведение.

  • подбодрите родителей и предложите свою помощь;
  • не критикуйте малыша или его родителей, думая, что он просто избалован;
  • постарайтесь убрать все опасные предметы находящиеся рядом с малышом;
  • не присматривайтесь к нему слишком пристально;
  • будьте максимально спокойны и дайте понять родителям, что вы правильно все воспринимаете;
  • не привлекайте внимания к этой сцене и не шумите.

Интеллект при аутизме

В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости . Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга .

Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом , микроцефалией , то может развиться глубокая умственная отсталость . Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект . Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн , Энди Кауфман , Вуди Аллен , Энди Уорхол и многие другие.

Существуют определенные виды аутических расстройств, среди них синдром Аспергера . Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет. Такой диагноз предполагает следующие особенности:

  • нормальный или высокий уровень интеллекта;
  • нормальные речевые навыки;
  • отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
  • зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
  • нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
  • эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.

Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.

Синдром Ретта

Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

  • глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
  • нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
  • медленный рост головы после этого возраста;
  • утрата целенаправленных движений рук и навыков;
  • движения руками – типа рукопожатия или умывания;
  • исчезновение навыков речи;
  • ухудшенная координация и плохая двигательная активность.

Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.

Как диагностируют аутизм?

Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.

Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

Тест со специальными опросниками

При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальное исследование

Применяются такие методы:

  • проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга , провоцирующих симптомы;
  • ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии (иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
  • проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости .

Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.

Взрослые видят Это НЕ Возможно, это
Проявляет забывчивость, неорганизованность Манипуляции, лень, отсутствие желания делать что-либо Непонимание ожиданий родителей или других людей, высокая тревожность, реакция на стресс и перемены, попытка регуляции сенсорных систем
Предпочитает однообразие, сопротивляется переменам, расстраивается из-за перемен, предпочитает повторять действия Упрямство, отказ сотрудничать, ригидность Неуверенность, как выполнить указания, стремление сохранить обычный порядок, невозможность оценить ситуацию со стороны
Не выполняет инструкции, импульсивен, делает провокации Эгоизм, непослушание, желание всегда оказываться в центре внимания Ему трудно понимать общие и абстрактные понятия, сложно обрабатывать информацию
Избегает освещения и некоторых звуков, не смотрит никому в глаза, вращает, трогает, нюхает посторонние предметы Непослушание, плохое поведение У него плохо обрабатываются телесные и сенсорные сигналы, высокая зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность

Лечение аутизма

Лечится или нет это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм? » однозначен: «Нет, не лечится ».

Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста .

Такие действия на самом деле являются очень большим трудом, как родителей, так и педагогов. Но такими средствами можно достичь больших успехов.

Как воспитывать малыша-аутиста

  • Осознать, кто такой аутист, и то, что аутизм является способом существования. То есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей.
  • Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже.
  • Консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими.

Как лечить аутизм, этапы

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология).

Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия . Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Для одних детей таковым является любимое блюдо, для других – музыкальные мотивы. Далее таким поощрением подкрепляют все желаемые реакции. То есть, если малыш сделал все, как нужно, тогда он получит поощрение. Так развивается контакт, происходит закрепление умений и исчезают признаки деструктивного поведения.

Логопедическая практика

Несмотря на степень аутизма, у таких детей отмечаются те или иные трудности с речевым развитием, что мешает нормальному общению с людьми. Если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение.

Выработка навыков самостоятельного обслуживания и социализации

У аутистов отсутствует мотивация играть, делать повседневные дела. Они сложно приспосабливаются к поддержанию личной гигиены, распорядку дня. Чтобы закрепить нужный навык, используют карточки, на которых прорисован или написан порядок выполнения таких действий.

Терапия медикаментами

Лечить аутизм медикаментозными средствами допустимо только в том случае, если деструктивное поведение маленького пациента мешает его развитию. Однако родителям нудно помнить, что любая реакция аутиста – плач, крик, стереотипия – это своеобразный контакт с внешним миром. Хуже, если ребенок уходит в себя на целые дни.

Поэтому любые успокоительные и психотропные лекарства допустимо применять только по строгим показаниям.

Существуют некоторые мнения, которые являются скорее народными, чем научными. Например, данные о том, что помогает вылечить аутиста, научно не подтверждены.

Некоторые методы не только не приносят пользы, но и могут быть опасными для пациента. Речь идет о применении глицина , стволовых клеток , микрополяризации и др. Такие методы могут быть очень вредными для аутистов.

Состояния, которые имитируют аутизм

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и . Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».

Дети, страдающие аутизмом, не желают заводить друзей. Предпочтение такие дети отдают одиночеству, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается речь, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки. Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Симптомы и признаки аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

  1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:
  • Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
  • Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
  • Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
  • Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
  • Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
  1. Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:
  • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
  • Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
  • Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
  • Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
  1. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:
  • Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  • Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
  • Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
  • Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
  • Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
  • Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
  • Концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Причины аутизма

Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.

