Путешествия на алтай летом. Путешествие по алтаю

Горный Алтай - это удивительный и очень красивый край, о котором уже сказано и написано множество восторженных слов. Алтай расположен в самом центре Азии, на юге Западной Сибири, и граничит с такими странами, как Китай, Монголия и Казахстан. Уверен, что нет на свете человека, который бы остался равнодушен к красоте здешних мест. Природа Алтая не просто разнообразна, она необычайно контрастна: таёжные леса быстро сменяются сухими степями, невысокие холмы и горы - заснеженными пиками (самыми высокими в Сибири), а реки здесь меняют свой цвет, в зависимости от времени года.
На Алтай было решено ехать на автомобиле, т.к. путешествовать на автомобиле по Алтаю очень удобно, основная дорога в идеальном состоянии, а за сравнительно небольшое время можно увидеть много всего интересного. В поездку я пригласил своего друга Альберта Беляева, увлеченного фотолюбителя и большого ценителя дикой природы.
Поездку наметили с 13 по 28 сентября. В маршрут по Горному Алтаю включили Мультинские озера, долину реки Чулышман, Курайскую и Чуйскую степь, Южно-Чуйский хребет.
Схема маршрута:

I. Путь от Москвы до Горного Алтая.
До Горного Алтая удобнее ехать по направлению: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. В первый же день мы преодолели более 2100 км, и остановились на ночлег где-то в 100 км. от Екатеринбурга. Хотя дорога от Москвы до Алтая очень длинная (практически проезжаешь треть территории России), но описывать я ее не буду, т.к. она достаточно скучная и однообразная. Если до Екатеринбурга дорога идет, в основном, через леса, то за Уралом начинаются сплошные поля, болота и лесостепи, которые сопровождают до самого Горного Алтая. Что касается качества федеральных и региональных дорог, то, на мой взгляд – самые лучшие дороги в Западной Сибири, а самые худшие - на участке Нижний Новгород – Пермь.
На третий день пути мы выехали на Чуйский тракт (федеральная трасса Новосибирск-Монголия). Это единственная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг. Во второй половине дня, мы, наконец-то, въехали в Горный Алтай! Степи сменились предгорьями алтайских хребтов.
Первой точкой маршрута были Мультинские озера. Для этого, нам нужно было сперва доехать до поселка Мульта, расположенного недалеко от Усть-Коксы. В поселке Черга мы свернули с Чуйского тракта по указателю на Усть-Коксу. Дорога представляла собой очень неровную грунтовку, а в некоторых местах, откровенно «стиральную доску». Заморосил дождь и двигаться быстрее 40 км/час не получалось. Начало темнеть, и нам пришлось остановиться на ночлег на одной поляне, проехав всего около 20 километров от Чуйского тракта. А поляна оказалась сплошь «заминирована» коровьими лепешками, и выходить из машины приходилось очень аккуратно. Первая ночь на Алтае была не очень радужной: под дождем и среди коровьих лепешек.

4-й день (16 сентября):
Встали очень рано, еще до восхода солнца. Длинные сентябрьские ночи позволили нам хорошо выспаться. Дождя не было, но свинцовые тучи вовсю гуляли по небу. Мы двинулись дальше, мимо зеленых лугов, лесистых гор и холмов. Дорога, вскоре, пошла круто вниз, и проехав меньше километра, пейзажи вокруг резко изменились. Перед нами открылись невиданные просторы, все вокруг стало напоминать сухие степи Монголии. Поразительно, всего 1 километр отделял зеленые и цветущие луга от голой степи! Это означало, что мы въехали в Канскую степь. Мягкий солнечный свет местами пробивался сквозь тяжелые свинцовые тучи, и Канская степь предстала перед нами в шикарном виде. Самое время делать первые кадры!



Миновав Канскую степь и въехав в Усть-Коксинский район, пейзажи вновь начали меняться. Появились леса, вокруг опять полно зелени, на лугах пасутся лошадки. Вообще, когда представляешь себе классический Алтайский пейзаж, в голове рисуется такая картина: зеленая трава, лошади, пасущиеся на лугу, и все это на фоне гор, окутанных облаками. А сейчас, эти пейзажи можно просто наблюдать из окна автомобиля!



В первой половине дня мы въехали в поселок Мульта, где нам удалось договориться о трансфере на Мультинские озера. До озёр оставалось всего 20 км по «сибирскому автобану», но этот путь преодолевался только за 3 часа на серьезной технике, типа ГАЗ-66. На Мультинских озерах не обязательно жить в палатках, теперь там есть несколько гостевых деревянных домиков с печкой, газовой плиткой и электричеством (имеется дизель-генератор). А значит, можно пожить в горах в комфортных условиях!

II. Мультинские озера
Разобрав вещи, мы сели в ГАЗ-66 и поехали к знаменитым озёрам, оставив свою машину на стоянке. Смотря на дорогу, по которой ГАЗ-66 медленно и уверенно полз вперед, и которая, местами, представляла собой жижу грязи с колеей около метра, с торчащими толстыми корнями и булыжниками, мне даже сложно было представить, что такую «дорогу» вообще можно преодолеть на какой-либо технике. Но ГАЗ-66 – великая машина, и за весь путь даже ни разу не пришлось использовать лебедку. Спустя 3 часа, мы наконец добрались до места! Домики оказались замечательными, отсюда до озера всего 300 метров.

Дикие и нетронутые высокогорные ландшафты, кедровые леса, кристальная чистота озёрных вод - это всё то, что заставляет возвращаться сюда снова и снова. Мультинские озёра прекрасны в любую погоду. Ни тучи, ни дождь, ни холод - ничто не помешает, по-настоящему, влюбиться в эти места. А вокруг – никого, кроме нас и егерей, что живут на берегу озера. Мультинские озёра - это каскад озёр, расположенных в горах, на высоте 1700- 2000 метров, в бассейне реки Мульта. Самое ближнее и самое большое озеро - Нижнее Мультинское. В 400-х метрах выше Нижнего, расположено Среднее Мультинское озеро. Между Нижним и Средним озерами бурлит порог, который называется Шумы. От наших домиков до Среднего Мультинского озера – всего 4 километра по тропе. Остальные озера (Верхнее Мультинское и Поперечное) расположены достаточно далеко (около 14 километров от Нижнего), поэтому планов идти туда не было. Решив провести на Мультинских озерах 3 ночи, мы договорились, что за нами вернутся 19 сентября.

