Психология как наука понятие о психике. Предмет психологии как науки

Контрольная работа
По дисциплине: «Психология»

«Психология как наука»

Выполнил:

студент 3 курса СЗТУ

Павлов А.А.

Введение 3

1. Психология как наука 4

1.1. Возникновение и развитие психологии 4

1.2. Отрасли психологии 5

1.3. Методы психологических исследований 6

2. Этапы развития психологии 12

2.1. Зарождение психологии как науки 12

2.2. Основные психологические школы 13

2.3. Эволюция школ и направлений 14

Список литературы 16

Введение

Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.

Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству.

Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном.

1. Психология как наука

1.1. Возникновение и развитие психологии

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась анималистически, т.е. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека. Но уже Аристотель предложил трактовку души как способа организации живого тела и его поведения, что послужило мощным стимулом развития научных взглядов в области психического на Западе.

Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

С этого времени развитие психологической науки пошло семимильными шагами. Уже в конце 19 века - начале 20 века появилось множество психологических школ, различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм, бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология. Наличие большого количества школ подчеркивает сложность задач, стоящих перед психологией и возможность истолкования психических явлений с различных теоретических позиций. Вместе с тем при исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ.

1.2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой разветвленную систему относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии. Появление множества отраслей связано с накоплением огромного количества научных фактов и необходимостью их более строгой систематизации, а также с особенностями функционирования психики при выполнении различных видов деятельности. Многие из отраслей в свою очередь подразделяются на ряд более специальных дисциплин с более узким предметом исследования.

Так, например, медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, подразделяется внутри себя на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологией мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия на больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему превентивных мер, препятствующих развитию психопаталогий.

Выделяют следующие отрасли психологии:

* общая психология - изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека;

* возрастная психология - исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах; в свою очередь, психические особенности детей и школьников различных возрастов изучает отрасль возрастной психологии, которую называют детской психологией;

* педагогическая психология - занимается психологическими особенностями обучения и воспитания;

социальная психология - изучает взаимоотношения людей в группах;

* психология труда - рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности и т.д.

Появление новых видов деятельности обусловливает возникновение соответствующей отрасли психологии. Так, например, в связи с необходимостью изучения психики людей в условиях космического полета, появилась такая отрасль как космическая психология.

1.3. Методы психологических исследований

Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования - психики человека - накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его результативность.

Рассмотрим достоинства и недостатки основных методов психологического исследования.

Наблюдение

Наблюдение - исторически наиболее древний метод, использующийся практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.

Самонаблюдение или "интроспекция" представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций.

Долгое время в среде мыслителей, занимающихся исследованием психических явлений, было распространено мнение, что изучить психику извне невозможно, т.к. это замкнутый в себе мир, доступный только себе самому.

Достоинством этого метода является его высокая информативность, простота использования. Но по мере развития научной психологии выявились многочисленные отрицательные стороны самонаблюдения, из которых основными являются невозможность проверки результатов, крайний субъективизм в истолковании психических фактов. С появлением первых представлений о бессознательном и его влиянии на поведение и вообще на всю психическую жизнь индивида стало очевидным, что надежность этого метода очень ограничена. Именно этим объясняется переход в психологическом познании к объективным методам, из которых наиболее простым являются различные виды наблюдения.

Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения.

При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников, автобиографий, результатов творчества. Примером может служить анализ З. Фрейдом личности Ф. Достоевского по его произведениям или анализ Э. Фроммом личности Гитлера по свидетельствам его приближенных и известным фактам биографии.

Прямое наблюдение дает информацию о процессах, доступных качественной и количественной оценке.

Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать процессы, не поддающиеся прямому наблюдению, например, степень усталости человека. В этом случае мы можем судить о выраженность этого процесса лишь косвенно, например, по изменению степени концентрации внимания, по количеству совершаемых ошибок.

При включенном наблюдении исследователь становиться частью наблюдаемого коллектива.

При стороннем наблюдении исследователь в контакт с наблюдаемой ситуацией не входит.

Естественное наблюдение происходит в обычных условиях, а лабораторное - в искусственно созданных, или существенно измененных.

Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения, изучению которого посвящено это исследование.

Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если исходная гипотеза была неверна.

Достоинства наблюдения очевидны, но возможны и различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологии, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь стремится потом непроизвольно истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу.

Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.

Кроме этого, наблюдатель может истолковывать психические факты с точки зрения основных положений той психологической школы, которой он принадлежит или он может быть подвержен различного рода предрассудкам, касающихся, например способностей женщин к тем или иным видам деятельности (так называемый сексизм) или касающейся зависимости особенностей функционирования психики от принадлежности к той или расе, национальности, социокультурной группе и т.д.

Эксперимент

Экспериментом называют метод, при котором исследователь сам вызывает исследуемое явление.

Чаще всего при проведении эксперимента испытуемых произвольно или по каким-то признакам делят на две группы - экспериментальную, для которой создают измененные условия деятельности, и контрольную, которая таким изменениям не подвергается. Эти предосторожности необходимы для уверенности в том, что наблюдаемые проявления психики связаны с измененными условиями, а не с какими-то другими факторами.

В современной психологии эксперимент является основным методом исследования, что не означает, что его применение абсолютно надежно. С использованием в практике эксперимента связаны искажения, называемые эффектами Розенталя, Хоторна.

Эффект Розенталя связывают с ожиданиями экспериментатора. Когда экспериментатор глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то он невольно передает свои ожидания испытуемым различными невербальными (неречевыми) способами, и это может повлиять на их поведение.

Эффект Хоторна возникает, если испытуемым известна исходная гипотеза. В этом случае велика вероятность, что они будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. Частным случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо, при котором врачи, убежденные в эффективности какого-либо лекарственного препарата, передают свою убежденность больным и вследствие этого возникает ожидаемое улучшение здоровья, хотя на самом деле этот препарат такого воздействия не оказывает.

Анкетирование и тесты

Для получения больших объемов информации используют анкетирование, которое является модификацией другого метода - беседы. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник. Исследователь затем по ответам судит о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств.

Тесты позволяют количественно измерить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, мыслительные операции, память, а также различные психические состояния, например тревогу, фрустрацию, депрессию.

Наряду с вербальными тестами применяют различные невербальные тесты, например, рисуночный тест Розенцвейга, направленный на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую ситуацию.

Проективные методики

Проективные методики основываются на способности индивидов приписывать свои собственные состояния и качества предъявляемым объектам.

Наиболее известна методика чернильных пятен Роршаха, при проведении которой испытуемым предъявляют карточки со стандартными чернильными кляксами различных цветов и по тому, что они видят в них, оценивается реалистичность восприятия, уровень тревоги, эмоциональное состояние.

При проведении других проективных методик испытуемым предлагают нарисовать дом, дерево, человека, несуществующее животное и по особенностям рисунка судят о состоянии психики индивидов.

Также существуют вербальные проективные методики, например, методика "Незаконченное предложение", при проведении которой исследователь предлагает испытуемым начало предложения, которое они должны закончить.

2. Этапы развития психологии

Предметом психологии является закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, пробуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

А) Анимизм – древнее представление о окружающем мире (от латинского «anima» - душа, дух) – вера в скрытый за видимые вещи.

Б) Гилозоизм – переход от античности (от греческого «hyle» - вещество, материя и «zoe» - жизнь). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества.

В) Гераклит и идея развития закона (логоса). «Логос» - введен Гераклитом – что означает закон. «Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка».

2.1. Зарождение психологии как науки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Мюллер (1801-1858) сформировал «закон специфической энергии органов чувств». Психофизику открыл физиолог Вебер (1795-1878). Дондрес (1818-1889) занимался экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов.

Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучается, был признан «непосредственный опыт». Главным методом – интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Природой психики занимался Сеченов И. М. (1829-1905).

Саморегуляция поведения организма посредством сигналов – таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятельности.

2.2. Основные психологические школы

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, чем обширнее становилось поле изучаемых его явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – инсперсия.

А) Функционализм.

У истоков стоял Уильям Джемс (1842-1910). Он известен как лидер прагматизма философии, которая оценивает идеи и теории, исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду.

Б) Рефлексология .

Павлов вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его главный термин – условный рефлекс.

В) Бихевиоризм.

Кредо этого направления запечатлено в термине «поведение» (английское «бихевиор»), а само оно было названо бихевиоризмом. Его «отцом» принято считать Уотсона, который в 1913 году изложил манифест новой школы.

Г) Психоанализ.

Основоположником можно считать Фрейда (1856-1939), как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в области психоанализа. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения.

