Развитие речи. лексическая тема "деревья и кустарники"

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи

На тему: Деревья. Лес.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Образовательные :познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья»; образование прилагательных от существительных.

Коррекционные : развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.

Воспитательные : воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование : предметные картинки по теме: «Деревья. Лес», сенсорная дорожка, программный комплекс «Игры для Тигры», песочный стол.

Ход занятия

I.Организационный момент.

1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».

Дети входят в сенсорную комнату и встают в круг .

Бегали, ходили,

Озорными были,

А как встали в кружок,

Поздоровайся, дружок!

Дети садятся на пуфики.

2.Беседа.

Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок- хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»

II.Основная часть

3. Введение в тему.

Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес- это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес».

4.Отгадай загадки.

Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза )

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

5.Опиши дерево.

Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

6. Сенсорная дорожка.

Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)

А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

Поднимаем ножки

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости пригласили.

7. Слуховая гимнастика.

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

8. Дыхательная гимнастика (игры для Тигры)

Давайте по очередиподуем на одуванчик.

Дети дуют на одуванчик.

9. Артикуляционная гимнастика

10.Игра «С какой ветки детки».

Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упаллисточек, и назовите его.

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

(на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке. сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями

С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки

12. Рисование на песке.

Давайте нарисуем на песке листочки, которые вы нашли, но сначала вспомним правила рисования на песке.

Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.

13. Правила поведения в лесу . А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичьигнезда.

2.Нешумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

Запомнили как нужно себя вести в лесу.

III. Итоги занятия

Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Лесовичок может быть спокоен, вы будем к лесу относиться бережно. А чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, вот вам дом. задание. Вам надо раскрасть рисунок.

танзиля нуреева
Конспект занятия «Деревья нашего леса»

Конспект занятия в старшей группе по О. О. «Познание» .

Тема : «Деревья нашего леса » .

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Цель : Уточнить и закрепить знания детей о деревьях .

1. Образовательная задача : Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.

2. Развивающая задача : Развивать мышление, речь.

3. Воспитательная задача : Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование : Иллюстрации с изображением деревьев , листья и плоды деревьев , ИКТ с записью голосов птиц и шумом леса .

Предварительная работа : Чтение книг, рассматривание иллюстраций о деревьях , экскурсии в парк, рассматривание плодов деревьев , заучивание стихотворений, чистоговорок.

Словарная работа : Белобока, тройка скакунов, хвоя, береста, Факел, роща, дубрава.

Индивидуальная работа : Разучивание стихотворений, проговаривание скороговорок; учить правильно произносить звуки в словах.

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

Воспитатель : - Дети, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белоока, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром. (зима)

Да это зима. Назовите зимние месяцы. А какой месяц, наступил сейчас? (ответы детей) .

А теперь послушайте следующую загадку :

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево )

2. Основная часть.

Воспитатель : - Сегодня мы с вами поговорим о деревьях нашего леса .

Стук в дверь.

Дети, кто-то пришел к нам в гости.

Входит Старичок - лесовичок.

Воспитатель : - Ребята, смотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок – лесовичок.

Старичок - лесовичок : - Здравствуйте дети, шел я из леса и решил заглянуть к вам в гости. Принес я вам много интересных загадок, картинок, игр. Отгадайте, где я живу :

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек (лес) .

У меня в лесу, очень хорошо, кругом растут деревья , поют птицы. Хотите послушать шум леса ?

Использование ИКТ прослушивание записи с голосом птиц и шумом леса .

Старичок – лесовичок : - Есть у меня еще для вас загадки, отгадайте какие деревья растут в моем лесу .

1. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

Показ слайда с изображением ёлки.

2. Они до небес хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течении года, ясной стояла погода. (сосна)

Показ слайда с изображением сосны

Воспитатель : - Как называются леса , в которых растут эти деревья ? А почему? (ответы детей) .

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Чем каждой весной нас угощает береза? Есть примета : если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. Какой ствол у березы? А что можно сделать из древесины?

Показ слайда с изображением липы.

Воспитатель : А это дерево так о себе рассказывает.

Выросла я, я липка,

Тоненькой и гибкой, не ломай меня.

Зацвету я летом, медоносным цветом.

Береги меня.

Ствол у липы темный, листья как сердечки из древесины умельцы делают различные подделки. А чем полезна липа для людей?

Показ слайда с изображением рябины.

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И галдя, его клюют (рябина)

Воспитатель : - Чем полезна рябина? (ответы детей) . Есть примета : если много рябины, то зима будет холодной.

Показ слайда с изображением осины.

Посмотрите, какое тонкое и хрупкое дерево . Его никто не пугает, а оно все равно дрожит. Что за дерево ? Хочешь лесовичок, дети прочтут стихотворение про осину.

Старичок-лесовичок : - Можно я загадку загадаю?

Все детки на ветках

С рожденья в беретках

С деревьев упадут-

Береток не найдут. (желуди)

С какого дерева эти детки ?

Показ слайда с изображением дуба.

Какой ствол и листья у дуба?