5-й день (17 сентября):
Встали очень рано, по будильнику. Но вот погода в это утро не особо порадовала. Хоть дождя и не было, но все небо затянуло серыми тучами. Утреннего света сегодня можно было не ждать. Но в каждой погоде есть своя прелесть! В горах мне очень нравится, когда, медленно плывущие, серые тучи частично скрывают горные вершины и склоны. За этим можно долго наблюдать, и фотографии такого состояния природы притягивают взгляд. Собрав фоторюкзаки, мы отправились на разведку в сторону Среднего Мультинского озера. Тропа до Среднего озера идет вдоль правого берега Нижнего Мультинского озера. Примерно через час, мы вышли к порогу Шумы, здесь вода по огромным камням перетекает из Среднего озера в Нижнее. Но осенью, воды в горных реках (порогах) значительно меньше, чем летом. И теперь вместо бурлящего потока – небольшие ручейки. Сейчас этот порог можно перейти по камням, практически в любом месте. Мы застали такое время, когда «Шумы» не шумят!

Пошел мокрый снег. Мы вышли на берег Среднего Мультинского озера, и нашему взору открылась невероятная красота: спокойное изумрудное озеро с чистейшей прозрачной водой, вершины гор, спрятанные за серыми тучами. А вокруг тишина! Действительно, Мультинские озера прекрасны в любую погоду! А вода в озерах настолько чистая и вкусная, что пить ее можно без кипячения!



Будучи увлеченными созданием «фотошедевров», мы вдруг услышали рев медведя, который периодически раздавался со стороны ближайшего лесистого склона. Чтобы испугать медведя, мы принялись шуметь, громко разговаривать, кричать, хлопать в ладони. Вечером погода начала постепенно разгуливаться. За весь день, первый раз подсветило солнце.



6-й день (18 сентября):
Встали снова рано, до рассвета. Но то, что мы увидели вокруг, нас очень сильно поразило и обрадовало: все было покрыто 10-ти сантиметровым слоем снега. Создавалось такое ощущение, что мы попали в настоящую зимнюю сказку. Каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек были покрыты шапкой снега. Это вызывало полный восторг!



Подойдя к берегу озера, мы снова поразились открывшимся пейзажам. Облака в горах активно перемещались и постепенно растворялись, погода быстро менялась. Это утро оказалось незабываемым. Все, что мы снимали вчера, сегодня преобразилось до неузнаваемости, все заиграло новыми красками. Снег сильно украсил окружающие пейзажи.



Спустя два-три часа погода разгулялась и под солнечными лучами снег активно таял. С деревьев, один за другим, падали снежные хлопья, началась капель. Вся прелесть сказочного сентябрьского утра растаяла, вместе со снегом. «Настоящая весна!» - воскликнули мы с Альбертом. Утром была зима, сейчас весна, на солнечных участках лето, а на календаре осень. Вот такие чудеса Алтая! На Среднем Мультинском озере мы решили остаться на весь день. Во второй половине дня небо окончательно очистилось от облаков. Вдали полностью открылись белоснежные пики Катунского хребта.

Этот день был, по-настоящему, сказочным. За несколько часов мы пережили все времена года.

7-й день (19 сентября):
Утром за нами приехали. Вернувшись в Мульту, мы погрузили вещи обратно в свою машину и отправились в дальнейший путь. Следующей точкой нашего путешествия по Горному Алтаю была долина реки Чулышман. От Мульты до Чулышмана далеко, около 550 километров.

III. По Чуйскому тракту вдоль Катуни и Чуи.
Стемнело очень быстро, и на сам Чуйский тракт мы выехали уже в полной темноте. По пути, на тракте, достаточно много интересных мест, заслуживающих внимания. Одно из таких мест – Чуй-Оозы, место слияния двух великих рек Алтая – Катуни и Чуи. Вот там-то ты мы и запланировали остановиться сегодня на ночь. Через какое-то время, темная сентябрьская алтайская ночь стала светлеть, и вскоре стала больше походить на северную «белую ночь». Дело в том, что на небе появилась полная и очень яркая луна. Луна оказалась настолько яркой, что все вокруг начало отбрасывать тени, можно было без проблем читать газету.



К месту слияния Катуни и Чуи мы подъехали около 2 часов ночи. Вообще, Чуй-Оозы – это священное для алтайцев место, оно является одним из основных символов Горного Алтая. Здесь мутноватая Чуя втекает в Катунь. Реки имеют разный цвет, и очень хорошо видно, как одна река растворяется в другой. Примечателен тот факт, что и Катунь и Чуя меняют свой цвет воды, в зависимости от времени года. Например, вода в Катуни, то грязно-серая, то мутно-зеленая, то салатовая, то бирюзовая. Мы застали тот период, когда цвет воды, и в Чуе и в Катуни, бирюзового оттенка, самого необычного и красивого. Луна, по-прежнему, светила так же ярко, а потому было не до сна, хотелось запечатлеть это красивое место в лунном свете. А утром, мы сделали новые кадры этого замечательного места.


8-й день (20 сентября):
После утренней фотосъемки Чуй-Оозы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.


IV. Долина реки Чулышман.
Доехав до поселка Акташ, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И вот, когда мы подъехали к тому самому перевалу, с километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Здесь мы приняли решение заночевать и провести утреннюю фотосъемку.

9-й день (21 сентября):
Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку.



Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже совсем жестким. Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.

В этой заметке мы расскажем, когда лучше всего отправляться в самостоятельную поездку на Алтай.

Алтай – край озер, рек, гор, лесов и степей. Сложно представить, как такое разнообразие пейзажей помещается на площади одной республики. Но факт остается фактом, картинки, словно полотна художников, за окном автомобиля сменяются одна за другой, удивляя и восхищая путешественников своей природной красотой. Неприступный, гордый край имеет все условия для туризма, несмотря на это он долгие годы оставался в тени. Но в последнее время все изменилось, любопытные путешественники добрались и до юга Западной Сибири.

Когда ехать

Экстремалов, натуралистов, любителей экскурсионного отдыха – Алтай объединяет практически все категории путешественников. Конечно, центральная фигура – местная природа. Каждый выбирает что делать: лицезреть окружающие пейзажи, наслаждаясь тишиной и спокойствием, или же принимать активное участие во всевозможных развлечениях.