Д) Психоаналитическое влечение.

Создали ученики и сподвижники Фрейда: Юнг К. (1875-1961) и Адлер А. (1870-1937). Юнг назвал свою психологию – аналитической, Адлер – индивидуальной.

2.3. Эволюция школ и направлений

А) Необихивиоризм.

Толмен Э. (1886-1956) – формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) – ничего иное как недопустимые прямому наблюдению психологические моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант принадлежит Халу (1884-1952) и его школе. Он ввел формулу «стимул - реакция», так же дополнительное звено потребность организма (пищевая, сексуальная и т. д.)

Б) Оперантный бихевиоризм.

Скиннер условный рефлекс назвал оперантным. Работы Скиннера, как и других бихевиористов, обогатили знания о общих правилах выработки навыков, о роли подкрепления (которое служит непременным мотивом этих навыков), о динамике перехода от одних форм поведения к другим.

В) Выготский. Теория высших психических функций.

Все помыслы Выгодского были сосредоточены на том, чтобы покончить с версией о «двух психологиях», которая расценивала человека, делала его причастным к различным мирам.

Заключение

Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей.

Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

Накопление знаний о природе и механизмах функционирования психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки. Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в 1879 году создал крупнейшую психологическую школу, получившую название структуралистской.

Список литературы

    Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М.: КСП, 2002. – 247 с.

    Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 496 с.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992, - 496 с.

    Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика, 2000. – 368 с.

    Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. – 304 с.

    Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1975. – 304 с.

    Кон И. С. Социология личности. – М.: Издательство политической литературы, 1967. – 243 с.

Особенности психологии как науки

Слово психология введено в научный язык немецким учённым Х. Вольфом в 18 веке. Дословно означает учение «о душе».

Психология это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики.

Предмет психологии как науки является психика.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку способность отражать воздействие предметов и явлений окружающей действительности.

Основные задачи психологии:

  • Качественное изучение психических явлений;
  • Изучение физиологических механизмов в психике;
  • Внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей.

Основные этапы развития психологии:

  • Донаучный период:
  1. психология, как наука о душе (более 2-х лет тому назад наличием души пытались объяснить все непонятные для человека явления);
  2. психология как наука о сознании (возникает в 17 веке с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали – сознанием. Основным методом считали интроспекцию (наблюдение человека над самим собой и описание фактов).
  • Научный период:
  • 3. психология, как наука, имеющая различные предметы исследования (возникает в конце 18 начало 19 веков – различные направления психологии);

    психология как наука о психике.

    Отрасли психологии:

    • Общая психология (изучает и описывает общие психологические закономерности);
    • Возрастная психология (исследует развитие психики человеку от рождения и до смерти);
    • Педагогическая психология (изучает влияние обучения, воспитания на развитие психики);
    • Психодиагностика (разрабатывает методы и средства выявления и измерения психических особенностей человека);
    • Медицинская;
    • Социальная;
    • Семейная;
    • Спортивная;
    • Парапсихология

    Основные психологические теории:

    1. Бихевиоризм (представители – Э. Торндайк, Д. Уотсон; сущность этой теории состоит в том, что личность рассматривается, как набор поведенческих реакций в ответ на ситуацию. Развитие человека происходит путём выбора правильных реакций на внешние стимулы);

    2. Психоанализ (представители – З. Фрейд, К. Юнг; сущность заключается в том, что поведение человека определяется не только и несколько сознанием, сколько бессознательным);

    3. Гештальтпсихология (представители – К. Кофка, К. Левин; сущность этой теории в том, что идеи целостности образа, свойство которого несводимо к сумме свойств элементов

    Развитие отечественной психологии, так же как и ми­ровой, первоначально осуществлялось в русле двух основ­ных направлений - философско-религиозного и естествен­но-научного. Первое направление восходит к идеям выдаю­щегося отечественного философа В. Соловьева. Представители этого направления - Н.Я. Грот, Г.И.Челпанов, Н.О. Лосский считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

    Второе связано с идеями объективно-эксперименталь­ного исследования человеческой психики. Его представи­тели - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сече­нов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основопо­ложником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предме­та психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного моз­га в соотношении с теми внешними раздражителями, ко­торые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались тео­рии физиологии высшей нервной деятельности.