Чтение скороговорки : Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу друг.

А сейчас немного отдохнем, на полянку в лес пойдем.

Физминутка «Поляна» с музыкальном сопровождением.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки,

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Старичок – лесовичок : - Можно я с ребятами поиграю. У меня есть интересная игра, а называется она «С какого дерева детка »

Воспитатель : - Лесовичок, а дети для тебя подготовили стихи про деревья .

Чтение стихотворений.

Старичок – лесовичок : - Как называется лес, в котором растут только деревья с листьями (лиственный) . А в каком лесу растут только деревья с хвоей (хвойные) . А где растут одни сосны? (сосновый бор) . А если растут одни березы (березовая роща? А если дубы?

Воспитатель : - Какую пользу приносит лес? Что нельзя делать в лесу?

Рассказ о пользе леса .

Старичок – лесовичок : Много вы ребята знаете о деревьях спасибо , а мне пора возвращаться обратно в лес. На прощание я вам подарю сосновые и еловые шишки, чтобы вы могли сделать из них различные поделки. До свидания ребята. Добро пожаловать в мой лес!

Заключительная часть.

Воспитатель : - Дети, вам понравилась встреча с лесовичком. О чем мы с вами разговаривали.

Чтение пословицы : Мало леса- береги , нет леса посади .

Хоровое выступление детей.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Деревья - красота леса» Цель: - формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу; - обобщить знания детей о живой и неживой природе,.

Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.

Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Цель:знакомство детей с богатым миром животных Пермского края. Задачи: -формировать умение выделять части тела животных (голова, туловище,.

Название: Конспект интегрированного занятия «Деревья»
Номинация: Детский сад, Занятия логопеда, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 «Березка»
Месторасположение: обл. Ивановская г. Родники

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.
  2. Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.
  3. Формировать представление о «хвойном» и «лиственном» деревьях.
  4. Продолжать обогащать связную речь; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос.
  5. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, справа — слева).
  6. Учить рисовать ветки берёзы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
  2. Развивать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе красками. Материал: иллюстрации деревьев, кора деревьев, сухие листья, «мультимедийка», рисунок берёзы, рисовальные принадлежности.

Ход занятия.

1.Раздаётся звонок мобильного телефона.

Н: — Алло! Это детский сад?

В:- Да. А кто звонит?

Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.

В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.

Н: — Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.

Н: — Спасибо! До свидания.

В: Ребята, а вы знаете деревья? Посмотрите как много у меня деревьев.(выставляю картинки деревьев). Отгадайте, о каком дереве я загадала загадку (могучий, сильный, крепкий – дуб; белоствольная, кудрявая – берёза; колючая, вечнозеленая – ёлка.) О каком дереве я не загадала загадку?

2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Посмотрите внимательно и скажите, какое дерево здесь лишнее и почему. Объясните свой выбор.

2варианта:

1 берёза – потому что у неё белый ствол;

2 ель – потому что у неё иголки, а не листья.

Оба варианта правильны. Ребята, если на дереве растут листья, то как мы его называем? (лиственным). А у ели вместо листьев иголки. Их называют по-другому хвоя. И дерево с иголками ель – хвойное дерево. Скажите все вместе.

3. Ребята, деревья бывают разные: ствол у деревьев может быть и толстым и тонким, и тёмным и белым. Деревья бывают и с листьями, и с иголками. Но все же у всех деревьев много общего. А убедится в этом, нам поможет волшебный экран.

Мультимедийка «Строение дерева»

Ребята, какая часть дерева появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим у дерева?(потому что они под землёй).

У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.

Ребята, как вы думаете, для чего дереву нужны корни? Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.

Ребята, а как называется эта часть дерева? (ствол). Ствол дерева сверху покрыт корой. Она может быть гладкой, а может быть шершавой. Потрогайте, какая кора. А чем ещё она может отличаться? (цветом) Правильно. Она может быть светлой или тёмной взависимости от породы и возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора темнее.

Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у дерева? У каждого дерева есть ветви и листья. Они образуют крону дерева. А какое сейчас время года? Какого цвета крона осенью? Подул осенний ветер, подхватил осенние листочки и начался листопад. Вокруг себя повернись и в листочек превратись.

4. Физ. минутка.

Листья, словно бабочки, «летают»

Кружатся, порхают, «кружатся»

И крыльцо, и лавочку «приседают»

Листья осыпают.

Листопад, листопад «кружатся»

Осыпает старый сад.

5.Работа за столами.

Ребята, давайте выложим из наших листьев «Осенний ковёр»- возьмите правой рукой жёлтый лист клёна и положите его в центр салфетки. Справа – лист дуба, слева кленового листа – лист рябины, Сверху над кленовым листом – лист липы, снизу под жёлтым кленовым листом – красный кленовый лист.

Ребята, посмотрите, правильно ли вы выложили осенний ковёр. Кто выполнил задание правильно, похлопайте в ладоши и подойдите ко мне.

6. Ребята, угадайте, какое дерево здесь спряталось.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой – зимой,

Вся в серёжках – весной.

Сарафан зелёный – летом.