Любой ландшафт здесь используют с пользой. Впереди степь – прекрасное место для конных прогулок. Озера – отличный выбор для купания, рыбалки. Бурные реки – умоют чистой водой, а особенно смелых еще и пригласят поучаствовать в сплавах. Горы вообще уникальны. Они тренируют физическую выносливость, учат общению с природой, знакомя с яркими ее представителями, открывают захватывающие дух виды на край. Летом для туристов доступны пешие прогулки, а вот зимой работают горнолыжные курорты.

Подготовка к путешествию

В Алтае наиболее популярны три направления – Чемал, Артыбаш, область Семинского перевала. Если желания вести кочевой образ жизни, колеся по просторам республики, нет, стоит заранее определиться с маршрутом и найти подходящее место для проживания.

Чемал пользуется популярностью у любителей цивилизованного отдыха. Здесь развита инфраструктура, имеется выбор гостиниц. Артыбаш находится возле Телецкого озера, поэтому подойдет туристам, влюбленным в водные развлечения. А вот район Семинского перевала прекрасен для почитателей гор.

Чтобы застать теплый сезон, рекомендуется планировать поездку в период со второй половины до . Резкий континентальный климат вносит свои коррективы, поэтому стоит запасаться как летними, так и осенними вещами. Перепады температур особо ощутимы при поднятии в горы.

Как добраться

Существует 4 способа посещения Республики Алтай:

  • Самолет – путь по воздуху самый короткий и дорогой. Аэропорт находится в Горно-Алтайске, оттуда на автобусах уже можно добраться до места назначения.
  • Поезд – ближайший ж/д вокзал расположен в Бийске, оттуда туристов возят рейсовые автобусы.
  • Автобус – имеются варианты как с пересадками, так и без (все зависит от места отправки). Маршрут некоторых рейсов проложен прямо к курорту – Акташ, Чемал, Тюнгур и др.
  • Автомобиль – самый комфортный транспорт, поскольку позволяет составлять личный график посещения тех или иных достопримечательностей. Единственное замечание – водитель должен следить за наличием бензина в баке. Рекомендуется брать с собой запасные канистры, поскольку заправки есть далеко не в каждом населенном пункте.

Несмотря на то, что Алтайский край только развивается, здесь много вариантов для комфортного проживания. Имеются отели разной звездности, кемпинги, базы отдыха. Также можно поселиться в «зеленых» сельских домиках в окружении первозданной природы. Что выбрать, зависит от бюджета и личных пожеланий путешественника.

Что привезти из сувениров

Вдоль Чуйского тракта, на базах отдыха, в поселениях много сувенирных лавок. Без подарков домой не вернется ни один турист. Всевозможных форм и размеров зеркала, шкатулки, подставки из можжевельника, глиняные свистки, деревянные ложки – все это оседает в чемоданах гостей края.

Помимо сувениров в этих краях рекомендуется приобрести на частной пасеке мед, заглянуть в аптеку за бальзамами из рог благородного оленя марала, горных трав. У местных хозяек стоит приобрести чергинский сыр, а у хозяев – копченый хариус и таймень, алтайскую рыбу с чудесным ароматом.

Поездка на Алтай заряжает положительной энергией, придает сил для новых свершений. Самостоятельное путешествие организовать совсем несложно, а вот впечатлений удастся получить на год вперед.

Горный Алтай - это удивительный и очень красивый край, о котором уже сказано и написано множество восторженных слов. Алтай расположен в самом центре Азии, на юге Западной Сибири, и граничит с такими странами, как Китай, Монголия и Казахстан. Уверен, что нет на свете человека, который бы остался равнодушен к красоте здешних мест. Природа Алтая не просто разнообразна, она необычайно контрастна: таёжные леса быстро сменяются сухими степями, невысокие холмы и горы - заснеженными пиками (самыми высокими в Сибири), а реки здесь меняют свой цвет, в зависимости от времени года.
На Алтай было решено ехать на автомобиле, т.к. путешествовать на автомобиле по Алтаю очень удобно, основная дорога в идеальном состоянии, а за сравнительно небольшое время можно увидеть много всего интересного. В поездку я пригласил своего друга Альберта Беляева, увлеченного фотолюбителя и большого ценителя дикой природы.
Поездку наметили с 13 по 28 сентября. В маршрут по Горному Алтаю включили Мультинские озера, долину реки Чулышман, Курайскую и Чуйскую степь, Южно-Чуйский хребет.
Схема маршрута:

I. Путь от Москвы до Горного Алтая.
До Горного Алтая удобнее ехать по направлению: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. В первый же день мы преодолели более 2100 км, и остановились на ночлег где-то в 100 км. от Екатеринбурга. Хотя дорога от Москвы до Алтая очень длинная (практически проезжаешь треть территории России), но описывать я ее не буду, т.к. она достаточно скучная и однообразная. Если до Екатеринбурга дорога идет, в основном, через леса, то за Уралом начинаются сплошные поля, болота и лесостепи, которые сопровождают до самого Горного Алтая. Что касается качества федеральных и региональных дорог, то, на мой взгляд – самые лучшие дороги в Западной Сибири, а самые худшие - на участке Нижний Новгород – Пермь.
На третий день пути мы выехали на Чуйский тракт (федеральная трасса Новосибирск-Монголия). Это единственная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг. Во второй половине дня, мы, наконец-то, въехали в Горный Алтай! Степи сменились предгорьями алтайских хребтов.
Первой точкой маршрута были Мультинские озера. Для этого, нам нужно было сперва доехать до поселка Мульта, расположенного недалеко от Усть-Коксы. В поселке Черга мы свернули с Чуйского тракта по указателю на Усть-Коксу. Дорога представляла собой очень неровную грунтовку, а в некоторых местах, откровенно «стиральную доску». Заморосил дождь и двигаться быстрее 40 км/час не получалось. Начало темнеть, и нам пришлось остановиться на ночлег на одной поляне, проехав всего около 20 километров от Чуйского тракта. А поляна оказалась сплошь «заминирована» коровьими лепешками, и выходить из машины приходилось очень аккуратно. Первая ночь на Алтае была не очень радужной: под дождем и среди коровьих лепешек.

4-й день (16 сентября):
Встали очень рано, еще до восхода солнца. Длинные сентябрьские ночи позволили нам хорошо выспаться. Дождя не было, но свинцовые тучи вовсю гуляли по небу. Мы двинулись дальше, мимо зеленых лугов, лесистых гор и холмов. Дорога, вскоре, пошла круто вниз, и проехав меньше километра, пейзажи вокруг резко изменились. Перед нами открылись невиданные просторы, все вокруг стало напоминать сухие степи Монголии. Поразительно, всего 1 километр отделял зеленые и цветущие луга от голой степи! Это означало, что мы въехали в Канскую степь. Мягкий солнечный свет местами пробивался сквозь тяжелые свинцовые тучи, и Канская степь предстала перед нами в шикарном виде. Самое время делать первые кадры!



