Развитие речи. лексическая тема "деревья и кустарники"
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи
На тему: Деревья. Лес.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.
Образовательные :познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья»; образование прилагательных от существительных.
Коррекционные : развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.
Воспитательные : воспитание бережного отношения к родной природе.
Оборудование : предметные картинки по теме: «Деревья. Лес», сенсорная дорожка, программный комплекс «Игры для Тигры», песочный стол.
Ход занятия
I.Организационный момент.
1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».
Дети входят в сенсорную комнату и встают в круг .
Бегали, ходили,
Озорными были,
А как встали в кружок,
Поздоровайся, дружок!
Дети садятся на пуфики.
2.Беседа.
Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок- хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»
II.Основная часть
3. Введение в тему.
Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес- это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.
Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес».
4.Отгадай загадки.
Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза )
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)
Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.
(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)
5.Опиши дерево.
Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.
Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.
Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.
Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.
Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
6. Сенсорная дорожка.
Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)
А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)
Друг за другом мы идем
И ничуть не устаем.
Поднимаем ножки
На лесной дорожке.
Левой раз, правой раз,
Посмотрите вы на нас.
Всем в лесу на удивленье
Разные растут деревья:
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости пригласили.
7. Слуховая гимнастика.
Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.
Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.
Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)
8. Дыхательная гимнастика (игры для Тигры)
Давайте по очередиподуем на одуванчик.
Дети дуют на одуванчик.
10.Игра «С какой ветки детки».
Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упаллисточек, и назовите его.
Лист с березы (какой?)… березовый
Лист с дуба (какой?) …дубовый
Лист с рябины (какой?)…рябиновый
Лист с клена (какой?)…кленовый
(на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)
Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик - по дорожке. сжимают и разжимают кулаки
Этот пальчик - по тропинке,
Этот пальчик - за грибами.
Этот пальчик - за малинкой.
Этот пальчик птиц увидел.
Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями
С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки
12. Рисование на песке.
Давайте нарисуем на песке листочки, которые вы нашли, но сначала вспомним правила рисования на песке.
Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.
13. Правила поведения в лесу . А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
1.Не разоряйте птичьигнезда.
2.Нешумите в лесу.
3.Не разжигайте костры в лесу.
4.Не оставляйте мусор в лесу.
Запомнили как нужно себя вести в лесу.
III. Итоги занятия
Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)
Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.
Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.
Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед
Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.
Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Лесовичок может быть спокоен, вы будем к лесу относиться бережно. А чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, вот вам дом. задание. Вам надо раскрасть рисунок.
танзиля нуреева
Конспект занятия «Деревья нашего леса»
Конспект занятия в старшей группе по О. О. «Познание» .
Тема : «Деревья нашего леса » .
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .
Цель : Уточнить и закрепить знания детей о деревьях .
1. Образовательная задача : Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.
2. Развивающая задача : Развивать мышление, речь.
3. Воспитательная задача : Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование : Иллюстрации с изображением деревьев , листья и плоды деревьев , ИКТ с записью голосов птиц и шумом леса .
Предварительная работа : Чтение книг, рассматривание иллюстраций о деревьях , экскурсии в парк, рассматривание плодов деревьев , заучивание стихотворений, чистоговорок.
Словарная работа : Белобока, тройка скакунов, хвоя, береста, Факел, роща, дубрава.
Индивидуальная работа : Разучивание стихотворений, проговаривание скороговорок; учить правильно произносить звуки в словах.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Воспитатель : - Дети, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром. (зима)
Да это зима. Назовите зимние месяцы. А какой месяц, наступил сейчас? (ответы детей) .
А теперь послушайте следующую загадку :
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево )
2. Основная часть.
Воспитатель : - Сегодня мы с вами поговорим о деревьях нашего леса .
Стук в дверь.
Дети, кто-то пришел к нам в гости.
Входит Старичок - лесовичок.
Воспитатель : - Ребята, смотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок – лесовичок.
Старичок - лесовичок : - Здравствуйте дети, шел я из леса и решил заглянуть к вам в гости. Принес я вам много интересных загадок, картинок, игр. Отгадайте, где я живу :
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек (лес) .