    Одним из важнейших направлений развития отечественной психологии явилась разработанная А.Н. Леонтьевым теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действитель­ностью, выражающее отношение человека к миру и способ­ствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

    А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятель­ности как такой, которая становится центральной, основ­ной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников явля­ется игра, а для младших школьников - учение.

    Параллельно науке о поведении, развивалась наука о бессознательном - том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека.

    Согласно З. Фрейду, психика состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно»), из осознаваемого, рационального компонента («Я» или «Эго») и социального цензора («Сверх-Я» или «Супер Эго»).

    Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). Контактс этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и некоторых других формах измененного сознания.

    Вторая часть сознания человека - «Эго» в большей степени соответствует представлению человека о себе, и выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью, а, во-вторых, осуществляет связь с бессознательным.

    Наконец, третий компонент нашего сознания - «Супер Эго» - совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого Отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил.

    Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод - психоанализ , позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя метод «свободных ассоциаций».

    7 этап: Изучение механизмов функционирования психики .

    Данный этап начался с первой трети ХХ века, и опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работу мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы , которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

    Среди ученых - представителей данного этапа можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей» и других исследователей.

    Благодаря исследованиям ученых различных специальностей, психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.


    Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

    1. Психология - это наука, которая изучает фак-ты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психиче-ские процессы, психические свойства и психиче-ские состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений - это ощущение, восприятие, воображе-ние, память, мышление. Психические состояния - это временные относительно устойчивые уров-ни психической активности. Психические свойст-ва (природные, моральные, волевые, интеллекту-альные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность лично-сти. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "дея-тельность" также включена в предмет психологи-ческой науки.
    Вопрос о предмете психологии всегда был дис-куссионным на протяжении всей истории разви-тия как философской, так и психологической мысли. В становлении предмета психологии вы-деляют следующие этапы:
    Психология как наука о душе зародилась в рам-ках основных философских течений: идеализма и материализма (до 18 века). С точки зрения идеа-лизма душа представлялась как некий абсолют-ный дух, идея, разум (Платон). Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Учение Аристотеля имело материалистические тенденции и выступало как систематизированное представ-ление о душе. Несмотря на противоречивость воз-зрений на душу идеализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа явля-ется первопричиной всего, но причина самой ду-ши остается неизвестной. Именно поэтому с по-явлением причинного мировоззрения душа пере-стает рассматриваться в качестве предмета психо-логии.
    Психология как наука о сознании (18 век). Основате лем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся "явления сознания": мысли, пред ставления, чувства, по-требности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. Единственным ме тодом изучения сознания выступал метод самона-блюдения или интроспекции, который был поло-жен в основу интрос пективной психологии. Од-нако это был субъективный ме тод исследования, который не давал возможности получить объек-тивные научные сведения о явлениях сознания друго го человека.
    Психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследова-ний - эксперимент (1879 г.), сначала в области психофизиологии, а позднее - психологии. В связи с этим появляется новое психологическое направление, которое также пыталось решить во-прос о предме те психологии - бихевиоризм. Предметом изучения психоло гии признавалось только поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Задача психологии, с точки зрения би-хевиорис тов, заключается в том, чтобы зная сти-мул (S) или раздражитель, который воздействует на органы чувств, заранее предсказать, какой бу-дет ответ или реакция ®. Дж. Уотсон считал, что психология должна стать точной наукой и может основывать ся исключительно на наблюдении по-ведения, а не сознания. Сознание - это "черный ящик", заглянуть в который невоз можно. Тем са-мым отрицалась возможность изучения созна ния, а вслед за этим и активности личности.
    Психология как наука о бессознательном (конец 19 - начало 20 века). Наряду с бихевио-ризмом возникает другое психологическое на-правление - фрейдизм (3. Фрейд). В пред мет психологии включается сфера бессознательного. 3. Фрейд писал о том, что психика человека не ог-раничивается лишь явлениями сознания; в ней есть огромный, неизведанный пласт - бессозна-тельное. Человеком управляют неосознаваемые побуждения, инстинкты и желания, скрытые в сфере бессознательного. В сферу бессознательно-го вытесняются недоступные для данного инди-вида (преимущественно сексуальные) влечения и травмирующие переживания, что является глав-ным источником невротических расстройств.
    Психология как наука о психике. Современная материалистическая психология рассматривает в качестве своего предмета психику.
    В настоящее время психология представляет со-бой разветвленную систему наук, состоящую из различных отраслей: фундаментальных и при-кладных, общих и специальных.
    Общая психология изучает индивида, познава-тельные процессы и личность.
    Специальные отрасли психологии тесно связаны с теорией и практикой обучения и воспитания че-ловека, включают генетическую психологию, воз-растную, социальную, педагогическую, медицин-скую, юридическую психологию и т.д. Генетиче-ская психология изучает наследственные меха-низмы психики и поведения. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуаль-ные различия людей. Возрастная психология - различия по возрастам. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения в разных группах. Педагогическая психология изучает за-кономерности обучения и воспитания. Медицин-ская психология, патопсихология и психотерапия изучают отклонения от нормы в психике и пове-дении человека.
    Психология тесно связана с другими науками: философией, педагогикой, анатомией, физиологи-ей и другими. Особое значение имеет психологи-ческая наука для педагогики, так как от решения психологических задач зависит успешность обу-чения и воспитания личности.
    Задачи современной психологической науки - это определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе, психологических механиз-мов усвоения человеком общественного опыта, выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания, раз-работка и проведение дифференциальной психо-диагностики, определение причин отставания ре-бенка в психическом развитии и другие.