Миновав Канскую степь и въехав в Усть-Коксинский район, пейзажи вновь начали меняться. Появились леса, вокруг опять полно зелени, на лугах пасутся лошадки. Вообще, когда представляешь себе классический Алтайский пейзаж, в голове рисуется такая картина: зеленая трава, лошади, пасущиеся на лугу, и все это на фоне гор, окутанных облаками. А сейчас, эти пейзажи можно просто наблюдать из окна автомобиля!



В первой половине дня мы въехали в поселок Мульта, где нам удалось договориться о трансфере на Мультинские озера. До озёр оставалось всего 20 км по «сибирскому автобану», но этот путь преодолевался только за 3 часа на серьезной технике, типа ГАЗ-66. На Мультинских озерах не обязательно жить в палатках, теперь там есть несколько гостевых деревянных домиков с печкой, газовой плиткой и электричеством (имеется дизель-генератор). А значит, можно пожить в горах в комфортных условиях!

II. Мультинские озера
Разобрав вещи, мы сели в ГАЗ-66 и поехали к знаменитым озёрам, оставив свою машину на стоянке. Смотря на дорогу, по которой ГАЗ-66 медленно и уверенно полз вперед, и которая, местами, представляла собой жижу грязи с колеей около метра, с торчащими толстыми корнями и булыжниками, мне даже сложно было представить, что такую «дорогу» вообще можно преодолеть на какой-либо технике. Но ГАЗ-66 – великая машина, и за весь путь даже ни разу не пришлось использовать лебедку. Спустя 3 часа, мы наконец добрались до места! Домики оказались замечательными, отсюда до озера всего 300 метров.

Дикие и нетронутые высокогорные ландшафты, кедровые леса, кристальная чистота озёрных вод - это всё то, что заставляет возвращаться сюда снова и снова. Мультинские озёра прекрасны в любую погоду. Ни тучи, ни дождь, ни холод - ничто не помешает, по-настоящему, влюбиться в эти места. А вокруг – никого, кроме нас и егерей, что живут на берегу озера. Мультинские озёра - это каскад озёр, расположенных в горах, на высоте 1700- 2000 метров, в бассейне реки Мульта. Самое ближнее и самое большое озеро - Нижнее Мультинское. В 400-х метрах выше Нижнего, расположено Среднее Мультинское озеро. Между Нижним и Средним озерами бурлит порог, который называется Шумы. От наших домиков до Среднего Мультинского озера – всего 4 километра по тропе. Остальные озера (Верхнее Мультинское и Поперечное) расположены достаточно далеко (около 14 километров от Нижнего), поэтому планов идти туда не было. Решив провести на Мультинских озерах 3 ночи, мы договорились, что за нами вернутся 19 сентября.

5-й день (17 сентября):
Встали очень рано, по будильнику. Но вот погода в это утро не особо порадовала. Хоть дождя и не было, но все небо затянуло серыми тучами. Утреннего света сегодня можно было не ждать. Но в каждой погоде есть своя прелесть! В горах мне очень нравится, когда, медленно плывущие, серые тучи частично скрывают горные вершины и склоны. За этим можно долго наблюдать, и фотографии такого состояния природы притягивают взгляд. Собрав фоторюкзаки, мы отправились на разведку в сторону Среднего Мультинского озера. Тропа до Среднего озера идет вдоль правого берега Нижнего Мультинского озера. Примерно через час, мы вышли к порогу Шумы, здесь вода по огромным камням перетекает из Среднего озера в Нижнее. Но осенью, воды в горных реках (порогах) значительно меньше, чем летом. И теперь вместо бурлящего потока – небольшие ручейки. Сейчас этот порог можно перейти по камням, практически в любом месте. Мы застали такое время, когда «Шумы» не шумят!

Пошел мокрый снег. Мы вышли на берег Среднего Мультинского озера, и нашему взору открылась невероятная красота: спокойное изумрудное озеро с чистейшей прозрачной водой, вершины гор, спрятанные за серыми тучами. А вокруг тишина! Действительно, Мультинские озера прекрасны в любую погоду! А вода в озерах настолько чистая и вкусная, что пить ее можно без кипячения!



Будучи увлеченными созданием «фотошедевров», мы вдруг услышали рев медведя, который периодически раздавался со стороны ближайшего лесистого склона. Чтобы испугать медведя, мы принялись шуметь, громко разговаривать, кричать, хлопать в ладони. Вечером погода начала постепенно разгуливаться. За весь день, первый раз подсветило солнце.



6-й день (18 сентября):
Встали снова рано, до рассвета. Но то, что мы увидели вокруг, нас очень сильно поразило и обрадовало: все было покрыто 10-ти сантиметровым слоем снега. Создавалось такое ощущение, что мы попали в настоящую зимнюю сказку. Каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек были покрыты шапкой снега. Это вызывало полный восторг!



Подойдя к берегу озера, мы снова поразились открывшимся пейзажам. Облака в горах активно перемещались и постепенно растворялись, погода быстро менялась. Это утро оказалось незабываемым. Все, что мы снимали вчера, сегодня преобразилось до неузнаваемости, все заиграло новыми красками. Снег сильно украсил окружающие пейзажи.



Спустя два-три часа погода разгулялась и под солнечными лучами снег активно таял. С деревьев, один за другим, падали снежные хлопья, началась капель. Вся прелесть сказочного сентябрьского утра растаяла, вместе со снегом. «Настоящая весна!» - воскликнули мы с Альбертом. Утром была зима, сейчас весна, на солнечных участках лето, а на календаре осень. Вот такие чудеса Алтая! На Среднем Мультинском озере мы решили остаться на весь день. Во второй половине дня небо окончательно очистилось от облаков. Вдали полностью открылись белоснежные пики Катунского хребта.

Этот день был, по-настоящему, сказочным. За несколько часов мы пережили все времена года.

7-й день (19 сентября):
Утром за нами приехали. Вернувшись в Мульту, мы погрузили вещи обратно в свою машину и отправились в дальнейший путь. Следующей точкой нашего путешествия по Горному Алтаю была долина реки Чулышман. От Мульты до Чулышмана далеко, около 550 километров.