У меня в лесу, очень хорошо, кругом растут деревья , поют птицы. Хотите послушать шум леса ?
Использование ИКТ прослушивание записи с голосом птиц и шумом леса .
Старичок – лесовичок : - Есть у меня еще для вас загадки, отгадайте какие деревья растут в моем лесу .
1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
Показ слайда с изображением ёлки.
2. Они до небес хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести.
Чтобы в течении года, ясной стояла погода. (сосна)
Показ слайда с изображением сосны
Воспитатель : - Как называются леса , в которых растут эти деревья ? А почему? (ответы детей) .
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Чем каждой весной нас угощает береза? Есть примета : если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. Какой ствол у березы? А что можно сделать из древесины?
Показ слайда с изображением липы.
Воспитатель : А это дерево так о себе рассказывает.
Выросла я, я липка,
Тоненькой и гибкой, не ломай меня.
Зацвету я летом, медоносным цветом.
Береги меня.
Ствол у липы темный, листья как сердечки из древесины умельцы делают различные подделки. А чем полезна липа для людей?
Показ слайда с изображением рябины.
Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И галдя, его клюют (рябина)
Воспитатель : - Чем полезна рябина? (ответы детей) . Есть примета : если много рябины, то зима будет холодной.
Показ слайда с изображением осины.
Посмотрите, какое тонкое и хрупкое дерево . Его никто не пугает, а оно все равно дрожит. Что за дерево ? Хочешь лесовичок, дети прочтут стихотворение про осину.
Старичок-лесовичок : - Можно я загадку загадаю?
Все детки на ветках
С рожденья в беретках
С деревьев упадут-
Береток не найдут. (желуди)
С какого дерева эти детки ?
Показ слайда с изображением дуба.
Какой ствол и листья у дуба?
Чтение скороговорки : Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу друг.
А сейчас немного отдохнем, на полянку в лес пойдем.
Физминутка «Поляна» с музыкальном сопровождением.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Старичок – лесовичок : - Можно я с ребятами поиграю. У меня есть интересная игра, а называется она «С какого дерева детка »
Воспитатель : - Лесовичок, а дети для тебя подготовили стихи про деревья .
Чтение стихотворений.
Старичок – лесовичок : - Как называется лес, в котором растут только деревья с листьями (лиственный) . А в каком лесу растут только деревья с хвоей (хвойные) . А где растут одни сосны? (сосновый бор) . А если растут одни березы (березовая роща? А если дубы?
Воспитатель : - Какую пользу приносит лес? Что нельзя делать в лесу?
Рассказ о пользе леса .
Старичок – лесовичок : Много вы ребята знаете о деревьях спасибо , а мне пора возвращаться обратно в лес. На прощание я вам подарю сосновые и еловые шишки, чтобы вы могли сделать из них различные поделки. До свидания ребята. Добро пожаловать в мой лес!
Заключительная часть.
Воспитатель : - Дети, вам понравилась встреча с лесовичком. О чем мы с вами разговаривали.
Чтение пословицы : Мало леса- береги , нет леса посади .
Хоровое выступление детей.
Публикации по теме:
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Деревья - красота леса» Цель: - формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу; - обобщить знания детей о живой и неживой природе,.
Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.
Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.
Цель:знакомство детей с богатым миром животных Пермского края. Задачи: -формировать умение выделять части тела животных (голова, туловище,.
Название:
Конспект интегрированного занятия «Деревья»
Номинация:
Детский сад, Занятия логопеда, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 «Березка»
Месторасположение: обл. Ивановская г. Родники
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.
- Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.
- Формировать представление о «хвойном» и «лиственном» деревьях.
- Продолжать обогащать связную речь; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос.
- Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, справа — слева).
- Учить рисовать ветки берёзы.
Развивающие задачи:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Продолжать воспитывать аккуратность при работе красками. Материал: иллюстрации деревьев, кора деревьев, сухие листья, «мультимедийка», рисунок берёзы, рисовальные принадлежности.
Ход занятия.
1.Раздаётся звонок мобильного телефона.
Н: — Алло! Это детский сад?