Вполне вероятно, что важную роль в развитие аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

Диагностика аутизма

Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма - нарушение восприятия реальности.

Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.

Кто такой аутист? Autos — греческое слово, означающее «сам». Аутистами называют на себе. На самом деле они абсолютно разные. Дети с синдромом Каннера настолько безразличны ко всем окружающим, что даже не испытывают потребности научиться воспринимать речь и разговаривать, хотя и голосовой аппарат, и слух у них в порядке. Мозг без знания языка перестает развиваться, что и ведет к умственной отсталости. Люди с отличаются хорошим интеллектом, зачастую бывают незаурядными личностями, разбирающимися в математике, музыке, программировании, лингвистике, шахматах.… Однако общение с другими людьми — не их конек.

Кто такой человек, не имеющий сил на окружающих людей. Аутистом может быть ребенок двух лет, отлично разбирающийся в айпадах, но не узнающий себя в зеркальном отражении или собственную мать. Это может быть взрослый, проводящий все свое время за компьютером и абсолютно не замечающий вокруг себя никого, даже самых близких.

Причины аутизма

Ученые предполагают множество причин появления данной болезни. От негативной реакции организма на прививку до возраста родителей. Играют свою роль и экология, и окружающая среда, и генетические факторы.

С каждым годом число таких людей возрастает. Сейчас можно говорить, что аутизм — это одно из самых распространенных заболеваний. В России каждый 1000-й ребенок — аутист. В Америке на 88 детей приходится один, страдающий подобным заболеванием, в Израиле - каждый 200-й. Польша каждого тысячного ребенка причисляет к аутистам, Швеция — каждого 500-го. Однако эти цифры нельзя считать точными. Качество диагностики заболевания оставляет желать лучшего. Кто такой аутист? Современная медицина нередко аутисту ставит диагноз «шизофрения», ему приписывают и другие заболевания. Довольно часто таких детей определяют в статус необучаемых, закрывают любые двери в будущее. Нередко диагностируют аутизм у психически здоровых детей, но имеющих дефекты слуха.

Посторонним нельзя!

В таких детей-аутистов принимают, однако довольно быстро выгоняют из-за сложностей в воспитательном процессе. Специальная школа для аутистов — выход, при котором ребенок сможет не остановиться в развитии, а по мере возможностей развиваться далее. В нашей стране имеются школы для таких детей восьми видов. Например, для ребят с нарушениями зрения, слуха, с умственной отсталостью. Но их очень мало, а заболеваемость возрастает из года в год. В Москве такая школа лишь одна, и в ней имеются только начальные классы. Входит учреждение в Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, страдающих аутизмом. Большая часть занятий в школе призвана обучить ребенка смотреть в глаза собеседнику, поддерживать разговор и отвечать на вопросы.

Они могут работать

Кто такой аутист? С одной стороны, это человек, способный хорошо видеть и слышать, но, с другой стороны, — он не хочет ничего замечать вокруг себя. Однако более четверти детей-аутистов, которым оказывается качественная помощь, способны получить образование, нормально жить и ничем не отличаться от остальных людей. Такие люди способны поступить в ВУЗ, получить профессию, жениться или выйти замуж и родить своих детей. Конечно, тепло и ласку, необходимые малышу, родители-аутисты дать просто неспособны. Крик младенца, они будут воспринимать как угрозу или агрессию, поэтому постараются избегать малыша или дадут ответную реакцию, но не заботу. В каждом последующем поколении черты аутизма и искажения психики будут выражены сильнее.

Если такой ребенок родился в каком-то маленьком городке, где невозможна своевременная диагностика, и тем более правильная работа с аутистами, чаще всего все складывается очень печально. Пациент получает диагноз «ранняя шизофрения» и помещается в специализированное учреждение.

О том, кто такие «дети солнца» - люди с синдромом Дауна - знают многие. Но есть и такие, которых называют «дети дождя». Аутист - кто это такой, и какие характерные особенности имеют люди с данным отклонением - об этом и хочется сейчас рассказать.

Что такое аутизм

В самом начале нужно понять, что же собой представляет такое заболевание, как аутизм. Так, это некий вид психического отклонения, при котором происходит нарушение речи и моторики человека. Нужно сказать о том, что данное состояние влияет на социальное взаимодействие таких людей. Опасность заболевания в том, что его нельзя диагностировать благодаря каким-либо исследованиям. Диагноз «аутизм» пациенту могут поставить на основании наблюдения за ним во время общения с окружающими.

Симптоматика: показатели общения

Итак, аутист - кто это такой? Можно сделать простой вывод о том, что это человек, который болен аутизмом. Признаки данного заболевания можно рассмотреть еще в раннем младенчестве крохи. Особое внимание нужно уделить речевому и неречевому общению младенца. Характерные признаки аутизма :

  1. У таких пациентов практически полностью отсутствуют жесты и мимика. Иногда может отсутствовать даже речь.
  2. Малыш не смотрит в глаза, совершенно не улыбается собеседнику.
  3. Если у такого пациента речь нормальная, он все же не может нормально общаться с другими собеседниками.
  4. Речь нередко бывает фонетически ненормальной. Есть проблемы с ритмом, интонацией.