III. По Чуйскому тракту вдоль Катуни и Чуи.
Стемнело очень быстро, и на сам Чуйский тракт мы выехали уже в полной темноте. По пути, на тракте, достаточно много интересных мест, заслуживающих внимания. Одно из таких мест – Чуй-Оозы, место слияния двух великих рек Алтая – Катуни и Чуи. Вот там-то ты мы и запланировали остановиться сегодня на ночь. Через какое-то время, темная сентябрьская алтайская ночь стала светлеть, и вскоре стала больше походить на северную «белую ночь». Дело в том, что на небе появилась полная и очень яркая луна. Луна оказалась настолько яркой, что все вокруг начало отбрасывать тени, можно было без проблем читать газету.



К месту слияния Катуни и Чуи мы подъехали около 2 часов ночи. Вообще, Чуй-Оозы – это священное для алтайцев место, оно является одним из основных символов Горного Алтая. Здесь мутноватая Чуя втекает в Катунь. Реки имеют разный цвет, и очень хорошо видно, как одна река растворяется в другой. Примечателен тот факт, что и Катунь и Чуя меняют свой цвет воды, в зависимости от времени года. Например, вода в Катуни, то грязно-серая, то мутно-зеленая, то салатовая, то бирюзовая. Мы застали тот период, когда цвет воды, и в Чуе и в Катуни, бирюзового оттенка, самого необычного и красивого. Луна, по-прежнему, светила так же ярко, а потому было не до сна, хотелось запечатлеть это красивое место в лунном свете. А утром, мы сделали новые кадры этого замечательного места.


8-й день (20 сентября):
После утренней фотосъемки Чуй-Оозы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.


IV. Долина реки Чулышман.
Доехав до поселка Акташ, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И вот, когда мы подъехали к тому самому перевалу, с километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Здесь мы приняли решение заночевать и провести утреннюю фотосъемку.

9-й день (21 сентября):
Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку.



Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже совсем жестким. Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.

Сибирский регион - настоящая природная сокровищница, и красивые места Алтая занимают в ней особое место. Край гор, речных долин и чистейших озёр ежегодно привлекает десятки тысяч туристов со всей России, в том числе и тех, кто предпочитает путешествовать на машине самостоятельно. И, если полвека назад это было непросто из-за непроходимых дорог и горных перевалов, то сейчас к самым популярным достопримечательностям ведут современные трассы.

Портал Vipgeo предлагает свой Топ-5 лучших мест Алтая, идеально подходящих для самостоятельных путешествий летом.

Плюсы и минусы самостоятельного отдыха на Алтае

Плюсы

  • Возможность прикоснуться к первозданной природе
  • Большинство достопримечательностей открыто для посещений - редко где придётся платить за вход
  • Никаких ограничений - выстраивайте маршрут тура так, как хочется, но с учётом возможностей вашего автомобиля
  • В регионе развитая дорожная сеть - на главной трассе, Чуйском тракте, отличный асфальт
  • Нет проблем с проживанием даже в отдалённых районах

Минусы

  • Непредсказуемая погода - внезапный дождь или заморозки могут испортить все планы
  • В некоторые районы можно добраться только на внедорожнике
  • Роскошных отелей с современными удобствами почти нет - очень часто размещение в турбазах и кемпинге с туалетом «во дворе»
  • Официальный курортный сезон длится чуть больше двух месяцев - с середины июня по конец августа
  • Коренные жители за пределами раскрученных туристических маршрутов не всегда дружелюбны

Телецкое озеро

Рейтинги, где перечисляют самые красивые места Алтая, регулярно возглавляет Телецкое озеро, и есть, за что. Этот высокогорный водоём, расположенный в 436 метрах над уровнем моря, является уникальнейшим объектом, привлекающим большую часть туристов, которые отправляются на отдых в регион, независимо от времени года.

Но наибольший приток гостей тут, конечно, летом, когда можно любоваться чистейшей гладью озера, кататься на теплоходе или катерах или оставаться на берегу, арендовав удочку и рыбача дни напролёт, надеясь выловить крупного тайменя или налима. Впрочем, совсем не обязательно заниматься активным отдыхом - одного созерцания здешних красот туристам бывает вполне достаточно для счастья.

А вот купание в Телецком озере - занятие сомнительное даже для экстремалов. Во-первых, зона для таких развлечений строго ограничена - где-то находятся особо охраняемые природные участки, а где-то слишком глубоко для плавания. Во-вторых, даже к середине лета температура воды на отмели очень редко превышает +17 оС, и это при условии ясной погоды и отсутствия сильного ветра. Так что, лучше любоваться таким водоёмом с берега или с борта лодки.

И, естественно, невозможно представить Телецкое озеро без его знаменитых природных чудес, коих немало. Например, экскурсионные группы могут осмотреть несколько водопадов, а водопад Корбу можно даже посетить, заплатив за билет небольшую сумму. Да и обросшая легендами сосна Яйлю, упавшая из-за вымывшихся почв, но не переставшая расти, входит в число культовых объектов этих мест.

Добираться до Телецкого озера можно несколькими способами, но у туристов наибольшей популярностью пользуется маршрут с отправной точкой из Бийска или Горно-Алтайска через село Чоя к посёлку Артыбаш, расположившемуся на северной оконечности водоёма.

Чтобы попасть на южный берег, придётся покупать билет на паром, либо ехать сухопутно со спуском с перевала Кату-Ярык, и он-то и будет вторым объектом в нашем списке.




Перевал Кату-Ярык

Если вы планируете выбрать Алтай, лучшие места для отдыха здесь не всегда будут связаны с тем, что создала Мать-Природа, и перевал Кату-Ярык будет именно таким местом. В это трудно поверить, но серпантинную дорогу с девятью поворотами над обрывами за два года создали трое рабочих-бульдозеристов. Открыт перевал был в 1989-м году, и он стал единственным сухопутным путём к изолированной долине Чулышман.

До появления дороги сюда попадали по воде, или опасными горными тропами верхом на лошадях, и подготовленный путь стал спасением для местных жителей, которые со стародавних времён жили в отдалении от цивилизации. Да и для туристов тоже, использующих перевал, как часть маршрута к южному берегу Телецкого озера, куда в принципе попасть и так непросто.

Если говорить языком цифр, то аналогов у Кату-Ярыка нет нигде в мире. Его буквально вырубали в горе с наклоном 70°, при этом уклон дороги в среднем не превышает 10-15°. Общая протяжённость перевала - 3.5 км, при этом каждый перегон заканчивается резким поворотом над пропастью. Здесь же присутствуют специальные карманы, чтобы машины смогли разъехаться - основная часть дороги рассчитана только на одну.