В:- Да. А кто звонит?
Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.
В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.
Н: — Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.
Н: — Спасибо! До свидания.
В: Ребята, а вы знаете деревья? Посмотрите как много у меня деревьев.(выставляю картинки деревьев). Отгадайте, о каком дереве я загадала загадку (могучий, сильный, крепкий – дуб; белоствольная, кудрявая – берёза; колючая, вечнозеленая – ёлка.) О каком дереве я не загадала загадку?
2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Посмотрите внимательно и скажите, какое дерево здесь лишнее и почему. Объясните свой выбор.
2варианта:
1 берёза – потому что у неё белый ствол;
2 ель – потому что у неё иголки, а не листья.
Оба варианта правильны. Ребята, если на дереве растут листья, то как мы его называем? (лиственным). А у ели вместо листьев иголки. Их называют по-другому хвоя. И дерево с иголками ель – хвойное дерево. Скажите все вместе.
3. Ребята, деревья бывают разные: ствол у деревьев может быть и толстым и тонким, и тёмным и белым. Деревья бывают и с листьями, и с иголками. Но все же у всех деревьев много общего. А убедится в этом, нам поможет волшебный экран.
Мультимедийка «Строение дерева»
Ребята, какая часть дерева появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим у дерева?(потому что они под землёй).
У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.
Ребята, как вы думаете, для чего дереву нужны корни? Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.
Ребята, а как называется эта часть дерева? (ствол). Ствол дерева сверху покрыт корой. Она может быть гладкой, а может быть шершавой. Потрогайте, какая кора. А чем ещё она может отличаться? (цветом) Правильно. Она может быть светлой или тёмной взависимости от породы и возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора темнее.
Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у дерева? У каждого дерева есть ветви и листья. Они образуют крону дерева. А какое сейчас время года? Какого цвета крона осенью? Подул осенний ветер, подхватил осенние листочки и начался листопад. Вокруг себя повернись и в листочек превратись.
4. Физ. минутка.
Листья, словно бабочки, «летают»
Кружатся, порхают, «кружатся»
И крыльцо, и лавочку «приседают»
Листья осыпают.
Листопад, листопад «кружатся»
Осыпает старый сад.
5.Работа за столами.
Ребята, давайте выложим из наших листьев «Осенний ковёр»- возьмите правой рукой жёлтый лист клёна и положите его в центр салфетки. Справа – лист дуба, слева кленового листа – лист рябины, Сверху над кленовым листом – лист липы, снизу под жёлтым кленовым листом – красный кленовый лист.
Ребята, посмотрите, правильно ли вы выложили осенний ковёр. Кто выполнил задание правильно, похлопайте в ладоши и подойдите ко мне.
6. Ребята, угадайте, какое дерево здесь спряталось.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в серёжках – весной.
Сарафан зелёный – летом.
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит.
Золотистый плащ — шуршит.(берёзка)
Выставляется картинка « Берёзка».
7.Пальчиковая игра
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья
Красный, жёлтый, золотой
Как хорош ты лист цветной.
Чем отличается берёза от других деревьев? (стволом) Правильно. Ствол у берёзки белый, с чёрными крапинками. А ещё — расположением веток. Покажите куда растут веточки у деревьев? (вверх), а у ёлочки – вниз. А у берёзки – плакучие веточки: сначала вверх, а потом вниз. Давайте покажем. Вот какие красивые берёзки.
Сегодня мы с вами будем учиться рисовать плакучую берёзку. Стволы у деревьев мы с вами уже учились рисовать. Давайте вспомним. Покажите ручками: рисуем ствол, потом веточки берёзы: вверх и вниз, вверх и вниз плавно. Молодцы. Ребята, скажите, а как можно быстро нарисовать листву берёзки? (тычком). Правильно. Краску для листвы набираем на жесткую, сухую кисточку немного и делаем несколько пробных тычков на бумаге.
8. Самостоятельная деятельность.
9. Итог. Посмотрите, какие замечательные берёзки у нас получились, настоящая берёзовая роща. Ребята, скажите чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось? Что было трудно?