Симптоматика: социальные навыки

Аутист - кто это такой, и какие еще при данной болезни могут возникать симптомы? Так, они могут касаться социализации пациентов с данным диагнозом:

  1. Дети-аутисты не желают общаться со сверстниками и иными людьми. Также не всегда хотят контактировать с собственными родителями или иными близкими.
  2. Такие дети игнорируют присутствие, а также чувства иных людей.
  3. Дети с данным диагнозом не делятся своими проблемами с родителями.
  4. Такие малыши не повторяют мимику или же жесты людей. Если же это и делают, то неосознанно и чаще всего не к месту.

Симптоматика: нарушение воображения

Итак, аутист. Кто это такой, мы разобрались, а также рассмотрели некоторые признаки, характерные для человека с данным заболеванием. Обязательно хочется рассказать еще об одном блоке показателей, которыми можно охарактеризовать людей с этим диагнозом. У таких пациентов практически не развито воображение, что приводит к ограниченности круга интересов:

  1. Поведение таких детей отчужденное, неестественное.
  2. Ребенок негативно реагирует на смену обстановки. Чаще всего это истерики.
  3. Такие дети играют сами с собой, полностью уединяясь.
  4. У таких малышей отсутствует воображение.
  5. Дети с данным диагнозом часто тяготеют к одному единственному предмету. Они стараются его всегда держать в руках.
  6. Дети-аутисты много раз повторяют одно и то же действие.
  7. Такие люди концентрируются преимущественно на чем-то одном.

Рассмотрев все вышеописанные симптомы, нужно сказать о том, что такие дети развиваются неравномерно. Они могут быть талантливы в одной области знаний или творчества, совершенно не интересуясь чем-то другим.

Обучение

Стоит сказать о том, что нужно как можно раньше постараться диагностировать данное заболевание. Ведь в таком случае, работая с малышом, можно постараться его по максимуму социализировать. Так, существуют разные степени аутизма. На начальных этапах болезни ребенок может посещать детский садик или школу. Однако при этом с ним должны работать и иные специалисты. К примеру, детский психолог. Если же ребенок совершенно не желает общаться с иными людьми, его можно определить в специальную школу. Там по особым программам проводится обучение аутистов. К тому же, в таких заведениях работают высококвалифицированные специалисты (в том числе и медики), которые достигают порой невиданных успехов. Но тут есть одно «но». В основном такие школы создаются на платной основе, родителям приходится оплачивать образование таких деток с самого раннего возраста.

Медикаментозное лечение

Обязательно нужно сказать и о том, что помимо работы психологов, возможно также медикаментозное лечение проблемы. При этом могут быть использованы следующие препараты:

  1. Нейролептики. Не рекомендуются маленьким детям, так как оказывают негативное влияние на нервную систему. Однако могут приписываться ребятам с гиперактивностью. Данные препараты хорошо влияют на поведение ребенка и его социализацию. В данном случае речь идет о таких медикаментозных препаратах, как «Галоперидол» или «Пимозид».
  2. Антидепрессанты. Применяются очень редко. Только у пациентов с нормальным умственным развитием, чтобы бороться с навязчивостью и гипоактивностью.
  3. Литий. Препараты на такой основе нужны детям, чтобы бороться с колебаниями настроения, а также при его тяжелых нарушениях. А чтобы предупредить токсикоз, такой препарат должен использоваться крайне редко и в самых крайних случаях.
  4. Фенфлюрамин. Препараты на данной основе способны бороться с гиперактивностью. Кроме того, они повышают усвоение школьных навыков.

Также могут применяться и иные лекарства. В этом случае речь будет идти о борьбе с иными заболеваниями, которые могут проявляться на фоне аутизма.

Прогноз на жизнь

Нужно сказать о том, что излечиться от данной болезни полностью нельзя. Однако в детском возрасте может наступить ремиссия, когда диагноз пациенту снимают. Но при этом ребенок длительно время находится под присмотром специалистов. В противном случае люди проходят лечение на протяжении всей жизни. Обязательно надо сказать и о том, что аутисты-взрослые проживают по длительности такую же жизнь, как и остальные люди.

– нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

    Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

    В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм , классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра , включая синдром Аспергера , атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии , психологов , психотерапевтов , неврологов , дефектологов и логопедов.

    Причины развития аутизма

    В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции , токсемия, маточные кровотечения , преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

    Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

    В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

    Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

    Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

    Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти , избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

    Симптомы аутизма

    Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

    Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

    Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

    Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

    Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

    Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

    Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

    Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

    Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

    Классификация аутизма

    Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

    Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

    Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

    Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

    Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

    Диагностика аутизма

    Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

    Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда , для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога . Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

    Лечение и прогноз при аутизме

    Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия . Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

    В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.