    Психология как самостоятельная наука возникла относительно недавно - в XIX веке. Зародилась же она ещё более 2 тыс. лет назад. Термин «психология» был введён немецким философом Х. Вольфом в 1732 г.

    Переводится он как «psyche» - душа, «logos» - учение, слово, наука. Исходя из этого, становится понятным, что изучает психология - душу людей и животных. А если точнее, то изначально учёные действительно искали но, так и не найдя (вернее, не сумев доказать, где она находится, измерить её или как-то выделить), они занялись изучением психики, так как это оказалось более возможным.

    Что такое психика

    Человек не просто существует в мире, а постоянно взаимодействует с ним. А для этого необходим инструмент. Психика - это способность мозга анализировать и синтезировать информацию, которая поступает из окружающей среды посредством органов чувств, и соответствующим образом реагировать на неё. Пример её действия - получение ощущений, эмоциональная реакция на происходящие события. То есть она является инструментом взаимодействия. Темперамент, характер и способности также зависят от индивидуальных особенностей психической работы. Это тоже относится к тому, что изучает психология.

    Отрасли психологии

    Для того чтобы разобраться в особенностях поведенческих реакций того или иного индивида или даже группы людей (возрастных, социальных), мало одной отрасли. Поэтому изучающая человека, разделяется на несколько направлений. Например:

    • общая психология, которая обобщает теоретические и экспериментальные исследования о психологии личности и познаваемых ею процессов;
    • (синтез социологии и психологии), занимающаяся социальными исследованиями. Изучает массы, толпу, нации, группы, межличностные взаимоотношения, лидерство;
    • психодиагностика - связана с изучением методов распознавания психики человека, её особенностей.

    Кроме общих существуют также прикладные и специальные отрасли. Так, выделяют возрастную, педагогическую, военную, медицинскую, и много других. Возможно, именно поэтому многие задают вопрос: "Что изучает психология?"

    Практическое применение

    Сегодня предметом изучения данной науки являются сотни различных направлений. Конечно, базой для всех является общая психология. Но за последнее время в ней появились не столько самостоятельные направления, сколько синтез или слияние с другими науками (медициной, инженерией, педагогикой, социологией и др.). Понимание вопроса "что изучает даёт возможность её широкого применения. При внедрении новых методов и технологий (например, при обучении в школе) психология учитывает особенности возраста детей, правильное распределение нагрузок, чтобы не переутомлять нежную психику. Психологи помогают разрешать конфликты на предприятиях, иногда способствуют внедрению тренингов для лучшей подготовки персонала. Есть и семейные психологи, которые занимаются спасением отношений или помогают пережить расставание, развод. Управленческая психология

    занимается лидерством, изучая, какие выделяют человека из толпы.

    Важно

    Главное, что изучает психология, - свойства, особенности темперамента, склонности и способности личности. Таким образом, она помогает человеку понять себя. Эта наука также оказывает помощь в выборе профессии, позволяет более эффективно взаимодействовать с людьми. Со знанием психологии легче понимать других, мотивы их поведения, желания. А помогая другим людям в достижении цели, трудно не стать успешным человеком, не так ли?