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
(«Познание», «Коммуникация», «Социализация»)
ТЕМА: «Деревья»
С использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий
Программное содержание:
Цель : Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.
Задачи:
Образовательные: Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа).
Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный, слуховой.
Приемы: Рассказ- беседа, игры,
Предварительная работа:
Ежедневные наблюдения на прогулке, изобразительная деятельность по теме «Деревья». Составление загадок о деревьях.
Чтение стихов и рассказов о деревьях. Рассматривание иллюстраций о лесе.
Материал: Стихи, пословицы, поговорки о деревьях, ветки деревьев с листьями, картинки с грибами.
Оформление: Иллюстрации и картинки с деревьями.
Аппаратное обеспечение : магнитофон.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков образовательные области
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», « Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия.
Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы»
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Интернет ресурсы:
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети входят в группу, где звучит пение птиц
Воспитатель: Ребята куда это мы попали?
Дети: В лес.
В: В лесу много деревьев.
Отгадайте загадку: «Нам в дождь и зной поможет друг
Зелёный и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек» (Дерево)
Игра с мячом «Назови дерево»
Чем похожи деревья между собой?
Дети: У них есть корень, ствол, ветки, листья.
Где ещё растут деревья? (В парке, в саду, вдоль дорог.)
Основная часть:
Загадывание загадки: «Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке
В белом сарафане» (Берёза)
«Стоит красавица на поляне
В белом сарафане, в желтом одеянии.
Летом цветёт, зимой греет.
Настанет весна - истечёт слеза» (Берёза)
Просмотр презентации « Русская береза»
«Что такое берёза?»
«Цвет осени»
«Зимняя берёза»
«Весенняя берёза»
«Плакучая Берёза»
«Берёза лекарь»
«Что же даёт человеку берёза?»
Физкультминутка «Березки». Дети изображают деревья в разное время года, следуя словами воспитателя:
Лето. Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.
Осень. Опадают листья на берёзах. Все чаще дует сильный,
порывистый ветер, который раскачивает деревья из стороны в сторону.
Зима. Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег прибегает их к земле.
Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и появляются нежные листочки.
Игра: «Чьи детки с ветки?»
Дети называют листья к картинке-дереву.
Лист березы - к берёзе
Лист кленовый - к клёну
Лист дубовый - к дубу
Лист осиновый - к осине
Лист ивовый – к иве
Лист тополиный – к тополю
А кто подруга берёзы? (осина)
Послушайте загадку. «Если дунет ветерок,
Задрожит её листок,
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок осины»
В. Как вы думайте, чем отличаются берёза от осины?
Дети. У них разный цвет ствола. У берёзки ствол белый с чёрными черточками, а у осины серо- зелёный. В. Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы? Белоствольная берёза.
Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.
В. Ребята, для чего берёзе черные черточки?
Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.
Чем ещё отличаются эти деревья?
Обратите внимание листья одинаковые?
Разные. Лист осины круглый, с волнистыми краями, а у берёзы листья с зубчиками.
В. Давайте рассмотрим ветки, потрогаем их и сравним.
У осины ветки прочные, крепкие, а у берёзы, гибкие, нежные. Люди говорят, что коса, есть у берёзы.
Как вы думайте, почему так говорят?
Когда дует ветерок, ветки у березы как косы заплетаются.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
Посмотрите, как много растет берёзок – подружек. Рассматривание иллюстрации. Такой лес называется берёзовой рощей или березняком. Лес, в котором растут только осины – осинник.
Лес, где растут – берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называются лиственными.
Упражнение на дыхание «Деревья и ветер»
Дети делятся на две группы: первая команда – ветер, вторая -деревья.
Команды встают друг против друга.
Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.
Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки, подул сильный ветер - качаются стволы деревьев.
Стараемся дышать правильно.
1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).
2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «деревья».
3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лес-ных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И т. д.) Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».
4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели....
У дуба ствол толстый, а у березы....
У клена листья большие, а у березы....
У березы ствол светлый, а у клена....
5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:
6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше ли-стья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)
7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опор-ным словам.
8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.
Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).
9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).
Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выгля-дывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.