Перепад высот от въезда до верхней точки составляет более 800 метров, что сравнимо с экстремальными трассами горнолыжных курортов, только ехать придётся на машине. К слову, не каждая машина способна выдержать, как подъём, так и спуск - нужны хорошие тормоза и достаточно мощный двигатель, а на подъёме «легковушкам» с передним приводом вообще нечего делать. Для таких автомобилей ежедневно оказывают услуги буксировщиков.

Добираться до перевала Кату-Ярык непросто, как и все красивые места Алтая, он находится в отдалении не только от больших поселений, но и от главной транспортной артерии региона - Чуйского тракта. Придётся поездить не только по хорошему асфальту от Бийска до Семинского перевала, но и по грунтовке, начинающейся за селом Акташ. После него нужно держать путь на Улаган, а оттуда - к дороге на Балыктуюль и Чулышман. Путь неблизкий, но по указателям вполне можно сориентироваться даже начинающему водителю.

Подъехав к повороту на перевал, можно даже не приближаться к нему - вид открывается сразу, и равнодушным он не оставит никого. Можно смело утверждать, что вид со смотровой площадки на перевале - один из самых красивых и запоминающихся на Алтае.





Тавдинские пещеры

В лучшие места Алтая традиционно включены и легендарные Тавдинские пещеры - уникальные карстовые образования, рассредоточенные в районе границы республики с Алтайским краем. Формально каждая пещера находится на территории туристического комплекса «Бирюзовая Катунь», но большая часть подземных ходов расположена уже в соседнем регионе.

Как и самые красивые места Алтая, пещеры имеют богатую историю, обросшую легендами и всевозможными домыслами. Доподлинно известно, что первый человек поселился здесь уже в бронзовом веке, и каменные залы использовались им сначала в качестве жилища, а потом, как мастерские. По крайней мере, об этом говорят археологи, до сих пор активно изучающие район. Другим историческим фактом является проживание тут отшельников староверов, последние из которых ушли только в XIX веке. Есть информация об использовании пещер красными партизанами в Гражданскую войну.

На сегодняшний день на территории турбазы открыто, по разным данным, около 30 пещер, и далеко не все они имеют свободный доступ - кое-где взрослый человек просто не сможет пролезть. Крупнейшая из них - Большая Тавдинская пещера, она же - Девичьи Слёзы. Вход в неё виден буквально с дороги - огромный зев высотой почти 20 метров трудно не заметить.

Общая протяжённость ходов всех пещер превышает 5 км, причём изученные залы Девичьих Слёз едва ли составляют 200 м. почти все внутренние ходы имеют хотя бы один соединительный коридор, из-за которого, по незнанию, можно заблудиться и попасть в неприятную ситуацию. Именно поэтому внутри была разработана система освещения, которая позволяет спускаться на приличную глубину и без проблем найти выход.

Что до экскурсий, то они проводятся весь сезон, с осени их количество резко сокращается. Маршрутов несколько, чаще всего они охватывают не только пещеры, но и всё, что в шаговой доступности от них. Например, многие рекомендуют дойти до смотровой площадки, или спуститься вниз по течению и сфотографироваться на фоне поросшей кустами Тавдинской арки.

Добираться до Тавдинских пещер проще, чем до любого другого алтайского объекта. Ехать нужно от Бийска по Чуйскому тракту в сторону Сросток и Манжерока, после проезда которого останется повернуть на мост, ведущий в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», и доступ к пещерам будет открыт уже в рамках посещения туристического комплекса.





Чёртов палец

При запросе: Алтай, лучшие места для отдыха, вам почти наверняка порекомендуют посетить Чёртов палец - гору интересной формы, расположенную поблизости от озера Ая. Несмотря на своё мрачное название, этот объект считается едва ли не самым посещаемым местом в своём районе, да и легенды о его появлении тоже интересны.

Коренные жители уверяют туристов, что тот, кого мы называем «чёртом» - это легендарное чудовище по имени Черто, с незапамятных времён грабившее алтайские земли. Естественно, в преданиях его победил местный богатырь, затоптавший хитроумного врага копытами своего резвого скакуна, и только палец, зажатый в бессильной злобе, остался торчать над землёй.

И действительно, многие гости, поднимаясь к этой достопримечательности, нередко вспоминают легенду со словами, что только богатырю под силу преодолеть такие расстояния. Впрочем, запрещено ехать на автомобилях только с одной стороны Чёртового пальца, другие подъезды открыты, правда, лучше иметь внедорожник с высоким клиренсом, чтобы не увязнуть.

Добираться до горы лучше всего от села Катунь, держась единственного, но главного ориентира - телевышки. На некоторых пунктах кемпинга будут указатели, в какой стороне Чёртов палец, в крайнем случае - всегда можно спросить дорогу у проходящих мимо селян или таких же туристов, как вы.


Остров Патмос

Красивые места Алтая - это не только озёра, реки и пещеры, это ещё и острова, по крайней мере один остров Патмос на реке Катунь посетить стоит даже тем, кто не планировал заезжать сюда. Небольшой участок суши, попасть на который можно только пешком по подвесному мосту, интересен всем - и своей историей, и теми видами, которые открываются во время прогулок по его главной достопримечательности.

А она тут всего одна - это храм апостола Иоанна Богослова, построенный в 2001-м году на деньги частного мецената Виктора Павлова, рядового московского фотожурналиста, который продал квартиру, чтобы заново восстановить разрушенную в 30-е годы святыню. Сейчас церковь передана женскому монастырю, но ограничения в посещениях есть только по времени - и мужчины, и женщины одинаково приветствуются, и как в качестве гостей, и в роли паломников.

Добираться до острова Патмос проще всего из села Чемал. Выезжая в сторону соснового бора важно не пропустить указатель, проехав который, придётся возвращаться назад, через лесную дорогу. Свернув, где положено, вы увидите широкую асфальтированную парковочную зону - она не охраняется, но здесь это и не нужно, оставляйте машину и идите по мостику на остров.

Массу впечатлений вы получите уже на мостике, который шатается под ногами на высоте около 20 метров над бурлящей Катунью. На самом островке кроме церкви вы можете увидеть высеченный в скале образ Богоматери и оригинальную икону в нише скалы на сюжет поклонения волхвов младенцу Иисусу.

Кроме этого вас ожидают незабываемые виды на Катунь и ее скалистые берега как с острова, так и с подвесного моста.