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит.

Золотистый плащ — шуршит.(берёзка)

Выставляется картинка « Берёзка».

7.Пальчиковая игра

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой

Как хорош ты лист цветной.

Чем отличается берёза от других деревьев? (стволом) Правильно. Ствол у берёзки белый, с чёрными крапинками. А ещё — расположением веток. Покажите куда растут веточки у деревьев? (вверх), а у ёлочки – вниз. А у берёзки – плакучие веточки: сначала вверх, а потом вниз. Давайте покажем. Вот какие красивые берёзки.

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать плакучую берёзку. Стволы у деревьев мы с вами уже учились рисовать. Давайте вспомним. Покажите ручками: рисуем ствол, потом веточки берёзы: вверх и вниз, вверх и вниз плавно. Молодцы. Ребята, скажите, а как можно быстро нарисовать листву берёзки? (тычком). Правильно. Краску для листвы набираем на жесткую, сухую кисточку немного и делаем несколько пробных тычков на бумаге.

8. Самостоятельная деятельность.

9. Итог. Посмотрите, какие замечательные берёзки у нас получились, настоящая берёзовая роща. Ребята, скажите чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось? Что было трудно?

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

(«Познание», «Коммуникация», «Социализация»)

ТЕМА: «Деревья»

С использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий

Программное содержание:

Цель : Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.

Задачи:

Образовательные: Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа).

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный, слуховой.

Приемы: Рассказ- беседа, игры,

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения на прогулке, изобразительная деятельность по теме «Деревья». Составление загадок о деревьях.

Чтение стихов и рассказов о деревьях. Рассматривание иллюстраций о лесе.

Материал: Стихи, пословицы, поговорки о деревьях, ветки деревьев с листьями, картинки с грибами.

Оформление: Иллюстрации и картинки с деревьями.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков образовательные области

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», « Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия.

Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы»

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Интернет ресурсы:

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети входят в группу, где звучит пение птиц

Воспитатель: Ребята куда это мы попали?

Дети: В лес.

В: В лесу много деревьев.

Отгадайте загадку: «Нам в дождь и зной поможет друг

Зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек» (Дерево)

Игра с мячом «Назови дерево»

Чем похожи деревья между собой?

Дети: У них есть корень, ствол, ветки, листья.

Где ещё растут деревья? (В парке, в саду, вдоль дорог.)

Основная часть:

Загадывание загадки: «Русская красавица,

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке

В белом сарафане» (Берёза)

«Стоит красавица на поляне

В белом сарафане, в желтом одеянии.

Летом цветёт, зимой греет.

Настанет весна - истечёт слеза» (Берёза)

Просмотр презентации « Русская береза»

«Что такое берёза?»

«Цвет осени»

« Поздняя осень»

«Зимняя берёза»

«Весенняя берёза»

«Плакучая Берёза»

«Берёза лекарь»

«Что же даёт человеку берёза?»

Физкультминутка «Березки». Дети изображают деревья в разное время года, следуя словами воспитателя:

Лето. Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Опадают листья на берёзах. Все чаще дует сильный,

порывистый ветер, который раскачивает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег прибегает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и появляются нежные листочки.

Игра: «Чьи детки с ветки?»

Дети называют листья к картинке-дереву.

Лист березы - к берёзе

Лист кленовый - к клёну

Лист дубовый - к дубу

Лист осиновый - к осине

Лист ивовый – к иве

Лист тополиный – к тополю

А кто подруга берёзы? (осина)

Послушайте загадку. «Если дунет ветерок,

Задрожит её листок,

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок осины»

В. Как вы думайте, чем отличаются берёза от осины?

Дети. У них разный цвет ствола. У берёзки ствол белый с чёрными черточками, а у осины серо- зелёный. В. Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы? Белоствольная берёза.

Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.

В. Ребята, для чего берёзе черные черточки?

Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.

Чем ещё отличаются эти деревья?

Обратите внимание листья одинаковые?

Разные. Лист осины круглый, с волнистыми краями, а у берёзы листья с зубчиками.

В. Давайте рассмотрим ветки, потрогаем их и сравним.

У осины ветки прочные, крепкие, а у берёзы, гибкие, нежные. Люди говорят, что коса, есть у берёзы.

Как вы думайте, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы как косы заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите, как много растет берёзок – подружек. Рассматривание иллюстрации. Такой лес называется берёзовой рощей или березняком. Лес, в котором растут только осины – осинник.

Лес, где растут – берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называются лиственными.

Упражнение на дыхание «Деревья и ветер»

Дети делятся на две группы: первая команда – ветер, вторая -деревья.

Команды встают друг против друга.

Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.

Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки, подул сильный ветер - качаются стволы деревьев.

Стараемся дышать правильно.


1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).

2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «деревья».

3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лес-ных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И т. д.) Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».



4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели....

У дуба ствол толстый, а у березы....

У клена листья большие, а у березы....

У березы ствол светлый, а у клена....

5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:



6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше ли-стья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)

7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опор-ным словам.


8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.


Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выгля-дывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.