Желающие могут пройти отсюда по «козьей тропе» до другой популярной местной достопримечательности - Чемальской ГЭС и месту впадения реки Чемал в Катунь.





Продолжение рассказов о лучших местах Алтая для самостоятельного путешествия будет в следующий раз. Чтобы не пропустить его, подписывайтесь на нашу

Сегодня расскажем о том, как организовать незабываемое путешествие в Горный Алтай на машине по его зрелищным местам. Предлагаемый маршрут будет начинаться от Барнаула и заканчиваться в Курае. Опытные туристы всегда тщательно планируют свое путешествие на Алтай на машине – это позволяет посмотреть максимум достопримечательностей за короткий промежуток времени. При планировании такие туристы предусматривают возможность максимальной экономии. Один из полезных советов, если едете на отдых на Алтай на машине – используйте сервисы, позволяющие подбирать попутчиков за умеренную плату.

Документы

На всякий случай, проверьте документы в поездку на Алтай на машине.

  • Водительские права
  • Свидетельство о регистрации ТС
  • ОСАГО (его можно заказать онлайн и )

На Алтай на машине из Барнаула

Предлагаемый пример путешествия на Алтай на машине предусмотрен с отправной точкой со столицы Алтайского края и в сторону Горно-Алтайска. Трасса до Горно-Алтайска очень хорошая, так что передвигаться на автомобильном транспорте можно без особого дискомфорта. Наверное, это стало возможным благодаря тому, что относиться к трассе федерального значения. На подъезде к Барнаулу за 17 километров начинается современная четырехполосная дорога прямиком до развязки на Чуйский тракт. После нее до Бийска идет двухполосная дорога, но вдоль неё редко встречаются населенные пункты и камеры. В начале рабочей недели движение здесь не слишком интенсивное, так что доехать можно без пробок и особых осложнений на дорогах.

На подъезде к Бийску откройте навигатор и посмотрите, есть ли в городе пробки. Если нет, то лучше проехать далее через него, а если показывает затруднительное движение – проезжайте в обход. За городом идет стройка дороги, но выполнение работ движению не мешает. Между Бийском и Горно-Алтайском по дороге встречаются населенные пункты намного чаще. Дорога в Алтае на машине с Барнаула до Горно-Алтайска занимает примерно 3-4 часа, в зависимости от количества предполагаемых остановок.

Едем на Алтай на машине: дорога от Горно-Алтайска

После Горно-Атлайска следующий пункт путешествия на Алтай на машине – , расположенное за 150 километров от города. В целом, дорога сюда займет примерно 2 часа. Отправляясь в путь, позаботьтесь о достаточном количестве топлива туда-обратно, поскольку самая оптимальная по ценам и обслуживанию заправка «Лукойл» находится на выезде из Горно-Алтайска. Популярностью также пользуется заправка «Газпромнефть» в Майме, отличающая низкими ценами, так что если есть возможность – заправьтесь по возможности там. Если видите, что топлива может не хватить, то промежуточно залить бензин или дизель лучше всего на «Сибнефти» в Верх-Бийске – среди водителей отзывы о ней также положительные.

Выезжая в сторону Телецкого озера, будьте готовы к тому, что можете попасть в горы, окутанные туманом.

По дороге в Горный Алтай на машине встречается много красивых пейзажей, но будьте осторожны, поскольку трасса узкая и качество самого полотна, откровенно говоря, оставляет желать лучшего. Более того, на ней частые повороты, а буквально за 10 километров до Верх-Байского начинается небольшой серпантин, засыпанный щебнем.

С этой точки дорога будет проходить вдоль реки Бия — аж до самого Артыбаша. Можно остановиться для отдыха на ее берегу, тем более что подъезды есть во многих местах. Только помните, что вода там, в основном прохладная, а течение сильное. По пути на Артыбаш по возможности побывайте на берегу реки поблизости села Кебезень, где прекрасная природа и атмосфера.

После того как въедете в Артыбаш, не расстраивайтесь, если не увидите сразу Телецкое озеро, потому что непосредственно с самого села оно просматривается плохо. Спросите у местных, с какой стороны находится водопад «Третьей речки» — можете не переживать за произношение этого названия, поскольку его именуют по-разному: и «на третьей речки», и «третья речка». Не удивляйтесь, если услышите новые вариации произношения.

Не забывайте, что хороший турист в путешествии на Алтай на машине — подготовленный турист, поэтому на случай, если не встретите прохожих, добраться туда можно направляясь прямо по дороге через весь Артыбаш. Она заканчивается возле небольшого деревянного мостика. Там точно не проехать, поэтому паркуйте машину. Здесь нет оборудованной парковки, так что ставьте ее прямо на обочине.

Далее по пути по Горному Алтаю на машине встречается небольшой ручей и нужно пройти вверх по его течению. Есть только одна тропа, и заблудиться будет сложно. Идти пешком придется примерно минут 15, а далее попадете на финальное препятствие, где будет очень узкий мостик — переходить его нужно максимально осторожно. В путешествие в Горный Алтай обязательно возьмите удобную обувь, важно, чтобы она была не скользкой.

Перед вами откроется незабываемый вид на водопад. Хоть он и не полноводный — это делает его более изящным. Бурлящая по камням вода дарит ощущение легкого бриза. Не забудьте сделать на память колоритные фото — окружающее буйство красок сделает их неповторимыми.

Пообедать в этой местности можно в кафе «Евсич». Его сразу увидите примерно в 400 метрах на въезде в поселок. Средний чек по заказу составляет 250-300 рублей, а на эти деньги можно сытно поесть предложенными блюдами из домашней кухни. Выбор достаточно разнообразен, голодными точно не останетесь.

Среди бюджетных мест в этом крае — Песчаный карьер за поселком Иогач, располагающийся прямо у подножия горы Кейтек. Недалеко от этого карьера находится месторождение голубой глины, отличающиеся своими лечебными свойствами. Включите в программу отдыха и лодочную прогулку — местные экскурсоводы все организуют, но нужно будет заплатить около 1300 рублей. Но зато только так сможете увидеть Телецкое озеро с другой стороны и оценить всю панораму леса вокруг.

Горный Алтай на машине: отправляемся в Курай

Если будете отправляться на Алтае на машине в Курай с Горно-Алтайска, сразу учитывайте, что необходимо будет потратить около 10 часов, чтобы преодолеть 350 км пути. И снова первоочередной вопрос с заправкой — на выезде из Маймы полный бак залить можно на «Газпроме», лучше делать это именно там, поскольку за Семинским перевалом бензин будет уже дороже – от 41 рубля за литр.

Многих пугает неизвестность преодоления Семинского перевала в путешествии на Алтай на машине, ведь он считается одним из самых высоких в этой местности.

Не бойтесь сложностей, проехать его можно без особых технических проблем (если конечно вы не отправились в путешествие на Алтай на машине на стареньких Камазах и Газелях). На перевале работает туристическая база «Динамо» и УТЦ «Семинский перевал». Если устали в дороге, то именно в этом месте хорошо не только пообедать, а и переночевать. Что касается ценовой политики, то одноименная база — более бюджетный вариант, нежели «Динамо». Если хотите забронировать номера, то есть возможность сделать это дистанционно в режиме онлайн через официальный сайт.

Если будете здесь в зимнее время, непременно посетите в Алтае на машине горнолыжный спуск, который здесь полноценно обустраивается на этот период. Также можно подняться на вершину горы Тияхта, предварительно позаботившись о необходимом снаряжении.

Путешествие в Горный Алтай: Чике-Таман

Следующий перевал, который встречается по пути в Горном Алтае на машине — это Чике-Таман, но остановку делать там бессмысленно. Стоит предупредить, что преодолевать его будет немного сложнее, поскольку дорога напоминает запутанный серпантин, прорезающий скалы в нескольких местах. По пути проезда перевала вы встретите несколько смотровых площадок, где можно сделать несколько живописных кадров на память. Через 15-20 км после него начинается настоящий Горный Алтай. Контраст будет сразу заметен в отличиях природы, высоких и красивых гор.

В районе поселка Купчегени сможете за долгое время снова увидеть реку Катунь, появляющуюся из-за гор.

В этой местности она еще чище и прозрачнее, но вместе с этим и более бурлящая. Подъезжая к этому месту, будьте максимально осторожны на дороге в Горном Алтае на машине, поскольку справа нависает скала, а слева — обрыв в полноводную Катунь. Лучше остановиться на следующем перевале в начале села Малый Яломан. В этой точке река буквально делает разворот на 180 градусов и открывается очень красивый вид. Там же сможете подъехать к берегу Катуни — особых препятствий для этого нет.

Далее по маршруту путешествия на Алтай на машине находится село Иня, где есть несколько красивых мест — в основном это мосты через местную реку. Первый мост находится прямо по пути Чуйского тракта. А второй Ининский или, как его еще называют, Цаплинский мост, располагается немного правее. Если проехать немного дальше от этого места, то сможете увидеть место слияния рек Чуи и Катуни. Это явление уникально тем, что каждая из них имеет свой специфический окрас. Если Катунь бирюзовая, то Чуя — серая. Конечно, такое редкое явление природы не могло остаться без должного внимания — специально для туристов построили смотровую площадку со скалы. Фотографии этих мест вы наверняка видели, даже не подозревая, что они сделаны именно там – фотографы любят этот пейзаж и часто съезжаются сюда за новыми кадрами.

Остановку на отдых на Алтае на машине также стоит сделать в Калбак-Таше. Здесь можно прогуляться по скалам с петроглифами, но сделать это разрешат только в сопровождении гида за 150 рублей с человека. Таким образом, местные ограничивают памятник культуры от вандалов и недобросовестных туристов.

Путешествие на Алтай на машине продолжается через Белый Бомом и Акбом, где наверняка заметите интересный памятник чуйским водителям. Рядом находится водопад Ширлак, называемый в народе «Девичьи слезы». Его высота небольшая — ручей спадает всего с 20 метров. Если будет желание, то можно пройти к нему, но приготовьтесь самостоятельно залазить на крутую горку.

За 45 км до Курая находится населенный пункт Акташ. Здесь также есть возможность пообедать в столовой «Ника», расположенной за местной заправкой. Поесть каких-то изысканных блюд не получится, но домашняя еда весьма вкусная. Причем цены удивляют своей демократичностью — потратите на обед 150-200 рублей. Причем персонал не возражает, если посетители приносят с собой собственную еду, ведь понимают, что люди часто заходят с дальней дороги по Алтаю на машине.

Непременно посетите местную достопримечательности Горного Алтая на машине — гейзерное озеро.

Неподалеку от него, к слову, находится небольшая туристическая база, где отдыхающим сдают в аренду три небольших домика. В принципе, здесь не проблема найти место для размещения или ночлега, а что касается цен, то оплата в сутки примерно 500 рублей с человека. На особые условия не приходится рассчитывать, а если хотите в любом случае сэкономить, то договоритесь о размещении у местных жителей.

За вход на озеро предусмотрена чисто символическая плата в размере 20-30 рублей. Владельцы соседних туристических баз позаботились о том, чтобы сделать мостик к озеру, ведь пробраться к нему весьма сложно, поскольку путь пролегает через болото. Зато можно повидать удивительное природное явление — извержение газов, выбрасывающих глину наружу. После каждой волны извержений гейзерного озера на дне вырисовываются удивительные рисунки – увидеть в них можно разные фигурки, а вот какие именно, зависит от вашей фантазии. Учитывайте, что лучше посещать гейзер с утра – так больше вероятности застать этот процесс в более выразительном и интенсивном проявлении.

Поднимитесь в горы в этих местах в путешествии на Алтай на машине, не доезжая до Курая – природа здесь просто обворожительна. Это станет приятным бонусом в продолжение дороги через Северочуйский хребет. Следующий перевал сделайте в Курайской степи, расположенной за одноименным селом. Глазу открывается приятный взор сочетания Северо-Чуйского хребта и просторов самой степи. В этом месте немноголюдно, так что не забывайте о навигаторе или карте, чтобы не сбиться с пути.

Описанный туристический маршрут в Горный Алтай на машине – хороший вариант по результату полученных впечатлений и затраченных на это средств. Примерные расходы на такую поездку практически минимальны. Топливо обойдется примерно 4000-3000 рулей, в зависимости от марки машины. За питание в придорожных кафе заплатите ориентировочно 200-300 рублей с человека. Единственное, что может существенно влиять на конечную стоимость – проживание, поскольку сумма зависит от количества дней, планируемых потратить на этот маршрут. Самые экономные туристы могут организовать ночлег в палатках.

Так что, если хотите уехать от городской суеты и побыть наедите с природой, путешествие на Алтай на машине — очень хороший и бюджетный вариант. По предложенному маршруту располагается большое количество мест и природных достопримечательностей, способных покорить ваше сердце.